Этико-философские концепции дисциплины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Жданова, Наталья Адамовна

  • Жданова, Наталья Адамовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 208
Жданова, Наталья Адамовна. Этико-философские концепции дисциплины: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Новосибирск. 2008. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жданова, Наталья Адамовна

ВВЕДЕНИЕ.

I. ДИСЦИПЛИНА В ИСТОРИИ НРАВОВ И ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

1.1. Античность. От преддисциплины — к гражданской и индивидуальной дисциплине.

1.1.1. Преддисциплина как реакция на «веления» Судьбы.

1.1.2. Спартанский тип дисциплины: система физических наказаний и строгое воспитание (муштра).

1.1.3. Личность и государство Древней Греции: дисциплина как согласованная гармония

1.1.4. Этические основы древней дисциплины: противоречивый характер соотношения элементов гражданственности и самодисциплины.

1.2. Христианское Средневековье. Сакральные основания индивидуального и гражданского типов дисциплины

1.2.1. Порядок б понимании средневекового человека и его отражение на дисциплинарных добродетелях.

1.2.2. Этические образы христианской дисциплины Средневековья (дисциплина западной и восточной патристики).

1.2.3. Дисциплина как система духовно-душевных упражнений и наказаний

1.2.4. Этико-социальные основания гражданской дисциплины Средневековья

1.3. Возрождение и Новое время: искажение оснований христианской дисциплины, изменившее соотношение индивидуальных и гражданских мотивов в ней.

1.3.1. Гуманистическая и протестантская дисциплина: от творческой индивидуальности - к идее терпеливого труда.

1.3.2. «Театральность» и механистичность гражданской дисциплины в философии Ж.-Ж. Руссо.

1.3.3. Типы императивов и значение моральной (индивидуальной) дисциплины в философии И. Канта.

I.4. XIX- XX вв.: от духовности как основы гражданской и индивидуальной дисциплины - к редукционизму дисциплинарного начала.

1.4.1. Духовно-этические основания дисциплины в русской философии конца XIX — первой половины XX века.

1.4.2. Дисциплина как изощренное тотальное манипулирование личностью в философии М. Фуко.

1.4.3. Современные тенденции развития дисциплины: преобразование дисциплинарного начала или его крушение?.

II. ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).

2.1. Место дисциплины в сфере человеческих отношений.

2.1.1. Сущность моральной дисциплины и ее генезис.

2.1.2. Роль дисциплины в сферах морали и права и соотношение права и морали в дисциплине. Проблема духовной дисциплины.

2.1.3. Понятие дисциплинарной нормы.

2.2. Этическая сущность дисциплинарного акта, функции дисциплины и ее классификация.

2.2.1. Структурные элементы дисциплины и дисциплинарного акта.

2.2.2. Функции дисциплины и механизм действия дисциплинарного акта.

2.2.3. Классификация форм дисциплины.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-философские концепции дисциплины»

Дисциплину как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам, можно считать одним из древнейших эти-ко-социальных феноменов. Именно он определяет во многом слаженность и эффективность работы каждого из конкретных социальных образований, чем объясняется интерес исследователей, изучающих отдельные его аспекты.

Работы отечественных авторов, посвященные изучению дисциплины, в большинстве своем рассматривают лишь отдельные сегменты общетеоретического целого, не дающие достаточно полного представления о самом предмете исследования как таковом. И хотя уже предпринимались попытки с философских позиций исследовать дисциплину, однако теоретико-практических версий ее происхождения, концептуально-выверенных осмыслений этого явления в области этического знания в настоящее время явно недостаточно, что не дает возможности выявить в полной мере механизм его действия в нравственном сознании человека и наметить более осознанные пути для управления процессом дисциплинирования личности и общества. Поэтому задача рассмотрения этических аспектов дисциплины до сих пор представляется чрезвычайно актуальной.

Далее, несмотря на то, что в этико-философских исследованиях неоднократно ставилась проблема структурных форм нравственного сознания, вопрос о месте в них дисциплины до сих пор остается фактически неизученным. В этой связи этико-философская аналитика дисциплины, понимаемая и как индивидуально-нравственная задача человека, способ обуздания им разнонаправленных мотивов и потребностей его моральной природы, и как система этических принуждений общества в отношении конкретного индивидуума, «встраивающая» его в сферу гражданских институтов, представляется в высшей степени необходимой. Она позволяет не только вскрыть источники данного явления в аналитике нравов и тем самым сделать выводы об его происхождении, но и определить особенности восприятия дисциплины в разных социокультурных традициях и типах общественного устройства, а также выявить в ней собственно этические качества добродетельности, позволяющие выстроить сложную систему духовно-нравственных отношений в виде акта, имеющего собственную предметную структуру.

Кроме того, в средствах массовой информации, в ряде философских и общегуманитарных источников неоднократно затрагивался вопрос о значении дисциплины в жизни российских граждан, о степени дисциплинированности человека в России и странах Запада и Востока, и, к сожалению, отечественная социально-дисциплинарная практика зачастую оценивалась отрицательно. Однако столь однозначные выводы нельзя считать до конца справедливыми, поскольку в них подменяется этико-философская аналитика указанного явления общими рассуждениями эмпирического характера, затемняющими или искажающими существо дела. В связи с этим возникает необходимость более пристально всмотреться в этико-социальные, духовно-этические, социокультурные основания дисциплины.

Степень разработанности темы '

Проблема дисциплины довольно подробно рассматривалась отдельными областями гуманитарного и социального знания: педагогикой, психологией, культурологией, социологией, юриспруденцией и др. В специальной литературе последнего времени тенденция расчленять целостную проблему дисциплины по узконаучному принципу нашла свое продолжение. Однако в условиях перехода российского общества к новому социальному и политическому устройству акценты при рассмотрении проблемы дисциплины несколько поменялись. Так, подверглись основательной переработке основные положения государственной и трудовой дисциплины (М.И. Губенко, А.В Селянин, М. Даглас, Н.В Чайковская и др.), и в первую очередь - правовые вопросы, связанные с нею (Е.В. Климкина, Н.В. Мизюк, JI.B. -Труханович, A.B. Сутягин и др.). Особенно внимательно изучались вопросы платежной дисциплины (Е.Г. Булгаков, A.B. Шумович, A.M. Косой, C.B. Ануреев, Т.П. Иванькова и др.). Не менее пристально рассматривались правовые проблемы воинской дисциплины (Ю.Н. Туганов, А.И. Шилов, В.В. Сметанников и др.) и тюремной (П.Е. Конегер, В.Е. Южанин и др.). Столь же внимательно, как и в прежние годы, исследовался психолого-педагогический аспект дисциплины, однако большинство работ ориентировано на сугубо практические вопросы (Дж. Уинделл, Ю.М. Орлов, C.B. Кривцова, А.Б. Рогозянский и др.). Из них следует выделить исследования в области философии и истории образования (А.П. Огурцов, Н.В. Максименко, Г.А. Нович-кова, А.Г. Абрамова, P.A. Рогожникова и др.), в которых сделаны значительные теоретические выводы о природе педагогической дисциплины. Необходимо также отметить работы, рассматривающие дисциплину применительно к политике (И.С. Савченко). В последние годы изучались также философские аспекты дисциплины. В советском обществознании 1980-90-х годов подробно-исследовал проблемы дисциплины в контексте идей управления, организационной" культуры, этики ответственности B.C. Манешин. Среди современных можно отметить работы Ю.Л. Егорова о философии управления,' А.П. Бандурина — о социальной регуляции, С.Г. Заржевского — о проблемах организационной культуры в современной России.

В последние десятилетия прошлого столетия в этико-философских трудах О.Г. Дробницкого (о природе морали), А.И. Титаренко (о структурах нравственного сознания) и др. проделана значительная работа, обеспечивающая теоретическое осмысление дисциплины как нравственного феномена. В недавних работах Р.Г. Апресяна, посвященных дисциплинарному и перфекционистскому языкам морали, особенностям общественной морали, расширены теоретические рамки этического рассмотрения дисциплины. Вслед за ним идею о дисциплинарном компоненте морали концептуально обосновал A.B. Прокофьев.

Однако, несмотря на то, что определенные философские аспекты дисциплины уже исследовались гуманитарными науками, этико-социальные, культурно-социальные и тем более собственно этические стороны ее остаются недостаточно изученными.

Объект, предмет и цель исследования Объект исследования - этические и социокультурные основания дисциплины. Предмет исследования - концепции дисциплины в этических учениях. Цель диссертационного исследования — этический анализ концепций дисциплины.

Задачи исследования

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1) выявление в истории философской мысли концепций дисциплины, наиболее полно воплощающих собой этический смысл сформировавшей их эпохи;

2) осмысление значения античной философии для возникновения дисциплины как этического феномена; выявление этико-семантического многообразия исследуемого понятия в стадии его происхождения-,

3) выявление возможной обусловленности характера дисциплины Средневековья духовно-религиозными основаниями; аналитика и теоретическая дифференциация понятий духовная и моральная дисциплина;

4) исследование причин и сущности изменений в характере дисциплины в эпоху Ренессанса, Реформации и Нового времени;

5) анализ особенностей дисциплины в период развития постклассической философской мысли; рассмотрение некоторых тендет^ий ее современного состояния',

6) определение места и роли дисциплины в сфере человеческих взаимоотношений;

7) исследование структурных аспектов дисциплинарного акта и функций дисциплины как социально-этического явления.

Материалы исследования

Задача представить этико-философские концепции дисциплины потребовала привлечения широкого комплекса философско-исторических, культурологических и этико-философских источников. При рассмотрении дисциплины античности изучались труды Платона, Аристотеля, Гесиода, а также работы иссле7 дователей древнегреческой и древнеримской истории, философии и культуры: А.Ф. Лосева, О. Шпенглера, Д.Л. Родзинского, Г.В. Драча, Ю.В. Андреева, A.A. Тахо-Годи, Ф.Х. Кессиди, A.B. Волошинова, A.C. Степановой и др.

Осознать смысл высказываний средневековых мыслителей (Августина, Генриха Сузо, И. Кассиана, Франциска Ассизского, Иоанна Таулера, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Григория Пала-мы, Дионисия Ареопагита, Климента Александрийского, И. Златоуста и др.), уяснить особенности средневекового мировоззрения помогли работы Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Дж. Янга, Альбера де Либера, Ж. Марите-на, С.С. Аверинцева, A.A. Королькова и др. Большую помощь в понимании смысла дисциплины как физического наказания оказала работа В. Купера.

Представления о дисциплине мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации и эпоха Нового времени (Л. Валы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, М. Лютера, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, И. Канта и др.) изучались на основе трудов этих философов, а также работ А.Ф. Лосева, М. Вебера, А. Валлона, В. Виндельбанда, Э. Кассирера, Э. Ю. Соловьева, Ж. Маритена и др.

При исследовании дисциплины периода Х1Х-ХХ вв. рассматривались труды известных русских философов: Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, С.И. Гессена, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского, а также европейских мыслителей: Ф. Ницше,

A. Шопенгауэра, М. Фуко и др. Существенную помощь в осознании отношения русских философов к проблемам дисциплины оказали работы С.И. Гессена,

B.В. Зеньковского, О.С. Соиной, В.Н. Назарова, Е.Д. Мелешко и др. Дисциплина в ее современном состоянии рассматривалась на основе работ П. Козловски, М. Бубера, А.П. Огурцова, Ф. Хайека, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова и др.

Сравнительный анализ западноевропейского и восточноевропейского типов дисциплины осуществлялся с помощью научных изысканий Н.Я. Данилевского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, С.С. Аверинцева, В.Н. Лосского, В. Шубарта, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова.

Рассмотреть теоретический аспект дисциплины помогли исследования О. Шпенглера, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, Р.Г. Апресяна, A.B. Разина,

П.А. Сорокина, И.И. Ивина, A.A. Королысова, А.Е. Зимбули, В.И. Аршинова и В.Г. Буданова, О.С. Соиной и В.Ш. Сабирова и др.

Методологические основы*исследования При изучении западноевропейской и восточноевропейской (в том числе и русской) социокультурных традиций в отношении к дисциплине как физическому наказанию, как регулятору морально-правовых и духовно-нравственных вопросов привлекался метод философско-кулътурологической компаративистики, позволяющий осуществить сопоставление историко-культурологических источников, взглядов западных и русских философов относительно указанных проблем дисциплины. В рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников были выявлены общие и- специфические черты» правовой, духовной и этической «составляющих» дисциплины. Для данного исследования был крайне актуален герменевтический метод с подходом к объекту исследования как к< результату исторического накопления смыслов (Ж. Маритен, О. Шпенглер, В. Шубарт, A.A. Корольков и др.), что дало «возможность теоретически углубить понимание содержания интерпретируемого объекта. Кроме того, в работе представлена попытка определения семантики дисциплины, для чего был использован аналитико-семантический метод исследования словарных статей различных словарей (толковых, энциклопедических, педагогического, философских и др.).

Научная« новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе этико-философских концепций индивидуальной и гражданской дисциплины в разные исторические эпохи, в ходе которого

- определены специфические черты, характеризующие этическое содержание дисциплины различных культурно-исторических эпох, а также общая тенденция развития дисциплинарного начала в индивидуальной и гражданской формах проявления; введено и в общих чертах охарактеризовано понятие «дисциплинарный акт», положенное в основание рассмотрения различных концепций;

- на основе исследования этико-философских концепций периода античности выдвинута версия о пропедевтике дисциплины, отмечены явления, которые можно назвать ее этическими корнями; выявлено этико-семантическое многообразие понятия дисциплина;

- на основе исследования этико-философской концепции дисциплины эпохи Средневековья подтверждена идея обусловленности характера дисциплины данного периода духовно-религиозньши основаниями; дифференцированы понятия духовная, моральная, правовая и антропологическая дисциплина; высказана мысль о возможности существования иного, отличного от западноевропейского типа дисциплины;

- в ходе изучения этико-философских концепций дисциплины эпох Возрождения и Нового времени определены причины и характер деформации основ христианской дисциплины, появления собственно индивидуального дисциплинарного акта\

- при рассмотрении этико-философских концепций дисциплины в период развития постклассической философской мысли в определенной мере подтверждена идея о возможности существования ментальных спецификаций дисциплины', отмечены явления редукционизма дисциплины в ее западноевропейском варианте; названы некоторые причины и характер ее современных перевоплощений;

- осуществлен анализ генезиса моральной дисциплины; определена роль дисциплины в сферах морали и права', освещена проблема духовной дисциплины', дана общая характеристика дисциплинарной нормы;

- предпринята попытка рассмотреть структурное содержание дисциплины как этического феномена; предложена версия о механизме действия дисциплинарного акта; на основе аристотелевского принципа «золотой середины» указаны «идеальные» этические характеристики лиц, вступивших в дисциплинарный акт, а также возможные отклонения от «идеала» в зависимости от превышения или ослабления полномочий каждой из сторон; выявлены ее основные функции, предложены возможные варианты классификации дисциплины как этического явления.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Дисциплина - постепенно развивающееся явление, поэтому об авторских этико-философских ее концепциях можно говорить, лишь начиная с эпохи Нового времени. В предыдущие исторические периоды таковыми концепциями следует считать совокупность этико-философских идей отдельных мыслителей или философских школ о порядке, формах «заставления» и наказания, обучения и воспитания, представляющих собой определенные грани дисциплины.

2. Дисциплина есть двуединый процесс взаимодействия принуждающей и подчиняющейся сторон, поэтому он может быть представлен как дисциплинарный акт. При этом- в разные культурно-исторические эпохи он приобретает специфические свойствадетерминированные глубинными культурно-историческими и духовно-этическими процессами.

3. Античная философия и культура предопределили характер добродетельности дисциплины, выбор форм поведения в ходе дисциплинарного акта, а также сформулировали этические предписания следования разумному началу универсума. Платоновские тимос (обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросину (соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним поведением, выраженным в наведении общего порядка) можно назвать этическими корнями дисциплины.

4. Христианское Средневековье, базировавшееся на духовно-религиозных основаниях, повлияло на дифференцирование понятий духовная, моральная, правовая, антропологическая дисциплина, а также на представления людей о должном порядке и дисциплинарных добродетелях. При этом этический образ религиозной дисциплины, способы наказаний у католиков и православных зависели во многом от выбора пути постижения Божественной истины.

5. Культурно-исторические и мировоззренческие изменения, произошедшие в эпоху Возрождения и Нового времени, существенно преобразили структуру христианского дисциплинарного акта, этические основания которого подверглись искажению, что и предопределило во многом тендет{ии развития современной западноевропейской дисциплины. Принципиально иной взгляд русских философов на дисциплинарные проблемы указывает на возможность существования другого, отличного от западноевропейского типа дисциплины.

6. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как «пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных сторон- поэтому можно сказать, что дисциплина имеет сложную этико-социалъную структуру, причем преобладание одного из основных ее компонентов: морального, правового или духовного - определяет ее тип.

7. Этическая структура дисциплинарного акта в нравственном сознании лиц, вступивших в него, есть сложное взаимодействие и (или) противодействие трех элементов: принуждения (исходящего от властвующего лица), свободы (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воли участников данного акта, механизм которого со стороны приказывающего лица - познавая, повелевает (регулирует); повелевая, - оценивает и заново познает; со стороны исполнителя - познавая, исполняет; исполняя, - оценивает и заново познает.

8. Основные «добродетельные» свойства повелевающего участника дисциплинарного акта - требовательность, ответственность, решительность, строгость, демократизм, а подчиняющегося - исполнительность, старание, добросовестность, прилежность, ответственность и также демократизм. Усиление (ослабление) принуждающего элемента или увеличение (уменьшение) элемента подчинения рождают различные варианты, являющиеся нарушениями данной «золотой середины»: от подавления до деспотизма или, наоборот, от мягкосердечия до вседозволенности - со стороны властвующего лица, и от уступчивости до рабства, или, наоборот, от капризности до анархии - со стороны подчиненного.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе этической сущности индивидуальной и гражданской дисциплины в ее историческом и теоретическом аспектах, благодаря которому были раскрыты особенности дисциплинарных актов различных культурно-исторических эпох, а также выявлены этические основания самой дисциплины.

Выводы, полученные в результате осмысления сущностных и функциональных характеристик дисциплины, могут представлять основу для глубинного исследования этической и педагогической культуры эпох античности, Средневековья, Нового времени, современного состояния культуры, в, целом расширяющих общетеоретические представления об ее этических и социокультурных особенностях.

Практическая значимость данного диссертационного исследования1 заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями и менеджерами разного уровня в их работе с подчиненными, а также в учебном процессе при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов на факультетах философской, педагогической, исторической, культурологической направленности в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования

Основные положения! диссертации получили отражение в ряде докладов на региональной межвузовской конференции 2002 г., ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (1999-2008 гг.), международной (2007 г.), всероссийской конференции (2008 г.), а также на заседаниях кафедры философии НГАСУ. Материалы диссертации были апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях по философии и культурологии, а также заслушивались на аспирантских семинарах кафедры философии НГАСУ. Статьи опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (202 наименования). Общий объём работы - 208 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Жданова, Наталья Адамовна

Заключение

В плане расширения границ представленного исследования считаем воз

1 «* ' можным высказать несколько следующих суждений. Если рассматривать дисциплину как явление бытия, то можно уподобить ее кристаллической решетке вещества, молекулы которой могут двигаться либо беспорядочно, либо выстраиваться в определённом порядке в зависимости от меняющихся условий: Дисциплина будет в таком случае похожа на некий каркас, в который, в отличие от природного, помещается определенное общественное целое. Каркас-дисциплина может быть надет на любой общественный коллектив; группу — от государственного до трудового или ученического, в котором существуют любого рода отношения между членами, и в. зависимости от компетентности, авторитета руководителя, силы воли его и членов данного коллективного сообщества, конкретных условий' окружающей среды она: будет принимать, тот или иной характер. (Самодисциплина тогда может представлять собой?каркас, надеваемый человеком на себя * добровольно с определенной целью; идущей от волевого стремления): Образ сил-напряжений в данном каркасе-решетке-играет воля; или одного человека или общая воля всех членов данного сообщества. В зависимости от уровня, степени, образа отношений в-коллективе силы натяжения, напряжения между ячейками решетки будут либо очень прочно натянутыми, либо слабыми; «повисшими». От этого и зависит характер упорядоченности; в данном каркасе, варьирующийся от жесткого, когда человек почти совсем теряет свободу и дисциплина начинает перерастать в тоталитаризм, до почти не ощущаемого, что грозит развалу каркаса и всплеску анархических настроений в данной коллективной единице. Лучший вариант дисциплины - «золотая середина», когда человек в подобном «каркасе» чувствует себя комфортно, когда стремления его согласованы, со стремлениями других и нити, «опоясывающие» его, хотя и прочные, но не оказывают при натяжении боли или неудобства, -наоборот, создают ощущение* комфорта, надёжной опоры и постоянной собранности, ощущения порядка внутри себя и (или) вокруг. Причем если в ячейках данного каркаса более сильно натянуты нити, расположенные по горизонтали, - это значит, что в коллективе господствуют коммунитарные отношения, если по вертикали — структурные, что, соответственно, отражается на характере дисциплины в данном общественном целом. Естественно, что идеальный вариант дисциплины усматривается в ситуации, когда в равной степени «натянуты» и горизонтальные, и вертикальные нити и при этом они способны удерживать каркас в состоянии наибольшей устойчивости, прочности, содержащей к тому же в себе элемент красоты, гармонии.

Если продолжить сравнивать дисциплину с составом вещества, то можно сказать, что как между молекулами, так и между участниками дисциплинарного акта существуют одновременно силы притяжения и силы отталкивания. По физическим законам по мере увеличения расстояния между молекулами эти силы убывают, причем силы отталкивания убывают быстрее, поэтому при некотором значении расстояния силы притяжения и силы отталкивания между молекулами уравновешиваются. Если данную физическую характеристику применить к людям, вступившим в дисциплинарные отношения, то не будут ли их свойства похожи? В таком случае, если определить, в чем и в зависимости от чего изменяется «расстояние» между «молекулами»-людьми, то, возможно, дисциплинарным актом удастся управлять гораздо эффективнее, чем это удавалось до сих пор? Но это уже предмет иного направления и исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жданова, Наталья Адамовна, 2008 год

1. Абрамова Л.Г. Философия педагогики: немецкая традиция. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 394 с.

2. Абрамова Л.Г. Философское истолкование европейской педагогики 2-ой пол. XVIII-нач. ХХв. Калининград: Балт. ин-т экон. и фин. 2004. - 199 с.

3. Абушенко В.Л., Кацук Н.Л. Дисциплинарность, дисциплина / Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/Disciplinarnost.

4. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья (Общие замечания) // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. - С. 266-285.

5. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - С. 17-64.

6. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Гос. Эрмитаж, Алетейя, 1999. - 401 с:

7. Антология педагогической мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей раннего Средневековья. М.: Аспект Пресс, 1994. - 400 с.

8. Антология педагогической-мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.2: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. М.: Аспект Пресс, 1994. - 352 с.

9. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -Т.1.-539 с.

10. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т.- СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. Т.2. - 635 с.

11. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. M.: OJIMA-ПРЕСС, 2001.-448с.

12. Ануреев C.B. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.