Этническое своеобразие музыкальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Бухман, Марк Моисеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат философских наук Бухман, Марк Моисеевич
Введение.
Глава I. Этнический феномен музыкальной культуры общества.
1.1 Культурологический анализ понятия музыкальная культура.
1.2 Музыкальная культура в системе духовной культуры.
1.3 Национальные особенности музыкальной культуры.
Глава II. Ритмическая организация этнической музыкальной культуры.
2.1 Ритм как первоэлемент музыкальной культуры.
2.2 Основные концепции ритмической организации музыкальной культуры.
2.3 Этнические особенности ритмической организации музыкальной культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Функционирование мифологического сознания нивхов в ритуалах, музыкальном фольклоре и орнамент, конец XIX - начало XXI века2003 год, кандидат культурологии Рудь, Наталья Петровна
Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX - XX вв.: Этномузыкологические очерки2000 год, доктор искусствоведения Соломонова, Наталья Алексеевна
Этнокультурная идентичность народов Дагестана: единство и многообразие2013 год, доктор культурологии Абдулаева, Медина Шамильевна
Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов2005 год, кандидат культурологии Бурнакова, Лариса Юрьевна
Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности2011 год, доктор искусствоведения Шишкина, Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническое своеобразие музыкальной культуры»
Актуальность темы исследования. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Это объясняет появление обостренного интереса гуманитарных наук к культуре как фактору социального развития. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально-историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбы мира с постижением всей современной культуры, культуры каждой страны, каждого конкретного этноса.
В эпоху быстрого распространения более или менее единообразной общемировой культуры этническое своеобразие народов все более стирается. Происходит все большая унификация. С усилением процесса глобализации тенденция к универсализации культуры, исчезновению традиционных культур и выработке этнически нейтральных форм будет нарастать.
Исследования последних полутора-двух десятилетий, проводящихся в сфере культуры, показали возрастающую необходимость сближения практического прикладного изучения ее явлений с общетеоретическими разработками.
Одним из неотъемлемых феноменов общей культуры является музыкальная культура. Она, как часть мировой культуры, обладает всеми ее свойствами и функциями. Это с особенной очевидностью проявляется в таких важных ее областях как музыка, театр, танец и т.д. В каждом из этих искусств, являющихся достаточно самостоятельными областями человеческой деятельности, наряду с развитой практической сферой сложилась и научная сфера, что и составило содержание специальности
24.00.01 - теория и история культуры. Таким образом, сегодня мы можем говорить о теории и истории театра, живописи, танца и, конечно же, -музыки, как разнообразных видов культуры вообще, художественной культуры, в частности. При огромных практических достижениях названных культур их научный аппарат до сих пор оказался недостаточно разработанным. Это обнаруживается особенно там, где перед исследователем встает теоретическая задача анализа места и роли этнической культуры в мировой системе художественного творчества или в анализе взаимовлияния различных видов духовной культуры друг на друга. В равной степени это касается и музыкальной культуры. Это объясняется тем, что представители той или иной науки рассматривают интересующую их проблему без учета социокультурных факторов, накладывающих отпечаток на любое явление в жизни конкретного этноса. Исследователи-музыковеды, рассматривая тот или иной образец музыкальной культуры, зачастую фиксируют свое внимание на конкретных национальных особенностях жанров, форм, гармоний и т.п., не учитывая особенностей отдельного этноса, его образа жизни, образа мысли, безусловно, влияющих на культуру общества, в целом, и музыкальную культуру, в частности.
Музыкальная культура любой социальной общности - явление довольно сложное. Оно представляет собой многоуровневую систему, отличающуюся разветвленной структурой, разнообразием механизмов функционирования и целым комплексом его составляющих, что актуализирует изучение этнической специфики музыкальной культуры.
Проблема, рассмотренная в данной диссертации - лишь небольшая часть огромной исследовательской работы по изучению музыкальной культуры вообще и особенностей ее ритмической организации, в частности, для выявления ее значимости в жизни разных народов.
Избранная тема находится на стыке нескольких наук: культурологии, этнографии, музыкознания. Ее актуальность обусловлена:
1. Неизученностью проблемы этнической музыкальной культуры с позиций культурологии.
2. Усиливающимся процессом глобализации и унификации культур различных народов, приводящим к их повсеместному исчезновению.
3. Практическими потребностями развивающихся связей отечественной музыкальной культуры с музыкальными культурами различных народов.
4. Отсутствием обобщающих работ по ритмической организации музыкальной культуры различных регионов.
5. Необходимостью разработок методологии идентификации этносов на основе изучения образцов музыкальной культуры, их ритмической организации.
6. Необходимостью интегрального анализа последствий взаимодействия музыкальных культур различных этносов. Степень научной разработанности проблемы. Проблема этнического своеобразия музыкальной культуры в рамках отечественной науки не исследовалась.
При изложении культурологических проблем мы опираемся на творческое наследие таких известных всему миру исследователей, какими были религиозные философы «серебряного века» - Вл. Соловьев1 и его последователи, особенно Н.А. Бердяев . Это тем более оправдано, что именно они, как никто другой в этом столетии, воплотили в своем творчестве неразрывную связь русской и западной культуры. Весьма уместным мы посчитали и использование взглядов на культуру великого о представителя русской литературной классики JI.H. Толстого . В последние годы эта область научных исследований обогатилась рядом интересных отечественных исследований. Это, прежде всего, работы Э.С.
1Соловьев Вл. Философия искусства и литературная критика. - М.: Наука, 1991.
2 Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Наука, 1990.
3 Толстой JL Н. Литература, искусство. - М.: Искусство, 1978.
Маркаряна, Б.С. Ерасова, JI.A. Зеленова, Э.В. Ильенкова, Ю.В. Ананьева, М.С. Кагана, JI.H. Когана, Э.Г. Юдина, В.П. Кожевникова4. Что касается европейских мыслителей и ученых, занимавшихся теорией и историей культуры, то здесь мы тоже опираемся на уже проверенную временем научную классику - труды А. Тойнби, О. Шпенглера, 3. Фрейда, К. Юнга, М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета5.
Одним из первых, кто развил, конкретизировал и активно реализовал идеи этнографического исследования русского народа, был Н.И. Надеждин6. Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая7, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли
4 Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983; Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969; Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Наука, 1996; Зеленов Л. А. Система философии: монография. - Н.Новгород, 1991; Зеленое Л. А. Владимиров А. А. Региональные элективы. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2002; Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума: монография. - Н.Новгород, 1996; Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996; Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. - М.: Знание, 1981; Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М.: Знание, 1979; Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997; Кожевников В. П. Методологические основы культурологии. - М., 1999.
5 Тойнби А. Постижение истории. - М., 2002; Шпенглер О. Закат Европы. - М., 2000; Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992; Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науки. - М., 1992; Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Наука, 1991.
6 Надеждин Н. Н. Сочинения в двух томах. Т.2. - СПб., 2000.
7 Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.З. - М., 1951. труды известного философа Г.Г. Шпета8 по этнической психологии.
Развитие отечественной этнологии в советский период было связано с научной деятельностью П.Ф. Преображенского, С.П. Толстова, Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова9 (информативная концепция этноса), Ю.В. Бромлея10 (дуалистическая теория этноса), Л.Н. Гумилева11 (теория этногенеза), Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробижевой, А.А. Сусоколова12 (этносоциологические исследования) и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, были проведены разносторонние исследования в области региональной этнологии. Среди зарубежных исследователей выделяется Д. Фрезер13, являющийся основоположником социальной антропологии, и Э. Тайлор14 -основоположник эволюционной школы в этнологии.
Проблема, поставленная в нашем исследовании, частично освещена в трудах по музыковедению. Цельную интонационную концепцию музыки разработал Б.В. Асафьев15, благодаря которому «интонация» стала каждодневным словом в практике отечественных музыкантов. Она распространилась в этом значении и за рубежом. По исследованию музыкальной культуры можно выделить научные работы М.С. Кагана, В.В.
8 Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - М., 1998.
9 Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов. - М.: Наука, 1965; Толстов С. П. Очерки общей этнографии. - М.: Наука, 1968; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. - М.: Наука, 1985; Арутюнов С. А. Народы и культуры. -М.: Наука, 1989.
10 Бромлей Ю. В. Очерки и теории этноса. - М.: Наука, 1983; Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987.
11 Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Наука, 1992.
12 Арутюнян И. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. - М., 1998.
13 Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1983.
14Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политическая литература, 1989.
15 Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - JI., 1971.
Медушевского, О.В. Соколова, В.Н. Холоповой16. Авторы, работающие в данной области, рассматривают особенности музыкальной культуры, но их исследования ограничиваются рамками музыковедения.
М.С. Каган сформулировал в книге «Морфология искусства» свои методологические принципы при разработке концепции жанра в музыке. Она вполне согласуется с первичными и вторичными жанрами, показанными другими исследователями. В целом она уточняет сущность жанра в музыке и качественное различие его эстетических связей.
Значительный вклад в разработку теоретических основ музыкознания внес О.В. Соколов. В своей работе «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры» он выдвигает оригинальную морфологическую систему музыки, где каждый музыкальный жанр занимает определенное место, а его основные свойства рассматриваются в связи с местоположением в системе. В теоретическом подходе к музыке
17 большую роль сыграла книга А. Сохора «Музыка как вид искусства». Но с тех пор возникла необходимость рассмотреть музыкальную культуру в зеркале новых областей знаний и вывести общую теорию музыкальной культуры на новый, современный уровень научного исследования.
Возникла проблема изучения национальной специфики музыки с точки зрения ее ритмической организации. Ритм как средство выразительности особенно характеристичен, «физиономичен», ритмоинтонация «портретна», и ни в каком другом элементе национальный «акцент» музыкальной речи не выявляется так отчетливо, как в ритмическом. Для нас особенно важно было то, что работ русских
16 Каган М. С. Искусство в системе культуры. - JL: Наука, 1987; Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972; Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976; Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: монография. -Н.Новгород, 1994; Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань, 2000.
17 Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: Искусство, 1981. авторов по ритму до настоящего времени все еще довольно мало. Первый же специальный трактат, возникший в XIX веке - «О свободном или несимметричном ритме» А. Львова18, - поставил именно проблему национальных ритмических особенностей русской музыки. Контраст в подходе к ладу и ритму раскрывается в книге Ф. Рубцова19 «Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов». Пока автор доказывает общность интонационных попевок песен разных славянских народов, он опирается исключительно на ладовую интонацию. Но когда ему требуется по ходу изложения показать национальное различие, он демонстрирует это только на ритме, взятом в виде схем длительностей. Наиболее подробно разработанной, проблема ритма в музыке предстала в работах В.Н. Холоповой20. Фундаментальную основу 1 изучения музыкальной ритмики заложили работы X. Римана .
На сегодняшний день все еще недостаточно разработана проблема о связях музыкального и внемузыкального ритма. Специальное исследование о роли ритма в трудовых процессах и о связанной с ним концепции происхождения музыки, провел немецкий историк К. Бюхер22.
Все эти работы дают представление о ритме, основываясь на конкретных образцах музыкальной культуры, но практически нет авторов, которые бы возвели ритм в разряд элемента музыкальной культуры, выражающего своеобразие не только музыки того или иного этноса, а рассмотрели бы влияние жизни народа и особенности его музыкальной культуры с позиций ритмического своеобразия организации музыкальной
18 Львов А. О свободном или несимметричном ритме. - СПб., 1858.
19 Рубцов Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. - Л., 1962.
20 Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. - М.: Советский композитор, 1983; Холопова В. Н. Музыкальный ритм. - М.: Музыка, 1980.
21 Riemann Н. System der musikalischen Rhythmik und Metrik. - P., 1979.
22 Бюхер К. Работа и ритм. - М., 1923. культуры этноса.
Традиции европейских культур достаточно изучены и известны нам, а музыкальные традиции неевропейских культур, особенно музыкальной культуры Африки, не только малопонятны европейскому исследователю, но и недостаточно изучены в отечественной научной литературе. В нашем исследовании этническое своеобразие музыкальной культуры прослежено на примере африканских этносов. Основа африканского ритма служила и продолжает служить предметом многих острых дискуссий. Существуют различные концепции: в одних началом африканского ритма является принцип счетности, а в других - характерные особенности физиомоторики африканца. Ни одна из них не исчерпывает проблемы полностью, и лишь их сумма определяет все значение того типа выражения, которое исследователи африканской музыки назвали «ударным», подчеркивающим постоянную ритмическую пульсацию музыкальной ткани. Анализу роли традиционной культуры и культурного наследия этих этносов посвящена коллективная монография: «Африка: Культурное наследие и современность» . Другая коллективная монография «Африка: Взаимодействие культур»24 является первой попыткой на основе исторического, регионального и проблемного подходов рассмотреть межкультурное взаимодействие в Африке между обществами, находящимися на различных уровнях социально-экономического и культурного развития.
Среди авторов, занимающихся исследованиями африканской музыки можно выделить А. Юба, Д. Амес, Б. Асоян, П. Кавью, Дж. Кьягамбиддва, Дж. Лоуренс, В. Мириманов, А. Мэрриэм, К. Нкетия, JI. Сенгор, X. Трейси25.
Африка: культурное наследие и современность. - М.: Мысль, 1985.
24 Африка: взаимодействие культур. - М.: Наука, 1989.
25 Юба А. Нигерийская музыка // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 62-69; Амес Д. У. Барабаны народа хауса // Очерки
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является культурологический анализ понятия музыкальной культуры и ее этнического своеобразия, показ этнических особенностей музыкальной культуры на примере африканского континента. Реализация этой цели потребовала трехаспектного рассмотрения проблемы: во-первых, анализ структуры культуры и обоснование принципа понимания музыкальной культуры в целом как методологии дальнейшего исследования; во-вторых, выявление положения музыкальной культуры общества в структуре этнографической системы культуры; в-третьих, анализ этнической специфики музыкальной культуры. Конкретные исследовательские задачи были развернуты в серии основных положений:
• Одним из феноменов культуры является музыкальная культура. Она, как часть мировой культуры, обладает всеми ее свойствами и функциями.
• Музыкальная культура является элементом духовной культуры и как все ее проявления имеет материальные и духовные музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 70-83; Асоян Б. Р. Все еще удивительная Африка. - М.: Мысль, 1987; Кавью П. Н. Традиционные музыкальные инструменты Кении. - М.: Музыка, 1984; Кьягамбиддва Дж. Музыка народов баганда // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 97-110; Лоуренс Дж. Музыкальные инструменты тесо // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 111-117; Merriam А. P. African Music. In William R. Bascom and Melville. Herscovits (Eds) Continuity and Change in African Cultures. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1959. - P. 49-86; Мэрриэм А. Африканская музыка // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 42-51; Мириманов В. Б. Искусство Тропической Африки: Типология, систематика, эволюция. - М.: Искусство, 1986; Нкетия К. Единство и многообразие африканской музыки // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 30-41; Сенгор Л. Негритюд: психология африканского негра // Ступени. 1992. № 3. - С. 10-18; Трейси X. Социальная роль африканской музыки // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. - М.: Музыка, 1973. - С. 52-61. составляющие.
Музыкальная культура состоит из собственно музыки и взаимодействующих с ней сфер жизни общества. Она выделяется наибольшей способностью объединять людей вокруг себя, сплачивать их и несет огромный объем информации об этносе. Проявлению музыкальной культурой ее объединяющих возможностей способствует ее доступность широким массам, способность ритмизации действий человека и универсальность языка.
Музыкальная культура неотъемлемая часть национальной культуры любого этноса. Она несет в себе этнические особенности наряду с другими видами культуры. Музыкальная культура является одним из главных составляющих процесса инкультурации личности. Музыкальная культура может служить одним из средств, с помощью которых можно выявить национальные черты того или иного народа и даже идентифицировать этническую общность, которой принадлежит тот или иной образец музыкальной культуры. Также музыка служит для самоидентификации индивидуума как по отношению к своему этносу, так и к другим этническим общностям. Ритм является основой музыкальной культуры. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Эта краткая формулировка по существу дает материалистическое объяснение воздействия музыки на слушателя. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Именно в ритмической организации музыки проявляется этническое своеобразие музыкальной культуры.
Особенности ритмической организации музыкальной культуры отдельного этноса являются тем элементом этнической культуры, на основе которого производится его идентификация. Музыкальная культура и ее ритмическая организация играет определяющую роль в мировоззрении и поведении индивидуума, и несет в себе ценностные критерии, позволяющие безошибочно социализироваться в данном обществе.
Объект исследования - феномен музыкальной культуры общества. Предмет исследования - этническое своеобразие музыкальной культуры.
Теоретико-методологическая база исследования.
Методологической основой исследования стал трехаспектный анализ феномена музыкальной культуры: культура - музыкальная культура, музыкальная культура - этнос, музыкальная культура - этническое своеобразие, что в наибольшей степени соответствует теме нашего исследования. Специфика подхода к пониманию музыкальной культуры и ее этнического своеобразия потребовала использования метода синтеза таких наук как культурология, музыковедение, этнография. Для рассмотрения структуры и функций музыкальной культуры и определения ее места в системе духовной культуры, выявления особенностей строения этнической музыкальной культуры, а также анализа роли ритма и ритмической организации музыки конкретного народа использовался метод структурного анализа. Это обусловило использование в работе дедуктивного метода исследования «от общего к частному». Теоретической базой исследования с позиций теории и истории культуры явились работы Э.С. Маркаряна, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, JT.A. Зеленова, Ю.В. Ананьева, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова, Н.Н. Чебоксарова и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной литературе проведен анализ этнического своеобразия музыкальной культуры, этнического своеобразия ее ритмической организации, которое позволит проводить ее дальнейшее исследование. Музыкальная культура показана не только как область искусствоведения, но и как неотъемлемая часть общемировой культуры. Этническая культура представлена с позиций особенностей музыкальной культуры различных народов. Музыкальная культура рассмотрена в непривычном ракурсе. Принципиальные новации здесь в том, что музыкальная культура анализируется в системе этнических особенностей и своеобразия ритмической организации музыкальной культуры. Этническое своеобразие ритмической организации музыкальной культуры определено как главенствующее в проблеме ее национальной специфики. Выделены две глобальные концепции ритмической организации музыкальной культуры. Своеобразие африканской музыкальной культуры раскрывается не с точки зрения специфики стилей и жанров, присущих только музыкальной культуре Африки, что было неоднократно исследовано многими музыковедами, а путем изучения ритмической организации музыкальной культуры африканских народов. Изучение ритмической организации музыкальной культуры позволит разработать методологию идентификации конкретного этноса.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения социокультурной проблематики различных музыкальных культур, выявления их природы, специфики и способов функционирования. Результаты исследования могут быть использованы для этнографического, культурологического, философского и музыковедческого анализа разных явлений культуры. Выводы диссертации могут быть применены в качестве теоретического материала, как в дисциплинах культурологического характера, так и в специальных дисциплинах, изучающих теорию и историю музыки, а также генезис музыкальных инструментов и их исполнительский характер.
Апробация диссертационной тематики получила реализацию в докладах на межвузовских, региональных и международных конференциях и симпозиумах:
• Четвертая нижегородская сессия молодых ученых. Н.Новгород, 1999 год;
• Третья Международная ярмарка идей, XXVIII академического симпозиума. Н.Новгород, 2000 год;
• Седьмая межвузовская конференция по культурологии. Н.Новгород, 2001 год;
• Научно-методическая конференция и конкурс научно-методических работ преподавателей ударных инструментов. Н.Новгород, 2001 год;
• Научно-практическая конференция исполнителей на ударных инструментах. Москва, 2002 год.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования поставленной проблемы, определена характером цели и задач работы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 155 страниц машинописного текста, список литературы включает 264 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Теоретические основы становления ритмической культуры музыканта: Начальный этап профессиональной подготовки2002 год, кандидат искусствоведения Ефремова, Нина Ивановна
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование2006 год, доктор искусствоведения Рахимов, Равиль Галимович
Музыкальные инструменты арабов Палестины2010 год, кандидат искусствоведения Ришмави, Одех Халиль
Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья2010 год, доктор искусствоведения Смирнова, Елена Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бухман, Марк Моисеевич
• В работе определены принципы структуризации музыкальной культуры в системе культуры этносов и существования этнического своеобразия музыкальной культуры. Этническое своеобразие музыкальной культуры, обусловленное социальной историей того или иного этноса, имеет большую устойчивость - веками в той или иной культуре удерживаются одни и те же концептуальные представления о существе музыки, ее значении, назначении, соотношении с другими ветвями искусства. В XX веке вместе с возникновением феномена мировой культуры впервые появилась возможность сравнивать самые разнообразные культурные традиции и обычаи.• Современную культурологию музыка интересует меньше, чем другие виды культуры, человек, религия, техника, наука и многое другое. В то же время музыкальная культура играет в жизни современного человека без преувеличения колоссальную роль.Главное назначение музыкальной культуры - в человеческом общении. Особенность музыкального общения состоит в единении людей соль угодно великой численности.• Проблема национальной специфики именно в ритме поставленная нами закономерна по той причине, что ритм как средство выразительности особенно характеристичен, «физиономичен», ритмоинтонация «портретна», и ни в каком другом элементе национальный «акцент» музыкальной речи не выявляется так отчетливо, как в ритмическом.• Ритм играет одну из главнейших ролей в жизни всего человечества.Недаром многие деятели науки и искусств высказываются о ритме Ф как о главнейшем элементе в жизни индивидуума. Изучение этнического своеобразия ритмической организации различных культур необходимо потому, что в связи с усилением процесса глобализации захватившего человечество, такое понятие как национальная культура, включающее в себя литературу, музыку и другие составляющие этнической культуры постепенно исчезают, «вымирают», вытесняются псевдокультурой, не имеющей зачастую никакой ценности, • Этническое своеобразие музыкальной культуры Африки состоит в ,^ том, что концепция искусства в этом регионе в общем плане отвечает пониманию сущности музыки как счастья. В этой особенности проявляется гедонистическая функция музыки.Этническая специфика музыкальной культуры «Черного континента» еще в том, что музыка здесь и по сей день имеет в первую очередь не эстетической, а жизненно практическое, то есть прагматическое значение. Музыкальная культура рассматривается в Африке как способ выражения общественного мнения, как социальный институт первостепенной важности.В диссертации мы не ставили цели показать особенности музыкальной культуры всех этносов мира. Мы рассмотрели музыкальную культуру Африки только в качестве примера, иллюстрирующего этническую специфику ритмической организации музыкальной культуры конкретного региона.Дальнейшее изучение этнического своеобразия музыкальной культуры может проводиться в теоретическом и практическом аспектах.Первый связан с дальнейшим исследованием рассмотренной нами проблемы как в рамках культурологии, этнографии, философии, так и с позиций искусствоведения и музыкознания. Практический аспект представляет собой исследовательскую работу. Значительной ее частью может стать изучение музыки разных этнических общностей совместно с ф музыкантами-практиками, использующими большое разнообразие музыкальных инструментов народов мира.Изучение этнического своеобразия этого феномена культуры может продолжаться в направлении исследования специфики жанров, интонационных, гармонических, ритмических особенностей, музыкального инструментария как неотъемлемой части этнической музыкальной культуры и его роли в формировании музыки определенного этноса. Также особенности ритмической организации музыкальной культуры отдельного этноса могут стать элементом этнической культуры, ,^ на основе которого производится его идентификация.Данный метод исследования может быть использован при изучении этнического своеобразия самых разных видов искусств (живопись, скульптура, архитектура и т.д.).Область применения полученных результатов исследования может быть чрезвычайно широка. Они могут быть использованы в качестве теоретической основы при изучении культуры этносов с точки зрения философских, культурологических, этнографических и искусствоведческих наук.Материалы данного исследования могут стать частью теоретических и практических разработок по изучению специфики этнической культуры.Основой курсов по изучению теории и истории культуры, истории и теории музыки, истории исполнительского искусства и других специальных курсов учебных заведений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бухман, Марк Моисеевич, 2005 год
1. Лосев, А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. - С. 48.95 Там же. С. 57.96 Там же.-С. 67.
2. Коллиер Д.Л. Становление джаза. М., 1984. - С. 17.
3. Карпентьер А. Музыка Кубы // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки.-М., 1962.-С. 17.
4. Мэрриэм А. Африканская музыка // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.: Музыка, 1973. - С. 50.103 Там же.-С. 51.104 Там же.-С. 9.
5. Эчезона У. Музыка народа ибо // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.: Музыка, 1973. - С. 94.
6. Пичугин П. Народная музыка Аргентины. М., 1971. - С. 133.
7. Эчезона У. Музыка народа ибо // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.: Музыка, 1973. - С. 91.110 Там же.-С. 92.
8. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. - С. 116.
9. Панасье Ю. История подлинного джаза. Л., 1978. - С. 27.
10. Файер Ю. О себе. О музыке. О балете. М., 1974. - С. 168.
11. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973. - С. 29
12. Ерасов Б. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. М.: Наука, 1970. -С. 59.
13. Сенгор JI. Негритюд: психология африканского негра // Ступени. 1992, № 3. - С. 10-18.
14. Kavyu P.N. An introduction to Kamba music. Kampala: East. Afr. Lit. bureau, 1977. -P. 124.
15. Аверкиева, Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии Текст. / Ю. П. Аверкиева. М.: Наука, 1979. - 288 с.
16. Алексеев, В. П. Историческая антропология и этногенез Текст. / В. П. Алексеев. М.: Наука, 1989. - 444 с.
17. Амес, Д. У. Барабаны народа хауса Текст. / Д. У. Амес // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. М.: Музыка, 1973.-С. 70-83.
18. Ананьев, Ю. В. Культура как интегратор социума Текст. : монография / Ю. В. Ананьев. Н.Новгород, 1996. - 174 с.
19. Андреева, Е. Две недели близ экватора Текст. / Е. Андреева // Советская музыка. 1967. № 9. С. 120-123.
20. Анненков, Ю. П. Дневник моих встреч Текст. / Ю. П. Анненков. Т. 1. - JL: Искусство, 1991.-341 с.
21. Арутюнов, С. А. Народы и культуры Текст. / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.
22. Арутюнян, И. В., Дробижева, JI. М., Сусоколов, А. А. Этносоциология Текст. / И. В. Арутюнян, JI. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М., 1998.-258 с.
23. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л., 1971.-465 с.Ю.Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984. - 104 с.
24. Асоян, Б. Р. Все еще удивительная Африка Текст. / Б. Р. Асоян. М.: Мысль, 1987.- 174 с.
25. Астахов, И. Искусство и проблема прекрасного Текст. / И. Астахов. -М.: Искусство, 1963. 235 с.
26. З.Африка: взаимодействие культур Текст. М.: Наука, 1989. - 366 с.Н.Африка: культурное наследие и современность Текст. М.: Мысль,1985.- 186 с.
27. Ашрафи, М. Сорок пять дней в древней стране Текст. / М. Ашрафи // Советская музыка. 1971. № 11. С. 121-125.
28. Бабаков, В. Г. Национальное сознание и национальная культура Текст. / В. Г. Бабаков. М.: ИФРАН, 1996. - 70 с.
29. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре Текст. / А. К. Байбурин. СПб., 1991. - 260 с.
30. Балогун, О. Традиционное искусство и культурное развитие Африки Текст. / О. Балогун // Культуры. Париж, 1984, № 1. - С. 103-118.
31. Бандзеладзе, Г. Этика Текст. / Г. Бандзеладзе. Тбилиси, 1979. - 156 с.
32. Барт, Ф. Модели социальной организации Текст. / Ф. Барт. М., 1966. -164 с.
33. Барт, Ф. Этнические группы и границы Текст. / Ф. Барт. М., 1969. -201 с.
34. Беляев, В. Турецкая музыка Текст. / В. Беляев // Советская музыка. 1934, №5. С.54-62.
35. Бердяев, Н. А. Новое средневековье Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1993. - 81 с.
36. Бердяев, Н. А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990.-211 с.
37. Бердяев, Н. А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1989.-234 с.
38. Богданов-Березовский, В. М. Статьи о музыке Текст. / В. М. Богданов-Березовский. Д.: Советский композитор, 1960. - 239 с.
39. Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове) Текст. / Э. Борохов. М., 2000. - 672 с.
40. Бромлей, Ю. В. Очерки и теории этноса Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
41. Бромлей, Ю. В. Страны и народы Текст. / Ю. В. Бромлей. М.:Мысль, 1979.-301 с.
42. Бромлей, Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. - 333 с.
43. Бромлей, Ю. В., Подольный, Р. Г. Человечество это народы Текст. / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. - М.: Мысль, 1990. - 391 с.
44. Бронский, М. В. Философский анализ научного статуса аксиологии Текст.: монография / М. В. Бронский. Н.Новгород, 2001. - 140 с.
45. Бузоглы, Г. Две недели в черной Африке Текст. / Г. Бузоглы // Советская музыка. 1984. №3. С. 96-98.
46. Бухман, М. М. Два мира, две музыки Текст. / М. М. Бухман // Проблемы взаимодействия этнических культур : история и современность. М., 2002. - С. 51-53.
47. Бухман, М. М. Колокольный звон как элемент православной культуры Текст. / М. М. Бухман // Христианство в истории человечества : тез. докл. III междунар. ярмарки идей, XXVIII акад. симп. Н.Новгород, 2000.-С. 128-129.
48. Бухман, М. М. Ритмика африканской музыки Текст. / М. М. Бухман // Этническая культура : образ жизни и образ мысли : материалы докладов VII межвуз. конф. по культурологии. Н.Новгород, 2001. -С. 84-85.
49. Бухман, М. М. Этническое своеобразие музыкальной культуры Текст. : монография / М. М. Бухман. Н. Новгород : Парсек, 2004. - 96 с.
50. Бюхер, К. Работа и ритм Текст. / К.Бюхер. М., 1923. - 358 с.
51. Вакенродер, В. Г. Краски: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Текст. / В. Г. Вакенродер. М., 1980. - 254 с.
52. Василенко, С. Н. Воспоминания Текст. / С. Н. Василенко. М., 1979.148 с.
53. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М.Вебер. М., 1990. - 804 с.
54. Верди, Дж. Избранные письма Текст. / Дж. Верди. Д., 1973. - 423 с.
55. Веймарн, Б., Каптерева, Т. Искусство Туниса, Алжира, Марокко и Мавританской Испании Текст. / Б. Веймарн, Т. Каптерева. М.: Искусство, 1975. - 104 с.
56. Веймарн, Б., Подольский, А. Искусство Египта Текст. / Б. Веймарн, А. Подольский. Т. 2, кн. 2. М.: Искусство, 1961. - 203 с.
57. Виноградов, В. На гвинейской земле Текст. / В. Виноградов // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1969. -С. 31-46.
58. Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
59. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Текст. / Г. Гегель М.: Искусство, - Т.1, 1968.-312 с.
60. Гегель, Г. Энциклопедия наук. Философия духа Текст. / Г. Гегель. -М.: Политиздат, 1956. 541 с.
61. Гилберт, К., Кун, Г. История эстетики Текст. / К. Гилберт, Г. Кун. -М.: Политиздат, 1960. 450 с.
62. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Текст. М.: Прогресс, 1990.-495 с.
63. Голден, JI. «Говорящие» барабаны Текст. / JI. Голден // Советская музыка. 1964. №4.-С. 131-133.
64. Горбачев, В. Г. Основы философии Текст. / В. Г. Горбачев. М.: ВЛАДОС. 1998.-351 с.
65. Гретри. Мемуары или очерки по музыке Текст. / Гретри. Т.1. М.; Л., 1939.-356 с.
66. Григорович, Н. Е. Современное искусство Тропической Африки Текст. / Н. Е. Григорович. М.: Наука, 1988. - 317 с.
67. Григорович, Н. Е., Стерлигов, А. Б. Искусство Африки Текст. / Н. Е. Григорович, А. Б. Стерлигов. М.: Знание, 1962. - 48 с.
68. Громыко, А. А. Африка. Энциклопедический справочник в 2т Текст. / А. А.Громыко. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 671 с.
69. Грубер, Р. И. История музыкальной культуры Текст. / Р. И. Грубер. Т. 1.ч. 1. М.: Искусство, 1941. - 492 с.
70. Гумилев, JI. Н. Конец и вновь начало Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Наука, 1994. - 324 с.
71. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л. Н. Гумилев. -М.: Наука, 1992. 340 с.
72. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Наука, 1993. - 295 с.
73. Гуревич, П. С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич. М.: Мысль, 1995. - 275 с.
74. Дмитриева, Н. К., Моисеев, А. П. Николай Бердяев. Жизнь и творчество Текст. / Н. К. Дмитриева, А. П. Моисеев. М.: Наука, 1993. - 312 с.
75. Евразия Текст. М.: Наука, 1992. - 412 с.
76. Ерасов, Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и Африки Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1982.-280 с.
77. Ерасов, Б. С. Тропическая Африка : идеология и проблемы культуры Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1972. - 270 с.
78. Ерасов, Б. С. Социальная культурология Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1996.-321 с.
79. Жак-Далькроз, Э. Ритм Текст. / Э. Жак-Далькроз. М.: Классика-ХХ1, - 248 с.
80. Жемчужины мысли Текст. Минск : Беларусь, 1991. - 476 с.
81. Зеленов, Л. А. Владимиров, А.- А. Региональные элективы Текст. / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров. Н.Новгород : ВГАВТ, 2002. - 122 с.
82. Зеленов, Л., Кеда, Е. Все знать, все уметь. О всестороннем развитиичеловека Текст. / JI. Зеленое, Е. Кеда. Горький: ВВКИ, 1966. - 123 с.
83. Зеленов, JI. А. Становление личности Текст. / Л. А. Зеленов. -Горький: ВВКИ, 1989. 146 с.
84. Зеленов, Л. А. Система философии : монография Текст. / Л. А. Зеленов. Н.Новгород, 1991. - 128 с.
85. Зеленов, Л. А. Социология города Текст. / Л. А. Зеленов. М.: Владос, 2000. - 143 с.
86. Зеленов Л.А. Этническая культура : образ жизни и образ мысли Текст. / Л. А. Зеленов // Материалы докл. VII межвуз. конф. по культурологии. Н.Новгород, 2001. - С. 14-16.
87. Иванов, В. По звездами Текст. / В. Иванов. СПб., 1909. - 417 с.
88. Ильенков, Э. В. Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - 262 с.
89. Ильенков, Э. В. Личность и творчество Текст. / Э. В. Ильенков. М., 1999.-261 с.
90. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1964. - 134 с.
91. Ионин, Л. Г. Социология культуры Текст. / Л. Г. Ионин. М., 1996. -259 с.
92. Ипполитов-Иванов, М. М. Пять лет русской музыки в моих воспоминаниях Текст. / М. М. Ипполитов-Иванов. М., 1934. - 148 с.
93. Исакова, Н. В. Культура и человек в этническом пространстве Текст. / Н. В. Исакова. Новосибирск, 2001. - 344 с.
94. История искусства древнего Востока Текст. Л.: Искусство, 1941. -397 с.
95. Каверин, Б. И. Культурология Текст. / Б. И. Каверин. М.: Юриспруденция. 2001. - 273 с.
96. Кавью, П. Н. Традиционные музыкальные инструменты Кении Текст. / П. Н. Кавью. М.: Музыка, 1984. - 61 с.
97. Каган, М. С. Искусство в системе культуры Текст. / М. С. Каган. Л.:Наука, 1987. 272 с.
98. Каган, М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. JL: Искусство, 1972. - 440 с.
99. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
100. Каган, М. С. Философская теория ценностей Текст. / М. С. Каган. -СПб.: Петрополис, 1997. 465 с.
101. Каптерева, Т. П. Искусство стран Магриба : Древний мир Текст. / Т. П. Каптерева. М.: Искусство, 1980. - 395 с.
102. Кармин, А. С. Основы культурологии: Морфология культуры Текст. /A. С. Кармин. СПб.: Лань, 1997. - 509 с.
103. Коган, Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура Текст. / Л. Н. Коган. М.: Знание, 1981. - 63 с.
104. Коган, Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание Текст. / Л. Н. Коган. М.: Знание, 1979. - 63 с.
105. Кожевников, В. П. Методологические основы культурологии Текст. /B. П.Кожевников. М., 1999. - 288 с.
106. Кожевников, В. П. Этногенез Великороссов Текст. / В. П.Кожевников. -М., 1997.- 176 с.
107. Коковцев, М. Г. Достоверные известия об Алжире. О нравах и обычаях тамошнего народа; о состоянии правительства и областных доходах, о положении Варварийских берегов, о произрастаниях и о прочем Текст. / М. Г. Коковцев. СПб., 1787. - 143 с.
108. Коллиер, Д. Л. Становление джаза Текст. / Д. Л. Коллиер. М., 1984. -150 с.
109. Конен, В. Рождение джаза Текст. / В. Конен. М.: Советский композитор, 1984. - 311 с.
110. Корб, И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.) Текст. / И. Г. Корб. СПб., 1906. - 356 с.
111. Корочанцев, В. Музыка начиналась с войны Текст. / В. Корочанцев // Азия и Африка сегодня. 1971. №10. С. 48-49.
112. Коул, М., Скрибнер, С. Мышление и культура Текст. / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Наука, 1994. - 125 с.
113. Кочетков, В. В. Психология межкультурных различий Текст. / В. В. Кочетков. Саратов, 1998. - 157 с.
114. Кулик, С. Черный феникс. Африканские сафари Текст. / С. Кулик. -М.: Мысль, 1988.-512 с.
115. Культурология. XX век. Словарь Текст. СПб.: Искусство, 1997. -578 с.
116. Культура в странах Азии и Африки Текст. М.: Наука, 1989. - 229 с.
117. Культура и языки народов Африки Текст. М.: Наука, 1966. - 286 с.
118. Культура, человек и картина мира Текст. М.: Наука, 1987. - 135 с.
119. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе Текст. -М., 1996.-335 с.
120. Культурология XX век. Энциклопедия в 2 т. Текст. Т.2. СПб., 1998.-447 с.
121. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине Текст. / Ф. Куперен. М., 1973.- 149 с.
122. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг Текст. / С. Кьеркегор. СПб., 1894.-134 с.
123. Кьягамбиддва, Дж. Музыка народов баганда Текст. / Дж. Кьягамбиддва // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. М.: Музыка, 1973. - С. 97-110.
124. Леви, В. Вопросы психобиологии музыки Текст. / В. Леви // Советская музыка, 1966, №8. С. 31-40.
125. Левин, М. Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов дальнего востока Текст. / М. Г. Левин. М., 1958, - 359 с.
126. Левит, С. Я. Культурология XX век. Энциклопедия Текст. / С. Я. Левит. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.
127. Ли. Какой танец сейчас нужен Текст. / Ли // Зрелища. М., 1924. №80. - С. 2-8.
128. Лист, Ф. Ф.Шопен Текст. / Ф. Лист. М., 1968. - 416 с.
129. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст. / А.Ф. Лосев. М., 1982. -458 с.
130. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистического искусства Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с.
131. Лосев, А. Ф. Античная музыкальная эстетика Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Музгиз, 1960. 304 с.
132. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Наука, 1991.-342 с.
133. Лоуренс, Дж. Музыкальные инструменты тесо Текст. / Дж. Лоуренс // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. М.: Музыка, 1973.-С. 111-117.
134. Львов, А. О свободном или несимметричном ритме Текст. / А. Львов. СПб., 1858. - 169 с.
135. Мазель, Л. О типах творческого замысла Текст. / Л. Мазель // Советская музыка. 1976, № 5. С. 10-19.
136. Макгован, Дж. Китайцы у себя дома Текст. / Дж. Макгован. СПб., 1910.-51 с.
137. Малиновский, Б. Научная теория культуры Текст. / Б. Малиновский. -М., 1999.-205 с.
138. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.
139. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры Текст. / Э. С. Маркарян. -Ереван, 1969. 228 с.
140. Маркс, К., Энгельс, Ф. Об искусстве. Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т.2 М.: Искусство, 1983. -605с.
141. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 26, ч. 1. М.: Политиздат, 1962. - 476 с.
142. Материалы 3-й международной научной конференции Текст. -Петрозаводск, 2001. 128 с.
143. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта Текст. / М. Э. Матье. М.: Искусство, 1970. - 198 с.
144. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. -М.: Музыка, 1976. 254 с.
145. Мерло-Понти, М. Знаки Текст. / М. Мерло-Понти. М.: Искусство, 2001.- 156 с.
146. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Мысль, 1988.- 169 с.
147. Миклухо-Маклай, Н. Н. Собрание сочинений в 5-ти томах Текст. / Н. Н. Миклухо-Маклай. Т.З. М., 1951. - 559 с.
148. Мирзоева, Э., Гаджиев, Р. Традиции народного искусства Текст. / Э. Мирзоева, Р. Гаджиев // Советская музыка. 1977. №11. С. 130-133.
149. Мириманов, В. Б. Африка : Искусство Текст. / В. Б. Мириманов. -М.: Искусство, 1967. 143 с.
150. Мириманов, В. Б. Искусство Тропической Африки : Типология, систематика, эволюция Текст. / В. Б. Мириманов. М.: Искусство, 1986.-310 с.
151. Мириманов, В. Б., Чернова, Г. А. Искусство Африки Текст. / В. Б. Мириманов, Г. А. Чернова. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
152. Музыка народов Азии и Африки Текст. М.: Советский композитор, 1969. - 318 с.
153. Музыка народов Азии и Африки Текст. М.: Советский композитор, 1980. - 422 с.
154. Музыка народов Азии и Африки Текст. М.: Советский композитор, 1984. - 328 с.
155. Музыкальная эстетика стран Востока Текст. М.: Музыка, 1967. -414 с.
156. Мэрриэм, А. Африканская музыка Текст. / А. Мэрриэм // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.: Музыка, 1973.-С. 42-51.
157. Мясковский, Н. Я. Собрание материалов в двух томах Текст. / Н. Я. Мясковский. Т.2. М., 1964. - 358 с.
158. Надеждин, Н. Н. Сочинения в двух томах Текст. / Н. Н. Надеждин. Т.2. СПб., 2000.-973 с.
159. Нкетия, К. Единство и многообразие африканской музыки Текст. / К.Нкетия // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. М.: Музыка, 1973. - С. 30-41.
160. Обри, П. Трубадуры и труверы Текст. / П. Обри. М., 1932, - 256 с.
161. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Наука, 1991. - 256 с.
162. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Наука, 1991.-245 с.
163. Очерки музыкальной культуры Тропической Африки Текст. М.: Музыка, 1973.-203 с.
164. Парк. Путешествие во внутренность Африки Текст. / Парк. М., 1806. - 159 с.
165. Переверзев J1. К проблеме изучения музыкальной культуры народов Африки // Музыка народов Азии и Африки. М.: Советский композитор, 1969.-С. 169-197.
166. Переверзев, JI. Музыка Западной Африки Текст. / JI. Переверзев // Советская музыка. 1960. №6. С. 182-187.
167. Пичугин, П. Народная музыка Аргентины Текст. / П. Пичугин. -М.: Музыка, 1971. 196 с.
168. Платон. Собрание сочинений. Текст. / Платон. Т. 3. ч. 1. М.: Наука, 1971.-531 с.
169. Плеханов, Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь Текст. / Г. В. Плеханов. М.: Искусство, 1956. - 297 с.
170. Преображенский, П. Ф. В мире античных идей и образов Текст. / П. Ф. Преображенский. М.: Наука, 1965. - 394 с.
171. Риккерт, Г. Наука о природе и наука о культуре Текст. / Г. Риккерт. -СПб., 1911.-109 с.
172. Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности Текст. / Г. Риккерт. СПб.: Логос, 1913. - 125 с.
173. Рубер, Г. О закономерностях художественного восприятия Текст. / Г. Рубер. Таллин, 1985. - 213 с.
174. Рубцов, Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов Текст. / Ф. Рубцов. Л., 1962. - 247 с.
175. Самосознание европейской культуры XX века Текст. М.: Наука, 1991.- 108 с.166. «Свое» и «чужое» в культуре Текст. Петрозаводск, 2001. - 156 с.
176. Сенгор, Л. Негритюд: психология африканского негра Текст. / Л. Сенгор // Ступени. 1992. № 3. С. 10-18.
177. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст. / Э. Сепир. М.: Прогресс, 1993. - 694 с.
178. Смирнов, М. Русская фортепианная музыка. Черты своеобразия Текст. / М. Смирнов. М., 1983.- 184 с.
179. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры : монография Текст. / О. В. Соколов. -Н.Новгород, 1994. 89 с.
180. Соколов, Э. В. Основные идеи общей теории ценностей Р.В. Перри Текст. / Э. В. Соколов // Проблемы ценности в философии. М., 1966.-С. 53-68.
181. Соколов-Микитов, И. С. Давние встречи Текст. / И. С. Соколов-Микитов. Л., 1976. - 351 с.
182. Соловьев, Вл. Сочинения : в 2 т. Текст. / Вл. Соловьев. Т.1 - М.: Наука, 1990. - 451 с.
183. Соловьев, Вл. Философия искусства и литературная критика Текст. / Вл. Соловьев. М.: Наука, 1991.-458 с.
184. Сохор, А. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст. / А. Сохор. Л.: Искусство, 1981. - 357 с.
185. Столович, Л. Н. Место эстетической ценности в системе ценностей Текст. / Л. Н. Столович // Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка. М., 1988. - С. 17-22.
186. Столович, Л. Н. Философия. Эстетика. Смех Текст. / Л. Н. Столович // Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка. М., 1988. - С. 186-194.
187. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор. М.: Политическая литература, 1989. - 573 с.
188. Тасалов, В. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса Текст. / В. Тасалов // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информационный сборник. Вып. 10. М., 1994. - С. 47-76.
189. Татищев, В. Н. Избранные произведения Текст. / В. Н. Татищев. -Л.: Наука, 1979.-464 с.
190. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.; Л., 1947. - 336 с.
191. Тойнби, А. Постижение истории Текст. / А. Тойнби. М., 2002. -637 с.
192. Токарев, С. А. Истоки этнографической науки Текст. / С. А. Токарев. М.: Наука, 1978. - 167 с.
193. Токарев, С. А. Ранние формы религии Текст. / С. А. Токарев. М.:Политиздат, 1990.-621 с.
194. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира Текст. / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1964. - 556 с.
195. Толстое, С. П. Очерки общей этнографии Текст. / С. П. Толстов. -М.: Наука, 1968.-480 с.
196. Толстой, Л. Н. Литература, искусство Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Искусство, 1978.-421 с.
197. Толстой, Л. Н. Путь жизни Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Искусство, 1993.-357 с.
198. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее Текст. М., 2000. - 271 с.
199. Трейси, X. Социальная роль африканской музыки Текст. / X. Трейси // Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки. М.: Музыка, 1973.-С. 52-61.
200. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л., 1960. - 324 с.
201. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме Текст. / В. П. Тугаринов. Л., 1968. - 213 с.
202. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии Текст. / М. Б. Туровский. М.: Росспэн, 1997. - 437 с.
203. Файер, Ю. О себе. О музыке. О балете Текст. / Ю. Файер. М., 1974.- 196 с.
204. Флоренский, П. А. История и философия искусства Текст. / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. - 446 с.
205. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины Текст. / П. А. Флоренский. М.: Наука, 1990. - 275 с.
206. Франк, С. Л. Духовные основы общества Текст. / С. Л. Франк. М., 1992.-510 с.
207. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-350 с.
208. Фрезер, Д. Д. Золотая ветвь Текст. / Д. Д. Фрезер. М.: Политиздат, 1983.-703 с.
209. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура Текст. / З.Фрейд. М., 1992.-289 с.
210. Фромм, Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1986.-238 с.
211. Фромм, Э., Хорни, К. Психоанализ и культура Текст. / Э.Фромм, К. Хорни. М.: Юрист, 1995. - 623 с.
212. Харлап, М. Ритм и метр в музыке устной традиции Текст. / М. Харлап. М.: Музыка, 1986. - 104 с.
213. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века Текст. / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1971.-304 с.
214. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст. / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. - 320 с.
215. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм Текст. / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1980,-71 с.
216. Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика Текст. / В. Н. Холопова. М.: Советский композитор, 1983, - 281 с.
217. Хомяков, А. С. Сочинения Текст. / А. С. Хомяков. Т. 3. М., 1914. — 254 с.
218. Цытович, В. Размышления о роли мелодии в современной музыке Текст. / В. Цытович // Критика и музыкознание. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980.-С. 24-38.
219. Чайковский, П. И. Литературные произведения и переписка Текст. / П. И. Чайковский. -М.: Музыка, 1965. 318 с.
220. Чебоксаров, Н. Н., Чебоксарова, И. А. Народы. Расы. Культуры Текст. / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1985. - 136 с.
221. Чухина, Л. А. Феноменологическая аксиология М.Шеллера Текст. / Л. А. Чухина // Проблема ценности в философии. М., 1966. - С. 35-54.
222. Широкогоров, С. М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений Текст. / С. М. Широкогоров. -Шанхай, 1923. 81 с.
223. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М., 2000. -1373 с.
224. Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г. Г. Шпет. -М., 1998.- 321 с.
225. Шпет, Г. Г. Философские этюды Текст. / Г. Г. Шпет. М., 1994. -370 с.
226. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке Текст. / Р. Шуман. М.: Музыка, 1956. - 395 с.
227. Эпштейн, Е. Встречи в Тунисе Текст. / Е. Эпштейн // Музыкальная жизнь. 1972. №6. С. 20-21.
228. Этнографическая наука в странах Африки Текст. М.: Наука, 1988. -158 с.
229. Юба, А. Нигерийская музыка Текст. / А. Юба // Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. М.: Музыка, 1973.-С. 62-69.
230. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М., 1997. - 444 с.
231. Юнг, К.-Г. О психологии восточных религий и философий Текст. / К.-Г. Юнг. М., 1994. - 253 с.
232. Юнг, К.-Г. Феномен духа в искусстве и науки Текст. / К.-Г. Юнг. -М., 1992. 258 с.
233. Anacleti, О. Emancipation culturelle: incidence sur le developpement economique en Afrique orientale et centrale Text. / O. Anacleti // Cultures. -H., 1983.- 123 p.
234. Ankerman, B. Die Afrikanishe Musikinstrumenten Text. / B. Ankerman. (Ethol. Notizblatt II, 1902). 123 p.
235. African Culture. The Rhythmes of Unity Text. Westport - L., 1985.156 p.
236. Balfour, H. The natural history of the musical bow Text. / H. Balfour. -Oxford, 1899.-214 p.
237. Betz, D. Trommelsprache der Duala Text. / D. Betz. Schutzgeb, 1898. -208 p.
238. Blacking, J. Musicians in Venda Text. / J. Blacking // World of Music. №2.-P. 1979. -P. 18-35.
239. Boon, O. Les Xylophones du Congo Beige, in Annales du Musee du Congo Beige, Serie III, Ethnographie III Text. / O. Boon. Tervuren, 1936. -168 p.
240. Chernoff, J. M. African rhythm and African sensibility Text. / J. M. Chernoff. Chicago-London: Univ. of Chicago press, 1979. -26 lp.
241. Distinctive Characteristics and Common Feature of African Cultural Areas South of the Sahara Text. P., 1985. - 119 p.
242. Griaule, M. Dieu d'eau. Entretiens avec Ogotemmeli Text. / M. Griaule. -P., 1948.-P. 93-94.
243. Griaule, M. Connaissance de l'homme noir Text. / M. Griaule // La Connaissance de l'homme au XX-e siecle. Neuchatel, 1952. - P. 156-157.
244. Hornbostel, E. African Negro Music Text. / E. Hornbostel. London, 1927.- 131 p.
245. Hornbostel, E. «Die Musik der Pangwe» in Gunter Teflmans «Die Pangwe», Wissenschaftliche Ergebnisse der deutschen Zentral-Afrika-Expedition Text. / E. Hornbostel. Leipzig, 1917. - 134 p.
246. Hornbostel, E. Wanyamwezi-Gesange Text. / E. Hornbostel // Anthropos, 1909, P. 781-800.
247. Hornbostel, E. Wanyamwezi-Gesange Text. / E. Hornbostel // Anthropos, 1909,-P. 1033-1052.
248. International Social Science Journal Text. P., 1988, № 118. - 123 p.
249. Jones, A. M. «African drumming» in «Bantu Studies» Text. / A. M. Jones. Livingston, 1934. - 167 p.
250. Jones, A. M. African Music Text. / A. M. Jones. Livingston, 1943. -145 p.
251. Jones, A. M. Study in African Music Text. / A. M. Jones. London, 1959.- 123 p.
252. Jones, A. M. Studies in African Music Text. / A. M. Jones. London, 1959.-254 p.
253. Kavyu, P. An introduction to Kamba music Text. / P. Kavyu. Kampala: East. Afr. Lit. bureau, 1977. - 224 p.
254. Kirby. P. R. The musical instruments of the native Races of South Africa Text. / P. R. Kirby. Oxford, 1934. - 354 p.
255. Krober, A.L. Anthropology Text. / A.L. Krober. New York, 1948. -168 p.
256. Krober, A. A critical review of concepts and definition Text. / A. Krober. Cambridge. Massachusets, 1952. - 275 p.
257. L'affirmation de l'identite culturelle et la formation de la conscience dans l'Afrique contemporaine Text. P., 1981. - 106 p.
258. La culture, Г education et la science et la technique dans les strategies de developpement en Afrique au Sud du Sahara : Bilan et perspectives Text. -P., 1988.-354 p.
259. Merriam, A. P. African Music. In William R. Bascom and Melville. Herscovits (Eds) Continuity and Change in African Cultures Text. / A. P. Merriam. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1959. - P. 49-86.
260. Merriam, A. P. The concept of Culture Clusters applied to the Belgian Conge Text. / A. P. Merriam // Southwestern Journal of Anthropology, vol. 15, 1959.-P. 373-395.
261. Musical instruments of the world : An Illustrated Encyclopedia by the Diagram Group Text. N.Y., 1997. - 148 p.
262. Nziem, N. Politigue culturelle africaniste et liberation africaine. La dependence de l'Afrigue et le moen la remedier Text. / N. Nziem. P., 1982.-568 p.
263. Nitze, H. Das Recht an der Melodie Text. / H. Nitze. Miinchen; Leipzig, 1912.-98 p.
264. Riemann, H. System der musikalischen Rhythmik und Metrik Text. / H. Riemann. P., 1979. - 203 p.
265. Sachs, K. Anfange der Musik. Text. / K.Sachs // Bull, de la Societe Union Musicologique. 1926.-P. 130-149.
266. Sachs, K. Geist und Werden der Musikinstrumente Text. / K. Sachs. -Berlin, 1929. 248 p.
267. Schaeffner, A. Notes sur la musique des populations du Cameroun septentrional, in Minotaure 2 Text. / A. Schaeffner. Paris, 1933. - 194 p.
268. Schaeffner, A. Origine des instruments de Musique Text. / A. Schaeffner. Paris, 1936. - 211 p.
269. Shehu, U. Cultural Identity, Science and Technology in the 20th Century. The African Predicament Text. / U. Shehu // Cultural Development, Science and Technology in Sub-Saharan Africa. Baden-Baden, 1986. - P. 49-51.
270. The New Encyclopedia Britanica Text. 1988. Vol. 16. - 211 p.
271. The World Conference on Cultural Policies Text. P., 1982. - 156 p.
272. Tracey, H. Chopi musicians. Their music, poetry and instruments Text. / H. Tracey. London, 1948. - 69 p.
273. Vansina, J. Art History in Africa Text. / J. Vansina. P., 1987. - 213 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.