Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Вальц, Любовь Леонидовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Вальц, Любовь Леонидовна
Оглавление
Введение
I. Глава. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Эволюция понятия «отчуждение» в европейской философии (классический период)
1.2. Социально-философский контекст проблемы отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса
1.3. Проблема отчуждения и самоотчуждения в европейском и русском экзистенциализме
1.4. Проблема отчуждения и самоотчуждения в отечественной и европейской философских школах XX века
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Феномен глобализации и отчуждение: социально-экономический аспект
2.2. Цивилизационные аспекты политического отчуждения
2.3. Отчуждение, глобализация и социально-культурные трансформации в современном мире
2.4. Вызовы глобализма и альтерглобализм как теоретическая модель преодоления отчуждения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Глобализирующийся человек: проблема выхода из субъективности2005 год, кандидат философских наук Полоротова, Наталья Николаевна
Проблема отчуждения в философии Э. Фромма: философско-антропологический анализ2006 год, кандидат философских наук Колядко, Анна Витальевна
Духовное отчуждение как социальный феномен современной России: социально-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Хохлова, Алла Владимировна
Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования2006 год, кандидат философских наук Нуреева, Рида Курбангалиевна
Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры2011 год, кандидат философских наук Игнатов, Михаил Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция отчуждения как социального феномена в условиях глобализации»
Актуальность темы исследования. В связи с формирующейся парадигмой западного общества потребления, к числу актуальных проблем философии относится проблема отчуждения человека, его подчинения продуктам материальной и духовной деятельности. Эти продукты обретают статус незримой силы, господствующей над человеком. Стремительное развитие отчуждения есть показатель изменяющегося положения человека в обществе. Актуальность исследования связана с возможностью обнаружить природу социального феномена отчуждения.
Осмыслению этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выражающие дух той или иной исторической эпохи. Потому она остается неисчерпаемой, характеризующей новые качества социального бытия, ценности и человеческие потребности. Однако при всей очевидной актуальности проблема отчуждения в условиях глобализации, в социально-философской литературе рассмотрена менее всего.
Проблема отчуждения обретает во многом новое звучание именно в современную эпоху, когда глобализация грозит мировому сообществу откатом от производительного принципа к монетаристскому в экономике, от плюралистической системы международных отношений к диктату однополярности в мировой политике. Претензии глобальных финансовых и политических игроков на утверждение глобального мирового порядка приводят к тому состоянию, всеобщего, глобального отчуждения. Нарушение традиционных связей — семейных, национальных, трудовых, духовных, — приводит к обезличиванию человека и атомизации социального бытия. Утверждение в массовом сознании чувства утраты высоких идеалов и смысла существования, нравственный релятивизм и пессимизм порождают отчужденность, одиночество.
Анализ феномена отчуждения в условиях размывания ценностных ориентиров современного общества способствует, во-первых, поиску новой парадигмы социального бытия, учитывающей возросшую роль субъективного фактора в истории, с одной стороны, и внутренний разлад, духовный кризис субъекта, — с другой. Во-вторых, в постиндустриальном обществе феномен отчуждения обретает глобальные масштабы экологического, производственно-технологического, духовного порядка. Более того, феномен отчуждения в контексте мировой политики и экономики получает воплощение в противопоставлении «золотого миллиарда» и остальной части человечества, Севера и Юга, Запада и Востока. В-третьих, человек постиндустриального общества зачастую утрачивает целостное представление о смысле бытия, личностного существования. Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, процесс отчуждения от власти, результатов труда, окружающего мира — все это предполагает необходимость философского осмысления различных форм отчуждения (экологического, технического, политического, морального, глобального и др.).
Степень разработанности проблемы. Феномен отчуждения становится предметом философского осмысления в немецкой классической философии. Проблема отчуждения как проблема объективации абсолютного духа в природе и историческом процессе, деятельностного отношения субъекта к объекту была одной из центральных в философии Г.Ф.Гегеля. К.Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» определяет в качестве исходного пункта анализа классового-антогонистических общественных отношений проблему отчужденного труда.
На протяжении XX века философская рефлексия проникала в конкретные проявления феномена отчуждения в различных культурах и отдельных сферах социальной действительности. Значительный вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия экзистенциализма. В работах А.Камю, Ж.-П.Сартра, КЯсперса и др. предлагались различные способы преодоления отчужденного состояния через активизацию индивидуальных способностей человека.
В философии русских экзистенциальных мыслителей (Н.Бердяев, Л.Шестов) проблема отчуждения решалась под углом зрения разрушительного воздействия на духовный мир человека различных форм объективированного мира — экономики, техники, государства, и др. У Н.Бердяева философия отчуждения занимает центральное место в осмыслении объективации реальности, в которой человек потерял «иерархическое место во вселенной». Объективная реальность представляется философом как реальность, порожденная определенной деятельностью человеческого духа. Т.е. человек существует в раздвоенном мире, где степень «принудительной материальности» прямо пропорцианальна степени внутренней отчужденности. Л.Шестов, усматривая корни отчуждения в логоцентристском мировоззрении, считал, что разум и наука не представляют ценности для личности и потому делают ее рабом необходимости.
Основы социально-психологического подхода к исследованию проблемы отчуждения были разработаны в философии Э.Фромма, К.Хорни. В их творчестве анализируется отчуждение в контексте социально-психологических явлений и межличностных отношений. Проблема самоотчуждения представлена в философии Г.Маркузе, Ю.Хабермаса.
Весомый вклад в изучение проблемы отчуждения внесли представители марксистской философии. Несмотря на то, что проблема отчуждения в отечественной философии во многом осмысливалась в контексте критики буржуазной философии, ее разработка открывала новые эвристические возможности для оценки происходящих процессов, существенно расширяла методологическую базу анализа. Проблема отчуждения обстоятельно исследовалась в работах Б.Н.Воронцова, И.И.Кального, Н.И.Лапина, А.И.Титаренко и др.
В трудах И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана анализировались современные концепции отчуждения в отечественной и зарубежной философии и антропологические аспекты отчуждения. Критика концепций отчуждения в экзистенциализме осуществлена в работах В.А.Кувакина, И.С.Нарского, А.И.Новикова.
Проблема отчуждения в контексте опредмечивания и распредмечивания, исследовалась в трудах Э.В.Ильенкова, В.Ф.Асмуса, Э.Ю.Соловьева.
В отечественной философской литературе последних лет сделан значительный шаг в рассмотрении проблем социального, политического, психологического отчуждения. Отдельные аспекты проблемы отчуждения в контексте глобализации современного мира рассматриваются в исследованиях Б.В.Маркова, В.В.Парцвании, А.Н.Чумакова и др.
Таким образом, проблема отчуждения имеет определенную традицию в отечественной и зарубежной философии и социологии. Однако в последние десятилетия социальная реальность обернулась новой стороной — феноменом глобализации, - что предполагает расширить горизонт исследований в сравнительно новом направлении социальной философии — философии глобалистики как комплексного научного направления. Глобализация вывела феномен отчуждения за пределы субъект-объектных отношений в сфере трудовой деятельности — на уровень отношений акторов мировой политики. Это дает основание признать эволюцию отчуждения как социального феномена и наступление нового этапа в его исследовании.
Объектом диссертационного исследования является социальная природа отчуждения.
Предметом диссертационного исследования является анализ эволюции отчуждения как социального феномена в условиях глобализации.
Цель и задачи диссертационного исследования: Целью работы является содержательный анализ феномена отчуждения в контексте современных процессов глобализации. Цель определила постановку и решение следующих задач:
1. определить отчуждение как объект философского анализа, проанализировать теоретический генезис понятия «отчуждение», логику становления современных концепций отчуждения;
2. выявить мировоззренческие и методологические основания осмысления отчуждения в западноевропейской и отечественной философской традиции;
3. раскрыть социально-экономические, политические и социокультурные особенности проявления феномена отчуждения в условиях глобализации;
4. проанализировать новые аспекты отчуждения человека в современном мире.
Методологические основания исследования. В основу исследования положен принцип понимания отчуждения как социального феномена. В качестве методологических оснований исследования выступает, во-первых, диалектический метод, позволяющий выявить внутреннюю логику развития феномена отчуждения в связи с изменяющейся социальной реальностью. Во-вторых, используется сравнительно-исторический метод, позволяющий анализировать и сопоставлять философские искания прошлых лет и современные концепции отчуждения в контексте изменяющейся социальной реальности. В-третьих, автор обратился к методу восхождения от абстрактного к конкретному с целью обоснования необходимости признания культуры в качестве исходной «клеточки» познания процессов глобализации и, соответственно, феномена отчуждения.
Научная новизна исследования раскрывается в постановке проблемы и в следующих результатах исследования:
- выявлен и проанализирован генезис понятия «отчуждение», что позволило обнаружить сходные мировоззренческие и методологические основания социокультурные механизмы формирования и осмысления феномена отчуждения в европейской и отечественной философской мысли Х1Х-ХХ веков;
- обобщены исторически существующие и современные позиции в анализе проблем отчуждения в контексте глобальных процессов в европейской и отечественной социальной философии, определены внутренние (логика развития самой философской мысли в контексте проблемы отчуждения) и внешние факторы, влияющие на формирование и эволюцию проблем отчуждения (изменение и кризисные явления, происходящие в обществе — кризис идеалов, технизация жизни, дегуманизация, катастрофичность бытия);
- осуществлен сравнительный анализ диалектического и аксиологического подходов в осмыслении отчуждения в процессе развития и расширения сферы его действия, что позволяет раскрыть внутреннюю логику развития феномена;
- проанализирована социальная природа глобализма и особенности проявления всеобщности отчуждения в различных сферах социальной реальности (экономической, политической, социальной, духовной), выявлено, что глобализация и отчуждение являются результатом целого комплекса инновационных факторов и трансформационных процессов, вызывающих цивилизационный поворот в истории человечества;
- исследован ценностный аспект отчуждения как глобального социального феномена и обоснована его двойственная природа.
Результаты проведенного исследования формулируются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Отчуждение является исторически обусловленным феноменом, истоки которого были заключены в капиталистическом способе производства;
2. В условиях глобализации социальный спектр феномена отчуждения имеет всеобщий характер, включая, помимо экономического, политическое, культурное и духовное отчуждение;
3. Альтерглобализм, как теоретическая форма поиска иных вариантов социального развития, предлагает новые способы преодоления отчуждения и самоотчуждения;
4. Для общества представляет опасность не любое отчуждение, которое до известных пределов является естественным процессом общественной жизни, а тот уровень, когда совокупная деятельность людей и их творений противостоит им как чуждая, антигуманная сила;
5. Расширение и разрастание отчуждения опасно. Отношение к отчуждению в современном мире не может быть антиномично: его нельзя преодолеть, но нужно преодолевать.
Практическая значимость исследования. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культурологии, эстетике, на семинарских занятиях по философии. Возможна на основе данного исследования подготовка спецкурса по проблеме отчуждения для студентов и аспирантов.
Апробация работы. Материалы и результаты исследования легли в основу публикаций и выступлений автора на научных конференциях: Научно-техническая конференция - 2004 (г. Мурманск); Гражданское образование в условиях модернизации образования (МИПКРО, 2005); Наука и образование - 2006 (г. Мурманск); III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной философии» - 2007 (Томск). Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова. По теме диссертации опубликовано 8 статей, общим объемом 4 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Взаимосвязь феномена отчуждения с эффективным лидерством и руководством: Социально-психологический аспект2002 год, кандидат психологических наук Зиновьева, Дина Муратовна
Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения2011 год, кандидат философских наук Крутько, Елена Александровна
Информационное общество и "ситуация человека": Эволюция феномена отчуждения2004 год, доктор философских наук Шайхитдинова, Светлана Каимовна
Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты1998 год, кандидат философских наук Пейсахов, Давид Исаевич
Отчуждение как возможный этап развития личности2008 год, кандидат социологических наук Суворов, Сергей Александрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Вальц, Любовь Леонидовна
Заключение
Диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Отчуждение является исторически обусловленным феноменом, истоки которого были заключены в капиталистическом способе производства.
2. В условиях глобализации социальный спектр феномена отчуждения расширяется, включая, помимо экономического, политическую, социокультурную и духовную формы отчуждения. Различные способы проявления отчуждения свидетельствуют о его многоликости и многомерности, демонстрируют потенциальное и актуальное состояние отчуждения человека в его деятельности, когда человек превращается в «частичного человека», а продукт его творения — в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Через феномен отчуждения возможно характеризовать различные уровни отчуждения и рассматривать их в прочной взаимосвязи, целостности, исследовать общественные проблемы в целом.
3. Различные основания отчуждения обусловливают и различные уровни, формы его проявления. Само восприятие отчуждения в различные периоды свидетельствует о том, что отчуждение имеет некие константные и изменяющиеся со временем свойства. Отчуждение может быть единичным, локальным, а может быть и тотальным.
Отчуждение многопланово, оно имеет множество форм своего проявления, которые видоизменяются вместе с изменением общества, обретая всякий раз иную форму, но сохраняя свою сущность.
4. Содержание отчуждения, формы его проявления вытекают из сущности человека, которая проявляется, по крайней мере, на трех уровнях: природном (биологическом), социальном (коллективном) и личностном индивидуальном). Исходя из этого, можно говорить и о различных уровнях отчуждения: естественном, социальном, индивидуальном.
5. Отчуждение выступает сегодня как универсальная и многогранная категория, охватывающая широкий спектр социальных, экономических, психологических процессов и состояний, характеризующих отношение человека с человеком, обществом и миром. Отчуждение в современном обществе приобрело менее жесткие и утонченные формы. При этом ликвидация одних форм отчуждения не означает его устранения, формируются новые формы, неизвестные обществу. Процесс этот бесконечен во времени и пространстве.
6. Преодоление отчужденных состояний зависит от возможностей, которыми располагают отдельные люди, группы, социальные страты общества, человечество в целом. Границы таких возможностей в каждый реальный период истории определяются состоянием знаний, техники и характером, уровнем организации социальной и духовной жизни общества. Альтерглобализм выступает как теоретическая форма поиска иных вариантов развития, предлагает новые способы преодоления отчуждения и самоотчуждения.
7. В условиях глобализации современного мира феномен отчуждения претерпевает трансформации. Место человека в процессе глобализации меняется настолько быстро, что приводит к переоценке традиционных ценностей. Тенденции современной глобализации весьма противоречивы. Глобализация сама по себе, как положительное социальное явление, в ходе становления проявляет себя и отрицательно. Но негативные последствия глобализации не носят фатального характера. Конгруэнтность цивилизации и гуманизации в контексте глобализации вполне возможна. Это лучший путь к прогрессу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вальц, Любовь Леонидовна, 2009 год
1. Асмус, В.Ф.Лев Шестов и Кьеркегор/ В.Ф.Асмус// Философские науки. — 1972. -№4.-С.72-80.
2. Асмус, В. Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результаты/ В. Ф. Асмус// Человек и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций: сб. статей./ АН СССР, Ин-т философии М., 1978. - С. 222-251.
3. Баева, JI. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография/ Л.В.Баева; М-во образования и науки РФ, Астрах, гос. ун-т. Астрахань: Астрахан. ун-т, 2004. — 254 с.
4. Балакина, И. Ф. О так называемом русском экзистенциализме / И. Ф. Балакина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, Экономика. Философия. 1963. -№6.-С. 88-96.
5. Батова, Н. А. Вязь души моей: (О философии Л. Шестова) / Н. А. Батова. М. : КМК Sei. press, 2000. - 157 с.
6. Бахныкин, Ю. А. Критика религиозной философии Л. Шестова : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.06/ Бахныкин Юрий Акимович. М. : Изд-во МГУ, 1989. - 24 с.
7. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. — М.: Прогресс-традиция, 2000. 384 с.
8. Бек, У. Что такое глобализация? : Ошибки глобализма — ответы на глобализацию / У. Бек ; пер. с нем.А. Григорьева и В. Седельника. М. : Прогресс-традиция, 2001. - 303 с.
9. Белова Т. В. Социальный и индивидуальный уровни / Т. В. Белова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1991. - № 2. - С. 25-34.
10. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1918. - 16 с.
11. Бердяев, Н. А. О назначении человека : Опыт, парадокс, этики. / Н. А. Бердяев ; [авт. вступ. ст. П. Гайденко ; примеч. Р. Медведевой]. — М. :
12. Терра-Кн. клуб : Республика, 1998. 383 с. - (Библиотека философской мысли).
13. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев ; ред. В.И. Галий. Харьков : Фолио; М. : ACT, 2002. - 688 с. -(Вершины человеческой мысли).
14. Бердяев, Н. А. Судьба России : Самопознание / Н. А. Бердяев. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 541 с. — (Выдающиеся мыслители).
15. Бердяев, Н. А. Творчество и объективация сборник. / Н. А. Бердяев ; сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Минск : Экономпресс, 2000. — 301 с. — (Наши миры).
16. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа : сборник. / Н. А. Бердяев ; [вступ. ст. А. Г. А. Г. Мысливченко ; подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой]. М. : Республика, 1994. - 480 с. - (Мыслители XX века).
17. Бердяев, Н. А. Философия свободы сборник. / Н. А. Бердяев. — М. : Эконом-пресс ; Харьков : Фолио, 1998. 732 с. - ( Вершины человеческой мысли).
18. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В. 2. Т. 1 Человек и машина / Н. А. Бердяев ; вступ. ст., сост. примеч. P.A. Гальцевой. М. : Искусство : Лига, 1994. - 510 с. — (Русские философы XX века).
19. Бондаренко, Н. Д. Апология безысходности : (Анализ буржуазных интерпретаций кризиса капитализма) / Н. Д. Бондаренко. М. : Мысль, 1984. - 208 с. - (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
20. Бузгалин A.B., Колганов А.И. Глобальный капитал. М., 2004. 512 с.
21. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России// Новая политика для новой экономикиального мира: будущее России.
22. Бузгалин, А. В. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России Электронный ресурс. : доклад / А. Бузгалин, А.
23. Колганов. Электрон. дан. — Режим доступа: 11»р://к1.1ас.пагос1.п1/Юр/ц1оЬа1/ц1оЬго5.11(т, Свободный. - ЗаГЛ. С Экрана.
24. Волкогонова, О. Д. Н. А. Бердяев : Интеллектуальная биография / О. Д. Волкогонова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 112 с.
25. Волкогонова, О. Д. Специфика иррационализма Л. Шестова / О. Д. Волкогонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1997. № 3. - С. 16-25.
26. Володихин, Д. М. Философия абсолютной печали (экзистенциальные разыскания) / Д. М. Володихин ; Акад. естественных наук РФ, Ин-т спец. исторических дисциплин российской истории. — М. : Витязь, 1996. — 113 с.
27. Воронцов, Б. Н. Эволюция взглядов Маркса по проблемам отчуждения / Б. Н. Воронцов // Философские науки. 1974. - С. 12-20.
28. Вригт, Г. Ф. Философия техники Николая Бердяева / Г. Ф. Вригт // Вопросы философии. 1995. - № 4. - С. 69-78.
29. Гайденко, П. П. Проблема личности в экзистенционализме / П. П. Гайденко // Вестник истории мировой культуры. 1961. — № 5 (29). — 159 с.
30. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному : Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. — М. : Республика, 1997. — 494 с. (Философия на пороге нового тысячелетия).
31. Гальцева, Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века / Р. А. Гальцева ; Рос. АН, ИНИОН. М. : Наука, 1981.-208 с.
32. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; послесл. М. Ф. Быковой. ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М. : Наука, 2000. - 495 с. -(Памятники философской мысли)
33. Гегель Г. В. Ф. Философия права : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель ; ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нересянц; авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нересянц. М.: Мысль, 1990. - 542 с. - (Философское наследие).
34. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000.
35. Глобалистика = Global studies : энциклопедия / гл. ред. и сост. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков ; Центр научных и прикладных программ «Диалог»- М. : Радуга, 2003. 1328 с.
36. Гребениченко. С. В. Россия после Путина: нарастание проблем / С. В. Гребениченко, В. П. Давыдов // Социально-гуманитарные знания. 2008.- № 3. С. 3-19.
37. Грицанов, А. А. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко. — Минск : Вышэйш. шк., 1991. — 126 с.
38. Губин, В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Валерий Губин , Елена Некрасова. — М. : ПерСэ ; СПб. : Университетская кн., 2000. 235 с. — (Humanitas).
39. Гулиев, В. Отчужденное государство : Проблемы политического и правового отчуждения в современной России. / В. Е. Гулиев ; А. В. Колесников. М. : Манускрипт, 2005. — 215 с.
40. Давыдов, Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия : Проблемы нравственной философии / Ю. Н. Давыдов. — М. : Молодая гвардия, 1982.- 287с.
41. Дубовцев, В.А. Эволюция идеи отчуждения в европейской мысли в контексте проблематики преступности и зла// Философия и общество. — 2007. — №1. С. 14—31.
42. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский — М. : Эксмо-пресс ; Харьков : Фомо, 2001. — 896 с. — (Антология мысли).
43. Зернов, Н. Русские религиозное возрождение XX века : пер. с англ. / Н. Зернов. — Paris : Ymca-press, 1974. — 382 с.
44. Иванов, В. Д. О видах и формах отчуждения / В. Д. Иванов // Вестн. МГУ. Сер. 8, Философия. 1972. - № 1. - С. 22-30.
45. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991. — 464 с. — (Мыслители XX века).
46. Иноземцев, В. JI. Расколотая цивилизация : Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В. JI. Иноземцев. М. : Academia : Наука, 1999. — 724 с.
47. История философии: Запад — Россия Восток. Кн. 4. Философия XX в.: учебник для вузов/ Н. В. Митрошилова и др.; под ред. Н. В. Митрошиловой и А. М. Рудкевич. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. - 446 с.
48. Кальной, И. И. отчуждение : истоки и современность / И. И. Кальной. — Симферополь : Таврия, 1990. 191 с.
49. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство : пер. с фр. / А. Камю ; общ. ред., сост. и предисл. А. М. Рудкевич ; ред. Д. Н. Носов. М.: Политиздат, 1990. — 415 с. - (Мыслители XX века).
50. Кант, И. Философское учение о религии. 4.1 «О сосуществовании злого принципа с добрым, или об изначально злом в человеческой природе»/ И. Кант// Соч.: в 6 т. М., 1964. - Т.4. - 4.2.
51. Каримский, А. М. Антиисторизм философии существования / А. И. Каримский. М.: Знание, 1980. - 62 с.
52. Кастельс, М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О. И. ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. — М. : ГУ ВШЭ, 2000. 607 с.
53. Коган, Л. Н. Исследование проблемы отчуждения в экономической рукописи К. Маркса «К критике политической экономии» (1861-1863 гг.) / Л. Н. Коган // Философские науки. 1984. - № 4. - С. 12-17.
54. Коссак, Б. Экзистенциализм в философии и литературе : пер. с польского. / Ежи Коссак. М. : Политиздат, 1980. - 360 с. — (Критика буржуазной идеологии и рационализма).
55. Костин, А. А. Отчуждение мнимое и реальное / А. А. Костин // Социс : Социологические исследования. — 1988. № 2. - С. 6-20.
56. Кравченко, И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций / И. И. Кравченко // Вопросы философии. -2001.-№8.-С. 3-16.
57. Кувакин, В. А. Критика экзистенциализма Бердяева / В. А. Кувакин. -М. : Изд-во МГУ, 1976. 205 с.
58. Кувакин, В. А. Опровержения и предположения Льва Шестова / В. А. Кувакин // Философские науки. 1990. - № 2. - С. 53-64 ; № 3. - С. 54-65.
59. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России : начало XX века / В. А. Кувакин. М. : Мысль, 1980. - 309 с.
60. Лапин, Н. И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. — 1992. № 12. - С. 2941.
61. Лапин, Н. И. Молодой Маркс / Н. И. Лапин. — 3-е изд., доп. М. : Политиздат, 1986. — 479 с.
62. Лашов, В. В. Гуманизм Льва Шестова / В. В. Лашов ; под ред. проф. В. А. Кувакина. М. : Российское гуманистическое общество, 2002. - 117 с. — (Библиотека журнала «Здравый смысл»).
63. Левит, К. От Гегеля к Ницше : Революционный перелом в мышлении XIX в. Маркс и Кьеркегор / Карл Левит ; пер. с нем. К. Лощевского ; под. ред. М. Ермаковой и Г. Шапошниковой — СПб. : Владимир Даль : Фонд Ун-т, 2002. 679 с.
64. Левицкий, С. А. Трагедия свободы избранные произведения/ Сергей Александрович Левицкий ; вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. — М. : Астрель, 2008. 990 с. - (Социальная мысль России / редсовет В. И. Добреньков и др.).
65. Левицкий, С. Экзистенциальный диалог (Н. Бердяев и Л. Шестов) / С. Левицкий // Новый журнал. N. У, 1964. - Кн. 75. - С. 218-227.
66. Ленин, В. И. О карикатуре на марксизм и империалистическом экономизме / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. - М., 1980. -Т. 30.-С. 77-130.
67. Ленин, В. И. О продовольственном налоге (значение новой политики и ее условия) 21 апреля 1921 г. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. - М., 1977. - Т. 43. - 205-245.
68. Ленин, В. И. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. — 5-е изд. -М., 1977. Т. 42. - С. 202-226.
69. Ленин, В. И. Ответ на запрос левых эсеров / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. - М., 1974. - Т. 37. - С. 56-57.
70. Лопатин, Р. А. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса / Р. А. Лопатин, Э. Л. Щербаков // Научные и технические библиотеки. -2003. -№ 12.-С. 43-51.
71. Лоренц, К. Агрессия: (Так называемое «зло») / К. Лоренц ; пер. с нем. Швейника Г. Ф. — М. : Прогресс : Универс., 1994?. 271 с. - (Библиотека зарубежной психологии).
72. Лосский, Н. О. История русской философии: пер. с англ. / Н.О.Лосский ; предисл. П. Б. Шалимова. М. Прогресс, 1994. — 456 с. — (Библиотека журнала «Путь»).
73. Лукач, Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач; отв. ред. Т. И. Ойзерман, М. А. Хевеши; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987. - 614 с.
74. Лукач, Д. Письмо Альберто Кароччи// Философские науки. 1989.-№6.- С.102-104.
75. Лукач, Д. По поводу дебатов между Китаем и Советским Союзом// Философские науки. 1989. - №6. - С.105-111.
76. Лукач, Д. Демократическая альтернатива сталинизму// Коммунист. -1990.-№14.-С. 34-46
77. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены/ Д. Лукач; Пер. с нем. И.Н.Буровой, М.А.Журинской; Общ. ред. и вступ. ст. И.С.Нарского, М.А.Хевеши. М.: Прогресс, 1991. 410 с.
78. Лукач Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
79. Лукач, Г. Буржуазность и Гаг! роиг 1'аг1: Теодор Шторм (РОБ) // Логос. 2006. - № 1. - С. 116-137.
80. Маморорд Л. Мир машины / Л. Мамород // Вест. Моск. ун-та. Сер 12, Политические науки. 1992. - № 1. - С. 62-81.
81. Маркович, М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопросы философии. 1989. - № 9. - С. 36-51.
82. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. / К. Маркс. Ф. Энгельс. -. 2-е изд. М., 1970. - Т. 43. - С. 1-4.
83. Маркс, К. Экономические философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М., 1974. - Т. 42.-С. 41-174.
84. Маркс, К. Экономические философские рукописи 1857-1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в. 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. - М., 1968.-Т. 46, ч. 1.-С. 3-353.
85. Марксизм и Россия : сборник. / Филос. о-во СССР [и др.] ; [отв. ред. В. А. Лоскутов ; ред. кол. А. В. Иванов и др.]. М. : Филос. о-во СССР, 1990. -284 с.
86. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Изд-во Ермак, 2003. - 226 с.
87. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация ; Одномерный человек : Исследование идеологии развитого индустриального общества / Герберт Маркузе ; пер. с англ., послесл. А. Юдина. М. : ACT, 2003. - 526 с. - (Philosophy).
88. Морева, Л. М. Лев Шестов / Л. М. Морева ; Ленинград, гос. ун-т, Пробл. совет по рус. философии. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. 85 с. - (MP Мыслители России).
89. Мотрошилова, Н. В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. 1989. - № 1. - С. 129-144.
90. Мурашов А.Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре// Дефиниции культуры: сб. тр. участников Всерос. Семинара молодых ученых. Томск, 2001. С.263-267.
91. Мусаелян, Л. А. Концепция исторического процесса К. Маркса: человеческий контекст / Л. А. Мусаелян // Философия и общество. — 2007. № 3(47). - С. 64-80.
92. Мэй, Р. Открытие бытия : Очерки экзистенциальной психологии / Ролло Мэй ; пер. с англ. А. Багрянцева.- М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. 200 с. - (Современная психология: теория и практика).
93. Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества : Тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля / А. В. Назарчук. — М. : Деректмедиа Паблишн, 2002. — 381 с.
94. Нарский, И. С. Категория отчуждения и идеологическая борьба / И. С. Нарский // Философские науки. — 1986. № 6. — С. 15-24.
95. Нарский, И. С. Марксистская концепция отчуждения и экзистенциализма : (очерки критики экзистенциолизма) / И. С. Нарский // Философия марксизма и экзистенциализма : сб. ст./ под ред. И. С. Нарского и Т. И. Ойзермана. М., 1971. — 239 с.
96. Нарский, И. С. Об историко-философском развитии понятия "отчуждение" // Философские науки. 1963. - № 4. - С. 97-99.
97. Нарский, И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждение» / И. С. Нарский // Философские науки. 1963. - № 4. - С. 97-106.
98. Нарский, И. С. Отчуждение и труд : по страницам произведений К. Маркса / И. С. Нарский. М. : Мысль, 1983. - 144 с.
99. Нарский, И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса / И. С. Нарский // Философские науки. 1983. - № 2. - С. 20-30.
100. Нарский, И. С. Проблема отчуждения в экзистенциализме и религия / И. С. Нарский // Философские науки. 1966. - № 1. - С. 62-72
101. Новиков, А. И. Нигилизм и нигилисты : Опыт критической характеристики / А. И. Новиков. Л. : Лениздат, 1972. - 296 с.
102. Одуев, С. Ф. Навстречу Логосу: экзистенциализм и герменевтика / С. Ф. Одуев ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М. : РАГС, 1998.-182 с.
103. Ойзерман, Т. И. Марксизм и немарксистская философия XX века / Т. И. Ойзерман // Философские науки. 1991. - № 7. — С. 3-14.
104. Ойзерман, Т. И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме / Т. И. Ойзерман. М. : Знание, 1965. — 79 с. — (Философия IXX-XX вв.).
105. Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма / Т. И. Ойзерман.- 3-е изд. М. : Мысль, 1986. - 461, 2. с.
106. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Ортега-и-Гассет X. // Вопросы философии. 1989. - № 3. - С. 114-155.но. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросы философии. -1993.-№10.
107. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства //Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
108. Ортега-и-Гассет X. Избранное. М., 1990.
109. Отчуждение труда : История и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиуллина, Вад. В. Радаев, Т. Б. Субботина. М. : Экономика, 1989. -285 с.
110. Отчуждение труда : История и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиулин, В. В. Радаев, Г. П. Субботина ; ред. авт. кол. Я. И. Кузьминов.- М. : Экономика, 1989. 287 с.
111. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира = Aliention of man in the globalization perspective : сб. филос. ст. / редкол. Б. В. Марков и др. Вып. 1. - СПб.: Петрополис, 2001. - 377 с.
112. Панарин, А. С. Искушение глобализмом / Александр Панарин. М. : Рус. нац фонд : Соловьев А. В., 2000. — 378, 3. с. — (Россия и мир: итоги XX века : альм.; №ш 1/2000).
113. Печерских, Н. А. Отчуждение как феномен коллективности / Н. А. Печерских // Вопросы философии. 2003. - № 5. — С. 30-43.
114. Печчеи, А. Человеческие качества / Аурелио Печчеи ; пер. с англ. О. В. Захаровой ; общ. ред. и вступ. ст. Д. М. Гвишиани. 2-е изд. - М. : Прогресс, 1985.-312 с.
115. Пирогов, Г. Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира. В 2 ч. Ч. 1. Россия и Запад в процессе глобализации / Г. Г. Пирогов ; Рос. акад. наук, Ин-т сравнит, политологии. — М. : Слово, 2002. — 400 с.
116. Платон. Государство. Книга шестая// Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения. -М., 1998.
117. Подберезкин А., Булатов Ю. Россия в глобальном мире: некоторые теоретическик аспекты исследования. М., 2003.
118. Подберезкин, А. Глобальные процессы и международные отношения Электронный ресурс. : (проект) / Алексей Подберезкин. Электрон, дан. — Режим доступа: lUtp:/Av\vu\nns1ed.ni/pressn/isdaniva/ulobal 1/index.htm. Свободный. -Загл. с экрана.
119. Поросенков, С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения монография. / С. В. Поросенков. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2002. - 408 с.
120. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике : сб. ст. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; [редкол. Н. К. Эйнгорн и др.]. Свердловск : УрГУ, 1990. - 134, 1. с.
121. Пушкин, В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. — СПб. : Лань, 2000. — 448 с. (Мир культуры, истории и философии).
122. Россия в глобализирующемся мире : мировоззренческие и социокультурные аспекты / Рос. акад. наук, Отделение общественных наук, Секция философии, социологии, психологии и права ; отв. ред. В. С. Степин. М. : Наука, 2007. - 639 с.
123. Рыбаков, О. Ю. Политическое отчуждение человека / О. Ю. Рыбаков ; под ред. О. Б. Манжора ; Сарат. гос. акад. права. — Саратов : Изд-во СГАП, 1997. 107 с.
124. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто : Опыт феноменологической онтологии / Жан-Поль Сартр ; пер. с фр., предисл., примеч. В. И Колядко. М. : Терра : Кн. клуб : Республика, 2002. — 638 с. — (Библиотека философской мысли).
125. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Жан-Поль Сартр ; пер. с фр. М. Грецкого. М. : Изд-во иностр. лит., 1953. - 42 с.
126. Сахарова, Т. А. От философии существования к структурализму / Т. А. Сахарова. М. : Наука, 1974. - 294 с.
127. Селиванов, А. И. К вопросу о понятии «Ничто» / А. И. Селиванов // Вопросы философии. 2002. - № 7. - С. 52-65.
128. Сидорина, Т. Ю. Современные проблемы философии : Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии : курслекций / Т. Ю. Сидорина ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. М. : Мир книги, 1997. — 101 с.
129. Солина, Е. М. Проблема отчуждения в различных мировоззренческих парадигмах / Е. М. Солина // Вестн. ун-та Рос. Акад. образования. — 1997. -№2(3).-С. 192-205.
130. Соловьев, Э. Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) / Э. Ю. Соловьев // Вопросы философии. 1966. - № 12. - С. 76-88 ; 1967. - № 1.-С. 126-139.
131. Соловьев, Э. Ю. Экзистенциализм и научное познание / Э. Ю. Соловьев. -М. : Высш. шк., 1966. 156 с.
132. Сферы глобализации как сферы диалога между цивилизациями : (Абстракты) Электронный ресурс. — Электрон, дан. — Режим доступа:11Кр:/Ау\у\у.репсеГгот1),irmonv.org/7cafri) с&кеу=134< Свободный. — ЗагЛ. С Экрана.
133. Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции «Отчуждение как социокультурный феномен», 16-18 апр. 1991 г. , Симферополь / науч. ред. И. И. Кальной. — Киев : О-во «Знание» Украины, 1991.-87 с.
134. Титаренко, А. И. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма / А. И. Титоренко, Б. Н. Воронцов // Вопросы философии. -1978.-№ 11.-С. 100-112.
135. Уткин, А. И. Глобализация : процесс и осмысление / А. И. Уткин. М. : Логос, 2001.-253 с.
136. Маркс, К. К критике гегелевской философии права/ К. Маркс, Ф. Энгельс// Соч. 2-е изд. -М., 1955. - Т.1. - С.88-98.
137. Фейербах, JI. Сущность христианства// Избр. филос. соч. — М., 1955. — С.32-37.
138. Феноменология политического отчуждения Электронный ресурс. -Электрон, дан. — Режим доступа: hltp://vv\vw.raskopki 1 .kod.kiev.ua/new page 5.htm, свободный. — Загл. с экрана.
139. Фихте И.Г. Соч.: пер. с нем. СПб., 1993. Т. 1-2.
140. Франки, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. - 368 с. - (Библиотека зарубежной психологии).
141. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя : пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ACT, 2004. - 571 с. - (Philosohi).
142. Фромм, Э. Душа человека : сборник. / Э. Фромм [пер. с нем. В. Закса, пер. с англ. Т. Панфиловой] . М. : ACT : Транзиткнига, 2004. — 572 с. -(Philosohi).
143. Фромм, Э. Мужчина и женщина сборник. / Э. Фромм ; [сост. П. С. Гуревич и С. Я. Левит]. М. : ACT, 1998. - 509 с. — (Классики зарубежной психологии / отв. ред. П. С. Гуревич).
144. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм ; авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М. : Республика, 1993. - 415 с. - (Библиотека этической мысли).
145. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фуку яма ; пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT : Ермак, 2004. - 588 с. - (Philosophy).
146. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне сб. лекций. / Юрген Хабермас ; [пер. с нем M. М. Беляева и др.]. М. : Весь мир, 2003. — 414 с. — (Тема).
147. Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер с нем. О. И. Величко и Е. JI. Петренко. — М.: Изд-во Весь мир, 2008. — 192 с.
148. Хайдеггер С. Бытие и время = Sein und zeit / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. Изд. 3-е, испр. - СПб. : Наука, 2006. - 450 с. -(Слово о сущем ; т. 39).
149. Хайдеггер, М. Преодоление метафизики// Время и Бытие: сб. М., 1993. - С. 177—192.
150. Хайдеггер, С. Что такое метафизика? / Мартин Хайдеггер ; пер. с нм. В. В. Бибихина. М. : Академический проект, 2007. — 303 с. -(Философские технологии).
151. Хайдегерр, М. Разговор на проселочной дороге : Избранные статьи позднего периода творчества : / Мартин Хайдеггер ; под ред. A. JI. Доброхотова ; пер. с нем. Т. В. Васильева и др.. — М. : Высш. шк., 1991. — 192 с. (Библиотека философа).
152. Хевеши, М. А. Массовое общество в XX веке / М. А. Хевеши // Социс : Социологические исследования. — 2001. № 7. — С. 3-12.
153. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоонализ / К. Хорни ; пер. с англ. В. В. Старовойтова ; общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. М., Прогесс, 1993. - 480 с.
154. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени : (62 портр.) : справочник по философии Запада XX в. / Артур Хюбшер ; пер. с нем. И. А. Саца ; общ. ред. А. Ф. Лосева. М. : ЦТР МГП ВОС, 1994. - 312 с.
155. Чумаков, А. Н. Метафизика глобализации : культурно-цивилизованный контекст / А. Н. Чумаков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: Канон : Реабилитация, 2006. 514 с.
156. Шестов, JI. И. Sola Fide — только верою: Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь / Л. Шестов. Paris: YMCA-Press, 1966. — 295 с.
157. Шестов, Л. И. Апофез беспочвенности : (Опыт адогматического мышления) / Л. Шестов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 213 с.
158. Шестов, Л. И. Избранные сочинения / Л. Шестов; сост. и вступ. ст. В. Ерофеева. М.: Ренессанс, 1993. — 512 с. - (Страницы мировой философии).
159. Шестов, Л. И. На весах Иова : (странствования по душам) / Л. Шестов. -Paris: б. и., 1929.-412 с.
160. Шестов, Л. И. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. И. Шестов. 2-е изд. -СПб.: Шиповник, 1911. — 6 т.
161. Шестов, Л.И. Умозрение и откровение: религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи / Лев Шестов; собр. после смерти Шестова его дочерьми Paris : YMCA-Press, 1964. -343, 5. с.
162. Шитов, С. И. Философия трагедии Льва Шестова / С. И. Шитов // Вест. МГУ. Сер. 7, Философия. 1993. - № 2. - С. 35-42.
163. Шугуров, М. В. Человек: бытие и отчуждение = Man: Being and alienation: Опыт антропологической герменевтики / М. В. Шугуров. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1999. — 375 с.
164. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: сборник: пер. с нем. / К. Ясперс; вступ. ст. П. П. Гайденко; коммент. В. Н. Катасонова. — 2-е изд. М.: Республика 1994. - 527 с. - (Мыслители XX века).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.