Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Панченко, Варвара Антоновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат философских наук Панченко, Варвара Антоновна
Введение.
Глава 1. Специфика культурфилософской концепции
В. фон Гумбольдта
1.1 .Генезис культурантропологических и лингвофилософских идей
Гумбольдта.
1.2.0рганизмическая парадигма в культурфилософской концепции.
1.3 .Понятие«ВПс1щ^».
1.4.Культурно-этническая проблематика в контексте сравнительной антропологии.
Глава 2. Языковая картина мира как моделирующая система индивидуального и универсального в культуре
2.1. «Характер языка» и «характер народа».
2.2.Язык как инструмент интерпретативного познания национальнокультурных картин мира.
2.3 .Внутренняя форма языка и этнокультурная самобытность.
2.4. Идеи Гумбольдта о соотношении идиоэтничности и универсализма в свете развития философии языка.
Глава 3. Генетико-энергийная обусловленность языка как феномена культуры
3.1. Языковая способность в контексте филогенеза и онтогенеза.
3.2.Язык как проявление деятельности «Национального Духа».
3.3.Языкотворческие процессы в контексте генетики культуры.
3.4.Деятельностно-речевой динамизм в системе языковой коммуникации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Онтология и понимание языка2008 год, кандидат философских наук Горюнова, Татьяна Александровна
Национальный менталитет в языковой картине мира: на примере сопоставления русскоязычной и англоязычной картин мира2007 год, кандидат философских наук Казакова, Ольга Михайловна
Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX - XX вв.2011 год, кандидат философских наук Романенко, Ефим Константинович
Культурологические основания лингвоментальных структур этнического самосознания2010 год, кандидат философских наук Юркина, Татьяна Валерьевна
Л. Витгенштейн и проблемы кросс-культурного понимания2007 год, доктор философских наук Медведев, Николай Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-антропологические основания философии языка В. фон Гумбольдта»
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено осмыслению теоретических разработок Вильгельма фон Гумбольдта в области культурантропологического подхода в изучении философии языка. Рассматривается вклад ученого в осмысление культурфилософских проблем, в исследование антропоцентризма языка, глоттогенеза родственных семей языков в контексте культурогенеза. Особое внимание уделяется философско-культурологическому обобщению полученных в этой области результатов, типологизации и анализу концепций, имеющих преемственность по отношению к идеям Гумбольдта.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап интеграционных процессов в гуманитарном знании характеризуется настоятельной необходимостью генерализации накопленного опыта культурантропологических исследований языка. Ситуация развития языкознания начала-середины XX в. поставила на повестку дня вопрос о взаимосвязи языка и культуры. На рубеже тысячелетий стало окончательно ясно, что исследование языка не должно преследовать лишь внутриязыковые частные вопросы; на первый план выходит проблема человека и кулътуротворчества, и соответственно цели такого исследования становятся более широкими, обретая культурфилософскую перспективу. Такой подход является логическим продолжением всей предшествующей эволюции взглядов по данной проблематике, в том числе связанными с воззрениями выдающегося немецкого мыслителя Вильгельма фон Гумбольдта.
Научная актуальность работы определяется значением культурфилософской концепции языка Гумбольдта в истории культурологической мысли. В трудах Гумбольдта заложен большой фактологический материал, представляющий историко-философский и культурантропологический интерес в контексте исследований о соотношении языка и мышления, о культуре как родовой сущности человека, а также о характере взаимосвязи факторов языка в системе культуры. Постановка вопроса о способе связи между словом и понятием составляет одну из главных заслуг Гумбольдта перед мировым языкознанием. И в наши дни эта проблема находится в центре внимания как лингвистов, так и философов.
В этой связи возникает потребность обобщить обширное научно-теоретическое наследие Гумбольдта, раскрывающее понимание языка как одной из первооснов человеческой культуры. Значимость и приоритетность культурно-антропологического подхода к лингвофилософским исследованиям Гумбольдта не вызывает сомнений: она обусловлена определением самой природы языка с точки зрения его изначальных и фундаментальных связей с человеком, его особого места в культуротворчестве и способах познания мира.
Востребованность и актуальность идей Гумбольдта мотивируется также возросшим в последнее время всеобщим вниманием к вопросам межкультурной коммуникации1. Актуальные проблемы восприятия различных культур через языки, равно как отношения между социумами, культурами в континууме языка, непосредственно связаны с идеями, положениями, предвидениями Гумбольдта, обоснованными более ста пятидесяти лет назад. Благодаря своему эволюционистскому мировоззрению, Гумбольдт первым указал на истинное место языкознания среди наук о культуре, что вполне созвучно современным культурологическим представлениям.
Между тем направление в исследовании языка, открытое Гумбольдтом и предусматривающее взаимосвязь менталитета человека с культурой, явно
1 См.:. Цивилизация: вызовы современности / под ред. М. С. Уварова. Спб., 2009; Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000; Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996; Трушина Л. Б. Диалог культур при профессиональном общении бизнесменов // Русский язык за рубежом, 1997. № 1-2; Дешернева Ю. Ю. Научно- художественная концепция диалога культур // Язык и культура:, Материалы первой междунар. конф. Киев: Изд-во ун-та им. Т. Шевченко, 1992; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1992. недооценивается. В этой связи представляется своевременным изучение концепции философии языка Гумбольдта, в рамках которой выявляется определяющая роль языка в этнической культуре и межкультурном диалоге. Творчество немецкого философа и лингвиста, взгляды которого не всегда интерпретировались как целостная культурфилософская концепция3, является актуальным предметом самостоятельного аналитического исследования.
Объект исследования — научное наследие В. фон Гумбольдта.
Предмет исследования — культурфилософская концепция языка В. фон Гумбольдта.
Цель исследования — анализ культурно-антропологических оснований философии языка В. фон Гумбольдта как системы взглядов и представлений и их культурно-историческое осмысление.
Задачи исследования: изучение всего комплекса опубликованных на немецком и русском языках работ Гумбольдта, а также наиболее значимых аналитических исследований его культурфилософской концепции, призванное рассмотреть формирование различных подходов к интерпретации его интеллектуального наследия; выявление источников и реконструкция развития культурфилософских и культурантропологических взглядов Гумбольдта; установление роли организмической парадигмы в культурфилософском подходе Гумбольдта к проблеме развития языка как единого целостного организма; рассмотрение теоретико-методологических и историко-лингвистических исследований Гумбольдта о роли и месте языка в системе межэтнических и межкультурных взаимодействий; рассмотрение его идей о
2Примечание: термины «философия языка» и «лингвофилософская концепция » являются синонимами.
3 См.: Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии, 1985. №4; Круглова Л. К. Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии; Солонин Ю.Н., Забулионите А.-К. И. Наследие Гумбольдта и современная культурологическая мысль // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. соотношении идиоэтничности и универсализма в свете развития философии языка; исследование эвристического потенциала теоретико-методологических подходов Гумбольдта к изучению роли языка в онтогенезе и филогенезе; осмысление взглядов Гумбольдта на социально-историческую и культурогенетическую обусловленность языкотворческих процессов.
Степень разработанности проблемы. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков философские и антропологические идеи Гумбольдта имели место как в отечественной, так и мировой науке. В языкознании и философии возникли направления гумбольдтианства и ' неогумбольдтианства, сформировавшиеся в русле культурантропологической концепции языка Гумбольдта. В работах Х.Штайнталя, В. Вундта, Э.Гуссерля, Й. JI. Вайсгербера, А. А. Потебни, Г.Г.Шпета, П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева, М.Хайдеггера, Э.Кассирера и др. отражается антропологический подход к языку, язык изучается в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной жизнью.
Антропоцентрический принцип языка, трактуемый Гумбольдтом глубоко и содержательно, рассматривается' в современной философии и культурологии такими авторами, как Г.В. Рамишвили, A.B. Гулыга, Ю.Н. Солонин, А.К. Забулионите, Н.В. Голик, JI.K. Круглова, Б.В. Марков и др. Антропоцентризм языка, как указывал в середине 70-х гг. Ю.С. Степанов, находит в современной лингвистике различные индивидуальные формулировки и оказывается связанным с исследованием широкого круга языковых явлений, отраженных в языковом сознании говорящих или же отражающих присутствие говорящего в акте речи и установлении системы его координат.
Исследования языково-культурологического плана, осуществляемые сегодня как в отечественном языкознании, так и за его пределами (например, работы В.Н. Телия, А. Вежбицкой), укладываются и в более широкое исследовательское пространство. В многотомном издании Лаборатории теоретического языкознания РАН были выдвинуты две глобальные проблемы такого исследования. Одна из них сформировалась как круг вопросов о том, какое воздействие оказывает сложившийся естественный язык на поведение и мышление человека и что дает в этом отношении существование у человека определенной картины мира. Другая — как человек воздействует на используемый им язык, какова мера его возможного влияния на него, какие участки языковых систем открыты для его лингво-креативной деятельности и вообще зависят от человеческого фактора (деиксис, модальность, экспрессивные аспекты языка, словообразование и т. д.). Заслуживает также внимания и постановка вопроса о сути языковой личности и природе ее творческой деятельности в языке в известных работах Б.А. Серебрянникова, Ю.Н. Караулова. Признание антропологического принципа в языкознании заслуживает внимания в связи с тем фактом, что многие ученые призывают превратить лингвистику и смежные науки в «когнитивно-прагматическую» науку (Ян Ньютс).
Следует также отметить, что в широком спектре научных работ, посвященных творчеству Гумбольдта, большое внимание по-прежнему уделяется' его языкознанию. Об этом свидетельствуют труды Г.В. Рамишвили, В. И. Постоваловой, В. А Звегинцева об энергетической деятельности языка, Н. Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, В. А Масловой др. в свете когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Наиболее близко подошли к исследованной Гумбольдтом проблеме о смысле значения слова Э. Бенвенист, Г. Гийом, И.А. Бодуэн де Куртене, Н. Хомский, К.П. Зеленецкий, A.A. Потебня, В.В. Виноградов, Ж. Марузо, П. Риккер, П. Флоренский, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Л. Витгенштейн, Л.С. Выготский и др., разработавшие основополагающие положения философии языка, к которым могут быть соотнесены следующие: мышление и язык, мысль и слово нераздельны, значение слова не тождественно наименованию, оно устанавливается феноменологически и должно иметь свое феноменологическое объяснение.
Следует обратить внимание, что во всех этих публикациях в той или иной степени затрагивается состояние изученности обозначенной проблематики лишь в пределах языкознания. Вместе с тем понимание социального характера языка, ставшее главным теоретическим ориентиром нашей лингвистики, почему-то не отразилось на исследованиях, относящихся к гумбольдтовской проблематике. Обращавшиеся к гумбольдтианскому наследию авторы усматривали в его взглядах на язык логицизм, психологизм или упрощенную схему «дух народа - язык». Таким образом, культурному параметру языка по-прежнему уделяется мало внимания, если не считать незначительного количества на общем фоне работ Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, А.Д. Шмелева, Т.В. Булыгиной, В.Н. Телия, Ю.С. Степанова и др.
Следовательно, культурантропологическое направление изучения философии языка Гумбольдта, представляющее интерес для осмысления истории формирования и содержания культурологической проблематики, до сих пор в полной мере не разработано.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурфилософская концепция языка Гумбольдта является глубоко антропоцентричной. Личность выступает как продукт культурного процесса и, вместе с тем, как личность творческая, созидающая культурную среду. Культура (Bildung) как духовное развитие личности - высшая цель человеческой жизни. Bildung - процесс самосовершенствования индивидуума возможен лишь в языковом сообществе, в контексте социальных отношений, являющихся необходимым условием культуры в целом.
2. Организмическая парадигма является основой философии языка Гумбольдта, применившего типологический метод на основании учения об организме как олицетворении идеи целостности. Данная парадигма способствует развитию целостного взгляда на культуру, органической взаимообусловленности всех ее подсистем и компонентов.
3. Своеобразие идей Гумбольдта следует усматривать в философском осмыслении им факта многообразия языков. Трактовка Гумбольдтом разнообразия' языков привела его к выводу о том, что в каждом языке существуют определенные универсалии, способствующие сближению культур. Многообразие языков является незаменимым средством формирования представлений о мире человеческой культуры.
4. Основная идея Гумбольдта состояла в том, что за различными языковыми формами ученый видел различия в способах мышления и восприятия действительности и сделал вывод о том, что в языке воплощается своеобразие культуры. Это научное открытие образует основу для понимания категории внутренней формы языка, в.основе которой лежит тезис о творческой деятельности человеческого мышления. В определении внутренней формы языка видно стремление Гумбольдта представить специфический для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания «духа народа».
5. Эволюционистский подход Гумбольдта к изучению языка может быть определен не только как генетический, но и культурный. Благодаря созидательному фактору языка в каждой сфере культуры происходит очеловечение индивида. В этой связи анализируются эволюционистские идеи Гумбольдта о динамике и стадиальности языкотворческих процессов.
Научная новизна исследования
1. Диссертация является научно-квалификационной работой, непосредственно сконцентрированной на осмыслении основных направлений философии языка Гумбольдта. Введены в научный оборот не исследовавшиеся прежде материалы по культурантропологической проблематике, связанные с философией языка.
2. В процессе исследования проанализирован основной комплекс отечественной и зарубежной литературы, затрагивающей вопросы антропоцентрической природы языка. В результате выявлен концептуальный и конкретно-исторический потенциал дальнейших теоретических изысканий в области культурно-антропоцентрической тематики изучения языка.
3. Систематизированы идеи, касающиеся учения Гумбольдта об отражении в языке глубинных и устойчивых черт национальной культуры, детерминирующих специфику всех других форм общественного бытия и обеспечивающих принадлежность человека к определенной социально-культурной и этнокультурной группе.
4. Показано значение генетико-энергийного подхода Гумбольдта к изучению языка и культуры. В свете новых позиций были выявлены и проанализированы взгляды Гумбольдта на социально-историческую и культурогенетическую обусловленность языкотворческих процессов.
5. Впервые выявлены истоки культурогенетических идей в концепции Гумбольдта как основы типологической классификации языков, оказавшие влияние на институциональное зарождение отечественной культурогенетики.
Теоретическая и методологическая основа исследования
В контексте предпринятого исследования особенное внимание было уделено концептуальным науковедческим подходам в области истории языка И.Канта, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, Ф.Г. Якоби, Ф. и А. Шлегелей, Я. Гримма, Н.Я. Марра, И.И. Мещанинова и др. (анализ концептуального содержания лингвофилософских и культурологических теорий, типологической классификации языков, развитие языка как основной составляющей генетики культуры). Методологическая и теоретическая основа диссертации связана с концептуальными установками философского анализа и определяется применением общенаучного- системного подхода (исследуется системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, доказывается приоритет динамического, процессуального подхода к языку над структурноI статистическим). Использованы логико-диалектический анализ предмета исследования, герменевтико-феноменологическая процедура выявления смысла. В основе исследования лежат принцип историзма и принцип системности в изучении феноменов языка и этнической культуры. В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, были определены методы исследования. Наибольшую эффективность показал широко использованный в ходе исследования генетический метод (анализ идей Гумбольдта о происхождении языка, этапы развития языка, вопрос порождения языка и его генетико-энергетическая деятельность). В качестве инструмента исследования применен комплексный этнолингвистический и исторический метод с использованием элементов компаративного и диахронического анализа, а также с учетом факторов экстралингвистического контекста.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные автором выводы могут послужить теоретико-методологическими ориентирами в дальнейшей разработке философии языка как одного из важнейших направлений отечественной философии, лингвистики и культурологии. Проведённый культурантропологический анализ научного наследия Гумбольдта способствует углублению представлений о характере этносоциальной детерминации языка, тенденциях его развития и о роли языкового фактора в жизни индивида, этнического общества и поликультурного мира.
Практическая значимость исследования определяется самим фактом применения историко-культурного подхода к изучению наследия Гумбольдта. Исследование культурантропологических процессов развития языка представляют значимость в процессе обучения иностранному языку, ориентированному на межкультурную коммуникацию; при изучении философии культуры и философии языка, общего и сравнительного языкознания. Материалы исследования философской и сравнительной антропологии в научном наследии Гумбольдта могут быть использованы в осмыслении практики духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогических учреждениях и в семье.
Апробации результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы в научных публикациях автора, а также изложены в сообщениях и докладах на международных и межвузовских научных конференциях:
- выступление на Международном семинаре повышения квалификации преподавателей (Германия, г. Кассель, 10-22.09 2000г.);
- доклад на Международной научно-практической конференции 30.01 -1.02 2008 г. «Культура и образование в XXI веке» (Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (январь-февраль 2008 г.);
- сообщение на ежегодных «Царскосельских чтениях» (Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, апрель 2009);
- сообщение на секции гуманитарных наук научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургского государственного аграрного университета «Духовный опыт и его освоение» (29-30 января 2010 г.).
Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определяется поставленными целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (12 параграфов), заключения и списка использованных источников на русском и немецком языках. Общий объем исследования составляет 201 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Функционально-семантическая категория темпоральности на материале славянской и романской групп индоевропейских языков2006 год, кандидат филологических наук Будна, Иоанна
"Новая" философия и теория языка в Германии 20-30 гг. 20 в.2006 год, кандидат филологических наук Демьяненко, Мария Анатольевна
Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект2004 год, доктор филологических наук Михеева, Любовь Николаевна
Философские идеи в наследии А.А. Потебни2008 год, кандидат философских наук Хайруллин, Ирек Ильдусович
Лингвофилософские аспекты коммуникации в условиях глобализации2013 год, кандидат философских наук Кабахидзе, Екатерина Львовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Панченко, Варвара Антоновна
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного диссертационного исследования можно прийти к следующим выводам.
Гумбольдт одним из первых в истории мирового языкознания обосновал системный характер языка. В работе «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» он определил основную задачу языкознания как изучение каждого известного языка в его внутренних связях и взаимоотношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих, и каждый отдельный элемент проявляет себя как часть целого. В этой связи организм языка Гумбольдт рассматривает как целостность, как систему. В науку о философии языка Гумбольдт включил исследование проблематики человеческого бытия.
Специфика культурфилософской концепции в научном наследии Гумбольдта определяет философское осмысление человека в культуре, в которой решающую роль играет язык как важнейший антропологический фактор, оказывающий влияние на силу мышления, чувство и мировосприятие человека. Включение Гумбольдтом проблемы языка в схему «индивид - народ — человечество» позволяет ему открыть в языковом сообществе естественную и стабильную этнокультурную форму объединения людей как необходимое условие формирования (Bildung) личности. Соотношение человека с конкретными языковыми сообществами и системами общественных отношений способствует, по Гумбольдту, духовному самосовершенствованию личности, обеспечивает ее целостность и самотождественность. Возможности языка в отношении языкового сообщества рассматриваются Гумбольдтом как передача его членам однородного духовного видения, распространяющего на мышление вообще. Формирование менталитета как проявление мышления каждой индивидуальности складывается на базе языка и культуры языкового сообщества и является порождением четырех источников - язык, культура, индивидуальность, деятельность. В языке определенного языкового сообщества проистекает значительное содержательное сходство мыслительных актов в том смысле, что конкретные члены этого сообщества в одной и той же ситуации мыслят однородно.
Понимание Гумбольдтом концепта Zwischenwelt («посредующий мир») следует рассматривать как философский принцип существования языка между внешним миром и человеком. Мир языка отвечает условиям осознанного человеческого бытия: языковые коллективы совершают духовную переработку реальности в конкретных исторических, природных, географических и пр. условиях. Причем все эти факторы подвижны, изменчивы; возникающее в результате «видение» предметов, явлений, отношений действительности составляет в своей совокупности «мировидение», «картину мира», отражающуюся во внутренней форме языка. В связи с этим Гумбольдт полагал, что особенности миропонимания той или иной нации проявляются во внутренней форме языка, охватывающей понятийные и грамматические, являясь ключом отражения этнокультурной самобытности.
Центральной в философской концепции Гумбольдта стала проблема внутренней формы языка. В определении формы языка видно стремление Гумбольдта представить специфический для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания «духа народа». Понимание Гумбольдтом категории внутренней формы языка создало возможность суждения о творческой деятельности человеческого мышления, воплощающейся в языке и, в свою очередь, испытывающей влияние языка. Поэтому основополагающей в концепции Гумбольдта является диалектика неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления. Язык и духовная деятельность (мышление) предстают как такое единство, в котором они образуют тождество и отличаются друг от друга. Язык в понятии Гумбольдта есть акт духа, его подлинное творческое действие.
Введениие Гумбольдтом понятия «Geist» как духовного начала человека, дает основание определить его как чисто человеческий атрибут, качество, отличающее человека от всех других живых существ. Основным критерием этого качества является творческая сила, присущая человеку, стремление творчески переработать разумом поступающие из внешней среды впечатления. Тезис Гумбольдта о языке как духе народа следует понимать так, что язык народа находит свое воплощение в образе мыслей народа, а образ мыслей народа воплощается в его языке. Поэтому, язык — внешнее проявление «духа народа», так как он отражает его национальный характер, комплекс интеллектуальных ценностей и вся совокупность культуры народа, его духовное образование
Своеобразие идей Гумбольдта следует усматривать в философском осмыслении им факта многообразия языков. Трактовка Гумбольдтом разнообразия языков как отражения единой общечеловеческой культуры привело его к размышлению о том, что в каждом языке существуют определенные универсалии, способствующие сближению культур. Взаимообогащающий диалог «культурных миров», открывших Гумбольдтом, составляет основу их развития, подтверждается проявлением толерантности к «чужим культурам» и стремлением преодоления межъязыкового барьера при общении между представителями разных культур, позволяет осознавать неповторимость индивидуальности и одновременно ощущать себя частью общности Я всего человечества. Тезис Гумбольдта о «культурных мирах» приобретает сегодня - в период интеграции языков, народов и культур, в период вхождения России в мировое поликультурное общество, - особую актуальность. Погружение личности в мир языка и культуры способствует национально-культурной идентичности и повышает межкультурную толерантность, Человек, погружаясь в мир культуры и усваивая ее через язык ценностнонормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в этнокультурной среде.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Панченко, Варвара Антоновна, 2010 год
1. Аристотель. Поэтика. JL: Academia, 1927. 120с.
2. Адуло Т. И. О социально-философском и философско-антропологическом измерении человека // Философия XXI века. Материалы международной конференции 30 мая 1 июня 2006 года. ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. С. 37 - 39.
3. Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М.: УРСС, Едиториал УРСС, 2004. 284 с.
4. Антипов Т. А., Донских О. А., Сорокин И. Ю. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. 200 с.
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс Универс», 1993. 203 с.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Яз. русс, культуры, 1998. XV, 896 с.
7. Арутюнов С. А. Инновации в культуре этноса и их социально -экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры. М. 1985. С. 31-49.
8. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. М.: ОГИ, 2000. 3421. с.
9. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Издание К. Солдатенкова, 1865. Т.1. 800 с.
10. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Издание К. Солдатенкова, 1868. Т.2. 783 с.
11. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Издание К. Солдатенкова, 1869. Т. 3. 840 с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.445с.
13. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Изд-во Прогресс,1974. 293 с.
14. Белый А. Мысль и язык (философия языка Потебни) Кн. 2. Логос, 1910. С. 240 258.
15. Береснева Н. И. Язык как сущностная сила человека // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского конгресса (Москва, 24-25 мая 2005 г.): В 5т. М.: Современные тетради, 2005.Т. 5. С.305-306.
16. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. 151с.
17. Бодуэн-де-Куртене И. А. Опыт фонетики резьянских говоров. Варшава: Э. Венде и К, СПб. Д. Е. Кожанчиков, тип. Бэра и Германа в Лейпциге, 1875. XVI, 128 с.
18. Бондарев А. В. История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза: Автореф. дис. канд. культурологии. СПб.: БГТУ, 2009. 24 с.
19. Бондарев А. В. Вклад ГАИМК ИИМК РАН в становление отечественных культурогенетических исследований // Проблемы культурогенеза и культурного наследия. Санкт - Петербург: Инфо Ол, 2009. С. 36-78.
20. Бур М., Иррлиц Г. Нравственность и гармония (Иоганн Вольфганг Гёте) //Притязание разума. М.: Прогресс, 1978. С. 251-259.
21. Бромлей Ю. В. К характеристике понятия этнос // Расы и народы. М.: Наука, 1971. С. 9-33.
22. Брук С. И., Чебоксаров H.H. Метаэтнические общности // Расы и народы. М.: Наука, 1976. С.15-25.
23. Бюллер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, Универс., 1993. 520 с.
24. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 232 с.
25. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.
26. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 416с.
27. Вежбицкая А. Семантика и категоризация. М.: Наука, 1991. 254 с.
28. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков: Пер. с англ.. М.: Яз. рус. культуры, 1996. 7771.с.
29. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики /Анна Вежбицкая; Пер. с англ. А. Д. Шмелева.: Языки славянской культуры (Кошелев), 2001. 272 с.
30. Воробьев В. В. О статусе лингвокультурологии. // Русский язык, литература, культура на рубеже веков. Братислава, 1999. Т.2. С. 125 -126.
31. Воробьёв В. В. Лингвокультурология: теория и методы. Монография: Издательство РУДН, 1997. 331 с.
32. Воронкова JL П., Белик А. А. Антропология // Культурология XX века. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. I. С. 28-30.
33. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Лабиринт, 1999. 360 с.
34. Габашвили К. Язык и культура // Кавкасиони. Литературный сборник. Выпуск четвёртый. Тбилиси: Мерани, С. 399 — 405.
35. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт: Описание его жизни и характеристика. М.: Едиториал УРСС, 2004. 529 с.
36. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX XIX вв. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. 744с.
37. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т.З. 471с.
38. Гегель Г. В. Лекции по эстетике: В 2т.: Пер.с нем. . СПб.: Наука, 1999. Т.1.621 с.
39. Гегель Г. В. Наука логики. М.: Мысль, 1999. 198 с.
40. Герд A.C. Введение в этнолингвистику. СПб: Петербургский гос. Университет, 2005. 456с.
41. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703с.
42. Гердер И. Г. Трактат о происхождении языка. М.: Изд во ЛКИ, 2007. 156, 2. с.
43. Гете И. В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. 520с.
44. Гулыга А. В. Антропологический принцип // Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. С. 290- 304.
45. Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. С. 7- 22.
46. Губин В. Д., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 240с.
47. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
48. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 451с.
49. Гуревич П. С. Антропологический Ренессанс // Вестник Российского философского общества. М., 2007. №1 4.1. С. 131-133.
50. Даниленко В. П. У истоков лингвистической типологии. // Вестник ИГЛУ. Сер. «Лингвистика». Вып.4. Языковые явления в исторической ретроспективе: эпистемология, диахрония, типология. Иркутск: ИГЛУ, 2002. С.15- 20.
51. Даниленко В. П.Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 216с.
52. Даниленко В.П. Ономасиологическое направление в грамматике / В.П. Даниленко. 3-е изд., испр. M. : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. 340 с.
53. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. 228 с.
54. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 574 с.
55. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Лингвистическое наследие XX века. M.: URSS: КомКнига, 2006. 243 с.
56. Забулионите А. И., Рюмина В. П. Идея типа в натурфилософии И.В.Гете // Философские науки. Спец. Выпуск. Общественное призвание философии. М., 2006. С.63-65.
57. Звегинцев В. А. Очерки по общему языкознанию. Ml: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. 382 1.с.
58. Звегинцев В. А. Хрестоматия по истории языкознания XIX XX веков. Mi: Просвещение, 1956. 452 с.
59. Зверев А. Ф. Теория бюрократии от М. Вебера к Л. фон; Мизеру // Государство и право, М.: Наука, 1992. 462 с.
60. Зубкова JI. Лингвистическое учение конца XVII — начала XX вв. М. : Издательство Университета дружбы народов, 19891 215 с. '
61. Ильенков Э.В. Личность и творчество. М/.МПСИ, 1999. 213 с.
62. Ильенков Э.В.Школа должна учить мыслить. М.: МПСИ, 2002.213 с.
63. Ильенков Э.В.Об идолах и идеалах. М.: МПСИ; 1968. 348 с.
64. Ильенков Э.В. Языки русской культуры. М.: МПСИ, 1999. 112 с.
65. Каган М. С. О духовном: Опыт категориального анализа // Вопросы философии, 1985. № 9. С. 93 102.
66. Казеннов А. С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2002. 176 с.
67. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980г. 709 с.
68. Канаев И. И. И. В.Гете. Очерки из жизни поэта- натуралиста. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. 261с.
69. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 6т. М.: Мысль, 1966. Т.6. С. 355-584.
70. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в 6т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I. С. 228 -310.
71. Касьянова К. Национальный характер и социальный архетип. Рига: АПЛИС, 2004. 602 с.
72. Караулов Н.Ю. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003. 263 с.
73. Кардин Н. Н. Политическая антропология: учебное пособие. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. 213 е.
74. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М.,1995. С. 104-213.
75. Кильен Ж. Культура и разум у В. фон Гумбольдта // Труды международного франко-советского коллоквиума. М.: Изд-во Московского университета, 1983. С. 156-168.
76. Кожурин А. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. 182 с.
77. Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.
78. Косериу 3. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып.Ш. М.: Издательство иностранной литературы , 1963. С. 143 346.
79. Кочергина В. А. Переписка Франца Боппа и Вильгельма фон Гумбольдта. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2091. 84 с.
80. Кравченко А. В. Когнитивная лингвистика: интеграционные процессы и проблемы метода // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. № 1. С. 37-52.
81. Круглова Л.К. Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005.179 с.
82. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века: Опыт парадигмального анализа // Язык и наука XX века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.144 238.
83. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 164 -182.
84. Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов // Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Фил. фак. МГУ, 1996. 245 с.
85. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991.239 с.
86. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. М.: Наука, 1978.115 с.
87. Кубрякова Е.С. Память и ее роль в исследовании речевой деятельности // Текст в коммуникации. М.: Прогресс, 1991. С. 4-21.
88. Крушевский Н. В. Избранные работы по языкознанию. М.: Прогресс, 1998. 295 с.
89. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 282 с.
90. Левин Г. Д. Идеализм // Новая философская энциклопедия. В 4т. М.: Мысль, 2001. Т 2. С. 73-74.
91. Леви Стросс. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 560 с.
92. Лившиц М. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сочинения в 2-х т. М.: Искусство, 1976. Т. I. 575 с.
93. Лотман Ю. М. Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Мысль, 1987. 437 с.
94. Марков Б.В. Философия языка // Метафизические исследования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. № 11.
95. Марков Б. В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001. 566 с.
96. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Сочинения. В 2-х т. М.: Искусство, 1976. Т.1. 575с.
97. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // О воспитании и образовании. Сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1978. Т.1. С. 119-121.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии// О воспитании и образовании. Сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1978. Т. 1. С. 225-244.
99. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 689с.
100. Марр Н. Я. Яфетидология. М.: Кучково поле, 2002. 478 с.
101. Масленников Д. В. Антропологический синтез: религия, философия, образование / Сост., предисл. А. А. Королькова. СПб.: РХГИ, 2001, 352с.
102. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта: Наука, 2008. 296с.
103. Маслова В. A. Homo lingualis в культуре. Монография. М.: Гнозис, 200. 320с.
104. Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 207с.
105. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Academia. 2001. 202 2.с.
106. Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси: Мецниереба, 1973. 430 с.
107. Москвин А. Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф, 2001. 816с.
108. Мушг А. Европа или хитрость разума // Deutschland, 2006. №6. С. 58-59. ИЗ. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М.: Академический проспект, 2003. 400с.
109. Одинцова М.П. Человек как вселенная: образ «целого» и «части» в языковой картине мира Текст. / М.П. Одинцова // Человек. Культура. Слово. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. Вып. 2. С. 73-80. 115. Отечественные лингвисты XX в. М.: ИНИОРАН, 2003.297 с.
110. Панфилов В. Философские основы зарубежных направлений в языкознании. М.: Наука, 1977. С. 293.
111. Платон. Сочинения. В 3-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 3. Ч. I. 687 с.
112. Постовалова В.И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982. 222 с.
113. Постовалова В. И. Наука о языке в свете идеала цельного знания // Язык и наука конца XX века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.342 420.
114. Постовалова В. И. Образ языка в миросозерцании XX века: язык как духовная реальность (К вопросу о единстве лингвистических, философских и богословских интерпретаций природы языка) // Сборник трудов: Вейсгерберовские чтения в МГПУ, М. 2000.
115. Постовалова В. А. Язык и миропостижение: философия языка фон Гумбольдта и когнитивная лингвистика // С любовью к языку. М.: Институт языкознания РАН, 2002. С.72-78.
116. Потебня А. А. Вступительная лекция 1881-1882 // Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков: А. Даре, 1905 .С. 631- 646.
117. Потебня A.A. Мысль и язык. 4-е изд. Одесса: Гос. изд-во Украины, 1862. 185с.
118. Потебня A.A. Мышление поэтическое и мифическое// Из записок по теории словесности. Харьков: Изд-во Харьков , 1905. С. 397 -407.
119. Потебня A.A. Язык и народность // Из записок по теории словесности. Харьков: Изд-во Харьков, 1930. С. 253 -285.
120. Потебня A.A. Из лекции по теории словесности. Харьков: Гос. изд-во, 1930. 130 с.
121. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 2003.
122. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614с.
123. Радченко О. А. Язык как миросозидание: лингвофилософская концепция неогумбольдианства. М.: КомКнига, 1997. Т. 1. 312 с.
124. Рамишвили Г.В. Вильгельм' фон Гумбольдт — основоположник теоретического языкознания// Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
125. Румянцева Т.Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия // Новейший- философский словарь: 3-е изд., испр. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 674-675.
126. Рыбаков С. Е. К вопросу О/ понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 315.
127. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическоеобозрение. 1996. №3.C.3-13.
128. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985. 272 с.
129. Сайков Э.В. Человек как субъект культуры. М.: Наука, 2002. 445с.
130. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983.320 с.
131. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, Универс., 1993. 656 с.
132. Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца XX века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.7- 34.
133. Скворцов В.Н. Культурная антропология и ценности непрерывного образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. Научный журнал. Серия философия. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. №3 (6)7. С.16 -26 .
134. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. М.: Высшее образование, 2009. 566с.
135. Солонин Ю.Н., Забулионите А.-К. И. Наследие Гумбольдта и современная культурологическая мысль // Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. 179с.
136. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
137. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Mi: ИЯ РАНД996. С. 7-22.
138. Тарасов'Е. Ф. Тенденции развития-психолингвистики. М.: Наука, 1987. 168 с.
139. Телия В. Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981. 269 с.
140. Телия В. Н. О специфике отображения мира психики и знания в языке // Сущность, развитие и функции языка. М.: Наука, 1987. С. 65- 72.
141. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. M., 1997.№3 .С.3-21.
142. Тишков В.А. Этнос или этничность? // Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. С. 229-233.
143. Толстой Н. И. Этнолингвистика в* кругу гуманитарных дисциплин // Русская словестность: онтология. М.: Academia, 1997.315с.
144. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокульторологические аспекты. М.: Школа: Языки культуры, 1996. 286с.
145. Уорф Б. Отношение норм мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. С. 135-168.
146. Ушаков Д. Н.Толковый словарь русского языка. В 4-х т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1938. Т. 2. 523 с.
147. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2-х. томах. М.: Госполитиздат, 1955г. Т.1. 676с.
148. Фихте И. Г. Сочинения. В 2т. СПб.: Мифрил, 1993. Т.2. 798 с.
149. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Тр. по знаковым системам. Тарту: ТГУ. Вып. 3. 1967. С. 383 -413.
150. Флоренский П. А. Философское наследие // Сочинения. В. 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 799 с.
151. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение. М.: типо-лит. В. Рихтер, 1901.256 с.
152. Фосслер К. Грамматические и психологические формы в языке // Проблемы литературной формы. JL, 1928. С. 148 190.
153. Фрейд 3. Я и Оно. М.: ЭКСМО Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 1039с.
154. Фрейд 3. Эротика: психология и учение о характерах. СПб.: Издательство А. Голода, 2003.153 2.с. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430с.
155. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис Пресс, 2004. 382с.
156. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и Бытие. М.: Республика, 1996. С. 261-263.
157. Хайруллина P. X. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию. Уфа: БГПУ, 2000. 285 с.
158. Хоружий С. С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении.М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. 135 2. с.
159. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб: Алетейя, 1994.447с.
160. Чернякова Н. С.Введение в культурологию: учебно — методическое пособие. СПб: Из -во РГПУ им. Герцена. 2007. 127с.
161. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001. 460 с.
162. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
163. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.; Л.: Academia, 1935. 671с.
164. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.;Л.: Гослитиздат, 1950.Т.4. 762с.
165. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольдта. Иваново: ИвГУ, 1999. 304, 1. с.
166. Юнг К. Проблемы души нашего времени М.: Академический проект, 2007. 287с.
167. Fichte J. G. Grundlage des Naturrechts. Hamburg: Meiner, 1979. 396 s.
168. Fichte J. G. Von den Pflichten der Gelehrten. Berlin: Akad -Verl.,1972. 204 s.
169. Fichte J. G. Reden an die deutsche Nation/ Johann Gottlieb Fichte. 5 durchges. Aufl., nach dem Erstdruck von 1808/ Mit einer Einf. Von Reinhard Lauth. Hamburg: Meiner, 1978. XLI. 268s.
170. Fichte J. G. Das System der Sittenlehre nach dem Prinzipien der Wissenschaftslehre. Hamburg: Meiner, 1963. XXXVI, 367 s.
171. Fresse R. Wilhelm Humboldt. Sein Leben und Wirken, darstellt in Briefen, Tagebüchern und Dokumenten seiner Zeit. Darmstadt: Wittich, 1956. 1056 s.
172. Humboldt W. Einteilung in das gesamte Sprachstudium // Werke. Hrsg. v. A. Leitzmann. Bd. VII. Berlin: Behr, 1907. S. 619 - 628.
173. Humboldt W. Grundzüge des allgemeinen Sprachtypus (1824) // Werke, hrsg. v. A. Leitzman, Bd. V, 1906. S. 364 475.
174. Humboldt W. Plan einer vergleichenden Anthropologie // Werke. Hrsg. v. A. Leitzmann. Berlin: Behr, Bd. 1,1903. S. 377 410.
175. Humboldt W. Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung // Werke in 5 Bdd. Darmstadt: Wissesachaftliche Buchgesellschaft, Bd. III, 1963. S. 1 25.
176. Humboldt W. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues (1827-1829) ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechtes (1830-1835) // Werke, hrsg. v. A. Leitzmann, Bd. VII, Berlin, Behr, 1907. S. 1-344.
177. Humboldt W. Über den Dualis (1827)// Werke, hrsg. v. A. Leitzman, Bd. VI,1907. S. 4-28.
178. Humboldt W. Über den Nationalcharakter der Sprachen (Entwurf) // Werke in 5 Bdd. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Bd. III, 1963. S. 64 -81.i
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.