Эстетические проявления фобий в культуре общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Сапожникова, Ирина Владимировна

  • Сапожникова, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 144
Сапожникова, Ирина Владимировна. Эстетические проявления фобий в культуре общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2002. 144 с.

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Сапожникова, Ирина Владимировна

Выводы, к которым пришёл автор в результате исследования заключаются в том, что:

1. Фобии условно можно подразделить на две большие группы - страх трансцендентный и страх бытия. Первая группа обладает надличностной сущностью, образ

136 которой всё более размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа.

2. Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии с психофизической обусловленностью и символически-бытийственные фобии. Под символически-бытийственными фобиями диссертант подразумевает фобии, выражающие смыс-лообразующие тенденции бытия как конкретно-исторической эпохи, так и конкретного общества, общности, группы людей, выражаемые чувственно-эмоционально, и представляющие ценностно-значимые основания бытия для данных групп. Фобии психофизического характера исследуют медицина, психиатрия и психология, кроме того, к ним можно отчасти отнести фобии, связанные с мен-тальностью человека, что приводит к перетеканию фобий на символический план социального бытия, где символические фобии зависят от социокультурных параметров и являются предметом анализа для философии, эстетики, этики, культурологии и т. д.

3. Эстетические проявления фобий в ходе эволюционного процесса меняются как по форме предъявления, так и по своей смысловой сущности, всё более дифференцируясь и приобретая массовый характер

4. Каждая конкретно-историческая эпоха приводит к формированию нового ряда фобий, связанных с социокультурными изменениями.

5. Эстетические формы фобий не только "схватывают" и концентрированно выражают главенствующие тенденции наличного бытия, но и предвосхищают его в новых формах и средствах.

Заключение.

Современное общество в нашей стране находится в стадии становления, а потому для ереструктурирования уже сложившихся отношений необходимо опираться на измене-[ие модели наличного бытия. В советское время социальная сфера была ориентирована [а тотальную ответственность государства за социальную защищённость своих граждан. I, поскольку альтернативы этой модели просто не существовало, то все надежды совет-кий человек возлагал на государство, будучи уверенным в его незыблемости и, таким •бразом, в собственной безопасности.

Переориентация на ценности буржуазного общества поставила российского гражда-шна в ситуацию автономности и свободы выбора (хотя и относительного), что, несомненно, является позитивным моментом. Основным фактором стабильности и качества ;обственной жизни отныне становится он сам.

С другой стороны, человек, получая независимость, остаётся один на один с миром, ;амоопределяясь в меру своих сил, умений и знаний. Не у всех получается выстоять в юдобных обстоятельствах и потому, что возрастные особенности дают о себе знать, и готому, что обстоятельства не позволяют, и потому, что знаний и уверенности в собст-зенных силах не хватает. Можно перечислять ещё множество причин, мешающих чело-зеку в самореализации, однако их объединяет наличие, в той или иной форме, общей сомпоненты - чувства страха, проявляющегося не всегда открыто, а в виде тревоги, опасений, испуга, не всегда понятных и осознаваемых для самого человека.

В силу сложившихся социокультурных условий многое в современной жизни внушает нам страх. Актуальность этой проблемы весьма велика в любую эпоху и её исследование длится уже не один век. Страх рассматривается как порождение человека, в одиночестве стоящего перед бездной сущего. Понятно, что само соотношение "человек - сущее, бытие, " и т. д., - толкуется различными авторами неоднозначно, однако обращение человека к двум важнейшим сторонам известного ему мироздания - себе, и, - всему остальному, достаточно стабильно в истории исследования проблемы. Таким образом, истоки страха ищутся либо во внешнем мире, либо в человеке как таковом, либо в их взаимоотношении. Отсюда - интерес к данной проблеме многих наук: философии, социологии, психологии, культурологии и т. д.

В зависимости от сферы научного интереса, каждая дисциплина останавливается на собственном аспекте в изучении проблемы, однако их объединяет наличие общего момента в исследовании. Этим моментом является сам человек, с его попыткой наилучшей адаптации, на основании выявления сущности и особенностей функционирования страна, а также последствий его проявления как вероятностной модели будущего развития.

Изучая эстетические формы фобий как в истории, так и в современном мире, мы на-шнаем понимать, сколь многое оказалось утраченным и забытым из прошлого опыта. 1режде всего, - это отношения человека и природы, которые современная цивилизация ¡оспринимает весьма односторонне - в основном как потребление и использование, вне аботы о последствиях и перспективах. Точно так же значительным изменениям под-¡ерглись социальные отношения, подверглось переоценке отношение человека к самому ;ебе. Многие другие глобальные проблемы нашего времени также являются результатом [роблем, созданных социальным бытием.

Понятно, что невозможно исследовать эстетические проявления фобий вне филосо-)ии, истории, культурологии, психологии и многих других наук. Каждая из них, анали-ируя свой аспект проблемы, обогащает её понимание, что в конечном итоге позволяет (елостно подойти с изучению самого человека, соединить физиологические, биологиче-кие и социальные формы его бытия и пробуя восстановить человека в его истинной бы-ийственности.

Эстетика, во многом обусловленная философским мышлением, представляется овеществлением сущности фобий, поскольку любая деятельность, явление, процесс, - про-вляются в той или иной чувственной форме. Причём каждая эпоха представляет уни-альные эстетические формы и феномены, выявляя тем самым, не только сущность эпо-и, как непосредственной наличной данности, где явственно господствует определён-ая парадигма мышления, но и скрытый слой бытия.

Эстетические образы страха выражают (или приоткрывают) трансцендентную сущ-ость мира и человека, а точнее трансендентную ипостась их со-бытия. Как выражение гого единства образуется определённая парадигма образов страха, свойственная кон-ретной исторической эпохе, которая, гак или иначе, преломляется через индивидуаль-ое восприятие субъекта данного периода.

Эстетический аспект проявляется тогда, когда желание чувствовать себя защищенным еализуется, прежде всего, через придание всему определённости, конкретности, сведе-ия всего пугающего к понятным и объяснимым с точки зрения разума вещам, или под-азумевает дискредитацию страха посредством трансформации его в образы, приемле-ые с точки зрения чувств.

Будучи оформленным эстетически, страх переживается уже как ипостась сущег о, ко-зрое представляется пугающим, но вполне очевидным, то есть подчиняющимся известным законом бытия известного мира. Эстетическая конкретность снижает ужас неопределенности до вполне приемлемых форм.

Каждая культура в своей самоидентификации представляет разные эстетические варианты образа страха, причём общего стандарта, как такового, не существует, поскольку эстетическое переживание носит субъективно - личностный характер. Тем не менее, безусловно, и наличие общих моментов, мифологем, символически выражаемых в художественной деятельности общества и оформляемых в фольклорных, религиозных, философских и иных представлениях.

Определяя понятие страха, медики и психологи сводят его к эмоции, возникающей в штуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, и на-фавленной на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боги и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существо-¡ания факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера грозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широ-ом диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности явля-тся неопределённым или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой, функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, ио-воляет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути её избегания. В лучае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навя-ать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Понимание социального значения и сущности страха расширяется и углубляется ещё ольше за счёт социологического исследования. Социология в своём изучении общества, аряду с другими проблемами, рассматривает массовые, общественно-значимые формы оведения различных социальных групп в определённой общественной системе.

Страх реальный или воображаемый может руководить действиями различных групп, ормируя любые типы поведения, от социально-одобряемых, таких как движение зелё->1х или движение за мир, - до социально-неодобряемых. Среди социально-юдобряемых форм поведения, страх с наибольшей интенсивностью проявляется в па-гее или в крайних формах делинквентного поведения, однако, не только в них, по-:ольку в принципе, любая девиация, в той или иной мере, обусловлена страхом

Таким образом, эстетическое понимание дополняет и расширяет исследования фобий »угими науками, делая отчётливее и яснее их бытие и сущность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сапожникова, Ирина Владимировна, 2002 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. / Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. М.: Республика, 1992. - 335 с. - (Человек в исповедальном жанре).

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской С. В.; Пре-дисл. Гуревича А. Я. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Прогресс - Академия", 1992.-528 с.

3. Базен Жермен Барокко и рококо. М.: Слово, 2001,- 288 е. ил.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.

5. Барт Р. Смерть автора //Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс, 1989,-471 с.

6. Батчен Джефри. Образ в эпоху электронной воспроизводимости. . /в Художественный журнал, № 19-20 1998. - 83-85 с.1.. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 286 с.

7. Бергсон А. Собрание сочинений в четырёх томах. Т.1. Перевод с французского. М.: "Московский клуб" -336 е.,ил.

8. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. /В русском переводе с параллельными местами. М.: Библейские общества, 1993. 1346 с.

9. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / общ. Ред. И предисл. Свентиц-кой И.С. -М.: Республика, 1996. 335 с.:ил.

10. Блейхер В.М., Крук И В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. К.м.н. С.Н. Бокова. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -448 с.

11. Большая медицинская энциклопедия.: (в 30-ти т. АМН СССР). Гл. ред.

12. Б,В,Петровский з-е изд. М.: Советская энциклопедия. - Т.26. Углекислые воды -Хлор., 1985, 560 с. с ил., 10 л. ил.

13. Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов. -• М.: Школа-Пресс, 1994. 200 с.

14. Боннар Андре. Греческая цивилизация, т. 1. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994 - 448 с.

15. Борев Ю.Б. Эстетику. В 2г\ т. Т.2 5-е изд., допол - Смоленск: Русич, 1997. - 640 е.: ил.

16. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. - 264 с.

17. Велишский Ф. История цивилизации: быт и нравы древних греков и римлян. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 704 с.

18. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / в кн.: Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. Стр. 3-27.

19. Волшебные сущеетва./Сост. Т. Украинская. -М.: ТЕРРА, Книжный клуб, 2001. -360 е.:ил. - (Популярная энциклопедия).

20. А. Всемирная история: В 24 т. Т. 4. Эллинистический период/ А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, H. М. Волчек и др. -Мн.: Современ. литератор, 1999. 608 с.

21. Всемирная история: В 24 т. Т. 10. Возрождение и реформация. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-480 с.

22. Вулф Наоми Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин /в кн. Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований". Второе изд.,/Под ред. O.A. Ворониной, М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001,- 368 е., 262 - 268 с.

23. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. (От Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.

24. Гегель Философия религии. В 2-х т. Т.2. Общ. ред. A.B. Гулыги. Пер. с нем. П.П. Гайденко и др. М., "Мысль", 1977. 573 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие).

25. Гегель Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. Отв. ред. Е.П. Сит-ковский. Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др. М., "Мысль", 1977. 471 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие).

26. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. Т. 1 / Пер. с англ. M.: ТЕРРА, 1997. - 640 с.

27. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков: Репринт, с изд. 1913 1914 гг. - М.: Ладомир, 1994. - 672 с.

28. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М, 1964. 476 с.

29. Гомер. В 2 т. Т. 1: Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М.: Терра Книжный клуб, 1998. - 464 е.: ил. - (Памятники античной литературы).

30. Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1985. - 448 е., илл.

31. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. ( Exeinpla ХШ века) М.: Искусство, 1989. - 366 с.

32. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

33. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. - 288 с.

34. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - 589 е., ил.

35. Даркевич В.П. Кукольный театр средневековья. / в кн.: Панорама искусств. Вып. 8. -М.: Советский художник, 1985. 398 е., 245-255 с.

36. Деготь К. Кольцо горизонта, /в Художественный журнал, № 19-20 1998. - 70 - 72 с.

37. Декарт Р. Рассуждения о методе. М., 1988. 95 с

38. Делюмо Жан. Ужасы на Западе. /Пер. с фр. М.: Голос, 1994. 416 с.

39. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. Кн.1/ Общ. Ред. И сост. Р. Хлодовского. -М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1998. - 352 е., Кн.2/ Общ. ред. и сост. Р. Хлодовского. -М.: ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 1998. - 352 с.

40. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. 3-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990. - 318 е.: ил.

41. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Питер, 1998. - 378 с.

42. Дюби Жорж. Европа в средние века. /пер. с фр. В. Колесникова. Смоленск: "Полиграмма", 1994. -319 с.

43. Жильцов C.B. Смертная казнь в истории отечественного права. (V середина XVII века)/Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Саратов, 1997. 27 с.

44. Зарубежный психоанализ /Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. - 512 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии").il. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность. Античный мир. -М.: "Культура", 1994 367 с.

45. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 2-х т. Т1./Репринт. с изд. 1911, 1916 гг. М.: Ла-домир, 1995. - 900 с.

46. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 2-х т. Т2. /Репринт с изд. 1907, 1922 гг. М.: Ла-домир, 1995. - 720 с.

47. Изард К. Э. Психология эмоций./Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999,464 с.

48. Из истории английской эстетики XVIII века: Поп. Аддиеон. Джерард. Сост., вступ. статья и общ. Ред. И.С. Нарского; Коммент. А.Ф. Грязнова, Б.В. Мееровского, А. Л. Субботина. М.: Искусство, 1982. - 367 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

49. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. Пособие для етуд. Вузов, обуч. По спец. "Журналистика". М.: Высш. шк., 1983. - 317 с ил.

50. История Древнего мира. Древняя Греция. / А Н. Бадак, И.Е. Войнич, K.M. Волчек и др. -Мн.: Харвест, 1998 800 с.

51. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций /Под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 429 с.

52. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. I. Древний мир. Средние века в Европе / Ин-т философии АН СССР; Сектор эстетики. М.: Искусство, 1982,- 464 с.

53. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 3. Европа и Америка. Конец XVIII первая половина XIX века. / Ин-т философии АН СССР; Редкол.: Овсянников М.Ф. (пред.) и др. - М.: Искусство, 1986. - 496 с.

54. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 544 с.

55. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

56. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с фр. / Сост. и предисловие К. Долгова. М.: Радуга, 1990. - 608 с.

57. Кант Иммануил. Критика чистого разума. Симферополь: "Реноме", 1998. - 528 с.

58. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академический проект, 1999. - 335 с.

59. Кашук Л. Творческий метод Питера Брейгеля Старшего, /в кн.: Панорама искусств. Вып. 8. -М.: Советский художник, 1985. 398 е., 64 - 92 с.

60. Кифишин А.Г. Геноструктура догреческого и древнегреческого мифа./ в кн. Образ -смысл в античной культуре. / под общ. Ред. И.Е.Даниловой. ГМИИ им. A.C. Пушкина - М.: Внешторгиздат, 1990. - 316 с. с илл. Стр. 9-64.

61. Клапаред Э. Чувства и эмоции. / в кн. Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. Стр. 93 -103.

62. Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект пресс, 1998. - 429 с.

63. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. 3-е изд., дораб. - М.: Политиздат, 1981. - 479 с.

64. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. -М.: Республика. 1993. 383 с. - (Б-ка этич. мысли).

65. Лаврин А.П. Хроники Харона. М,: Московский рабочий, 1993. 511 с.

66. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. Ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

67. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 397 е.: фот.

68. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т.2. /Ред., авт. Вступит, статьи и примеч. И.С. Нар-ский. М.: Мысль, 1983. - 686 с. - (Филос. наследие). - В надзаг.: АН СССР, Ин - т философии.

69. Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. В. Лещинской. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 448 с.

70. Локк Джон. Сочинения в 3-х т.: Т.1 /Ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин; Пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль,1985. - 621 с. (Философское наследие. Т. 93). - В надзаг.: АН СССР, Ин. т философии.

71. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. - 604 с.

72. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. /Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. Ред. A.A. Та-хо-Годи и И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. - 944 е., 1 л. портр.

73. Майер Хольт. Перформанс как насилие (Метаметодологические замечания) /в Художественный журнал, № 19-20 1998. - 22 -25 с.

74. Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. (Из цикла "История этических учений"). М.: Знание, 1990. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика"; № 10).

75. Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии. (Из цикла "Зарубежная философия в прошлом и настоящем"). М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Философия"; № 8).

76. Маньковская Н. Б. Шизоанализ вместо психоанализа? (Структурно-психоаналитическая эстетика). Цикл "Зарубежная эстетика". -М.: Знание, 1991.-64 с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Эстетика"; № 7).

77. Матвеева С.Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000,- 179 с.

78. Мережковский Д.С. Воскресшие боги: Леонардо да-Винчи./ Подгот. Текста М.Безродного; Послесл. Д.Панченко; Худож. Е.Никитин. М.: Худож. Лит., 1990. -431 с.

79. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш,- М.: Республика, 1992,- 479 с.

80. Мигунов A.C. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М.: Знание, 1991. - 64 с. - (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Эстетика", № 9).

81. Михайлов A.B. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М. " Языки русской культуры", 1997. - 912 с.

82. Моммзен Т. История Рима. СПб.; Лениздат, 1993. - 269 с. (Азбука истории).

83. Монтень М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст. Г. Косикова; Примеч. Н. Мавлевич. -М.: Правда, 1991. 656 с.

84. Муратова K.M. Мастера французской готики ХП XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. - М.: Искусство, 1988. 350 е., илл.

85. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. -М.: Просвещение, 1992. 319 е.: ил.

86. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Весёлая наука; Злая мудрость: Сборник /Пер. с нем.; Худ. Обл. М.В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 704 с.

87. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. (1884 1888). Под. Ред. Г. Рачинского и Я. Бермана. -М.: ТОО "Транспорт", 1995. - 301 с.

88. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. Свердловск, "Воля", 1991.-304 с.

89. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. Т. 2. /Пер. Ю.М. Антоновского, под ред. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. 350 с.

90. Норт Дж. История церкви. -М., "Протестант", 1993. 416 с.

91. Образ смысл в античной культуре. / под общ. Ред. И.Е.Даниловой. ГМИИ им. A.C. Пушкина - М.: Внешторгиздат, 1990. - 316 с. с илл.

92. Онианс Р. На коленях богов. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 398 с.

93. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. Санкт-Петербург, 1904 г. -478 с.

94. ПахомоваВ.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Л.: Искусство, 1989. - 135 е.: ил.

95. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; Примеч. А.АДахо-годи, Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990,- 860 с. (Филос. наследие). - В надзаг.: АН СССР. Ин-т философии.

96. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.2. /Общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи, Примеч. А.Ф. Лосева и А.А,Тахо-годи, Пер с древнегреч. М.: Мысль, 1993. - 528 с. - (Филос. наследие).

97. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.З. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Авт. вступит, ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А, Тахо-годи, -М.: Мысль, 1994,- 654 с. (Филос. наследие).

98. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.4. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч.

99. А.А,Тахо-годи; -М.: Мысль, 1994,- 830 с. (Филос. наследие).

100. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 479 е.: ил. - (Мировая культура).

101. Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 559 е.: ил. - (Мировая культура).

102. Проблемы культурной идентичности / Материалы международного теоретического семинара. / Сост. Т.М. Шатунова. Казань: Изд-во «Экоцентр», 1998,- 100 с.

103. Психические состояния /Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб: "Питер", 2000. -512 е.: ил.

104. Психология. Словарь./ Под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. - М.: 1990. - 494 стр.

105. Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. И общ. ред. A.A. Ренанаю СПб: Питер, 2000. - 320 е.: ил.

106. Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. - 288с.

107. Риман Ф. Основные формы страха /Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. М.: Алетейа, 1999.-336 с.: ил.

108. Рубинштейн С.Л. Эмоции. / в кн. Психология эмоций. Тексты. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. Стр.152 - 162.

109. Савостина Е. А. Фронтон архаического храма: образ универсума Медуза Горгона./ в кн. Образ - смысл в античной культуре. / под общ. Ред. И.Е.Даниловой. ГМИИ им. A.C. Пушкина -М.: Внешторгиздат, 1990. -316 с. с илл. Стр. 134 - 150.

110. Сахакиан У С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахаакиан. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 624 с. (Серия "Мир психологии").

111. Словарь иностранных слов. М.: Сирин, 1996. - 608 с.

112. Современный философский словарь./ Под общей ред. д. ф. н. проф. В.Е.Кемерова. 2-е изд., испр. И доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 стр.

113. Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции. / в кн. Этическая мысль: Науч.- публицист. Чтения/Редкол.: А.А.Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990.-480 с. с.106-138.

114. Соди Д. Великие культуры Месоамерики: Пер. с испан,- М.: Знание, 1985. 208с., ил.

115. Соколов В.В. Европейская философия XV XVH веков: Учебное пособие для филос. фак-тов ун-тов. - М.: Высш. шк., 1984. - 448 с.

116. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., Политиздат, 1957.

117. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989.-398 с.

118. Схиархимаидрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: "Самшит", 1996. 1180 с.

119. Тайны загробной жизни. Сост. Е. Басаргина СПб.: ТОО "ДИАМАНТ", АОЗТ "ЗОЛОТОЙ ВЕК", 1995. - 576 с.

120. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. М.: КРОН- ПРЕСС, 1995. - 448 с.

121. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/ Под общ. ред. O.A. Вороновой. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.- 416 с.

122. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. / перевод с испанского, вступительная статья и комментарии Е.В. Гараджа. К.: Символ, 1996. - 416 с.

123. Фельдман Д.М. "Террор это способ управления посредством превентивного устрашения". / Огонёк, №42, 11-13 с.

124. ФёдроваЕ.В. Знаменитые города Италии: Рим. Флоренция. Венеция. Памятники истории и культуры. М.: МГУ, 477 с.

125. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х т. Т. 1. Пер. с нем., Тбилиси, "Мерани", 1991. - 397 с.

126. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х т. Т. 2. Пер. с нем., Тбилиси, "Мерани", 1991.-426 с.

127. Фрейд 3. Психоаналитические этюды /Сост авление Д.И. Донского, В.Ф. Круглян-ского; Послеслов. В Т. Кондратенко; Мн. ООО "Попурри", 1997. - 606 с.

128. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса./Пер. с нем. М.: ТЕРР А; Республика, 1996. - 512 е.: ил.

129. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век./Пер. с нем. М.: ТЕРР А, Республика, 1996.-480 е.: ил.

130. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. М.: Республика, 1993.-е. ^

131. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV- XV веках во Франции и Нидерландах. /Отв. Ред. С.С. Аверинцев.1. М.: Наука, 1988. 540 с.

132. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Е. Майкапара. М.: КРОНПРЕСС, 1996. - 656 с.

133. Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. под ред. А. Боковикова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-448 с.

134. Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований". Второе изд.,/Под ред. O.A. Ворониной, М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001,- 368 с.

135. Хуземан Фридрих. Об образе и смысле смерти./ Пер. с нем. М.: Энигма, 1997. -144 с. - (Лики времени).

136. Шопенгауэр А. Избранные произведения /Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Парский. -М.: Просвещение, 1992. -479 с.

137. Шпренгер Я., Иститорис Г. Молот ведьм /Сост., примеч. С. Ершова: Пер. с лат. Н. Цветкова: Вступ. ст. С. Лозинского. СПб.; Амфора, 2001. - 525 с.

138. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 416 с. (Серия «Психология общения»),

139. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Около 60000 терминов/Гл. ред. Б.В.Петровский. -М.: Советская энциклопедия, Т.З. Рабдитозы -Ящур. 1984. 512 с.

140. Эразм Роттердамский. Философские произведения. /Отв. ред. В.В. Соколов, пер. и комментарий Ю.М Каган. М.: Наука, 1986. - 702 с.