Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бортнюк, Ольга Анатольевна

  • Бортнюк, Ольга Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Комсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 191
Бортнюк, Ольга Анатольевна. Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Комсомольск-на-Амуре. 2011. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бортнюк, Ольга Анатольевна

Введение

Глава 1. Фаустиана как сотериологическая парадигма литературно-

музыкальной традиции

1.1. Универсальные категории европейской религиозно-философской и

художественной мысли

1.2. Традиции культурно-антропологического осмысления

фаустианы

Глава 2. Изменения традиционной сотериологической модели фаустианы 2.1 Сотериологическая парадигма фаустианы, реализованная в зарубежной литературе

2.2. «Фауст» И.-В. Гёте как «оправдательная» сотериологическая модель литературно-музыкальной традиции

2.3. Литературно-музыкальная фаустиана в диалоге И.-В. Гёте (трагедия «Фауст») и Г. Малера (Восьмая симфония): сотериологический аспект симфонии

Глава 3. Семантика «русских» литературно-музыкальных трактовок

сотериологической темы фаустианы в Х1Х-ХХ1 веках

3.1. Сотериологические интерпретации концепта ФАУСТ в российском литературно-музыкальном творчестве Х1Х-ХХ1 веков

3.2. «Оправдательная» сотериологическая модель СКО-фаустианы В.О. Пелевина

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции»

Введение

Актуальность темы исследования. Исследование «сквозных сюжетов» культуры, детерминирующих её ценностную структуру, её смысловые поля, уже не одно столетие выступает ключевым направлением науки о культуре. Подобные сюжеты, проявляющие себя не только в словесном искусстве, но и в музыке, живописи, повседневных структурах, задают ритм и динамику культуры. Через посредство таких «сквозных сюжетов» происходит культурное заимствование. Вместе с тем, каждый акт интерпретации «сквозного сюжета» вносит в него собственные коннотации, детерминированные эпохой, религией и т.д. К такого рода сюжетам, без сомнения, можно отнести историю о докторе Фаусте, воплотившуюся в разных жанрах, в разные эпохи и в разных уголках Европы. При всём различии интерпретаций, в фаустиане можно выделить ключевой элемент, воспроизводящийся во всех текстах, - мотив спасения, выступающий в качестве архетипического элемента сюжета; его мы ставим в центр своего исследования.

В начале XXI века мировая культура вступила в новую - постмодернистскую - фазу своего развития. Практически во всех областях и сферах жизни посылки, формировавшие мышление XX столетия, оказались бездейственными и утраченными. Стало ясно, что разум, наука и технологии не решат всех проблем человечества, и индустриальная эпоха уступила позиции информационному веку. В атмосфере плюрализма ценностей каждый культурный артефакт рассматривается современным обществом как «текст», долженствующий быть «прочитанным» и усвоенным некоторой группой людей. Таким образом, артикулируемые обществом традиционные ценности могут быть либо оспорены и отвергнуты, либо приняты и тиражированы. В постмодернистской ситуации свободы выбора личностью и обществом аксиологического приоритета возрастает роль автора и авторитета. Традиционные идеи осмысливаются в исторической ретроспективе и соотносятся с практическими возможностями их применения. В этой ситуации возрастает роль духовного начала культуры, истоком своим имеющего традиционные ценности минувших эпох. Как западная, так и российская культуры имеют

достаточно значимые традиции приобщения к духовной области знаний, включающей вопросы смысла человеческого существования. Сотериология как наука о вечном бытии человека осмысливает определённым образом проблемы смысла и условий человеческой жизни. В мировой культуре сотериологический аспект наиболее последовательно был актуализирован в литературно-музыкальной фау-стиане, и в редких случаях получал свою исследовательскую интерпретацию. Состояние исследований литературно-музыкальной фаустианы в сотериологиче-ском контексте (соотнесение их с моделью либо «осуждения», либо «оправдания») и предопределило характер выбранного автором культурологического аспекта проблемы.

Актуальность проблемы обусловлена дискуссионностью вопроса о правомерности представления литературно-музыкальной фаустианы как сотериологи-ческой парадигмы. Рассматривая мировоззренческую основу фаустианы, большинство исследователей соотносит данный феномен с просветительскими идеями эпохи Просвещения, вследствие чего образ Фауста, его философия жизни, идеалы и нравственные представления становятся выражением европейского самосознания и заключают в себе общечеловеческую идею познания и освоения мира. Исследование «фаустианского текста» (И. Шпис «Народная книга», К. Марло «Трагическая история доктора Фауста», Ф.М. Клингер «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», К.Г. Граббе «Дон Жуан и Фауст», Н. Ленау «Фауст», И.-В. Гёте «Фауст», Т. Манн «Доктор Фаустус», К. Манн «Мефистофель. История одной карьеры», A.B. Луначарский «Фауст и город» и др.) с позиции гносеологической направленности человеческой деятельности и пафоса материального строительства подводит исследователя к необходимости акцентировать факт земной развязки, заявленный в большинстве литературных сюжетов о Фаусте. Данная трактовка текста противопоставляется идеалистическим интерпретациям, фокусирующим внимание на иррациональных смыслах и их воссоздании в литературных и музыкальных произведениях фаустианы в разные культурно-исторические периоды.

Необходимо выявить особенности построения сотериологических моделей в фаустиане на примере трагедии «Фауст» И.-В. Гёте, Восьмой симфонии Г. Малера и романа «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина, изучить их идейно-символическую структуру и определить внутреннее, «генетическое» стремление фаустианы к устойчивой секуляризации европейской и русской культуры в период от европейского Нового времени до эпохи Постмодерна. Кроме того, актуальность данного диссертационного исследования определяется повышенным интересом к феномену диалога в культуре и разного рода межтекстовым взаимодействиям.

Степень научной разработанности проблемы. Литературно-музыкальная фаустиана представляет собой феномен, выходящий далеко за рамки исканий в сфере искусства, и является неким философским завершением культуры Нового времени, переданным средствами и языком искусства. Весьма обширная и быстро пополняющаяся библиография работ, посвящённых литературно-музыкальной фаустиане, демонстрирует высокую степень исследовательского интереса и разнообразие подходов к изучению «фаустовских» произведений, созданных в рамках различных жанров искусства. Феномен фаустианы изучен с позиции его укоренённости в западноевропейской культуре в работах О. Шпенглера [199], К.А. Свасьяна [159], Г. Гессе [52], X. Ортеги-и-Гассета [140] и др. Мировоззренческий аспект феномена рассмотрен A.M. Ступелем [171] в процессе исследования фаустианы с точки зрения её музыкальных интерпретаций. Изучению музыкального воплощения Фауст-идеи как литературно-философской темы мировой культуры посвящены исследования Г.В. Ковалевского [87], В.Н. Холоповой [186], И.Я. Рыжкина [158], Е.М. Иршаи [79], С.Я. Вартанова [35, 36], A.B. Денисова [67], Т. Дзюн [69]. Музыковедческий анализ представлен в работах И.А. Барсовой [15], И.И. Соллертинского [168, 169, 170], В.Д. Конен [93], B.C. Галацкой [45], М.С. Друскина [72], Б.В. Левик [108], К.К. Розеншильда [153], Л.В. Михеевой [127] и др. Литературная фаустиана репрезентативно представлена филологическими исследованиями A.A. Аникста [7, 8, 9, 10] , В.А. Аветисяна [4], М.И. Бента

[18], Н.Я. Берковского [20], H.H. Вильмонта [40], Б.Я. Гейман [48], В.М. Жирмунского [75], Г.Г. Ишимбаевой [80], C.B. Тураева [176], Ф.П. Фёдорова [181], Г.Г. Хавтаси [183], Г.В. Якушевой [205, 206, 207, 208] и др. Вопросы литературной фаустианы затронуты в диссертационных работах М.И. Бессоновой [25], Т.В. Коваленко [88], Е.Ю. Колышевой [90], Ч.В. Кудачиновой [102], C.B. Сёмоч-ко [164], И.А. Черненко [192], Г.А. Шор [198], И.С. Урюпина [182] и др.

Несмотря на то, что фаустиана с сотериологических позиций не исследовалась, предопределённость постановки вопросов к решению данной проблемы задана в поле философских, культурологических, филологических и искусствоведческих изысканий. В диссертации Г.А. Шор «"Фауст" И.-В. Гёте и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации» [198] своеобразие диалога литературы Серебряного века с «Фаустом» Гёте определяется через сопоставление метафизических смыслов, содержащихся как в тексте трагедии, так и в произведениях русских авторов рубежа XIX-XX столетий [198, 5]. Неоднозначно, по мнению исследователя, представлен Фауст в текстах советских писателей 20-30-х годов XX века: и как просветитель-герой-мудрец, преодолевающий реальность во имя Абсолюта, и как преступный «грешник» [198, 14]. В работе «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелла Фауст-сюжет представлен как миф спасения: автор выделяет спасительно-спасающую функцию мифа и определяет медиативность как единственный путь, ведущий к спасению [106, 9]. В двух интерпретациях представлен сотериологический аспект литературно-музыкальной фаустианы Г.В. Ковалевским в диссертации «Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке»: миф о Фаусте есть надежда на спасение для человека, достойно выдержавшего испытания и обретшего духовный свет; в мифе о Фаусте идея искупления транспонирована в идею возмездия (как результат произвола мефистофельского начала) [87, 25]. И.И. Соллертинский, анализируя музыкальные воплощения литературных «Фаустов» композиторами разных эпох, приходит к выводу о существовании двух вариантов разрешения сотериологической дилеммы - осуждение (оратория «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза и др.) и оправдание-спасение (Вось-

мая симфония Г. Малера и др.) [170,13]. Г. Гессе в докладе «Фауст и Заратустра» [52] противопоставляет Фаусту восточного учителя Заратустру: эти два литературных типа определены им как символы сотериологической альтернативы -возможности выбора для каждого человека одного из двух вариантов освоения духовного бытия. При сопоставлении их «сотериологического» содержания образ Фауста трактуется как прообраз борьбы человеческой души за спасение, символически обозначенное звучанием пасхальных колоколов, сменяющих секвенцию судного дня «Dies irae, dies illa» («День гнева, тот день»), а образ Заратустры осмысливается как преодоление человеческой сущности ради приобретения статуса сверхчеловека и олицетворяет новый алтарь и чистые скрижали, на которые человек волен нанести собственные ценности.

Однако в научных исследованиях литературно-музыкальной фаустианы проблема переструктуризации сотериологической модели как составляющей Фауст-концепта не ставилась вообще, либо о ней кратко упоминалось в связи с постановкой и изучением ряда других вопросов бытования фаустианы в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Исследования фаустианы в сотериологическом ключе не предпринимались. Ознакомление с работами, осмысливающими соте-риологический аспект фаустианы, подтверждает оправданность избранного в исследовании направления. Следует отметить, что в образе Фауста - и в народной легенде, и в авторских произведениях - акцентируется стремление к запредельному, к духовному измерению реальности. В традиции мировой культуры исторически сложились два сотериологических подхода к сюжету о Фаусте: осуждение героя («Народная книга» под ред. И. Шписа, «Фауст» К. Марло, «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» Ф.М. Клингера, «Дон Жуан и Фауст» К.Г. Граббе, «Фауст» Н. Ленау, «Доктор Фаустус» Т. Манна и др.; оратория «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, опера «Мефистофель» А. Бойто, кантата «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке, Симфония №21 («Из «Фауста» Гёте») С.М. Слонимского, опера «Фауст в аду» A.B. Семёнова и др.) или его оправдание («Фауст» Г.-Э. Лессинга, «Фауст» И.-В. Гёте, «Фауст и город»

A.B. Луначарского, «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина; опера «Ваш Фауст» А. Пуссера, Восьмая симфония Г. Малера и др.).

Исследование сотериологического дискурса осуществляется в двух направлениях: в первом актуализируется спектр проблем личного бытия человека, второе затрагивает вопросы социальной жизни. К числу работ первого направления следует отнести диссертацию Ко Чун Ин, в которой даётся сравнение русской и китайской сотериологических концептосфер «Человек» - «Жень» [99]. М.В. Ковшов в диссертации «Сотериологический аспект библейского учения о личном бытии человека» рассматривает человеческое бытие в библейском контексте [89]. При сравнительном анализе религиозно-философских взглядов Карла Барта и Рудольфа Бультмана A.B. Ворохобовым разработано понимание сотериологии как функции веры (Р. Бультман) и как направления, развивающего тринитарную теологию (К. Барт), а также изучено антропологическое измерение сотериологии, представленное концепцией освящения в теологии К. Барта и доктриной экзистенциальной подлинности в творчестве Р. Бультмана [44]. C.B. Кекова в диссертационном исследовании «Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского» исследует феномен «искушение» в контексте христианской онтологии, антропологии и сотериологии [83]. А.Г. Григорьев в процессе изучения творчества Ф.М. Достоевского в сотериоло-гическом ключе определяет мистический опыт писателя как «обожание» [61]. Второе направление представлено работами, обращёнными к социальным проблемам: А.Ю. Моздаков соотносит религиозную сотериологию и теорию безопасности [128]; Е.В. Комлева исследует социоядерный дискурс как производную экологических проблем и обращает внимание на духовный план вопроса [91]; М.С. Пылькина анализирует сотериологический аспект философствования («Философия как социальная практика: сотериологический аспект») [151]; В.Б. Батоин изучает социальные аспекты сотериологии китайского буддизма [16].

Таким образом, связь между фаустианой и сотериологическими аспектами в научных исследованиях недостаточно акцентирована, хотя одна из целей созда-

ния литературных произведений о Фаусте, как правило, до Гёте, - морализаторство и душеспасительные выводы, т.е. актуализация сотериологического элемента бытия.

Анализ источников показал недостаточную степень изученности избранной проблемы и определил выбор темы исследования.

Объектом исследования выступает сотериологическая парадигма «оправ-дание»/«осуждение» как феномен фаустианы, представленный в философско-

художественной перспективе.

Предметом исследования является эволюция сотериологической модели «осуждение» в литературно-музыкальной фаустиане в «Фаусте» И.-В. Гёте, Восьмой симфонии Г. Малера и романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина.

Цель исследования: выявить способы интерпретаций и характер изменений традиционной западноевропейской сотериологической модели в литературно-музыкальной фаустиане, показать её философско-эстетическую основу.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) описать сотериологические категории и выявить процесс трансформации их содержания в европейской культуре;

2) выявить сотериологическую парадигму фаустианы в её модельных вариантах «осуждение»/«оправдание»;

3) выявить символическую нагруженность Фауст-концепта и определить детерминированность проблем, поставленных в произведениях, от факта присвоения концепту «истина» новых денотатов («труд», «надежда», «любовь»);

4) показать способы воплощения и специфику построения сотериологической модели оправдания в трагедии И.-В. Гёте «Фауст», Восьмой симфонии Г. Малера и романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина;

5) установить связь между воплощением сотериологической модели оправдания в западноевропейской культуре с аксиологическими аспектами мировоззрения европейского человека;

6) выявить направление и смысл трансформации сотериологической составляющей мифа о Фаусте.

Источники работы. Диссертация написана на материале произведений И.-В. Гёте (трагедия «Фауст»), Г. Малера (Симфония №8), В.О. Пелевина (роман «Священная книга оборотня»). Выбор источников продиктован недостаточной изученностью произведений Г. Малера и В.О. Пелевина в их сопоставлении с текстом «Фауста» И.-В. Гёте и обусловлен повышенным интересом современного гуманитарного образования (литературоведения и музыковедения) к феномену диалога в культуре (диалог между произведениями разных эпох и различных видов искусства). В процессе исследования использованы работы, посвященные вопросам сотериологии и литературно-музыкальной фаустианы.

Хронологические рамки исследования обусловлены предметом изучения. Нижняя граница - начало XVI века, появление и оформление народной легенды о Фаусте, верхняя граница - начало XXI века.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена решением поставленных задач. Методологическую основу исследования определили приёмы сравнительно-исторического, историко-генетического, структурно-функционального и семиотического методов, позволившие выполнить интегра-тивный анализ научной проблемы. В исследовании применены элементы метода рецептивной эстетики и приёмы герменевтического прочтения литературно-

музыкальных текстов.

Исследование фаустианы производится с учётом философских, филологических, культурологических, музыковедческих трудов. Принципиальное значение имеют работы О. Шпенглера [200], Й. Хёйзинга [184], М. Бубера [30], А.Я. Гуревича [64], касающиеся вопросов мировоззренческих оснований западной цивилизации, И.А. Барсовой [15] и И.И. Соллертинского [169] по малерове-дению; исследования литературной фаустианы и «Фауста» Гёте A.A. Аникстом [7, 8, 9, 10], H.H. Вильмонтом [40] и другими литературоведами, а также труды К.А. Свасьяна «Проблема символа в современной философии (критика и анализ)»

[159], «Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика» [160] и Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история» [114].

В работе использованы категории и термины: сотериология - термин, традиционно применяемый к обозначению учения о спасении, имеющего место во многих развитых религиях (буддизме, христианстве, исламе и пр.); в работе сотериология рассматривается с позиций христианского догматического богословия; Фауст-концепт - формальный и содержательный аспекты образа «Фауст» и его культурно отмеченный вербализованный смысл, выраженный рядом характеристик, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму; СКО-фаустиана - комплекс фаустианских мотивов, содержащихся в романе «Священна книга оборотня» В.О. Пелевина.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены результаты, содержащие научную новизну:

- впервые осуществлён интегративный сотериологический анализ литературно-музыкальной фаустианы на материале текстов И.-В. Гёте, Г. Малера, В.О. Пелевина;

- дан развёрнутый сюжетный анализ романа «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина: произведение рассмотрено как интерпретация «Фауста» И.-В. Гёте, явление обозначено как СКО-фаустиана;

- осуществлено герменевтическое прочтение музыкального текста Восьмой симфонии Г. Малера с сотериологических позиций;

- литературно-музыкальная фаустиана классифицирована по принципу антагонистичности сотериологических моделей «осуждение» и «оправдание».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается:

- в выявлении структуры и значения эволюции сотериологической модели фаустианы;

- в обосновании роли изменений, произошедших в западноевропейской картине мира, для оформления сотериологической парадигмы фаустианы;

- в определении преемственности, существующей между постулатами нравственного сознания раннего европейского общества и культурными ценностями, которые легли в основу современной цивилизации, посредством реконструкции духовного универсума людей прошлых эпох;

- в новом, сотериологическом аспекте подхода к изучению особенностей проявления фаустианских мотивов в литературе и искусстве;

- в выявлении и изучении специфики преломления ключевых тем и идей фаустианы в романе «Священная книга оборотня» В.О. Пелевина.

Положения и выводы диссертации способствуют постижению феномена фаустианы, дополняют корпус исследований фаустианы, малероведения и творчества В. Пелевина. Материалы диссертации и теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях сотериологического акцента в культуре, в издательской и просветительской деятельности, в преподавании курса истории зарубежной музыки (творчество Г. Малера), курса зарубежной литературы (творчество И.-В. Гёте) и русской литературы XXI века (творчество В.О. Пелевина), в спецкурсах по религиоведению, культурологическом комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. И.-В. Гёте, Г. Малер и В.О. Пелевин переструктурируют традиционную для литературно-музыкальной фаустианы сотериологическую модель «осуждения», через утверждение и обоснование «оправдательного» финала в своих произведениях. Данный процесс трансформации сотериологической модели является условием формирования сотериологической парадигмы фаустианы, включающей в себя оппозиционные модели «осуждения» и «оправдания».

2. Произошедшая в европейской культуре Нового времени переоценка мировоззренческих ценностей существенно изменяет структуру и содержание соте-риологических категорий, что находит своё выражение во внутренней антагони-

стичности сотериологической парадигмы фаустианы («осуждение / оправдание»).

3. Переоценка ценностей в европейской культуре приводит к переосмыслению методов познания и гносеологическому кризису (кризис рационализма как универсального метода познания), в результате чего иррациональное постижение бытия принимается и постулируется европейским обществом, закономерно направляя человека к деятельному освоению жизненного пространства, а концепту «истина» присваиваются новые денотаты - труд, надежда (молчание), любовь. В них, как в высших гуманистических ценностях, заключено трансцендентное «оправдание» «Фаустов» И.-В. Гёте, Г. Малера, В.О. Пелевина.

4. В пространстве интертекстуального смыслового поля традиционный образ Фауста у И.-В. Гёте по отношению к предшественникам, разрабатывавшим этот образ (И. Шпис, К. Марло, Ф.М. Клингер, К.Г. Граббе, Н. Ленау, Г.-Э. Лессинг и др.), наполняется новым содержанием: «Мудрец - Страдалец - Влюблённый в жизнь». Музыкальный образ второй части Восьмой симфонии Г. Малера структурирован в соответствии с Фауст-триадой И-В. Гёте: «Скерцо (Мудрец) - Адажио (Страдалец) - Гимн (Влюблённый)». Литературный образ Фауста В.О. Пелевина (Лиса Алиса) в романе «Священная книга оборотня» повторяет Фауст-триаду Гёте, с изменением внутренних позиций: «Мудрец - Влюблённый -Страдалец».

5. Российская культура, вступив в мировоззренческий диалог с европейскими культурами прошлого и современности, принимает общеевропейский сотериоло-гический стандарт (предопределение к спасению через труд, надежду и любовь), что является одним из показателей европеизации российской духовной жизни как следствия обращения российского общества к общечеловеческим ценностям.

Апробация результатов исследования: по теме исследования опубликовано 8 статей (3,6 п.л.), в том числе 4 - в изданиях рекомендованных ВАК. Основные положения докладывались на: международной научно-практической конференции «Современные проблемы социально-культурного сервиса и туризма» (Хабаровск, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Систем-

ный подход в вопросах формирования молодёжной политики со стороны общества и государства» (Свободный, 2010), III Всероссийской научно-богословской конференции «Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия» (Владивосток, 2010), V Международной научно-практической конференции «Культура Тихоокеанского побережья» (Владивосток, 2010), III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании» (Красноярск, 2010), общероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (Красноярск, 2010, диплом «За высокий научный уровень доклада»).

Структура диссертации представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, включающим 209 наименований, и приложением (нотные фрагменты, иллюстрирующие культурологический анализ Симфонии №8 Г. Малера). Текст диссертации составляет 191 страницу.

Глава 1. Фаустиана как сотериологическая парадигма

1.1. Универсальные категории европейской религиозно-философской и

художественной мысли

Категориальный спектр европейской религиозно-философской и художественной мысли пополняется новыми категориями, в зависимости от интеллектуального багажа и особенностей менталитета исследователей, их научных интересов, преемственности в изучаемой области, степени общественной потребности в духовных проектах. В состав компонентов мировоззренческой картины мира включены и трактуемы сообразно сферам их проявления такие категории, как время, пространство, труд, любовь, душа, смерть, потустороннее бытие. Выделенные из категориального многообразия понятия бессмертия, спасения, оправдания и осуждения наиболее активны в сотериологической проекции.

Группируя культуры по критерию функциональной роли и механизма осуществления основных форм мышления, культурологи выделяют два типа культуры -сотериологический (от греч. войтоп - спасение) и эвдемонический (греч. еиёаь тоша - счастье) [123, 33]. Сотериология - это направление в богословских исследованиях, посвященное описанию молитвенных и обрядовых практик, ориентированных на спасение души. Ко Чун Ин в исследовании сотериологической кон-цептосферы «Человек» замечает, что сотериологической может быть и мировоззренческая позиция говорящего, противоположная эвдемонической жизненной установке на достижение материального процветания без душеспасительных действий. Фактически спасение - это метафорический образ определённого смысла жизни как добрых отношений между людьми и Богом, синоним богооб-щения [99, 13]. Конечная цель жизни существа, стремящегося к познанию бытия, более возвышенного, чем земная жизнь, есть спасение и единение с Абсолютным Началом. Сотериология, как система взглядов на спасение, определяет место человека в обществе и помогает понять смысловые горизонты основных социально значимых видов деятельности, в своей совокупности составляющих образ жизни. В сотериологии (учении о спасении) изначально предполагалась соотнесённость

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бортнюк, Ольга Анатольевна, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий. Пер. с латин. М.Е. Сергеенко. - М.: Республика, 1992.-С. 259-294.

2. Августин Блаженный. Исповедь. Пер. с лат. М.Е. Сергеенко; предисл. А. Гу-мерова / Августин Блаженный. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 448 с.

3. Аврелий Марк. Размышления. Пер. с лат. А.К. Гаврилова / Аврелий Марк. -Л.: Наука, 1985.-258 с.

4. Аветисян В.А. «Фауст» и концепция мировой литературы. Гёте / В.А. Аветисян // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1984. - №5. - С. 415-427.

5. Алешин С.И. Мефистофель // С.И. Алешин. 6 пьес. - М.: Искусство, 1968. -С. 3-48.

6. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны : Роман // Л.Н. Андреев. Дневник Сатаны : Роман, рассказы. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 272 с.

7. Аникст A.A. Гёте и Фауст: От замысла к свершению / A.A. Аникст. - М.: Книга, 1983.-271 с.

8. Аникст A.A. Изобразительные источники «Фауста» Гёте / A.A. Аникст // Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. - М.: Наука, 1977. -С. 167-189.

9. Аникст A.A. Творческий путь Гёте / A.A. Аникст. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

10. Аникст A.A. «Фауст» Гёте : Лит. коммент. / A.A. Аникст. - М.: Просвещение, 1979.-240 с.

11. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья. 4.1. - М.: Мысль, 1969. - 576 с.

12. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. Пер. с франц. / А. Амман. - М.: Пропилеи, 1994. - 114 с.

13. Афиногенов А.Н. Избранное в 2-х тт. Т.2. Письма. Дневники. Сост. и примеч. К.Н. Кириленко и В.П. Коршуновой / А.Н. Афиногенов. - М.: Искусство,

1977.-726 с.

14. Балашова Е.С. Концепт «бессмертие» в истории и теории культуры: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук: 24.00.01 / Е.С. Балашова. - Нижний Новгород, 2005.-29 с.

15. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера / И.А. Барсова. - М.: Советский композитор, 1975. - 496 с.

16. Батоин В.Б. Социальные аспекты сотериологии китайского буддизма: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / В.Б. Батоин. - Улан-Удэ, 2004. - 178 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - 2-е изд. -М.: Искусство. - 1986. - 445 с.

18. Бент М.И. Гёте и романтизм (проблема личности в «Фаусте» и драматургии Генриха Клейста) : Учеб. пособие по спецкурсу / М.И. Бент. - Челябинск: Издание Челябинского университета, 1986. - 72 с.

19. Берзин Э.О. Доктор Фауст / Э.О. Берзин // Наука и жизнь. - 1993. - №7. -С. 121-126.

20. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - М.: Художественная литература, 1973. - 436 с.

21. Бердяев H.A. Опыт философского оправдания христианства: О книге Не-смелова «Наука о человеке» / H.A. Бердяев // Русская мысль. - 1909. - № 9. - С. 54-72.

22. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М.: Правда.-1989.-607 с.

23. Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря. Сост. и послесл. П.В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1995.-383 с.

24. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - М.: Художественная литература, 1973. - 460 с.

25. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Автореф. дис. канд. филол. наук:

10.01.01/ М.И. Бессонова. - M., 1996. - 18 с.

26. Библия или Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. - 3-е изд.- СПб.: Синодальная типография, 1897. - 1548 с.

27. Бирюкова Е.Ю. «Фауст» Владимира Юровского [Электронный ресурс] / Е.Ю. Бирюкова. - Режим доступа: http://www.openspace.ru/music_classic/events/ détails/15000/.

28. Бочаров А.Г. История духа - история жизни // А.Г. Бочаров. Бесконечность поиска. - М.: Советский писатель, 1982. - С. 28-32.

29. Брюсов В.Я. Огненный ангел : Роман // В.Я. Брюсов. Избранная проза. Вступ. статья A.B. Лаврова; Сост. и коммент. С.С. Никоненко; Худож. В.П. Низов. - М.: Современник, 1989. - С. 336-669.

30. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.И. Левиной и др. Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, C.B. Лёзова / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

31. Булгаков М.А. Белая гвардия : Роман / М.А. Булгаков. - М.: Правда, 1989. -384 с.

32. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита : Роман / М.А. Булгаков. - Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1993. - 384 с.

33. Булгаков Ф.И. Иов, Прометей и Фауст: Опыт этико-исторической параллели [Электронный ресурс] / Ф.И. Булгаков // Исторический вестник. - СПб.: 1884. - Т. 16. - №4 (апрель). - С. 195-213. - Режим доступа: www.biblicalstudies. ru/Books/Dict41 .html.

34. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы / Т. Буркхардт. - М.: Алетейа. - 217 с.

35. Вартанов С.Я. Альфред Шнитке: четвёртое измерение. Концерт для фортепиано и струнного оркестра / С.Я. Вартанов // Фортепиано. - 2002. - №3. - С.

26-31.

36. Вартанов С.Я. Альфред Шнитке: четвёртое измерение. Концерт для фортепиано и струнного оркестра / С.Я. Вартанов // Фортепиано. - 2003. - № 1. - С.

27-31.

37. Варшавский И.И. Поездка в Пеифилд // И.И. Варшавский. Лавка сновидений : фант, повести и рассказы. - Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1970.-С. 71-87.

38. Векслер И. Малер и Кабала [Электронный ресурс] / И. Векслер // Лехаим. - 2007 (5769). - №5 (181). - Режим доступа: http://www.lechaim.rn/ARHrV7181/ vexler.htm.

39. Великанов А.Г. Симулякр ли я дрожащий или право имею / А.Г. Великанов. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 272 с.

40. Вильмонт H.H. Гёте / H.H. Вильмонт. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 336 с.

41. Воинова М.В. В созвездии Анри Пуссёра / М.В. Воинова // Российский музыкант. - 2009. - Март. - №3 (1268). - С. 4.

42. Володин Б.Г. «Фауст» Гёте: история и жизнь [Электронный ресурс] / Б.Г. Володин // Открытый текст: электронное периодическое издание. - 2010 - Режим доступа: www.opentextnn.ru/man/7icN374.

43. Вольтер. Кандид // Вольтер. Сочинения. Ред.-сост. Т.Г. Тетенькина. - Калининград: Янтарный сказ, 2005. - С. 91-175.

44. Ворохобов A.B. Религиозно-философские взгляды Карла Барта и Рудольфа Бультмана: сравнительный анализ: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / A.B. Ворохобов. - Нижний Новгород, 2009. - 222 с.

45. Галацкая B.C. Музыкальная литература зарубежных стран : Учеб. пособие /B.C. Галацкая. - 7-е изд. - М.: Музыка, 1981. - Вып. III. - 560 с.

46. Ганзбург Г.И. Бог помочь вам!.. / Г.И. Ганзбург // Музыка и время. - 2002. -№12.-С. 38-44.

47. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик. - М.: Музыка, 1974. -144 с.

48. Гейман Б.Я. Петербург в «Фаусте» Гёте. (К творческой истории 2-й части «Фауста») / Б.Я. Гейман // Доклады и сообщения Филологического института Ленинградского университета. - Л.: ЛГУ, 1950. - Вып. II. - С. 64-96.

49. Генис A.A. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы : Литературная критика / A.A. Генис // Знамя. - 1995. - № 12. - С. 210-214.

50. Гердер И. Идеи к философии истории человечества / И. Гер дер. - М.: Наука, 1999. - 706 с.

51. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима / Е.В. Герцман. - СПб.: Алетейя, 1995. - 336 с.

52. Гессе Г. Фауст и Заратустра / Г. Гессе // Фауст и Заратустра : сб. статей. Пер. с нем. И. Фокина. - СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.

53. Гёте И.В. Избранное. Пер. с нем. Б.Л. Пастернака. Ч. 2 / И.В. Гёте. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

54. Гёте И.В. Поэзия и правда. Вступ. статья Вильмонт H.H. / И.В. Гёте. - М.: Гослитиздат, 1969. - 510 с.

55. Гёте И.В. Фауст : трагедия. Пер. с нем. H.A. Холодковского / И.В. Гёте. -М.: Белый город, 2006. - 672 с.

56. Гёте И.В. Фауст : трагедия. Пер. с нем. Б.Л. Пастернака / И.В. Гёте. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 461 с.

57. Гёте И.В. Фауст : трагедия. Пер.с нем. H.A. Холодковского / И.В. Гёте. -М.: Детская литература, 1969. - 352 с.

58. Горфункель А.Х. Гуманизм. Реформация. Контрреформация / А.Х. Гор-функель // Культура Возрождения и Реформация. - М.: Наука, 1980. - С. 7-19.

59. Горфункель А.Х. Франческо Пуччи и философия всеобщего спасения в религиозных конфликтах конца XVI столетия / А.Х. Горфункель // Культура Возрождения XVI века. - М.: Наука, 1997. - С. 163-172.

60. Горфункель А.Х. Эразм и итальянская ересь XVI в. / А.Х. Горфункель // Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. - С. 197-205.

61. Граббе К.Д. Дон Жуан и Фауст : Филос. драма. / К.Д. Граббе. - 2-е изд. -М.; Л.: ЗИФ, 1930.- 102 с.

62. Гулыга A.B. Кант / A.B. Гулыга. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1981. -303 с.

63. Гумилёв Н.С. Избранное. Сост., предисл. и коммент. JI.A. Смирновой / Н.С. Гумилёв. - Хабаровск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд-ва, 1991. - 384 с.

64. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

65. Давыдов С.А. «Огненный ангел» (Опера Сергея Прокофьева в Большом театре) / С.А. Давыдов // Завтра. - 2005. - 9 февраля. - С. 3.

66. Денисов A.B. К проблеме семиотики музыки / A.B. Денисов // Музыкальная академия. - 2000. - №1. - С. 211-216.

67. Денисов A.B. Отражение «Фауста» / A.B. Денисов // Музыкальная академия. - 2004. - №4. - С. 24-32.

68. Десятов В.И. Собакалипсис: неомифологема русской культуры / В.И. Де-сятов // Утопия звериности: репрезентация животных в русской культуре: Труды Лозаннского симпозиума 2005. Под ред. Л. Геллера. - Лозанна; Дрогобыч: Коло, 2007.-С. 112-117.

69. Дзюн Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа: Дис. канд. ис-я: 10.01.05 / Т. Дзюн. - М.: 2003.-226 с.

70.Дмитриев A.B. Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина: Дис. канд. филол наук: 10.01.01 / A.B. Дмитриев. - Астрахань, 2002. - 174 с.

71. Доброхотов А.Л. «Фауст» Гёте как философское произведение : спецкурс / А.Л. Доброхотов. - М.: Высшая школа экономики, 2009. - 12 с.

72. Друскин М.С. История зарубежной музыки : Учеб. пособие / М.С. Дру-скин. - 6-е изд. - М.: Музыка, 1983. - Вып. IV. - 528 с.

73. Енишерлов В.П. Времён прослеживая связь / В.П. Енишерлов. - М.: Современник, 1985. - 287 с.

74. Ерофеев В.В. Найти в человеке человека. (Достоевский и экзистенциализм) / В.В. Ерофеев. - М.: Зебра Е, ЭКСМО, 2003. - 287 с.

75. Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте / В.М. Жирмунский. - 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1978. - 430 с.

76. Из писем святителя Феофана [Текст] / Сост. П. Баскаков, В. Сулыгин, И.

Овчарова. - M.: Палея, 1991. - 32 с.

77. Ильин И.А. Аксиомы духовного опыта / И.А. Ильин. - Минск: изд-во Белорусского Экзархата, 2006. - 592 с.

78. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.А. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 428 с.

79. Иршаи Е.М. Пространство терции / Е.М. Иршаи // Музыкальная академия. - 1999. - №2. - С. 79-81.

80. Ишимбаева Г.Г. Фаустианская тема в немецкой литературе. Дис. д-ра фи-лол. наук: 10.01.05 / Г.Г. Ишимбаева. - М., 1999. - 444 с.

81. Карельский А.А. Зрелая драматургия Граббе / А.А. Карельский // Драма немецкого романтизма. - М.: Медиум, 1992. - С. 108-122.

82. Карлейль Т. Теперь и прежде. Сост., подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой / Т. Карлейль. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

83. Кекова C.B. Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского: Дис. докт. филол. наук: 10.01.01 / C.B. Кекова. - Саратов, 2009. -460 с.

84. Кириллина JI.B. Тема зла в творчестве Арриго Бойто [Электронный ресурс] / JT.B. Кириллина // Израиль XXI века: Музыкальный журнал. - Режим доступа: http://www.21israel-music.com/Boito.htm.

85. Клеман О. Отблески света: Православное богословие красоты. Пер. с фр. / О. Клеман. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. -100 с.

86. Клингер Ф.М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад : Роман / Ф.М. Клингер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 288 с.

87. Ковалевский Г.В. Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке: Ав-тореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02. / Г.В. Ковалевский. - Нижний Новгород, 2006.-26 с.

88. Коваленко Т.В. И.В. Гете в восприятии А.П. Чехова и литературно-критический процесс 60-90-х годов XIX века: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01 /

Т.В. Коваленко. - Москва, 2004. - 171 с.

89. Ковшов М.В. Сотернологический аспект библейского учения о личном бытии человека: Автореф. дис. канд. богословия / М.В. Ковшов. - Сергиев Посад, 2009. - 14 с.

90. Колышева Е.Ю. Поэтика имени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Ю. Колышева. - Волгоград, 2005. -164 с.

91. Комлева Е.В. Дополнительный к философскому и религиозному социоя-дерный дискурс: Автореф. дис. к.ф.н.: 09.00.11 / Е.В. Комлева // Институт философии и политологии Технического ун-та. - Дортмунд (Германия), 2009. - 34 с.

92. Конен В.Д. Вокально-драматические «поэмы» Шумана // В.Д. Конен. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1968. - С. 143-150.

93. Конен В.Д. История зарубежной музыки: Учеб. пособие / В.Д. Конен. - 6-е изд. - М.: Музыка, 1984. - Вып. III. - 536 с.

94. Конен В.Д. О прошлом и настоящем // В.Д. Конен. Этюды о зарубежной музыке. -М.: Музыка, 1968. - С. 94-109.

95. Константинова И. Г. Театр Ла Скала. Альбом / И.Г. Константинова, Л.М. Тарасов. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1989. - 160 с.

96. Кон-Шербок Д. Иудаизм и христианство : Словарь / Д. Кон-Шербок, Л. Кон-Шербок. - М.: Гендальф, 1995. - 280 с.

97. Корндорф Н.С. Хочу услышать музыку нового Моцарта... / Н.С. Корн-дорф // Музыкальная академия. - 2000. - №1. - С. 59-63.

98. Кочеткова Н.В. «Несколько раз мне мерещилось, будто я стучу по клавишам лисьими лапами» [Электронный ресурс] / Н.В. Кочеткова // Известия: электронное периодическое издание. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ регеоп/ агйс1е694233/.

99. Ко Чун Ин. Русская сотериологическая концептосфера ЧЕЛОВЕК (на фоне китайской сотериологической концептосферы ЖЕНЬ): Автореферат дис. канд. филол. наук: 10.02.20 / Ко Чун Ин. - Новосибирск, 2009. - 27 с.

100. Краткая философская энциклопедия [Текст] / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

101. Крифт П. Три толкования жизни / П. Крифт // Страницы: богословие, культура, образование. - 1998. - Т. 3. - Вып. 1. - С. 81-86.

102. Кудачинова Ч.В. Коммуникативная стратегия дистанцирования в авторском построении текста (на материале романа К. Манна «Мефистофель. История одной карьеры»): Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / Ч.В. Кудачинова. - М., 2005. - 26 с.

103. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т. 1: Перевод. Общ. ред. и вступит, статья З.А. Тажуризиной / Н. Кузанский. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

104. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т. 2: Перевод. Общ. ред. В.В. Соколова и З.А. Тажуризиной / Н. Кузанский. - М.: Мысль, 1980. - 471 с.

105. Кундера М. Нарушенные завещания : Эссе. Пер. с фр. М. Таймановой / М. Кундера. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 288 с.

106. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. / Дж. Кэмпбелл. - М.: Рефл-бук, 1997.-384 с.

107. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. Пер. с англ. А.К. Плахова / Э. Лайнсдорф. - М.: Музыка, 1988. - 303 с.

108. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран : Учеб. пособие / Б.В. Левик. - М.: Музыка, 1965. - Вып. V. - 352 с.

109. Ленау Н. Стихи // Европейская поэзия XIX века : Вступ. ст. С. Небольсина. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 255-261.

110. Ленау Н. Фауст : Поэма. Пер. с нем. А. Анютина / Н. Ленау. - СПб.: Образование, 1904. - 242 с.

111. Лесовиченко A.M. Григорианские песнопения и мировоззренческие принципы Средневековья / A.M. Лесовиченко // Музыковедение. - 2004. - №2. -С. 4-6.

112. Лобье П. Эсхатология. Пер. с фр. Н. Зубкова / П. Лобье. - М.: Астрель,

2004.- 158, [2] с.

113. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

114. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера

- история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

115. Луначарский A.B. Ленау и его философские поэмы // A.B. Луначарский. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. Западноевропейские литературы. Статьи, доклады, предисловия, рецензии. - М.: Художественная литература, 1965. - С. 7-82.

116. Луначарский A.B. Фауст и город : поэма для чтения // A.B. Луначарский. Пьесы. - М.: Искусство, 1963. - С. 131-242.

117. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамарда-швили. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 320 с.

118. Малер Г. Письма, воспоминания. Под ред. Д. Фришмана / Г. Малер. -М.: Музыка, 1968.-596 с.

119. Манн К. Мефистофель. История одной карьеры. Пер. с нем. К. Богатырева / К. Манн. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 304 с.

120. Манн Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Ле-веркюна, рассказанная его другом : Роман / Т. Манн. - М.: Художественная литература, 1975. - 608 с.

121. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

122. Марек О. Фаустианская идея и её воплощение в западноевропейской музыке XIX - нач. XX века (на примере «Сцен из "Фауста" Гёте» Шумана и Восьмой симфонии Малера) / О. Марек // Музыка и миф: сб. статей. - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1992. - Вып. 118. - С. 138-162.

123. Маркина П.В. И.В. Гёте в рецепции М.М. Зощенко / П.В. Маркина // В мире научных открытий. - 2010. - №2 (8), Часть 4. - С. 32-36.

124. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Пер. с англ. A.A. Юдина / Г. Маркузе.

- М.: ACT; Ермак, 2003. - 316 с.

125. Марло К. Трагическая история доктора Фауста / К. Марло. - М.: Искусство, 1959. - 95 с.

126. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа : Монография / Е.М. Мелетинский. -4-е изд. - М.: Восточная литература, 2006. - 406 с.

127. Михеева JI.B. Густав Малер. Краткий очерк жизни и творчества : популярная монография / JI.B. Михеева. - JL: Музыка, Ленинградское отделение, 1972. -96 с.

128. Моздаков А.Ю. Социально-философские аспекты проблемы безопасности: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Ю. Моздаков. - Великий Новгород, 2008. - 149 с.

129. Мокульский С.С. Борьба против романтической драмы / С.С. Мокульский // История западноевропейского театра. Т. 4. Под общ. ред. С.С. Мокульского, Г. Н. Бояджиева и Е. Л. Финкелыптейн. - М., 1964, с. 353-537.

130. Муравьёва И.Л. Наваждение Фауста / И.Л. Муравьёва // Российская газета. - 2009. - №5065 (241). - 16 декабря. - С. 9.

131. Музыкальная академия. -№1.- 1994. - 224 с.

132. Мюллер Дж. Пролог и Эпилог в Фауст-драме Гёте / Дж. Мюллер. -Берлин: 1964.

133. Немеров E.H. Фаустовский тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / E.H. Немеров. - Курск, 2006. - 22 с.

134. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo : Сборник. Пер. с нем..; Худ. обл. М.В. Драко / Ф. Ницше. - Мн.: Попурри, 1997.-544 с.

135. Нямцу А.Е. Закономерности переосмысления традиционных сюжетов в литературе (сюжет о Фаусте в русской советской драматургии): Дис. канд. филол. наук: 10.01.08/А.Е. Нямцу. - Черновцы, 1985.-214 с.

136. Оловянникова М.В. Маргарита и Бэла. Елена и Вера (роль женских образов в истории героя) [Электронный ресурс] / М.В. Оловянникова // Учёные

записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2008. - № 4(8). - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/008-19.pdf

137. Оловянникова М.В. «Ты знаешь Фауста?», или Добрейший Максим Максимыч [Электронный ресурс] / М.В. Оловянникова // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 2(14).- Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/014-18.pdf

138. Оловянникова М.В. Фауста и Печорин: линии сопряжения [Электронный ресурс] / М.В. Оловянникова // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 3(15). - Ч. 1. -Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/015-020.pdf

139. Опарин А.А. Кривые зеркала: Археологическое исследование книги Иова [Электронный ресурс] / А.А. Опарин. - Режим доступа: http://nauka.bible.com.ua/

140. Ортега-и-Гассет X. В поисках Гёте [Электронный ресурс] / X. Ортега-и-Гассет. - Режим доступа: http://knigosite.ru/read/3037-v-poiskax-gete-ortega-i-gasset-xose.html.

141. Паскаль Б. Мысли. Пер. с фр. и коммент. Ю. Гинзбург / Б. Паскаль. -М.: Эксмо, 2009.-640 с.

142. Пелевин В.О. Священная книга оборотня : Роман / В.О. Пелевин. - М.: Эксмо, 2004. - 384 с.

143. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота : Роман / В.О. Пелевин. - М.: Изд-во Вагриус, 2003.-С. 381.

144. Пирс Ч.С. Элементы логики. Gramatica speculative (фрагменты) / Ч.С. Пирс // Семиотика. -М.: Радуга, 1983. - С. 151 -210.

145. Платон. Избранные диалоги. Пер. с древнегреч. С.К. Апта, Я.М. Боровского, Т.В. Васильевой, А.Н. Егунова, С.П. Маркиша, М.С. Соловьева, С.Я. Шейнман-Топштейн; вступ. ст., комм. JI. Сумм / Платон. - М.: Эксмо, 2009. -768 с.

146. Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 1. Ред. В.Ф. Асмус /Платон. -М.: Мысль, 1971. - 687 с.

147. Помяловский Н.Г. Молотов : Повесть // Н.Г. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. Вступ. ст. и примеч. Н. Якушина - М.: Художественная литература, 1987. - С. 90-240.

148. Пуришев Б.И. Гёте / Б.И. Пуришев [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6662.htm.

149. Пуришев Б.И. Немецкая народная книга // Прекрасная Магелона. Фор-тунат. Тиль Уленшпигель. - М.: Наука, 1986. - С. 261-282.

150. Пуришев Б.И. Фауст [Электронный ресурс] / Б.И. Пуришев. - Режим доступа: httpV/syr-lit.niv.m/svr-lit/articles/purisheY-faust.htm.

151. Пылькина М.С. Философия как социальная практика: сотериологиче-ский аспект: Автореферат дис. к.ф.н.: 09.00.11 / М.С. Пылькина. - СПб., 2009. -26 с.

152. Рапацкая JI.A. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» : Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.А. Рапацкая. - М.: ВЛАДОС, 2001.-384 с.

153. Розеншильд К.К. Густав Малер: Из истории зарубежной музыки XX века / К.К. Розеншильд. - М.: Музыка, 1975. - 208 с.

154. Ролз Д. Теория справедливости. Пер. с англ. В.В. Целищева и др.; Науч. ред. В.В. Целищев / Д. Ролз. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.

- 536 с.

155. Рубина Д.И. Почерк Леонардо : Роман / Д.И. Рубина. - М.: Эксмо, 2008.

- 464 с.

156. Рыжкин И.Я. Музыкальная фаустиана XX века / И.Я. Рыжкин // Советская музыка. - 1990. -№1. - С. 97-102.

157. Рыжкин И.Я. Музыкальная фаустиана XX века / И.Я. Рыжкин // Советская музыка. - 1990. - №2. - С. 31-35.

158. Рыжкин И.Я. Фаустовская запредельность / И.Я. Рыжкин // Музыкальная академия. - 1999. - №2. - С. 71-78.

159. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. (Критика и анализ). Отв. Ред. A.B. Гулыга / К.А. Свасьян. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980.-226 с.

160. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / К.А. Свасьян. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. - 199 с.

161. Секкерсон Э. Малер / Э. Секкерсон. - Челябинск: Урал LTD, 2000. - 200 с.

162. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Пер. с древнегреч., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева / Секст Эмпирик. - М.: Мысль, 1975. - 399 с.

163. Сельвинский И.Л. Читая «Фауста» // И.Л. Сельвинский. Собрание соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1973. - С. 555-678.

164. Семочко C.B. Концепт «Фауст» как константа немецкой культуры. Ав-тореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / C.B. Семочко. - М., 2005. - 18 с.

165. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека. - Переизд.

- Кемерово : Книжное изд-во, 1986. - 463 с.

166. Смирнов В. Фауст продал душу Мефистофелю, а Марло - Фаусту [Текст] / В. Смирнов // Техника Молодёжи. - 1997. - № 12. - С. 50-51.

167. Сократ; Платон. E.H. Орлов / Аристотель. Е.Ф. Литвинова / Сенека. Пл. Краснов / Бруно. Ю.М. Антоновский; Биогр. очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1994.

- 326 с.

168. Соллертинский И.И. Гектор Берлиоз : монография / И.И. Соллертин-ский. - Л.: Ленинградская филармония, 1935. - С. 119-124.

169. Соллертинский И.И. Густав Малер / И.И. Соллертинский. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1932. - 76 с.

170. Соллертинский И.И. «Фауст-симфония» Листа: путеводитель по концертам / И.И. Соллертинский. - Л.: Ленинградская филармония, 1935. - 30 с.

171. Ступель A.M. Фауст // A.M. Ступель. Образы мировой поэзии в музыке.-М.-Л, 1965.-С. 76-119.

172. Тарковский A.A. Благословенный свет : Избранные стихотворения / A.A. Тарковский. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 368 с.

173. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер. с фр. H.A. Садовского // П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Божественная среда. - М.: ACT: Аст-рель, 2011.-С. 137-446 с.

174. Тертуллиан. Апология. Пер.с лат. A.A. Столярова / Тертуллиан. - М.: Издательство АКТ, СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. - 423 с.

175. Тодоров Ц. Теории символа. Пер. с фр. Б. Нарумова / Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общ-во, 1999. - 408 с.

176. Тураев C.B. Фауст, Мефистофель и XX век / C.B. Тураев // Филологические науки. - 1974. - №4. - С. 13-17.

177. Тургенев И.С. Фауст. Рассказ в девяти письмах. Избранное / И.С. Тургенев. - М.: Современник, 1981. -180 с.

178. Урюпин И.С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / И.С. Урюпин. - Елец: 2004. -24 с.

179. Фауст Дж.К. Дьяволы Фермана: роман; пер. с англ. А Куклей / Дж.К. Фауст. - М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзиткнига, 2005. - 408 с.

180. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров - М.: Эксмо, 2008.-751 с.

181. Фрумкин К.Г. Эпоха Пелевина [Электронный ресурс] / К.Г. Фрумкин // Культуролог. - Режим доступа: http://kulturolog.narod.ru/pelevin.htm

182. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с фр. В. Наумова. Под ред. И. Борисович / М. Фуко. - M.: Ad Margimen, 1999. - 480 с.

183. Хавтаси Г.Г. Об одной интерпретации финальных сцен гетевского «Фауста» / Г.Г. Хавтаси // Филологические науки. - 1974. - №4. - С. 10-13.

184. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл. Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.-464 с.

185. Холопова В.Н. Исповедь доктора Фауста / В.Н. Холопова. - Труд. -1998.- 19-25 июня.-С. 4.

186. Холопова В.H. Композитор Альфред Шнитке / В.Н. Холопова. - Челябинск: Аркаим. - 2003. - 253 с.

187. Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения : Философские фрагменты. Пер. с нем. М. Кузнецова / М. Хоркмайер, Т. Адорно. - М.: Медиум, СПб.: Ювен-та, 1997.-310 с.

188. Христианство: Словарь [Текст]. / Под общ. ред. JI.H. Митрохина и др. -М.: Республика, 1994. - 559 с.

189. Цуканов A.JI. Фаустовские мотивы в мировой и русской литературе / А.Л. Цуканов // Литература. - 1996. - № 24. - С. 12-14.

190. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии : Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

191. Черемных Е.А. Большой театр осудил Фауста / Е.А. Черемных // Коммерсантъ. - № 46 (2415). - 2002. - 19 марта. - С. 3.

192. Черненко И.А. Античный миф в «Фаусте» И.В. Гёте: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / H.A. Черненко. - М., 2003. - 252 с.

193. Шапиро М. Сто великих евреев / М. Шапиро. - М.: Вече, 2004. - 384 с.

194. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Пер. с нем. Сост., ред. A.B. Гу-лыга; Прим. М.И. Левиной и A.B. Михайлова / Ф.В.Й Шеллинг. - М.: Мысль, 1989. - 636 с.

195. Шестов Л. Великие кануны / Л. Шестов. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 253 с.

196. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) / Л. Шестов. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 348 с.

197. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. - М.: Республика. - 1992. - 258 с.

198. Шор Г.А. «Фауст» И.-В. Гёте и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.03, 10.01.01 / Г.А. Шор. - Екатеринбург: 2009. - 24 с.

199. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1.

Гештальт и действительность. Пер. с нем., вступ. и примеч. К.А. Свасьяна / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.

200. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. - Т. 2. / Пер. с нем. И.И. Маханькова / О. Шпенглер. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 624 с.

201. Штейнер Р. Фауст - ищущий человек. Духовно-научные комментарии к «Фаусту» Гёте. Пер. с нем. А.Н. Тюнеевой / Р. Штейнер. - Одесса: Новое Время, 2004.- 164 с.

202. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни / И.П. Эк-керман. - М.: Художественная литература, 1981. - 672 с.

203. Эсхил. Прометей прикованный / Эсхил // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т.5. Античная драма. Вступит, статья, составл. и примеч. С. Апта. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 90-117.

204. Эсхил. Прикованный Прометей: Пер. с древнегр. А.И. Пиотровского // Эсхил. Трагедии. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - С. 226-286.

205. Якушева Г.В. Дегероизированный Фауст XX в. / Г.В. Якушева // Гетев-

ские чтения 1999. - М.: Наука, 1999. - С. 31-49.

206. Якушева Г.В. Русский Фауст периода Goethe-Zeit и после: в поисках человеческого, слишком человеческого /Г.В. Якушева // Балтийский филологический курьер [Текст]: науч. журн. / Российский государственный университет им. И. Канта. - Калининград: Изд-во КГУ. - № 7. - 2009. - С. 46-53 с.

207. Якушева Г.В. Трансформация образов Фауста и Мефистофеля в литературе XX века / Г.В. Якушева // Известия АН. Серия литературы и языка, 1998. -

Т. 57.-№4.-С. 30-38.

208. Якушева Г.В. Фауст в искушениях XX века: Гётевский образ в русской

и зарубежной литературе / Г.В. Якушева. - М.: Наука, 2005. - 258 с.

209. Ян Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли. Патриарх Никон: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. - Челябинск: Урал, 1996. - 524 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.