Эволюция экологического сознания: от утопии к науке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Володин Дамир Зулькарямович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 410
Оглавление диссертации кандидат наук Володин Дамир Зулькарямович
Введение
Глава I. Экологическое сознание в историко-философском и современном контексте
1.1. Методологическое осмысление экологического сознания
1.2 . Историко-философская проблематизация экологического сознания
1.3 . Экологический дискурс: рефлексии и современный контекст
Глава II. Структура и типология экологического сознания
2.1 . Основные признаки экологического сознания
2.2 . Экология и тематизация экологического сознания
2.3 . Экологическое сознание и общественное сознание
Глава III. Современный контекст экологического дискурса
3.1. Современный социальный эко-эскапизм как реакция на кризис постиндустриального общества
3.2. Экологический кризис и экологические утопии
3.3. Экологические социо-проективные стратегии, экологические движения, новая мифология
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Генезис утопического дискурса: культурно-цивилизационный контекст2005 год, доктор философских наук Паниотова, Таисия Сергеевна
Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены2001 год, кандидат философских наук Крайнов, Андрей Леонидович
Проблема формирования личности в утопическом дискурсе0 год, кандидат наук Шатула, Тамара Германовна
Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе2005 год, кандидат философских наук Бахтина, Татьяна Анатольевна
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция2006 год, кандидат философских наук Волошина, Марина Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция экологического сознания: от утопии к науке»
ВВЕДЕНИЕ
Современные глобальные процессы и проблемы, сложившиеся в области экологии, разнообразие методов и подходов к их осмыслению, включающие в себя научные, мифологические, религиозные, этические, социально-философские контексты и др., приводят к конституированию относительно нового, малоизученного феномена экологического сознания. Складываются стратегии очередного пересмотра взглядов, рассматривающих окружающую среду не только и не столько как неограниченную ресурсную базу, а как самодовлеющую величину, наделённую собственным бытием и содержанием, дающую и поддерживающую жизнь множеству видов. Экологическое сознание в общем виде может быть интерпретировано как измерение индивидуального и общественного сознания, имеющее своим предметом рефлексию природы и её связи с социумом. Процесс складывания особой оптики восприятия природной среды и специфического восприятия происходящего запускает развитие экологического дискурса, вследствие чего сформированные и формирующиеся стратегии экологической повестки оказывают значительное воздействие как на аналитическую интерпретацию явлений проявленной реальности, так и на особенности формирования методик их осмысления.
Современное общественное экологическое сознание не в полной мере отражает существо отношений между человеческим обществом и окружающей средой, поэтому формирование основ новой экологической культуры, адаптированной к современным реалиям расценивается как задача, стоящая как на национальном, так и на наднациональном уровнях, и одно из приоритетных направлений международной экологической политики.
Экологическое сознание напрямую связано с религиозным и мифологическим сознанием, имеет явно выраженные утопические черты, а
все его компоненты переплетены между собой как в исторической ретроспективе, так и в самом современном контексте. При этом экологическое сознание, будучи предельно мифологизированным, является предметом для исследования не только в научной среде, но и во всех других областях жизни общества - в политической, культурной, коммерческой, в сфере повседневного, глубоко личного, и в сфере публичной, преодолевающей национальные и государственные масштабы.
С самого начала ХХ века множество мыслителей и профильных учёных обоснованно высказывают опасения относительно нарастания антропогенной нагрузки на окружающую среду в стремлении к улучшению экономических показателей, либо в гонке вооружений. Как следствие, многие исследования и разработки были направлены на поиск альтернативного пути развития человечества, который позволил бы нам развиваться не за счёт других живых видов биосферы, а вместе со всем животным и растительным миром планеты.
Одним из главных условий «нормализации» (а также выработки и осмысления критериев «новой нормальности»), а затем и восстановления естественных характеристик окружающей среды сегодня декларируется снижение антропогенного давления на биосферу до уровня, позволяющего ей естественным путём регулировать все проходящие в ней процессы. Механизмы, способствующие выполнению этого и других условий обеспечения планетарной экологической безопасности, разнообразны; примером одного из них может служить Концепция устойчивого развития. Ввиду новизны самого предмета для рефлексии и неустоявшейся структуры экологических взглядов, тематизация и оформление которых продолжается и в современный период, субъекты экологического сознания, от индивида до правительств, по-разному видят и саму проблему окружающей среды, и пути выхода из неё. Однако очевидным остаётся факт, что решение проблем охраны и восстановления окружающей среды неразрывно связано с тщательным анализом геоэкономической ситуации и социально-
экономического фактора, что заставляет прорабатывать все элементы экономических стратегий государств в экологической системе координат, с применением экологических, социальных, культурных, социально-философских стратегий анализа избранной проблемы. Следовательно, поставленная в диссертационном исследовании проблема эволюции экологической проблематики и структурного оформления феномена экологического сознания, является не только своевременной, но и исключительно актуальной в теоретическом и практическом отношениях.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена следующими факторами:
во-первых, экологическое сознание - сравнительно новый феномен, не полностью сложившийся к настоящему моменту, существующий на фоне предполагаемых и наличествующих экологических проблем, поиска актуальных программ и стратегий в области экологии, и сложившегося общего кризисного, алармистского ощущения экологической проблематики;
во-вторых, в основе экологического сознания лежит как неоднородный междисциплинарный комплекс научных знаний, так и корпус ненаучных представлений, что формализует потребность в многофакторном осмыслении экологического сознания;
в-третьих, относительная новизна и многомерность феномена экологического сознания требует выработки основательного методологического подхода к анализу его внутренней структуры, форм бытования, проективного и аналитического потенциала.
Объектом диссертационного исследования является феномен экологического сознания.
Предметом исследования, таким образом, служит процесс конституирования экологического сознания.
Степень научной разработанности проблемы. Тема настоящей работы находится в междисциплинарной области на пересечении как естественнонаучных (физика, химия, биология), так и социогуманитарных
дисциплин, включая философию, антропологию, политологию, религиоведение, культурологию, психологию, социологию и др., ввиду чего целесообразно обратиться к источникам, отражающим различные контексты избранной проблематики. Условно источники можно разделить на следующие группы:
первая группа включает в себя работы, позволяющие провести общий историко-философский анализ процесса осмысления связи человека и природы и выделить сложившиеся исторические типы доэкологического сознания. Так, античные авторы предлагают значительное число работ, посвященных прямо или косвенно разработке проблематики связи человека и природы, в числе авторов, в поле зрения которых находится связь «общество-природа» - представители Милетской и Афинской школ, элеаты, киники, пифагорейцы и т.д. Демокрит, Гераклит, Протагор, Цицерон, Аристотель, Сенека рассматривают сознание как мерило власти человека над природной средой, Платон и Аристотель выделяют вопрос о верховенстве человека над природой, разграничивая природу на внешнюю и непосредственную природу человека, как физическую, так и психическую. В Средние века интерес к проблеме природы значительно уменьшается, поскольку теоцентризм лишает природу самостоятельности в силу того, что Бог не только творит природу, но и способен действовать в ней. И.С. Эриугена, У.Оккам, П. Абеляр, Фома Аквинский - средневековые мыслители, рассматривавшие различную проблематику, связанную с природной составляющей мира. В эпоху Ренессанса природа становится предметом художественного восприятия, завоевательной авантюры, первого эксперимента и возвышенного созерцания, её познание обязывает видеть бесконечное в конечном. Этому периоду посвящены фундаментальные исследования А.Ф. Лосева, А. X. Горфункеля, Э. Гарэна, Л. Бланше, М. Бальдаккини, Дж. Паганини, Г. Эрнста, К. Фараго, Фр. Кивигера. В Новоге время доэкологические представления претерпевают изменения, в натурфилософкой мысли проступают гилозоические взгляды, которых
придерживались такие значительные фигуры, как Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Парацельс. О натурфилософской природе своих взглядов заявляют представители французской материалистической мысли XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, Ж. Ламетри, немецкие классические философы И.В. Гёте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах. Популярным становится пантеизм, ярчайшим пропонентом которого явлется Б. Спиноза, в область гуманитарной мысли входит осмысление социальных методологий взаимодействия чкловеческого социума и окружающего мира в работах И. Канта, Т. Гоббса, Г. Гегеля. Находясь у истоков экологической тематики, пытались дать разноплановые интерпретации взаимодействия человека и природы, например, Т. Мальтус, прогнозируя социально-экономический коллапс цивилизации в результате слишком быстрого прироста населения, не соответствующего темпам производства продуктов питания; М.В.Ломоносов в книге «О слоях земных» рассмотрел особенности воздействия среды на живой организм; А.А. Каверзнев в 1775 году издает работу «О перерождении животных», в которой он также применяет подходы к проблемам баланса человеческой и природной среды, воспринятые современным экологическим дискурсом; А.Т. Болотов, изучая влияние минеральных солей на садовые культуры, открывает некоторые системы классификации, которые сегодня применяются в практике охраны окружающей среды. В XIX веке выделяются в самостоятельные области исследований: экология животных и экология растений. Большой вклад в зарождение экологии внес крупный немецкий ученый А. Гумбольт, заложивший основы биогеографии в работе «Идеи географии растений». Важнейшей вехой в истории становления экологического дискурса становятся работы Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора и изменчивости, а один из последователей Дарвина, Э. Геккель, формализует имеющийся социальный интерес к проблемам соотношения природы и человеческой деятельности, предложив в 1886 году термин «экология» для новой науки об адаптации организмов к климатическим
условиям, через сто лет приобретшей относительно независимые предмет и объект. К числу авторов, работы которых позволяют проследить генезис экологии как науки, инвестировавшей в новую размерность общественного сознания - экологическое сознание, отнесены А. Дж. Лотка, В.Ф. Оствальд, А. ле Шателье, Ч. Адамс, Р. Пёрл, В. В. Алпатов, Г.Ф. Гаузе, В. Вольтерра, А.Н. Колмогоров, В. А. Костицын, А. Николсон, В. Бейли, А. Тенсли, Э. Бёрдж, Л.Л. Россолимо, Г.Г. Винбе, Дж. Э. Хатчисон, Р. Макартур, Э. Уилсон и др.;
вторая группа источников представлена собственно социально-философскими трудами, рассматривающими и осмысляющими тенденции складывания и трансформации связи человека и природы, природы и общества, включая в себя таких авторов как Д. Дидро, Ж. Ламетри, И. Кант, Г. Гегель, а также И.В. Бестужева-Ладу, Г. Кана, Э. Винера, Д.Х. Медоуза, Д. Л. Медоуза, В.В. Беренса, Й. Рендерса, М. Месаровича, Дж. Нэсбита, П. Эбурдина, Э. Тоффлера, Г.А. Ягодина и др., анализирующих «футурологически»-прогностические возможности экологического дискурса. В эту же группу включим социально-философские работы космистского толка, значение которых сложно переоценить: так, конце XIX в. В.И. Вернадский закладывает основы учения о биосфере, а затем и о ноосфере, предпринимая попытку крупного философского обобщения на стыке двух основных направлений его научной деятельности - биохимии и истории наук. Мысли Вернадского развивает Т. де Шарден. К числу работ, предлагающих концепции космистского типа, помимо трудов Т. де Шардена и В. И. Вернадского, относятся и труды Э. Леруа, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного, Н.Ф. Федорова, А. Л. Чижевского. К авторам эколого-аксиологической направленности отнесем Э. Ласло, Ф. Капра, А. Несса, Д. Мейси, Л. Уайта, Р. Атфилда, А. Швейцера, О. Леопольда и др., к авторам, концентрирующимся на этических основаниях осмысления природы - Ю.М. Свирижева, А. П. Огурцова, И.К. Лисеева, Б.Г. Юдина. К этой же группе источников отнесем труды, обосновывающие
целесообразность формализации исследований экологического сознания, принадлежащие таким авторам как Р.С. Карпинский, В. А. Лось, Ф.И. Гиренок, И.К. Лисеев, Э.В. Гирусов, Н.Н. Моисеев и др.;
третья группа в комплексе избранных источников - работы, посвященные проблеме генезиса феномена экологического сознания в его современном междисциплинарном понимании, рассматривающие отдельные компоненты экологического сознания с позиций социальной философии, геоэкологии, экопсихологии, антропологии, эколополитологии и пр. К их числу следует отнести работы М.В. Бородько, В. Т. Ганжина, Ю.З. Докторова, В. А. Писачкина, С.Н. Глазачева, Н.Н. Баранского, И.Р. Пригожина, А. В. Саблукова, И. Стенгерса, Б.М. Фирсова и др. К этой же группе отнесены источники, исследующие религиозный компонент экологического сознания в 60-хх гг. ХХ в., включая Дж. Стюарда, О. Хулькрантца, Л. Хонко. Включены в эту группу также и источники, изучающие экологическое сознание с точки зрения его утопичности, в том числе исследование С.А. Шишулькина «Онтологические и гносеологические основания социальной утопии», работа С.С. Сизова «Утопия и утопическое сознание», работа В.А. Лекторского «Идеал, утопия и критическая рефлексия», И.Ю. Куляскиной «О разграничении понятий: «утопия» и «утопизм», А.И. Володина «Утопия и история», В.А. Гуторова («Некоторые проблемы изучения античных социальных утопий в буржуазной науке»),Ю.Н. Давыдова («Социология и утопия») и др. В XX веке проблема уязвимости природы от антропогенного давления становится все актуальнее, появляются труды основателя Римского клуба А. Печчеи, активного участника деятельности Римского клуба Д. Медоуза, учёных Э. Пестеля, Й. Рандерса, М. Месаровича, которые под знаменем Римского клуба впервые призвали к гармонизации отношений с природой посредством обработки статистических данных и при помощи математического моделирования исторических процессов в целях конструирования вариаций будущего. Их работы дали импульс к широким
дискуссиям о модели мира, который безальтернативно должен двигаться по пути устойчивого развития, в научной и политической средах. Концепция устойчивого развития сразу после своего рождения привлекла под свои знамена ряд известных имён, например, президента Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию В. Стигсона. Знаменитый американский эколог Б. Л. Браун призывает общество экологически переориентировать экономику с тем, чтобы она перестала быть силой разрушающего характера, ведущей к экологическому коллапсу. Проблемы устойчивого развития наряду с вопросами экологической этики рассматривают в своих работах А. Нэсс, Р. Хокен, А. Леопольд и др. СССР и современные российские авторы тоже внесли достаточно весомый научный вклад в продвижение экологических идей и постулатов. Достаточно упомянуть такие имена как: академик РАН Н.Н.Моисеев, профессор Академии Госслужбы при Президенте РФ А.Д. Урсул, профессор Н.П. Ващекин, доктор ист. наук. профессор М.А. Мунтян, сподвижники Римского клуба О.К. Дрейер, В.А.Лось, А.Б.Вебер, В.Г.Горшков, В.И. Данилов-Данильян и др. Исследователи Н.Ф. Глазовский и Г.В. Сдасюк в своих работах дают анализ Концепции устойчивого развития в условиях глобализации.
Теоретико-методологическую базу диссертации составляют работы российских и зарубежных исследователей, посвященные проблеме генезиса и анализу структурного содержания феномена экологического сознания.
Методологической основой настоящей диссертационной работы выступают системный и междисциплинарный методы, основные положения социальной философии, философской антропологии,философии культуры. Методологическая стратегия анализа и организации материала настоящего исследования состоит в комплексном многофакторном подходе к проблеме генезиса, структуры и содержания экологического сознания, его содержательных констант, основных принципов функционирования, включает в себя как общенаучные, так и специальные методы исследования.
Выполнением поставленных в исследовании задач обусловлено применение системного подхода, методов междисциплинарного системного анализа и синтеза, исторической и современной реконструкции. К числу специальных методов исследования относятся проблемно-хронологический и сравнительно-исторический. В работе также применялся комплекс таких методологических подходов как реконструктивный анализ - изучение и интерпретация источников, их теоретическое осмысление, феноменологический анализ и герменевтическая интерпретация текстов; компаративистский анализ, позволяющий проследить и формализовать этапы эволюции представлений человека о природной среде, своей соотнесенности с ней. В исследовании использованы основные принципы и методы социально-философского анализа: социокультурный, диалектический принципы единства исторического и логического, принцип объективности, конкретности и полноты исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы, содержащие конкретные социальные исследования, посвященные выявлению и анализу содержания и структуры современного экологического сознания, результаты социологических измерений, аргументация и выводы, отражённые в опубликованных проблемных статьях, а также материалы наблюдений и личного опыта длительной практической работы автора.
Цель и задачи исследования.
Цель работы - в выявлении существенных тенденций процесса конституирования и содержательных констант феномена экологического сознания.
Задачи исследования:
- рассмотреть отношения человека и природы как предмет исторической и социально-философской рефлексии и зафиксировать исторически сложившиеся формы осмысления места человека в природной среде;
- выявить и охарактеризовать научный статус проблем, включенных в сферу интересов экологического сознания;
- продемонстрировать, как проявляются элементы мифологического и религиозного мышления в структуре современного экологического сознания;
- определить основные структурные и типологические черты феномена экологического сознания и основные тенденции его развития;
- изучить специфику экологического сознания как производную от глобализационных процессов современного мира;
- выявить причины возникновения и формы современного бытования социального экологического эскапизма, существующих утопических и социально-проективных стратегий;
- проанализировать имеющиеся практические стратегии по преодолению экологических проблем на индивидуальном, групповом и глобальном уровнях.
Научная новизна исследования:
- обоснована необходимость применения многофакторного подхода к оценке феномена экологического сознания как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровнях с целью преодоления сложившихся одномерных представлений в экологической проблематике;
- продемонстрирована неоднородность и эклектичная природа экологического сознания, включающего в себя элементы
научного знания, мифологических и религиозных представлений, субъективно-психологический, этический компоненты;
- выявлены основные тенденции формирования экологического сознания, сводящиеся к экопессимистическим, экооптимистическим, эконейтралистским и экоалармитстким моделям;
- сформулированы приоритетные направления формирования и анализа особенностей эволюции экологического сознания в его пространственно-временном историческом векторе;
- доказана утопичность существующих проектов выхода из декларируемого экологического кризиса.
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования мы расширяем знание в таких научных областях, как социальная философия и экология, что имеет большое значение для понимания того, как происходило формирование представления человечества о природе и окружающей среде. Сформулированные в диссертации суждения и выводы значимы для социогуманитарных научных направлений, касающихся изучения места и роли экологического сознания в современных условиях глобализации и урбанизации. Ряд положений работы вносит вклад в развитие специализированной теории и методологии, связанной с тематикой, касающейся разрабатываемой модели по выходу из кризисной экологической ситуации, в которой уже сейчас находится человеческая цивилизация.
Практическая значимость. Материалы настоящего исследования содержат рекомендации по формированию экологического сознания, которые могут быть адресованы органам власти, природоохранным организациям и воспитательно-образовательным учреждениям. Сделанные в работе обобщения могут быть использованы в исследованиях по социологии и экологии, в методических разработках различных экологических
дисциплин, при анализе феноменов социального мифотворчества. Материалы работы применимы к задачам образовательного процесса в высшей школе и могу служить основой для разработки программ учебных дисциплин по таким предметам как социальная философия, социальная антропология, религиоведение, история экологии, теория массовой культуры, комплексу экологических дисциплин.
Результаты исследования:
- проанализирована структура связи человека и природы в историко-философском ключе, на основании чего выделены исторические типы осмысления взаимоотношений человека и природы - натуроцентрический, антропоцентрический, теоцентрический, технократический, гармонически-проективный;
- типологизированы и охарактеризованы основные стратегии моделирования экологического сознания, включающие в себя группы алармистских, оптимистических, пессимистических, нейтралистских типов;
- установлена и обоснована стратификационная неоднородность содержательного компонента экологического сознания, включающая в себя техноцентрическую, экоцентрическую, натуралистическую, традиционалистскую, «неприсоединившуюся» модификации;
- выявлен и охарактеризован научный статус проблем, составляющих проблематику экологического сознания, констатировано ее преимущественно ненаучное содержание;
- продемонстрировано наличие в экологическом сознании элементов мифологического и религиозного сознания;
- определен статус экологического сознания как элемента массовой культуры;
- выявлена связь экологического сознания с современными глобализационными процессами;
- продемонстрированы тенденции универсализации экологического дискурса и его вторжение во все сферы жизни общества, как на индивидуальном, так и на глобальном уровне;
- выявлены и проанализированы основания современных форм бытования экологического сознания - социального экологического эскапизма, утопических и проективных стратегий.
Апробация результатов научного исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в ведущих научных изданиях, входящих в список рецензируемых ВАК:
1. «Экологичность индивидуального и коллективного сознания как условие выживания современного человека». //Международный научно-исследовательский журнал. № 2-4(44), 2016. С.- 80-83.
2. «Интроспективный взгляд на современный кризис общественных отношений в России и мире». // Международный научно-исследовательский журнал. № 3 (45), 2016. - С. 108 -113.
3. «Феноменология имиджа российской коррупции общественных отношений».// Международный научно-исследовательский журнал. № 3 (45), 2016. - С. 113-117.
Некоторые положения диссертационного исследования опубликованы в статье в рецензируемом научном издании:
1. Володин Д.З., Мальцева Ю.М. «Экологический дискурс -
современная утопия»// StudiaCulturae. Вып. 4 (34) - СПб, 2017- С.190-
196.
Апробация материала была проведена в процессе чтения лекций, проведения семинарских занятий, коллоквиумов по философским проблемам экологии студентам СПбГУ.
Диссертант ведет активную просветительскую и популяризационную деятельность в области современной экологической проблематики в качестве руководителя Межрегиональной Природоохранной Правозащитной Организации «Комиссия экологической экспертизы», выступает с публичными лекциями цикла «Планета, взятая в долг» в рамках сотрудничества с международным экономическим Саммитом в Казани (май 2016 г.), принимает участие в конференциях:
1. IX Международный экономический саммит (18-20 мая 2017 г.);
2. Washington State Nonprofit Conference (17 мая 2017 г.);
3. Canada's Oceans Summit, Ottawa, QC ( 08 июня 2016 г.);
4. 2016 WA State Nonprofit Conference - Workshop (май 2016 г.);
Положения, выносимые на защиту:
- экологическое сознание представляет собой специфически тематизированную размерность индивидуального и общественного сознания, сложившуюся к началу ХХ века как реакция на проблемы постиндустриального, глобального, техногенного общества;
- экологическое сознание мультиреферентно и структурно неоднородно, поскольку включает в себя как научно-обоснованные, так и ненаучные типы взглядов;
- исторические типы доэкологического сознания, сложившиеся за историю существования человека, присутствуют в экологическом сознании одновременно и параллельно;
- экологическое сознание современного общества представляет собой духовно-практическую реакцию коллективного сознания, порождённую субъективными представлениями о разрушительном воздействием человека на среду и объективно существующими местными и глобальными экологическими проблемами;
- существующие экологические проекты по преодолению кризисных явлений в экологической среде отличаются утопичностью, мифологичностью и региональной несоразмерностью;
- структура глобального экологического сознания к началу XXI в. сформирована слабо, что вовлекает в нее разнородные элементы и расширяет экологический дискурс на все сферы жизни общества.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Основные культурно-идеологические детерминанты "экологического сознания"2010 год, кандидат культурологии Лосев, Виталий Сергеевич
Экологическая ориентация сознания как фактор современного мировоззрения2009 год, доктор философских наук Тронина, Лариса Анатольевна
Феномен экологического сознания: Социально-философский анализ2002 год, доктор философских наук Беркут, Виктор Петрович
Философские основания выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса2001 год, доктор философских наук Хохрина, Елена Николаевна
Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций2001 год, доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Володин Дамир Зулькарямович, 2019 год
Список использованной литературы
1. Абдурахманов Р.А. История психологии. URL http://psyera.ru/4426/gumamsticheskaya-psihologiya-maslouCTaTa обращения 27.02.2017)
2. Августин Бл. Исповедь. URL http://lib.ru/HRISTIAN/AWRELIJ/ispowed.txt (Дата обращения 20.11.2016)
3. Аинса Ф. Реконструкция утопии. М.: Наследие. 1999. - 205с.
4. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории / Н. М. Аль-Ани. - СПб, 2004. - 184 с.
5. Альтернативные поселения. URLhttp://www.penpal.su/forum/showthread.php?t=84 (Дата обращения. 17.01.2017)
6. Арефьева Н.Г. Дионисийские черты лирической героини в поэтическом сборнике Вячеслава Иванова «СогАМеш».//Вестник ОГУ №11 (147)/ноябрь2012.С. 4-9.
7. Аристотель. Метафизика. Кн.1. Гл.2. 3а. http://lib.ru/ POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt_with-big-pictures.html#3 (Датаобращения. 21.12.2015)
8. Аристотель. Никомахова этика. СПб: Издательство: АСТ, 2010 г. - 496 с.
9. Аристотель. О Душе. Соч. в 4-х томах. Т.1 М.: Мысль, 1976. - с.371-448.
10. Аристотель. О частях животных. М.—Л.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937 г. - 220 с.
11. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 376-644.
12. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. Концепции современного естествознания. Ростов: Феникс, 2008. - 402 с.
13. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и Новое время («фюсис» и «натура»). М.: «Наука», 1988.- 208 с.
14. Барашков В. О. Хульткрантц. URL https://religious-studies.fzrw.info/doku.php?id=хульткрантц_оке (Дата обращения 11.01. 2017)
15. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Culture/Belik/_intro.php (Дата обращения 22.01.2017)
16. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные социальные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Мысль, 1984. - 154с.
17. Бойко В.Н. Сравнительный анализ концепций пространства
и времени в философии И. Канта и теории относительности А. Эйнштейна. Автореф. дисс. к.ф.н. URL
http://cheloveknauka.com/sravnitelnyy-analiz-kontseptsiy-prostranstva-i-
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28
29
30
31
32
33
34
vremeni-v-filosofii-i-kanta-i-teorii-otnositelnosti-a-eynshteyna (Дата обращения 02.02.2017)
Бруно Дж. О причине, начале и едином. URL
http://psylib.org.ua/books/bruno01/txt01.htm (Дата обращения 13. 12. 2016). Букчин М. Мы - зелёные, мы - анархисты.
URLhttps://avtonom.org/old/lib/theory/boukchin/greens.html?q=lib/theory/bou
kchin/greens.html (Дата обращения. 17.01.2017)
Букчин М. Экотопия. // Газета саратовских анархистов
№5, сентябрь 1990. URL http://aitrus.info/node/706 (Дата обращения.
17.01.2017)
Бурковский М. В. Мифология в свете
философских исканий Шеллинга // Вестник СПбГУКИ. 2013. №3 (16) С.124 - 128.
Бэкон Ф. Великое восстановление наук. URL
http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka1.txt_with-big-pictures.html#6 (Дата обращения 02.03. 2017)
Бэкон Ф. Об истолковании природы и царстве человека. // Он же. Новый Органон. URL http://lingvo.asu.ru/english/texts/philosophy/org01.html (Дата обращения 02.03. 2017)
Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль. - 1967. -376с. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука. - 1989.- 258с. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука. - 1978. - 358с. Вернадский В.И: Размышления натуралиста. М: Мысль. -1975. - 174с. Вернадский В.И: Философские мысли натуралиста. М.: Наука. - 1988.519 с.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. URL http://www.sno.pro1.ru/lib/ver/vernan11.htm (Дата обращения 5.12.2016) Вико Дж. Основания науки об общей природе наций. - М.: ИСА, 1994. -618 с.
Володин Д.З. Экологичность индивидуального и коллективного сознания человека как фактор и условие выживания вида HomoSapiens в условиях перетекания экологического кризиса в экологическую катастрофу. // Международный научно-исследовательский журнал. № 2-4 (44), 2016. -С. 80-83.
Вольтер. Послание к автору книги о трех самозванцах.
URL http://www.bibliotekar.ru/encSlov/6/6.htm (Дата обращения
31.01.2017)
Всемирная энциклопедия: Мифология. - Мн.: Современный литератор, 2004. - 1088с.
Гадамер Г.-Г. Миф и разум. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. - С.92-99.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. URL http://www.philosophy.ru/library/gaid/02/2.html (Дата обращения 8.09. 2016)
Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989. - 352 с.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. http://www.nnre.ru/filosofija/yenciklopedija_ filosofskih_nauk_chast_pervaja_logika/p4.php (Дата обращения 23.02. 2017) Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа.
URL http://lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt (Дата обращения 23.02. 2017)
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. - М.: Мысль, 1975.- 695 с. Гераклит.// Фрагменты ранних греческих философов.Ч.1. URLhttp://www.plato.spbu.ru/TEXTS/lebedev/geraklit.htm (Дата обращения 5.12.2016)
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества: Перевод и примеч. А. Михайлова. - М.: Наука, 1977. - 447с.
Гёте И.В. Избранные философские произведения.-М.:Наука, 1964. - 520 с. Гирусов Э.В. Проблема прогресса в свете социальных и природных процессов. М.: Прогресс, 1990. - 217с.
Глушкова О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры. //Архитектон: Известия вузов. № 26. URL http://archvuz.ru/2009_22/35 (Дата обращения 6.02.2017)
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. URL (Дата обращения
09.092016)http://lib.ru/FIL0S0F/G0BBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html
Гольбах Г.А. Система природы или о законах мира физического и мира
духовного. М.: Соцэкиз. - 1940. - 456с.
Горелов A.A. Социальная экология. М., 1998 г. - 262с.
Горичева Т.М. Святые животные. СПб.:
Высшая религиозно-философская школа. 1993.- 51 с.
Горный Е. Обручи. // Слово. URL
http://www.portal-slovo.ru/slovo/39617.php?PRINT=Y (Дата обращения: 20.02.2017).
Горфункель Л.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. URL http://padaread.com/?book=94864 (02.01.2017) Горц А. Их экология - не наша! http://www.aitrus.info/node/627 (Дата обращения. 17.01.2017)
Гримм Я. Немецкая мифология // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - С. 54—72.
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Грицанов А.А. Онтология// История философии. URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Grican/_110.php (Дата обращения. 17.01.2017)
Гутман И.Е. Компьютерные виртуальные игры. Автореф. дисс. URL СПб, 2009. http://cheloveknauka.com/kompyuternye-virtualnye-igry(Дата обращения 25.02.2017)
Гуторов В.А. Античная социальная утопия: URL http://www.sno.pro1.ru/lib/gutorov_antichnaya_socialnaya_utopiya/2.htm (Дата обращения: 13.05.2015).
Давыдов А.А. Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего. URL http://futurologija.ru/texts/utopiya-i-antiutopiya-kak-specificheskie-formy-otnosheniya-k-modusu-budushhego/ (Дата обращения 15.02.2017)
Давыдов О. Б. Философский аспект социального эскапизма в эпоху виртуальности. //Вестник СВФУ, 2015, том 12, № 2. - С. 77-81. Данилов-ДанильянВ.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия. М.: 1994 г. - 164с.
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. URL http://ecoethics.ru/old/m6.3/1.html (Дата обращения 2.07.2016)
Дмитриева А.В. Философия как метафизика: от античности до Нового времени. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2011. URL https://sibac.info/conf/social/vi/25960
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. URL http://pandia.ru/text/78/541/79144-15.php (Дата обращения 01.07.2016)
Доброхотов А. Л. Метафизика // Новая философская энциклопедия. URL http://iph.ras.ru/elib/1869.html (Дата обращения 01.07.2016) Долбинов В. Экопоселение или родовое поместье - возрождение традиций. URL https://www.rmnt.ru/story/house/739457.htm (Дата обращения 5. 02.2017)
Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. URL http://lah.ru/konspekt/back/shumer1.htm (Дата обращения 15.12.2016) Ермилов К. А. Онтологические предпосылки экологии техногенной цивилизации и немецкая классическая философия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №108.
URLhttp://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskie-predposylki-ekologii-tehnogennoy-tsivilizatsii-i-nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya (Дата обращения 03.02.2017)
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. URL http://yanko.lib.ru/books/cultur/zizek-welkome.htm (Дата обращения 22.02.2017)
Житомирский И.С. «Неолитический парадокс» Леви-Стросса. URL http://is zhitomirsky.narod.ru/R_The_Human_Appearance.htm (Датаобращения 20.12.2016)
Жмудь Л.Я. Наука, Философия и религия в раннем пифагореизме. URL.http://www.sno.pro1.ru/lib/zhmud/11.htm (Дата обращения 9.09.2016) Жолдош Г. Законы толпы. URL http://gzholdosh.ru/zakony-tolpy/(Дата обращения 13.02.2017)
Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2011.- 880с.
История философии. Запад-Россия-Восток. Под. ред. Мотрошиловой Н.В. Кн. 2. Философия XV-XIX вв. М., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2012. - 557с.
Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г.Дашевского. М.: НЛО, 2000,. - 538 с.
Камю А. Речь от 10 декабря 1957 года. // Он же. Шведские речи. URL http://lib.ru/INPROZ/KAMU/shwed.txt (Дата обращения 22.02.2017) Кельтская мифология. URL
http://www.ereading.club/bookreader.php/220/Kel%2tskaya_mifologiya.html (Дата обращения 17.12. 2016)
Кемпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. - Пер. с англ. Кирилл Семёнов. - К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256 с. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века).— М.: Мысль, 1974. — 279 с. Кессиди Ф. «От мифа к логосу» (становление греческой философии). М., «Мысль», 1972,-310с.
Козырева Л.В. Феномен эскапизма: социально-философский анализ. Автореф. дисс. URL http://cheloveknauka.com/fenomen-eskapizma-sotsialno-filosofskiy-analiz (Дата обращения 22.02.2017) Колодный А.М.История религий в Украине. URL
http://uchebnikionline.com/religiovedenie/istoriya_religiyi_v_ukrayini/sporidn enist_viruvan_slovyan_keltiv.htm (Дата обращения 17.12.2016) Кочергин В. И. Мудрые мысли о науке и жизни. Томск.: Изд-во ТомГУ, 2015. - 246 с.
Кочетков В.В., Лымарь М.П. Китайская национальная идентичность: чтобы понять китайский народ. URL
http://русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/2801-kitaiskaya-nacionalnaya-identichnost-chtoby-ponyat-kitaiskii-narod (Дата обращения 12.12.2016)
Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник.- Волгоград, Интерглосс, 2000. - 560 с.
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
10
Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. URL
http://verigi.ru/?book=178&chapter=
16#.WKCt5Jmg_Mw(Дата обращения 17.01.2017)
Кругликова В. П. Символико-мифологические аспекты образа дерева в русской народной традиции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №4. С.104-108.
Круглова Г.А. Христианская глобалистика: генезис и эволюция. Автореф.
дисс. д.ф.н. URL http://cheloveknauka.com/hristianskaya-globalistika-
genezis-i-evolyutsiya(Дата обращения 15.02.2016)
Круглый стол по Родовым поместьям на Московском Экономическом
Форуме - 2016. URL http://anastasia.ru/news/detail/26393( Дата обращения
22.02.2017)
Крыжановский А.П. История древнего Востока. URL http://banauka.ru/2049.html (Дата обращения 15.12. 2016) Кубанова Т. А. Мудрый Мир НаНай. - СПб.: Турусел, 2006 - 195 с. Кузнецов В.Г. Немецкая классическая философия. М.: Высшая школа. 2003.- 440с.
Кузанский Н. Об учёном незнании. http://pandia.ru/text/78/489/40381.php (Дата обращения 8.09. 2016)
Кузнецов Б.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М.: Наука, 1970. - 203 с.
Курикалов Ю.Л. Христианский Космизм и «Русский путь» в экологии. URL http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161314.htm (Дата обращения 15.02.2016)
Культ Анастасии. URL http://missia-spb.ru/kult-anastasii /(Дата обращения 18.02.2017)
Кучеров И.Б. Охрана природы как часть христианского учения / И. Кучеров // Христианство и экология: Сборник статей / ред. Т.М. Горичева/ - СПб. : Изд-во РХГА , 1997. - С.330-343. Ламетри Ж. О. Человек-машина // Он же. Сочинения. М.: Мысль, 1983. -С. 168 - 226.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.- М., 1930. - 337 с. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с. Лега В.П. Тертулиан «Это несомненно, ибо невозможно!». Почему знаменитый богослов был врагом философии? URL http://www.pravoslavie.ru/90503.html (Дата обращения. 20.11.2016) Литинская Дж. Г. Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества. Автореф. дисс. к.ф.н. М.,2012. URL http://cheloveknauka.com/ekzistentsialnyy-eskapizm-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-sovremennogo-obschestva (Дата обращения 25.02.2017) Лойфман И.Я. И. Кант — человек науки // Дискурс-Пи. 2004. №1. С.171-172.
101
102.
103
104.
105
106.
107.
108
109
110.
111
112.
113
114.
115
116.
117.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. URL
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_DialMif/ (Дата обращения 20.12.2016)
Лосев А.Ф. История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1998. - 192 с.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. URL http://psylib.org.ua/books/lose004/index.htm (Дата обращения 20.12.2016)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. URL http://psylib.org.ua/books/lose006/index.htm (Дата обращения 20.12.2016) Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. URL http://psylib.org.ua/books/lose001/index.htm (Дата обращения 5.12.2016) Лосев А.Ф. Тимей. Мифологическая диалектика Космоса.// Он же. Комментарии к диалогам Платона. URL
http://psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (Дата обращения 6.12.2016) Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы) / Под ред. А.Д. Урсула. М., 2000 г. - 192с. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура. URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/mif_im.php (Дата обращения. 04.04. 2016) Лукреций. О природе вещей. URL
http://modernlib.ru/books/tit_lukreciy_kar/o_prirode_veschey/read (12.04. 2016)
Лукьянов А.В, Валиахметова А.Х., Насырова Д.Х. Смысл трансцендентального учения И.Г. Фихте о природе.// Вестник ВЭГУ, №6, 2011. - С. 83-99.
Мамедов Н.М. Глобализация как современное состояние исторического процесса // Эпоха глобальных перемен. - М,: МГИДА. 2004. - С.40 -47.
Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 1999. - 205с. Мальцева Ю.М. Исчезающая вещь в искусстве: влияние информационной культуры на современную художественную практику .// StudiaCulturae: Вып. 3 (33): СПб. - С. 156-170.
Мариенгоф И.Ф. пр. Введение в святоотеческое богословие. http://aleteia.narod.ru/inquisitio/meyend1/07.html (Дата обращения 3.06. 2016)
Маркс К. Наемный труд и капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М;: Политиздат. - 1957. - Т.6. - С.441-445.
Мартынов Д.Е. Утопизм и либерализм: основания критики и опыты апологии//. Научный журнал КубГАУ, №24(8), декабрь 2006 . - С. 1-15. Мельник Н.Б. Философия природы и человека Ж.- Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания. Автореф. дисс.
118
119
120.
121
122.
123
124.
125
126
127
128
129
130.
131
132.
133
134.
135
URLhttp://cheloveknauka.com/filosofia-prirody-i-cheloveka-zh-zh-russo-kak-osnovanie-kontseptsii-estestvennogo-vospitaniy (Дата обращения 02.03.2017) Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс Й. За пределами роста. // М.: «Прогресс - Пантея», 1994. 304с.; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс Й. Беренс В.В. Ш. Пределы роста.. М.:, 1991. 204с. Милетенский Е.М. Поэтика мифа.
URLhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/02.php
(Дата обращения. 04.04 2016) Миртов Д.П. Схоластика. // ЭСБЕ. URL http://www.vehi.net/ brokgauz//.(Дата обращения 11.07.2016) Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского. URLhttp://www.bibliotekar.ru/mif/13.htm (Дата обращения 16.12.2016)
Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского.
URLhttp://www.bibliotekar.ru/mif/13.htm
(Дата обращения16.12.2016)
Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского.
URLhttp://www.bibliotekar.ru/mif/13.htm
(Дата обращения16.12.2016)
Мифология. Функции мифа. Мифологические школы // Культурология. Теория, школы, история, практика. URL
http://www.countries.ru/library/mif/mifol.htm (Дата обращения 04.04. 2016) Михайлов Ф.Т. Диалектика. // Новая философская энциклопедия. URL http://iph.ras.ru/elib/0952.html (Дата обращения 24.02.2017) Можейко М.А. Киники. Сократические школы //История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. - С. 1008-1010.
Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26 - 32.
Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. - С. 3-10. Моисеенко Г.В. Пифагорейская философия. URL
http://scicenter.online/istoriya-filosofii/moiseenko-pifagoreyskaya-filosofiya-65007.html (Дата обращения 28.08.2017)
Мухин А. С. Категории «пространство» и « время» в философии античности, средних веков и Возрождения.// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. №. 37, Т.14, СПб, 2007.- С. 137-142.
Некрасова Е.Н.. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк— М.: МФТИ, 2007.— 160 с.
Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994. — 216 с.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. http://az.lib.ru/n/nicshe_f/text_0010.shtml (Дата обращения 12.02.2017) Нэш Р. Дикая природа и американский разум. Киев, 2001. - 205с
136.
137.
138
139
140
141
142.
143
144.
145
146
147
148
149
150.
151
Огудин В.Л. Сакральная экология. Формы религиозно-экологического
мировоззрения. Киевский эколого-культурный центр. Серия:
Природоохранная пропаганда. Вып. 20. 2003.- 152 с.
Ориген. О началах. кн. 1 URL. http://mstud.org/library/o/origen/princip1.htm
(Дата обращения 17. 07. 2016)
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. URL
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_voss/index.ph
(Дата обращения 22.02.2017)
Ортега- и-Гассет Х. Размышления о технике. URL
http://www.kph.npu.edu.ua/!e-book/tpft/data/W0LG%20%23%201
(Дата обращения 13.02. 2017)
Павленко А.Н. Реконструкция эпистологических оснований европейской космологии. Автореф. дисс. д.ф.н. URL
http://www.dissercat.com/content/rekonstruktsiya-epistologicheskikh-osnovanii-evropeiskoi-kosmologii (Дата обращения 13.02. 2017) Пивоваров Ю. Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность.// Общественные науки и современность. №6, 2001. - С. 101113
Письмо Председателя комиссии Международной премии Гузи. URL http://bytdobru.info/novosti/776-vladimir-megre-laureat-premii-guzi-2011 (Дата обращения 22.02.2017)
Платон. Государство. URL http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt (Дата обращения. 5.12.2015)
Платон. Тимей. URL http://psylib.org.ua/books/plato01/27timei.htm (Дата обращения. 5.12.2015)
Платон. Критий. URL http://psylib.org.ua/books/plato01/28kriti.htm (Дата обращения. 5.12.2015)
Плутарх. Гай Марий и Пирр.// Сравнительные жизнеописания. Т.1. URL http://lib.ru/POEEAST/PLUTARH/plutarkh4_11.txt (Дата обращения 12.12.
2015)
Погорелов О., Карпенко М. П. А. Флоренский и Гёте: мифосимвол или протофеномен? URL http://pandia.ru/text/79/422/34199.php (Дата обращения 10.12. 2016)
Погорельчик. А, В. «Человека-масса». Автореф. дисс. к.ф.н. URL http://cheloveknauka.com/chelovek-massa. (Дата обращения 13.02.2017) Покровский Н. Е. Генри Торо. URL http://www.e-reading.club/chapter.php/1033391/0/Pokrovskiy_-_Genri_Toro.html (Дата обращения 8.02.2017)
Раджабов О. Р. Формирование механистической картины мира // Современные наукоёмкие технологии. 2007. №10 С.87-90. Рассел Б. История западной философии.
URLhttp://philosophy.ru/library/russell/01/04.html#6 (Дата обращения 8.09.
2016)
152.
153
154.
155
156.
157.
158
159
160.
161
162.
163
164.
165
166.
167.
Реале Дж., Антисери А. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1-4. // URL http://krotov.info/library/17_r/el/reale03.html# (Дата обращения 8.09. 2016)
Рубанова Е.В. Элементы экологического знания в философии Платона и Аристотеля.//Известия Томского политехнического университета, №6, Т318, 2001. - С. 61-66
Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре или Принципы политического Права. URL http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt (Дата обращения
10.08.2015)
Сектоведение. URLhttp://www.odinblago.ru/sektovedenie/obzor__ neoyazichestva/32_kult_anastasiya/( Датаобращения 22.02.2017) Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. URL http://www.bibliotekar.ru/socialnaya-ecologia72.htm (Дата обращения
12.12.2016)
Славянская мифология.//Мифы народов мира. URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/2243.php (Дата обращения 16.12.2016)
Смирнов М.Ю. Российское общество между мифом и религией. Спб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2006. - 228с. Смирнова Ю. Д, Утопия, утопизм, утопическое сознание - основные смыслы.// Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 153.кн.1, 2011. - .С. 141-148.
Соколов Б.Г., Соколов Е.Г.МЫСЛИТЬ (СО) ВРЕМЕННОСТЬ. I БЛОК Санкт-Петербург, 2011.
Соколов Б.Г. Современная размерность истории: исторический топос события. // Метафизические исследования. 1997. Т. 2. №2 (2). С. 5 Спасский А.А. История догматических учений. URLhttp://www.krotov.info/history/04/kern/spassky04.htm (3.06.2016) Степанова А.С. Физика стоиков. Доминирующие принципы онтокосмологической концепции. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 164 с. Стецко Е.В. О роли неправительственных организаций в решении внешнеполитических задач Российской Федерации: анализ положений обзора внешней политики РФ 2007 г.// Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке Сборник научных трудов// Сост. В.С. Ягья //СПб. Нестор-История, 2007.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989. -573 с.
Тарнас Р. История западного мышления. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.
Ткаченко Р.В. Утопия как футурологический проект Вестник СевГТУ / Севастоп. гос. техн. ун-т; Ред. А. В. Миронов. - Севастополь : Изд-во СевГТУ, 2005. - Вып. 69: Философия. - С. 183-194.
168
169
170.
171
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180.
181
182.
183.
184.
185.
Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. URL http://bwbooks.net/index.php?author=tokarev-sa&book=1991&category=obrazovanie&id1=4 (Дата обращения. 04.04 2016) Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005 - 544с.
Трифонова Г. А., Чувашенко И. А. Развитие экологического движения в России // Научные труды Дальрыбвтуза. 2008.Т 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskogo-dvizheniya-v-rossii (дата обращения: 20.02.2017
Труфанова Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий.// Философия культуры. №3, 2012. URL http://www.nbpublish.com/view_post_225.html\ (Дата обращения 25.02.2017)
Туганова О.Э. Американский характер. Импульс реформаторства:
Очерки культуры США. М., 1995. - 319с.
Уитмен, У. Листья травы. - М, «Текст», 2014. - 365 с.
Уорн Р. Новые подходы в североамериканском религиоведении. URL
http://religious-life.ru/2011/03/uorn-r-novyie-podhodyi-v-
severoamerikanskom-religiovedenii (Дата обращения15.02.2017)
Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука. - 1990. - 269с.
Ферма. URL http://эко-община.рф/sut-eko-poseleniy/obshchina-ferma-
primer/ (Дата обращения. 17.01.2017)
Фёдоров И.А., Поздняков М. М. О субкультуре молодёжного «перфекционного эскапизма». // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки, №7 (135), 2014, С. 25-29.
Философия. Под ред. В.П. Кохаовского. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1995. - 576 с.
Флегонтова С. Русский персонализм и экология // Христианство и
экология. Сборник статей и материалов конференции: URL
http://rchgi.spb.ru/Izdat/Chrstian/EC3.htm (Дата обращения 15.02.2016)
Фома Аквинский. Сумма теологии. Издательство:
Киев: Ника-Центр, Эльга; Москва Элькор-МК, 2002. - 560 с.
Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М.: АСТ, 2003 - 784 с.
Фурта С. Китеж: эко-поселение в Калужской области. URL
http://ezotera.ariom.ru/2006/07/10/kitezh.html (Дата обращения 05.02. 2017)
Хёсле В. Философия и экология. URL
http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000805/ (Дата обращения 22.01.2017)
Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии. http://www.ecoethics.ru/old/b46. (Дата обращения 15.02.2016)
Цыгульский В.Ф. Диалектика истории человечества. Кн. 20. Пермь 2016. URL http://www.ereading.club/bookreader.php/1044017/
Dialektika_istorii_chelovechestva._Kniga_20.pdf ( Дата. Обращения 1.03.2017)
186. Что такое Сеть спасения тайги? URL http://old.forest.ru/rus/org/trn/ (Дата обращения: 20.02.2017)
187. Шалаев В.С., Хуторова Н.А. Энвайроментализм как движение в защиту окружающей среды.// Лесной вестник. №7, 2013. - С. 7-22
188. Т. Де Шарден Феномен человека. URL http://www.psylib.org.ua/books/shard01/ (Дата обращения 14.02.2017)
189. Шахнович М.М. Философия религии Эпикура и эпикурейская тр традиция в истории европейской мысли. Автореф. дисс. д.ф.н. URL http://cheloveknauka.com/filosofiya-religii-epikura-i-epikureyskaya-traditsiya-v-istorii-evropeyskoy-mysli (Дата обращения 15.05.2015)
190. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496с
191. Шишкин Д.П. Многообразие форм утопии в современной культуре. Автореф.дисс URL http://cheloveknauka.com/mnogoobrazie-form-utopii-v-sovremennoy-kulture (Дата обращения 23.01.2017)
192. Шишулькин С. А. Онтологические и гносеологические основания социальной утопии. Авторф. Дисс.
URL.http://cheloveknauka.com/ontologicheskie-i-gnoseologicheskie-osnovaniya-sotsialnoy-utopii#ixzz3bh1P9mKk (Дата обращения: 22.05.2015)
193. Шопенгауэр А. О воле в природе. URL http://samlib.ru/k/koncheew/sh_o_vole.shtml#h008 (Дата обращения 12.02. 2017)
194. Щипанов И.Я. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. В 2 томах. Том 2 Л.: ГИПЛ, 1952.- 593 с.
195. Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. - 1998. - № 11. - С. 20-29
196. Экологически вредное христианство. URL http://ecoethics.ru/old/m12/4.html (22.02. 2016)
197. Эмпедокл. О природе. URLhttp://ancientrome.ru/antlitr/empedokles/nature.htm (Дата обращения. 25.05. 2016)
198. Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг» СОЧИНЕНИЯ, ТОМ XIV. - М. 1931 г.
199. Энгельс Ф. Диалектика природы. URL http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s01/z0001011/st000.shtml (Дата обращения. 23.12.2016)
200. Эпос о Гильгамеше. http://lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt (Дата обращения 15.12.2016)
201. Эскапизм: общая характеристика. URL http://www.anypsy.ru/content/eskapizm-obshchaya-kharakteristika-ukhod-ot-sovremennogo-realnogo-mira/ (Дата обращения 25.02.2017)
202. Яворский Д.Р. От «природы» к «культуре»: судьба натурализма в Немецкой классической философии. // Вестник ВолГУ. Серия 7:
Философия. Социология и социальные технологии. 2011. №7-13. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ot-prirody-k-kulture-sudba-naturalizma-v-nemetskoy-klassicheskoy-filosofii. (Дата обращения 01.02.2017)
203. Яковлев В.В. Религиозно-философские и материалистические воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка и Дж. Толанда на страницах советского журнала «Научные доклады высшей школы. Философские науки». // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387). Философские науки. Вып. 40. С. 101-110
204. Янишевская И.В. Информационная война как коммуникативный процесс: опыт истории и реалии современности // Вестник гуманитарного факультета СПбГУТ им. Проф.М.А. Бонч-Бруевича. №8, 2016. - С. 52-58
205. Brown D.A. Integrating environmental ethiccs with science and law // Environ. Prof. 1990. - Vol. 12, № 4. - P. 344 - 350
206. Evans A. This Virtual Life: Escapism and Simulation in Our Media World" Fusion Press UK, 2001
207. Jasvin V. Ekologiskaistrening un ekologiskapsihologija // Informativaisbiletens Vide 1991. -№ 5. - P. 15 - 18
208. Hawley A. Human ecology // International enciclopedia of the social sciences. N. Y. 1968. - V. 4. - P. 328 - 337
209. Hollander P. The Survival of the Adversary Culture: Social Criticism and Political Escapism in American Society New Brunswick, 1991
210. Left H. L. Experience, Environment and Human Potentials. L., 1980. -P. 8-9
211. Lotka, A. J. Twentyfive years of health progress, N. Y., 1937 (совм. с L. I. Dublin)
212. MacArthur, Douglas. Reminiscences. United States Naval Institute: 2001.
213. Oppenheim A.L Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization. URL:https://oi.uchicago.edu/sites/oi.uchicago.edu/files/uploads/shared/docs/an cient_mesopotamia.pdf (Дата обращения 18.07.2015)
214. TuanY.- F. Escapism. Baltimore, 1998
The State University of Saint-Petersbutg
Manuscript
VOLODIN Damir Zul'karyamovitch Ecological consciousness evolution: From utopia to science
Specialisation 09.00.11 - social philosophy
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.