Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Монсонова, Арюна Раднанимаевна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Монсонова, Арюна Раднанимаевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Теоретические подходы к проблеме ценностных ориентаций личности.
1.2. Структурно-содержательные характеристики ценностных ориентаций: типология и виды.22*
1.3. Идентичность как психологический механизм этноконфессиональной принадлежности личности.
Выводы.
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ.
2.1. Общая характеристика исследуемых групп.
2.2. Организация и методы исследования.
Выводы.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ.
3.1. Результаты исследования идентичности этноконфессиональных групп.
3.2. Результаты исследования системы ценностных ориентаций студентов.
3.3. Факторный анализ структурно-содержательных характеристик системы ценностных ориентаций личности студентов.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студентов2006 год, кандидат психологических наук Дагбаева, Соелма Батомункуевна
Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности2013 год, кандидат психологических наук Ростова, Екатерина Николаевна
Динамика этноконфессиональных традиций в культуре народов Бурятии в постсоветский период2004 год, кандидат философских наук Аюрова, Наталья Амогалановна
Ценностно-смысловые детерминанты структурно-содержательных характеристик образа мира молодежи в контексте психосемантического подхода2011 год, кандидат психологических наук Базарова, Долгор Раднанимаевна
Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов2008 год, кандидат психологических наук Калмыкова, Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций личности»
Актуальность исследования. Начало нового тысячелетия характеризуется культурно-цивилизационным, этноконфессиональным многообразием мира, ростом масштабов его полиэтничности. По данным ООН, если в начале
XX века на Земле насчитывалось примерно 1,5 тысячи наций, то к середине к
XXI века ожидается увеличение наций и этнических групп до 4 тысяч. Продолжается и усиливается процесс всеобщего религиозного «бума», который характеризуется не только ростом числа верующих в мире, но и расщеплением религий на более мелкие единицы и формированием на их стыке или полярных полюсах новых конфессиональных групп, ветвей и течений.
Изучение роли традиции этносов, их места в общем социально-культурном и этноконфессиональном комплексе приобретает в наши дни большое значение, т.к. смена общественной системы и происшедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Интерес к ценностным основам отдельного человека и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в переломные, критические моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно потребовала обращения к проблеме этнических ценностей. Социальные перемены, обусловившие не-> обходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций.
В первую очередь это касается молодых людей, которые уже не связаны с прежними ценностями, но и не в полной мере восприняли ценности демократического общества. Острая потребность молодежи в обращении к этническим ценностям, представляющимися более устойчивыми в изменчивом' настоящем, является реакцией на неопределенность. В связи с этим актуализируется проблема эго-и этноидентификации, в процессе которой кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают). Выдающийся отечественный психолог Г.Г.Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням [191,227]. ^
Этнические ценности связаны с этноконфессиональными и являются больше этическими ценностями, передаваемыми с помощью механизма традиции, которая обеспечивает существование культуры этноса. В процессе передачи опыта старшего поколения молодому огромна роль посредника культурной трансляции. В последнее десятилетие в науке появилась перспектива более объективного и глубокого изучения традиционной культуры, и в частности, представителя конфессии как носителя культурных норм и ценностей.
Байкальский регион уникален тем, что это место сосуществования трех религий: буддизма, православия и шаманизма, каждая из которых в ходе исторического развития выработала свою систему ценностей и прошла сложный путь к современному состоянию межконфессионального согласия. Здесь живут буряты - наиболее крупный по численности этнос Южной Сибири, духовное развитие которого исторически обусловлено многовековым воздействием шаманизма, буддизма (с нач. ХУИв.) и русской православной церкви (с сер. XVII в.), русские - христиане и староверцы (семейские), эвенки - шаманисты. Особенность заключается и том, что буряты проживают в 3-х автономных образованиях: в Республике Бурятия, в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области, который недавно вошел в состав области.
Необходимостью изучения поликультурных, этноконфессиональных особенностей их системы ценностных ориентаций обусловлена актуальность нашего исследования.
Ценности человека, общества всегда являлись одними из наиболее важных объектов изучения философии, социологии, психологии. В последние годы наблюдается актуализация интереса к проблеме общепсихологического анализа ценностей и ценностных ориентаций личности, и она приобретает методологическую направленность для многих направлений в психологии, и, особенно для этнопсихологии (В.С.Агеев, А.А.Бучек, Е.Б.Весна, А.И.Донцов, Л.М.Дробижева, Т.Ц.Дугарова, В.С.Мухина, А.П.Оконешникова, Р.Д.Санжаева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, О.К.Степанова,Т.Ц.Тудупова, В.Ю.Хотинец, М.С.Яницкий и др.). При этом недостаточно исследований по специфике содержания ценностных ориентаций различных этноконфессий.
Проблема ценностей представляет собой систему отношений субъекта (личности, народа, нации) к материальным и духовным результатам человеческой деятельности. Структуру системы ценностей можно свести к следующему:
- созидательные ценности, реализуемые в продуктивной творческой деятельности;
- ценности переживания, проявляемые в чувствах по отношению к явлениям окружающего мира (благоговение перед красотой природы, произведениями искусства, в храме, церкви, мечети и др.);
- ценности осознания и отношения человека к выпавшим на его долю страданиям, смерти, всему, что ограничивает его жизнь, т.е. то, что для человека является важным и обладает для него личностным смыслом.
Выделяют политические, социальные, семейные, экономические, религиозные и другие ценности.
Таким образом, недостаточная изученность психологических особенно-, стей этноконфессиональных ценностей, объективная необходимость сохранения и развития традиционной системы положительных взаимоотношений народов Байкальского региона, изучение этого опыта определили актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования: выявить особенности структурно-содержательных характеристик системы ценностных ориентаций у народов с поликонфессиональной принадлежностью.
Объект исследования: система ценностных ориентаций.
Предмет исследования: особенности структурно-содержательных характеристик ценностных ориентаций у представителей различных этноконфес-сий.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации представителей различных этноконфессий характеризуются особенностями проявления типов этнической идентичности, осознания собственной этноконфессиональной принадлежности, этнического самосознания, этностереотипов. Этноконфес-сиональные ценности детерминированы особенностями культуры, языка, этнической среды, геополитическими условиями, поэтому отличаются специфичностью содержания и являются ведущими регуляторами поведения личности.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме системы, ценностных ориентаций, к выделению компонентов ее структуры.
2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики этноконфессио-нальных ценностей, ее видов и типов.
3. Изучить особенности этнокультурной среды, в которой формируются ценности народов поликонфессионального Байкальского региона.
4. Выявить специфические структурно-содержательные характеристики ценностных ориентаций бурятского этноса.
Методологической основой исследования явились: культурно-историческая концепция развития личности Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, принципы единства сознания и деятельности, историзма, развития, личностного и системного подходов (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн), положения об этноконфессиональной принадлежности личности (Г.Г.Шпет), концепция структурно-динамической системы ценностных ориентаций личности М.С.Яницкого.
Теоретической основой исследования являются положения о развитии этнического самосознания как компонента личностного самосознания (В.С.Мухина, Т.Л.Миронова, Т.Ц.Дугарова, В.В. Столин и др.), об особенностях структурно-содержательных характеристик ценностных ориентаций (А.Д.Карнышев, В.П. Левкович, A.A. Налчаджян, О.К.Степанова, Т.Ц.Тудупова, В.Ю.Хотинец и др.), об этнопсихокультуре личности (Р.Д.Санжаева), об этнической идентификации как механизме этноконфен-сиональной принадлежности ( Э.Эриксон, П.Марсиа, А.А.Бучек, Е.Б.Весна, Т.Г.Стефаненко и др.), исследования бурятского этноса, забайкальских русских, эвенков в области истории, этнографии, философии, культурологии, педагогики, лингвистики ( Н.В.Абаев, Л.Л.Абаева, В.В.Беликов, К.Д.Басаева, В.Д. Бабуева, К.А.Герасимова, Г.Р.Галданова, М.И.Гомбоева, В.И.Затеев, Д.Б.Дашиев, С.В.Калмыков, С.Д.Намсараев, Т.М.Михайлов, В.В.Мантатов, Р.Е.Пубаев, Е.Л.Трофимова, Ш.Б.Чимитдоржиев, С.Ш.Чагдуров,* Ю.С.Ширапов и др.).
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
- теоретический анализ психологической, историко-этнологической литературы по теме исследования, синтез теоретического и эмпирического материала, обобщение;
- анкета для изучения этнопсихологического своеобразия этноконфессио-нальных групп;
- тест «Личностный дифференциал» Е.Ф.Бажина, A.M. Эткинда;
- самоактуализационный тест Э.Шостром - А.Маслоу;
- тест уровня субъективного контроля Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинда, предназначенный для изучения степени выраженности локуса контроля;
- тест ценностных ориентаций М.Рокича. В качестве единицы анализа мы рассматривали ценностные ориентации с точки зрения оценки их студентами как идеальные, реальные, которыми они пользуются как принципами в жизни, а также с точки зрения степени их реализации студентами.
- тест Р.Инглхарта в модификации М.С.Яницкого по выявлению ориентации испытуемых на ценности адаптации, социализации или индивидуализации;
- 16 факторный опросник Р.Кеттелла с целью изучения личностных характеристик представителей прибайкальских этноконфессий и особенностей их «характера»;
- опросник «Типы этнической идентичности» Г.У.Солдатовой;
- тест Эго-идентичности Э.Эриксона - Дж. Марсиа.
- тест Т.Лири о стилях межличностного общения;
При обработке полученных результатов исследования применялись методы статистической обработки данных: определение достоверности различий средних величин по t-критерию Стъюдента; корреляционный анализ; факторный анализ; качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Расчеты выполнены с использованием программ «Statistica 5.5» и SPSS.
Достоверность результатов обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.
Научная новизна заключается в том, что в результате исследования впервые выделены структурно-содержательные характеристики ценностных ориентаций поликонфессиональных народов в процессе их взаимодействия; выявлена степень выраженности компонентов ценностных ориентаций; раскрыта их специфика.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о структурно-содержательных характеристиках ценностных ориентаций у представителей конкретных этнических групп в соответствии с этноконфессиональной принадлежностью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности определять психологические особенности системы ценностных ориентаций конкретных этнических групп, в объективной необходимости сохранения и развития самобытности этноса и представителей различных этноконфессий. Полученные результаты могут использоваться психологами в практике этнопсихологического консультирования и психокоррекционной работы, в системе повышения квалификации преподавателей. Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования используется в преподавании курсов «Этническая психология», «Этнология», «История Бурятии», «Антропология».
Положения, выносимые на защиту:
1. Система ценностных ориентаций личности формируется под влиянием многих социокультурных факторов, в том числе и этноконфессиональной принадлежности
2. Ценностные ориентации поликонфессиональных народов Байкальского ре-, гиона (бурят, русских, эвенков) характеризуются следующими особенностями их содержания: высокой значимостью представлений об историческом прошлом своего народа; устойчивостью осознания своей тождественности с этнической общностью; высоким уровнем толерантности, преобладанием ценности семейной идентичности; позитивным отношением к собственной этнической принадлежности; близостью авто - и гетеростереотипов; большей значимостью традиционных ценностей в регуляции собственного поведения; приверженностью к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа.
3. Структура ценностных ориентаций этноконфессиональных групп Байкальского региона может быть представлена в виде четырехфакторной модели, основными элементами которой являются личностные и конфессиональные ценности, социальные нормы, духовность и потребность в самоактуализации, определяющие специфичность содержания системы ценностных ориентаций молодежи полиэтнического региона.
База исследования. Эмпирическую базу исследования составили студенты: представители бурятского этноса, ныне учащиеся Бурятского госуниверситета и Бурятского лесопромышленного колледжа (100 респондентов). Современное религиозное образование изучалось в Буддийском Институте (БИ) «Даши Чойнхорлин» при Иволгинском дацане Буддийской Сангхи России (Бурятия) и в Агинской Буддийской академии (АБА) при Агинском дацане в Читинской области, в исследовании приняли участие 60 студентов. Также были исследованы 20 студентов Библейского колледжа в г.Хабаровске.
В качестве контрольных групп исследовались: русские - 130 человек (41 % юношей и 59 % девушек), из них 100 респондентов христианской, православной конфессии и 30 представителей староверческой культуры (семей-ские), эвенки - 30 человек, из них 10 юношей и 20 девушек; студенты-нанайцы факультета народов Севера ДВГГУ- 20 человек (10 юношей и 10 девушек). В исследовании приняло участие 360 представителей этнических групп различной этноконфессиональной принадлежности, средний возраст испытуемых составил 19 лет. Этапы исследования
1. На первом этапе (2000-2001 гг.) была проанализирована научная литература по проблеме, сформулированы цель и задачи работы, разработана методика диссертационного исследования.
2. На втором этапе (2002-2004 гг.) проведено эмпирическое исследование системы ценностных ориентаций личности в этноконфессиональных группах.
3. На третьем этапе (2005-2006 гг.) был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, формулировались выводы.
Апробация и внедрение результатов. Полученные в исследовании данные были представлены в докладах и статьях на научно - практических конференциях: Всероссийской конференции «Становление личности на современном этапе» (Бийск,2000); Международной научной конференции «Этно-педагогика- педагогика жизни » (Элиста, Калмыкия, 2001); Всероссийской конференции «Молодежь в науке» (Элиста, Калмыкия, 2002) IV Конгрессе психологов ATP (Хабаровск, 2005); V Конгрессе психологов АТР (Хабаровск, 2006); II Международном симпозиуме «Культурно-экономическое со-, трудничество стран Северо-Восточной Азии» (Хабаровск, 2006).
Соискатель - исполнитель грантов РГНФ: в 2000-03 гг. «Формирование этнического самосознания подростков как фактор поддержки в условиях изменяющейся России» и в 2005-06 гг. «Формирование потребности в безопасности как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Дальнего Востока». Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общественных наук Бурятского лесопромышленного колледжа, ка-" федры общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. По материалам диссертации опубликовано 9 научных работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 206 источников, и приложения. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, графика- , ми. Содержание работы изложено на 168 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири: На примере телеутского этноса2005 год, кандидат психологических наук Кригер, Галина Николаевна
Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка1997 год, кандидат психологических наук Тудупова, Туяна Цибановна
Этнокультурная идентичность как социально-философская проблема2001 год, кандидат философских наук Балыкова, Арюуна Анатольевна
Этнопсихологические особенности речевой коммуникации у бурят2006 год, кандидат психологических наук Эрхитуева, Любовь Ильинична
Теоретико-методологические аспекты социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде2010 год, кандидат социологических наук Жемчураева, Седа Шахитовна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Монсонова, Арюна Раднанимаевна
Выводы
Проведенное исследование показало, что система ценностных ориентаций ! этноконфессиональных групп студентов отличается выраженной дифференциацией по этническим признакам, обусловленной комплексом этнообразую-щего, этнокультурного, социально-психологического факторов.
К общим характеристикам системы ценностных орентаций народов с поЛиконфессиональной принадлежностью отно^ятсяг ,,, ч и ,
- устойчивость структуры представлений и оценок о различных элементах собI ственной культуры (духовной, материальной, социально-нормативной) и зна- : ние родного языка, обеспечивающие формирование ощущения значимости своей этнической принадлежности, выраженного желания быть представителем ! своего народа;
- специфичность системы этнических установок бурят-буддистов, русских-православных христиан и русских-старообрядцев, эвенков и нанайцевI приверженцев шаманизма, которая проявляется в показателях этнической осведомлённости (взглядов, убеждений, знаний, представлений, интересов);
- «Я - образ» бурят представлен системой множественных характеристик, отличающихся этническим стилем с выраженным преобладанием ценности семейной идентичности. ,
Структурно-содержательные характеристики исследуемых групп неодина- ; ковы, представлены в виде факторных моделей. К содержательным особенностям системы ценностных ориентаций этноконфессиональных групп студентов ' относятся:
- ядро когнитивного компонента определяют представления об историческом прошлом своего народа, образе жизни, при этом для бурят и русских! старообрядцев характерна личностная приверженность к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа, механизмом такого осознания выступает культурная трансмиссия; ( 1
- для системы ценностных ориентаций этноконфессиональных групп студентов ; характерен позитивный эмоциональный компонент, выраженный в факторе ; «самореализация», определяющий степень устойчивости «образа Я»; \
- в поведенческом компоненте системы ценностных ориентаций этноконфес- , сиональных групп студентов обнаружены выраженные различия в ценностях личности на уровне индивидуальных приоритетов: имеющие большую значц-мость традиционные ценности позволяют бурятам, русским-старообрядцам, эвенкам и нанайцам сохранять неповторимое своеобразие, осознавать свою самобытность, руководствоваться ими в своём поведении. ,
Результаты диагностики выраженности различий структурно- 1 содержательных компонентов системы ценностных ориентаций этноконфессиональных групп студентов на территории совместного проживания подтвер- ! дили, что этноконфессиональная принадлежность личности современного студента характеризуется близостью результатов исследований, что объясняется половозрастными особенностями, тем, что данные группы издавна живут на одной территории и имеют длительные контакты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренная нами система ценностных ориентаций у представителей различных этноконфессий интегрирует различные подходы к объяснению ее содержания, реализуя базовые для отечественной психологии принципы единства сознания и деятельности, историзма, развития, личностного и системного подходов.
Анализ результатов диагностики особенностей структурно-содержательных характеристик системы ценностных ориентаций народов с поликонфессиональной принадлежностью позволил даказать, что специфика системы ценностных ориентаций заключается в полном обладании народом всем комплексом его содержания, при этом основными инструментами осознания становятся язык, внешнее сходство, обычаи, нравы, традиции, ценности. Важнейшими детерминантами особенностей системы ценностных ориентаций бурят выступают историческое прошлое, память, представления о родной земле, его предках, народное искусство, национальный характер.
Конкретный эмпирический анализ показал, что содержательная сторона системы ценностных ориентаций бурят характеризуется особенностями проявления этнической идентичности, отражением в самосознании этноин-тегрирующих, объединяющих с этносом и этнодифференцирующих, отличающих от других этносов признаков. Уровень осознания значимости собственной этнической принадлежности, ценностно-смысловое отношение к членству в этнической группе характеризуют особенности эмоциональной стороны системы ценностных ориентаций бурят, проявляющиеся в специфике чувств, эмоций, настроений, в самооценивании собственной этнической группы и её отличия от других. В структуре поведенческой стороны системы ценностных ориентаций бурят выделились особенности, характеризующие установочные образования, ценности и ценностные ориентации.
Результаты диагностики подтвердили, что система ценностных ориентаций отличается специфичностью содержания его структурных компонентов, которые представлены в виде факторной модели и включают четыре од-нополярных фактора: «личностные ценности», «самореализация», «социальные нормы», «ответственность» К специфическим характеристикам относятся особенности, проявляющиеся в принадлежности к ценностям этнической культуры, укладе образа жизни, соблюдении традиций этноса.
Таким образом, коренной народ Южной Сибири - буряты продемонстрировал выраженную дифференциацию по этническим признакам, обусловленную антропологическими, культурными, психологическими факторами.
Описанные структурно-содержательные характеристики системы ценностных ориентаций поликонфессиональных народов Байкальского региона являются необходимой основой для дальнейших этнопсихологических исследований. .л,,,,,,.
Результаты проведенного нами исследования могут получить дальнейшее практическое применение в соответствующих областях психологии образования, этнической психологии, антропологии, в практике этнопсихологического консультирования, в прогнозировании социокультурного развития республики Бурятия. Апробированный набор психодиагностических методов I может послужить для разработки подходов в обучении будущих психологов в процессе их работы со студентами с различной этноконфессиональной принадлежностью.
В заключении диссертации на основании результатов, проведенного исследования формулируются следующие выводы:
1. Анализ основных подходов к решению проблемы формирования ценностных ориентаций личности показал, что они представляют собой динамическую систему, детерминирующую развитие личности с ранних лет через механизм идентификации, что ценностные ориентации являются этноинтегри-рующим фактором в поликонфессиональной среде.
2. Ценностные ориентации являются также этнодифференцирующим фактором в системе отношений этноконфессиональных групп, т.к. каждая из них стремится сохранить свою самобытность, этническую идентичность, язык и культуру, традиции и обычаи.
3. Студенчество как наиболее активная социальная группа, кроме выражения внешней активности, направлено на духовное совершенствование через ин-териоризацию социокультурных норм и ценностей, что определяет их этно-конфессиональную принадлежность к значимой этнической группе.
4. Принятие ценностных ориентаций своего этноса зависит от особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности.
5. Необходимо создавать внутренние и внешние условия, чтобы молодежь могла принять и руководствоваться социальными нормами, обусловленными структурой ценностных ориентаций этноса, основными элементами которой являются личностные и конфессиональные ценности, духовность, потребность в самоактуализации
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Монсонова, Арюна Раднанимаевна, 2006 год
1. Абаев, H.B. Чань-буддизм и культура психической деятельности Текст. / Н.В.Абаев,- Новосибирск: Наука, 1983.- 192 с.
2. Абаева, JI.JI. Культ гор и буддизм бурят Текст. / JI.JI. Абаева. М.: Наука, 1992.-164 с.
3. Абульханова Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-нова - Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Абульханова Славская, К.А. Представления личности об отношениик ней значимых других Текст. / К.А. Абульханова — Славская, Е.В. Гор-диенко // Психолог, журн. 2001. - т. 22. - №5.- С. 38-47.
5. Абульханова-Славская,К.А.Психология и сознание личности: Избр.психол. труды Текст. / К.А. Абульханова Славская. - М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1999.-224 с.
6. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие Текст. / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
7. Агеева, P.A. «Какого мы роду- племени?» Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М., 1997. - 423 с.
8. Айгумова, З.И. Особенности самосознания молодёжи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия (на материале изучения аварцев и даргинцев в 16-17 лет): Автореф. дисс. . канд. психол. наук / 3.Айгумова. М., 1997. - 20 с.
9. Алиева, Ш.Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте (на материале сельских детей Казахстана): Автореф. дисс. канд. психол. наук / Ш.Б.Алиева.- М., 1998. 24 с.
10. Александренков, Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность?» Текст. / Э.Г. Александренков // Этногр. обозрение. -1996.-№3.-С. 13-22.
11. Алексеев, H.A. Обо тахилган горное моление агинских бурят Текст. / H.A. Алексеев, А.Г. Гомбожапов // Этнография народов Сибири и Монголии. - Улан-Батор. - Улан-Удэ, 2000. — С.52-58.1
12. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 380 с.
13. Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - С. 9.
14. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996.-375 с. • ; v.-.-ь.
15. Анисимова, О.М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дис. канд. психол. наук. ЛГУ. - 1984. - 18 с.
16. Анцыферова,Л.И.Психология формирования и развития личности1
17. Текст. / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук М.Д989.-С. 425-433
18. Арутюнов,С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие Текст. / С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 247 с.
19. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А.Г.Асмолов.-М.: Смысл, 2002.- 416 с.
20. Атеизм и религия в Бурятии Текст. / Под ред. М.Г. Брянского. Улан-Удэ: Кн. изд-во, 1986. - 80 с.
21. Бабуева, В.Д. Материальная и духовная культура бурят Текст. / В.Д. Бабуева. Улан-Удэ, 2004. - 228 с.I
22. Бадмажапова, Э.Ш. Формирование ценностных ориентаций учащихся на основе бурятских народных традиций Текст. / Э.Ш. Бадмажапова. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. 160 с.
23. Бажин, Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УCK) Текст. / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд. -М.: Смысл, 1993. 16 с.
24. Басаева, К.Д. Семья и браки у бурят Текст. / К.Д. Басаева. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1990.
25. Беликов, B.B. Эвенки Бурят: история и современность Текст. / В.В.Беликов.- Улан-Удэ, 1994.- 175 с.
26. Белинская, Е.П. Социально-психологические методы анализа особенностей этнической социализации подростка Текст. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. Воронеж, 2000. - С. 163-193.
27. Белобрыкина, O.A. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. дис. . канд. психол. наук. Н., 1997. - 20 с.
28. Бердяев, H.A. Судьба России: Избр. Произведения Текст. / H.A. Бердяев. Ростов на/Д., 1997. - С. 444.
29. Богоявленский, Д.Д. Этнический состав населения России Текст. / Д.Д. Богоявленский // Социологические исследования. 2001. - № 10. - С. 88-97.
30. Бодалев, A.A. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев, В.В. Столин. СПб.: Речь. - 2003. - 440 с.
31. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-200 с.
32. Болонев, Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII XX вв. Текст. / Ф.Ф.Болонев.-Новосибирск, 1994.
33. Братусь, Б.С. Аномалии личности Текст. / Б.С. Братусь. М.: Мысль^ 1988.-301 с.
34. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса Текст. / Ю.В. Бромлей. М., 1983.
35. Брушлинский, A.B. Психология субъекта: индивида и группы Текст. / A.B. Брушлинский // Психолог, журн. -2002. — т.23. №1.- С. 71-80.
36. Бучек, A.A. Социально-психологические- особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Текст. / А.А.Бучек.- Петр.-Камч.: Изд-во КГПУ, 2004.-172 с.
37. Василюк, Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
38. Весна, Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтническом мире Текст. / Е.Б.Весна // Вестник КРАУНЦ. Гум. науки. -2004.-№2.-С. 3-6.
39. Винер, Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения Текст. / Б.Е.Виннер // Этногр. обозрение.- 1998.- № 4.-С.15-26.
40. Воробьева, К. Изучение концепции собственного будущего студентов Текст. / К.И.Воробьева, Г.Л.Пучкова // Методические проблемы повышения качества подготовки специалистов: Мат. н.-метод. конф.(ноябрь 2002).-Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.-46-52.
41. Воропаева,Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания Текст. / Т.С.Воропаева // Мир психологии и психология в мире. 1995.- №1.- С.7-12.
42. Вундт,В.Проблемы психологии народов Текст. / В.Вундт.- СПб., 2001.- С.38-48. •о- = •
43. Выготский, Л.С. Педология подростка Текст. / JI.C. Выготский. -Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1984. ,
44. Выготский, JI.C. Мышление и речь Текст. / JI.C. Выготский М., 1996.-414 с.
45. Выготский, JI.C. Психология Текст. / JI.C. Выготский М.: ЭКСМО Пресс.-2000.-1008 с.
46. Выготский, JI.C. Сознание как проблема психологии поведения Текст. / Л.С. Выготский. М., 2000.
47. Вязникова, Л.Ф. Ценности образования: выбор пути развития Текст./ Л.Ф.Вязникова // Психол. наука и образование.-2002.- №4 С.88-99.
48. Вяткин, Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивиду-; альности Текст. / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психолог, журн. 1996. Т.17.-№5.-С. 69-75
49. Гаджирадова, З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана (на материале изучения аварской и кумыкской молодежи): Ав~ тореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1998.- 20 с.
50. Галшиев, Э-Х. Зерцало мудрости Текст. / Э-Х. Галшиев. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1993. - 352 с.
51. Гозман, Л.Я. Самоактуализация личности и проблема ее измерения Текст. / ЛЛ.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская M., 1995.
52. Гомбоева, М.И. Образ мироустройства хори бурят Текст. / М.И. Гомбоева. - Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 2002. - 188 с.
53. Гонтмахер, П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре Текст. / П.Я.Гонтмахер.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.- 113 с.
54. Григорьева, Н.Г. Организация мотивированной учебной деятельности студентов Текст./ Н.Г.Григорьева. Хабаровск:Изд-во ДВГУПС,2000.-28с.
55. Дандарон, Б. Д. Мысли буддиста Текст. / Б. Д. Дандарон. Владивосток: 1992.- 208 с.
56. Деркач, A.À. Этнопсихология: принципы и методы построения этнопсихологического исследования Текст. ,/>о А.А.Деркач, В.Г.Крысько, Э.А.Саракуев.-Ч.2.-М.: Институт молодежи, 1992,-200 с.
57. Джандильдин, Н. Природа национальной психологии Текст. / Н.Джандильдин. Алма-Ата: Казахстан, 1971.- 224 с.
58. Джемс, У. Психология Текст./У.Джемс.- М.: Педагогика.-1991.- 142 с.
59. Дикая, Л.Г. Системная детерминация саморегуляции психического состояния человека Текст. / Л.Г.Дикая // Тр. Ин-та психологи РАН, 1997.-Т.2.-С. 191-199.
60. Диянова, З.В. Самосознание личности Текст. / З.В.Диянова, Т.М.Щеглова Иркутск: ИГУ.- 1994.- 56 с. .
61. Донцов, А.И. Язык как фактор этнической идентичности Текст. / А.И.Донцов, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева // Вопр. психол.- 1997.- № 4.-С. 75-85.
62. Дробижева, Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения Текст. / Л.М. Дробижева // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.- С.56-64.
63. Дробижева, JI.M. Этносоциология: учебное пособие для вузов Текст. / JI.M. Дробижева. М.,1998.- 166 с.
64. Дугарова, Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях Текст. / Т.Ц.Дугарова,- Улан-Удэ: Изд-во Бур.ун-та, 2005.- 182 с.
65. Душков, Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии Текст. / Б.А. Душков // Психол.журнал . 1981. - № 5. - С.56-62.
66. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. /' О.Ю. Ермолаев. М.: МПСИ: Флинта, 2002. - 336 с.
67. Ешич, М.Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития Текст. / М.Б.Ешич // Мир психологии.- 2004.- № 3,- С. 24-37,
68. Жамбалова, С.Г. Традиционная охота бурят Текст. / С.Г. Жамбалова. -Новосибирск: Наука, 1991. 125 с.
69. Жуковская, H.JI. Ламаизм и ранние формы религии Текст. / Н.Л. Жуковская. -М.: Наука, 1997. — 112 с.
70. Забайкалье: Атлас. М.; Иркутск: ГУГК, 1967. - 176 с.
71. Залевский, Г.В. Фиксированные формы поведения Текст. / Г.В. Залев-' ский. Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1986.
72. Залкинд, Е.М. Общественный строй бурят в XVIII в первой половине Х1Хв. Текст. / Е.М. Залкинд. - М.: Наука, 1970. - 400 с.
73. Звенигородская, Г.П. Феноменологическая1 природа проблем образования Текст. / Е.М.Звенигородская // Мир психологии.-2001.-№ 4.- С. 24-32.
74. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А.Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 222 с.
75. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии Текст. / Б.В. Зейгарник.-М.: 1982.- 128 с.
76. Иванова, A.A. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения: Автореф. дис.канд. психол. наук,- М., 1995.- 20 с.1/1 . „ ч .1/1 i I ' Н |
77. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е.М.Иванова.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 256 с.
78. Каган, М.С. Философская теория ценности Текст. / М.С. Каган. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2001. 264 с.
79. Казначеев, В.П. Очерки теории и практики экологии человека Текст. / В.П. Казначеев. -М.: Наука, 1983. -260 с.
80. Кант, И. Сочинения: в 6 т: Пер. с нем.- М.: Мысль, 1965- Т. 4.- Ч. 1. -544 с.
81. Капра, Ф. Дао физики Текст. / Ф.Капра,- СПб: Изд-во «ОРИС», 1994.300 с.
82. Карандашев, В.Н. Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности Текст. / В.Н.Карандашев.- СПб.- 2004.- 70 с.
83. Карнышев, А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социаль-1 ная психология, история, политика Текст. / А.Д. Карнышев. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. -184 с.
84. Кибизова, Э.Э. Этносоциальные ценности представителей разных поколений (на примере русских и осетин) Текст. / Э.Э Кибизова. СПб., 1999.-237 с. "
85. Климов, Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа Текст. / Е.А. Климов // Психологический журнал. 1993. -Т. 14.-С. 5-14
86. Кон, И.С. К проблеме национального характера Текст. / И.С. Кон //' История и психология. М.,1971.
87. Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива Текст. / И.С.Кон-М., 1988.-С.206.
88. Кон, И.С. Социологическая психология Текст. / И.С.Кон- М., 1999.-С.554.
89. Конрад, Н.И. Запад и Восток Текст. / Н.И. Конрад. М.: Наука, 1966.
90. Королев, С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии Текст. / С.И. Королев // Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.
91. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Текст. / Ц.П. Короленко. Л., 1978. - С. 136-137
92. Коршунов, A.M. Диалектика социального познания Текст. / A.M. Коршунов, В.В. Мангатов. М.: ИПЛ Политлитература, 1988.
93. Коул, М. Культурно-историческая психология. Наука будущего Текст. / М. Коул. М.: «Когито-Центр», 1977. - 432 с.
94. Крайг, Г. Психология развития: перевода с англ. [Текст] / Г. Крайг. -СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
95. Крупнов, А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности Текст. / А.И. Крупнов.- Свердловск, 1983- 71с.
96. Крысько, В.Г. Этническая психология Текст. / В.Г.Крысько.- М.: Академия, 2002.-С. 311.
97. Кукушкин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / В.С.Кукушкин, Л.Д. Столяренко.- Р-н-Д, 2000.- С.448.
98. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психолоfгию Текст. / Н.М. Лебедева. М.: Изд^во Ключ^С,. 1999. - 224 с.
99. Лебон, Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон. СПб., 1896.
100. Левада, Ю.А. Социальная природа религии Текст. / Ю.А. Левада. -М.: Наука, 1965.
101. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль. -М., 1930.
102. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс.-М., 1983.
103. Левитов, Н.Д. Психология характера Текст. / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1961. . . ,.
104. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
105. Леонтьев, А.Н. Эволюция психики. Избр. психолог, труды Текст. / А.Н.Леонтьев. М., 1999.
106. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности Текст. / Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 486 с.
107. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д.А.Леонтьев.-М., 1992.- 17 с.
108. Линховоин, Л.Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят Текст. / Л.Л.Линховоин.- Улан-Удэ: Бур. Книж. Изд-во, 1972.- 101 с.
109. Ломов, Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования Текст. / Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1999.-204 с.
110. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1984.- 446 с.
111. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло Текст. / Н.О.Лосский.- М.: Республика, 1994.-432 с.I
112. Лурье, С.В .Восприятие народом осваимаемой территории Текст. / С.В.Лурье // Общественные науки и современность:-!998.- № 5- С.61-74.
113. Маслоу, А. Самоактуализация Текст. /А.Маслоу // Психология личности / Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: зд-во МГУ, 1982. С. 108-118.
114. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ Текст. / А.Маслоу.- М.Киев, 1997.-425 с.
115. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности Текст. / В.С.Мерлин.-М.-Воронеж, 1996.-448 с.
116. Мид, М. Культура и мир детства. Избр. произв Текст. / М.Мид.- М.: Наука, 1988.-429 с. . .,. .inüti i>.
117. Миронова,Т.Л. Самосознание профессионала Текст. / Т.Л.Миронова.- Улан-Удэ: Изд-во Бур. ун-та, 2000.- 200 с.
118. Моральные ценности личность Текст. / Под. ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева.- М., 1994.- 176 с.
119. Монсонова, А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор развития системы ценностных ориентаций личности Текст. /
120. A.Р.Монсонова // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии» Материалы II Международного симпозиума (18-19 мая 2006 г .у- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС , 2006. С. 115-118.
121. Морохоева, З.П. Личность в культурах Запада и Востока Текст. / З.П.Морохоева. -Новосибирск:Наука, 1995.
122. Мохова, С.Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком Текст. / С.Ю .Мохова // Автореф. дисс. 1.канд. психол. наук.- Чита, 2004.- 24 с.
123. Муздыбаев, К. Психология ответственности Текст. / К.Муздыбаев.-Л., 1983.
124. Мукаева, О.Д. Этнопедагогика наука жцзни Текст. / О.Д.Мукаева.-М.: «Элиста», 2000.- 180 с.
125. Мухина, B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций Текст. / В.С.Мухина // Мир психологии.- 2001.- № 4.- С. 112-126.
126. Мухина, B.C. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера Текст. / В.С.Мухина, С.М.Павлов // Развитие личности.- 2001.- № 3-4,- С.53-75.
127. Мухина, B.C. Современное самосознане народностей Севера Текст. / В.С.Мухина // Психол. журн.- 1988. Т.9.- № 4.- С.44-52.
128. Мухина, B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее Текст. /
129. B.С.Мухина // Психол. журн.- 1994.- №3.- С. 42-49.
130. Налчаджян, A.A. Этнопсихология Текст. / А.А.Налчаджян.- СПб.: Питер, 2004.- 381 с.i i i , i i\ U i i
131. Намсараев, С.Д. Национално-региональный компонент в образовании Текст. / С.Д.Намсараев.- Улан-Удэ: 1996.
132. Невструева, Т.Х. Психотехника: проблемы становления научной дисциплины психологической практики Текст./ Т.Х.Невструева -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999.- 283 с.
133. Неизвестные страницы истории Бурятии (Из архивов КГБ) Текст. / Гл. ред. Базаров Б.В.- Улан-Удэ: «Сибирь», 1991.- 52 с.
134. Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности Текст. / Н.И.Непомнящая // Вопр. Психол.-1980.- № 1.- С.22-30.
135. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов.- М.: «АЗЪ», 1995.
136. Окладников А.П. История и культура Бурятии / А.П.Окладников // Сборник статей.- Улан-Удэ, 1976. 458 с.
137. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга Текст. / А.П.Оконешникова / Автореф. дисс. докт. психол: наук Якутск, 1988.
138. Олпорт, Г. Личность в психологии: Пер. с англ. Текст. / Г.Олпорт.-М.-СПб., 1998.-345 с.
139. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности Текст. / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР.- М., 1965.- Т.1.- С.471-511.
140. Петровский, A.B., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии.-в 2 т.- т.2 Текст. / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.- Р-н-Д.: «Феникс»; 1996.- С. 206-299.
141. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности Текст. / А.В.Петровский.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.- 512 с.
142. Платонов, Ю.П. Этническая психология Текст. / Ю.П.Платонов.-СПб.: «Речь», 2001.-320 с.
143. Погорбунский, В.И. Религиозные и космогонические представления убурят, якутов и тунгусов (полевые материалы 1913-1922) Текст. /
144. B.И.Подгорбунский // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий: сб. ст. ИЭиА РАН. Вып.2 / Отв. ред. Д.А.Функ.- М., 1996.- 221 -241 с.
145. Пономаренко В.А. Созидательная психология. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2000.-848 с.
146. Психологические аспекты буддизма: сб. ст. АН СССР Текст. / Отв. ред. В.В.Мантатов.- Новосибирск: Наука, 1986.- 155 с.
147. Психологические аспекты буддизма Текст. / Отв. ред.Н.В.Абаев.г
148. Новосибирск: Наука, 1991.- 182 с.
149. Пузырей, A.A. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. Учеб. пособ. по курсу общ. психол. Текст. / A.A. Пузырей.- М.: Изд-во МГУ, 1986.- 118 с. ' '
150. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К.Роджерс.- М.: Прогресс, 1998.- 480 с.
151. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. /
152. C.Л.Рубинштейн.-СПб.: Питер, 2000.-720 с.
153. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы готовности человека вiдеятельности Текст. / Р.Д.Санжаева. Улан-Удэ: Изд-во Бур.ун-та, 1997.178 с.
154. Санжаева, Р.Д., Дугарова, Т.Ц. Особенности воспитания детей в бурятской семье Текст. / Р.Д.Санжаева," Т.Ц.Дугарова // Этнопсхологиче-ские особенности работы школьных психологов Сибири.- Улан-Удэ, 1992.-Ч.1.-102 с.-ч.2.-124 с.
155. Санжаева, Р.Д. Этнопсихокультура личности Текст. / Р.Д.Санжаева // Вестник КРАУНЦ. Гум. науки.- 2004.- № 2.- С.47-55.
156. Сердюков, Ю.М. Проблема дуализма в философии Запада и Востока . Текст. / Ю.М.Сердюков.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.- 146 с.
157. Серкин, В.П. Хохот шамана. Текст. / В.П.Серкин.- Магадан: «Кор-дис», 2003.- 110 с.
158. Серый, A.B. Система личностных смыслов: структура, функции, динамики Текст. / А.В.Серый.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- 272 с.
159. Сикевич, З.В. Русские. Образ народа Текст. / З.В.Сикевич,- СПб., 1996.I
160. Собольников, В.В. Межконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ Текст. / В.В.Собольников.-Новосибирск, 2003.-278 с.
161. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряжённости Текст. / Г.У. Солдатова.-М.: Смысл, 1998. 386 с.
162. Солдатова, Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования Текст. / Г.У. Солдатова // Психол. журн. 1992. Т. 13. -№ 4. -С. 33-44.
163. Соловьев, B.C. Русская идея Текст. / B.C. Соловьев // Русская идея. СПб.-М., 1992.-С. 187-188.
164. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание Текст. / А.Г. Спиркин М.: Политиздат. - 1972. - 304 с.
165. Степанова, O.K. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии / О.К.Степанова: Автореф. дисс:*.<канд. псх. наук.- М., 1999.- 23 с.
166. Степанова, Г.С. Этническое самосознание студентов педвуза и его регулирование в учебной деятельности / Г.С.Степанова: Автореф. дисс. .канд. псх. наук.- Калуга, 1999.- 23 с.
167. Стефаненко, Т.Г. Этническая психология Текст. / Т.Г. Стефаненко. -М.: Институт психологии РАН. Академический проект, 1999. 295 с.
168. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. / В.В. Столин. М., МГУ 1983.-286 с.
169. Сухарев, A.B. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека Текст. / A.B. Сухарев // Вопросы психологии. -2002. №2. - С. 40-57.
170. Тишков, В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии Текст. / В.А. Тишков М.: Наука, 2003 - 544 е.,
171. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме Текст. / В.П.Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 124 с.
172. Тудупова, Т.Ц. Этнопсихология направленности личности современного подростка / Т.Ц.Тудупова Улан-Удэ:Изд.-во БГУ, 2002. -140 с.
173. Тумахани,А.В. Бурятское народное ' искусство Текст. / A.B.Тумахани.-Улан-Удэ, 1965.- 120 с.
174. Тумунов, Ж.Т.Этнопедагогика агинских бурят Текст./Ж.Г.Тумунов. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 1998. — 162 с.
175. Угринович, Д.М. Психология религии Текст. / Д.М.Угринович. М.; Изд-во ПЛ, 1986.- 186 с.
176. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д.Н.Узнадзе.-М.: Просвещение, 1966.- 260 с.
177. Урбанаева, И.С. Человек у Байкала: центрально азиатский мир Текст. / И.С.Урбанаева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ.-н 1996.- 288 с.
178. Фаустова, Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях Текст. / Э.Н.Фаустова .- М., 1995.- 40 с.
179. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д.И.Фельдштейн.- М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 512с.
180. Филиппов, Ю.В. Ритмы этнической социализации Текст. / Ю.В. Филиппов // Мир психологии. 2002. - №3. - С. 118-127.
181. Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. М., 1999. - 576 с.
182. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник. Текст. / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева/В.Франкл.- М.:Прогресс, 1990.- 368 с.
183. Фрейд, 3. Я и ОНО: труды разных лет: В 2 т. Текст. / З.Фрейд.- Тбилиси, 1991. Т.2.-425 с.
184. Фромм, Э. Душа человека. / Общ. сост. предисл. П.С.Гуревича Текст. / Э.Фромм.- M.: Республика, 1992.- 429 с.
185. Хайду, П. Воспитание ценностных ориентаций Текст. // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева / П.Хайду.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- С. 155-164.
186. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание Текст. / В.Ю. Хотинец. -СПб.: Питер, 2000.- 192 с.
187. Хьелл, JI. Теории личности Текст. / Л.Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997.г
188. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления)Текст./А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич.- М., 1992,- 40с.
189. Чймитдоржиев, Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность Текст. /Ш.Б. Чимитдоржиев.-Улан-Удэ:ОАО «Респ. типогр», 2001.- 128 с.
190. Чеснокова, И.И. Проблема самосознание в психологии Текст. / И.И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. - 200 с.<.» > ■ ^
191. Шадриков, В.Д. Духовные способности Текст. / В.Д.Шадриков.-СПб., 1997.- 124 с.
192. Шибутани, Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. Ростов на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
193. Шорохова, Е.В. Проблема «Я» и самосознание Текст. / Е.В. Шоро-хова // Проблема сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. - С. 207227.
194. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г.Г. Шпет -СПб., 1996.-492 с.
195. Шпрангер, Э. Два вида психологии // История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под. ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан.- М.: зд-во МГУ, 1992.- С. 347-361.
196. Шумейко, A.A. Профессональный выбор и ценностные ориентации Текст. / А.А.Шумейко // Дальний Восток:наука, экономика, образование,культура в XXI в.: Материалы III Междунар.научно-практ. конф.В 3 т.-Т.1.- Комсомольск-на-Амуре, 2005.- С. 495 498.
197. Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб: Речь, 2000. - 415 с. Эриксон, Э. Юность: кризис идентичности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1994.
198. Этнические стереотипы мужского и женского поведения Текст./ Сб. ст. Отв.ред. А.К.Байбурин, И.С.Кон.- СПб.: Наука, 1991.- 320 с.
199. Юнг, К. Психологические типы: Пер. с нем. Текст. / К. Юнг. -СПб.: Ювента. М.: Прогресс-Универс.-716 с.
200. Ядов, В.А. Социальная идентификаця в кризисном обществе Текст. / В.А.Ядов // Социол. журн., 1994. №1.- С. 35-52.
201. Яницкий, М.С. Изучение ценностно-смысловой сферы личности: Методические рекомендации Текст. / М.С. ¡Яницкий. — Кемерово, 1997. -39 с.
202. Яницкий, М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания Текст. / М.С. Яницкий // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово, 2002. -С. 189-195.
203. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М.С. Яницкий. Кемерово, 2000. - 204 с.
204. Яссман, В.П. Образ мира личности: этническая картина мира Текст. /В.П.Яссман.- Хабаровск: ДВНУПС, 2004.-.
205. Erikson Е.A. Memorandum of Identity and Negro Youth // a Way of Looking at Things. Selekted Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, - 1992.-P.8-56.
206. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. ( ed. ) Handbook of adolescent pscychology. N.Y.: John Wiley, 1980. - P.38-47.
207. Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago Univ Press, 1975. - P.43-48.
208. Tajfel H. Stereotypes and groups // Jntergrjup behaviur / Ed. By' J.C.Turner, H.Giles Oxford: Basil Blackwell, 1981. - P. 144.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.