Этнокультура и национальное самосознание: На материалах Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Эфендиев, Фуад Салихович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 357
Оглавление диссертации доктор философских наук Эфендиев, Фуад Салихович
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
1.1.Национальное самосознание как феномен в системе общественного сознания
1.2.Роль этнокультурных факторов в качественном изменении национального самосознания
1.3.3начение экологической культуры в системе общественного сознания и национального самосознания
1.4. Плюрализм национального самосознания в контексте духовного возрождения
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
2.1. Этнокультура и национальная идея
2.2.Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры
2.3.Нравственный аспект национального возрождения
2.4.Вхояедение в систему мировой цивилизации северокавказского этнокультурного феномена
2 5. Национальная идея и национальный оптимизм
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
3.1. Отражение исторического сознания в искусстве
3.2. Топонимика - неотъемлемый элемент национального самосознания
3.3.Топонимические названия в социальной памяти репрессированных народов
3.4.0номастика в системе социальной памяти
3.5. Социальная память в структуре творческого сознания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен национального самосознания: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Мельникова, Светлана Владимировна
Этнокультура как основание формирования национального самосознания ингушей2007 год, доктор исторических наук Дзарахова, Зейнеп Магомет-Тагировна
Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа2004 год, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе: 80 - 90-е гг. XX века2004 год, доктор филологических наук Потапов, Павел Федорович
Проблемы идентификации личности в этнокультуре2009 год, кандидат философских наук Бестаева, Эмма Шамиловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультура и национальное самосознание: На материалах Северного Кавказа»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания приобретают в настоящее время особую значимость и глубину философского осмысления. Связано это с теми социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, которые происходят в настоящее время во многих регионах Российской Федерации, в том числе и в республиках Северного Кавказа. Народы оказались перед фактом серьезных изменений их целостной жизненной системы, когда разрушилась политическая жизнь общества и ее социально-культурные параметры. Все поколения как субъекты этой общественной жизни оказались на изломе времени в полосе конфронтаций. А их судьбы решаются по линии цивилизационных разломов, новых концепций национальных взаимоотношений, через глубокие противоречия и сложные конфликты в этнополитической и национально-бытовой сферах. Поэтому исследование национального самосознания в его единичном и общем аспектах через социальную и духовную сферу вполне закономерно и своевременно, поскольку в общественном сознании возникли идеи переоценки научных воззрений на нацию и национальные факторы.
В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей процесса формирования этнокультурных особенностей и национального самосознания имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональные отношения приобрели особую актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей детерминизации современного национального самосознания.
Демократизация общественно-политической системы не могла обойти сферу этносоциального, межнациональных отношений, национальную духовную культуру и их роли в жизни людей, в формировании национального сознания, мышления и миропонимания. Поэтому в современных условиях особенно актуальными становятся этнокультурные проблемы, вопросы национальной экзистенции, возрождения национального самосознания и его качественного структурного обновления.
В период духовного возрождения национального, этносоциального и национального самосознания происходит более динамичное ее развитие, углубляется интерес к познанию культурного наследия, вырабатываются новые явления в сфере духовной культуры. Расширение информационного потока способствует интенсификации коммуникативной связи. Долгие годы наблюдался разрыв в развитии и усвоении национальной культуры. Сейчас идет глубокое социально-философское осмысление духовного наследия у всех народов, возвращаются новые пласты национальной культуры, долгое время формировавшейся и сохранявшейся в различных континентах земного шара. Эти и многие другие детерминанты имеют немалую значимость в процессах формирования этнокультурного и национального самосознания. Они способствуют активному развитию духовно-нравственных ценностей.
Повышенный интерес к этнической специфике и национальным факторам общественной жизни позволяет нам обратиться к этносоциальным проблемам, вопросам национальной культуры и национального самосознания. Всестороннее исследование данных проблем на основе исторического опыта народов Северного Кавказа и проводимой российским правительством национальной политики в этом регионе позволяет иначе подойти к теории и практике межнациональных отношений, к вопросам традиционной культуры Северного Кавказа и формирования национального самосознания. Выдвинутые проблемы обоснованы объективными процессами, происходившими в российской действительности. Об этом свидетельствуют прошедшие в последние годы в РФ, и в частности на Северном Кавказе, Международные конгрессы, Всероссийские научно-теоретические конференции, региональные научно-методические совещания [/ и педагогические чтения, дискуссии "круглого стола". На этих научных форумах обсуждались многие вопросы этнокультурного развития, совершенствования межнациональных отношений, национального своеобразия и этнических особенностей культуры, проблемы диаспоры с учетом принципов исследования динамики национального самосознания на личностном уровне и общества в целом1.
В исследовании указанных вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую собой комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы и потому актуальны на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями ^ этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В условиях национального возрождения культуры
1 См.: Международная научная конференция "Человек в современных философских концепциях" » /Волгоград, 1998 г./, Первый российский философский конгресс "Человек- Философия- Гуманизм" /Санкт- < Петербург, 1997 г./, Первый и Второй международные конгрессы "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" /Пятигорск, 1996, 1998 гг./, научные конференции: "Этнические процессы накануне XXI века" /Ставрополь, 1998 г./, "Взаимодействие национальных культур народов КБР и современная цивилизация" /Нальчик, 1998 г./, Сравнительная педагогика, проблемы образования в современном мире, "Гуманитаризация образования" /Карачаевск, 1997, 1998 гг./, "Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы" /Пятигорск, 1997, 1998 гг./, "Биосфера и человек" /Майкоп, 1997, 1999 гг./, "Русский национальный характер: основные ценности" /Ростов-на-Дону, 1996/, "Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации" /Элиста, 1993/, "Проблемы развития государственных языков КБР" /Нальчик, 1997, 1998/, "Социолингвистические проблемы изучения русского и родного языков в условиях новой языковой политики" /Нальчик, 1997 г./, "Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе" /Владикавказ, 1995 г./, "Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона" /Волгоград, 1997 г./ и др. проблема детерминации национального самосознания приобретает особую актуальность в связи с происходящими этнокультурными процессами, которые проявляются неоднозначно в российской действительности.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
В современной культурологии этносоциальные, этнокультурные проблемы, детерминанты национального самосознания становятся особым объектом изучения. Не остаются без внимания и вопросы, связанные с национальной психологией, национальным характером, традициями, с развитием родного языка, этнокультурой, имеющей свой собственный уникальный путь формирования.
Многие из этих реальных процессов, непосредственно связанных с национальным вопросом, считались в недавнем прошлом решенными, а межнациональные конфликты объявлялись незначительными пережитками, нетипичными явлениями для нашего общества. Проблемы национальной культуры, формирование национального самосознания, роль этнокультурных факторов и значение экологической культуры в системе общественного сознания, в качественном изменении этносознания, как самые острые социальные вопросы, десятилетиями не были объектом глубокого осмысления. Понятия "этническое сознание", "национальное самосознание", "этнопсихологические, этноэстетические особенности" и другие категории на долгие годы выпали из научного оборота. Значительное число реальных противоречий, которые находились в сфере этносоциальных и этнокультурных проблем, межнациональных отношений, просто не замечались культурологической мыслью.
Начиная с середины 50-х годов, процесс изучения этих проблем стал предметом внимания некоторых ученых. Однако научный уровень их публикаций был невысок, так как сказалась неразработанность теоретических проблем, связанных с этнокультурными процессами и формированием национального самосознания. Известные ученые по этнографии: Ю. В. Бромлей, Р. Ф. Итс, Г. Г. Громов, И. В. Крюков, Г. И. Анохин, Г. Е. Марков - в основном писали учебники и учебные пособия для студентов вузов, мало уделяя внимания природе этнического сознания, этнической культуре, национальной психологии, правовым проблемам национального языка, национальному сознанию. Этнополитическими и этнокультурными проблемами, вопросами духовной культуры больше занимались философы, социологи и психологи.
Философскими проблемами теории и практики национальных отношений и, в частности, вопросами формирования национального сознания и национального самосознания, развитием национальной культуры занимались А. Г. Агаев, Э. А. Баграмов, Т. Ю. Бурмистрова, M. Н. Росенко, М. И. Куличенко, С. Т. Калтахчян, М. С. Джунусов, К. Н. Хабибулин, П. М. Рогачев, М. А. Свердлин, Ц. А. Степанян, А. П. Сердцева. Многие из их работ теперь уже устарели, а научно-теоретические положения нуждаются в пересмотре; некоторые подлежат просто отрицанию как отжившие и неоправдавшие себя идеи и постулаты советского периода. Вопросами духовной культуры занимались и много сделали, создав целые научные направления, М. Ф. Овсянников, В. К. Скатерщиков, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Я. В. Ратнер, А. Г. Плиев, В. С. Соколов, М. С. Коган, С. Ш. Шермухамедов, Е. Г. Яковлев, В. М. Межу ев, Е. В. Волкова, JL JI. Хоперская, М. Д. Напсо, В. А. Авксентьев, Е.Я. Режабек, JI. М. Дробижева, C.B. Резванов, Е.Е. Несмеянов, Т.Г. Лешкевич, B.C. Поликарпов, В.О.Пигулевский, Л.В.Усенко.
Начиная с 70-х годов в исследовании процесса формирования национального самосознания допускались неточности, а утверждения о беспроблемности национальных отношений, развития национальных языков, национальных культур привели к тому, что многие насущные национальные вопросы не решались, игнорировались языковые потребности малочисленных народов, их этнокультурные и духовные ценности, традиции и обычаи. Многие ученые теоретически обосновывали тенденции ускорения сближения наций в ущерб развитию их материальной и духовной культуры. Это привело к тому, что ученые долгие годы не изучали названные закономерности, поскольку в период тоталитарной системы руководства страной запрещалось объективно подходить к освещению проблем межнациональных отношений и всех других вопросов, связанных с ними. К примеру, проблема развития национального самосознания, его плюралистичности во взаимосвязи с этносоциальными и этнокультурными аспектами находилась в тени и не получила научную разработку.
В конце 80-х и в 90-х годах, когда наука перестала быть "прислужницей" догматизированной идеологии, вопросы теории и практики межнациональных отношений, осмысление культуры прошлого в контексте национального намного повысили свой качественный уровень. Последние годы прошли в поисках новых подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса развития национальной культуры, формирования национального самосознания и этносоциальных проблем в работах Р. Г. Абдулатипова, Ю. А. Жданова, В.А. Авксентьева, Г.В.Драч, В.П.Кохановского, Г. С. Денисовой, А. Ю. Шадже, Р. А. Ханаху, И. И. Горловой, А. И. Доронченко, В. X. Болотокова, Я. В. Чеснова, X. X. Бокова, А. Г. Агаева, Л. Л. Хоперской, С. В. Лурье, А. А. Белик, Г. У. Солдатовой, М.М. Кучукова, В.П. Яковлева, А.Н. Ерыгина, А.К.Дегтярева, О.М.Штомпеля.
Несмотря на значительные успехи в исследовании актуальных национальных и культурологических проблем, многие этнокультурные вопросы, связанные с детерминантами и плюрализмом современного национального самосознания, до сих пор не затронуты. Особенно остаются в тени аспекты качественного изменения национального самосознания в контексте проблем возрождения национальной культуры и этносоциальных явлений, которые происходят на Северном Кавказе.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ
Теоретической и методологической основой диссертации служили основополагающие принципы материалистической диалектики и положения об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса национальных проблем в единстве этносоциальных и этнокультурных аспектов. Эти принципы и положения явились теоретическим источником в осмыслении процесса формирования национального самосознания в тесной связи с этнокультурными проблемами, которые возникли в современной России и, в частности на Северном Кавказе. Гносеологическим основанием исследования стали научные принципы историзма, системности и анализа противоречий. Отправной точкой научного анализа избранной проблемы является диалектика общего и особенного в контексте переосмысления концепции национальной политики в области культуры и этносоциальных проблем.
При подготовке и написании диссертации была привлечена обширная литература по актуальным проблемам социальной философии и этнопсихологии, истории философии и культурологии. Из всей использованной литературы можно выделить пять групп:
1. Труды по национальному вопросу - этнополитическим и этносоциальным процессам, межнациональным отношениям, значимости этнокультурных факторов в формировании национального самосознания (А. Г. Агаев, Л. М. Архангельский, В. И. Козлов, М. В. Иордан, А. Миллер, А. А. Айталиева, О. С. Чешко, В. И. Иорданский, Р. И. Гайнутдинов, А. О. Бороноев, И. С. Кон, Н. П. Медведев, А. Д. Дашдемиров, С. М. Арутюнян).
2. Научные труды, посвященные общим и конкретным культурологическим проблемам, выяснению сущности и особенностей национальных культур, их роли в развитии национального самосознания, выявлению закономерностей формирования нравственного и исторического сознания, экологического и политического мышления (Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Л. Л. Хоперская, Р. М. Магомедов, Ю. Г. Волков, С. Ф. Анисимов, В. С. Ерасов, Н. М. Блинов, В. А. Белокуров, И. Д. Иткин, В. А. Блюмкин, Э. С. Маркарян, Г. В. Драч, О. В. Степанов, Н. Н. Моисеев, В. А. Тишков, X. М. Казанов, Э. Ф. Файнбург, С. А. Арутюнов, А. И. Арнольдов, Е. В. Золотухина-Аболина, Т. П. Матяш, К. X. Момджян, А. Н. Ерыгин, И. В. Мостовая, А. В. и В. А. Авксентьевы, А. И. Рахаев, А. И. Мусукаев, Б. X. Бжагноков, Н. В. Гачев, И. Я. Левяш, В.А. Гетегежев, К.Х. Унежев, Г.Х Мамбетов).
3. Известные научные исследования, создавшие целые направления в изучении истории мировой и отечественной культуры. Это работы В. Н. Восковойникова, Г. И. Гриненко, О. Б. Лисичкиной, И. В. Кондакова, Э. А.Орловой, А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко, А. С. Карамина, Л. Н. Гумилева.
4. Классическая философская литература. Это избранные труды и сочинения Г. В. Гегеля, Ф. Ницше, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Трубецкого, Н. О. Лосского, Н. Ф. Федорова, Альберта Швейцера, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, С. А. Франка, А. Ф. Лосева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Шестова, О. Шпенгера, М. М. Ковалевского, Л. В. Скворцова, К. Ясперса, А. И. Солженицына, Н. К. Рериха, В. Г. Белинского.
5. Собрания сочинений писателей и поэтов Северного Кавказа: Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Давида Кугультинова, Алима Кешокова.
Методологической базой и источником размышлений явились материалы Международных конгрессов, научно- практических конференций, проводимых в последние годы вузами, НИИ и департаментами социальных проблем различных администраций РФ, в том числе и Северного Кавказа, по вопросам культуры межнациональных отношений, этнополитическим и этносоциальным процессам, о поликультурном образовании в современной России, экологическом состоянии природы и общества, в которых автор диссертации принимал непосредственное участие.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель настоящей работы - осветить круг вопросов, связанных с этнокультурными проблемами, возрождением национальной культуры, развитием национального самосознания, а именно: показать, как эти взаимосвязанные и сложные процессы развиваются в современных условиях национального возрождения на примере республик Северного Кавказа. Для этого в диссертации изучены как социально-культурные, так и иные факторы, воздействующие на формирование национального самосознания.
Для исследования этнокультурных проблем и национального самосознания, выявления их зависимости от духовной культуры народов Северного Кавказа в диссертации широко использованы данные социологических исследований и материалы печати, связанные с этим регионом, а также с другими регионами Российской Федерации. Концептуальный анализ диалектики общечеловеческого и этнического в функционировании и развитии социального и национального не исключает уникальности и этнического своеобразия художественных культур народов Северного Кавказа.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
- рассмотреть основные факторы формирования этнической культуры и развития национального самосознания;
- показать значимость этнокультурных процессов в структурном обновлении национального самосознания;
- осмыслить национальное возрождение, показать его влияние на этнокультурные процессы и формирование национального самосознания;
- выявить особенности развития современной художественной культуры и ее отражение в структуре творческого сознания.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:
- зафиксировано современное звучание понятий "этнокультура" и \/ "национальное"; рассмотрены актуальные области их концептуального применения. Теоретически очерчены основные закономерности развития этнокультурных процессов и связанного с ними национального самосознания;
- обращено внимание на правомерность применения понятия "национальное самосознание" в аспекте этнокультурных процессов, раскрыта их эвристическая роль;
- определен статус феномена этнокультуры в системе отношений с х другими структурными единицами этнического самосознания;
- показана роль этнокультурных факторов в качественном изменении ^ национального самосознания; выявлено значение экологической культуры в структуре ч/ общественного сознания;
- рассмотрен вопрос о плюрализме национального самосознания в у контексте взаимодействия национальных культур.
Научная новизна исследования определяется решением обозначенных вопросов в системе этнокультурных проблем, возникших на Северном Кавказе в условиях национального возрождения.
В результате исследования автор выдвигает на защиту следующие концептуальные положения:
1. В сложных коллизиях постсоветской России этнокультурные и социальные процессы на Северном Кавказе стали одной из наиболее актуальных проблем. Особенно возрастает их значимость, когда признан для всех народов приоритет общечеловеческих ценностей. Они входят в основу духовно-нравственного развития каждого общества и влияют на общественное сознание и национальное самосознание. Их анализ требует более точного применения интегративного понятия "этнокультура". Духовные ценности не исчерпываются какими-то определенными характеристиками, а связаны с необходимостью осмысления всего спектра объективных и субъективных моментов.
2. Этнопсихологические, праксиологические, психолингвистические и этнокультурные особенности субъектов национального бытия исключительно зримо проявляются в области художественного освоения действительности. Именно поэтому вполне правомерно включение в понятийный набор нациологии понятий и вопросов, касающихся как этнокультурных явлений, так и социолингвистических проблем родного и русского языков в условиях новой языковой политики на Северном Кавказе. В духовной и материальной культуре народов северокавказского региона основные закономерности развития этнической культуры наиболее рельефно демонстрируют самобытность того или иного народа, его уникальность и то место в мировой культуре, которое никем не может быть ни замещено, ни возмещено. Национальное возрождение и национальная идея привлекли к себе внимание ученых, поскольку на пороге XXI века национальная идея в этнополитике и духовной культуре занимает центральное место. Национальная идея - это неотъемлемая часть духовной жизни нации; она определяет жизненную правдивость и художественную особенность всех видов национального искусства и литературы. Так, определенная идея проходит через художественную литературу и творческую индивидуальность писателей Северного Кавказа, миропонимание горских народов и поэтическое творчество Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Алима Кешокова и др., отражавших идеалы соотечественников и способствовавших их социальным ориентирам.
3. К основным факторам, кроме вышеуказанных, влияющим на формирование национального самосознания, следует отнести национальную культуру, ее художественную значимость и социальную память как явление духовно-нравственной жизни этноса, которая всегда находит отражение в структуре творческого сознания. Вместе с тем в данных процессах существенна роль всей совокупности социально-культурных аспектов. Особенно это касается этнокультурных проблем и национального самосознания как феномена в системе общественного сознания. В нем выражено понимание этносами своих интересов, своего прошлого, настоящего и будущего, отношение с другими народами, а также осознание своего места в структуре установленной социальной системы. Без этого невозможен дальнейший исторический путь развития народов, в судьбах которых на современном этапе этносоциальные и культурные процессы рассматриваются с общечеловеческих позиций. Вместе с тем эти процессы настоятельно требуют и опоры на прогрессивные культурные традиции, на этнопсихологические особенности горских народов, национально-особенные черты в этническом характере, на национальную идею и национальный оптимизм. Национальная идея является продуктом формирования и развития национального сознания и самосознания, рост и изменение которых зависят от многих этносоциальных и культурных факторов национальной жизни.
4. Сейчас национальное самосознание претерпевает многотрудный процесс структурной перестройки - национального духовного возрождения в условиях роста этнической дифференциации.
Сложный процесс демократизации общества включает в себя и восстановление исторической правды, опиравшейся на социальную память народа и его художественную культуру. Сюда же нужно отнести политическую реабилитацию депортированных народов и ее значимость в развитии национального самосознания. Подъем уровня национальной культуры на современном этапе будет во многом зависеть от поликультурного образования в современной России и подлинной демократизации общества, главным стержнем которых должна быть национальная идея как объединяющая сила. Она базируется на основных социально - нравственных принципах общественной жизни. Нельзя утверждать, национальная идея - исключительное явление северокавказской цивилизации. Она неотъемлемая часть общечеловеческих идеалов, принципов и норм, которыми должны руководствоваться сограждане любого этноса. Сейчас идет поиск новых этнокультурных ориентаций, нахождение эффективных каналов взаимодействия с культурой мира. Завершение этих диалектически взаимосвязанных процессов потребует немало времени, духовных сил и социальной активности народов Северного Кавказа.
5. Вхождение в систему мировой цивилизации северокавказского этнокультурного феномена имеет большое научно-теоретическое значение в осмыслении истории горских народов, их этнических культур, в формировании правильного исторического сознания и национальных ориентаций. Этнокультурный феномен вхождения в систему мировой цивилизации играет определенную роль в формировании национальной идеи, в ее целостности на протяжении всей истории этносов Северного Кавказа. Он был тем процессом, который цементировал социально-экономический, морально-этический и духовный строй нации, способствовал развитию добрососедских отношений как внутри нации, так и между другими народами. Несмотря на различие этнокультур, этнопсихологических особенностей, философских и религиозных учений, среди горских народов не было межнациональной отчужденности и враждебности по отношению к другим народам. Чувство причастности к мировой цивилизации всегда было в менталитете нации. Это способствовало формированию уникального биоэтногенетического феномена, развитию менталитета горских народов, в этногенезе которых много общего, что и послужило основой этнопсихологической совместимости этносов кавказской цивилизации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ
Исследование выдвинутых проблем имеет научно-практическое значение.
1. Работа представляет научный интерес в изучении наиболее актуальных и сложных вопросов: была предпринята попытка рассмотреть в условиях национального возрождения народов Северного Кавказа основные этнокультурные проблемы и закономерности развития национального самосознания. Исследуя в историческом и современном аспектах эти проблемы, мы стремились выявить значимость этнокультурных факторов в качественном изменении национального самосознания и показать роль экологической культуры в структуре общественного сознания и самосознания личности.
2. Диссертационная проблема исследуется на уровне не только научного, но и прикладного значения. Материалы настоящего труда можно использовать при составлении учебников, методических пособий и указаний для преподавателей вузов, педагогических колледжей, училищ. Кроме того, выработанные принципы, положения и выводы диссертации могут найти применение в учебном процессе вузов нашей страны, в котором предмет культурологии как науки входит в учебные планы, а также при чтении спецкурсов по истории культур народов России и Северного Кавказа.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Главные положения диссертационной работы послужили основой выступления на ежегодных Международных конгрессах и научно-теоретических конференциях, которые прошли в Санкт-Петербурге /1997/,
Волгограде /1998/, Пятигорске /1996, 1998, 1999/, Ростове-на-Дону /1997/, Майкопе /1997, 1999/, Карачаевске /1998, 1999/, Ставрополе, Куйбышеве, Чебоксарах, Владикавказе и других городах. Автор участвовал в более 30 научных конференциях и конгрессах.
Основные выводы и принципиальные положения диссертации были изложены автором в тезисах и статьях, опубликованных в сборниках конференций. Кроме того, материалы диссертации по второй и третьей части, касающихся художественной культуры и национального возрождения, были использованы автором при проведении семинарских и лекционных занятий со студентами Кабардино-Балкарского госуниверситета и опубликованы в учебном пособии "Национальное возрождение и национальная идея" (Нальчик, 1998).
Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедр философии и культурологии Института социально-гуманитарных исследований КБГУ, была рекомендована к защите.
ПУБЛИКАЦИИ
По основным разделам диссертации опубликовано 96 статей и тезисов.
Некоторые положения исследования апробированы в монографиях "В памяти навечно" (Нальчик, 1985), научной биографии "Кайсын Шуваевич Кулиев". Часть 2-я. 1959-1985. Нальчик, 1997. - 421 с. (В соавт.), "Друзья Кайсына Кулиева". - Нальчик, 1999. (В соавт.), "Этнокультурные аспекты национального самосознания". - Нальчик, 1999, объем которых составляет 75 п.л.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Структура и объем работы отражают логику исследования и ее задачи. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на-?^ страницах машинописного текста, и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации2002 год, доктор педагогических наук Панькин, Аркадий Борисович
Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре2003 год, доктор философских наук Абакарова, Райганат Магомедовна
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов2003 год, кандидат философских наук Ашхамахов, Руслан Хамедович
Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе: на примере Карачаево-Черкесской Республики2006 год, кандидат социологических наук Тхагапсова, Ирма Борисовна
Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: На материалах Республики Таджикистан2001 год, доктор педагогических наук Латыпов, Диловар Назришоевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Эфендиев, Фуад Салихович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по вопросу "Этнокультура и национальное самосознание" позволяет автору прийти к следующим выводам:
Избранная диссертационная тема в условиях духовного обновления нашего общества имеет большое научно-теоретическое и актуально-практическое значение.
Демократизация общественной жизни вызвала интерес к возрождению национальной культуры и росту национального самосознания. Диалектический процесс взаимовлияния национальных культур, традиций и обычаев идет в условиях всестороннего развития этносоциальных общностей, национальных языков, этнокультур и возросших социально-политических и экономических связей на основе усиления национального своеобразия, посредством проявления коренных свойств наций и этносоциальных групп, через различные каналы межнационального общения. Этому способствует обновление всей сферы общественной жизни, принципы нового мышления, утверждавшийся приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и национально-ограниченными представлениями.
Возрождению национального самосознания и развитию этнокультурных процессов способствовало нравственное оздоровление общественной жизни, закрепление политических прав за национальными меньшинствами, признание их суверенитета, уважительное отношение к родному языку, историческим корням, национальным обычаям, традициям и этнокультуре как основному показателю нравственной зрелости общества. Утверждение общечеловеческих начал в функционировании традиций и обычаев невозможно без свободного социального развития этносов, их национальной культуры, обычаев, традиций, родного языка и т. д. Данные детерминанты, способствующие реальному развитию этносоциальной и этнокультурной общности, могут выступать в качестве необходимой предпосылки единства социально-этнического и общечеловеческого. Уникальность генофонда любого этноса зависит во многом от этнопсихологических особенностей и от этнокультурного своеобразия, поэтому в национальной политике необходимо учитывать этносоциальные интересы и этнические факторы. Возвращение попранного национального достоинства, национального чувства гордости, регулятивных функций национальных обычаев и традиций, национальной духовной культуры -процесс длительный.
Национальное" как философская категория охватывает все богатство материальной и духовной жизни народа. Особенное и общее, национальное и инонациональное - явления органически взаимосвязанные. Утверждение инонационального, общего в национальном - одна из важных закономерностей духовного развития общества. Национальное как понятие всегда связано с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. Все названные понятия имеют общественное значение, философский и культурологический аспекты.
Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и этнокультурных факторов. Это объективный закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей в этнической культуре. Такая закономерность является субъектом сознания и самосознания. Этническое самосознание, как одна из форм социального сознания, формируется на основе противопоставления свойств, образов и других особенностей в ходе межнациональных и культурных контактов. В процессе взаимодействия народов друг с другом, межнационального и культурного общения возникают автостереотипы и стереотипы. Характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально-окрашенных стереотипов. Основу этнического стереотипа и этноцентризма сотавляют отчужденность, изолированность и отсталость народов в своем развитии. Причиной и следствием пространственной и культурной изоляции является незнание обычаев, традиций и культурных ценностей других этносов. В результате этого отсутствует объективная информация о социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни иных народов. Этнос, который живет в самоизоляции, его привычные формы жизнедеятельности и культуры не с чем сравнить, они кажутся людям самыми совершенными. Так формируется консерватизм мышления и попытки сохранения архаических форм жизни и неприятие других культур. В этом заключается корень этноцентризма. Этноцентризм является психологической установкой, существующей на уровне массового сознания и самосознания отдельной личности. Этноцентристские стереотипы - это не только предпосылка, но и проявление национализма в рамках общественного сознания.
В изучении генезиса и функций национального самосознания и влияния на него этнокультурных факторов в последнее время широко стали использовать методы этнопсихологии и этнопедагогики. Это новое направление фундаментальных исследований этнопсихологического изучения личности в системе межнациональных отношений, культурно-исторических основ и сторон национального бытия, взаимосвязи и взаимообусловленности категорией единства общего и особенного, национального и инонационального. При этом национальное самосознание в индивидуальных формах существует в распространенных в обществе идеях и представлениях об истории этноса, в концепции бытия народа, его отдельной личности, национальный характер которой подвержен изменению. Национальный характер народа обусловлен длительным эволюционным процессом. Особенности психического склада, типы мышления определяются не только исторически сложившимися традициями, этнокультурными особенностями, социальной средой и воспитанием, но и наследственными задатками. У каждого этноса имеется свой отличительный духовный мир. Этот мир находит яркое отражение через этнические, культурные, языковые, социальные, художественные, географические и другие особенности.
Формирование национального самосознания и духовной культуры происходит на протяжении значительного исторического периода под влиянием целого ряда факторов, прежде всего социально-экономических, культурных, политических, культурно-географических, историко-экологических и других. Современное обновление всей сферы общественной жизни требует не только всестороннего, критического анализа прошлого, но и глубокого социально-философского и этнокультурного осмысления проблемы национального возрождения. Одним из важных вопросов является диалектика взаимосвязи и взаимообусловленности национального сознания и национального самосознания в современном этнокультурном процессе. А это затрагивает выяснение места национального самосознания в структуре общества, определение его роли, функции в системе социального организма и этнических факторов качественных изменений в национальном самосознании.
К основным этническим факторам качественных изменений в национальном самосознании можно отнести: социально-экономические, национально-культурные своеобразия, этнопсихологические особенности, историко-этнографическую специфику, природно-ландшафтную среду, нравственно-этические ценности и родной язык. Кроме того, надо учитывать, что в процессе многовекового общения горские народы выработали на генетическом уровне и историческом опыте своего развития специфические механизмы саморегулирования. Уникальность этнокультурного феномена этого многонационального региона в том, что он в географическом расположении находится на стыке двух мировых культур - азиатской и европейской.
В системе общественного сознания большое значение имеет экологическая культура, влияющая на национальное самосознание. Экологическое мышление, экологическая культура и национальное самосознание - процессы взаимосвязанные, которые надо умело формировать и развивать. Одна из таких проблем - формирование масштабного, целостного, планетарного мышления о биосфере, эволюции, человечестве, социуме, времени, об экологической экономике, этнической картине мира, экологическом равновесии между жизненной системой и окружающей средой, об экологической культуре различных цивилизаций, этнических региональных особенностей этносов, о популяции населения конкретных регионов, взаимосвязи эрозии с геологическими процессами, поднятием земной коры и т. д. В исследовании перечисленных проблем следует опираться на практическую деятельность людей во всех сферах общественной жизни. Объединив весь интеллектуальный и нравственно-духовный потенциал народов рассматриваемого региона, можно решить в едином комплексе социально-экономические, культурные и экологические задачи Северного Кавказа, являющегося центром биоразнообразия Европы и Северной Палеарктики.
В условиях национального возрождения культуры, когда возросла мотивация социальной активности целого общества, плюрализация национального самосознания стала неоспоримым явлением, хотя марксизм-ленинизм и отвергал философский, культурный и политический плюрализм. Однако плюрализм был всегда и остается теперь как социальный феномен во всех сферах жизни-политической, экономической, культурно-языковой, экологической, демографической и т. д. Плюрализм общественной жизни -явление постоянно изменяющееся, оно может возникать ситуативно на базе сложившихся многообразных противоречий - национальных, региональных, этнических, культурно-исторических и пр.
На пороге XXI века национальная идея в этнополитике и этнокультуре занимает центральное место. Национальная идея - это широкое понятие, отражающее действительность в сознании и самосознании человека. Она является сущностью и одновременно условием полноценного бытия этносов, имеющих свои духовные ценности. У любого этноса складывается собственная система отношений к природе, людям своей и чужой нации, к ее идеям. Национальная идея создает узаконенные моралью поведенческие модели и регулирует взаимоотношения представителей этой нации с другими общностями. При этом национальная идея будет господствующей, оценочной линией при всех конкретных национально-исторических проявлениях бытия и этнокультурных процессах. Это может касаться реальной жизни этноса и его культуры. Национальная идея всегда имеет высокое предназначение и является плодом исторического и культурного развития этноса. Она несет в себе зерно его национального духа и общечеловеческое значение. И эта субстанциональная идея, народная идея оказывает большое влияние на судьбу этноса, особенно в период его культурного и национального возрождения.
Национальное возрождение затрагивает проблему развития родных языков в условиях новой языковой политики, поскольку современная этноязыковая ситуация в северокавказском регионе обладает своей спецификой. Родной язык содержит в себе огромную биосоциальную, культурно-историческую, экологическую и эстетическую информацию. Благодаря родному языку формируются мировоззрение человека, его самосознание и духовно-нравственные ценности. Родной язык влияет и на этнопсихологические особенности и на национальный характер, которые формируются длительным ходом развития общественных отношений. На их формирование определяющее воздействие оказывают не только общественные отношения, но и климатические условия, ландшафтно-географическое расположение северокавказского региона. Они в определенной мере зависят от биоэтногенетических особенностей и свойств этих народов, от их межэтнических отношений и этнокультурных связей. Все это откладывает свой отпечаток на национальное самосознание, его формирование и развитие.
С нравственным аспектом национального возрождения, с бурным ростом национального самосознания связан один из важных вопросов-вхождение в систему мировой цивилизации северокавказских наций и ее лучших представителей, которые этому способствовали. Этнокультурный феномен вхождения в мировую цивилизацию играл определенную роль в формировании национальной идеи на протяжении всей истории этих этносов, в их сознании и самосознании. Северокавказский этнокультурный феномен вхождения в систему мировой цивилизации имел определенную значимость как в духовно-нравственной культуре народов Северного Кавказа, так и в практическом освоении ими окружающего природно-материального и социального мира. Он был тем процессом, который цементировал социально-экономический, культурный, морально-этический и духовный строй нации, способствовал развитию добрососедских отношений как внутри этноса, так и между другими народами, независимо от того, к какой цивилизации они относились. Культурное наследие горцев складывалось веками под воздействием различных культур Востока и Запада. Существенный вклад в это общее развитие внесла русская культура. Это тоже послужило важным фактором вхождения в мировую цивилизацию.
Неотъемлемыми элементами национального самосознания в системе художественной культуры являются социальная память, топонимика и ономастика, сохраняющие и воспроизводящие в сознании нации и отдельной личности прежний опыт жизни, этнокультурные взаимоотношения, события и явления. Национальное самосознание в динамике его культурно-исторического развития через систему творческого сознания художников дает достаточное тому свидетельство, как оно складывается под влиянием различных факторов и принципов национальных отношений. Социальная память как древо духовной жизни этноса. Она доносит до него в наиболее точном виде все культурно-исторические события и факты прошлого и не может быть безразлична к социальной несправедливости, искажению исторической правды. Поэтому так важно правильно формировать историческое сознание народа, в основе концепции которого должны лежать объективность и аргументированность.
Одним из факторов формирования этнической памяти и национального самосознания является топонимика, поскольку топонимические названия, передаются испокон веков и сохраняюся в этнической памяти. Родной край является этнической колыбелью для каждого человека, и эта колыбель сохраняется в его исторической, социальной памяти на всю жизнь. Большую роль в системе социальной памяти играет ономастика, находившаяся в тесной связи с этническим сознанием. Этническое сознание- это не только осознание этноопределенных элементов материальной, социальной и духовной культуры, но и межэтнических отношений, которые складывались на протяжении истории развития этноса.
В изучении генезиса и функций этнического сознания, связанного с ономастикой, в последнее время ученые стали опираться на историческую и социальную память. Ведь в человеческих именах и фамильных наименованиях прошлого и настоящего можно найти много интересного этнокультурного материала, который повествует о состоянии общества на определенных этапах его развития, об особенностях духовной культуры, этнического наследия, а также истории нации. При межличностном общении фиксирование сходства и различия в именах и фамилиях имеет существенное значение для национального самосознания. В процессе этнокультурных контактов люди привыкают к восприятию и усваивают знакомые им явления внешнего мира. Это тот духовный и эмоциональный мир, к которому привыкают люди с детства, и вытравить их из национального самосознания
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Эфендиев, Фуад Салихович, 1999 год
1.Общая научная литература. Монографии.
2. Абаев В.И. Нартский эпос Осетии. Цхинвали, 1982.
3. Абдуллаев М.А. Философия в свете переоценки духовных ценностей. -Махачкала, 1992. 171с.
4. ГЗ.Абдулатипов Р.Г. Человек. Наука. Общество. М.,1991.
5. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "я". М, 1991.
6. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и национальное сотрудничество. М.,1993.
7. Авксентьев В.А., Шоповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.-75с.
8. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. - 220с.
9. Авксентьев A.B., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994. - 74с.
10. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья. Ставрополь, 1997. - 74с.
11. О.Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х ч. Ставрополь, 1996.-278с.111 .Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1993 .
12. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Ставрополь, 1997 .
13. Агаев А.Г. Нациология. Философия национальной эезистенции. -Махачкала: АГУ, 1992. 135с.
14. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 94с.
15. Актуальные вопросы социальной философии: Тез. научн. конф. -Волгоград: ВГПУ, 1994.
16. Акавов З.Н. Диалог времени. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - 232с.
17. Аккиева С. Модель этнологического мониторинга. М, 1998. - 88с.
18. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986. - 169с.
19. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный: Ичкерия, 1994. - 203 с.
20. Андреев A.JI. Мир искусства и мир политики. М: Знание ,1990. - 28с.121 .Арутюнов С.А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. - 244с.
21. Арутюнян С.М. Нация и ее психологический склад. М.: Наука, 1990.-79с.
22. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. С.-Петербург, 1997.
23. Антология исследований культуры. Т. 1 . Интерпретация культуры. -С.-Петербург, 1997. 723с.
24. Аланы: История и культура. Владикавказ, 1995. - 439с.
25. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978.
26. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1997. -225с.
27. БаргМ. Эпоха идеи. Становление историзма М.: Наука, 1987.
28. Бороноев A.A. Основы этнической психологии. С.-Петербург, 1994.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983.
30. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
31. Белокуров В. А. Культурология, 1997. 414с.
32. Белоусова Н.О. Этническая самобытность как проблема философии культуры. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 1993.
33. Бетрозов Р. Этническая история адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996.
34. Белая книга. Из истории выселения чеченцев и ингушей. 1944 1957. -Грозный - Алма-Ата, 1991. - 235с.
35. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп: Адыг. кн. изд., 1992. - 335с.
36. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3-х т. М.: ГИХЛ, 1948. - Т.2. - 483с.
37. Боков Х.Х. Национальные отношения. М: ВИУ, 1995. - 77с.
38. Болотоков В.Х., Кумыков A.M. Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. Нальчик: РАН, 1996. -155с.
39. Бурмакин Э.В. Экология культуры. Томск, 1993. - Вып.1. - С. 3-18.
40. Бурмистрова Т.Ю. История культуры народов СНГ и Балтии. -С.-Петербург, 1996. 188с.
41. Бердяев H.A. Народ и классы в русской революции. М., 1917.
42. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.
43. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. М., 1990. - 185с.
44. Вестник "Миротворческой миссии на Северном Кавказе". Вып.2,-Пятигорск, 1998. 117с.
45. Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения: ( Сб. ст.) С.-Петербург, 1996. - 125с.
46. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры: Материалы науч.-практич. конф. Первые Эльбрусские чтения. -Нальчик: КБГУ, 1996,- 323с.
47. Волков Ю.Г. Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. -Ростов н\Дону, 1994,- 281с.
48. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск: Книга, 1995. - 219с.
49. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.
50. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
51. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1996.
52. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995.
53. Гегель Г. Философия духа. В 3-х т. М., 1977.
54. Гумилев Л.Н. В поисках возвышенного царства. М., 1997.
55. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.
56. Гумилев Л.Н. Этнические процесса: два подхода к изучению. -М.: Экопрос, 1993. С. 161-173.
57. Гуманитаризация образования: Материалы межвуз. научн. конф. -Карачаевск: КЧГПУ, 1997.- 272с.
58. Гончаров И.А. Социальные и этнические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар: СГУ, 1995. - 3 с.
59. Гончаров И. Человек и этнос: философия, социология, этнология. -Сыктывкар, 1998.
60. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
61. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Орджоникидзе: PIP, 1990.-233с.
62. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1992.
63. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н\Дону, 1997,- 448с.
64. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н\Дону, 1979.-261с.
65. Давидович В.Е., Аболина Р. Кто ты человечество? Теоретический портрет. М.: Молодая гвардия, 1975.
66. Девяткин A.A. Психология социальной установки: Экологическая концепция социальной установки. Калининград: КГУ, 1996.- 423с.
67. Дегтярев А.К. Национализм как идеологический генотип. Ростов-на-Дону, РГУ, 1993.-208с.
68. Джургаев М., Джургаев О. Круги ада. Грозный: Книга,1989.
69. Дробижева JI.M. Использование духовного потенциала наций в целях ускорения социально-экономического развития и межнациональных отношений. М.: Наука, 1988 . - 59с.
70. Духовное наследие народов России и современная культура: Тез. докл. научн. конф. 28-29 марта 1996. Новосибирск, 1996.- 121с.
71. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов.- Ростов н\Дону, 1996.- 224с.
72. Драч Г.В. Античная культура и европейская цивилизация. Ростов н\Дону, 1991.
73. Егоров В.К. История в нашей жизни. М.: Наука, 1990 .
74. Ерасов Б.С. Социальная культурология.Ч.1 и 4.2. М., 1994. - 238-378с.
75. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов на-Дону, 1998.-39с.
76. Железнов Ю.Д. Человек и природа в обществе. М.: МНЭПУ, 1995. -69с.177.3еркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов -на-Дону, 1998.- 469с.
77. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 539с.
78. Иванов В.В. Теоретические основы исторического познания.-Казань, 1991.- 149с.
79. Искусство и культура: Методологические и методические вопросы.-СПб, 1993.
80. Ислам (Первевод с англ . В.Новикова) М., 1998.- 304с.
81. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C. и др. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. Владикавказ, 1995.
82. Карачаевцы: выселение и возвращение. 1943-1957. Черкесск: Черкес, книж. изд-во, 1993. - 176с.
83. Казанов Х.Х. Национальный характер. Нальчик: Эльбрус, 1994.
84. Казанов Х.М. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993.
85. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. - 197с.
86. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. -Ставрополь, 1998. 126с.
87. Ковалевский В.Б. Кавказ и аланы. М., 1984.
88. Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. Л., 1990. -213с.
89. Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969. - 405с.1. 91.Коган J1.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1997. 159с.
90. Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997. - 339с.193 .Контактные зоны в истории Восточной Европы: перекрестки политических и культурных взаимовлияний. М., 1995. - 182с.
91. Колинаускас И. Духовное сообщество. Традиции, пути, убежища. Спб: "Медуза", 1996. - 187с.
92. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе.-Ставрополь: СГУ, 1994. 188с.
93. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М, 1992.- 683с.
94. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. -Ростов-на-Дону, 1978. 156с.
95. Круглова Л.И. Основы культурологии. СПб., 1995. - 590с.
96. Ю.Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1992. - 446с.
97. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 198с.
98. Межуев Д.Д., Алироев Ю.И. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. -Грозный, 1992.
99. Мир России. Евразия. Антология. М., 1995.
100. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1987.
101. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
102. Медведев Н.П. Национальное самоопределение или "этническая чистка". -М., 1994. 67с.
103. Мир на Северном Кавказе через языки, культуру, образование: тез. 1 международного конгресса. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. - 345с.
104. Мировая цивилизация: проблемы развития. СПб, 1995. - 78с.
105. Михайлов М.И. Некоторые вопросы теории культуры. Новгород: НГУ, 1994.-38с.
106. Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997. - 909с.
107. ЛЗО.Напсо М.Д. Проблемы межэтнической интеграции. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Ростов н\Дону, 1993.
108. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994.
109. Национальные отношения: состояние, тенденции. Грозный: Книга, 1993. -92с.
110. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Майкоп, 1994.- 544с.
111. Нартский эпос. Материалы всесоюзного совещания. Орджоникидзе, 1957.
112. Национальное возрождение России: теория и практика. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. - 109с.
113. Учебное пособие.- Нальчик: КБГУ, 1998. 106с. 1.130.Эфендиев Ф.С. Друзья Кайсына Кулиева (Эфендиева Т.Е., Эфендиев
114. Второй раздел. Периодические издания
115. Ассамблея народов России. М., 1999. - №1.
116. Арсентьев А. Философский аспект экологической проблемы \\ Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. Вып. 3 4. - М., 1996.
117. Айтматов Ч. Парадоксы перестройки \\ Литгазета, 1990, 27 июня.
118. Бабаков В.Г. и др. Национальные культуры в общественном развитии России \\ Социально-политический журнал. 1995.-№5. - С. 29.
119. Буш Т.Н. Творчество в экосистеме \\ В кн.: Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988.
120. Баграмов Э.А. Национальные проблемы и обществоведение \\ Правда, 1987, 14 августа.
121. Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций \\Вестник Российской Академии наук. 1996. - №5, т. 66. - С. 394 - 402.
122. Винера Р. Экологическая идеология без мифов \\ Вопросы философии, 1995. №5. - С.32 - 42.
123. Вдовин А.И. Российская нация (К нынешним спорам вокруг национальной идеи) \\ Кентавр. 1995. - №3. - С. 3 - 11.
124. Ю.Григорьев С.И. Проблемы социальной культуры и совершенствования социального образования в российской провинции: контекст первой половины 1990-х годов: Конспект основных идей \\ Образование и социологическое развитие региона. 1995. - №1. - С. 74 - 84.
125. Гумилев Л.Н. Письмо в редакцию \\ Вопросы философии. 1989. - №5.
126. Гузенкова Т.С.,Коростель А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в Российской Федерации: сходства и различия: (социологические данные) \\Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. - С. 171 - 192.
127. Давыдов Ю.Н. Этническое измерение памяти \\В кн.: Этническая мысль. -М., 1990.
128. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования \\Социально-политический журнал. 1995. - №2. - С. 169 - 183.
129. Дробижева Л.М. Опыт национализма и демократизация в республиках РФ \\Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. -М., 1995.-С. 36 54.
130. Иванов В.Н., Аргунова Т.В. Изучение национальных отношений и этносоциальных процессов \\60 лет научного поиска. Якутск, 1995.-С. 89 - 99.
131. Иванов В.Н. Конфликтные факторы и проблемы межнациональных отношений в России \\Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб, 1995. - С. 71 - 90.
132. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура \\Социологические исследования. 1996. - №3. - С. 3 - 9.
133. Касиди Ф.Х. Народ и нация \\Философская социологическая мысль. -Киев, 1992. №6.
134. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе \\Социально-политический журнал. -1995,-№5.-С. 166-171.
135. Капустин Б.Г. " Национальный интерес" как консервативная утопия \\Свободная мысль, 1996. - №3. - С. 13 - 29.
136. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии Ютнографическое обозрение, 1983. №1.
137. Колосов В.А. и др. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов \\Полис: Политические исследования. 1996. - №2. - С. 47 - 55.
138. Кефели И.Ф. Культура и общество \\Социально-политический журнал.-1995.-№3.
139. Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и его место в истории этноса \\Советская этнография. 1974. - №2.
140. Козлова О. Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации \\Социально-политический журнал. 1995. - №2. -С. 214-219.
141. Козаков И.А. «В.И. Вернадский: ноосфера и российская цивилизация» \\Социально-политический журнал. М., 1995. - №5.
142. Кирдяшев В.Ф., Курков В.М. Россия и ее народы в поисках национального возрождения и согласия \\Вестник Мордовского университета. 1995.- № 3. - С. 3 - 7.
143. Кудрявцев В. Идеология, культура, нравственность и проблема преступности \\Русский путь.- М.: Духовное наследие. 1996. - №5. -С. 10-11.
144. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей \\Социологический журнал. 1995. - №2. - С. 23 - 42.
145. Колпаков Е.М. Этнос и этничность Ютнографическое обозрение. 1995. - №5. - С 13 -23.
146. Лапин Н.И. Модернизация нравственных ценностей россиян \\Социологические исследования. 1996. - №5. - С.З - 23.
147. Лесков В. Мост в будущее ноосфера? (Концепция модели устройства развития цивилизации) \\Наука и религия. - 1996. - №1.- С . 20 - 22.
148. Лихачев Д.С. культура должна быть открытой всему миру \\Евразия: Народы. Культуры. Религии. 1993. - №2 .- С. 58 - 63.
149. Материалы дискуссии \\Вопросы философии. 1966. - №4.
150. Моисеев H.H. Русский вопрос: Россия на рубеже тысячелетия \\Россия и мусульманский мир. М., 1999. -№11.
151. Моисеев H.H. Причины крушения и рычаги процветания \\Социально-политический журнал. 1994.- № 10.
152. Моисеев H.H. Современный аптропогенез и цивилизационные разломы \\Социально-политический журнал. 1995. - №5. - С. 43 - 56.
153. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности \\Политические исследования. 1995. - №4. - С. 69 - 76.
154. Мамедов Г. "Малочисленные народы должны быть вместе" \\Наш Дагестан. 1993. - № 165 - 166. - С. 5 - 7.- 2.34.Михель И.В. О семантических концепциях культуры \\Философия, творчество, культура. Саратов: СГУ, 1994. - С. 16 - 24.
155. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века \\Вопросы философии. -1996.-№3.-С. 46- 56.
156. Михайлов В.А. Искусство соединения национальных интересов Ютнополитический вестник. 1996. -№1.-С.38-47.
157. Миллер А.И. Национализм как политическая проблема \\Полис, 1995.-№6. - С. 55 - 60.
158. Попова И.М. Языковая ситуация как фактор политического самоопределения и культурного развития \\Социологические исследования. 1998 . - №8. - С. 46 - 54.
159. Плетников Ю. Формация и цивилизация \\Русский путь. М.: Духовное наследие. - 1996. - №8. - С. 45 - 48.
160. Руткевич М.Н. Депопуляция или вымирание? (К дискуссии о демографической ситуации в России) \\Социологические исследования. -1996.-№3 .-С. 104-110.
161. Ребане Я.К. Информация и социальная память. К проблеме социальной детерминации познания \\Вопросы философии. 1982. - №8.
162. Саликов P.A., Калядин Л.И. Во имя возрождения и согласия: С учредительного съезда конгресса тюркских народов РФ (Москва, 1995) \\Евразия: Народы. Культуры. Религии. 1996. - №1. - С. 23 - 37.
163. Скворцов Л.В. Россия: социальное самосознание на историческом переломе Юктябрь. 1995. - №11. - С. 155 - 167.
164. Серебрякова М.А. О подходах к осмыслению художественной культуры \\Философия, творчество, культура. Саратов: СГУ, 1994. - С.44 - 49.
165. Севильская стратегия для биосферных заповедников (ЮНЕСКО, 1995) \\Заповедное дело. М., 1996. - Вып. 1.
166. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы Ютничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб,1995.-С. 8-25.
167. Соловьев О.М. Плюрализм в демократическом обществе \\В кн.: Социология и философия. СПб, 1997.
168. Тхагапсоев Х.Г. Нартский эпос как феномен диалога культур \\Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 1999. - №1. - С. 146 - 154.
169. Тюркский сборник. В.В.Радлов и изучение тюркской топонимии в аспекте современных топонимических проблем. М.: Наука, 1972.
170. Тишков В.А. О нации и национализме: Полемические заметки \\Свободная мысль. 1996. - №3. - С. 30 - 38.
171. Халтурин А. Национальная культура в опасности \\Русский путь. М.,1996. -№1. С. 51.
172. Хабга Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе \\Социально-политический журнал. 1995. - №3. - С. 222 - 229.
173. Философские проблемы теории и практики национальных отношений \\Вопросы философии, 1988. - №9.
174. Феномен этнического самосознания Ютнографическое обозрение. М.-1994. №2. С. 35 -40.
175. Хабибулин К.Н. Этническое самосознание в современных национальных движениях России \\Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб, 1995. - С. 178 - 193.
176. Хотинец В.Ю. Роль этнического самосознания в развитии интегративной индивидуальности \\Вестник Пермского педагогического университета. Сер. 1. Психология. 1995. - №1. - С. 32 - 44.
177. Чучин-Русов А.Е. Культурный плюрализм \\Общественные науки и современность. 1996. - №2. - С. 165 - 174.
178. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции \\Социологический журнал. 1995. - №2. - С. 110 - 114.
179. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культуры цивилизационного диалога \\Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 1999. -№1. С. 154- 165.
180. Шнирельман В.А. Националистический миф: основные характеристики. На примерах этногенетических версий восточнославянских народов \\Славяноведение. 1996. - №6. - С. 10 - 13.
181. Эфендиев Ф.С., Эфендиев С.И. Дружба народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны \\Сб. ст. "Молодежь и общественные науки". Нальчик: КБГУ, 1985. - С. 3 - 7.
182. Эфендиев Ф.С. Сочетание национального и интернационального в обычаях и традициях народов СССР \\Актуальные проблемы истории и теории советского общества. Нальчик: КБГУ, 1989. - С. 145 - 147.
183. Эфендиев Ф.С. Взаимодействие национальных культур и вопросы формирования сознания \\Актуальные проблемы развития межнациональных отношений в СССР. Сб. науч. трудов. - Нальчик: КБГУ, 1989. С. 167-171.
184. Эфендиев Ф.С. Восстановление справедливости как один из факторов укрепления межнациональных отношений \\Сб. ст. "Социально-политические проблемы межнациональных отношений". Элиста: КГУ, 1991.-С. 127- 130.
185. Эфендиев Ф.С. Роль современного искусства в развитии личности горянки \\В сб. "Женщина Кавказа и современность": Тез. докл. 1 Региональной научн.-практич. конф. Нальчик: КБГУ, 1991. - С. 13 - 15.
186. Эфендиев Ф.С. Национальный оптимизм репрессированных народов \\В сб. ст. "Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации": Тез. докл. и собщений Российской научн. конф. Элиста: КГУ, 1993. - С. 82 - 84.
187. Эфендиев Ф.С. Роль современного искусства в формировании нравственных убеждений учащихся \\В сб. ст. "Проблемы обучения родному и русскому языкам в балкарской школе". Нальчик: Эльбрус, 1994.-С. 110- 119.
188. Эфендиев Ф.С. К вопросу о плюрализации эстетического сознания \\В сб. "Русская философия: Восток и Запад": тез. ГУ конф. по русской философии. Пятигорск, ПГЛУ, 1994. - С . 112 - 113.
189. Эфендиев Ф.С. Великая Отечественная война и духовная культура советского народа (По произведениям В.П.Некрасова) \\В сб. "50 лет Победы в Великой Отечественной войне": Материалы региональной научн.-практич. конф. Ставрополь: СГУ, 1995. - С. 121 - 122.
190. Эфендиев Ф.С. О национальном самосознании накануне Великой Победы \\В сб." Материалы научн.-практич. конф., посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне". Нальчик: КБГУ, 1995.- С. 153 - 155.
191. Эфендиев Ф.С. Л.Н.Гумилев создатель нового направления в изучении этнической истории \\В сб. "Светские и религиозные аспекты нравственности в России": тез У конф. по русской философии.-Пятигорск: ПГЛУ, 1995.-С. 115-117.
192. Эфендиев Ф.С. Основные детерминанты развития национального сознания \\Вестник КБГУ. Серия "Гуманитарные науки". Вып.2.-Нальчик: КБГУ, 1996. С. 139 - 141.
193. Эфендиев Ф.С. Об одном нетрадиционном семинаре по эстетике \\В сб. "Русская литература XX века в современной школе: вопросы теории и методики". Ставрополь: СГПУ, 1996. - С. 126 - 130.
194. Эфендиев Ф.С. Национальное возрождение и национальная идея \\В сб. "Проблемы развития государственных языков КБР": тез. респуб. научн.-практич.конф. Нальчик: КБГУ, 1996. - С. 83.
195. Эфендиев Ф.С. Детерминанты нравственного вакуума у молодежи в условиях обновления общественной жизни \\В сб. "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа".- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.-С. 157 159.
196. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальная идея \\В сб. "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру": Тез. Первого международного конгресса. Симпозиум 1. Часть 2. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. С. 237-239.
197. Эфендиев Ф.С. Отражение исторического сознания в прозе о войне \\В сб. "Воспитание молодежи на основе возрождения национальнойкультуры": тез. научн.-практич. конф. Нальчик: КБГУ, 1996. - С. 256258.
198. Эфендиев Ф.С., Эфендиев С.И. Научно-теоретические проблемы воспитания \\В сб. "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа": Тез. докл. межвузов, научн. конф.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 66 - 68.
199. Эфендиев Ф.С., Эфендиев С.И. К проблеме изучения этнопсихологических особенностей народов Северного Кавказа \\В сб. "Национальное возрождение России: теория и практика": Тез. научн.-практич. конф. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.-С.81- 82.
200. Эфеидиев Ф.С. Искусство познания: Рец. на книгу Жаухар Аппаевой "Рисунок времени". Нальчик: Эльбрус, 1996 \\Кабардино-Балкарская правда, 1997, 6 марта.
201. Эфендиев Ф.С. "Шумят эпохи и уходят в вечность.": Рец. на сб. стихов Юсуфа Каракетова "Букет сирени". Нальчик: Эль-Фа, 1996 \\Кабардино-Балкарская правда, 1997, 19 февраля.
202. Эфендиев Ф.С. Молитва в устах народа: Рец. на книгу Р.Кучмезовой "И мой огонь горел." ( О Кязиме Мечиеве). Нальчик: Эльбрус, 1996 \\Кабардино-Балкарская правда, 1997, 28 мая.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.