Эволюция женского образа в русской литературе XV - XVII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Дроздова Марина Андреевна

  • Дроздова Марина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Дроздова Марина Андреевна. Эволюция женского образа в русской литературе XV - XVII веков: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2019. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дроздова Марина Андреевна

Введение

Глава 1. Специфика изображения женщины в древнерусской литературе: схематизм и типология

1.1. Дихотомия «добрая жена» - «злая жена» в древнерусской литературе XV-XVII веков

1.2. Положительные женские образы в древнерусской литературе XV века как схематическая персонификация «доброго» начала мира

1.2.1. Женщина-супруга

1.2.2. Женщина-мать

1.3. Отрицательные женские персонажи в древнерусской литературе XV-XVI веков как олицетворение мирового «зла»

1.4. Образ «злой жены» и его типологические черты в древнерусской словесности

XV-XVII веков

Глава 2. Развитие способов изображения женщины в литературе Древней Руси: аллегоризм

2.1. Аллегория как способ изображения женского образа в древнерусской литературе

2.2. Элементы аллегоризма в изображении женских персонажей XV века

2.3. Аллегорическое изображение женщины в житийной литературе XVI века. Эволюционное движение от второстепенного персонажа к главной героине

2.4. Трансформация женского образа в светских жанрах древнерусской

литературы XVI века: от «типа» к «характеру»

Глава 3. Эволюция изображения женщины в русской литературе XV-XVII веков:

художественный образ и литературный характер

3.1. Развитие способов изображения женского образа в религиозной повести XVII века

3.2. Формирование женского литературного характера в оригинальной и

переводной мирской повести XVII века

3.3. Женские литературные характеры в переводном рыцарском романе и русской приключенческой повести XVII века

3.4. Женский образ в оригинальной новелле XVII века

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция женского образа в русской литературе XV - XVII веков»

Введение

Во все времена отношение к женщине могло служить мерилом нравственного состояния общества. Как тонко заметил М. Горький, «высота культуры определяется отношением к женщине»1, а роль женщины в современном мире все более возрастает, что, несомненно, имеет своими основаниями процессы, происходившие еще в древности. Поэтому представляется важным обратиться к теме изображения женщины в словесности Древней Руси, чтобы исследовать то, как именно проявляется мировоззрение средневекового автора при воплощении женского образа, какие аспекты содержания произведений оказываются наиболее значимыми в этой связи, как эволюционирует женская тема в литературе на протяжении веков, от одной литературной формации к другой и внутри них.

Ф.И. Буслаев высоко превозносит область поэтического вдохновения, к которой древнерусский писатель устремлял самые высокие, трепетные мысли. В этой «области идеального мира»2 нашел наибольшее выражение женский персонаж древнерусской литературы. Пример высокой эстетической, духовной величины, он, однако, не был частым явлением в словесности Древней Руси. Об этом писал С.С. Шашков: «Независимо от полнейшего политического рабства и безусловной подчиненности семейству, идея женской отверженности проникла собою всю старинную жизнь, освящаясь религией, законом, обычаями и всеми

-5

гражданскими и общественными учреждениями» .

Невнимание к женщине со стороны древнерусского писателя (редкое появление женских персонажей в произведениях словесности) лишь частично объясняет невнимание исследователей к женскому образу в древнерусской литературе, который не был объектом изучения филологов XIX-XX веков. Как писал М.М. Бахтин, «отношение автора к герою должно быть понято <...> в тех

1 ГорькийМ. Собрание сочинений в 30 т. Т. 19. Жизнь Клима Самгина. Ч. 1. М.: ГИХЛ, 1953. С. 128.

2 Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262-263.

3 Шашков С.С. История русской женщины. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1879. С. III.

разнообразных индивидуальных особенностях, которые оно принимает у того или иного автора в том или другом произведении»4. Тем более данное утверждение справедливо для целого периода развития русской литературы (XI-XVII века), в котором отношение книжников к женскому персонажу было изначально заданным христианской аксиологией и типологически сходным, однако претерпевало изменения в связи с «секуляризацией мировоззрения» и формированием осознанного художественного метода во второй половине XVII

века5.

Ученые, в том числе современные молодые исследователи, уделяют значительное внимание изучению женских образов в произведениях классической и Новой русской литературы. За последнее десятилетие появилось две диссертационных работы о женских образах в произведениях А.П. Чехова6, хорошо изучены и классифицированы женские образы в творчестве И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Однако женские персонажи русской литературы XI-XVII веков не стали объектом ни одного комплексного, фундаментального исследования.

Как писал П.Н. Сакулин, «древний период не должен составлять особого исключения. Вся разница между древней и новой литературой состоит в том, что

п

первая представляет ранние, иногда эмбриональные стадии развития» . Этот факт обусловливает несомненную важность изучения женского образа в древнерусской словесности, поскольку мы приобретаем неоценимые знания о преемственности (а это позволяет оценить степень новаторства) в изображении женщины на протяжении нескольких веков развития русской письменности.

4Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 9.

5Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература, 1959. № 4. С. 9-22.; Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М.: Издательство Литературного института А.М. Горького, 2008. С. 363.; Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 8-е. М.: Высшая школа, 2006. С. 9-12.

6Пак Чжин Хван. Женские образы в прозе А.П. Чехова / Диссертационное исследование на соискание степени кандидата филологических наук. СПб., 2005. 280 с.; ЛюХуан-Син. Женские образы в прозе А.П. Чехова: в аспекте гендерной проблематики / Диссертационное исследование на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2007. 165 с.

1 Сакулин П.Н. Концепция литературоведческого синтеза / Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. С. 28.

Актуальность темы диссертационного исследования состоит в том, что впервые предпринимаемый системный анализ женских образов в древнерусской литературе позволит по-новому взглянуть на всю отечественную письменную словесность ХУ-ХУП веков, ее содержательные, стилевые и эволюционные особенности, даст возможность уточнить генезис женской темы, столь значимой и популярной в последующие века развития русской литературы вплоть до сегодняшнего дня.

Впервые интерес к женским персонажам в древнерусской литературе проявился в статье Ф. И. Буслаева «Идеальные женские характеры Древней

о

Руси» . Ученый рассматривает женские образы двух «прекрасных сказаний» XVII века: «Повести о Марфе и Марии», «Повести об Ульянии Осорьиной». Не ставя перед собой задачи целостного литературоведческого анализа женских образов, автор акцентирует внимание на нравственном облике - добродетелях героинь, дает необходимый исторический комментарий бытовых деталей произведения, свидетельствующих о положении русской женщины XVII века.

Как историк, гражданин, принадлежащий к русской православной культурной традиции, В.О. Ключевский в своей публичной лекции «Добрые люди Древней Руси» с восхищением говорит о подвиге милосердия русской женщины - главной героини «Повести об Ульянии Осорьиной»9. Ученый восторженно описал этот яркий женский персонаж, как пример высоты человеческого духа, «возвышенного и... трогательного образа благотворительной любви к ближнему»10. Вслед за Ф.И. Буслаевым историк высказывает сожаление о том, что русская средневековая женщина, безусловно достойная уважения и даже восхищения, в литературе была столь редким явлением: «Ни один исторический памятник не записал, сколько было тогда Ульян в русской земле»11. В книге «Древнерусские жития святых как исторический источник» В.О. Ключевский снова обращается к

8Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262-293

9Ключевский В.О. Литературный портреты. М.: Современник, 1991. С. 258-274.

10Там же. С. 265.

11 Ключевский В.О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. С. 265.

«Повести об Ульянии Осорьиной», называя ее не житием, а биографией, «мастерской характеристикой»12 идеала русской женщины-мирянки.

Схожими особенностями отличаются обобщенные характеристики женских персонажей в «Очерке литературной истории старинных повестей и сказок

13

русских» А. Н. Пыпина . Важно, что в поле зрения филолога попадает уже более объемный материал: и «Повесть о царице Динаре», и «Повесть о семи мудрецах», и переводные рыцарские романы. Однако приведенная литературоведом оценка женских персонажей носит сугубо описательный характер. Целью работ ученых XIX века еще не было научное исследование женских образов в древнерусской литературе. Историки литературы лишь восхищенно описали наиболее яркие женские персонажи, как примеры высоты человеческого духа, «возвышенного и... трогательного образа благотворительной любви к ближнему»14.

В середине XX века интерес к женскому персонажу характерен для статей М.О. Скрипиля15, посвященных таким повестям как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Иулиании Вяземской», «Повесть об Ульянии Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии». В статье «"Повесть о Петре и Февронии Муромских" в ее отношении к русской сказке» анализируется проблема взаимосвязи повести и фольклора. Автор характеризует центрального персонажа, Февронию, как «пряху, мудрую крестьянскую девушку», «носительницу активной любви», «идеал женщины-правительницы», вокруг которой «группируются все эпизоды повествования»16. Ученый анализирует

12Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и комп., 1871. С. 322.

13Пыпин А. Н. Очеркъ литературной исторш старинныхъ повестей и сказокърусскихъ. Спб: въ типографш императорской академш наукъ, 1857. 360 с.

14 Ключевский В.О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. С. 265.

15Скрипиль М. О. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее // Научный бюллетень Ленинградского гос. университета им. А.М. Жданова. 1946. № 11-12. С. 35-39; Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в ее отношении к русской сказке // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. VII. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. С. 131-167; Скрипиль М.О. Литературная история «Повести о Иулиании Вяземской» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. IV. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. С. 159-175; Скрипиль М.О. Повесть об Ульянии Осорьиной. (Комментарии и тексты) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. VI. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. С. 256-323; Скрипиль М.О. Повесть о Марфе и Марии // Русская повесть XVII века. Л., 1954. С. 359-365.

16Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в ее отношении к русской сказке // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. VII. М.; Л., 1949. С. 148.

тесную связь персонажа с фольклорным образом мудрой девы русских сказок, считая, что описание святости Февронии не являлось основной целью произведения.

«Литературная история "Повести о Иулиании Вяземской"» М.О. Скрипиля впервые знакомит читателя с тремя редакциями текста, в последней из которых Иулиания становится центральным персонажем и приобретает черты мученицы. Эта редакция посвящена «восхвалению Иулиании» - таким образом, первоначальный вариант повести, называемый «Сказание о Юрии Святославиче» трансформируется в религиозную легенду с центральным женским персонажем.

В статье «Повесть об Ульянии Осорьиной (комментарии и тексты)» М.О. Скрипиль подчеркивает новые элементы в изображении женского персонажа, убедительно доказывая, что повесть, описывающая «идеал женщины,

17

сложившийся у автора-дворянина начала XVII века» , благодаря введению «бытового и исторического фона» ближе жизнеописанию светской женщины, чем жанру жития.

Итак, исследователь вносит немалый вклад в изучение женского образа в словесности Х"У1-ХШ1 веков. Внимание ученого вполне обоснованно сфокусировано на нескольких наиболее ярких и известных женских персонажах (Феврония, Иулиания, Ульяния). Исследователь не затрагивает проблемного теоретического вопроса о способе изображения главной героини, привычно именуя его «образом», а основное внимание уделяет историческому и текстологическому комментарию к рассматриваемым произведениям.

В.П. Адрианова-Перетц в статье «Слово о житии и о преставлении великого

18

князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго» анализирует плач княгини Евдокии, характеризуя таким образом женский персонаж. Исследовательница выделяет два стилистических пласта, сосуществующих в этом поэтичном причитании: фольклорный и церковно-риторический. Как и в исследованиях М.О. Скрипиля,

17Скрипиль М.О. Повесть об Ульянии Осорьиной. (Комментарии и тексты) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. VI. М.; Л., 1948. С. 271.

Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. V. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. С. 73-96.

ученого интересует конкретный, единичный женский персонаж, который, к сожалению, рассматривается в отрыве от традиции изображения женского образа и без учета способа его изображения.

Среди других работ, в которых частично рассматривается воплощение женской темы в древнерусской литературе, следует назвать статьи Ю.М.Соколова19, М.Н. Сперанского20, О.И. Подобедовой21, В.Д. Кузьминой22, Т.Р. Руди23, О.В. Гладковой24, монографии Л.В. Титовой25, Р.П. Дмитриевой26 и

97 9Я 90

С.А. Семячко , диссертации Л.В. Солоненко и О.А. Ложкиной .

Труд Л.В. Титовой «Беседа отца с сыном о женской злобе» представляет объемный текстологический анализ произведения и литературоведческий комментарий к некоторым особенностям типа «злой жены», но, к сожалению, на примере лишь одного литературного памятника XVII века. Работа Р.П. Дмитриевой знакомит с различными редакциями «Повести о Петре и Февронии», с филологическим анализом повести. Исследовательница отмечает положительные качества героини, явленные через противопоставление с антиподами. Давая характеристику главной героине, филолог все же не затрагивает важнейших теоретических вопросов, на основе которых может строиться комплексный анализ женского образа в древнерусской литературе, а именно является ли персонаж литературным типом или индивидуальным характером, на каком этапе эволюционных изменений находится способ

19Соколов Ю.М. Повесть о Карпе Сутулове. (Текст и разыскания в истории сюжета) // Древности. Труды Славянской комиссии Москов. археолог. об-ва. Т. IV. вып. 2. М., 1914. С. 3-40.

20Сперанский М.Н. Повесть о Динаре в русской письменности // ИОРЯС АН СССР. Т. XXXI. Л., 1926. С. 43-92.

21Подобедова О.И. «Повесть о Петре и Февронии» как литературный источник житийных икон XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома). Т. X. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 290-304.

22Кузьмина В.Д. Повесть о Бове-королевиче в русской рукописной традиции XVII-XIX вв. // Старинная русская повесть. Статьи и исследования / Под ред. Н.К. Гудзия. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. С. 83134.

23Руди Т.Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной» // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; Руди Т.Р. Праведные жены Древней Руси // Русская литература. 2001. № 3. СПб.: Наука. С. 84-92.

24Гладкова О. В. Тема ума и разума в «Повести от жития Петра и Февронии» (XVI в.) // Герменевтика

древнерусской литературы. М.: Наследие, 1998. Сб. 9. С. 223-235.

25Титова Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе. Новосибирск: Наука, 1987. 416 с.

26Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии. Л.: Наука, 1979. 337 с.

27 Семячко С.А. Повесть о Тверском Отроче монастыре. Исследование и тексты. СПб.: Наука, 1994. 135 с.

28Солоненко Л.В. Поэтика древнерусских женских житий.: дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2006. 176 с.

29ЛожкинаА.О. Образы святых жен в житийной литературе XII-XVII веков: агиология и поэтика.: дисс. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2012. 186 с.

изображения данного персонажа: схематическое или аллегорическое изображение, или же в виде автономно существующего художественного образа. Во второй половине XX века появляется монография Д.С. Лихачева

30

«Человек в литературе Древней Руси» , единственное комплексное исследование, посвященное «образу человека» в древнерусской словесности. Ученый выделяет литературные стили, в контексте которых изображены как мужчина, так и женщина: монументальный историзм XI-XIII веков, экспрессивно-эмоциональный стиль XIV-XV веков, психологическая умиротворенность XV века, идеализирующий биографизм или ложный монументализм XVI века и «реализм вымысла», процесс развития литературного характера в XVII веке.

Ученый обращается к характеристике женского персонажа домонгольской эпохи, где женщина «неизменно выступает в обаянии нежной заботливости,

31

проникновенного понимания <...> своих мужей и братьев» , где она предстает идеалом мудрости, стойкости и даже героизма. Д.С. Лихачев указывает на то, что вне зависимости от принадлежности к определенному классу, в изображении женщины доминантными были одни и те же качества доброты, осмысленной любви, терпения и глубинного понимания сути происходящего.

Нам представляется, что подобная характеристика женского образа отнесена лишь к одному литературному стилю монументального историзма XI-XIII веков несколько искусственно. Вышеописанные черты принадлежат большинству положительных женских персонажей древнерусской словесности. Возможно, поэтому исследователь не обращается к анализу образов женщин в остальных литературных стилях, за исключением характеристики Февронии Муромской, «подобной тихим ангелам Рублева», яркому примеру стиля

32

«психологической умиротворенности XV века» . Ценными, хотя и фрагментарными являются разыскания ученого в вопросе изменения, трансформации женского персонажа в житийном жанре XVII века.

30 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 178 с.

31 Там же. С. 70.

32 Там же. С. 93.

В труде А.С. Демина «О художественности древнерусской литературы» одна из глав, «Женские загадки в древнерусской литературе XI-XIV веков», посвящена женской смекалке, «тонкости владения женщин языком», «языковому хитроумию»34. Также исследователь уделяет внимание новаторским чертам

35

образа человека и, в частности, женского образа в литературе XVII века .

В теоретико-методологическом плане следует обратить внимание на статьи А.Н. Ужанкова36, где исследователь, опираясь на теорию стадиального развития русской литературы XI - XVIII веков, стремится проанализировать женские персонажи как проявленные в словесном искусстве образы, способ изображения которых соответствует определенной стадии развития мировоззрения человека Древней Руси.

Стоит также отметить используемые нами статьи и монографии современных исследователей, разрабатывающих отдельные вопросы обширной

37

темы истории женского персонажа в древнерусской литературе и культуре .

38

Особого внимания заслуживают статьи Т.Р. Руди , в особенности, работа

39

исследовательницы, посвященная топике женских житий . Эта публикация

33 Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М.: Языки русской культуры, 1998. 848 с.

34 Там же. С. 100.

35Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М.: Наука, 1977. 296 с.

36Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских. (Герменевтический опыт медленного чтения) // Русский литературоведческий альманах. М.: Пашков дом, 2004. С. 7-35; Ужанков А.Н. Благочестивые Муромские жены // Русское искусство. 2006. № 2. С. 133-137; Ужанков А.Н. Образы женского благочестия в древнерусской словесности // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007. № 1. С. 49-58; Ужанков А.Н. Идеальные жены Древней Руси // Образ женщины в русской литературе. Первая половина XI - начало XXI в. Хрестоматия в 4-х частях. Часть 1. Древнерусская книжность. Жены Древней Руси. М.: Физматкнига, 2017. С. 418.

31Тодорова Е.Д. Сложение архетипа Девы Премудрости в древнерусской литературе // Адам & Ева = Adam & Eve. М.: 2003. № 5. С. 33-35; Солоненко Л.В. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отображение древнерусского идеала женщины // Филология и культура. Владивосток, 2006. С. 279-282; Анпилогова Е.С. Образ русской женщины по памятникам литературы конца XVI - начала XVIII века // Исторические науки. 2006. № 3. С. 73-80; Мамонова И.О. О принципе идеализации женского персонажа в произведениях древнерусской литературы // Мировоззрение славян и взаимодействие культур. Ханты-Мансийск, 2007. С. 317-325; Сулица Е.И. Женские типы «искусительницы» и «злой жены» в русской повести конца XVII - начала XVIII в. // Вестник славянских культур. Москва, 2014. № 4 (34). С. 168-169.

38Руди Т.Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII-XVIII вв. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1994. С. 207-214; Руди Т.Р. Праведные жены Древней Руси // Русская литература. 2001. № 3. СПб.: Наука. С. 84-92.

39Руди Т.Р. Средневековая агиографическая топика (принцип imitation и проблемы типологии) // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII международ. съезд славистов. Любляна, 2003 : доклады российской делегации. М., 2002. С. 40-55.

отражает теоретические аспекты вопроса типологии женского персонажа в агиографическом жанре.

Итак, исследователи XIX-XXI веков внесли значительный вклад в тему изображения женщины в древнерусской литературе. Однако рассмотренные работы филологов представляют, как правило, анализ отдельных женских персонажей в единичных памятниках древнерусской литературы. Отсутствие системного подхода и незначительный объем привлеченных к анализу произведений, а главное, невнимание к теоретическим аспектам, принципам и способам изображения женского персонажа в литературе Древней Руси обусловливают в основном частный характер выводов данных исследований.

На сегодняшний день не существует методологии, принципов анализа образа человека в древнерусской литературе40. Этот теоретический пробел обусловливает пестроту терминов, используемых при характеристике женских персонажей. Так, понятия «образ», «характер», «тип» используются исследователями в отношении женских персонажей любого периода развития древнерусской литературы без должного обоснования выбранного понятия или термина.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что изображение женщины в древнерусской литературе Х^ХУИ веков на исчерпывающем фактическом материале впервые проанализировано системно. Опора на современную научную методологию, в частности на теорию литературных формаций А.Н. Ужанкова, позволила четко определить вектор смены художественных доминант при воплощении женской темы в произведениях различных жанров и различных периодов истории древнерусской литературы.

В заглавии диссертационного труда используется термин «литература», не «словесность», поскольку в рассмотрение включен «поздний», переходный

40Об отсутствии методологической основы в анализе образа человека в Древней Руси см., в частности: Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI - первой трети XVII века: дисс. ... докт. филол. наук. Москва, 2013. С. 5.

период литературного развития Средневековья41. Так как, по мнению исследователей, он характеризуется формированием осознанного творческого метода, для которого свойственны такие признаки художественности как

42

«типизация, обобщение и вымысел»42, мы и считаем более приемлемым употребление термина «литература», нежели «словесность» (характерного для произведений раннего Средневековья).

Говоря обобщенно об изображении женщины в литературе Древней Руси, мы используем понятие персонаж, под которым понимаем «изображенного в произведении человека безотносительно к тому, в какой мере глубоко и верно он изображен писателем, хотя бы он был обрисован крайне бегло»43, поскольку лишь оно применимо к любому литературному периоду. В остальном, выделяются способы изображения женских персонажей, наиболее соответствующие различным этапам развития древнерусской литературы.

Первый способ изображения женского персонажа мы именуем структурно-семантической категорией «схема», или «персонификация отвлеченного понятия», в значении, предложенном А.Ф. Лосевым. При схематическом способе связи идеи и ее выражения «общее и индивидуальное не находятся в равновесии»44, исследователь фиксирует «очень богатый предмет и весьма скудное его изображение». Следующий способ, «аллегория», понимается как такая иллюстрация заданной идеи, которая «гораздо содержательнее, пышнее, художественнее, чем эта отвлеченная идея»45. Наиболее совершенным изображением женщины является художественный «образ», переход к которому стал возможен благодаря формированию подлинно художественного метода в древнерусской литературе XVII века.46 Образ принципиально отличен от схемы и

41О периодизации древнерусской литературы см., в частности: Сакулин П.Н. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей. Литературная старина (под знаком византийской культуры). М.: Государственная академия художественных наук, 1928. С. 77; Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М., 2008. С. 200-224.

42Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М., 2008. С. 224.

43Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. С. 68.

44Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 115.

45 Там же. С. 112.

46Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература, 1959. № 4. С. 9-22; Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья (XI-XIII вв.). М.: Наука, 1980. С.

аллегории, поскольку его «идейная и образная стороны... неразрывно связаны между собой»47. Ему свойственны «самодостаточность», «автономно-

48

созерцательная ценность» . Одновременно с возникновением женского образа зарождается литературный характер как «вид литературного образа»49.

Так, женский персонаж из идеализированно-риторической, вполне однозначной схемы или аллегории превращается в индивидуальный, сложный и многоплановый образ, из типа в характер. Вслед за В.Е. Хализевым мы понимаем тип как «один из способов художественного воссоздания человека. Это воплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегося человеческого свойства. Типическое при этом связывается с представлением о предметах стандартных, лишенных индивидуальной многоплановости, воплощающих некую повторяющуюся схему»50. «Характер» же мы интерпретируем как «лицо самоопределяющееся, выбирающее собственную роль и в жизни в целом, и в качестве участника отдельного события. Такое самоопределение. представляет собою. не просто стереотип поведения, а соотнесенную с ним в той или иной степени осознанную жизненную позицию»51.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дроздова Марина Андреевна, 2019 год

Источники

1. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.; т. 4. XII в. / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 1997. - 687 с.

2. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.; т. 6. XIV - середина XV в. / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. -СПб.: Наука, 1999. - 583 с.

3. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.; т. 7. Вторая половина XV века / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 1999. - 581 с.

4. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.; т. 8. XIV - первая половина XVI в. / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 2003. - 581 с.

5. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т.; т. 12. XVI век / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 2003. - 624 с.

6. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 2. XII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1980. -704 с.

7. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 4. XIV - середина XV в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1981. - 606 с.

8. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 5. Вторая половина XV в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1982. - 688 с.

9. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 6. Конец XV - первая половина XVI в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - 768 с.

10. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 7. Середина XVI в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1985. - 606 с.

11. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 9. Конец XVI -начало XVII в. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1987. - 616 с.

12. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 10. XVII в. Книга первая / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1988. - 704 с.

13. Памятники литературы Древней Руси: в 12 т.; т. 11. XVII в. Книга вторая / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1989. - 704 с.

14. Повесть о благоверной княгине Иулиании великого князя Симеона Мстиславовича Вяземского / Скрипиль М.О. Литературная история «Повести о Иулиании Вяземской» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 4. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. - С. 172-175.

15. Полное собрание русских летописей: в 43 т.; т. 4, ч. 1, вып. 2. Новгородская четвертая летопись. - 2-е изд. - Л., 1925. - 215 с.

16. Полное собрание русских летописей: в 43 т.; т. 6, вып. 2. Софийская вторая летопись. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 240 с.

17. Русская бытовая повесть XV-XVII веков / Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Ужанкова. - М.: Советская литература, 1991. - 448 с.

18. Русские повести XVII-XVIII вв. / Под ред. и с предисл. В.В. Сиповского. - СПб.: Издание А.С. Суворина, 1905. - 307 с.

Научно-теоретическая, критическая, библиографическая и справочная

литература

19. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор - Л.: Наука, 1974. - 172 с.

20. Адрианова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937. - 260 с.

21. Адрианова-Перетц В.П., Демкова Н.С. Русская демократическая сатира XVII века - М.: Наука, 1977. - 256 с.

22. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси -М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. - 187 с.

23. Александрия: роман об Александре Македонском по русской рукописи ХУ века / Изд. подгот. М.Н. Ботвинник, Я.С. Лурье, О.В. Творогов; отв. ред. Д.С. Лихачев. - М; Л.: Наука, 1965. - 269 с.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

26. Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII века -М.: Университетская типография. Страстной бульвар, 1902. - 630 с.

27. Бертельс Е.Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке -М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. - 118 с.

28. Библиография советских работ по древнерусской литературе за 19451955 гг. / Составит. В.А. Колобанов, О.Ф. Коновалова, М.А. Салмина; под ред. и со вступ. статьей Д.С. Лихачева. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 170 с.

29. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов - М.: Астрель, 2003. - 575 с.

30. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / Ред.

коллегия Г.Л. Абрамович, Н.К. Гей, В.В. Ермилов, М.С. Кургинян. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - С. 312-335.

31. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2 т.; т. 2. - СПБ.: Издание Д.Е. Кожанчикова: Типография товарищества «Общественная польза», 1861. - 429 с.

32. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи - М.: Художественная литература, 1990. - 511 с.

33. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство -СПб.: Лига Плюс, 2001. - 352 с.

34. Бычков В.В. Древнерусская эстетика - СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ, 2012. -832 с.

35. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII: монография -М.: Мысль, 1995. - 637 с.

36. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси - М.: Знание, 1988. - 64 с.

37. Бычков В.В. Эстетика в России XVII века - М.: Знание, 1989. - 64 с.

38. Вардиман Е. Женщины в древнем мире. / Перевод с немецкого Харитонова М.С.; послесловие А.А. Вигасина - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 335 с.

39. Веселовский А.Н. Женщина и старинные теории любви. Из истории развития личности - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1912. - 96 с.

40. Веселовский А.Н. Из истории романа и повести. Материалы и исследования: в 2 вып.; вып. 2. Славяно-романский отдел - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1888. - 638 с.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика - М.: Высшая школа, 1989. -

404 с.

42. Гегель Г. Эстетика: в 4 т.; т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

43. Гегель Г. Эстетика: в 4 т.; т. 2. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.

44. Герменевтика древнерусской литературы / Институт мировой литературы РАН; Об-во исследователей Древней Руси; отв. ред. Д.С. Менделеева. Сборник 12. - М.: Знак, 2005. - 888 с.

45. Гинзбург Л.Я. О литературном герое - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 224 с.

46. Горький М. История русской литературы - М.: Гослитиздат, 1939. -

340 с.

47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры - М.: Искусство, 1972. - 318 с.

48. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир: в 2 т.; т. 2. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 560 с.

49. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 370 с.

50. Демин А.С. Древнерусская литература как литература (о манерах повествования и изображения) - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 486 с.

51. Демин А.С. Женские загадки в древнерусской литературе XI-XIV вв. // О художественности древнерусской литературы: очерки древнерусского мировидения от «Повести временных лет» до сочинений Аввакума - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 100-104.

52. Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. от Илариона до Ломоносова - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 758 с.

53. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы / Отв. ред. В.П. Гребенюк - М.: Языки русской культуры, 1998. - 848 с.

54. Демин А.С. Писатель и общество в России ХУ!-ХУП веков: (общественные настроения) - М.: Наука, 1985. - 352 с.

55. Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке - М.: Наука, 1977. - 296 с.

56. Державина О.А. Фацеции. Переводная новелла в русской литературе XVII века - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 189 с.

57. Дмитриева О.В. Княгини, царицы, императрицы и другие знаменитые женщины России - Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 393 с.

58. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии - Л.: Наука, 1979. -

337 с.

59. Дорофеева Л.Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI-первая треть XVII века): монография - Калининград: ООО Аксиос, 2013. - 436 с.

60. Древнерусская литература: Изображение природы и человека / А.С. Демин, А.С. Елеонская, В.М. Кириллин и др.; отв. ред. А.С. Демин. - М.: Наследие, 1995. - 335 с.

61. Древнерусская литература XI-XVII вв. / Л.А Ольшевская, Н.В. Трофимов, А.В. Каравашкин, С.Н. Травников; под ред. В.И. Коровина - М.: ВЛАДОС, 2003. - 448 с.

62. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. - 208 с.

63. Еремин И.П. Литература древней Руси. Этюды и характеристики - М.: Наука, 1966. - 266 с.

64. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе -Петрозаводск: Издательство ПГУ, 1995. - 288 с.

65. Есаулов И.А. Пасхальность в русской словесности - М.: Кругъ, 2004. - 560 с.

66. Живов В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов -М.: Гнозис, 1994. - 110 с.

67. Живов В.М., Успенский Б.А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

68. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение - М.: Наука, 1979. - 495 с.

69. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях -М.: Олма Медиа Групп, 2015. - 448 с.

70. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.: в 2 т.; т 1. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. - М.: Товарищество тип.

A.И. Мамонтова, 1895. - 782 с.

71. Златоуст И. Полное собрание творений: в 12 т.; т. 8. ч. 2. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии, 1902. - 987 с.

72. Исследования и материалы по древнерусской литературе / Отв. ред.

B.Д. Кузьмина. М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. - 370 с.

73. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / Отв. ред. Я.С. Лурье. - Л.: Наука, 1970. - 593 с.

74. История русской литературы X - XVII вв.: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева - М.: Просвещение, 1979. - 462 с.

75. История русской переводной художественной литературы: в 2 т.; т. 1. Древняя Русь. XVIII век - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. - 314 с.

76. Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - 552 с.

77. Келтуяла В.А. Курсъ истории русской литературы: в 2 кн.; кн. 2 -СПб, 1911. - 938 с.

78. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография - М.: МГУКИ, 2002. - 230 с.

79. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник - М.: Типография Грачева и компании, 1871. - 479 с.

80. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси // Литературные портреты - М.: Современник, 1991. - С. 258-274.

81. Ключевский В.О. Русская история - М.: Эксмо, 2007. - 912 с.

82. Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования / Ред. Р.П. Дмитриева, Д.С. Лихачев - СПб.: Наука, 1994. - 409 с.

83. Кожинов В.В. Происхождение романа - М.: Советский писатель, 1963. - 440 с.

84. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии - СПб.: Типография Карла Вульфа, 1860. - 218 с.

85. Коялович М.А. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям - М.: Институт русской цивилизации, 2011. -688 с.

86. Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI - середина XV в.) - М.: Языки русской культуры, 2000. - 200 с.

87. Кузьмина В.Д. Рыцарский роман на Руси: Бова. Петр Златых Ключей - М.: Наука, 1964. - 344 с.

88. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - 7-е изд. - М.: Высшая школа, 2003. - 336 с.

89. Кусков В.В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды: монография - М.: МГУ, 2000. - 317 с.

90. Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII вв. - Минск: Экономпресс, 2001. - 352 с.

91. Литература Древней Руси. Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 239 с.

92. Литературная энциклопедии терминов и понятий / Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин - М.: Интелвак, 2001. - 1600 стб.

93. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева; редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

94. Лихачев Д.С. XVII век в русской литературе // XVII век в мировом литературном развитии - М.: Наука, 1969. - С. 299-328.

95. Лихачев Д.С. Великое наследие. - М.: Современник, 1975. - 367 с.

96. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV - начало XVI в.) - Л.: Госполитиздат, 1946. - 160 с.

97. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы XI-XVII вв. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945. - 120 с.

98. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы - М.: Наука, 1979. -

357 с.

99. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили - Л.: Наука, 1973. - 253 с.

100. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси - М.: Наука, 1970. -

178 с.

101. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси -Л.: Наука, 1984. - 295 с.

102. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

103. Малэк Э. Разыскания по русской литературе XVII-XVIII вв. Забытые и малоизученные произведения - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - 398 с.

104. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. - Владимир: Издательство ВГПУ, 1997. - 121 с.

105. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994 - 136

с.

106. Мордовцев Д.Л. Русские исторические женщины. Популярные рассказы из русской истории. Женщины допетровской Руси // Собрание сочинений: в 50 т.; т. 34 - СПб.: Издательство Н.Ф. Мертца, 1902. - 214 с.

107. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В.Я. Проппа - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957-1958. - 3 т.

108. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности): руководство для школы и самообразования - 5-е изд. - М.; П.: Государственное издательство, 1923. - 95 с.

109. Орлов А.С. Домострой. Исследование: в 3 ч.; ч. 1 - М.: Синодальная типография, 1917. - 212 с.

110. Орлов А.С. Древняя русская литература XI-XVII веков - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945. - 345 с.

111. Орлов А.С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII веков - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1934. - 169 с.

112. Панченко А.М. История русской литературы: в 4 т.; т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII в.; ред. Д.С. Лихачев, Г.П. Макогоненко. - Л.: Наука, 1980. - 813 с.

113. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ - Л.: Наука, 1984. - 205 с.

114. Перетц В.Н. Краткий очерк методологии истории русской литературы

- Петроград: Academia, 1922. - 164 с.

115. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси - М.: Наука, 1971. - 301 с.

116. Пиккио Р. История древнерусской литературы - М.: Кругъ, 2002. -

350 с.

117. Пиксанов Н.К. Старорусская повесть. Введение в историю повести. М.

- Пгр., Госиздат, 1923. 96 с.

118. Порфирьев И.Я. История русской словесности: в 3 ч.; ч. 1. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1897. - 724 с.

119. Порфирьев И.Я. Краткий курс истории древней русской словесности -Казань: Типо-литография Императорского университета, 1911. - 319 с.

120. Потебня А.А. Мысль и язык - Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1892. 228 с.

121. Преображенский И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в., по сочинениям Максима Грека и современным ему памятникам - М.: Типография М. Лисснер и Ю. Роман, 1881. - 249 с.

122. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси - М.: Мысль, 1989. - 286 с.

123. Пыпин А.Н. История русской литературы: в 2 т.; т. 2. - 3-е издание. -СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. - 552 с.

124. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1857. - 360 с.

125. Ранчин A.M. Статьи о древнерусской литературе - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 195 с.

126. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века - М.: Наука, 1974. - 407 с.

127. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья (XI-XIII вв.). Очерки литературно-исторической типологии - М.: Наука, 1980. - 336 с.

128. Ромодановская Е.К. Римские деяния на Руси: Вопросы текстологии и русификации: Исследование и издание текстов - М.: Индрик, 2009. - 908 с.

129. Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге Нового времени: пути формирования русской беллетристики переходного периода - Новосибирск: Наука, 1994. - 232 с.

130. Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации: в 2 т.; т. 2 / Руди Т.Р., Семячко С.А. - СПб.: Пушкинский Дом, 2011. - 639 с.

131. Русская женщина и православие. Богословие. Философия. Культура. -СПб.: ТО «Ступени», 1996. - 270 с.

132. Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой / Отв. ред. А.М. Панченко. - Л.: Наука, 1986. - 291 с.

133. Русская повесть XVII века. Тексты и переводы / Сост. М.О. Скрипиль; ред. И.П. Еремин. - М.: Гослитиздат, 1954. - 479 с.

134. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно. Библиографический указатель произведений русской словесности в связи с

историей литературы и критикой. Книги и журнальные статьи: в 2 ч.; ч. 1 / Сост.

A.В. Мезиер. - СПб.: Типография А. Пороховщикова, 1899. - 828 с.

135. Русские повести XVII-XVIII вв. / Под ред. и с предисловием

B.В. Сиповского. - СПб.: Издание А.С. Суворина, 1905. - 307 с.

136. Сакулин П.Н. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей: в 2 ч.; ч. 1. Литературная старина (под знаком византийской культуры) / П.Н. Сакулин. - М., 1928. - 206 с.

137. Сакулин П.Н. Филология и культурология - М.: Высшая школа, 1990. - 240 с.

138. Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год; пер. с англ. Р.А. Зерновой. - 4-е изд., стереотипное. -Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2009. - 872 с.

139. Семячко С.А. Повесть о Тверском Отроче монастыре. Исследование и тексты; отв. ред. Р.П. Дмитриева. - СПб.: Наука, 1994. - 135 с.

140. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев,

C.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

141. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1903. - 460 с.

142. Старинная русская повесть. Статьи и исследования / Под ред. Н.К. Гудзия. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. - 284 с.

143. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / Ред. коллегия Г.Л. Абрамович, Н.К. Гей, В.В. Ермилов, М.С. Кургинян. - М.: Издательство Академии наук СССР; ИМЛИ, 1962. - 452 с.

144. Теория литературы. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика: в 2 т.; т.1 / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2014. - 510 с.

145. Теория литературы: в 4 т.; т. 1. Литература. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. -

336 с.

146. Теория литературы: в 4 т.; т. 2. Произведение. - М.: ИМЛИ РАН, 2011. - 375 с.

147. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.

148. Титова Л.В. Беседа отца с сыном о женской злобе - Новосибирск: Наука, 1987. - 416 с.

149. Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы: в 2 т.; т. 1. - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1863. - 313 с.

150. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика - М.: Аспект-пресс, 1999. - 334 с.

151. Трофимов А.А. Святые жены Руси - М.: Энциклопедия российских деревень, 1993. - 240 с.

152. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Поэтика. История литературы. - М.: Кино, 1977. - С. 270-281.

153. Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011. - 511 с.

154. Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVIII века. Теория литературных формаций: монография - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2008. - 528 с.

155. Федотов Г.П. Святые Древней Руси - М.: Московский рабочий, 1990. - 242 с.

156. Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т.; т. 2. У водоразделов мысли - М.: Правда, 1990. - 447 с.

157. Franklin S., Shepard J. The Emergence of Rus 750-1200 - М.: Едиториал УРСС, 1999. - С. 194-204.

158. Franklin S. Writing. Society. Culture in Early Rus. - Cambridge university press, 2002. - 325 с.

159. Хализев В.Е. Теория литературы. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

160. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля - М.: Художественная литература, 1977. - 448 с.

161. Чудинов А.Н. Очерк истории русской женщины в последовательном развитии ее литературных типов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Типография П.П. Меркульева, 1873. - 216 с.

162. Шашков С.С. История русской женщины - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1879. - 352 с.

163. Шевырев С.П. История русской словесности. Лекции: в 4 ч.; ч. 4. - 3-е изд. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1887. - 128 с.

164. Щапов А.П. Влияние общественного миросозерцания на социальное положение женщины в России // А.П. Щапов. Сочинения: в 2 т.; т. 2. - СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1906. - С. 55-101.

165. Щапов А.П. Положение женщины по допетровскому воззрению // А.П. Щапов. Сочинения: в 2 т.; т. 2. - СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1906. - С. 105-106, 152-153.

166. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы - М.: Академический проект, 2015. - 326 с.

Статьи

167. Адрианова-Перетц В.П. Исторические повести XVII в. и устное народное творчество // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т 9. - М.; Л., 1953. - С. 67-96.

168. Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т 5. - М.; Л., 1947. - С. 73-96.

169. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 27. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. - С. 3-68.

170. Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература. - 1959. - № 4. - С. 9-22.

171. Анпилогова Е.С. Образ русской женщины по памятникам литературы конца XVI - начала XVIII века // Исторические науки. - 2006. - № 3. - С. 73-80.

172. Анпилогова Е.С. Русская женщина в восприятии современников на рубеже XVII-XVIII веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 45-48.

173. Бедина Н.Н. К вопросу о внутреннем сюжете «Повести о Петре и Февронии Муромских» XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2011. -№ 3/45. - С. 15.

174. Бедина Н.Н. Образ святой княгини Ольги в древнерусской книжной традиции XII-XVI вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2007. - № 4/30. -С. 8-12.

175. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // О литературе. Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262293.

176. Воробьев В.П. Из наблюдений над синтаксисом русских повестей XVII века // Ученые записки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: т. 20. - 1948. - Выпуск филология. - С. 253-268.

177. Гладкова О.В. Тема ума и разума в «Повести от жития Петра и Февронии» (XVI в.) // Герменевтика древнерусской литературы. М.: Наследие, 1998. - Сборник 9. - С. 223-235.

178. Дзоценидзе Л.Г. Повесть о Динаре (О памятнике грузинской литературы XVI века) // Сборник научных работ студентов. Тбилисский университет. - 1955. - № 7. - С. 135-146.

179. Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т 9. -М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1953. - С. 97-119.

180. Днепров В.Д. Идеальный образ и образ типический // Новый мир. -1957. - № 7. - С. 218-236.

181. Дроздова М.А. Образ «злой жены» в произведениях древнерусской словесности XVII века / М.А. Дроздова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Т. 1. -СПб., 2015. № 4. - С. 9-15.

182. Дроздова М.А. Образ «злой жены» в переводном рыцарском романе XVII века / М.А. Дроздова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3, ч. 1. - С. 20-22.

183. Дроздова М.А. Женские образы в переводной новеллистической литературе XVII века / М.А. Дроздова // Новый филологический вестник. М.: РГГУ, 2017. № 1 (40). - С. 57-67.

184. Дроздова М.А. «Женский образ» в «Повести о царице Динаре» / М.А. Дроздова // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2014. № 1. - С. 20-23.

185. Дроздова М.А. «Злая жена» в древнерусской словесности / М.А. Дроздова // Русская речь. М.: Наука, 2016. № 4. - С. 67-74.

186. Дроздова М.А. Черты секуляризации в образе автора и в женских персонажах «Повести о Марфе и Марии» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Т. 1. Филология. - СПб., 2015. № 3. - С.7-13.

187. Еремин И.П. Новейшие исследования художественной формы древнерусских произведений // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т 12. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - С. 284-291.

188. Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Из истории русской культуры: в 2 т.; т. 1. Древняя Русь. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 586-617.

189. Живов В.М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII в. // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 319-343.

190. Живов В.М., Успенский Б.А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII вв. // Античность и культура в искусстве последующих веков: материалы научной конференции. - М.: Государственный музей изобразительных искусств, 1984. - С. 204-285.

191. Зоткина О.Я. «Столп и утверждение истины» о. Павла Флоренского: автор и герой // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 122-135.

192. Каравашкин А. В. Две стратегии нарратива: доказательность и убедительность в агиографии Епифания Премудрого // Россия XXI. - Москва. -2013. - №3. - С. 132-145.

193. Конявская Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // ЯиШешса: т. 3. - Киев. - 2004. - С. 8092.

194. Кузьмина В.Д. Повесть о Бове-королевиче в русской рукописной традиции XVII-XIX вв. // Старинная русская повесть. Статьи и исследования; под ред. Н.К. Гудзия. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. - С. 83-134.

195. Лихачев Д.С. Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 8. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1951. - С. 218-234.

196. Люстров М.В. Новелла Боккаччо в русской и шведской версиях XVII века // Летняя школа по русской литературе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Петербургский институт иудаики: т. 11. - 2015. - № 1. - С. 14-18.

197. Мамий Л.Г. Особенности освоения фольклора в процессе создания женских образов в древнерусской литературе: Образ княгини Ольги // Филологический вестник. - Майкоп. - 2004. - № 6. - С. 41-45.

198. Омельянчук С.В. Образ женщины в древнерусской литературе // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. - Липецк, 2011. - Выпуск 2 (5). - С. 3-9.

199. Первушин М. В. Герой и его авторское представление в агиографической литературе средневековья: на примере житий равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия // Древняя Русь: пространство книжного слова. М.: Языки славянской культуры. - 2015. - С. 33-42.

200. Пешков И.В. Проблема генезиса авторства // Новый филологический вестник. - М. - 2017. - № 2 (41). - С. 21-27.

201. Подобедова О.И. «Повесть о Петре и Февронии» как литературный источник житийных икон XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 10. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - С. 290-304.

202. Понырко Н.В. Русские святки XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 32. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1977. -С. 84-99.

203. Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI-XVI вв. // Литература Древней Руси. - М., 1975. -Выпуск 1. - С. 5-40.

204. Ромодановская Е.К. Западные сборники и оригинальная русская повесть: к вопросу о русификации заимствованных сюжетов в литературе XVII-нач. XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 33. - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1977. - С. 164-174.

205. Росовецкий С.К. К изучению фольклорных источников «Повести о Петре и Февронии» // Вопросы русской литературы. - Львов. - 1973. - Выпуск 1/21. - С. 83-87.

206. Руди Т.Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII-XVIII вв. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1994. - С. 207-214.

207. Руди Т.Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной» // Литература Древней Руси. Источниковедение. - Л. - 1988. - С. 177-179.

208. Руди Т.Р. Праведные жены Древней Руси // Русская литература № 3 -СПб.: Наука, 2001. С. 84-92.

209. Руди Т.Р. Средневековая агиографическая топика (принцип imitation и проблемы типологии) // Литература, культура и фольклор славянских народов: XIII международ. съезд славистов, Любляна, 2003: доклады российской делегации. - М., 2002. - С. 40-55.

210. Семячко С.А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигаличского монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. - СПб.: Наука, 1994. - С. 245-265.

211. Семячко С.А. Повесть о Тверском Отроче монастыре и древнерусский свадебный обряд // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 45. - СПб.: Наука, 1992. - С. 273-285.

212. Скрипиль М.О. Литературная история «Повести о Иулиании Вяземской» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 4. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1940. - С. 159-175.

213. Скрипиль М.О. Неизвестные и малоизвестные русские повести XVII в. (Тексты и комментарии) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 6. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. - С. 324-332.

214. Скрипиль М.О. Повесть о Горе-Злочастии // Русская повесть XVII века. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - С. 400-415.

215. Скрипиль М.О. Повесть о Марфе и Марии // Русская повесть XVII века. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - С. 359-365.

216. Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета им. А.М. Жданова. - 1946. - № 11-12. - С. 35-39.

217. Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в ее отношении к русской сказке // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 7. -М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. - С. 131-167.

218. Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии. (Тексты) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 7. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. - С. 215-256.

219. Скрипиль М.О. «Повесть о Савве Грудцыне» // Русская повесть XVII века. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - С. 385-399.

220. Скрипиль М.О. Повесть об Ульянии Осорьиной. (Тексты и комментарии) // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 6. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. - С. 256-323.

221. Соколов Ю.М. Повесть о Карпе Сутулове. (Текст и разыскания в истории сюжета) // Древности. Труды Славянской комиссии Московского археологического общества: т. 4, вып. 2. - М., 1914. - С. 3-40.

222. Солоненко Л.В. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отображение древнерусского идеала женщины // Филология и культура. -Владивосток. - 2006. - С. 279-282.

223. Солоненко Л.В. Духовно-нравственный идеал женщины в Древней Руси. (На материалах древнерусской агиографической литературы) // Ефремовские чтения. - Улан-Удэ. - 2004. - С. 114-118.

224. Сперанский М.Н. Повесть о Динаре в русской письменности // ИОРЯС АН СССР: т. 31. - Л., 1926. - С. 43-92.

225. Сперанский М.Н. Эволюция русской повести в XVII веке // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии Наук СССР: т. 1. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1934. - С. 164-170.

226. Сулица Е.И. Женские персонажи древнерусской словесности: поэтическая образность и принцип синкретичности // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2014. - № 4 (45). - С. 76-90.

227. Сулица Е.И. Женские типы «искусительницы» и «злой жены» в русской повести конца XVII - начала XVIII в. // Вестник славянских культур. -Москва. - 2014. - № 4 (34). - С. 168-169.

228. Творогов О.В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР: т. 20. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1964. - С. 29-40.

229. Тихомиров М.Н. Москва и культурное развитие русского народа XIV-XVII вв. // Вопросы истории. - 1947. - № 9. - С. 3-18.

230. Тодорова Е.Д. Сложение архетипа Девы Премудрости в древнерусской литературе // Адам & Ева = Adam & Eve. - Москва. - 2003. - № 5. - С. 33-35.

231. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских. (Герменевтический опыт медленного чтения) // Русский литературоведческий альманах. - Москва. - Пашков дом. - 2004. - С. 7-35.

232. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Литература в школе. - 2005. - № 4. - С. 13-18.

233. Ужанков А.Н. Благочестивые Муромские жены // Русское искусство. -2006. - № 2. - С. 133-137.

234. УжанковА.Н. Образы женского благочестия в древнерусской словесности // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. - 2007. - № 1. - С. 49-58.

235. Ужанков А.Н. Идеальные жены Древней Руси // Образ женщины в русской литературе. Первая половина XI - начало XXI в. Хрестоматия: в 4 ч.; ч. 1. Древнерусская книжность. - М.: Физматкнига, 2017. - С. 4-18.

236. Шайкин А.А. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Фольклорные традиции в русской советской литературе. - Москва. - 1987. - С. 20-36.

Диссертации и авторефераты

237. Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI - первой трети XVII века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 -Москва, 2013. - 464 с.

238. Ложкина А.О. Образы святых жен в житийной литературе XII-XVII веков: агиология и поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Ижевск, 2012. -186 с.

239. Малкова Н.А. Женский религиозно-нравственный идеал в культуре Древней Руси: автореф. дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 - Санкт-Петербург, 2010. - 19 с.

240. Писарь Н.В. Дихотомия «Бог - дьявол» в древнерусской языковой картине мира.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Калининград, 2011. - 197 с.

241. Полякова С.Г. Княгини Древней Руси X - первой половины XIII в.: социальный статус и роль в государственной политике: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 - Брянск, 2006. - 294 с.

242. Радь Э.Б. Конфликт поколений и ситуация выбора в произведениях литературы Древней Руси и XVIII века: к истории сюжета о блудном сыне: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Самара, 2001. - 169 с.

243. Степина Н.В. Образная система и жанровая сущность «Сказания о Еруслане Лазаревиче»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 - Орел, 2000. - 181 с.

Электронные ресурсы

244. Адрианова-Перетц В.П. Любовно-авантюрные повести [Электронный ресурс] // История русской литературы: в 4 т.; т. 1. - Л.: Наука, 1980. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-3752.htm (дата обращения: 30.08.2015).

245. Дроздова (Соломатова) М.А. Образ «злой жены» и его антиподы в «Повести о Савве Грудцыне» [Электронный ресурс] / М.А. Дроздова // Язык как материал словесности. Сборник статей. - М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2016. - С. 2227. Режим доступа:http://litinstitut.ru/sites/default/files/yazyk_kak_material_slovesnos ti_sbornik_statey_2.pdf (дата обращения: 17.08.2017).

246. Измарагд. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=204 (дата обращения: 10.09.2014).

247. Панченко А.М. Литература «переходного века» [Электронный ресурс] // История русской литературы: в 4 т.; т. 1 - Л.: Наука, 1980. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-2912.htm (дата обращения: 16.05.2015).

248. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья [Электронный ресурс] - Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. - Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/17_r/ab/ova_01.htm (дата обращения: 21.08.2017).

249. Ранчин А.М. Поэтика древнерусской словесности: «общие места» и цитаты [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». Филология. Теория литературы. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/45586.php (дата обращения: 19.01.2017).

250. Ранчин А.М. Казанская история [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия. - Режим доступа: http://knowledge.su7k/kazanskaya-istoriya- (дата обращения: 23.04.2017).

251. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Электронный ресурс] / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1935-1940. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1048530 (дата обращения: 18.09.2013).

252. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская. Православный календарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6570.htm (дата обращения: 21.08.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.