Этика Хосе Луиса Л. Арангурена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Николаева, Юлия Дмитриевна

  • Николаева, Юлия Дмитриевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 186
Николаева, Юлия Дмитриевна. Этика Хосе Луиса Л. Арангурена: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1998. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Николаева, Юлия Дмитриевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФИЛОСОФСКИЙ ПУТЬ ХОСЕ ЛУИСА ЛОПЕСА АРАНГУРЕНА

§1.Биографический очерк.

Основные даты жизни

§2.Начало философского пути.

"Ангелология" д'Орса и интеллектуализм

Арангурена

§3.Экзистенциализм и перфекционизм Ортеги-и-Гассета в этических постулатах Арангурена

Глава 2. ЭТИКА И МОРАЛЬ В ФИЛОСОФИИ X.Л.АРАНГУРЕНА

§1.Понятие зтики и морали. Мораль структурная

и мораль содержательная

§2.Формализм в этике

§3.Проблема соотношения морали и свободы

Глава. 3. ЭТИКА КАК "ПУТЬ К БЛАГУ"

§1. Проблема отношения "человек-благо"

§2. Различные интерпретации блага

Глава 4. НОВЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ЭТИКИ АРАНГУРЕНА

§1.Марксизм и идея справедливости

§2.Ницшеанство и религиозные

истоки аморализма

§3.Фрейдизм и "новые левые"

§4.Этика и философия феминизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этика Хосе Луиса Л. Арангурена»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Хосе Луис Лопес Арангурен (1909-1996) - один из самых видных представителей современной испанской философии, популяризатор философской и социальной зтики - широко известен у себя на родине, в Европе, в США, в странах Латинской Америки.

Разрабатываемая им в течение нескольких десятилетий проблема соотношения зтики долга и этики счастья (восходящая к этике Аристотеля и Фомы Аквинского) на современном этапе представляет огромный интерес для философской этики в целом.

Свою апологетику «этики счастья» испанский философ основывает на последовательной критике этического формализма (прежде всего - кантианского), а также - на системном анализе и обобщении классической (аристотелевской) этики, неосхоластики и «новых философий» (к которым он относит прежде всего марксизм, ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философию феминизма) . Отталкиваясь от этих оснований, Хосе Луис Лопес Арангурен выводит научную этику на практический уровень. Продолжая аристотелевскую линию сопоставления этики и политики, испанский философ выстраивает достаточно четкую систему доказательств их

взаимозависимости.

Эти законы наиболее подробно описаны в двух основных работах испанского философа, посвященных вопросам этики - «Этика», «Этика счастья и иные языки», где дается представление и о структуре зтики, и о ее

содержательных аспектах; там же анализируются понятия «позитивного», «негативного» и «индифферентного» в этике и рассматривается значение основных этических идеалов - счастья, справедливости и свободы - как для этики в целом, так и для конкретных философско-этических систем. Подобный взгляд на этику особенно актуален в наше время - когда представления о вневременности или безусловности этических норм переживают кризис, вытесняясь представлениями о множественности, вариативности и искусственности

этических и моральных установок.

В данном аспекте особенный интерес может представлять предлагаемый Арангуреном анализ

соотношения философских понятий «благо» и «счастье» в различных этических системах. Проблема их

отождествления или противопоставления до сих пор не получила должного развития в исследованиях современных философов.

Актуальным в эпоху идейного и религиозного кризиса представляется также разрабатываемый Арангуреном религиозно-этический подход к политическим и социальным проблемам, его убежденность в метафизической обусловленности этических законов и в их высокой значимости для поддержания стабильности политических систем.

Нелогичным представляется тот факт, что творчество Хосе Луиса Лопеса Арангурена практически не известно в России. Его политическая этика во многом опирается на глубокий структурный анализ марксизма и таких его социо-политических разновидностей как ленинизм, сталинизм, маоизм. Несомненный интерес могла бы представлять разработанная X.Л.Арангуреном проблема

«синтезирования» католицизма и марксизма. Его исследования этических аспектов тоталитарных правлений и тоталитарных философий также могли бы вызвать несомненный интерес у российского читателя постсоветской эпохи.

На данный момент наиболее актуальной в творчестве Арангурена представляется проблема соотношения религиозной и атеистической этики, политики и религии, этики и политики на современном этапе.

Творчество Хосе Луиса Лопеса Арангурена может представлять интерес не только для специалистов по испанской философии, но и для исследователей социальной этики и современной этики в целом, для исследователей современной религиозной философии.

Степень разработанности проблемы. В России творчество испанского философа Хосе Луиса Лопеса Арангурена практически не изучено. Его произведения никогда не переводились на русский язык (хотя были переведены на французский, итальянский, португальский,, английский, немецкий, шведский, голландский, датский и японский), не цитировались в обзорах испанской философии рядом с произведениями, например, Ортеги-и-Гассета, Субири, Унамуно. Его имя даже не упоминается в философских словарях и справочниках. Тогда как в Испании и в других (в основном - в католических) странах Европы творчество Арангурена привлекло к себе пристальное внимание исследователей вскоре после выхода в свет его первых философских работ («Философия Эухенио д'Орса» и «Католицизм и протестантизм как формы бытия»).

На первых этапах творчества Арангурена его философские идеи исследовались в сопоставлении с

учениями других представителей испанской философской мысли. Впервые арангуренианство представлено как новое философское течение в книге Алонсо Муньоса «Важнейшие направления современной философской мысли» , где творчеству Арангурена посвящена целая глава. Книга вышла в 195 9 году. В 1967 выходит исследование Элио Карпинтеро «Пять испанских авантюр»2, где Хосе Луис Арангурен представлен в ряду пяти самых интересных, самых популярных к тому времени представителей современной испанской философии.

В семидесятых годах в Испании и Франции начинают выходить ' в свет уже монографии, посвященные исключительно творчеству Хосе Луиса Лопеса Арангурена, прежде всего - его этике.

Следует отметить, что большинство работ, посвященных арангуренианству, вышли в свет еще при жизни философа (около 20 монографий, а также обзоры, статьи и разделы в энциклопедиях и философских словарях).

После смерти Арангурена (в 1996 году) произошел естественный всплеск статей-воспоминаний, посвященных его жизни и творчеству. Из более или менее крупных работ этого периода следует отметить исследование Кристины Эрмиды дель Льяно «Арангурен (1909-1996) >>3 .

Таким образом видится целесообразным, чтобы философ, столь широко известный как у себя на родине,

1 Muños Alonso. Las grandes corrientes del pensamiento contemporáneo», Madrid, 1959

2

Carpintero Helio. Cinco aventuras españolas», Madrid, 1967

3 Hermida del Llano C. Aranguren (1909-1996), Madrid, 1997

так и в Европе, и в мире в целом, был представлен российскому читателю если не через русский перевод первоисточника, то хотя бы посредством обзорного исследования его работ.

Цель и задачи исследования. Данная работа является попыткой предложить российскому читателю более или менее полный обзор арангуренианской этики - одного из основных направлений творчества испанского философа. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

^составить логико-хронологическое описание жизни и творчества Хосе Луиса Лопеса Арангурена;

^проследить линии взаимовлияния Арангурена и других представителей современной испанской философии;

*сформулировать основные понятия и законы арангуренианской зтики, сопоставив их с аналогичными понятиями других этико-философских систем (прежде всего аристотелизма, неотомизма, кантианства и так называемых «новых философий»);

^представить обоснованность критики этического формализма с точки зрения арангуренианства;

^исследовать антагонизм этики счастья и этики долга (в том числе - в аспекте соотношения свободы и морали);

^выявить взаимосвязь этики, политики и религии в творчестве Х.Л.Арангурена.

Научная новизна диссертации очевидна, поскольку сама по себе данная работа является первым представлением испанского ученого российской аудитории.

Соответственно предлагается ряд новых направлений в исследовании испанской философии, а также в развитии некоторых этико-философских проблем (как, например, проблема соотношения счастья и долга, свободы и морали,

формального и материального, личностного и социального и т.п.)

В работе рассматривается один из наиболее оригинальных опытов схематизации и детализации представлений о структуре морали и ее содержании; дается обобщающий анализ существующих философских представлений о «благе», а также детально исследуется проблема отношения человека к благу (по версии X.Л.Л.Арангурена).

Анализируются с точки зрения этики основные идеологические течения XX века (в контексте этого анализа затрагивается проблема «тоталитарного мышления» и «классовой этики»).

В данной диссертации творчество X.Л.Арангурена рассматривается как одна из первых и наиболее смелых попыток решения проблемы тендерного равенства и тендерной унификации этических норм с точки зрения представителя классической католической философии.

Методологическая основа диссертации. При написании работы использовались сравнительно-исторический и

герменевтический анализ текстов Х.Л.Л.Арангурена в сопоставлении с текстами Аристотеля, Канта, Шелера, Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера, д'Орса, Ортеги, Субири, Фрейда, Ницше, Сартра и ряда современных исследователей философской этики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Первая глава дает логическое и хронологическое представление о жизни и творчестве Хосе Луиса Лопеса Арангурена; позволяет проследить траекторию развития

арангуренианства как самостоятельного направления в философской этике.

Вторая посвящена основным терминам, понятиям и законам его этической системы в сравнении с аналогичными терминами, понятиями и законам других этико-философских систем, а также проблеме формализма в этике. В третьей главе анализируется философский феномен счастья и/или блага; рассматриваются предложенные Арангуреном варианты отношения человека к благу; очерчивается круг проблем, связанных с этическим предпочтением счастья или долга. Четвертая глава представляет собой исследование практических аспектов арангуренианской этики и ее взаимодействия с доминирующими идеологическими течениями в Европе XX в. В работе также затрагиваются некоторые аспекты «социальной зтики» арангуренианства, подробное исследование которой, однако, выходит за рамки поставленных в данном исследовании задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Николаева, Юлия Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сформулировать основные положения этики

Х.Л.Л.Арангурена, базирующейся на постулатах аристотелизма, томизма и на критике этического формализма.

Преодоление «этики долга» ради «этики счастья» едва ли не основной мотив арангуренианства. «Благо» в этике Арангурена (в противовес формальным этическим системам) должно восприниматься не как некая внеположная человеку установка, а как выбор, реализованный во имя счастья. Акцентируя свое внимание на кантианской идее долга, Арангурен демонстрирует, как она доводит до абсурда и этику, и религию: «Согласно моральному тезису кантианства, Бог и бессмертие суть установления практического разума, то есть они результат морального требования: Бог должен существовать и должен владеть царствием небесным, предназначенным для человека - чтобы тот мог достичь там того, что недоступно ему здесь, - высшего блага, в котором добрая воля, мораль и справедливость соединятся, наконец, для счастья. Бог должен дать человеку то, чего он заслуживает, то, что он в процессе своего развития и исполнения своих долгов кредитовал 1

Господу» .

Значительное место в творчестве испанского философа занимает проблема соотношения индивидуальной и i "Filosofías racionalistas, miseria de la ética kantiana". filosofías noeticas y Kant" // "Esplendor y - Barcelona, 1988. - P.26. социальной этики. Признавая большую роль морально-социальных установок, испанский философ подчеркивает тем не менее, что исходно этика - понятие индивидуальное, личностное, и всякая попытка политизировать его - искусственна и бесперспективна. Данная работа не предусматривала досконального изучения проблемы взаимовлияния этики и политики; тем не менее, проблема обозначена и предполагает дальнейшие исследования.

В ряду перспективных тем в изучении творчества Арангурена видится также «русская тема». В частности -воззрения испанского философа на православие, русскую литературу, философию («Cristianismo de Dostoievski») и на политическую ситуацию в России XX века.

Вопрос взаимовлияния и этического взаимосоответствия основных христианских конфессий, предполагаемые перспективы экуменического сотрудничества также заслуживают пристального внимания современных исследователей (хотя в данной работе они лишь затронуты).

Особый интерес могут представлять исследовательские методы и система доказательств X .JI .J1 .Арангурена, основанные в значительной степени на герменевтическом и даже просто на семантическом и этимологическом анализе философско-этических и социально-философских понятий -в данной диссертации они показаны на примере трактования Арангуреном понятий libertad-deliberación, feminismo-feminidad, lo bueno-Bueno, aversión - как «отклонение» и как «ненависть; и особенно ярко показана значимость семантического подхода к философским понятиям на примере проблематичного, нечеткого толкования термина «этический формализм», основанного на вариативности лексических пар «материя и форма», либо «форма и содержание» (где значение термина «форма» меняется до прямо противоположного).

Роль филологических методов - как в самих философских изысканиях, так и в их популяризации представляется очень значимым моментом в творчестве Х.Л.Л.Арангурена и заслуживает специального, отдельного изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Николаева, Юлия Дмитриевна, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Произведения Х.Л.Арангурена

1. Catolicismo у protestantismo como formas de existencia. - Madrid, Alianza, 1980. - 300 p.

2. Contralectura del catolicismo. - Barcelona, Planeta, 1978, - 215 p.

3. Crisis del catolicismo.- Madrid, Alianza, 1970. - 202 p.

4. El cristianismo de Dostoievski. - Madrid, Taurus, 1970. - 102 p.

5. La democracia establecida: una crítica intelectual. - Madrid, Taurus, 1979. - 190 p.

6. Erotismo y liberación de la mujer. - Barcelona, Ariel, 1972. - 151 p.

7. Esplendor y la miseria de la ética kantiana. -Barcelona, Antropos, 1988.- 229 p.

8. Etica. - Madrid, Biblioteca de la Revista de Occidente, 1976. - 348 p.

9. Etica de la felicidad y otros lenguajes. Madrid, Tecnos, 1988. - 150 p.

10. La ética de Ortega. - Madrid, Taurus, 1959. -79 p.

11. Etica y politica. - Madrid, Guadarrama, 1963. -319 p.

12. La filosofía de Eugenio d'Ors. - Madrid, Espasa Calpe, 1981. - 339 p.

13. La función social del intelectual. - Madrid, Ayuso, 1983. - 182 p.

14. El futuro de la universidad y otras polémicas. -Madrid, Taurus, 1973. - 186 p.'

15. La juventud europea y otros ensayos. Barcelona, Seix Barral, 1968. - 206 p.

16. El marxismo como moral. - Madrid, Alianza, 1968. - 191 p.

17. Moral de la vida cotidiana, moral de la vida personal y religiosa. - Madrid, Tecnos, 1987. - 175 p.

18. El oficio de intelectual y la crítica de la crítica. - Madrid, VOX, 1979. - 167 p.

19. El protestantismo y la moral. - Madrid, Sapientia, 1954. - 346 p.

Литература об Арангурене

1. Abellan J.L. - El pensamiento español de Séneca a Zubiri. - Madrid, UNED, 1977. - P. 387-440

2. Blazquez F. - José Luis L. Aranguren. Medio siglo de la Historia de España. - Madrid, Ethos, 1994. - 326 p.

3. Bonete Perales E. - Aranguren: La ética entre la religión y la politica. - Madrid, Tecnos, 1989. -348 p.

4. Carpintero H. - Cinco aventuras españolas. Madrid, Revista de Occidente, 1967. - 246 p.

5. Llano C.H. de - Aranguren (1909-1996) .- Madrid, Ediciones del Orto, 1997. - 94 p.

6. Miguel A. de - Los intelectuales bonitos.-Barcelona, Planeta, 1980. - P. 20-22, 32-47, 60-92, 100-115, 181-183, 206-207.

7. Muños Alonso A. - Las grandes corrientes dTl

pensamiento contemporáneo. - Madrid, Guadarrama, 1959 - P. 382-454.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.