Эстетическое воспитание в русской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алексеева, Людмила Сергеевна

  • Алексеева, Людмила Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Алексеева, Людмила Сергеевна. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2002. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алексеева, Людмила Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1. Проблема идеала и цели эстетического воспитания.

1.2. Задачи эстетического воспитания.

Глава II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

2.1. Средства эстетического воспитания.

2.2. Методы эстетического воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание в русской народной педагогике»

Актуальность исследования. Духовная культура, обеспечивающая адаптацию человека к обществу и стабилизирующая его деятельность, проявляется не только через морально-этическую сущность. Ее эстетический компонент способствует выработке особого эмоционального отношения человека к миру. Поэтому основными задачами эстетического воспитания в современной школе России является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное во всех сферах жизни: искусстве, труде, общении, природе и др. Эстетическое воспитание детей осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития мотивации к творчеству. Как отмечается в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях», в современных условиях становится очевидным, что «эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» (Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. - М., 1995, с.267-268). Вместе с тем в названном документе на основе анализа современного опыта эстетического воспитания в общеобразовательной школе, в том числе национальной, а также результатов исследований ведущих специалистов в области художественного воспитания Ю.Б. Алиева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, JI.M. Предтеченской, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др. указано, что «не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры, а также многих пластов мировой культуры, что отрицательно сказывается на эстетическом образовании. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов» (Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. - М., 1995, с.289). В реализации целей и задач эстетического воспитания в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции эстетического воспитания русской народной педагогики, являющейся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

Постановка проблемы исследования потребовала уточнения двух близких по смыслу терминов: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Под последним мы понимаем отрасль педагогической науки, изучающую многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности (В.Д. Семенов). Если народная педагогика изучает спонтанное, стихийное проявление воспитательных взаимодействий, запечатленное в образе жизни, фольклоре, обычаях народа, то этнопедагогика включает в свой предмет не только народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывает способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Исходя из предложенных определений, мы исследовали основы эстетического воспитания русского народа.

Актуальность изучения опыта эстетического воспитания, накопленного русской народной педагогикой, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и искусства, отсутствию ощутимой поддержки их со стороны государства, общему снижению уровня духовности граждан. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт эстетического воспитания, накопленный русской народной педагогикой, может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения духовного опыта народа, воспитания его эстетических чувств, взглядов, убеждений.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности эстетического воспитания русских мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д. Булгаковского, Г. Пинчука, Е.А. Покровского, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период русская народная педагогика изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). Но для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. Укреплялось ложное представление, что «темный», «невежественный», «забитый» народ был пассивен и бесконечно скован в своих действиях. Чем больше было сложностей в жизни Советского Союза, тем важнее было доказать, как все плохо было в старину. Ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом как в хозяйственной, так и в социальной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что крестьяне либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций эстетического воспитания объясняется глубокой внутренней связью народной эстетической культуры с религией. Признать это в период господства атеизма было невозможно.

Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев,

B.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, З.П. Василь-цова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, З.К. Мерету-кова, Ш.А. Мирзоев, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, Е.Е. Хата-ев, Х.Х. Хадиков, Я.И. Ханябиков, А.Ф. Хинтибидзе, Е.Л. Христова,

C.М. Шакарян, И.А. Шоров. Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на II и III Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998 г., 2001 г.).

Однако до настоящего времени эстетическое воспитание в русской народной педагогике не было предметом самостоятельного исследования.

Теоретическая и практическая значимость названной проблемы для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме эстетического воспитания в русской народной педагогике, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Эстетическое воспитание в русской народной педагогике».

Проблема исследования: на основе систематического изучения и анализа историко-педагогического наследия раскрыть своеобразие содержания, средств и методов эстетического воспитания русского народа и показать его значение для модернизации современного российского образования.

Объект исследования: русская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: содержание эстетического воспитания и процесс формирования эстетической культуры у подрастающего поколения как самодеятельное педагогическое творчество русского народа в дофеодальный и феодальный периоды.

Цель исследования: научный анализ и систематизация накопленного русским народом опыта эстетического воспитания.

Задачи исследования:

- раскрыть содержание эстетического воспитания как проявление педагогической мудрости народа;

- выявить и охарактеризовать основные народные средства и методы педагогического воздействия на детей и молодежь в целях их эстетического воспитания;

- показать актуальность традиций народной педагогики в эстетическом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью в обществе;

- допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

- понимание эстетической культуры как элемента духовной культуры общества.

Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Ба-банский, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Ни-кандров, З.И. Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э. Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, Е.Е. Хатаев, И.А. Шоров, 3. Якубов).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, М.Г. Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены, систематизированы и охарактеризованы идеал, цель, задачи, средства и методы эстетического воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в таких источниках русской народной педагогики, как мифы, былины, предания, пословицы, поговорки, песни, загадки, сказки. Установлено, что эстетические воззрения народа на воспитание детей и молодежи дофеодального и феодального периода имели преимущественно гуманно-демократическую направленность и отражали национальную специфику жизнедеятельности русских, обусловленную стремлением народа к коллективному творчеству и нерасторжимой связью целесообразности и красоты, приоритетом духовно-нравственных ценностей над материальными, повышенной эмоциональностью и жизнерадостностью восприятия. Вместе с тем своеобразие народного воспитания отражало максимализм, крайности в характере русского человека: религиозность и безбожие, бескорыстие и скопидомство, практицизм и беспомощность перед обстоятельствами. Охарактеризованы составные части (задачи) эстетического воспитания в народной педагогике: развитие умений видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях; формирование культуры человеческих отношений и красоты поведения; развитие умения ценить и беречь красоту тела, здоровье; воспитание любви и бережного отношения к природе как источнику красоты; создание условий для овладения умениями и навыками, обеспечивающими вовлечение подрастающего поколения в активную творческую трудовую и иную деятельность по законам красоты, а также развитие способностей и дарований детей в различных областях народного искусства. Выявлены основные средства (игра, общение, труд, искусство, религия, природа, традиции) и методы эстетического воспитания в русской народной педагогике (пожелание, запуки, беседа, убеждение, объяснение, наставление, пример, показ, упражнение и приучение, поощрение и наказание, проклятье).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт эстетического воспитания детей, накопленный русским народом, представляет собой научный анализ понятий и идей, составляющих фундамент системы эстетического воспитания в русской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы эстетического воспитания, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере.

Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, во внеклассной работе (организации занятий по народному прикладному искусству, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к эстетической культуре народа).

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1999-2000 гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов. На втором этапе (2000-2002 гг.) осмысливались и обобщались полученные результаты, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа взглядов народа на содержание эстетического воспитания, включающих:

- цель воспитания, состоящую в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем эстетического сознания, создающего ценное и прекрасное своими руками, человека-хранителя культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций;

- основные задачи эстетического воспитания, которые заключались в развитии способности детей воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное во всех сферах жизни: труде, быту, поведении, искусстве, природе.

2. Характеристика созданных народом основных средств, методов воспитания подрастающего поколения с целью формирования эстетической культуры.

3. Целесообразность использования сложившихся в русской народной педагогике традиций эстетического воспитания в современной школе Российской Федерации.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (1999-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы Пятигорском государственном лингвистическом университете (1999, 2000, 2001 гг.), на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2001 г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Армавирского государственного педагогического института.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алексеева, Людмила Сергеевна

Результаты исследования и выводы, приведенные в диссертации, не претендуют на полноту освещения, т.к. проблема эстетического воспитания » в народной педагогике многогранна. Задача данного исследования - наметить пути ее решения и разработать основания для дальнейшего изучения проблемы. В числе актуальных вопросов исследования названной темы могут быть такие, как содержание художественного образования в русской народной педагогике; национальное и общечеловеческое в эстетике и эстетическом воспитании русского народа; воспитание прекрасного средствами природы и экологическое образование в русской народной педагогике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью воспитания в современной России является формирование гармоничной личности, реализующей национальные и индивидуальные стремления, воплощающей в себе высокие духовные и нравственные ценности и стремящейся к самосовершенствованию. Эффективность достижения этой цели в целостном педагогическом процессе во многом обусловливается степенью опоры на общечеловеческие ценности. В их числе - мир прекрасного, ориентация на эстетическое отношение к действительности. Последнее является одной из приоритетных задач воспитания, большую помощь в решении которой может оказать критическое изучение и творческое использование передового опыта эстетического воспитания, накопленного народом.

Результаты проведенного исследования показали, что эстетическое воспитание в русской народной педагогике дофеодального и феодального периодов являлось органической частью целостного воспитательного процесса. Целью этого воспитания было формирование человека красивого внешне и физически здорового, отличающегося красотой чувств и мыслей, действий и поступков в их единстве. В основе этого процесса лежало понимание единства телесного (физического) и духовного (организация сотрудничества и стремление к идеалу совершенного человека).

Ценностным ориентиром и стимулом эстетического развития ребенка ► выступал идеал прекрасного. Черты эстетического идеала наиболее ярко отразились в мифах, пословицах, поговорках, загадках, былинах, сказках, преданиях, легендах, детском фольклоре, музыке, песнях, духовных стихах и др. Требования, предъявляемые к мужскому и женскому идеалу красоты, были разными. В устном народном поэтическом творчестве воплощался эстетический идеал народа о сильном и справедливом защитнике, великодушном и милосердном, отзывчивом, беззаветно любящем свою родину. Идеал ' женщины в народной эстетической традиции отличала духовность, «ум сердца», открытость и обнаженность души. В ее характере сочетались ум и практичность, способность страдать и жертвовать собой во имя любви. k Исследование показало, что художественное воплощение идеала прекрасного (искусство) выступало как историческая память народа, которая способствовала утверждению красоты и возвеличиванию человека-творца, помогала в борьбе со злом, безнравственностью, низменными качествами личности: тщеславием, жадностью, ленью, глупостью. Мир красоты, эстетическая культура в воззрениях народа не отделялись от духовности, неразрывно связывались с жизнью в ее самых различных проявлениях, с гуманным отношением к человеку.

Достижению идеала и цели эстетического воспитания способствовало последовательное решение ряда воспитательных задач, которые условно можно разделить на две группы. Первая включает задачи приобщения детей к эстетическим ценностям. Выработка умений видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях в прак-ь тике воспитания находила свое выражение в развитии эстетических чувств, выработке эстетических понятий и представлений, художественных вкусов. Формирование культуры человеческих отношений и красоты поведения основывалось на таких эстетических категориях, как любовь, доброта, почитание и уважение старших, гуманное отношение к людям. Большое внимание уделялось развитию умения ценить и беречь красоту тела, здоровье. Народ осознавал, что только сильное и здоровое поколение может противостоять * трудностям и ценить жизнь во всех ее проявлениях. Организация быта в согласии и гармонии с природой была немыслима без ее эстетического освоения, воспитания любви и бережного отношения к ней как источнику красоты. Вторая группа задач эстетического воспитания включала создание условий для овладения умениями и навыками, которые обеспечивали вовлечение подрастающего поколения в активную творческую, трудовую и иную деятельность по законам красоты, а также развитие способностей и дарований детей в различных областях народного искусства.

Духовные ценности, отраженные в устных и письменных памятниках народного творчества, свидетельствуют о том, что содержание эстетического воспитания народ раскрывал в духе гуманизма. Оно выступало как конкретная программа формирования эстетической культуры подрастающего поколения, отражавшая национальные особенности бытия русских.

Педагогическая мудрость народа проявлялась в том, что процесс воспитания был неразрывно связан с интеграцией личности в общество и строился в соответствии с такими принципами, как целостность жизни и воспитания, природосообразность, культуросообразность. Эти принципы легли в основу создания системы средств, методов и приемов эстетического воспитания детей.

Исключительное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения исследуемого периода имели народные игры, являвшиеся самым доступным средством педагогического воздействия. С помощью игр дети воспроизводили мир взрослых, готовились к самостоятельному творчеству ► по законам красоты, приучались к соблюдению общепринятых этических норм. Игры не только физически развивали ребенка, но и способствовали обогащению знаниями об окружающей действительности, формировали нравственные качества, воспитывали эстетические чувства и вкусы, представления и понятия.

Видное место в народной педагогике отведено общению как средству эстетического воспитания детей. Целенаправленность общения, культура речи, ее эмоциональность и выразительность, умение учитывать душевное состояние детей, недопустимость празднословия, и главное, сердечность и открытость стиля русского общения, ощущение чужой души как близкой, продиктованное принципом соборности, свидетельствовали о понимании народом важности воспитания культуры общения в связи с решением задач эстетического воспитания.

Гуманно-демократическая направленность взглядов народа на сущность эстетического воспитания ярко выразилась в том, что он рассматривал труд как ведущее средство педагогического воздействия, как источник формирования духовности, выработки эстетических чувств, вкусов, понятий, ' представлений, убеждений. Народ учил молодежь находить свое счастье в труде. Актуальным для современной педагогики и школы является то, что народ не мыслил существование прекрасного без умения создавать вещи по законам красоты.

Осознание человеком своего эстетического отношения к окружающей действительности побудило его к вычленению и обобщению красоты труда и отдельных сторон реальной действительности. Получили право на сущес ствование специфический, отличный от производительного, труд художника и народное искусство. Из века в век народ через искусство выражал свое отношение ко всем явлениям жизни. Это было не просто познание того, что прекрасно и что безобразно; через прекрасное шел процесс освоения представлений о добре, через безобразное - о зле. Творцом искусства был практически весь народ. Нами установлено, что в процессе творчества принима-► ли участие и взрослые, и дети. Стремление попробовать свои силы в искусстве поощрялось и уважалось. Но только за особые заслуги, индивидуальный и неповторимый стиль общественное мнение присваивало народному умельцу звание мастера. В характере искусства того времени, в его образах и устремлениях отражено мироощущение не какой-то отдельной социальной группы, а всего народа, стремившегося буквально каждую обиходную и праздничную вещь, каждое строение сделать неповторимо красивым и пре-* дельно жизнерадостным, в то же время отличительной особенностью русского народного искусства было его практическое назначение: понятие пользы и красоты в нем нерасторжимы. В народе верили, что приобщение детей к народному искусству (устному народному творчеству, музыке, хореографии, архитектуре, декоративно-прикладному искусству и др.) способствовало нравственному, интеллектуальному и физическому совершенствованию человека.

Природа для русского человека олицетворяла гармонию, красоту, вечное обновление, строгие закономерности, пропорции разнообразных форм, линий, красок, звуков. Тем самым она развивала эстетическое отношение к искусству, способность воспринимать, чувствовать и переживать эстетическое воздействие, создавать прекрасное в труде и повседневных отношениях, то есть являлась важнейшим средством эстетического воспитания. Русский народ никогда не пытался подчинить себе природу. Для него было важно жить в ладу с ней. В результате изучения закономерностей развития природы появлялись народные месяцесловы, в которых в поэтической форме пословиц и поговорок обобщены взгляды русских (преимущественно крестьян) на прекрасное в природе и труде. Дети постепенно приходили к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, красоты, а зло состоит в нанесении ей вреда.

Велико значение народной религиозной культуры в эстетическом воспитании русских. В нравственно-эстетическом идеале христианская трактовка красоты, добра, милосердия, благочестия, уважения к старшим тесно переплеталась с народными понятиями трудолюбия, взаимопомощи, добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Стремление к абсолютному добру как высшей цели бытия, живое переживание целостности человеческого сообщества и всего мироздания, поиски вечного во временном - основа религиозного сознания и особенность системы эстетического воспитания в русской народной педагогике.

Большую роль в эстетическом воспитании детей играли традиции.

Своей красочностью и выразительностью они пробуждали у детей радостные переживания, дарили новые впечатления, формировали общественное мнение, служили действенным средством приобщения детей, подростков, молодежи к искусству, вовлекали их в жизнь общины, воспитывали у них умение переживать глубокий смысл жертвоприношения, очищения, красоты обряда. Выступая как исторически накопленный коллективный опыт, традиции являлись составной частью эстетического сознания народа, его ду ховного богатства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алексеева, Людмила Сергеевна, 2002 год

1. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999.-200 с.

2. Алмазов Б.Н., Семенов В.Д. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.- 148 с.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское кн. изд-во, 1990. - 560 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

5. Андреева Л.Г. Трудовое воспитание в русской народной педагогике: Дисс. канд. пед. наук. Пятигорск, 2001. - 182 с.

6. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. литер., 1984.176 с.

7. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Худ. литер., 1957. - 240 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.

9. Арбат Ю. Красота вокруг нас. М.: Госместпромиздат, 1962. - 175 с.

10. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избр. статьи. М., 1983. - 254 с.

11. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. -М.: Сов. Россия, 1986. 367 с.

12. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. М.: Современный писатель, 1995.

13. Бахтин B.C. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. Л.: Дет. литер., 1982,- 191 с.

14. М.Бацин В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Народное образование, 1994, №4, с.4-8.

15. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3, с.30-35.

16. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 203 с.

17. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика, 1999, №6, с. 19-25.

18. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.

19. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века. - М., 1988.

20. Богаткова Л. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. - 16 с.

21. Борисова Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, №9-10, с.74-76.

22. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вст. статей и ком. В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон. М.: Дет. литер., 1989.-638 с.

23. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХ в. М., 1974. - 294 с.

24. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. - 88 с.

25. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 1999. - 440 с.

26. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

27. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: «Музыка», 1975.-280 с.

28. Виноградов В. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926, Вып. I.

29. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, №7, с.98-103.

30. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ об основах народной педагогики. // Народное образование, 1989, № 12, с.62-67.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. - 380 с.

33. Восхождение к гармонии / Сост. P.M. Карпанова. М.: Молодая гвардия, 1986.-381 с.

34. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1999. 616 с.

35. Гелейзовский К. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. - 366 с.

36. Голосовкер Я.Д. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

37. Горький М. Материалы и исследования. Соч. в 2-х т.-Л., 1934.

38. Горький об искусстве: Сборник статей и отрывков / Сост. Е.Э. Лейтнеккер. М.-Л.: Искусство, 1940. - 277 с.

39. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991.446 с.

40. Громыко Ю.В., Алексеев Г.Н., Бабух Л.В. и др. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета, 1996/ 18 октября.

41. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994. - 336 с.

42. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс, 1997.614 с.

43. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.

44. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика, 1989, №3, с.33-37.

45. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989.-399 с.

46. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.

47. Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993. - 605 с.

48. Древнерусские предания (XI-XVI вв.) / Сост. В.В. Кусков. М.: Сов. Россия, 1982. - 368 С.

49. Духовность личности: Проблемы образования и воспитания (история и современность). Тезисы докладов и выступлений на XXI-й сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2-4 декабря 2001 г.) М., 2001.

50. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 208 с.

51. Ефимова Л. Русский народный костюм // Наука и жизнь, 1986, №7, с.52-55.

52. Жили-были: произведения русского устного народного творчества для детей / Сост. В. Калугин. М.: Молодая гвардия, 1988. - 367 с.

53. Забылин М. Русский народ, его обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. - 607 с.

54. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

55. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997, №6, с.98-102.

56. Ильин И. Духовный смысл сказки // Встреча, 1996, №3, с.28-32.

57. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993.-320 с.

58. Калинская Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов. 2-е изд., перераб. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168 с.

59. Карамзин Н.М. Об истории государства российского. Отрывки. -М., 1994.

60. Карамзин Н.М. Предания веков / Сост. Г.П. Макогоненко. М: Правда, 1989.-768 с.

61. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.1. Москва-Петроград, 1923.-464 с.

62. Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913.-156 с.

63. Князева O.JI., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-пресс, 1998. - 304 с.

64. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Наука, 1948.124 с.

65. Колпакова Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. - 135 с.

66. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. 186 с.

67. Конова В. Наряд русской крестьянки // Юный художник, 1991, №6, с.24-26.

68. Концепция исследований по сравнительной педагогике в СевероКавказском регионе / Авт.-сост. проф. В.В. Макаев; Л.Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. - 13 с.

69. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1994. - 560 с.

70. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. - 265 с.

71. Котенька-коток. Русские народные детские песенки. М.: Дом, 1994.-224 с.

72. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997. -144 с.

73. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.

74. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996.328 с.

75. Кравцов Н.И., Лазутин С.С. Русское устное народное творчество: Изд. 2-е, исп. и доп. Учебник для студ. филол. специальностей университетов. М.: Высшая школа, 1983. - 448 с.

76. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994,- 165 с.

77. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. - 750 с.

78. Крутецкий А.В. Основы педагогической психологии. М., 1988.

79. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. - 144 с.

80. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.

81. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). - М.: Издательский дом «Форум», 1998. - 584 с.

82. Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. Н.А. Криничная. М.: Современник, 1989. - 287 с.

83. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. - 304 с.

84. Лихачев Б.Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999, №1, с.10-19.

85. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.

86. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985,- 175 с.

87. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир, 1994, №6, с.113-121.

88. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -М.: «Блиц», 1999.

89. Лунина Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование, 1998, №9-10, с.77-78.

90. Ляховская Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни: Праздники, традиции, обычаи, обряды. М: Издат. Дом «МО», 1998. - 672 с.

91. Макаев В.В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в

92. России (до октября 1917 г.). Тезисы докладов на межвузовской научно-практической конференции (май 1994). Пятигорск: ПГПИИЯ, 1994, с.3-6.

93. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставрополь: Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ, 1994, с.74-82.

94. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998, №1, с.81-86.

95. Максиму к В. Русская народная кукла // Литература в школе, 1998, №1, с.138.

96. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. Об эстетике и эстетическом воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

97. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Народное образование, 1995, №5, с.115-118.

98. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. - 110 с.

99. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

100. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1992.

101. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1983.-303 с.

102. Мудрое слово древней Руси (XI XII вв.). - М., 1989.

103. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М., 1958. - 350 с.

104. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество; Детство / 'Сост., подгот. текстов, вступит, статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. литер., 1991. - 589 с.

105. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, с.44-49.

106. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990.-270 с.

107. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Л.: Лениздат, 1983.446 с.

108. Народные художественные промыслы России. М.: Советская Россия, 1984.-232 с.

109. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. ввод, текстов Г.Д. Рыженков; Вступ. ст. и слов А.Н. Розова. М.: Современник, 1991. - 126 с.

110. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1996. - 296 с.

111. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. 2-е изд., доп. - Л.: Искусство, 1988.- 125 с.

112. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, №4, с.3-8.

113. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, с.41-47.

114. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3, с.3-10.

115. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 1996, 23 янв.

116. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. В 3-х т. М.-Л., 1949-1951.

117. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989, №7, с. 106-111.

118. Очерки истории культуры славян. М.: Просвещение, 1996. - 463 с.

119. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989. - 479 с.

120. Очерки русской культуры XVI в. 4.1. Материальная культура / ► Под ред. А.В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 384 с.

121. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А.В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 445 с.

122. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. Материальна культура / Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 445 с.

123. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344 с.

124. Панкеев И.А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998. - 199 с.

125. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.-603 с.

126. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. ЧастьI / Под ред. проф. В.В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992. - 214 с.

127. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. » пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова,

128. Е.Н. Шиянов и др. Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998. - 512 с.

129. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984,- 174 с.

130. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре/ АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1975.- 192 с.р 129. Померанцева Э.Ф. Русская устная проза. М., 1985. 271 с.

131. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М.: Современник, 1986. - 512 с.

132. Путилов Б.Н. Русская историческая песня // Народные исторические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б.Н. Путилова. М.-Л., 1962, с.3-12.

133. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993. - 93 с.

134. Радынова О. Народные колыбельные // Дошкольное воспитание,1995, №6, с. 104-114.

135. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985.- 190 с.

136. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М.Г. Писма-ник, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; под редакцией М.Г. Писма-ник. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 430 с.

137. Рогов А.П. Черная роза. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1986. -318 с., ил.

138. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1.-М., 1993; Т.2. М., 1999.

139. Русская игрушка. = Russian toys: Из коллекции худож. пед. музея игрушки АПН СССР г. Загорск. М.: Сов. Россия, 1987. - 195 с.

140. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 512 с.

141. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост.; авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990. - 335 с.

142. Русские народные песни / Сост. JI.H. Асанов. М., 1984. - 159 с.

143. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - 336 с.

144. Русский народ: Одежда. Женский костюм. Образ домашней жизни // Мол. гвардия, 1994, №4, с.207-211.

145. Русский семейный и общественный быт / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1989. - 336 с.

146. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.: Худож. литер., 1985.367 с.

147. Русское народное искусство. JL: Учпедгиз, 1959. - 96 с.

148. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. A.M. Новиковой. 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 398 2. с.

149. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. М.: Просвещение, 1971. - 447 с.

150. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Вавилова М.А., Василенко В.А., Игнатов В.И. М.: Высшая школа, 1987. -511с.

151. Рыбникова М.А. Русская поговорка // Избранные труды. М., 1958, с.515-526.

152. Сборник материалов и документов Министерства образования РФ за 1995 г.-М., 1995.

153. Семенов В.Д. Социальная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. - 265 с.

154. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307 с.

155. Ситаев В.А., Маранов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Просвещение, 2000. - 216 с.

156. Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации. М.: Наследие, 1998. - 503 с.

157. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997.- 512 с.

158. Снегирев И.Н. Словарь русских пословиц и поговорок. -Н.Новгород, 1996.

159. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1897.

160. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. - 560 с.

161. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России / Сост. и авт. вступ. ст. С.С. Дмитриева. М.: Правда, 1989. - 768 с.

162. Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности // Советская педагогика, 1989, №7, с. 116-119.

163. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999. - 272 с.

164. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. -368 с.

165. Стефановская Т.А. Современная парадигма содержания педагогического процесса. Иркутск, 1995.

166. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, 1965, №12, с.30-39.

167. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990. - 268 с.

168. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая гвардия, 1959.

169. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. - 160 с.

170. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. - 131 с.

171. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопе-дагогики // Советская педагогика, 1989, №7, с. 103-106.

172. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. М.: РАО, 1995. - 137 с.

173. Чуковский К. Соч. в 2-х т. М., 1990.

174. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 152 с.

175. Шашуков Н.Л. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе, 1994, №4, с.70-72.

176. Шоров А.И. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. Майкоп: Адыгское республиканское книжное издательство, 1999.-468 с.

177. Щербина О. Богатырский сон и живая вода // Родина, 1997, №6, с.99-102.

178. Энциклопедия народной мудрости / Сост. В. Воскобойников.

179. СПб.: Респекс, 1997. 420 с.г

180. Энциклопедия русских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. СПб.: Респекс, 1997. - 444 с.

181. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. -М.: Центр, 2000.-240 с.

182. Юдин Ю.И. Героические былины. М.: Наука, 1975. - 120 с.

183. Язычество древних славян. М., 1981. - 758 с.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.