Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Добыкина, Ася Алексеевна

  • Добыкина, Ася Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 218
Добыкина, Ася Алексеевна. Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2016. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Добыкина, Ася Алексеевна

Содержание

Введение

Глава 1. Этническая самоидентификация личности: подходы к теоретическому осмыслению и практическому изучению феномена

1.1 Феномен этноса и этнической самоидентификации личности в дискурсе гуманистических дисциплин

1.2 Структура этнической идентичности

1.2.1 Фрейм «Я-Мы-Они» в структуре этнической идентичности

1.2.2 Представление о единстве происхождения и единстве исторического опыта

1.2.3 Лингвокультурологический компонент этнической идентичности

1.2.4 Конфессиональность: фактор этнической консолидации и дифференциации

1.3 Этничность в эпоху размытых границ

Глава 2. Город как со-бытие этносов

2.1 Столкновение этничностей в мегаполисе

2.2 Городская топология: феномен этнической сегрегации

2.3 Полилог этнических культур в Санкт-Петербурге

Глава 3. Социальные институты этнической идентификации

3. 1 Семья и диаспора как институты первичной этнической социализации личности

3.2 Опыт генерации этничности в образовательных и культурных учреждениях

3.3 Стратегии управления этнокультурными отношениями

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства»

Введение

Актуальность исследования. Проблема самоидентификации человека, группы, сообщества обусловлена тем, что она лежит в основе любых социальных, политических, религиозных, культурных движений. Обращаясь к вопросу идентичности, мы приближаемся вплотную к попытке осмысления и описания природы человека, к пониманию причин проявлений солидарности и враждебности.

Состояние деперсонификации, «утрата лица», неспособность обнаружить и выразить свою идентичность являются одними из самых распространенных угроз современности. Личность, группа, страна стоят перед необходимостью решать проблему самоидентификации. Возрастает потребность в социальной рефлексии, настойчиво требуется определить себя, свое место в мире, преодолеть неосознанность происходящих событий и перемен. От ответа на вопрос «кто я?» зависит стратегия поведения человека, коллективные действия сообществ, внутренняя и внешняя политика государства.

В тоже время неоднозначность роли этнической идентичности в поведении и мотивации личности указывает на ее амбивалентную природу. Этническая идентификация как укрепляет экзистенциальную уверенность человека, задает порядок смыслов и ценностей, так и становится основанием для проявлений дискриминации к иноэтническим субъектам. Осознаваемые, манифестируемые этнические, национальные, религиозные, политические различия могут быть причинами социальных конфликтов. Неприятие людьми друг друга, отрицание ситуации культурного многообразия, неумение адаптироваться к ситуации неопределенности вызвано свойством этнического сознания, отказывающим другим группам в праве на существование. В современных СМИ происходит соревнование дискурсов толерантности и этницизма, причем обвинения в расизме, «скрытом расизме» или, напротив, нелояльности могут быть предъявлены по поводу чего угодно.

Лозунги, содержащие категории этничности, могут использоваться политическими силами с целью мобилизации масс для совершения цветных революций, погромов. Опасность превращения этнической идентичности в этноцентризм и ксенофобию обсуждается на национальном и наднациональном (ЕС) уровнях.

Возрастающие потоки миграций вызывают опасение за целостность национальных государств, за сохранность автохонных культур. Наибольшую проблему для стран реципиентов представляют мигранты, попадающие в страну незаконно, или же те, кто, формально находясь в рамках закона, указывает заведомо ложную причину приезда в страну или вынужден заниматься иной деятельностью помимо своей воли. Речь, прежде всего, идет о вовлечении мигрантов в сети организованной преступности. Многие из современных конфликтов, протекающие в пределах одной страны, порождают ряд транснациональных проблем, таких как терроризм, неконтролируемые потоки вынужденных переселенцев. Последствия этих явлений ощущаются далеко за пределами зоны столкновения, представляют угрозу международному миру и безопасности. В 2015-2016 гг. страны, традиционно привлекавшие мигрантов, столкнулись с новыми проблемами, вызванными притоком беженцев и выходцев из стран Африки и Ближнего Востока.

Столкновения различных этнических, культурных, религиозных идентификаций из абстрактной проблемы превращаются в экзистенциальную реальность каждого человека. Самым тягостным обстоятельством, от которого приходится страдать отдельным членам этнической группы, является то, что к ним относятся как к реализации предзаданной категории, независимо от их персональных качеств.

Изучение проблем этнической идентичности, адаптации и интеграции в обществе - транснациональные миграционные потоки и возросшая мобильность стали одними из основных его характеристик - является

базовым условием процесса осмысления повседневности, и может рассматриваться как часть общей программы по преодолению кризисных состояний современного общества. «Без надежной информации об идентификационном пространстве России невозможно надеяться на аргументированное обоснование стратегии и политики социально-экономического и этнополитического развития нашего Отечества»1.

Формирование этничности индивидуума, на наш взгляд, характеризуется высокой степенью ситуативности. Интенсивная и тотальная урбанизация становится фактором, организующим демографические и этнокультурные процессы. Характер расселения жителей, если речь идет о многонациональном городе, тип организации пространства может указывать на наличие процессов изоляции мигрантов.

В связи с этим возрастает потребность в развитии отечественного направления философской антропологии, изучающей этнические характеристики горожан в контексте сложной социальной системы. Поэтому представляется важным рассмотреть динамику становления этнической идентичности в связи с другими процессами, сопровождающими урбанизацию. В первую очередь, с миграцией населения, проанализировать поведенческие характеристики развития этнических групп и индивидов в условиях мегаполиса.

Степень разработанности проблемы. Исследователи в рамках различных дисциплин: философии, антропологии, психологии, социологии, культурологии, - подходили к проблеме определения понятия «идентичность». В контексте философского знания феномен гетерогенности человеческого существования и связанная с этим проблема идентификации имеют длительную историю. Тема «Другого» стала одной из ведущих для мыслителей XX века. Разработка концепта «идентичность» велась З.

1 Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. С. 23.

Фрейдом, Э. Эриксоном, И. С. Коном. Различные аспекты проблематики «Другого» получили разработку в философии Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Бубера, М.М.Бахтина, И. Нойманна, Б.Ф.Поршнева. Антиколониальный дискурс прослеживается в осмыслении феномена Востока как «Другого» для Запада у таких исследователей, как Г. Спивак, Б. Бхутто, Э. Саид, А. Эткинд. Межэтнические конфликты современности рассматриваются последними авторами в качестве «колониального бумеранга», что актуализирует вопросы генезиса «этнического парадокса» эпохи глобализации.

Различные теоретические направления в подходах к изучению этноса и этнической идентичности представлены именами западных исследователей: Г. Гердера, Ф. Барта, У. Бека, П. Ван ден Берга, Р. Мертона и отечественных: Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, П.Л. Белкова, А. К. Байбурина, М. Б. Ешича, С.В. Чешко.

Культура и традиции отдельных этносов, населяющих российскую федерацию, особенности национального характера, этнических стереотипов, в том числе, поведенческих анализируются в книгах А. Каримуллина, А. В. Вихновича, А. Бугаец.

Изучению вопросов влияния географических, климатических условий проживания на становление этнического характер и на формирование региональной идентификации посвящены работы Р. Мертона, Н. Гумилева, Э.Маркаряна, Е. Суровой, И. Гладкого. Восприятие пространства сквозь призму этнического самосознания, роль региональной идентичности в формировании этнической и гражданской позиций личности и общества подвергнуты подробному анализу в коллективной монографии «Идентичность и география в постсоветской России».

Ландшафт исторической памяти, роль исторического мифа в конструировании этноидентичности рассматривают В. А. Шнирельман, Ш. Занд, П.М. Шорников. В трудах археолога, историка В.А. Шнирельмана показано, что общественная память активно преображает исторические

сюжеты в соответствии с собственным пониманием роли данного этноса в описываемых событиях.

В лингвокультурологическом аспекте анализ категории этничности осуществляется Н.И. Толстым, В.В. Барановой В.В., В.Е. Гусевым, К.В. Чистовым, Е.А. Пановой, К.С. Федоровой, С.Г. Тер-Минасовой.

Значение религии в жизни современного общества, корреляция религиозного и этнического компонентов в идентификации личности рассматриваются в работах М. Вебера, А.М. Пятигорского, В. Наумкина, М. Ю. Смирнова, С. Филатова, С. Абашина, Н.В. Жданова, А. Халида, А.А. Игнатенко.

Исследования психологических механизмов формирования этнической идентичности на эмпирическом и экспериментальном материале проводятся Д. Мацумото, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко. Обращение к этническим корням понимается психологами как манифестация потребности в определенности, в принадлежности к группе.

Проблемы миграций и столкновения культур, взаимосвязь между показателями демографической картины коренного населения и ростом миграций изучают А. Танги, П. Сталкер, Н.М. Лебедева, Ж.А. Зайончковская.

Вопросы влияния городского образа жизни на изменение традиционных моделей этнического поведения, формирования в городе национальных кварталов становятся предметом исследования Л. Вирта, Г. Зиммеля, М. Вебера. М.Б. Вильковский в книге «Социология архитектуры» анализирует связь социологии архитектуры с социологией города и общей социологией. Город как место формирования новых социальных порядков и идентичностей рассматривается Р. Галлямовым, Е. Трубиной, О. Вендиной, Н. Булининой, Н.В. Мальковой. Специфика восприятия горожанами урбанистического ландшафта, городские символы и мифологемы, самопрезентация города анализируется в трудах Б. В. Маркова.

Становление Петербурга как многонационального города является предметом многолетних исследований Н. Юхневой и Т.М. Смирновой. Процессы адаптации и аккультурации представителей этноминоритарных групп Санкт-Петербурга, их вклад в историю и культуру города изучают Г. Старовойтова, С. Лутова, Б. Янгфельдт, Б. Винер, О. Карпенко, В. Воронков, И. Освальд, К. Мейусе, О. Бредникова, Е. Чикадзе, А. Тагиджанова, Л. Базылев, С. Эммрих, М. Бейзер.

Диаспоральные процессы изучаются З.И. Левиным, Ш. Гюнтером, Н.М. Лебедевой, А.Г. Лариным. Взаимодействие между этническими, религиозными и гражданскими идентичностями в контексте государственного образования и в дискурсе средств массовой коммуникации изучается в коллективных монографиях «Расизм в языке образования», «Язык, общество и школа».

Объект данного исследования - этническая самоидентификация личности.

Предмет исследования - процессы формирования и изменения этнической самоидентичности личности в условиях современного мегаполиса.

Цель - изучить процессы формирования, развития, смены этнической идентичности личности в условиях мультикультурной городской среды, показать, каким образом этничность сохраняется и проявляется в мегаполисах, характеризующихся разнообразием поведенческих моделей.

В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:

• Провести анализ основных теоретических подходов в изучении понятий этноса и этнической идентичности личности;

• Выявить ключевые параметры этничности;

Проанализировать особенности становления и сохранения этнической идентичности личности в условиях мультикультурного городского пространства;

Изучить стратегии горожан, представителей различных этнических групп, в пространстве мегаполиса;

Рассмотреть проблему взаимодействия этнических идентичностей в контексте национальной государственной политики; • подвергнуть анализу деятельность социальных институтов (семьи, клана, диаспоры, а также образовательных, религиозных, общественно-культурных организаций), оказывающих влияние на формирование этнической самоидентичности личности.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза, а также труды зарубежных и российских культурологов, этнологов, культур-антропологов. Структурная и содержательная специфика этнокультурной идентичности исследована с позиций философской антропологии, философии культуры и культурологии. Понятие этнической идентичности личности рассмотрено в контексте круга философской, культурологической и этнологической литературы и сопоставлено с полевыми исследованиями феномена.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили материалы этнологических исследований Г. Старовойтовой, Б. Винера, Т.М. Смирновой, Т. Лутовой, О. Карпенко, В. Воронкова, И. Освальд, О. Бредниковой, О. Чикадзе. В работе использованные данные, полученные посредством включенного наблюдения и интервьюирования горожан -представителей различных национальностей, а также контент-анализа периодических публикаций и информационных ресурсов сети интернет. Включенное наблюдение велось автором с 2012 по 2016 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и состояло из посещений культурных мероприятий, религиозных собраний, рабочих мест

информантов, этнических выставок, музеев, библиотек, участия в национальных и религиозных праздниках. Собранные сведения фиксировались в полевом дневнике. В ходе исследования было собрано 47 анкет, представляющих собой ответы информантов на тематические вопросы. Интерпретационный горизонт эмпирического материала задан положениями конструктивистских и инструменталистских концепций.

Результаты исследования: определены актуальные теоретические модели этнической самоидентификации;

проведен анализ ключевых параметров этнической идентичности; исследована динамика процессов проживания этнической идентичности и перенос смысловых позиций в чувственно-эмоциональную сферу; выявлены процессы экономической и территориальной геттоизации этнических и религиозных меньшинств в мегаполисах; показана специфика развития этнической идентичности у представителей этноминоритарных групп в Санкт-Петербурге;

проведен анализ различных моделей и социальных инструментов конструирования этнической идентичности и управления межэтническими отношениями.

Научная новизна проведенного исследования: проанализированы основные научные позиции, касающиеся природы этничности, и намечены возможности их теоретического синтеза; рассмотрены особенности этнических процессов и этнообразования в связи с трансформационными процессами современности: глобализацией, депопуляцией, метисизацией культур и этносов, секуляризацией и ростом фундаменталистких движений;

показано, что этническая идентификация представляет собой один из инструментов социализации личности на основе этнодифференцирующих признаков и динамики изменений этносознания;

исследована динамика становления этнической идентичности в условиях тотальной урбанизации, являющейся фактором организации и детерминирования демографических и этнокультурных процессов; раскрыты особенности формирования этничности индивидуума в мегаполисе, связанные с ситуативностью, топографией расселения, межкультурными взаимодействиями в городском пространстве; проведен анализ актуального состояния межэтнических отношений в Санкт-Петербурге на фоне этнической истории города и динамики изменения его национального состава.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: глобализация, транснациональные миграции, доминирование массовой культуры приводит к эрозии ключевых параметров этнической идентификации, размыванию границ этносов; • интенсификация этничности, завоевание ею смыслообразующей позиции зависит как от динамики внутреннего развития личности, так и от условий существования, характера межэтнических взаимодействий;

актуальность категории этнической идентичности сохраняется благодаря феномену гетерогенности человеческого существования и социальным практикам различения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлен комплексный анализ содержания феномена этнической самоидентичности с позиций различных отраслей научного знания: этнологии, философской антропологии, этнолингвистики, религиоведения, культурологии, этнической психологии.

Практическая значимость. Результаты и выводы исследования позволяют систематизировать сведения об особенностях развития этнической идентичности в условиях мегаполиса и на основании этих данных составлять программы по социокультурной адаптации мигрантов и

снижению межэтнической напряженности. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособий по таким дисциплинам, как: «Философская антропология», «Межкультурная коммуникация», «Этнология», «Этническая психология»,

«Лингвокультурология».

Апробация работы. Диссертационное исследование велось при поддержке гранта РГНФ 13-03-00429 «Концептуализация «Homo aestheticus» в современной эстетике», руководитель д.ф.н., проф. Соколов Б.Г.

Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях: «Толерантность и интолерантность в современном обществе: осмысление новой реальности», 2012 г.; на межвузовских научных форумах «Актуальная эстетика- I, II» 2013 г., 2014 г.; на видеоконференциях «Homo aestheticus: осмысление феномена», 2014 г., 2015 г.; на курсах краткосрочного обучения в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Изучение русского языка как неродного», 2011 г.;, на семинаре «Аккаунт UntedPeopleSpb: молодежь против ксенофобии» в рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», 2012 г.

По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объемом 4,2 а.л., в том числе, три статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК, один параграф в коллективной монографии.

Материалы диссертации использовались в педагогической деятельности соискателя, в процессе преподавания русского языка детям иммигрантов в рамках общегородской волонтерской программы «Дети Петербурга».

Объем и структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Этническая самоидентификация личности: подходы к теоретическому осмыслению и практическому изучению феномена

В первой главе представлена аналитика основных теоретических подходов к изучению феноменов личности и идентичности, процессов этнической идентификации; рассмотрены определения этноса и этнической идентичности; последовательно проанализирована роль

этнодифференцирующих признаков в конструировании этнической самореференции; обсуждаются перспективы деэтнизации и ее влияние на изменение этнической идентичности.

1.1 Феномен этноса и этнической самоидентификации личности в дискурсе гуманистических дисциплин

Конституирующим элементом философских представлений о человеке является взаимосвязанные и взаимно обусловленные концепты личности и (само)-сознания и/или идентичности. Учитывая значительный массив исследований, так или иначе посвященных феномену идентичности вообще и этнической идентичности в частности, мы обратимся к анализу тех источников, которые представляются нам наиболее релевантными для раскрытия нашей темы: это труды представителей ведущих психоаналитических школ, произведения мыслителей диалогического направления, теоретические работы современных отечественных и зарубежных этнологов и этнопсихологов.

Термин «идентичность» происходит от латинского «аёеш» - «тот же самый», означает тождественность, одинаковость, полное совпадение. А идентично самому себе, если оно при всех самых различных ситуациях и обстоятельствах всегда остается одним и тем же, так что оно может идентифицироваться как-то же самое. Идентичность, таким образом, выступает как категория связи, когда наблюдаемые вещи остаются равными

себе во времени. Идентичность на личностном уровне означает ощущение тождественности самому себе.

Впервые вопрос об идентичности личности в неявном виде поставлен древнегреческой философией и разрабатывался в течение всей дальнейшей истории человеческой мысли. Настойчивый призыв Сократа «Познай самого себя», звучавший в платоновских диалогах, обозначил проблему самосознания как общефилософскую и первоочередную. У Аристотеля истоком проблемы идентичности можно полагать тезу философа о том, что все сущее тождественно самому себе и, следовательно, неизменно. Открытие феномена личности приписывается иудаизму и христианству, поскольку именно в дискурсе авраамических религий развертываются уникальные отношения человека с Богом, единым и обладающим свойствами личности.

Секуляризация мысли, начавшаяся с эпохи Возрождения, способствовала постепенной антропологизации философских и социальных наук. Проблема человека, личности, сознания и самосознания заняла центральное место в трудах многочисленных исследователей, способствовавших совершению в конечном итоге антропологического поворота. Важнейший вклад в понимание феномена идентичности внес, на наш взгляд, И.Г. Лейбниц, предложивший несколько универсальных принципов: принцип различия, принцип тождества и принцип непрерывности. Принцип всеобщего различия Лейбница гласит, что не существует двух абсолютно идентичных вещей. Принцип индивидуации означает всеобщую изменчивость и индивидуализацию всех вещей, отрицает полную повторяемость состояний одной и той же вещи в разное время, указывает на качественное многообразие мира. Отличие одного субъекта от другого является его сущностной характеристикой, имманентной индивиду.

Принцип тождества означает, что две вещи, все свойства которой присущи первой, а все свойства второй присущи первой, тождественны. Принцип тождественности неразличимых вещей - является отражением того

факта, что свойства одной вещи могут быть присущи второй, а свойства второй присущи первой. Другими словами, между двумя вещами существует определенное тождество, то есть совпадение в ряде свойств. Этот принцип косвенно указывает на преемственность в существовании изменяющихся во времени вещей. У одной и той же вещи в разные моменты ее существования есть нечто общее. Первый и второй принципы находятся в единстве и, вместе взятые, свидетельствуют о тождестве в различии и о различиях в тождестве.

Принцип непрерывности гласит: различия между вещами возрастают постепенно, ближайшие друг другу явления отличаются минимально, а первые и последние в ряду - максимально. Поэтому в природе наблюдается шкала с градацией переходных изменений, изменение качеств совершается через промежуточные состояния2.

Принципы различия, тождества и непрерывности, сформулированные Лейбницем, предвосхищают основные положения, высказанные более поздними философами, психологами и социологами о природе идентичности. Каждый человек абсолютно уникален, в тоже время он способен обнаружить сходство с себе подобными и вступить с ними в отношения динамического единства. Отдельные составляющие идентичности (фреймы) образуют собой континуум в психическом-Я индивида, позволяя ему находиться в состоянии тождества самому себе и другим референтным личностям и группам на протяжении всей жизни.

Первая половина XX века ознаменовалась зарождением психоанализа, открывшим структуру личности и постулировавшим важность неосознанных процессов в мотивации поведения человека (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ж. Лакан). «Поиск бессознательного, как утверждал Лакан, имеет своим центром вопрос об истине»3. Именно в теоретической рамке психоанализа

2 Лейбниц Г.В. Соч. в четырех томах. Т. 1. М.: Наука, 1982.

3 Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. С.9.

началось предметное изучение феномена идентичности, постепенно приобретшего невероятную популярность во всех отраслях гуманистических наук и к XXI в. практически вытеснившим из отечественного лексикона понятие «самосознания».

Понятие «идентификация» было впервые употреблено З. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ Я». Фрейд представил собственное понимание процесса идентификации, которая, по его мнению, начинает развиваться в младенчестве, когда ребенок, контактируя с родителями, учится различать социально одобряемые и социально наказуемые поступки. Процесс идентификации у З. Фрейда тождественен образованию субъективности. Ребенок усваивает моральные предписания родителей как свои собственные, что и является основой идентификации. Решающую роль, по Фрейду, в формировании субъективности играют родители. Амбивалентность отношения к родителям, которые могут восприниматься и как объекты желания, и объекты соперничества, несущие угрозу, является, согласно З. Фрейду, неотъемлемым качеством идентификации.

В дальнейшем человек постоянно взвешивает, оценивает свои побуждения (источником которых Фрейд называет Ид - одну из трех составляющих структуры личности) и принимает решения о возможности их реализации или сдерживании (сублимировании). Нелегитимные, с точки зрения воображаемых родителей, желания вытесняются и становятся источником неврозов. Таким образом, посредством механизма идентификации становится возможным принятие решений, формируется волевая, мотивационная сфера личности. Описывая особенности формирования этнической идентификации, необходимо помнить об этом базовом содержании идентификации - это усвоение внешнего как своего, превращение объективно данных требований и норм в субъективные предписания, и формирование мотивационной базы поведения индивида. Неспособность к установлению тождества вызывает у человека ощущения

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Добыкина, Ася Алексеевна, 2016 год

Библиография

Документы

1. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)». [Электронный ресурс] http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf.

2. Закон Российской Федерации т 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации». [Электронный ресурс] http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1466.

3. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». [Электронный ресурс]

http: //zakonrf.net/o_natsionalno-kulturnoy_avtonomii/tekst.htm.

Источники и пособия

1. Абашин С. Расизм, этнография и образование: вопросы и сомнения. // Расизм в языке образования. Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 27-46.

2. Абросимова Л. В. Историко-философский анализ концепций диалогизма XX века: М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, М.М. Бахтин. Диссертация на соиск. ст. кандидата философских наук: 09.00.03. - М., 2008. - 171 с.

3. Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина XX в. // Этнографическое обозрение. 2014, № 4. - С. 128-140.

4. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные. -СПб., 2011. - 100 с.

5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и направлении национализма. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.

6. Андреева Т. В., Реан А.А Психологические проблемы «гражданского брака».// Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. - С. 36—45.

7. Арофикин Е. В. Фольклор как источник изучения материальной культуры. // Этнографическое обозрение. 1978. №2. - С. 119-129.

8. Арутюнов С.А.Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России //Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М.: Наука, 2001. - С. 10-18.

9. Арутюнов С.А. Культурная антропология. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 216 с.

10. Асканова О., Севастьянова С. Деньги в духовно-нравственном контексте. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. - С. 52-62.

11. Аширов Н. Ислам и нации. - М., Политиздат, 1975. - 143 с.

12. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Новый взгляд на самоорганизацию в некоторых социальных системах. // Социс. Социологические исследования. 2014. № 5 (361). - С. 13-15.

13. Базылев Л. Поляки в Петербурге. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2003. - 448 с.

14. Балясникова Л.А., Золотухина Н.Ф. Культурологическое измерение наднациональной идентичности. //Петербург - наш общий дом. Материалы научно-практических конференций и семинаров. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. - С.169 - 173.

15. Баньковская С. П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии // Социологическое обозрение. 2007. № 1. - С. 75-87.

16. Баранова В.В., Гаврилова Т.О., Панова Е.А., Федорова К.С. Язык, общество и школа. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 448 с.

17. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. - М.: Высшая школа, 1962. - 383 с.

18. Бассин М. К вопросу о географии национальной идентичности. // Идентичность и география в постсоветской России. Сб. статей. - М.: Геликон, 2003. - С. 10-17.

19. Бахтин М. М. К философии поступка. // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Издательство русские словари, Языки славянской культуры, 2003. - С. 7-68.

20. Бейзер М. Евреи в Петербурге. - Израиль: Библиотека-Алия, 1989.320 с.

21. Беликов С. Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивное издание. -М.: Книжный мир, 2011. - 256 с.

22. Белкин А.И. Феномен граффити: психологические аспекты. // Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вы. 2, ч. 1. - С. 291-300.

23. Белков П.Л. Этнос и мифология.- СПб.: Наука, 2009. - 280 с.

24. Березкин А. В., Крицкая С. Ю. Заметки об исторических корнях современных государственных праздников. //Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 2. -С. 5-10.

25. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Издательство «Братство», 1992. - 224 с.

26. Берри Дж. В. и др. Кросс-культурная психология. Исследования и применения/ Берри Дж.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. -Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.

27. Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 464 с.

28. Бранденбергер Д. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (19311956). - СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2009. - 416 с.

29. Бредникова О., Чикадзе Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности. // Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. - СПб.: издательство «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 227258.

30. Бредникова О. «Вообще-то я русский...Но когда у нас в Питере бросают мимо мусор, я чувствую, что я все-таки немец...». // Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. -СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 97-113.

31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983.- 418 с.

32. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этноязыковые функции культуры. — М.: Наука, 1991.- С. 5-23.

33. Бугай Н. Депортация народов - репрессивная мера государственной политики в сфере национальных отношений. 20-40-е годы // Крайности истории и крайности историков. Сб. ст.- М., 1997. - С. 157-173.

34. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.- 464 с.

35. Бугаец А. Украинцы на берегах Невы. - СПб.: Любавич, 2011. - 96 с.

36. Булинина Н.С. Трансформация городского пространства Нижнего Новгорода. // Известия РАН. Серия географическая. 2013. № 6. - С. 4348.

37. Бутурович Г.И. Библиотека национальных литератур: опыт краеведения. // Библиотечное краеведение в современной социокультурной ситуации. Материалы чтений 14 ноября 2007 г. -СПб.: 2007. - С.34-38.

38. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.

39. Бюксеншюц У. Национализм и демократия в Болгарии с 1989 г. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. -М.: РОССПЭН, 2010. - С. 602-631.

40. Васильева Т.В., Ускова О.А. Руский язык в многоязычном мире: вопрос статуса и билингвального образования. - М.:Янус-К, 2016. - 248 с.

41. Васильцов С.И., Обухов С.П. Русский вопрос России: Политические партии и самосознание нации. - М: Изд-во ЦИПКР «Русский летописец», 2006. - 44 с.

42. Вебер М. История хозяйства. Город. Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса. -М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 576 с.

43. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

44. Вендина О. И. Московская идентичность и идентичность москвичей. // Известия РАН. Серия географическая. 2012. № 5. - С. 27-40.

45. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. - М.: Культурная революция, 2007. - 400 с.

46. Верещагин М., Костомаров В. Язык и культура.- М.: Русский язык, 1990. - 246 с.

47. Вильковский М. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с.

48. Винер Б.Е. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств Санкт-Петербурга (по результатам полевого исследования 1997-1998 гг.). // Мир России. 1999. № 1-2. - С. 227-280.

49. Вирт Л. Избранные работы по социологии. Сборник переводов. - М.: ИНИОН, 2005. - 244 с.

50. Вихнович В. В. 2000 лет вместе: евреи России. - СПб.: Питер, 2006. -320 с.

51. Вишневский А.Г. Альтернативы миграционной стратегии для России и политика идентичности. // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - С. 305-320.

52. Воронков В., Освальд И. Постсоветские этничности. // Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. -СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1998. - С.6-36 (Предисловие).

53. Вульфович Р.М., Гимельштейн Я.Г. Управляемый город: прошлое, настоящее, будущее. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. - 400 с.

54. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. - 119 с.

55. Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие. //Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: традиции и современность. Сб. статей по итогам II Международной конференции. - СПб: ООО Светоч, 2005. - С. 37-57.

56. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки. - Уфа: Гилем, 1996. - 200 с.

57. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Наука, 1995. - 223 с.

58. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. — М.: Издательская группа «Прогресс»— «Культура», 1995. - 512 с.

59. Гачев Г. Д. Национальный эрос в культуре. //Национальный Эрос и культура: В 2 т. / Сост. Г. Д. Гачев, Л. Н. Титова. Т. 1: Исследования. — М.: Ладомир, 2002. —С. 10-38.

60. Герандоков М.Х. Этничность и этническая идентичность: теоретический аспект. // Вестник МГУКИ. 2009 г., 2 (28). - С. 28-35.

61. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1997. - 705 с.

62. Герд А.С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и хрестоматия.-СПб., 2005. - 457 с.

63. Гладкий И.Ю. Географические основы этнической экологии. - СПб., 2005. - 308 с.

64. Глобальность. // Современный философский словарь. М., 2004. - С. 160.

65. Голик Н.В. Глобализация и модернизация: русское пространство взаимодействий. // Проблемы самоопределения современной культуры. СПб.: Янус, 2004. - С. 25-30.

66. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. - М.: Наука, 2001. - 392 с.

67. Городнов В.П. Черные жители «белого» города. Жизнь и борьба африканского гетто. - М.: Наука, 1983. -232 с.

68. Горюнков С. Глобальный кризис как шанс поумнеть. - СПб.: Издательский дом «Нравственный мир», 2009. - 120 с.

69. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. - М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.

70. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Центр «Соцветие», 1992. - 336 с.

71. Губогло М. Н., Лавров Л. И. Никонов В. А. Этнолингвистические процессы. // Современные этнические процессы в СССР. - М.: Наука, 1974. - С. 259-314.

72. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. - СПб.: Кристалл, 2001. -642 с.

73. Гупта А., Фергюсон Дж. Дисциплина и практика: «поле» как место, метод и локальность в антропологии. // Этнографическое обозрение. 2013, № 6. - С.3-44.

74. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2/3. - С. 21-36.

75. Гусев В.Е. Фольклор (История термина и его современные значения) // Этнографическое обозрение, 1966, 2. - С. 3-21.

76. Гуссерль Э. Картезианские медитации. — М.: Академический Проект, 2010. - 340 с.

77. Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. - 224 с.

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 496 с. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. - М.: Наука, 2003. - 764 с.

Гюнтер Ш. Коллективная идентичность горожан: размышления о масштабах города и размере группы. // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля 2013 г. / редкол.: М.Ю. Мартынова и др. - М.: ИЭА РАН, 2013. - С. 13-22. Даймонт М. Евреи, Бог и история. - М.: Изд. дом Имидж, 1994. - 452 с. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. -Н. Новгород: изд-во Братства во имя св. Кн. Александра Невского, 2003. - 928 с.

Дженкинс Ф. Войны за Бога: Насилие в Библии. - М.: Эксмо, 2013.- 447 с.

Дмитриев В.А. Традиционные верования в системе индустриально-городской культуры // Традиционные верования в современной культуре этносов. Сб. научных трудов. Ред. Т. А. Бугаец. - С. 194-207. Дорохова Е.А. Фольклорное движение в России: миф и реальность // Массовая культура на рубеже веков / Ред.-сост. Е.В. Дуков, К.И. Левин. - М.; СПб.: ГИИ, 2005. - С. 193-210.

Дугин А.Г. Этносоциология. - М.: Академический проект, 2011. - 635 с. Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.— 560 с.

Дятлов В. «Граждане ближнего зарубежья» и другие.. .Динамика формирования стереотипов. // Дружба народов. 2011. № 4. - С. 166-186. Единство наций на берегах Невы. Петербург многонациональный. Каталог выставки. - СПб., 2008. - 200 с., илл.

Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века.— М.: Политиздат, 1989. - 390 с.

91. Жижек С. О насилии. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.

92. Жмакин Б. Особенности аккультурации мигрантов из стран СНГ и регионов России в мегаполисе. // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей.

- М.: РУДН, 2009. - С. 164-193.

93. Ешич М.Б. Этничность и этнос. // Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте) / Науч. совет, по истории мировой культуры. - М.: Наука, 2002. - С. 7-71.

94. Зайончковская Ж., Мкртчян Н., Тюрюканова Е. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: ИТ «АдамантЪ». -2009. - С. 9-63.

95. Занд Ш. Кто и как изобрел еврейский народ. - М.: Эксмо, 2011. - 544 с.

96. Заринов И.Ю. Исследование феноменов «этноса» и «этничности»: некоторые итоги и соображения. // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960- 1990-е годы / Отв. ред. С.Я. Козлов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - С.18-36.

97. Заринов И.Ю. Поляки в диаспоре. Сравнительная характеристика этнических диаспор в России, США и Бразилии. - М,: ИЭА РАН, 2010.

- 268 с.

98. Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. - М.: Юрист, 1996. - С. 509-528.

99. Зиммель Г. Конфликт современных культур. // Зиммель Г. Избранные работы.- К.: Ника-Центр, 2006.- С. 61- 80.

100. Зорин А.Н. Основы этнографии. - Казань, 1994. - 80 с.

101. Зотова Н. А. Узбекские общины в России: новые «диаспоры» (на примере Санкт-Петербурга, Астрахани, Красноярска). // Исследования

по прикладной и неотложной этнологии. - М., ИЭА РАН. 2010. - Вып. 210. - 34 с.

102. Иванов С.М. Судьба советских курдов. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2014. № 6. - С. 54-65.

103. Игнатенко А.А.Самоопределение исламского мира. //Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии).- М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001. - С. 7-20.

104. Иникова С.А. Проблемы этноконфессиональных групп духоборцев и молокан // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. - М., 1998. - С. 84-104.

105. Ильинская С.Г.Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. - М.: Праксис, 2007. - 288 с.

106. Исаев С.А. Как и почему разошлись пути религиозного и национального возрождения ингерманладских финнов. // Миноретные этнические группы в России в эпоху перемен: стратегии и способы адаптации. Сб. статей и материалов конференции «Стратегии этнического поведения миноретных групп в современной России», Петрозаводск, 2007. - СПб., 2008. - С. 54-89.

107. Каган М. С. Избранные труды в VII томах. Том II. Теоретические проблемы философии. — СПб.: ИД «Петрополис», 2006. — 660 с.

108. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. — СПб.: «Александрия», 2007. - 332 с.

109. Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. - 128 с.

110. Карпенко О. Быть «национальным»: страх потерять и страх потеряться. На примере «татар» Санкт-Петербурга. // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. - С. 37-97.

111. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма. -М: Ладомир, 2004. -468 с.

112. Клинецкая Н.В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге. // Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-западе России и в странах Балтии. Вып. V. СПб., 2009. - С. 45-60.

113. Киенко Е.В., Морозова И. С. Национальное самосознание и самореализация личности. // Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011. - С. 130-132.

114. Козлов В.И. Изменения в расселении и урбанизация народов СССР как условия и факторы этнических процессов. // Современные этнические процессы в СССР. - М.: Наука, 1975. - С.135-155.

115. Козлов С.Я. Московские евреи: реалии этнокультурного возрождения (конец XX - начало XXI века) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии № 194. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН , 2007. - 29 с.

116. Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 263 с.

117. Кокко В.А. Двадцать лет современному национально-культурному движению ингерманладских финнов. //Петербург - наш общий дом. Материалы научно-практических конференций и семинаров. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. - С. 129-143.

118. Коллективные переживания социальных проблем. Под ред. Т.Г. Стефаненко, С.А. Липатова. - М.: Смысл, 2015. - 240 с.

119. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1023 с.

120. Кон И.С. 80 лет одиночества. - М.Время, 2008. - 448 с.

121. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с.

122. Кон И.С. Социология личности. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - 383 с.

123. Кон И. С. Социологическая психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -560 с.

124. Кон И. С. Бить или не бить? - М.: Время, 2012. - 448 с.

125. Константинов В. В. Социально-психологические аспекты адаптации трудовых мигрантов из постсоветских государств и трудовых мигрантов - граждан России. // Известия ПгПу им. в. г. Белинского. 2011. № 24. - С. 951-955.

126. Конфессия, империя, нация: религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства. Под ред. И. Герасимова, М. Могильнер, А. Семенова. — М.: Новое издательство,2012. - 452 с.

127. Кореневский А. «Новый Израиль» и «Святая Русь»: этноконфессиональные и социокультурные аспекты средневековой русской ереси жидовствующих. // Конфессия, империя, нация: религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства. — М.: Новое издательство,2012. - С.15-35.

128. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. Под ред. М.Б. Погребинского и А.К. Толпыго. - М.: Весь Мир, 2013. -400 с.

129. Краснопольская И.И., Солодова Г.С. Социальное конструирование этничности. // Социс. 2013, № 12 (356). - С.26-34.

130. Красовицкая Т. Ю. О сталинской формулировке нации в контексте времени и места ее существования // Крайности истории и крайности историков. М., 1997. - С. 129-145.

131. Кропотов С.Л. Сцена террора в культурных войнах: проблемы воображаемой общности и политики идентичности. // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.

- С. 215-234.

132. Круглова Н.В. Конфликт и идентичность: аспекты взаимосвязи. // «Вестник СПбУ». Серия 6, выпуск 3, 2008. - С. 31-38.

133. Круглова Н.В. Своеобразие становления толерантности в современной России. // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: осмысление новой реальности». Под ред. Проф. И.Л.Первовой. - СПб.: ООО «Изд-во Лань»,2012 г.- С.131-139.

134. Круглова Н.В.Становление толерантности как социокультурной нормы.

- СПб.: Издательство «Инфо-Да», 2011. - 212 с.

135. Крупкин П.Л., Лебедев С.Д. К сакральным основаниям локальных идентичностей в современной России: опыт структурного анализа. // Социологический журнал.2013, № 4. - С.35-49.

136. Крупник И.И. Национальный вопрос в СССР: поиски объяснений // Советская этнография. 1990. № 4. - С. 8-21.

137. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальную эпоху. - М.: Издательство Икар, 2012. - 306 с.

138. Крысин Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов (постановка проблемы) //Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте) / Науч. совет, по истории мировой культуры. - М.: Наука, 2002. - С.171-174.

139. Кулинич С.И., Чертовских М.Н. К вопросу об абортах. // Сибирский медицинский журнал, 2013, № 6. - С. 142-147.

140. Куценко Т.И., Куценко В.В. Интеллектуальная миграция в современной России. - М.: «Спутник+», 2011. - 163 с.

141. Ларин А. Г. Китайские мигранты в России. История и современность. — М.: Восточная книга, 2009. - 511 с.

142. Лайтфут К. Восстания в гетто за освобождение негров. - М.: Прогресс, 1972. - 134 с.

143. Лебедева Н.М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009. - С. 10-62.

144. Лебедева Н.М. Взаимная аккультурация москвичей и инокультурных мигрантов: социально-психологический анализ. // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. -М.: РУДН, 2009. - С.90-139.

145. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011. - 238 с.

146. Левин З.И. Менталитет диаспоры. Системный и социокультурный анализ. - М.: ИВ РАН, изд-во «Крафт+», 2001. - 176 с.

147. Лейбниц Г.В. Соч. в четырех томах. Т. 1. - М.: Наука, 1982. - 636 с.

148. Лепешкина Л.Ю. Чуваши Поволжья: особенности обрядов жизненного цикла. // Этносоциум. 2013. № 3 (57). - С. 95-112.

149. Лутова С. К. Национальная политика в современном Санкт-Петербурге: приоритеты и проблемы. - СПб.: Арт-Студия Концерт, 2006. - 280 с.

150. Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И., Луков В. А. Социальный контроль масс. - М.: Дрофа, 2007. - 429 с.

151. Макогонова М., Семенова А. Архитектор И.И. Гальберг. // Швеция и Санкт-Петербург. Четвертый научный семинар. - СПб.: Издательство Чернышева, 1997. - С. 58-65.

152. Максимова О.Н. Этнополитическое равновесие в России: латентная сторона стратегий правящего режима. // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 9 (63). - С. 68-76.

153. Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. — М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014. — 232 с.

154. Малинкович В. Кризис мультикультурализма в Германии и других западноевропейских странах. // Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. Под ред. М.Б. Погребинского и А.К. Толпыго. - М.: Весь Мир, 2013. - С. 13-135.

155. Малькова В.К.Образы многонационального города в современной столичной прессе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 201.- М., ИЭА РАН. 2008. — 38 с.

156. Малькова В.К. Новое этнопространство современной Москвы // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 235.- М., ИЭА РАН, 2014. - 107 с.

157. Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования. - Ереван, 1983. - 319 с.

158. Марков Б. В. В поисках другого // Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерк политической теории. - СПб.: Наука, 2001 (предисловие к книге). - С. 5- 47.

159. Марков Б. В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. — СПб.: Наука, 2011. - 667 с.

160. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М: ООО "Издательство

ACT", 2002. - 526 с. [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markuze/.

161. Мартынова М.Ю. Школьное образование и идентичность: Отечественные и зарубежные концептуальные педагогические подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., ИЭА РАН, 2013. - Вып. 234. - 50 с.

162. Марутян А. Памятник или музей? Политика памяти на родине и в диаспоре (на примере армянского и еврейского опыта). // Диаспоры. 2015. № 1-2. - С. 4-25.

163. Махлина С. Образы мира в традиционном жилом интерьере. - СПб.: Алетейя, 2012. - 264 с.

164. Мацумото Д. Человек, культура, психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 668 с.

165. Мейусе К. Русские голландцы. Начало и конец фризенфейской колонии в Санкт-Петербурге 1720-1920 гг. - СПб.: Симпозиум, 1998. -208 с.

166. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная трудовая миграция в России. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2006. - 268 с.

167. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ. 2006. - 880 с.

168. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429 с.

169. Михайлов В.Е. Проблемы межнациональных отношений на Северо-Западе Российской Федерации. //Петербург - наш общий дом. Материалы научно-практических конференций и семинаров. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. - С.163-168.

170. Михайлова Н.Г. Фольклор субкультур как проблема современной науки. // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. Сб. ст. - М., 2008. - С. 100-112.

171. Многоликая миграция. Под общ. ред.О. Д. Воробьевой, А.В. Топилина. - М.: Эконом-информ, 2014. - 261 с.

172. Мосейко А.Н. Распространение христианства на Мадагаскаре и его взаимоотношения с традиционными верованиями. // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 2013. № 6. - С. 94-106.

173. Мухаметшин Р. Переход на латинскую графику в Татарстане: между научной целесообразностью и политической конъюнктурой. // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах: Материалы конф.: Казань, 2—3 июня 2004 г. — М.: Гендальф, 2005. - С.76-90.

174. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность в эпоху глобализации. // Научные ведомости. 2008. № 8 (48). - С. 233-245.

175. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. - СПб.: Лениздат, 1992. - 192 с.

176. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. - М. Медина:

2009. - 727 с.

177. Наумкин В. В. Проблема цивилизационной идентификации и кризис наций-государств. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2014. № 4. - С. 5-20.

178. Нейри Т. Интернационализм и второе пришествие. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т.2. - М.: РОССПЭН,

2010. - С. 347-364.

179. Нехай А. Прогулки по польскому Петербургу. - СПб.: Европейский дом, 2014. - 166 с.

180. Низамова Л. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России. // Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах: Материалы конф.: Казань, 2—3 июня 2004 г. / Под ред. А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2005.- С.9-30.

181. Нитобург Э. Л. Черные гетто Америки. - М.: Издательство политической литературы, 1971. - 160 с.

182. Нойманн И.Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей.— М.: Новое издательство, 2004. - 336 с.

183. Нухажиев Н.С., Умхаев Х.С. В поисках национальной идентичности. -Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2012. - 720 с.

184. Псянчин А.В. Этнос, пространство, карта: этническая география в императорском русском географическом обществе. // От племени к этносу (этнография в Русском географическом обществе). Сб. ст. -СПб.: ООО «Своё издательство», 2014.- С.27-58.

185. Паин Э. Обратная волна и парадоксы глобализации. // Дружба народов. 2011. № 2. - С. 167-183.

186. Парилов О.В. Русское национальное самосознание. - Омск: Изд-во АНО ВПО ОмЭИ, 2009. - 148 с.

187. Петраш Э., Шпанненберг Н. Непрерывность венгерского национализма под знаком системной трансформации. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т.2. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 429-455.

188. Пименов В.В.Понятие «этнос» в теоретической концепции Ю.В. Бром-лея. // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 19601990-е годы / Отв. ред. С.Я. Козлов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - С. 12-17.

189. Писаревская Д.Б.Фольклор ролевой молодежной субкультуры как коммуникативная система // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. Сборник статей. М., 2008. - С. 157-176.

190. Посадский А. В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований и стратегические перспективы развития духовного просвещения в России. // Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-западе России и в странах Балтии. Вып.У. СПб., 2009. - С. 92-100.

191. Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов. Сост. М. Йокипии. - Ювяскюля: Атена, 1995. - 504 с.

192. Прозерский В.В. Парадигмы закатного мышления. // Философия старости: геронтософия. Серия «Symposium», вып. 24, 2002. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - C.39-40.

193. Пучник Й. Словения: путь к национальному государству. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2010. - С. 459-479.

194. Пятигорский А. М. Этнос или религия? [Электронный ресурс]: http: //prometa.ru/archive/csi/5/4.

195. Радзинский В.Е. Журавлева В.И. Аборты в России. // Акушерство и гинекология. 2009. (34) май. - С. 29-31.

196. Радзинский В.Е. Акушерская агрессия. - М.: Изд-во журнала StatusPraesens, 2011. - 688 с.

197. Риис Т. Ориенталист. - М.: Ад Маргинем, 2013. - 446 с.

198. Рогалев А. Ф. Имя и личность. - Гомель: Барк, 2013. - 108 с.

199. Рогов Е. Малкольм Икс. Взгляд из русского гетто. - М.: Алгоритм, 2013. - 248 с.

200. Романова Н. М. Этнографический музей в системе культурных коммуникаций многонационального Санкт-Петербурга. // Национально-культурное пространство и проблемы коммуникации.

Материалы международной научно-практической конференции 25-26 окт. 2007 г. - С.241-245.

201. Роль национально-культурных объединений в интеграции мигрантов в местное сообщество в регионах Поволжья (на примере Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Самарской области) / Л.Г. Хуснутдинова и др.; под ред. Л.Г. Хуснутдиновой. - СПб.: ООО «Своё издательство», 2014. - 200 с.

202. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. /Под ред. О. Н. Трубачева. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 288 с.

203. Русские и татары: два мира одного города. Данные НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского госуниверситета. - СПб.: 2002 г. - 240 с.

204. Рьюфол И. Сломанная идентичность. Фрагменты книги. Пер. Прогожиной С. // Диаспоры. 2013. № 2. - С. 158-179.

205. Сагитова Л.В. Этнорегиональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан) // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - С. 253-282.

206. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. - 288 с.

207. Садыкова Л.Р. Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции (на примере тюрко-татарской диаспоры США). - СПб.: ООО «Своё издательство», 2015. - 168 с.

208. Саид Э. Ориентализм. - СПб.: Издательство «Русский Мiръ», 2006. -636 с.

209. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы. Отв. ред. Ф. Т. Михайлов. - М.: Российская Академия Наук, Институт философии, 1997. - 249 с.

210. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. — М.: Республика, 2004. - 639 с.

211. Севастьянов Е.П., Корсаков Н.Е. Позолоченное гетто. Очерки о жизни в США эмигрантов из Китая, Кореи и Японии. - М.: Наука, 1983. - 166 с.

212. Силантьев Р.А. Этнический аспект раскола исламского сообщества России. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН, № 149. -М., 2002. -24 с.

213. Смирнова Т. М. Государственная политика в отношении национальных меньшинств Петербурга: история и современность. //Петербург - наш общий дом. Материалы научно-практических конференций и семинаров. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. - С. 155-162.

214. Смирнова Т. М. Мы разные, но мы земляки. Феномен многонационального Петербурга // Город нашей общей судьбы. Материалы научно практических конференций и семинаров. - СПб.: Издательство «ЭГО», 2005. - С. 14-30.

215. Слинин Я. А. Идея глобального общества и национальный вопрос //Miscellanea humanitaria рЫ^орЫае. Очерки по философии и культуре. Сер. «Мыслители», вып. 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.205-213.

216. Соколов Б.Г., Соколов Е.Г. Мыслить (со)временность. I Блок. - СПб.: Издательство РХГА, 2011. - 296 с.

217. Соколовский С. В. Институты и практики производства и воспроизводства этничности. // Этнометодология. 2005. Вып. 11. - С. 144-176.

218. Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива. Под ред. Виктора Воронкова, Михаила Соколова; пер. с нем. К. Тимофеевой. - СПб.: Алетейя, 2008. - 160 с.

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

Социокультурная антропология. История, теория и методология. Энициклопедический словарь. Под. Ред. Ю. М. Резника. - М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. - 1000 с. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.

Спицына Н.Х. Проблемы исторической генетики. - М.:1993. - 236 с. Сталкер П. Международная миграция. Пер. с англ. А. Захарова. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. - 192 с.

Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе: Социологические очерки. - Л.: Наука, 1987. - 174 с. Степанян Л. Вы носите в себе огромный мир. // Верую. Газета Армянской общины Санкт-Петербурга. 2015. №1. - С. 7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

Суворова А.А. Столкновение цивилизаций или их примирение: Бхутто против Хантингтона. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2013. № 6. - С. 72-79.

Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. - СПб.: Издательство «Осипов», 2005. - 352 с. Сурдель Д. Ислам. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 160 с.

Тагиджанова А. Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история

мусульманской общины. - СПб.: Полторак, 2014. - 164 с.

Тагиджанова А. Н. Мусульмане в жизни и культуре Санкт-Петербурга

(ХУШ-Х1Х вв.). - СПб.: Полторак, 2013. - 81 с.

Танги А. Великая миграция: Россия и россияне после падения

железного занавеса. - М.: РОССПЭН, 2012. - 479 с.

Теляшов Р. Татарская община Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - 510 с.

233. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. - М.: Слово, 2008. -344 с.

234. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. — М.: Юрист, 1995. - С. 396-455.

235. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. - М.: Наука, 2013. - 649 с.

236. Тишков В. А.Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

237. Токарский П. Политическая и социально-экономическая нормализация как шанс на ослабление преображенного национализма в Польше. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. -М.: РОССПЭН, 2010. - С. 346-374.

238. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 386 с.

239. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. - М.: Издательство «Индрик», 1995. -512 с.

240. Толстокорова А. В. «Лучи света в темном царстве»: социальные дивиденды мигрантов в гендерной перспективе. // Этнографическое обозрение. 2013, № 5. - С.140-154.

241. Традиционная пища как выражение этнического самосознания. Под ред. Арутюнова С.А., Ворониной Т.А.— М.: Наука, 2001. - 293 с.

242. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. - М., 2007. - 384 с.

243. Трубина Е. Город в теории. - М.: НЛО, 2011. - 520 с.

244. Тюрюканова Е. В., Малышева М. М. Женщины. Миграция. Государство. - М.: Леаёеш1а, 2001. - 240 с.

245. Тютюнник Ю.Г. Проблемные вопросы теории культурного ландшафта. // Известия РАН. Серия географическая. 2013. № 4. - С. 34-46.

246. Уфимцева Н.В. Культура и проблема заимствования. //Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте) / Науч. совет, по истории мировой культуры. - М.: Наука, 2002. - С. 152-170.

247. Филоник А. О. Конфликтный потенциал межконтинентальных миграций: развитие как модератор угрозы. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2010. № 2. - С.119-125

248. Франк С.Л. Ересь утопизма // Франк С. По ту сторону правого и левого.

- Париж: Умка-пресс, 1972. - С. 126-134.

249. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 251 с.

250. Фрейд З. Психика: структура и функционирование. Сб. статей. - М.: Академический Проект, 2007. - 230 с.

251. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 698 с.

252. Хабек Й.О. Дзержинка: социалистическая наружность и эстетические устремления в городском районе Новосибирска. // Этнографическое обозрение. 2014, № 3. - С. 24-35.

253. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерк политической теории. - СПб.: Наука, 2001. - 417 с.

254. Халид А. Постсоветские судьбы среднеазиатского ислама. // Конфессия, империя, нация: религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства. — М.: Новое издательство,2012.

- С. 316-332.

255. Халид А. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 304 с.

256. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

257. Хаусляйтнер М. Состязание патриотов. Национализм в Румынии. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. -М.: РОССПЭН, 2010. - С. 633-660.

258. Холеран М. «Бандитское барокко»: постсоциалистическая эстетика, архитектура и городское планирование в Болгарии. // Этнографическое обозрение. 2014, № 3. - С. 87-105.

259. Хрисанфова Е. Н.Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 400 с.

260. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

261. Чанек Д. Чешский национализм и национальные меньшинства. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. -М.:РОССПЭН, 2010. - С. 375-402.

262. Чешко С.В. Советские этнографы о «национальной политике» в СССР: комментарии к документам. // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. -С. 144-168.

263. Чешко С. В. Этнология и социальная антропология. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.

264. Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития в США. — М., ИВИ РАН, 2000. - 163 с.

265. Чибисова М. Понятие этнической идентичности: теоретические основы. //Информационно-методический журнал BiZ-Образовательно-информационного центра в Российско-Немецком Доме в Москве. 2010, 2. - С. 2-28.

266. Чистов К.В. Фольклор // Культурология. XX век: Энциклопедия.Т.2. -СПб., 1998. - С. 303-307.

267. Шахназарян Н. Трансграничные миграции из Армении и Нагорного Карабаха сквозь призму конфликт а и гендерных отношений. // Диаспоры. 2013. № 1. - С.6 - 33.

268. Шажинбат А. Этнос как философско-антропологическая проблема. -М.: Эдитус, 2015.- 308 с.

269. Шеляпина С.Н. Актуализация диаспорной идентичности в современных условиях. //Петербург - наш общий дом. Материалы научно-практических конференций и семинаров. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. - С.174 - 182.

270. Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 570 с.

271. Шипилов А.В. Оппозиция «мы-они» в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II. - Воронеж: ОАО «Центрально-Черноземное книжное издательство», 2004.- 576 с.

272. Шмидт-Неке М. Албания: незавершенное национальное государство. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе в 3-х т. Т. 2. -М.: РОССПЭН, 2010. - С. 573-601.

273. Шнирельман В.А. Археология и общество - проблемные взаимоотношения. Введение к дискуссии. // Этнографическое обозрение. 2013, № 1. - С.3-9.

274. Шнирельман В.А. Национализм и археология. // Этнографическое обозрение. 2013, № 1. - С. 9-26.

275. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 592 с.

276. Шорников П.М. Поля падения. Историография молдавской этнополитики. - Кишинев, 2009. - 199 с.

277. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. // Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. - М.: Наука, 2005. - С. 3 - 71.

278. Шрадер Т. А. Правовая и культурная адаптация немецких колонистов в Петербургской губернии в пореформенное время. // Петербург и губерния. Историко-этнографическое исследование. - Ленинград: Наука, 1989. - С. 132-140.

279. Щипков А. В. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. - СПб.: Издательство РХГИ, 1998. - 297 с.

280. Эгберт Я. Государственная трансформация на Востоке Европы. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. - М.: РОССПЭН, 2010.- С. 17-90.

281. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. Пер. с англ. АА. Елфимова. — М.: Вост. лит., 2003.- 358 с.

282. Эммрих С. К. Немцы и шведы в Петербурге. //Швеция и Санкт-Петербург. Четвертый научный семинар. - СПб.: Издательство Чернышева, 1997. - С.36-46.

283. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т. Т. 6. - М. Издательство политической литературы: 1987. - С. 255-264.

284. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 197 с.

285. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 448 с.

286. Этническая традиция в современной музыкальной культуре. К 80-летию Альгирдаса Вижинтаса: Материалы Международного симпозиума. Редколлегия: И. В. Мациевский и др. - СПб., 2010.- 128 с.

287. Юзбашян К.Н. Армяне. // Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы. /Науч. ред. И. И. Шангина. - СПб.: «Искусство-СПб», 2002. - С. 441-456.

288. Юнг К. Г. Аналитическая психология. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.

289. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

290. Юсим М.А. Медиевистика и национальный вопрос (о неопределенности определений) // Этносы и «нации» в Западной

Европе в Средние века и Новое время. Под. Ред. Н.А. Хачатурян. -СПб.: Алетейя, 2015. - С. 37-48.

291. Юхнева Н. Двадцать лет тому назад в Ленинграде. 1988 год: Ученые Института этнографии против ксенофобии и антисемитизма. - СПб: Наука, 2008. - 116 с.

292. Юхнева Н. Изучение города как города как этнографическая проблема. // Этнографические исследования Северо-Запада России. - Л.: Наука, 1977. - С. 141-147.

293. Юхнева Н. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга второй половины XIX века: Статистический анализ. - Л.: Наука, 1984. - 223 с.

294. Юхнева Н. Шведы в Петербурге в конце XIX - начале XX века. //Швеция и Санкт-Петербург. Четвертый научный семинар. - СПб.: Издательство Чернышева, 1997. - С.29-36.

295. Яковлева Г. Народный дом Эммануила Нобеля. // Швеция и Санкт-Петербург. Четвертый научный семинар. - СПб.: Издательство Чернышева, 1997. - С. 67-74.

296. Янгфельдт Б. Граф Готландский посещает Санкт-Петербург. // Швеция и Санкт-Петербург. Четвертый научный семинар. - СПб.: Издательство Чернышева, 1997. - С. 7-18.

297. Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург. Главы из истории о шведах на берегах Невы. Стокгольм, СПб.: Шведский институт, издательство «Блиц», 2003. - 360 с.

298. Ясперс К. Современная техника //Ясперс К. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Наука, 1986. - С. 119-121.

299. Delanty G.Community. - London and New York: Taylor and Francis Group, 2003. - 356 с.

300. Keane A.H. Ethnology. - Cambridge: Cambridge University Press, 2011.442 с.

301. Martin E. The Catholic Ghetto and All the Other Ghettos. The Catholic Historical Review, Vol. 68, No. 2, 1982. - 128 c.

302. Rex D. Race and ethnicity in Europe // Social Europe. Ed. Joe Bailey.-London and New York: Taylor and Francis Group, 1998. - P.107-120.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.