Эволюция жанра баллады в эпической поэзии мордвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Голованова, Наталья Федоровна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Голованова, Наталья Федоровна
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖАНРА БАЛЛАДЫ.
1.1 Народная баллада.
1.2 Литературная баллада.
Глава 2. БАЛЛАДНЫЕ МОТИВЫ В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ.
2.1 Песни героической тематики.
2.2 Песни социально-бытовой тематики.
2.3 Песни исторической тематики.
Глава 3. БАЛЛАДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ПОЭТОВ.
3.1 Жанр баллады в поэзии 20-30-х годов.
3.2 Мордовская баллада периода
Великой Отечественной войны.
3.3 Своеобразие баллады второй половины XX - нач. XXI века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Русская народная баллада: Происхождение и развитие жанра2003 год, кандидат филологических наук Ковылин, Алексей Владимирович
Баллады А. С. Пушкина: Фольклорные и литературные источники текста2003 год, кандидат филологических наук Кузьменкова, Елена Владимировна
Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция2007 год, доктор филологических наук Федосеева, Елена Александровна
Песни литературного типа в устной народной традиции (на материале записей 1970 - начала 1980-х гг.)1984 год, кандидат филологических наук Зубова, Нина Павловна
Аварская баллада: общее и локально-особенное2008 год, кандидат филологических наук Магомедова, Разият Мусашейховна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция жанра баллады в эпической поэзии мордвы»
Актуальность исследования. Баллада - наиболее сложный по художественной природе, жанровым признакам и по составу сюжетов раздел эпической поэзии мордовского (мокша и эрзя) народа. Однако этому необычайно интересному жанру устно-поэтического и литературного творчества до сего времени не посвящено монографическое исследование. Вопрос о балладе как жанре фольклора и литературы является одним из слабоизученных в кругу историко-литературоведческих проблем науки о словесном творчестве. Трудности возникают в связи с тем, что баллада как народно-песенный и стихотворный жанр имеет свои специфические особенности, связанные с проникновением в неё мифа, сказки, эпической и лирической песни, драмы. Повествования о драматических индивидуальных судьбах людей, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами и историческими событиями, мотивы непоправимых случайностей и ужасных совпадений позволяют говорить о богатстве балладного творчества, играющего огромную роль в песенной поэзии мордовского народа. Необходимость изучения баллад вызывается неисследованностью их идейно-художественных особенностей, важностью рассмотрения предпосылок возникновения, формирования и развития поэтики и эстетики песен этого типа, их сюжетов и персонажей.
Баллада - один из популярных литературных жанров. К ней обращались поэты на протяжении многовековой истории литературы. Литературная баллада стремилась постичь духовный опыт человека в драматическом ключе, по преимуществу так, как он раскрывается в конфликте. Не стала исключением и мордовская поэзия. Стремясь ярче и глубже отразить жизнь современного человека, поэты наряду с реалистическими жанрами обращаются и к таким, в которых сильны романтические тенденции, - к балладе. Это значительный пласт поэзии, активно разрабатывавшийся художниками слова на всех этапах становления и развития мордовской литературы. Авторами баллад выступили почти все известные поэты Мордовии: Н. Эркай, А. Мартынов, А. Щеглов, И. Девин, И. Прончатов, Е. Пятаев, А. Малькин, М. Бебан, П. Гайни, С. Вечканов и др., создав совершенные в идейно-художественном отношении произведения.
Эпико-историческими балладами по своей сути являются некоторые сказания в эпопее А. М. Шаронова «Масторава («Кудадей», «Килява», «Нарчатка», «Арса», «Кастуша»). Данное обстоятельство указывает на то, что жанр баллады в мордовском фольклоре и литературе имеет глубокие не только семейно-бытовые, но и социально-исторические корни, что не случайно, ибо семейно-бытовые конфликты и трагедии разыгрываются в контексте социально-исторических причин и обстоятельств.
Отсутствие фундаментальных исследований, подробно освещающих возникновение и развитие баллады в мордовской литературе, а также недостаточная разработанность теоретических положений, на основании которых можно было бы установить ее отличие от других близких к ней жанров (например, поэмы или сюжетного стихотворения), является несомненным препятствием для дальнейшего развития баллады. Данное обстоятельство обусловливает актуальность темы диссертационной работы, обосновывает важность её разработки для современного литературоведения и фольклористики Мордовии.
Степень изученности проблемы. В истории русской фольклористики песни балладного типа стали изучаться только в советское время. До этого о них были сделаны лишь отдельные замечания, хотя балладные песни собираются и публикуются вместе с другими песнями с XVIII века. Первым обстоятельным высказыванием о народных балладах была вступительная статья Н. П. Андреева к сборнику «Русская баллада» (1936), составленному В. И. Чернышевым. Это была первая отдельная сводная публикация баллад.
Значительны заслуги в изучении баллад Д. М. Балашова. Им он посвятил ряд работ, в которых рассматривает их специфику, характер конфликтов, художественные особенности. Д. М. Балашов исследовал происхождение, развитие тематики, характерные сюжеты и мотивы русских баллад, проследил эволюцию старинной баллады, ее расцвет и угасание, а также возникновение новой баллады. Более конкретно, чем другие исследователи, он рассмотрел исторические этапы в существовании баллад, стараясь найти критерии для периодизации.
Исследования Д. М. Балашова серьезно продвинули вперед изучение жанра и вызвали к нему интерес общественности. В последующие годы стали появляться работы общетеоретического значения, в которых затрагивались проблемы жанра баллады в контексте исторического бытия народа. Такова книга Б. Н. Путилова «Славянская историческая баллада» (1965).
Круг поднимаемых в науке вопросов, связанных с изучением баллад, необычайно широк. Проблемы стадий в развитии этой формы, типологического сходства сюжетов в фольклоре разных народов, взаимоотношения баллад в фольклоре восточных славян, их связи со смежными жанрами, истолкования отдельных сюжетов, психологии персонажей рассматривали в своих исследованиях В. М. Жирмунский, В. К. Соколова, Н. И. Кравцов, В. П. Аникин, Л. И. Емельянов, В. И. Чичеров, А. В. Кулагина, О. Ф. Тумилевич, В. Е. Гусев, Ю. Кржижановский, словацкие фольклористы И. Горак, А. Мелихерчик, О. Сироватка, украинский исследователь П. В. Линтур, немецкий - М. Браун, венгерский - Л. Вардьяш, болгарские ученые П. Динеков, М. Арнаудов, Б. Ангелов и др. Из работ, появившихся во второй половине 20 в., нужно отметить исследование о балладе и сказке О. Ф. Тумилевич (1972). В результате сопоставления чудесных мотивов в балладе и сказке О. Ф. Тумилевич делает вывод о том, что сферы чудесного в этих жанрах полностью не совпадают, что объясняется спецификой их художественных систем. В 1977 г. увидело свет учебно-методическое пособие А. В. Кулагиной «Русская народная баллада». В нем рассмотрены тематические группы, сюжеты и мотивы баллад, исследована природа трагического, особенности композиции, группировки персонажей и поэтического языка. Для более яркого выявления специфики жанра баллада сопоставляется с другими жанрами русского фольклора. Историю развития жанра баллады в мировой и русской литературе, его характерные особенности исследовали в своих трудах С. Страшнов, И. JL Гринберг, А. Н. Соколов. Обзор балладных песен включен в ряд учебных пособий по устному народному творчеству.
При определении своеобразия мордовской народной баллады необходимо иметь в виду монографию А. И. Маскаева «Мордовская народная эпическая песня» (1964). Ученый всесторонне исследовал эпические песни и особо подчеркнул их связь с балладой. На активное функционирование литературной баллады на всех этапах существования мордовской литературы, по своей внутренней структуре отвечающей национальному мироощущению и имеющей развитые формы в устно-поэтическом творчестве, указал В. В. Горбунов в статье «Освоение действительности в жанровых формах драматической поэзии» (1984). Анализу мордовских исторических песен посвящена книга М. Ф. Ефимовой «История в песнях» (1991). Автор рассматривает мокшанские и эрзянские исторические баллады о полоне, их характерные особенности и общие черты с русскими балладами о пленниках. Балладный характер М. Ф. Ефимова подмечает и в других исторических песнях мордвы. Проблемы исторической баллады частично рассматривает А. М. Шаронов в своей диссертации «Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI-XVIII веков)» (1973). Отдельные балладные сюжеты и мотивы в составе эпической поэзии, в поэме Я. Я. Кулдуркаева «Эрьмезь», в поэмах
B. К. Радаева «Сияжар» и «Тюштя», в эпопее А. М. Шаронова «Масторава» рассмотрела Е. А. Федосеева в монографии «Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция» (2007). Пути развития жанра баллады в мордовской литературе отражены в ряде статей
C. Г. Девяткина, так или иначе проблемы балладности затрагиваются в исследованиях А. Г. Борисова, А. И. Брыжинского, В. И. Демина, Т. И. Кубанцева, А. В. Алешкина, И. И. Шеяновой и др. В 1997 году опубликован сборник «Баллады», составленный А. Д. Шуляевым, где представлены разнообразные балладные сюжеты.
Объект исследования — фольклорная и литературная баллада в эпической поэзии мордвы.
Предмет исследования — эволюция жанра баллады в эпической поэзии мордвы, художественно-эстетическое своеобразие фольклорной и литературной баллады.
Материалом исследования послужили эпические песни, опубликованные в сборнике А. Юртова «Образцы мордовской народной словесности» (1882), в собрании X. Паасонена «Mordwinische Volksdichtung» (1938-1981), в сборнике А. А. Шахматова «Мордовский этнографический сборник» (1910), в пятитомном издании М. Е. Евсевьева «Избранные труды» (1961-1965), в серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (1963-1987), эпопее А. М. Шаронова «Масторава» (1994, 2001, 2003); материалах Центрального Государственного Архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), научного архива НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (НА НИИ ГН); текстах русских баллад в изданиях П. В. Киреевского, А. И. Соболевского, П. В. Шейна, Б. Н. Путилова, В. И. Чернышева и др. ученых. При анализе литературной баллады использованы произведения А. Моро, А. Зинькова, А. Щеглова, П. Гайни, А. Мартынова, Н. Эркая, И. Девина, М. Бебана, И. Прончатова, П. Любаева, А. Малькина, А. Тяпаева, А. Сульдиной и др. авторов.
Цель диссертационного исследования — исследование мордовской фольклорной и литературной баллады во всех аспектах ее развития и художественной специфики.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить балладные мотивы, сюжеты и персонажи в эпической поэзии мордвы; проанализировать жанровое своеобразие фольклорных и литературных баллад;
- обозначить художественную специфику мордовской баллады в контексте русской баллады;
- установить типологические связи мордовских баллад с балладами других народов;
- определить специфику жанра баллады в творчестве мордовских поэтов.
Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы ведущих отечественных исследователей Д. М. Балашова, Б. Н. Путилова, В. К. Соколовой, В. М. Жирмунского, Н. И. Кравцова, С. Л. Страшнова, А. И. Маскаева, В. В. Горбунова.
Использование разнообразных источников обусловило применение в процессе работы над диссертацией принципов научной объективности, системности, историзма, развития. Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, позволяющий представить явления в их реальной конкретно-исторической форме; описательный и системный, дающие возможность раскрыть сущность явлений во всей их полноте; историко-типологический, позволяющий выявить типологическую общность балладных произведений разных народов; историко-культурный, способствующий познанию контактных связей.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые произведен комплексный анализ жанра баллады, определена его художественно-эстетическая природа, выявлены балладные мотивы в фольклорном и литературном творчестве мордовского народа. Фольклорные баллады рассмотрены в сравнительном плане с балладами других народов, что способствует выявлению их специфических черт.
Теоретическая значимость исследования заключается в историческом анализе жанра баллады в эпической поэзии мордовского народа, включая её фольклорные и литературные формы, в раскрытии специфических черт мордовской баллады. Полученные результаты будут способствовать углублению понимания художественной природы балладного жанра как в устно-поэтическом творчестве мордвы, так и в литературе.
Практическая значимость. Положения и выводы диссертационного исследования, его результаты могут быть использованы при изучении жанров фольклора и литературы, разработке факультативных курсов, написании учебно-методических пособий и рекомендаций, составлении учебных программ для вузов и общеобразовательных школ, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Мордовские эпические песни носят балладный характер. Присущий им драматизм - важнейший признак, отличающий сюжеты баллад от других повествовательных жанров фольклора. Персонажи баллад -обыкновенные люди, попавшие в драматическую, часто заканчивающуюся трагически, жизненную ситуацию. События, изображаемые в балладе, имеют преимущественно частный, бытовой характер.
2. Мордовская народная баллада самобытна по содержанию и форме. Она охватывает определенный круг произведений, в которых сохраняется взаимопроникновение элементов мифа, сказки, эпической и лирической песни, драмы.
3. В художественной практике народа балладная форма организации материала получила широкое распространение в сказочно-мифологических, социально-бытовых, реально-исторических сюжетах. Ведущие темы этих баллад порождены социально-бытовыми коллизиями исторической эпохи.
4. Баллада — один из самых устойчивых литературных жанров. Мордовские поэты обращаются к нему на всех этапах существования литературы. Развитию баллады благоприятствуют бурные эпохи — время общественного подъема, духовного единения нации.
5. Баллада - лиро-эпический жанр, возвышенный пафос которого воплощен в острофабульном сюжете, напряженно-динамически окрашенном.
Основные признаки литературной баллады - отчетливо выраженная сюжетность, незаурядные характеры героев, обостренный драматизм, романтический пафос.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях отдела литературы и фольклора НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, представлялись на Всероссийской конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), Международной научно-практической конференции «Экология традиционной культуры и проблемы профессионального искусства» (Саранск, 2009). Основные положения и выводы исследования нашли отражение в 7 публикациях научных изданий, одна из которых - «Балладные мотивы в песнях на сюжет «Парень и смерть» - опубликована в научном журнале «Вестник Чувашского университета» (2009, № 1), рекомендованном ВАК РФ.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Старинная и новая русская народная баллада: преемственность и новация2007 год, кандидат филологических наук Нешина, Анастасия Юрьевна
Лексика русских народных баллад2005 год, кандидат филологических наук Зимнева, Ольга Николаевна
Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого2002 год, кандидат филологических наук Сафарова, Татьяна Викторовна
Немецкая романтическая литературная баллада, I половина XIX века: К. Брентано, Э. Мерике1999 год, кандидат филологических наук Петривняя, Елена Капитоновна
Мифологические мотивы в мордовской эпической поэзии2008 год, кандидат филологических наук Вирясова, Нина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Голованова, Наталья Федоровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Баллады образуют значительный пласт произведений как в фольклоре, так и в письменной художественной литературе. В устном народном творчестве баллада в классическом её выражении до конца не сложилась, но существует множество песенных повествований, в которых балладные мотивы играют определяющую роль. И ввиду этого мы можем говорить о фольклорной балладе как о художественно-эстетическом явлении, развивающемся с далекой древности вплоть до настоящего времени. По жанровой природе мордовская баллада сродни балладам других народов и прежде всего русской балладе. В ней переплетаются лирические мотивы с эпическими, так как тематика песен насыщена как семейно-бытовыми, так и социальными мотивами. Характеризуются фольклорные баллады драматизмом содержания, неожиданными коллизиями и поворотами событий. Изображая человеческие души и роковые страсти, они вместе с тем не страдают дидактизмом, позволяют человеку самому оценить воспроизводимые трагедии. Поэтика баллад в процессе исторической трансформации произведений из одной эпохи в другую в принципе не изменяется, хотя появляются новые сюжеты с новой тематикой и другими персонажами. Это свидетельствует о том, что жанр как художественная форма категория историческая и способна существовать только в пределах данной исторически обусловленной формы. Важными художественными признаками баллады являются специфический для нее взгляд на человека, гуманистическое умонастроение, изображение трагических событий (часто с трагическим же их завершением), сочетание песенного рассказа с лирически-эмоциональным подходом к описываемым персонажам и явлениям. Конфликт в балладе всегда разрешается трагически, хотя есть сюжеты («Парень и смерть»), где иногда добро побеждает зло. Но такие баллады, вероятно, нуждаются в других художественно-эстетических критериях.
Мордовские баллады прошли долгий путь развития и отразили в себе многие периоды в истории народа, в его семейно-бытовой и социальной жизни. Наиболее древним историческим слоем баллад следует считать те из них, в которых сюжеты, построенные на семейных отношениях, соединяются с мифологическими мотивами, органически связанными со сказочным творчеством. Вместе с тем песни отличаются от сказок драматическим характером повествования, диалогической формой, а также трагической развязкой. В процессе своего бытования баллады сосуществовали и взаимодействовали как с другими жанрами, так и с ранее сложившимися балладами во всем их многообразии. Во всех разновидностях баллад есть общее - семейно-бытовые сюжеты и семейно-бытовой аспект освещения событий. Это свойственно балладам всех времен и всех народов, а потому может быть основным, устойчивым признаком баллады как жанра. Героями баллад оказываются лица вполне частные, жизнь и помыслы которых не выходят при обычных условиях за пределы родного дома, семьи, села. Повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами, собственно и составляет главное содержание народных баллад.
Мордовская народная баллада близка прежде всего к русской, но отличается от нее тем, что в ней более сильно выражены сказочные мотивы и менее ярко воспроизведены социальные противоречия, ей свойственно отражение именно мордовских исторических и бытовых черт, для нее характерны особые герои, например, невеста божества грома девушка Литова, рыболов Андямо, воительницы за мордовскую веру девушки Сырява, Мамилька и др.
Балладная песня — постоянно движущийся и постоянно эволюционирующий жанр, и в этом движении выражается непрерывность творческого процесса в фольклоре. Кроме изменения и переработки старых баллад происходит возникновение новых, так как сохраняются острые семейно-бытовые конфликты, вызванные как личностными, так и социальными причинами. Баллады существенно обогатили народную поэзию сюжетами, в центре которых личная судьба человека. И тем самым дали мощнейший импульс для развития лирики, занявшей доминирующее положение в фольклоре нового времени.
На основе фольклорной баллады сформировалась литературная баллада. Её возникновение можно отнести ко времени зарождения письменной художественной литературы мокши и эрзи, к концу 19 - началу 20 века. Литературная баллада творчески использовала поэтику народной баллады в целом, но прежде всего сюжетную традицию, типы персонажей, проблематики, трагедийность разрешения конфликтов. В центре внимания поэтов всегда человеческая личность, ее судьба. Герои литературных баллад — носители только положительных, высоких моральных качеств, они обладают высокой нравственной стойкостью, сильной волей, величием духа. Мордовская литературная баллада сложилась в основном в советскую эпоху, что наложило отпечаток и на её тематику, и на её проблематику, идейную направленность. Она воспевает человека социалистического образа жизни с героическим характером, героическими помыслами, героическими поступками. У неё высочайший гуманистический пафос.
Исключительность изображаемых в балладе ситуаций имеет под собой реальные жизненные основания. В них отражается высокое революционное сознание людей социалистической эпохи, готовых во имя родины на любые испытания. Целый ряд баллад написан на материале Великой Отечественной войны. В них художественно воспроизведены исключительные примеры героизма, типичные для советских людей в годину суровых испытаний.
По жанровой структуре баллада представляет собой синтез эпического и лирического начал при определяющей роли последнего. Балладника интересует эпическое событие, но не само по себе, а именно тем, что дает возможность показать величие человеческого духа, выразить к тому или иному явлению свое отношение. Автор страстно утверждает свой идеал.
Творчество молодых поэтов продолжает балладную традицию, созданную предшественниками, внося в неё новизну, рождаемую течением лет, событий, человеческих дел и побуждений. Балладные традиции не умирают, они занимают заметное место в литературе 20 - начала 21 века. Баллада — испытанное и многогранное художественное средство, и к ней будут обращаться поэты, столкнувшись в грядущей жизни с невиданными или старыми, как мир, проблемами.
Авторами литературных баллад выступили такие известные мордовские поэты, как Н. Эркай, А. Мартынов, А. Щеглов, И. Девин, И. Прончатов, Е. Пятаев, А. Малькин, М. Бебан, П. Гайни, С. Вечканов и др., создав совершенные в идейно-художественном отношении произведения.
Эпико-историческими балладами по своей сути является ряд сказаний в эпопее А. М. Шаронова «Масторава» («Кудадей», «Килява», «Нарчатка», «Арса», «Кастуша»), что указывает на то, что жанр баллады в мордовском фольклоре имеет глубокие не только семейно-бытовые, но и социально-исторические корни, что не случайно, ибо семейно-бытовые конфликты и трагедии разыгрываются в контексте социально-исторических причин и обстоятельств.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Голованова, Наталья Федоровна, 2009 год
1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
2. Материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия
3. ЦГА РМ, ф. Евсевьева, Р-267, on. 1, л. 148.
4. ЦГА РМ, ф. Евсевьева, Р-267, on. 1, л. 136-137.
5. ЦГАРМ, Р-267, on. 1, № 13.
6. ЦГА РМ, Р-267, on. 1, л. 5.
7. Научный архив Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»
8. Л 137. Фольклорные материалы, собранные Л. С. Кавтаськиным в 1956 году в мордовских селениях, расположенных на левом берегу Волги. Том II.
9. Л 136. Фольклорные материалы, собранные Л. С. Кавтаськиным в 1956 году в мордовских селениях, расположенных на левом берегу Волги. Том I.
10. Л — 21. Радаев. Эрзянь фольклордоньть (саевкс).
11. Л 6. Мокшо-эрзянь народной поэзия (Мокшанско-эрзянская народная поэзия).
12. Л — 10. В. К. Радаев. Эрзянь народной поэзия (Эрзянская народная поэзия).
13. Л — 109. Лирические и бытовые песни, извлеченные из личного архивного фонда М. Е. Евсевьева. Т. 1.1. Архив Академии наук СССР
14. Архив АН СССР, л. 271-272.
15. Архив АН СССР, ф. Шахматова, ф. 134, оп. 2, № 172.1. ЛИТЕРАТУРА
16. Азадовский, М. К. Статьи о литературе и фольклоре / М. К. Азадовский. М.-Л. : Худож. лит., 1960. - 547 с.
17. Алексеев, Н. Н. Исторические связи мордовского фольклора и фольклора славянских народов / Н. Н. Алексеев // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. - С. 33-40.
18. Алешкин, А. В. Единство традиций (Народ и личность в мордовской эпической поэзии) / А. В. Алешкин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. 192 с.
19. Алешкин, А. В. Поэзия 1969-1971 годов / А. В. Алешкин // Очерки жанров мордовской литературы : труды НИИЯЛИЭ. Вып. 53.- Саранск, 1977. С. 3-81.
20. Алешкин, А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (дооктябрьский период) : учеб. пособие / А. В. Алешкин.- Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1983. 84 с.
21. Английская и шотландская народная баллада : сборник / сост. Л. М. Аринштейн. М. : Радуга, 1988. - 512 с.
22. Андреев, Н. П. Песни-баллады в русском фольклоре // Русский фольклор. Эпическая поэзия / Н. П. Андреев. Л. : Сов. писатель, 1935. -С. 307.
23. Аникин, В. П. Балладные песни / В. П. Аникин // Русское народное поэтическое творчество : учеб. пособие / под ред. проф. Н. И. Кравцова. -М. : Просвещение, 1971. С. 190-204.
24. Аникин, В. П. Русское народное поэтическое творчество / В.П.Аникин, Ю. Г. Круглов. 2-е изд., дораб. - Л. : Просвещение, 1987.- 479 с.
25. Антология мордовской поэзии : сборник / сост. В. А. Гадаев, Г. И. Горбунов, М. С. Моисеев ; авт. вступит, ст. Г. И. Горбунов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 496 с.
26. Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1900 гг.-М., 1904.-Т. 1.-С. 421.
27. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды / А. Н. Афанасьев. -М., 1914.-316 с.
28. Балашов, Д. М. Баллада о гибели оклеветанной жены (К проблеме изучения балладного наследия русского, украинского и белорусского народов) // Русский фольклор. Т. 8 : Народная поэзия славян. — М., Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1963.-С. 132-143.
29. Балашов, Д. М. История развития жанра русской баллады / Д. М. Балашов. Петрозаводск : Карельск. кн. изд-во, 1966. - 72 с.
30. Балашов, Д. М. Постановка вопроса о балладе в русской и западной фольклористике / Д. М. Балашов // Труды Карельского филиала Академии наук СССР (Вопросы литературы и народного творчества).- Вып. 35. Петрозаводск, 1962. - С. 62-79.
31. Баллада // Мордовия : энциклопедия : в 2 т. — Саранск, 2003. -Т. 1.-С. 147.
32. Баллады / сост. А. Д. Шуляев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977.-344 с.
33. Бебан, М. А. Видептьф боразда : кочькаф стихотвореният, сонет да анцяй поэманят / М. А. Бебан. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1983. -215 с.
34. Бебан, М. Кенди медь / М. Бебан. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1972.- 152 с.
35. Бебан, М. Под горой умирает он, пулей сраженный / М. Бебан ; пер. И. Пиняева // Моя весна. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1957. — 112 с.
36. Беззубова, Ф. И. Пулятне пештлеызь гитлерынь чаво вачо пекензэ / Ф. И. Беззубова // Изнятано минь. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1941. -167 с.
37. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 2 : Статьи и рецензии, 1836-1838 / В. Г. Белинский. М. : Изд-во АН СССР, 1953.-768 с.
38. Белинский, В. Г. Собрание сочинений : в 3 т. / В. Г. Белинский.- М. : Изд-во АН СССР, 1948. Т. 2. - С. 50-78.
39. Белинский, В. Г. Статьи о народной поэзии / В. Г. Белинский // Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. V. - С. 289-450.
40. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература / А. Г. Борисов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 190.с.
41. Брыжинский, А. И. Неень шкань мокшэрзянь литературась : учеб. пособие / А. И. Брыжинский. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1993. - 126 с.
42. Брыжинский, А. И. Писатели Мордовии : библиограф, указатель / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2001.-592 с.
43. Былины: в 2 т. Т. 1, 2 / подг. текста, вступит, ст. и примеч. Б. Н. Путилова. JI. : Худож. лит., 1958.
44. Васень сяткт : эрзянь морот ды евтнемат. — М. : Центриздат, 1929.- 192 с.
45. Васильев, Т. В. Мордовия / Т. В. Васильев ; НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. Саранск : Краен. Октябрь, 2007. - 190 с.
46. Ватанина, М. Ф. Мордовские исторические песни : дис. . канд. филол. наук. / М. Ф. Ватанина. Саранск, 1966.
47. Великорусские народные песни / под ред. А. И. Соболевского. -СПб., 1895.-Т. 1.-628 е.; 1897.-Т. 3. 512 е.; 1898.-Т. 4.-722 с.
48. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М. : Высш. шк., 1989. - 406 с.
49. Вечканов, С. Вечной тол (Вечный огонь) : стихи и поэмы / С. Вечканов. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1964. — 112 с.
50. Вечканов, С. Наказ / С. Вечканов // Солнышко. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1960. - С. 32-33.
51. Вечканов, С. Стихи / С. Вечканов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1953.-51 с.
52. Воровский, В. В. Литературная критика / В. В. Воровский. М. : Худож. лит., 1971. - 574 с.
53. Гайни, П. Бессмертие / П. Гайни // Поэзия мордвы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1948. - С. 155-157.
54. Гайни, П. Морот ды стихть / П. Гайни. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1953. - 64 с.
55. Гайни, П. Чачома мастор : стихть / П. Гайни. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1954. 68 с.
56. Гацак, В. М. Эпос и героические коляды / В. М. Гацак // Специфика фольклорных жанров. М. : Наука, 1973. - С. 14-21.
57. Гегель. Эстетика : в 4 т. / Гегель. М. : Искусство, 1971. - Т. 3. -621с.
58. Гераклитов, А. А. Материалы по истории мордвы /
59. A. А. Гераклитов. М.: Центриздат, 1931. - 124 с.
60. Горалек, К. Взаимосвязи в области славянской народной баллады / К. Горалек // Русский фольклор. Т. 8 : Народная поэзия славян. М., Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1963. - С. 98-101.
61. Горбунов, В. В. Признание : литературно-критические статьи /
62. B. В. Горбунов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 152 с.
63. Горбунов, В. В. Эрзя-мокшонь героической балладась / В. В. Горбунов // Сятко. 1970. - № 2. - С. 58.
64. Горький, М Собрание сочинений : в 8 т. Т. 1 : Рассказы / М. Горький. М. : Сов. Россия, 1987. - 512 с.
65. Григошин, Я. Кочказь произведениях / Я. Григошин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1959. - 104 с.
66. Гринберг, И. Л. Три грани лирики: современная баллада, ода и элегия / И. Л. Гринберг. Изд-е 2-е. - М. : Худож. лит., 1985. — 397 с.
67. Гуляев, Н. А. Теория литературы : учеб. пособие / Н. А. Гуляев.- 2-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 1985. - 271 с.
68. Гусев, В. Е. Изучение славянского фольклора в русской науке // Русский фольклор. Т. 11 : Исторические связи в славянском фольклоре /
69. B. Е. Гусев. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1968. - С. 321-337.
70. Девин, И. Кочкаф произведеният. Колма томса. I томсь : стихт и поэмат / И. Девин. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2002. - 288 с.
71. Девин, И. М. Мать солдата / И. Девин // Моим товарищам по счастью. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1953. - 92 с.
72. Девяткин, С. Г. Проблемы жанра баллады в мордовской литературе // Проблемы жанров современной мордовской литературы.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. С. 25-38.
73. Девяткин, С. Г. Фольклор как источник обогащения эстетического опыта современной мордовской литературы / С. Г. Девяткин // Аспект-1990 : Исследования по мордовской литературе. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. С. 61-75.
74. Девяткин, С. Мокшэрзянь балладась: исяк, течи, ванды /
75. C. Девяткин // Сятко. 1984. - № 2. - С. 73-75.
76. Демин, В. И. Сюканян тенк. : эрзянь писательде евтнемат (Кланяюсь вам. : рассказы об эрзянских писателях) / В.И.Демин.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. 318 с.
77. Динеков, П. Български фолклор / П. Динеков. — София, 1959. -Ч. 1.-С. 545.
78. Древнерусская литература : кн. для чтения. М. : Школа-Пресс, 1993.-320 с.
79. Древние российские стихотворения, собранные К. Даниловым.- СПб. : Тропа Троянова, 2000. 432 с.
80. Дубасов, И. И. Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов. Вып. 1. - М. : Тип. Е. Гербек, 1883. - 80 с.
81. Евсевьев, М. Е. Избранные труды : в 5 т. / М. Е. Евсевьев.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961. Т. 1. Народные песни мордвы. - 384 с.
82. Евсевьев, М. Е. Избранные труды : в 5 т. / М. Е. Евсевьев.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. Т. 2. Народные песни мордвы. - 528 с.
83. Евсевьев, М. Е. Избранные труды : в 5 т. / М. Е. Евсевьев. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1964. Т. 3. Мордовские народные сказки и загадки. -411 с.
84. Евсевьев, М. Е. Избранные труды : в 5 т. / М. Е. Евсевьев.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. — Т. 5. Историко-этнографические исследования. 552 с.
85. Емельянов, JI. И. Из истории определения исторической песни / И. Емельянов // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. III. M.-JL, 1958.-С. 5-24.
86. Еремина, В. И. Миф и народная песня (К вопросу об исторических основах песенных превращений) / В. И. Еремина // Миф -Фольклор Литература. - Л. : Наука, 1978. - С. 3-15.
87. Ефимова, М. Мокшэрзянь балладатне куломать сяськоманц колга / М. Ефимова // Мокша. 2006. - № 2. - С. 129-132.
88. Ефимова, М. Мокшэрзянь балладать вайгялянза / М. Ефимова // Мокша. 1989. - № 5. - С. 77-80.
89. Ефимова, М. Ф. История в песнях / М. Ф. Ефимова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 126 с.
90. Жирмунский, В. М. Английская народная баллада / В. М. Жирмунский // Английские и шотландские народные баллады. М. : Наука, 1973.-158 с.
91. Жирмунский, В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса / В. М. Жирмунский. М. : Наука, 1958.-145 с.
92. Зеленин, Д. К. Саратовская мордва / Д. К. Зеленин // Живая старина. Казань, 1910. - Вып. IV. - С. 312-318.
93. Земцовский, И. И. Баллада о дочке-пташке (К вопросу о взаимосвязях в славянской народной песенности) / И. И. Земцовский // Русский фольклор. Т. 8 : Народная поэзия славян. М., Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1963.-С. 144-159.
94. Зиньков, А. Ф. Баллада о семи молодцах (перев. П. Железнова) / А. Ф. Зиньков // Произведения мордовских писателей. Поэзия. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. - С. 88.
95. Иетне жойнить : стихть. Саранск : Мордгиз, 1933. — 68 с.
96. Имяреков, М. Г. Любовь и слезы : стихи, поэмы, творческие портреты / М. Г. Имяреков. Саранск : Писатель, 2006. - 128 с.
97. Имяреков, М. Г. Писательсь и эряфсь : мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна / М. Г. Имяреков. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1992. - 384 с.
98. Исторические песни. Баллады / сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С. Н. Азбелева. М. : Современник, 1991. - 765 с.
99. История мордовской литературы : учебник для филол. фак-тов. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1981. - 384 с.
100. История мордовской советской литературы / редкол.: В. В. Горбунов, Б. Е. Кирюшкин. Саранск, 1968. - Т. 1. - 416 с.
101. История мордовской советской литературы / редкол.: В. В. Горбунов, Б. Е. Кирюшкин. — Саранск, 1971. Т. 2. - 420 с.
102. Кавтаськин, Л. С. К вопросу об .изучении мордовского устного народного творчества / Л. С. Кавтаськин // Записки мордовского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Саранск, 1951. - № 12.-С. 66-83.
103. Колпакова, Н. П. Песни и люди. О русской народной песне / Н. П. Колпакова. Л. : Наука. Ленингр. отд., 1977. - 435 с.
104. Корш, А. Балладат / А. Корш // Сятко, 1939. № 6-7. - С. 103-108.
105. Котков, К. А. Мордовия в материалах Архива Маркса-Энгельса / К. А. Котков // Краеведение Мордовии. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973. -С. 5-11.
106. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учебник / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 1983. -С. 189-199.
107. Кравцов, Н. И. Славянская народная баллада / Н. И. Кравцов // Проблемы славянского фольклора. — М. : Наука, 1972. С. 176-199.
108. Кравцов, Н. И. Славянский фольклор : учеб. пособие / Н. И. Кравцов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 262 с.
109. Кубанцев, Т. И. Мокшэрзянь критикась и литературоведениясь : учеб. пособие / Т. И. Кубанцев. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. -76 с.
110. Кубанцев, Т. И. Поэтический хронотоп жизненного пространства (на примере творчества 3. Ф. Дорофеева) / Т. И. Кубанцев. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 148 с.
111. Кузнецова, О. В. Формирование мордовской поэмы как жанра / О. В. Кузнецова // Очерки жанров мордовской литературы : труды НИИЯЛИЭ. Вып. 6. - Саранск, 1982. - С. 57-104.
112. Кулагина, А. В. Антитеза в балладах / А. В. Кулагина // Фольклор как искусство слова. — Вып. 3. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. — С. 79-96.
113. Кулагина, А. В. Русская народная баллада : учеб.-метод. пособие / А. В. Кулагина. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. 104 с.
114. Кулдуркаев, Я. Я. Эрьмезь. Евкс кезэрень эрямодо / Я. Я. Кулдуркаев. — Саранск : Крас. Окт., 1935. — 91 с.
115. Линтур, В. П. Балладная песня и обрядовая поэзия / В. П. Линтур // Русский фольклор, 1966. Т. 10. - С. 228-236.
116. Линтур, В. П. Народные баллады Закарпатья и их славянские связи / В. П. Линтур // V международный съезд славянистов. — Киев, 1963. -С. 34.
117. Линтур, В. П. Украинские балладные песни и их восточнославянские связи / В. П. Линтур // Русский фольклор, 1968. Т. 11. - С. 67-77.
118. Линтур, П. В. Балладная песня и народная сказка / П. В. Линтур // Славянский фольклор. -М. : Наука, 1972. 327 с.
119. Литова // Сятко. 1941. - № 4. - С. 53.
120. Любаев, П. Сюкпря: стихть. Поклон / П. Любаев ; вступ. ст. А. Доронинэнь. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2000. - 76 с.
121. Любаев, П. Ялгань вал / П. Любаев. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1958.-64 с.
122. Малькин, А. Баллада акша келуть колга /А. Малькин // Мокша. -2005.-№5-6.-С. 4-9.
123. Малькин, А. Баллада о томике Маяковского / А. Малькин ; пер. Е. Манько // Слово дружбы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1954. - 175 с.
124. Малькин, А. Голос сердца : стихи / А. Малькин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961. 83 с.
125. Малькин, А. Кочкаф произведеният : стихт и поэмат / А. Малькин. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2003. - 400 с.
126. Маркелов, М. Т. К истории терюханской народной культуры / М. Т. Маркелов, С. П. Толстов // Этнография. 1928. - № 2. - С. 104-124.
127. Мартынов, А. Баллада Аленадо / А. Мартынов // Сурань толт. -1956.-№4.-С. 44.
128. Мартынов, А. Баллада о Корее / А. Мартынов // Мой светлый край. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1953. — 117 с.
129. Мартынов, А. К. Модань тансть : стихтъ ды поэмат / А. К. Мартынов. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. — 135 с.
130. Мартынов, А. Кеняркс (Радость) / А.Мартынов. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1959. - 92 с.
131. Мартынов, А. Полынный мед : стихотворения и поэма / А. Мартынов ; перев. с мордов.-эрзя Н. Дмитриева. — М. : Современник, 1986.85 с.
132. Мартынов, А. Россия / А. Мартынов ; пер. П. Панченко // Радость. -М.: Сов. писатель, 1964. С. 51-54.
133. Мартынов, А. Светлая музыка: стихи и поэмы / А.Мартынов ; предисл. Г. Горбунова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 216 с.
134. Мартынов, А. Хлебный дождь : стихи и поэмы / А. Мартынов ; перев. с мордов.-эрзя В. Павлинова и Н. Старшинова. — М. : Сов. писатель, 1971.- 128 с.
135. Маскаев, А. И. Балладные произведения «Парень и смерть» в устно-поэтическом творчестве мордовского народа / А. И. Маскаев // Записки Мордовского научно-исследовательского института при Совете Министров Мордовской АССР. № 1. - 1955. - С. 73-90.
136. Маскаев, А. И. Мордовская народная сказка / А. И. Маскаев.- Саранск, 1947. 184 с.
137. Маскаев, А. И. Мордовская народная эпическая песня / А. И. Маскаев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1964. - 439 с.
138. Маскаев, А. И. Мордовскяй советскяй литература / А. И. Маскаев, Н. И. Черапкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1952. - 279 с.
139. Маскаев, А. И. Славяно-мордовские связи по материалам эпической песни / А. И. Маскаев // Этногенез мордовского народа : материалы научной сессии, 8-10 дек. 1964 г. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965.-439 с.
140. Маскаев, А. И. Эпические песни : очерки / А. И. Маскаев.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. — 432 с.
141. Мерилай, А. Э. Эстонская баллада 1900-1940 : автореф. дис. . канд. филол. наук / Арне Эльмувич Мерилай. Тарту, 1989. - 20 с.
142. Микушев, А. К. Коми эпическая традиция в ее славянских отношениях / А. К. Микушев // Типология народного эпоса. — М. : Наука, 1975.-С. 97.
143. Мокшень фольклор / сост. Д. Кеняев, Т. Талышкина. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1940. 297 с.
144. Мокшоть моронза/ сост. Б. Карсаевский. -М. : Центриздат, 1928.-172 с.
145. Мордовские народные песни. — М. : ГИХЛ. 271 с.
146. Мордовское народное устно-поэтическое творчество : очерки / общ. ред. Э. В. Померанцевой и К. Т. Самородова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975.-432 с.
147. Мордовское устное народное творчество : учеб. пособие / Мордов. ун-т. Саранск, 1987. - 288 с.
148. Моро, А. Слово сердца / А. Моро. Саранск, 1953. - 76 с.
149. Налдеева, О. И. Фольклорное наследие и современная мордовская поэзия : курс лекций / О. И. Налдеева ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2000. 71 с.
150. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева / сост. А. А. Горелов.- Л. : Лениздат, 1983. 446 с.
151. Невтьсыть ли заветазь кечетнень? // Якстере теште. 1922.- № 3. — С. 3.
152. Нижегородские губернские ведомости. 1887. - № 8. - С. 2.
153. Образцы мордовской народной словесности. Вып. 1. Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии. - Казань : Тип. губернского правления, 1882. - 232 с.
154. Павловский А. И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны / А. И. Павловский. — Л. : Наука, 1967. — 277 с.
155. Песни, собранные Киреевским П. В. — М., 1863. Вып. V. -С. 81-184.
156. Песни, собранные Киреевским П. В. Новая серия. Вып. 2. - Ч. 1. -М., 1917.-125 с.
157. Песни, собранные Киреевским П. В. Новая серия. — Вып. 2. Ч. 2.
158. М. : Общество любителей российской словесности при Моск. ун-те, 1929. -389 с.
159. Пинясов, Я. Тол. Фронтовой стихт / Я. Пинясов. Саранск : Мордов. гос. изд-вась, 1945. - 54 с.
160. Праздникть ушедомац : стихт. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983.-56 с.
161. Произведения мордовских писателей. Поэзия / сост. И. М. Девин, М. Т. Петров, И. Д. Пиняев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. - 248 с.
162. Прончатов, И. Баллада о Томми / И. Прончатов ; пер. Н. Илюхина // Стройсэ (В строю). Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1950. - 124 с.
163. Путилов, Б. Н. Героический эпос и действительность / Б. Н.Путилов. Л. : Наука. Ленингр. отд., 1988. - 224 с.
164. Путилов, Б. Н. Русская историческая баллада в ее славянских отношениях / Б. Н. Путилов // Русский фольклор. Т. 8 : Народная поэзия славян. М., Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1963. - С. 102-131.
165. Путилов, Б. Н. Русские и южнославянские эпические песни о змееборстве / Б. Н. Путилов // Русский фольклор. Т. 11 : Исторические связи в мордовском фольклоре. М., Л. : Наука, 1968. - С. 31-54.
166. Путилов, Б. Н. Славянская историческая баллада / Б. Н. Путилов.- М.; Л. : Наука, 1965. 176 с.
167. Русская баллада / предисл., редакция и примеч. В. И. Чернышева; вступит, ст. Н. П. Андреева.'— JI. : Сов. писатель, 1936. 502 с.
168. Русская историческая песня : сборник / вступит, ст., сост., подг. текста и примеч. Л. И. Емельянова. — Л. : Сов. писатель, 1987. — 544 с.
169. Русские народные баллады / сост. Д. М. Балашов. — М. : Современник, 1983. —311 с.
170. Русское народное поэтическое творчество / под ред. А. М. Новиковой и др. М. : Высш. шк., 1986. - 398 с.
171. Сазанович, И. Песни о девушке-воине и былина о Ставре Годиновиче / И. Сазанович. Варшава, 1886. - 173 с.
172. Саратовский этнографический сборник. — Вып. 1. Саратов, 1922.-276 с.
173. Сафаргалиев, М. Г. Борьба мордовского народа с татарским игом / М. Г. Сафаргалиев // Записки МНИИ при Совете Министров МАССР, 1946.- № 6. Сер. историческая. С. 147.
174. Светлов, М. Собрание сочинений : в 3-х т. Т. 1/ М. Светлов. — М. : Худож. лит., 1975. 784 с.
175. Семевский, В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII в первой половине XIX века / В. И. Семевский. — Спб : Тип. товарищества «Общественная польза», 1888. - 520 с.
176. Сербский эпос / сост., вступит, ст. и коммент. Н.И.Кравцова ; переводы под ред. М. А. Зенкевича. — М. : Гослитиздат, 1960. — T. I. 359 с.
177. Сиповский В. В. История русской словесности / В. В. Сиповский.- Ч. 1. Вып. 1. - СПб. : Народная словесность, 1909. - 146 с.
178. Сказки. Кн. 2 / сост., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. -М. : Сов. Россия, 1989. 576 с.
179. Скотт, В. Собрание сочинений : в 20 т. Т. 19 / В. Скотт. М. : Худож. лит., 1965. - 788 с.
180. Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М. : Просвещение, 1974. - С. 24-25.
181. Смирнов, И. Н. Мордва / И. Н. Смирнов. Казань, 1895. - 299 с.
182. Смирнов, И. Н. Мордва : ист.-этногр. очерк / И.Н.Смирнов.- Саранск, 2002. 296 с.
183. Современная мордовская литература (60-80-е годы). Ч. 1.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. 240 с.
184. Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 2.- Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. 320 с.
185. Соколов, А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. М. : Искусство, 1968.-223 с.
186. Соколова, В. К. Баллады и исторические песни (о характере историзма баллад) / В. К. Соколова // Советская этнография. 1972. - № 1.- С. 52-57.
187. Стихи духовные — словеса золотые / вступит, ст. Е. А. Ляцкого. -СПб., 1912.-220 с.
188. Страшнов, С. Л. Молодеет и лад баллад. Баллады в истории русской советской поэзии : литературно-критические статьи / С. Л. Страшнов. -М. : Современник, 1990. 157 с.
189. Сульдина, А. Пиземе чирьке седейсэм : стихть / А. Сульдина ; икельце вал А. Мартыновонь. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. — 88 с.
190. Теория литературы : учеб. пособие : в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Академия, 2004. - 512 с. - С. 439-442.
191. Теория литературы : учеб. пособие : в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Академия, 2004. - 368 с. - С. 330-334.
192. Тештине : стихт ды евтнемат / сост. П. Борейкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 128 с.
193. Тумилевич, О. Ф. Вымысел в балладе / О. Ф. Тумилевич // Современные проблемы фольклора / под ред. проф. В. В. Гура. — Вологда, 1971.-151 с.
194. Тумилевич, О. Ф. Народная баллада и сказка / О. Ф. Тумилевич. -Саратов, 1972.-48 с.
195. Тяпаев, А. П. Эрек ведь (Живая вода). Стихт, балладат, поэмат /
196. A. П. Тяпаев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. - 120 с.
197. Урьвакстомань койть ды морот / сост. И. С. Сибиряк. — Саранск, 1936.-257 с.
198. Устно-поэтическое творчество мордовского народа (УПТМН) : в 12 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. - Т. 1. - 399 с.
199. Устно-поэтическое творчество мордовского народа (УПТМН) : в 12 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - Т. 1. - Кн. 2. - 352 с.
200. Федосеева, Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция / Е. А. Федосеева. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 212 с.
201. Халанский, М. Заметки по славянской народной поэзии / М. Халанский // Русский филологический вестник. T. XIX. - Варшава, 1888. -С. 38-44.
202. Чичеров, В. Вопросы теории и истории народного творчества /
203. B. Чичеров. М. : Сов. писатель, 1959. - 310 с.
204. Чичеров, В. И. Русские исторические песни. Исторические песни / В. И. Чичеров. Ленинград, 1956. - 276 с.
205. Шаронов, А. М. К вопросу об изучении русско-мордовских фольклорных отношений / А. М. Шаронов // Вопросы финно-угорского фольклора : труды. Вып. 50. - Саранск, 1974. - С. 149 - 167.
206. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. - 496 с.
207. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - 488 с.
208. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 432 с.
209. Шаронов, А. М. Мордовский героический эпос / А. М. Шаронов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 207 с.
210. Шаронов, А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI XVIII веков) : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. М. Шаронов. - Саранск, 1973. - 21 с.
211. Шаронов, А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI XVIII веков) : дис. . канд. филол. наук / А. М. Шаронов. - Саранск, 1973. - 215 с.
212. Шаронов, А. М. Сравнительное изучение исторических песен русского и мордовского народов / А. М. Шаронов // Вопросы финноугроведения. Вып. VI. - Саранск, 1975. - С. 353-357.
213. Шахматов, А. А. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб., 1910.-848 с.
214. Шейн, В. В. Великорусе / В. В. Шейн. 1890. - № 811. - С. 213.
215. Шеянова, И. И. Сказовые формы повествования в мордовском народном творчестве и литературе / И. И. Шеянова // Становление государственности Мордовии : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Мордовии. Саранск : Крас. Окт., 2000. - 320 с.
216. Эрзя-мокшонь морот, сказт ды балладат. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1958.-208 с.
217. Эрзянь ёвкст / сборникенть ды литературной обработканть теизе А. Маскаев. Саранск, 1940. - 152 с.
218. Эрзянь морот / сост. М. Е. Евсевьев. М. : Центриздат, 1928.- 185 с.
219. Эркай, Н. Кобзарь / Н. Эркай // Сятко. 1939. - № 5. - С. 70.
220. Эркай, Н. Мои березы : лирика / Н. Эркай. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 271 с.
221. Эркай, Н. Стихт ды поэмат / Н. Эркай. — Саранск : Мордов. гос. изд-вась, 1952. 174 с.
222. Эрямонь вайгель : эрзя-мокшонь литературань антология / авт.-сост. Н. В. Зиновьев. Саранск : Крас. Окт.», 2001. - 172 с.
223. Югославские народные песни / ред. М. М. Зедкевич. М. : Худож. лит., 1956. - 186 с.
224. Braun, М. Methodisches zum Problem der Volksballade / M. Braun // Slavistische Studien. München, 1968. - S. 314-330.
225. Vargvas, L. Herkund der ungarischen Ballade von der eingemauerten Frau / L. Vargvas // Akta ethnographica. Т. IX. - № 1-2. - Budapest, 1960. -S. 1-88.
226. Cubelic, T. Stilsko-izrazajne karakteristike nase narodne balade / T. Cubelic // Radovi zavoda za slavensku filologiju. Knj. 4. - Zagreb, 1961.
227. Horak, J. Feudalni pfezitky v slovenskych lidovych baladach / J. Horak // Rad kongresa folklorista Jugoslavije. VI. Bled, 1959. - Ljubljana, 1960.-S. 357-367.
228. Horak, J. Les ballades populaires slaves / J. Horak // Revue des etudes slaves. V 39. - Fase 1-4.-Paris, 1961. - P. 31-41.
229. Melichercik, A. Slovensky folklore / A. Melichercik. Bratislava, 1959.-S. 577.
230. Paasonen, H. Mordwinische Volksdichtung gesammeltjvon / H. Paasonen. -1 Band. Helsinki, 1938. - 509 s.
231. Paasonen, H. Mordwinische Volksdichtung. Gesammelt von. Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. IV Band. - Helsinki, 1947.
232. Pioben der mordwinischen volkslitte ratur, gesommelt von H. Paasonen. Ester Band. - Heisingtors, 1894.
233. Sertik, M. Forma i funkeija narodne balade / M. Sertik // Rad Jazu. Knj 338. Odjel za filologiju. - Knj 13. - Zagreb, 1965. - S. 307-373.
234. Sirovatka, O. Vypravecky styl v ceske a ruske balade narodo-pisny vestmk / O. Sirovatka. Brno, roenik 1 (34). - S. 102-113.- S. 5-30.- 899 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.