Диалектика человеческого и демонического в немецкой фаустиане XVIII-XIX веков: Ф. Клингер, И.В. Гете, Г. Гейне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Кирьянова, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Кирьянова, Светлана Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование образов Фауста и Дьявола в народной книге
И.Шписа
§ 1. Фауст как герой народной легенды
§ 2. Образ Дьявола в контексте шванков и народных легенд о Фаусте
ГЛАВА 2. Анализ фаустианы ХУШ-Х1Х вв. с точки зрения
гносеологической и юнгианской концепций
§ 1. К вопросу о трансформации литературного героя
§ 2. Трансформационные модели образа Фауста в немецкой литературе XVIII-
Х1Хвв
§ 3. Фауст Ф.М. Клингера сквозь призму юнгианской концепции
§ 4. Образ Левиафана в романе Ф. Клингера как проекция
демонического начала Фауста
§ 5. Конфликт идеалов главного героя в романе Ф. Клингера «Фауст»
§ 6. Фауст в трагедии И.В. Гете как «пассивное орудие
демонического»
§ 7. Мефистофель в трагедии И.В. Гете: «дух. всегда привыкший
отрицать» как концепт рационалистического восприятия мира
§ 8. Демонизация женского начала и архетип Анимы в
танцевальной поэме Г.Гейне «Доктор Фауст»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Фаустианская тема в немецкой литературе1999 год, доктор филологических наук Ишимбаева, Галина Григорьевна
Фаустианская тема в английской литературе XX века2018 год, кандидат наук Ленкова Нина Рашидовна
Жанровое своеобразие романа Ф.М. Клингера "Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад" в контексте немецкой эпической традиции рубежа XVIII-XIX вв.2014 год, кандидат наук Красильникова, Марина Валерьевна
"Фауст" И.-В. Гёте и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации2009 год, кандидат филологических наук Шор, Галина Александровна
Полигенетичность демонических образов романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2012 год, кандидат филологических наук Малкова, Татьяна Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика человеческого и демонического в немецкой фаустиане XVIII-XIX веков: Ф. Клингер, И.В. Гете, Г. Гейне»
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено одному из наиболее известных и вместе с тем наиболее таинственных и загадочных персонажей, которые наблюдала мировая литература, - доктору Иоганну Фаусту.
Выбор темы диссертации обусловлен рядом причин. Фауст и как герой литературный, и как герой исторический обладает повышенным магнетизмом для деятелей различных сфер искусства от живописи до кинематографа. Но, несмотря на то, что герой - Фауст - один и проблематика его трагедии также одна и неизменна - это феномен «фаустовского человека», стремящегося к знанию и прогрессу через преодоление заблуждений и трагических ошибок1, через борьбу с «демоническим началом» - каждый автор, решивший развить фаустовскую тему, понимает и преподносит ее уникально, через индивидуальное восприятие проблематики и сюжета. В данной работе представлен отдельный аспект исследования образа Фауста - развитие фаустовского архетипа от фольклорных истоков легенды и интерпретация его литературного образа в произведениях трех авторов: Ф. Клингера, И.В. Гете и Г. Гейне. В работе рассматривается многоуровневая трансформация главного героя: его историческое развитие, развитие в рамках исследуемого периода в произведениях Ф. Клингера, И.В. Гете и Г. Гейне и метаморфозы героя в рамках каждой отдельной книги. Кроме того, в исследовании представлен новый взгляд на фаустовский сюжет - исследование образа
' В народной книге И. Шписа Фауст изображается как человек, стремящийся к познанию. Это отражается в тексте договора Фауста с Дьяволом: «После того как я положил себе исследовать первопричины всех вещей, среди способностей, кои были мне даны и милостиво уделены свыше, подобных в моей голове не оказалось, и у людей подобному я не мог научиться, посему предался я духу, посланному мне, именующемуся Мефостофилем, слуге адского князя в странах востока, и избрал его, чтобы он меня к такому делу приготовил и научил, и сам он мне обязался во всем быть подвластным и послушным» [Жирмунский 1978: 40]. Но в уличных спектаклях и постановках «Фауста», он, чаще всего, изображался как шарлатан и мошенник, заключивший сделку с Дьяволом ради личной выгоды и овладения магическим искусством.
Фауста и его трансформаций производится через призму двух концепций: гносеологии XVIII-XIX вв. и юнгианской концепции об архетипах.
Актуальность данного исследования определяется, во-первых, повышенным интересом к проблеме «фаустовского человека», которая сохраняется и в наше время, но базируется в основном на традиционном восприятии трагедии Гете, не охватывая иные модификации сюжета, представленные, например, Ф. Клингером и Г. Гейне. Во-вторых, в исследовании рассматривается принципиально новая концепция восприятия образов Фауста и Дьявола и парадигмы отношений Фауст-Дьявол, наиболее полно раскрытая в произведении Ф. Клингера. Проблематика «фаустовского человека» в современном понимании исследуется в диссертационной работе сквозь призму гносеологической и юнгианской концепций, посредством анализа образа Дьявола, архетипа Тени и понятий «демоническое» и «fundus animae».
Проблема познания мира и места человека в нем становится основной в фаустиане XVIII-XIX века. В этот период вопросы природы знания и истины, ее возможностей, границ и путей достижения становятся доминирующими. К гносеологической концепции обращаются Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, а позднее Ф. Ницше и другие философы. Такое внимание к теме познания не могло не отразиться на немецкой литературе XVIII-XIX веков. В частности, анализируя сюжет трагедии И.В. Гете «Фауст», можно говорить о своеобразной философии, сформировавшейся не только на основе собственных убеждений автора, но и под влиянием философских систем того времени. Более того, ссылаясь на работу А. Дудчик [2012], мы можем говорить о своеобразной гносеологической программе Гете, согласно которой «человек - органичная часть природного мира и различия между ними в значительной степени преувеличены» [там же]. Тема природы и познания мира через проникновение в ее тайны ярко выражена в трагедии И.В. Гете «Фауст», что вполне закономерно, поскольку «Гете стремился к
универсальному, цельному знанию, пониманию и видению мира как совокупности живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия <...> и переживал природу как сокровенность, как тайну, которая <...> постигается человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы и нравственности» [Фролов 1995: 499]. Здесь целесообразно упомянуть гетевскую теорию прообразов, биологических архетипов (игр/1апге) и его стремление к «проникновению в идею всеобщего замысла» [189], которая в фаустовском сюжете в целом принимает более обширные формы, основываясь уже не только на биологических принципах, но перерастая в психологические концепции, которые позднее были подробно изучены Юнгом, в том числе в концепцию коллективного бессознательного.
Юнгианская концепция архетипов - еще одно направление, через призму которого в представленной работе исследуется фаустовский сюжет. Архетипичность образа Фауста доказывается в работе Г.А. Шор «"Фауст" И.В. Гете и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации». «Архетипический образ мага и чернокнижника, - отмечает ученый, -вступившего в отношения с дьяволом, - образ, обнаруживший себя еще в средневековой культуре, одновременно представляет собой архетип-образ, ставший частью мирового мифологического контекста, что объясняет его широкое бытование в различных национальных культурах» [Шор 2009: 8]. Образ Фауста, подвергаясь влиянию социально-культурных и политических особенностей разных периодов, вмещает в себя опыт различных социальных групп, сохраняя при этом свою инвариантность.
В диссертации мы рассматриваем архетипичность образа Фауста шире, чем это делает Г.А. Шор, то есть не автономно, а в комплексе с созданным К. Юнгом архетипом Тени. Архетип Тени органично вписывается в концепцию проблематики фаустовской темы, поскольку тень, по Юнгу, есть автономная часть личности, складывающаяся из личностных и коллективных психических установок. В качестве альтернативной стороны
личности применительно к фаустовскому сюжету в данной работе рассматривается образ демона, который представляет собой «Тень» -проекцию темного начала человека.
Повышенное внимание к внутреннему миру человека, к гармонизации души и разума происходит в период написания исследуемых в настоящей работе произведений. В обиход философии и литературы вводится понятие «fundus animae» - «дно души» {лат.), которое объясняет негативные метаморфозы человеческой сущности, происходящие под влиянием внутренних, персональных качеств. Доминантой сюжета о Фаусте в XVIII-XIX вв. становится диалектика человеческого и демонического, способность человека контролировать свое fundus animae и управлять внутренним «Я» посредством обуздания своей самости, посредством управления темной стороной своей души через способность оценивать свои деяния и нести ответственность и наказание за совершенные грехи. В эпоху Гете возрождается интерес к понятию «демоническое». Сам Гете интерпретирует это понятие не как источник гипертрофированного зла2, напротив, он считает, что демоническое является признаком сильных, деятельных натур. Неудивительно, что Фауст обладает демоническим началом и представлен в каждом из рассматриваемых сюжетов как личность, наделенная силой духа и мощной сублимированной энергетикой, изначально направленной на созидание. Дьявол же в фаустовском сюжете несет в себе персонифицированное выражение Тени, он является проекцией дна души героя, которое прорывается под влиянием обстоятельств и внешних факторов.
Образ Дьявола при изучении фигуры Фауста, как правило, не подвергается детальному анализу. Его образ при анализе сюжета остается для исследователей в целом статичным. Дьявол рассматривается в большинстве случаев как антигерой, основная роль которого состоит в
Размышления Гете о природе демонического начала представлены в статье Н.В. Скородум, см.: [Скородум 2009: 256-266]
противостоянии Фаусту и выражении общей античеловеческой природы, построенной на пристрастиях к низменному и пошлому, аморальному и греховному. В большей части исследовательских работ образ Дьявола не рассматривается как вектор в нравственной трансформации Фауста, хотя присутствие демона и его взаимодействие с Фаустом рождают определенные вопросы:
- Подвержен ли образ Дьявола трансформации в произведениях разных авторов?
- Насколько изменился образ Дьявола от народной книги до произведения Гете?
- Каким образом Дьявол влияет на метаморфозы Фауста и его восприятие мира?
- Является ли образ Дьявола отображением внутреннего мира героя, его внутреннего «Я»?
- Может ли образ Дьявола в рассматриваемых произведениях отождествляться с архетипом Тени?
- Является ли Дьявол в немецкой фаустиане проекцией демонического начала героя и в чем заключается его влияние на Фауста в каждом из исследуемых произведений?
- Каким образом автор осуществлял выбор дьявольского образа - у Клингера это Левиафан, у Гете — Мефистофель, у Гейне - Мефистофела.
В представленном исследовании образ Дьявола рассматривается в каждом из анализируемых источников: от восприятия в народной книге, шванках и легендах о Фаусте до произведения Гете. Дьявол совершенно неотделим от Фауста, поскольку является фактически основополагающим элементом тех изменений, которые герой переживает на протяжении повествования. Дьявол - это катализатор, логический центр, который изначально дает старт всему, что происходит с героем. Существование Фауста отдельно от Дьявола концептуально невозможно. Этот аспект
возвращает нас к архетипу Тени, о котором говорилось выше. Дьявол в фаустовском сюжете является неотделимой от героя частью его личности, сформировавшейся под влиянием внешних и внутренних факторов, и эта неотделимая часть представляет собой проекцию внутренних комплексов, отрицательных качеств и пороков героя, что дает возможность рассматривать Дьявола как Тень.
Объектом данной диссертационной работы является диалектика человеческого и демонического, составляющая основу нравственных трансформаций Фауста, а предметом исследования - становление образа Фауста у Ф. Клингера, И.В. Гете и Г. Гейне, его взаимодействие с прообразом, а также внутренний конфликт идеалов героя, рассмотренный через призму понятий «fundus animae» и «демоническое начало».
Цель работы - на основе анализа литературного, психологического и философского аспектов исследуемых произведений обосновать и доказательно продемонстрировать, что образ Дьявола в фаустовском сюжете является проекцией fundus animae Фауста, персонифицированным отражением его внутреннего мира и представляет собой основополагающий элемент нравственных и духовных трансформаций героя, коррелирующий с внешними воздействиями на него.
На достижение данной цели было направлено решение следующих задач:
- изучение прообраза Фауста, его генезиса, биографии, особенностей первоисточника и значение демонического в народной легенде;
- анализ основных этапов развития образа Фауста;
- анализ трансформационных моделей образа Фауста XVIII-XIX вв.;
- исследование трансформации образа Дьявола от народной легенды до Гете;
- обоснование роли Дьявола и значительности его влияния на главного героя трагедии;
- исследование образов Фауста, представленных Ф. Клингером, И.В. Гете и Г. Гейне;
- демонстрация диалектики божественного и антибожественного в человеке на примере фаустовского сюжета;
- изучение понятия «fundus animae» в фаустовской проблематике;
- рассмотрение парадигмы отношений Фауст-Дьявол через призму юнгианской концепции и гносеологии XVIII-XIX вв.;
- раскрытие парадокса в союзе Фауст-Дьявол в исследуемых произведениях через восприятие фаустовской темы каждым автором.
Материалом для исследования послужили роман Ф. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», трагедия И.В. Гете «Фауст» и танцевальная поэма Г. Гейне «Доктор Фауст», а также народная книга И. Шписа в аспекте ее взаимодействия с указанными произведениями.
Методика предпринятого анализа определяется целью и задачами настоящего исследования и включает в себя сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, культурно-исторический методы, а также метод биографического и целостного анализа художественных произведений. В качестве основного используется метод последовательного анализа произведений, включающий положения юнгианской концепции архетипов и гносеологической концепции XVIII-XIX вв. Также в работе применен метод восхождения от абстрактного к конкретному, который позволил проанализировать формирование понятий «демоническое» и «fundus animae» и применить их значение в контексте фаустовского сюжета. Примененный в работе метод моделирования позволил рассматривать исследуемые произведения в виде трансформационных моделей претекста, обладающих определенным набором персональных характеристик.
Теоретической базой исследования послужили труды и концепции, разработанные в области исследования фаустовской темы от ее истоков до современного восприятия, исследования немецкой фаустианы XVIII-XIX
веков, а также работы, изучающие гносеологию XVIII-XIX веков и сложившуюся позже концепцию об архетипах.
Зарубежная, в частности, немецкая критическая литература о романе Ф.Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» представлена работой Г. Пфайфера [Pfeifer 1890], которую по праву можно считать одним из наиболее емких трудов в области изучения романа, работой М. Ригера [Rieger 1880], а также комментарием в научном издании Клингера [Gilman, Sander 2004] и книгой Ф. Нойберта «От доктора Фауста к Фаусту Гете» [Neubert 1932]. В ряду немецкой критической литературы XX века, посвященной Ф. Клингеру, следует назвать работы Г. Дюнтцера [Düntzer 1946], Ф. Хубса и М. Конрада [Hubbs, Conrad 1980], Г. Генделя [Hendel 1969]. В отечественной науке аспект личности героя в романе Ф. Клингера и взаимодействие образа Фауста с первоисточником разработан крайне? слабо. Из наиболее обширных работ, посвященных анализу произведения Клйнгера и фаустовской проблематике в его интерпретации, можно выделить работы О. Смолян [Смолян 1958; 1961], Г. Ишимбаевой [Ишимбаева 1999], ИКасавина [Касавин 2000], О. Лагутиной [Лагутина 2006] и М.Красильниковой [Красильникова 2010] и др.
Исследование трагедии И.В. Гете «Фауст» получило наиболее широкое распространение как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. За годы, прошедшие с момента выхода в свет гетевского «Фауста», было опубликовано огромное количество работ, посвященных исследованию различных стороны сюжета и типологии героя.
Вопрос о преемственности Гете сюжетных концепций народной книги емко рассматривался в работах В. Жирмунского, Г. Ишимбаевой, М. Письменного, (который во многом развивает идеи Жирмунского), А. Аникста, А. Луначарского, М. Фришмут (см.: [Жирмунский 1972; Ишимбаева 1999; Письменный 1997; Аникст 1983; Луначарский 1905; Фришмут 1902]). В статье А. Парфенова «Легенда о Фаусте и гуманисты
северного Возрождения» [1981] проводится подробный анализ первоисточника - народной легенды о Фаусте - и делается попытка представить прототип героя, который лег в основу сюжета Гете. Но изучение прообраза и гетевского Фауста строится по большей части на изучении его эволюции. В данном исследовании мы изучаем и анализируем не столько исторический базис в трагедии Гете, сколько парадоксальность восприятия сюжета легенды в период создания произведения и построение диалога человеческого и демонического начал. Этот аспект - рассмотрение «демонического начала» и его влияние на Фауста - крайне важен и интересен как минимум тем, что сам Гете обращался к теме «демонического» и говорил о том, что ему удалось обнаружить сущность, «которую нельзя назвать божественной, по причине отсутствия у нее "разума", и нельзя счесть человеческой, по причине ее неспособности к мышлению» [Скородум 2009: 259]. Н.В. Скородум в статье «Гете и Шопенгауэр о природе демонического начала» подробно исследует восприятие демонического самим Гете. Взгляд Гете на природу и выражение этой демонической сущности заключается в том, что «чем значительнее личность, тем сильнее подвержена она демоническому» [Эккерман 1981: 285]. В контексте трагедии Фауста и значительности его личности - не только у Гете, но и у Клингера - данная точка зрения вызывает интерес и применена нами при исследовании нравственных трансформаций героя.
Научное исследование В. Жирмунского [1978] является одним из основных трудов, использованных при анализе легенды о Фаусте в данной диссертации, поскольку в его работе «прослеживается становление и развитие фаустовского сюжета» [Ишимбаева 1999]. Но В. Жирмунский не единственный, кто рассматривал исторический образ Иоганна Фауста в контексте социально-культурного развития Германии XVI века. Следует назвать работы К. Кизеветтера [Kiesewetter 1893], Г. Генделя [Gendel 1969], X. Гертмана [Hertmann 1979] и др. Изучение фаустовской темы Гете нашло
отражение и в современных работах - здесь необходимо выделить работы Г. Ишимбаевой «Образ Фауста в немецкой литературе XVI-XX веков», Г. Якушевой «Фауст в искушениях XX века: Гётевский образ в русской и зарубежной литературе» [Якушева 1998], а также диссертационные исследования И.Б. Казаковой [Казакова 2001], Г.А. Шор [Шор 2003], С. Семочко [Семочко 2004].
Вполне закономерно, что зарубежные исследования фаустианы представлены более широким кругом работ - см., например: [Peter 1848; Schmidt 1896; Ammon 1932; Neubert 1938; Keller 1974; Baron 1982; Gendel 1969; Brecht 1953; Resenhoft 1975; Gerlach, Herrmann 1958; Eckermann 1836; Abbott 1988], в том числе работами современных исследователей - см., например: [Homann 2009; Berngardt 2009; Pfeifer 2010; Soprek 2010].
При анализе творчества Г. Гейне и танцевальной поэмы «Доктор Фауст» нами использовались работы H.A. Добролюбова, Д.И. Писарева, Д.Д. Минаева, A.A. Блока и др. (см.: [Добролюбов 1961; Писарев 1981; Минаев 1960; Блок 1923]). Обширные исследования в отечественном «гейневедении» принадлежат А. Дейчу [Дейч 1974; 1957; 1963], П. Вайнбергу [Вайнберг 1903; 1904]. Небольшая, но интересная работа -«Творчество Гейне» - опубликована М. Тройской [1956]. Автор емко представляет биографические данные и обзор литературной деятельности Гейне. Среди обширного количества исследовательских работ, посвященных биографии и литературному творчеству Гейне, мы выделяем также труды Н. Балашова [1988], И. Анненского [1979], Я. Гордона [1973], которые отличаются особенной биографической полнотой, труды Г. Стадникова [Стадников 1984]. Из современных работ следует назвать монографию В.И. Грешных «Мистерия духа, художественная проза немецких романтиков» [1994], в которой автор анализирует в основном фрагментарность произведений Гейне на примере «Путевых картин», но дает при этом точные и емкие определения творческой направленности и мировоззрения Г. Гейне.
Значительный вклад в современное понимание Гейне вносят работы Г.Ишимбаевой [Ишимбаева 1999b], О. Цибулько [Цибулько 2010].
Немецкая критическая литература о Гейне представлена обширным комплексом исследований, посвященных биографии и творческому пути поэта. Из наиболее ранних работ следует выделить исследование Э.Гризбаха [Griesbach 1877]. Уже в начале XX столетия, в 1925 -1926 гг., появляются работы Г. База, В. Беларта и Г. Бибера (см.: [Bas 1926; Beiart 1925; Bieber 1925]). Вторая половина XX столетия оказалась более богатой на работы, посвященные творчеству поэта. Здесь выделяются исследования А. Штродманна, Т. Адорно (см.: [Strodmann 1969; Adorno 1958]).
В вопросе «фаустовского человека» основой анализа в большинстве случаев становится проблема божественного и антибожественного начал, слияние и взаимодействие положительного и отрицательного в человеке. Среди работ, в которых глубоко рассматривается проблематика диалектики человеческого и демонического, следует назвать монографию Г. Цильк «Фауст и Антифауст: исследование в знак благодарности» [Zilk 1965] и диссертацию М. Сорвакко-Шпратте [Sorvakko-Spratte 2007].
В контексте изучения демонического начала как вторичной сущности человека интерес представляют работы К. Юнга [Юнг 1875-1961; 1996; 1997]. При анализе понятия fundus animae использована статья Э. де Каро «Тело как fundus animae» [Caro 1997]. Особого внимания в вопросе исследования «дна души» и «бессознательного» заслуживает англоязычная работа А. Николса и М. Либшера «Размышления о бессознательном» [Nikols, Libscher 2010], в которой глубоко исследуется понятие «бессознательного» на основе немецкой философии и литературы XVIII-XIX веков. Также нами были использованы статьи В. фон Холландера [Hollander 1946], Н. Ларжье [Largier 2010] и Н.В. Скородум [Скородум 2009] и работа Г. Адлера [Adler 1990].
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предложен подход к пониманию демонического начала как гносеологического и философского базиса личности Фауста; фаустовский сюжет впервые рассмотрен через призму юнгианской концепции об архетипах. Кроме того, в ней впервые описываются нравственные изменения личности Фауста как часть парадигмы отношений Фауст-Дьявол с привлечением к изучению этой парадигмы восприятия диалектики человеческого и демонического авторами разных жанровых направлений (роман Клингера, трагедия Гете и поэма Гейне), взявших за основу единый первоисточник.
Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в исследование философских, психологических, религиозных основ фаустовского сюжета. В работе выявляется гносеологический базис фаустианы ХУ1П-Х1Х веков, раскрывается его взаимосвязь с положениями аналитической психологии и тем самым представляется новый взгляд на проблему «фаустовского человека» в литературной традиции.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов, наблюдений и выводов в вузовских курсах зарубежной литературы, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению немецкой литературы ХУШ-Х1Х веков.
Апробация исследования. Отдельные промежуточные результаты и основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной филологии факультета филологии и журналистики Балтийского федерального университета им. И. Канта, докладывались на ежегодных научных семинарах аспирантов БФУ им. И.Канта (2009 - 2012), на международной научной конференции «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, май 2012), на XV Международной научно-практической конференции «Современные
проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, июнь 2013), а также отражены в семи статьях автора.
Структура работы определяется поставленными в ней целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей список использованной научной литературы, словарей и энциклопедических изданий.
В соответствии с поставленной целью в качестве основных положений, определяющих научную новизну и теоретическую значимость настоящего исследования, на защиту выносятся следующие:
1. В народной книге о Фаусте заложены философские основы гносеологии и дидактические принципы обуздания демонического начала.
2. Роман Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» формирует концептуально новое восприятие фаустовской проблематики (в вопросе неотвратимости наказания за совершенные грехи и восприятия образа демона как проекции темной стороны души героя).
3. Роман Клингера целесообразно рассматривать через призму гносеологии XVIII-XIX вв. и юнгианской концепции об архетипах.
4. Фауст Гете представлен в трагедии как пассивное орудие своего демонического начала.
5. Образ демона в поэме Г. Гейне «Доктор Фауст» может быть рассмотрен как архетип Анимы, а в произведениях Клингера и Гете соотносится с архетипом Тени.
6. Образ демона в рассматриваемых произведениях Ф.М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», И.В. Гете «Фауст» и Г.Гейне «Доктор Фауст» является основополагающим элементом нравственной трансформации Фауста и представляет собой проекцию fundus animae главного героя, которое оказывает значительное влияние на его нравственные метаморфозы.
7. Диалектика человеческого и демонического индивидуальна в каждом из рассматриваемых произведений в зависимости от восприятия автором личности героя.
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ФАУСТА И ДЬЯВОЛА В НАРОДНОЙ КНИГЕ И. ШПИСА
§ 1. Фауст как герой народной легенды
Немецкая литература, а, впрочем, и не только немецкая, не знала недостатка в изображении Иоганна Фауста. Масштаб фаустовской темы можно вполне определенно называть титаническим. Был ли Фауст могущественным колдуном, продавшим душу дьяволу, или обычным шарлатаном, но малоизвестная жизнь этой личности, довольно сомнительной, по мнению одних исследователей3, и феноменальной и фантастической, по мнению других4, легла в основу очень многих произведений.
Одни авторы, создававшие свои вариации сюжета о Фаусте, обличали греховную самонадеянность человека, другие прославляли его стремление к познанию, но одно остается неизменным - с течением времени образ Фауста, или Георгиуса Сабеликуса Фаустуса-младшего, как он сам именовал себя, остается таким же таинственным и притягательным «вечным образом». Обрастая новыми чертами в каждом столетии, он, кажется, никогда не будет до конца исследован и понятен.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Фауст и Мефистофель в литературе XX века: К проблеме кризиса просветительского героя1998 год, доктор филологических наук Якушева, Галина Викторовна
Поэтика демонического в творчестве Э.Т.А. Гофмана2010 год, кандидат филологических наук Нечаева, Елена Александровна
Эволюция сотериологической модели фаустианы в литературно-музыкальной традиции2011 год, кандидат наук Бортнюк, Ольга Анатольевна
Фаустианские мотивы в творчестве Франца Верфеля2019 год, кандидат наук Волокитина Наталья Ивановна
Демонический комплекс в художественном мире А.А. Ахматовой2010 год, кандидат филологических наук Сискевич, Анастасия Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кирьянова, Светлана Владимировна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ Источники
1. Гейне Г. Собр. соч. В Ют. / Под общ. ред. Н. Берковского, В. Жирмунского, Я. Металлова. М.: Гос.изд.худ.лит., 1959.
2. Гете И.В. Фауст: трагедия / И.В. Гете; пер. с нем. Б. Пастернака. М.: ACT, 2006.
3. Клингер Ф.-М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад. М.: Гос.изд.худ.лит, 1961.
Теоретическая литература
4. Андреев Л.Г. Зарубежная литература XX века. М.: Высшая школа, 2004.
5. Андреева Т.О. Введение в философию / Под ред. Л.Н. Никитина. Киев: Изд. центр уч. лит., 2007.
6. Аникст А. А. Гете и Фауст: от замысла к свершению. М.: Книга, 1983.
7. Аникст А. А. Творческий путь Гете. М.: Худ. лит., 1986.
8. Аникст А. А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. М.: Просвещение, 1979.
9. Анненский И.Ф. Гейне прикованный. Генрих Гейне и мы // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.
10. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М.: Просвещение, 1988.
11. Аттали Ж. Карл Маркс. М.: Молодая гвардия, 2008.
12. Балязин В.Н Неофициальная история России. Иван Грозный и воцарение Романовых. М.: Олма Медиа Групп, 2007.
13.Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
14.Вайнберг П. Генрих Гейне: его жизнь и литературная деятельность, изд. 2-е. СПБ. [б.и.],1903.
15.Вильмонт Н. Н. Гете: История его жизни и творчества. М.: Худ. лит., 1959.
16.Володин Б. «Фауст» Гете: история и жизнь // «Реальность и субъект», 2001, т. 5. № 1.
17. Воробьев С.М. Дьявол среди людей (XVI в.). М.: Юни-Пресс, 2001.
18. Вофк О.В. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 2008.
19. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. М.: Директ-Медиа, 2009.
20. Гейне Г. Полное собрание сочинений. В 7 т. / Пер. А. Горнфельд. Т. VII. М.: Academia, 1936.
21. Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Полное собрание сочинений в 12 т., Т. 7. М.Л., 1936.
22.Гете И.В. Фауст / Вст. статья и комм.: Н.Вильмонт. М.: Гос. изд. худ. лит., 1960.
23.Гете И.-В. Собр. соч. в 10 т. / Т. 2. Фауст. Трагедия / Пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Худ. лит., 1975.
24. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
25. Горелов Н. Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках / Пер. с англ. Н. Масловой; Состав и предисл. Н. Горелов. СПб.: Азбука-классика, 2005
26. Гордон Я. Гейне в России XX века. Душанбе: Дониш, 1973.
27. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992.
28. Гугнин A.A. Немецкая литература XIX века: от романтизма до бидермайера. Статьи, переводы, комментарии, библиография. Новополоцк; Москва, 2002.
29. Гулыга А. «Фауст» // Путями Фауста: Этюды германиста. М.: Советский писатель, 1997.
30.Дейч Ал. Судьбы поэтов. Гейдерлин. Клейст. Гейне. М.: Худ. лит., 1974.
31.Дейч Ал. Гарри из Дюссельдорфа. М.: Гос.изд.дет.лит., 1957.
32. Дейч А. Н. Поэтический мир Г. Гейне. М.: Госполит.издат., 1963.
33. Дмитриев A.C. Гейне в воспоминаниях современников / Пер. с нем. и фр., сост., предисл., научн. подгот. текста и коммент. А. Дмитриев. М.: Худ. Лит., 1988.
34. Дмитриев A.C. Немецкая поэзия 19 века. М.: Радуга, 1984.
35. Ермишин О.Т. Афоризмы. Золотой фонд мудрости. М.: Просвещение, 2006.
36.Жирмунский В. М. Легенда о докторе Фаусте. М.: Наука, 1978.
37.Жирмунский В. Гете в русской литературе. Л.: Наука, 1987.
38.Жирмунский В.М. Творческая история «Фауста» // Жирмунский В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. Л.: Наука 1972.
39. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Избранные труды Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1981.
40. Жирмунский В. М. Современное литературоведение: Восток и Запад: Избранные труды. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979.
41. Журавлев А.Ф. Язык и миф: лингвистический комментарий к труду А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005.
42.3едльмайр X. Утрата середины / Пер. с нем. С.С. Ванеяна. М.: Прогресс-традиция; Издат. дом Территория будущего, 2008.
43. Ивашутина Л.Н. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» и немецкая литература: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2004.
44. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 5.
45. Ильин И.А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.
46. История зарубежной литературы XIX: Учебник / A.C. Дмитриев, H.A. Соловьева, Е.А. Петрова и др. / Под ред. H.A. Соловьевой. М.: Высшая школа, Академия, 2000.
47. История немецкой литературы. В 3 т. М.: Радуга, 1985.
48. Ишимбаева Г. Г. Трансформация фаустовского сюжета: Шпис - Клингер - Гете и диалектика трагического // Вопросы литературы № 6. М., 1999.
49. Ишимбаева Г.Г. Фаустианская тема в немецкой литературе: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999.
50. Ишимбаева Г. Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI -XX веков. М.: Флинта Наука, 2002а.
51. Ишимбаева Г. Г. Русская фаустиана XX века. М.: Флинта Наука, 2002b.
52. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул., пер. с англ. Е.В. Лазаревой // Новое литературное обозрение, 1996, № 2.
53. Казакова И.Б. Интеллектуальная традиция герметизма в «Фаусте» Гете: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2001.
54. Кант И. Критика практического разума. М.: Наука, 2007.
55. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2000.
56.Конради O.K. Гете. Жизнь и творчество / Пер. с нем., предисл. и общ. ред. А. Гугнина. М.: Радуга, 1987.
57.Корелин М. Западная легенда о докторе Фаусте: Опыт исторического исследования / Корелин Михаил Сергеевич // [Вестник Европы. Журнал Министерства народного просвещения]. - [СПб.] : [б. и.], [конец XIX -начало XX]. Вырезка из журн. «Вестник Европы». Т. VI. Ноябрь. 1882.
58.Корнев А. Рецепты доктора Фауста // Технополис, № 32 (525), 2002.
59. Красильникова М. Ф.М. Клингер. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад: пространственно-временные отношения авторской модели мира // Проблемы истории, филологии, культуры. №2, 2010.
60.Кугельман Ф. «Несколько штрихов...» // Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М.: Политиздат, 1956.
61.Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья. 1932 / Молот ведьм. Предисловие. М.: Интербук, 1990.
62. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль, 1978.
63.Луначарский А. Перед лицом рока // Луначарский А. Этюды. М., 1922.
64.Манн Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверюона, рассказанная его другом / Пер. с нем. С. Апт, Н. Ман. М.: Изд. иностр. лит., 1993.
65. Манн Т. История «Доктора Фауста». Роман одного романа / Манн. Т. Собр. соч. в 10 т., Т. 9. В.: Im Werden Verlag München, 2006.
66. Мелетинский E.M. О литературных архетипах. М.: Изд-во РГГУ, 1994.
67.Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М.: Библиотека расовой мысли, Амрита-Русь, 2010.
68.Мицуров В. Фауст: кем он был? // За мифом — реальность, № 22, 2006.
69.Мокульский С. История западноевропейского театра в 8 т. Т. 2. Драматургия «Бури и натиска». М.: Искусство, 1956-1957.
70.Мысли мудрых людей. Калининград: Янтарный сказ, 2002.
71. Народная книга: история о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике. Легенды о Докторе Фаусте. М., 1978.
72. Немировский Е.Л., Средневековое книгопечатание. М.: Книга, 1964.
73.Непомнящий H.H. 100 великих загадок истории: правда и легенда о докторе Фаусте [по материалам В. Ермакова]. М.: Вече, 2010.
74.Непомнящий H.H. Величайшие загадки истории М.: Вече, 2007.
75.Новожилов Д.М. Метаморфозы Фауста: легенда и ее восприятие в XVI столетии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.
76.Нямцу А.Е. Закономерности переосмысления традиционных сюжетов в литературе (сюжет о Фаусте в русской советской драматургии): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Черновцы, 1985
77.Парфенов А.Т. Легенда о Фаусте и гуманисты северного Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформации под ред. Л.М. Брагина. Л.: Наука, 1981.
78.Письменный М.А. История о Фаусте и черте: По легендам средневековья и трагедии И.В.Гете «Фауст». М.: Детская литература, 1996
79.Полное собрание сочинений Генриха Гейне / Под редакцией и с биографическим очерком Петра Вайнберга, 2-е изд. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1904.
80.Проскуряков В.М. Иоган Гутенберг. Серия ЖЗЛ. Вып. XIX. М.: Журнально-газетное объединение, 1933.
81.Пуришев Б. Немецкие прозаические шванки и народные книги эпохи Возрождения. М.: Худ. лит., 1990.
82.Романчук Л. Дьявол: дракон или чужой // Порог, 2002, № 12.
83. Ронин В. К. Средневековый человек // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях: Реф. сб. / Акад. наук СССР. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М., 1990. Вып. 3.
84. Русакова А. В. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». М.: Высшая школа, 1967.
85.Сатана и его окружение // Порог. 2002, № 9-10.
86.Сандулов Ю. Дьявол Исторический и культурный феномен. СПб.: Лань, 1997.
87.Сказкин С. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1948.
88. Скородум Н.В. Гете и Шопенгауэр о природе демонического // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов второй международной научной конференции / Под ред. С. В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2009.
89. Соболева А.Н. Тема «Фауста» в художественном мире A.C. Пушкина:
Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кострома, 1999.
90.Сопровский А. О книге Иова//Новый мир, №3,1992.
91.Смолян О. Клингер в России // Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 32. Ч. 2. Д., 1958.
92.Смолян O.A. Фридрих Максимилиан Клингер и его роман «Фауст» //Клингер Ф. М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад. М.: Гос.изд.худ.лит, 1961.
93.Стадников Г. В. Трагическая история Фауста в романе Фридриха Клингера. // Клингер Ф. М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад : [роман : пер. с нем.] / Клингер Ф.М. Спб.: Азбука-классика, 2005.
94.Стадников Г.В. Генрих Гейне. М.: Просвещение, 1984.
95.Стадников Г. В. Литературная критика в творческой системе Генриха Гейне. Л., 1986.
96. Тимирязев К. А. Гете - естествоиспытатель. Энциклопедический словарь. М.: Гранат, 2000.
97. Тройская МЛ. Творчество Гейне. Л. [б.и.], 1956.
98. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
99. Федоров Н.Ф. «Фауст» Гете и народная книга о Фаусте // Литературно-
теоретические исследования. М.: Контекст, 1977.
100. Фишер К. «Фауст» Гете. Возникновение и состав поэмы. / Пер. Д.
Городецкого. Изд. 2-е. М., 1885.
101.Фришмут М. Тип Фауста в мировой литературе // Вестник Европы, 1887, кн. 7-10 (перепеч. в кн.: Фришмут М. Критические очерки и статьи, СПБ, 1902).
102. Фролов И.Т. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995.
103. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. СПб.: СПИКС, 1994.
104. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.
105.Цыбулько О.О. Новеллистика Генриха Гейне в контексте немецого романтизма: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2010.
106. Шаховской И. Легенда и первая народная книга о Фаусте // ЖМНП. -СПб., 1880.
107. Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты (пер. З.Е. Александровой). М.: Наука, 1972.
108. Шепелевич Л. Фауст - литературный герой // «Вехи», М., 2000.
109. Шиллер Ф. П. Генрих Гейне / Ф. П. Шиллер. М.: Худ. лит., 1962.
110. Шор Г.А. «Фауст» И.В. Гете и русская литература XX века: мотивы, образы, интерпретации: Автореф. дис. ... канд. филол. наук., Екатеринбург, 2009.
111. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Поппури, 2009.
112. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы в его жизни / Пер. с нем. Н. Ман. Вступ. статья Н. Н. Вильмонта. Комм, и указатель А. А. Аникста. М.: Худ. лит., 1981.
113. Юнг К.Г. Дух и жизнь. М.: Директ-Медиа, 2008.
114. Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуализация // Аналитическая психология, [сайт] URL: http://jungland.ru/node/741
115. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. А. Боковиков. М.: Прогресс, 1994.
116. Юнг К.Г. Психология переноса. М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 1997.
117. Якушева Г.В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня: Тр. Гетев. комис. при Совете по истории мировой культуры РАН. М.: Фон, 1998.
118. Якушева Г.В. Фауст в искушениях XX века: Гётевский образ в русской и зарубежной литературе. М.: Наука, 2005.
119. Якушева, Г. В. Дьявольское пари в литературе XX века: от великого до смешного (к проблеме дегероизации образов Фауста и Мефистофеля) // Филологические науки 1998, № 4.
120.Ясперс К. Философская вера. М.: ИНИОН, 1992.
121. Abbott R. Goethe's Faust in English: problems of poetic faithfulness. Memorial University of Newfoundland, 1988.
122. Adler H. Die Prägnanz des Dunklen. Gnoseologie. Ästetik. Geschichtsphilosophie bei J.G. Herder. Studien zum 18.Jh, Bd. 13. Hamburg, 1990.
123.Ammon H. Dämon Faust: wie Goethe ihn schuf. Berlin [u.a.]: Dümmler, 1932.
124.Baumgarten: Metaphysika, Editio VII, Halae Magdeburgicae, 1779. §511
125.Berngardt R. Königs Erläuterungen: Faust: ein Mythos und seine Bearbeitungen. Hollfeld: Bange, 2009.
126.Brink Bernhard ten. Über die Aufgabe der Litteraturgeschichte. В.: J. H. Ed. Heitz, 1891.
127.Birven H. Der historische Doktor Faust. Gelnhausen: H. Schwab, 1963.
128. Conrad M. Hubs F. Die Geschichte vom Doktor Faust. München, 1980.
129.Caro Eugenio de. The Body as «fundus animae» // Some Aesthetical Remarks on the Origin of Analytical Psychology. Oxford, St. Edmund Hall, 2831 August 1997.
130. Dahnke H.D. Geschichte der deutschen Literatur 1789 bis 1830. Berlin: Volk und Wissen volkseigener Verlag, 1978.
131. Düntzer H. Die Sage von Doktor Faust. Stuttgart, 1946.
132. Eckermann Johann Peter. Gespräche mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1836.
133. Faust-Bibliographie, bearbeitet von H. Henning. T. I. Berlin: u. Weimar, 1966.
134. Franz E. Mensch Und Daemon; Goethes Faust Als Menschliche Tragödie, Ironische Weltschau und Religiöses Mysterienspiel. Tübingen: Hiemeyer, 1953.
135. Gerlach H.E. Herrmann O. Goethe erzaelt sein Leben / Zusammengestelt von H.E. Gerlach und O. Herrmann. Hamburg: Fischer Bücherei, 1958.
136.Gloger B. Zöllner W. Teufelsglaube und Hexenwahn. Leipzig, 1983.
137.Gobel H. Goethes «Faust» - das «seltsame Stück» auf der Bühne // Faust: Annäherung an einen Mythos. Göttingen, 1995.
138. Goethe J.W. von Goethes Werke. Berlin: Bibliogr. Inst, 1908.
139. Griesbach E. Die Deutsche Literatur 1770-1870. Beiträge Zu Ihrer Geschichte Mit Benutzung Handschriftlicher Quellen. Leipzig, 1876.
140. Hagen F. H. Von der Über die ältesten Darstellung des Faustsage. Berns, 1844.
141. Heinrich Heine's Gesammelte Werke. Herausgegeben von Gustav Karpeles. Kritische Gesammtausgabe, fünfter Band, zweite Auflage. Berlin: G. Grote'sche Verlagsbuchhandlung, 1893.
142. Hendel G. Von der deutschen Volkssagen zu Goetches «Faust». Weimar, 1969.
143.Henning H. Faust in fünf Jahrhundert. Ein Überblick zur Geschichte des Faust-Stoffes von 16. Jahrhundert zur Gegenwart. Halle: Grin Verlag, 1963.
144. Henning H. Beitrage zur Druckeschichte der Faust und Wagner-Bücher des 16. Und 18. Jahrhunderts. Weimar: Arion Verlag, 1963.
145.Henning R. Faust als historische Gestalt Goethe. Jahrbuch der GoetheGesellschaft. Weimar: Neue Folge, 1959.
146. Henning H. Das Faust-buch von 1587. Seine Entstehung, seine Quellen, seine Wirkung. Weimar: Weimarer Beitrage, 1960.
147. Jasper W. Faust und die Deutschen Text / W. Jasper. Berlin: Rowohlt, 1998.
148. Jaspers K. Unsere Zukunft und Goethe. Bremen: Storm, 1949.
149. Jung C. G. Ober der Archetypen des kollektiven Unbewussten. B.: Walter Ölten, 1976 (Gesammelte Werke 9/1. Hg. v. Lilly Jung-Merker und Elisabeth Rüf).
150. Jung C. G., Baynes H. G. Psychological Types or The Psychology of Individuation. London: Kegan Paul Trench Trubner, 1921.
151. Jung E. Animus und Anima, N-Y.: Analyt. Psychol. Club of N-Y, 1957.
152. Kiesewetter C. Faust in der Geschichte und Tradition. Leipzig, 1893.
153. Klinger F. M. Faust, sein Leben, Taten und Höllenfahrt. Leipzig, 1958.
154. Kosenina A. Literarische Anthropologie. Die Neuentdeckung des Menschen. B.: Oldenbourg Akademieverlag, 2008.
155.Küchler K. Die Faustsage und der Goetische Faust. Leipzig, 1893.
156.Largier Nikiaus. Mysticism, Modernity, and the Invention of Aesthetic Experience / Amy Hollywood, Patricia Z. Backham The Cambridge companion to christian mysticism. New-York: Cambridge University Press, 2012.
157.Largier Niklaus. The Plasticity of the Soul: Mystical Darkness, Touch, and Aesthetic Experience // Modern Language Notes Volume 125, Number 3, April 2010 (German Issue).
158. Lassen U. Goethes Werke in 12 Doppelbänden / Herausgegeben von Dr. Uve Lassen. Hamburg: Standartverlag, 1958.
159.Leuuw Gerardus van der Fenomenología della religione. Torino: Boringhieri, 2007.
160. May R. Love and Will. N.Y.: W.W.Norton&Co., 1969.
161.Marianneli Sorvakko-Spratte. Der Teufelspakt Fausts in Deutscher, Finnischer und Schwedischer Literatur - ein unmoralisches Angebot?. Finnland: Äbo Akademi, 2007.
162. Masello R. Fallen Angels // Порог, №9 2002. 24-25 с.
163.Moser F. J. Archetypische Vaterfiguren bei Ingeborg Bachmann unter besonderer Berücksichtigung der Rezeption von C.G. Jung. Wien, 2010.
164. Neubert F. Von Doktor Faust zu Goethes Faust. Leipzig: J. Weber, 1931.
165. Nuzzo A. Kant and Herder on Baumgarten's Aesthetica // Journal of the History of Philosophy, Volume 44, Number 4, October 2006.
166. Peter F. Die Literatur der Faustsage bis Ende des Jahres 1848. Leipzig: Kessinger Publishing Co, 2010.
167.Petsch R. Lessings Faustdichtung mit erläuternden beigaben. Heidelberg: C.Winter, 1911.
168.Peukert W.-E. Dr. Johannes Faust // Zeitschrift für deutsche Philologie, (ZfdPh) Bd. 71-75, 1948-1949.
169. Pfeiffer J.P. Klinger's Faust: Eine literarische Untersuchung. Würzburg : G. Hertz, 1890.
170. Schmidt E. Faust und Luther. Berlin, 1896.
171. Scholz R. Die beschädigte Seele des großen Mannes: Goethes Faust und die bürgerliche Gesellschaft. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011.
172.Schoeps H.-J. Deutsche Geistesgeschichte der Neuzeit. Bd. 1. Das Zeitalter der Reformation. Ein Abriss in fünf Bänden. Mainz: v. Hase&Köhler Verlag, 1977.
173.Soprek A. Teufel im Bann Goethes: Mefistos Verhaeltnisse zum Herrn in ausgewaehlten Werken des Faustoffes. München: Grin Verlag, 2010.
174. Weber H.-H. Studien zur deutschen Marienlegenden des Mittelalters am Beispiel des Theophilus. Hamburg, 1966.
175.Zammito J. H. Kant, Herder and the birth of anthropology. Chicago: University of Chicago Press, 2002.
176. Zeeden E.-W. Deutsche Kultur in den frühen Neuzeit. Frankfiirt-an-Main: HB d. Kulturgesch., 1968.
Электронные ресурсы 177. Библейский сюжет. [Сайт] URL: http://www.neofit.ru/modules.php? name=bs
178.Вавилин A.B. Афоризмы. [Сайт] URL: http://www.proza.ru/2009/01/17/774
179. Друзь И. Трансформация образа Дьявола в мировой культуре. Портал Русская народная линия, 2008 [Сайт] URL: http ://ruskline.ru/analitika/2008/07/14/transformaciya_obraza_d_yavola_v_ mirovoj_kul_ture/
180. Дудчик А.Ю. Сравнительный анализ гносеологических программ И. Гёте и И. Канта. Электронный журнал Pravmisl.ru, 2012 [Сайт] URL: http ://pravmisl.m/index.php?option=com_content&task=view&id=2619
181. Касавин И.Т. Предтечи научной революции. Врачи, печатники, моряки. [Сайт] URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/phnauk5/ kasavin.htm
182. Лагутина И.Н. Образ России в романе Ф.М. Клингера «Фауст» [Сайт] URL: http://www.nrgumis.ru/articles/archives/full_art.php? aid=52&binn_rubrik_pl_articles=253#Lag
183. Лакан Ж. Образования бессознательного [Сайт] URL: http://www.libma.ru/psihologija/obrazovanija_bessoznatelnogo_1957_58/index. php
184. Маркова Е.А. Журнал МГУ: научные исследования 2008. [Сайт] URL :http ://msu-research08 .ru/index.php/zhurnalistika/63-zarubezhnaya/1078-gete
185. Хубулава Г. Зеркало природы. Натурфилософия Гете. [Сайт] URL: http://www.folioverso.ru/misly/2012_8/hubulava.htm
186. Чесал Алеш. По следам Дьявола в Праге / Пер. Г. Пунтусова, [Сайт] URL : http ://prahafx .ru/sacred/cert/cert8 .htm
187. Щевцов С. Фауст и начало правовой онтологии человека. [Сайт] URL : www.philosophy.ua/lib/1 Oshevtsov-doxa-12-2008.pdf
188. Garbe A. Faust als historische und literarische Figur [сайт] URL: www.hausarbeiten. de/faecher/del/20619.htm
189.Hollander W. von Über das Dämonische. DIE ZEIT von 28.2.1946, Nr. 02 [Сайт] URL: http://www.zeit.de/1946/02/ueber-das-daemonische
190.Homann U. Goethe und die Religion. [Сайт] URL: http://www.ursulahomann.de/GoetheUndDieReligion/
191. Horst H. Das Faustbuch - ein Volksbuch. [Сайт] URL: http://www.litde.com/textsammlung-zur-deutschen-literaturgeschichte/horst-hartmann-das-faustbuch-ein-volksbuch.php
192. Kierkegaard S. Afsluttende uvidenskabelig Efierskrift til de philisophiske Smuler [Сайт] URL: http://hpsy.ru/authors/xl22.htm
Словари и энциклопедии
БТС - Большой толковый словарь русского языка /Авт.-сост. С.А.Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 1998.
БЭС - Большой энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А./
Под ред. Проф. И.Е. Андеевского, К.К. Арсеньева, СПб, 1890-1907
[электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/brokgauz/
ИСГ - Исторический словарь галлицизмов русского языка / Епишкин Н.И.,
2010 [электронный ресурс] URL: http://gallicismes.academic.ru/10518/
ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева.
М.: Советская энциклопедия, 1990.
MAC - Словарь русского языка. В 4 т. М.: Наука, 1981-1984.
MC - Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов.
энциклопедия, 1991.
Мифологическая энциклопедия. Священник Родион «Люди и демоны». М.: Скит, 1994.
Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.