Этико-педагогические воззрения Иммануила Канта в свете современных проблем гуманизации образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Суслова, Ия Борисовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Суслова, Ия Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ИММАНУИЛА КАНТА
В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ.
1.1. Культурно-образовательное пространство становления этико-педагогической позиции И. Канта.
• 1.2. Гуманистический характер философии И. Канта и его этико-педагогических воззрений.
1.3. Проблематика гуманизации образования как сферы приложения этико-педагогических воззрений И. Канта.
ГЛАВА 2. ИДЕИ И. КАНТА О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. И. Кант о «воспитании разума» и задачи интеллектуального развития обучаемых как приоритетные
• направления гуманистической педагогики.
2.2. Нравственное воспитание и пути приобщения обучаемого к религиозным ценностям.
2.3. Цели образования и принципы воспитания в понимании И. Канта.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическая антропология Иммануила Канта – современные проекции2012 год, доктор педагогических наук Суслова, Ия Борисовна
Этические взгляды Альберта Швейцера в контексте современных проблем гуманизации образования2003 год, кандидат педагогических наук Посохова, Людмила Анатольевна
Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века2005 год, кандидат педагогических наук Абдрафикова, Альбина Ринатовна
Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы2000 год, доктор педагогических наук Каримова, Ирина Холовна
Социально-философский аспект гуманизации образования2005 год, доктор философских наук Кузнецова, Альвина Яковлевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-педагогические воззрения Иммануила Канта в свете современных проблем гуманизации образования»
Актуальность исследования. Современное образование как сфера жизнедеятельности общества претерпевает серьезные качественные изменения, связанные с поиском путей гуманизации образования. Несмотря на то, что гуманизм как принцип обучения и воспитания получил в настоящее время всеобщее признание, его реализация сталкивается на практике со значительными трудностями, зачастую перерастающими в проблемы, требующие своего теоретического осмысления и разрешения. В их числе отсутствие четко сформулированной теоретико-концептуальной основы образовательной стратегии, бюрократический формализм, доставшийся отечественной педагогике в наследие от командно-административного стиля управления, деформация воспитательного пространства современной школы, утрата образованием системообразующего национального стержня, дегуманизация человеческих отношений, обусловленная переносом акцентов на узкопрофессиональную подготовку, воспроизводящую «человека-средство» и др.
Многие ученые и педагоги-практики обоснованно выражают обеспокоенность тем фактом, что сегодня, в атмосфере интеллектуального анархизма, в образовательный процесс транслируется мировоззренческий и идеологический хаос последних лет.
Наблюдаемый кризис общественного сознания говорит об отчуждения человека от подлинной духовной культуры. Тревожным выражением этого кризиса сгали рост аморализма, агрессивности, бездуховности, дефицит взаимного доверия мевду людьми, рост национальной нетерпимости, усиление криминогенное™ общества, в том числе, и молодежной среды.
Гуманизм как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности, приобретает в настоящее время значимость общественного идеала. В общекультурном плане гуманизация рассматривается как процесс восхождения человека к себе, к человеческой сущности. С позиций широкой трактовки образования гуманизация означает перенесение центра внимания к интересам и роли личности — учащегося, педагога, — а также создание необходимых условий для их разностороннего развития. При всем многообразии подходов к выявлению сущностных характеристик процесса гуманизации образования (И.А. Зимняя, Т.С. Козлова, А.А. Кор-кмазов, Т.И. Котло, Б.Т. Лихачев, A.M. Столяренко и др.), исследователи едины в одном: это «очеловечивание человека» (В.П. Свечников), формирование личности, обладающей лучшими человеческими качествами уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой, творческими способностями (Е.Н. Шиянов).
Соответственно, к оценке системы образования необходимо подходить с точки зрения функционирования в ней гуманистических ценностей. Вместе с тем, в отдельные периоды истории человечества гуманистические ценности могут приобретать разное смысловое значение. Для современной России характерно обращение к западным гуманистическим ценностям. Однако, как отмечают исследователи (З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон), определение их ценностно-смыслового содержания и педагогического наполнения сопряжено с определенными трудностями, поскольку современный западный гуманизм переживает глубокий кризис, порожденный абсолютизацией принципа индивидуализма, эгоцентризма и произвола личности, забвением интересов социального целого, коллектива, человечества. В работах зарубежных авторов доминируют психологические и экономические представления о природе гуманистических ценностей и их проявлений в образовательной сфере (А. Маслоу, Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Шилз).
Гуманизация образования выводит на первый план задачи духовно-нравственного развития. Опыт великих соотечественников В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого представляет богатейший материал для осмысления данной проблемы. Все чаще педагоги-исследователи обращаются к философским воззрениям Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и других.
Различные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания находят свое отражение в исследованиях современных ученых: воспитание как возрождение человека культуры (Е.В. Бондаревская), социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи (А.В. Мудрик), духовно-нравственное становление студента в образовательном процессе вуза (Е.П. Белозерцев, М.С. Боброва, Л.Г. Брылева, З.И. Васильева), формирование нравственно-ценностной сферы сознания студентов в процессе обучения (В.П. Бездухов, Т.В. Жир-нова, В.В. Краевский), исследованы теоретические основы самоорганизуемой воспитательной деятельности (С.В. Кульневич), разработана технология самореализующейся личности учащегося в гуманизированной среде (Р.С. Арефьев, A.M. Мамадалиев, Т.Н. Розова), теоретически осмыслены феномены социализации и воспитания (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов), и др.
Несмотря на довольно обширную литературу, посвященную аспектам духовно-нравственного развития, проблемы воспитания современных школьников, студенческой молодежи остаются малоисследованными. В настоящий момент важна актуализация и новое прочтение тех гуманистических теорий и этико-философских концепций великих мыслителей прошлого, которые могут внести вклад в решение проблематики гуманизации образования и стать существенной частью данного процесса. Таким потенциалом обладает система этико-педагогических воззрений великого немецкого философа и ученого-гуманиста Иммануила Канта (1724-1804 гг.).
Обращение к духовному, научному наследию И. Канта, посвятившему значительную часть своего философского творчества осмыслению феномена человеческого разума, его познавательной способности, функционированию и развитию сферы рационального, представляется исторически востребованным, логически обоснованным и закономерным фактом.
Философия и этика И. Канта, его жизненный путь привлекали внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, в то время как педагогические воззрения великого философа незаслуженно остались в тени. На настоящий момент времени мы располагаем лишь некоторыми исследованиями, посвященными различным аспектам данной проблематики.
Различные аспекты этико-философской концепции Канта нашли свое освещение в работах отечественных и западных философов: проблема добродетели у И. Канта (В.В. Васильев), теологические истоки категорического императива И. Канта (Ю.М. Бородай), онтологические истоки истины и заблуждения в сфере автономии нравственного сознания (М.А. Кис-сель), «этикотеология» И. Канта (Т.И. Ойзерман), трансцендентальные проблемы этики Канта, субъективная дедукция нравственной нормы как теория ценности (А.К. Судаков), концепция свободы в этике Канта (Т.А. Кузьмина), сравнительный анализ этических концепций И. Канта и В. Соловьева (В.В. Лазарев), проблема человека в философии И. Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX — первой трети XX в. (Г.Г. Кругликова), своеобразие кантов-ской религиозной концепции (В.Д. Шмелев), проблемы философии морали у Канта (Т. Адорно), соотношения категорий моральности и счастья в эти-ко-интеллектуальной рефлексии И. Канта (М. Форшер), морали и нравственности в свете современной дискурс-этики (И. Хабермас), проблема высшего блага у Канта (Г. Кунико), совести как источнике нравственных суждений (Г. Гофмейстер) и др.
Тематические выпуски Калининградского госуниверситета «Кантов-ско го сборника» содержат публикации, посвященные анализу этического учения философа в смысловом поле проблемы этико-воспитательной рефлексии (Ю.В. Согомонов, Е.П. Потапова), анализу идей Канта о моральном воспитании под углом зрения проблемы формирования творческой личности (И.С.Кузнецова), осмыслению принципа категорического императива и системы моральных законов (Г.Н. Гумницкий).
Интерес представляют разработки по теме трансцендентально-философского обоснования принципов обучения и воспитания с точки зрения использования этико-философского наследия Канта (Л.И. Тетюев), исследование преломления трансцендентальных идей философа в социальной педагогике Пауля Наторпа (В.Н. Белов), общая характеристика педагогических взглядов Канта (З.И. Ефремова), осмысление преломления идей философа и общечеловеческих ценностей в отечественной педагогике (О.В. Кузнецова). Общая характеристика системы нравственного воспитания Канта представлена в публикации Н.Е. Воробьева, А.Ю. Щачиной. Рассмотрены идеи нравственного воспитания в рациональной этике Канта (А.Ю. Буталова), проведено исследование проблемы человека в философии Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX — первой трети XX в. (Г.Г. Кругликова).
Однако до настоящего момента не было проведено системного анализа этико-педагогической доктрины великого немецкого философа в контексте современных проблем, вставших перед отечественным образованием, что, несомненно, обедняет теоретическую базу современного гуманистического образования.
Проблема исследования: Каков педагогический потенциал философии гуманизма И. Канта? Каковы характерные черты этико-педагогической концепции И. Канта? Какова область педагогического применения принципов воспитания и обучения, выделенных И. Кантом? Какие черты рационализма И. Канта и особенности трактовки им проблемы рационального могут быть полезными для педагогических реалий настоящего времени? Каковы предпосылки функционирования этико-педагогических принципов философа в современном образовательном процессе?
Объект исследования — этико-педагогические взгляды великого немецкого философа И. Канта в их соотнесенности с современной проблематикой гуманизации образования.
Предмет исследования — этико-педагогических принципы И. Канта и их теоретико-концептуальная проекция на актуальные проблемы процесса гуманизации образования.
Цель исследования — теоретический анализ этико-педагогического учения времени, определение возможностей его использования в теории и практике И. Канта в контексте педагогической проблематики настоящего гуманизации образования.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогический потенциал гуманизма философии И. Канта, определить сущностные черты его этико-педагогической концепции.
2. Охарактеризовать черты рационализма И. Канта и особенности трактовки им проблемы рационального, представляющие теоретическую значимость для педагогических реалий настоящего времени.
3. Выявить область практического применения и предпосылки функционирования этико-педагогических принципов И. Канта в современном образовательном процессе.
Теоретико-методологическая основа исследования: гуманистическая философия образования, философские и психолого-педагогические теории личности (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, М.А. Розов, Б.Г. Юдин), положения о личности как о субъекте деятельности и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн), теории нравственного воспитания (В.И. Блинов, Г.Я. Козловская, В.М. Коротов, Б.Г. Лихачев, A.M. Новиков, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин), этико-гуманистические концепции западных и отечественных мыслителей (Р.Г. Апресян, О.Ф. Больнов, Э. Венигер, А.А. Гусейнов, Й. Дерболав, К.Х. Дикоп, В. Дильтей, О.Г. Дробницкий, Е. В. Зо-лотухина-Аболина, Й. Лангевелд, И.Я. Лернер, Д.С. Лихачев, Г. Ноль, В. Флитнер, В. Франкл, Ю.В. Шатин, А. Швейцер, У. Штерн, и др.).
Исследование опирается на теории о сущности гуманизации образования как педагогического феномена (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, М.Ю. Карелина, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, Н.Ю. Максимова, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, В.Д. Чаруш-ников, Е.Н. Шиянов); концепции личностно-ориентированного подхода к обучению (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концепции гуманно-личностной гармонизации (Ш.А. Амонашвили, В.И. Звягинский). Особое значение для исследования имело освещение проблемы организации педагогического процесса (В.В. Краевский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина), публикации последних лет, в которых анализируются гуманистические воспитательные системы, проблемы воспитания личности обучаемого в современных условиях (Н.Г. Алексеев, Л.Ф. Брюховецкая, В.Т. Лисовский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.С. Якиманская).
В соответствии с целями и задачами исследования используются исторические и логические методы, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, источников и научной литературы.
Этапы исследования.
На первом этапе (2003-2004 гг.) изучалась теория и практика гуманизации образования в России и за рубежом, выявлялись этико-педагогические концепции, способные дать ключ к решению проблем, вставших перед современным образованием, пополнить теоретическую основу процесса его гуманизации. В качестве одной из таких концепций было определено этико-педагогическое учение И. Канта. Уточнялась формулировка темы, определялись цель и задача исследования.
На втором этапе (2004-2005 г.) осуществлялось углубленное изучение источников, накопление исследуемого материала, его системный анализ в соответствии с намеченным планом, апробировались основные положения исследования. Параллельно изучалась психолого-педагогическая, философская, этическая, религиоведческая литература, что позволило обеспечить научную интерпретацию и оценку философских и этико-педагогических взглядов И. Канта.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) обобщались результаты исследования, уточнялась логика изложения, продолжался процесс публикации текстов и монографии, завершалось литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыт гуманистический потенциал этико-педагогического учения И. Канта — концепции формирования моральной культуры воспитанника как способа рационалистического мышления, модели сочетания принципов необходимости и свободы; целью морального воспитания, согласно постулату «чем более человек добродетелен, тем более он свободен», является добродетельная личность, способная к этической рефлексии на базе освоенной системы моральных понятий; раскрыто содержание основополагающих принципов этико-педагогического учения И. Канта: служения индивидуума идее всеобщего блага; параллельного, пропорционального и взаимоопределяющего развития педагогической системы и иерархии человеческих способностей; полезности в воспитании и обучении; диалога с разумом обучаемого; первенства для личности моральной веры по отношению к религиозной; выделены и интерпретированы с позиции задач гуманизации образования педагогические установки философа: на саморазвитие и самореализацию индивидуума; на пробуждение, активизацию и совершенствование конструктивной личностной и педагогической рефлексии; на пробуждение интереса к противоречивому пути развития мышления; показана область педагогического применения основных этико-педагогических разработок И. Канта (педагогическое целеполагание, формирование нового педагогического мышления и развитие способности к педагогической рефлексии как важнейших компонентов педагогической культуры и факторов гуманизации современных образовательных систем; этика профессиональной деятельности педагога; осмысление с новых гуманистических позиций понятия «рациональность»; теория умственного развития, нравственное воспитание и интеллектуальное развитие обучаемых).
Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе и обобщении этико-педагогических воззрений И. Канта, имеющих значение в определении и конкретизации концептуальных основ гуманизации современного образования. Исследование позволяет с новых теоретических позиций осмыслить процесс гуманизации современного образования и его сущностные проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при решении современных проблем гуманизации образования, а также при разработке учебных курсов по истории педагогики, педагогике, этике, педагогической антропологии; полученные результаты могут быть положены в основу разработки отдельного спецкурса; материалы могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей. Исследование может быть использовано при создании курса этики для школьников.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на 7-й и 8-й Международных научно-методических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2004; 2005); 6-й Международной научной конференции «Наука и образование» (Бело-во, 2006); 7-й Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2006); 4-й Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: исследование и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2006), на заседаниях кафедры общей и профессиональной педагогики Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этико-педагогическое учение И. Канта по своей полноте, проработанности идей имеет теоретико-методологическую значимость для осмысления современной практики гуманизации образования. Его гуманистический потенциал раскрывают: концепция формирования моральной культуры воспитанника как способа рационалистического мышления; педагогические принципы, определяющие процесс нравственного воспитания в ценностно-смысловом, содержательном, когнитивно-мотивационном отношениях; рационалистическая модель педагогического целеполагания с опорой на принцип сочетания необходимости и свободы; ценностно-смысловые установки нравственного воспитания.
2. Расширение И. Кантом значения понятия «рациональность» позволяет при трактовке педагогической системы целей нравственного воспитания вводить в нее элементы педагогической рефлексии, педагогической прагматики, идеи служения всеобщему благу и приоритета моральной веры над религиозной, критерии параллельности, пропорционального и взаимоопределяющего развития педагогического процесса и иерархии человеческих способностей.
3. Ядро нравственного воспитания, согласно учению И. Канта, состоит в саморазвитии и самовоспитании личности в соответствии с ценностно-смысловой установкой «чем более человек добродетелен, тем более он свободен», что предполагает развитие представлений о сущности человеческих добродетелей, способности к оцениванию морального выбора и деятельности, воспитание характера, «освобожденного от страстей».
4. Основными условиями функционирования этико-педагогических принципов И. Канта в образовательном процессе являются: аксиологиза-ция содержания образования; организация образовательного пространства как «поля самоактуализации», сферы саморазвития, самопознания обучаемых; корректировка и сопряжение всех элементов образовательного процесса с основополагающим принципом служения идее всеобщего блага; активное овладение содержанием этико-педагогических воззрений И. Канта субъектами образовательного процесса.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Аксиология инноваций в современной образовательной культуре2020 год, доктор наук Сухоруких Алексей Викторович
Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики2001 год, доктор философских наук Сергеева, Татьяна Борисовна
Педагогические условия ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования2005 год, кандидат педагогических наук Кулешова, Елена Викторовна
Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта2003 год, кандидат педагогических наук Буталова, Анна Юрьевна
Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского1984 год, кандидат философских наук Карпова, Наталия Львовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Суслова, Ия Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретический потенциал этико-педагогического учения И. Канта может быть охарактеризован следующим образом: целью морального воспитания является добродетельная личность, способная к этической рефлексии на базе освоенной системы моральных понятий.
2. Основополагающими принципами этико-педагогической доктрины И. Канта являются: служения индивидуума идее всеобщего блага; парал
1 дельного, пропорционального и взаимоопределяющего развития педагогического процесса и иерархии человеческих способностей; полезности в воспитании и обучении; диалога с разумом обучаемого; первенства для личности моральной веры по отношению к религиозной; этический постулат философа «чем более человек добродетелен, тем более он свободен».
3. Актуальными с позиции задач гуманизации образования являются выделенные и интерпретированные в исследовании педагогические установки философа: на саморазвитие и самореализацию индивидуума; пробуждение, активизацию и совершенствование конструктивной личностной и педагогической рефлексии; пробуждение интереса к противоречивому пути развития мышления.
4. Областью их педагогического применения являются педагогическое целеполагание, формирование нового педагогического мышления и развитие способности к педагогической рефлексии как важнейших компонентов педагогической культуры и факторов гуманизации современных образовательных систем; этика профессиональной деятельности педагога; осмысление с новых гуманистических позиций понятия «рациональность»; теория умственного развития, нравственное воспитание и интеллектуальное развитие обучаемых.
5. Ряд актуальных для современного российского образования проблем может быть более глубоко осмыслен с помощью этико-педагогических воззрений И. Канта. Критический рационализм и теория познания И. Канта вызывает к жизни новый взгляд на проблему рациональности (в т. ч. научной). Расширение значений понятия «рациональность» до его смысловой корреляции с категориями «разум, разумное» способно обогатить систему современных педагогических целей.
6. Основными условиями функционирования этико-педагогических принципов И. Канта в образовательном процессе являются: аксиологиза-ция содержания образования в системах базового и высшего профессио-1 нального образования; организация образовательного пространства как поля самоактуализации», сферы саморазвития, самопознания обучаемых; корректировка и сопряжение всех элементов образовательного процесса с основополагающим принципом служения идее всеобщего блага; активное овладение содержанием этико-педагогических воззрений И. Канта всеми ► субъектами образовательного процесса.
182
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Суслова, Ия Борисовна, 2006 год
1. Адорно, Т. Проблемы философии морали Текст. / Т. Адорно. — М., 2000.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш.А. Амонашвили. — Минск, 1998.
3. Он же. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш.А. Амонашвили. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Он же. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики Текст. / Ш.А. Амонашвили. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998.
5. Аралова, Г.Н. Становление нового педагогического мышления как фактор гуманизации школы Текст.: дис. канд. пед. наук / Г.Н. Аралова. —
6. Комсомольск-на-Амуре, 2004.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст.: учеб. для вузов / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл; Академия, 2002.
8. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте Текст. : 1-4 классы : пособие для учителя / Г.А. Бакулина. — М.: Владос, 2002.t 8. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования
9. Текст. / М.Н. Берулава. — М.: Гелиос АРВ, 2000.
10. Бим-Бад, Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня Текст. / Б.М. Бим-Бад.—М.: Изд-во Рос. открыт, ун-та, 1994.
11. Боброва, М.С. Духовно-нравственное становление студента в образовательном процессе вуза Текст. : дис. . канд. пед. наук /
12. М.С. Боброва. — СПб., 2005.
13. Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века Текст. / М.В. Богуславский // Педагогика. — № 4. — С. 63-70.
14. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — М.-Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999.
15. Борисова, Е.М. Основные направления современной западной философии Текст. : учеб. пособие / Е.М. Борисова, Н.Я. Куртонина. — М., 1990.
16. Булгакова, И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX — начала XX века Текст. : дис. . канд. фи-лос. наук / И.Я. Булгакова. — М., 2001.
17. Бурханов, Р.А. Практическая философия И. Канта Текст. / Р.А. Бурханов. — Нижневартовск : Изд-во Нижневартов. пед. ин-та, 1998.
18. Буталова, А.Ю. Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта Текст. : дис. . канд. пед. наук / А.Ю. Буталова. — Волгоград, 2003.
19. Вазина, К.Я. Самообразование человека и модульное обучение Текст. / К.Я. Вазина. — Новгород, 1991.
20. Васильев, В.А. И. Кант о добродетели Текст. / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4. — С. 209-222.
21. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше: история новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд. — М.: Канон-Пресс ; Кучково поле, 1998.
22. Воробьев, Н.Е. Система нравственного воспитания И. Канта Текст. / Н.Е. Воробьев, А.Ю. Щачина // Педагогика. — 2005. — № 5.
23. Гарин, И.И. Кант Текст. / И.И. Гарин. — Харьков, 1995.
24. Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости Текст. / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2003. — № 5. — С. 18-22.
25. Гершунский, Б.С. Образование в 3-м тысячелетии: гармония знания и веры Текст. / Б.С. Гершунский. — М.: Моск. психолог.-соц. ин-т, 1997.
26. Гринишин, Д.М. Иммануил Кант. Ученый, философ, гуманист Текст. / Д.М. Гринишин, С.В. Корнилов. — JI.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1984.
27. Гулыга, А.В. Кант Текст. / А.В. Гулыга. — М. : Молодая гвардия, 2005.
28. Он же. Немецкая классическая философия Текст. / А.В. Гулыга. — М.: Айрис-Пресс, 2001.
29. Гуманизация образования Текст. — Сочи : Изд-во НОЦ РАО. — 2005. —№ 1.
30. Гуманизация процесса обучения. Совместное творчество учителя и ученика Текст. : сб. ст. / отв. ред. И.А. Сыров. — Стерлитамак : Стерли-тамак. гос. пед. ин-т, 2001.
31. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) Текст. / под общ. ред. Н.Л. Се> ливановой ; ред.-сост. Е.И. Соколова. — М.: Пед. о-во России, 1998.
32. Гуманная педагогика и духовный мир учителя Текст. : материалы межрегион, науч.-практ. семинара. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001.
33. Гусейнов, А.А. Введение в этику Текст. / А.А. Гусейнов. — М., 1985.
34. Он же. Этика : учеб. / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М.: Гарда-( рика, 1998.
35. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования : учеб. пособие для студентов пед. специальностей Текст. / Э.Н. Гусинский. — М. : Логос, 2003.
36. Данилова, М.М. Индивидуализм: история и современность (фи-лософско-культорологический анализ) Текст. : автореф. канд. . филос.1 наук / М.М. Данилова. — Ростов н/Д., 2001.
37. Девятова, С.В. Культура, образование и демократия Текст. / С.В. Девятова, В.И. Купцов // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — №1. —С. 74-90.
38. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики Текст. / ( А.Н. Джуринский. — М., 1998.
39. Долженко, О. Очерки по философии образования Текст. / О. Долженко. — М., 1995.
40. Доронина, Н.С. Проблемы веры : этический аспект; И. Кант и русская философия всеединства Текст. : дис. . канд. филос. наук / Н.С. Доронина. — СПб., 2000.
41. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / > Дж. Дьюи. — М.: Лабиринт, 1999.
42. Жирнова, Т.В. Формирование нравственно-ценностной сферы сознания студентов в процессе обучения в колледже (на примере экономического колледжа) Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т.В. Жирнова. — Самара, 2004.
43. Жуков, В.А. Предыстория немецкой классической философииот Лейбница к Канту : дис. д-ра филос. наук / В.А. Жуков. — М., 1994.
44. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды Текст. / Л.В. Зан-ков. — М.: Дом педагогики, 1999.
45. Занько, С.Ф. Игра и учение Текст. / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова. Ч. 1,2. — М., 1992.
46. Зинченко, В.П. Образ и деятельность Текст. / В.П. Зинченко. — М.-Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.
47. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика : истоки и проблемы: учеб. для вузов Текст. / Е.В. Золотухина-Аболина. — Ростов н/Д.: Март, 1998.
48. Зуев, Д.Д. Какой должна быть педагогика XXI в.? Текст. / ' Д.Д. Зуев // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 97-101.
49. Иванцева, Т. Гуманитаризация образования в информационном обществе Текст. / Т. Иванцева // Высшее образование в России. — 2005. — №4. —С. 104-107.
50. Интеллектуально-эстетические идеалы современного студенчества Текст. // Педагогика. — 2005. — № 6.
51. Иоанн Павел II. Мысли о земном Текст. / Иоанн Павел II. — М., 1992.
52. История философии : Запад — Россия — Восток. Кн. 2 : Философы XIV-XIX вв. Текст. / под ред. Н.В. Мотрошиловой. — М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шалича, 1996.
53. Казакова, С. Ю. Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования Текст. : дис. . канд. филос. наук / С. Ю. Казакова. — Ростов н/Д., 1999.
54. Камшилова, Н.П. Гуманизация системы образования современной России Текст. / Н.П. Камшилова. — Саратов, 2000.
55. Кант и философия в России Текст. / под ред. Н.В. Ветровой. — М.: Наука, 1994.
56. Кант, И. Лекции по этике Текст. / И. Кант. — М. : Республика, 2000.
57. Он же. Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 : К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. Успехи метафизики Текст. / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994.
58. Там же. Т. 2 : Докритические произведения Текст. / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994.
59. Там же. Т. 3 : Критика чистого разума Текст. / И. Кант. — М. : ЧОРО, 1994.
60. Там же. Т. 8 : Статьи, лекции. Избранные письма из рукописного наследия Текст. / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994.
61. Там же. Т. 4: Основоположения метафизики нравов Текст. / И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994.
62. Он же. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. — М.: Наука, 1980.
63. Кантовский сборник Текст. : межвуз. темат. сб. науч. тр. — Вып. 13. — Калининград, 1988.
64. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта Текст. / Э. Кассирер; отв. ред. JI.T. Мильтская. — СПб.: Университетская книга, 1997.
65. Киктев, С.В. Программа и содержательный минимум содержания образования учебной дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» (педагогический модуль) Текст. / С.В. Киктев. — Сочи : СПИ СГУТиКД, 2005.
66. Киселева, Е.А. Индивидуализация подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.А. Киселева. — Челябинск, 1998.
67. Она же. Гуманизация образования — гуманизация жизни Текст. / Т.Г. Киселева // Научные и технические библиотеки.—2000.—№ 1. — С. 60-64.
68. Колесникова, И.А. Гуманитаризация непрерывного образования — одно из направлений модернизации российского общества Текст. / И.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 1. — С. 86-108.
69. Кожеурова, Н. Научить философии нельзя Текст. / Н. Кожеурова // Высшее образование в России. — 2000. — № 4. — С. 70.
70. Критика чистого разума Канта и современность Текст. — Рига : Зинатне, 1984.
71. Кругликова, Г.Г. Проблема человека в философии И. Канта и фи-лософско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX — первой трети XX века Текст. : дис. . канд. пед. наук / Г.Г. Кругликова. — М., 2003.
72. Кузнецова, А.Я. Гуманизация образования и интеллект Текст. / А.Я. Кузнецова. — Новосибирск : изд. компания «Лада», 1999.
73. Кузнецова, И.С. Иммануил Кант Текст. / И.С. Кузнецова. — Калининград : Янтарная сказка, 1998.
74. Кутьев, В.О. Проблемы гуманистической педагогики : методология, теория, технологии Текст. / В.О. Кутьев // Педагогика. — 2000. — №3. —С. 103-106.
75. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и Росси. Кант — Гегель — Соловьев Текст. / В.В. Лазарев. — М.: ИФРАН, 1996.
76. Лазарев, Н.А. Роль веры и знания в процессе познания Текст. : учеб. пособие по философии, психологии и педагогике для студентов и аспирантов / Н.А. Лазарев. — Сочи : НОЦ РАО, 2002.
77. Ларькова, Е.П. Гуманитарное проектирование как средство гуманитаризации высшего технического образования Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.П. Ларькова. — Саратов, 2000.
78. Лежников, В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути —философский аспект Текст. : дис. . д-ра пед. наук / В.П. Лежников. — М., 1996.
79. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики Текст. / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005.
80. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /
81. А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.
82. Леонтьева, Е.Ю. Рациональность и ее типы: генезис и эволюция Текст.: дис. д-ра фил ос. наук / Е.Ю. Леонтьева. — Волгоград, 2003.
83. Лихачев, Б.Г. Педагогика Текст. / Б.Г. Лихачев. — М. : Просвещение, 1993.
84. Лихачев, Д.С. Письма о добром Текст. / Д.С. Лихачев. — СПб. : Блиц, 1999.
85. Лучшие публикации «Кантовского сборника». 1975-2001 Текст. — 2-е изд., доп. / отв. ред. В.Ю. Курпаков, Л.А. Калинников. — Калининград : Изд-во КГУ, 2003.
86. Мамардашвили, М.К. Кантианские вариации Текст. / М.К. Ма1 мардашвили; под ред. Ю.П. Сенокосова. — М.: АГРАФ, 1997.
87. Максимова, НЛО. Гуманизация образования как социокультурный процесс (философский аспект) Текст. : дис. . канд. пед. наук / Н.Ю. Максимова. — М., 2003.
88. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А.Маслоу. — СПб., 1997.
89. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. — М.: Педагогика, 1972.
90. Методологические проблемы психологии личности: Сб. науч. тр. — М., 1981.
91. Моздалевский, JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Текст. / JI.H. Моздалевский. — СПб. : Але-тейя, 2000.
92. Неволина, И.Я. Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Я. Неволина. — Краснодар, 2000.
93. Новые исследования в педагогических науках Текст. — М. : > Педагогика, 1991.
94. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) Текст. — М. : Изд-во УРАО, 1999.
95. Огурцов, А.П. Образы образования. Западная философия образования. XX век Текст. / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. — СПб.: РХГИ, 2004.
96. Ойзерман, Т.И. Этикотеология И. Канта Текст. / Т.И. Ойзерман. — СПб., 1999.
97. Педагогика и логика Текст. / Г.П. Щедровицкий, В.М. Розин и др. — М.: Касталь, 1993.
98. Педагогическая антропология Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. — М.: УРАО, 1998.
99. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.
100. Попов, JI.A. Этика Текст. : курс лекций / JI.A. Попов. — М. : ЦЕНТР, 1998.
101. Посохова, JI.A. Этические взгляды Альберта Швейцера в контексте современных проблем гуманизации образования Текст. : дис. . канд. пед. наук / Л.А. Посохова. — Сочи, 2003.
102. Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах Текст. : матер. 5-й Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. — Сочи : РИО СГУТиКД, 2002.
103. Пряникова, В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли Текст. : учеб.-справ. / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. — М. :1 Новая школа, 1995.
104. Пудов, А.Г. Кризис технической цивилизации и его влияние на менталитет : дис. канд. филос. наук/ А.Г. Пудов. —Якутск, 2001.
105. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. : в 2. т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.
106. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании Текст. / Ж.-Ж. Руссо. — М.: Прогресс, 1996.
107. Рыбин, В.А. Гуманизм : опыт философского осмысления Текст. / В.А. Рыбин // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 10. — С. 34-40.
108. Салов, Ю.И. Логика социокультурной эволюции Текст. : дис. . д-ра филос. наук / Ю.И. Салов. — Ростов н/Д., 2000.
109. Он же. Психолого-педагогическая антропология Текст. /
110. Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
111. Синянский, Д.А. Картина мира и кризис современной цивилизации Текст.: дисканд. филос. наук / Д.А. Синянский. — Ростов н/Д., 2002.
112. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. / В.А. Сластенин. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.
113. Слинин, Я.А. Этика Иммануила Канта Текст. / Я.А. Слинин // Критика практического разума [Текст]. — М., 1995. — С. 5-52.
114. Соколова, JI.B. Воспитание ребенка в русских традициях Текст. / JI.B. Соколова, А.Ф. Некрылова. — М.: Айрис-пресс, 2003.
115. Степашко, JI.A. Философия и история образования Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / JI.A. Степашко. — М.: МПСИ ; Флинта, 1999.
116. Стретерн, П. Кант за 90 минут Текст. / П. Стретерн. — М.: Ас-трель, 2004.
117. Судаков, А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон Текст. / А.К. Судаков. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.
118. Суслова, И.Б. Рационалистическая дидактика И. Канта в контексте современной педагогической проблематики Текст. / И.Б. Суслова // Вопросы гуманитарных наук. — 2005. — № 5 (20). — С. 119-128.
119. Суслова, JI.A. Философия И. Канта Текст. / И.Б. Суслова. — М.: Высшая школа, 1988.
120. Терещенко, А.Ю. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения Текст. : автореф. дисканд. пед. наук / А.Ю. Терещенко. — Волгоград, 2002.
121. Тетюев, Л.И. Иммануил Кант и проблемы современной педагогики: трансцендентально-философское обоснование принципов образования и обучения Текст. / Л.И. Тетюев // Философия и проблемы современности. — Саратов, 2003.
122. Торубарова, Т.В. Проблема свободы в новоевропейской метафизике (от Декарта к Канту) Текст. / Т.В. Торубарова : дис. . канд. филос. наук. —СПб., 1994.
123. Траилин, Г.Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки (на примере специальностей соционо-мического типа) Текст. : дис. . канд. психол. наук / Г.Н. Траилин. — Краснодар, 1997.
124. Тюнников, Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя Текст. / Ю.С. Тюнников, Ю.А. Юрченко. — Сочи : РИО СГУТиКД, 2001.
125. Уляев, С.И. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста Текст.: дис. . канд. пед. наук / С.И. Уляев. — Ставрополь, 2002.
126. Федорова, Ю.Ю. Персонализм в отечественной гносеологии XX века и идеи И. Канта Текст. : дис. . канд. филос. наук / Ю.Ю. Федорова.— Ульяновск, 1999.
127. Федоряк, J1.M. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни? Текст. / JI.M. Федоряк // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 35-40.
128. Философия и проблемы современности Текст. : сб. науч. тр. — Саратов : Научная книга, 2003.
129. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе Текст. / Ю.Г. Фокин. — М.: Академия, 2002.
130. Харисова, JI.A. Религиозная культура в содержании общего образования Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук / JI.A. Харисова. — Казань, 2002.
131. Харчев, А.В. Социология семьи и проблемы становления науки Текст. / А.В. Харчев. — М.: ЦПС, 2003.
132. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика Текст. / В.Н. Харькин; под ред. В.А. Сластенина. — М.-Ростов н/Д. : Магистр, 1999.
133. Хорунжий, С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека Текст. / С.С. Хорунжий // Вопросы философии. — 2005. —№1.
134. Он же. Неотменимый антропоконтур. 2. Кантовы анропотопики Текст. / С.С. Хорунжий // Вопросы философии. — 2005. — № 2.
135. Чарушников, В.Д. Проблемы гуманизации современного образования Текст. / В.Д. Чарушников. — Кстово : НФВИУ, 2003.
136. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) Текст. / Н.И. Чуприкова. — М.-Воронеж : Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та ; Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2003.
137. Шичалин, Ю.А. Пути российского образования и православие Текст.: сб. ст. / Ю.А. Шичалин. — М., 1999.
138. Шишков, И.З. Немецкий критический рационализм: история и теория, проблемы и решения, тенденции развития Текст. : дис. . д-ра филос. наук / И.З. Шишков. — М., 1999.
139. Шмелев, В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта Текст. / В.Д. Шмелев. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994.
140. Штейнер, Р. Духовное обновление педагогики Текст. / Р. Штейнер. — М.: Парсифаль, 1995.
141. Щадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Щадриков. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
142. Этика Канта и современность Текст. : сб. науч. тр. — Рига, 1989.
143. Этика Канта и современность Текст. — Рига : Авотс, 1989.
144. Этика: энциклопедический словарь Текст. — М., 2001.
145. Этическая мысль Текст. : ежегодник. — М. : Ин-т философии РАН, 2000.145. То же.
146. Ячин, С. Антропологический принцип и идея образования Текст. / С. Ячин // Высшее образование в России. — 2005.—№ 3. — С. 127-129.
147. XIII Международные рождественские образовательные чтения Текст. // Педагогика. — 2005. — № 1.
148. Bockerstette, Н. Aporien der Freiheit und ihre Aufklarung durch Kant / H. Bockerstette // Stuttgart; Bad Cannstatt : Frommann-Holzboog. — 1982. —S. 442-453.
149. Cucico, G. Moralische Teleologie und hochstes Gut bei Kant /
150. G. Cucico // Wiener Jb. fur Philosophic. — Wien; Stuttgart, 1998. — Bd. 30. — S.111-124.
151. Forscher, M. Moralitat und Gliickseligkeit in Kants Reflexionen / M. Forscher // Ztschr. fur philos. Forschung. — Meisenheim/Glan. 1988. — Bd. 42, H.3. — S. 351-370.
152. Habermas, J. Moralitat und Sittlichkeit / J. Habermas // Rev. intern, de philosophic. Wettern. 1988. — Vol. 166. — № 3. — S. 320-360.
153. Hoffe, O. Universalistische Ethik und Urteilskraft: ein aristotelischer Blick auf Kant / O. Hoffe // Ztschr. fur philos. Forschung. — Meisenheim aam Glan. — 1990. — Bd. 44, H. 4 — S. 537-563.
154. Hofmeister, H. Das Gewissen als Ort sittlicher Urteilsfindung /
155. H. Hofmeister // Ztschr. fur Evangelische Ethik. — Gutersloh. — 1981. — Jg. 25, H. 1. — S.30^4.
156. Konhard, K. Die Unbegreiflichkeit der Freiheit / K. Konhard // Ztschr. fur philos. Forschung. — Meisenheim/Glan. — 1988. — Bd. 42, H.3. — S. 351-370.
157. Reikerstofer, J. Autonomie der Moral — Vorrang des Glaubens? / J. Reikerstofer // Grundlagen einer transzendental-philosophischen Sustematik. — Stuttgart, 1992. —S. 93-105.
158. Ritzel, W. Gluck versus Moral / W. Ritzel // Perspektiven der Philosophic. — Amsterdam, 1989. — Bd. 15. — S. 263-289.
159. Schmitz, H.-G. Moral oder Klugheit? : Uberlegungen zur Gestalt der Autonomic des Politischen im Denken Kants / H. Schmitz // Kant-Studien. — В., 1990. — Jg. 81, H. — 4 — S. 413-434.
160. Stark, W. Vorlesung — Nachlass — Druckschrift? : Bemerkungen zu «Kant iiber Padagogik» / W. Stark // Kant-Studien. — 2000. — Jg. 91, H. Sonderheft. — S. 94-105.159. http://antropology.ru/ru/texts.
161. Eine kurze Kantbiographie in Selbstaussagen Электронный доку-мент. : Zehn gern zitierte Selbst-Aussagen http://www.uni-marburg.de/kant/webseiWbio zit.h/.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.