Эстетико-философская проблематика драматургии Оскара Уайльда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Валова, Ольга Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 495
Оглавление диссертации кандидат наук Валова, Ольга Михайловна
Оглавление
Введение 4
Глава I. Уайльдовская философия нереального и её мировоззренческие основания 46
1.1. Философские истоки мировоззрения О. Уайльда 46
1.1.1. Уайльдовская философия нереального: истоки и сущность 46
1.1.2. Отражение идеалистических философских учений предшественников в мировосприятии О. Уайльда 56
1.2. Философия иррационализма как идейный контекст 74 философии нереального Оскара Уайльда
1.2.1. Мировоззрение О. Уайльда в контексте философских исканий 74 конца XIX века
1.2.2. Обращение к надвременному как принцип эстетики и поэтики 86 Уайльда. Категория возвышенного в творчестве Уайльда
1.3. Концепция человека в уайльдовской философии нереального 102
1.3.1. Ориентация на Индивидуализм как принцип уайльдовской концепции человека 102
1.3.2. Категории философии нереального, связанные с уайльдовской концепцией человека 120
Глава II. Философское осмысление актуальных проблем конца
XIX века в драматургии О. Уайльда 136
2.1. «Победа жизни над искусством» как социально-философская проблема в драматургии О. Уайльда 136
2.1.1. Отражение проблемы морали буржуазного общества в комедиях 136 Уайльда
2.1.2. Отражение проблемы рационализации современной культуры в творчестве Уайльда 147
2.2. Трагедия эпохи «конца века» в пьесе «Вера, или Нигилисты» 161
2.2.1. Истоки темы нигилизма в творчестве Уайльда 161
2.2.2. Проблема закономерностей, сущности и перспектив нигилизма
в трагедии О. Уайльда 173
2.3. Отражение кризиса религиозного сознания конца XIX века
в драматургии О. Уайльда 199
2.3.1. Актуальность религиозной проблематики для О. Уайльда 199
2.3.2. Проблема веры в «Святой блуднице» О. Уайльда 211
Глава III. Проблематика драматургии Уайльда в свете реализации
категорий философии нереального 226
3.1. Душа как категория философии нереального 226
3.1.1. Феномен души в драматургии Уайльда 226
3.1.2. Понятие доверия в контексте категории душа 235
3.2. Отражение философии нереального в образе героя-денди в драматургии О. Уайльда 243
3.2.1. Денди О. Уайльда как философ и «произведение искусства» 243
3.2.2. «Искусственный рай» героя-денди: мотив изменённого
сознания и символика вина в художественном мире Уайльда 266
3.3. Влияние как фактор, разрушающий личность 278
3.3.1. Проблема женского влияния в драматургии О. Уайльда 278
3.3.2. Воздействие голоса в драматургии О. Уайльда в контексте его философии нереального 298
Глава IV. Функции жанров трагедии и комедии в воплощении
О. Уайльдом эстетико-философской проблематики 311
4.1. Жанровые характеристики трагедии в драматургии 311 О. Уайльда в контексте философии нереального
4.1.1. Сущность трагического конфликта в ранних пьесах Уайльда 311 («Вера, или Нигилисты», «Герцогиня Падуанская»)
4.1.2. Трагедия О. Уайльда «Саломея»: истоки, образная система, музыкальная организация, трагический конфликт 322
4.1.3. Образ луны как отражение власти иррационального в трагедии 346 О. Уайльда «Саломея»
4.2. Комедии Уайльда в свете философии нереального 356
4.2.1. Специфика конфликта и эстетико-философская проблематика комедий Уайльда 356
4.2.2. Многофункциональность случайностей в комедиях О. Уайльда
и их роль в воплощении философии нереального. 390
4.2.3. Комедии Уайльда как литературно-критические тексты 405
Заключение 440
Список литературы 454
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда2007 год, кандидат филологических наук Тетельман, Анна Ильинична
Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Седова, Елена Сергеевна
Мотив игры в творчестве О. Уайльда: роман "Портрет Дориана Грея"2002 год, кандидат филологических наук Резяпова, Гузель Талгатовна
Уайльдовский миф в русской литературе Серебряного века2017 год, кандидат наук Сушко Екатерина Леонидовна
Философско-эстетические аспекты нехудожественной прозы О. Уайльда2010 год, кандидат филологических наук Котова, Надежда Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетико-философская проблематика драматургии Оскара Уайльда»
Введение
Рубеж Х1Х-ХХ веков традиционно характеризуется как переходная эпоха, время, когда менялись ценностные ориентиры, пересматривались творческие принципы, рушились стереотипы, обновлялся язык культуры. Переходные процессы ярко отразились в искусстве, которое, по выражению В. Б. Земскова, «интуирует переходы раньше, чем другие "органы" культуры, прогнозирует и проецирует своим языком кануны и рубежи и последствия перехода границы»1. Художественное творчество и теоретические работы англо-ирландского писателя Оскара Уайльда воплотили в себе характерные черты времени и отразили его предчувствия, связанные с перспективами развития цивилизации.
Для переломных культурно-исторических эпох
(эллинистически-римская эпоха, позднее Средневековье и раннее Возрождение, барокко, романтизм, конец XIX - начало ХХ века, постмодерн последней трети ХХ века) характерна смена культурных парадигм, смещение пластов культурной семантики, изменение господствующих в обществе представлений о научности, художественности, ценностях, обновление языка культуры. Многие исследователи отмечают, что одной из центральных черт переходных эпох является их двойственность: в них и смерть, и разрушения, и становление новых, интересных, прогрессивных тенденций. В эти эпохи обостряется внимание к конфликту личности и общества, актуализируются оппозиции истинный/неистинный, глубокий/поверхностный, исключительный /заурядный, духовный/бездуховный и т. п.
Переходные эпохи меняют и традиционные представления о привычных нравственных ценностях. При этом довольно часты нетипичные критерии оценки: мир видится в многообразии, и актуализируется возможность того,
1 Земсков В. Б. Одноглазый Янус. Пограничная эпоха - пограничное сознание // Кануны и Рубежи. Типы пограничных эпох - типы пограничного сознания: материалы российско-французской конференции: в 2 ч.
Ч. I / отв. ред. В. Б. Земсков. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 18.
что несправедливое, безнравственное, неистинное, уродливое может с другой точки зрения быть убедительным, моральным и прекрасным. Следствием этих процессов становятся разночтения в трактовке тех или иных явлений или событий; неоднозначность оценок, понимание поливариантности развития действительности становится нормой.
На рубеже XIX-XX веков прежняя общенаучная парадигма, основанная на достижениях классического естествознания, постепенно становится неактуальной, и на первый план выходит новая, утверждающая важную роль случайности.
Общеизвестное в наши дни понятие fin de siècle, «конец века», вошло в употребление как название пьесы французских писателей А. Микара и Ф. Жювено, поставленной в Париже в 1888 году. Пьеса забылась, но её заглавие стало обозначением целой эпохи рубежа XIX-XX веков. Как правило, когда говорят о «конце века», имеют в виду ощущение нестабильности, предчувствие болезни, гибели, вырождения человека и эпохи в целом, смутные, неясные, безрадостные чувства, пронизывающие современную культуру, сомнения в, казалось бы, очевидных научных достижениях.
Принято считать, что отличительной чертой fin de siècle, как и любой переходной эпохи, становится «эсхатологический дух», который с наибольшей последовательностью на рубеже XIX-XX веков выразился в культуре Германии1. Ощущение конца человеческой истории вызвано особым умонастроением, психологической подготовкой к переходу границы, отделяющей века друг от друга. Реальность воспринимается сквозь призму основополагающих масштабных категорий жизни и смерти, бытия и небытия, начала и конца. Не случайны в этом контексте внимание к мифологии, многочисленные интерпретации библейских сюжетов, обращение писателей и художников к фольклорным источникам. Интерес к мифу в данный период обусловлен многими факторами: стремление найти в известном сюжете
1 Бочкарева Н. С. Формы выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа веков // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 2 (8). С. 114.
множественные смыслы, представить цельную картину мира, уйти от позитивизма.
В культуре рубежа веков отмечается стремление не только к синтезу в области художественных исканий, но и к синтезу философских идей, науки и искусства. Исследователи отмечают, что в философию, психологию, искусствоведение fin de siècle проникают элементы мифологических структур, а искусство, ориентированное на миф, «тяготеет к философским и научным обобщениям»1.
На рубеже XIX-XX веков набирают популярность философские воззрения, в которых преобладает мысль об алогичности, иррациональности устройства человеческого общества и мира в целом. Представление об упорядоченности, о разумности основ жизни отходит на второй план или вовсе опровергается европейскими и русскими мыслителями, часто в довольно резкой форме. Лев Шестов, например, заявлял, что «порядок, о котором мечтают философы, существует только в классных комнатах, что твердая почва рано или поздно уходит из-под ног человека, и что после того человек всё-таки продолжает жить без почвы или с вечно колеблющейся под ногами почвой, и что тогда он перестает считать аксиомы научного познания истинами, не требующими доказательств, что он перестает их считать истинами и называет ложью» («Апофеоз беспочвенности», 1905) . Здесь налицо не только переоценка ценностей - речь идет о полной утрате доверия культурным аксиомам.
Философские размышления О. Уайльда идут в русле современных ему иррационалистических учений, хотя его идеи чаще сопоставляются лишь с ницшеанскими. Выявление сходных черт во взглядах двух крупных мыслителей вполне правомерно и продуктивно, однако английский писатель, прославлявший индивидуализм, во всём стремился к выработке собственной
1 Лотман Ю., Минц З., Мелетинский Е. Литература и мифы // Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1992. Т. 2. С. 62.
2 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / авт. предисл. Н. Б. Иванов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 45.
позиции, будь то литературное творчество или рассуждения об искусстве, и в работах Уайльда обнаруживается связь с философией разных эпох.
Рубеж Х1Х-ХХ веков ознаменовался многообразием направлений и течений в искусстве, поисками в области новых художественных форм. Данные тенденции отразились и в театральной сфере. Н. Тишунина пишет: «Театр <...> перестал быть только зрелищем, развлечением, он стал одним из способов философского познания жизни. А в основе этой новой художественной философии лежало глубокое понимание того, что человеческая жизнь -это явление многоплановое, "многоуровневое", не сводимое к одному, пусть даже очень важному конфликту»1. В скандинавской драматургии у Г. Ибсена и А. Стриндберга преобладала серьёзная, подчёркнуто антимассовая культурная линия. Критики единогласно заявляли о влиянии ибсеновской драмы на творчество британских авторов. Не избежал его и Уайльд2. Однако, несмотря на популярность ибсеновских идей и ибсеновской техники построения пьесы, английский драматург остается самим собой, его драмы не соответствуют ни новой драме, ни старой . Уайльд считал, что произведению свойственно отражать размышления автора над той или иной проблемой, в статье «Письма великой женщины» (1886) он заявлял: «Если мы не окончательно лишены хоть каких-то философских убеждений, они обязательно должны появляться в том, что мы пишем»4. Перенимая вызывающие восхищение публики приёмы современных популярных пьес, драматург использует их для представления своего образа мира, включающего в себя и философскую рефлексию.
1 Тишунина Н. В. Театральный символизм У. Б. Йейтса и эстетика «новой драмы» // Драма и драматургический принцип в прозе: межвуз. сб. науч. тр. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. С. 74.
2 Например, Н. А. Смирнова, разрабатывавшая в своём диссертационном исследовании проблему влияния драматургии Г. Ибсена, отмечает, что уайльдовские комедии выполняют двойную функцию -утверждения/отрицания: полемически переосмысливая Ибсена, драматург одновременно обращается к введению его «технических» достижений, что делает возможным появление в его комедиях «второй» сцены, выводящей идеи пьесы за пределы «визуального спектакля» (Смирнова Н. А. Социально-психологическая драма Х. Ибсена и английская драматургия рубежа XIX-XX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1991. С. 8).
3 Hunt H., Richards K., Taylor J. R. The Revels history of drama in English. Vol. 7. 1880 to the present day. L., N. Y., 1978. Р. 172.
4 Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. Т . 2. М.: Республика, 1993. С. 112. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием тома и страницы.
На английской сцене конца XIX века преобладали шекспировские постановки, французские комедии развлекательного плана (в 80-е годы зритель в театре был представлен в основном средним классом). Известными в Британии авторами пьес были Г. Джонс и А. Пинеро, но их популярность постепенно снижалась, не выдерживая конкуренции с Ибсеном, Шоу, Уайльдом. В 90-е годы XIX века «Независимый театр» Дж. Грейна начинает ставить пьесы на актуальные социальные темы Э. Золя, Г. Ибсена, Б. Шоу -авторов, которых позже назовут основоположниками «новой драмы».
Среди основных представителей «новой драмы» в западноевропейской литературе российские исследователи называют Г. Ибсена, А. Стриндберга, Э. Золя, Г.Гауптмана, М. Метерлинка, Б. Шоу, У. Йейтса. В западном литературоведении в числе британских основоположников «новой драмы» критики отмечают имена Б. Шоу, Х. Гренвилл-Баркера, Д. Голсуорси. Они пишут также, что наибольшее влияние на английскую «новую драму» оказал Ибсен, причем косвенно и на таких авторов, как Г. Джонс и А. Пинеро1.
Многие критики не считают английского эстета автором «новой драмы», хотя в ряде работ указывается на близость его отдельных драматургических принципов данной традиции. Уайльд, несомненно, был одним из тех, в чьем творчестве формировались основы современного ему театрального искусства.
Современники, близко знавшие Уайльда, понимали масштаб его натуры, осознавали, что публика в массе своей не сможет оценить глубину его таланта. Английский критик Макс Бирбом писал: «Открылась выставка Уистлера, и вышла книга Оскара Уайльда; критики писали, и болтуны болтали - сколько красноречия! - о том, как велик Уистлер и как велик Оскар Уайльд. Они блистали в Лондоне, Уистлер - в 70-е и 80-е, Оскар Уайльд - в 80-е и 90-е, когда критики и болтуны считали их только ловкими балагурами. Блеск блеском, но оба делали серьёзное дело, к которому серьёзно не отнесся
1 Hunt H., Richards K., Taylor J. R. The Revels history of drama in English. Vol. 7. 1880 to the present day. L.; N. Y., 1978. P. 12; McDonald J. The 'New Drama' 1900-1914: Harley Granville Barker, John Galsworthy, St. John Hankin, John Masefield. N. Y.: Grove press, 1986. P. 4.
никто»1. Понимал это и сам писатель, создавая многоуровневые произведения, увлекающие обычного читателя, а искушенного - заставляющие задуматься.
Неприятие однозначности сказывается в различных сторонах жизни и творчества Оскара Уайльда, ему нравилась даже не двойная, а «множественная» жизнь, которую он вел. Круг общения писателя был весьма обширен, он мог провести один вечер с политиками, другой - с актерами и художниками, третий - на свидании со своими любовниками.
В его творчестве также присутствует множественность, разноуровневость повествовательной техники, он предпочитает символ как отказ от однозначности. Например, предлагая сделать памятную доску Т. Чаттертону, Уайльд предпочел бы наличие только надписи, «хотя, - говорит он, - ей мог бы сопутствовать какой-нибудь символический рисунок» 2. Говоря о сборнике «Гранатовый домик», писатель подчёркивает, что настоящее произведение искусства затрагивает каждого, вне зависимости от возраста, и он «в равной степени стремился порадовать британскую детвору и британскую читающую публику» 3.
Многоуровневость уайльдовских произведений проявляется не только на уровне смыслов, то есть в отражении в романе, сказках и пьесах философско-эстетических взглядов, дискуссий с писателями-предшественниками и современниками. Уайльд стремится оставить в душе читателя эмоциональный след, передать сложную гамму чувств. Многослойность произведений писателя отражает его представление о многослойности мира, где, как писал М. Метерлинк, «внутренняя жизнь и та кажется чем-то неважным рядом с этими неизменными глубинами» 4. Именно глубины мира, неведомое, иррациональное и представляли для Уайльда особый интерес, он много внимания уделял таким явлениям, как случайность, влияние, ощущение, чувства, душа. Его драмы отличаются смешением традиционного и нового,
1 Бирбом М. Повелитель слов // Иностранная литература. 2002. №11. С. 248.
2 Уайльд О. Письма. М.: Аграф, 1997. С. 75.
3 Уайльд О. Письма. М.: Аграф, 1997. С. 105.
4 Метерлинк М. Сокровище смиренных. Погребенный храм. Жизнь пчел. Самара: Агни, 2000. С. 33.
вниманием к фольклору, мифологии и даже мистике, при этом они отражают актуальнейшие проблемы действительности.
Анализ уайльдовских произведений обнаруживает в основе его художественных текстов своеобразную авторскую философию. Идеи Уайльда базируются на идеалистических учениях от древности до эпохи конца XIX века и отражают её тенденции.
Писатель полагал, что над миром царит некая сила, которую можно обозначить, используя его высказывание из письма Э. де Гонкуру, как нереальное.
Нереальное не может править всем сущим «рассудочным» путём: оно связано с духовным и эмоциональным миром людей и может проявиться, например, через любовь (родительскую, супружескую), через случайности, не зависящие от воли человека. Искусство - тоже часть нереального, его единственная цель - доставлять удовольствие, и человеку бесполезно требовать от него чего бы то ни было ещё, практической пользы в нём нет. В произведениях Уайльда прослеживается связь искусства и случайности, которые вместе помогают избежать несправедливости.
Анализ уайльдовских текстов показывает, что в человеке также заложено представление о категориях морального сознания: добре, зле, справедливости, чести, долге, любви, что определяет стремление личности и к этическому идеалу. Достичь его в существующих условиях, да и вообще в земной жизни, невозможно, но это не означает, что идти к нему не нужно. Поскольку каждая личность создана не только из материи и хранит в себе память об изначальном божественном замысле в отношении неё, подстраивать себя под общественные стандарты, порой абсурдные, - преступление. Цель человека - максимальная самореализация, сохранение своей индивидуальности.
Нереальное не связано с действием и деятельностью, поэтому его можно лишь ощутить. Оно проявляется в особом состоянии, вызванном мистикой,
сочетанием музыки или пения птиц, таинственного ночного пейзажа, лунного сияния, сигаретного опьянения.
Люди находятся в безраздельной власти нереального, они подвержены его влиянию, его магии. Уайльд показывает, что человек должен осознать свою беспомощность перед лицом нереального, бессмысленность рассудочного построения жизненных планов. В произведениях английского драматурга в проигрыше всегда оказываются герои, живущие по законам логики, не желающие понять, что они бессильны перед нереальным, что они в его власти.
Поскольку «борьба» с нереальным не имеет смысла, необходимо научиться жить с ним в гармонии. Как этого добиться, демонстрируют уайльдовские герои-денди: прежде всего, это философское отношение к жизни, принятие того, что она даёт, со стоическим смирением, это предпочтение созерцательности действию; Уайльд называл своих персонажей произведениями искусства.
Глубину, непостижимость мира Уайльд по-своему отразил в структуре своих произведений. В каждой из его пьес есть внешний и внутренний конфликт, внешнее и внутреннее действие.1 Представление о жизни, где очевидное зачастую далеко от истины, просматривается во внешнем действии. Вывод, предлагаемый автором, может быть прочитан только с учетом его философских воззрений. Он заключается в том, что самые острые вопросы современности (как правило, являющиеся предметом анализа авторов «новой драмы»), во-первых, обусловлены стремлением людей изменить мир, как им кажется, в лучшую сторону. Во-вторых, многие из актуальных проблем (нигилизм, безверие и «богоутрата», изменение положения женщины в обществе и др.) при кажущейся спорности и неразрешимости, имеют одну основу - утрату представлений об истинных ценностях, о духовности, об
1 Внутреннее действие, по определению В. Е. Хализева, то, «при котором герои не столько совершают что либо, сколько переживают устойчиво конфликтные ситуации и напряженно размышляют». Внутреннее действие в комедиях Уайльда представляет последовательную аргументацию его философско эстетических взглядов.
изначальном бессилии перед миром и невозможности в нём принципиальных изменений.
Внутренний конфликт уайльдовских пьес определяется тем, что в мире властвует иррациональное и человек не в состоянии изменить действительность рассудочными решениями.
Уайльд говорил, что философия нереального - это основа его эстетики. Как известно, понимание эстетики как философии искусства закрепилось у Гегеля, и одной из центральных её проблем была проблема прекрасного. В соответствии с уайльдовскими представлениями, прекрасное, возвышенное являются составляющими нереального. Именно поэтому Уайльд ничего не писал только «на злобу дня» или на потребу публики, не считал искусство оружием, не опускался до критики частностей, предпочитая показывать своим творчеством образец, своеобразный идеал.
Построение диссертации обусловлено последовательностью постижения уайльдовской философии нереального. В первой главе изучаются её истоки, рассматриваются философские предпочтения Уайльда, представляется его понимание эстетической категории возвышенного, рассматриваются категории, позволяющие понять мировоззренческую систему Уайльда.
Во второй главе обосновывается интерес писателя к социальной проблематике в свете его философии. Актуальные вопросы современной Уайльду действительности рассматриваются им как результат непонимания негативных последствий стремлений и поступков, основанных на расчёте и логике. Уайльд показывает, что попытки человека изменить жизнь в соответствии со своими представлениями, обречены, поскольку человечество бессильно перед нереальным. Но люди хотят самостоятельности и продолжают бессмысленную борьбу, влекущую за собой смерть и разрушение. Обсуждение Уайльдом наболевших вопросов современности призвано обратить читателей и зрителей к основам бытия, задуматься о философии жизни. Во второй главе, таким образом, анализируется философское
осмысление Уайльдом общественных проблем, волнующих его современников, и представление драматурга о возможности их решении.
В третьей главе изучаются категории уайльдовской философии нереального (как наиболее общие свойства, проявляющие её) и их отражение в проблематике трагедий и комедий. Это категории души, влияния, голоса. Изучение категории души позволяет увидеть уайльдовское представление о роли греха в становлении человека и мира, сущность устойчивого мотива воссоединения сердца и души, связь души и крови, помогает интерпретировать «кровавые» и «бескровные» убийства и самоубийства в уайльдовских трагедиях. Влияние - категория, определяющая воздействие на человека (и, как результат, изменение его мыслей, настроений, принципов) без опоры на рассудок и логику. Для мужчин, по Уайльду, особую опасность представляет женское влияние, поскольку они, в большинстве случаев, не в силах устоять перед женским очарованием. Результатом становится потеря индивидуальности, то есть фактически смерть личности. Категория голоса рассматривается как составляющая категории влияния, её изучение расширяет представление о воздействии нереального на человека. В этой же главе представлен образ героя-денди как выразителя авторской философии нереального.
В четвертой главе изучается уайльдовское представление о сущности трагедии и комедии, и его воплощение в построении уайльдовских пьес в контексте философии нереального. Здесь доказывается, что в произведениях Уайльда случайности или их отсутствие - это не только приём, заимствованный из популярных комедий, но отражение философских убеждений. Драматург успешно использует возможности комедийного жанра для реализации своих идейных замыслов и выражения своей литературной позиции.
Степень разработанности темы.
Общую направленность исследований об Оскаре Уайльде определили уже первые публикации: книги Р. Росса, Р. Шерарда, Ф. Харриса, А. Рэнсома,
воспоминания Б. Шоу, А. Жида, У. Йейтса и других.1 В 50-60-х годах увидели свет романизированные биографии Ф. Юлиана, С. Хуана, Я. Парандовского на французском, испанском, немецком, польском языках. Итогом данных публикаций можно считать книгу П. Акройда «Завещание Оскара Уайльда»2.
В России первые сведения об Уайльде появляются в 1892 году, в то время, когда его имя было одним из самых известных на родине, впоследствии интерес к личности и творчеству писателя только усилился, его активно переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Н. Гумилёв, М. Кузмин, который и в жизни подражал Уайльду. Довольно рано российские читатели познакомились и с прозой Уайльда, о чём говорят прижизненные издания его книг в России. Вместе с тем приходится констатировать, что в нашей стране до настоящего времени нет полного собрания сочинений Уайльда (последнее собрание сочинений под редакцией К. Чуковского (1912) не может считаться полным, поскольку в 1909 году, после передачи оригинала «Тюремной
-5
исповеди» Британскому Музею, друг Уайльда Роберт Росс запретил выдавать его в течение пятидесяти лет).
В целом, в дооктябрьский период творчество Уайльда в России было весьма популярно: изучались его биография, влияние русской литературы и особенно творчества Ф. Достоевского4, всплеск интереса во многом был обусловлен публикацией Р. Россом в 1905 году отрывков из письма Уайльда,
1 Sherard R.H. Oscar Wilde. The story of an unhappy friendship. L., 1902; Ransome A. O. Wilde : A Critical Study. L., 1913., Harris F. Oscar Wilde: His Life and Confessions. N. Y., 1930; Sherard R. B. Show, F. Harris and O. Wilde. L., 1937; N. Y., 1974; Gide A. Oscar Wilde. N. Y., 1949.
2 Ackroyd P. The Last Testament of Oscar Wilde. N. Y., 1985., Акройд П. Завещание Оскара Уайльда // Иностранная литература. 1993. № 11; Парандовский Я. Король жизни // Король жизни. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Саломея. Баллада Рэдингской тюрьмы. Тюремная исповедь (De profundis). М., 1993.
3 Название «De Profundis» Р. Росс предложил для журнальной публикации. В апреле 1897 года Уайльд писал, что его исповедь может быть названа «Epistola: In Carcere et Vinculis» (Уайльд О. Письма. М.: Аграф, 1997. С. 259.) С 1905 года «Epistola: In Carcere et Vinculis» («Послание: В тюремных оковах» (лат.)) Росс использует в качестве подзаголовка. В данной работе используется как название «De Profundis», так и «Тюремная исповедь».
4 В 1986 году Т. В. Павловой была защищена кандидатская диссертация «О. Уайльд в России (конец XIX -начало ХХ века)», в которой обстоятельно изучались вопросы, связанные с публикацией и интерпретацией произведений английского автора в нашей стране.
названного «De Profundis», которое было полностью опубликовано только в 1962 году 1.
Последними книгами, после выхода которых увлечение личностью и творчеством писателя на долгие годы иссякло, стали «Оскар Уайльд» К. Чуковского (1922) и «Мораль и красота в произведениях О. Уайльда» Л. Аксельрод (1923): социально-исторические обстоятельства в нашей стране не способствовали формированию читательского и исследовательского интереса к творчеству писателя нереалистической направленности.
В 1961 году вышли «Избранные произведения» Уайльда в 2-х томах со вступительной статьей А. Аникста, и теперь уже советский читатель вновь открыл для себя творчество этого когда-то очень популярного писателя. Возвращение научного интереса к Уайльду начинается с драматургии: первая диссертация «Некоторые особенности драматургического метода О. Уайльда» была защищена в 1971 году И. Тайц, затем, десятилетием позже, к пьесам обратилась Т. Боборыкина, в 1981 году защитившая диссертацию «Драматургия О. Уайльда: к проблеме идейно-художественного своеобразия эстетизма О. Уайльда».
Интерес к личности и творчеству английского писателя в нашей стране заметно усилился в постперестроечный период, что связано, прежде всего, с укреплением свободы слова, когда появилась возможность с различных ракурсов обсуждать имена, прежде находившиеся если не под запретом, то в своеобразной «опале».
В последние годы о пьесах говорилось в контексте западноевропейской традиции (Н. Смирнова «Социально-психологическая драма Хенрика Ибсена и английская драматургия рубежа Х1Х-ХХ веков (Комедиография О. Уайльда и социально-психологическая драма Д. Голсуорси)», 1991); в контексте
1 Волынский А. Оскар Уайльд // Северный вестник. 1895. № 12; Венгерова З. А. Оскар Уайльд // Литературные характеристики. Кн. 1. СПб., 1897; С-ич М. Оскар Уайльд. Его жизнь и произведения // Литературные силуэты. СПб., 1907. С. 4; Абрамович Н. Я. Религия красоты и страдания: О. Уайльд и Достоевский. СПб., 1909; Аничков Е. Оскар Уайльд // Предтечи и современники. СПб., 1910; Айхенвальд Ю. Этюды о западных писателях. М., 1910; Ланггаард Г. О. Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1908; Лахман Г. Оскар Уайльд. СПб., 1909; Серо О. Процесс О. Уайльда. СПб., 1909; и др.
жанровой специфики творчества самого Уайльда (А. Тетельман «Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда», 2007); в связи с изучением особенностей английского декаданса (К. Савельев «Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия», 2008). Диссертаций, посвященных только драматургии Уайльда, в отечественном литературоведении нет уже более тридцати лет.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Создание автомифа и его трансформация в "биографическом жанре"2003 год, кандидат филологических наук Соломатина, Наталья Валерьевна
Русская литература начала XX века и творчество Оскара Уайльда: проблемы влияния, перевода и типологических контактов2005 год, кандидат филологических наук Добрицкая, Александра Витальевна
Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа "Портрет Дориана Грея"2007 год, доктор филологических наук Куприянова, Екатерина Сергеевна
Рецепция творчества О. Уайльда в русской журнальной периодике конца XIX - начала XX века2015 год, кандидат наук Ерофеев, Илья Юрьевич
О. Уайльд и стиль модерн2001 год, кандидат филологических наук Ковалева, Оксана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Валова, Ольга Михайловна, 2018 год
- 324 с.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М.: Республика, 1995. - 463 с.
Рознатовская Ю. А. Оскар Уайльд в России / Ю.А. Рознатовская // Оскар Уайльд в России: библиографический указатель. 1892-2000. - М.: Рудомино, 2000. - С. 7-46.
Росс Р. Несколько воспоминаний об Оскаре Уайльде / Р. Росс // Утро Россш. 1913. 8 сент. - С. 2.
Россетти Д. Г. Колдовской сад / Д.Г. Россетти // Иностранная литература. 2013. № 5. - С. 216-219.
Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев - М.: Аграф, 2001. - 608 с.
Русская социально-политическая мысль XIX - начала ХХ века: В. А. Зайцев / под ред. А. А. Ширинянца; сост. Ю. В. Андронов. А. В. Воробьев. Д. В. Ермашов. - М.: Издатель А. В. Воробьев, 2000. - 284 с. Рыжов А. С. Падение эстета // Рыжов А. С. Криминальный талант. По ком из писателей тюрьма плакала. - М.: Эксмо, 2006. - С. 31-36. С-ич М. Оскар Уайльд. Его жизнь и произведения / М. С-ич // Литературные силуэты. - СПб., 1907.
Савельев К. Н. Английский декаданс: французский фактор / К.Н. Савельев // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» 2008. № 5. Филология. URL: http://www. zpu journal. ru/e zpu/2008/5/Saveliev/index. php?sphrase_id=51450 - Загл. с экрана.
Савельев К. Н. Драма О. Уайльда «Саломея» в свете французской культуры XIX века / К.Н. Савельев // VII Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры: материалы науч. конф. молодых учёных-литературоведов (30-31 марта 1995 г.). - М.: МПГУ, 1995. - С. 57. Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография / К.Н. Савельев. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.
- 344 с.
Савельев К. Н. Оскар Уайльд и французская литература второй половины XIX века: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1995. Савельев К. Н. Становление эстетических взглядов Уайльда / К.Н. Савельев // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе.
- Магнитогорск: МаГУ, 1994. - С. 19-27.
Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия: дис. ... д-ра филол. наук. - Москва, 2008. - 382 с. Санина К. Г. Оскар Уайльд как лидер западноевропейского неоромантизма и его роль в формировании творческой концепции Танидзаки Дзюнъитиро // Санина К. Г. На перепутье двух миров.
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
Кросскультурные связи в литературе японского неоромантизма. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 240 с. Седова Е. С. Поэтика ранней комедии У. Сомерсета Моэма «Леди Фредерик» / Е.С. Седова // Мировая литература в контексте культуры. 2007. № 2. - С. 144-149.
Седых Э. В. Уильям Моррис: Лик Средневековья / Э.В. Седых. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 355 с.
Селитрина Т. Л. Проблематика и поэтика романов Г. Джеймса 1890-х годов: учеб. Пособие / Т.Л. Селитрина. - Уфа: Башкирский пединститут, 1991. - 156 с.
Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
Силецкий В. И. Превратности Лахесис (доля - случай - рок) / В.И. Силецкий // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, I полугодие 1994. - С. 232-237. Случай и случайность в литературе и в жизни: материалы междунар. конф. 6-10 июля 2005 г. / отв. ред. В. М. Маркович. - СПб., 2006. Смирнов А. В. Проблема рационального и иррационального: противоположность диалектико-материалистического и идеалистического подходов: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1986. - 20 с. Смирнова Н. А. Социально-психологическая драма Х. Ибсена и английская драматургия рубежа XIX-XX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1991.
Смирнова Н. А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон - Уайльд - Гарди - Фаулз: дис. ... д-ра филол. наук. - Нальчик, 2001. - 323 с.
Соболева К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции ХХ века (Дж. Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 216 с.
Соколова Н. И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии: монография / Н.И. Соколова. - М.: МПГУ, 1995. - 169 с.
Соколова Т. В. Ещё один опыт интерпретации сонета Артюра Рембо «Гласные» / Т.В. Соколова // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 2. - С. 38-45.
Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: очерк творчества / М.Г. Соколянский. - Киев; Одесса: Лыбидь, 1990. - 200 с.
Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкаго и Лебединска-го. - М.: Типография Каткова и Ко, 1862.
Соловьёв В. Сочинения: в 2 т. / В.С. Соловьёв. - М.: Мысль, 1990. Соловьёва Н. А. У истоков английского романтизма / Н.А. Соловьёва. -М.: Изд-во МГУ, 1998. - 232 с.
Соломатина Н. В. Создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре»: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2003. - 214 с.
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
Соломатина Н. В., Луков М. В. Оскар Уайльд как автор мифа о самом себе / Н.В. Соломатина, М.В. Луков. - URL: http://www. zpu journal. ru/e zpu/2009/9/Lukov/ - Загл. с экрана.
Станкевич А. И. Концепт «польза» в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» / А.И. Станкевич // Филологические чтения. 2004. -Даугавпилс: Saule, 2005. - С. 166-175.
Степанов А. Д. Всё не случайно. Конференция «Дело случая. Случай и случайность в литературе и в жизни» / А.Д. Степанов // НЛО. 2005. № 76. URL: http://magazines. russ. ru/nlo/2005/76/st37.html Степняк-Кравчинский С. М. В лондонской эмиграции / С.М. Степняк-Кравчинский. - М.: Наука, 1968. - 448 с.
Степняк-Кравчинский С. М. Избранное / С.М. Степняк-Кравчинский. -М.: Худож. лит., 1972. - 584 с.
Степняк-Кравчинский С. М. Россия под властью царей / С.М. Степняк-Кравчинский. - М.: Мысль. - 408 с.
Страхов Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки / Н. Страхов. - Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1897. Страхов Н. Н. Из истории литературного нигилизма. 1861-1865. / Н.Н. Страхов. - СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1890.
Страхов Н. Н. Литературная критика / Н.Н. Страхов. - СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 2000. - 459 [2] с.
Табункина И. А. «Чужое слово» в английской литературе. От реализма к fin de siècle / И.А. Табункина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 1 (7). - С. 53-59. Тайц И. Ф. Героический характер в романтических драмах Оскара Уайльда 80-х годов / И.Ф. Тайц // Проблема характера в зарубежной литературе конца XIX и начала ХХ века. Научные труды. - Свердловск: Изд-во Свердл. гос. пед. ин-та, 1974. - Т. 218. - С. 11-28. Тайц И. Ф. Конфликт и характеры в комедии О. Уайльда «Идеальный муж» / И.Ф. Тайц // Некоторые вопросы истории и теории зарубежной литературы / Свердл. гос. пед. ин-т. Ученые записки. Сб. 149. -Свердловск, 1971. - С. 49-70.
Тайц И. Ф. О некоторых особенностях драматургического метода О. Уайльда / И.Ф. Тайц // Проблемы англо-американской драматургии конца XIX и первой половины ХХ века / Свердл. гос. пед. ин-т. Ученые записки. Сб. 88. - Свердловск, 1969. - С. 30-57.
Таланова А. Н. Страсти по Уайльду и постмодерн / А.Н. Таланова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 3. - С. 265-267.
Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика / Н.Д. Тамарченко. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 72 с.
Татаринова Л. Н. Диалог с Евангелием в эстетизме О. Уайльда / Л.Н. Татаринова // Сфера языка и прагматика речевого общения: междунар. сб. науч. тр. - Краснодар: КубГУ, 2003. - С. 176-178.
336. Тахо-Годи А. А. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии / А.А. Тахо-Годи // Вопросы классической филологии / под ред. А. А. Тахо-Годи, И. М. Нахова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - С. 217-273.
337. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: хрестоматия для студентов / авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 2002. - 467 с.
338. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004.
339. Тетельман А. И. Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда: дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 184 с.
340. Тетельман А. И. Особенности малых стилистических жанров в творчестве Оскара Уайльда (на примере «Кентервильского привидения») / А.И. Тетельман // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов II Междунар. науч. -практ. конф. / науч. ред. Г. А. Багаутдинова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. -С. 355-359.
341. Тиме Г. А. Немецкая литературно философская мысль XVIII-XIX веков в контексте творчества И. С. Тургенева (генетические и типологические аспекты): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1995. - 43 с.
342. Тиме Г. А. У истоков новой драматургии в России (1880-1890 е гг.) / Г. А. Тиме; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Л.: Наука: Ленингр. отд-е , 1991. - 152 [2] с.
343. Титова Н. Б. Философские интуиции Ф. Ницше и О. Уайльда: парадоксальные параллели / Н.Б. Титова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 2. - С. 65-76.
344. Тихомиров Л. А. Апология Веры и Монархии / Л.А. Тихомиров. сост., вступ. ст. и прим. М. Б. Смолина. - М., 1999. - 480 с. - (Пути русского имперского сознания).
345. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа: монография / Н.В. Тишунина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 160 с.
346. Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начала XX века / Н.В. Тишунина. - СПб.: Изд-во ЛОИУУ, 1994. - 111 с.
347. Тишунина Н. В. Оскар Уайльд на петербургской сцене. Конец XX века / Н.В. Тишунина // Театральная жизнь: Взаимосвязи во времени и пространстве: материалы междунар. конф. 17-19 октября 1998 года / под ред. Г. А. Лапкиной. - СПб., 1998. - С. 89-92.
348. Тишунина Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблемы развития западноевропейского символизма: монография / Н.В. Тишунина. - СПб.: Образование, 1994. - 235 с.
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
Тишунина Н. В. Театральный символизм У. Б. Йейтса и эстетика «новой драмы» / Н.В. Тишунина // Драма и драматургический принцип в прозе: межвуз. сб. науч. тр. / ред. Г. В. Стадников. - Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. - С. 73-81.
Толстой Л. Н. Что такое искусство? Гл. 17 // Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 20 т. - М.: Худож. лит., 1964. - Т. 15. / под общ. ред. Н. Н. Акоповой, Н. К. Гудзия, Н. Н. Гусева, М. Б. Храпченко. - С. 200-209. Топоров В. Н. Судьба и случай / В.Н. Топоров // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. -М.: Наука, I полугодие 1994. - С. 38-75.
Тростников М. В. Поэтология / М.В. Тростников. - М.: Грааль, 1997. -192 с.
Тумбина О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда: К характеристике творческого метода писателя: автореф. дис. ... канд. филол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - 20 с. Уайльд О. Вера, или Нигилисты: драма в четырех действиях с прологом / О. Уайльд. пер. С. Гринберга. - Берлин: Петрополис, 1925. - 104 с. Уайльд О. Вера, или Нигилисты: драма с прологом в четырех действиях / О. Уайльд // Потерянные пьесы: Беккет, Пазолини, Фриш, Камю, Уайльд. - М.: Международное агентство "А. D. &Т.", 2001. - 355 с. Уайльд О. Застольные беседы / О. Уайльд. - М.: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2011. - 336 с.
Уайльд О. Из эпистолярного наследия: письма в газеты (1890-1894) / О. Уайльд // Диапазон. - 1994. - № 2. - С. 111-128.
Уайльд О. Избранное / О. Уайльд. сост., послесл. и примеч. Б. И. Колесникова, О. К. Поддубного. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с. Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. / / О. Уайльд. пер. с англ. -М.: Республика, 1993.
Уайльд О. Нигилисты: пьеса в 3 действиях с прологом / О. Уайльд. - М.: Проблема, 1909. - 80 с.
Уайльд О. Письма / О. Уайльд. - М.: Аграф, 1997. - 416 с.
Уайльд О. Полное собрание сочинений: в 12 т. / О. Уайльд - СПб.:
Издание т-ва А. Ф. Марксъ, 1912.
Уайльд О. Портрет г-на У. Г. / О. Уайльд. - М.: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2011. - 544 с.
Уайльд О. Пьесы / О. Уайльд. пер. с англ. и франц. - М.: Искусство, 1960. - 516 с.
Уайльд О. Стихи: сб. / О. Уайльд. сост. К. Атаровой. - М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2004. 384 с.
Уилсон Д. Как важно любить нигилиста: «Вера» Оскара Уайльда и сексуальная политика русского радикализма (пер. с англ. Д. Харитонова) / Д. Уилсон // Новое литературное обозрение. 2015. № 135. С. 170-181. Урнов М. В. На рубеже веков / М.В. Урнов. - М.: Наука, 1970. - 449 с.
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
Фадеева Н. И. Принципы античной драмы и их трансформация в раннем театре М. Метерлинка / Н.И. Фадеева // Текст и контекст: Жанрово-стилевые взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Миловидова. - Тверь: ТГУ, 1991. - С. 56-71. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина.-Т. 1 (А-Д). - М.: «Прогресс», 1986. - 576 с.
Фёдоров А. А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века / А.А. Фёдоров. - Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1993. - 152 с.
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Глава VII. Воплощённые боги в образе людей. // URL: http://psylib.org.ua/books/freze01/txt04.htm
Фридштейн Ю. Оскар Уайльд. Письма / Ю. Фридштейн // Вопросы литературы. 1995. Вып. 1. - С. 202-208.
Фридштейн Ю. Предисловие к письмам разных лет О. Уайльда // Иностранная литература. 1993. № 11.
Фрумкин К. Управление случайностями. - URL: www. piglos. ru/dir/3 2 2/
- Загл. с экрана.
Фукс Г. Танец / Г. Фукс // Фиал страстей. СПб.: Венок, 1910. - С. 59-97. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век / Э. Фукс. пер. с нем. - М.: ТЕРРА; Республика, 1996. 448 с.
Хабибуллина Л.Ф. Концептуализация образа Америки в английской литературе XX века / Л.Ф. Хабибуллина // Филология и культура. - 2011.
- № 26. - С. - 250-257.
Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. М.: МГУ, 1986. 265 с. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - 3 е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
Хализев В. Е. Функция случая в литературных сюжетах / В.Е. Хализев // Литературный процесс / под ред. Г. Н. Поспелова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 175-201.
Халтрин-Халтурина Е. В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма / Е.В. Халтрин-Халтурина. - М.: Наука, 2009. - 350 с. Халтрин-Халтурина Е. В. Джон Китс и культ прекрасного: о динамике образного ряда в поэме «Гиперион»: фрагмент / Е.В. Халтрин-Халтурина // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. - С. 135-139. Хамон Л. Вы и Ваша рука / Кейро [псевд.]. - М.: Изд. дом МСП , 2000. -318 с.
Харламова Е. А. Реккурентный центр в английской драматургии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 35 с.
386. Харченко В. К., Коренева Е. Ю. Язык фрустрации: М. Лермонтов, М. Горький, О. Уайльд, С. Есин / В.К. Харченко. - М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2007. - 215 с.
387. Холланд В. Сын Оскара Уайльда / В. Холланд. - М.: ООО «ЛГБТ Медиа Паблишинг», 2006. - 272 с.
388. Холланд М. Ирландский павлин и багровый маркиз. Подлинные материалы суда над Оскаром Уайльдом / М. Холланд. - М.: ООО «ЛГБТ Медиа Паблишинг», 2006. - 320 с.
389. Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. - URL: http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0090.shtml
- Загл. с экрана.
390. Хорольский В. В. Английский и русский варианты символизма: два типа мифологизации красоты (методологические аспекты) / В.В. Хорольский // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 212-222.
391. Хорольский В. В. Культурологический метод изучения публицистического дискурса (на примере статей А. Блока, У. Б. Иейтса, О. Уайльда) / В.В. Хорольский. - URL: http://www. relga. rsu. ru/n60/cult60. Htm - Загл. с экрана.
392. Хорольский В. В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа Х1Х-ХХ веков / В.В. Хорольский. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1995. - 136 с.
393. Хорольский В. В. Литературная критика как фактор межкультурной коммуникации (к вопросу о восприятии английской поэзии рубежа Х1Х-ХХ веков в России) / В.В. Хорольский // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2005. № 2. - С. 198-207.
394. Хорольский В. В. Романтическая и неоромантическая модели публицистического текста (на примере англоязычной публицистики Х1Х века) / В.В. Хорольский // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2008. № 1. - С. 229240.
395. Храповицкая Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени: учеб. пособие к спецкурсу / Г.Н. Храповицкая. - М.: МГПИ, 1979. - 90 с.
396. Цыганкова Л. В. Феномен дендизма в западноевропейской культуре / Л.В. Цыганкова // Костромской гуманитарный вестник. - 2012. - № 1 (3).
- С. 30-32.
397. Чередниченко И. П. Творческий метод Толстого / И.П. Чередниченко // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. -2001. - № 2. - С. 113-120.
398. Чернозёмова Е. Н. Уайльд / Е.Н. Чернозёмова // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. - М., 1997. - Ч. 2. - С. 323-325.
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
Чернозёмова Е. Н., Штейн А. П. Трагедии и комедии: этюды по истории английской драматургии / Е.Н. Черноземова, А.П. Штейн. - М.: Прометей, 2004. - 207 с.: ил.
Чернозёмова Е. Н. «Кто может больше, тот не человек»: к переводу пьесы Джона Лили «Кампаспа» / Е.Н. Чернозёмова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 5. - С. 9599.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: Т. 1-2. / П.Я. Черных. - М.: Рус. яз., 1993. Т. 1 : А-Пантомима. - 623 с.
Чуканцова В. О. Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда: дис. ... канд. филол. наук. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 199 с.
Чуковский К. И. Оскар Уайльд / К.И. Чуковский. - Птб.: Радуга, 1922. Чуковский К. И. Современники. Портреты и этюды / К.И. Чуковский. -М.: Мол. гвардия, 1963. - 704 с.
Шайтанов И. О. В конце века. Эстетизм: Оскар Уайльд / И.О. Шайтанов.- URL: http://lit. lseptember. ru/article. php?ID=200404102 -Загл. с экрана.
Шах-Азизова Т. К. Линия Гамлета, или Герой драмы перед лицом рока / Т.К. Шах-Азизова // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, I полугодие 1994. - С. 268-277.
Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени / Т.К. Шах-Азизова. - М.: Наука, 1966.
Шейнов В. П. Манипулирование сознанием / В.П. Шейнов. - Мн.: Харвест, 2010. - 768 с.
Шейнов В. П. Психологическое влияние / В.П. Шейнов. - Мн.: Харвест, 2007. - 638 с.
Шестаков В. П. Английская литература и английский национальный характер / В.П. Шестаков. - М.: Нестор История, 2010. - 321 с. Шестаков Д. П. Парадоксалисты / Д.П. Шестаков // Театр. 1977. - № 3. -С. 149-162.
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Л. Шестов. авт. предисл. Н. Б. Иванов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 216 с. URL: http://www. magister. msk. ru/library/philos/shestov/shest08. htm
Шестов Л. Достоевский и Ницше / Л. Шестов. - URL: http://www. magister. msk. ru/library/philos/shestov/shest07. Htm - Загл .с экрана. Ширинянц А. А. О нигилизме и интеллигенции / А.А. Ширинянц // Русская социально- политическая мысль XIX - начала ХХ века: В. А. Зайцев / под ред. А. А. Ширинянца; сост. Ю. В. Андронов. А. В. Воробьев. Д. В. Ермашов. - М.: Издатель А. В. Воробьев, 2000. - 284 с.
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1993. - 479 с.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - 4-е изд. - СПб., б/г.
Шоу Б. Воспоминания об Оскаре Уайльде. Из письма Фрэнку Xаррису / Б. Шоу // Ливергант А. Я. Оскар Уайльд. - М.: Мол. гвардия, 2014. - С. 271-290.
Шоу Б. О драме и театре / Б. Шоу. - М.: Иностр. лит., 1963. - 646 с. Шоу Д. Б. Пьесы. Статьи о театре. Автобиографически заметки. Литературные портреты. Новеллы: сб. / Б. Шоу. - М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2004. - 1084 [4]с. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография / Р. Эллман. пер. с англ., сост. аннотированного именного указателя Л. Мотылева. - М.: Независимая газета, 2000. - 688 с.: ил.
Энциклопедический словарь сюрреализма. - М.: ИМЛИ РАН, 2007. -584 с.
Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. - М., 1998. - 429 с.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева и др. - М.: Локид; Миф. 1999. - 576 с.
Эпштейн M. De'but de siede, или От пост - к прото. Манифест нового века / М. Эпштейн. - URL: http://magazines. russ. ru/znamia/2001/5/epsh. Html - Загл. с экрана.
Юлов В. Ф. Интегративная теория познания / В.Ф. Юлов. - М.: Современная музыка, 2014. - 509 с.
Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания / В.Ф. Юлов. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.
Юнгер Э. Через линию / Э. Юнгер // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Xайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 222 с.
Яковлев Д. Е. Ницше и Уайльд (Путь эстетизма) / Д.Е. Яковлев // Вестник Московского университета. - Сер. 7. Философия. - 1994. - № 2. - С. 70-73.
Яковлев Д. Е. Философия эстетизма / Д.Е. Яковлев. - М.: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. - 188 с. Якубовская И. В. Межконфессиональные отношения в Англии второй половины XIX - начала XX вв. и формирование предпосылок экуменического движения / И.В. Якубовская // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 36. - С. 31-34.
Ярхо В. Н. Аристофан / В.Н. Ярхо. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1954. -134 с.
Agate J. Oscar Wilde and the Theatre / J. Agate . - L.: Curtain Press, 1947. -23 р.
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
Ahmadgoli K.; Small I. The Creative Editor: Robert Ross, Oscar Wilde and
the "Collected Works" / K. Ahmadgoli; I.Small // English Literature in
Transition, 1880-1920. - 2008. - Vol. 51. - Issue 2. - P. 138-151.
Allan C. Homosexuality and Oscar Wilde: A Psychological Study / C. Allan //
International Journal of Sexology. - 1949. - Vol. 11. - № 4. - Р. 205-221.
Allen J. Masters of British drama / J. Allen. - L., 1957.
Allington D. Private experience, textual analysis, and institutional authority:
The discursive practice of critical interpretation and its enactment in literary
training / D. Allington // Language & Literature. May 2012. - Vol. 21. -
Issue 2. - P. 211-225.
Amor A. Mrs Oscar Wilde. A Woman of Some Importance Amor / A. Amor.
- L.: Sidgwick & Jackson, 1983. - 249 р.
Archer W. The old drama and the new. An essay in re valuation / W. Archer.
- L., Heinemann, 1923. - 396 p.
Auerbach N. The Rise of the Fallen Woman / N. Auerbach // Nine-teenth
Century Fiction. - Vol. 35. - No. 1 (Jun., 1980). - P. 29-52.
Barris J. Oscar Wilde's Artificiality and the Logic of Genu-ine Pluralism / J.
Barris // Contemporary Justice Review. - Vol. 8. - No. 2. - June 2005. - P.
193-209.
Barris J. The formal structure of metaphysics and The Importance of Being Earnest / J. Barris // Metaphilosophy. - Oct 2008. - Vol. 39. - Issue 4/5. - P. 546-570.
Barton A. The names of comedy / A. Barton. Toronto; Buffalo; Univ. of Toronto press, 1990.
Beatty B. The Form of Oscar: Wilde's Art of Substitution / B. Beatty // Irish Studies Review. - Apr. 2003. - Vol. 11. - Issue 1. - P. 33-50. Beaumont M. Reinterpreting Oscar Wilde's Concept of Utopia: 'The Soul of Man Under Socialism' / M. Beaumont // Utopian Studies. - 2004. - Vol. 15. -Issue 1. - P. 13-29.
Becker-Leckrone M. Salome: The fetishization of a textual corpus / M. Becker-Leckrone // New Literary History. - Spring 1995. - Vol. 26. - Issue 2.
- Р. 239-261.
Beckson K. Into the Demon Universe: A Literary Exploration of Oscar Wilde. by Christopher S. Nassaar / K. Beckson [Электронный ресурс] // Nineteenth-Century Fiction. - Vol. 29. - No. 3. - Dec. 1974. - P. 360-363. -URL: http://www.jstor.org/stable/2933181
Beckson K. Narcissistic Reflections in a Wilde Mirror / K. Beckson // Modern
Drama. Toronto, 1994. - Vol. 37. - Spring № 1. - Р. 148-155.
Beckson K. Oscar Wilde's celebrated remark on Bernard Shaw / K. Beckson //
Notes & Queries. - Sep 1994. - Vol. 41. - Issue 3. - P. 360.
Belford B. Oscar Wilde: A certain genius. - Random House; N. Y., 2000.
Bentley E. The Importance of Being Earnest / B. Belford // Oscar Wilde. A
collection of critical essays. Ed. by R. Ellmann. - N. J., 1969. - P. 111-115.
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
Bennett Ch. Oscar Wilde's Salome: decor, des corps, desire / Ch. Bennett // ELH. - Volume 77. - Number 2. - Summer 2010. - P. 297-324. Bentley T. Sisters of Salome / T. Bentley. New Haven, CT, USA: Yale University Press, 2002. - 234 p.
Bird A. The plays of Oscar Wilde / A. Bird. - Printed in Great Britain by Clarke Doble & Brendon Ltd Plymouth and London, 1977. Bloom H. Dramatist and Dramas / H. Bloom. - Philadelphia, Chelsea House Publishers, 2005.
Boyd J. Salome's Modernity: Oscar Wilde and the Aesthetics of Transgression / J. Boyd // Victorian Studies. - Spring 2013. - Vol. 55. - Issue 3. - P. 535537.
Bradbrook M. C. English dramatic form. A history of its development / M.C. Bradbrook. - L., Chatto & Windus, 1965. Brasol B. Oscar Wilde / B. Brasol. - L., 1938.
Bristow J. Dowdies and Dandies: Oscar Wilde's Refashioning of Society Comedy / J. Bristow // Modern drama. Spring 1994. - Vol. 37. - № 1. - P. 53-70.
Bristow J. Oscar Wilde and Modern Culture: The Making of a Legend. Athens, OH, USA: Ohio University Press, 2009 / J. Bristow. - 400 p. Bristow J. Memorialising Wilde: An Explosive History / J. Bristow // Journal of Victorian Culture (Edinburgh University Press). - Autumn 2000. - Vol. 5.
- Issue 2. - P. 311-323.
Broad L. The friendships and follies of Oscar Wilde / L. Broad. - N. Y.: Thomas Cromwell, 1955.
Brown D. Wilde and Wilder / D. Brown // PMLA: Publications of the Modern Language Association of America. - Oct 2004. - Vol. 119. - Issue 5. - P. 1216-1230.
Cave R. A. Wilde Designs: Some Thoughts about Recent British Productions of His Plays / R.A. Cave // Modern Drama. - Spring 1994. - Vol. 37. - Issue 1. - P. 175-191.
Cerankowski K.J. Queer Dandy Style: The Cultural Politics of Tim Gunn's Asexuality / K.J. Cerankowski // Women's Studies Quarterly. -Spring/Summer 2013. - Vol. 41. - Issue 1/2. - P. 226-244. Chan W. S. The economy of the short story in British periodical of the 1890s / W.S. Chan. - N. Y.; L.: Rogutlendge, 2007. - 236 p.
Chase A. J. W. Queer Comedy: Laughter and Stigma; Fear and Rebellion in Modern and Contemporary Drama. A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy / A.J. Chase. The State University of New York at Buffalo, USA. 2007.
Chothia J. English Drama of the Early Modern Period 1890-1940 / J. Chothia.
- L., N. Y.: Longman, 1996.
Cohn E. 'One single ivory cell': Oscar Wilde and the Brain / E. Cohn // Journal of Victorian Culture (Routledge). - Jun 2012. - Vol. 17. - Issue 2. -P. 183-205.
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
Cohn E. Oscar Wilde's Ghost: The Play of Imitation / E. Cohn // Victorian Studies. - Spring 2012. - Vol. 54. - Issue 3. - P. 474-485. Collected Works of Oscar Wilde. The Plays, the Poems, the Stories and the Essays including De Profundis / O. Wilde. - L.: Wordsworth Edition Limited, 1997. - 1098 p.
Croft Cooke R. Feasting with Panthers. A New Consideration of Some Late Victorian Writers / R. Croft Cooke. - L.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. Cucullu L. Wilde and Wilder Salomés: Modernizing the Nubile Princess from Sarah Bernhardt to Norma Desmond / L. Cucullu // Modernism/Modernity. -Sep 2011. - Vol. 18. - Issue 3. - P. 495-524.
Cunningham M. Imitation and parody in the works of Oscar Wilde. A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy. The University of Kentucky / M. Cunningham. - 1992. - 423 p.
Daalder J. Which is the most authoritative translation of Wilde's Salomé? / J. Daalder // English Studies. - Feb2004. - Vol. 85. - Issue 1. - P. 47-52. Daly N. Modernism romance and the fin de siecle. Popular fiction and British culture. 1880-1914 / N. Daly. - Cambridge: Cambridge university press, 1999.
Davidson W. L. The Stoic Creed / W.L. Davidson. - N. Y.: Arno Press, 1979. Davis L. Morris, Wilde, and Le Guin on Art, Work, and Utopia / L. Davis // Utopian Studies. - 2009. - Vol. 20. - Issue 2. - P. 213-248. Davis W.E. Oscar Wilde, Salome, and the German Press 1902-1905 / W.E. Davis // English Literature in Transition, 1880-1920. - 2001. - Vol. 44. -Issue 2. - P. 148-180.
Dellamora R. Oscar Wilde, Social Purity, and An Ideal Husband / R. Dellamora // Modern Drama. - Toronto, 1994. - Vol. 37. - Spring № 1. - P. 120-138.
Dierkes-Thrun P. «The Brutal Music and the Delicate Text»? The Aesthetic Relationship between Wilde's and Strauss's «Salome» Reconsidered / P. Dierkes-Thrun // Modern Language Quarterly. - Sep 2008. - Vol. 69. - Issue 3. - P. 367-389.
Dierkes-Thrun P. Salome's Modernity: Oscar Wilde and the Aesthetics of Transgression / P. Dierkes-Thrun. - University of Michigan Press. 2011. -260 p.
Donohue J. Salome and the Wildean Art of Symbolist The-atre / j. Donohue // Modern Drama. Toronto, 1994. - Vol. 37. - Spring № 1. - P. 84-103. Douglas A. Oscar Wilde. A summing up / A. Douglas. - L.: Richards Press, 1950.
Dowling L. The Decadent and the New Woman in the 1890's / L. Dowling // Nineteenth-Century Fiction. - Vol. 33. - No. 4 (Mar., 1979). - P. 434-453. Dryden L. The modern gothic and literary doubles: Stevenson, Wilde and Wells / L. Dryden. - Palgrave Macmillan; Basingstoke (Hants). 2003. - 240 p. Dryden L. Modern Gothic and Literary Doubles: Stevenson, Wilde and Wells / L. Dryden. Gordonsville, VA, USA: Palgrave Macmillan, 2003. - 235p.
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
Ellmann R. Overtures to Salome / R. Ellmann // Oscar Wilde. A collection of critical essays. Ed. by R. Ellmann. - N. J., 1969. - P. 73-92. Eltis S. Revising Wilde: Society and subversion in the plays of Oscar Wilde. -Oxford: Clarendon press, 1996 / S. Eltis. - 226 p.
Encyclopedia of literary modernism. Ed. by Poplawski, P. - Westport: Greenwood press, 2003.
Ericksen D. H. Oscar Wilde / D.H. Ericksen. - Boston: Twayne, 1977. - 175 p.
Evangelista S. 'Lovers and philosophers at once': aesthetic platonism in the Victorian Fin de Siecle S. Evangelista [Электронный ресурс] // Yearbook of English Studies. - Annual, 2006. - Vol. 36. - Issue 2. - Р. 230-244. URL: http://www.jstor.org/stable/20479254
Fairchild H. N. Religions Trends in English Poetry / H.N. Fairchild. - N. Y., 1932. Vol. 5. - Р. 188-192.
Fang Po. The aesthetics of self fashioning: Pater, Wilde, and Yeats. A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy / Fang Po. The University of Pennsylvania, USA. 1999.
Feldman A. All Wilde on the Western Front: Alan Bennett, Tom Stoppard, and the Theatre of War / A. Feldman // Modern Drama. - Winter 2011. - Vol. 54. - Issue 4. - P. 455-478.
Fernbach A. Wilde's Salome and the Ambiguous Fetish / A. Fernbach //
Victorian Literature and Culture. 2001. Cambridge UP. - P. 195-218.
Finley S. Ruskin and Mimic Engineering / S. Finley // Nineteenth-Century
Literature. - Vol. 44. - No. 2 (Sep., 1989). - P. 201-214.
Finney G. Comparative Perspectives on Gender and Comedy: The Examples
of Wilde, Hofmannsthal, and Ebner Eschenbach G. Finney // Modern Drama.
- Toronto, 1994. - Vol. 37. - Spring № 1. - P. 638-651.
Fortunato P. L. Modernist aesthetics and consumer culture in the writings of
Oscar Wilde / P.L. Fortunato. - N. Y., L.: Routledge, cop. 2007. - 162 p.
Fortunato P. L. Wildean Philosophy with a Needle and Thread: Consumer
Fashion at the Origins of Modernist Aesthetics / P.L. Fortunato // College
Literature. - Summer 2007. - Vol. 34. - Issue 3. - P. 37-53.
Frankel N. On the Dates of Composition and Completion for Wilde's Salome
and Lady Windermere's Fan / N. Frankel // Notes & Queries. - Dec 2005. -
Vol. 52. - Issue 4. - Р. 488-490.
Gagnie R. Idylls of the marketplace: Oscar Wilde and Victorian public / R. Gagnie. - Stanford, 1986.
Gagnier R. A Florentine Tragedy / R. Gagnie // Modern Drama. - Vol. 37. -No 1. - Spring 1994. - Р. 71-83.
Garland T. W. The Contest of Naming Between Ladies in The Importance of being Earnest / T.W. Garland // Explicator. - 2012. - Vol. 70. - Issue 4. - P. 272-274.
Gelven M. Truth and the Comedic Art / M. Gelven. Albany, NY, USA: State University of New York Press, 2000. - 183 р.
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.