Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Трудкова, Елена Глебовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Трудкова, Елена Глебовна
ВВЕДЕНИЕ. j
ГЛАВА 1. Теоретические-предпосылки эстетического воспитания 1 студентов.
1.1. Проблема целей эстетического воспитания в истории педагогической мысли.
I 1.2. Эстетическое воспитание в контексте гуманизации и гуманитаризации педагогического образования.
1.3. Понятие и сущность эстетической воспитанности студентов.
ГЛАВА 2. Народный опыт, музыкально-эстетического воспитания в поморской этнопедагогике.
I 2.1. Поморская педагогика как эмпирическая инновация.
I 2.2. Музыкально-эстетическая характеристика поморских народных традиций (этномузыкологический аспект).
2.3. Педагогические возможности поморских народных музыкальных традиций.
ГЛАВА 3. Развитие эстетической воспитанности студентов средствами щ поморских народных музыкальных традиций.
3.1. Определение уровней эстетической воспитанности студентов.
3.2.Педагогические условия: эффективного формирования эстетической F воспитанности студентов на основе поморских народных музыкальных традиций.,.
1 3.3. Динамика развития эстетической воспитанности студентов средствами поморских народных музыкальных традиций.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору2002 год, кандидат педагогических наук Елисова, Надежда Николаевна
Эстетическое воспитание студентов вуза средствами русского музыкального фольклора2013 год, кандидат педагогических наук Климов, Владимир Игоревич
Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников1999 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Марина Аркадьевна
Воспитание художественного интереса учащихся начальной школы средствами этнического искусства северных народов Кольского Заполярья2001 год, кандидат педагогических наук Сергеева, Анна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций»
В условиях глубоких общественных преобразований в нашей стране, смены мировоззренческих парадигм пристальный интерес философов, психологов, педагогов вызывает вопрос о сохранении самобытного лица России. Развитие духовности человека невозможно, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры.
В этой связи видится принципиально важной проблема эстетического воспитания будущих учителей и воспитателей средствами народного искусства, которым предстоит обеспечить трансляцию культуры от поколения к поколению в контексте становления личности. Выдающиеся педагоги и музыканты неоднократно указывали на большую роль народной музыки в эстетическом воспитании детей и юношества (Б.В.Асафьев (18), В.Г.Белинский (29). М.В.Ломоносов (130), КД.Ушинский (203); Д.Б.Кабалевский (90), А.С.Макаренко (132), В.АСухомлинский (192), С.Т. и В .Н.Шацкие (218) и др.).
Обращение студентов к поморским музыкальным традициям в определенной степени высвечивает самобытность Русского Севера, особенности менталитета и -архетипы этнической психологии поморов. Актуальность проблемы усиливается и концепцией Д.С.Лихачева (128) о сохранении для потомков историко-культурного богатства Русского Севера.
Народные педагогические традиции и обычаи (в том числе и музыкальные) - две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на детей, подростков, юношество. Любая педагогическая инновация возникает только в недрах укоренившейся традиции. В то же время эмпирическое изучение массового педагогического опыта Мурманской области по использованию поморского музыкального творчества в детском саду и общеобразовательной школе установило, что даже опытные музыкальные руководители и учителя музыки используют поморский фольклор лишь эпизодически, кроме специализированных классов, центров эстетического развития и педагогов-новаторов, апробирующих авторские музыкально-фольклорные программы (Е.В.Ковальчук, А.В.Кириллова, Л.П.Рогатых и др.), в то время как новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую лабораторию педагога-музыканта.
Эстетически воспитывать , формирующуюся личность может лишь тот педагог, который сам испытывает интерес к народному искусству. Однако, результаты констатирующего эксперимента показали, что 48% студентов специальностей «дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «музыка» и «педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «музыка» не сопрягают будущую музыкально-эстетическую деятельность с воспитанием средствами народного искусства. Анализ вузовских программ по дисциплинам музыкально-эстетического цикла также убеждает в необходимости пересмотра содержания и методов приобщения студентов к региональному народному музыкальному творчеству.
Актуальность проблемы объясняется и ее недостаточной разработанностью в научной литературе. Несмотря на широкий спектр педагогических исследований по использованию народного творчествам Bl эстетическом воспитании студентов, наименее изучена проблема целостного включения музыкального фольклора в логику учебно-воспитательного процесса вуза. Не получили должного освещения вопросы эстетического воспитания студентов средствами поморской этнопедагогики (к настоящему времени выполнено лишь одно диссертационное исследование историко-педагогического характера С.С.Щекиной) (224). Практически отсутствуют фундаментальные работы по педагогическому осмыслению поморских музыкальных традиций.
С учетом рассмотренных факторов был сделан выбор темы диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций».
В этой связи необходим специальный анализ путей разрешения сложившегося противоречия между требованиями общества к эстетическому воспитанию педагогических кадров средствами поморских музыкальных традиций и реальным состоянием вузовской подготовки, что и определило проблему исследования.
Проблема исследования заключается в раскрытии, научной разработке и экспериментальной проверке наиболее рациональных условий эстетического воспитания студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций.
Решение данной проблемы определило цель исследования: выявление особенностей и функций поморских музыкальных традиций в эстетическом становлении будущих педагогов; разработка педагогической технологии развития эстетической воспитанности студентов.
Объект исследования - эстетическая воспитанность студентов.
Предмет исследования - процесс эстетического воспитания студентов средствами поморских народных музыкальных традиций.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование эстетической воспитанности студентов будет эффективным, если:
• педагогическая технология эстетического воспитания системно включена в содержание вузовской подготовки, адекватна педагогическим идеям поморских музыкальных традиций и способствует творческой саморефлексии студентов и самоанализу будущих перспектив музыкально-фольклорной деятельности;
• соблюдается интеграция учебных курсов, устанавливается система межпредметных и межцикловых связей;
• учитываются уровни эстетического развития студентов.
Для доказательства гипотезы предполагалось разрешить следующие задачи:
1. Выявить сущность, критерии и уровни эстетической воспитанности студентов.
2. Охарактеризоцать особенности поморской этнопедагогики.
3. Изучить педагогические возможности поморских музыкальных традиций.
4. Разработать и апробировать педагогическую технологию эстетического воспитания студентов средствами поморских музыкальных традиций.
Методологическую основу исследования составляют философские концепции эстетического воспитания; идеи историко-цивилизационного подхода к педагогическим явлениям и процессам; идея гуманизации и гуманитаризации высшей школы; сущность феномена «этнопедагогика» в антропологическом, культурологическом, этнопсихологическом, аксиологическом и герменевтическом подходах; искусствоведческая концепция об интонационной сущности музыки.
В процессе работы были использованы следующие методы: историко-сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; анализ вузовских программ по дисциплинам эстетического цикла; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя звуковую анкету ранжирования, метод «недописанного тезиса» (Н.Е.Щуркова), методику «выбора конверта» (Г.И.Щукина), контент-анализ текстов поморских песен, серию диагностических заданий (написание мини-сочинений, подбор музыкальных иллюстраций, конкурсное исполнение поморского фольклора, составление сценариев концертных программ праздников, участие в этнографическом театре).
Опытно-экспериментальная база исследования - Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено 124 студента музыкальных отделений факультета дошкольного воспитания и факультета педагогики и методики начального обучения, из которых 46 человек составили экспериментальную группу. Сопутствующее опытно-экспериментальное исследование проводилось в ясли-садах №№122, 125, 131 и 132 города Мурманска, № 47 города Североморска.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап - поисково-теоретический (1991-1993 гг.) характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы концепции исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (1993-1997 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни эстетической воспитанности студентов, обоснованы педагогические условия эффективного формирования музыкально-эстетической культуры личности будущего педагога-музыканта средствами поморского музыкального фольклора, разработана методика опытно-экспериментальной работы.
Третий этап - обобщающий (с 1997 г. - по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения; проверены выводы, полученные на предыдупщх этапах эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поморские музыкальные традиции могут и способны быть эффективным средством формирования эстетической воспитанности педагога-музыканта, ориентированного на деятельность в условиях Русского Севера.
2. Эффективность процесса формирования эстетической воспитанности обеспечивается путем вовлечения студентов в активное усвоение народных музыкальных традиций и в коллективное музыкально-художественное сотворчество.
Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые в педагогической науке рассмотрена этнопедагогика субэтноса поморов в контексте музыкально-эстетического воспитания. Опора на поморские музыкальные традиции как эмпирическую инновацию придает педагогическому процессу в вузе новые динамичные черты. Определены критерии отбора образцов фольклорного материала, способствующих эффективному формированию эстетической воспитанности студентов. Разработана педагогическая технология эстетического воспитания студентов, направленная на формирование ценностных ориентации студентов по отношению к поморскому музыкальному фольклору на основе логики учебной и внеучебной сотворческой деятельности.
Практическая значимость исследования. Предложенная технология эстетического воспитания может быть использована в деятельности гуманитарных факультетов педвузов, а также колледжей, училищ искусств, музыкальных училищ. Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров; для подготовки разделов учебных пособий по теории истории педагогики, методики музыкального воспитания, этномузыкологии; написания курсовых и дипломных работ; подготовки фонохрестоматий.
Достоверность полученных результатов обеспечивается единством философских, искусствоведческих и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей исследования; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, адекватных поставленным в работе цели и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы в условиях реальной деятельности преподавателя кафедры музыкального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в ясли-садах: № 47 г.Североморска, №№ 122, 125, 131, 132 г.Мурманска; в докладах на областных научно-практических конференциях и на конференциях МГПИ: «Региональный компонент в системе непрерывного образования» (1994), «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), «Вопросы музыкального образования» (1996), «Воспитание и обучение в условиях Баренцрегиона» (1997), «Вопросы музыкальной педагогики» (1998). Материалы исследования нашли отражение в 12 публикациях, из которых научных статей - 5, тезисов научных докладов - 7.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза2002 год, кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна
Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики2006 год, кандидат педагогических наук Трубникова, Нина Федоровна
Формирование эстетической культуры подростков средствами народной музыки: на примере учреждений дополнительного образования2008 год, кандидат педагогических наук Леонтьева, Татьяна Викторовна
Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей2006 год, кандидат педагогических наук Винская, Лариса Валентиновна
Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан1999 год, кандидат педагогических наук Строкова, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Трудкова, Елена Глебовна
ВЫВОДЫ
1. Ретроспективный анализ эстетического целеполагания в истории педагогической мысли подтвердил актуальность поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, разработки новых курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к исторически сложившимся методам и приемам эстетико-воспитательной работы.
2. В условиях гуманизации и гуманитаризации образования проблема эстетического воспитания студентов, формирования их эстетической культуры средствами народного музыкального искусства занимает исключительно важное место среди других видов учебно-воспитательной работы.
3. Осмысление основных методологических и теоретических подходов к проблеме эстетического воспитания позволило утвердиться в понимании эстетической культуры студентов как сложном, динамично развивающемся в музыкально-творческой деятельности интегративном новообразовании, состоящем из процессуально-психического, содержательного и деятельностного (мотивационно-операционального) компонентов. Установлена следующая иерархия задач эстетического воспитания: воспитание культуры эстетического восприятия; формирование системы эстетических знаний, умений и навыков; формирование эстетического сознания личности; воспитание эстетических отношений как оценочных реакций человека; развитие опыта творческой деятельности на основе эстетических потребностей и интересов.
4. Рассмотрение феномена «эстетическая воспитанность» в контексте проявлений эстетической культуры личности выявило ряд., критериев, позволяющих судить об уровнях ее развития. В число критериев вошли: эмоциональная отзывчивость на прекрасное; информированность об эстетических явлениях и процессах; эстетическая оценка; эстетическая направленность деятельности. Для каждого критерия был разработан комплекс показателей, выступающих в виде определенных пластов основных характеристик эстетической культуры.
5. Опора на поморскую этнопедагогику как эмпирическую инновацию, введение регионального компонента в блоки учебных дисциплин придает процессу формирования эстетической культуры новые динамичные черты и способствует профессиональной подготовке студентов к инновационной деятельности в условиях диалога общечеловеческой, национальной и этнической культуры.
6. Педагогическое значение поморского музыкального фольклора заключается в богатстве идей эстетического воспитания, содержащихся в образцах народного музыкального творчества, которые оказывают глубокое воздействие на формирование личности, способствует воспитанию у студентов чувства прекрасного и возвышенного.
7. Опора на формирование эстетической культуры позволила создать условия для ее реализации. Педагогическими условиями эффективного использования воспитательного потенциала поморских музыкальных традиций в подготовке музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений являются: целенаправленный отбор содержания музыкально-фольклорного материала, его структурирование и отражение в учебных планах и программах дисциплин музыкально-педагогического цикла; выявление и развитие творческой индивидуальности каждого воспитуемого; единство слова, напева и движения; вариативность и свобода действий по отношению к фольклорному музыкальному материалу.
8. Апробация разработанных критериев в экспериментальной работе позволила выявить три условных уровня эстетической воспитанности студентов: оптимальный, удовлетворительный и поверхностный, каждый из которых характеризуется рядом показателей.
9. Эффективности эстетико-воспитательного процесса обеспечивалась: единством содержательного, процессуально-психического и мотивационно-операционального компонентов в процессе освоения поморских народных музыкальных традиций; развитием саморефлексии и самоанализа перспектив профессионального становления; формированием обобщенных и специальных умений и навыков студентов вовлекать детей в эстетическую деятельность средствами поморского народного, творчества в процессе педагогической практики.
10. В ходе эксперимента была разработана и адаптирована педагогическая технология эстетического воспитания студентов средствами поморского музыкального творчества, основными компонентами которой явились: оптимизация системы межпредметных связей; разработка специальных дисциплин, сопряженных с проблемой исследования; эстетизация педагогической среды средствами поморской народной художественной культуры; включение студентов как деятельностных субъектов в атмосферу творчества.
11. Внедрение педагогической технологии эстетического воспитания в учебно-воспитательный процесс способствовало более глубокому и осмысленному постижению студентами поморских музыкально-эстетических явлений и процессов в различных аспектах - историческом, культурологическом, психолого-педагогическом, искусствоведческом.
12. Эксперимент подтвердил эффективность применения таких форм учебно-воспитательной работы, как сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в рамках спецкурса; организация лабораторных занятий в форме этнографического театра; составление викторин и сценариев литературно-музыкальных композиций с использованием поморского материала; целенаправленное посещение концертов народных хоров и фольклорных ансамблей, выставок и художественных экспозиций.
13. Педагогическая практика доказала эффективность предложенной технологии эстетического воспитания, выявив высокий уровень развития умений студентов осуществлять музыкально-эстетическую деятельность в условиях детских дошкольных аудиторий. Включение в музыкально-фольклорное сотворчество с детьми активизировало развитие всех показателей эстетической воспитанности будущих педагогов-музыкантов.
14. Проведенное исследование не исчерпывает проблемы формирования эстетической культуры студентов, а лишь показывает один из путей ее реализации, открывая новые перспективы для исследования вопросов воспитания студенческой молодежи средствами народного искусства.
15. Разработанная технология эстетического воспитания может быть апробирована в деятельности гуманитарных факультетов педвузов, колледжей и училищ искусств. Результаты исследования могут найти применение в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Трудкова, Елена Глебовна, 1998 год
1. Абдуллина А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Дисс. .канд.пед.наук. -Казань, 1994. - 188с.
2. Абрамский А.С. Песни русского Севера. М.: Советский композитор, 1959. - 129с.
3. Агаджанова Л.В. Формирование эстетического компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка в университете с помощью экранно-звуковых средств: Дисс. .канд.пед.наук. Ташкент, 1990.- 182с. .
4. Алдопшна М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1977. - 18с.
5. Алексеев Э.В. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. - 237с.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. - Воронеж; НПО «Мод ЭК», 1998. - 350с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.- 228с.
8. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности/ДГроблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. - С.15-32.
9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 567с.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253с.
11. П.Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера): Дисс. .канд.философ.наук. -М., 1995. 133с.
12. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. - 224с.
13. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М.: МГУ, 1984. - 327с.
14. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1990. 262с.
15. Аристотель. Политика/Мстория зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986. - С.22-25.
16. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992. -240с.
17. Асафьев Б.В. О русской песенности. М.: АН СССР, 1955. - 439с.
18. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-JI.: Музыка, 1973. 144с.
19. Афонина Н.А. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителя начальных классов: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М., 1986. 18с.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192с.
21. Базанов В.Г. Поэзия русского Севера: карельские статьи и очерки. -Петрозаводск, 1981. 288с.
22. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. JI.: Художественная литература, 1983. - 342с.
23. Балашов Д.М. Терский берег: очерки народной культуры русского Севера/Молодая гвардия. М., 1969. - № 8. - С.252-268. - № 9. - С.230-265.
24. Балашова С.С., -Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа.//Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.126-236.
25. Баллер Э.А. Преемствецность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294с.
26. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. - 527с.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.
28. Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Дисс. .д-ра пед.наук. - Спб, 1995. - 397с.
29. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 287с.
30. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989. - 420с.
31. Беляева Л.С. Поморская музыкальная культура//Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск: МГПИ, 1994. -С.41-77.
32. Бернштам Т.А. Свадебная обрядность на Поморском и Онежском берегах Белого моря//Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974,-С. 181-188.
33. Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предсвадебная обрядность в Поморье в XIX- начале ХХв.//Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. -С.48-71.
34. Бернштам Т.А. Поморы: формирование группы и система хозяйства. Л.: Наука, 1978. - 176с.
35. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. Этнографические очерки. - Л.: Наука, 1983. - 233с.
36. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХЗХ-начала ХХв.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. - 274с.
37. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры//Советская этнография. 1981. -№ 2. - С.107-109.
38. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. //Педагогика. -1996. № 4. - С.23-27.
39. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399с.
40. Блахут Анджей. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дисс. . канд.философ.наук. Киев, 1984. - 189с.
41. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. -М.:МГЗПИ, 1989.-85с.
42. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.: МПА, 1995,- 209с.
43. Большаков В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры: Дисс. .д-ра философ.наук. СПб, 1993. - 285с.
44. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика. 1995. - № 4. - С.29-36.
45. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412с.
46. Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитанид//Советская педагогика. 1971. -№ 6. - С.39-46.
47. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев//Советская педагогика. -1989. № 7. - С.111.-116.
48. Былины. Русский музыкальный эпос/Сост. Б.М.Добровольский и др. -М.: Советский композитор, 1981. 614с.
49. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988,- 328с.
50. Варош М. Эстетический субъект и эстетический объект как категории эстетического воспитания//Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. - С.53-63.
51. Василеску Г.Я. Сущность эстетической культуры личности, диалектика ее формирования и развития (Философский и социологический анализ): Дисс. . д-ра философ.наук. М., 1993. - 333с.
52. Васильева Е.Е. О возможностях анализа музыкальной формы песенного фольклора (на материале севернорусских былин)//Актуальные проблемы современной фольклористики. JL: Музыка, 1980. - С. 107-119.
53. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, 1989. - 144с.
54. Введение в этническую психологию/Под ред. Ю.П.Платонова. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 197с.
55. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. - 129с.
56. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.: АПН РСФСР, 1962. - 372с.
57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. -376с.
58. Волович JI.A. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань: Изд-во КГУ, 1976. - 224с.
59. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр.труды. М.: Советский художник, 1972. - 350с.
60. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576с.
61. Выходцев П.С. Современное состояние русского фольклора на Беломорье//Русский фольклор. JI., 1984. - № 22. - С.5-29.
62. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. -224с.
63. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. СПб: Алетейя, 1996. -95с.64'Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126с.
64. Гордийчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1990. -17с.
65. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании//Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 110112.
66. Григорьянц К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности: Дисс. . канд.философ.наук. М., 1991. -134с.
67. Гумилев Л.Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ ДИК, 1994. - 637с.
68. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319с.
69. Двадцать русских народных песен/Сост. Е.В.Гиппиус. М.: Советский композитор, 1979. - 67с.
70. Джола Д.Н. Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания: Дисс. .канд.философ.наук. Киев, 1973. - 174с.
71. Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре//Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: АПН СССР, 199.1. - СЛ9-24.
72. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX- начала ХХв. М.: Наука, 1975. - 113с.
73. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. - 240с.
74. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - 346с.
75. ДодоновБ.И. Эмоции как ценность. -М.: Политиздат, 1973. -272с.
76. Дранишников В.В. История родного края. Мурманск: Север, 1993. -176с.
77. Дубровская Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М., 1988. 18с.
78. Еремина В Д. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 206с.
79. Ефименкова Б.Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. М.: Советский композитор, 1977. - 80с.
80. Жукова И.А. Эстетическая оценка литературного произведения в процессе исполнительского анализа («Практикум по выразительному чтению»): Дисс. канд.пед.наук. -М., 1991. 169с.
81. Зеленов Л.А. Становление личности. Горький: Волго-Вят.кн.изд-во, 1989. - 166с.
82. Земцовский И.И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии/ЯТроблемы музыкальной науки. -М.: Советский композитор, 1972. С.169-197.
83. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян//Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. - С.147-154.
84. Земцовский И.И. Этномузыкознание: столетний путь//Народная музыка: история и типология. Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 7-18.
85. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология. М.: Наука, 1984. - 237с.
86. Злобина Г.П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Уфа, 1980. -16с.
87. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240с.
88. История дошкольной педагогики/Под ред. Л.Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. - 352с.
89. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы//Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. - С.58-93.
90. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971. -766с.
91. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440с.
92. Калугин В.И. От колыбельных до былин//Жили-были. М.: Молодая гвардия, 1988. - С.5-14.94.1Квятковский Е.В. Формирование коммунистического мировоззрения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1984. - 159с.
93. Киселев А.А. Книга оМурманске. Мурманск, 1974. - 239с.
94. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1-971. - 160с.
95. Киященко Н.И., Лёйзеров Н.Л. Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики. М.: Знание, 1985. - 64с.
96. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании/ТПедагогика. 1996. - № 2. - С. 14-21.
97. Князева М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности: Дисс. .канд.философ.наук. -М., 1992. 162с.
98. Князькина О.А. Обрядность как разновидность культурной жизни общества (на примере исторической традиции свадебного обряда Российских царей XYT-XYII столетий): Автореф.дисс. .канд.искусствоведения. М., 1997. - 16с.
99. Кожевникова Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: Дисс. .канд.пед.наук. Ниж.Новгород, 1997. - 191с.
100. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л.: АН СССР, 1962.-284с.
101. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Брянск, 1997. -17с.
102. Коменский Я.А., Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие: Сборник статей. М.: Педагогика, 1987. - 412с.
103. Кон И.С. Введение//Этнография детства (Отв.ред. И.С.Кон). М.: Наука. 1983. - С.3-8.
104. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. - 141с.
105. Кононенко Т.М. Эстетические чувства и процесс гуманизации личности: Дисс. .канд.философ.наук. Киев, 1992. - 162с.
106. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Цивилизационный подход//Педагогика. 1995. - № 3. - С.23-29.
107. Коротков Н.З. Специфика и взаимосвязь эстетического и художественного воспитания, студентов технического вуза//Эстетическое воспитание в техническом.вузе. М.: Высшая школа, 1991. - С.33-48.
108. Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: «Чарли», 1995. - 651с.
109. Ш.Котова Т.Н. Природа художественной оценки: Дисс. .канд.философ.наук. -М., 1985. 172с.
110. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Нар.асвета, 1987. - 223с.
111. Красовская Ю.Е. Интонационная основа строя Терских свадебных песен//Балашов Д.М., Красовская Ю.Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1969. - С.10-18.
112. Красовская Ю.Е. Интонационный строй песен Терского берега//Советская музыка. 1973. - № 3. - С.91-95.
113. Красовская Ю.Е. Человек и песня. М.: Советская Россия, 1989. - 160с.
114. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 142с.
115. Лапин В.А. Напевы свадебных песен Поморского берега Белого моря//Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. - С. 189-200.^
116. Лапин В.А. «Холостые» и «женатые кружки» в терско-кандалакшской свадебной традиции//Русский народный свадебный обряд. Л.: Наука, 1978. -С.232-246.
117. Лапин В.А., Васильева Е.Е. Об одном ритмическом типе русских свадебных песен//Народная музыка: История и типология. Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С.116-135.
118. Лармин О.В. Искусство и молодежь. Эстетические очерки. М.: Молодая гвардия, 1950 - 192с.
119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.
120. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М,-Л.: Музгиз, 1940. - 816с.
121. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159с.124г Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности//Советская педагогика. 1983. - № 6. - С.52-58.
122. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192с.
123. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176с.
124. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Советская Россия, 1988. 142с.
125. Лихачев Д.С. Экология культуры//Узорочье жизни. М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 124-136.
126. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. - 407с.
127. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. -339с.
128. Луначарский А.В. О народном образовании (статьи и речи за период 1917-1929г.) -М.: АПН РСФСР, 1958. 559с.
129. Макаренко А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях//Педагогические сочинения в 3-х т. Киев: Радянська школа. 1985. -Т.З. -С.97-101
130. Макаров К.А, Толстых В.И. и др. Эстетическое воспитание. М.: Высшая школа, 1984. - 224с.
131. Макарская Т.В. Основные этапы формирования теории эстетического воспитания: Дисс. .канд.философ.наук. М., 1982. - 213с.
132. Макашина Т.С. Святки//Святки (ред.Г.ЕДевкодимов и др.). М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - С.3-10.
133. Максимов С.В. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1987. - Т.1. - 447с. - Т.2. - 493с.
134. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей, 1993. - 136с.
135. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции//Советская этнография. 1981. - № 2. - С.78-96.
136. Матонис В.П. Музыка в системе эстетического воспитания: Дисс. .д-ра философ.наук. М., 1990. - 333с.
137. Медушевский В.В. Музыковедение//Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С.62-125.
138. Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. СПб: РЙО ИПТ, 1997.- 148с.
139. Музыкальная эстетика стран Востока/Общ.ред.В.П.Шестакова. М.: Музыка, 1967. - 414с.
140. Мясигцев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Института практической психологии, 1995. - 356с.
141. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383с.
142. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.
143. Неменский Б.М. Мудрость ^красоты: о проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253с.
144. Нерезенко Н. Похоронный обряд и поэзия/Обрядовая поэзия Пинежья (Ред. Н.И.Савушкина). М., 1980. - С.131-158.
145. Нечаев А.Н. Русские народные сказки. М.: Московский рабочий, 1953. - 191с.
146. Никифоров А.И. Севернорусские сказки. M.-JL: АН СССР, 1961. -386с.
147. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1959. - 256с.
148. Новоградский Я. О некоторых вопросах формирования эстетических чувств//Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. -С.106-116.
149. Обрядовая поэзия Пинежья/Под ред. Н.И.Савушкиной. М., 1980. -280с.
150. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика? М.: Знание, 1976. - 64с.
151. Овсянников М.Ф. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: ИФАН, 1985. - 138с.
152. Озаровская О.Э. Пятиречие. Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд-во, 1989. -335с.
153. Озерный край: песни для женского хора/Сост. С.П.Оськина. Л.: Музыка, 1982. - 27с.
154. О рыбаках, морских зверобоях и охотниках. Народные сказы, сказки, песни и частушки, пословицы/Сост. Н.И.Рождественская. Архангельск, 1952. - 188с.
155. Падалка Г.Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки:. Дисс. .д-ра пед.наук. Киев, 1989. - 368с.
156. Пантелеева JI.T. С любовью к родному краю. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1988. - 120с.
157. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. -Мурманск: МГПИ, 1994. 118с.
158. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. -Т.4.-911с.
159. Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов/Сост. Т.В.Краснопольская. -Л.: Советский композитор, 1987. 184с.
160. Песни Карельского края/Сост. Т.В.Краснопольская. Петрозаводск: Карелия, 1977. - 263с.
161. Песни Кольских поморов/Сост. И.В.Дубовская. Мурманск, 1996. -119с.
162. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дисс. .д-ра пед.наук. 1991. -382с.
163. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие//Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: АПН СССР, 1991. - С.6-19.
164. Попов Е.Б. Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дисс. .канд.пед.наук. СПб, 1995. - 201с.
165. Порфирьева Г.А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: Дисс. .канд.философ.наук. М., 1992. - 119с.
166. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976. - 325с.
167. Радюхина Е.И. Формирование эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1997. 105с.
168. Разумова А.П. Из истории русской фольклористики. М.: АН СССР, 1954. - 143с.
169. Рождественский Б.П. и др. Эстетика в школе. Казань: КГУ, 1969. -242с.
170. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Дисс. .канд-пед.наук. -М., 1979. 159с.
171. Русские народные песни Карельского Поморья/Сост. А.П.Разумова и др. -Л.: Наука, 1971.-452с.
172. Русский народный свадебный обряд/Ред. К.В.Чистов и Т.А.Бернштам. -Л.: Наука, 1978. 280с.
173. Самусенко А.И. Формирование эстетических потребностей учителя музыки как условие становления его педагогического мастерства: Дисс. .канд.пед.наук. Минск, 1992. - 180с.
174. Север, север. Песни и хоры из репертуара государственного Северного русского народного хора. М.: Советский композитор, 1977. - 60с.
175. Серов С. ПоморыШаука и жизнь. 1990. - № 10. - С.54-55.
176. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 221с.
177. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL: Советский композитор, 1981. - 295с.
178. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция//Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С.5-15.185! Стасов В.В. Избранные сочинения в 2-х т. М,- JL: Искусство, 1931. -Т.2. - 860с.
179. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271с.
180. Столович JI.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 64с.
181. Столович JI.H. Жизнь. Творчество. Человек. М.: Политиздат, 1985. -414с.
182. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. - 463с.
183. Суна У. Уровень эстетической культуры студентов и некоторые вопросы ее повышения//Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980.-С.167-179.
184. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216с.
185. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. - 344с.193/Сысоева Л.И., Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск; ТГУ, 1~980. - 160с.
186. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947. - 335с.
187. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. С.10.
188. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - 329с. -Т.2. - 359с.
189. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. СПб, 1997. -167с.
190. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания/ЛТедагогика. 1996. - № 4. - С.9-13.
191. Трапезников П.А. Игра как метод нравственного и эстетического воспитания учащихся в теории и практике советской педагогики (историко-педагогический аспект и развитие проблемы на современном этапе): Дисс. . кандпед.наук. М, 1991. - 214с.
192. У Белого моря. Народные песни и сказы/Сост. Н.И.Рождественская. -Архангельск, 1958. 171с.
193. Угринович Д:М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.: Политиздат, 1982. - 228с.
194. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск, 1972. - 672с.
195. УшинскийК.Д. Сочинения. -М.: АПНРСФСР, 1950. Т.10. - 668с.
196. Философский словарь/Ред. И.Т.Фролов. М.: Политиздат, 1991. - 560с.
197. Фоменко Н.Н. Формирование идейно-эстетических ориентации студентов педагогического института средствами музыкального искусства: Дисс. . канд.пед.наук. Киев, 1990. - 232с.
198. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 235с.
199. Фрадкин Ф., Плохова М. История расправы с педологаей//Воспитание школьников. -1991. № 6. - С.21-24.
200. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дисс. канд.пед.наук. Казань, 1995. - 191с.
201. Хрестоматия. Русская народная песня/Сост. С.Браз. М.: Музыка, 1975. - 120с.
202. Царлино Дж. Установление гармонии//Музыкальная эстетика Западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. - С.424-510.
203. Чекановска А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Советский композитор, 1983. 190с.
204. Чистов К.В. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера//Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. -Л.: Наука, 1974. С.9-18.
205. Чистов К.В. Причитания у славянских и финно-угорских народов //Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. - С.101-114.
206. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука, 1986. - 304с.
207. Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях ХЕХ-ХХв.в.//Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982,-С.114-127с.
208. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования//Сохранение и возрождение фольклорных традиций. -М.: НИИ культуры, 1990. С.135-154.
209. Шаров КХВ-, Шуман В.Л. О разностороннем развитии духовных потребностей подрастающего поколения//Советская педагогика. 1962. - № 6. - С.25-32.
210. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. М.: Просвещение, 1962. - 328с.219 "Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянська школа, 1985. - 144с.220.^Шикунов Э.В. Эстетические потребности и художественная культура. -М.: Высшая школа, 1986. 135с.
211. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6. - М.-Л.: Гослитиздат, 1950. -763с.
212. Шиянов Е.Н. теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. .д-ра пед.наук. М., 1991. - 400с.
213. Шмелева Т. Свадебный обряд и поэзия/Юбрядовая поэзия Пинежья. -М.: МГУ, 1980. С.29-90.
214. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье ХУШ-ХГХ веков: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. --Петрозаводск, 1995. -22с.
215. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351с.
216. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве//Музыкальная фольклористика. М.: Советский композитор, 1986. -Вып.З. - С.11-36.227 .^Эстетика. Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.
217. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода/Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136с.
218. Эстетическое воспитание школьной молодежи/Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмана. М.: Педагогика, 1981. - 272с.
219. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1996. - 107с.
220. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48с.
221. Яковенко Н.Г. Терский берег. Мурманск, 1985. - 120с.
222. Ярулина Л.Я. Проблема активизации в педагогическом процессе эстетической воспитанности подростков//Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: АПН СССР, 1991. -С. 51-57.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.