Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Олешкевич, Кирилл Игоревич
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Олешкевич, Кирилл Игоревич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры
§1.1. Понятие «эстетическое воспитание детей младшего
возраста в учреждениях культуры
§1.2. Сущность и содержание художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего
возраста в учреждениях культуры
§1.3. Концептуальный подход к технологическому процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры
Заключение
Список литературы Приложения
174
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника2013 год, кандидат педагогических наук Исаева, Татьяна Вениаминовна
Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на спортивно-бальных программах: деятельностный подход2008 год, кандидат педагогических наук Гавдис, Михаил Степанович
Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста2006 год, кандидат педагогических наук Мозжухина, Галина Леонтьевна
Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей2008 год, доктор педагогических наук Куприна, Надежда Григорьевна
Педагогическая регуляция воспитания ценностных предпочтений у молодежи в учреждениях культуры2011 год, кандидат педагогических наук Фокина, Наталья Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход»
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается резкое снижение различных форм эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. В связи с этим проблема деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста приобретает особую актуальность в современном рациональном мире. Значимость проблемы усиливается стремительным распространением различного рода игровых зависимостей и экспансии деструктивных влияний.
Сегодня на смену традиционным эмоционально насыщенным формам деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста приходят эмоционально-экзальтированные информационно-технические, ориентированные на создание «общества тотального отчуждения» и соответствующего ему «рыночного типа» человеческого характера
Дети младшего возраста, лишенные внутренних культурных ориентиров, осваивают ложные эмоции, искаженные чувства и богатый набор бессмысленных, бездуховных форм.
Широкое распространение новейших компьютерных технологий, при которых опасность поглощения техникой и виртуальной реальностью включает не только «физическую» жизнь индивида, но и процессы его мышления и всей внутренней психологической жизни.
Поэтому, современное российское общество столкнулось с проблемами не только эстетического, но и социального характера.
На взаимосвязь эстетического и социального указывают:
недооценка в социальной практике роли эстетического воспитания детей младшего возраста, как влиятельного фактора духовного развития общества;
этико-эстетический нигилизм значительной части современных
детей;
усиление в деятельности учреждений культуры разрыва между
теориями эстетического воспитания детей младшего возраста и художественно-педагогическими технологиями, способными обеспечить специфику этого процесса.
В этих условиях эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры является важнейшей задачей современной России.
В контексте сложившейся социально-культурной ситуации особо актуальным становится эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода. Данная педагогическая цель исследования является ключевой для деятельности учреждений культуры. Технологический подход призван создавать оптимальную социально-культурную и эстетически организованную среду для эффективного воспитания детей младшего возраста.
В процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры недостаточно учитывается:
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
соединение нравственного и эстетического потенциала самодеятельного творчества как средства освоения эстетических идеалов, функций и принципов;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей для интеллектуального и эстетического совершенствования, способствующими развитию творческого потенциала детей;
использование возможностей профессионального искусства как метод пример в педагогике;
- создание постоянной эстетически развитой и заинтересованной детской аудитории, активизирующей художественную жизнь общества социально-культурными средствами интеллектуального и эмоционального воздействия.
Обозначенные актуальные задачи требуют теоретического осмысления
и практического научного исследования.
Поэтому для решения этих задач актуальным становится исследование художественно-педагогических технологий, которые могут стать ведущим фактором эстетического воспитания детей младшего возраста.
Однако в реальности данный тип технологий не получил методологического и теоретического обоснования, что не обеспечивает на практике оптимальный уровень нравственного и эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.
Высокая значимость деятельности учреждений культуры в системе эстетического воспитания детей младшего возраста, а также слабая организация детских культурно-досуговых программ, недооценка художественно-педагогических технологий в структуре педагогического знания диктует необходимость поиска, сущности и содержания и адекватных технологий, способных компенсировать воспитательный дефицит в этой проблеме.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе разработка проблем эстетического воспитания детей младшего возраста рассматривались многими авторами.
В контексте нашего исследования наиболее близкими являются научные труды о значении эстетического воспитания средствами искусства
A.B. Бакушинского, П.П. Блонского, A.B. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.
Проблемой изучения и формирования эстетических качеств детей занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.В. Гавриловен, Д.Б. Кабалевский, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.
Развитие теории и практики эстетического развития детей средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджанян,
B.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других.
Система отечественного эстетического воспитания детей, сложившаяся еще в 60-х - 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития художественного восприятия детей в других общественно-политических условиях С.М. Беляевой-Экземплярской, И.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С. М. Шоломович.
Большое влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Глинкмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного и эстетического воспитания детей средствами театра посвящены работы A.A. Брянцева, Е.С. Деммени, C.B. Образцова, Н.И. Сац.
В XX веке сложился ряд системных методик эстетического воспитания детей художественными средствами за рубежом: Э. Жак-Далькроза; Д.З. Кодая; К. Орфа; М. Монтессори; Ш. Судзуки.
Социально-культурная деятельность как область художественно-педагогической деятельности рассмотрена в работах: В. Н. Гагина, Д. М. Генкина, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, А. А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, A.A. Ласкина, Б.Б. Мануйлова, О. И. Маркова, В.В. Туева, B.C. Садовской, В.Я. Суртаева, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Особую ценность представляют научно-теоретические изыскания А. Д. Жаркова, в которых всесторонне обосновывается целостный технологический подход в деятельности учреждений культуры, где дан системно-структурный анализ подготовки и проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности.
Однако в настоящее время в научной литературе нет теоретических исследований, посвященных значению художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста; не определены организационно-педагогические и методические условия
функционирования художественно-педагогических технологий
эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.
Актуальность проблемы данного диссертационного исследования обусловлена противоречиями между:
- потребностью педагогической практики в повышении уровня эстетического воспитания детей младшего возраста и недостаточной разработанностью ее методологических, теоретических и технологических основ;
- объективной необходимостью высокого уровня эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры и отсутствием на практике сбалансированной системы органичной связи художественных и педагогических технологий, разрушающих оптимизацию технологического процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.
Выявленные противоречия и неразработанность проблемы обусловили выбор темы и постановки цели диссертационного исследования: «Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход».
Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры.
Предмет исследования - педагогический процесс эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода.
Цель исследования - теоретически обосновать сущность и содержание художественно - педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе технологического подхода и экспериментально проверить условия оптимизации художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей в учреждениях культуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- систематизировать научные подходы к понятию «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры»;
- раскрыть сущность и содержание художественно-педагогических технологий, определить их роль и место в эстетическом воспитании детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- рассмотреть концептуальный подход к технологическому процессу в деятельности учреждений культуры, разработать и обосновать условия оптимизации художественно-педагогических технологий по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- выявить эффективность оптимизации художественных технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- определить влияние педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- на основе реализации концепции целостного технологического подхода к деятельности учреждений культуры экспериментально проверить эффективность синтеза и преемственной связи художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса эстетического воспитания детей младшего возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры будет наиболее эффективным, если:
• в процессе предметной деятельности и системных программ будет создана эстетически организованная среда, обеспечивающая как репродуктивные, так и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в учреждениях культуры;
• будет осуществлено педагогическое взаимодействие детей
младшего возраста и специалистов учреждения культуры на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов обучения, направленных на эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры;
• будет реализована концепция целостного технологического подхода, обеспечивающая методологические и теоретические основания синтеза художественных и педагогических технологий, направленных на совершенствование процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.
Методологическую основу исследования составили:
- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Г.Г. Гадамер, A.M. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, A.A. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);
- концептуальные идеи эстетического развития и воспитания (И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Л.М. Фридман);
личностно-ориентированный подход к воспитанию (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, Ю.А. Кустов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И. С. Якиманская);
- основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А. Л. Готсдинер, Г.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Геилов, Д.Б. Эльконин, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон).
Теоретическую основу исследования составили: - теории искусства как основа эстетического воспитания личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов), и детей в частности (A.A. Брянцев, C.B. Образцов, К. Орф, H. И. Сац);
- теоретический багаж технологической парадигмы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, В.Н. Гагин, А.Д. Жарков, A.A. Конович, О.В. Марков, Г.Н. Новикова, Г.С. Тихоновская);
- концепция развивающей социально-культурной деятельности JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, H.H. Ярошенко и др.;
- концепция доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова
о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследовании: общетеоретические (теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение включенное и невключенное, беседы с детьми, специалистами учреждений культуры; опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности оптимизации художественно-педагогических технологий в деятельности учреждений культуры, собеседование, анкетирование). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлено на базах: Дворец культуры «Зодчие» (г. Москва) -экспериментальный, Дворец культуры «Родина» (г. Химки, Московская область) - контрольный.
В исследовании с целью апробации также были задействованы и другие учреждения культуры: детские клубы, социальные центры для детей и родителей муниципальных районов и городских округов Москвы и Московской области.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов с 2008 по 2014 год.
На первом этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, методических разработок учреждений культуры; определилось состояние
разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучалась практика работы методистов, специалистов учреждений культуры; накапливался эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.
На втором этапе (2009-2013 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных программ эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, формулировались и корректировались первичные выводы; осуществлялся поиск путей решения проблем, выявленных в процессе практической работы; разрабатывались методические рекомендации. В течение четырех лет, 1 раз в месяц под руководством диссертанта проводились культурно-досуговые программы для детей эстетической направленности. В каждой культурно-досуговой программе участвовали не менее 200 детей. В общей сложности в опытно-экспериментальную работу было вовлечено около 7000 человек, а 700 детей младшего возраста стали непосредственными участниками опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию в процессе деятельности учреждений культуры.
Целью опытно-экспериментальной работы стала апробация художественных и педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. Разработанные автором диссертации технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих оптимизации художественных и педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры.
При изучении эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры использовались различные комплексы диагностических методик, наиболее приемлемыми из которых, на наш взгляд, были наблюдение (в том числе включенное), беседа, опрос, анкетирование.
На третьем этапе исследования (2014 г.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных по эстетическому воспитанию детей младшего возраста в учреждениях культуры, а также осуществлялся процесс подведения итогов и завершение оформления диссертации.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- разработана педагогическая методология эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры с учетом современных требований к духовному развитию и становлению, синтезирующая результаты педагогического знания, раскрывающие востребованные ресурсы художественных и педагогических технологий;
- научно обоснованы сущность и содержание художественных и педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- раскрыта взаимосвязь эффективного использования художественно-педагогических технологий в процессе эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры;
- рассмотрены социальные условия оптимизации деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста на основе концепции А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостном технологическому процессу в учреждениях культуры;
- выявлены ключевые педагогические условия совершенствован эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры на основе синтеза художественных и педагогических технологий в процессе проведения детских программ и предметной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в уточнении понятийно-терминологического аппарата исследования
посредством раскрытия понятия «эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры»; в расширении общепедагогических представлений о возможностях использования художественных и педагогических технологий как эффективного синтеза эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры; в разработке теоретической модели инновационной художественно-педагогической технологии на основе концепции о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры и обосновании ее эффективности; в выявлении комплекса психолого-педагогических условий оптимального функционирования разработанной технологии; определены критерии уровня эстетического воспитания детей младшего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений и выводов к условиям реальной педагогической практики учреждений культуры; во внедрении инновационной модели художественно-педагогической технологии эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры г. Москвы, Московской области и других регионов России.
Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей, в процессе учебно-творческой деятельности педагогов высших учебных заведений культуры и искусств по профилю «Продюсирование и постановка культурно-досуговых программ».
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивалась методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных
данных; применением методов статистической обработки материалов; личным участием автора в опытно-экспериментальной и практической работе и положительными результатами внедрения исследования в практику; актами о внедрении результатов диссертационного исследования в учреждениях культуры.
Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных городских конференциях «О состоянии и перспективах развития досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства» (2010-2012 г.), на научном «круглом столе», проведенным отделом аспирантуры МГУКИ совместно с кафедрой социально-философских наук «Как взаимодействует искусство и рынок?» (2010 г.), на IV Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука» (2009 г.), на конференции, проведенной отделом аспирантуры МГУКИ совместно с кафедрой звукорежиссуры «Оптимизация учебного процесса в школьных учебных заведениях» (2011 г.), на методических семинарах и педагогических советах заведующих, методистов, педагогов, художественных руководителей и специалистов учреждений культуры г. Москвы.
Автор использовал материалы исследования в процессе преподавания курса «Социально-культурная деятельность» на кафедре культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 6 ч публикациях автора.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств «20» февраля 2014 года, протокол №6.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическое воспитание является важнейшие составляющей
процесса целостного развития и становления детей младшего возраста, активно влияющего на ценностные, мировоззренческие, нравственные ориентиры и эстетические идеалы. Высокая личностно-мотивированная активность детей младшего возраста в условиях деятельности учреждений культуры вызвана «творческим духом» в коллективном действии. Под воздействием социальных, педагогических и художественных факторов происходят перманентные изменения в познавательной, эмоциональной, волевой сферах детей, ведущих к формированию ценностно-эстетических ориентаций, способностей видеть и понимать в окружающем мире прекрасное, отличать его от безобразного, стремления жить и творить по законам красоты.
2. Художественные и педагогические технологии являются основными в деятельности учреждений культуры. Их базовые сущность и содержание, выступая в органическом единстве и тесной взаимосвязи, предопределяют методологические и теоретические основания эстетического воспитания детей младшего возраста, способствуют наиболее полной оптимизации этого процесса в учреждениях культуры. Художественные и педагогические технологии, находясь в единстве и взаимодействии, образуют целостную воспитательно-формирующую систему, объектом которой являются дети младшего возраста. Продуктивная деятельность учреждений культуры с социально значимой направленностью эстетических программ и предметной деятельности детей младшего возраста заключается в нахождении между ними таких связей и отношений, которые бы в результате реализации привели к инициативной, самостоятельной и коллективной деятельности, развивая творческий потенциал личности.
3. Концепция целостного технологического подхода к оптимизации художественных и педагогических технологий, ее ценностно-ориентированное содержание обеспечивает проблемно-целевой характер процесса эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры. На основе данной концепции были теоретически обоснованны
потребностно-мотивационные деятельностные стимулы педагогического состава и специалистов в совершенствовании процесса функционирования художественных и педагогических технологий, которые обеспечивают системно образующие связи - организационно-методические, содержательные, процессуальные, которые в наибольшей степени соответствуют целостности технологического процесса в учреждениях культуры. Выстраивание оптимальных условий для функционирования художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры обеспечивается на основе сюжетов жизненных сценариев и оптимальных художественных и педагогических технологий эстетического воспитания детей младшего возраста.
Деятельность детей младшего возраста в контексте эстетически организованной культурно-досуговой среды, обеспечивающей репродуктивные и продуктивные формы художественно-эстетической деятельности детей младшего возраста в процессе проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности, является осмысленной и созидательной.
Деятельность педагогического состава и специалистов учреждения культуры по эстетическому воспитанию детей младшего возраста на основе субъектно-субъектных отношений и интерактивных методов общения и взаимодействия в технологическом процессе максимально разнообразна.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра2016 год, кандидат наук Героева Людмила Михайловна
Педагогические условия этнокультурного воспитания детей в хореографических коллективах учреждений культуры: ценностно-ориентированный подход2020 год, кандидат наук Титова Анастасия Юрьевна
Оптимизация деятельности учреждений культуры по воспитанию социально значимых мотивов поведения молодежи: аксиологический подход2019 год, кандидат наук Гребенникова Наталья Сергеевна
Организационно-педагогические условия воспитания общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры2009 год, кандидат педагогических наук Однолетко, Ирина Юрьевна
Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей2000 год, кандидат педагогических наук Хомякова, Вера Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Олешкевич, Кирилл Игоревич, 2014 год
Список используемой литературы
1. Ашин Г.К. Элитарная и массовая культура // Общественные науки. № 6, 1985
2. Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг/ Пер. с англ.-4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 272 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обученияМ., 1996.
4. Бессонов Б.Н.. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. - М.: Луч, 1993.-252 с.
5. Богоявленская А.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества//Вопросы психологии. -1999 №2.
6. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Р./Д., 1997
8. Борев В.Ю. Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. - М., Посткриптум, 2000
9. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев - М.: Высш. шк, 2002. -511 с.
10. Бычков В. В. Эстетика. Краткий курс. - М.: Проект, 2003. С. 384
11. Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. М.: МГУК, 1998, стр. 93.
12. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.
13. Воронова С. Учитель музыки как режиссер урока// Искусство в школе. - 1995, №3.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Педагогика, 1967.-295 с
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: СОЮЗ, 1997. -224 с.
16. Высотский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.-415 с.
17. Выступление президента РФ Дмитрия Медведева на «V Экономическом форуме» в Красноярске.
18. Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе: Сб. - Киев: Министерство, 1987.-351 с.
19. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? / Малкольм Гладуэлл; Пер. с англ., 3-е изд. - М.: "ООО Юнатрейд Пресс", 2011.-256 с.
20. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
21. Григорьев СВ., Фролов А.С, Некоторые вопросы психологии и режиссуры массовых детских праздников. // Сборник Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы.- М.: Общество радетели Просвещения, 1997.- 92 с.
22. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1882, стр. 298.
23. Детская практическая психология: Учеб./Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М.: Гардарики, 2000, -255 с
24. Добсон Д. Подготовка к взрослению.-М.: Светлая звезда, 2006, - 184 с.
25. Дуликов В. 3. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 160 с.
26. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
27. Жарков А. Д. Продюсирование и постановка шоу-программ // Учебник: М., 2009
28. Жаркова А. А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности: Монография. - М.: МГУКИ, 2009. - 163 с.
29. Жаркова А. А. Развитие личность в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты: Монография. - М.: МГУКИ, 2011 . - 177 с.
30. Жаркова JT. С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.
31. Зайцев В.В. Принцип свободы в построении начального образования. -Волгоград, 1998.
32. Иванов C.B., Кротова Н.В. Менеджмент Шоу-Бизнеса: учебное пособие. М.: МГУК, 1997.
33. Издание «Ведомости. Власть», статья «Модернизация по Медведеву» от 26.01.2011
34. Ильинский И. М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). - М.: Издательство Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 560 с.
35. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления.//Проблемы эстетического развития личности.- М., 1987.
36. Каган М.С. Эстетика как философская наука. -СПб., 1997
37. Караковский В. Общечеловеческие ценности ... в образовании, - М., «Педагогика», 1997, №2-5.
38. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. основы социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
39. Киященко Н.И., Ляйзеров H.JI. Теория отражения и проблемы эстетики. - М.: Искусство, 1983. - 224 с.
40. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. -М., 1997
41. Колосницына М. Г. Маркетинг в сфере культурных услуг // Искусство и рынок: Проблемы теории и практики. М., 1996 - с. 167
42. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. - 2002. - №2. -С.84-86.
43. Корнеева С. Как зажигают "звезды". - СПБ.: Питер, 2004. - 320 с.
44. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
45. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под научной редакцией А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
46. Левинсон А. Интенсивную технологию клубу. Культурно-просветительная работа. -1986. - №2. - с. 29
47. Леонтьев А.И. Культура, поведение и мозг человека. //«Вопросы философии», 1968, №7.
48. Липков А.И. Аттракционные и карнавальные принципы зрелищных искусств. Автореферат диссертации... доктора искусствоведения. М., 1992, стр. 64
49. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
50. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. - М., 1998.
51. Лихачев Д.С. Земля родная.- М.: Просвещение, 1983.-256 с.
52. Лишин О. В., Лишина А. К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): Монография. - М.: АПКиППРО, 2009. -316 с.
53. Лозовцева В.Н. Проблемы психологии. - М., 1981.
54. Лотман Ю.М. Тартуско-московская семиотическая школа. - М, 1994
55. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. - Минск: Просвещение, 1978.-96 с.
56. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. - Казань, 1999
57. Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей. - М.: ИНФРА-М, 2010. -333 с.
58. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. 1, стр.134.
59. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. -Волгоград: Перемена, 2006.
60. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1998.
61. Мухина B.C. Детская психология - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
62. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация личности: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2012.- 150 с.
63. Михеева Н. А., Гаденская Jl. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. - СПб., 2000. - 170 с.
64. Некрасов С.И., Некрасова H.A. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орёл: ОГУ, 2010, 289 с
65. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-253 с.
66. Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис, 2001. -1280 с
67. Ньюфельд Гордон, Матэ Габор. Не упускайте своих детей / Перевод Петровой Е., Абрамовой А. - 2-е изд., испр. - М.: Ресурс, 2012. - 384 с.
68. Общая психология: Учебник / Под общ. Ред. Проф. А. В. Карпова. -М.: Гардарики, 2002. - 232 с.
69. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младшего школьника. -М, 1997.
70. Очерки по истории педагогики / ред. П.А. Константинова. - М.: Просвещение, 1952.-287 с.
71. Панасов И. В. Шоу-бизнес: антология наших заблуждений. - М.: Эксмо, 2004. - 384 с.
72. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 656 с.
73. Педагогическая энциклопедия: В 4 тт. - М., Сов. энциклопедия, 1968.-Т.4.-911 с.
74. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. В 3-х тт. I Под ред. В. Шабаевой. - М.: АПН РСФСР, 1961. - Т.З. - 633 с.
75. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Диссертация кандидата философских наук. Л., 1991
76. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Изд. АПН СССРД991.-С.6-19.
77. Платон. Соч. в 3-х т., т.З (ч.2). М.: «Мысль», 1972, стр. 123.
78. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В2 кн. - М.: Владос, 2000. -Кн. 1.-576 с.
79. Попов В. М., Ляпунов С. И., Касаткин А. А. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2004. -448 с.
80. Пригожин И. И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И. И. Пригожин. -М.6 ООО "Алкигамма", 2001. - 320 с.
81. Прутьев С.М. Проблемы теории современной массовой культуры. -М., Факт-М, 1999
82. Психологический справочник учителя./ Сост. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.-М., 1991.
83. Психология. Словарь. Под. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. -М, 1990.
84. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности - М.: Просвещение, 1985. - 194 с.
85. Руссо Жан-Жак. Об искусстве. -Л.: Искусство, 1959.-290 с.
86. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб.: «Мысль», 2001, стр. 60.
87. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 576 с.
88. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития.//Вопр. психологии. 1991, №2.
89. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие "ALLEGRO'. Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». - М., 2008. - 368 с.
90. Современный философский словарь./ Под ред. Кемерова Е.М. -М.,1996.
91. Солдатов A.M. Соврем, молодеж. эстрада. - М., Постскриптум, 2001, стр. 84.
92. Соловьев B.C. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544с.
93. Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сборник статей / науч. Ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2011. - Вып. 2. - 240 с.
94. Стоиков Ю. Н. К проблеме музыкальной видеокультуры // Образ жизни, проблемы отражения в СМК. М., 1999.
95. Столович Л.И. Предмет эстетики. - М.: Искусство, 1961. - 114с.
96. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963, стр. 65-66.
97. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
98. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
99. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ: Монография. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010.-352 с.
100. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
101. Толстых А. В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. - М., 1998 -С. 95
102. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2001.-384 с.
103. Узнадзе Д.Н. Труды. - Тбилиси, 1967.
104. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. - М.: Педагогика, 1988.-Т.2.-493 с.
105. Ушинский K.JI. Собрание сочинений в 10 тт. М., 1948-49
106. Философские и психологические проблемы развития образования. - М., 1994.
107. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991.-560 с.
108. Флоренский П. А. Итоги // Эстетические ценности в системе культуры. - М., 1986
109. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. - М., 1989.
110. Франк С .Я. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6. -С.68-132
111. Фролкин В.А. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Проблемы методологии и методики.-Рига, 1985.-С. 167-178.
112. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
113. Фукидид. История. М., Постскриптум, 2001, стр. 80.
114. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Просвещение, 1986. - 432 с.
115. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. // Мир психологии. 1996, №1.
116. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских ф-тов и отделений ун-тов.- М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
117. Черная риторика по-русски / Авт.-сост. В. Надеждина - Минск: Современный литератор, 2007. - 384 с.
118. Чечетин, А.И. История театрализованных представлений / А.И. Чечетин. Вып. 2. - М., 1999.
119. Чижиков В. М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. М.: МГУКИ, 2008. - 611 с.
120. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие .-М.: Народное образование, 1996.
121. Шарковская Н. В. Теоретико-методологические основы научного исследования социально-культурной активности личности: Монография. - М, МГУКИ, 2007. - 110 с.
122. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. - 173 с
123. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М, 1997.
124. Шеннон Р.Ю. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. М.: «Постскриптум», 2001.
125. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. -688 с.
126. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А. А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
127. Ян Амос Коменский. Великая дидактика. Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939 г.
128. Ярошевский М.Г. Художественное творчество и психология. -М., 1991.
129. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: Дис. ... докт. пед. наук. - М.: МГУКИ, 2000. -414 с.
130. Ярошенко H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: МГУКИ, 2013.-456 с.
131. F. Yates. Giordano Bruno and the hermetic tradition. ChicagoLondon: The University of Chicago Press, 1964
132. Karen Miller. Children and the Entertainment Industry. - USA.: McFarland, 2010. - 180
133. Ross, Beverly B. Junior Broadway: how to produce musicals with children 9 to 13 / by Beverly B. Ross and Jean P. Durgin - . - USA.: Greenhaven press, 1998. - 216
134. http://www.osd.ru
135. http://www.unesco.org
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.