Этно-религиозная идентичность в поликонфессиональном регионе (религиоведческий анализ конверсии из других религий в ислам) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Салахова Диляра Фарзутдиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Салахова Диляра Фарзутдиновна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ
1.1. Основные теоретические концепции исследования идентичности
1.2. Методологические принципы изучения религиозной идентичности
1.3. Теоретико-методологические основания изучения процесса религиозной конверсии
1.4. Элементы социального механизма религиозной конверсии
Глава II МЕХАНИЗМ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ
2.1. Социальный и культурный контекст процесса религиозной конверсии на примере Республики Татарстан
2.2. Типы социальной адаптации конвертитов в условиях многонационального общества
2.3. Результаты исследования религиозной конверсии на примере биографического интервью
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Гид по интервью
Гид по экспертному интервью
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Социальный механизм религиозной конверсии на примере петербургской буддийской общины Карма Кагью2014 год, кандидат наук Исаева, Валентина Борисовна
Становление конфессиональной идентичности мусульманской молодежи: на материале Республики Татарстан2010 год, кандидат социологических наук Нуруллина, Роза Вагизовна
Формирование религиозной идентичности в мегаполисе: на примере женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве2006 год, кандидат социологических наук Сабирова, Гюзель Ансаровна
Динамика религиозного синкретизма суннитов Среднего Поволжья и Приуралья в XX – начале XXI в.2019 год, доктор наук Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Специфика формирования религиозной идентичности в современном российском обществе2017 год, кандидат наук Ивлева, Владлена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этно-религиозная идентичность в поликонфессиональном регионе (религиоведческий анализ конверсии из других религий в ислам)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. для народов Российской Федерации - время усиления роли религиозного мировоззрения в общественной жизни с присущими всякому переходному периоду явлениями духовных метаний, мировоззренческого выбора и смены взгляда на мир, когда одна ценностная система заменяет другую. Осознание важности и роли религии приходит на смену секуляризации и вытеснению религиозности из повседневности. В сфере социальных наук религия становится значимой темой. В условиях современного мировоззренческого плюрализма становится актуальным изучение процесса религиозной конверсии - обращения из одной религии в другую, не традиционную для конкретной этнической группы (вне национальных и этнических границ).
В этой ситуации в отечественном религиоведении наметились изменения отношения к изучению роли религии в целом и к проблеме религиозной конверсии в частности. В связи с переходом большинства стран в информационную эпоху задача распространения религиозных идей упростилась: любой желающий может получить необходимую информацию посредством интернета. Соответственно, это увеличивает возможность религиозной конверсии и влияния этого явления на процесс изменения состояния умов, системы ценностей и способа познания.
В результате неопределенности социального и политического развития, с которой сталкивается человек в условиях переходного общества, усложняется процесс адаптации к изменениям и новой реальности. Перед современным религиоведением стоит задача разработать методы, дающие возможность получить оптимальные результаты при исследовании целеполагания (смыслополагания) конвертита. В условиях социальной трансформации российского общества становится актуальным обращение к исследованию процесса религиозной конверсии с целью выявления причин
религиозного обращения. Необходимо исследовать как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на конверсию, а также их взаимное влияние. К субъективным факторам относятся мотивы, представления личности, намерения и ценности.
В таком поликонфессиональном регионе, как Среднее Поволжье, рост религиозности чреват социальными конфликтами. Именно поэтому важно отслеживать процесс формирования конфессиональной идентичности и конверсии из других религий в ислам, что даст возможность выработать меры по предотвращению конфронтации между верующими различных конфессий, в том числе в целях предотвращения распространения радикального политического исламизма.
Степень разработанности темы. Литература по общим вопросам, имеющая отношение к теме исследования, достаточно обширна. Идентичность как понятие сегодня широко используется в различных отраслях социогуманитарного знания. Феномен деления на своих и чужих в человеческом восприятии уже стал традиционной темой для дискуссий в западноевропейской литературе. В отечественной литературе эта тема стала обсуждаться позже в связи с повышением интереса к проблемам социальной психологии. Здесь в первую очередь надо указать работу известного историка Б. Поршнева «Социальная психология и история»1, которая дала толчок к исследованиям такого рода в нашей стране. Подходы к этому вопросу с позиций психологии достаточно полно были рассмотрены в монографии В. Шкуратова по исторической психологии2. Комплексный подход к решению проблемы идентичности в историческом исследовании представлен в монографии отечественного историка В. Согрина, посвящённой идее
" 3
американской исключительности3.
1 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е дополненное и исправленное издание. М.: Изд-во «Наука», 1979. 213 с.
2 Шкуратов В.А. Историческая психология/В.А. Шкуратов. Ростов н/Д: «Город №>, 1994. 288 с.
3 Согрин В. В. «Американская исключительность» - мифы и реальность. М.: «Знание», 1986. 63 с
Изучение идентичности непосредственно связано с изучением менталитета, то есть способа мышления и системы ценностей. Впервые эти исследования были начаты во Франции. Научная историческая школа «Анналов» предложила новую парадигму исследований, когда реализовала подходы Макса Вебера к изучению общества. Французские историки также были в числе тех, кто начал осмысление истории через призму исследования повседневности, что дает значительный материал для рассуждений о природе идентичности. В нашем исследовании были использованы работы А. Крюкова о взглядах основателей школы на историю повседневности 4; Ж. Дюби, давшего определение понятия «менталитет»5; М. Оржоникидзе об исследовании менталитета россиян 6; М. Заковоротной о социально-философских аспектах идентичности на примере России7. Особое значение для осмысления понятия «идентичность» имело изучение работы П. Бергера и Т. Лукмана8, давших современную трактовку понятия «идентичность» с позиций феноменологии.
Тема религиозной идентичности раскрыта во многих работах. В данной работе нас интересовали прежде всего те исследования, которые позволяют получить общее представление об этом феномене. В частности, к ним следует отнести монографию известного историка И.М. Дьяконова «Пути истории», выдвинувшего гипотезу о том, что именно смена типов морали в первую очередь характеризует смену одних исторических эпох другими 9. С его точки зрения, религия была способом организации социума в средневековье и
4 Крюков А.В. История повседневности во взглядах основателей школы «Анналов» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс] URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17640 (дата обращения: 23.09.2018).
5 Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М.: 1991. С.48-60.
6 Орджоникидзе М. Западные ценности в восприятии россиян [Электронный ресурс] URL: http://www.zlev.ru/117/117 37.htm (дата обращения: 01.11.2018).
7 Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. Ростов - на - Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999. 200 с.
8 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с. [Электронный ресурс] URL:
http://evolkov.net/soc.psychol/Berger.P.Luckmann.T/index.html . (дата обращения 02.11.2018)
9 Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. С. 162 - 163.
постепенно была вытеснена идеологией, основанной на национальном самосознании. Идентичность стала важна для социального развития. В европейском мире это происходило с начала семнадцатого века. Впоследствии процесс продолжался и в других странах. сначала в Европе, начиная с XVII в., а затем и в других регионах мира. На этом основании возрождение религиозности выглядит как откат общества назад, как проявление кризиса идеологий, чему посвящены работы ряда исследователей, в частности, П.С. Гуревича10. Именно П.С. Гуревич выделил существенную черту современного религиозного бума: он не представляет собой попытку объединения разных конфессий на какой-то определённой этической платформе, а происходит в форме возврата к традиции, которая служит основанием для освобождения от всех иллюзий, связанных с верой в прогресс, присущей идеологиям различного типа. Прежде всего это связано с политикой США, которые с
начала 1990-х гг., после окончания холодной войны, начали раскручивать
идею конфликта цивилизаций в целях усиления собственного господства.
Понять причины религиозной конверсии без определения понятия «религиозность» невозможно. Поэтому была привлечена литература, позволяющая получить представление об общем уровне исследований в этом направлении. Здесь основой для дискурса стали работы Д.М. Угриновича11, В.Ф. Чесноковой, Д.Е. Фурман, К. Каариайнен12, С.Б. Филатова, С.Н. Лункина13, В.А. Мартиновича14.
Среди использованных работ есть труды по религиозному обращению, которые оказали неоценимую помощь в формировании модели исследования. Непосредственно сам феномен религиозной конверсии достаточно подробно
10 Гуревич П. С. Религиоведение: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 539.
11 Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985. 273 с.
12 Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль-XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. № 7.
13 Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 35 - 45.
14 Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии [Электронный ресурс] URL: http://sobor.by/martinovich-indicators.php свободный (дата обращения 25.11.2018).
6
рассмотрен в работах В.А. Мартиновича15, В.Б.Исаевой16, Моники Вольраб-Сар17, Л. Рамбо18, Е. Ю. Рождественской19 и других отечественных и зарубежных исследователей. Именно эти работы позволили определить структуру и подходы к исследованию проблемы, поставленной в данном исследовании.
Значительную часть данной работы удалось осуществить благодаря трудам религиоведов, так или иначе затрагивающих в своих исследованиях историю ислама и общественной мысли на территории Татарстана. В данном случае были использованы работы как общего, так и частного характера. Прежде всего надо было понять общие тенденции реисламизации в отдельных регионах России. В этом аспекте следует отметить работы общего характера таких авторов как И. П. Добаев20, А.В. Малашенко21, Р. Гайнутдин22. В данных исследованиях имеются такие термины, как «традиционный» и «нетрадиционный» применительно к феномену отечественного ислама. «Нетрадиционный» ислам также называют радикальным. При использовании данных терминов авторы не углубляются в более конкретные определения феноменов. В этих работах поднимается ряд ключевых проблем развития ислама в современной России, в том числе проблема исламского образования в России, которое, по мнению большинства авторов, находится в кризисе. Ее считают основной проблемой для становления ислама в современных условиях.
15 Там же.
16 Исаева В.Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 166. С. 108-113.
17 Wohlrab-Sahr, M. Conversion to Islam: between syncretism and symbolic battle / M. Wohlrab-Sahr// Social Compass. 1999. Vol. 46. № 3 P. 351-362.
18 Rambo L. R. Understanding religious conversion / L. R. Rambo. New Haven: Yale University Press, 1993. 240 p.
19 Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии / Е. Ю. Рождественская. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 381 с.
20 Добаев И. П. Исламский радикализм : Сущность, идеология, политическая практика / Автореф. дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 09.00.11. Ростов н/Д: ИППК РГУ, 2003. 36 с.
21 Малашенко А.В. Ислам для России / Алексей Малашенко; Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 192 с.
22 Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 2004. 320 с.
Среди работ исследователей, изучающих ислам и историю общественной мысли на территории Татарстана, следует выделить труды таких авторов, как Л.С Астахова, Я.В. Бухараев23, Р.С. Хакимов24, И. З. Нафиков25, Р.И. Беккин26, Р. В. Нуруллина27. Особо можно отметить диссертацию Р. В. Нуруллиной, которая даёт развернутую картину становления мусульманской идентичности в пределах региона Среднего Поволжья.
Проблема исследования логически вытекает из проблематики социальной философии: как соотносятся социальное бытие и изменение мировоззрения, как изменение мировоззрения влияет на поведение человека в обществе. Феномен конверсии предполагает, с одной стороны, свободу выбора, способность меняться, по-новому интерпретируя прошлое и конструируя модель будущего; с другой стороны, он предполагает воздействие внешних сил, которые выступают как «вызов», толкающий социум и субъекта к изменению структуры своего поведения. Что влечет за собой религиозная конверсия и как относиться к самому факту конверсии с позиции общественного блага? К каким последствиям может привести религиозная конверсия в поликонфессиональном регионе, если она будет иметь массовый характер?
Объектом исследования является формирование религиозной идентичности в условиях полиэтнического многоконфессионального региона.
23 Астахова Л.С., Бухараев Я.В. Этноконфессиональное согласие в Республике Татарстан: история формирования и методические рекомендации по совершенствованию мер, направленных на поддержание этноконфессионального мира и минимизацию этноконфессиональных конфликтов / Ред.: Золотухин В.В., Костылев П.Н. М.: «Здоровое поколение», 2018. 55 с.
24 Хакимов Р.С. Татарская идентичность: состояние и перспективы // Историческая этнология. 2016. Т. 1, №2. С. 242-252.
25 Нафиков И. З. Формирование системы мусульманского образования в России. Автореферат дис. на соискание уч. степ. кан. ист. наук. Специальность 07.00.02. Казань, 2013 [Электронный ресурс] http://www.dissercоat.com/content/formirovanie-sistemy-musulmanskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 17.02.2019).
26 Беккин Р. И. Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард российской уммы? // Дружба народов. 2012. № 10. С. 152 - 172.
27 Нуруллина Р. В. Становление конфессиональной идентичности мусульманской молодежи (на материале Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Специальность 22.00.06. На правах рукописи. Казань, 2010. 220 с.
Предмет исследования - религиозная конверсия из других религий в ислам как процесс формирования религиозной идентичности в условиях полиэтнического многоконфессионального региона.
Цель диссертационного исследования - выявление специфики этнорелигиозной идентичности в поликонфессиональном регионе для определения особенностей конверсии из других религий в ислам.
Для реализации поставленной цели мы считаем необходимым решение ряда задач:
1) Выявить специфичные методы и принципы изучения религиозной
идентичности.
2) Проанализировать основные теоретические концепции феномена
религиозной идентичности; выявить основы, формирование и функции
религиозной идентичности в процессе конверсии.
3) Определить теоретико-методологические основания изучения процесса религиозной конверсии.
4) Выделить элементы социального механизма религиозной конверсии.
5) Определить социальный и культурный контекст процесса религиозной конверсии на примере Республики Татарстан.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется
на принципах, которые постулируются в трудах представителей философской
герменевтики XX в. Это связано с тем, что примененный ими подход в полной
мере соответствует специфике религиоведения как гуманитарной дисциплины
и направлен на понимание мотивов поведения людей. Другая причина выбора
этого подхода обусловлена тем, что сам предмет исследования, то есть
изменение идентичности, имеет знаково-символическую природу и поэтому
требует методов исследования, соответствующих принципам герменевтики.
Другими словами, помимо таких форм анализа как генетический,
сравнительный, типологический, каузальный, структурно-функциональный,
должно быть создано представление о контексте, состоящем из
сопутствующих моментов, которые для естествознания несущественны, но
9
необходимы для определения целеполагания действующих субъектов28. Основные положения философской герменевтики XX в. изложены в трудах М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера29, М. Мерло-Понти30, П. Рикёра31, М.М. Бахтина32. В свете этой концепции на первое место выходит проблема понимания высказываний тех, кто сменил религиозную идентичность. Всё вышеперечисленное предполагает рассмотрение религии как самоорганизующейся системы. На сегодняшний день появилось достаточное число объяснительных моделей, дающих системное видение религиозных феноменов. К таковым можно отнести эволюционный динамический подход (Вебер, Белла и другие), теорию социально-культурной динамики П. А. Сорокина, структурно-функциональное изучение религии (Дюркгейм, Парсонс). В каждой из этих теорий есть рациональное зерно, которое так или иначе было использовано при написании данной работы.
При анализе текстов автор обратился к биографическому методу и методам анализа текстов по методике Е. Ю. Рождественской33. Такой подход позволяет выявить горизонты ожидания субъекта, исходя из его вовлечённости в общую связь исторических событий, внутри которых он оказывается. Субъект в данном случае рассматривается как историческая индивидуальность, связанная с историческим контекстом. В этом случае появляется возможность отследить осуществление субъектом разных социальных ролей и обретение им того или иного положения в социуме. Также в этом случае легче отследить специфику становления современной
28 См.: Швечиков А. Н. Теоретико-методологические основы современного российского религиоведения. Диссертация на соиск. уч. степени доктора философских наук. Место защиты диссертации: Санкт-Петербург, 2009. Код специальности ВАК: 09.00.13. 393 с.
29 См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
30 См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Перевод с французского под редакцией И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб: "Ювента" "Наука", 1999 [Электронный ресурс]: https://www.booksite.ru/localtxt/pon/tym/erl/ovo/text.pdf свободный. Дата обращения 21.03.2019.
31 См.: Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И. С. Вдовина. М.: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 1995. - 695 с.
32 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества Москва: Искусство, 1986. 258 с.
33 См.: Рождественская Е. Ю. Биография как феномен и объект социологического анализа: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук: 22.00.01 / Рождественская Елена Юрьевна. М., 2013. 50 с.
религиозности, учитывая то, что сегодня религия всё более удаляется в приватную сферу. Интервьюирование по методике Рождественской позволяет установить отношения между религией и новообращённым как отношение между его биографией и религиозно-символической системой.
Хронологические и географические рамки исследования охватывают регион Среднего Поволжья, в котором исторически сложилось полиэтническое и многоконфессиональное сообщество в период с 1991 по 2019 гг.
Научная новизна исследования.
1) Выявлено, что метод исследования биографического нарратива является наиболее адекватным для изучения социального механизма религиозной конверсии. Обращение в иную веру рассматривается как процесс, служащий определённой цели в биографии субъекта. Зная цель конвертита, можно достичь понимания объективных и субъективных причин и направления изменения религиозной идентичности личности, и, соответственно, выявить особенности процесса конверсии. Биографический метод позволяет увидеть способ мышления неофита, дает понимание того, почему для него значима конверсия в иную религию.
2) Определены функции конверсии для жизни респондента: социальная функция - удовлетворение потребности в справедливости и стабильности, в общности интересов, объединения с другими через идеи ислама; культурная функция - исходя из потребности ощущения своей причастности к мировоззренческим основам исламской цивилизации, человек идентифицирует себя с определенной культурой и реализует свою потребность через религиозные практики; и, наконец, адаптивная функция, так как из страха смерти человек начинает поиски точки опоры.
3) Установлено, что реализация этих функций включает социальный
механизм обращения: комплекс потребностей (в социальной справедливости
и стабильности, в опоре на единоверцев) порождает ощущение причастности
к метафизическим смыслам вновь избираемой веры, что становится
11
основанием религиозного выбора конвертита и позволяет ему трансформировать свою идентичность и, осуществляя соответствующие религиозные практики, в конечном счете идентифицировать себя с исламской религиозной культурой.
4) Выявлена специфика этно-конфессионального контекста конверсии в ислам как основы этно-национальной идентичности, формирования религиозного мировоззрения и ценностных ориентаций в современном Татарстане, что дополняет и обновляет картину религиозной конверсии в России в начале XXI в. Современный Татарстан - это многонациональный и поликонфессиональный регион с давними традициями толерантности к верованиям и культуре другого. Именно эти традиции отношений позволяют не только принимать религиозные убеждения другого как данность, но и иногда менять собственные. Это проявляется как в конверсии из других религий в ислам, так и в конверсии из ислама в православие и иные христианские конфессии, а также из христианства и ислама в другие религии.
5) В результате интервьюирования выявлена общая закономерность
изменения мировоззренческих основ поведения человека в условиях общества
переходного типа. При таком состоянии социума происходит конкуренция
неустойчивых мировоззренческих моделей за доминирование одной
идентичности над другими. Показано, что у участвующих в опросах русских
или родившихся в немусульманских семьях гражданская и этническая
идентичность при формировании единой модели идентификации оказывается
на периферии социальной идентичности, а ведущей становится религиозная
идентичность. Этот элемент социального отождествления преобладает в
иерархии идентификаций. Причина примата религиозной идентичности над
всеми остальными заключается в том, что религия может быть представлена
как основа цивилизационной модели, поэтому, приобщаясь к той или иной
религии, человек приобщается к самому большому «Мы», какое только
возможно (больше только человечество, но в потенциале любая мировая
религия видит себя общечеловеческой, что справедливо и для ислама). Кроме
12
того, существует и экзистенциальный аспект единения человека с Богом через следование той или иной религии. Выбирая ислам, конвертиты выбирают мировоззрение, которое для них важнее причастности к национальным или социальным корням.
6) В ходе исследования религиозной конверсии в ислам выделены типы новообращенных по критерию характера ориентации: а) «ориентированные на собственные духовные искания»; б) «ориентированные на семейные религиозные ценности» (принимающие ислам в результате вступления в смешанный брак и/или рождения в такой семье); в) «прагматически ориентированные» (принимающие ислам из соображений личной выгоды и/или использующие религию в конъюнктурных целях).
7) С помощью методики биографического интервью, затрагивающей основные вехи жизни респондентов, выделены основные этапы религиозной конверсии в ислам: религиозный опыт до религиозной конверсии в ислам; нравственно-психологическая восприимчивость к идеям ислама; сама религиозная конверсия в ислам как конечный результат данного процесса. Данная методика позволила проследить взаимосвязь между этими этапами и вскрыть внутреннюю логику перехода от одного этапа к другому.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1) При множестве подходов к исследованию социального механизма религиозной конверсии наиболее продуктивным и эффективным является метод анализа биографического нарратива. Для понимания специфики процесса обращения важно выявить цель конвертита, что является основанием для выводов о том, в каком направлении меняется религиозная идентичность конвертита и какими причинами обусловлена конверсия. С помощью метода анализа биографического нарратива (биографического метода) исследователь приходит к пониманию субъективных причин смены религиозной идентичности.
2) Смена религиозной идентичности (конверсия) выполняет для
конвертита следующие функции: социальную, культурную и адаптивную.
13
Социальная функция религиозной конверсии состоит в том, что благодаря обращению в иную веру конвертит удовлетворяет потребность в объединении с единоверцами, в стабильности, безопасности, социальной справедливости. Адаптивная функция конверсии заключается в обретении индивидом опоры для преодоления страха смерти. В идентификации с культурой и мировоззрением, с метафизическими смыслами вновь избираемой религии (в данном случае ислама, в который обращается индивид) проявляется культурная функция конверсии.
3) Социальный механизм конверсии функционирует следующим образом: благодаря заложенному в конверсии потенциалу реализации данных функций (социальной, культурной и адаптивной), а значит, возможности восполнения комплекса соответствующих потребностей (социальных, культурных, экзистенциальных) субъект выбирает трансформацию религиозной идентичности через идентификацию с религиозной культурой исламской цивилизации.
4) В современном Татарстане этно-конфессиональный контекст конверсии в ислам имеет свою специфику. Республика Татарстан сегодня представляет собой многонациональный и мультиконфессиональный регион, в котором выработаны и установлены традиции принятия другого, конструктивной межкультурной коммуникации и межрелигиозного диалога. Этим обусловлено то, что в представлении жителей республики нет непреодолимых границ между культурами и верованиями, так что в рамках допустимого не только принимать факт веры другого, но и менять собственные религиозные убеждения. Именно в данном регионе с его давними традициями толерантности к культуре другого этноса возможна бесконфликтная конверсия как в ислам из православия и других христианских конфессий, так и из ислама в другие религии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Духовные ориентиры молодёжи Татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства: 1990-2000-е гг.2011 год, кандидат исторических наук Фазлиев, Айваз Миннегосманович
Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений: на примере Республики Дагестан2008 год, кандидат юридических наук Бабошина, Елена Владимировна
Социальная роль Ислама как фактора стабилизации общества: на примере Республики Татарстан2007 год, кандидат социологических наук Мавляутдинов, Ильдар Сафиуллович
Трансформация религии как социального института в постсоветской России2007 год, кандидат социологических наук Чемикосова, Татьяна Александровна
Этапы и особенности реализации государственной политики в сфере свободы совести в России и Индии: сравнительно-политологический анализ2012 год, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал, Регина Массаровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Салахова Диляра Фарзутдиновна, 2021 год
Список источников и литературы
1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997 [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt свободный (дата обращения 30.10.2018).
2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. 494 с.
3. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. 2000. №9. С.29-45.
4. Ахунов А.М. Объединительный съезд мусульман Татарстана 1998 г.: предпосылки, решения, результаты // Филология и культура. Philology and Culture, 2013. №4 (34). С.250-254.
5. Бадмаева М. В. П. Сорокин об истоках и преодолении социального кризиса [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/p-sorokin-ob-istokah-i-preodolenii-sotsialnogo-krizisa (дата обращения 20.11.2018).
6. Баев В.Г., Кожурин К.Я. Проблема взаимоотношения религии и культуры в сравнительном религиоведении Кристофера Доусона [Электронный ресурс] URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimootnosheniya-religii-i-kultury-v-sravnitelnom-religiovedenii-kristofera-dousona (дата обращения 19.11.2018).
7. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003. 218 с.
8. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане / Г.Р. Балтанова// Ислам в истории и культуре Татарского народа. Казань, 2000. 203 с.
9. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
10. Беккин Р. И. Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард российской уммы? // Дружба народов. 2012. № 10. С. 152 - 172.
11. Беликова Е.О. Поиски стратегии социологического изучения религиозной идентичности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 116 - 127.
12. Белла Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы; сокр. Пер с англ. В. В. Воронина, Е. В. Зиньковского. М.: Прогресс, 1972. С. 268-281.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. СПб: Алетейя, 2005. 576 с.
14. Бреская О. Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социс. 2011. №12. С. 77 - 87..
15. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. 139-140.
16. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности [Электронный ресурс] URL: https: //www.e- https: //traditio .wiki/holmogorov/library/b/braudel/structures/ (дата обращения 28.10.2018).
17. Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие [Электронный ресурс] URL: http://missia.me/byvshij-musulmanin-ob-islame-i-puti-v-pravoslavie/ (дата обращения 23.02.2019.
18. В Казани выясняли причины перехода русских в ислам [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/1580459.html (дата обращения 20.02.2019).
19. В Татарстане мигрантам рассказывают об Исламе [Электронный ресурс] URL: http://islam.ru/news/2016-01-12/45416 свободный (дата обращения 23.02.2019).
20. Ваторопин А.С. Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна / А. С. Ваторопин // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 136-145.
21. Волгина С. Л. Критика социологической концепции религии П. Сорокина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06 Ленинград,
1984. 179 c.
22. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. [Электронный ресурс] URL: http://tower-libertas.ru/wp-content/uploads/2013/10/Max_Veber_-_Protestantskaya_etika_i_dukh_kapital.pdf (дата обращения 15.11.2018).
23. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Макс Вебер. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с.
24. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение / Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.: ИНИОН РАН,
1985. 161 с.
25. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс: ГРАНД, 2004. 313 с.
26. Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Социализация мусульманской молодежи : (на примере учащихся мусульман. учеб. заведений Татарстана) // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). С. 203-229; № 5 (93). C. 229 - 244.
27. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 560 с.
28. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. 752 с.
29. Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство : (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск: СибГТУ, 2002. 400 с.
30. Давидсон А.Б. Антирасистский расизм? // Новая и новейшая история. №2, 2002 г. [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ANTIRAS.HTM (дата обращения 28.01.2019).
31. Двадцать лет религиозной свободы в России: сборник / Московский Центр Карнеги; под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. М.: РОССПЭН : Московский Центр Карнеги, 2009. 400 с.
32. Декомб В. Современная французская философия. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. 344 с.
33. Джеймс У. Воля к вере и другие очерки популярной философии // Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431 с.
34. Добаев И. П. Исламский радикализм : Сущность, идеология, политическая практика / Автореф. дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 09.00.11. Ростов н/Д: ИППК РГУ, 2003. 36 с.
35. Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д: Ростиздат, 2000. 200 с.
36. Добаев И. П. Политический радикализм в современном исламе: (На материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа) / Автореф. дис. на соиск. учён. степ. к. полит. н.: Спец. 23.00.02. Ростов н/Д: Сев.-Кавказ. акад. гос. службы, 2000. 27 с.
37. Добаев И. П., Бережной С. Е., Крайнюченко П. В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа / Под общ. ред. И. П. Добаева. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 165 с.
38. Доусон К. Г. Христианский взгляд на историю // Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. С. 248-261.
39. Доусон К. Г. Боги революции / Пер. с англ., вступ. ст., коммент. К. Я. Кожурина. СПб.: Алетейя, 2002. 332 с.
40. Доусон К. Г. Религия и культура / К. Г. Доусон; Пер. с англ., вступ. ст., комент.: Кожурин К. Я. СПб.: Алетейя, 2000. 281 с.
41. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. 384 с.
42. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система Австралии / Э. Дюркгейм [Электронный ресурс] URL: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/soc_gapochka_hrestomatia/r1.pdf (дата обращения 15.11.2018).
43. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. Ростов - на - Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999. 200 с.
44. Заявление Али (Вячеслава) Полосина и Иман (Валерии) Пороховой по поводу проекта "Русский ислам". 24 Апреля 2003/СОВА. Информационно-аналитический центр. [Электронный ресурс] URL: https://www.sova-center.ru/religion/discussions/authorities/2003/04/d325/?print=1 (дата обращения 18.02.2019).
45. Заявление русских мусульман о проекте «Русский ислам» / Портал-Credo.Ru. [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20160617083204/http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=9791 (дата обращения 18.02.2019).
46. Ивин А.А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении. М.: Проспект, 2017. 322 с.
47. Ипатова Л.П. Теории религиозного обращения // Религиоведение. 2006. №4. С. 88-101.
48. Исаева В.Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 166. С. 108-113.
49. Ислам в мировой политике в начале XXI века: учеб. пособие / под ред. Л.М. Ефимовой, М.А. Сапроновой ; [A.M. Ахунов, В.А. Ахмадуллин, Р.И. Беккин и др.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. востоковедения. М.: МГИМО-Университет, 2016. 345 с.
50. История понятий, история дискурса, история менталитета / Сборник статей под редакцией Ханса Эриха Бёдекера. Перевод с немецкого.
М.: Новое литературное обозрение, 2010. 328 с.
157
51. Ищенко Е. Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание: Монография / Е. Н. Ищенко; Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. 144 с.
52. К вопросу о санкционировании мусульманских правовых норм законодательными органами РФ и РТ // IslamRf.Ru [Электронный ресурс] URL: https://islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/27506# ftn5 (дата обращения 31.01.2019).
53. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX - XXI столетий // Общественные науки и современность. № 2. 2007. C. 7895.
54. Калимонов И.К., Байтеева М.В. Концепция «Прошедшего будущего» немецкого историка Рейнхарта Козеллека // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность. Материалы международной научной конференции 23 - 25 мая 2006 г. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. С. 173 - 177.
55. Калимонов И.К., Байтеева М.В. Понятие «историческое время» во французской и немецкой исторической мысли в последней четверти XX века // Проблемы исторического познания. Сб. статей. Отв. ред. К.В. Хвостова. М.: ИВИ РАН, 2011. С. 192 - 216.
56. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) М., 2006. 472 с.
57. Каргина И. Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа / И. Г. Каргина // Политические исследования. 2012. №5. С. 106 - 122.
58. Каргина И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии / И. Г. Каргина // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №2(23). С. 186-194.
59. Каргина И. Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризация сакрального в христианских обществах: анализ природы качественных изменений религии в контексте модернизации / И. Г. Каргина //
Социологические исследования. 2010. № 6. С. 52-62.
158
60. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. М: Ладомир, 2004. 468с.
61. Керни Р. Диалоги о Европе / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2002. 320 с.
62. Кожурин К. Я. «Когда пророки молчат...» (социология религии Кристофера Доусона) // Доусон К. Г. Религия и культура. Пер. с англ., вступ. ст., коммент. Кожурин К. Я. СПб.: «Алетейя», 2000. С. 5-35.
63. Кожурин К. Я. Проблемы религии и культуры в концепции Кристофера Доусона. Дисс.канд.филос. наук. Специальность 09.00.13 -философская антропология, философия культуры / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб., 1999. 265 с.
64. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 288 с.
65. Кочетков В.В. Идентичность и культура в современных международных отношениях. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2015. 320 с.
66. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2007. 239 с.
67. Крашенинникова В. Россия - Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Европа, 2007. 392 с.
68. Крюков А.В. История повседневности во взглядах основателей школы «Анналов» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс] URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17640 (дата обращения: 23.09.2018).
69. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. 192 с.
70. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок = Human nature and the social order / Чарльз Хортон Кули; [Пер. с англ. под общ. науч. ред. Толстова А.Б.]. М.: Идея-Пресс: Дом интеллект. кн., 2000. 309 с.
71. Лебедев С. Культура и религия в теории социокультурной динамики П.А. Сорокина [Электронный ресурс] URL: )http://www.pravoslavie.ru/122.html (дата обращения 20.11.2018).
72. Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.
73. Ллойд Д. Психоистория / Ллойд Демоз. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
510с.
74. Луман Н. Самоописания. Пер. с нем. А. Антоновский, Б. Скуратов, К. Тимофеева. М.: Изд-во «Логос», ИТДКК «Гнозис», 2009. 320 с.
75. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. / Пер. с нем. И.Д. Галиева. СПб.: Наука, 2007. 642 с.
76. Любимова А.И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения России // Вестник христианской гуманитарной академии. 2009. №1. Т. 10. С. 70 - 74.
77. Максимов Г. Почему из христианства переходят в ислам? // «Альфа и омега». №44. 2005 / Правмир. Благотворительный фонд [Электронный ресурс] URL: https://www.pravmir.ru/pochemu-iz-hristianstva-perehodyat-v-islam/ (дата обращения 28.01.2019).
78. Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций / Владимир Малахов. М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014. 232 с.
79. Малашенко А. В. Заметки по национальному и иным вопросам // Дружба народов. 2015. № 3.
80. Малашенко А. В. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 192 с.
81. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламский проект / Алексей Малашенко; Московский Центр Карнеги, Carnegie Endowment for International Peace. М.: Весь мир, 2006. 221 с.
82. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. 222 с.
83. Малашенко А. В. Надо ли бояться ислама? М.: Весь Мир, 2017. 144
с.
84. Малашенко А. В. Религию невозможно отделить от политики // Отечественные записки. 2013. № 1 (52).
85. Малашенко А. Исламские вызовы России: от Кавказа до Волги и Урала // Совет по внешней и оборонной политике [Электронный ресурс] URL: http://svop.ru/main/19318/ (дата обращения 30.01.2019).
86. Малиновский Б. Магия и религия /Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. Ч. 2. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 23-40.
87. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений // Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т.1. М.: Издательство политической литературы, 1970. с.2-43.
88. Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии // Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. научных трудов / Под общей редакцией В.В. Старостенко. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2006. С. 187 - 190.
89. Матушанская Ю. Г., Салахова Д. Ф. Религиозная и национальная самоидентификация татар Западной Европы // Свеча. Т. 34.Религии в России: конструирование религиозной идентичности: сб. науч. докл. / Под ред. проф. Е.И.Аринина. Владимир, 2018. С. 86-99.
90. Махмутов М.И. Мир ислама. Казань: Центр информационных технологий, 2006. 606с.
91. Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П.Сорокина [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/850/825/1219/17Medushevskij.pdf свободный (дата обращения 20.11.2018).
92. Межнациональные браки с точки зрения Ислама [Электронный ресурс] URL: ) http://muslim.kz/ru/article/mezhnatsionalnye-braki-s-tochki-zreniya-islama (дата обращения 20.02.2019.
93. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299313.
94. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 873 с.
95. Мертон Р. К. Фрагменты из воспоминаний // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 128-133.
96. Молодые мусульмане Татарстана: идентичность и социализация / Рафик Мухаметшин, Ягфар Гарипов, Роза Нуруллина. М.: Academia, 2012. 150 с.
97. Монтаж и демонтаж секулярного мира / Моск. центр Карнеги ; под ред. Алексея Малашенко и Сергея Филатова. М.: РОССПЭН, 2014. 405 с.
98. Моравицкий Я.Б. Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4, Т.7. С. 102 - 119.
99. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 480 с.
100. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал, 1995, том 16, №2. С. 3 - 14.
101. Мухаметшин Р. М., Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Молодые мусульмане Татарстана: идентичность и социализация. М.: Academia, 2012. 150 с.
102. Мухаметшин Р.М. Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане: Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье) // Ислам и право в России: Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье). Материалы научно-практического семинара, ноябрь 2003. М.: Изд-во РУДН, 2004, Вып. 1. С. 183-195.
103. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке. Казань: Фэн, 2003.
303 с.
104. Мчедлов М. П. Вера России в зеркале статистики // НГ-Религии, 17 мая 2000. № 9 [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2000-05-17/5_faithmirrored.html (дата обращения 25.11.2018).
105. Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 68-77.
106. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. 2006. № 10. С.33-40
107. Наумкин В.В. «Халифат простирается до Башкортостана. Это страшно». Директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин - о вызовах мусульманского мира на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] URL: https://www.znak.com/2012-12-27/halifat prostiraetsya do bashkortostana eto strashno (дата обращения 30.01.2019).
108. Наумкин В.В.: Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. 768 с.
109. Нафиков И. З. Формирование системы мусульманского
образования в России. Автореферат дис. на соискание уч. степ. кан. ист. наук.
Специальность 07.00.02. Казань, 2013 [Электронный ресурс] URL:
163
)http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sistemy-musulmanskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 17.02.2019)
110. Национальная организация русских мусульман/ Исламская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://islamist.ru/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC/ (дата обращения 18.02.2019).
111. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). Минск: БТН-информ, 2001. 132 с.
112. Нойманн Ивэр Б. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей / Ивэр Б. Нойманн; [пер. с англ. Владимира Литвинова и Игоря Пильщикова]. М.: Новое изд-во, 2004. 335 с.
113. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 1999. 328 с.
114. Нуруллина Р. В. Становление конфессиональной идентичности мусульманской молодежи (на материале Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Специальность 22.00.06. На правах рукописи. Казань, 2010. 220 с.
115. Нуруллина Р.В.. Имамы Татарстана и проблема возрождения мусульманских общин [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/06/1251194458/2012_111_10_Nurullina_.pdf (дата обращения 13.02.2019).
116. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/876/582/1217/2_2_1pars.pdf (дата обращения 17.11.2018).
117. Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии / Т. Парсонс // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. Ч. 1. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 104-115.
118. Плешов О.В. Ислам и политическая культура в Пакистане. М.: Инт Ближ. Востока, 2005. 236 с.
119. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е дополненное и исправленное издание. М.: Изд-во «Наука», 1979. 182 с.
120. Право на свободу выбора в Республике Татарстан и его реализация / Журнал Центра экспертизы и общественного мониторинга. [Электронный ресурс] URL: http://www.ceom.ru/pravo-na-svobodu-vybora-v-respublike-tatarstan-i-ego-realizaciya.html (дата обращения 23.02.2019).
121. Пронина Т. С. Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.14 / Пронина Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина]. СПб, 2016. 384 с.
122. Религия и глобализация на просторах Евразии: сборник / Моск. Центр Карнеги; под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. М.: Неостром, 2005. 342 с.
123. Религия и конфликт / Под ред.: А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 560 с.
124. Репина Л. П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. М: Дрофа, 2004. 288 с.
125. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. Ч. 1. М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.
126. Рикёр П. Человек - общество - цивилизация. Современная философия. М.: «Канон», РООИ «Реабилитация», 2015. 392 с.
127. Рикёр П. Я-сам как другой / Пер. с франц. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.
128. Рождественская Е. Ю. Биография как социальный феномен и объект социологического анализа: диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.01 / Рождественская Елена Юрьевна; [Место защиты: Ин-т
социологии РАН]. Москва, 2012. 555 с.
165
129. Рождественская Е. Ю. Биография как феномен и объект социологического анализа: автореф. дис. ... д-ра соц. наук: 22.00.01 / Рождественская Елена Юрьевна. М., 2013. 50 с.
130. Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. М., 1995. №12. С. 55 - 69.
131. Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993. 272 с.
132. Рэмбо Р. Льюис, Фарадиан И. Чарльз. Обращение / Пер. с англ. Л.А. Ардашевой [Электронный ресурс] URL: https://religious.life/2013/06/conversion/ (дата обращения 18.03.2019).
133. Семёнов Д. В. Тема человека в концепциях американского прагматизма и неопрагматизма // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 2, 2010. С.60 - 63.
134. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-i-politicheskiy-islam-v-turtsii (дата обращения 07.11.2018).
135. Силантьев Р. Новейшая история исламского сообщества в России. М.: ИИПК «Ихтиос», 2006. 623 с.
136. Смирнов М.Ю. Перспективы религии [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-religii (дата обращения 25.11.2018).
137. Согрин В. В. «Американская исключительность» - мифы и реальность. М.: «Знание», 1986. 63 с.
138. Соколовская И.Э. Религиозная идентичность личности. М.: Энциклопедист-Максиум; СПб.: Мiръ, 2015. 300 с.
139. Сонгинайте Н. С. Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 33 - 40.
140. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин ; [Пер. с англ. Т. С. Васильевой. М.: Наука, 1997. 350 с.
141. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
142. Соснин В.А. Психология религии: американский опыт // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 118 - 127.
143. Сулейманов Р. Р. Русские мусульмане в постсоветской России: причины неофитства, положение в исламской среде, реакция государства и общества [Электронный ресурс] URL: https://www.apn.ru/publications/article27336.htm (дата обращения 20.02.2019).
144. Суфий с русского севера. Беседа редактора журнала ИЫАЧЕ Вадима Штепы с Мустафой Абу Ахмадом Ар-Руси (Олегом Стародубцевым), координатором Исламского призыва в Карелии [Электронный ресурс] URL: http://kitezh.onego.ru/mustafa.html (дата обращения 18.02.2019).
145. Теория познания. Том второй. Социально-культурная природа познания. Под редакцией д-ра филос. наук В. А. Лекторского, акад. Т. И. Ойзермана. М.: «Мысль», 1991. 477 с.
146. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479
с.
147. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
148. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.
416 с.
149. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с..
150. Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. 432 с.
151. Турецкие лицеи в России - центры сепаратизма и радикального исламизма // Посреди России. 30.11.2015 [Электронный ресурс] URL: https://posredi.ru/tataro-tureckie-licei.html (дата обращения 01.02.2019).
152. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. 352
с.
153. Уразаев Ф. Я. Механизмы сохранения этнокультурной идентичности татарского народа. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кан. ист. наук. Специальность: 24.00.01. Теория и история культуры. Казань, 2011. 27 с.
154. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26091997-n-125-fz-o/ (дата обращения 31.01.2019) .
155. Филюшкин А. И., Барышников В. Н., Заостровцев Б. П. Империя, память и места памяти // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2011. (3). С. 84-89.
156. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Электронный ресурс] URL: http://freudproject.ru/?p=1248 (дата обращения 28.10.2018).
157. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура Серия: Страницы мировой философии М.: Изд-во: Ренессанс, 1992 г. 269 с.
158. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Прогресс, 1992. 256 с.
159. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль-XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. № 7. С. 19-31.
160. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Башкирова. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. 635 с.
161. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры
количественной характеристики культур [Электронный ресурс] URL:
168
http://lse2010.narod.ru/olderfiles/LSE2014pdf/LSE2014Hofstede.pdf (дата
обращения 25.10.2018).
162. Хуснуллина З. Мусульманская молодёжь Татарстана ищет «золотую середину». 26.05.2011 [Электронный ресурс] URL: http://islam.ru/content/obshestvo/40883 (дата обращения 24.02.2019)
163. Чеснокова В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения / В. Ф. Чеснокова // Десять лет социологических наблюдений. М.: Фонд «Общественное мнение», 2003. С. 112 -145.
164. Шимина М.А. Менталитет как социологическая категория. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2007. №2 (7). С. 112 - 117.
165. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. Ростов н/Д: «Город N», 1994. 288с.
166. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи / Перевод с немецкого С. Л. Франк. СПб.: Алетейя, 1994. 432 с.
167. Шукуров Р.М. Мусульманство и модернизация // Религия и идентичность в России / Сост., ответ. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2003. С. 199 - 202.
168. Шутова О. М. Психоистория: школа и методы. Минск: ЗАО «Веды», 1997. 176 с.
169. Эпистемология: перспективы развития / Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 535 с.
170. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: М.: «Прогресс», 1996.
344 с.
171. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг. К.Г. Архетип и символ. М.: Изд-во «Ренессанс», 1991. С. 97-128.
172. Яворский Д. Р. Модернизация христианского теизма в
философской теологии Пауля Тиллиха. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени канд. философ. наук. Специальность философия
религии. 09.00.06. [Электронный ресурс] URL:
169
http : //www.dissercat. com/content/modernizatsiya-khristiansko go-teizma-v-filosofskoi-teologii-paulya-tillikha#ixzz5W9t27Fre (дата обращения 07.11.2018).
173. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, 1994. № 1. С. 35-52.
174. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. №2 3/4. С. 158-181.
175. Якимова Е. В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы: науч.- аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. - информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. М.: ИНИОН, 1999. 115 с.
176. Яковлев М. Почему вчерашние православные принимают ислам. [Электронный ресурс] URL: https : //versia.ru/pochemu-vcherashnie-pravoslavnye-prinimayut-islam (дата обращения 18.02.2019).
177. Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань: Иман, 2005.
144 с.
178. Якупов В. М. Исламский компонент государственно -конфессиональных отношений в Татарстане в 90-е годы XX века: Историко-политический анализ : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 23.00.01 / Казан. гос. ун-т. Казань, 2004. 20 с.
179. American Exceptionalism: A Double-Edged Sword. Seymour Martin Lipset. New York: W. W. Norton, 1996. 352 p.
180. Bellah R. N. Habits of the heart: individualism and commitment in American life : with a new preface / Robert N. Bellah [et al.]. Berkeley, Calif.: Univ. of California press, cop. 2008 - 355 p.
181. Bellah R. N. The Axial Age and its consequences / Edited by Robert N. Bellah and Hans Joas. Cambridge, Mass.; London : Belknap Press of Harvard university press, 2012. 548 p.
182. Durkheim É. Les Formes élémentaires de la vie religieuse. Le système
totémique en Australie. Paris: CNRS, series: « Biblis », 2014. 638 p.
170
183. Finke R., Stark R. Religious Economies and Sacred Canopies // American Sociological Review. 1988. Vol. 53, № 1. P. 41 - 49.
184. Garaudy R. Mon tour du siècle en solitaire Mémoires / Roger Garaudy. Paris: Laffont, 1989. 450 p.
185. Gauchet M. La religion dans la démocratie : Parcours de la laïcité. P. :Gallimard, 1998. 127 p.
186. Glock C. On the Study of Religious Commitment // Religious Education, Research Supplement. 1962. №42. P. 98-110.
187. Hamilton M. Rational choice theory: a critique / M. Hamilton // Oxford Handbook of Sociology of religion; ed. by P. Clarke. Oxford Univ. Press, 2011. P. 116-133.
188. Hamilton M. Sociology of religion: an introduction to theoretical and comparative perspective / Malcholm B. Hamilton. 1st ed. New York : Routledge, 1995. 238 p.
189. Koselleck R. Le futur passé. Contribution à la sémantique des tempes historiques. Paris: EHESS, 1991. 334 p.
190. Lind M. The American Creed: Does It Matter? Should It Change? [Электронный ресурс] URL: ) https://web.archive.org/web/20040803210716/http://www.foreignaffairs.org/19960 301 fareviewessay4193/michael-lind/the-american-creed-does-it-matter-should-it-change.html (дата обращения 30.10.2018.
191. Lofland J. Becoming a world saver : a theory of conversion to a deviant perspective / J. Lofland, R. Stark // American Sociological Review. 1965. Vol. 34. No. 3. P. 862-875.
192. Luckmann T. The invisible religion: The problem of religion in modern society. New York: Macmillan, 1967. 128 p.
193. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology, 1966. Vol. 3. №5. P. 551 - 558.
194. Merleau- Ponty M. La structure du comportement. P., PUF, 4-eed., 1960. 314 p.
195. Prizel I. National Identity and Foreign Policy. Nationalism and Leadership in Poland, Russia and Ukraine. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 460 p.
196. Rambo L. R. Conversion studies, pastoral counseling, and cultural studies: engaging and embracing a new paradigm / L. R. Rambo // Pastoral Psychology. 2010. №59. P. 433 - 445.
197. Rambo L. R. Psychology of conversion and spiritual transformation / L. R. Rambo, S. С Bauman // Pastoral Psychology. 2012. № 61. P. 879-894.
198. Ricoeur P. Hermeneutics and human sciences. Cambridge: Cambridge Academ., 1989. 324 р.
199. Stark R. A theory of religion / R. Stark, W.S. Bainbridge - New Jersey : Rutgers University Press, 1996. 386 p.
200. Stark R. Acts of faith. Explaining the human side of religion / R. Stark, R. Finke. Berkeley : University of California Press, 2000. 343 p.
201. Stark R. Networks of faith : interpersonal bonds and recruitment to sects and cults / R. Stark, W. S. Bainbridge // American journal of sociology. 1980a. № 85. P. 1376-1395.
202. Travisano R.A. Alternation and conversion as qualitatively different transformations // Social psychology through symbolic interaction / Ed. by G.P. Stone, H.A Faberman. Waltham, MA: Ginn-Blaisdell, 1970. P. 238 - 248.
203. Wohlrab-Sahr, M. Biographie und Religion. Zwischen ritual und Selbstsuche / M. Wohlrab-Sahr. Frankfurt-am-Main : Campus Verlag, 1995. 311 s.
204. Wohlrab-Sahr. M. Conversion to Islam: between syncretism and symbolic battle / M. Wohlrab-Sahr // Social Compass. 1999. Vol. 46. № 3. P. 351362
Полевые материалы автора:
1. Транскрипт беседы А., жен., 2019 Казань
2. Транскрипт беседы А., муж, 2018 Казань
3. Транскрипт беседы Г., муж., 2018 Казань
172
4. Транскрипт беседы Д., муж., 2018 Казань
5. Транскрипт беседы Д., жен., 2019 Казань
6. Транскрипт беседы И., муж., 2019 Казань
7. Транскрипт беседы К., жен., 2018 Казань
8. Транскрипт беседы Л., жен., 2018 Казань
9. Транскрипт беседы Н., жен., 2019 Казань
10. Транскрипт беседы С., муж., 2019 Казань
11. Транскрипт беседы М., муж, 2019 Казань
12. Транскрипт беседы Ю., жен. 2018 Казань
13. Транскрипт беседы С., жен. 2018 Казань
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Гид биографического интервью Семья
1. Когда и где вы родились?
2. Где и как проходило ваше детство?
3. С кем вы жили?
4. Есть ли у вас братья, сестры?
5. Чем занимались ваши родители? Где они работали?
6. Какие религиозные взгляды были у ваших родителей?
7. Какой национальности ваши родители? К какой национальности вы себя относите?
Школа
1. Где и в какой/ких школе/ах вы учились?
2. Как у вас складывались отношения с одноклассниками?
3. Как у вас складывались отношения с друзьями?
6. Вы были членом каких-нибудь молодежных или общественных организаций?
7. Какие интересы, хобби у вас были в это время?
8. Как относились к религии взрослые и друзья в вашем окружении?
9. Было ли у вас какие-либо представления о религии? Учеба, работа (служба в армии)
1. Чем вы занимались после окончания школы?
A. (образование) Где вы учились? Почему вы выбрали именно эту специальность?
Б. Куда вы пошли работать после получения образования?
B. Вы служили? Где?
2. Какие духовные стремления, интересы или поиски у вас были в это время? Ислам
1. Когда и как вы пришли к исламу?
2. Чем вас привлек ислам?
3. Почему вы выбрали ислам?
4. Что изменилось в вашей жизни, после того каквты стали мусульманином/кой?
а. Вы начали практиковать (молиться, держать пост и т.д.)?
б. Изменилось ли ваше душевное состояние? Как?
в. Изменился ли круг друзей?
г. Изменилось ли что-то в вашей личной жизни? (в отношениях с родителями/другом/подругой, мужем/женой)
д. Произошли какие-нибудь изменения, связанные с работой/учебой? Настоящее время
1. Чем вы занимаетесь сейчас? Где вы работаете/учитесь?
2. С кем вы живете?
3. У вас есть друг/подруга, муж/жена? Он/а мусульманин/ка?
4. Вы занимаетесь какой-либо общественной/религиозной деятельностью, связанной с исламом? Какой?
5. Вы практикуете (молитва, пост, праздники и т.д.)?
6. Что дает вам практика? К чему вы стремитесь?
7. Читаете ли вы литературу об исламе? Какую?
8. Как вы организуете свое пространство (домашнее, рабочее, поведение, одежда).
9. Ходите ли вы в мечеть?
10. Испытывали вы неудобства в общении с татароязычными и практикующими мусульманами?
Приложение 2
Гид экспертного интервью
1. Причины и мотивы принятия ислама неэтническими мусульманами?
2. Как обычно себя идентифицируют неэтнические мусульмане, дети из смешанных браков (где один из родителей этнический мусульманин/ка)? Придают значение своей этно-национальной идентичности?
3. Как, по вашему мнению, относятся этнические мусульмане к конвертитам?
4. Считаете ли вы, что в Татарстане дети из смешанных семей чаще принимают ислам, чем религию другого родителя в других регионах, где ислам является не традиционной религией?
5. Как вы считаете, почему ислам привлекает больше детей из смешанных браков, нежели религия другого родителя?
6. Считаете ли вы, что в смешанном браке, где мать является этнической мусульманкой, вероятность принятия ребенком ислама и ее этических, культурных традиций выше?
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.