Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хайкара, Наталья Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хайкара, Наталья Александровна
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования
1.1 Актуальные вопросы эстетического воспитания подростков в школьном дополнительном образовании.
1.2. Авторская позиция как интегративный способ самореализации подростков в художественно-эстетической деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал хореографического искусства и педагогические условия его реализации.
Выводы по I главе.
Глава П. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию подростков на занятиях хореографией в школе
2.1. Параметры исследования эстетической воспитанности подростков на констатирующем этапе эксперимента.
2.2. Организация и содержание эстетического воспитания подростков на формирующем этапе эксперимента.
2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией1997 год, кандидат педагогических наук Богомолова, Любовь Владимировна
Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии2003 год, кандидат педагогических наук Майстрова, Людмила Федоровна
Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна2004 год, кандидат педагогических наук Недумова, Надежда Викторовна
Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии2009 год, кандидат педагогических наук Щугарева, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции»
Актуальность исследования. Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно мыслить и эффективно решать жизненные проблемы, высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности. Однако процесс воспитания такой личности в образовательных учреждениях осуществляется противоречиво. Во многих школах еще слабо формируется культурное пространство, воспитывающая среда, способствующие становлению личности подростка как человека культуры. В связи с этим приоритетной становится ориентация целостного педагогического процесса на развитие творческого потенциала обучающегося, в том числе средствами искусства.
Федеральный компонент государственного стандарта начального и основного общего образования 2004 года включает в качестве обязательных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыку». Фактически их преподавание осуществляется до 7-8 класса, в старших классах художественное образование вообще исключено из учебного плана. Дополнительное художественное образование охватывает по официальным данным около 15% детей, а уровень его организации в школе не способствует достаточной реализации воспитательного потенциала художественно-эстетической деятельности. Кроме того, в школьной практике наблюдается преимущественный интерес детей к развлекательной стороне искусства, поверхностное восприятие, непонимание условности и специфики его образного языка, что чревато реальной опасностью отчуждения школьников от подлинной культуры.
В работах О.А. Апраксиной, JI.C. Беляевой, Н.А. Богдановой, В.В. Ванслова, Э.А. Верба, А.А. Веремьева, Г.И. Егорова, А.Н. Зиминой, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Г. Мирецкой, Б.М. Неменского, Е.В. Ремневой,
С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, Н.Н. Шевченко и др. авторов показано, что наиболее успешно художественно-эстетическая культура школьников формируется в условиях взаимодействия разных видов искусств. В их комплекс входит и хореография, воспитательный потенциал которой достаточно высок, особенно в подростковой среде. Танец позволяет ребятам мгновенно «выплеснуть» свои эмоции, не только погрузиться в круг непосредственного и опосредованного общения, но и самоутвердиться, «вписаться» в ритмопластический портрет поколения сверстников. Неслучайно в иерархии художественно-эстетических видов деятельности после кино и современной музыки школьники выбирают хореографию (танец).
В то же время наше пилотажное эмпирическое изучение эстетического воспитания в школах показало, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления - отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий, негативно влияющие на развитие авторской эстетической позиции подростков. Авторскую эстетическую позицию подростков мы рассматриваем как личностное отношение подростков к прекрасному как базовой ценности. В этой связи становление- авторской позиции — это и цель эстетического воспитания подростка, и фактор его развития.
Нельзя не согласиться с Б.Т. Лихачевым, когда он писал, что мы почти совсем не учим школьников быть авторами: писать литературно-художественные произведения, сочинять музыку и т.п. Иногда робкие предложения ребенка выступить с собственным сочинением (стихотворением, танцем) не всегда находят отклика у воспитателей, так как кажутся им «непрофессиональным», «неэстетичным» продуктом. Инновационный педагогический опыт и научные исследования последних десятилетий показали, что преодоление этих серьезных недостатков лежит в плоскости поиска свободных видов деятельности в структуре дополнительного образования и состоит в разрешении ряда противоречий, касающихся организации художественно-эстетической деятельности детей.
К ним относятся противоречия:
- между ориентацией педагогической теории и практики на совершенствование процесса эстетического воспитания, творческого развития школьников и ограниченным вовлечением их в художественно-эстетическую деятельность;
- между стремлением подростков к проявлению и развитию своей авторской позиции и традиционными методиками, слабо влияющими на процесс их творческой самореализации;
- между позитивными потенциальными возможностями хореографической деятельности в развитии духовной сферы личности ребенка и недостаточной разработанностью педагогических условий их реализации.
Таким образом, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность подростков в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала их духовному становлению, эстетическому развитию, становилась для них ценностно значимой.
Решение этой проблемы-определило тему- исследования: «Эстетическое, воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции».
Объект исследования: хореографическая деятельность подростков как интегративный компонент эстетического воспитания в системе школьного дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия становления авторской эстетической позиции подростков на занятиях хореографией.
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия становления авторской позиции подростков и ее влияние на их эстетическую воспитанность.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции будет наиболее успешным, если:
• разнообразные формы школьного дополнительного образования, их интеграция, способствуют эмоционально-художественному насыщению воспитательного процесса, стимулируют творческую активность подростков, их авторство;
• занятия по хореографии организуются как компонент культурно-эстетической среды школы и становятся для подростков ценностно значимыми;
• программно-целевой метод и проблемно-ситуативный подход к организации воспитательного процесса находят свое реальное воплощение в педагогической поддержке творчества подростков, обеспечивающей поэтапный характер становления их авторской позиции в собственной художественно-эстетической деятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к решению
-проблемы эстетического воспитания, становления авторской— позиции---школьников в художественно-эстетической деятельности.
2. Изучить опыт эстетического воспитания подростков, в том числе средствами хореографии, в практике школьного дополнительного образования.
3. Выявить воспитательный потенциал хореографической деятельности и возможности его реализации в становлении авторской позиции подростков.
4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия становления авторской эстетической позиции подростков на занятиях хореографией.
5. Подготовить методические рекомендации по формированию у подростков ценностно значимого, творческого отношения к художественно-эстетической деятельности.
Методологическую основу исследования определили аксиологический и культурологический подходы подходы (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова); составили философские теории ценностей и ценностных ориентаций личности (М.М. Бахтин, А.Г. Здравомыслов, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов и др.); философско-антропологический подход в образовании (Б.М. Бим-Бад, Б.П. Битинас, Е.И. Исаев, Л.М. Лузина, В.И. Слободчиков, М. Шеллер, И.С. Якиманская и др.); аксиологический и культурологический подходы.
Теоретической основой исследования явились идеи отечественных философов и ученых: о развитии и сохранении русской культуры, художественно-эстетических (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, П.А. Флоренский и др); об эстетическом образовании школьников (А.Н. Зимина, Е.А. Квятковский, Д.Б. Кабалевский, Е.А. Квятковский Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский и др.); о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (К.А.'Альбуханова-Славская, Л.И. Анцифирова, В.В. Горшкова, А.Н. Леонтьев), об обогащении эмоционально-ценностного компонента содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Л. Лернер), об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.); о гуманистическом характере образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, С.В. Кульневич, А.Н. Тубельский и др.); о связи образования и культуры (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, С.И. Гессен, Н.Б. Крылова, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.); об авторстве как субъектности в аспекте саморазвития, самореализации личности (А.А. Мелик-Пашаев, К.Н. Поливанова, Т.Г. Пузыни); о смыслотворческой деятельности учащихся в контексте ценностно-смыслового подхода (Н.М. Конжиев, Е.Н. Федорова, И.Г. Шабаев, Г.М. Янюшкина).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- логико-теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образования, анализ образовательных программ;
- анализ данных, получаемых методом педагогического наблюдения, экспертных оценок, анкетирования;
- педагогический эксперимент, направленный на создание условий, способствующих эффективности эстетического воспитания подростков в контексте становления их авторской позиции на занятиях хореографией.
База исследования: непосредственно опытно-экспериментальная работа проводилась на базе хореографической студии МОУ СОШ №6 г. Петрозаводска. Анализ состояния эстетического воспитания школьников проведен в МОУ СОШ № 27, МОУ «Финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота», МОУ СОШ №1 с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Всего было привлечено 226 учащихся 5-8-х классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом поисково-теоретическом этапе (2001-2003 гг.) проводился анализ современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории и практике эстетического воспитания; формулировалась гипотеза, определялись цели, задачи и условия опытно-поисковой работы, содержание и структура программы занятий хореографией, подбирался диагностический инструментарий.
На втором поисково-преобразующем этапе (2003-2006 гг.) проверялись условия эффективности эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции; осуществлялась опытно-экспериментальная работа на основе теоретически подкрепленного и разработанного содержания и методики эстетического воспитания в процессе хореографических занятий во внеурочной деятельности в школе. На этом этапе анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эстетического развития и воспитанности.
На третьем заключительном этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась литературная интерпретация исследования, обобщались, систематизировались и оформлялись его результаты, разрабатывались научно-методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в том, что хореографическая деятельность рассматривается как интегративный компонент системы эстетического воспитания, реализация которого актуализирует ориентацию подростков на духовные ценности и потребность в освоении различных видов деятельности по законам красоты, проявляющуюся в становлении их авторской позиции. Выявлена взаимосвязь становления авторской позиции подростка в художественно-творческой деятельности с его эстетической воспитанностью и разработано программно-методическое ее обеспечение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представлена теоретическая интерпретация понятия «авторская эстетическая позиция»; выявлены и описаны педагогические условия эстетического воспитания школьников на занятиях хореографией в контексте становления их авторской позиции, расширены представления о его содержании, формах и методах; уточнено понятие «хореографическая деятельность» и охарактеризована ее сущность как средства эстетического воспитания школьников; определены критерии и показатели уровней их эстетической воспитанности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленные в работе положения, обобщения, выводы и методические рекомендации могут быть использованы в качестве теоретического и практического материала на занятиях по подготовке и переподготовке педагогических кадров в области эстетического воспитания.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обусловлены анализом широкого круга теоретических работ, многообразием применяемых методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, личным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе в течение десяти лет в качестве педагога-хореографа в МОУ СОШ №27, №6 г. Петрозаводска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией наиболее успешно может осуществляться в контексте становления их авторской позиции, проявляющейся в стремлении подростков к самореализации в творческой деятельности.
2. Дополнительное образование, в структуру которого включен синтез искусств, в том числе и хореография, является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющей на формирование авторской эстетической позиции подростков.
3. Психологической основой авторской позиции школьника являются воображение, интуиция, импровизация и эмпатия. Воображение определяется как образное конструирование содержания и эстетического рисунка танца, проявляющееся в феноменах эмоционального предвосхищения, продуктивного восприятия, в функциогенезе некоторых форм двигательной эстетической активности. Интуиция рассматривается нами как эмоционально-эвристический процесс решения задач эстетического воспитания, не связанных логически, но особенно чувствительных к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к инновационным художественным решениям; а эмпатия - как эмоциональный отклик, проявляющийся в личностных формах сопереживания и сочувствия в процессе хореографической деятельности. Воображение и интуиция тесно связаны с импровизацией как творческим процессом спонтанного музыкально-пластического самовыражения на основе внутренних переживаний, эмоций.
4. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективности эстетического воспитания подростков в контексте становления их авторской позиции, включает в себя: обеспечение педагогической поддержки творческих проявлений учащихся, стимулирование их творческой активности на занятиях хореографией; использование программно-целевого метода в эстетическом воспитании подростков, в основу которого положена интеграция искусств; поэтапный характер становления авторской позиции и проблемно-ситуативный подход к его организации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись параллельно с его ходом на всех этапах научно-исследовательской работы: на научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» (Петрозаводск,
2006 г.), на мастер-классе по разделу программы «Креативный танец» на республиканском научно-практическом семинаре «Развитие творческого потенциала личности. Инновационные модели и технологии в педагогической деятельности» (Петрозаводск, 2004 г.), на городском конкурсе дополнительных образовательных программ (Петрозаводск, 2006 г.), в публикациях автора. Программа «Волшебство грации» прошла экспертизу ГОУ ИПКРО (от 5 июня
2007 г.) и рекомендована для использования в работе учреждений дополнительного образования Республики Карелия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика1998 год, кандидат педагогических наук Нилов, Вячеслав Николаевич
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии2013 год, кандидат педагогических наук Чурашов, Андрей Геннадьевич
Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2010 год, кандидат педагогических наук Марченко, Сергей Евгеньевич
Воспитание эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей2010 год, кандидат педагогических наук Ольхова, Ольга Константиновна
Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива2012 год, кандидат педагогических наук Мочалов, Денис Владимирович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хайкара, Наталья Александровна
Выводы по главе 2
В данной главе описаны содержание, формы и методы эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией, результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий становления их авторской эстетической позиции. Понятие «педагогические условия» определено как взаимосвязь совокупности объективных и субъективных факторов, реализация которых позволяет успешно продвигаться в решении поставленных задач.
Необходимым условием эффективности эстетического воспитания подростков в нашем исследовании выступает педагогическая поддержка наиболее продуктивной ступени творчества личности — авторства. Феномен авторства подростка наблюдается в условиях создания благоприятной психолого-педагогической и культурной среды его художественной деятельности, когда педагог стимулирует проявление подростком творческих способностей, оказывает педагогическую под держку в его самореализации.
В ходе эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с подготовкой специальной программы диагностики эстетической воспитанности школьников. Динамика эстетического развития подростков выявлялась путем сравнения уровня их эстетической воспитанности на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие школьники недостаточно проявляют творческую активность, и не могут в полной мере понять эстетическую сущность хореографического искусства. Это явилось следствием отсутствия у подростков опыта подлинного эстетического восприятия (как адекватного переживания полноты волнующих мыслей, чувств) и авторской деятельности на основе интеграции художественных образов смежных искусств. Таким образом, потребовалась определенная организация эстетического воспитания школьников с использованием интеграции искусств, способствующая обогащению их эстетического опыта, развитию творческой активности, способности к самореализации на основе поэтапного становления авторской позиции.
Обогащение художественно-эстетической деятельности выступало главным средством формирования разнообразных форм авторства подростков, улучшения качества продукта творчества и повышения уровня их эстетической воспитанности. Задачей являлась такая организация творческой деятельности, при которой каждый обучающийся в становлении своей авторской позиции прошел бы такие этапы, как: присвоение культурных знаний и ценностей; подражательное творчество и творческое подражание, «открытие известного»; создание качественно нового произведения. Решению данных задач способствовало насыщение образовательной среды культурно-эстетическим содержанием на основе интеграционных процессов.
Учебно-воспитательный процесс в студии организовывался с учетом разработанного комплекса педагогических условий на формирующем этапе эксперимента в течение 2003-2007 г.г. Показателем эффективности педагогических условий явилось сокращение отсева школьников из студии (с 47% до 11%), что говорит о достаточном уровне сформированное™ мотивации к хореографической деятельности. Во время контрольного эксперимента отмечено заметное повышение уровней гедонистической и познавательной мотивации обучающихся в сравнении с первым этапом диагностики.
Анализ динамики эстетической воспитанности подростков показал увеличение процентного соотношения числа подростков с высоким уровнем эстетической воспитанности, а также большинство подростков стали проявлять интерес к авторству в хореографической деятельности (90%). Комплекс педагогических условий становления авторской эстетической позиции подростков оказал благоприятное влияние на развитие их чувственно-эмоциональной сферы (93%); работа по предусмотренному программой разделу по развитию познавательной активности способствовала повышению уровня их эстетического кругозора, развитию эстетического вкуса (с 8% до 58%).
Таким образом, подтвердилось предположение о положительном влиянии становления авторской позиции подростков на повышение уровня их эстетической воспитанности, с учетом специально разработанных педагогических условий организации хореографической деятельности.
Заключение
В настоящее время проблему передачи подрастающим поколениям гуманитарных ценностей нельзя решать без их эстетического воспитания, в том числе средствами искусства. Большую роль в гуманизации образования должна сыграть система дополнительного образования школы, призванная удовлетворить разнообразные интересы и склонности детей и подростков, предоставить им дополнительные возможности для выбора и самоопределения. Искусство стало могущественным инструментом социализации индивида, целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому эмоциональному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественным интересам, идеалам.
На современном этапе своего развития общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство — человек, а еще точнее — творческая личность и, одновременно, «человек культуры» (B.C. Библер), человек своего времени, готовый к активной созидательной деятельности, способный действовать самостоятельно, адекватно, эффективно и отвечать за результаты своей деятельности.
Изучение проблем эстетического воспитания подростков в современной общеобразовательной школе выявило ряд противоречий:
- неразработанность методики эстетического воспитания подростков (с учетом их возрастных предпочтений) в школьном дополнительном образовании и необходимость повышения уровня эстетической воспитанности школьников данного возраста;
- значимость самореализации для школьников подросткового возраста в процессе художественно-творческой деятельности и недостаточно личностно-значимого их отношения к искусству в своей жизни;
- необходимость приобщения подростков к эстетическим ценностям, в том числе к ценностям хореографического искусства, и недостаточное обращение педагогов к субъектному (эстетическому) опыту школьников этого возраста, к осуществлению педагогической поддержки их творчества.
В процессе решения намеченных в исследовании задач рассматривались теоретические и экспериментальные подходы различных авторов к проблеме эстетического воспитания; анализировалось педагогическое содержание таких категорий как «эстетические ориентации», «художественно — эстетическое воспитание», «творчество», «самореализация», «подросток», «субъектность», «индивидуальность», «авторство»; уточнены понятия «хореографическая деятельность», «авторская эстетическая позиция».
Изучение теоретического и практического опыта эстетического воспитания подростков, внедрение инновационных форм воспитательной деятельности подтвердили наши предположения о возможностях авторства в эстетическом воспитании подростков. Разработаны педагогические условия, способствующие эффективности процесса эстетического воспитания подростков в контексте становления их авторской позиции.
Опытно-экспериментальная работа была организована как процесс учебно-воспитательной деятельности, направленный на эстетическое воспитание подростков в контексте становления их авторской позиции. В зависимости от целей, содержания и предполагаемых результатов познавательного и воспитательного характера, определяемых дополнительной образовательной программой по хореографии «Волшебство грации», была выстроена система интегрированных занятий; осуществлялось взаимодействие творческих коллективов как компонентов культурно-эстетической среды школы.
Обобщая вышеизложенные в диссертационном исследовании материалы можно сделать следующие выводы:
1. Эстетическое воспитание подростков в контексте становления их авторской позиции способствует развитию творческой личности, отвечающей культурологическим требованиям современного общества.
2. Включение методов и средств педагогической поддержки, поэтапный характер становления авторской позиции подростков, создание воспитывающих ситуаций, способствующих самореализации, саморазвитию личности, позволяют модернизировать дополнительное образование в области хореографического искусства, усилив его ценностно-смысловую составляющую.
3. Педагогическая поддержка авторства подростков предполагает привлечение школьников к систематическому посещению занятий на основе дополнительной образовательной программы; выбор индивидуального маршрута для их творческой самореализации.
4. Становление авторской позиции подростка ведет к обогащению их эстетической воспитанности, способствует развитию познавательной и творческой активности, формирует умение анализировать и давать оценку художественно-эстетическим явлениям в процессе их восприятия.
Важным итогом исследовательской деятельности стало значительное увеличение числа обучающихся, имеющих высокий уровень эстетической воспитанности в соответствии с разработанными в диссертационном исследовании критериями и показателями.
Обобщая изложенные теоретические и практические положения и выводы, можно констатировать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Выполненное исследование не претендует на окончательную полноту решения избранной проблемы. Перспективной представляется дальнейшая разработка основ и способов диагностики эстетической воспитанности детей и подростков в авторской, художественно-эстетической деятельности. Представляется важной проблема подготовки и переподготовки педагогически кадров, ориентированных на поддержку детского индивидуального, авторского творчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хайкара, Наталья Александровна, 2009 год
1. Аверинцев С.С. Авторство и авторитет// В сб. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Прогресс, 1994.-С. 5-27.
2. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития/ Ю.П. Азаров. М.: ИВА, 1996. -480с., ил.
3. Амашукели A.B. Эстетика танца: Электронный ресурс./ А.В. Амушкели. -Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: Http://anthropology.ru/ га/ text. amashukeli.aestip04.html.
4. Амонашвили Ш.-А. Психологические особенности педагогики сотрудничества: Кн. Для учителя/ Ш.-А. Амонашвили. Киев: Освита, 1991. -110 с.
5. Амонашвили Ш.-А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. — JL: Изд. Лен. Ун-та, 1969.-340 с.
7. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства/ Публ. и примеч. Л.Л. Бочкарева// Художественное творчество: Вопр. комплексн. изучения. Л.: Наука, 1982. -С. 234—245.
8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
9. П.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.П. Анисимов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 128 с.
10. Аркина Н.Е. Языком танца/ Н.Е.Аркина. — М.: Знание, 1975. — 56 е., ил.
11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев. JL: Музыка, 1973. - 452 с.
12. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований/Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
13. Баженова JI.M. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся/ JI.M. Баженова, Т.Г. Пеня// Советская педагогика. 1988. -№12. -С. 43-45.
14. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. М.: Сов. Художник, 1922. — 36 с.
15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи/ А.В. Бакушинский. М.: Сов. Художник, 1981. -238 с.
16. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе /пер. с англ, С.Ю. Бардиной. — М: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство «Артель», 2004. 141 е.: ил.
17. Барытко Н.Н. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пос. для студ. выс. уч. зав./ Н.Н. Барытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Изд. Центр «Академия», 2006. 288 с.
18. Барышникова Т.К. Азбука хореографии/ Т.К.Барышникова. М.: Рольф, 1999. — 272 е., с илл. — (Внимание: дети!).
19. Басин Е. Интуиция: Электронный ресурс./ Е.Басин. Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: //www.krugosvet.ru/articles/106/1010697/Literature.htm
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчество/ М.М.Бахтин. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 195 с.
21. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М.: Издательство «Московский рабочий», 1954. — Т.4. — с. 68-96.
22. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии/ Н.А. Бердяев. -М.: Междунар. отношения, 1992. 336 с.
23. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды/ Под ред. В.П. Зинченко. — 2-е изд., — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с.
24. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры/ Библер В. С. М.: Политиздат, 1991.-412с
25. Бильченко Г.О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01//Г.О.Бильченко. -Черкассы, 1970.
26. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования / Б.М. Бим-Бад// Педагогика. 1994. - №5 - С. 3-10.
27. Богданова Н.А. Педагогические аспекты взаимосвязи эстетического и физического воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей// Гуманизация образования в школе и вузе. Петрозаводск: КГПУ, 2000.-С. 99-101.
28. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания/ М.С. Боголюбская. М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. - 93 е.: ил.
29. Богомолова JI. В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Л.В. Богомолова. М., 1997. - 179 с.
30. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л.И.Божович. — М.: Знание, 1979. 40 с.
31. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность/Е.В. Бондаревская// Педагогика. — 1999. — №3. С. 37-41.
32. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во РПУ, 2000.
33. Бондаренко JI. Методика хореографической работы в школе/ JI. Бондаренко. Киев: Музыкальная Украина, 1985. - 221с.
34. Бореев Ю.Б. Эстетика/ Ю.Б. Бореев. — 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. -496 е.: ил.
35. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение/ Л.П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
36. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе/ Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. -М.: Сентябрь, 2004. 192 с.
37. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ А.И. Буренина. С.-Пб.: Изд-во «Детство», 1997. - 128 с.
38. Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания/ А.И. Буров// Советская педагогика, 1971. — №6. — С. 39-46.
39. Бутенко В.О формировании эстетического отношения к искусству у старших школьников// Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989. — С. 51-58.
40. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»/ А.Я. Ваганова. С.-Пб.: Издательство «Лань», 2000. - 192 с.
41. Верб Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности/ Э.А. Верб. Л.: Знание, 1981. - 36 с.
42. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Э.Ф. Вертякова. Челябинск, 1998. - 156 с.
43. Взаимодействие и синтез искусств в педагогическом процессе/ под ред. А.С.Клюева, В.А. Щекалова, Н.А.Яковлева. — Л.: Просвещение, 1989. — 286 с.
44. Волынский A.JI. Книга ликований (Азбука классического танца)/ A.JI. Волынский. — Л.: Хореографический техникум, 1925. — 331 с.
45. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания/ Б.З. Вульфов. М.: Новая школа, 1994. - 78 с.
46. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя/ JI.C. Выготский."- М.: Просвещение, 1991. 91 с.49 .Выготский JI.C. Педагогическая психология/ JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
47. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств/ Т.П. Гаврилова. — М.: Знание, 1984.-79 с.
48. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/ О.С. Газман. М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
49. Галлеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств/ Б.М. Галлеев. — М.: Знание, 1982.-250 с.
50. Гватерини Маринелла. Азбука балета. Перевод с ил. М.: БММ АО, 2001. — 240с.: ил.
51. Гиюсерт Г.О. О понятии философии: кн.1. — М.: «Логос», 1910. — С. 33.
52. Гиршон А.Е. Танец как метафора и не только: Электронный ресурс. / А.Е. Гиршон. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: Http: // www.ipd.ru/ articles/dancemetaphor.shtml.
53. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности/ И.Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
54. Горбунов Б.А. Развитие эстетических потребностей в процессе художественного творчества/ Горбунов Б.А.// Социально-гуманитарные знания. 2005. - N 1. - С.289-296.
55. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце/ Е.В. Горшкова. М.: «Гном и Д», 2002. - 120 с.
56. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет/ Е.В. Горшкова. — М.: «Гном и Д», 2004. — 144 с.
57. Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессиональной исследовательской деятельности: Учебное пособие/ А.Г. Гостев, М.Е. Дуранов. Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 71 с.
58. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала/ Г.П. Гусев. — М.: ВЛАДОС, 2003. -208 е.: ил.: ноты.
59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
60. Дивненко О.В. Эстетика/ О.В. Дивненко. М: Издцентр «Аз», 1995. — с. 206.
61. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
62. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Уч. пос для студентов учр. сред. проф. образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
63. Ермолаева — Томина Л.Б. Психология художественного творчества/ Л.Б. Ермолаева Томина. - М.: Академ, проект, 2003. - 302 с.
64. Ермолин А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков// в кн.: Наш проблемный подросток. С.-Пб.: Союз, 1999. - 144 с.
65. Ефремова Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности/ Л.И. Ефремова// Начальная школа. 1999. - №11.- С. 52-55.
66. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пос. для студ. выс. уч. зав. / В.И. Загвязинский. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. -с. 176.
67. Зайцев С.В. Опыт реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании// Взрослые и дети в образовательном пространстве. — М.: Рекламное агентство «Северный город», 2001. 137 с.
68. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266 —1.- М.: Инфра, 2002. 54 с. 72.3апорожец А.В. Психология действия/ А.В. Запорожец. — М.: Издательство
69. МПСИ» , 2000. 736 с. 73. Захаров Р.В. Записки балетмейстера/ Р.В. Захаров. — М.: «Искусство», 1976. -351 е.: ил.74.3имина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения/
70. A.Н. Зимина// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 ноября 1996 г. М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. - С. 106-107.
71. Зинченко В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии/
72. B.П. Зинченко, Е.Б Моргунов. -М.: «Тривола», 1994. 304 с.
73. Золотарева А.В. Примерная модель интеграции дополнительного и других сфер образования в рамках образовательного пространства муниципального округа/ А.В. Золотарева// Бюллетень. — 2003. — № 6. — С. 2-6.
74. Зырянова С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01//
75. C.М. Зырянова. Екатеринбург, 2003. — 240 с.
76. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т./ Сост. В.П. Шестаков. -М.: Искусство, 1973. Т.2. -368 с.
77. Изучение личности школьника учителем/ под ред. З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М.: Педагогика, 1991. -136 с.
78. Истомина С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчества: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.07// С.М. Истомина. Екатеринбург, 2005. - 197 с.
79. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд. испр. и доп./ Д.Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
80. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления/ Д.Б.Кабалевский. — М.: «Педагогика», 1986. 192 с.
81. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ М.С. Каган// Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. Л.: изд.-во ЛГУ, 1989. - С. 3-12.
82. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ М.С. Каган// Советская музыка. 1987. - №1. - С. 28-32.
83. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
84. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе/ М.С. Каган. — Л.: Знание, 1984. 32 с.
85. Каган М.С. Философия культуры/ М.С. Каган. С.-Пб.: Петрополис, 1996. -128 е., с илл.
86. Каган-Розенцвейг Б.Л. Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства: автореф. Дисс. кан. пед. наук.: 13.00.08// Б.Л. Каган-Розенцвейг. -Магнитогорск, 2006. 220 с.
87. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе (Учебное пособие по спецкурсу)/ М.Г. Казакина. — Л.: ЛГГТИ им. Терцина, 1989. 84 с.
88. Кант И. Собрание соч. в 6-ти томах. Т.4, 4.1. - М.: Мысль, 1965. - С. 261262.
89. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса/ В.А. Караковский. — М.: Б.и., 1993.-80 с.
90. Касицина Н.М. Педагогика поддержки/ Н.М. Касицина, С.М. Юсфин. С.-Пб.: Агентство образовательного сотрудничества, 1995. — 160 с.
91. Кацер О.В. Роль движения в системе музыкального воспитания Карла Орфа// Сб. тезисов докладов и творческих разработок на межрегиональнойнаучно-практической конференции по проблемам музыкального движения/ сост. Буренина А.И. С.-Пб., 1999. - С. 23-28.
92. Клюев А.С. Природа художественной индивидуальности/ А.С. Клюев . — М.: Знание, 1981. -63 с.
93. Комарова Г. К вопросу об арт-диагностике/ Г. Комарова// Искусство в школе. 2007.-№1.-С. 66-68.
94. Кон И.О. Открытие «Я»/ И.О. Кон. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.
95. Конжиев Н.М. Педагогические условия как предмет исследования/ Н.М. Конжиев// Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и вузе. — Петрозаводск: КГПУ, 2007. — С.10 — 14.
96. Конжиев Н.М. Личностно-ориентированное обучение: гуманистический аспект: учебное пособие/ КГПУ/ Н.М. Конжиев, Е.Н. Федорова, Г.М. Янюшкина. — Петрозаводск: КГПУ, 2002. 96 с.
97. Конжиев Н.М. Функциональные и методические аспекты диагностики воспитания/ Н.М. Конжиев// Гуманизация образования в школе и вузе. — Петрозаводск: КГПУ, 2000. С. 37-39.
98. Константинова А.И. Игровой стретчинг/ А.И. Константинова. — С.-Пб.: Аллегро, 1993. 74 с.
99. Константиновский B.C. Учить прекрасному/ B.C. Константиновский. — М.: «Молодая гврдия», 1973. 176 е., с илл.
100. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т.Ф. Коренева. — М.: Владос, 2001.-Ч.1.-112 с.
101. КрыловаН.Б. Культурология образования/ Н.Б.Крылова; Ред.: С.Я. Вишинкина, Т.Л. Кикнадзе. -М.: Народное образование, 2000. 269 с.
102. КулагинаИ.Е. Художественное движение (метод Л.Н.Алексеевой)/ И.Е. Кулагина. -М.: Флинта: Наука, 1999. 120 с.
103. Кульневич С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба/ С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. — Ростов-н/Д: «Учитель», 2005. — 324 с.
104. Культурология: учеб. пос./ сост. и отв. ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 1998.-302 с.
105. Культурология. Краткий тематический словарь. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 192 с. - (Словари XXI века).
106. КулюткинЮ.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки/ Ю.Н. Кулюткин. С.-Пб.: СпецЛит, 2002. -96 с.
107. Куприянов Б.В. Авторские лагеря как воспитательные организации: Электронный ресурс. / Б.В. Куприянов. Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: Http: www.urold.ru/metru$kvneklassrab/avtlagerya3. html.
108. Лейтес И.С. Возрастная одаренность школьников/ И.С. Лейтес. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 320 с.
109. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев// Вопросы психологии. 1960. - №1. - С. 35-41
110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-изд./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
111. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т/ А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
112. ЛипскийВ.Н. Эстетическая культура и личность/ В.Н. Липский. М.: Знание, 1987. - 128 с.
113. Лисенкова И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах/ И.Н. Лисенкова. -М., 1989. 34 с.
114. Лифиц И.В. Ритмика/ И.В. Лифиц. М.: ACADEMA, 1999 - 224 с.
115. ЛихачевБ.Т. Теория эстетического воспитания/ Б.Т.Лихачев. — М.: Просвещение, 1985 —52 с.
116. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания/ Б.Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1972. -95 с.
117. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход/ Л.М.Лузина. Псков, 2000. - 190 с.
118. Лукина Е. Имитация интерпретация - импровизация/ Е. Лукина// Искусство в школе. - 2007. - №2. - С. 17-20.
119. Лясковская Т.П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Т.П. Лясковская. Челябинск, 2004. - 183 с.
120. Макаренко А.С. О воспитании/ А.С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988. -156 с.
121. Мануйлов Б.Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности в процессе хореографического творчества: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.05// Б.Б. Мануйлов. М., 2001. - 188 с.
122. Маскаева М.А. Категория «творчество» в современной психолого-педагогической науке// Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых — Педагогическое терминоведение. Выпуск 4. — С.-Пб, 2007.-С. 239-242.
123. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования/ Э.И. Медведь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
124. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств/ В.В. Медушевский// Музыка в школе. №1. - 1964. - С. 16-18.
125. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников/ А.А. Мелик-Пашаев// Вопросы психологии. 1989. - №1. - С. 15-23.
126. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. - 96 с.
127. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития: Электронный ресурс./ А.А. Мелик-Пашаев З.Н. Новлянская (ред.), А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http//www.pirao.ru/ru
128. Мелик-Пашаев А.А. Опыт авторства и педагогика искусства/ А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2004. - № 5. - С. 24 - 25.
129. Мелик-Пашаев А.А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей/ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская// Новые исследования в психологии. 1981. - №2. - С. 4953.
130. МессерерА. Уроки классического танца/ А. Мессерер. С.-Пб.: Издательство «Лань», 2004. - 400 е., ил. - (Мир культуры, истории и философии).
131. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие. -М.: Народное образование, 2002. 208 с.
132. Мир детства: Подросток/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1982.-432 е.: ил.
133. МонтессориМ. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка/ М. Монтессори. М., 1920. — 384 с.
134. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология/ А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. -М.: Традиции: Академ проект, 2004. — 559 с.
135. Народные танцы/ авт. сост. О.В. Иванникова. - М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2007. - 62 е.: ил. - (Танцуют все!).
136. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ Б.М. Неменский. -М.: Просвещение, 1987.-253 е.: ил.
137. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии/ Р.С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
138. Никитина. Импровизация естественна для ребенка/ А. Никитин// Искусство в школе. 2007. - №4. - С. 34-38.
139. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец/ В.Ю. Никитин. М.: ВУХТ, 2001. -164 с.
140. Никитин В.Ю. Стретчинг в профессиональном обучении современному танцу: Методическое пособие/ В.Ю. Никитин. М.: «ГИТИС», 2005. - 74 е.: илл.
141. Николаев Е.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Е.В. Николаев. Якутск, 2005. - 161 с.
142. НиловВ.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе и учреждениях культуры: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.05// В.Н. Нилов. М., 1998. - 214 с.
143. Новлянская З.Н Приумножение красоты. Искусство детей в контексте художественной культуры/ З.Н. Новлянская// Искусство в школе. 2007. — №4.-С. 30-34.
144. Новлянская З.Н Роль авторской позиции в художественном развитии ребенка/ З.Н. Новлянская// Искусство в школе. 2004. — № 5 - С. 26-27.
145. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова// Российская академия наук. Институт русского языка им.
146. B.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
147. ОлесинаЕ.П. Творческое воображение как фактор интегративного развития личности современного школьника/ в кн.: Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию Сб. науч. статей. — М.: ИХО РАО, 2006. С. 51 - 59.
148. ОсеневаМ.С. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01//М.С. Осенева-М., 2000.-210 с.
149. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. для студ. высш. уч. зав./ под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М: Изд. центр «Академия», 2006. — 288 с.
150. ПеняТ.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: автореф. дис.кан. пед. наук.: 13.00.01//Т.Г. Пеня. -М., 1984. 190 с.
151. ПечкоЛ.П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности// Теория эстетического воспитания/ Л.П. Печко. М.: Просвещение, 1979.-С. 196-218.
152. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека/ Л.П. Печко. — М.: ВНМЦНтаКПР, 1991. 100 с.
153. Плеханов А.В. Революционно-демократическая концепция воспитания нового человека/ AJB. Плеханов// Советская педагогика. — 1985. — №4. —1. C. 114-120.
154. ПлигинА.А. Личностно-ориентированное образование: Электронный ресурс./ А. А. Плигин. — Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http://www.pligin.ru/conception.html.
155. ПодласыйИ.П. Продуктивная педагогика: книга для учителя/ И.П. Подласый. — М.: Народное образование, 2003. 496 с.
156. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста/ К.Н. Поливанова// Вопросы психологии. — 1996. № 1. — С. 20-33.
157. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав./ К.Н. Поливанова. — М.: Academia, 2000. — 181с.
158. Полятков С.С. Основы современного танца/ С.С. Полятков. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 80 с.
159. Потебня А.А Становление психологии искусства: Электронный ресурс./ А. А. Потебня. — Электрон. ст. — Режим доступа к ст.: http ://rudiplom.ru/lectures/estetika/1062.html
160. ПрибыловГ.Н. Методические рекомендации и программы по классическому танцу/ Г.Н. Прибылов. М.: ВНМЦНТИКПР, 1984. - 75 с.
161. Проблемы эстетического развития личности школьника/ Е.В Квятковский, А.И Буров, Л.П. Печко и др. — М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
162. Проблемы и перспективы развития систем эстетического воспитания: Электронный ресурс./ Mc-Greevy Nichols Susan. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: //http://prometa.ni/archive/l l/3/print.
163. Прокопов К. Клубные танцы: ОНА/ К. Прокопов, В. Прокопова. — М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007. — 119 с. — (Самоучитель)
164. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Т.Г. Пузыни. -М., 2001. 200 с.
165. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 е.: ил.
166. РанцС.Н. Эвритмия как особы метод в системе Вальдорфской педагогики// Сб. тезисов докладов и творческих разработок на межрегиональной научно-практической конференции по проблемам музыкального движения/сост. Буренина А.И. — 1999, С.-Пб. С.21 — 23.
167. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции/ С.Х. Раппопорт. М.: Музыка, 1972. -98 с.
168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т 1. — 608 с.
169. Рубинштейн C.JL Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн. — С.-Пб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
170. Сабиров Т.С. Теоретические проблемы эстетического развития/ Т.С. Сабиров// Советская педагогика. 1969. - №8. - С. 144- 145.
171. Савенкова Г. JI. Интегративное обучение и полихудожественное воспитание: история вопроса //Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством. Сб. науч. Статей/ под общей ред. Л.Г. Савенковой. М: ИХО РАО, 2006. - С. 5-21.
172. Салеев В.А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь/ В.А. Салеев// Взрослые и дети в образовательном пространстве. — М.: Рекламное агентство «Северный город», 2001. — С. 4255.
173. СахневичТ.А. Формирование у студентов ценностных ориентаций на творчество в образовательном процессе вуза: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.08// Т.А. Сахневич. Петрозаводск, 2002. - 195 с.
174. СиницинаГ.П. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования/ Г.П. Синицина, В.Е. Михайлова// Дополнительное образование. — 2005. — №7. — С. 30-33.
175. СиницынаГ.П. Интеграция основного и дополнительного образования как ресурс создания единого воспитательного пространства/ Г.П. Синицына, Н.М. Баратова, В.В. Калмыкова// Бюллетень. 2003. - № 2. -С. 29-32.
176. Соловейчик С.JI. Воспитание по Иванову/ С.JI. Соловейчик. М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
177. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. высш. Уч. зав./ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов/ под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 576 с.
178. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии/ В.И. Слободчиков и др. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-пресс, 1995. — 384с.
179. Стенина Т.JI. Формирование эстетических ориентаций студентов: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.08// Т.Л. Стенина. — Ульяновск, 2004. — 193 с.
180. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 160 с.
181. СтоловичЛ.Н. Природа эстетической ценности/ Л.Н. Столович. — М.: Полит Литература. 1972. 270 с.
182. Спорышева Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания: дисс. докт. пед. наук.: 13.00.01// Е.Б. Спорышева. М., 2005. — 483 с.
183. Сухова С.В. Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения»/ С.В. Сухова// Начальная школа. №7. - 2000. - С. 71 — 76.
184. Сухомлинский А.А. О Воспитании/ А.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. — 164 с.
185. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М.: Изд. Московского университета, 1981.-240 с.
186. ТепловБ.М. Способности и одаренность// Избранные труды. — Т.1. — М.: Просвещение, 1985.-С. 15-41.
187. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроке музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства/ Н.А. Терентьева. М.: издательство Прометей Ml 1М им. В.И. Ленина, 1990. - 184 с.
188. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения/ Сост. Н.В. Вейкшая/ Л.Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
189. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье/ Е.М. Торшилова. — М.: Искусство, 1989. 144 е.: ил.
190. Трубина И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// И.И. Трубина. — Кемерово, 1998. — 162 с.
191. Уральская B.C. Природа танца/ B.C. Уральская. М.: Советская Россия,1981.-110 е.: ил.
192. Уральская B.C. Рождение танца/ B.C. Уральская. М.: Советская Россия,1982.-143 е.: ил.
193. УшинскийК.Д. Избранные педагогические произведения/ К.Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. 557 с.
194. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д.И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1989- 208 с.
195. Философско-энциклопедический словарь/ ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-515 с.
196. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1987. - 824 с.
197. Фирилева Ж.Е. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных и школьных учреждений/ Ж.Е. Фирилева, Е.П. Сайкина. С.-Пб.: «Детство-пресс», 2000. — 323 с.
198. Фольклор — музыка — театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования/ Под ред. С. Мерзляковой. — М.: ВЛАДОС, 1999. 216 е.: ил.
199. Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования (Текст)/А.С.Фомин: метод, рекомендации для студентов ФДВ и ФНК. -Новосибирск: издательство НГПИ, 1989. — 56 с.
200. Франки В. Человек в поисках смысла/ В. Франки. — М.: Прогресс. 1990 — 366 с.
201. Хореографическая работа со школьниками/ Под ред. Коноровой Е.В. — М.: Просвещение , 1956. 344 с.
202. ЧерковаМ.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся/ М.А. Черкова, A.M. Чибисова. Кемерово: Панпринт, 1995. -96 с.
203. Черник О.В. Развитие эстетической воспитанности учащихся при обучении математике: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// О.В. Черник. — Киров: ВГГУ, 2003.- 165 с.
204. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения/ Н.Г. Чернышевский. — М.: Искусство, 1974. — 550 с.
205. Шевченко Г.П. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусства/ Г.П. Шевченко. — Киев: Освита, 1974. — 128 с.
206. Шевченко Н.Н. Ориентация учащихся на профессию учителя в художественно-эстетической деятельности: дис. канд. пед. наук.: 13.00.01// Н.Н. Шевченко. Петрозаводск: КГПУ, 1997. - 243 с.
207. Шепеленко Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Д.А. Шепеленко. Ростов-на-Дону, 2001. - 201с.
208. Широкая Э.А. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.08// Э.А. Широкая. — Краснодар, 2005. 183 с.
209. Шмырева Н.А. Эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.08// Н.А. Шмырева. — Кемерово, 2000. — 194 с.
210. Щуркова Н.Е. За гранью урока/ Н.Е. Щуркова. М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192 с.
211. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания/ Н.Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005.-366 с.
212. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
213. Эстетика: учеб. пособие для вузов/ научный редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2002. 240 с.
214. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Под ред. Г.С. Лабковской. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
215. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода/под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980 - 136 с.
216. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии/ Б.П. Юсов// Теория эстетического воспитания. — М.: Знание, 1975. -С. 213-221.
217. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
218. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия/ П.М. Якобсон. — М.: Искусство, 1964. 86 с.
219. Яковлева А.Д. Образовательная среда интегративного комплекса «общеобразовательная школа школа искусств» как условие эффективного развития личности младшего школьника: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// А.Д. Яковлева. - Нижний Новгород, 2005. - 223 с.
220. Ямилева С.Т. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности: мониторинг образовательных результатов/ С.Т. Ямилева// Дополнительное образование. 2004. - №6. - С. 24-27.
221. Ямпольский И.М. Импровизация. Музыкальная энциклопедия/ И.М. Ямпольский. — Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1974. 508 с.
222. Ясенева Л.Г. Формирование эстетической культуры школьников в современном общеобразовательном учреждении: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.01// Л.Г. Ясенева. Уфа, 2004. - 191с.
223. Anne Green Gilbert. Creative dance for all ages. USA, 1992. - S. 370.
224. Klaus W. Vopel. Kreative Bewegung und Tanz. Salzhausen, 2.Aufl. -2000. -S. 151
225. Keti Sharif. Creative space — Dancer's Guide to Inspired Creativity: Электронный ресурс./ Sharif Keti. Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.ketisharif.com/article-creativedance.html.
226. Susan Mc-Greevy Nichols. Documenting the Thinking Process: two parts: Электронный ресурс./ Mc-Greevy Nichols Susan. Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://www.teachingarts.org/dance/stories/stoiyReader$45.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.