Идеи и опыт эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Танклаева, Элеонора Львовна

  • Танклаева, Элеонора Львовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 139
Танклаева, Элеонора Львовна. Идеи и опыт эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Танклаева, Элеонора Львовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

О СУЩНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.13

1.1 Эстетическое воспитание в традиционной педагогике народов

Северного Кавказа, идея об эстетическом сознании.

1.2. Эстетическая оценка красоты человека в горской народной педагогике.

1.3. Взаимосвязь эстетического, умственного, трудового нравственного и физического воспитания.

Выводы. t

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ГОРСКИХ ДЕТЕЙ.48

2.1. Эстетическое восприятие красоты природы в горской народной педагогике.

2.2. Роль красоты материального искусства в воспитании совершенного человека.

2.3.Значение игры в эстетическом восприятии действительности горскими детьми.

2.4. Поведение человека в быту как фактор эстетического воспитания.

2.5. Эстетическое воздействие праздничных ритуалов и церемоний на горскую молодежь.

Ф Выводы.

ГЛАВА III. СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ГОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ.86

3.1. Эстетическая поэтика народного фольклора песни, пословицы, поговорки).

3.2. Воспитательное значение сказок, сказаний, преданий и легенд.

3.3. Роль нартского эпоса в эстетическом воспитании горской молодежи.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи и опыт эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике»

Актуальность исследования. В связи с происходящими в нашей стране изменениями всей государственной системы образования проблема гуманизации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее значимой не только для педагогической науки, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека, как известно, являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, а также комфортность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания. Эстетика, выступающая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией и этнопедагогикой, как раз и способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне образованная и

• высоконравственная личность.

Особую роль художественно-эстетическое образование и воспитание приобретают в связи с развитием в современных российских условиях национальных образовательных систем. Совершенно очевидно, что возрождение и развитие всякой национальной культуры и языка имеет ярко выраженную эстетическую основу. Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры — вот единственно возможный путь воспитания нового поколения национальной интеллигенции и реального подъема культурного уровня всей нации в целом.

Как показывает весь накопленный в данном направлении педагогический опыт, положительный эффект эстетического образования и воспитания

• достигается лишь в том случае, если воспитуемый не просто знакомится время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями, образами, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую воздействие на все сферы его чувственного мировосприятия и мировоззрения. В этих условиях особенно важно использование богатого опыта и идей эстетического воспитания, имеющихся в северокавказской народной педагогике.

Народная педагогика, подчеркивая важность эстетического воспитания, в качестве его факторов, указывает на материальную и духовную культуру народа, запечатленную в искусстве быта, праздничных обрядах и ритуалах, играх, труде, отношений к природе и родине и т.д. Причем, она ставит условие, что народные танцы, колыбельные песни и музыкальное искусство народа должны быть близки по национальному духу и мелодичности звучания ребенку с ранних лет. Вот почему перед педагогами и родителями стоит задача обучать детей правильному пониманию прекрасного в жизни и в быту, в особенностях поведения людей и в совершении нравственных, благородных поступков. Сказители, певцы, народные умельцы издавна учили детей отличать прекрасное от уродливого, безобразное от дурного в поведении людей и окружающей среде, трагическое от комического: радоваться прекрасному, сочувствовать человеку в горе, творить добро. При этом они особую роль отводили историко-героическим, свадебно-обрядовым песням, нартскому эпосу, игре на национальных музыкальных инструментах. Формированию эстетических умений и наклонностей также способствовало прикладное искусство, его изделия, изготавливаемые руками детей (например, роспись посуды, узоры на платье невесты и т.д.). Девочки учились художественному вышиванию, мальчики - резьбе по дереву, осуществляя связь эстетического воспитания с трудовым, умственным и физическим развитием. Занимая в системе народного образования особое место, эстетическое воспитание отражало духовно-нравственные ценности народа, выработанные тысячелетиями и имеющие прикладное значение для воспитания современного подрастающего поколения, ориентируя нас на бережное отношение к нравственному наследию предшествующих поколений и использование его для разносторонней подготовки современной молодежи к жизни, к труду.

Значение идей и опыта эстетического воспитания в развитии педагогической мысли отмечали крупнейшие педагоги: Н.А.Константинов,

A.С.Макаренко, Е.М.Медынский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо,

B.А.Сухомлинский и другие. Так, В.А.Сухомлинский, формируя свое педагогическое кредо, утверждал, что важную цель всей системы воспитания он видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

Актуальность этих воззрений усиливается проблемами, возникающими в настоящее время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания и неподготовленностью к разрешению межэтнических и межнациональных конфликтов.

Данная проблема нашла свое отражение и в современной психолого-педагогической литературе: научные труды З.У.Блягоза, И.С.Кона, В.И.Новикова, П.И.Пидкасистого, Я.С.Смирновой и др. исследователей характеризуют отношение к народным традициям, намечают пути возрождения, развития и пропаганды искусства, определяют его роль в эстетическом воспитании подрастающих поколений.

Исследованы различные аспекты педагогических традиций эстетического воспитания народов: русского (Г.С. Виноградов), татарского (Я.И.Ханбиков), якутского (В.А.Афанасьев), грузинского (А.Ф. Хинтибидзе), армянского (В.А. Арутюнян), азербайджанского (А.Ш. Гашимов), чувашского (Г.Н. Волков), киргизского (А.Э. Измайлов) и многих других, дающие обобщенный и конкретный материал о народной педагогике отдельных этносов.

Проблемы эстетического воспитания нашла свое отражение и в трудах известных ученых Северного Кавказа: Р.А. Мамхетовой, И.А. Шорова (Адыгея); Ш.А.Мирзоева, З.М.Якубова (Дагестан); Б.Х.Бхажнокова,

М.Б.Гуртуевой, В.В.Смиренина, Э.М.Тамбиевой (Кабардино-Балкария); Т.З.Бесаевой, А.Х.Магометова, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева (Северная Осетия); С.М.Абиева, Ш.Б.Ахмадова, Н.Т.Базгова, Н.Д.Кодзоева, А.О.Мальсагова

Ингушетия); С.М.Бабиева, И.Х.Калмыкова, А.Б.Гулеева, К.Х.Унежева (Карачаево-Черкессия) и мн. др.

Вопросы эстетического воспитания на традиционной культуре горских народов рассматриваются в работах С.Г.Гагиева, Л.Г.Гостиевой, О.И.Дреева, В.К.Кочисова, Г.Х.Мамбетова, М.А.Меретукова, А.Х.Хакуашева, З.Б.Цаллаговой, В.Д.Цаликова, З.И.Цогоевой, С.М.Цуцкиева, С.Р.Чеджемова, и других исследователей.

Однако, не умаляя достоинства трудов вышеперечисленных ученых, отметим, что названные авторы не делали указанную проблему предметом своего специального исследования. Материалы по эстетическому воспитанию горской молодежи, основанные на идеях народной педагогики, не нашли должного отражения в современных исследованиях, не заняли своей ниши в ♦ педагогической науке.

С учетом вышеизложенного, нами был сделан выбор темы исследования, проблема которой может быть сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции развития, условия и факторы эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике. Ее решение определило цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогический опыт северокавказских народов, отраженный в их духовно-культурной жизни: быту, обычаях, традициях, празднествах и фольклоре.

Предмет исследования - идеи и опыт эстетического воспитания, этнокультурные ориентации личности в горской народной педагогике.

Гипотеза исследования состоит в предположении: изучение и использование богатейшего опыта эстетического воспитания подрастающего « поколения горских народов качественно улучшит подготовку педагогических кадров региональной системы образования в современных условиях, способность их работать с различными категориями учащейся молодежи.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

- изучить сущность и основное содержание эстетического идеала в педагогике народов Северного Кавказа;

- выявить роль эстетического воспитания в системе народной педагогики горцев и определить его вклад в структуру формирования гармонически развитой личности;

- раскрыть роль, место и значение окружающего мира, детских игр, традиций и обрядов горцев, идей трудового воспитания в эстетическом воспитании молодежи;

- дать анализ созданным народом средствам эстетического воспитания (сказкам, пословицам, поговоркам, песням, сказаниям, включая нартский эпос и

ДР-)

Методологической основой исследования являлись общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, который в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы социума; общефилософские идеи влияния материального и духовного искусства на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по следующим направлениям:

- философия и социология образования, педагогическая аксиология (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Э.Н.Гусинский, Г.Б.Корнетов, Н.Д.Никандров, А.П.Садохин, Л.А.Степашко, Ю.И.Турчанинова, Х.Г.Тхагапсоев, Е.Н.Шиянов и др.);

- этнопедагогика и этнопсихология (М.Б.Гуртуева, М.А.Мамхегова, Ш.А.Мирзоев, В.В.Смирении, Э.М.Тамбиева, Х.Х.Хадиков, Е.Е.Хатаев, И.А.Шоров и др.);

- историко-этнографические исследования ученых Северного Кавказа (В.И.Абаев, Т.А.Гуриев, Ш.Ф.Джигкаев, М.И.Исаев, Б.А.Калоев, Г.А.Кокиев, А.Х.Магометов, З.М.Салагаева, В.С.Уарзиати, Т.А.Хамицаева, З.Б.Цаллагова и др-);

- теория воспитания в осетинском обществе (С.Г.Гагиев, Л.К.Гостиева, О.И.Дреев, В.К.Кочисов, В.Д.Цаликов, С.Р.Чеджемов и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников; литературы, диссертационных работ по проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических материалов; трудов дореволюционных и современных авторов по этнографии и педагогической * мысли народов Северного Кавказа.

Источниковую базу исследования составляют: материалы по истории кавказских народов, этнографии и краеведению, документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебники, методическая литература; произведения устного народного творчества горцев Северного Кавказа: сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды, притчи, историко-героические, трудовые и колыбельные песни, а также нартский эпос.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- сделана попытка воссоздания целостной картины становления и развития идей эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике;

- всесторонне охарактеризован, сложившийся в среде горских народов, идеал совершенной личности, проанализированы цель и содержание эстетического воспитания подрастающего поколения;

- выявлено и обосновано гуманистическое содержание эстетического идеала, этических воззрений народов Северного Кавказа, нашедшее свое отражение в укладе их жизни и имеющие одновременно ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- выявлены общечеловеческие и этнические факторы, методы, средства эстетического воспитания, характерные для северокавказских народов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт формирования гармоничной и всесторонне развитой личности в педагогике народов Северного Кавказа представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих систему эстетического воспитания. Результаты исследования обогащают и расширяют имеющиеся представления о возможностях образовательных учреждений при решении проблемы эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы: в практике работы современной национальной школы северокавказского региона, составить основу спецкурса «Педагогика народов Северного Кавказа» для студентов педагогических специальностей вузов; в системе повышения квалификации педагогических кадров; служить ориентиром в деле обновления содержания педагогического образования и повышения уровня эстетического воспитания современной молодежи. Проведенное исследование дает возможность обогатить содержание общего и профессионального образования по предметам историко-этнографического и культурологического циклов.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена теоретической обоснованностью исходных позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, набором методов историко-педагогического анализа, общей логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В спектре воспитательной работы среди подрастающего поколения особое место отводится эстетическому воспитанию гармонично развитой личности, что невозможно без хорошо организованной системы физического, трудового и нравственного воспитания. Формирование духовной культуры горцев средствами произведений устного народного творчества является особенностью эстетического воспитания молодежи северокавказского региона.

2. Система воспитания у народов Северного Кавказа включает в себя идеал воспитания, цель, задачи и факторы, а также методы и средства педагогического воздействия на молодое поколение. К факторам эстетического воспитания горцев народная педагогика относила окружающий мир, игры, традиции, обряды и праздники.

3. Основу эстетического воспитания подрастающего поколения у народов Северного Кавказа составляли общечеловеческие, национальные духовные и материальные ценности, отражающие как их уклад жизни, так и нравственные ориентиры, особенности развития их культуры.

4. Народная педагогика северокавказских народов содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который можно успешно реализовать сегодня в процессе в эстетического воспитания подрастающего поколения. Обращение к педагогическому опыту прошлого, где эстетическое воспитание играло главенствующую роль при формировании личности ребенка, является важнейшей из потребностей, которые испытывает система национального регионального образования сегодня.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1998-1999 гг.) - предварительное ознакомление и изучение состояния проблемы исследования; установление степени ее научной разработанности в педагогике Северного Кавказа; изучение библиографических источников и произведений фольклора, историко-этнографического материала; обработка и систематизация исследовательских записей.

II этап (2000-2001 гг.) - анализ научной информации и подготовка материалов диссертации; завершение изучения научно-педагогической и этнографической литературы, систематизация накопленного материала. Определение методологии, методов научного исследования, задач и источниковой базы.

III этап (2002-2004 гг.) - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации; подготовка статей по теме исследования к публикации.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось по мере завершения его структурных разделов, обсуждались на заседаниях кафедр психологии и педагогики Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова в 2002-2004 гг., на ежегодных университетских научно-практических конференциях (2001-2004 гг.), международных (Пятигорск, 2001 гг.), региональных (Владикавказ, 2001 г; Нальчик, 2001 г, 2003 г.) и республиканских конференциях (Владикавказе, 2003 г.). Основные результаты работы отражены в научных статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, российских периодических изданиях.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета психологи и социологии Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова при чтении лекционного курса «Традиционная система воспитания у северокавказских народов».

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Танклаева, Элеонора Львовна

Выводы

Средствами эстетического воспитания горцев являлся фольклор, бытовавший у всех народов Северного Кавказа. Народная педагогика давно установила важность использования фольклорных произведений в воспитании детей, выявив их огромную значимость и в эстетическом развитии горской молодежи. У всех бесписьменных народов Северного Кавказа до XX века, фольклор передавался из уст в уста, т.е. являлся устным народным творчеством. Он был представлен сказками, сказаниями, преданиями, легендами, пословицами, поговорками, историческими, колыбельными, трудовыми и обрядовыми песнями, а также героическим Нартским эпосом.

Кроме познавательной ценности народный фольклор имел (и имеет) большое воспитательно-мировоззренческое значение. При правильном подборе он дает возможность подрастающему поколению знакомиться с историей, культурой и традициями своего и соседних народов, способствует постепенному осознанию смысла жизни и своего места в ней, несет в себе важную эстетическую нагрузку, содержит богатейшие сведения о цели и смысле жизни, тем самым оказывая на детей сильное эмоциональное воздействие.

Средства эстетического воспитания, представленные устным народным творчеством, отображают все многообразие жизни народов, проживающих на Северном Кавказе. В них ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе функции нравственно-этического и умственно-трудового воспитания. Народный фольклор исторически подвергался изменениям, постоянно отшлифовывался, наполнялся новым содержанием. Появлялись новые песни, изречения и сказки, дополнялся Нартский эпос, но он всегда выражал мудрость, гибкость и глубину народного ума. В этом его непреходящая педагогическая ценность.

Таким образом, сказки, сказания, предания, пословицы, поговорки, Нартский эпос являются важнейшими эстетическими средствами воспитания. В них заключена вся мудрость народа, его разум, чаяния и стремления. Они отражают жизнь во всем ее многообразии, имеют рекомендательный характер, поэтому оказывают на эстетическое воспитание детей целенаправленное воздействие. В этом плане народный фольклор превращается в важнейшие формы и методы народного эстетического обучения и воспитания, которые способствуют постепенному осознанию детьми смысла жизни и своего в ней места. Именно поэтому опыт педагогического воспитания, заключённый в народном фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остаётся важнейшим источником развития народной педагогики горцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетическое воспитание подрастающего поколения являлось в прошлом и является по сей день одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом, потому что оно, имея специфические особенности, неразрывно связано с более общим целым, с задачами формирования гармонически развитой личности.

Эстетические воззрения народа всегда были тесно связаны с реальной действительностью, которая и порождала эстетические переживания. Эти переживания были не только в виде отдельных эмоциональных откликов (удивление, восхищение), вызванных явлениями природы и социальной жизни, но и воплощались также в художественных формах (керамические изделия, резьба, лепка, вышивка, устные народные сказания, сказки, песни, пластические движения, танцы и т.д.). Все это выражалось прежде всего в тех или иных произведениях искусства. Через эти произведения народ воспринимал действительность во всех ее тонкостях, стараясь смягчить ее суровость, украсить ее негативные стороны. Народ всегда стремился к радости. Для этого горцы фантазировали, превращали реальный мир в своем воображении в более прекрасный, чем он есть на самом деле для того, чтобы окружающее было лучше, праздничнее. В этом преобразовании действительности помогали им музыка, поэзия, изобразительное искусство, хореография и т.д.

По мысли народа Северного Кавказа, эстетическое воспитание заключалось в формировании у детей эстетического отношения к жизни: труду, окружающим людям, личному поведению, вещам, природе. Поэтому традиционная народная педагогика в качестве важнейших задач эстетического воспитания выделяла следующие: развитие у детей способности к эстетическому восприятию окружающей действительности, научение молодежи пониманию красоты, различение основных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, трагического и комического в жизни людей.

В соответствии со своим эстетическим идеалом у каждого горского народа в ходе многовековой практики сложилась своя система эстетического воспитания. Прежде всего горцы выделяли для себя такое понятие, как «красота». По их представлению, «красота» имела не только внешнюю форму, но и внутреннюю сущность, которая выражалась в ее содержании, значении для человека, для общества. Молодежь они учили умению отличать действительно красивое от пустого, показного, формального. Об этом говорили многие пословицы: «Красота — песня» (кар.), «Красота - души отрада» (абаз.), «Под красотой сладость лежит» (каб.), «Красота — это жизнь» (чеч.), «Красота -счастье» (инг.), «Красота - души отрада» (осет.), «Солнце красиво и красивое же любит» (ног.) и т.д. А отсюда извечная мечта народов о том, чтобы в каждом человеке было стремление к бескорыстию, желанию совершить благое дело ради благородной цели. Наряду с красотой естественно существует «некрасота», безобразное. «Жизнь хороша, но и мерзостей в ней хватает», -предупреждали молодежь горцы. И в этой связи они отмечали, что внешность и внутреннее его состояние не всегда совпадают: когда он «снаружи — золото, внутри - гниль».

Таким образом, в сознании горцев прекрасное всегда принадлежало к категории высших человеческих ценностей, к чему они стремились, в прекрасном находили самую высокую радость, о нем они мечтали. Народная педагогика всегда внушала молодому поколению, что необходимо не только воспринимать и знать красоту природы, человеческой жизни, но и творить эту красоту в своей действительности. Поэтому горцы не представляли себе эстетическое воспитание без связи с умственным, трудовым и физическим воспитанием; умственное воспитание - без проникновения во внутреннюю эстетическую сущность предметов и явлений; трудовое воспитание — без красивых орудий труда, красивых дел, физическое воспитание - без воспитания красивых движений, красивого телосложения.

В осуществлении такого комплексного воспитания посредством эстетики решающую роль играло народное художественное творчество, которое подразделялось на материальное и духовное. Горский народ большое значение в эстетическом воспитании отводил окружающей ребенка действительности: быту семьи, аула, куда входила предметная обстановка, окружавшая горцев в повседневной жизни, а также одежда, норма поведения человека. Народная педагогика определяла, что стороны материальной культуры выражают уровень эстетической культуры народа и формируют своим воздействием эстетическое чувство и вкус детей, молодежи. Первые эстетические впечатления, которые ребенок получает в своем раннем возрасте от окружающих вещей, зависят от обстановки. Поэтому народные педагоги старались, по мере возможности, чтобы обстановка, окружающая детей и юношество, отвечала эстетическим требованиям: должна была быть красивой, радующей глаз человека и удобной для проживания. Образцом такой обстановки и своеобразным очагом народного творчества была кунацкая (гостиная), где на стенах висели народные инструменты. Вечерами в них собирались мужчины показать свое искусство, а также послушать заезжего сказителя или певца. Игре на музыкальных инструментах и танцам учили девочек и мальчиков, но если одаренность подростков привлекала внимание, старались учить не только дома, но у и известных в народе музыкантов или певцов.

Большое художественное воздействие на подрастающее поколение оказывали изделия прикладного искусства, имевшиеся даже в быту небогатых семей. Среди горцев широко было распространено украшение домашней мебели, вещей домашнего обихода, которые имели определенное значение в эстетическом воспитании детей и молодежи.

Резьбой искусно украшали кровати, шкафы, столовую утварь, которые были очень красивыми и часто напоминали вышивку. Они доставляли большую радость и эстетическое наслаждение. Каждый человек, имеющий хоть какую-нибудь возможность, приобретал себе хорошие вещи и стремился украсить их серебром или золотом. Поэтому у горцев было много искусных ювелиров.

Чистота, аккуратность, порядок в доме, в горских усадьбах также способствовали воспитанию чувства прекрасного у детей. Почти в каждом дворе росли живые цветы, вьющиеся красивые растения, фруктовые и декоративные деревья, посаженные с участием подростков. Горцы уделяли большое внимание чистоте и опрятности двора.

В процессе взросления девочки учились изготовлению узорных циновок и войлоков, вышиванию и златоткачеству, для чего их нередко специально собирали в домах искусных мастериц; мальчиков обучали резьбе по дереву, а в семьях ремесленников - художественной обработке металла, тиснению по коже, резьбе по камню.

Было важным условием непосредственное участие детей в создании красоты и порядка в доме и вне его было важным условием, чтобы они выросли в красоте окружающей жизни. Не зря народная педагогика считала, что радость создания красоты, пережитая в детстве, отрочестве и ранней юности облагораживает душу. Чувство прекрасного, рождающееся в общении детей с природой, благодаря использованию народных средств искусства, творению красоты своим трудом, способствовало развитию у них эстетических чувств, вкуса, выработке умения красиво жить.

Но наиболее ярко эстетика проявлялась на горских празднествах и других церемониальных увеселениях горцев. Основная ценность их заключалась в той нравственно-эстетической нагрузке, которую они содержали в воспитании молодежи. Подростки, юноши и девушки всегда принимали в них активное участие. Это содействовало тому, что они глубже познавали быт народа, знакомились с национальными эстетическими традициями и обычаями. Народные праздники всегда сопровождались песнями, музыкой, танцами. Основное место в структуре народных праздников отводилось состязаниям, целью которых было выявление наиболее сильных, ловких, метких юношей, определение лучших знатоков народных традиций и обычаев, самых красноречивых ораторов, лучших певцов и т.д. Но все горские праздники носили ритуальный характер и посвящались, как правило, какому-нибудь событию часто религиозного содержания, поэтому в контексте эстетического воспитания огромное значение придавалось и религиозному образованию молодых горцев, т.к. жизнь народов Северного Кавказа, от рождения и до смерти, была наполнена религиозными ритуалами и празднествами. Эстетическая ценность этих обрядов и ритуалов бесспорна. Педагогико-эстетическая значимость обрядов заключается в том, что главными действующими лицами в них являются дети. Посредством ритуального искусства они приобщаются к духовному наследию своих народов.

Огромным по силе воздействия средством эстетического воспитания детей являлся горский фольклор. Он способствовал устно-поэтическому развитию детей. В него входили обрядовые и другие песни, сказания, сказки, пословицы, поговорки, нартский эпос, которые в той или иной степени существовали в быту каждой семьи. Педагогическая и эстетическая значимость народного фольклора заключается в том, что он создавался с учетом особенностей детской психики и потому отвечал эстетическим запросам ребенка. Произведения устного народного творчества являлись высокохудожественными произведениями, которые на протяжении многих веков не только учили и совершенствовали разум, воспитывали нравственно, но и доставляли ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям, способствуя привитию им эстетического вкуса.

В заключении отметим, что народное искусство, добрые традиции и обычаи не только были важными факторами эстетического воспитания, но и сейчас являются помощниками в художественном воспитании детей. Воспитание любви к национальному фольклору, национальной музыке, родной песне, родному слову и краю важно для детей, для развития у них чувства прекрасного, национальной гордости и патриотизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Танклаева, Элеонора Львовна, 2005 год

1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. -Владикавказ, 1990. 640 с.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвали, 1982. 106 с.

3. Абаев В.И. Нартовский эпос//Изв. СОНИИ. Т. 10, 1945. - С.15-118.

4. Абакулов С.Г. Природа в сознании горцев //Этнография, 2002. № 4. -С. 18-27.

5. Абиев И.Г. Поэтическое творчество вайнахов. Грозный, 1996. - 120 с.

6. Абиев С.М., Базгов Н.Т. Эстетика в горской жизни //Обычаи и традиции чеченцев и ингушей. Грозный, 1978. - С. 56.

7. Авеев С.Б. Ногайские народные праздники. М., 1967. - 213 с.

8. Адыгейские народные сказки. Краснодар, 1974. - 215 с.

9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII — XIX вв. Нальчик, 1974. - 567 с.

10. Адырхаев И.С. Народный фольклор Северного Кавказа. М., 2000. -532 с.

11. Алиева А. И., Адыгский нартский эпос, Нальчик, 1969. - 112 с.

12. Амироев И., Межидов Д. Чеченцы и ингуши: обычаи, традиции, нравы. -Грозный, 1992. 283 с.

13. Аристотель. Полное собрание сочинений. М., 1980. - С. 167.

14. Атажукин К. Избранное /Сост. Р.Хашхожева. Нальчик, 1971. — 112с.

15. Ахриев Из чеченских сказаний //Сборник сведений о кавказских горцах: Тифлис, 1870.-87 с.

16. Бабиев С.М. Карачай вчера и сегодня. Черкесск, 1997. - С. 46.

17. Барадеев С.С. Горское искусство и его символика. Нальчик, 1983. - С. 23.

18. Баразгов С.М. Значение игры в жизни горцев//Кавказ. 2002. - № 7. - С.45-58.

19. Баразгов С.М. Искусство древней Кобани. Орджоникидзе, 1978. - С. 49.20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.