Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Аксенов, Геннадий Петрович

  • Аксенов, Геннадий Петрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 154
Аксенов, Геннадий Петрович. Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2008. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Аксенов, Геннадий Петрович

Введение.

Глава 1. Технологии в полиграфии, их возникновение и роль в художественно-образной выразительности объектов графического дизайна. 1 • Историческое развитие форм печати.

Дорастровый этап.

1.2. Растровый этап в допечатной подготовке полиграфической продукции и его значение в развитии художественно-образной выразительности в графическом дизайне.

Глава 2. Становление полиграфической промышленности как основы возникновения графического дизайна.

2.1. Появление в полиграфических технологиях новых художественно-графических средств.

2.2. Возникновение цифровых технологий в полиграфической промышленности.

Глава 3. Перспективные направления современных технологий цветоделения в развитии художественно-образной выразительности объектов графического дизайна.

3.1. Основные направления перспективного развития растровых и цифровых технологий в допечатной подготовке объектов графического дизайна.

3.2. Задачи формирования навыков в допечатной подготовке при обучении специалистов в области графического дизайна.'.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств»

Полиграфия, являясь одной из наиболее развивающихся в современном информационном мире отраслей, использует в своих технологиях последние достижения электроники, вычислительной техники, автоматики, физики, химии и других наук. Элементом ее структуры является и дизайн, и другие виды искусства. На протяжении своего многовекового существования она постоянно впитывала и интегрировала для своих внутренних целей все новые достижения общественного развития, и исторически была тесно связана с развитием художественной культуры. Об историческом развитии полиграфических технологий рассказывают многие исследователи. Из трудов российских ученых необходимо отметить фундаментальную работу М. И Щелкунова «История, техника, искусство книгопечатания», опубликованную еще в 1926 году. Большой вклад в науку истории книгопечатания, прежде всего отечественного, внес доктор исторических наук Е. JI. Немировский, написавший целый ряд трудов по истории книгоиздания и полиграфии. Интереснейшие, глубокие по содержанию публикации, насыщенные огромным количеством уникальных материалов по истории мировой полиграфии, опубликовал Б. П. Самородов. Множество трудов (В". Каплин, Т. Макилрой, Ю. Кузнецов, В. Тихонов, М. Дреер, А. Ласкин, А.Шадрин, А. Френкель, П. Абаканов, А. Грибунин, Ф. Брассуэлл, П. Минин) посвящено истории развития способов печати, но вопрос влияния полиграфических технологий на художественно-образную выразительность тиражируемого произведения и его соответствия графическому оригиналу в области искусствоведения оставался без должного внимания.

Основная задача, которую решают в настоящее время полиграфические технологии, - это достижение высококачественной печати цветных изображений не только максимально приближающих воспроизведение цвета к оригиналу, но и рождающих новые художественно-образные возможности , благодаря развитию и использованию современных цифровых технологий, усиливающих выразительность дизайн-объектов. Цель современного процесса технологий цветоделения в полиграфии - обеспечение высококачественной передачи тонального и цветового изображения на оттиске.

Процесс цветоделения, позволяющий воспроизводить всю тональную и цветовую гамму изображения, - один из важнейших процессов, влияющих на художественно-образную выразительность объектов графического дизайна. Цветоделение является наиболее важным, завершающим этапом полиграфии, закладывающим основы в производство окончательного вида выпускаемой продукции. Передача цветового и тонального изображения при производстве полиграфической продукции всегда была сопряжена с проблемой несоответствия художественных образцов готового изделия графическому оригиналу. Именно изменение технологий цветоделения, используемых в полиграфии, значительно повлияло на развитие художественно образных приемов в графическом дизайне. Цвет по определению выступает, как «свойство тела вызывать зрительное ощущение' в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска» [7,153]. Поэтому цветное изображение является одной из базовых форм эмоционального восприятия и оценки объекта

Многие теоретики дизайна придавали большое значение роли цвета в создании художественного образа графического произведения (И. Иттен, В:Кандинский; JI. Миронова, Р. Паранюшкин, Е Черневич и др.), но они не сопоставляли колористическое решение графического оригинала с качеством цветового решения-полиграфического воспроизведения. Специалисты полиграфической промышленности занимались в основном проблемой качества самой печати (С. Стефанов, В. Тихонов, М. Синяк, Н. Сапожников, А. Шашлов, А. Чуркин). Они не.выясняли взаимосвязи цвето-делительной технологии и художественного образа как неотъемлемых компонентов дизайна полиграфических изделий.

Проследив исторические формы развития цветоделительных технологий, можно через сопоставительный анализ выявить, как менялся художественный образ изделий графического дизайна, и какие требования современное полиграфическое производство предъявляет к специалисту-дизайнеру в связи с качественными изменениями цветоделительных технологий.

Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки дизайн-изделия - обработка иллюстраций, верстка, цветоделение - чаще всего приходится выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. Поэтому исследование процесса подготовки гра- , фического оригинала к печати и роль дизайнера в этом процессе вызывает * повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.

На зависимость развития графического дизайна от условий общественно-исторического прогресса и его факторов указывает искусствовед в области дизайна И.Н. Стор: «Каждый шедевр графического дизайна аккумулирует в себе знания философии, мифологии, истории, религии, политики, экономики, технологии, знание информационных компьютерных технологий. Философия, искусство, в том числе и графический дизайн, отражая фундаментальные основы и противоречия каждой эпохи, являются квинтэссенцией ее культурно-исторического развития» [88, с.7]. Тем самым, графический дизайн отражает условия развития общества и отвечает его изменившимся потребностям, определяет и перспективные элементы его прогрессивного развития.

Возникновение промышленного книгопечатания было тесно связано с формированием графического дизайна. Фактически, он возникает одновременно с началом развития специфических печатных технологий, совершенствование которых позволяло дизайнерам-графикам полнее воплощать свое исполнительское мастерство. В течение ряда веков ксилография и резцовая гравюра на металле применялись для иллюстрирования книг и создания разноплановых художественно-графических работ. Все классические гравюрные техники так или иначе были связаны с большими физическими усилиями, прилагаемыми для резьбы при создании графического оригинала. С изобретением фотографии гравюра практически перешла в мастерские художников и стала служить, в первую очередь, творческим художественным целям. Фототехнологии значительно ускорили процесс подготовки графического оригинала к печати, создали возможность перехода на особую систему цветоделения (растрирование) графического объекта, изготовления фотоформ, перехода на полноцветную печать четырьмя основными цветами. Термин «фотография» происходит от греческих слов, означающих «светопись» [70, с.6] или «писание светом». Таким образом фотография расширила выразительные средства изображения и послужила основой- для- создания новых технологий. Изготовление печатных форм фотомеханическими способами предусматривает получение с воспроизводимого оригинала негативов или диапозитивов. Появилась целая индустрия, создававшая фотооборудование для полиграфической промышленности. Фотоизображения активно стали применяться как иллюстративный материал: «Там, где словами не удается передать действительность, а живопись не в состоянии изобразить уходящее мгновение, на помощь приходит фотография, которой доступно и-то, и другое. На снимке можно-запечатлеть происходящее во всех деталях и одновременно передать искреннее и глубокое чувство» [70, с. 1-7].

На смену фототехнологиям пришли компьютерные технологии, которым предшествовал длительный (с XIV века) исторический процесс поиска возможностей цветового и тонального воспроизведения оттиска на бумаге, таки других носителях.

Способы печати (высокий, офсетный, глубокий) полиграфического исполнения графического оригинала предъявляли свои условия, которые были связаны в основном с цветоделением и сложностью изготовления форм для печати. Например, верстка и монтаж цветоделенных негативов производились из отдельных фрагментов в виде колонок текста, иллюстраций, фонов, заставок и т. д. Поэтому при оформлении полиграфической продукции дизайнерами учитывался в первую очередь способ печати.

Понимание задачи оформления графического объекта как создание целостного художественного организма требует от художника глубоких знаний всех технологических элементов и процессов производства. Замысел художника-оформителя является своеобразным планом для производства. В этом плане должны быть предусмотрены и разработаны все детали оформления, которые могут быть воспроизведены в полиграфии.

Анализируя советский период развития полиграфической промышленности, необходимо отметить, что издательства очень внимательно подходили к вопросу формирования своего портфолио, составляя тематический план выпуска печатной продукции. Учитывалось всё: вид печати, тираж, возможности типографии, сорта используемых бумаг, и только после всех этих условий приглашали художника дизайнера для графического исполнения заказа. Художники-графики, работающие с издательствами, как правило, были хорошо знакомы с требованиями полиграфии и стремились выполнить своё графическое произведение (графический оригинал) средствами, позволяющими более качественно воспроизвести его в типографии. Выполняя заказ под наблюдением художественного и технического редакторов, которые следили за соблюдением технологических требований издательства и полиграфии, художники-графики и в дальнейшем дизайнеры успешно создавали произведения полиграфического искусства.

До середины XX века в Советском Союзе наблюдалась тенденция' к укрупнению полиграфических предприятий. На смену мелким типографиям приходили крупные полиграфкомбинаты и корпорации, выпускавшие продукцию миллионными тиражами. С конца XX века и до настоящего времени наблюдается тенденция к сокращению тиражей при одновременном росте числа изданий. При этом требования к качеству печатной продукции непрерывно повышаются, широко используется полноцветная печать, все более популярными становятся высококачественные сорта бумаги, дизайнерские картоны, кальки и различные виды послепечатной обработки — лакировка, высечка, тиснение и др. Это обусловлено быстрым развитием цифровых технологий компьютерной верстки и допечатной подготовки, а таюке стремительным развитием цифровой печатной техники. В распоряжении дизайнеров и верстальщиков появились инструменты, при помощи которых можно реализовать практически любой замысел. С другой стороны, повышение спроса на качественную полиграфическую продукцию дало мощный стимул для производителей бумаги и печатных красок, которые обеспечивают типографии богатым ассортиментом бумаг и картона, открывая возможность дизайнерам большого выбора материалов при создании графического дизайн объекта.

С развитием рыночных отношений в России и внедрением цифровых технологий (в проектировании - издательских компьютерных программ, в' полиграфии — новых видов оперативной цифровой печати) обозначился новый этап в практике отечественного дизайна. С внедрением компьютерных средств развитие технологий растрирования расширило возможности допечатной подготовки изделия, а персональные компьютеры с множеством специализированных пакетов компьютерной графики сделали профессию дизайнера внешне легко доступной и одной из самых популярных.

В методическом руководстве ВНИИТЭ (2-е изд. 1994 г.) подчеркивается, что каждый новый этап развития дизайна взаимосвязан с развитием общества и научно-техническим прогрессом. Профессиональные принципы дизайна, категории дизайнерского мышления и деятельности находятся в постоянном движении, изменяясь по мере развития дизайна и появления новых методов [46]. Дизайнеру, работающему в> области полиграфии, уже недостаточно быть просто художником-графиком. От него требуется владение пакетом программного обеспечения со знанием специфики машинного комплекса данной типографии, знание процессов допечатной подготовки издания, знание основ полиграфического производства и т.д.

Зачастую современный график-дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати: от подбора исходных материалов и перевода их в цифровую форму, считываемую компьютером, до получения готового изделия, в данном случае - оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающее устройство, без изменений его первоначального замысла. От его профессиональных навыков напрямую зависит качество готового продукта и реализация творческого потенциала с помощью компьютера. Перед дизайнером открываются новые возможности поиска выразительности художественного образа, что содействует эффектной допечатной подготовки дизайн-проекта к полиграфическому воспроизводству. Это справедливо подметила Р. Дерева: «Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук»[23, с.20].

Компьютерная графика - это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как чёрно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область её применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн». (Сам термин - неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства [60]). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы.дизайнеру: Photoshop, Illustrator, PageMaker, Quark XPress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое - творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника - всего лишь инструмент, позволяющий ускорить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер - печатная форма» (Computer-to-Plate, CtP) позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.

Современные возможности растрового изображения достаточно широко используются в компьютерных технологиях. Цифровое сохранение и . передача фотографий и рисунков в электронном виде происходит при помощи растровых цветоделительных технологий. Совершенствование технологий растрирования - процесс постоянных изобретений специалистов полиграфической промышленности. Имеется* значительное количество^ программ, предназначенных для? работы с иллюстративным материалом в виде фотографий и графических работ дизайнеров. С помощью специальных программ - графических редакторов; можно отредактировать изображение для применения в полиграфии, максимально приблизив его к оригиналу при тиражировании в печати. При этом, исследователи отмечают,, что-развитие допечатных процессов происходит в направление: осуществления-печати непосредственно циклом «компьютер - печатное оборудование», минуя процесс изготовления фотоформ, однако, на многих полиграфических предприятиях изготовление; фотоформ по-прежнему осуществляется, с: помощью пленок,. в>этом случае цель цифрового метода допечатной подготовки остается* прежней - создать пленки, с которых будет выполняться печать [59, с. 10].

Знание процесса допечатной подготовки способствуют большей оперативности, гибкости и управляемости в производственном полиграфическом процессе. Однако каждый программный* пакет представляет собой > всего лишь инструмент для реализации; творческих замыслов? художника или-дизайнера такой же, как палитра или кисти, поэтому знания- самих программ недостаточно для полноценного овладения! навыками графика-дизайнера. В распоряжении пользователя сейчас могут быть самые мощные компьютеры и самые современные графические программы, способные быстро и качественно вывести файл на экран или отправить в печать любое изображение. Но, тем не менее, простота эта кажущаяся, и только профессионал-дизайнер может учесть все факторы, влияющие на работу, решить проблемы в' комплексе и достаточно быстро. Передача смыслового содержания этих изображений во многом зависит только от знаний и творческих способностей дизайнера. Поэтому области приложения компьютерного дизайна требуют знания основ композиции, рисунка, колори-стики, полиграфии и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера в сфере допечатной подготовки полиграфической продукции и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера допечатной подготовки полиграфической продукции. Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного а, главное, массового подключения'человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики. Последние в свою очередь, предполагают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию [3]. Таким образом, происходит формирование потребительского вкуса и потребности в восприятии высокохудожественной образности в любом, в том числе, и печатном графическом изделии. Удовлетворение эстетических потребностей, в конечном счете, определяет необходимый художественный уровень графического произведения, который обеспечивает дизайнер. Поэтому владение данными навыками и исследование возможностей их формирования в процессе дизайн-подготовки является одним из базовых направлений-развития современного-графического дизайна.

По утверждению О. Яцюк: «если в технике узкая специализация зачастую оправдывает себя, в сфере художественного творчества явно наблюдается тенденция к универсальности, особенно это заметно на примере дизайна: достижения точных наук увеличили техническую составляющую проектной деятельности. В последние десятилетия особенно активно формируется сфера новой профессиональной деятельности - разработка объектов дизайна с помощью компьютера» [108, с. 63]. При этом часто человек приступающий - изучать графические программы слишком много возлагает надежд на их «сверхспособности» и пытается заменить смысловое содержание работы наслоением компьютерных эффектов. Однако, гармония единства авторского замысла с техническими средствами его воплощения. наступает в тот момент, когда автор осознает, что образно-смысловое содержание, которое затрагивает душевные чувства зрителя, проходит философское осмысление как идея, в первую очередь, в голове самого создателя. Совокупность навыков дизайнера-графика и программиста- позволяет создавать сложные искусственно смоделированные ситуации и объекты. Дизайнер, который хорошо осведомлен о том,; на каком оборудовании и каким способом будет печататься, тираж, может в максимальной степени использовать преимущества выбранного способа печатш и обеспечить высокое качество готовой продукции. Грамотно подготовленный макет - важный этап в процессе изготовления любого полиграфического изделия. Следовательно, при обучении графическому дизайну необходимо учитывать уровень технического оснащения самого процесса -дизайн-проектирования.

С другой стороны, основная задача специалиста, создающего полиграфическую дизайн-продукцию, независимо от технических средств, которыми он пользуется, - это создание объекта визуальной коммуникации. (Под визуальной- коммуникацией традиционно понимается информационный процесс, при-котором подготовленные автором данные изображения передаются зрителю через канал зрения. Переданные сведения через накопленные зрителем воспоминания и ассоциации вызывают у него, сознательно или подсознательно, определенные эмоции. Иначе говоря, объект визуальной коммуникации служит передаточным звеном в процессе общения автора изображения со зрителем, рассматривающим его произведение.) «В рамках художественной компьютерной графики создаваемый художником объект визуальной коммуникации - это массив графической информации, представленной в форме данных, пригодных для хранения на машинных носителях, для обработки с помощью программ, воспроизведения с помощью периферийных графических устройств и передачи средствами телекоммуникации [49, с.12-14], то есть реализация функции связи становится актуальной задачей разработки дизайн-проекта. Сложность методики обучения данным технологиям заключается в необходимости сочетания принципов и приемов, развивающих образное и креативное мышление, с методами, помогающими освоить ряд профильных компьютерных программ. Развитие креативного мышления позволяет управлять творчеством в процессе поиска новых идей.

Развитие образного мышления позволяет создать предметно-чувственную форму художественного произведения. Познавательные процессы, направленные на развитие образного мышления, помогают дизайнеру осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные, наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура является смыслом содержательной части художественно-графического объекта. Через понимание начальных изосмыслов построения изображения, можно обучаемым привить культуру перевода графических изображений в цифровую форму. В результате, научившись понимать смыслы созданных произведений, дизайнер осознает важность вклада глубокого содержательного смысла в создаваемую им работу. Совершенные современные компьютерные средства остаются инструментом в работе дизайнера-графика. Тенденция на воспроизведение только того, что заложено в памяти компьютера, не содержит возможности визуального саморазвития. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью цифровых технологий, по-прежнему остается человек, а человеческий фактор - это основной параметр; учитывая который можно создать графическое произведение.

Выяснение влияния цветоделения на качество и глубину художественного образа и исследование методов максимального приближения оригинала- макета к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений этапе развития современного графичег ского дизайна.

Таким образом; опираясь на теоретические исследования и, богатый, практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна,, можно проследить* каким образом эволюция? технологий цветоделения в полиграфической промышленности проецировалась на развитие основных композиционных, эстетических, художественно-образных принципов графического дизайна'.

Опираясь, на- вышеизложенное, можно-в итоге определить основную : проблему данного исследования, методы, и средства, ее: анализа. Взаимот связь развития технологий цветоделения с графическим дизайном и влияние современных технологий! растрирования? на< художественный образ в графическом дизайне можно анализировать с помощью* искусствоведческого подхода к исследованию возникновения и развития цветоделения в-полиграфии. В этом случае возможно определить соответствие-художественного образа в графическом дизайне его полиграфическому воспроизведению на основе эволюции цветоделительных технологий; и произвести постановку задач в определений-методов формирования основных средств дизайн-проектирования и навыков реализации их в профессиональной деятельности специалистов по допечатной подготовке полиграфической продукции^

Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

- исследование исторически сложившиеся направления дорастро-вого, растрового и цифрового этапов развития цветоделения как факторов влияния на совершенствование основополагающих принципов графического дизайна;:

- определение значения возникновения фототехнологий для; становления принципов растрирования; и их влияние на изменение композиционных, принципов графического дизайна;

- анализ, специфики использования высокой; плоской и глубокой печати и трансформации: понятия графической точки в понятие растра в дизайне;

- проведение: сопоставительного анализа, функциональных,, технологических m формообразующих принципов; в развитии? цветоделения ш исследование их влияния? на; изменение художественного образа объектов графического дизайна;

-' рассмотрение эволюции' формообразования регулярного и нерегулярного растра и пикселя* в передаче полутонового изображения для рас-ширения^композиционных приемов графического дизайна;

- выявление перспектив; развития- формообразующих принципов; растровых технологий и- их роли в; формировании основных представлений по цветоделению у дизайнеров-графиков;

- разработка проектной; методики формирования навыков - допечатной обработки объектов графического дизайна и определение роли дизайнера в процессах оцифровки, обработки и верстки полиграфической;продукции.

Границы диссертационного исследования; определяются, временными; рамками - от XIV до XXI вв. и охватывают период становления и развития? техники гравирования! изображения; возникновения тиражирования, появления! растрирования; и влияния растра на совершенствование цветоделительных технологий. Рассматриваются объекты полиграфической продукции, выявляется роль использования в них дизайнерами знаний цветоделительных технологий для совершенствования качества выпускаемой тиражной продукции.

В основу методов исследования положен анализ и обобщение различных архивных материалов, литературных источников, монографий и публикаций, переодических изданий по дизайну и полиграфическому производству. Основным базовым материалом для работы являются труды в области изобразительного искусства, теории и методологии дизайна, эстетики; компьютерных технологий допечатного производства.

Научная, новизна исследования состоит в том,, что впервые рассматривается влияние средств полиграфии на развитие композиционных приемов и художественного образа в процессе формирования стилевых особенностей выразительности графического объекта. Определяется; закономерность расширения творческих возможностей дизайнера в связи с совершенствованием технологий воспроизводства оригиналов современной полиграфической: промышленностью. Исследуется взаимозависимость технологий цветоделения с помощью^ растрирования и композиционных; принципов графического дизайна,. которая* определяет качество проектируемого объекта и требования; к профессиональной подготовке специалистов: Особое внимание: уделяется: техническим: средствам цветоделитель-ных технологий в историческом аспекте развития графического дизайна. :

Практическая! значимость исследования состоит в выявлении основных закономерностей развития технологий; цветоделения, способствующих совершенствованию возможностей художественного проектирования объектов графического дизайна. Данное исследование раскрывает I динамику изменешшхудожественного образа в связи с новыми технологическими: возможностями: полиграфии и определяет требования к уровню подготовки; современных специалистов - художников-дизайнеров; допечатной подготовки.

Современный этап развития дизайна выдвинул целый; ряд задач; акцентирующих практические и теоретические стороны профессиональных принципов дизайнерской: деятельности, важнейшим из которых является художественный образ, создатель которого в процессе работы над графическим произведением основывается на технологиях цветоделения в полиграфической промышленности. Сочетание этих компонентов обусловливает новые профессиональные отношения полиграфического производства и графического дизайна, практически являющимся составной частью издательских систем. Функциональные, технологические и формообразующие принципы в развития цветоделения активно влияют на изменение художественного образа объектов графического дизайна при полиграфическом воспроизведении.

Развитие дизайна требует овладения основными навыками и формирования допечатной обработки объектов графического дизайна и определяет роль дизайнера-графика в процессах оцифровки, обработки и верстки полиграфической продукции, с учетом условий современного сложившегося рынка полиграфического производства и потребности в специалистах допечатной подготовки полиграфической продукции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Аксенов, Геннадий Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проследив исторические этапы развития полиграфических средств, можно путем сопоставительного анализа получаемых различными способами графических произведений выявить, как менялась их художественно-образная выразительность и какие требования современное полиграфическое производство предъявляет к уровню допечатной подготовки оригинал-макета в связи с качественными изменениями цветоделительных технологий. Стремительное развитие компьютерных технологий и внедрение настольных издательских систем привело к тому, что все этапы допечатной подготовки: создание макета дизайн-изделия, обработку иллюстраций; верстку, цветоделение полиграфическими средствами — чаще всего приходится-выполнять одному человеку, специалисту по графическому дизайну. В связи с этим исследование процесса подготовки графического оригинала к печати и роль дизайнера в' этом' процессе вызывает повышенный интерес как практиков, так и теоретиков дизайна.

Влияние на художественно-образную выразительность технологий цветоделения и методов максимального приближения дизайн-оригинала к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений развития графического дизайна на современном этапе.

Таким образом, опираясь на теоретические исследования и практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна, можно проследить, каким образом эволюция технологий цветоделения в полиграфической промышленности влияла на развитие художественно-образной выразительности объектов графического дизайна.

В современных условиях развития цифровых технологий, расширивших возможности проектирования графических дизайн-объектов и расширения набора специфических средств обработки изображения, проблема цветоделения полиграфическими средствами приобретает решающее значение в графическом дизайне, поскольку определяет важные качества художественной образности продукта. Научное осмысление данной проблемы необходимо как для теории, так и для практики графического дизайна. Данными особенностями определяется качество проектируемого объекта, его художественная ценность, что необходимо учитывать, формируя требованиям профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров.

Выявление основных закономерностей развития технологий цветоделения, позволяет установить взаимосвязь их с совершенствованием возможностей художественного проектирования объектов графического дизайна. Данное исследование раскрывает динамику изменения воспроизведения художественно-образной выразительности графических произведений в связи с развитием технологических возможностей полиграфии и определяет дополнительные требования к уровню подготовки современных графиков-дизайнеров в области допечатной подготовки.

В работе исследованы исторически сложившиеся направления дора-стрового, растрового и цифрового этапов развития цветоделения как факторов влияния' на совершенствование основополагающих принципов современного графического дизайна: развитие средств выразительности; гармонии художественных образов оригинал-макета и готового изделия; проектность и др.

Выявлено, что цветоделение неразрывно связано с рождением полиграфической промышленности и активно влияет на окончательный вид графического продукта. Графический дизайн связан с подготовкой проекта к печати и является одной из составных частей допечатной подготовки.

Анализ специфики использования высокой, плоской и глубокой печати был проведен в зависимости от трансформации понятия графического средства «точка» в растр. Выявлены различия в подготовке графического изделия к печати отдельными видами полиграфического исполнения. Показано противоречие в различии цветового исполнения полиграфического оттиска и графического оригинала дизайнера. Доказано, что технологии в полиграфии не позволяют достичь максимально полного соответствия цветового воспроизведения оригинала в полиграфическом оттиске.

Несмотря на постоянное совершенствование систем допечатной подготовки с использованием цифровых технологий, на сегодняшний день не существует универсального способа создания макета, который одинаково хорошо мог бы быть воспроизведен в различных способах печати.

Появление фототехнологий также отразилось на развитии принципов растрирования они оказали непосредственное влияние на применение композиционных средств в графическом дизайне. Возникновение фототехнологий открыло новые возможности полиграфического исполнения, способствовало ориентации на высокую технологическую эффективность и качественную реализацию проекта.

В данном исследовании проведен сопоставительный анализ функциональных, технологических и формообразующих принципов в развитии цветоделения и показано их влияние на изменение художественного образа объектов графического дизайна при полиграфическом воспроизведении.

Рассмотрена эволюция формообразования' нерегулярного растрирования, растра и пикселя для передачи полутонового изображения и расши рения композиционных'приемов в графическом дизайне. Цветоделение с помощью растрирования приближает к совершенству полиграфическое исполнение оттиска к графическому оригиналу.

Определена перспектива развития формообразующих принципов растровых технологий и их роль в формировании основных представлений по цветоделению у дизайнеров-графиков. Развитие графического дизайна, основанного на современной технологии, определило формирование издательского комплекса программного обеспечения, необходимого в допечатной подготовке дизайнеру-графику.

Роль дизайнера-графика в процессе создания графического объекта-оцифровки, обработки и верстки полиграфической продукции - является ведущей, синтезирующей основные принципы создания произведений графического дизайна, т.к. результаты проведенной работы дают возможность дизайнеру допечатной подготовки свести до минимума противоречия между графическим оригиналом и полиграфическим воспроизведением на основе знаний производственных технологий.

Современные компьютерное программное обеспечение и выводящие изображение устройства позволяют дизайнеру-графику работать в рамках индивидуального творчества, самостоятельно создавая и тиражируя объекты графического дизайна. Конфликт между авторским оригиналом и его полиграфическим исполнением в этом случае практически исчезает. Индивидуальное творчество возвращается в мастерскую художника вместе с современным потенциалом тиражирования созданного произведения графического искусства. Это свидетельствует о том, что часто законченный процесс создания графического произведения может быть организован при участии только автора-дизайнера графика.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Аксенов, Геннадий Петрович, 2008 год

1. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. //.Пер. с англ. — Мн:. Попурри, 1997. — С. 11-25.

2. Аксенов Г. От ТОЧКИ до ТОЧКИ. // «Вызовы XXI века и образование» Материалы всероссийской научно-практической конференции. 3-8 февраля Оренбург: ОГУ, 2006.-С. 5-13.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. //- М.: Прогресс, 1974 386 с.

4. Андреев Ю., Самарин Ю. « Терминология допечатной подготовки изданий». / КомпьюАрт. 3'. 2005 С. 58-64

5. Бауфельд У., Дорра М., Рознер X., Шойерман Ю., Уолк X. Передача информации и печать. Учебник // Пер. с нем. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. -448 е., ил.

6. Богута Гжегож. «Печать по требованию (Print-on-Demand) технологическая революция в издательском мире». // КомпьюАрт. №8.2000 стр. 33

7. Большой толковый словарь русского языка. // Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2002.

8. Брассуэлл Ф. «PostScript, я тебя люблю»./ Компьюпринт. 11-12. 2001. С.30.32.

9. Брокгауз Ф., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь./ Типографское дело. — М.: Терра, 1993. — С. 204 -220.

10. Васин С., Талашук А., Назаров В., Морозова JL, Сумароков В., Проектирование в графическом дизайне //- М.: Машиностроение 1 2007 320 с. илл.

11. Власенко В., Городенцев JI. Применение нерегулярных контактных растров. //Полиграфия. — 1974. № 8. С. 32-33.

12. Волков-Ланит Л. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит-М.: Искусство, 1968. -192 с. С.29

13. Воронина Е. «Тенденции развития современной трафаретной печати»./ КомпьюАрт. 11'. 2000 С.ЗЗ

14. Гудилин Д., «Гибридные растры, или «Мичуринские» опыты в полиграфии» КомпьюАрт 4'.2005 С.54

15. Григорьев Н.В: «Особенности организации учебного процесса с использованием информационно-компьютерных технологий». // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании» -Сочи: РИО СИМБиП, 2004. С. ИЗ -126.

16. Глазычев B.JI. Образы пространства. (Проблемы изучения).// Творческий процесс и художественное восприятие. / Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978.-С. 159-174

17. Григорович Д. «СТР' светлое настоящее или всё же будущее» // Publish, 4', 2000

18. Демосфенова Г.Л. К проблеме'художественного образа в дизайне // Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика», вып. 23.- М.: ВНИИТЭ 1980. — 140 с.

19. Дерева Р. «Дизайн трехмерных орнаментальных структур». Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. иск.: Спец. 17.00.06. М:. 2006. 20 с.

20. Дреер М. «Опыт применения технологии СТР». Флексоплюс, №1,1999 -С. 24-28.

21. Дреер М. «Сравнение цифрового (СТР) и аналогового процессов изготовления печатных форм». Флексоплюс, №4,1999 С. 16-19.

22. Дубина Н. «Новое слово в технологии защиты документов»./ КомпьюАрт 3'.2004 С. 87

23. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. / М.: изд-во МСХА, 2004.227с., илл.

24. Зорин JI. ЭСТАМП, руководство по графическим техникам. М.: изд-во ACT- Астрель, 2004.112с., илл. С. 32-34

25. Итген. И. «Основы цвета» Цветоведение школа современного дизайна. Изобретения и технологии. /Пер. с англ. М.: «Издательский Дом ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2000. - С. С 3,41, 77.

26. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М: Архимед, 1992. - 180с.

27. Каплин В. «Флексографская печать: история развития». Компьюпринт, Г. 2000-С. 50-54.

28. Немировский Е. «Офсет: победный марш по дорогам XX столетия». -КомпьюАрт 11',1999. С. 40-41

29. Лаптева. И. « Использование цвета в периодических изданиях». КомпьюАрт 8',2001.-С. 38-39

30. Кузнецов Ю. Основы подготовки иллюстраций к печати. Растрирование. М.: МГУП «Мир книги», 1998.

31. Лаврентьев А. История дизайна: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006. - 303с.: ил. С. 55-62,122-125

32. Ласкин А. «Некоторые замечания о технологии Computer-to-Plate». Флексоплюс, 5', 2001. С. 8-14.

33. Лапатухин В. Способы печати. Проблемы классификации и развития. //М.: Книга, 1976. — С. 10-35.

34. Левитин Е. Несколько тезисов к истории гравюры. Музей 5 Художественные собрания СССР. // М.: «Советский художник». 1984 г.

35. Макилрой Т. Флексография царица упаковки. «Publish», №3,1997.43. КомпьюАрт 5'. 2005г. С.66

36. Медведенко С. Информационные технологии в дизайн образовании.// III- Всероссийская научно-практическая конференция«Современные технологии в дизайн-образовании». Часть 2 Сочи: РИО СИМБиП, 2006. - С. 109 -116 .

37. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М.: Юрист, 1998.1. С.219

38. Методика художественного конструирования. Методическое руководство. 2-е изд. / Под ред. Ю.В. Соловьева. М.: ВНИИТЭ, 1994. - 280 с.

39. Минин П. Зачем нужен специализированный флексографский RIP. ч. 13. «Флексоплюс», 24', 2001. С.19

40. Миллер С. Цифровая флексография время пришло! «Флексоплюс», 3', 2000, С. 12-14.

41. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов /

42. СПб.: Питер, 2004. 224 е.: ил. С. 21-23.

43. Мураховский В. И., Симонович С. В. М91 Секреты цифрового фото.

44. СПб.: Питер, 2005. — 144 е.: ил. С 22-23

45. Моисеев А. Допечатная подготовка для флексографии. «Publish», 4',1999.

46. Назаров Ю., Яцюк О. «Компьютерные технологии как средство художественного проектирования»./ ДИЗАЙН ЭРГОНОМИКА СЕРВИС / выпуск № 1 М:. 2006.

47. Немецкая гравюра 15-16 веков. М.: «Изобразительное искусство» 1987, Очерки по истории гравюры 17-18 веков. С. 77=79

48. Немировский Е. «Всегда ли машина убивает искусство книги?». КомпьюАрт Г. 1999

49. Нестерова В, « Роль дизайнера- графика в современном1 дизайне периодических изданий» . Современные технологии в дизайн-образовании.// Материалы IV Всероссийская научно-практическая конференция 6-13 октября 2007г. Сочи: РИО СИМБиП, 2007. С. 112-114

50. Нуждин П. Стохастическое растрирование Promises and Pitfalls КомпьюАрт 3', 11'2004 стр.60-68.

51. Ныоарк К. Что такое графический дизайн? / пер. с англ. И. В. Павловой. М.: ACT: Астрель. 2005. - 255 е.: ил.

52. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 5.Искусство / Пер. с англ. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001.480 с.

53. О'Квин, Донни. Допечатная подготовка. Руководство дизайнера. // Пер. с англ.: Уч. пос.— М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. 592 е.: ил. С.10,297.

54. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 6. Изобретения и технологии. // Пер. с англ. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2000.-416 с. С. 199.

55. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 5.Искусство// Пер. с англ. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир»; 2001. 480 с. С.106,371

56. Короб А. «Печатаем копию академического карандашного рисунка»./ КомпьюАрт 9'. 2004 стр. 54-57

57. Курганов Н. Нуждин П. «Системы управления цветом и цветоделение». // КомпьюАрт 5'. 1999. С. 24-25

58. Кувшинов С. «Автоматизированная система управления типографией своими силами». // КомпьюАрт 2'.2004. С. 45-47

59. Колмак В. «Утопический реализм в цифровой печати». // КомпьюАрт 5'. 1999 стр. 40-41

60. Очерки по истории гравюры Французская гравюра XVIII века М: «Изобразительное искусство».- С.237-238.

61. Очерки по истории и техники гравюры, Западно-европейская гравюра XVIII в. -М.: Изд. «Изобразительное искусство». 1987

62. Очерки по истории и технике гравюры. Русская гравюра 18 начала* 20 века.-М.: «Изобразительное искусство», 1987. С. 570-577.

63. Паранюшкин Р.В. Композиция. Серия «Школа изобразительного искусства». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 192с.; илл.

64. Пальчевский Б. Фотография. Курс для начинающих // Кишинев: «Тимпул», 1986. - 254с.; ил. С. 6 - 8.

65. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. // Изд. 2-е, перераб. М.: Книга, 1991. С.39-40.

66. Попов В.В. Общий курс полиграфии. //— М.: Книга, 1964. С.205-298.

67. Проблемы дизайна-3. Сборник статей под редакцией В. JI. Глазычева. // М.: «Архитеюура-С», 2005. - 288 е., ил.

68. Пушкарев А.Г. Компьютерные технологии в дизайн-образовании. // II Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании» (12 -16 октября 2005 г), Часть 1 Сочи: РИО СИМБиП, 2005. - С. 36-43

69. Претге М., Капальдо А. Творчество и выражение.// перевод с итальянского Махова А. // -М:. Советский художник. 1985. С. 25.

70. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие (конспект лекций) //- М.: Мз Пресс, 2001. - 252 е.: ил. с 13

71. Савельева И., Упине А. «Современное научно-методическое направление в исследовании традиций этнодизайна»./ ДИЗАЙН ЭРГОНОМИКА СЕРВИС / выпуск № 1. М:. 2006. стр. 80 - 91.

72. СамаринЮ., «Этапы развития допечатных систем» // «КомпьюАрт» 9'. 2004. стр. 44-52

73. Седов В. «7000 мегабайт за 10 баксов, или Некоторые особенности хранения графической информации» // Publish, 8', 2000

74. Синяк М., «Цвет для жизни» // «КомпьюАрт», 2', 3'. 2004, С. 40-42

75. Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. //— М.: Филол. о-во "СЛОВО", ACT, 2002. С. 105-135

76. Стефанов С.И. Путеводитель в мире полиграфии. // — М.: ИФ "Уни-серв", 1998. —320 с.83.- Сидоренко В., Кузьмичев Л. Парадигма системного дизайна. // Сб. системного исследования. Методологические проблемы-М.: ВНИИТЭ, 1981. -40с.

77. Стефанов С. «Струйная печать или орнамент переплетения идеей». // «КомпьюАрт» 3'. 2003 С. 48.

78. Стефанов С. «Шпаргалка для полиграфистов дизайнеров и рекламистов». // Журнал Полиграфия. 3'. 2007.- С. 20-22.

79. Стефанов С. «Треугольник как- сумма цветовых моделей». // КомпьюАрт 8' 2006

80. Стефанов С. Фидель. В. «Полиграфия как сумма технологий» // М:. «Универс». 2006г. С. 64-67, 311

81. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. Учебное пособие для вузов. // М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003.-296 е., ил.

82. Сутягин А. Художественный образ. Основы Марксистско-ленинской эстетики. //- М.: Госиздат политической литературы, 1960 639 с.

83. Тихонов В. Выбор и подготовка оригиналов для полиграфического репродуцирования. // «Компьюпринт», Ноябрь/Декабрь 2000, С. 48-57.

84. Тихонов В. Информационная эстетика цвета. «Компьюпринт», Июль/Август 2000, С. 50-54.

85. Том Энг. ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ. СПРАВОЧНИК. / М:. «Издательство Аст-Астрель» 2004 с.408: илл. Перевод с английского Д. Пуденко С. 1418.

86. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. пер. с англ. К.Крутскиъх. // М.: «Изд. Астрель». 2006. -256 с. ил.

87. Филин В. «Беседы о людях и машинах» КомпьюАрт Г.99 «Поговорим о флексографскои печати». //КомпьюАрт3'.99.

88. Фомина С. «Цифровые технологии в полиграфии». // КомпьюАрт, 12'.2001.

89. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм-концепция формообразования. //- М.: Стройиздат. 2003 С.401- 404

90. Хан-Магометов С.О. К постановке вопроса о специфике художественной формы в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», выпуск 47. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. 1985г. С.1-100

91. Чубарова. И. Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 19231929гг. под ред. и послесл. //-М.: JIoroc-Альтерна, Ессе Homo. 2005. 504с. Стр. 30

92. Чепурова О. Б. «Художественная специфика компьютерной графики». Материалы всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». // Оренбург, 2003.-С. 416-418

93. Черневич Е.В. Язык графического дизайна М.: ВНИИТЭ, 1975. - 137с. ил.

94. Шашлов А., Чуркин А. Цвет: как оценить, чем измерить? Системы спецификации. «Компьюпринт», Январь/Февраль 2001. С. 18-26.

95. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: «Книга», 1986.106. Шмаков А. «Современные тенденции дизайна периодики» // КомпьюАрт, 3', 2004. С.12-16.

96. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. / Выпуск VII. // -М:. Изд. Академии художеств СССР. 1963. С. 5-148.

97. Яцюк О. Г., Э.Т. Романычева Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама СПб БХВ - Санкт- Петербург, 2000.-544с.: ил.

98. Яцюк О.Г Учебно-методический комплекс «Компьютерные технологии в дизайне». // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании» Сочи: РИО СИМБиП, 2004. - С. 63 - 67

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.