Эволюция детективного романа в американской литературе XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Агеева, Марина Геннадьевна

  • Агеева, Марина Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 155
Агеева, Марина Геннадьевна. Эволюция детективного романа в американской литературе XX века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Ижевск. 2014. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Агеева, Марина Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_3

Глава 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения детектива, го литературные истоки и развитие в XX столетии_21

Глава 2. Профессиональная этика «крутого» детектива в романах

Дешила Хэммета и Реймонда Чандлера_48

Глава 3. Образы полиции и полицейских в детективе

полицейской процедуры Эда Макбейна_73

Глава 4. Особенности изображения системы правосудия и ее

представителей в юридическом триллере Джона Гришэма_103

Заключение_128

Список литературы_134

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция детективного романа в американской литературе XX века»

ВВЕДЕНИЕ

В ряду разнообразных явлений мировой художественной литературы двадцатого столетия детектив занял особое место. Возникший как разновидность судебно-криминальной журналистики детектив из произведения нехудожественной словесности превратился в один из наиболее ярких феноменов мировой беллетристики и так называемой массовой литературы.

Особое место в этом процессе глобальной интернационализации занял американский детектив. Именно в литературе США он преодолел как жанровые границы внутри повествовательного рода литературы, так и привычные разделы между видами искусства. В течение двадцатого века детективный нарратив последовательно становился сюжетной основой для радио-спектаклей и театральных постановок, сюжетно-образным фундаментом кино-, теле- и видеофильмов, а также сценарной матрицей компьютерных игр.

Кроме того, американский детектив оказал огромное влияние на соседствующие и конкурирующие литературные практики - вестерны, научную фантастику, триллеры, шпионские боевики, уголовные романы. В XX веке детективные структуры стали существенным элементом творчества таких философски ориентированных авторов-интеллектуалов, как У. Фолкнер, В. Набоков, X. Л. Борхес, Т. Пинчон, Дж. Барт, Д. Бартельми и др.1

Можно сказать, что именно детективная литература США во многом определила характер восприятия американской культуры XX века в других

1 Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма. Автореф. дис. ...д-ра филол. наук. Москва, 2011; Лаврентьев А..И. «Черный юмор» в американском романе 1950-х- 1970-х гг. Дисс.. канд. филол. н. Ижевск, 2004.

странах мира. К началу XXI века, благодаря научно-техническому прогрессу и активному распространению информационных технологий, именно американская модель литературно-художественного осмысления моральных и правовых аспектов бытия, в частности, понятий справедливости и правосудия, стала доминирующей в мировом культурном пространстве. Так, Дж. Кавелти, обращаясь к причинам популярности детектива у широкой аудитории читателей в разных странах мира называет такие его свойства как гибкость в выражении идеологических установок, а также распространение под влиянием глобализации

индивидуалистической идеологии и ценностей буржуазной демократии,

„ „ 1 важнейшей из которых является право гражданина на справедливость.*"

Рассматривая детектив как единственный вид широко читаемой литературы,

которая пытается провести четкую границу между добром и злом, Д. Портер

подчеркивает, что для «детектива, как ни для какого другого жанра, вполне

естественно поднимать вопросы о таких категориях, как правда, справедливость и

несправедливость».3

Американские писатели - авторы детективных романов Р. Чандлер, Д. Хэммет, Э. Макбейн, Дж. Гришэм имеют поистине мировую славу и являются обладателями престижных премий в области литературы (Mysîery Writers of America Edgar Allan Poe Award; the Mystery Writers of America's Grand Master Award; British Crime Writers Association Award; Galaxy British Book Award). В 1992 году международной ассоциацией «International Association of Crime Writers», объединяющей писателей криминального жанра, учреждена премия имени Дешила Хэммета (The Hammett Award). Во многом именно этими обстоятельствами определяется выбор материала данного диссертационного исследования, позволяющего выявить закономерности развития американского детектива как историко-литературного феномена.

2 Cawelti J. G. Canonization, Modern Literature, and the Detective Story// Cawelti J. Mystery, Violence and Popular Culture. Madison; University of Wisconsin Press, 2004. P. 280-286.

3 Porter D. The Pursuit of Crime : Art and Ideology in Detective Fiction. New Haven ; London : Yale Univ. Press, 1981. P. 12.

Сложившееся в отечественном литературоведении советского времени предвзятое отношение к детективу как явлению буржуазной массовой культуры, чуждому по своей природе и сути и потому лишенному художественных достоинств, было серьезным препятствием к его изучению. Так, А. Адамов в известной работе «Мой любимый жанр детектив» (1980), пишет, что до недавнего времени «такого жанра вообще не существовало в советской литературе, он не получил развития и в русской литературе. Долгое время наши литературоведы полагали, что его и никогда у нас не будет, что ему у нас нет почвы, так как он якобы в принципе, в основе своей «чисто буржуазный» жанр».4 Между тем, при отвлечении от идеологических штампов и рецептивно-эстетических предпочтений детектив представляют собой весьма своеобразный и интересный объект для филологического и культурно-исторического исследования.

Одна из первых попыток советского литературоведения осмыслить и понять природу жанра была сделана в работе В. Б. Шкловского «О теории прозы» (1929). Оперируя категорией «тайны», ученый относит к детективу повествовательный дискурс, содержащий разгадку в финале. Подробный анализ сюжетной структуры детективного произведения, предпринятый ученым, послужил материалом для дальнейшего изучения конструктивных признаков детектива и, несомненно, внес весомый вклад в изучение жанровой специфики детективной литературы.

Во второй половине XX века в советском литературоведении интерес к детективу несколько оживился. Ю. К. Щеглов в работе «К описанию структуры детективной новеллы» (1969) формулирует собственную концепцию структуры и приемов выразительности классического детектива. Вслед за представителем французской школы структуралистов Ц. Тодоровым (Т. Todorov, 1966), он обращает внимание на двойственную природу классического детективного повествования, выделяя в нем основную и внутреннюю новеллы, которые являются нераздельными компонентами повествования. Основную тему новелл он формулирует как ситуацию S - D (от английских слов security- безопасность и

4 Адамов А. Г. Мой любимый жанр - детектив. М. : Советский писатель, 1980. С. 8.

danger - опасность). Описывая цикл рассказов о Ш. Холмсе, исследователь приходит к выводу о том, что рассказы являются, по сути, вариацией одной темы, вырастающей из общей викторианской жизненной философии, и совмещают авантюрность и драматичность с уютностыо и безопасностью.

Первой большой работой, внесшей вклад в осмысление проблем детектива, является книга А. Адамова «Мой любимый жанр - детектив» (1980). Размышляя о путях развития детектива в нашей стране, автор приходит к мнению, что неразработанность проблем детектива в отечественной литературоведческой науке отрицательно сказывается на качестве самих детективных художественных произведений. В своем исследовании А. Адамов в общих чертах обозначил основные вехи истории развития детективного жанра, предложил целый ряд интересных наблюдений и аналогий и попытался понять причины его неувядающей популярности.

Серьезным вкладом в научное знание о детективе является монография Ю. В. Ковалева «Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт» (1984). Следует отметить, что здесь впервые в отечественном литературоведении дан целостный анализ романтической эстетики Э. По, выведены жанровые особенности его новеллистки, а также подробно и глубоко проанализированы его «логические рассказы» в русле художественно-эстетической системы романтизма. Он утверждает, что понятие «логического рассказа» шире, чем рассказа детективного и дает аргументированное обоснование своей точки зрения. Ученый выбирает новый ракурс интерпретации «логических» рассказов, сближая их с психологическими новеллами По: с его точки зрения, главный предмет здесь не расследование как таковое, а человек, личность, то есть трактовка персонажей -Дюпена и Леграна - проводится в романтическом ключе.

Значительным явлением культурной жизни страны конца 1980-х годов стала дискуссия по проблемам детектива на страницах журнала «Литературное обозрение». В литературной полемике, объединенной темой «Зарубежный детектив: проблемы жанра», помимо заинтересованных рядовых читателей,

активное участие приняли известные писатели, переводчики и авторитетные ученые - Г. Анджапаридзе, Т. Некряч, Ю. Уваров, В. Топоров. Была отмечена нарастающая популярность жанра у миллионов читателей разных стран. Причина популярности, по мнению участников дискуссии, состоит в том, что создатели детективных произведений, разоблачая зло, «задевают чувствительный нерв общественного организма», а стремясь «выявлять негативные явления, препятствующие развитию общества, служат добру и справедливости».5

Заметная актуализация проблем детектива в отечественной литературоведческой науке, произошедшая в конце 1980-х - начале 90-х годов XX века, связана как с факторами общественно-исторического развития (перестройка, распад СССР), так и с особенностями развития культурных процессов: все более возрастающая популярность детективной литературы в нашей стране и в мире в целом. Свидетельством преодоления представление о детективе как о литературе тривиальной, бульварной стало 14-ти томное издание 1991 года «Библиотека классического зарубежного детектива», а также появление постоянно обновляющейся серии «Мастера детектива». Огромный поток художественных текстов детективного содержания зарубежных и отечественных авторов породил исследовательский энтузиазм. В книге М. П. Тугушевой «Под знаком четырех» (1991) представлены обобщенные размышления о проблемах и путях развития детективной литературы, а также дан анализ творчества четырех «классиков» жанра: Э. По, К. Дойля, А. Кристи и Ж. Сименона. В работе «Дюпен, Холмс и другие: зарубежный детектив XIX века» (1990) С. П. Бавин представил достаточно полный список наиболее известных представителей этого жанра. Составленная С. П. Бавиным популярная библиографическая энциклопедия «Зарубежный детектив XX века»(1991) дает полный перечень произведений, переведенных на русский язык за 30 лет - с 1960 по 1989 годы, а также содержит около 50 очерков, посвященных писателям, чье творчество представлено в

5 Уваров 10. Особый срез реальной жизни //Литературное обозрение. 1987. № 9. С. 32.

относительно большом объеме: П. Адаме, А. Азимов, Буало-Нарсежак, Э. Гарднер, Г. Грин и многие другие. В целом автор не вносит концептуальной новизны в изучение детектива, однако его работы, особенно энциклопедическое издание, имеют важное значение, поскольку, обобщая известный научный материал, новую информацию и факты, подводят некий итог в изучении этого литературного феномена в отечественном литературоведении.

В настоящее время исследованию различных аспектов детектива посвящены, существующие в виде предисловий, послесловий, отдельных статей, эссе, заметок и других публикаций, работы Г. А. Анджапаридзе, С. Б. Белова, А.З. Вулиса, Е. В Жаринова. Н. Ильиной, Ю. Каграманова, Т. Ф. Кашаевой, II. В. Киреевой, И. В. Млечиной, В. П. Руднева, С. Н. Филюшкиной. Разумеется, в большей степени изучены и продолжают исследоваться произведения «классиков» детектива: Э. По, А. К. Дойла, А. Кристи. Показательным в этом отношении являются диссертационные работы И. В. Белозеровой «Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч. П. Сноу, Д. Френсиса» (2006) и JI. П. Дмитриевой «Цикл детективных новелл Э. А. По и его рецепция в России в XIX - начале XX вв.» (2010).

Наряду с научными публикациями и критическими рецензиями много новой, интересной и весьма серьезной информации появляется в Интернете. Существует целый ряд сетевых изданий, посвященных исключительно детективной литературе. Хотя количественный показатель часто берет верх над качественными параметрами, в целом, в потоке научной продукции, опубликованной в традиционном виде и в электронном формате, встречаются серьезные исследования, демонстрирующие попытку преодолеть сложившиеся в нашем литературоведении стереотипы по отношению к детективной литературе.

В зарубежном литературоведении детектив получил разностороннее исследование. Большой вклад в изучение детектива внес американский критик и историк жанра Ховард Хэйкрафт. Ему принадлежит первая обстоятельная история жанра «Убийство для удовольствия» (Murder for Pleasure, 1941), он же

стал редактором первой антологии литературно-критических работ «Искусство детективного рассказа» (The Art of Mystery Story, 1946). Исследование ранней литературной критики позволяет сказать, что авторы уделяли особое внимание анализу особенностей формы и структуры детективного повествования, пытаясь определить характерные литературные приемы присущие этому жанру (Р. О. Фриман/ R. О. Friman, 1924; M. Николсон/ M. Nicolson, 1929; Д. Сэйерс/ D. Sayers, 1946; X. Хэйкрафт/H.Haycraft, 1946).

В дальнейшем особенности структуры детектива не раз привлекали внимание сторонников различных теорий и научных школ. Распространение идей 3. Фрейда привело к появлению в конце 1940-х годов ряда работ (Ж. Педерсон-Крэг / G. Pederson-Krag, 1949; Ч. Райкрофт / Ch. Rycroft,1957; Д. Портер / D. Porter, 1981; С. Жижек / S. Zizek, 1991), анализирующих детективный текст с точки зрения его психоаналитической теории. Эти исследования описывали детективный жанр как архетип, который иллюстрирует центральные положения и базовые принципы психоаналитической теории, а также описывает некоторые механизмы человеческой психики.

Позднее, в 1960-70-е годы детективное повествование привлекло внимание приверженцев литературного структурализма (У. Эко / U. Eco, 1965; Ц. Тодоров / T. Todorov, 1966). В соответствии со спецификой структуралистского подхода исследователи пытались вскрыть внутреннюю, глубинную структуру текста, обнаружить ряд внутренних закономерностей его построения и описать единую повествовательную модель.

В 1970-80 годы появился ряд работ, исследующих функционирование детектива в культурном контексте. (Ж. Грела / G. Grella,1970; У. Руелманн / W. Ruehlman, 1974; Э. Марголис / Е. Margolies, 1976, 1983; Дж. Кавелти / J. Cawelti, 1976). Критики отметили, что популярные жанры надо анализировать как формы искусства особого рода, учитывая те эстетические средства, с помощью которых они передают свои идеи. Было высказано мнение, что популярные жанры, используя универсальные повествовательные архетипы, дают утрированный,

гиперболический портрет национальной психики и передают видение того, что происходит в массовом общественном сознании. Книга американского культуролога Джона Кавелти «Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура» (Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture, 1976) стала классикой и легла в основу значительного числа американских исследований массовой культуры, на нее нередко ссылаются ученые и других стран.

Можно говорить о том, что к концу 1970-х годов за рубежом сформировалась особая область литературной критики, исследующая детективное повествование на разных уровнях. Показательным в этом отношении является международный сборник «Поэтика убийства: детектив и литературная теория» (The Poetics of Murder: Detective Fiction and Literary Theory, 1983), куда вошли работы представителей формализма, герменевтики, психоаналитической критики, структурализма, социологии литературы, марксистского литературоведения.

Исследованию истории детектива посвятили свои работы Дж. Саймоне (J. Symons, 1972; 1993), Дж Палмер (J. Palmer, 1979), Д. Портер (D. Porter, 1981), Р. Винкс (R. Winks, 1982), M. Пристман (M. Priestman, 1991), Jl. Ландрум (L. Landrum, 1999), Дж. Кавелти (J. Cawelti, 2004), С. Найт (S. Knight, 2004), Дж. Скагс (J. Scaggs, 2005), Л. Панек (L. Panek, 2006). В 1998 году, под редакцией Р. Винкса, вышла в свет 2-х томная энциклопедия «Писатели тайны и саспенса» (R. Winks [ed]. Mystery and Suspense Writers), включающая статьи о 68 авторах, внесших значительный вклад в развитие романа тайны и различных субжанровых направлений детектива.

В отечественном литературоведении не только не возникло соответствующее направление исследований, но сегодняшний день в нашем распоряжении имеется лишь один сборник (Как сделать детектив : пер. с англ., фр., исп., нем. / Сост. Строева А. - М. : Радуга, 1990), переведенных на русский язык литературно-критических статей зарубежных авторов. Почти нет работ, обобщающих результаты и опыт зарубежных исследований по теории

детективного жанра. Пожалуй, единственной попыткой подобного рода на сегодняшний день является работа Н. Зоркой «Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения» (1996), которая систематизирует подходы немецкоязычных исследователей детектива.

Следует констатировать, что в отечественном литературоведении детектив исследован фрагментарно, нет достаточного количества работ посвященных теоретическим аспектам и поэтике детектива, практически остаются неосвоенными жанровые модификации современного детектива, не представлен анализ творчества отдельных писателей этого жанра, особенно это касается американской национальной традиции детектива. Многие проблемы ждут своего разрешения или находятся в процессе осмысления, изучения, а сама отечественная наука о детективе - в стадии становления.

Несмотря на то, что детектив на протяжении долгих лет активно развивается в литературе, представления о его специфике далеко не достаточны. Многозначность самого определения детектив (от английского detect — открывать, обнаруживать) предполагает множественность толкований, при этом часто совмещаются понятия темы, мотива, жанра. Так, в частности, в исследованиях не различаются детективный мотив, который соотносится с мотивом тайны, загадки, головоломки, и детектив как особый тип литературного произведения, возникновение которого связано со значительными изменениями в западноевропейской и британской системах права. Подчеркивая, что структурно и тематически появление детектива отражает новые для своего времени идеи о преступлении, о преступности как социальной категории, способах борьбы с ней, исследователи (Д. Сэйерс / D. Sayers, 1929; X. Хейкрафт / Н. Haycraft, 1941; Дж. Саймоне / J. Symons, 1972; 1993; Э. Киммел / Е. Kaemmel, 1983; Дж. Палмер / J. Palmer, 1979; JI. Панек / L. Panek, 1990) особо отмечают важность становления профессиональной полиции для выявления его специфики.

В настоящем исследовании детектив главным образом рассматривается как литературное произведение, отличающееся от повествования, содержащего некую

тайну тем, что его важнейшая тема - неизменно завершающееся установлением

б 1 истины/правды и восстановлением справедливости профессиональное

расследование преступления. Именно этот элемент отличает детективную

историю от ее «родственников, составляющих большую семыо историй тайн и

о

головоломок». Его название совпадает с профессией главного героя - детектива (от английского detective - сыщик, агент сыскной полиции), то есть сыщика, того, кто ведет расследование преступления.

Основополагающая роль в создании детектива принадлежит, по всеобщему убеждению, американскому писателю-романтику Эдгару Аллану По (1809-1849), создавшему модель классического детектива, которая стала образцом для дальнейшего развития детективной литературы в XIX-XX веках. Период между двумя мировыми войнами, охватывающий 1918-1939 годы, принято называть «золотым веком» классического детектива. В это время появляются лучшие детективные произведения английских и американских авторов,9 развивавших модель, унаследованную от американского писателя Эдгара По, «разработавшего основные эстетические параметры жанра».10

Первая мировая война заметно изменила характер детективной прозы. Роман потеснил рассказ как форма, позволяющая развернуть более сложный сюжет с непредвиденными поворотами интриги и развязкой. В дальнейшем

6 В данном исследовании мы придерживаемся той точки зрения, что хотя в русском языке слова правда и истина (в английском языке представлены одним словом - truth) нельзя рассматривать как полностью совпадающие смысловые единицы, они очень близки по своему общеупотребительному значению (действительность, верность, подлинность). Лингвокультурологические исследования показывают, что как в русском, так и в английском языках, основными значениями, соответствующими ключевым словам концептов «истина», «правда» и «truth» являются: 1. - соответствие действительности; 2. - справедливость, честность, правое дело. См.: Земскова H.A. Концепты «истина», «правда», «ложь» как факторы вербализации действительности: когнитивно-прагматический аспект (на материале русского и английского языков). Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Краснодар, 2006.

7 Справедливость в данном исследовании рассматривается как морально-правовая категория, содержащая понятие о должном, связанное с представлениями о неотъемлемых правах человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.

8 Ilaycraft II. Murder for Pleasure. New York : Carroll and Graf Publ., 1984. P. 5.

9 В Англии-это Остин Фриман (доктор Джон Торндайк, 1907), Эдмунд Бентли (Филип Трент, 1913), Эрнст Брама (Макс Каррадос, 1914), Генри Бэйли (Реджинальд Фортун, 1920), Дороти Сэйерс (лорд Питер Уимзи, 1923), Филип Макдональд (Энтони Рутвен, 1924), Энтони Бекерли (Роджер Шерингэм, 1925), Агата Кристи (Эркюль Пуаро, мисс Марпл, 1926) Гилберт Честертон (отец Браун, 1935-1936).

В Америке - Жак Фуртель (профессор В ан Дусен, 1906), Артур Рив (Крэг Кеннеди, 1911), С. С. Ван Деин (Фило Вэнс, 1927), Эллери Куин (Эллери Куин, 1930), Дикинсон Kapp (Гидеон Фэлл, 1934), Рекс Стаут (Ниро Вульф, 1934), Эрл Стэнли (Пэри Мэйсон, 1938).

10 Ковалев IO.B. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л.: Худож. лит., 1984. С.203.

развитии американского детективного романа XX века прослеживаются такие жанровые модификации, как «крутой» (hard-boiled) детектив, детектив «полицейской процедуры» (police procedural) и детектив юридической процедуры или юридический триллер (legal procedure or legal thriller).11

Основателями «крутого» детектива, созданного в специфических социальных условиях Америки 1920-х годов, являются американские писатели Дешил Хэммет (D. Hammett, 1894-1961) и Реймонд Чандлер (R. Chandler, 18881959). Один из самых значимых писателей направления детектива полицейской процедуры - американский писатель Эд Макбейн (Е. MacBain, 1926 - 2005). Известный американский писатель Джон Гришэм (J. Grisham, 1955) по праву считается одним из самых популярных писателей направления юридического триллера.

Следует сказать, что характеризуя прозу Д. Хэммета, Р. Чандлера, Э. Макбейна и Дж. Гришэма, - представителей «крутого» детектива, детектива полицейской процедуры и юридического триллера, - их коллеги и критики, отмечая, что речь идет о развлекательной литературе, неизменно подчеркивают высокий уровень профессионализма этих авторов.

Так, американский литературовед У. Блер отмечает, что произведения Д. Хэммета. «...несмотря на свой низкий жанр, написаны достаточно добротно, так что их можно скорее отнести к разряду полноценной литературы, а не сублитературы. <...> В конце концов, даже самые респектабельные литературные деятели удостоили своим вниманием книги Д. Хэммета, оставив о них благожелательные отзывы — Сомерсет Моэм и Роберт Грейвз в Англии, Андре Мальро и Андре Жид во Франции; а также американское трио нобелевских лауреатов Синклер Лыоис, Уильям Фолкнер и Эрнест Хемингуэй». Автор статьи приводит слова английского критика и историка литературы П. Куэнелла,

" Основанием для терминологического определения жанровых разновидностей, или как чаще звучит в зарубежном литературоведении субжанров детектива, являются работы американских и английских исследователей: Дж. Саимонса (J. Symons, 1972; 1993), Р. Винкса (R. Winks, 1998), Л. Панека (L. Panek, 1987; 1990; 2000; 2006), Л. Ландрума (L. Landrum, 1999), Дж. Дава (G. N. Dove, 1982), М. Прингл (M.Pringle 1997), Р. Херберт (R. Herbert, 1999).

который отметил, что Д. Хэммет - это «единственный автор детективов, которого другие литераторы считают серьезным писателем, а авторы хороших романов признают его своим собратом по ремеслу».12

Не менее высокую оценку заслужили и произведения последователя Д. Хеммета Р. Чандлера: «Книги Чандлера нужно читать и оценивать не как развлечение, а как произведения искусства».13 Все критические отзывы, касающиеся творчества Р. Чандлера, неизменно отмечают неповторимый и узнаваемый стиль американского писателя, его талант создавать характеры и насыщать повествование эмоциональным напряжением.14 По словам американского критика, «все это свидетельствует о писательском мастерстве, причем гораздо большем, чем требовалось бы от автора детектива».15

Позитивную оценку творчества можно встретить и в немногочисленных на данный момент работах о представителях других субжанров детективной литературы в США - Эде Макбейне и Джоне Гришэме. В рецензиях на романы основоположника детектива полицейской процедуры Э. Макбейна неизменно подчеркивается оригинальность системы персонажей в его цикле о 87-м полицейском участке. Критики обращают внимание на стилистическое разнообразие, динамичность сюжета, живость диалогов. Особо отмечается его умение передать атмосферу уличной жизни мегаполиса и будничную работу полицейских, выдерживать структуру повествования и искусно манипулировать одновременно несколькими сюжетными линиями, органично вплетая их в общую художественную ткань произведения.16

12 Blair W. Dashiel Hammct: Themes and Techniques // Essays on American Literature in Honor of Jay B. Hubbel. Durham: Duke University Press, 1967. P. 295-297.

13 Beekman E. M. Raymond Chandler & an American Genre // The Massachusetts Review. 1973. Vol. XIV, № 1. P. 149.

14 Cm.: Durham Ph. The Tale-Teller // Down These Mean Streets a Man Must Go : Raymond Chandler's Knight. University of North Carolina Press, 1963. - P. 22-30; Priestley J. B. Close-up of Chandler // New Statesman. 1962. Vol. LXIII, № 1618. P. 379-380.

15 Beekman E. M. Raymond Chandler & an American Genre // The Massachusetts Review. 1973. Vol. XIV, № 1. P. 161.

I6Cm.: Symons J. Mortal Consequences : a History from the Detective Story to the Crime Novel. New York: Harper and Row, 1972. P. 205; Symons J. Procedure at the 87th Precinct // The New York Times Book Review. 1979. 6 May. P. 12; Hill W. Nobody Knew Were There // Best Sellers. 1971. Vol. 30. № 24. P. 536; White J. The Case of the Cornflake Crunch // The Washington Post. 1974. 17 Nov. P. 4; Coleman J. Assorted Murders // The New York Times Book Review. 1983. 1 May. P 14-19; Winks R. A review of "Ice" // The New Republic. 1983. Vol. 188, № 23. P. 36; Sandoe J. Til Death // New York Herald Tribune Book Review. 1959. 20 Sept. P. 15.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Агеева, Марина Геннадьевна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Российские источники

1. Аверинцев С.С. Риторики и истоки европейской литературной традиции. -М.: «Языки русской культуры», 1996. - 447 с.

2. Адамов А. Г. Мой любимый жанр - детектив. - М. : Советский писатель, 1980.-312 с.

3. Амирян Т. Н. Три способа типологизации детективного жанра сегодня // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. -2011.-Вып. 3(15).-С. 146-154.

4. Амирян Т. Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистской литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева). Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Москва, 2012.

5. Амирян Т. Н. Они написали заговор. Конспирологический детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой. - М. : Фаланстер, 2013. - 352 с.

6. Анджапаридзе Г. Детектив - развлекательное чтение? // Невидимые связи. -М, 1991.-С. 471-476.

7. Анджапаридзе Г. Загадка Дэшила Хэммета // Хэммет Д. Сборник романов. -М., 2000. - С. 5-20.

8. Анджапаридзе Г. И все-таки он существует! // Литературное обозрение. -1987. -№ 8. -С. 27-33.

9. Анджапаридзе Г. А. Не только о детективе. - М. : Вагриус, 2003. - 382 с.

10. Ануфриев Г. Загадка фантастического детектива / Ануфриев Г., Солодовников С. // Обнаженное солнце. - Минск, 1991. - С. 3-16.

11. Анциферова О. Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков. - Иваново, 1994. - С. 21-36.

12. Апенко Е. Любите ли вы беллетристику? // Аврора. - 1986. - № 10. - С. 142— 148.

13. Бавин С. П. Зарубежный детектив XX века: (в рус. пер.) : популярная библиографическая энциклопедия. - М. : Кн. Палата, 1991. - 206 с.

14. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

15. Бахтин M. M Проблемы творчества Достоевского - Режим доступа: http://royallib.ru/book/bahtin_rn/problemi_tvorchestva_dostoevskogo.html. -01.10.2012 г.

16. Белов С. Б. Полтора века детектива в США // Мастера детектива. - М., 1989. -Вып. 2.-С. 3-14.

17. Белов С. Б. Предисловие // Чандлер Р. Сборник романов. - М., 1999. - С. 5-14.

18. Белов С. Б. Стив Карелла из восемьдесят седьмого участка // Макбейн Э. Сборник романов. - М., 1999. - С. 5-14.

19. Белозерова И.В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч. П. Сноу, Д. Френсиса. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. -Воронеж, 2006.

20. Белоусов Р. С. Тайны великих литературных преступлений : самые знаменитые похищения и убийства в мировой классике. - М. : РИПОЛ классик, 2004. - 541 с.

21. Берковский Н. «О советском детективе». - Режим доступа: http://literra.websib.ru/volsky-pics/text.htm7280.- 13.12.2009 г.

22. Брехт Б. О детективном романе // Брехт Б. О литературе. - М., 1988 . - С. 279-287.

23. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. - Л. : - Наука, 1975. -159 с.

24. Вольский Н. Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. - Режим доступа : http://literra.websib.ru/volsky-pics/text_point.htm?64. - 13.12.2010 г.

25. Вулис А. 3. В мире приключений : поэтика жанра. - М. : Советский писатель, 1986.-382 с.

26. Вулис А. 3. Поэтика детектива // Вулис А. 3. Серьезность несерьезных ситуаций. - Ташкент, 1984.-С. 148-179.

27. Варлакова Е. А. Художественная деталь как средство создания образа персонажа в различных типах детективного текста. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - №3. - С. 66-69.

28. Варлакова Е. А. Текстотипологические характеристики англоязычного детектива XX века. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2012.

29. Головко В. М. Герменевтика жанра: проектная концепция литературоведческих исследований // Литературоведение на пороге XXI века: материалы международной научной конференции. - М.: Рандеву-AM, 1998.-С. 207-211.

30. Детектив // Большая Советская энциклопедия. - М., 1972. - Т. 8. - С. 143.

31. Дженовези Р. Крик ужаса и боли : новый американский «социальный детектив» // За рубежом. - 1990. - № 46. - С. 23.

32. Дмитриева Л.П. Цикл детективных новелл Э.А. По и его рецепция в России в ХХ-начале XX вв. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Томск, 2010.

33. Дюпен, Холмс и другие : зарубежный детектив XIX века / сост. С.П. Бавин. -М. : Книга, 1990.--320 с.

34. Жариков В. И. Гангстерский детектив // Режим доступа : www.lib.ru/DETECTIWY/HEMMET/gangster.txt. - 13.12.2009 г.

35. Жаринов Е. В. Мир приключений : (англоязычный детектив). - М. : Знание, 1991.-64 с.

36. Земскова Н. А. Концепты «истина», «правда», «ложь» как факторы вербализации действительности: когнитивно-прагматический аспект (на материале русского и английского языков). Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Краснодар, 2006.

37. Зверев А. Детектив : возрожденный классицизм // Диапазон. - 1992. - № 4. -С. 6-9.

38. Зоркая Н. Проблемы изучения детектива : опыт немецкого литературоведения // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 6577.

39. Ильина Н. Агата Кристи на отечественном литературном фоне // Иностранная литература. - 1992. - № 12. - С. 293-307.

40. Имангулова Jl. М. Эволюция детективного жанра // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы. - Саранск, 2000. -Вып. 1.-С. 138-143.

41. История литературы США. Т. 2. - М. : Наследие, 1999. - 458 с.

42. История литературы США. Т. 3. - М. : Наследие, 2000. - 612 с.

43. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 33 - 64.

44. Каграманов Ю. Метаморфозы детектива // Современная литература за рубежом. - М, 1983. - Сб. 5. - С. 564-588.

45. Как сделать детектив : пер. с англ., фр., исп., нем. / Сост. Строева А. - М. : Радуга, 1990.-319 с.

46. Каллер Дж. Теория литературы. Краткое введение. М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2006. -158 с.

47. Катаева Т. Ф. Детективный роман : история, жанры // Вестн. Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. Языкознание. Лингводидактика. -Чебоксары, 2004.-№3.-С. 61-64.

48. Кашкин И. Г.К.Честертон - Режим доступа : http//literra.websib.ru/volsky/text.html. - 13.07.2010.

49. Киреева Н. В. Приключения детектива: массовый жанр в зеркале западного литературоведения 2-ой половины XX века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11, 4. - С. 200-204.

50. Киреева Н. В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма. Автореф. дис. ...д-ра филол. наук. - Москва, 2011.

51. Киттредж У. Великий американский детектив / У. Киттредж , С. Краузер // Иностранная литература. - 1992. - № 12. - С. 282-293.

52. Клебанов JT. Р. Преступник и преступление на страницах художественной литературы / РАН. Ин-т гос-ва и права. -М. : Волтерс Клувер, 2006. - 132 с.

53. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. - J1.: Худож. лит., 1984. - 294 с.

54. Компаньон Антуан. Демон теории. Литература и здравый смысл. Перевод и предисловие С.Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. - 336 с.

55. Кузнецова Т.Ф., Луков Вл.А., Луков М.В. Массовая культура и массовая беллетристика // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. — № 4. - Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ku2iietsova&Lukovs//. -15.12.2011 г.

56. Кушталова А. Загадка Конан Дойля. - Режим доступа : http ://detective.gumer.info/. - 13.12.2007 г.

57. Лауреаты премии "Эдгар" / подгот. Ройфе А. // Книжное обозрение. — 1998. -№35.-С. 52-53.

58. Лесков С. В. Развитие детектива в эпоху "Потери равновесия" // Перспективные направления современной лингвистики. - СПб., 2003. - С. 456-460.

59. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. -256 с.

60. Лики массовой литературы США / [А. В. Ващенко, В. В. Ерофеев, А. М. Зверев и др.]. -М. : Наука, 1991. - 334 с.

61. Ливенгарт А. Джон Гришэм, или Крутой детектив сегодня // Гришэм Д.

Фирма ; Клиент. - М., 2004. - С. 5-7.

62. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя Розы. - СПб. : Симпозиум, 2001.-С. 651-669.

63. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественна литература» // Проблемы поэтики и истории литературы. - Саранск, 1973. -С. 20-36.

64. Лотман Ю.М. О русской литературе. - С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 1997.-848 с.

65. Лямпорт Е. Америка в отражении детективного жанра // Лепта. - 1994. - № 21.-С. 207-226.

66. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. - М.: Искусство, 1975. - 168 с.

67. Матиссен Ф. О. Эдгар Ален По // Литературная история Соединенных Штатов Америки. -М., 1977. - Т. 1. - С. 383-408.

68. Мельник В. В. Познавательно-эвристическое значение художественной литературы детективного жанра // Психологический журнал. - 1992. - № 3. -С. 94-101.

69. Млечина И. В. Метаморфозы политического детектива // Идеологическая борьба и современная культура Запада. - М., 1988. - С. 263-293.

70. Можейко М. Детектив. - Режим доступа: http://literra.websib.ru/volsky/1331. -15.06.2011 г.

71. Моэм С. Упадок и разрушение детектива // Вопросы литературы. - 1989 - № 8.-С. 236-257.

72. Наркевич А. Ю. Детективная литература // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. - Т. 2. - С. 606-607.

73. Некряч Т. Загадки популярности // Литературное обозрение. - 1986. - № 10. -С. 31-35.

74. Нелюбин А. А. Трансформация американского «крутого» детектива в романе Д. Каваны (Дж. Барнса) «Город мошенников» // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. -2013. - Вып. 1(21). - С. 135-139.

75. Николаев Д. Д. Детектив // Литературная энциклопедия терминов и понятий. -М., 2001.-С. 222-223.

76. Раевская М. А. Детектив // Большая Российская энциклопедия. - М., 2007. -Т. 8.-С. 585-586.

77. Райнов Б. Черный роман. - М. : Прогресс, 1975. - 285 с.

78. Руднев В. П. Детектив // Руднев В. П. Словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф. 1997. - С. 111-112. Электронная версия словаря. Режим доступа: http://philosophy.ru/edu/ref/шdnev^079.htm. - 20.07.2013.

79. Руднев В. П. Культура и детектив // Даугава. - 1988. - № 12. - С. 114-118.

80. Руднев В. П. Читатель-убийца // Прочь от реальности: исследования по философии текста. - М.: Аграф, 2000. - С. 374-393.

81. Солнцев К. "Счисление вероятностей" // Собака, которая выла : детектив США. - М., 1992. - С. 5-15.

82. Тимашова О. Постоянство традиций // Зарубежный детектив : романы. - М., 1992.-С. 5-12.

83. Томашевский Б.П. Теория литературы. Поэтика. - М. : Аспект Пресс, 1996. -306 с.

84. Топоров В. Оперативный простор // Литературное обозрение. - 1986. - № 9. -С. 40-47.

85. Тугушева М. П. Под знаком четырех. - М. : Книга, 1991. - 286 с.

86. Теплых Р. Р. Концептуальная организация текста детектива // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 2. - С. 62-64.

87. Толстяков Г. А. Детектив : категории жанра // Мир библиографии. - 2000. -№ 3. - С. 73-78.

88. Тынянов Ю. Н. Литературный факт. - М. : Высшая школа, 1993. - 319 с.

89. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 574 с.

90. Уваров Ю. Особый срез реальной жизни // Литературное обозрение. - 1987. -№9.-С. 32-37.

91. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. -328 с.

92. Филюшкина С. Н. Детектив // Русская словесность. - 1998. -№ 5. - С. 13-18.

93. Флегстад X. Диалектический детектив // Скандинавия. - М., 1989. - Вып. 1. -С. 523-546.

94. Фрэй Д. Н. Как написать гениальный детектив : пер. с англ. - СПб. : Амфора, 2005.-315 с.

95. Хализев Е. В. Теория литературы. - М. : Высшая школа, 2007. - 238 с.

96. Хэммет Д. Из воспоминаний частного детектива // Хэммет Д. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. - 736 с.

97. Чандлер Р. Просто искусство убивать // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 800 с.

98. Чуковский К. И. Нат Пинкертон и современная литература // Чуковский К. И. Собр. соч. : в 6 т. - М., 1969. - Т. 6. - С. 117-150.

99. Чуковский К. Триллеры и чиллеры // Книжное обозрение. - 1991.-2 авг. (№ 31).-С. 1,8, 9.

100. Шапкина А. В. Романы А. К. Дойла «Белый отряд и «Сэр Найджел»: проблема национальной идентичности. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. -Воронеж, 2008.

101. Шестаков В. П. Популярные жанры и «массовая культура» : детективный роман. // Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М.: Искусство, 1988. - С. 112-136.

102. Шкловский В. Б. О теории прозы. - М. : Совет, писатель, 1983. — 383 с.

103. Щеглов Ю. К. К описанию структуры детективной новеллы // Жолковский А. К. Работы по поэтике выразительности / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. -М., 1996. -С. 95-111.

104. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя Розы. - СПб. : Симпозиум, 2001. - С. 597-644.

Зарубежные источники

105. American Crime Fiction : Studies in the Genre / ed. by B. Docherty. - London : Macmillan, 1988.- 146 p.

106. Art in Crime Writing: Essays on Detective Fiction / ed. by B. Benstock. - New York: St. Martin's Press, 1983.-218 P. 49-72.

107. The Art of Mystery Story : a Collection of Critical Essays / ed. by H. Haycraft. -New York : Carroll and Graf Publ., 1992. - 565 p.

108. Barzun J. A Catalogue of Crime / J. Barzun J., W. H. Taylor. - New York : Harper and Row, 1971.-831 p.

109. Bearden M. John Grisham // Publishers Weekly. - 1993.-22 Feb. - P. 70-71.

110. Beekman E. M. Raymond Chandler & an American Genre // The Massachusetts Review. - 1973. - Vol. XIV, № 1. - P. 149-173.

111. Bertens H. Contemporary American Crime Fiction / H. Bertens, Th. D'haen. -New York : Palgrave, 2001. - 233 p.

112. Black J. Murder : the State of the Art // Amer. Lit. History. - 2000. - Vol. 12, № 4. -P. 780-793.

113. Blair W. Dashiell Hammett: Themes and Techniques // Essays on American Literature in Honor of Jay B. Hubbell. - Durham: Duke University Press, 1967. -P. 295-306.

114. Bleiler R. J. Reference Guide to Mystery and Detective Fiction. - Englewood : Libr. unltd, 1999.-391 p.

115. Boucher A. The Heckler // The New York Times Book Review. - 1960. - 31 July. -P. 23.

116. Boucher A. King's Ransom // The New York Times Book Review. - 1959. - 6 Dec.-P. 42.

117. Boucher A. A Matter of Conviction.// The New York Times Book Review. - 1959. - 7 June. - P. 27.

118. Boucher A. See Them Die // The New York Times. - 1960. - 11 Dec. - P. 40.

119. Boucher A. Til Death // The New York Times Book Review. - 1958. - 4 Oct. - P. 26.

120. Bowman J. The Street Lawyer // National Review. - 1998. - Vol. 50, № 6. - P. 51-52.

121. The Cambridge Companion to Crime Fiction / ed. by M. Priestman. - Cambridge : Univ. Press, 2003.-308 p.

122. Cawelti J.G. Adventure, Mystery, and Romance : Formula Stories as Art and Popular Culture. - Chicago; London : Univ. of Chicago Press, 1976. - 334 p.

123. Cawelti J.G. The Gunfighter and the Hard-Boiled Dick // American Studies. -1975. - Vol. 16, № 2. - P. 49-64.

124. Cawelti J.G. Mystery, Violence and Popular Culture - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 2004. - 432 p.

125. Cawelti J. G. The Spy Story / Cawelti J. G., Rosenberg B. A. - Chicago ; London : Univ. of Chicago Press, 1987. - 259 p.

126. Chandler R. The Simple Art of Murder // The Art of Mystery Story : a Collection of Critical Essays / ed. by H. Haycraft. - New York : Carroll and Graf Publ., 1992. -P. 222-238.

127. Colbert J. Grisham's Latest : Passing Judgements on The Client // Chicago Tribune. - 1993.-28 Febr. - P. 7.

128. Collins R. D. The American Police Procedural. - Режим доступа : www.classicrimefiction.com/american-policeprocedural.html. - 13.12.2009 г.

129. Coleman J. Assorted Murders // The New York Times Book Review. - 1983. - 1 May. - P 14-19.

130. Cooperman S. Violence in Harlem // The Nation. - 1954. - Vol. 179, № 23. - P. 493-494.

131. The Critical Response to Dashiell Hammett / ed. by Ch. Metress. - Westport, CT; London: Greenwood Press, 1994. - 304 p.

132. The Cunning Craft: Original Essays on Detective Fiction and Contemporary

Literary Theory / ed. by R. G. Walker. - Macomb : Western Illinois Univ. Press, 1990.-203 p.

133. Detective Fiction : a Collection of Critical Essays / ed. by R. Winks. - Vermont: A Foul Play Press Book, 1988. - 300 p.

134. Donahue D. Grisham's Law : Thrills Sell // USA Today. - 1993. - 4 Mar. - P. 1.

135. Dove G. N. The Police Procedural. - Bowling Green : Univ. Popul. Press, 1982. -274 p.

136. Drell A. Murder They Write // ABA Journal 80. - 1994. - P. 46-51.

137. Duffy M. Grisham's law // Time. - 1995. - 8 May. - P. 87.

138. Durham Ph. Hammett : Profiler of Hard-Boiled Yeggs // Los Angeles Times. -1965.-21 Nov.-P. 1.

139. Durham Ph. The Tale-Teller // Down These Mean Streets a Man Must Go : Raymond Chandler's Knight. - University of North Carolina Press, 1963. - P. 2230.

140. Ed McBain. - Режим доступа : www.edmcbain.com. - 13.12.2009 г.

141. Edenbaum R. I. The Poetics of the Private Eye : the Novels of Dashiel Hammett // The Mystery Writer's Art. - Bowling Green, 1970. - P. 99- 102.

142. Essays on American Literature in Honor of Jay B. Hubbell. - Durham: Duke University Press, 1967. - 350 p.

143. Fein E. Forget Those Legal Briefs : Novels by Lawyers Pay Off // The New York Times. - 1992. - 20 July. - P. 6.

144. Forbes S. The Partner // Forbes. - 1997. - 19 May. - P. 28.

145. Frederick I. Laughing with the Corpses : Hard-Boiled Humor // Comic Crime / ed. by E. F. Bargainnier. - Bowling Green, 1987. - P. 23-43.

146. Freedland J. The Law Lord // Guardian. - 1994. - 30 May. - P. 2-3.

147. Gardner E.S. The Case of the Early Beginning // The Art of Mystery Story : a Collection of Critical Essays / ed. by H. Haycraft. - New York : Carroll and Graf Publ., 1992.-P. 203-208.

148. Geherin D. The American Private Eye : the Image in Fiction. - New York : Frederick Ungar, 1985. - 228 p.

149. Geherin D. The Hard-Boiled Detective Hero in the 1970s : Some New Candidates // Armchair Detective. - 1978. - Vol. 11, № 1. - P. 49-51.

150. Gold I. Family Relations // The New York Times Book Review. - 1981. - 10 May. -P. 14.

151. Gorter G. Murdering Masculinities : Fantasies of Gender and Violence in the American Crime Novel. - New York ; London : 2000. - 268 p.

152. Greenwell B. Tall Tales // New Statesman. - 1982. - 25 June. - P. 23.

153. Grimes L. E. Stepsons of Sam : Re-Visions of the Hard-Boiled Detective Formula // Mod. Fiction Studies : MFS. - 1983. - Vol. 29, № 3. - P. 535-544.

154. Grost M. Dashiel Hammett. - Режим доступа: http://mikegrost.com/hammett.htm. - 13.12.2007 г.

155. Haycraft H. Murder for Pleasure // The Art of Mystery Story : a Collection of Critical Essays / ed. by H. Haycraft. - New York : Carroll and Graf Publ., 1992. -P. 158-177.

156. Haycraft H. Murder for Pleasure. - New York : Carroll and Graf Publ., 1984. -408 p.

157. Herman D. J. Finding out about Gender in Hammett's Detective Fiction : Generic Constraints or Transcendental Norms? // Genre. - 1991. - Vol. 24, № 1. - P. 3-23.

158. Hill W. Nobody Knew Were There // Best Sellers. - 1971. - Vol. 30, № 24. - P. 536.

159. Hilfer T. The Crime Novel. - Austin : Univ. of Texas Press, 1990. - 133 p.

160. Hobson W. Hot Music and Cold Turkey // New York Herald Tribune Book Review. - 1956. - 15 Jan. - P. 8.

161. Huhn P. The Detective as a Reader : Narrativity and Reading Concepts in Detective Fiction // Modern Fiction Studies. - 1987. - № 33. - P. 451-466.

162. Ishizuka K. John Grisham : Best-Selling Author. - Westport, CT; London : Greenwood Press. 2003. - 112 p.

163. James W. Raymond Chandler's Smoking Gun // The New Yorker. - 1995. - Vol. LXXI, №. 29.-P. 99-102, 104.

164. Justice Denoted: The Legal Thriller in American, British, and Continental Courtroom Literature. / ed. by T. White. - Westport, CT : Praeger, 2003. - 592 p.

165. Kaufman J. Law and the Author: Grisham's Next Case // Wall Street Journal. -1992.- 10 Mar.-A. 16.

166. Kelly J. H. Stands for Hell // The New York Times Book Review. - 1956. - 8 Jan. -P. 27.

167. Kelly. K. Grisham Suits Up to Try One Last Case // USA Today. - 1995. - 14 Apr. -D.I.

168. Keymer D. A Time to Kill // Library Journal. - 1989. - V. 114, № 11. - P. 80.

169. Klaw B. Garbage Can of the Schools // New York Herald Tribune Book Review. -1954.- 17 Oct.-P. 4.

170. Knight S. Form and Ideology in Crime Fiction. - London : Macmillan, 1980. - 202 P-

171. Knight S. Crime Fiction, 1800-2000: Detection, Death, Diversity. - London : Macmillan, 2004. - 240 p.

172. Landrum L. American Mystery and Detective Novels. - Westport, CT; London : Greenwood Press, 1999. - 273 p.

173. Lehman D. Murder Most Entertaining // Newsweek. - 1983. - Vol. CII, № 2. - P. 70.

174. Lehmann-Haupt Ch. How Do You Fight the Mob? Get a Lawyer // The New York Times. - 1993. - 5 Mar. - P. 29.

175. Lyons D. A Review of Raymond Chandler : Stories & Early Novels and Later Novels & Other Writings // The American Spectator. - 1995. - Vol. 28, № 11. - P. 78-79.

176. Macdonald R. Homage to Dashiel Hammet // Mystery Writers' Annual. - 1964. -p. 8.

177. Mackenzie I. Men Who Don't Wear Slippers // London mag. - 1989. - Vol. 29, №

1/2.-P. 79-85.

178. Mandel E. Delightful Murder : a Social History of the Crime Story. - Minneapolis : Univ. of Minessota Press, 1985. - 152 p.

179. Margolies E. Which Way Did He Go? : The Private Eye in Dashiell Hammett, Raymond Chandler, Chester Himes, and Ross MacDonald. - New York : Holmes and Meier Publishers, 1982. - 97 p.

180. Marling W. The American Roman Noir. - Athens : Georgia UP, 1995. - 306 p.

181. Marling W. Dashiell Hammet. - Режим доступа : www.detnovel.com/html. -13.12.2007 г.

182. Marling W. Hard-Boiled Fiction. - Режим доступа: cwru.edu/artisci/engl/marling/hardboiled/html. - 13.12.2007 г.

183. Marling W. Raymond Chandler. - Режим доступа : www.detnovel.com/html. -13.12.2009 г.

184. Martin S. Masculinity and Justice : Generational Changes in John Grisham's The Chamber // Journal of Criminal Justice and Popular Culture. - 2002. - Vol. 9, № 2. -P. 89-101.

185. Mathews T. Book'Em //Newsweek. - 1993. -№ 11.-P. 79-81.

186. Mayer G. A Hard-Boiled World : Goodbye Paradise and The Empty Beach // Literature / Film Quarterly. - 1993. - Vol. 21, № 2. - P. 112-119.

187. Meador R. Chandler in the Thirties : Apprenticeship of an Angry Man // Book Forum. - 1982. - Vol. VI, № 2. - P. 143-153.

188. Molander D. K. The Dynamic Detective : Spec. Interest a. Seriality in Contemporary Detective Ser. - Uppsala : ?, 2002. - 193 p.

189. Morgan A. Gulf Between Generations // Lively Arts and Book Review. - 1961. -21 May.-P. 28.

190. Morrell D. What is a Thriller? - Режим доступа : www.crimespreemag.com. -13.12.2009 г.

191. Morris H. H. Dashiell Hammett in the Wasteland // The Midwest Quarterly. -1978. - Vol. XIX, №. 2. - P. 196-202.

192

193

194

195

196

197

198

199

200,

201.

202.

203.

204.

205.

206.

Mortimer J. The Devil's Advocate // The Sunday Times. - 1994.- 12 June.-P. 1.

Mystery Muses: 100 Classics that Inspire Today's Mystery Writers. / ed. by J.

Huang and A. Lugar. - Boston, MA : Crum Creek Press, 2006. - 224 p.

Mystery and Suspense Writers : the Literature of Crime, Detection, and Espionage.

Vol. 1 / ed. by R. Winks. - New York : Scribner, 1998. - 630 p.

Mystery and Suspense Writers : the Literature of Crime, Detection, and Espionage.

Vol. 2 / ed. by R. Winks. - New York : Scribner, 1998. - 1296 p.

Naremore J. Dashiell Hammett and the Poetics of Hard-Boiled Detection // Art in

Crime Writing: Essays on Detective Fiction - N. Y.: St. Martin's Press, 1983. - P.

49-72.

Nolan T. The Grisham Formular Revised // The Wall Street Journal. - 1993. - 12 March. - P. 6.

The Oxford Companion to Crime and Mystery Writing / ed. By R. Herbert. - New York : Oxford Univ. Press, 1999. - 535 p

The Oxford Companion to American Law / ed. by K. L. Hall. - New York : Oxford Univ. Press, 1999.-535 p.

Palmer J. Thrillers : Genesis and Structure of a Popular Genre. - New York : St. Martin's Press, 1979. - 220 p.

Panek L. An Introduction to the Detective Story. - Bowling Green : UPP, 1987. -214 p.

Panek L. New Hard-Boiled Writers, 1970 s-1990 s. - Bowling Green : UPP, 2000. -229 p.

Panek L. The Origin of the American Detective Story. - Jefferson, NC ; McFarland, 2006. - 235 p.

Panek L. Probable Cause : Crime Fiction in America. - Bowling Green : UPP, 1990.- 165 p.

Pettengell M. The Expanding Darkness : Naturalistic Motifs // Hard-Boiled

Detective Fiction and the FilmNoir.- 1991.-Clues 12, № 1.-P. 43-55.

Poe Edgar Allan / ed. By Ph. Stern. - New York : Penguin Books, 1983. - 664 p.

207. The Poetics of Murder : Detective Fiction and Literary Theory. - San Diego ; New York ; London : Harcourt Brace Jovanich, 1983. - 400 p.

208. Pollock W. Man with a Toy Gun // The New Republic. - 1962. - Vol. 146, № 19. -P. 21-22.

209.Porter D. The Pursuit of Crime : Art and Ideology in Detective Fiction. - New Haven ; London : Yale Univ. Press, 1981. - 277 p.

210.Porter D. Backward Construction and the Art of Suspense // The Poetics of Murder : Detective Fiction and Literary Theory. - San Diego ; New York ; London : Harcourt Brace Jovanich, 1983. - P. 327-340.

211. Posner R. A. Law and Literature. - Cambridge : Harvard Univ. Press, 2002. - 422

P-

212. Prial. F. Too Liberal to Live // The New York Times Book Review. - 1992. - 15 March.-P. 9.

213. Prial F. J. Why Readers Keep Returning to the 78th Precinct // The New York Times Book Review. - 2005. - 9 July. - P. 24.

214. Priestley J. B. Close-up of Chandler // New Statesman. - 1962. - Vol. LXIII, № 1618.-P. 379-380.

215. Priestman M. Detective Fiction and Literature : The Figure on the Carpet. - New York: St. Martin's Press, 1991.-217 p.

216. Pringle M. B. John Grisham : a Critical Companion. - Westport, CT; London : Greenwood Press, 1997. - 139 p.

217. Pringle M. B. Revising John Grisham : a Critical Companion. - Westport, CT; London : Greenwood Press. - 2007. - 132 p.

218. Pyrhonen H. Murder from an Academic Angle : an Introduction to the Study of the Detective Narrative. - Columbia : Camden House, 1994. - 134 p.

219. Raczkowski Ch. T. From Modernity's Detection to Modernist Detectives : Narrative Vision in the Work of Allan Pinkerton and Dashiell Hammett // Mod. Fiction Studies : MFS. - 2003. - Vol. 49, № 4. - P. 629-659.

220. Raymond Chandler Speaking / ed. by D. Gardiner, K. Sorley. - Los Angeles; London : Univ. of California Press, 1977. - 275 p.

221. Rodell M. Clues // The Art of Mystery Story : a Collection of Critical Essays / ed. by H. Haycraft. - New York : Carroll and Graf Publ., 1992. - P. 264-273.

222. Rogan H. Far from the Sea // Harper's. - 1983. - №. 1592. - P. 76.

223. Roth M. Foul & Fair Play : Reading Genre in Classic Detective Fiction. - Athens ; London : Univ. of Georgia Press, 1995. - 284 p.

224. Routley E. The Case against the Detective Story // Detective Fiction : a Collection of Critical Essays / ed. by R. Winks. - Vermont: A Foul Play Press Book, 1988. -P. 161-178.

225. Ruehlmann W. Saint with a Gun : the Unlawful American Private Eye. - New York : New York UP, 1974. - 155 p.

226. Rzepka Ch. Detective Fiction. Cultural History of Literature. - Cambridge : Polity Press, 2005.-280 p.

227. Sale R. The Hammett Case // New York Review of Books. - 1975. - № 1. - P. 2022.

228. Sandels R. It Was a Man's World // Armchair Detective. - 1989. - Vol. 22, № 4. -P. 388-396.

229. Sandoe J. Give the Boys a Great Big Hand // New York Herald Tribune Book Review. - 1960. - 27 March. - P. 11.

230. Sandoe J. Til Death // New York Herald Tribune Book Review. - 1959. - 20 Sept. -P. 15.

231. Scaggs J. Crime Fiction. - New York : Taylor and Francis Group, 2005. - 170 p.

232. Schwartz R. Nice and Noir: Contemporary American Crime Fiction. - Columbia : Univ. of Missouri Press, 2002. - 192 p.

233. Sheppard R. Z. Neither Tarnished nor Afraid // Time. - 1986. - Vol. 127, № 24. -P. 68-70.

234. Sherwin R. K. When Law Goes Pop. - Chicago : Univ. Press, 2002. - 325 p.

235. Skow J. The Chamber // Time. - 1994. - 20 June. - P. 67.

236. Skow J. The Runaway Jury // Time. - 1996. - 27 May. - P. 85.

237. Slover P. The Firm // ABA Journal 77. - 1991. - P. 125.

238. Smith J. M. Raymond Chandler and the Business of Literature // Texas Studies in Lit. a. Lang. - 1989. - Vol. 31, № 4. - P. 592-610.

239. Spy Thrillers : From Buchan to le Carre / ed. by Bloom C. - Basingstoke ; London : Macmillan, 1990. - 202 p.

240. Stabiner K. The Pelican Brief// Los Angeles Times. - 1992. - 5 Apr. - P. 6.

241. Stark S. The Lawyer as a Hero // Boston Globe. - 1993.-19 Apr. - P. 15.

242. Stasio M. The Client // The New York Times Book Review. - 1993.-7 Mar. - P. 18.

243. Stasio M. The Firm // The New York Times Book Review. - 1991. - 24 Mar. - P. 37.

244. Stasio M. The Street Lawyer // The New York Times Book Review. - 1998. - 22 Mar. - P. 28.

245. Stowe W. W. Critical Investigations : Convention and Ideology in Detective Fiction // Texas Studies in Lit. a. Lang. - 1989. - Vol. 31, № 4. - P. 570-591.

246. Stowe W. W. Sleuth and Method : a Review Essay // Canad. Rev. of Comparative Lit. - 1985. - Vol. 12, № 3. - P. 433-441.

247. Stubing J. The McBain Brief// Best Sellers. - 1983. - Vol. 43, № 8. - P. 289.

248. Suits B. The Detective Story : a Case Study of Games in Literature // Canad.

Rev. of Comparative Lit. - 1985. - Vol. 12, № 2. - P. 200-219.

249. Symons J. Bloody Murder : From the Detective Story to the Crime Novel. - New York : Warner Books, 1993. - 350 p.

250. Symons J. Mortal Consequences : a History from the Detective Story to the Crime Novel. - New York : Harper and Row, 1972. - 269 p.

251. Symons J. Procedure at the 87th Precinct // The New York Times Book Review. -1979.-6 May.-P. 12.

252. Symons J. Raymond Chandler : an Aesthete Discovers the Pulps // Critical Observations, 1981.-P. 156-165.

253. Tani S. The Doomed Detective : the Contribution of the Detective Novel to Postmodern American and Italian Fiction. - Southern Illinois : Univ. Press, 1984. -132 p.

254. Their Word Is Law / ed. by S. M. Murphy. - New York : Berkley Books, 2002. -350 p.

255. Thomas R. R. Detective Fiction and the Rise of Forensic Science. -Cambridge : Univ. Press, 2000. - 290 p.

256. Todorov T. The Poetics of Prose. - Cornell : Univ. Press, 1978. - 272 p.

257. Torry S. For Lawyers, Writing Can Be a Novel Experience - and Escape // Washington Business. - 1992. - 17 Feb. - P. 8.

258. Weaver R. John Grisham. - Westport, CT : Greenwood Press, 1999. - 80 p.

259. White J. Ghosts // The Washington Post. - 1980. - 18 May. - P. 6.

260. White J. Heat // The Washington Post. - 1981.-20 Dec. - P. 8.

261. Whodunit? : a Guide to Crime, Suspense and Spy Fiction / ed. by H. R. F. Keating. - New York : Van Nostrand, 1983.-375 p.

262. Williams J. Back to the Badlands: Crime Writing in the USA. - UK : Serpent's Tail, 2007. - 240 p.

263. Winks R. Modus Operandi. - Boston : DRG Publisher, 1982. - 130 p.

264. Woeller W. The Literature of Crime and Detection / W. Woeller, B. Cassidy. -New York : The Ungar PC, 1988. - 213 p.

265. Zizec S. Looking Awry : an Introduction to Jacques Lacan through Popular Culture. - Cambridge, Mass : MIT Press, 1991. - 188 p.

Художественные произведения

266. Гришэм Д. Адвокат. - М. : ACT, 2007. - 350 с.

267. Гришэм. Вердикт. - Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=l 1135. -21.07.2013 г.

268. Гришэм. Золотой дождь. - Режим доступа : http://readr.ru/dghon-grishem-zolotoy-doghd.html. -21.07.2013 г.

269. Гришэм Д. Дело о пеликанах. - М. : Новости, 1993. - 380 с.

270. Гришэм Д. Камера. - М. : Центрополиграф, 1994. - 637 с.

271. Гришэм Д. Клиент. - М. : Новости, 1994. - 448 с.

272. Гришэм Д. Король сделки. - Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=l 1127. - 21.07.2013 г.

273. Гришэм Д. Пора убивать. - М. : Новости, 1994. - 574 с.

274. Гришэм Д. Фирма. - М. : ACT, 2006. - 802 с.

275. Daly C.J. Knights of the Open Palm // The Great American Detective. - New York : New American Libr., 1978. - P. 19-39.

276. Купер Ф. Пионеры // Купер Ф. Собр. соч. : в 6 т. - М., 1962. - Т. 2. - С. 3-430.

277. Макбейн Э. Выкуп Кинга // Макбейн Э. Покушение на леди ; Выкуп Кинга ; Под утро. - Тюмень : Миньон, 1991. -350 с.

278. Макбейн Э. До самой смерти. - Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=824506. - 21.07.2013 г.

279. Макбейн Э. Куколка - Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b==18570. -21.07.2013 г.

280. Макбейн Э. Легавые // Макбейн Э. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-704 с.

281. Макбейн Э. Леди, леди, это я! - Режим доступа ; http://www.litmir.net/br/?b=18571. -21.07.2013 г.

282. Макбейн Э. Мошенник // Мошенник ; Протяни ребятам руку. - Ставрополь : АСОК-ПРЕСС, 1992. - 240 с.

283. Макбейн Э. Ненавистник полицейских // Макбейн Э. Ненавистник полицейских ; Клин ; Тайна Тюдора. - Тюмень : ТФ МОСНИПСО, 1991. - 429 с.

284. Макбейн Э. Ночные кошмары. Режим доступа : 11ир://ш™.1кт1г.пе1/Ьг/?Ь=18579. -21.07.2013 г.

285. Макбейн Э. Озорство. Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=18582. -21.07.2013 г.

286. Макбейн Э. Они должны умереть. // Они должны умереть. Такова любовь. Нерешительный. Тюмень: «Миньон», 1993. - 443 с.

287. Макбейн Э. Плата за убийство. Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=l 8584. -21.07.2013 г.

288. Макбейн Э. Покушение на леди // Макбейн Э. Покушение на леди ; Выкуп Кинга ; Под утро. - Тюмень : Миньон, 1991. - 350 с.

289. Макбейн Э. Послушаем за Глухого. Режим доступа : Ьир://ш^.П1т1г.пе1/Ьг/?Ь=18588. -21.07.2013 г.

290. Макбейн Э. Протяни ребятам руку // Мошенник; Протяни ребятам руку. -Ставрополь: АСОК-ПРЕСС, 1992. - 240 с.

291. Макбейн Э. Роковй клин // Макбейн Э. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-704 с.

292. Макбейн Э. Ружье // Макбейн Э. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-704 с.

293. Макбейн Э. Толкач. Режим доступа : Ьир:/Лу\у\¥.е-геасНп§-ПЬ.сош/Ьоок.р11р?Ьоок=36432. - 21.07.2013 г.

294. Макбейн Э. Убийство в винном магазине // Макбейн Э. Сборник романов. -М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 704 с.

295. Макбейн Э. Шутник // Макбейн Э. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-704 с.

296. По Эдгар. Стихотворения. Проза. - М. : Худож. лит., 1976. - 877 с.

297. Пыозо М. Крестный отец. Режим доступа: http://www.mariopuzo.rU/content/category/2/3/463/ - 21.07.2013 г.

298. Хэммет Д. Женщина с серебряными глазам. Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=12334. - 20.07.2013 г.

299. Хэммет Д. Зигзаги подлости. Режим доступа : http://wwwЛitmir.net/br/?b= 12335. - 20.07.2013 г.

300. Хэммет Д. Мальтийский сокол // Хэммет Д. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. - 736 с.

301. Хэммет Д. Некто Кид. Режим доступа : http://www.litmir.net/br/?b=77137. -20.07.2013 г.

302. Хэммет Д. Потрошение Куффиньяла. Режим доступа : http://www. 1 itmir.net/br/?b=77137. - 20.07.2013 г.

303. Хэммет Д. Проклятие Дейнов // Хэммет Д. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. - 736 с.

304. Хэммет Д. Стеклянный ключ // Хэммет Д. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. - 736 с.

305. Хэммет Д. Тонкий человек. Режим доступа : http://www.litmir.net/br/7b-12333. - 21.07.2013 г.

306. Чандлер Р. Блондинка в озере // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-800 с.

307. Чандлер Р. Вечный сон // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-800 с.

308. Чандлер Р. Высокое окно // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-800 с.

309. Чандлер Р. Красная жатва // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-800 с.

310. Чандлер Р. Прощай, красотка // Чандлер Р. Сборник романов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.-800 с.

311. Чандлер Р. Сестричка. Режим доступа :. http://www.litmir.net/br/?b=5708. -20.07.2013 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.