Эволюция концептуальных моделей социальной реальности: от классики к современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Король, Марина Петровна

  • Король, Марина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Король, Марина Петровна. Эволюция концептуальных моделей социальной реальности: от классики к современности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Король, Марина Петровна

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования эволюции моделей социальной реальности

1.1. Социальная реальность как объект конструирования

1.2. Понятие модели и моделирования в социальной философии

1.3. Сравнительный анализ принципов и оснований типологизации

моделей социальной реальности

Глава 2. Модели социальной реальности в динамике типов научной рациональности

2.1. Эволюция классических моделей социальной реальности: утрата их доминирующего статуса

2.2. Феноменологическая модель познания социальной реальности: ограничение сферы действия классической рациональности

2.3. Трансформация постмодернизма как фазовый переход к постнеклассическим моделям социальной реальности

2.4. Постнеклассические модели социальной реальности: новые перспективы философии антикризисного знания

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция концептуальных моделей социальной реальности: от классики к современности»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на рубеже второго-третьего тысячелетий принципиальным образом изменяется модель социальной реальности. Прежде социальный порядок наряду с другими факторами определялся традиционными ресурсами, составляющими универсальные условия существования человеческих обществ, такими как свойства природы, труда и капитала. Но сегодня наука предлагает обществу научные знания, воплощенные в фундаментальных инновационных процессах, информационных, био-и нанотехнологиях, как ресурсы, которые не только формируют материальный базис техногенной цивилизации, но и его социальное развитие.

Главным трендом нескольких последних десятилетий становится невероятное увеличение скорости изменения социокультурной реальности. 1Т-технологии, спутниковая связь, мегапространство Интернета, импульсируя и ускоряя динамику, делают современное общество подвижным, лишенным устойчивых отношений и прочных основ. Вместе с этим, информационные технологии беспрецедентно усложняют социальную реальность, формируя альтернативный ей виртуальный мир, который утверждается как некая целостность, как субстанция новой «третьей» природы. Это новый тип символического сосуществования человека и социума: все символы человеческого бытия отныне могут быть помещены, воспроизведены и преобразованы в этом новом пространстве, в результате чего формируется символический «параллельный мир», а, точнее, множественные альтернативные миры. Теряются традиционные представления и связанные с ним ощущение времени, пространства, расстояния. Мир меняется с такой быстротой, что становится по образному выражению Э. Гидденса «ускользающим». Современное состояние можно определить как «эпоху глобальной неустойчивости», представленную целым комплексом кризисов, основы которых базируются на кризисе антропологическом. Данные процессы дают основание для построения дисфункциональной модели будущей

социальной реальности с катастрофическими последствиями для человечества»1.

Все это свидетельствуют о том, что назрел этап разработки стратегии науки в формировании жизнеспособных направлений исследования, адекватных новой социальной реальности. В этом плане важно отметить, что идет структурная перестройка науки по пути сближения позиций социально-гуманитарных и естественных наук в основах построения общенаучной картины мира, в их стремлении создать теоретическую базу для совершенствования и радикального обновления общества. Социально-гуманитарные науки, на определенном этапе развития генетически вторичные по отношению к естествознанию, превращаются сегодня в системообразующее ядро, в определяющий фактор научного познания. Именно они способны дать трактовку различным фактам и явлениям, и сконструировать модель для их лучшей организации . Вместе с тем, доминирующие в социальной науке теории постмодерна, открытые как для рационального, так и для иррационального миропонимания, выявляя специфические тенденции современного онтогенеза, не дают исчерпывающего ответа о его перспективах, что, по сути, приводит к отказу от изучения законов социального мира.

Однако именно глубинные трансформации социальной реальности, «сдвиги» в основаниях культуры современности настоятельно требуют выработки адекватной модели социального конструирования, целью которого выступает общество, приемлемое для жизни, а способом достижения -формирование представлений на основе научных и философских идей, отвечающих общественному настроению. Задержка в создании такой модели, как и ее неадекватность, угрожает существованию социальной реальности в тех или иных формах. Между тем, остается надеяться на то, что успешное решение проблемы приведет к динамическому балансу базовых ценностей и требований нелинейной социокультурной динамики, что позволит противостоять

тенденциям, разрушающим человеческое бытие в его индивидуальном и социальном измерениях.

Степень разработанности проблемы. Особенность современной ситуации заключается в том, что социальная философия ориентирована на поиск форм взаимодействия с другими сферами знания, выхода на микроуровень социального познания и участия в междисциплинарном синтезе наук. Эти процессы определяют стремление социальных философов к осмыслению социальной реальности с привлечением методов междисциплинарных исследований, применяемых в других сферах социально-гуманитарного знания, что открывает возможности крупномасштабного проектирования.

Значительному расширению информационно-теоретического поля исследований способствует своеобразный «экзегетический поворот», в формате которого эвристично по-новому зазвучали труды классиков общественной мысли: К. Маркса, Э. Дюркгейма М. Вебера, и др.

Практически все они пытались создать всеобъемлющую социальную концепцию, которая могла бы отразить все грани жизни общества в единой логической системе, лишенной противоречий. В этих теоретических построениях отождествлялась социальная реальность и социальность, которая понималась либо как определенные социальные функции, либо как объективные социальные структуры. Сложился круг ученых, которые посвятили себя исследованию различных аспектов теоретического наследия классиков. Так, наиболее известные из зарубежных авторов - Р. Арон, К. Поппер, Б. Рассел, Э. Фромм и др. Среди российских исследователей можно назвать такие имена как Е. М. Бабосов, А. Б. Гофман, Ю. Н. Давыдов, Э. Б. Ильенков, Е. И. Кравченко, В. П. Култыгин, Н. В. Мотрошилова и др.

Представление о социальной реальности как целостности объективного или институционального, и субъективного, т.е. содержащегося в сознании людей, сложилось на основе трудов одного из самых авторитетных представителей феноменологической традиции в социальном познании - А.

Шюца. Он синтезировал социологические конструкты М. Вебера и философские идеи Э. Гуссерля, тем самым создав основы методологических подходов, адекватных исследованию социальности как таковой.

П. Бергер и Т. Лукман, будучи последователями А. Шюца, раскрыли механизмы конструирования социальной реальности в феноменологической трактовке социального познания. Альтернативой конструктивистской смысло-центрической методологии П. Бергера и Т.Лукмана выступает концепция Дж.Р. Серля, основанная на «натуралистическом подходе» к проблеме социальной реальности.

Принципиально новая социальная и культурная динамика постмодерна сказалась на характере социального теоретизирования, импульсируя появление трудов, в которых формировались принципы и позиции философии постмодерна Ф. Гватари, Ж. Делеза., Ж. Деррида, Ж-Ф. Лиотара, М. Фуко и др.

В последние десятилетия XX в. шел процесс размывания дисциплинарных границ социальной теории, следствием которого стало создание интегральных теоретических конструктов в трудах Дж. Александера, 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, П. Штомпки и др.

Общая теоретико-методологическая установка диссертационного исследования, основанная на схеме эволюции научного знания, заставила обратиться к проблеме смены типов рациональности, которая широко дискуссировалась в зарубежной и отечественной научной литературе. В работах Д. Агасси, И. Бенклера, Г. Брауна, П. Тагарда, И. Ярви и др., анализируются общие проблемы становления науки в современном мире, а также новые тенденции в конкретных областях научного знания.

Для понимания проблематики, рассматриваемой в диссертации, большое значение имеют труды российских исследователей, в которых находит обоснование идея нового состояния научного знания. В работах В. С. Степина вводятся «концепты классической, неклассической и постнеклассической

рациональности»2, рассматриваются механизмы порождения теорий, которые зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей присущих той или иной культуре ценностей. Н. А. Автомонова, П. П. Гайденко, И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, Е.А. Мамчур, Л. А. Микешина, В. Н. Порус, Б. И. Пружинин, В. С. Швырев в своих исследованиях так же освещают различные аспекты состояния научного знания с сопутствующими ему проблемами.

Обобщенные модели социальных изменений как смыслового инварианта современного философского взгляда на общество представлены в трудах Н. Г. Багдасарьян, А. В. Костиной, А. М. Коршунова., В. В. Мантатова, А. П. Назаретяна, К. С. Пигрова, В. Г. Федотовой, А. Я. Флиера, Й. Шмайса, Д. Кристиана, Ф. Спира, Е. Дж. Шейсона, М. X. Варрингтона .

Разнообразные аспекты социального проектирования, в частности, взаимодействие социальной среды с технолого-технической системой и человека в познании мира, интеграция социальных и технических компонентов с окружающей средой, гуманитарная экспертиза новых технологий, оценка последствий научно-технического развития - становятся ключевыми темами исследований специалистов различных предметных областей: В. Г. Горохова, В. Н. Добрынина, С. Г. Караткевича, О. Л. Кузнецова, Е. А. Окладниковой, В. М. Розина, С. В. Ульянова, Б. Г. Юдина. Создание новой модели социальной реальности становится главной темой журнальных публикаций и научных конференций.

Однако, при всей значимости исследований современных ученых, проблема эволюции моделей социальной реальности не имеет концентрированного освещения и требует более детальной разработки.

Объект исследования - концептуальные модели социальной реальности.

Предмет исследования - эволюция концептуальных моделей социальной

реальности.

Цель исследования - выявление логики эволюции концептуальных моделей социальной реальности от классики к современности.

Главная цель исследования достигалась автором в процессе последовательного решения следующих задач:

1. Осуществить анализ основных методологических подходов к социальной реальности как объекту конструирования;

2. Рассмотреть проблемы модели и моделирования в социальной философии;

3. Изучить принципы и основания типологизации моделей социальной реальности, сложившиеся в социальной философии;

4. Исследовать трансформацию классических моделей как этап эволюции конструирования социальной реальности от классического типа рациональности к неклассическому типу;

5. Определить сущность феноменологической модели познания социальной реальности как ограничение сферы действия классической рациональности;

6. Эксплицировать трансформацию постмодернизма как фазового перехода к постнеклассическим моделям социальной реальности;

7. Систематизировать постнеклассические модели социальной реальности, представляющих мозаичное полотно философии антикризисного знания и обосновать их значимость для определения стратегий социального познания.

Теоретические и методологические основы исследования формируются исходя из приемов и принципов разных уровней и эвристических возможностей.

Так, структурный метод позволил рассмотреть закономерности смены типов научной рациональности через призму динамики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве конкретных вариантов единого инварианта.

Принципы диалектической логики, в частности, принцип единства исторического и логического, дали возможность выявить общие и специфические характеристики моделей социальной реальности разного типа

научной рациональности; выделить и изучить качественное своеобразие этапов генезиса моделей социальной реальности, рассматривая каждый этап как определенную целостную систему, имеющую специфическую структуру; увидеть ряд промежуточных звеньев, связывающих этапы эволюции моделей социальной реальности, в рамках которых происходит сложный переход от старого к новому, рост и укрепление нового, представляющее в определенной фазе своего развития ведущую противоположность, обеспечивающую дифференциацию всей целостности.

Особыми методологическими средствами исследования также выступили анализ и синтез, посредством которых осуществлялась процедура теоретической реконструкции наиболее существенных характеристик моделей социальной реальности.

Типологизация как научный метод позволил предпринять попытку создания упорядоченных и систематизированных групп постнеклассических моделей социальной реальности, представляющих мозаичное полотно философии антикризисного знания.

Посредством компаративистского метода сопоставлялись модели социальной реальности, экстраполировавшиеся на процессы настоящего и будущего с учетом допустимых пределов, в рамках которых можно проецировать в будущее возможные перспективы трансформации этих пределов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен сравнительный анализ концептуальных подходов к проблеме конструирования социальной реальности в социальной философии, получивших обоснование в трудах П. Бергера и Т. Лукмана с одной стороны, и Дж.Р. Серля, с другой. Это позволило представить конструирование социальной реальности как социальное познание, где происходит перемещение

акцентов в объяснении причин человеческих действий со сферы разума на сферу социального взаимодействия;

2. Рассмотрена проблема модели и моделирования в социальной философии; уточнена демаркация понятий «парадигма», «теория», «модель», раскрыты их функции в социально-гуманитарном дискурсе как динамической системы методологических принципов, детерминирущих структуру социального познания;

3. Определены принципы и основные подходы к типологизации моделей социальной реальности в социальной философии;

4. Интерпретированы особенности эволюции моделей конструирования социальной реальности от классического типа рациональности к неклассическому типу;

5. Обосновано значение сущности социальной феноменологии как ограничивающей действие классической рациональности в процессе конструирования моделей социальной реальности;

6. Эксплицирована трансформация постмодернизма как фазового перехода к постнеклассическим моделям социальной реальности;

7. Систематизированы постнеклассические модели социальной реальности, и на основе их анализа поставлена проблема необходимости формирования концепций конструктивной тематики, способных ориентировать умонастроение общества в противостоянии кризисному синдрому.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная реальность - базовое понятие, которое используется в структуре различных теоретических построений в рамках широкого поля социально-гуманитарного знания. Эволюция идеи социальной реальности привела к теоретическим представлениям о процессах и механизмах порождения в обществе оценок и знаний об окружающей действительности, отразившихся в концепции социального конструирования реальности. Сравнительный анализ концептуальных подходов Дж.Р. Серля - П. Бергера и Т. Лукмана к проблеме конструирования социальной реальности позволил

увидеть, что хотя Дж.Р. Серль и декларирует приверженность реализму как в онотологии, так и в эпистемологии, но доминирующий «натурализм» его концепции делает более предпочтительной методологию П. Бергера и Т. Лукмана. С позиций данных исследователей, общественные процессы конструирования смыслового универсума покоятся на способности людей к трансцендированию, т.е. к выходу за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира, раскрывая возможности постижения смысла окружающей социальной действительности.

2. Постижение смысла окружающего социального мира, сконструированного в ходе коммуникационных взаимодействий людей, происходит через конструкты обыденного знания. Мыслительные конструкты социального ученого выступают конструктами второго порядка и призваны, не только отражать социальную реальность, но и открывать перспективы моделирования систем рациональности, как возможных эффективных человеческих действий для конструирования новой социальной реальности. Моделирование в сфере социально-гуманитарных наук имеет свою специфику, определяемую высоким потенциалом трансцендентальных форм, создающих достаточное эпистемологическое основание для социальных теоретиков типизировать социальную реальность в соответствии с собственными идеалами и теоретическими конструкциями.

3. Вариативность подходов к пониманию социальной реальности приводит к постановке вопроса о систематизации и типологизации ее моделей. Представляется, что исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая, обоснованные в трудах B.C. Степина выступают как наиболее адекватные критерии типологизации моделей социальной реальности и позволяют выявить логику динамики представлений о различных типах и конфигурациях моделей социальной реальности.

4. Историко-философский анализ теоретического своеобразия моделей социальной реальности, основанных на принципах классической рациональности: «договорная» Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж Руссо,

«формационная» К. Маркса, «позитивистская» Э. Дюркгейма, убеждает нас в том, что при общности социально-онотологического приоритета жестких социальных структур, они имеют принципиальные различия в трактовке вопроса об источнике упорядоченности социальной реальности. Именно это и позволяет выявить кризис мировоззренческих установок классического рационализма и начало идейной близости к неклассической форме философского мышления.

5. В контексте формирования неклассической рациональности шел процесс становления социальной феноменологии, которая открыла новые перспективы философски углубленного исследования социальной реальности характеризующегося специфическими признаками: позитивизм как классический подход к исследованию общества отрицался, признавалась «фрагментированность» и неопределенность общества и герменевтизация социальной реальности.

6. Вышеперечисленные черты в радикальной форме нашли воплощение в постмодернизме, процесс трансформации которого подводит к осознанию проблемы необходимости парадигмального сдвига и создания новых обобщенных моделей, являющихся классическими по способу своего построения, ориентирующихся на объективное познание, с неклассическим и постнеклассическим пониманием многообразия подходов.

7. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет сферу рефлексии над деятельностью. В нем принимается во внимание соотношение знаний об объекте, получаемых субъектом с особенностями средств познания и операционной деятельностью, и с ценностно-целевыми структурами. Философские изыскания ученых, работающих в данном направлении, представляют многоплановый спектр моделей социальной реальности. В наибольшей степени востребованными из них могут быть те концептуальные схемы, которые базируются на понятиях «культура», «ценности», «цивилизация». Эти модели фактически не противоречат друг другу и воплощают предсказательные способности модельного описания, открывая

конструктивные пути выхода системы из кризиса и обретения качественно нового состояния социальной реальности с более высоким уровнем организации.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В диссертационном исследовании произведен анализ эволюции моделей социальной реальности, основанных на типах научной рациональности: классической, неклассической, постнеклассической.

В современном социально-гуманитарном дискурсе доминирует постмодернизм, основанный на принципах неклассической рациональности, который отличается концептуальным многообразием, своеобразной мозаичной картиной, отражающей различную гамму его составляющих. Однако концепты постмодернизма, согласно которым люди не могут обрести истинных знаний о реальности, не способны сформировать жизнеспособные направления в исследованиях, соответствующих социокультурной динамике современного общества.

Можно предположить, что, если преодоление кризиса эпохи войдет в русло целенаправленного и управляемого процесса, то социальная реальность обретет форму техно-био-гуманитарного баланса как гаранта безопасного будущего. Но так как нельзя управлять плохо организованным объектом, то необходимо его детальное изучение, поиск теоретических источников и концептуальных оснований, позволяющих сконструировать модель для упорядочения разрозненных событий социальной реальности, и для их дальнейшей интерпретации. Безусловно, мы понимаем оценочный, а потому весьма субъективный характер понятий «плохо» и «хорошо». Так, Б. И. Каверин писал: «Термин «хорошо организованное общество» в научно-теоретическом плане является неопределенным. В его трактовке преобладает субъективность. «Хорошее» или «плохое» могут объясняться очень широко и многообразно в зависимости от интересов или мировоззренческих позиций

исследователя»3. Используя данные определения, мы ориентируемся на параметры модели и методологическое моделирование, предполагающее преодоление разрыва между современной действительностью и ее адекватным теоретическим осмыслением в русле философии антикризисного знания. Данные модели должны обладать широкими объяснительными и прогностическими возможностями для рассмотрения сложного комплекса явлений современной жизни, что позволит перейти в новое социальное состояние, которое отвечает императивам современной цивилизации, и приблизиться к инструментальному подходу в решении насущных проблем.

Положения и выводы данной работы могут быть использованы для методологического моделирования, обладающего широкими объяснительными и прогностическими возможностями анализа сложного комплекса явлений современной жизни. Так же они могут быть включены в качестве учебных тем по курсам: «социальная философия», «социология». Апробация полученных результатов

Апробация отдельных положений и выводов диссертационного исследования проводилась в течение 2009-2012 гг. в выступлениях автора на научных конференциях:

• Международная научно-практическая конференция «Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом», МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2009;

• IX Международный социальный конгресс, «Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации», РГСУ, Москва, 2009;

• Международная научная конференция «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов», Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, 2010;

• Международная научная конференция «Образ России в кросскультурной перспективе», Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, 2011;

• The international research and practice conference European Science and Technology, Wiesbaden. Germany, 2012 (Международная научно-практическая конференция европейской науки и техники. Висбаден. Германия, 2012); Международная научная конференция «Образ России в кросскультурной перспективе»,

• Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, 2012; Всероссийская молодежная конференция «Молодежь XXI века —- будущее российской науки», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 2012.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Король, Марина Петровна

Заключение и выводы

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: эволюция научного знания, зафиксированная в различных инвариантах типов рациональности, особым образом влияет на возникновение новых концептов социально-гуманитарного знания. Данные концепты, генетически связанные с происходящими в науке в целом процессами трансформации, формируют плюралистичность объяснительных схем, многоуровневость социального знания в исследовании внутренне противоречивой социальной реальности. Этот сложный процесс связан с необходимостью сохранить универсальные основания знания, позволяющие констатировать единство науки, несмотря на многообразие познавательных операций и моделей объяснения современной социальной реальности. Противоречия, возникающие в конструировании теории и методологии социального познания, возможно разрешить через теоретико-методологическое обоснование идеи о том, что каждый этап формирования нового типа рациональности не приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего периода, напротив, между ними существует глубокая взаимосвязь, основанная лишь на ограничении сферы действия предшествующего типа научной рациональности.

Так классическая рациональность базируется на тезисе о безусловности прогрессивного развития и соответствующего убеждения в приоритете научного познания над всеми остальными его формами. Таким образом, классическое представление о социальной теории виделось как объяснение данных, как синтез и объяснение эмпирического знания, как эпистемологическое основание и обоснование социально-научного знания, определяющее условия его возможности, его основные понятия, его методологические стратегии.

Ретроспективный взгляд на модели социальной реальности, основанных на принципах классической рациональности, убеждает нас в том, что при общности социально-онотологического приоритета жестких социальных структур, они имеют принципиальное различие в трактовке вопроса об источнике упорядоченности социальной реальности.

В социальных концептах философов эпохи Просвещения исследовательская деятельность по выявлению внутренних законов развития социальной реальности превратилась в форму нормативного теоретизирования по поводу ее наилучшего устройства с точки зрения разума, который рассматривался как тождество персонального разума с разумом общественным.

Мировоззренческие установки философии Нового времени, определившие структуру классической парадигмы, станут интеллектуальными истоками теоретических конструктов последующего этапа истории европейской общественной мысли, в частности К. Маркса, Э. Дюркгейма. Но они не примут духовное наследие новоевропейской философии целиком. Теории, выстроенные ими на идеях детерминизма, внутренней законосообразности, выявят кризис установок классического рационализма и появление ростков идейной близости к неклассической форме философского мышления.

Основатель социальной феноменологии А. Шюц проблематизировал социальную эффективность самого понятия «рациональность», различные формы рациональности, которым в действительности следуют реальные действующие лица. Это синонимы вариативности человеческого поведения и многообразия индивидуальных жизненных миров.

Тем самым идеи коммуникативно-смыслового подхода к анализу социального мира обрели особую актуальность в условиях ограничения классической парадигмы социально-философского знания и положили начало формированию моделей социальной реальности, основанных на принципах неклассической рациональности.

Постмодернизм как теоретическое течение ориентирован на принципы неклассической рациональности. Постмодернистские мыслители радикальным образом противостоят всем чертам позитивистской и просвещенческой концепции науки о человеке, исследуют современную социокультурную ситуацию в качестве устойчивого хаоса, представляющего собой специфическую модель системообразования не по иерархическим, а по сетевым основаниям. Теоретики постмодернизма занимаются отвержением трансконтекстуальных понятий истины и претензий на истинность, нравственных норм, выступающих от имени всех, и масштабных теорий, так называемых "метанарративов", в которых конструируются исторические и социальные модели развития. Постмодернизм, воплощающий особенности постмодернистской рефлексии, отрицая понятие концепта, открытый лишь головокружительному плюрализму, не дает никакой политико-этической ориентации, никакого "регулятивного идеала" того, как следовало бы изменить общественную практику и выработать новую стратегию общественного развития. В этом проявляется неадекватность постмодернизма запросам современного общества, хотя он претендует на самостоятельное научное направление. В научных дискуссиях осмысления постмодернизма как самостоятельного научного направления и его роли в развитии социально-гуманитарного дискурса идет речь о преодолении кризиса постмодернизма изнутри его самого. Речь идет о его эволюции, о различных модификациях, о перенесении акцента на коммуникативную, а не текстовую реальность, о сложных соотношениях отталкивания и преемственности с модернизмом, и о многообразии вариантов перехода от модернизма к постмодернизму. Все эти дискуссионные аспекты отражают процесс внутренней трансформации постмодернизма.

В динамике и трендах современного социального развития, настоятельно требующих изменения стратегии данного развития в преодолении кризисного синдрома, ощущается необходимость обретения концепций конструктивной тематики, призванных ориентировать умонастроение общества и формировать жизнеспособные направления в исследованиях, адекватных новой социальной реальности. Назрела необходимость творческой мобилизации социальной мысли, чтобы реализовать свой конструктивный потенциал в преодолении кризисных тенденций и перевести «абстрактные возможности в пласт реального мышления и действия». Этому могут способствовать концепты, выстроенные на принципах постнеклассической рациональности, которые учитывают соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. В постнеклассических моделях социальной реальности отражается логика реальных трансформаций, стремление к рациональности, введение в контекст любых научных исследований «полисубъективной среды», включающей в себя наряду с природой, обществом и человеком совокупность ценностей мирового культурного развития. Все многообразие данных концептов моделей социальной реальности сегодня представляет обширную область научного и философского антикризисного знания. Особую значимость обретают изыскания, в которых воплощается предсказательная способность модельного описания, и среди них те, где понятия «цивилизация», «культура», «ценности» представлены как базисные. Следует ожидать, что в обозримом будущем задача культуры как инструмента прогнозирования и проектирования социального развития, а соответственно и управления этим развитием, конструирования социокультурной среды для него не только сохранится, но и усилится. В этом и представляется сущность последующего парадигмального поворота, который позволяет создать новые теории гуманистической направленности, на основе интегральных теоретико-методологических средств, опережающих практику трансформирующегося общества, в потенциале которых будет заложена способность осуществить прорывные, инновационные достижения в контексте актуальности и востребованности обретения обществом траектории развития грядущего седьмого технологического уклада.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Король, Марина Петровна, 2013 год

Библиографический список

1. Автономова, Н. С. Открытая структура : Якобсон-Бахтин-Лотман-Гаспаров / Н. С. Автономова. - Москва : РОССПЭН, 2009. - 503 с.

2. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. - М. : Академический проект, 2011.-538 с.

3. Александер, Дж. С. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество / Дж. С. Александер ; пер. с англ. Т. В. Дорофеевой // Социология на пороге XXI века : [сб. ст.] / Алт. гос. ун-т [и др.]. - М. : Интеллект, 1998. - С. 231 - 249.

4. Аристотель. Политика. Сочинения. Т. 4. / Аристотель. - М. : Мысль, 1983. -830 с.

5. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли : пер. с фр. /Р. Арон; общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. - Москва : Прогесс : Универс, 1993. - 607с.

6. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. - М.: ИФ РАН, 1999. - 203 с.

7. Бабосов, Е. М. Дюркгейм: социальные факты - основа социологии / Е. М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 411 с.

8. Багдасарьян, Н. Г. Культура как среда выживания: эффект бабочки и «окно принятия решений» / Н. Г. Багдасарьян // Культурологическая парадигма : исследования по теории и истории культурологического знания и образования. Научный альманах. Вып. 2. Культурологические интерпретации социальной динамики. - М. : Согласие, 2011. - С.24-49.

9. Балацкий, Е. В. Концепция текучей реальности 3. Баумана и ее приложения / Е. В. Балацкий // Общественные науки и современность. — 2011. - №3. - С. 134- 146.

10. Бауман, 3. Текучая современность / 3. Бауман. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

11. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Логос, 2005. - 390 с.

12. Бахтин, M. M. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / M. М. Бахтин. - СПб. : «Азбука», 2000. - 333 с.

13. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.

14. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.-458с.

15. Бергер, П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - M.: Academia-Центр : Медиум, 1995. - 323с.

16. Бодрийяр, Жан. В тени молчаливого большинства, или конец социального [Электронный ресурс] = A l'ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social / Ж. Бодрийяр. - Режим доступа:

http://royallib.ru/book/bodriyyar_gan/v_teni_molchalivogo_bolshinstva.html (дата обращения 8.04.2012)

17. Бронзино, JI. Ю. Неклассические социологические теории и неклассическая рациональность : дисс. ...д. соц. н. (22.00.01) / Л. Ю. Бронзино. - М., 2010. — 409 с.

18. Буданов, В. Г. О методологии синергетики / В. Г. Буданов // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С.79 - 94.

19. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. - М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. - 288 с.

20. Быховская, И. М. Прикладная культурология: знание в действии / И.М. Быховская // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Рос. ин-т культурологии [и др.]. - М. : Смысл, 2010. - 640 с.

21. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: введение / И. Валлерстайн. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 248 с.

22. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 806 с.

23. Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.

24. Гайденко, П. П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. - М. : КомКнига, 2010.-368 с.

25. Гидденс, Э. Устроение общества : очерк теории структурации / Э. Гидденс.

- М : Академический проект, 2005. - 525 с.

26. Гидденс, Э. Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М. : Весь мир, 2004. - 116 с.

27. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : Мысль, 1991. - С. 3 -623.

28. Горохов, В. Г. Техника, технология, проектирование - социотехника, социально-гуманитарные технологии, социальное проектирование [Электронный ресурс] / В. Г. Горохов // Эпистемология и философия науки.

- 2012. - № 1. - С. 80 - 89. - Режим доступа: http://www.intelros.rU/readroom/eps/e 1 -2012/15789-1е11шка-1е]1по^1уа-Рг0екйг0уате-80сю1е1т1ка-80с1а1п0^итапкатуе-1е1т0^п-80с1а1п0е-proektirovanie.html/ (дата обращения 21.08.2012).

29. Горюнов, А. В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации / А. В. Горюнов // Социологические исследования. - 2011. - № 2.-С. 3 - 12.

30. Гофман, А. Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории социологии /А.Б. Гофман. - Москва : Наука, 2003. - 783 с.

31. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль.

- М. : Дом интеллектуал, кн., 1999. - 332 с.

32. Давыдов, Ю. Н. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса / Ю. Н. Давыдов. - М. : Академический проект : Гаудеамус, 2010.-370 с.

33. Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. / Рене Декарт. - М. : Мысль, 1989 - 1994.

34. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; пер. с фр. и послесл. С. Зенкина. - М. : Академический Проект, 2009. - 261 с.

35. Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России / И. Ф. Девятко // Социологические исследования. - 2007". - №9. -С. 35 -37.

36. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М. : Академический проект, 2007. - 496 с.

37. Дьяков, А. В. Жан Бодрийяр: стратегия радикального мышления / А. В. Дьяков. - СПб : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008. - 357 с.

38. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда ; Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 576 с.

39. Зборовский, Г. Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 3 - 15

40. Иноземцев, В. Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / Питер Дракер ; под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Акаёегша, 1999. - 640 с.

41. Ильенков, Э. В. Способ восхождения от абстрактного к конкретному в "Капитале" К. Маркса / Э. В. Ильенков. - М : ЛИБРОКОМ, 2011. - 288 с.

42. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута.- М. : Мысль, 1997.-590 с.

43. Инновационная Россия 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года) - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc2010 (дата обращения 25.01.2011).

44. Каверин, Б. И. Философия и история цивилизаций : [монография] / Б. И. Каверин. - М. : ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011. - 263 с.

45. Караткевич, С. Г. Социально-экономическое и интеллектуальное управление в социотехнических системах / С. Г. Караткевич, В. Н. Добрынин, Е. А. Окладникова, С. В. Ульянов. - М. : ВНИИгеосистем, 2011. -398 с.

46. Карцев, И. Жиль Делез. Введение в постмодернизм. Философия как эстетическая имагинация / И. Карцев. - М. : ОГНИ ТД, 2005. - 232 с.

47. Касавин, И. Т. Рациональность как ценность культуры / И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, В. С. Швырев //Вестник Российской академии наук. - 2005. -Т. 75, № 11.-С. 1028- 1037.

48. Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608с.

49. Кеглер, Г. Г. Этика после постмодернизма / Г. Г. Кеглер // Вопросы философии. - 2006. - № 3. - С. 111 - 117.

50. Князева, Е. Н. Основания синергетики : человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - Изд. 4-е, доп. - M. : URSS : Либроком. - 2011. - С. 260.

51. Конт, О. Дух позитивной философии : (слово о положительном мышлении) / О. Конт ; пер. с фр. И. А. Шапиро. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 256 с. -(Выдающиеся мыслители).

52. Король, М. П. Трансформация идеи гуманизма: от классики к постмодерну / М. П. Король // В мире научных открытий. - 2011. - №7. 1 (19). - С. 635 -644.

53. Коршунов, А. М. Онтология устойчивого развития: диалектика и синергетика / А. М. Коршунов, В. В. Мантатов // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 2010. - № 6. - С. 54 - 64.

54. Костина, А. В. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса / А. В. Костина, А. Я. Флиер. - М. : Согласие. - 2011. - 678 с.

55. Кохановский, В. П. Философия и методология науки / В. П. Кохановский. -Ростов н/ Д.: Феникс. . - 1999. . - 576 с.

56. Кравченко, Е. И. Макс Вебер / Е. И. Кравченко. - М. : Весь мир, 2002. - 221 с. - (Весь мир знаний. Социология)

57. Кравченко, С. А. Социологическая теория: дискурс будущего / С. А. Кравченко // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 3 - 12.

58. Кравченко, С. А. Модерн и постмодерн: «старое» и новое видение / С. А. Кравченко // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 24 - 34 .

59. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. - М. : Наука, 2000. - 526 с.

60. Култыгин, В. П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века : (Навстречу 5-ой Европейской социологической конференции) / В. П. Култыгин // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 21 - 31.

61. Кузнецов, О. JI. Система «природа-общество-человек»: философия развития через взаимодействия / О. JI. Кузнецов. - М. : РАЕН, 2010. - 239 с.

62. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.

63. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

64. Лепский, В. Е. Субъективно-ориентированный подход к инновационному развитию [Электронный ресурс] / В.Е. Лепский. - М. : Когито-Центр, 2009. -208 с. - Режим доступа: http://www.reflexion.ru/Library/Lepsky2009s.pdf (дата обращения 3.03.2011).

65. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998.- 160 с.

66. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // Современная литературная теория : антология / пер. И.В. Кабановой. - М.: Флинта : Наука. - 2004. - 343 с.

67. Локк, Дж. О пользовании разумом / Дж. Локк // Избранные философские произведения : в 2 т. Т. 2. - М. : Соцэкгиз, 1960. - С. 185 - 258.

68. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман . -М. : Академический проект, 2002. - 543 с.

69. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.

70. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные сочинения : в 9 т. Т. 2. - М. : Политиздат, 1985.

71. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1 / К. Маркс. - М. : Политиздат, 1967. - 908 с.

72. Микешина, Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. - М.: РОССПЭН, 2007. - 439 с.

73. Микешина, Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л. А. Микешина. - Изд. 2-е, доп. - М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. - 560 с.

74. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. - М. : Языки русской культуры. - 2000. - 223 с.

75. Мотрошилова, Н. В. Отечественная философия 50-80-х годов XX в. и западная мысль / Н. В. Мотрошилова. - М. : Академический прект, 2012. -376 с.

76. Назарова, О. «Онто-феноменологический» проект Семена Людвиговича Франка / О. Назарова // Вопросы философии. - 2010. - № 12. - С. 105 - 115.

77. Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. (Синергетика-психология-прогнозирование) / А. П. Назаретян. - М. : Мир, 2004. - 368 с.

78. Никитин, Г. М. Онтогносеологические модели социальной реальности в неклассической социальной философии : дисс... к. филос. наук. (09.00.11) / Г. М. Никитин. - Екатеринбург, 2006. - 174 с.

79. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. О. Парсонс. - М. : Академический Проект, 2002.-831 с.

80. Пигров, К. С. Социальная философия. Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс] / К. С. Пигров. - [б. м. : б. и.], 2002. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/pigrov_social_philosophi/ (дата обращения 12.08.2010).

81. Пигров, К. С. Генезис постижения социума: горизонт и созерцание / К. С. Пигров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2011. -№4.

82. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков : Гегель, Маркс и другие оракулы / К. Р. Поппер. - Москва : Феникс : Культурная инициатива, 1992. - 525 с.

83. Плотинский, Ю. М. Модели социальных процессов : учебное пособие для высших учебных заведений / Ю. П. Плотинский. - М. : Логос, 2001. - 296 с. : ил.

84. Пржиленский, В. И. Идея реальности и эпистемологический конструктивизм / В. И. Пржиленский // Вопросы философии. - 2010. - №11. -С. 105 - 113.

85. Пригожин, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. - Москва : Эдиториал УРСС, 2000. - 239 с.

86. Пружинин, Б. И. Ratio serviens? : контуры культурно-исторической эпистемологии / Б. И. Пружинин. - М. : РОССПЭН, 2009. - 423 с.

87. Рассел, Б. История западной философии : пер. с англ. : в 3 кн. / Б. Рассел. -СПб. : Азбука, 2001. - 960 с.

88. Резник, Ю. М. Социальная теория и теоретическая социология на пути интеграции / Ю. М. Резник // Социологические исследования. - 2007. - №9. -С. 17-24.

89. Розин, В. М. Философия техники : от египетских пирамид до виртуальных реальностей : учеб. пособие для вузов / В. М. Розин. - M. : Nota Bene. - 2001.

- 364 с.

90. Рупова, Р. М. Антропологические модели в социальной философии XX-начала XXI веков : дисс.... к. филос. н. (09.00.11) / Р. М. Рупова. - М., 2008.

- 168 с.

91. Рюби, К. История философии / К. Рюби // Великие философские учения [: сборник] / пер. И. Вдовиной. - М. : Искусство XXI век, 2005. - С. 283 - 394

92. Свирский, Я. И. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности : («материалы «круглого стола») / Я. И. Свирский // Вопросы философии. -№9. - 2006. - С. 3 - 33

93. Серл, Дж. Р. Конструирование социальной реальности [Электронный ресурс] / Дж. Р. Серл. - [б. м. : б. и.], 1999. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/serl_social_reality_creation/ (дата обращения 5.10.2010).

94. Серл, Дж. Р. Открывая сознание заново / Дж. Р. Серл. - М. : Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

95. Смирнова, Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества / Н. М. Смирнова. - М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. -400 с.

96. Соколов, А. С. Гносеологические аспекты социальной философии нового времени и К. Маркса [Электронный ресурс] / А. С. Соколов // Философия и общество. - 2009. - № 2. - Режим доступа:

http://www.socionauki.ru/journal/articles/130478/ (дата обращения 25.07.2011)

97. Спенсер, Г. Синтетическая философия : пер. с англ. / Герберт Спенсер ; в сокр. излож. Г. Коллинза. - Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1997. - 512 с.

98. Степин, В. С. Философия науки и техники / B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М. : Контакт-Альфа, 1995. - С. 354 - 358.

99. Степин, B.C. Теоретическое знание : структура, историческая эволюция / B.C. Степин. - М. : «Прогресс-Традиция», 2000. - 744 с.

100. Степин, В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В. С. Степин // Вопросы философии. - № 2. - 2006. - С. 16 - 26.

101. Терентьев, И. А. Социальная реальность как объект социально-философского анализа : дисс.... к. филос. н. (09.00.11) / И. А. Терентьев. -Краснодар, 2007. - 152 с.

102. Тульчинский, Г. J1. Гуманитарность против гуманизма? / Г. JI. Тульчинский // Философские науки. - 2008. - № 12. - С. 7 - 19.

103. Фарман, И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса [Электронный ресурс] / И. П. Фарман ; РАН. Ин-т философии. - М. : ИФ РАН, 1999. - 244 с. - Режим доступа: http: // www.lib.csu.ru/vch/229/018.pdf (дата обращения 15.09.10)

104. Федотова, В. Г. Социолог протягивает руку философу / В. Г. Федотова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - № 3. - С. 16-34.

105. Федотова, В. Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества : (к вопросу о методологии) / В. Г. Федотова // Вопросы философии.- 2003. -№ 11.-С. 3 - 18.

106. Федотова, В. Г. Глобальный капитализм: три великие трансформации / В.Г. Федотова, В. А. Колпаков, Н. Н. Федотова. - М. : Культурная революция, 2008. - 608 с.

107. Флиер, А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации» / А .Я. Флиер // Обсерватория культуры. - 2011. - № 2. - С. 4 - 19.

108. Фромм, Э. Концепция человека у К. Маркса / Э. Фромм // Душа человека. -М. : Республика, 1992. - С. 375 - 441.

109. Фуко, М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук / Фуко М. ; пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. - СПб. : A-cad : АОЗТ "Талисман", 1994.-408 с.

110. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб. : Наука, 2000. - 377 с.

111. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. - М. : Весь Мир, 2003.-416 с.

112. Хакен, Г. Синергетике - 30 лет : интервью с профессором Г. Хакеном / Г. Хакен // Вопросы философии. - № 3. - 2000. - С. 53 - 61

113. Шарипова, Р. Р. Социальная реальность: философский анализ понятия, дисс.... к. филос. н. (09.00.11) / Р. Р. Шарипова. - Уфа, 2001.- 162 с.

114. Швырев, В. С. Рациональность как ценность культуры : традиция и современность / В. С. Швырев. - Москва : Прогресс-Традиция, 2003. - 174 с.

115. Шевякова, Э. Н. Особенности постмодернизма во Франции / Э. Н. Шевякова // Вопросы филологии. - 2009. - № 2. - С. 68 - 74

116. Шмайс, Й. Культура под угрозой : от эволюционной онтологии к экологической политике / Йозеф Шмайс. - Новосибирск : Изд-во СО РАН. -2012.-260 с.

117. Шмерлина, И. А. «Натуралистический подход» Дж. Серля к проблеме институциональной реальности [Электронный ресурс] / И. А. Шмерлина // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 37 - 67. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag_02_2005/02_Schmerina. pdf (дата обращения 4.07. 2011)

118. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социологические исследования. - 2001. — № 1. — С. 6-16

119. Штомпка, П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии / П. Штомпка // Социологические исследования. - 2009. - № 8. -С. 3 - 13

120. Штоф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. - М. ; Л. : Наука. 1966.-303 с.

121. Шульц, В. Л. Методология социального познания А. Шютца / В. Л. Шульц // Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С. 152 - 162

122. Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках / Шюц А. // Культурология : дайджест. - 2003. - № 1. - С. 5 - 24

123. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. - М. : РОССПЭН, 2004. - 1056с.

124. Эпштейн, М. Н. Конструктивный потенциал гуманитарных наук: могут ли они изменять то, что изучают? / М. Н. Эпштейн // Философские науки. -

2008.-№12.-С. 34-54

125. Юдин, Б. Г. Гуманитарная экспертиза. К обоснованию исследовательского проекта / Б. Г. Юдин, В.А. Луков. - М., 2006. - 38 с.

126. Agassi J., Jarvi I.C. Rationality: the critical view. - M. Nijhoff, 1987.

127. Chaisson E.J. Cosmic evolution : Synthesizing evolution, energy, and ethics // Философские науки. 2005.№5. С. 92-105.

128. Christian D. Bridging the cultures: history, big history and science // Философские науки. №6. 2005. С. 112-127.

129. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. P.150.

130. Joy B. Why the future doesn't need us? Wired, 2000, April: 238-262.

131. Samuels R., Stich S., Faucher L. Reason and Rationality. Режим доступа: http://mccs.rutgers.edU/ArchiveFolder/Research%20Group/Publications/Reason/R easonRationality.htm (дата обращения 25.03.2011).

132. Spier, F. Big History and the Future of Humanity. Chichester, West Sussex, U.K., Maiden, MA, Wiley-Blackwell, 2010.

133. Thagard P. Rationality and science // Handbook of rationality. - Oxford: Oxford University Press, 2004. Режим доступа: http:// cogsci.uwaterloo.ca / Articles/ rationality.html (дата обращения 4.04.2011).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.