Эволюция представлений о языке в философии и культуре: Становление философии языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мазина, Рита Рашитовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мазина, Рита Рашитовна
Введение
Глава I. Историко-философский и культурологический анализ представлений о языке
1) Эволюция представлений о языке в античной и средневековой философии
2) Философия языка в гуманитарном знании Нового времени и Просвещения
3) Лингвистическое направление в Западноевропейской философии XIX-XXbb
4) Философские и культурологические основания изучения языка в отечественной гуманитарной мысли XIX-XX вв.
Глава II. Язык и культура: аспекты взаимодействия
1) Язык как универсальная форма существования культуры
2) Функционирование языков культуры в лингвистической действительности
3) Антропологический контекст взаимосвязи языка и сознания
4) Социокультурная природа языка
5) Становление лингвокультурологии
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Репрезентативные и нерепрезентативные модели языка в культурологии XX века2008 год, кандидат культурологии Деточка, Виктор Юрьевич
Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания2011 год, кандидат философских наук Зенкова, Татьяна Леонидовна
Язык и культура в англо-американской аналитической философии XX века2005 год, доктор философских наук Золкин, Андрей Львович
Метатеоретическая интерпретация философии культуры2009 год, доктор философских наук Самойлов, Сергей Федорович
Этнический образ мира в философии культуры России XIX - начала XX века2011 год, кандидат философских наук Пыжова, Олеся Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция представлений о языке в философии и культуре: Становление философии языка»
Актуальность темы. Проблема языка находится на пересечении многих векторов современного теоретического дискурса: философского, лингвистического, семиотического, культурологического и т.д. По словам, Г.-Г.Гадамера, язык сегодня причастен к той предметной области философского знания, где происходит встреча пауки и опыта человеческой жизни1. Многоаспектность проблемы изучения языка обусловлено тем, что сам язык предстает перед исследователем как «альфа и омега» человеческого бытия. Посредством языковой деятельности человек осваивает окружающий его мир и включается в безграничное смысловое целое культуры. В языке фиксируется все богатство межличностных и социальных отношений, закрепляются акты познания и самопознания, овеществляется опыт мифологического, художественно-образного и научно-практического освоения мира.
К настоящему времени сложились достаточно устойчивые направления в изучении языка и сознания, языка и духовной культуры, языка и деятельности. Наряду с естественными языками в мир человека все в большей степени вторгаются языки искусственные, которые в значительной степени инициируют социальные трансформации, ведущие к укреплению позиций нового информационного общества, и вызывают внушительные перемены в социокультурном, как сказал бы М.М.Бахтин, хронотопе. Отталкиваясь от понимания языка как одной из базисных форм, в которой конституируется и организуется осознание культуры как способа хранения и функционирования исторически накопленного знания, современные культурологические исследования кристаллизуют новые направления науки, в частности, лингвокультурологию, в контексте которой выявляются ранее игнорируемые грани взаимодействия языка и культуры. Речь идет о таких формах взаимодействий, которые
1 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 .С.25. ориентированы на культурный фактор в языке и на языковой фактор в человеке»2.
Язык есть факт культуры вследствие того, что, во-первых, он представляет собой составную часть культуры, наследуемую от предшествующих поколений; во-вторых, что язык выступает важнейшим ее инструментом, благодаря которому осуществляется опредмечивание и распредмечивание фактов и явлений культуры; и, в-третьих, что благодаря языку постигается сущность культуры в различных ее проявлениях (наука и религия, литература и миф, искусство и мораль). В связи с этим актуальность изучения проблемы взаимодействия языка и культуры в контексте современной культурологической парадигмы обусловлено следующими характерными обстоятельствами.
Прежде всего, сама по себе культурологическая парадигма представляет собой тот образец построения современного социогуманитарного знания, в центр которого перемещается культура человеческого бытия во всем своем многообразии: бытие предметов, процессов и явлений, несущих ценностно-смысловую нагрузку, бытие человека в мире вещей, в мире идей и мире людей и т.д. Ориентация на понимание культуры как системы с неизбежностью ведет в языкознании к изучению языка как одному из аспектов культурологической парадигматики.
Кроме того, проблема изучения взаимодействия языка и культуры предполагает овладение огромным массивом историко-философской и культурологической мысли, в рамках которой выявляются многообразные способы изучения характерологических свойств языка с точки зрения его происхождения и строения, деятельностной природы языка, диалектического единства языка, сознания и деятельности, способности адекватного выражения в языке всего развивающегося многообразия бытия культуры.
2 Телия В.Н. М.,1996.С.222.
Наконец, культурологическая парадигма в современной теоретической рефлексии позволяет выстроить своего рода образцы «перерешения» традиционных проблем языка, с одной стороны, и философии культуры - с другой. Это находит свое выражение, например, в анализе языкового пространства как выражения социодинамики современной культуры (это прерогатива философии культуры и культурологии) или же в формировании упомянутой выше лингвокультурологии. Степень разработанности проблемы. Следует учитывать тот факт, что на протяжении всей истории развития научной мысли великое множество ученых в той или иной степени обращались к проблеме языка. Достаточно отметить, что для историко-философской традиции, начало которой было положено Платоном в диалоге «Кратил», было характерно постоянное обращение к проблеме генезиса языка, его природы, многообразия языков мира. У истоков становления философии языка стояли Дж.Локк, Г.Лейбниц, И.Гердер и В. фон Гумбольдт. На протяжении XIX- XX вв. значительный вклад в развитие этой области знания был внесен такими яркими представителями западноевропейской мысли как Э.Кассирер, Л.Витгенштейн, М.Хайдеггер, Э.Сепир, Б.Уорф, Э.Фромм, Э.Соссюр и др. Особо следует обратить внимание и на то, что в отечественном гуманитарном знании, начиная с Петровских реформ, в т.ч. реформы русского языка, сложилась крупная языковедческая школа, которая была представлена В.К.Тредиаковским, М.В.Ломоносовым, А.А.Барсовым, А.Х.Востоковым и др. Новый этап в русском языкознании был связан с творчеством А.А.Потебни, который заложил основы психологического направления в отечественном языкознании. Приверженность А.А.Потебни идее о теснейшей связи языка и мышления сыграла значительную роль в развитии философии языка. В этом же направлении проводили теоретические изыскания Г.Г.Шпет, И.И.Мещанинов, Н.Я.Марр, Б.Ф.Поршнев и др. Следует отметить работы ряда современных исследователей в области философии языка, имеющих мировое признание.
Это работы М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, М.К.Петрова, В.В.Бибихина, М.С.Козловой, В.А.Звягинцева, З.Г.Тер-Минасовой и др. Современные исследования языка в контексте философии культуры характеризуются, как справедливо отмечают В.Л.Обухов и А.А.Макареня, признанием того, что «отсутствие прогресса в живом, вечно изменяющемся потоке культуры характерно и для фундамента любой национальной культуры, каковым является язык. К языкам также неприменимы термины «более прогрессивный», «менее прогрессивный», ибо каждый язык в чем-то лучше и хуже других, оставаясь лучшим именно для данной национальной о культуры» . Вместе с тем, следует отметить, что многие проблемы требуют своего нового «перерешения», что предполагает сама культурологическая методология (В.С.Библер). В частности, это относится к осмыслению антропологического контекста взаимосвязи языка и культуры, языка как универсального способа функционирования культуры, и к методологическому обоснованию лингвокультурологии. Цель и основные задачи исследования. Основная цель работы заключается в том, чтобы выявить роль языка в развитии культуры через опосредованную связь философии языка, философской антропологии и философии культуры. Исходя из этого, основными задачами исследования являются:
- анализ представлений о языке в истории философской мысли;
- содержательное рассмотрение основных положений деятельностной концепции природы языка;
- систематизация теоретических концепций отечественных и зарубежных ученых с целью формирования предпосылок целостного учения о языке в контексте современной культурологической парадигмы;
- выявление роли языка как универсального способа функционирования культуры;
J Обухов В.Л., Макареня А.А.Прогресс цивилизации против жизни культуры // Реалистическая философия / Под ред. В.Л.Обухова, В.П.Сальникова. СПб., 1999. С.217.
- определение принципов формирования методологических оснований лингвокультурологии.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Методологической основой и теоретическими источниками работы являются труды классиков философской мысли, языковедов, психологов, историков, культурологов, в работах которых представлена различная интерпретация природы языка, его взаимосвязи с сознанием и деятельностью человека, с культурой. Философско-методологическим основанием работы являются принципы историзма, целостности, детерминизма, системности.
Научная новизна и результаты исследования. В целом научная новизна работы характеризуется поставленной в ней проблемой, задана целью, задачами и значимостью их решения для культурологического осмысления языкового пространства, дальнейшего развития философско-методологических оснований языкознания и совершенствования системы образования.
Основные результаты исследования, характеризуемые научной новизной, состоят в следующем:
- показано, что проблема взаимосвязи языка и сознания, имея глубокие корни в философской рефлексии, обрела статус самостоятельной области философской мысли и языкознания во второй половине XVIII в. - первой половине XIX в.
- предпринят систематический анализ основных направлений философии языка на основе сравнительно-исторического подхода к теоретическим концепциям наиболее значимых отечественных и зарубежных ученых;
- теоретически обоснован статус языка как универсального способа функционирования культуры;
- выявлен антропологический аспект взаимосвязи языка и культуры, определяющий основное направление в развитии философской антропологии;
- раскрыта и обоснована диалектическая взаимосвязь деятельности, языка и сознания, предполагающая новые точки роста культурологического знания;
- систематизированы и аргументированы методологические основания лингвокультурологии как нового раздела социогуманитарного знания, предметная область которой формируется на стыке философии культуры, философии языка и культурологии.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Значимость данного исследования обусловлена характером достижения его цели, решения поставленных задач и элементами новизны. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем философии культуры, философии языка и культурологии, в педагогической практике при чтении учебных курсов философии, культурологии, языкознания, при организации спецкурсов по новым специальностям («социальная антропология», «математическая лингвистика», «культурология», «социальное дело» и др.).
Одним из главных факторов, консолидирующих национальное целое этноса, его национальное самосознание, является язык. Его особенности цементируют единство национальной культуры и одновременно выступают в качестве критерия этого единства. «Культура и история, - по словам И.Мандельштама, - со всех сторон омыта и опоясана. безбрежной стихией.языка». Вот почему материалы диссертационного исследования могут быть использованы в воспитательно-патриотической работе, ко торая должна акцентировать неразрывную связь сохранения чистоты и своеобразия русской культуры через чистоту и своеобразие русского языка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблема взаимосвязи языка и народа в творчестве А.А. Потебни и Н.С. Трубецкого: Историко-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Федоренко, Александра Анатольевна
Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта2010 год, кандидат философских наук Панченко, Варвара Антоновна
Язык как метатеоретический концепт и конструктор социокультурной реальности2006 год, кандидат философских наук Багаутдинов, Альберт Альбинович
Географический фактор в культурологических концепциях конца XIX - нач. XX вв.2004 год, кандидат культурологии Шкуропат, Светлана Геннадьевна
Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ)2008 год, доктор философских наук Зиновьев, Илья Викторович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мазина, Рита Рашитовна
Заключение
В качестве выводов диссертационного исследования необходимо, в первую очередь, отметить, что наиболее оптимальным, на наш взгляд, способом к рассмотрению языка в контексте философии культуры является целостный подход, объединяющий историко-философский и культурологический анализ проблемы. На основе рассмотренного материала следует признать то, что философия языка, имеющая непосредственное отношение к любым разделам собственно философского знания обретает в настоящее время статус его самостоятельного раздела.
Рассмотренные в диссертации ключевые вопросы историко-философского дискурса, раскрывающего все тонкости взаимосвязи языка, мышления и деятельности, позволяют утверждать, во-первых, то, что проблемы философии языка пронизывали практически все области философского и гуманитарного знания в своих основаниях.
Во-вторых, следует признать, что философия языка представляет собой относительно самостоятельную область философского знания.
В-третьих, эта относительная самостоятельность философии языка, получившая воплощение, в свое время, в период зарождения богословской литературы в герменевтике, объективно предполагала ее тесное единство и взаимообогащение с языкознанием, теорией и историей культуры, психологией и другими сферами социогуманитарного знания.
Рассмотренные в работе основные представления о языке характеризуют, с одной стороны, эволюцию философской и культурологической мысли, с другой, - особенности западноевропейской и отечественной школы изучения языка. Если, собственно, философская традиция ориентировалась на толкование языка, как основы формирования человеческой мысли, обыденных и научных понятий, то культурологическая традиция прослеживает, как в культуре тех или иных народов закрепляются общие и особенные черты трудовой деятельности, быта, отношений,
167 миропонимания и проч. В этом смысле мы говорим о языке культуры вообще, языке искусства, языке науки и т.п.
Ключевое значение в современном социогуманитарном знании обретают вопросы универсальных возможностей языка в функционировании современной культуры, в диалоге культур различных исторических эпох, цивилизаций, народов. Другим, не менее важным выводом является то, что взаимосвязь языка, сознания и деятельности, интерпретируемая в различных направлениях философской антропологии, постоянно подпитывается данными естественных и гуманитарных наук. Это, в частности, имеет непосредственное отношение к психологии, когда речь заходит, скажем, о гипотезе Сепира и Уорфа, либо к юриспруденции, -применительно к правовой культурологии.
Наконец, следует отметить принципиально важный вывод о том, что философия языка порождает в процессе своего развития и функционирования в системе философского и гуманитарного знания предпосылки для становления новых направлений научных исследований одним из которых является лингвокультурология.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мазина, Рита Рашитовна, 2001 год
1. Абаев В.И. Избранные труды в 4 т. - Т.2.- Владикавказ: Ир, 1995 -213с.
2. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале рационального сознания // Вопросы философии. 1997 - №7. - С.99-114.
3. Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Наука, 1995 - С.74.
4. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: (К вопросу о предмете социолингвистиики) АН СССР, Ин-т языкознания. -Л.: Наука, 1975.-276с.
5. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры, 1999. - 326 с.
6. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.(МГУ им. М.В.Ломоносова, Федер. прогр. книгоиздания России) М.: Академ, проект.,1999. - 944с.
7. Античные теории языка и стиля. Пер. с древнегреч. и латин. Общ.ред. О.М.Фрейденберг. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996 - 362с.
8. Апель А.Д. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997 -№1.-С.76-83.
9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. С. 147-150.
10. Ю.Арутюнова Н.Д. Практическое рассуждение и язык // Сущность, развитие и функции языка / Ответ.ред. ак.Г.В.Степанов. М.: Наука, 1987.-С.5-12.
11. П.Афанасьев А.Н. Древо жизни: изб.ст.- М.: Современник, 1983. -464с.
12. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству // Вопросы философии,- 1996 №10.-С.71-84.
13. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX вв.: Пер. с франц. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С.387-423.
14. Барт Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1994.-С.297-319.
15. Бахтин М.М.Собр.соч.Т.5. М., 1996-С.209.
16. Бахтин М.М. (под маской) Фрейдизм.Формальный метод в литературоведении.Марксизм и философия языка.Статьи.М.: Лабиринт. 2000. 640 с.
17. Бенвенист Э. Общая лингвистика: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1974,447 с.
18. Бергман Г. Блеск и нищета Людвига Витгенштейна // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ.-М.: Прогресс, Культура, 1993.-C.310-332.
19. Бибихин В.В. Язык философии. -М.: Изд. Группа «Прогресс». 1993. -416с.
20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991.- 412с.
21. Блэк М. Лингвистическая относительность (Теоретические воззрения Бенджамена Л.Уорфа): Пер. с англ. // Новое в лингвистике: Вып. 1 /Сост., ред. и вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. -С.173 - 174.
22. Брутян Г.А. О гипотезе Сепира-Уорфа // Вопросы философии. 1969.№1.
23. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию.
24. B.2-х тт.М.: Изд-во АН СССР, 1963. 384с.
25. Будагов Р.А. Человек и его язык. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 429с.
26. Будагов Р.А. Язык, история и современность. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971,-299с.
27. Васильев С.А. Категории мышления в языке и тексте // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. М.В. Попович. Киев: Наукова думка, 1980.1. C.66-116.
28. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.,1996.
29. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков (Анна Вежбицкая) Пер. с англ. А.Д.Шмелева. Под ред. Т.В.Булыгиной. Центр. Европ. Ун-т. М.: Яз. Рус. Культуры, 1999. - 111с - (Язык. Семиотика. Культура).
30. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А.Д.Шмелева. М.: языки славянской культуры, 2001. -288с,- (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
31. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избр. Труды. М.: Наука. 1977-312 с.
32. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.М.,1978 -С.94.
33. Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики // Философские работы: ЧастьП: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - С. 1-207.
34. Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930-1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ.- М.: Прогресс, Культура, 1993.- С.272-310.
35. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994. С.1-77.
36. Витгенштейн Л. О достоверности// Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994,- С.321-407.
37. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы: Часть I: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994,- С.75-321.
38. Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. М.: Сов. Россия, 1984.-208 с.
39. Воробьев В.В. Культурологическая парадигма русского языка: Теория описания языка и культуры во взаимодействии(Ин-т рус.яз. им.Пушкина), М.: ИРЯП, 1994. 75с.
40. Воробьев В.В. Лингвокультурология: (Теория и методы). М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов. 1997. -331с.
41. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996 416с.
42. Гадамер Г.-Г. Введение к «Истоку художественного творения» М. Хайдеггера // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С.100-116.
43. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1988- 704 с.
44. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С.26-43.
45. Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Актуальность прекрасного: Пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. С.60-72.
46. Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991. С. 9-16.
47. Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.- М.: Искусство, 1991.- С. 16-26.
48. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Актуальность прекрасного: Пер. с нем.-М.: Искусство, 1991.- С.43-60.
49. Галкина Федорук Е.М. Слово и понятие. - М.: Учпедгиз, 1956 - 54 с.
50. Герменевтика: история и современность. Критические очерки.-М.Мысль. 1985 -С. 3-143.
51. Герцен А.И. Былое и думы // Герцен А.И. Поли.собр. соч. в 22 тт. Т. 13. Пб., 1923 -С.13.
52. Гоготишвили JI.A. Ранний Лосев // Вопр.философии, 1989. №7 -С.140.
53. Гоготишвили Л.А. Религиозно-философский статус языка // Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993. - С.921.
54. Григорьян Б.Т. Философская антропология // Буржуазная философская антропология XX века.М.1986
55. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997 - №9- С.82-97.
56. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна: Критический анализ. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985-170 с.
57. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 - 132 с.
58. Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985 -451 с.
59. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука.М., 1985 С.273.
60. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер.с нем.- М.: Прогресс, 1984-397 с.
61. Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985 -451 с.
62. Гуссерль Э. Исследование 1: Выражение и значение: Пер. с нем. // Логос, 1997 - №10.- С.5-65.
63. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. -М.: Политиздат, 1985- 191 с.
64. Делез Ж. Логика смысла: Пер. с франц.- М.: Академия, 1995 298 с.
65. Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1988 -192 с.
66. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: К основам общей теории. АН СССР. Ин-т языкознания, М.: Наука, 1977. 382с.
67. Дубровский Д.И Информационный подход к проблеме бессознательного //Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
68. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка: Пер. с англ. // Новое в лингвистике: Вып. 1 / Сост., ред. И вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. - С.264-390.
69. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.И. Основы человековедения: Человек как микрокосм. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 382 с.
70. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
71. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 270-275.
72. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.,1997.
73. Калиниченко В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. 1992 - №3. - С.37-62.
74. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. -М.: Мысль, 1994 591 с.
75. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология): Пер. с анг., нем. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. - С.69-90.
76. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.М.,1998 С.568-573.
77. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1978-216 с.
78. Келлер Р. Языковые изменения . Самара, 1997. С. 34-35, 62, 268.
79. Кибрик А.Е. Э.Сепир и современное языкознание // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.М.,1993 С.5-56.
80. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. Отв.ред. Б.Т.Григорьян. -М.: Наука, 1985 141 с.
81. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983 - 302 с.
82. Кодухов В.И. Мышление и языковые значения и функции // Язык и мышление / Отв. Ред. Член-корр. АН СССР Ф.П.Филин. М.: Наука, 1967 - С.102-115.
83. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии. 1998 - №5 - С.42-49.
84. Козлова М.С. Идея «языковых игр» // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М.: ИФРАН, 1996 - С.5-25.
85. Козлова М.С. Примечания и комментарии // Витгенштейн Л. Философские работы: Часть 1: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994-С.7-21.
86. Колшанский Г.В. Семантика слова в логическом аспекте // Язык и мышление / Отв. Ред. Член-корр. АН СССР Ф.П.Филин М.: Наука, 1967 - С.187-208.
87. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.,1975
88. Кондратов A.M. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978 - 208 с.
89. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994 С.11 1-337.
90. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963 - 138 с.
91. Леонтьев А.А. Социальные, лингвистические и психологические факторы языковой ситуации в Папуа- Новой Гвинее // Сб. О языках, фольклоре и литературе Океании. М. 1978 С. 9-10.
92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
93. Лейбниц Г.В. Сочинения. В.4-х т.М.,1984.
94. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Соч в Зтт. Т. 1.М.: Мысль, 1985 С.546-550.
95. Локк Д. Сочинения в 3 тт. Т. 1 / Ред.: И.С.Нарский, А.Л.Субботин: Пер. с англ. М.: Мысль, 1985 - 621 с.
96. Лосев А.Ф. Бытие-имя-космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993 -958 с.
97. Лосев А.Ф. Философия имени // Бытие-имя-космос. М.: Мысль, 1993 -С.613-802.
98. Лосев А.Ф. Статья к диалогу «Кратил» //Платон. Соч. в 4-х т. Т.1.М.Д990 С.826-835.
99. Лосев А.Ф. От автора // Лосев А.Ф. Знак, символ. Миф.М.1982,- С.5.
100. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М.Лотмаи и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994 - С. 11265.
101. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПб., 2000 - 703 с.
102. Лотман Ю.М. Избр. Труды в 3-хтт. Т.З, Таллинн, 1993,- С.711-724.
103. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. Группа «Прогресс». 1992. 272 с.
104. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979 - 320 с.
105. Малахов B.C. Комментарии // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. -М.: Прогресс, Искусство, 1991. С.337-363.
106. Малахов B.C. Философская герменевтика Ганса Георга Гадамера // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - С.324-336.
107. Мамардашвили М. Язык и культура // Вестник высшей школы,1991. №3 - С.46-52.
108. Мантатов В.В. Образ, знак, условность: Монография. Высшая школа, 1980- 160 с.
109. Марр Н.Я.Этапы развития яфетической теории // Марр Н.Я. Избр. работы в 5-ти тт.Т.1. M.-JI., 1933.
110. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 93 с.
111. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2-х ч. СПб.,2000 С.344.
112. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996.- 207 с.
113. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. JI., 1975.
114. Михайлов А.В. Вместо введения //Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С.7-22.
115. Михайлов А.В. Примечания // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С. 317-333.
116. Московский Меркурий. 4.IV.M., 1803 -С. 163, 169-170.
117. Нарский И.С. Философские проблемы языка // Философские науки.- 1968 -№4.-С. 11-22.
118. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.: Пер. с нем / Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1990. Т. 1-2
119. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983 - 286 с.
120. Панфилов Н.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971 -231 с.
121. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.1983. С. 17.
122. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, Глав. ред. вост. л-ры, 1991 -328 с.
123. Перельмутер И.А. Платон // История лингвистических учений. Древний мир.-JL: Мысль, 1980-С.146.
124. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с франц. СПб.: Союз, 1997-256 с.
125. Плесснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.1988. С. 126-146.
126. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 - 208 с.
127. Потебня А.А. Слово и миф. -М.: Правда, 1989 622 с.
128. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905 -С.101.
129. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике.Т.; Вып.».М.: Нука, 1977 С.367.
130. Потебня А.А. Теоретическая поэтика.М.,1990- -С.116.
131. Потебня А.А. Эстетика и поэтика.М.,1976 С.69
132. Платон Собрание сочинений в 4 тт. Т.1 / Общ. ред.А.Ф.Лосева и др. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990 - 860 с.
133. Поздняков Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама, 1999. С. 381-382.
134. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994 - 370 с.
135. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974 - 487с.
136. Поршнев Б.Ф. Генетическая природа сознания: (Интердиктивная функция речи) // Проблемы сознания. М.,1966. С.33.
137. Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт сновоположник теоретического языкознания // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.М. 1984.
138. Реалистическая философия. / Под общ. ред. В.Л.Обухова, В.П.Сальникова. СПб.: СПбГАУ, СпбУ МВД России, Химиздат, 1999. -544 с.
139. Рябчиков В.В. Язык культуры // Культурология. Основы теории и истории культуры /Под ред. И.Ф.Кефели.СПб.: 1996.
140. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1967,- С.55.
141. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. -М.: Политиздат, 1991.-414 с.
142. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование.М.: Наука, 1977.
143. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. Пер. с франц. Под. Ред. А.А.Холодовича. -М.: Прогресс, 1977-СЛ 00.
144. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: 1996. С. 138
145. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания.М., 1975.- С.11.
146. Сулима И.И. Педагогическая герменевтика: Монография. Нижний Новгород: Нижегородский ЮН МВД РФ, 2000. - 255 с.
147. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.1996. С.241-243.
148. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000, 264 с.
149. Узнадзе Д.Н. Внутренняя форма языка // Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.1966.
150. Уорф JI.Б.Лингвистика и логика: Пер. с англ. //Новое в лингвистике: Вып. 1 / Сост., ред. и вступ. Статьи В.А.Звегинцева. М.: Изд. иностр. лит., 1960. - С.183-199.
151. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Хвв). М.: 1994 -С. 151.
152. Файвишевский В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлении в поведении человека // Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
153. Философия Хайдеггера и современность. М.: 1991 -С.40.
154. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982 335 с.
155. Фромм Э. Душа человека.М. 1992 С.47-58.
156. Хабибуллина Н.И. Политико-правовые проблемы семиотического анализа языка закона: Монография. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2001. 212 с.
157. Хайдеггер М. Бытие и время: Избранные параграфы // Работы и размышления разных лет: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С. 1-47.
158. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.:Республика, 1993. - С.52-253.
159. Хайдеггер М. Язык. Пер. с нем. и прим. Б.В.Маркова. СПб.: Фил,-культурологическая исследов. Лаборатория «Эйдос» 1991. - 22 с.
160. Харциев В.И. Новый труд по истории языка и мысли А.А.Потебни // Потебня А.А.Из записок по русской грамматике Т.4.Вып.2.М.,1977-С.367.
161. Шелер М. Человек и история // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т.1. Вып.3.м.1993 С. 132.
162. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии: Сб. пер. М.,1988. С.52.
163. Шерток Л. Экспериментальная психоматика // Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
164. Шопенгауэр А. О воле в природе. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Избранные произведения /Сост., авт. Вступ. Ст. и примеч. И.С.Нарский. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.
165. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.М.1998, Т.2, С.380
166. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Сочинения. М.: 1989 С.340-476.
167. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М.1927.
168. Шпет Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996. - 192 с.176
169. Якобсон P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности//Бессознательное. Т.З Тбилиси, 1978.
170. Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt // Gehlen A. Gesamtausgabe. Bd. 3(1). Fr. am Main, 1993.
171. Landmann M. Was ist Philosophie? Bonn, 1977. S. 103-107.
172. Klages L. Fusdrucksbewegung und Gestaltungskraft. Leipzig, 1913; Idem. Vom Wesen des Bewuftseins. Leipzig, 1921.
173. Uexkull Th. von. Meaning and science in Jacob von Uexkull s concept of biology // Semiotika. 1982.Vol. 42. №1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.