Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Желудева, Елена Вадимовна

  • Желудева, Елена Вадимовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 168
Желудева, Елена Вадимовна. Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо: историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2007. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Желудева, Елена Вадимовна

Введение.

Глава I. Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо в контексте европейской философии XIX века.

1.1 Позитивистские основы социально-философских взглядов Ж.-М.

Гюйо.

1.2 Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо и «философия жизни».

Глава И. Мораль, религия и искусство как доминанты социального бытия человека.

2.1 Этика Ж.-М. Гюйо.

2.2 Социальная сущность религии.

2.3 Социологический анализ искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо: историко-философский анализ»

Одной из важнейших тенденций настоящего этапа в развитии современной техногенной цивилизации является обострение социально-философской и аксиологической проблематики, проблемы духовности человека. Современное общество представляет собой мозаику различных социальных слоев, групп, «страт», каждая из которых порождает свою субкультуру с определенным, довольно неустойчивым и быстро меняющимся набором ценностей. Поливариантность ценностей в современном обществе ставит человека в сложную ситуацию выбора одной из многочисленных альтернатив. Несомненно, что такое положение порождает не только сложности, но и открывает уникальные возможности, так как подобные социокультурные условия являются подлинной стихией для формирования самостоятельной и автономной личности1.

Одновременно с этим в последние годы достаточно отчетливо проявляется стремление все процессы жизни общества, включая экономику, политику, национальные отношения, преобразовать на фундаменте «моральности», выверить их с помощью моральных критериев, замкнуть на универсальных общечеловеческих моральных принципах2.

Разумеется, философское мышление не может пройти мимо такого поворота в сознании общества. И в данном случае не только поиски решений, но и сама постановка проблем делает желательным осмысление исторического опыта прежней «моральной философии».

Одним из ярких ее представителей можно считать французского философа Жан-Мари Гюйо (1854-1888). Уже при самом общем и предварительном знакомстве с его работами обращает на себя внимание тот факт, что

1 См.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. -М., 1979. С. 107-128.

2 См.: Мораль и этическая теория. - М., 1974. С. 53. именно моральная проблематика представляет собой «жизненный нерв» его социально-философских воззрений.

Труды Ж.-М. Гюйо, переведенные и часто переиздававшиеся в дореволюционной России1, и по сей день способны заинтересовать читателя своим жизнеутверждающим пафосом, ясностью мышления, литературной образностью и мастерством изложения . Однако период популярности Ж.-М. Гюйо оказался столь же кратким, как и его жизнь. Будучи, по свидетельству его современников, одним из «наиболее читаемых философов» конца XIX века3, Ж.-М. Гюйо фактически оказался «забытым философом» уже к 30-м годам XX столетия. На сегодняшний день имя Ж.-М. Гюйо практически не встречается в отечественной научно-философской литературе и достаточно редко фигурирует в исследованиях зарубежных авторов4.

Подобная ситуация, безусловно, уникальна, ведь не так уж и много осталось в истории философии «белых пятен», связанных с конкретными

1 Гюйо Ж.-М. Воспитание и наследственность. - СПб., 1891; Гюйо Ж.-М. Принцип искусства и поэзии. - СПб., 1895; Гюйо Ж.-М. Избранные мысли, извлеченные из полного собрания его сочинений членом Французской Академии Альфредом Фуллье с добавлениями, предисловием и примечаниями Л. Е. Оболенского. - СПб., 1897; Гюйо Ж.-М. -История и критика современных английских учений о нравственности. - СПб., 1898. -Т. 1; Гюйо Ж.-М. Задачи современной эстетики. Очерк морали. - СПб., 1898 - Т. 3.; Гюйо Ж.-М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. - СПб., 1898; Гюйо Ж.-М. Искусство с социологической точки зрения. - СПб., 1900; Гюйо Ж.-М. Безверие будущего. - СПб., 1908; Гюйо Ж.-М. Нравственность без обязательств и без санкции. - М., 1923. л

Об этом говорит и появление в современной отечественной литературе цитат из его философских трудов в качестве афоризмов и образных суждений. См.: Симфония разума. - М., 1980; Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1989.

3 Гиляров А. Н. Предсмертные мысли XIX в. во Франции. - Киев, 1911. С. 112.

4 Можно отметить лишь ряд статей, напр.: Comoth R. Note sur deux philosophies de la vitalité: Jeane-Marie Guyau-Benedetto Croce // Rivista di Studi Crociani. - Naples, 1978. P. 157-160; Guyau and the idea of time // Koninklijke Nederlands Akademie van Wetenschappen, Verhandelingen Afdeling Letterkunde, Nieuwe Reeks, Deel John A. Michon, with Viviane Pouthans and Janet L. Jakson. North-Holland Publishing Company, Amsterdam /Oxford/ New York, 1988; Ivanciu loan C. Le devoir moral et le principe de l'action dans la conception de Jean-Marie Guyau // Revue Roumaine des Sciences Sociales. Le Saulchoir, Paris, 1980. P. 411420; Mugnier-Pollet L. Pour une ethique probabilitaire d'après J. M. Guyau // Revue Universitaire de Science Horale. - Geneve, 1966. - №4. P. 39-48. именами. Вполне естественно возникает ряд вопросов и предположений, порожденных стремлением объяснить причины подобного забвения1.

Прежде всего, исследователь, приступающий к анализу творческого наследия Ж.-М. Гюйо, сталкивается с отсутствием четкого классификационного определения его философской позиции. Подобная неопределенность возникает тогда, когда очень трудно однозначно указать на конкретное место того или иного мыслителя, раз и навсегда определив его в уже утверждённый и проверенный временем исторический ряд. В отношении Ж.-М. Гюйо сделать это особенно сложно, так как его философская концепция сконцентрировала в себе многочисленные теории конца XIX века. В результате, в научной литературе мы можем встретить характеристики Ж.-М.

2 3

Гюйо как позитивиста (или же «полупозитивиста» ), как представителя философского эволюционизма и «экстатического витализма»4, как провозвестника «философии жизни» во Франции5, «французского Ницше» и целый ряд других.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что более четкое определение теоретической и методологической позиции Ж.-М. Гюйо остается значимым и актуальным для современной историко-философской науки.

Иное предположение, связанное с определением причин забвения философского наследия Ж.-М. Гюйо, формулируется в виде вопроса: имеет ли творчество французского философа конца XIX века какое-либо значение для философии начала XXI века, или же ответы, данные им на «вечные»

1 Подобные вопросы возникают при анализе творчества Ж.-М. Гюйо и у современных французских исследователей. См., например: Comoth R. Note sur deux philosophies de la vitalité: Jeane-Marie Guyau-Benedetto Croce // Rivista di Studi Crociani. - Naples, 1978. -Paris. P. 157-160.

2 Философская энциклопедия. - M., 1960. - T. 1.

3 Козлов A. A. Французский позитивизм // Вопросы философии и психологии. - 1894. - Январь.

4 Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. С. 122.

5 Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия XX в. - М., 1970. С. 27. вопросы этики, эстетики и философии религии, могли удовлетворить лишь его современников? И даже если верным окажется последнее, для истории философии столь же важно установить причины популярности идей Ж.-М. Гюйо в конце XIX - начале XX века, как и причины их позднейшего забвения. Иными словами, еще один аспект актуальности данного диссертационного исследования заключается в необходимости определения исторического значения философского творчества Ж.-М. Гюйо как в контексте развития европейской философии последней четверти XIX века, так и через призму проблем современной философии.

Необходимо отметить, что социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо еще не становилась в научной литературе предметом комплексного рассмотрения. Отечественные исследователи конца XIX - начала XX века чаще всего обращались к тем аспектам творчества французского мыслителя, которые совпадали с основной проблематикой их собственных исследований.

Так, например, этическое учение и педагогические идеи Ж.-М. Гюйо получили освещение в работах П. А. Кропоткина, К. Н. Вентцеля, Т. Криля, М. Шварца, Н. Я. Грота и др.1

В частности, П.А. Кропоткин, русский теоретик анархизма, на взгляды которого оказали большое влияние теория П. Прудона и М. Бакунина, а также позитивизм О. Конта и Г. Спенсера, посвятил целую главу одной из своих основополагающих работ «Этика» (1921) анализу этических идеей Ж.-М. Гюйо. Восторженно отзываясь о центральном труде французского философа «Нравственность без обязательства и без санкции», он в свете собственной теории рассмотрел его ключевые моменты, уделив особое внимание

1 Вентцель К. Мораль жизни и свободного идеала // Вопросы философии и психологии. - 1891. - Кн. 9; Вентцель К. Обзор книг. M. Guyau.Education et hérédité, etude sociologique, Paris, 1889 // Вопросы философии и психологии. - 1890. - Кн. 3; Криль Т. Мысли Гюйо о нравственности и воспитании // Образование. - 1896. - №2; Кропоткин П. А. Этика. - М., 1991; Шварц М. Культурно-этические идеалы Гюйо и Ницше // Вопросы философии и психологии. - 1902. - Кн. 65. принципу общительности, или, как он его называл «закону взаимопомощи». Развитие и усложнение этого принципа в процессе эволюции человеческого общества, по мнению П. А. Кропоткина, связано с постепенной выработкой важного понятия этики - справедливости, которая одновременно выступает как требование равноправия и равноценности всех членов данного общества. И хотя справедливость, являясь важнейшей составной частью нравственности, как считает П. А. Кропоткин, ещё не даёт всей нравственности, её составной частью выступает готовность к самопожертвованию и великодушию. В истории этики, полагал П.А. Кропоткин, наиболее точно этот принцип изложил французский мыслитель Жан-Мари Гюйо, понимавший его как сознание человеком своей силы: избыток энергии, стремящийся выразиться в действии на благо общества, причём в действии, не претендующем на какое-либо воздаяние. И это действие совершается в силу внутренней убеждённости в его необходимости, полезности для общества, для людей.

Отечественные философы К. Н. Вентцель, Н. Я. Грот, посвятившие свои обзоры анализу этических взглядов Ж.-М. Гюйо, особо акцентируют внимание на интересную, с их точки зрения, попытку Ж.-М. Гюйо ассимилировать кантианский формализм с натуралистической этикой, когда универсальность формы, выраженная в категорическом императиве И. Канта, производит логическое удовлетворение, основанное на естественном инстинкте порядка.

Так, по мнению Н. Я. Грота, импульс творить для Ж.-М. Гюйо является естественным эквивалентом категорического императива. Он предшествует всем философским размышлениям, касающимся природы блага.

С ним, как считает в статье «Мысли Гюйо о нравственном воспитании» Т. Криль, связывает французский философ своё представление о целях и задачах воспитательного процесса. Здесь на первый план вновь выходит центральное понятие философии Ж.-М. Гюйо - понятие жизни, которое французский мыслитель определяет как средство, с помощью которого можно вывести «основную формулу педагогики как искусства приспособлять молодые поколения к жизни, наиболее интенсивной и наиболее плодотворной как для индивидуума, так и для рода»1.

К основным работам второй группы можно отнести источники, посвященные философии религии, в частности, работы Г. В. Плеханова, П. Блон-ского, Д. Н. Овсянико-Куликовского и др.

Атеистические мотивы видит в представлении социальной сущности религии Ж.-М. Гюйо русский теоретик и пропагандист марксизма, крупный исследователь в области философии, эстетики, религии Г.В. Плеханов. Он анализирует отдельные части книги Ж.-М. Гюйо «Безверие будущего», указывая на противоречивость и непоследовательность утверждений французского философа, связанных с сопоставлением науки и религии, а также их дальнейшего взаимообъединения. И хотя, по словам самого Г. В. Плеханова, он почти ни в чём не может «безусловно согласиться с Гюйо», он всё же приходит к мнению, что в книге названного нами мыслителя «есть много элементов, которые будут.способствовать рассеиванию густого тумана невежества, покрывающего у нас религиозный вопрос»3.

Об актуальности и своевременности подобного труда высказывается в предисловии к одному из изданий книги «Безверие будущего» (1908) профессор философии, занимающийся вопросами теологии, Д. Н. Овсянико-Куликовский. Он считает, что «в современной литературе по философии религии ей (книге Ж.-М. Гюйо), бесспорно, принадлежит одно из первых мест»4.

1 Гюйо Ж.-М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование. Пер. Н. Нахамкиса. - СПб., 1900. - Т. 4. С. 169.

2 См., напр.: Блонский П. Обзор книг М. Гюйо. Безверие будущего. Социологическое исследование. - СПб., 1908 // Вопросы философии и психологии. - 1909. - Кн. 96; Плеханов Г.В. Сочинения. - М., 1925. - Т. 17.

3 Плеханов Г.В. Сочинения,-М., 1925. - Т. 17. С. 341.

4 Овсянико-Куликовский Д. Н. Предисловие к книге Ж.-М. Гюйо «Безверие будущего». Под ред. Я. Л. Сакера. - СПб., 1908. С. 5.

Достоинства и недостатки рассуждений Ж.-М. Гюйо о религии подробно и обстоятельно рассматривает П. Блонский. К достоинствам он относит исчерпывающую критику Ж.-М. Гюйо в отношении теорий М. Мюллера и Г. Спенсера, а также протест против догматического рационализма католицизма и всех видов ортодоксального и либерального протестантизма. Недостатки теории Ж.-М. Гюйо он видит в отождествлении религии с наукой, с поверхностным подходом к психологии религии. Не особенно плодотворной, по его мнению, является и теория социоморфизма, которая «слишком упрощает и схематизирует ход вещей»1.

Третья группа представлена работами, анализирующими эстетические взгляды Ж.-М. Гюйо, - трудами Л. Н. Толстого, Е. Аничкова, А. М. Миронова, В. Фаусека, В. Гаузенштейна и др.2

В них каждый из указанных авторов в русле своих идей исследует отдельные аспекты эстетических принципов французского философа. И поскольку эстетическая концепция Ж.-М. Гюйо была сознательно задумана им как некий синтез философского, социологического, психологического и социально-психологического подходов к искусству, то палитра выбора здесь кажется нам особенно богатой.

Так, Л.Н. Толстой разделяет его точку зрения на его определение красоты и искусства, а также соглашается с мыслью о том, что именно «искусство поднимает человека из личной жизни в жизнь всеобщую.посредством одинаковых чувств»3.

1 Блонский П. Обзор книг М. Гюйо. Безверие будущего. Социологическое исследование. - СПб., 1908 // Вопросы философии и психологии. - 1908. - Кн. 96. С. 75.

2 См., напр.: Аничков Е. Очерк развитая эстетических учений // Вопросы теории и психологии творчества. - Харьков, 1915; Миронов А.М. История эстетических учений. -СПб., 1913; Толстой Л. Н. Собрание сочинений. -М., 1964. - Т. 30; Гаузенштейн В. Искусство и общество. - М., 1923.

3 Толстой JI. Н. Что такое искусство? // Вопросы философии и психологии. - 1897. -Кн. 5. С. 1008.

Важное место отводят механизму процесса эмоционального обмена в сфере эстетических и художественных эмоций исследователи Е. Аничков, А. М. Миронов, В. Фаусек.

Прогресс искусства, по мнению В. Гаузенштейна, также во многом измеряется степенью симпатии, которую оно вызывает ко всем существам. И это помогает ему успешно справиться со своей основной задачей - распространением эстетической социальности.

Таким образом, россыпь многочисленных идей Ж.-М. Гюйо находит своё отражение в различных положениях тех или иных работ перечисленных выше авторов.

Четвертую группу составляют труды, в которых были предприняты попытки обзорного рассмотрения творчества Ж.-М. Гюйо: статьи Э. Радло-ва, В. П. Преображенского, A.A. Козлова, В. Ф. Чижа, М. Шварца, А. Введенского и др.1

Эти исследователи и критики, хотя и уделили работам Ж.-М. Гюйо достаточно внимания, всё же не сумели затронуть все аспекты его многогранного философского таланта.

Так, подробно анализируются М. Шварцем и В. Ф. Чижом сквозь призму философских идей XIX века культурно-этические идеалы Ж.-М. Гюйо и Ф. Ницше, восторженными отзывами исполнены рецензии В. П. Преображенского и А. Введенского, пытается «определить место» Ж.-М. Гюйо в философском историческом ряду A.A. Козлов, выводя в итоге своих рассуждений на сцену термин «полупозитивист».

В советский период имя Ж.-М. Гюйо упоминается только в комплексных исследованиях по истории теоретической социологии и философии позитивизма (работы И. С. Нарского, И. С. Кона, В. Н. Кузнецова, Ю. Н. Да

1 См., напр.: Козлов A.A. Французский позитивизм. Полупозитивисты: Альфред Фуллье // Вопросы философии и психологии. - 1894. - Кн. 21.; Радлов Э. Принципы философии Гюйо // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1894. -№5; Введенский А. Очерк современной французской философии. - Харьков, 1894. выдова), а также по истории этических учений (исследования А. А. Гуссей-нова)1.

Приблизительно такая же ситуация прослеживается и в западной науке: хотя к анализу творчества Ж.-М. Гюйо обращались чаще, большинство исследований носит обзорный, фрагментарный характер2.

Таким образом, с точки зрения степени изученности проблемы комплексное рассмотрение социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо также представляется актуальным для историко-философской науки.

В качестве объекта исследования выступают социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо как феномен развития западно-европейской философии второй половины XIX века.

Предметом исследования являются идеи морали, искусства и религии, представленные в творчестве Ж.-М. Гюйо как доминанты социального бытия человека.

Исходя из обоснования актуальности исследования и анализа степени изученности проблемы, общую цель данной диссертационной работы следует определить как комплексную историко-философскую реконструкцию социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

- выявить теоретические истоки социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо; определить место его философского творчества в рамках европейской философии второй половины XIX века;

1 Давыдов Ю. Н. История теоретической социологии - М., 1995. - Т.2.; Кон И. С. История буржуазной социологии XIX - нач. XX в.в. - Т. 2. - М., 1979; Кон И. С. Позитивизм в социологии. - JL, 1964; Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. -М., 1959; Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XIX века. - М., 1970; Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. - М., 1960; Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. -М., 1974.

2 Исключением могут служить лишь работы: Archambault P. Guyau. - Paris, 1911; Aslan G. La morale selon Guyau et ses rapports avec les conceptions actuelles de la morale scientifique. - Paris, 1906; Fouillee A. La morale, L'art et la religion d'après m.Guyau. - Paris, 1901.

- конкретизировать теоретическое содержание понятия «жизнь» в философии Ж.-М. Гюйо; сравнить позицию Ж.-М. Гюйо с взглядами представителей позитивизма и «философии жизни»;

- осуществить историко-философскую реконструкцию этических, эстетических взглядов и концепции религии Ж.-М. Гюйо; обосновать комплексный характер социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо;

- определить значение философии Ж.-М. Гюйо для современности.

Для решения этих задач в основу работы положен комплексный подход и метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (использование критической литературы) исследований, герменевтический метод, а также метод интерпретирующего анализа при сравнении различных концепций.

В качестве базовых источников исследования использовались работы Ж.-М. Гюйо1.

В рамках сравнительного анализа, рассматривались труды представителей позитивизма и «философии жизни».

В ходе комплексной реконструкции и анализа социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо удалось достигнуть ряда результатов, обладающих научной новизной:

- выявлены теоретические истоки и связи социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо с позитивистской традицией и «философией жизни»;

1 Здесь важно уточнить: в России труды Ж.-М. Гюйо были изданы в нескольких вариантах переводов, что вызывает определённые трудности при их первоначальном обзоре и ставит ряд вопросов, связанных с многочисленными (переводными) названиями произведений Ж.-М. Гюйо, а в некоторых случаях и непосредственно с текстом перевода (порою настолько «буквальным», что необходимы пояснения, по крайней мере, для современного читателя). Так, например, его работа «L'irréligion de l'avenir» переводилась как «Безверие будущего» (Пер. под ред. Я.Л. Сакера, СПб., 1908) и «Иррелигиозность будущего» (Пер. под ред. В. М. Фриче, М., 1909), a «Esquisse d'une morale sans obligation ni sanction» представлена в русском переводе как «Очерк морали» (Пер. Н. Южина, СПб., 1899) и «Нравственность без обязательства и санкции» (Пер. Н.А. Критской, М., 1923). Существенное же различие переводов потребовало не только их сопоставительного анализа, но и обращения к первоисточникам, на что указывается в работе. определено, что именно попытка синтеза этих философских традиций обуславливает особое место концепции Ж.-М. Гюйо в рамках европейской философии второй половины XIX века;

- конкретизировано теоретическое содержание и методологическое значение понятия «жизнь» в философии Ж.-М. Гюйо;

- осуществлена историко-философская реконструкция этических, эстетических взглядов и концепции религии Ж.-М. Гюйо;

- выявлен и обоснован комплексный характер социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо;

- обосновано значение философии Ж.-М. Гюйо для современности.

В частности, в ходе диссертационного исследования установлено, что в творчестве Ж.-М. Гюйо отразилась основная тенденция философии второй половины XIX века - ее направленность на поиск новой парадигмы философствования, отличающейся от рационализма классической европейской философии.

С одной стороны, необходимо признать влияние на формирование философской позиции Ж.-М. Гюйо позитивизма и эволюционизма. Сам Ж.-М. Гюйо не уставал подчеркивать позитивный, сциентистский характер своей социально-философской позиции1. Французский мыслитель постоянно опирался в своих работах на идеи, сформулированные представителями французской и английской школ позитивизма. При этом он стремился синтезировать индивидуализм представителей английской школы с идеями солидарности, характерными для французской школы позитивизма.

Одновременно с этим социально-философские взгляды Ж.-М. Гюйо имеют ряд соответствий с начавшей формироваться в творчестве его современников традицией «философии жизни». Обращение к передовым идеям биологической науки было общим для двух традиций, как и использование

1 См., напр.: Гюйо Ж.-М. Нравственность без обязательства и без санкции. - М., 1923. С. 11. понятия «жизнь». Однако мы не находим в философии Ж.-М. Гюйо ни ор-ганицизма спенсеровского типа, ни приверженности концепции естественного отбора, характерной как для позитивистов, так и для ряда философов жизни. Отталкиваясь от биологистской концепции расширения жизни, Ж.-М. Гюйо дает ей социологическое истолкование. Логическим развитием идей биологизма скорее следует признать концепцию «экономии жизни» Р. Авенариуса, чем концепцию избыточности жизненных сил Ж.-М. Гюйо. Биологизм практически сразу же превращается у Ж.-М. Гюйо в социологизм. Философ осуществляет подобную трансформацию с помощью идеи «продуктивности жизни», сходной с получившими развитие в «философии жизни» идеями «воли к жизни» или «жизненного порыва». Как и для других представителей «философии жизни», для Ж.-М. Гюйо понятие «жизнь» достаточно расплывчато и аморфно; это своего рода метафора, воплощающая в себе творческую динамику бытия. И так же, как и для большинства представителей данного направления, для Ж.-М. Гюйо понятие жизни является основой построения нового, неклассического учения о ценностях1.

Таким образом, следует заключить, что социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо достаточно специфичны по своему характеру: с одной стороны, связывая себя с позитивистской традицией, философ продолжает теоретическую разработку ряда намеченных в ней проблем, с другой - наряду с Ф. Ницше, выступает в качестве основателя еще одного нового типа философствования - «философии жизни».

Осуществленная нами историко-философская реконструкция философских взглядов Ж.-М. Гюйо выявила недостаточную последовательность в его рассуждениях, эклектичность и эмоциональность в изложении материала, но в то же время обозначила социальную направленность его философ

1 Guyau and the idea of time // Koninklijke Nederlands Akademie van Wetenschappen, Verhandelingen Afdeling Letterkunde, Nieuwe Reeks, Deel John A. Michon, with Viviane Pouthans and Janet L.Jakson. North-Holland Publishing Company, Amsterdam / Oxford/ New York, 1988. P 15. ствования, что не снижает ценности его социально-философских идей. Целостность философских взглядов Ж.-М. Гюйо обеспечивается наличием ряда системообразующих идей и понятий. К таковым, в первую очередь, следует отнести понятия «жизнь» и «социальность». Эти понятия тесно связываются Ж.-М. Гюйо между собой. В контексте его философии «социальность» трактуется довольно широко и означает всякую направленность вовне энергии живого существа. Подобная расширительная трактовка «социальности», хоть и является специфической чертой социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо, вполне соответствует общим тенденциям в развитии позитивизма XIX века.

Все компоненты философии Ж.-М. Гюйо подчинены одной общей задаче - разработке нового общественного идеала. И, хотя контуры этого идеала остаются у Ж.-М. Гюйо довольно расплывчатыми, можно выделить ряд его основных черт. К ним следует отнести достижение высокого уровня социальной солидарности, характеризующегося единством идей, воль (синергия) и чувств (симпатия); создание в обществе благоприятных условий для раскрытия каждым человеком своего внутреннего потенциала; реализацию во всех сферах общественной жизни права свободного выбора.

Подчинив свою философскую концепцию разработке нового социального идеала, Ж.-М. Гюйо не смог полностью избежать того же социального утопизма, который сам подвергал всесторонней критике. Это проявилось, прежде всего, в его концепции «иррелигии будущего». Кроме того, в его учении о социальном идеале можно заметить противоречия между свободой и необходимостью, эгалитаризмом и элитаризмом, рациональным и иррациональным.

Несмотря на отмеченные нами выше противоречия, философская мысль Ж.-М. Гюйо обладает непреходящей ценностью и значением, так как ее отличает мощная жизнеутверждающая сила и гуманистическая вера в творческие возможности и способности человека.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в учебных курсах и спецкурсах по истории зарубежной философии и социологии, а также послужить основой для дальнейшего историко-философского исследования творчества Ж.-М. Гюйо и европейской философии второй половины XIX века.

Отдельные положения излагались автором в докладах на конкурсе молодых учёных (СПбГУ, 1998 г.), в докладах на 5 международных, 2-х Всероссийских и 3-х межвузовских научных конференциях, а также в публикациях общим объёмом - 4, 8 п. л.

Данная диссертационная работа состоит из введения, двух глав (в первой два, во второй три параграфа), заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Желудева, Елена Вадимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования установлено, что сам Ж.-М. Гюйо достаточно последовательно подчеркивает позитивный, сциентистский характер своих социально-философских взглядов.

Заимствовав в философии Просвещения и в различных экономических трудах убеждение, что общественные законы столь же необходимы, как и законы природы, Ж.-М. Гюйо в то же время искал теоретическое обоснование для преодоления представления об обществе как поля действия изолированных абстрактных индивидов. Он хотел объяснить человека во всей его исторической конкретности и жизненной сложности. Учение И. Конта казалось ему наиболее подходящим для этой цели. Ведь И. Конт придал высший ранг социальному, употребляя как взаимозаменяемые термины «человечество» и «общество».

Таким образом, идеалистическое философское мировоззрение оказалось связано у Ж.-М. Гюйо с натуралистическим методологическим подходом, ориентированным на исследование социальных фактов объективными научными методами, и находилось с ним в явном противоречии. Ж.-М. Гюйо не избежал того же противоречия, которое характеризовало творчество И. Конта - противоречия между ориентацией на науку и утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-моральным содержанием его системы, черпавшим вдохновение в учениях традиционалистов (Луи де Бональд, Жозеф Мари де Местр), - с другой.

Подобная противоречивость социально-философских взглядов Ж.-М. Гюйо свидетельствует о том, что мы вряд ли можем ограничить свое исследование рассмотрением ее связей с позитивистской традицией. То обстоятельство, что интегрирующим центром концепции Ж.-М. Гюйо оказывается понятие «жизнь», переключает наше внимание на еще один тип неклассического философствования - «философию жизни».

С традицией «философии жизни» Ж.-М. Гюйо связывает два основных аспекта: представление о жизни как творческой, продуктивной силе и признание того, что раскрытие этого творческого потенциала является для каждого субъекта процессом индивидуальным, неповторимым и не подлежащим какой-либо внешней регламентации. Именно отсюда проистекает антинормативизм в этике, не превращающийся, тем не менее, у большинства представителей «философии жизни» в имморализм. Он означает лишь утверждение неотъемлемого права личности самостоятельно вырабатывать систему жизненных ценностей.

Обращение к передовым идеям биологической науки было столь же общим для позитивизма и «философии жизни», как и использование самого понятия «жизнь». Однако мы не находим в философской концепции Ж.-М. Гюйо ни органицизма спенсеровского типа, ни приверженности концепции естественного отбора, характерной как для позитивистов, так и для философов жизни. Логическим развитием идей биологизма скорее следует признать концепцию «экономии жизни» Р. Авенариуса, чем концепцию избыточности жизненных сил Ж.-М. Гюйо. Биологизм практически сразу же превращается у Ж.-М. Гюйо в социологизм. Философ осуществляет подобную трансформацию с помощью идеи «продуктивности жизни», сходной с получившими развитие в «философии жизни» идеями «воли к жизни» или «жизненного порыва». Как и для других представителей «философии жизни», для Ж.-М. Гюйо понятие «жизнь» достаточно расплывчато и аморфно; это своего рода метафора, воплощающая в себе творческую динамику бытия. И так же, как и для большинства представителей данного направления, для Ж.-М. Гюйо понятие жизни является основой построения нового, неклассического учения о ценностях.

Таким образом, следует заключить, что социально-философские воззре-ниия Ж.-М. Гюйо достаточно специфичны по своему характеру: с одной стороны, связывая себя с позитивистской традицией, философ продолжает теоретическую разработку ряда намеченных в ней проблем, с другой - наряду с Ф. Ницше, выступает в качестве основателя еще одного нового типа философствования - «философии жизни».

Обращаясь к осуществленному нами анализу основных частей социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо, можно отметить следующие полученные результаты.

Учение Ж.-М. Гюйо о нравственности и воспитании последовательно воплощает в себе принципы гуманизма и направлено на создание наиболее совершенной формы общественных отношений. Таковой Ж.-М. Гюйо считал форму, «обеспечивающую наибольшую сумму общечеловеческой жизни», то есть в наибольшей степени способствующую гармоничному развитию жизни индивидуальной и общественной.

Стремясь построить позитивное учение о нравственности, Ж.-М. Гюйо приходит к выводу, что всякая научная этика носит ограниченный характер. Она не способна дать человеку универсальных рецептов нравственного поведения. Основная цель позитивной этики - обнаружить заблуждения традиционных учений о нравственности.

Используя биологический принцип саморасширения жизни, Ж.-М. Гюйо строит достаточно целостную этическую систему. Он последовательно заменяет такие понятия традиционной этики как «долг» и «моральные санкции» представлениями о том, что нравственные поступки человека являются проявлениями избыточности «жизненных сил».

Несмотря на отмеченную нами целостность этической концепции Ж.-М. Гюйо, следует также указать на ряд, содержащихся в ней внутренних противоречий.

Во-первых, убедительно доказывая несостоятельность и даже аморализм основных положений традиционного оптимизма и социального утопизма, Ж.-М. Гюйо, тем не менее, сам создает оптимистическую и утопическую концепцию всечеловеческой солидарности.

Во-вторых, несмотря на утверждение необходимости в равной мере учитывать в позитивном учении о нравственности как сознательную, так и бессознательную мотивацию поведения человека, Ж.-М. Гюйо лишь обозначает, но не раскрывает иррациональные проявления человеческой активности.

В-третьих, постулируя в этике отказ от моральных предписаний и рецептов реформирования общественной жизни, Ж.-М. Гюйо зачастую сам формулирует их (особенно в теории воспитания).

Рассматривая вопросы философии религии, Ж.-М. Гюйо последовательно обосновывает идею, что время религии, как системы догматов, миновало. Новый «иррелигиозный» этап является, при этом, не кризисом религии, а закономерным этапом духовной эволюции человечества. В основе и религии и «безверия будущего» лежит, согласно Ж.-М. Гюйо, одно и то же фундаментальное стремление человека - стремление выйти за пределы чисто фактического и умственного и верить в высшую связь всего сущего. Это же самое стремление провозглашается философом и основой социального бытия человека.

Если сравнивать между собой этическую и религиозную системы Ж.-М. Гюйо, следует обратить внимание, что наряду с понятием жизни, ведущую роль в них играет понятие свободы. Общей отличительной чертой как «нравственности без обязательств и без санкций», так и «безверия будущего» становится принцип обеспечения условий для максимально свободной самореализации человека. При этом необходимо отметить, что само понятие свободы в творчестве Ж.-М. Гюйо не раскрывается.

Такие характерные черты философского стиля Ж.-М. Гюйо, как некоторая неопределенность мысли, обобщенность и расплывчатость формулировок, сближение философии с поэзией, общий эволюционный идеализм и утопизм наиболее ярко проявляются в его философии религии.

Чтобы адекватно понять эстетическую концепцию Ж.-М. Гюйо, не следует забывать о том, широком смысле, который он придавал понятиям общества и общественности. Жизнь социальная, симпатическая и развивающаяся, со своими законами и условиями всякого рода выражается посредством прекрасного и создаёт искусство. Самая высокая задача искусства -производить эстетическую эмоцию социального характера. Целью последней, в свою очередь, становится расширить индивидуальную жизнь, заставить её слиться с более широкой универсальной жизнью.

Итак, как подчеркивает сам Ж.-М. Гюйо, «есть глубокое единство между выражениями: жизнь, нравственность, общество, искусство, религия. Великое, серьёзное искусство - то, в котором поддерживается и выражается это единство».

Подводя общий итог нашего исследования социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо, можно выделить следующие основные положения:

1. Социально-философские взгляды Ж.-М. Гюйо явились синтезом многочисленных направлений философской науки второй половины XIX века, объединив в себе, по преимуществу, наиболее выразительные элементы позитивистской системы и «философии жизни».

Идеи Ж.-М. Гюйо стали связующими звеньями сложного переходного периода своей эпохи, в частности, и развития историко-философской мысли, в целом. В его творчестве отразилась основная тенденция философии второй половины XIX века - ее направленность на поиск новой парадигмы философствования, отличающейся от рационализма классической европейской философии, а теоретическими истоками социально-философских воззрений выступили французский, английский позитивизм и «философия жизни».

Переоценивая порою биологический момент, смешивая психическое и духовное, выступая критически против рационализма и утилитаризма, Ж.-М. Гюйо интегрировал основные идеи позитивизма и «философии жизни» в своём, особом видении идеи жизни как общего плодотворного начала, на котором зиждятся все доминанты человеческого бытия.

Своим, оригинальным способом он даже ввёл отдельные элементы теории эволюции во французскую философскую мысль, выделив моральный, эстетический и религиозный аспекты.

В дальнейшем это поучило наглядное представление в работах А. Бергсона, которому довелось два года слушать лекции двадцатилетнего преподавателя философии Ж.-М. Гюйо в одном из самых престижных лицеев Кондорсе в Париже.

Даже будучи сторонником эволюционной теории, Ж.-М. Гюйо не считал борьбу за существование основной движущей силой процесса эволюции. И вовсе не случайно то обстоятельство, что его философские взгляды получили столь высокую оценку в трудах нашего соотечественника П. А. Кропоткина.1 Оба мыслителя решающим фактором эволюции человека считали не борьбу за существование, а явление внутривидовой консолидации.

Философию Ж.-М. Гюйо необходимо рассматривать на фоне теории эволюции. Французский учёный был впечатлен работами Ч. Дарвина, но еще большее влияние на него оказал Г. Спенсер. Однако столь характерное для О. Конта и Г. Спенсера отождествление общества с организмом практически не встречается в работах французского мыслителя.

Для Ж.-М. Гюйо общество - это, прежде всего, способ реализации человеком своей жизненной энергии, средство установления гармоничных связей с другими людьми, с природой, со всей Вселенной. Иными словами, общество для него не столько биологический организм, сколько Космос античной философии.

1 См.: Кропоткин П.А. Этика. -М., 1991. С. 247-254

Сам Ж.-М. Гюйо не уставал подчеркивать позитивный, сциентистский характер своей социально-философской позиции1. Французский мыслитель постоянно опирался в своих работах на идеи, сформулированные представителями французской и английской школ позитивизма. При этом он стремился синтезировать индивидуализм представителей английской школы с идеями солидарности, характерными для французской школы позитивизма.

Уникальным можно считать и то, что Ж.-М. Гюйо положил в основу своей теории глубокий интерес к человеческим ценностям, которые были для него первыми и самыми главными социальными ценностями. Одновременно с этим социально-философские взгляды Ж.-М. Гюйо имеют ряд соответствий с начавшей формироваться в творчестве его современников традицией «философии жизни».

2. Ж.-М. Гюйо дает понятию «жизнь» социологическое истолкование, отталкиваясь от биологистской концепции расширения жизни. Биологизм, характерный для позитивизма, практически сразу же превращается у Ж.-М. Гюйо в социологизм. Философ осуществляет подобную трансформацию с помощью идеи «продуктивности жизни», сходной с получившими развитие в «философии жизни» идеями «воли к жизни» или «жизненного порыва».

Обращение к передовым идеям биологической науки было общим для двух традиций, как и использование понятия «жизнь». Однако мы не находим в философии Ж.-М. Гюйо ни органицизма спенсеровского типа, ни приверженности концепции естественного отбора, характерной как для позитивистов, так и для ряда философов жизни. Логическим развитием идей биологизма скорее следует признать концепцию «экономии жизни» Р. Авенариуса, чем концепцию избыточности жизненных сил Ж.-М. Гюйо. Как и для других представителей «философии жизни», для французского мысли

1 См., напр.: Гюйо Ж.-М. Нравственность без обязательства и без санкции. - М., 1923. С. 11-14. теля понятие «жизнь» достаточно расплывчато и аморфно; это своего рода метафора, воплощающая в себе творческую динамику бытия. И так же, как и для большинства представителей данного направления, для него понятие жизни является основой построения нового, неклассического учения о ценностях.

Для Ж.-М. Гюйо основным вопросом философии явилось то, как вывести моральный принцип из естественных, эпмирически наблюдаемых процессов, а не из рационалистических или идеалистических и трансцеден-тальных. Жизнь у него как таковая заключает в себе естественную, распространяющуюся силу. Она обеспечивает движущую силу человеческого бытия. Люди движимы не просто соображениями разума, как полагает рационализм, но глубокой и изначально скрытой жизненной силой. Рефлективное мышление, однажды появившись, может только постепенно и путём тщательного размышления разобрать первоначальный беспорядок всего того, что мы наследуем генетически от наших предков. Жизненная сила морально безразлична, это слепая сила. Однако Ж.-М. Гюйо уверен в фундаментальной доброй воле и социальной природе человеческого сознания. И, следовательно, по его теории жизненная сила, несмотря на её безразличие, характеризуется всё шире распространяющейся доброжелательностью по отношению к другим, а не является, как это было для Ф. Ницше, слепым желанием власти.

Идея, выраженная представителями «философии жизни» в понятиях «воля к жизни» или «жизненный порыв», присутствует в философии Гюйо, раскрываясь через понятие «плодовитость». Всякое существование и жизнь с физиологической точки зрения предполагают питание, но воспринятое извне определенное количество силы или энергии обыкновенно не тратится все целиком на те или другие потребности самого организма; остается известный излишек силы, являющийся резервным фондом для данного организма. Философ выделяет три основных вида «плодовитости»: «плодовитость интеллектуальную», «плодовитость чувства и эмоции» и «плодовитость воли»1.

Таким образом, следует заключить, что социально-философские воззрения Ж.-М. Гюйо достаточно специфичны по своему характеру: с одной стороны, связывая себя с позитивистской традицией, философ продолжает теоретическую разработку ряда намеченных в ней проблем, с другой - наряду с Ф. Ницше, выступает в качестве основателя еще одного нового типа философствования - «философии жизни».

3. Историко-философская реконструкция философских взглядов Ж,-М. Гюйо выявила недостаточную последовательность в его рассуждениях, эклектичность и эмоциональность в изложении материала, но в то же время явственно обозначила социальную направленность его философствования. Комплексный характер социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо, когда мораль, религия и искусство выступают как доминанты социального бытия человека, обеспечивается наличием ряда системообразующих идей и понятий. К таковым, в первую очередь, следует отнести понятия «жизнь» и «социальность».

Стержнем философии Ж.-М. Гюйо стала идея жизни как ведущего принципа всех человеческих ценностей - этических, эстетических и религиозных. Ж.-М. Гюйо утверждает, что в человеке живет и толкает его вперед внутренняя сила. Он излагает свои идеи в гипотетической форме и не всегда строго обосновывает их, а потому они и не оказывают на философию уходящего XIX и наступающего XX столетия того влияния, которое должны были бы оказать.

Философские взгляды Ж.-М. Гюйо с традицией «философии жизни» связывают два основных аспекта: представление о жизни как творческой, продуктивной силе и признание того, что раскрытие этого творческого по

1 Гюйо Ж.-М. Нравственность без обязательств и без санкции. - М., 1923. С. 58-62. тенциала является для каждого субъекта процессом индивидуальным, неповторимым и не подлежащим какой-либо внешней регламентации.

Ж.-М. Гюйо не устраивают и позитивистские варианты обоснования морали. Он считает, что способность к бескорыстным действиям нельзя объяснить такими факторами как утилитарный расчет (И. Бентам) или же приспособляемость организма к окружающей среде (Ч. Дарвин).

Собственное учение о нравственности Ж.-М. Гюйо строит на основе собственной трактовки понятия «жизнь».

В диссертационном исследовании выделяются три основных компонента нравственной жизни, представленные в этике Ж.-М. Гюйо: сознание внутренней силы; способность и готовность действовать; эмоциональная связь между людьми.

Общность желаний и активность соединяют людей теснее, чем общее пассивное состояние. Сознательная совместная деятельность для достижения одних и тех же идеальных целей обеспечивает тесную связь и согласованность поведения людей. Воля отдельного человека при этом перестает быть только волей, направленной на увеличение нашей личной жизни, а становится волей, направленной все более и более к расширению жизни человечества и общества, к созданию общечеловеческой солидарности и гармонии в мировом масштабе.

Ж.-М. Гюйо сосредоточил внимание, главным образом, на отношении этой морали к идее нравственной обязанности. Он предполагает, что зарождение долга происходит под влиянием самой способности человека действовать. Внутренне почувствовать то наибольшее, на что мы способны, значит, согласно Ж.-М. Гюйо, впервые осознать то, что мы должны сделать. Вместе с традиционным пониманием долга он исключает из своей этической системы и понятие моральных санкций. Если в человеке заложено стремление жить для других, то он будет жить, не ожидая веления долга и не в страхе перед наказанием.

Отсутствие незыблемого и постоянного морального закона Ж.-М. Гюйо обозначает термином аномия, в противоположность кантовской автономии. Уничтожение в морали категорического императива не означает упразднения бескорыстия и самоотвержения. Эти явления моральной жизни остаются и в аномной морали, только предмет их меняется и варьируется: один будет самоотверженно служить одному, другой - другому делу.

Всякая религия, согласно утверждению Ж.-М. Гюйо, является установлением связи, сначала мифической, затем мистической, соединяющей человека с силами Вселенной. Если быть кратким, подчёркивает Ж.-М. Гюйо, можно сказать, что религия есть физическое, метафизическое и моральное объяснение всего существующего по аналогии с человеческим обществом, осуществленное в фантастической и символической форме. Как подчеркивается в тексте диссертации, столь широкая интерпретация «социального», включающая не только межчеловеческие отношения, институты, но и отношение человека к трансцендентным силам составляет одну из характерных особенностей социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо.

Согласно Ж.-М. Гюйо, эволюция религии осуществляется по двум основным направлениям:

1. Развитие и укрепление научного элемента в представлениях об обществе. Здесь происходит движение от традиционных форм религии к религиозной метафизике и позитивной социологии.

2. Эволюция моральных норм: от проекции на божественный мир образа реально существующих общественных отношений к формированию представлений об идеальной общественности.

Для него, как автора собственной достаточно оригинальной этической концепции, второе направление представляло особый интерес. В этой эволюции религиозных идей Ж.-М. Гюйо видит постепенное торжество социо-морфизма над зооморфизмом и даже антропоморфизмом. Потому сама суть моральной эволюции религиозных концепций понимается французским мыслителем как распространение на весь мир социальных отношений, складывающихся между людьми и постоянно совершенствующихся.

Констатируя тот факт, что в современном ему обществе происходит процесс разложения традиционных форм религии, Ж.-М. Гюйо утверждал, что «иррелигиозность» будущего отнюдь не станет антирелигиозностью. Устраняя суеверия и догматическую религию, она будет оберегать самую чистую часть религиозного чувства - преклонение перед Космосом и неустанное свободное искание социального и космического, выходящего за пределы данной реальности идеала.

Ж.-М. Гюйо намечает следующий путь для религиозного творчества: религия будет заменена гипотезой натуралистического монизма; религия как ассоциация (общество) людей и богов, сменится свободными ассоциациями людей. Он выделял три типа таких ассоциаций: ассоциации умов, желаний (хотений) и ощущений. Каждая ассоциация, по мнению философа, должна стараться приблизиться к такому типу, который гарантировал бы индивидууму в настоящем и будущем как наибольшую обеспеченность, так и наибольшую свободу. «Социальная синергия», выступающая в творчестве Ж.-М. Гюйо в роли общественного идеала, должна быть, по мысли самого философа, нерасторжимым единством двух основополагающих компонентов. Первым из них является общность идей и желаний. Она формируется усилиями позитивной науки, философской метафизики, этики и педагогики. Формирование же второго компонента - общности ощущений и чувств является, согласно позиции Ж.-М. Гюйо, ведущей задачей искусства. Как считает французский мыслитель, ни метафизика, ни религия, ни мораль не могут справиться с этой задачей. Первая и вторая стремятся сделать общим достоянием человечества руководящие идеи, а также установить умственную связь, соединяющую людей между собой и остальным миром. Третья осуществляет единство желаний и стремлений и тем самым достигает направления различных действий к одной цели. Но только искусство способно заставить людей одинаково чувствовать. Одновременно с этим Ж.-М. Гюйо признает, что искусство само по себе этически нейтрально. Принцип подражания, который является, по его убеждению, одним из основных законов как общества, так и искусства, сообщает искусству силу, которая может быть направлена как на зло, так и на добро. Таким образом, искусство, как мы видим, есть лишь беспристрастный инструмент, с помощью которого производятся эстетические эмоции общественного характера. То, будет ли оно представлять чувства возвышенные или низменные, во многом зависит от личности художника, а также от среды, в которой он живет и творит. Будучи, как и многие его современники, встревожен процессом возникновения и расширения «массовой культуры», Ж.-М. Гюйо видит в ней, прежде всего, угрозу нравственности и социальности.

Тема триединства морали, религии и искусства получает в эстетике Ж.-М. Гюйо законченное выражение. И ключом к их синтезу вновь оказывается понятие жизни.

Эстетическое чувство философ отождествляет с жизнью, достигшей самосознания, сознания своей интенсивности и внутренней гармонии.

Нравственное чувство, в свою очередь, совпадает с жизнью наиболее интенсивной и экстенсивной, достигшей сознания своей практической плодотворности. Главная форма этой плодотворности - деятельность для другого и общение с другими людьми.

Что же касается религиозного чувства, то оно, по мысли Ж.-М. Гюйо, возникает тогда, когда это сознание общественности жизни, расширяясь, простирается на все существа, не только на существа реальные и живые, но и на возможные и воображаемые.

Понятия «жизнь» и «социальность» связываются Гюйо между собой. В контексте его философии «социальность» трактуется довольно широко и означает всякую направленность вовне энергии живого существа. Подобная расширительная трактовка социальности, хоть и является специфической чертой социально-философских воззрений Ж.-М. Гюйо, вполне соответствует общим тенденциям в развитии позитивизма XIX века.

Все компоненты философии Ж.-М. Гюйо подчинены одной общей задаче - разработке нового общественного идеала. И, хотя контуры этого идеала остаются довольно расплывчатыми, можно выделить ряд его основных черт. К ним следует отнести: достижение высокого уровня социальной солидарности, характеризующегося единством идей, воль (синергия) и чувств (симпатия); создание в обществе благоприятных условий для раскрытия каждым человеком своего внутреннего потенциала; реализация во всех сферах общественной жизни права свободного выбора.

Подчинив свою философскую концепцию разработке нового социального идеала, Ж.-М. Гюйо не смог полностью избежать того же социального утопизма, который сам подвергал всесторонней критике. Это проявилось, прежде всего, в его концепции «иррелигии будущего». Кроме того, в его учении о социальном идеале можно заметить противоречия между свободой и необходимостью, эгалитаризмом и элитаризмом, рациональным и иррациональным.

4. Философская мысль Ж.-М. Гюйо обладает общечеловеческой ценностью и значением, так как ее отличает мощная жизнеутверждающая сила и гуманистическая вера в творческие возможности и способности человека.

Обострение социально-философской и аксиологической проблематики, проблемы духовности человека является одной из важнейших тенденций в развитии современной цивилизации. И это связано, прежде всего, с тем, что ни в одной области человеческого знания нет такого множества разнообразных и часто очень противоречивых теорий и взглядов, как в области эти-ки.Моральный выбор поступков составляет ту практическую ось в поведении людей, вокруг которой вращается вся их нравственная жизнь. Моральная регуляция общественной жизнедеятельности с её необычайными возможностями - ориентировать и повелевать - наиболее ярко и недвусмысленно отражается именно в акте выбора, предпочтении личностью той или иной системы ценностей. Здесь перекрещиваются своеобразные, присущие лишь морали как особому способу освоения мира человеком регуляторы его поведения - от самосуда совести до страха осуждения общественным мнением, от внутренней потребности творить добро до мировоззренческих представлений об идеале, ценности и смысле жизни.

Особое место в тексте диссертационного исследования отводится сравнительному сопоставлению философских взглядов Ж.-М. Гюйо и Ф. Ницше. Оба строят свое учение на почве теории эволюции, на вере в силу и здоровье жизни, на убеждении в наличности бьющей через край полноты энергии, не находящей себе выражения и исхода в современной культуре и в системе социальных отношений. Одновременно с этим Ницше считает реализацию намеченного идеала культуры возможной только на почве строго аристократической и индивидуалистической морали. Ж.-М. Гюйо, исходя почти из тех же принципов индивидуализма, напротив, приходит к идее, что наиболее интенсивная жизнь личности для себя будет одновременно и жизнью для других.

Таким образом, процесс нравственного выбора сосредотачивает в себе многообразие моральной императивности и её ценностных ориентиров. Совокупность актов выбора в жизни личности составляет основное содержание всего её этического опыта. Моральный выбор - один из решающих моментов способов движения нравов, их изменения и развития. Учение Ж.-М. Гюйо о нравственности и воспитании последовательно воплощает в себе принципы гуманизма, направлено на создание наиболее совершенных форм общественных отношений и несёт в себе идеи добра и человечности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Желудева, Елена Вадимовна, 2007 год

1. Андрияускас A.A. Проблема социальности искусства во французской эстетике // Вопросы философии. - 1985. - №7. С. 124-134.

2. Аничков Е. Очерк развития эстетических учений // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1915. С. 154-165.

3. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969-1972.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. -608 с.

5. Барулин B.C. Социальная философия. М.: МГУ, 1993. - 416 с.

6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М., 1998.-415 с.

7. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. - 387 с.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон, 2001. - 384 с.

9. Блонский П. Обзор книг М. Гюйо. Безверие будущего. Социологическое исследование. СПб., 1908 // Вопросы философии и психологии. -1909.-Кн. 96. С. 73-79.

10. Блонский П. П. Современная философия. М.: Русский книжник, 1918.-343 с.

11. Боголепов С. Г. Область мышления и пределы действительности. -М, 1910,-112с.

12. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков.-М., 1962.-43 с.

13. Бугле С. Эгалитаризм. (Идея равенства). Одесса, 1904. - 141 с.

14. Буржуа Л. Солидарность. М., 1899. - 210 с.

15. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. -113 с.

16. Введенский А. И. Введение в философию. СПб., 1894 - 206 с.

17. П.Введенский А. И. Очерк современной французской философии. -Харьков: Печатник, 1894. 360 с.

18. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Прогресс, 1994. - 463 с.

19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. - 643 с.

20. Вебер М. Социология религии // Вебер М. Сочинения. М., 1991. -Т.1.

21. Вентцель К. Мораль жизни и свободного идеала // Вопросы философии и психологии. 1891. - Кн. 9. С. 69-97.

22. Вентцель К. Обзор книг. M.Guyau. Education et hérédité, etude sociologique, Paris, 1889 // Вопросы философии и психологии. СПб., -1890. Кн. 3. С. 8-35.

23. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998. - 423 с.

24. Вовенарг Л. Введение в познание человеческого разума. Л., 1988. -187 с.

25. Вормс Р. Общественный организм. СПб., 1897. - 247 с.

26. Всемирная энциклопедия: Философия 20 век / Под ред. Грицанова А. А.-М., 2002.

27. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 692 с.

28. Гаузенштейн В. Искусство и общество. М.: Новая Москва, 1923. -336 с.

29. Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. М.: Наука, 1967. -134 с.

30. Геффдинг Г. Учебник истории новой философии. М., 1929. - 348 с.

31. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М: Изд-во иностр. лит., 1960. - 684 с.

32. Гиляров А. Н. Предсмертные мысли XIX века во Франции. Киев, 1901.-16 с.

33. Громов И. А., Мацевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная социология. -СПб., 1997.-372 с.

34. Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени // Вопросы философии и психологии. 1894. - Кн. 5. С. 176-189.

35. Гуревич П. С. Философия человека. М., 1999.-412 с.

36. Гусейнов А. А. Азбука нравственности. М.: Молодая гвардия, 1976. -272 с.

37. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1979.-223 с.

38. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Политиздат, 1980.-524 с.

39. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Политиздат, 1974. - 242 с.

40. Гюйо Ж.-М. Безверие будущего. Социологическое исследование. С биогр. заметкой о Гюйо Ал. Фуллье и с предисл. проф. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Пер. под ред. Я. Л. Сакера. СПб., 1908. - 518 с.

41. Гюйо Ж.-М. Воспитание и наследственность. Социологический этюд М. Гюйо. С предисл. и прим. переводчика. Пер. К. Толстой. СПб., 1891. -330 с.

42. Гюйо Ж.-М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование. Пер. Н. Нахамкиса. СПб., 1900. - Т. 4. - 340 с.

43. Гюйо Ж.-М. Задачи современной эстетики. Пер. Л. Чудинова. Очерк морали. Пер. Н. Южина. СПб., 1898. - Т. 3. - 376 с.

44. Гюйо Ж.-М. Избранные мысли, извлеченные из полного собрания его сочинений членом Французской Академии Альфредом Фуллье с добавлениями, предисловием и примечаниями Л. Е. Оболенского. СПб., 1897. -68 с.

45. Гюйо Ж.-М. Иррелигиозность будущего. Пер. под ред. В. М. Фриче. -М., 1909.-383 с.

46. Гюйо Ж.-М. Искусство с социологической точки зрения. Пер. Д. А. М. -СПб., 1900.-Т. 5.-464 с.

47. Гюйо Ж.-М. Искусство с точки зрения социологии. С предисл. А. Фуллье. Пер. по 2-му фр. изд. под ред. А. Н. Пыпина. СПб., 1891. -354 с.

48. Гюйо Ж.-М. История и критика современных английских учений о нравственности. Пер. Н. Южина. СПб., 1898. - Т. 1. - 458 с.

49. Гюйо Ж.-М. Нравственность без обязательств и без санкции. Пер. с 7-го фр. изд. H.A. Критской под ред. и со вступ. Сл. Н. К. Лебедева. М.: Голос труда, 1923. - 144 с.

50. Гюйо Ж.-М. Принцип искусства и поэзии. СПб, 1895. - 80 с.

51. Гюйо Ж.-М. Происхождение идеи времени. С предисл. А. Фуллье. Пер. И. К. Брусиловского. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. Пер. Н. Южина. СПб., 1898. - Т. 2. - 372 с.

52. Давыдов Ю. Н. История теоретической социологии. М., 1995. - Т. 2.

53. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968. -316с.

54. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев. Харьков, 1899. - 264 с.

55. История буржуазной социологии XIX начала XX вв. - М.: Наука, 1979.-423 с.

56. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. -М.: Искусство, 1966. 894 с.

57. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. - 379 с.

58. История философии в 6 тт. М.: Наука, 1957. - Т. 1.

59. История философии: Запад Россия - Восток / Под ред. Мотрошило-вой Н. В. - Кн. 3. - М.: Наука. - 267 с.

60. История Франции в 3 тт. М., 1973.

61. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. -М., 1962-1967,-Т. 3.

62. Йодль Ф. История этики в новой философии. М., 1896-1898. - Т. 2.

63. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966.

64. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. - 143 с.

65. Каримский А. М. Социальный биологизм. М., 1981. - 214 с.

66. Ковалевский М. Современные социологи. СПб., 1905. - 236 с.

67. Ковалевский М. Современные французские социологи // Вестник Европы. 1913. - №7. С. 414-427.

68. Козлов А. А. Позитивизм Конта // Вопросы философии и психологии.- 1893.-Кн. 16. С. 53-70.

69. Козлов А. А. Французский позитивизм // Вопросы философии и психологии. 1893. - Кн. 19. С. 423-438.

70. Козлов А. А. Французский позитивизм. Полупозитивисты: Гюйо и Тард//Вопросы философии и психологии. 1894. - Кн. 22. С. 55-129.

71. Козлов А. А. Обзор книг. Происхождение идеи времени. Психологический этюд. Смоленск, 1891 // Вопросы философии и психологии -1891.-Кн. 9. С. 88-93.

72. Козлов А. А. Французский позитивизм. Полупозитивисты: Альфред Фуллье // Вопросы философии и психологии. 1894. - Кн. 21.С. 8-35.

73. Коллинз Г. Философия Герберта Спенсера в сокращенном изложении.-СПб., 1892.- 148 с.

74. Кон И. Общая эстетика. М., 1921. - 324 с.

75. Кон И. С. История буржуазной социологии XIX нач. XX вв. - М., 1979.-241 с.

76. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. -207 с.

77. Кон И.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М.: Содэкгиз, 1959. - 403 с.

78. Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.- 125 с.

79. Кони А. Ф. М. Гюйо. Стихи философа. Перевод И. И. Тхоржевского. -СПб., 1905.- 17 с.

80. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Знание, 1901.-460 с.

81. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 576 с.

82. Криль Т. Мысли Гюйо о нравственности и воспитании // Образование. 1896.-№2. С. 29-40.

83. Кропоткин П. А. Этика. -М.: Политиздат, 1991. 496 с.

84. Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1970.-319 с.

85. Култыгин В. П. Французская классическая социология XIX нач. XX вв.-М., 1991.-464 с.

86. Лаланд А. Этюды по философии наук. СПб., 1897. - 125 с.

87. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 325 с.

88. Луи П. Французские мыслители и деятели XIX века. СПб., 1906. -190 с.

89. Мальцева С.А., Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб.: Пневма, 2004. -880 с.

90. Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. -М.: Книжное дело, 1900. 781 с.

91. Мир философии.-М.: Политиздат, 1991.-312 с.

92. Миронов А. М. История эстетических учений. СПб., 1913. - 164 с.

93. Мораль и этическая теория. -М.: Наука, 1974.-319 с.

94. Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко. М., 1980. - 383 с.

95. Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960. - 324 с.

96. Ницше Ф. Генеалогия морали. Памфлет. СПб., 1908. - 212 с.

97. Ницше Ф. Соч. в 2 тт. М.: Мысль, 1998.

98. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. - 638 с.

99. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. - 245 с.

100. Новиков А. В. От позитивизма к интуитивизму. М.: Пресса, 1976. -255 с.

101. Ю1.0сипова Е. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука, 1977. -279 с.

102. Преображенский В.П. Обзор книг Гюйо. Искусство с точки зрения социологии // Вопросы философии и психологии. 1891. - Кн. 10. С. 6375.

103. Проблема человека в западной философии. М: Прогресс, 1988. -532 с.

104. Радлов Э. Принципы философии Гюйо // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1894. -№5. С. 163-180.

105. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. -М.: Политиздат, 1989. 605 с.

106. Рассел Б. История западной философии. В 2 тт. М.: Наука, 1990.

107. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Пг., 1922. - 243 с.

108. Сен-Симон К. А. Очерк науки о человеке//Избранные сочинения. Т. 1-2.-М., 1948.

109. Симфония разума: Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М.: Художественная литература, 1980. - 704 с.

110. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.

111. Социальная философия как наука и учебная дисциплина: современное видение. Казань, 1994.-441 с.

112. Социальная философия. / Под ред. проф. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1995.-240 с.

113. Социология Конта в изложении Риголажа. СПб., 1898. - 168 с.

114. Социо-логос: Социология, антропология, метафизика. М., 1991. -214 с.

115. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897 - 467 с.

116. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. В 2-х т. СПб., 1898.

117. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896. - 267 с.

118. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. -М, 1913.-194 с.

119. Столович JI. Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. - 236 с.

120. Сэв JI. Современная французская философия. М., 1968. - 367 с.

121. Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996.

122. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. - 212 с. 123 .Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901. - 283 с.

123. Тард Г. Социальне закон. Личное творчество среди законов природы и общества. СПб., 1906. - 120 с.

124. Тард Г. Сущность искусства. СПб., 1895. - 152 с.

125. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1965. - 463 с.

126. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Вопросы философии и психологии. М., 1897. - Кн. 5. С. 979-1027.

127. Трошкина В. П. Социологическая концепция О. Конта. М., 1984. -268 с.

128. Тэн И. Чтения об искусстве. СПб., 1912. - 132 с.

129. Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. - 253 с.

130. Фаусек В. Искусство и игра//Вопросы философии и психологии. -1911.-Кн. 108. С. 128-139.

131. Философская энциклопедия: В 5 т. -М., 1960-1970.

132. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983.

133. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 327 с.

134. Францов Г. П. Исторические пути социальной мысли. М., 1965. -272 с.

135. Фуллье А. Будущее морали. СПб., 1899. - 364 с.

136. Фуллье А. Изложение и критика современных систем морали // Русское богатство. 1886. - №4. С. 245-269.

137. Фуллье А. История философии А. Фуллье. СПб., 1901.-360 с.

138. Фуллье А. Критика новейших систем морали. СПб., 1898. - 324 с.

139. Фуллье А. Ницше и имморализм. СПб., 1905. - 512 с.

140. Фуллье А. Современная наука об обществе. М., 1895.-486 с.

141. Хвостов В. М. Эвдемонистическое значение нравственного добра // Вопросы философии и психологии. 1911. - Кн. 110. С. 1-33.

142. Чиж В. Ф. Ницше как моралист // Вопросы философии и психологии. 1908.-Кн. 94. С. 335-376.

143. Шопенгауэр А. Свобода мысли и нравственность. М., 1992. - 412 с.

144. Шварц М. Культурно-этические идеалы Гюйо и Ницше //Вопросы философии и психологии. 1902. - Кн. 65. С. 977-1015.

145. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 342 с.

146. Энциклопедический словарь изд-ва Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. -Т. IX.

147. Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. и И. Гранат и К.» под ред. проф. Ю. С. Гамбарова и др. Т.17.

148. Эспинас А. Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии А. Эспинаса. -СПб., 1882.-464 с.

149. Archambault P. Guyau. Paris, 1911. - 63 p.

150. Aslan G. La morale selon Guyau et ses rapports avec les conceptions actuelles de la morale scientifique. Paris, 1906. - 135 p.

151. Bergson. H. Analyse de l'ouvrage de Guyau: «La genese de L'idee de temps» // Revue philosophie, 31.

152. Bibliographie de la philosophie française pour les annees 1909-1911. -Paris, 1912.-424 p.

153. Bougie C. Qu'est-ce que la sociologie? Paris, 1907. -253 p.

154. Boutroux E. La philosophie en France depuis 1867 // Revue de métaphysique et de morale. 1908. P. 283-312.

155. Brehier E. Histoire de la philosophie. Paris, 1991. - Vol. III.

156. Comoth R. Note sur deux philosophies de la vitalité: Jeane-Marie Guyau-Benedetto Croce // Rivista di Studi Crociani. Naples, 1978. - Paris. P. 157160.

157. Cresson A. La philosophie française. Paris, 1944. - 246 p.

158. Cuivillier A. Manuel de sociologie, v.l.-Paris, 1958. -432 p.

159. Cuvillier A. Ou va la sociologie française? Paris, 1953. - 187 p.

160. Deploige S. Le conflit de la morale et de la sociologie. Paris, 1911. -176 p.

161. Dunan C. Essais de philosophie generale. Cours de philosophie. Paris, 1902.- 118 p.

162. Ferraz M. Etude sur la philosophie en France au XIX siecle. Le socialisme, le naturalisme et le positivisme. Lyon, 1877. - 421 p.

163. Fouillee A. La morale, l'art et la religion d'après m.Guyau. Paris, 1901. - 423 p.

164. Gregoire Francois. Les grandes doctrines morales. Puf, 1978. 347 p.

165. Guyau J. M. Education et hérédité. Paris, 1889. - 304 p.

166. Guyau J. M. Esquisse d'une morale sans obligation ni sanction. Paris, 1896.-254 p.

167. Guyau J. M. Etude sur la philosophie d'Epictete. Paris, 1875. - 211 p.

168. Guyau J. M. L'art au point de vue sociologique. Paris, 1889. - 387 p.

169. Guyau J. M. La morale anglaise contemporaine. Paris, 1879. - 432 p.

170. Guyau J. M. La morale d'Epicure et ses rapports avec les doctrines contemporaines. Paris, 1878. - 292 p.

171. Guyau J. M. L'irréligion de l'avenir. Paris, 1887. - 479 p.

172. Guyau J. M. Vers d'un philosophe. -Paris, 1881.- 208 p.

173. Guyau J. M. Les problèmes de l'esthetique contemporaine. Paris, 1895. - 260 p.

174. Guyau A. La philosophie et la sociologie d'Alfred Fouillee. Paris, 1913. -436 p.

175. Ivanciu loan C. Le devoir moral et le principe de l'action dans la conception de Jean-Marie Guyau // Revue Roumaine des Sciences Sociales. Le Saulchoir, Paris, 1980. P. 411-420.

176. Janet P. La philosophie française contemporaine. Paris, 1879. - 287 p.

177. Lalande Andre. Les illusions evolutionistes. Paris, 1930. - 87 p.

178. Lefranc J. La philosophie en France au XIX siecle // Que sais-je? Paris, 1998.-242 p.

179. Mugnier-Pollet L. Pour une ethique probabilitaire d'après J.M. Guyau // Revue Universitaire de Science Horale. Geneve, 1966. - №4. P. 39-48.

180. Parodi D. Le problème moral et la pensee contemporaine. Paris, 1910. -76 p.

181. Parodi D. La philosophie contemporaine en France. Paris, 1920. - 98 p.

182. Seve L. La philosophie française contemporaine et sa genese de 1789 a nos jours. Paris, 1962. - 182 p.

183. Spasowski L. Les bases du systeme de la philosophie morale de Guyau. -Varsovie, 1908.- 189 p.

184. The Encyclopedia of Philosophy. London, N.-Y., 1967. - Vol. 3.

185. Worms R. La sociologie. Sa nature, son contenu, ses attaches. Paris, 1926.- 142 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.