Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе: на примере Карачаево-Черкесской Республики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Тхагапсова, Ирма Борисовна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Тхагапсова, Ирма Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
1.1 Этнокультурные отношения и полиэтническом регионе: общее и особенное.
1.2 Идентичность и идентификация как элементы национального самосознания.
1.3 Национальная политика как фактор этнокультурной специфики северокавказского региона.
ГЛАВА 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
2.1 Трансформация социально-культурных и конфессиональных ориентации в Карачаево-Черкесии в постсоветский период.
2.2 Карачаево-Черкесская республика в современном общероссийском. поликультурпом пространстве: социологический срез.
2.3 Основные направления оптимизации этнокультурной политики в
Карачаево-Черкесии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социальные функции культуры малых этносов в постсоветский период: На примере Карачаево-Черкессии2000 год, кандидат культурол. наук Темиров, Султан Саидович
Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе2004 год, доктор философских наук Шебзухова, Фатима Айсовна
Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона)2003 год, доктор политических наук Аствацатурова, Майя Арташесовна
Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа: на материале исследования народов Карачаево-Черкесии2008 год, доктор психологических наук Накохова, Рида Рашидовна
Межнациональные отношения в процессах общественной трансформации в этнически родственных Республиках Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея. 1985-2000 гг.2003 год, доктор исторических наук Апажева, Елена Хасановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе: на примере Карачаево-Черкесской Республики»
Актуальность темы исследования. Современные тенденции социально-культурного развития в полиэтническом регионе Северного Кавказа обусловлены тем, что в результате распада СССР в общественной жизни народов Северного Кавказа сформировались деструктивные по своей сути этнополи-тичсские движения, направленные, с одной стороны, па достижение политической самостоятельности этнических общностей, с другой - на разрушение перспектив социально-экономического и культурного развития в составе Российской Федерации. Наметившаяся в связи с этим тенденция к этпизации и ) реинтеграции на традиционалистской основе, возросшая межэтническая конкуренция, усилившаяся вынужденная этническая миграция привели к региональному кризису с негативными последствиями для населения всего региона.
Происходящее привлекает общественное и исследовательское внимание. Существенно увеличился объем публикаций, посвященных Северному Кавказу периода социальной трансформации последних десятилетий. В условиях плюрализма и демократизации социальные и этнокультурные процессы, развертывающиеся в регионе, воспринимаются по-разному как обществен-I ным сознанием, так и в рамках научной рефлексии.
Глобализационные процессы, сопровождающиеся трансформацией государственных, культурно-языковых, этнических границ и пространственной децентрализацией предопределяют возникновение и усиление противоположных тенденций - этнического национализма и культурного «почвенничества». Стремление сохранить культурные идентификационные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Современные социокультурные процессы, имеющие место в северокавказском регионе, вызывают необходимость усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам новых тенденций их изучения. Особое значение приобретают те подходы к анализу социальных и л-нокультурных процессов, которые позволяют по-иному взглянуть на их интерпретацию, на их соотношение, взаимосвязи, структуру, механизмы воспроизводства и динамики. Нестереотипизироваппые образы Северного Кавказа, его народов и культур как рациональная цель, достижимая средствами социологической науки, востребована современным научным обществом России и толерантными кругами общественности.
Расширение теоретико-методологических перспектив имеет и важное прикладное значение. Плюрализм способствует осмысленному выбору стратегии решения общих и конкретных проблем социального и этнокультурного характера применительно к северокавказскому региону.
Исследуемые проблемы имеют два аспекта - событийный и теоретико-методологический. Речь идет о том, что в постсоветский период Северный Кавказ фактически оказался в эпицентре сложнейших процессов и обстоятельств. Деконструкция сложившегося социального порядка, суверенизация, распад одних идентичностей и формирование новых, миграции, традициопа-лизация и модернизация, социальные конфликты - эти и масса иных событий и процессов наполнили конкретным смыслом и значением современную жизнь данного региона.
Этническая принадлежность продолжает оставаться значимой в вопросах формирования социальных отношений. Толерантность и признание культурных, национальных различий становятся одними из важнейших условий дальнейшего существования и развития человечества в целом. Однако решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить или сформировать позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях межтгничес ко го взаимодействия. Первостепенной задачей, таким образом, становится изучение влияния тех или иных социальных факторов, прежде всего, фактора межэтнического взаимодействия, па социализацию личности, формирование ее мировоззрения и самоидентификации.
Научный анализ социальных проблем, являющихся предметом данного исследования, позволяет прогнозировать многие процессы, происходящие в северокавказском социокультурном пространстве.
В Карачаево-Черкесии, как и во всех полиэтническиих регионах России, в постсоветский период идет борьба за переоценку ценностей этносов. Игнорирование таких, веками выработанных, культурных ценностей и норм малых этносов, как любовь к родной земле, языку, истории и культуре, уважительное отношение к старшему поколению, к представителям других пародов и может нарушить сложившийся диалог культур.
Данное обстоятельство выявляет необходимость изучения социальных функций культуры малых этносов Карачаево-Черкесии, их отношение к собственной и иным культурам. Проблемы этнокультурных трансформаций в регионе в такой плоскости теоретически ранее не исследовались, несмотря на то, что их практическая значимость очевидна.
Актуализирует тему исследования и то, что изучаются реальные этнокультурные процессы, происходящие в одном из самых полииациопальных и иоликонфессиональпых регионов России - Карачаево-Черкесской Республике.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование социальных и этнокультурных процессов рассматривается в теоретико-методологическом, социально-философском, социологическом, этнологическом, социально-психологическом и других аспектах. Изучение процессов имеет широкую социологическую традицию, которая методологически и концептуально представлена различными направлениями.
Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов социальных процессов внесли представители классической социологии: М. Вебер, Э. Дюркгейм, М.М. Ковалевский, Г. Спенсер, Ч.Х. Кули, Дж -Г.Мид, П.А. Сорокин.
Проблема культурного многообразия приобрела важное значение в исследованиях Н. Я. Данилевского, К. Клакхона, Л. Кребера, А.Д. 'Гойнби, О. Шпенглера. Этнический и культурный аспекты социального взаимодействия рассмотрены в работах IO.B. Арутюняна, Е.А. Бондаренко, JI.H. Гумилева, J1.M. Дробижевой, Б.Ф. Поршнева.
С точки зрения методологических подходов к исследуемым феноменам российскую и западную литературу, посвященную межэтническим отношениям, идентичности, можно разделить на три группы: примордиальный (англ. primordial - изначальный), модернистский (инструментальный) и пост-неклассический или, как его называют в российской литературе, конструктивистский.
Представители примордиалыюго подхода (Ю.Бромлей, А. Гулы га, В. Козлов, Э. Смит н другие) рассматривают нацию (этнос) в качестве расширенной родственной группы. Это высшая форма этнической общности людей, возникшая в эпоху формирования буржуазных отношений и ликвидации на этой основе феодальной раздробленности этнической территории и объединения людей, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру, традиции, психологию и самосознание.
Модернистский и постнеклассический подходы к нации представлены в исследованиях О. Бауэра, Д. Бройи, Э. Геллпера, Э. Хобсбаума. Большинство современных российских социологов либо остаются на позициях примордиалыюго подхода, либо пытаются адаптировать западную методологию к анализу российского материала (А.О. Бороноев, Т.Н. Заславская, В.А. Тишков).
Сторонники ностнеклассического подхода вслед за В. Андерсеном трактуют нации как «воображаемые сообщества». Воображаемыми большие сообщества являются вследствие того, что члены даже самой маленькой нации не могут знать друг друга в лицо или даже слышать друг о друге, но у каждого в сознании существует образ их общности. Собственно, все крупные сообщества людей являются воображаемыми, дело заключается в способе воображения.
Постпеклассический подход к проблеме нации (этноса) и методология исследований механизмов построения национальной идентичности являются новыми для российской социологии. Они позволяют по-иному взглянуть на отечественную специфику формирования отечественной национальной идентичности.
Исследования, посвященные социально - философским аспектам развития этносоциальных процессов, включают работы общетеоретического плана: И.А. Бердяева, Ю.В. Бромлея и наших современников В.Г. Бабакова, В.А. Тишкова.
Проблема социальной идентичности выступает предметом исследований П. Бергера, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Г. Тэджфела, Дж. Тернера, 1. Фромма, Э. Эриксона, В.А. Ядова.
Наиболее значимыми в изучении влияния этнической составляющей на особенности социокультурной идентификации личности являются исследования А.В. Арутюпян, В.В. Кочеткова, Н. М. Лебедевой.
Необходимо отметить существенный вклад научных работников северокавказского региона и Карачаево-Черкесии в изучение проблем этнокультурного развития и регионального аспекта культурной политики в современной России. Методологическое значение для исследования отмеченных проблем Необходимо отметить существенный вклад научных работников северокавказского региона и Карачаево-Черкесии в изучение проблем этнокультурпого развития и регионального аспекта культурной политики в современной России.
Методологическое значение для исследования отмеченных проблем имеют труды ученых-социологов, философов, этнографов Р.Г. Абдулатипова Б.Х. Акбашева, Т.И. Афасижева, Б.Х. Бгажнокова, А.Х. Ерижевой, Х.М. Ка-занова, О.Н. Козлова, А.И. Куропятпика, С.А. Ляушевой, B.1IJ. Махушева, Э.Х. Панеша, И.Г. Скворцова, В.Х. Т хакахова, К.Х. Унежева, P.M. Хапаху, А.Ю. Шадже. Ими был дан обстоятельный анализ конкретных этнонолитиче-ских, социальных, экономических и культурных проблем. Предпринята попытка раскрыть характер и перспективы развития межэтнических отношений между этническими группами северокавказского региона. Сделаны также важные теоретические обобщения причин современных противоречий и конфликтов на территории Российской Федерации и, в частности, на Северном Кавказе.
Целыо диссертационного исследования является анализ этнокультурных процессов, происходящих на Северном Кавказе (па примере Карачаево-Черкесской Республики), способствующих сохранению и выживанию культуры малых этносов в условиях глобального кризиса российского общества, и определение основных ориентиров региональной национальной политики. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать основные методологические подходы к исследованию социальных и этнокультурных процессов на Северном Кавказе;
2) исследовать взаимосвязи между конструированием идентичности и идентификации как элементов национального самосознания;
3) выявить диалектику взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами в Карачаево-Черкесской Республике.
4) определить основные ориентиры региональной культурной и национальной политики;
В качестве объекта исследования определены этнокультурные процессы, происходящие в культурах малых этнических групп Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии, способствующие их выживанию и развитию.
Предметом исследования являются механизмы формирования этнокультурных отношений и идентичности под влиянием полиэтнической среды.
Основная гипотеза исследования. Господство в современной России номенклатурного монополистического капитализма, всячески блокирующего более активное вмешательство институтов государства в регулирование межэтнических отношений с точки зрения проблем равенства, предполагает необходимость выработки основных направлений оптимизации этнокультурной политики на Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесии.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологией диссертационной работы избран системный подход, который является одним из наиболее современных методов изучения сложных и многоуровневых объектов, находящихся в динамическом взаимоотношении друг с другом и окружающей средой. Исследуемой системой в данной диссертации выступает общая культура северокавказских народов. В качестве подсистем, подлежащих рассмотрению, были взяты культуры и конкретные составляющие элементы этнических культур Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии.
В диссертации соединяются принцип историко-материалистического подхода к феномену этнокультуры с обращением к экономическому фактору в ее формировании, социокультурным и политическим условиям возникновения этнической общности. Используется совокупность методологических приемов и подходов, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, истории, этнологии, антропологии, социальной психологии. Методологическими основами исследования явились общенаучные методы, цивилизационный подход к явлениям культуры, социокультурный и культурологический подход к проблеме традиций и ценностных ориентации, системный анализ, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, этнографов.
Предметная очерченность работы предполагает акцептацию исследовательского внимания на теориях конструирования социальной реальности П. Бергмана и Т. Лукмана, микросоциологических подходов Дж.-Г. Мида, Ч. Кули, теории структурации Э. Гидденса, концепции габитуса П. Бурдье. Значимыми в процессе рассмотрения структурной организации социокультурной идентичности оказались работы Т.Н. Заславской, В.А. Ядова.
В контексте определения границ этноса и этпичности основы диссертации составляют работы представителей примордиальиого подхода Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.В. Широкогорова, конструктивистской парадигмы - Б. Андерсона, Ф. Барта, Э. Геллнера, В.А. Тишкова. Теоретически значимыми явились результаты этносоциологических исследований, посвященных изучению проблем этнических границ, осуществляемых под руководствам Л.М. Дробижевой.
Методически диссертационное исследование ориентируется па сочетание исторического и логического методов, теоретическое обобщение эмпирических и статических материалов.
Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы общероссийского и регионального характера, данные социологических исследований на Северном Кавказе, а также исследования, проведенные диссертантом в Карачаево-Черкесии. Общий объем в двух выборочных масштабах исследования составил 700 респондентов из различных социальных групп республики. Также были использованы существующие в социологической науке представления о принципах, методах и условиях организации работы в полиэтнической среде.
Методы исследования, примененные диссертантом: системный, социологический, диалектический, исторический, метод классификации, метод анализа и синтеза, прогнозирования, и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты особенности социальных и этнокультурных отношений на Северном Кавказе и механизм их воспроизводства;
- предложено в процессе систематизации, обобщения и анализа источников по проблемам социальной идентификации субъектов новое понимание соотношения социальной идентичности и этничности;
- исследовано развитие социальной и культурной сфер в Карачаево-Черкесской Республике - одного из полиэтнических регионов Российской Федерации, который длительное время находится в состоянии затянувшегося межэтнического конфликта, выявлены факторы, позитивно и негативно влияющие на межэтнические отношения в республике;
- изучены и изложены особенности социальных функций культуры малых этносов на основе анализа эмпирических данных, полученных автором в ходе исследования реально сложившейся этнокультурной ситуации в республике;
- рассмотрены перспективы этнокультурных процессов в регионе и возможности их оптимизации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащийся в нём фактический материал, теоретический анализ и выводы углубляют существующие малоразработанные представления о социальных функциях культуры малых этносов и характере изменений этнокультурной ситуации в Карачаево-Черкесии.
Практическая значимость состоит в определенном приращении социологического знания. Материалы и выводы диссертации найдут применение:
-при разработке курсов и спецкурсов по социологии, этнологии, социальной антропологии;
-в процессе изучения специфики социальных и этнокультурных отношений в рамках регионального социального пространства;
- при подготовке методических пособий по социологии, политологии и регионологии.
Выводы диссертанта о современных этнокультурных процессах на Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесии могут использоваться региональными властями, органами местного самоуправления в целях формировании мер по стабилизации этнических взаимодействий, социального самочувствия жителей региона.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Стремление сохранить культурные идентификационные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Трансформация этнокультурных процессов вызывает необходимость усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам новых тенденций изучения данных феноменов. Толерантность и признание культурных, национальных различий становятся одними из важнейших условий дальнейшего существования и развития человечества в целом. Однако решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях межэтнического взаимодействия.
2) В северокавказском полиэтническом регионе особого внимания заслуживает пересечение территориальной и этнической идентификации. Этническая идентификация приводит личность к растущему осознанию принадлежности к своему народу через этническую культуру, а территориальная приводит к углубляющемуся пониманию своего причастия к данной общности, представители которой независимо от национальности начинают руководствоваться общими социокультурными правилами, свойственными данному региону.
3) В диалектике взаимоотношений между социальными и культурными процессами в Карачаево-Черкесии одной из основных социальных функций культуры выступает функция позитивного регулирования межэтнических отношений, благодаря которой преодолено противостояние между пародами республики.
4) Положительная культурная динамика меньшинств, живущих в условиях иноэтнического доминирования, требует дополнительной государственной поддержки. В связи с этим одна из основных целей политики обеспечения национальной культурной безопасности России - поддержание режима демократии применительно к меньшинствам, создание для них реального, а не формального равенства с этническим большинством населения, содействие полноценному включению их в общероссийское культурное пространство.
Апробация работы осуществлена па ряде научных и научно-практических конференций: Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 2004г., Нальчик; «Кавказ между Западом и Востоком», 2006 г., г.Карачаевск.; Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 2006г., Нальчик; Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационный менеджмент на транспорте», 2006г., г. Туапсе и др. ив ряде научных публикаций.
Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2005-2006 гг.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами, отражающими результаты проведенного социологического исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике: Постсоветский период2002 год, доктор исторических наук Аккиева, Светлана Исмаиловна
Национально-языковая образовательная политика в поликультурном обществе Северного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Лезина, Валерия Владимировна
Трансформация этносоциальной структуры Северного Кавказа2009 год, кандидат социологических наук Асланов, Шахмурад Султанович
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов2003 год, кандидат философских наук Ашхамахов, Руслан Хамедович
Воспроизводство социокультурной целостности этноса в условиях административно-территориальной сегментации: На примере ногайцев Северного Кавказа2000 год, кандидат социологических наук Суюнова, Фарида Султановна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Тхагапсова, Ирма Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запершая диссертационное исследование, автор не может утверждать, что тема исследования исчерпана и проанализированы все социальные и этнокультурные процессы северокавказского региона. Перманентная трансформация региональных процессов контекстуально предполагает изучение всех способствующих этому факторов с учетом социального времени и пространства. Это невозможно в силу того, что одни процессы разворачиваются, другие - утрачивают свою актуальность в силу динамичности социума.
Методологический анализ понятия «этнокультурный процесс» предполагает в качестве предварительного условия определенную методологиче-» скую «деполитизацию» основного объекта исследования. Речь идет о необходимости отделить этнокультурный подход от этнополитического, социального от социокультурного. Представление о правомерности комплексного применения социокультурного и социологического подходов в анализе этнокультурных процессов строятся не на их противопоставлении, а на принципе их глубокой взаимной интеграции. Дифференциация между политическими и культурными аспектами современных этнических процессов выступает в качестве важнейшего условия рационального подхода к регулированию этнических конфликтов. Кроме того, это позволяет преодолеть традицию полити-> зации этнокультурных проблем.
Этнокультурные процессы трактуются в диссертации в двух основных смыслах. В узком смысле этнокультурные процессы определяются как специфические социальные процессы, протекающие в локальной культуре и социальной организации и характерные только для него. В широком смысле этнокультурный процесс рассматривается с точки зрения его основной практической направленности и функций в рамках социального пространства и времени.
Основополагающими в отечественных исследованиях по этнической проблематике являются примордиальный и инструменталистекий подходы. Не принижая значения каждого из них в концептуальном и методологическом отношениях, в настоящем исследовании исходным является конструктивистское понимание этнокультурных процессов. Оно характеризует эт-ничность как реально существующую разновидность социальной практики, как место встречи и взаимодействия между этичностью и культурой. Такое методологическое разделение понятия «этнокультура» на две составляющие является оправданным в рамках изучения основной проблемы.
Социальное пространство северокавказского региона рассматривается с точки зрения экономико-технологических распределительных отношений экстенсивного типа, а так же структурных трансформаций в рамках постсоветского общественного разделения труда. Данные социальные конструкции служат объединяющим началом северокавказского типа культуры, специфику которой отражают следующие черты: единый порядок организации форм социальной и культурной жизни этносов;
- общая опривыченная схема жизни, деятельности и восприятия мира;
- доминирование горизонтальной иерархии в функционировании социального пространства; дуальность восприятия социального времени.
Особое значение имеет понимание регионализации как социокультурного процесса вне рамок его политической интерпретации, позволяющее определить внутренние источники и тенденции европеизации. При исследовании взаимосвязи между социальными и этнокультурными процессами, протекающими в регионе наблюдается их взаимообусловленность. Рассматриваемые процессы - продукт социально-исторического взаимодействия, которое осуществляется в рамках регионального пространства и времени и являются результатом социального конструирования. Данный аспект может служить доказательством превалирования социальных процессов над этнокультурными.
Применительно к региональной идентичности, рассматриваемой в ее пространственно-территориальном аспекте правомерно выделить макро-, ме-зо- и микроуровни. Социальная жизнь, надо отметить, пе ограничивается лишь данными формами самоидентификации, так как пространство отношений в регионе не сводится к социально-территориальным и этнокультурным основаниям.
Смысловая составляющая регионального типа концептуализируется в двух аспектах: на уровне представлений индивидов об объединяющей их идентичности;
- в рамках процесса регионализации для Северного Кавказа и государства в целом, в процессе формирования общероссийского самосознания;
Самоидентификация личности, соотнесение себя с культурой родного этноса выступает важнейшей формой проявления функции интеграции культур. Значение культуры собственного этноса приводит человека к потребности познания других культур. Это происходит через процессы узнавания и сопоставления, что, в свою очередь, способствует активизации диалога культур, консолидации общества через социальную функцию отбора культурных форм.
Исследуя этнокультурные изменения в северокавказском регионе на современном этапе (на примере Карачаево-Черкесии), автор придерживается мнения, что этносы республики, при обеспечении властью, оптимальной национально-культурной политики, способны к организации совместной социальной жизни. На это влияет, с одной стороны, близость, общность культур, с другой - территориальная общность. Территориальная общность в таких ситуациях становится существенным признаком идентификации, ибо люди, независимо от национальности, начинают руководствоваться в своей повседневной жизни общими социокультурными правилами, свойственными данному региону. Это происходит благодаря интеграционному характеру социальной функции культуры.
В процессе исследования особенностей социокультурной идентификации в условиях межэтнического взаимодействия на основании комплексного использования теоретических и эмпирических методов, нами была подтверждена основная гипотеза, заключающаяся в том, что идентичность, особенности социокультурной идентификации определяют социальную активность групп.
Особенности социокультурной идентификации личности детерминированы спецификой способа социального категоризирования, присущего определенному этнокультурному обществу. В процессе осуществления анализа факторов, определяющих характерные особенности этнокультурных общностей, было установлено, что особенности межэтнического взаимодействия выражаются в характере социокультурного дистанционироваиия этносов, проявляющегося на личностном уровне посредством актуализации этнической принадлежности индивида.
В многонациональном обществе действуют носители различных культур и традиций, и не все его члены стремятся проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов. В условиях современного общества для снижения агрессии, национального непонимания и экстремизма важно научить подрастающее поколение понимать окружающий мир, формировать сопереживание, терпимость, толерантность -поскольку в основе всех общечеловеческих ценностей лежат культурные, религиозные и национальные традиции. Все это разнообразие отображается в развитии наших вкусов, в наших предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и во взглядах па окружающий мир.
Этический стиль поведения определяется единством противоречий этнического, социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. Специфика этнического поведения тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве.
Социокультурные нормы каждого народа олицетворяют неповторимый исторический опыт его существования, вырабатываются в совместной деятельности людей и фиксируют в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границ дозволенного. Они регулируют взаимоотношения человека и общества с помощью системы знаков (языка) и носят обязательный характер.
Ценности менее социально-обязательны, чем социокультурные нормы. Они представляют собой устойчивые убеждения в межличностных, групповых предпочтениях по отношению к определенным, эталонным образцам, в соответствии с которыми люди оценивают социальную значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.
Таким образом, социокультурные нормы и ценности, являющиеся относительно устойчивыми культурными образованиями, составляют содержание духовной культуры. Все они порождаются социальной жизнью и регулируют взаимоотношения между людьми в социальных процессах, являются специфическими для каждой общности.
Если культура играет роль регулятора отношений в обществе, границы для личной саморегуляции и самореализации, служит установлением понимания между людьми в процессах социального взаимодействия, то культурная традиция выполняет в человеческом обществе две функции: является средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляет воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.
Следует подчеркнуть, что в предыдущие годы в Карачаево-Черкесской республике сложились определенные традиции взаимоотношений между представителями разных этносов, содержавшие много ценного и полезного. К сожалению, они незаслуженно забыты, поэтому важно возродить лучшее из опыта межнационального общения, противопоставив их национализму и ксенофобии.
Культура межнационального общения - атрибут любой сферы межнациональных отношений. По природе своей это феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий нравственную сущность этнических отношений.
Рассматривая и решая вопросы этнокультурного взаимодействия в условиях Карачаево-Черкесии, следует иметь ввиду одну исторически сложившуюся здесь особенность взаимоотношений между этносами - ни один из них не занимал, и не может занимать господствующего положения по отношению к другим.
Основополагающий принцип, на который, на наш взгляд, должно опираться дальнейшее развитие культуры - это изменение системы организации культурной деятельности в республике для удовлетворения потребностей конкретного индивида и создания условий для более полного роста и реализации его этнического духовного потенциала.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом, тем успешнее протекает, чем полнее оно взаимодействует с социализирующими воздействиями окружающего социума. В связи с этим можно выделить межэтническую социализацию как вхождение индивида в систему отношений народов мира, своей страны, родной республики, региона, усвоение им влияния межнациональных и межконфессиональных отношений различных уровней; это вовлечение личности в жизнь коллектива, целью которого является укрепление отношений граждан разных наций и конфессий.
Понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является характеристикой толерантности личности. Решение задачи межнационального общения, которое предполагает развитие у представителей всех возрастных категорий республики понимания существования различных культур, осознание того, что положительные межэтнические отношения являются результатом длительного процесса совместного проживания и целенаправленной воспитательной деятельности. Его социальное содержание определяется характером общественных отношений. С процессом межэтнического взаимодействия тесно связан процесс аккультурации, формирующийся благодаря непосредственному и продолжительному контакту, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одного или всех взаимодействующих этносов.
Проведенный нами анализ проблем социальных функций культуры малых этносов Карачаево-Черкесии в постсоветский период на основе учета теоретических и эмпирических материалов позволяет сделать некоторое обобщение и сформулировать научно-практические рекомендации по оптимизации приоритетов культурной политики и практики ее осуществления в Карачаево-Черкесии.
1. Центральные власти, не способные предотвратить межнациональные конфликты на Северном Кавказе и заслужившие катастрофическое падение доверия к ним, должны создать и воплотить научно-обоснованную программу регионального национально-культурного развития, с целью осуществления общерегионального и общероссийского диалога культур. В данной программе следует учесть отрицательный и положительный опыт отечественного и зарубежного этнокультурного взаимодействия.
2. Этнокультурная политика, проводимая государством в полиэтнических регионах должна основываться на принципах равноправия народов, гласности и самостоятельности. Она не может быть осуществлена без финансовой поддержки и соответствующей законодательной базы.
3. Оптимизация этнокультурных процессов видится в возрождении и дальнейшем развитии духовных ценностей всех этносов Северного Кавказа, в том числе и КЧР.
4. Необходимо подвести научную и правовую основу под констатацию и решение вопроса возрождения национальной идентичности, развития этнонациональной культуры.
5. Добиться соблюдения баланса интересов, совершенствования технологий управления в сфере культуры и создания в регионе научно-аналитических структур для проведения мониторинга, сбора и анализа информации о тенденциях культурного развития этносов.
Таким образом, процесс оптимизации этнокультурных отношений в КЧР, представляется достаточно длительным во времени и потребует перестройки как индивидуального, так и общественного сознания. Пестрая палитра этнического населения республики и северокавказского региона в целом, обязывает пристально изучать историю, традиции и обычаи этносов, так как мир в данном регионе может утверждаться только через развитие и взаимодействие сферы образования, культуры, религии.
Этнокультурные трансформации, происходящие в северо-кавказском регионе и в Карачаево-Черкесии будут способствовать повышению роли национальной культуры, межэтнической интеграции и обретению обществом нового, адекватного времени качества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Тхагапсова, Ирма Борисовна, 2006 год
1. Абдулатипов Р.Г. Этпичность, раса и способ производства: неомарксистская перспектива / Р.Г. Абдулатипов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. -Т. 1. -№. 1.-С. 85-89.
2. Аванесова Г.А. Цивилизационные и социокультурные параметры преобразований современной России / Г.А. Аванесова // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информационный сборник, 2002. Вып. 1. - М.: Изд-во РГБ - С. 33-61.
3. Авксентьев А.В. Северный Кавказ в этнической картине мира. / А.В. Авксентьев // Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 160с.
4. Акбашев Б.Х. Трудные дороги правды / Б.Х. Акбашев. Черкесск.:1. Аджьпа, 2001. -231с.
5. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности / И.А. Акчурин // Вопросы философии. 1999. - №5.- С. 18.
6. Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичностинародов России. / Н.А. Алексахина // СОЦИС. 1998. - №2. - С. 49-54.
7. Алиев М.Н. Национальные процессы и приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан / М.Н. Алиев // Безопасность Евразии. 2005. - №1. - С. 279-288.
8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества; Размышления об истоках и распространении национализма. / Пер. англ. В. Николаев. / Б.Андерсон.- М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. -288с.
9. Андреев А.В. Этническая революция: причины и следствия. /А.В. Андерсон // СОЦИС. -2002. №4. - с. 226-138.
10. Арутюпян 10.В., Этносоциология /Ю.В. Арутюпян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов //М.: Аспект Пресс, 1999.-271с.
11. Аташукова М.К. Уровень толерантности в Республике Адыгея. Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. наук. / М.К. Аташукова // Майкоп, 2006 22 с.
12. Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов / А.С. Ахие-зер // Общественные науки и современность 1994 - №4. - С. 115-125.
13. Бабич И.Л. Правовая деятельность и ее исторические корни на Северном Кавказе / И.Л. Бабич // Россия и Кавказ сквозь два столетия: Исторические чтения. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 211- 212.
14. Барбашин М.Ю. Современные социологические подходы в изучении этничности / М.Ю. Барбашин // Логос. 2005. - № 1. - С. 167-181.
15. Барулин B.C. Российский человек в XX в. Потери и приобретения себя: Монография / B.C. Барулин // СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.
16. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман // Пер. с англ.; Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 97с.
17. Бахтызин A.M. Границы идентичности: западные и восточные традиции / A.M. Бахтызин // Путь Востока VII. Культурная, этническая и религиозная идентичность. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 22.
18. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажноков // Нальчик: ЭЛЬФА, 2001 .-96с.
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек // Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. М.: Прогресс - Традиция, 2000. -384 с.
20. Бекижев М. М. Самая сложная политика. /М.М. Бекижев// День республики. № 5 (458). 3. 02.2005. - С.2.
21. Белгарокова Н.М. Молодежная девиация в поликультурной Кабардино-Балкарской Республике (социологический аспект). Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. наук / Н.М. Белгарокова //.- Майкоп, 2006,-22 с.
22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. /Д. Белл //. М.: Akadtmia, 1999. - 956 с.
23. Белоусов М.В. Этнические элиты Северного Кавказа: опыт социологического анализа. Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. Наук / М.В. Белоусов //. Волгоград, 2001.- 22 с.
24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман//. М.: Медиум, 1995. -323 с.
25. Биллинг М. Нации и языки / М. Биллинг //. Логос. 2005. № 4. С. 3344.
26. Бобрышев В.А. Управление процессом формирования системы ценностей российского полиэтнического общества и идеологии реформ (социологический анализ). Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. наук / В.А. Бобрышев //. Майкоп, 2005 - 25 с.
27. Болгов В.И. Социология новых форм жизни (проблема социокультурной динамики) / В.И. Болгов II. М., 2001.-143с.
28. Большая российская энциклопедия. Россия М.: Большая российская энциклопедия., 2004.- 315 с.
29. Большой толковый социологический словарь / Collins / Том1. (А-О): Пер. с агл. М.: Вече ACT, 1999.- Т.1.-544 с.
30. Борисов О.В. Этническая группа и государство как субъекты социального взаимодействия: социологический и билогический аспекты /О.В.
31. Борисов, А.В. Олескин // Общественные науки и современность. -2004.-№3.-С. 132-142.
32. Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: ис Кажаров //Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров.- Нальчик.: Эль-ФА„ 1999. 184 с.
33. Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство / Ю.М. Бородай //- М.: Прогресс, 2004,- 197с.
34. Бороков Р.Х. Материалы отчетного доклада на отчетном заседании Министерства культуры КЧР / Р.Х. Бороков // День республики от 19.12.2005.-С.2-3.
35. Бороноев А.О. Россия и русские: характер народа и судьбы страны /А.О. Бороноев, П.И. Смирнов. СПб.: Санкт-Петербургская панорама, 2001.- 192 с.
36. Бороноев А.О. Социальные процессы: методология исследования / А.О. Бороноев, В.Х. Тхакахов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 4: Межвуз. сб./ отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Алетейя, 2003. -135 с.
37. Бромлей Ю.В. Основные разновидности национальных общностей (понятийно- терминологические аспекты) / Ю.В. Бромлей // Социально-политический журнал. t990. № 1. С. 53-59.
38. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр./ П. Бурдье.--СПб.: Алетейя, 2001.-262с.
39. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина. /И. Валлерстайн. СПб.: Университетская книга, 2001.- 108с.
40. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке /Ю.А.Васильчук // Общественные науки и современность. 2001- № 1.-С. 5-26.
41. Винер Б.Е. Этнические общности в Санкт-Петербурге / Б.Е. Винер // Социологический журнал. 2000. - № 1. - С. 110-122.
42. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа / К.С. Гаджиев // М.: Международные отношения, 2001.-319 с.
43. Геллнер Э. Нации и национализм / Э Геллнер// М.: Прогресс, 1991. -319с.
44. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс // -М.: Эдиториал УРСС, 1999. -147 с.
45. Глобальное сообщество: Картогорафия постсовременного мира / Московская школа геоэкономических и социальных исследований. СПб.: Алетейя, 2002,- 104 с.
46. Гирц К. Интерпретация культур. Пер. с англ. /К. Гирц. М.: Российская политическая энциклопедия РОССПЭН, 2002. - 345с.
47. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации:мифв и реальность (социологический анализ). 1992-2002гг. /М.К. Горшков. -М.: Российкая политическая энциклопедия РОСПЭН, 2003. 284с.
48. Григорьев С.И. Актуальные проблемы анализа жизненных сил национальных общностей в России / С.И. Григорьев // Вестник Моск. унив. Сер. 18. Социология и политология. 2000. - №2. - С. 92-101.
49. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера земли. /J1.H. Гумилев// Л.: Изд-воЛГУ, 1989.-495 с.
50. Гучетль З.Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социолизации молодежи (на материалах Республики Адыгея). Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. наук. /З.Х. Гучетль// Майкоп, 2006. - 22с.
51. Дамения О.Н. Этнополитические конфликты на Кавказе: динамика и трансформации / О.Н Дамения // Кавказский регион: пути стабилизации: Материалы международной научной конференции. Ростов н /Д:
52. Изд-во Рост, ун-та, 2004. С. 187-198.
53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляды на культурные и политические отношения. / Н.Я. Данилевский . М.,1997.- 149 с.
54. Дегтярев А.К. Кавказская идентичность: историческая амнезия или переоценка ценностей. /А.К. Дегтярев// Кавказский регион: пути стабилизации: Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - С. 85-95.
55. Делова J1.A. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея). Автореферат дисс. на соиск. ученой степ. канд. социологич. наук / Л.А Делова // Майкоп, 2001. - 27с.
56. Демографический ежегодник России: Стат. сб./ Госкомстат России. -М., 2000. -405 с.
57. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985- 543с.
58. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. / Г.С. Денисова//- Ростов н/Д, 1996 - 223с.
59. Джозеф Д. Язык и национальная идентичность. / Д Джозеф// Логос. 2005. №4.-С. 4-33.
60. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур. /М.С. Джунусов//Социс.-2002."-№5. -С. 125-129.
61. Добреньков В.И. Социально-гуманитарные проблемы становления глобального общества / В.И. Добреньков// Человек и современный мир. -М.: ИНФРА-М, 2002. —С.11-27.
62. Добреньков В.И. Социология: В 3-х т. Социальные институты и процессы. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: Инфра-М, 2000. -T.III.-520 с.
63. Дресслер-Холохан В. Национальные движения: интернационализация протеста, идеология и утопия /В. Дресслер-Холохан // Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. СПб.: Петрополис, 1995. - 50 с.
64. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению / Л.М. Дробижева // Национальное самосознание и национализм в РФ 90-х годов.- М.: ИЭА РАН, 1994.- с.44 46.
65. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации / Л.М Дробижева// Мир России. Социология. Этнология. Том X. 2001. №2. -180с.
66. Ерижева А.Х. Механизм возникновения и разрешения национального конфликта / А.Х. Ерижева // Вестник КЧИГИ Черкесск., 2000-Вып.2. - С.120-128.
67. Ерижева А.Х. Проблемы полиэтнических и межнациональных отношений в КЧР /А.Х. Ерижева // Этнические проблемы современности. Ставрополь,2004. Вып.6.' - С.87-92.
68. Ерижева А.Х. Социально-экономические и политические проблемы КЧР (по материалам социологических исследований) / А.Х. Ерижева// Вестник КЧИГИ Вып.2.~ Черкесск., 1999.- С. 116-119.
69. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985- 2001 годы / В.И. Жуков // М.: Изд-во МГСУ, 2002. -177 с.
70. Жовтун Д.Т. Конфликтология: Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума /Д.Т Жовтун // Соц.-гуманит. знания.-2000. №1.-С. 132-145.
71. Задворнов И.А. Северный Кавказ этнополитичеекие и религиозные особенности. / И.А. Задворнов// Социс. - 2000. -№10. - С.58-64.
72. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская //- М.: Дело, 2002.-568 с.
73. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества / Т.И. Заславская // СОЦИС. 2001. -№8. - С.3-11.
74. Заславская Т.И. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России / Т.И. Заславская, М.А. Шабанова // СОЦИС. -2002.-№6.-С. 3-17.
75. Здравомыслов А.Г. Теории социальной реальности в российской социологии /А.Г. Здравомыслов // Мир России. Социология. Этнология. Том V111. № 1-2,1999 (21-22) С. 3-20.
76. Зубков В.И. Социологическая теория риска: Монография / В.И. Зубков. М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.
77. Зорин В.Ю. Государственная национальная политика РФ: проблемы реализации и совершенствования / В.Ю. Зорин, Т.Я. Хабриева // Журнал российского права-2003. -№ 8-С.33-35.
78. Зоркальцев В.И. Этноконфессиональная ситуация в современной России / В.И. Зоркальцев // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2003. №4. - С.2-4.
79. Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация (национальный и региональный аспекты) / В.Н. Иванов. М.: ИСПИ РАН, 2000. -214с.
80. Иванов В.Н. Российский федерализм: становление и развитие. /В.Н. Иванов, О.Я. Яровой. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 96 с.
81. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность /Ф.Х. Кессиди
82. Вопросы философии. 2003. -№1 - С. 76-79.
83. Кобахидзе Е.И. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе / Е.И. Кобахидзе // СОЦИС. 2004. - №3. - С.67-72.
84. Ковалев В.А. Политика в российских регионах и некоторые проблемы политической регионалистики / В.А. Ковалев // Регионология. Научно-публицистический журнал. 1999. №3- С.171-177.
85. Ковалевский М.Н. Закон и обычаи на Кавказе / М.Н. Ковалевский. -М.:Типография А.И. Мамонтова и К, 1890 Т. 1. - С. 304.
86. Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос / В.И. Козлов // Отечественная история, 1993. №2. - С. 26-34.
87. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. /В.И. Козлов. -М.: Старый сад, 1999.- 342 с.
88. Колобов О.А. Регионализм в России: проблема определения понятия. /О.А. Колобов, А.С. Макарычев // Регионология: Научно- публицистический журнал. 1999. - №2. - С. 140-145.
89. Колобов О.А., Макарычев А.С. Регионализм в России: проблема определения понятия / О.А. Колобов, А.С. Макарычев // Регионалогия. Научно-публицистический журнал. 1999. - №2. - С. 140-172.
90. Комарова О.Д. Население России сквозь призму этнических процессов /О.Д. Комарова//Мир России. 1999, № 2.-С.71-80.
91. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
92. Кратова Н.В. Миротворчество в КЧР: поиск согласия / Н.В. Кратова // Вестник КЧИГИ 2000. - Вып. 2.- С. 39-43.
93. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М.Н. Кузьмин // Педагогика. -1999. -№ 6. С.3-12.
94. Кузьмина О.Е. Основы этнодемографии. /О.Е, Кузьмина, И.П. Пучков// -М.: Наука, 1994. 384 с.
95. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. /Ч.Х. Кули// Пер. с англ., М.: Идея-Пресс, 2000. 320 с.
96. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. - 256 с.
97. Куропятник А.И. Мул ьти культу рал изм: проблемы социальной стабильности политических сообществ. /А.И. Куропятник. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2000-208 с.
98. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. М: РАН, 1993. - 127 с.
99. Лурье С. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика / С. Лурье // Общественные науки и современность.1999. №4. - С.101-108.
100. Мазлумянова Н.Я. К методологии исследования проблемных ситуаций / Н.Я. Мазлумянова // Социологический журнал. 2000. №2. - С.79 -88.
101. Максидов А.А. Адыги черкесы и зарубежье /А.А. Максидов // Альманах социально-политических и правовых исследований. - Нальчик,2000.-Вып. 1.-С. 317-327.
102. Мамедова Е.В. Этнокультура в системе социальной регуляции / Е.В. Мамедова // Философские науки. -1999. №3-4 - С. 161 -167.
103. Маргулян Я.А. Система и способы обеспечения социальной безопасности: Монография / Я.А. Маргулян // ВИТУ. СПб., 2000. 240 с.
104. Масленников Е. В. Экспертное знание: интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании / Е.В. Масленников //- М.: Наука, 2001.-228с.
105. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе / К.Р. Минасова // СО-ЦИС. 2002. -№8-С.40-48.
106. Михайлов И.В. Населенные пункты КЧР / И.В. Михайлов // Ставрополь., 2001. -36 с.
107. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. /М.О.
108. Мнацаканян// -М.: АНКИЛ, 2001. 241с.
109. Моисеева И.А. Менталитет и национальный характер. /Н.А. Моисеева, В.И. Сороковникова // СОЦИС. -2003. №2. - С. 45-48.
110. Молдобаев К.К. Этносоциальная память как форма сохранения и передача национальной идентичности / К.К. Молдабаев // Путь Востока VII. Культурная, этническая и религиозная идентичность. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 18-28.
111. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы / Пер. со шв. /П Монсон. СПб.: Нотабене, 1999. - 144 с.
112. Мукомель В.П. Национальная политика в регионах России: сравнительный анализ, позитипрактика / В.П. Мукомель // Федерализм-2004-№3.-С. 51-68.
113. Народы мира: историко-этнографический сборник М.: Сов. энциклопедия, 1989 - 655с.
114. Нахушев В.Ш. Государство как типообразующая основа многонационального общества» / В.Ш. Нахушев // Вестник КЧИГИ. Черкесск, 2000. Вып 2-С. 109-116.
115. Нахушев В.Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа / В.Ш Нахушев//-Ставрополь.: Изд-во СГУ, 2001.-208 с.
116. Оразаева Л. МЧА: проблемы и перспективы / Л. Оразаева // Северный Кавказ, декабрь 2000. № 47 (505). - С. 4-18.
117. Павленюк П.Д. Социология: Избранные работы 1991-2003гг. / П.Д. Павленюк // М.: Дашков и К, 2003. - 584с.
118. Паин Э.А. Издержки российской модернизации: этнополигиче-ский аспект / Э.А. Паин // Общественные науки и современность. -2005. -№ 1.-С. 148-159.
119. Палагкина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом пространстве / Г.В. Палаткина // Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.- 167с.
120. Панарин А.С. Искушение глобализмом. /А.С Панарии // М.: Русский национальный фонд, 2000. - 369 с.
121. Папеш Э.Х. Традиции в политической культуре пародов СевероЗападного Кавказа. / Э.Х. Панеш // Этические аспекты власти: Сборник статей.-СПб., 1995,-С. 13-35.
122. Парсонс Т. Социальное действие и условия человеческого существования /Т. Парсонс.- М.: АСТ-ЛТД, 2002. 690 с.
123. Перепелкин Л.П. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика / Л.П. Перепелкин // Россия и мусульманский мир. 2003. - №9. - С. 14-32.
124. Печенев В.А. Многонациональная цивилизация России / В.А. Пе-ченев // Журнал Российского права. 2003 - №8 - С. 41 -47.
125. Печенев В.А. О правовых основах статуса и развития русского народа в системе федеративных отношений Российского государства / В.А. Печенев // Журнал российского права. 2001. - №6. - С. 114-121.
126. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. / Б.Ф. Поршнев // -М.,1996.- 97 с.
127. Радаев В. Человек в домашнем хозяйстве / В Радаев // СОЦИС. 1997.-№4, С. 69-74.
128. Редель А.И. Духовность основа российского менталитета. К вопросу о социокультуриых предпосылках модернизации российского общества /А.И. Редель. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 110 с.
129. Российское общество: социологические перспективы: сборник ИСА РАН. М.: Эдиториал УР СС, 2000. -344 с.
130. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. -М.: Канон-пресс-Ц, 2001. 178 с.
131. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г.В. Осипо-ва. М.: Норма-Инфра. - 1998. - 672с.
132. Российский статистический ежегодник: стат. сб./ Госкомстат России. М.,1999.-180 с.
133. Руткевич М.Н. Теория нации / М.Н. Руткевич // Вопросы философии. 1999. - №5. -С. 17-19.
134. Рыбаков С.Е. О метологии исследования этнических феноменов / С.Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. 2000. - № 5. - С.3-17.
135. Рыбаковский J1.J1. Этнический фундамент населения России. / Л Л. Рыбаковский //СОЦИС. 2001. - №4. - С. 86-89.
136. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и последствия. /Р.В. Рывкина// Социологические исследования, 2000. №12. -С.8-12.
137. Рязанцев С.В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе. / С.В. Рязанцев //СОЦИС. 2002. - №1. - С. 77-86.
138. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие / З.В. Сикевич / СПб., 1999. - 203 с.
139. Скворцов Н.Г. Стратегия развития России в условиях трансформации / Н.Г. Скворцов // М., 2004. - 155 е.
140. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива / Н.Г. Скворцов //СОЦИС. 1999. - №1.- С. 21-30.
141. Смелзер Н. Проблема социологии: зиммелевские чтения, 1995. / И. Смелзер // Социальные и гуманитарные науки. Серия П. Социология. Реферативный журнал.-С. 112-122.
142. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер// М.: Феникс, 1994. 687 с.
143. Смит Э. Этнические происхождение нации / Э. Смит // -М., 1997.- 127с.
144. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.17. -4547с.
145. Солдатова Т.У. Психология межэтнической напряженности / Т.У. Солдатова//- М.: Смысл., 1998.-204 е.
146. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапо-ва / П.А. Сорокин. СПб.: РХГИ, 2000. - 1056 с.
147. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Г1.А.Сорокин. -М., 1990.- 255с.
148. Спасибенко С.Г. Социальная идентичность человека. / С.Г. Спа-сибенко // Социальные и гуманитарные знания. 2000. - №1 - С. 5375.
149. Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев / Г.В Старовойтова. М.: Вехи, 2002. - 232с.
150. Регионы России: социально-экономические показатели:- стат. сб. М.: Статистика России, 2004. - 966 с.
151. Население Карачаево-Черкесской Республики: стат.сб. по материалам переписи населения 2002 г. Черкесск.: Центр инф.-стат. услуг Карачаево-Черкесскстата,2005. - Кн. 1. - 229 с.
152. Тишков В.А. О феномене этничности / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. 1997. №3- С. 14-21.
153. Тишков В.А. После многонациональности: культурная мозаика и этническая политика в России / В.А. Тишков // Знамя. 2003. - № 3.-с. 179-194.
154. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков // М.,2003 - 59 с.
155. Тишков В.А. Этничность / В.А. Тишков // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2000. - 148 с.
156. Тишков В.А. Этнография как фактор нестабильности / В.А. Тишков // Северный Кавказ, декабрь 2000г. №4 (505). - С. 43-52.
157. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: ИСРАН, 2000. - 481 с.
158. Тугуз Х.И. Религия и этнополитика /X.И. Тугуз// Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2004. - № 3/4 - С. 107-125.
159. Тхакахов В.Х. Особенности северокавказского типа культуры. Историко-социологический подход /В.Х. Тхакахов// Когнитивная парадигма: тезисы международной конференции 27-28 апреля 2000г; Симпозиум 3. -Пятигорск: ПГЛУ, 2000. С.63 - 65.
160. Тхакахов В.Х. Социальные и этнокультурные процессы на Северном Кавказе: вопросы методологии / В.Х. Тхакахов // СПб.: СПбГУ, 2002.-212с.
161. Унежев К.М. Феномен адыгэ хабзэ (адыгского этикета) /К.М.
162. Упсжев // Черкесский мир. 1998. -№2. - С. 54-59.
163. Фишман Д. Сегодняшние споры между примордиалистами и конструктивистами: связь между языком и этничностью с точки зрения ученых и повседневной жизни /Д. Фишман // Логос. 2005. - № 4. -С. 116-125.
164. Флиер А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ /А.Я. Флиер// Общественные науки и современность, 2002. № 1. С. 166-183.
165. Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории / Муфти Шаукат Хавжоко. Нальчик: Эль-Фа, 1994. 320 с.
166. Хагуров А.А. Реформа и социокультурная среда / А.А. Хагуров, А.К. Хакушинов // -Майкоп: Зихи, 1999. 53 с.
167. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа; Вызовы времени: социально-философский анализ / Р.А. Ханаху // Майкоп Зихи, 1997.-194 с.
168. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка /С. Хантингтон// Новая постиндустриальная волна на Западе: антология./ Под ред. В.Л. Иноземцева. M.:Academia, 1999. С. 531-556.
169. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум // СПб.: Алетейя, 1998. - 305 с.
170. Хунагов Р.Д. Кавказский фактор в современной России / Р.Д. Ху-нагов, АЛО. Шадже //СОЦИС. 2001. - № 3. - С . 77-78.
171. Черноусова Е.И. Социальная интеграция и национальная идея: мировой опыт и проблемы России / Е.И. Черноусова // Общество и экономика. 2000. №1.- С. 79-95.
172. Шадже А.Ю. Проблемы этничности в кавказской культуре (к постановке проблемы) /А.Ю. Шадже // Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки, 2000, №2. С.48-50.
173. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема / А.Ю. Шадже // М.: ООО «Качество»., 2005. - 84 с.
174. Шапиро Э.М. Культура и личность / Э.М. Шапиро//-М., 1989. -64 с.
175. Шаров К.С. Конструктивистская парадигма в изучении национализма и национальных вопросов / К.С. Шаров // Вестник Московского ун-та. сер.7. Философия. 2006. №1. с59-71.
176. Широкогоров С.М. Этнос / С.М. Широкогоров. Шанхай, 1923. -56 с.
177. Штомпка П. Социальное изменение как травма / Г1. Штомпка // СОЦИС. 2001.- № 1. - С. 6-16.
178. Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России / В.В. Щербина // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. И. Вып. 2(3).-С. 10-29.
179. Щербина Е.А. Карачаево-Черкесия: постсоветский период / Е.А. Щербина // Кавказский регион: пути стабилизации: материалы меж-дунар. научн. конф. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та,2004. - 265 с.
180. Элиас Н. Общество индивидов Пер. с нем. / П. Элиас. М.: Прак-сис, 2001.- 256 с.
181. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон // М., 1996.-340 с.
182. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н.Татарко. М.: ИЭА РАИ, 2002. - 265 с.
183. Юилл Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. Юилл // Регион: экономика и социология; Спец. вып. 1999.-С. 16-74.
184. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. 1995.-№3-4.
185. Яковсц 10. Будущее России в координатах евразийской цивилизации / Ю. Яковец // Общество и экономика. 2000 - № 1. - С. 18-25.
186. Ямсков А.Н. Опыт оценки уровня лингвистической интегриро-ванности полиэтнического российского общества. / А.Н. Ямсков // Релятивистская теория нации М., 1999 - 141с.
187. Allen R.L. The socio-spatiel making and marking of us: toward a critical postmodern spatiel theory of difference and community / R.L. Allen //1 Social identities/-Oxford, 1999.-Vol. 5,№3.-P. 249-277.
188. Brah A. Cartographies of Diaspora: Contesting identities / A. Brah // London and New York. 1996.169s.
189. Dabag M, Piatt K. Diasporas und kollektive Gedachtnis. Zur Konstruk-tion kollektiver Identitaten in der Diaspora. In: M. Dabag und K. Piatt (Hg.): Identitat in der Fremde. / M. Dabag, K. Piatt // Bochum. 1997. S. 124147.
190. Dean M. Sociology alter society. / M. Dean // Sociology alter postmodernism L„ 1997. - P. 205- 228.
191. Layne L.L. The cultural fix: an anthropological contribution to science and technology studies / L.L. Layne // Science, technology a/ human values. Cambrdge (Mass), 2000. - Vol. 25, №3/ - P. 492-519.
192. Hettlage R. Diaspora: Umrisse zu einer soziologischen Theorie. In:M. Dabag und K. Piatt (Hg.): Identitat in der Fremde. Bochum. /R. Hettlage//1993. S. 75-105.
193. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return / W. Safran // Diaspora. 1998. V.I, № 1. S. 83-99.
194. Young J. The Exclusive Society. /J. Young// L., 1999. P. 164
195. М/ Guilbernau, J. Rex. The Ethnicity Reader: Nationalism, Multiculturalism and Migratoin. / Eds. M. Guilbernau, J. Rex. Cambridge, 1997.
196. Baumer T. Handbuch interkulturelle Kompetenz. Zurich: Orell Fussli: / T. Baumer // 2002. 327s.
197. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behaviour // Intergroup Behaviour / Eds J.Turner, H. Giles/ Oxford, 1991. S. 66-101.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.