Проблемы сценического воплощения оперы С. С. Прокофьева "Война и мир" в театрах Ленинграда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Иванова Надежда Сергеевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Иванова Надежда Сергеевна
Введение
Глава 1. Опера С. С. Прокофьева „Война и мир". История создания партитуры в контексте эпохи
Раздел 1.1. Контекст идеологических, эстетических и социально-
культурных процессов
Раздел 1.2. Формирование партитуры оперы «Война и мир». Редакция
1943 года
Глава 2. Работа над выпуском спектакля в двух частях. Малый оперный
театр, 1946-1947 годы. Рождение новой редакции
Глава 3. Премьера спектакля по одновечерней редакции. Малый оперный театр, 1955 год
Глава 4. Спектакль Театра оперы и балета им. С. М. Кирова 1977 год
завершающий аккорд ленинградской постановочной истории
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Современная западноевропейская опера на советской сцене 1920-х - 1930-х годов2015 год, кандидат наук Учитель, Константин Александрович
Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном театре XX - начала XXI веков2006 год, доктор искусствоведения Маркарьян, Надежда Александровна
Произведения отечественных композиторов XX века в Самарском академическом театре оперы и балета (1931-2011): история постановок, музыкально-сценические редакции2011 год, кандидат наук Лазанчина, Анна Васильевна
"Фальстаф" Джузеппе Верди на русской сцене2013 год, кандидат наук Плахотина, Татьяна Юрьевна
Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки опер композитора в России2003 год, кандидат искусствоведения Вайнштейн, Лариса Яковлевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы сценического воплощения оперы С. С. Прокофьева "Война и мир" в театрах Ленинграда»
Введение
Актуальность темы исследования. Эпопея С. С. Прокофьева «Война и мир» — произведение, актуальность которого не утрачивается с годами и при каждом обращении дает материал для новых размышлений и исследований. Особую роль в рождении и становлении этого произведения играет время его создания. Советское искусство остается связанным с одним из наиболее противоречивых, многогранных и сложных периодов культурного процесса минувшего столетия. За последние десятилетия объем исследовательской литературы, касающейся переосмысления наследия советской эпохи, значительно увеличился, однако представление об истории отечественной оперной сцены в контексте культурной политики второй половины XX века до сих пор остается неполным. Изучение партитуры Прокофьева в ее многообразии и воспроизведение сценических версий оперы позволяют рассмотреть важный для истории музыкального театра вопрос саморазвития театра, его реакции на эстетические запросы времени, его неразрывную связь с общественным сознанием каждой последующей эпохи. Специальные исследования истории постановок «Войны и мира» отсутствуют, таким образом до сих пор остаются лакуны в картине движения историко-культурного процесса.
Ценность оперы «Война и мир» как музыкального произведения признавалась изначально, но качество сценичности остается недооцененным и сегодня. В то время как уникальность этого сочинения состоит в том, что оно создавалось в тесном взаимодействии композитора с практиками театра — с музыковедом С. И. Шлифштейном, режиссером Б. А. Покровским, дирижером С. А. Самосудом. Это позволяет говорить не только о привычном влиянии партитуры на сценический облик, но и наоборот — о проникновении театральных законов в музыкальную драматургию и средства выразительности. Благодаря этому взаимодействию каждая последующая постановка «Войны и мира» рождает новую музыкально-сценическую версию произведения. Также
важной особенностью эпопеи «Война и мир» является существование трех различных редакций оперы и большого количества дополнительного материала, что привело к разомкнутой структуре сочинения и отсутствию единого авторского варианта.
Диссертация посвящена началу сценической судьбы оперы «Война и мир» на двух крупнейших музыкальных сценах Ленинграда — в Малом оперном театре и в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Спектакли 1946, 1955 и 1977 годов составляют единый этап советского музыкального театра, существующий в рамках парадигмы, в которой музыкально-сценическое произведение находилось в тесной взаимосвязи партитуры, музыки и сцены и было нацелено прежде всего на воплощение замысла композитора. Следующая постановка «Войны и мира» появилась на театральной сцене только в 1991 году, когда Ленинграду возвращается имя Петербург. И уже не в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова, а в Мариинском театре В. А. Гергиев совместно с английским режиссером Грэмом Виком показали свою версию этого произведения. С данного момента театр ощутил на себе погружение в эпоху постмодернизма, в которой режиссер вступает в совершенно иные — свободные, часто конфликтные и драматические — взаимоотношения с композитором. Таким образом, к 1990-м годам предыдущая эпоха музыкального театра оказывается завершенной.
Ленинградские постановки, выбранные в качестве объекта изучения, позволяют сформировать представление о законченном этапе сценической истории оперы «Война и мир», связанной с особенностями ленинградской школы постановочного искусства. Кроме того, научной работы, отражающей сценическую историю «Войны и мира», на сегодняшний день не существует, поэтому данное диссертационное сочинение актуализирует тему, которая прежде не становилась предметом самостоятельного изучения.
В диссертации предпринята попытка реконструировать и проанализировать оперные постановки в контексте общественно-политических событий времени, определить способ взаимодействия режиссера, дирижера, художни-
ка, актера и зрителя в системе изменяющихся координат советского искусства. Такой подход позволяет объективно определить место и значение ленинградских постановок «Войны и мира» в истории русского музыкального театра, сформулировать важную для процессов его развития проблематику.
Научную новизну диссертации определяет впервые проведенное комплексное исследование проблемы сценического воплощения оперы «Война и мир» в театрах Ленинграда, которая прежде находилась за пределами специального внимания. Для реконструкции постановок было изучено большое количество архивных документов, прежде не востребованных историками музыкального театра и вводимых в научный оборот впервые. Важен также в аспекте тесной связи со сценой аналитический взгляд на процесс создания Прокофьевым оперы «Война и мир». Новый вектор исследования одного из важнейших произведений музыкального искусства раскрывает причины, по которым к нему обращаются ключевые фигуры театра в переломные моменты истории и жизни общества.
Научная гипотеза. Произведение «Война и мир», в связи с особенностями создания и историей первых постановок, представляет собой явление, позволяющее авторам спектаклей использовать различные варианты композиторского текста для создания собственных музыкально-сценических партитур.
Объект исследования — оперный театр советского времени.
Предмет исследования — сценическая судьба оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в театрах Ленинграда.
Цель исследования — проследить сценическую судьбу оперы «Война и мир» на театральных подмостках Ленинграда; изучить принципы взаимодействия участников постановочного процесса; погрузить спектакли в контекст эстетических норм времени и определить значение спектаклей в истории русского музыкального театра.
В соответствии с обозначенной целью, определяются первостепенные исследовательские задачи:
— рассмотреть проблему взаимоотношения музыкального произведения с литературным первоисточником, особенно актуальную при изучении про-кофьевского произведения «Война и мир», поскольку в его основе лежит «великое произведение великого писателя» — одноименный роман Л. Н. Толстого;
— определить особенности сочинения Прокофьева, с которыми сталкиваются постановщики при его сценическом воплощении;
— реконструировать спектакли 1946, 1955 и 1977 годов;
— вписать сценическую историю «Войны и мира» в исторический и эстетический контекст, выявить логику изменений облика самого сочинения Прокофьева и постановок оперы «Война и мир» в период военных и послевоенных 1940-х, рубежных, называемых «оттепелью» 1950-х годов и «застойных» 1970-х;
— показать на примере спектаклей по опере «Война и мир», как в определенный исторический период выстраивались взаимоотношения музыки и сцены и как это отражалось на облике спектакля;
— проанализировать отзывы критиков и ученых на рассматриваемые постановки и показать процессы формирования профессионального мнения по ним.
Материал исследования. В основе диссертационного сочинения лежат опубликованные монографии, сборники статей и учебные пособия отечественных и зарубежных исследователей. В работе использован обширный материал из периодических изданий 1930-1970-х годов, посвященный как непосредственно постановкам оперы «Война и мир», так и общеэстетическим темам, позволяющий судить о движении театрального, общекультурного и социального процесса этого времени. Необходимым источником для театроведческой реконструкции постановок явились материалы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), письма и телеграммы композитора, хранящиеся в фонде Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и в фонде Все-
российского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВМОМК им. М. И. Глинки), архивные документы, опубликованные в книге «С. С. Прокофьев: к 125-летию со дня рождения. Письма, документы, статьи, воспоминания»1 и в книге «Из архивов русских музыкантов»2, а также стенограммы поспектакльных обсуждений, эскизы костюмов и декораций, фото- и видеоматериалы, хранящиеся в музее бывшего Малого оперного (ныне Михайловского) театра.
Методологическая основа. Методология работы опирается на принцип историзма в изучении музыкальной драматургии и спектакля, выработанный отечественной театроведческой школой. Культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть театральные постановки с привлечением отзывов критиков и современников, а также отразить процессы, влияющие на мышление авторов и постановщиков советского театра. Социологический и исто-рико-политический подходы позволяют изучить государственные механизмы идеологического контроля и их воздействие на театр советского времени. Основы контекстуального анализа в изучении архивных материалов и откликов прессы способствуют воссозданию в возможно полном объеме рассматриваемые спектакли. Методологический комплекс опирается на рассмотрение и обобщение результатов ранее предпринятых исследований сквозь призму современных театроведческих подходов.
Теоретическая база. В конце XX — начале XXI века возрастает интерес к переосмыслению процессов, протекавших в советский период. Появляется большое количество работ, рассматривающих данный период с различных точек зрения, используя разнообразные подходы и методы. Необходимым источником для данного исследования оказались работы общеэстетического и культурологического плана, в которых сталинская эпоха изучается с современных позиций. Среди отечественных ученых интерес представляют труды
1 С. С. Прокофьев: К 125-летию со дня рождения: Письма, документы, статьи, воспоминания / [автор проекта, редактор-составитель Е. С. Власова, доктор искусствоведения, профессор]. М., 2016. 544 с.
2 Из архивов русских музыкантов: [Публикации и статьи]. М., 1962. 200 с.
Ф. Розенера, А. Сувалко, Р. Хастановой, Е. Добренко, В. Г. Власова и О. Булгаковой, В. Жидкова и К. Соколова. Отдельного внимания заслуживают мо-
12 3
нографии Н. Степанян , Е. Деготь и М. Голубкова , которые встраивают рассматриваемый период в общий контекст отечественного искусства XX века. Следует отметить книги и статьи, где понятия «соцреализм» и «советское искусство» изучаются с точки зрения культурологии и социологии. Среди них наиболее примечательны публикации И. Н. Голомшток4, Н. Н. Козловой5, Л. Г. Ионина6, И. П. Смирнова7, А. К. Якимовича8, М. К. Рыклина9. С антропологической точки зрения искусство соцреализма и вопросы взаимодействия автора, зрителя и власти подробно исследуются в диссертации на соискание доктора философских наук Т. А. Кругловой «Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль» (Екатеринбург, 2005).
Среди зарубежных изданий полезными были работы Д. Гойови10, Б. Гройса11 и К. Кларк12, в которых искусство соцреализма помещается в общеполитическую систему ценностей. Особый интерес представляет фундаментальный сборник статей под редакцией Х. Гюнтера и Е. Добренко «Соцреа-
1 Степанян Н. С. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Нонна Степанян. М., 1999. 315 с.
2 История русского искусства: в 3 кн. Кн. 3: Русское искусство XX века / Екатерина Деготь. М., 2002. 223 с.
3 Голубков М. М. Русская литература XX в. После раскола: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филология", специальностям "Филология" и "Литературоведение" / М.М. Голубков. М., 2001. 267 с.
4 Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство / И. Голомшток. М., 1994. 294 с.
5 Козлова Н.Н. Социализм и сознание масс: Социально-философские проблемы / Н. Н. Козлова; Отв. ред. д-р филос. наук Л. И. Новикова. М., 1989. 158 с.
6 Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. М., 2004. 427 с.
7 Смирнов И.П. Обновлять социализм творчеством / И. П. Смирнов. М., 1989. 62 с.
8 Якимович А.К. Реализмы двадцатого века: Магический и метафизический реализм. Идеологический реализм. Сюрреализм / Александр Якимович. М., 2000. 176 с.
9 Рыклин М.К. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция / Михаил Рыклин. М., 2009. 128 с.
10 Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов: [исследование с музыкальными иллюстрациями] / Детлев Гойови; пер. с нем. и общ. ред. Н. Власовой. М., 2005. 368 с.
11 Гройс Б. Е. Стиль Сталин // Гройс, Б. Е. Утопия и обмен: [сборник] / Б. Гройс. М., 1993. С. 11112.
12 Кларк К. Положительный герой как вербальная икона // Соцреалистический канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. М., 2000. С. 569-584.
листический канон»1 (М., 2000), в котором дан срез работ западных ученых, изучающих различные виды и жанры советского искусства в аспекте взаимодействия искусства и идеологии.
Стоит отметить работу известного современного исследователя искусства советского периода Е. А. Добренко «Поздний сталинизм: эстетика политики» (М., 2020), где он погружается в непростые взаимоотношения искусства и власти с позиции современного взгляда на советскую эпоху. В работе В. Жидкова и К. Соколова «Культурная политика России: теория и история» (М., 2001) делается акцент на более предметном разговоре о культурной политике 1960-1970-х годов.
Историческая база. Число театроведческих исследований, посвященных оперному театру советской эпохи, весьма ограничено. Наиболее основательным трудом до сих пор остается книга А. А. Гозенпуда «Русский советский оперный театр (1917-1941)», написанная в 1963 году. Однако данная работе не охватывает исследуемый в диссертации период. Изучению театрального процесса Малого оперного театра посвящены труды Е. В. Третьяко-вой2, делающей акцент на вопросах режиссуры в советском музыкально-театральном искусстве 1920-1930-х годов, и исследования К. А. Учителя , рассматривающего интересующий нас период прежде всего с точки зрения организации театрального процесса. Существуют отдельные театроведческие исследования по оперной режиссуре. Сборник записей репетиций и экспликаций спектаклей «Б. А. Покровский ставит советскую оперу»4, подготовленный в печать М. А. Чуровой, а также труды самого Б. А. Покровского «Моя жизнь — опера», «Размышления об опере» и «Ступени профессии», которые позволяют понять постановочные принципы режиссера.
1 Соцреалистический канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. М., 2000. 1036 с.
2 Третьякова Е. В. Проблемы сценического воплощения советской оперы: опыт МАЛЕГОТа в 1920-1930-е гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / СПб гос. акад. театр. искусства. Л., 1985. 200 с. [Автор благодарит за возможность ознакомиться с материалом]
3 Учитель К.А. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948) организация и творчество: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / СПб гос. акад. театр. искусства. СПб., 2005. 280 с. [Автор благодарит за возможность ознакомиться с материалом].
4 Б. А. Покровский ставит свою советскую оперу / ред. М. А. Чурова. М., 1989. 288 с.
Работа дирижера в советском музыкальном театре в научной литературе затронута мало. Материалы по этому вопросу автор черпал из воспоминаний и размышлений о природе профессии самих дирижеров. Здесь следует отметить книгу Дж. В. Хагаровой «Юрий Темирканов. Монолог» и сборник «С. А. Самосуд: Статьи. Воспоминания. Письма», составленный искусствоведом О. Л. Данскер. Из позднейших трудов на данную тему примечательны книги Н. А. Маркарян1.
Литература вопроса. Существует также большое количество музыковедческой литературы, посвященной творчеству Прокофьева и, в частности, его опере «Война и мир», которая разбирается с точки зрения анализа формы и стиля, где рассматривается процесс формирования партитуры и либретто в трактовке и переработке романа Толстого. В советское время над этой темой работали Е. Мнацаканова2, М. Сабинина3, Л. Полякова4 , И. Нестьев5 , И. Мартынов6 , А. Утешев7 . Они давали оценку творчеству композитора, исходя из критериев своего времени. Особенно интересно для нас исследование А.
о
Волкова «"Война и мир" Прокофьева: Опыт анализа вариантов оперы», выпущенное в 1976 году. В нем автор, опираясь на автограф и рукописную копию клавира, сделанную П. Ламмом, провел сравнительный анализ авторских вариантов оперы «Война и мир», в том числе не опубликованных. Эта работа позволяет полнее понять первоначальный замысел Прокофьева конца 1930-х годов и через анализ дополнительных источников проследить его изменения, происходившие в процессе подготовки партитуры для первого концертного исполнения в 1945 году и в процессе работы над спектаклем 19461947 годов, а также преобразования, сделанные композитором после 1948 го-
1 Маркарян Н. А. Портреты современных дирижеров / Надежда Маркарян. М., 2003. 301 с.
2 Мнацаканова Е. А. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир»: Пояснение. М., 1959. 72 с.
3 Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М., 1963. 292 с.
4 Полякова Л. В. Война и мир С.С. Прокофьева. 2-е изд. М., 1971. 152 с.
5 Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 1973. 73 с.
6 Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974. 560 с.
7 Утешев А. П. История создания оперы С. Прокофьева «Война и мир» // Черты стиля С. Прокофьева: Сборник теоретических статей / [Сост., ред. и авт. предисл. Л. Бергер]. М., 1962. С. 58-82.
8 Волков А. И. «Война и мир» Прокофьева: Опыты анализа вариантов оперы / А. Волков. М., 1976. 136 с.
да. Во многих работах советских музыковедов можно отметить корректировку выводов и суждений о музыкальном стиле Прокофьева и о причинах многократных переделок музыкального материала.
Изучение музыки Прокофьева сквозь призму нового взгляда на советское искусство начинается только в конце XX века. В данном аспекте наиболее интересны статьи М. Тараканова, опубликованные в сборнике 1997 года «Русская музыка и XX век»1, где впервые сделана попытка рассмотреть музыку композитора в контексте творчества его западноевропейских современ-
Л
ников, и работа Е. С. Власовой «1948 год в советской музыке» (М., 2010), где формулируется и рассматривается процесс развития советского музыкального искусства как противоборство «художественной» и «агитационной» позиций. Примечательны работы М. Г. Раку «Социологический контекст становления советской оперы» (М., 2007) и «Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930-1940-х годов: лиризация дискурса» (М., 2009), дающие социологический, культурологический и исторический ракурсы рассмотрения избранной проблематики.
Среди материалов, опубликованных в начале XXI века, следует отметить «Дневник» Прокофьева3 в трех томах, изданный в Париже в 2002 году. Здесь впервые достаточно полно освещены годы пребывания композитора за рубежом. Эти сведения позволяют лучше понять мировоззрение и мышление Прокофьева, истоки его музыкального стиля.
Отдельного внимания заслуживает фундаментальный труд Е. Ручьев-ской «„Война и мир". Роман Л. Толстого и опера С. Прокофьева»4, продолживший творческие искания музыковедов в сфере русской оперной классики. Особое место занимает работа Е. В. Долинской «Театр Прокофьева. Иссле-
1 Тараканов М. Е. Прокофьев: Многообразие художественного сознания // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Арановский. М., 1997. С.185-213; Тараканов М. Е. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Арановский. М., 1997. С. 265-303.
2 Власова Е. С. 1948 год в советской музыке / Е. С. Власова. М., 2010. 455 с.
3 Прокофьев С.С. Дневник 1907-1933: в 3 т. / Сергей Прокофьев. Париж, 2002.
4 Ручьевская Е.А. Война и мир: роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева / Е. А. Ручьевская. СПб., 2010. 476 с.
довательский очерк» 1, где дается обзор всего творчества Прокофьева — и театрального, и симфонического, и инструментального в контексте суждений современников, подвластных смене общественных настроений.
Исследований, освещающих творчество Прокофьева с точки зрения театра, крайне мало. Самое крупное издание в этой области — книга Л. Дань-
л
ко «Театр Прокофьева в Петербурге», выпущенная в 2003 году. Автора интересуют именно спектакли по операм Прокофьева, а партитуры рассматриваются с точки зрения театра. Однако главный акцент в данной работе сделан на опере «Огненный ангел», остальные названия возникают лишь эпизодически. Таким образом, постановки 1940-1950-х и 1970-х годов не попадали в поле зрения современных исследователей театра.
Поэтому для формирования наиболее развернутого и полного представления о сценической истории ленинградских постановок «Войны и мира» автором заново переосмыслен материал критических и информационных статей, опубликованных в центральных и ленинградских газетах и журналах 1940-1970-х годов. Значительную роль для понимания вопроса сыграли высказывания В. М. Богданова-Березовского, Б. Арапова, М. Сабининой, С. Шлифштейна, Э. А. Шулепова, М. Бялика, Л. Данько, П. Герман и др.
Положения, выносимые на защиту
1. Выявить изменения, которые претерпела партитура оперы «Война и мир» под влиянием театра при участии дирижеров С. А. Самосуда (1946), Э. П. Грикурова (1955), Ю. Х. Темирканова (1977) и режиссера Б. А. Покровского.
2. На основании театроведческого анализа спектаклей показать, что в советское время до 1990-х годов доминирует принцип, по которому в музыкальном театре главенствует дирижер и музыкальная драматургия определяет сценическую.
1 Долинская Е.В. Театр Прокофьева: Исследовательские очерки / Е. Долинская. М., 2012. 376 с.
2 Данько Л.Г. Театр Прокофьева в Петербурге / Л. Данько. СПб., 2003. 205, [2] с.
3. Доказать, что природа музыкального театра позволяла преодолевать рамки «большого стиля» соцреализма, рождая произведения, внешне соответствующие предписанным канонам, а внутренне сохранявшим стилистическую и художественную индивидуальность постановщиков.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Итоги теоретической части могут стать основой для новых работ в данном направлении и способствовать формированию метода изучения и исторической реконструкции спектаклей по оперным произведениям. Основные положения и выводы возможно учесть в ходе рассмотрения вопросов политической, культурной и социальной истории в контексте жизни музыкального театра 19401970-х годов. Материалы, вошедшие в текст, полезно использовать в подготовке курсов по истории музыкального театра при обучении музыковедов, театроведов, режиссеров, актеров и продюсеров в семинарских занятиях по истории советской культуры и советского музыкального театра, а также в ходе практической деятельности постановщиков.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстрадного искусства и музыкального театра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный институт сценических искусств» (далее — РГИСИ) и была рекомендована к защите. Основные позиции были изложены в докладах, сделанных на аспирантских конференциях «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (2011 год и 2012 год, СПб.). Материалы работы использовались при подготовке и чтении лекций по истории музыки на кафедре вокала и музыкального театра РГИСИ (2012-2013 годы). Главные научные результаты диссертационного исследования отражены в ряде публикаций, в том числе в изданиях ВАК, общим объемом 2 печатных листа.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы (201 наименования).
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, определяются задачи исследования, рассматривается литература вопроса.
Первая глава «Опера С. С. Прокофьева „Война и мир". История создания партитуры в контексте эпохи» состоит из двух разделов. В первом «Контекст идеологических, эстетических и социально-культурных процессов» рассматриваются процессы, происходящие в советском искусстве и обществе 1930-1940-х годов.
Второй раздел «Формирование партитуры оперы „Война и мир". Редакция 1943 года» восстанавливает процесс написания оперы «Война и мир». Подробно исследуется история создания первой редакции партитуры и влияние на ее облик государственных структур, транслирующих определенную идеологию времени.
Вторая глава «Работа над выпуском спектакля в двух частях. Малый оперный театр, 1946-1947 годы. Рождение новой редакции» (режиссер Б. Покровский, дирижер С. Самосуд, художник В. Дмитриев) выявляет постановочные принципы МАЛЕГОТа 1940-х годов, восстанавливает историю создания Прокофьевым второй редакции партитуры. Здесь реконструируется спектакль 1946 года по первой части оперы, определяется вклад каждого из постановщиков — дирижера Самосуда, художника Дмитриева и режиссера Покровского. Приводятся мнения ведущих критиков 1940-х годов об опере Прокофьева и спектакле Малого оперного театра. Выявляются причины, не позволившие второй части оперы увидеть свет рампы в 1947 году.
В третьей главе «Премьера спектакля по одновечерней редакции. Малый оперный театр, 1955 год» (режиссер Б. Покровский, дирижер Э. Грикуров, по эскизам 1946, 1947 годов В. Дмитриева) говорится о влиянии социально-политических процессов конца 1940-х — начала 1950-х годов на облик третьей, одновечерней редакции оперы «Война и мир». Реконструируется спектакль 1955 года и определяется роль дирижера Э. П. Грикурова и режиссера Б. А. Покровского в работе над постановкой. Показаны изменения
взглядов критики, ощущающих «дыхание оттепели», на произведение Прокофьева и спектакль Малого оперного театра.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
«Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова на русской сцене2019 год, кандидат наук Саяпина Анна Викторовна
Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен2005 год, кандидат искусствоведения Розенберг, Марина Семеновна
Действенная интонация в режиссуре и мастерстве актера музыкального театра2011 год, кандидат искусствоведения Чепинога, Алла Валерьевна
"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков: динамика режиссерских концепций2015 год, кандидат наук Баканова, Людмила Николаевна
Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организация и творчество2005 год, кандидат искусствоведения Учитель, Константин Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова Надежда Сергеевна, 2024 год
Список литературы
I. Книги и статьи из книг: (текст: непосредственный)
1. Ансимов, Г. П. Сергей Прокофьев: Тропою оперной драматургии. Режиссерские прикосновения / Г. П. Анисимов. - Москва: ГИТИС, 1994. -176 с., 32 с. фот
2. Арановский, М. Г. Мелодика С. Прокофьева: Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. - Ленинград: Музыка, 1969. - 231 с.
3. Асафьев, Б. В. Критические статьи, очерки и рецензии: из наследия конца десятых - начала тридцатых годов / Б. Асафьев (Игорь Глебов); [Сост. и авт. коммент. И. В. Белецкий]. - Москва; Ленинград: Музыка, 1967. - 300 с.
4. Асафьев, Б. В. Очерки советского музыкального творчества / Ред. коллегия: Б. В. Асафьев, А. А. Альшванг [и др.]. - Москва; Ленинград: Муз-гиз, 1947. - 320 с
5. Астель, А. С.А. Самосуд // Большой театр. Великие имена: к 225-летию ГАБТа. - Москва: РИК Русанова, 2001. С. 333-342.
6. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва: Художественная литература, 1975. -504 с.
7. Березкин, В.И. В.В. Дмитриев / В. И. Березкин. - Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - 296 с.: ил.
8. Богданов, А.А. О пролетарской культуре. 1904-1924 / А. Богданов. - Ленинград; Москва: Книга, 1925. -344 с.
9. Богданова, А.В. Музыка и власть: Постсталинский период / А. Богданова. - Москва: Наследие, 1995. -432 с.
10. Богданов-Березовский, В.М. Советская опера / Общая ред. М. А. Глух. - Ленинград; Москва: Всероссийское театральное общество, 1940. -264 с.
11. Буторина, Е.И. Дмитриев В. // Художники театра о своем творчестве: Акимов. Бобышов. Босулаев. Вильямс. Дмитриев. Константиновский. Медовщиков. Пименов. Рабинович. Рындин [и др.]: Сборник. - Москва: Сов. художник, 1973. - С. 99 - 132.
12. Вельтер, Н.Л. Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. - Ленинград: Сов. композитор, 1984. - 195 с.
13. Власов, В.Г. Социалистический реализм // Власов, В.Г. Стили в Искусстве. Словарь: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: в 3 т. Т. 1 / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург: Кольна, 1995. - С. 531-533.
14. Власова, Е. С. 1948 год в советской музыке / Е. С. Власова. -Москва: Классика-ХХ1, 2010. - 455 с.
15. Волков, А. И. «Война и мир» Прокофьева: Опыты анализа вариантов оперы / А. Волков. - Москва: Музыка, 1976. - 136 с.
16. Гершзон, М. М. Закат Сталина и Оттепель. Управление культурой в СССР в 1950-х - начале 1960-х гг. - Москва: Модест Колеров, 2018. -392 с.
17. Гойови, Д. Новая советская музыка 20-х годов: [исследование с музыкальными иллюстрациями] / Детлев Гойови; пер. с нем. и общ. ред. Н. Власовой. - Москва: Композитор, 2005. - 368 с.
18. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Голомшток. -Москва: Галарт, 1994. - 294,[1] с., [32] л. ил.; 23 см.
19. Голубков, М. М. Русская литература XX в. После раскола: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филология", специальностям "Филология" и "Литературоведение" / М.М. Голубков. -Москва: Аспект Пресс, 2001. - 267 с.
20. Городинский, В. М. Опера и балет // Советский театр: К 30-летию Советского государства / Под общ. ред. проф. М. С. Григорьева. -Москва: ВТО, 1947. - С. 443-551.
21. Граничева, Н.А. Проблема режиссерского языка в системе искусства времен социализма // Символ, символическое, символизация в искусстве и культуре. проблемы языка искусства. - Санкт-Петербург: РИИИ, 2001. - С. 106-110.
22. Гройс, Б. Е. Стиль Сталин // Гройс, Б. Е. Утопия и обмен: [сборник] / Б. Гройс. - Москва: Издательство «ЗНАК», 1993. - С. 11-112.
23. Гюнтер Х. Тоталитарное государство как синтез искусств // Соцреалистический канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Доб-ренко. - Москва: Академический проект, 2000. - С. 7 - 15.
24. Данько, Л. Г. Комическая опера в XX веке: Очерки / Л. Данько-Ленинград: Сов. композитор, 1986. - 200 с.: нот., ил.
25. Данько, Л. Г. Сергей Сергеевич Прокофьев, 1891-1953: Популярная монография / Л. Данько. - Ленинград: Музыка, 1983. - 96 с. : ил.
26. Данько, Л.Г. Театр Прокофьева в Петербурге / Л. Данько. -Санкт-Петербург: Академический проект, 2003. - 205, [2] с., [16] л. ил., портр., факс., цв. ил.
27. Деятели русского искусства и М.Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств: апрель 1939 — январь 1948: свод писем / подг. В.В. Перхиным. - Москва: Наука, 2007. -790 с.
28. Добренко, Е.А. Поздний сталинизм: Эстетика политики: в 2 т. Т. 1 / Е. А. Добренко. - Москва: Новое литературное образование, 2020. - 712 с.
29. Долинская, Е. Б. Еще раз о театральности у Прокофьева // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры: Сб. науч. тр. / Е. Долинская. -Москва: МГК, 1993. Вып.5. С. 192-217.
30. Долинская, Е.В. Театр Прокофьева: Исследовательские очерки / Е. Долинская. - Москва: Композитор, 2012. - 376 с. [1] л. портр.: ил., ноты.
31. Друскин, М. С. К премьере оперы «Война и мир» Прокофьева // Друскин, М. С. Избранное: Монографии. Статьи / М. Друскин. - Москва: Сов. композитор, 1981. - С. 225-227.
32. Друскин, М. С. Музыкальный театр Прокофьева // Друскин, М. Избранное: Монографии. Статьи / М. Друскин. - Москва: Сов. композитор, 1981. - С. 212-224.
33. Запорожец, Н.В. Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева // Вопросы музыкознания: в 3 т. Т. 3. - Москва: Гос. музыкальное изд-во, 1960. - С. 39-87.
34. Из архивов русских музыкантов: [Публикации и статьи]. -Москва: Музгиз, 1962. -186 с., 6 л. ил.: нот. ил.
35. Из истории русской советской режиссуры 1940-х годов: Сб. науч. тр. / [Ред.-сост. Т. Б. Забозлаева]. - Ленинград: ЛГИТМиК, 1980. - 192 с.
36. Ионин, Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. - Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.
37. История Коммунистической партии Советского Союза / [Б. Н. Пономарев, М. С. Волин, В. С. Зайцев и др.]. -7-е изд., доп. - Москва: Политиздат, 1985. - 783 с.
38. История русского драматического театра: От его истоков и до конца XX века: учебник / [Л. М. Старикова и др.]; отв. ред. Н. С. Пивоварова; ГИТИС. - 3-е изд., испр. - Москва: ГИТИС, 2005. - 506 с.
39. История русского искусства: в 3 кн. Кн. 3: Русское искусство XX века / Екатерина Деготь. - Москва: Трилистник, 2002. - 223 с.
40. Кабалевский, Д. Б. Прокофьев С. // Кабалевский, Д. Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества / Д. Кабалевский. - Москва: Музыка. 1981. С. 9-20.
41. Кларк, К. Положительный герой как вербальная икона // Соцреа-листический канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. -Москва: Академический проект, 2000. - С. 569-584.
42. Козлова, Н.Н. Социализм и сознание масс: Социально-философские проблемы / Н. Н. Козлова; Отв. ред. д-р филос. наук Л. И. Новикова. - Москва: Наука, 1989. -158 с.
43. Кремлев, Ю. А. Эстетические взгляды С.С. Прокофьева: По материалам высказываний. - Москва; Ленинград: Музыка, 1966. -155 с.
44. Культурная политика России: теория и история / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - Москва: Сервис, 2001. - 590 с.
45. Ленин, В.И. (1970[1923]). О кооперации // Ленин, В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т. 45. - Москва: Политиздат, 1964. - 729 с.
46. Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. - Ленинград; Москва: Искусство, 1957. - 96 с.: ил.
47. Литвин, А.Л. Российская историография государственного террора в стране, 1917-1953 / А. Л. Литвин. - Москва: Собрание, 2019. -366 с.
48. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семи-осфера - история / Ю. М. Лотман. - Москва: Языки рус. культуры, 1996. -464 с.
49. Любомудров, М.Н. Режиссура 1940-х гг. // Из истории русской советской режиссуры 1940-х гг. - Ленинград: ЛГИТМиК, 1980. - С. 5-57.
50. Маркарян, Н. А. Портреты современных дирижеров / Надежда Маркарян. - Москва: Аграф, 2003. - 301, [1] с.: ил., портр.
51. Марков, П.А. В художественном театре: 1898-1948 / П. Марков.
- Москва: Всероссийское театральное общество, 1976. - 608 с.
52. Мартынов, И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. -Москва: Музыка, 1974. - 560 с.: ил., нот. ил.
53. Менцель, Б. Все бельканто трудящимся, или Опера сталинской эпохи // Соцреалистический канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. - Москва: Академический проект, 2000. - С. 980-998.
54. Михайлов, Л. Д. Монолог о «Войне и мире» // Михайлов, Л. Д. Семь глав о театре: Размышления, воспоминания, диалоги / Л. Д. Михайлов.
- Москва: Искусство, 1985. - С. 149-158.
55. Михеева, Л. В. Война и мир С.С. Прокофьева // Михеева, Л. В. В мире оперы: Попул. очерки / Л. Михеева, Т. Розова. - Ленинград: Сов. композитор. 1989. - С. 144-150.
56. Мнацаканова, Е. А. Опера С.С. Прокофьева «Война и мир»: Пояснение. - Москва: Сов. композитор, 1959. -72 с.
57. Нестьев, И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Сов. композитор, 1973. - 660 с., 24 л. ил.
58. Очерки истории Ленинграда: в 7 т. Т. 7: 1866-1980 / И. А. Башин-ская, А. З. Ваксер, А. В. Гоголевский и др.; Редкол.: А. З. Ваксер (отв. ред.). -1989. - 474 с.
59. Очерки истории русского советского театра: в 3 т. Т. 2: 19351945. - Москва: АН СССР, 1960. - 775 с.
60. Очерки истории русского советского театра: в 3 т. Т. 3: 19451959. - Москва: АН СССР, 1961. - 641с.
61. Панорама" 83: Ежегодник по искусству для молодежи / [Ред.-сост. В. Аксенок]. - Москва: Молодая гвардия, 1984. -191 с
62. Покровский Б.А. ставит советскую оперу / Ред. М.А. Чурова. -Москва: Сов. композитор, 1989. - 288 с.
63. Покровский, Б.А. Дирижеры // Покровский Б. А. Что, для чего и как? / Борис Покровский. - Москва: Слово, 2002. - С. 140-157.
64. Покровский, Б.А. Моя жизнь - опера / Борис Покровский. -Москва: Аграф, 1999. - 272 с.
65. Покровский, Б.А. Размышления об опере / Борис Покровский. -Москва: Всероссийское театральное общество, 1979. -196 с.
66. Покровский, Б.А. Ступени профессии / Борис Покровский. -Москва: Всероссийское театральное общество, 1984. - 343 с.
67. Полякова, Л. В. Война и мир С.С. Прокофьева. -2-е изд. -Москва: Музыка, 1971. - 152 с.: ил., нот. ил.
68. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели». 10 февраля 1948 г. // Власть и художественная интел-
лигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953 / Под ред. А. Н. Яковлева. - Москва: МФД, 1999. - С. 630-634.
69. Проект записки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову о запрещении постановки оперы В. И. Мурадели «Великая дружба» [Не ранее 1 августа 1947 г. — не позднее 9 января 1948 г.] // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 19171953 / Под ред. А. Н. Яковлева. - Москва: МФД, 1999. - С. 627-628.
70. Прокофьев С.С. Воспоминания, письма, статьи: К 50-летию со дня смерти / [Ред.-сост.: М. П. Рахманова]. - Москва: Дека-ВС, 2004. - 417 с.
71. Прокофьев С.С. Статьи и исследования / Сост. В.М. Блок. -Москва: Музыка, 1972. - 333 с.: портр., нот. ил.
72. Прокофьев, С.С. Дневник 1907-1933: в 3 т. / Сергей Прокофьев.
- Париж: Coordination Impression DIACOM, 2002.
73. Прокофьев, С.С. Автобиография / С. С. Прокофьев; [Подгот. текста и коммент. М. Г. Козловой]. - 2-е изд., доп. - Москва: Сов. композитор, 1982. - 600 с.
74. Прокофьев, С.С. Нотографический справочник /Сост. С.И. Шлифштейн. - Москва: Сов. композитор, 1962. - 78 с.
75. Прокофьев, С.С. Собрание сочинений: в 20 т. Т.7 / Перелож. для пения с ф.-п. Л.Т. Атовмьяна; Вступит. статьи Д. Кабалевского и И. Нестьева.
- Москва: Музгиз, 1958. - 221 с.
76. Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей [из газ. "Правда", "Комсомольск. правда" и "Лит. газ."]. -Москва: ИЗО-ГИЗ,1937. -79 с.
77. Райский, И.Г. Неприятель вступил в наши пределы // Записки филарманьяка / Иосиф Райский. - Санкт-Петербург: Международный общественный фонд культуры и образования, 2017. - С. 242-245.
78. Репрессированная музыка / Сост., текст Михаил Калужский. -Москва: Классика-ХХ1, 2007. - 56 с.
79. Розинер, Ф. Я. Соцреализм в советской музыке // Соцреалисти-ческий канон / Сб. статей под общ. ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. - Москва: Академический проект, 2000. - С. 166-179.
80. Розинер, Ф. Я. Токката жизни: Прокофьев: Музыковедческое повествование. Вып. 55 / Ф. Я. Розинер. - Москва: Молодая гвардия, 1978. -208 с.
81. Ростовцев, М.А. Страницы моей жизни / М. А. Ростовцев. - Ленинград: Гос. Ордена Ленина Академический Малый оперный театр, 1939. -178 с.
82. Ротбаум, Л. Д. Опера и ее сценическое воплощение: Записки режиссера. - Москва: Сов. композитор, 1980. - 262 с.
83. Ручьевская, Е.А. Война и мир: Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева / Е. А. Ручьевская. - Санкт-Петербург: Композитор, 2010. -476 с.
84. Рыклин, М.К. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция / Михаил Рыклин. - Москва: Новое лит. обозрение, 2009. -128 с
85. Рыков, А.И. О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства // XV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Стенографический отчет. - М.; Л.: Государственное издательство, 1928. - С.760-783.
86. Рындин, В.Ф. Художник в театре. - Москва: ВТО, 1966. -256 с.
87. С. С. Прокофьев: К 125-летию со дня рождения: Письма, документы, статьи, воспоминания / [автор проекта, редактор-составитель Е. С. Власова, доктор искусствоведения, профессор]. - Москва: Композитор, 2016. -544 с.
88. С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания / [Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна]. - 2-е изд., доп. - Москва: Музгиз, 1961. -707 с. 29 л. ил.: нот. ил.
89. С.С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский: Переписка / С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский; Сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко. М.: Сов. композитор, 1977. - 599 с.
90. Сабинина, М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. - Москва: Сов. композитор, 1963. - 292 с. 10 л. ил.: нот. ил.
91. Савкина, Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев [1891-1953] / Н. П. Савкина. - Москва: Музыка, 1982. -142 с.: 56 л. ил.
92. Самосуд, С.А. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. авт. вступит. ст. и коммент. О. Л. Данскер. - Москва; Ленинград: Сов. композитор, 1984. -231 с.
93. Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского / [Е. В. Третьякова и др.]. - Санкт-Петербург: ЛИК, 2001. - 225, [2] с.: ил., портр., цв. ил.
94. Сергей Прокофьев, 1891-1991: Дневник, письма, беседы, воспоминания/ Сост. Тараканов М. Е. - Москва: Сов. композитор, 1991. - 315 с.
95. Сергей Прокофьев. 1953-1963: Статьи и материалы / [Сост. и ред. И. В. Нестьева и Г. Я. Эдельмана]. - Москва: Сов. композитор, 1962. -384 с.: 24 л. ил., нот. ил.
96. Сергей Прокофьев: К 110-летию со дня рождения: Письма, воспоминания, статьи / [ред. сост. - М. П. Рахманова]. - [2-е изд.]. - Москва: Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 2007. - 285 с.
97. Смирнов, И.П. Обновлять социализм творчеством / И. П. Смирнов. - Москва: Знание, 1989. - 62 с.
98. Степанян, Н. С. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Нонна Степанян. - Москва: ЭКСМО-пресс, 1999. - 315, [1] с., [50] л. цв. ил.
99. Тараканов, М. Е. Прокофьев: Многообразие художественного сознания // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Арановский. - Москва: Внешторгиздат, 1997. - С.185-213.
100. Тараканов, М. Е. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М. Арановский. - Москва: Внешторгиздат, 1997. - С. 265-303.
101. Туровская, М. И. Blow up, или Герои безгеройного времени-2 / Майя Туровская. - Москва: МИК, 2003. - 290 с.
102. Утешев, А. П. История создания оперы С. Прокофьева «Война и мир» // Черты стиля С. Прокофьева: Сборник теоретических статей / [Сост., ред. и авт. предисл. Л. Бергер]. - Москва: Сов. композитор, 1962. - С. 58-82.
103. Хайкин, Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле / Б. Хайкин; [Вступ. ст. Ф. Мансурова]. - Москва: Сов. композитор, 1984. -240 с.
104. Художник Иосиф Сумбаташвили. Творчество разных лет: [альбом] / Автор-составитель Т. Гинзбург. - Москва: ГАММА-ПРЕСС, 2009. 140 с.
105. Художники сцены: [наследие Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского] / авт. вступ. ст., биографических описаний и сост. Л. С. Овэс. - Санкт-Петербург: ЛИК, 2004. - 216 с.
106. Шнитке, А. Г. Заметки о драматургии первой картины и музыкальном тематизме оперы С. Прокофьева «Война и мир» // Черты стиля С. Прокофьева: Сборник теоретических статей / [Сост., ред. и авт. предисл. Л. Бергер]. - Москва: Сов. композитор, 1962. - С. 32-57.
107. Якимович, А.К. Реализмы двадцатого века: Магический и метафизический реализм. Идеологический реализм. Сюрреализм / Александр Якимович. - Москва: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2000. - 176 с.: цв. ил., портр.
108. Ярустовский, Б. М. Очерки по драматургии оперы XX века: в 2 кн. Кн.2 - Москва: Музыка, 1978. - 259 с.
II. Статьи в периодических изданий: (текст: непосредственный)
109. Постановление СНК СССР от 4 марта 1939 года // Бюллетень Комитета по делам искусств при СНК СССР. - 1939. - N 7. - С. 2-4.
110. Хубов, Г. Оперные идеалы // Театр. - 1940. - № 12. - С. 12-24.
111. [Б.а.]. В защиту театральности // Литература и искусство. - 1943.
- 13 февр. - С. 2-5.
112. Иорданский, М., Козлов, П., Таранущенко, В. К проблеме советской оперы // Советская музыка. - 1943. - №1. - С.19 - 32.
113. Кабалевский, Д. «Война и мир» // Правда. - 1945. - 14 июня. -№141. - С.3.
114. Корев, С. «Война и мир» // Московский большевик. - 1945. - 30 июня. С. 2.
115. [Б.а.]. Репетиция «Войны и мир» // Вечерний Ленинград. - 1945. -22 дек. - №8. С.3.
116. Богданов-Березовский, В. Советская оперная культура // Театральный альманах. - 1946. - Кн. 2 (4). - С. 79-124.
117. [Б.а.]. Для оперы «Война и мир» // Вечерний Ленинград. - 1946.
- 7 марта. - С.4.
118. [Б.а.]. Малый оперный театр // Вечерний Ленинград. - 1946. - 8 июня. - №133.
119. [Б.а.]. Надо обладать смелостью // Вечерний Ленинград. - 1946. -19 июня. - №135. - С.2.
120. Давыдов, Р. «Война и мир» // Вечерний Ленинград. - 1946. - 13 июня. - №137. - С. 2.
121. Предтеченский, А. Великолепное зрелище // Вечерний Ленинград. - 1946. - 13 июня. - №137. - С.2.
122. Богданов-Березовский, В. «Война и мир» // Ленинградская правда. - 1946. - 13 июня. - С. 4.
123. Арапов, Б. «Война и мир» // Правда [Москва. - Н. И.]. - 1946. -15 июня. - С.5.
124. Бэлза, И. Опера и современность // Театр. - 1946. - №10. - С. 714.
125. Хохловкина, А. «Война и мир» Сергея Прокофьева // Советская музыка. - 1946. - № 8-9. - С. 17
126. [Б.а.]. Советская музыка в годы войны // Советская музыка. -1946. - № 1. - С. 11.
127. Нестьев, И. О стиле С. Прокофьева // Советская музыка. - 1946. -№ 4. - С. 13.
128. Сурин, Б. Репертуар оперных театров // Театр. - 1947. - №1. - С. 17-27.
129. Богданов-Березовский, В. «Война и мир» Прокофьева. Ленинградский Малый оперный театр // Театр. - 1947. - №7. - С.7-14.
130. [Б.а.]. «Война и мир»: На репетиции второй части оперы // Вечерний Ленинград. - 1947. - 3 июня. - С.4.
131. [Б.а.]. Спектакль, посвященный 800-летию Москвы // Вечерняя Москва [о Ленинграде - Н. И.]. - 1947. - 1 июля. - С. 3.
132. [Б.а.]. Открытие сезона в ленинградских театрах // Ленинградская правда. - 1947. - 30 августа. - С.2.
133. Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»
B.Мураделли» от 10 февраля 1948 года // Советская музыка. - 1948. - №1. -
C.3-8.
134. Вступительная речь тов. А.А.Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) // Советская музыка. - 1948. - №1. - С. 14-26.
135. [Б.а.]. За классическую советскую оперу [О постановлении ЦК об опере «Великая дружба»] // Театр. - 1948. - №4. - С. 3-6.
136. Соловьев, Б. О некоторых вопросах теории литературы // Новый мир. - 1948. - №7. - С. 155-159.
137. Розенталь, М. Вопросы советской эстетической науки // Большевик. - 1948. - №13. - С. 40-44.
138. Грошева, Е. Где же все-таки советская опера? // Театр. - 1949. -№11. - С. 50-55.
139. Макеев, В., Попов, И. Без должного внимания и помощи // Советское искусство. - 1952. - 25 окт.
140. Мейлах Б. О типичности и эстетическом идеале в литературе // Звезда. -1953. - №1. - С. 155.
141. [Б.а.]. Право и долг театра // Правда. - 1953. - 27 нояб. - С.3.
142. Сабинина, М. «Война и мир» — опера Прокофьева / / Советская музыка. - 1953. - № 12. - С. 38
143. [Б.а.]. Техническая новинка // Ленинградская правда. - 1954. - 29 июля. - С.4.
144. Сабинина, М., Нестьев, И. «Война и мир» // Советская музыка. -1955. - №6. - С. 3-9.
145. Шлифштейн, С. «Война и мир» в Малом оперном театре // Советская музыка. - 1955. - №7. - С.60-67.
146. А.С. Об опере «Война и мир» // Советская музыка. - 1955. - №8. С. - 156-157.
147. Евлахов, О. Война и мир // Известия. - 1955. - 28 апр. - С.3.
148. Дмитриев, А. Патриотический оперный спектакль // Вечерний Ленинград. - 1955. - 26 мая. - №123. - С.3.
149. Келдыш, Ю. «Война и мир» на оперной сцене // Ленинградская правда. - 1955. - 23 июня. - № 147. - С.3.
150. Колызо, М. Солисты- «трансформаторы» // Вечерний Ленинград.
- 1955. - 28 окт. - С.4.
151. Серикова, И. Интересный оперный спектакль // Советская культура. - 1955. - 3 нояб. - С.3.
152. Алексахина, И. О поэтических характерах // Звезда. - 1955. - №9.
- С.169.
153. Сабинина, М. Утверждая новое // Литературная газета. - 1956. -19 июля. - С.3.
154. Фалькович, Е. Трудный, но интересный путь // Комсомольская Правда. - 1956. - 24 июля. - С.3.
155. Грошева, Е. Коллектив творческих исканий // Советская культура. - 1956. - 24 июля. - С.3.
156. Хубов, Г. «Война и мир» // Правда. - 1956. - 29 июля. - С.4.
157. Корев, Ю. Творческие дерзания // Московская правда. - 1956. -31 июля. - С.3.
158. Полякова, Л. Война и мир // Вечерняя Москва. - 1956. - 31 июля.
- С.3.
159. Сокольский, М. [Гринберг М.]. Вместо рецензии // Театр. - 1956.
- №11. - С. 68
160. Шулепо-
ва, Э. А. Создание и начало деятельности комитета по делам искусств (19361941 гг.) // Вопросы истории. - 1977. - № 1. - С. 47-58.
161. Корев, Ю. Корифей советского искусства // Театр. - №6. - 1957. -С. 3-19.
162. Самосуд, С.А. Вспоминая встречи с С.Прокофьевым // Советская музыка. - 1961. - №4. - С.115-122.
163. [Б.а.]. Опера С.С.Прокофьева «Война и мир» // Театральный Ленинград. - 1977. - №42. - С.6-7.
164. Бялик, М. Эпопея возвращается в Ленинград // Советская культура. - 1978. - 6 янв. - С.4
165. Данько, Л. На сцене - народная эпопея // Ленинградская правда. -1978. - 19 янв. - №6. - С.3
166. Данько, Л. Эпопея народной жизни // Правда. - 1978. - 26 янв. -№86. - С.16.
167. «Война и мир» [К премьере спектакля] // Театральный Ленинград. - 1978. - №6. - 3-9 февр. - С. 3-4.
168. Герман, П. Во весь свой грозный исполинский рост // Театральная жизнь. - 1978. - №12. - С.20-21.
169. Данько, Л. Вновь на Ленинградской сцене // Музыкальная жизнь.
- 1978. - №16. - С.8.
170. Бонч-Осмаловская, Е. История и современность // Вечерний Ленинград. - 1978. - 5 апр. - №79. - С.3
171. Шепелева, Е. Новая жизнь народной эпопеи: [Опера С.Прокофьева «Война и мир» на сцене Ленинградского театра оперы и балета им.Кирова] // Советская музыка. - 1979. - №6. - С.39-43.
172. Покровский, Б. [Интервью] // Свой: журнал для просвещения консерватора от Н.Михалкова: международный информ. ип. журн. - 2007. -№2. - С. 32-35
173. Раку, М. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930-1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение.
- 2009. - № 6 (100). - С. 184- 203.
174. Решетникова, И. Акведук творца: Выставка «К 100-летию со дня рождения Иосифа Сумбаташвили. Палитра Мастера», Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина // Сцена, журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств. - 2015, - №5 (97). - С. 36-38.
175. Хестанов, Р. З., Сувалко, А. С. Начало и конец советского проекта культурного фундаментализма// Социологическое обозрение. - 2019. - Т. 18. - № 4. - С. 164-185.
176. Dobrenko, E. Музыка вместо сумбура: народность как проблема музыкальной кинокомедии сталинской эпохи // Revue des études slaves. - 1995.
- Tome 67. - Fascicule 2-3. - P. 407-433.
III. Архивные материалы
177. Акты хозяйственных служб за 1946 год // ЦГАЛИ СПб. Ф.290. Оп. 1. Д. 154. 128 л.
178. Война и мир. [Программа]: 1 ч., 8 карт. Л., 1946. 24 с.
179. Литературная часть. Очерки В. Богданова-Березовского и М. Гу-ковского по истории театра. 1956 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 290. Оп. 3. Д. 73. С. 2-25.
180. Монтировки спектакля «Война и мир». 1955 // Музей Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра. №120. С. 1-3.
181. Обзоры деятельности театра за 1955 год // ЦГАЛИ СПб. Ф.290. Оп. 3. Д.54. 75 с.
182. Овэс, Л.С. Эволюция принципов сценического оформления в спектаклях Ленинградского Государственного Малого оперного театра. Художники МАЛЕГОТа. 1918-1970: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург: [Из личного архива Овэс Л.С.], 2006. 284 с.
183. Отчет Комитета по делам искусств при СНК СССР за 1939 год // ЦГАЛИ СПб, Ф. 962. Оп. 3. Д. 827. С. 21.
184. Отчет Комитета по делам искусств при СНК СССР за 1941 год // ЦГАЛИ СПб, Ф. 962. Оп. 3. Д. 704. С. 5.
185. Письмо Прокофьева С. С. Шлифштейну С. И. от 1 ноября 1942. Алма-Ата // ВМОМК. Ф. 538. Ед. хр. 29. С.1
186. Письмо Прокофьева С.С. Радину Е.М. от 17 декабря 1941 года // ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 1. Ед. хр. 200. С. 31.
187. Письмо Храпченко М. Б. Прокофьеву С. С. от 19 июня 1942 г. Москва. Комитет по делам искусств — Алма-Ата. Гостиница «Дом Советов», Комната 143 // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 727. С. 3-4.
188. Письмо Храпченко М.Б. Прокофьеву С.С. от 07 мая 1943. Москва - Алма-Ата. Центральная киностудия // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 727. С. 7.
189. Письмо Шлифштейна С. И. Прокофьеву С. С. от 10 мая 1942 г. Москва — Алма-Ата // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 505. С. 2-6
190. Письмо Шлифштейна С.И. Прокофьеву С.С. от 17 июля 1945 // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 505. Л. 10-11.
191. Покровский, Б.А. [Рассказ о работе над постановками в Малом оперном театре]. 2007 // Музей Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра. №560.
192. Потапова, Л.Г. В. Мейерхольд - режиссер советского музыкального театра: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. [На правах рукописи] - Ленинград: [Место хранения - Российская национальная библиотека], 1978. 207 с.
193. Протокол заседания Художественного Совета и Дирижерской коллегии. С 2 янв. 1955 по 31 дек. 1955 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 290. Оп. 3. Д. 39. С. 28.
194. Протокол обсуждения приемной репетиции 2-й части оперы «Война и мир» // ЦГАЛИ СПб. Ф. 290. Оп. 1. Д. 164. С.18 об.
195. Протоколы заседаний комиссии по приему спектаклей [с 25 янв. по 29 дек. 1946] // ЦГАЛИ СПб. Ф. 290. Оп. 1. Д. 147. 19 л.
196. Третьякова, Е. В. Проблемы сценического воплощения советской оперы: опыт МАЛЕГОТа в 1920-1930-е гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / СПб гос. акад. театр. искусства. - Ленинград: [Из личного архива Третьяковой Е.В.], 1985. 200 с.
197. Учитель, К.А. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948) организация и творчество: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / СПб гос. акад. театр. искусства. - Санкт-Петербург: [Из личного архива Учителя К.А.], 2005. 280 с.
198. Эскизы и фотографии спектакля «Война и мир» 1946 года // Музей Санкт-Петербургского Государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловского театра. №64. С. 1-19.
IV. Материалы из сети интернет: (текст: электронный)
199. Головкина, Н.Л. Институциональные изменения в системе художественного управления культурой в СССР (30-е годы XX в.) // Государственное управление: Электронный вестник. - №30. - Февр. - 2012. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-v-sisteme-upravleniya-hudozhestvennoy-kulturoy-v-sssr-30-e-gody-hh-v/viewer. (Дата обращения: 15.08.2023).
200. Записка представителя комитета по делам искусств при Совете министров СССР П.И. Лебедева А.А. Жданову с предложением организовать «суд чести» над «музыковедами-формалистами» // Фонд А. Н. Яковлева: [официальный сайт]. - URL: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/69379. (Дата обращения: 20.07.2023).
201. Раку, М. Г. Социологический контекст становления советской оперы // Международная научная конференция «Социология музыки». РАМ им. Гнесиных: [сайт], 2007 - URL: http://mconf.blogspot.ru/2007/11/blog-post_96.html. (Дата обращения: 12.08.2023)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.