Эстетические принципы и художественное творчество О.М. Сомова в контексте становления и развития русского романтизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Зайцева, Татьяна Юрьевна

  • Зайцева, Татьяна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 168
Зайцева, Татьяна Юрьевна. Эстетические принципы и художественное творчество О.М. Сомова в контексте становления и развития русского романтизма: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Омск. 2014. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зайцева, Татьяна Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Эстетические принципы О.М. Сомова

1.1. Литературные манифесты О.М. Сомова в контексте эстетики русского 21 романтизма

1.2. Эстетическая программа О.М. Сомова в его критических статьях

Глава 2. Лирика О.М. Сомова в контексте его эстетических исканий

2.1. Жанр сатиры в творчестве О.М. Сомова как форма эстетической полемики и автокомментария

2.2. Лирика О.М. Сомова в жанровом контексте русского романтизма

Глава 3. Художественное новаторство прозы О.М. Сомова

3.1. «Рассказы путешественника» О.М. Сомова в контексте становления русской романтической прозы

3.2. Развитие принципа народности в прозе О.М. Сомова

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические принципы и художественное творчество О.М. Сомова в контексте становления и развития русского романтизма»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена исследованию эстетики, критики, художественной лирики и прозы одного из ярчайших представителей русского романтизма - Ореста Михайловича Сомова (1793-1833). О.М. Сомов был одним из первых русских профессиональных литераторов, создававшим не только художественные произведения, но и литературно-критические статьи, работы по эстетике, которые стали программными для русского романтизма.

Сомов получил образование в Харьковском университете, затем переехал в С.-Петербург, где вступил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств и Вольное общество любителей российской словесности. В 1819-1820 гг. Сомов отправляется в путешествие по Европе, впечатления от которого нашли отражение в его творчестве. В 1823 г. Сомов публикует эстетический трактат «О романтической поэзии». С 1824 по 1826 гг. Сомов занимал место столоначальника в Главном Правлении Российско-Американской компании, где и познакомился с К.Ф. Рылеевым. После событий 14 декабря 1825 г. Сомов был арестован по подозрению в делах тайного общества, но вскоре освобожден.

Русский романтик был деятельным участником литературных обществ, издателем и редактором альманаха «Северные Цветы», сотрудником журнала «Сын отечества». С 1828 г. литератор сотрудничает с Ф. Булгариным в «Северной пчеле», затем в 1830 г. совместно с A.A. Дельвигом и A.C. Пушкиным занимается изданием «Литературной газеты», а после смерти Дельвига становится единственным ее издателем и редактором. Пушкин был хорошо знаком с Сомовым, ценил в нем преданность делу литератора.

Некоторые произведения русский романтик издавал не только под своей фамилией, но также и под псевдонимами: Порфирий Байский, Житель Галерной Гавани, Осетров, Житель Васильевского Острова и др. С 1817 г. литературная деятельность Сомова продолжалась почти два десятилетия, в течение которых романтик создал произведения различной жанровой природы (Приложение 1).

Обращение к целостному изучению эстетики, критики и художественного творчества Сомова обусловлено все более углубляющимся интересом современной филологической науки к генезису и эволюции русского романтизма на материале не достаточно изученных его представителей. Русская литература в 1820-е - 1830-е гг. сменила догоняющее развитие в литературном процессе на опережающее: к реализму русская литература пришла с опережением в сравнении с другими европейскими национальными литературными традициями. Многогранность Сомова заключается в том, что в нем отражена художественная синтетичность пушкинской эпохи, стремление к универсальности, к целостному восприятию человека и мира.

Художественные открытия русского романтика нашли дальнейшее развитие в творчестве A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, заложили основы русской журналистики, эстетики, в связи с чем изучение творчества Сомова актуально. На фоне вершинных достижений русской классической литературы фигура Сомова не столь заметна, однако именно он стоял у истоков развития романтической и реалистической прозы, способствовал становлению свободного, эмоционально окрашенного стиля в эстетике и литературной критике. Также Сомов стоял у истоков романтической теории и практики перевода, стремясь отразить особенности поэтики и мировоззрения автора.

Личность и творчество Сомова помогают лучше понять русская мемуаристика, эпистолярные источники. Особую ценность в этой связи представляют воспоминания А.И. Дельвига, опубликованные в 1913 г.,

архивы декабристов К.Ф. Рылеева, В.В. Измайлова. В переписке Сомов делится творческими планами, дает литературно-критические оценки писателям-современникам, обсуждает новости отечественной журналистики и литературы. Письма Сомова имеют большое значение для создания историко-литературных комментариев к его произведениям, для установления датировки их создания.

Будучи сотрудником ряда периодических изданий, Сомов принимал участие в литературной борьбе, которой сопровождалось формирование отечественной художественной литературы и публицистики. Первые художественные опыты, работы по эстетике и истории искусства Сомова встретили различные критические оценки. A.C. Пушкин так отозвался о Сомове: «"Сатира к Гнедичу" мне не нравится, даром, что стихи прекрасные, в них мало перца; Сомов безмундирный непростительно. Просвещенному ли человеку, русскому ли сатирику пристало смеяться над независимостью писателя? Это шутка, достойная коллежского советника Измайлова» [Пушкин, 1994, т. 13: 75]. A.A. Бестужев-Марлинский в статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» заметил: «Критики Сомова колки и не всегда справедливы» [Бестужев-Марлинский, 1948: 168].

В период сотрудничества Сомова с «Северной пчелой» началась его полемика с Ф. Булгариным. После ухода Сомова с должности сотрудника булгаринских изданий в декабре 1829 г. отношение Булгарина к Сомову становится все более негативным. В частности, русский литератор упрекал Сомова в непоследовательности эстетических и критических суждений.

В критических отзывах о русских альманахах, в которых публиковались отдельные произведения русского романтика, отмечалось художественное мастерство и новаторство стиля Сомова. Так, М. Погодин подчеркнул мастерство русского романтика в изображении быта и нравов украинцев. Критик выделил «главное достоинство» первого отрывка из «Гайдамака» -«верное и подробное изображение малороссийских нравов» [Погодин, 1986: 186].

Большинство современников видело в Сомове представителя пушкинского круга поэтов и писателей. В центре внимания современников русского романтика оказались сюжетные и стилистические особенности его произведений. Отмечая наблюдательный ум, оригинальный, чистый слог, истинный талант писателя, они поставили вопрос о художественном значении его творчества для литературного процесса своего времени. Для современников Сомова чрезвычайно важными оказались вопросы, касавшиеся его художественных принципов изображения народной жизни. Критические отзывы современников представляют историко-литературную значимость в связи с тем, что они раскрывают эстетический контекст эпохи.

Попытки осмысления места и значения творчества Сомова мы видим в русской критике и мемуаристике после смерти литератора. О нереализованности многих художественных замыслов русского романтика в 1840-е гг. писал В.Г. Белинский: «И в тоже время были в восторге от «Гайдамаков» Порфирия Байского, изредка потчевавшего публику гомеопатическими отрывками из этого романа, которому не суждено было выйти из-за отрывочного существования» [Белинский, 1953, т. 13: 419]. Своевременность творческих опытов Сомова и их историко-литературная ценность не вызвали сомнений у Белинского. При всех полемических высказываниях русского критика они проникнуты убеждением в том, что Сомов сыграл важную роль в становлении и развитии принципов историзма и народности, критической и художественной прозы.

В биографической статье А. Грена [Грен, 1858: 80] создается портрет яркой и одаренной личности русского романтика как выразителя пушкинской эпохи. Автор отмечает, что «Сомов был одним из первых литераторов, попытавшихся составить опыт теории романа в то время, когда жанр еще не развился в русской литературе» [Грен, 1858: 78]. Грен дает положительную оценку литературной деятельности Сомова в контексте эстетических и художественных исканий эпохи.

Изучение творческой судьбы Сомова в литературоведении XX в. осуществлялось по нескольким направлениям. Вначале исследовательская работа сводилась главным образом к уточнению литературного наследия писателя и к воссозданию его жизненного пути. Сведения о творческой биографии Сомова появляются в «Русском биографическом словаре». Автор статьи Б. Гарский перечисляет издания, где публиковался писатель, перечисляет псевдонимы Сомова и приводит перечень его оригинальных и переводных произведений. Автор отмечает, что Сомов «одним из первых заговорил о духовной связи писателя и народа» [Гарский, 1900, т. 2: 269]. К безусловным заслугам Гарского следует отнести составление библиографии исследований XIX в. о Сомове.

Стремясь систематизировать все издания, в которых принял участие русский романтик, С.Н. Брайловский составил первую библиографию его произведений. Он расширил представление о взаимоотношениях Сомова с писателями-современниками. В частности, Брайловский высказал мысль о влиянии Сомова на Пушкина «в народном малорусском направлении», что позволяет, по словам исследователя, «связать имя Сомова не только с биографией великого поэта, но и литературной историей его творчества» [Брайловский, 1908: 98]. Важен и тот факт, что Брайловский первым собрал воедино противоречивые отклики современников и представил творческую деятельность Сомова как предмет полемики на литературной арене 1820-х -1830-х гг. Предпринятая исследователем попытка целостного осмысления деятельности Сомова не потеряла своего научного значения до настоящего времени. Однако вбирая обширный фактологический материал, работа базируется прежде всего на биографическом и культурно-историческом методах, в связи с чем в ней не развита аналитическая составляющая.

В дореволюционном литературоведении была поставлена проблема фольклоризма в творчестве Сомова. В частности, данная проблема нашла развитие в работах В.В. Данилова, отметившего интерес писателя к народной поэзии и быту украинцев. Анализ писем Сомова к

М.А. Максимовичу приводит ученого к выводу о том, что русский романтик «любил народную поэзию, малорусскую и великорусскую, присматривался и прислушивался к народу» [Данилов, 1908: 4]. По мысли ученого, этнографические интересы и увлечение народным бытом Украины сближают Сомова не только с Максимовичем, но и с Гоголем. Указывая на «однородность малорусско-романтических интересов Сомова и Гоголя» и настаивая на личном знакомстве писателей, автор говорит о влиянии Сомова на Гоголя «в направлении изучения народной малорусской жизни» [Данилов, 1908: 21]. Данилов также сосредоточил свое внимание на деятельности Сомова-журналиста.

Несомненный научный интерес представляют упоминания о Сомове в исследовании H.H. Трубицына, посвященном выявлению роли народной поэзии в литературном процессе первой трети XIX в. Рассуждая о развитии принципа народности в русской романтической литературе, Трубицын раскрыл своеобразие этнографических описаний в критических статьях, в прозе и в переводах Сомова. В творческом наследии писателя ученый выделил произведения, которые условно могут быть разделены на следующие группы. Первая группа включает «Недобрый глаз», «Ночлег Гайдамаков», «Оборотня», «Кикимору» и «Киевских ведьм», так как их объединяет наличие «этнографических элементов» в повествовании [Трубицын, 1912: 157]. В другой группе произведений «с изображением быта» [Трубицын, 1912: 158] Сомов предстаёт как бытописатель. Подобная тенденция присутствует в повести «Матушка и сынок» и «Романе в двух письмах». Последняя группа представлена сказками. Исследователь указывает, что «нравоописательные наклонности» сказываются и в переводческой деятельности Сомова. По замечанию Трубицына, Сомов выступает переводчиком «любопытной в этнографическом отношении» статьи аббата Фортиса «О нравах и обычаях морлаков, или славян далматских» [Трубицын, 1912: 114]. Исследователь подчеркнул стремление к выражению «колоритности содержания», проявившееся у Сомова в обилии

«малорусских народных терминов» [Трубицын, 1912: 135], разъясняемых в «словариках», что также сближает Сомова с Гоголем.

Представители отечественного академического литературоведения начала XX в. значительно продвинулись в воссоздании творческой биографии писателя, а также в изучении поэтики его произведений. Им принадлежит заслуга не только собирания и систематизации фактологического материала, но и его историко-литературного анализа. Ученых этого периода интересует развитие принципов историзма и народности в творчестве русского романтика в эстетическом контексте его эпохи.

Изучению отдельных аспектов творчества Сомова были посвящены работы таких отечественных исследователей, как М.К. Азадовский, В.Г. Базанов, Р.В. Иезуитова, В.Э. Вацуро, З.В. Кирилюк, Н.К. Островская, Б. Трубецкой, В.Б. Мусий, H.H. Петрунина. К художественному наследию русского романтика обратился М.К. Азадовский, исследовавший поэтические связи фольклора и русской литературы [Азадовский, 1948: 75]. Ученый отметил интерес русского романтика к проблеме народной поэзии и дал одну из первых развернутых оценок его трактата «О романтической поэзии». Исследователь вводит деятельность Сомова в контекст декабристской фольклористики. С писателями-декабристами его, по мысли Азадовского, сближают повышенный интерес к народной поэзии и стремление к созданию национально-самобытной литературы. Азадовский рассмотрел отражение в творчестве Сомова фольклорных традиций различных этносов Российской империи.

Литературно-критическая деятельность Сомова рассматривалась с позиций эстетики декабризма в работах В.Г. Базанова. Наиболее важное место в критических работах Сомова, по мысли советского ученого, занимает проблема народности. Ученый раскрыл эволюцию представлений русского романтика о национальной самобытности в фольклоре и в литературе. Если в начале творческого пути русский романтик ставил национальный характер в

зависимость от географических факторов и среды, то постепенно он приходит к мысли о народности как некоем внутреннем свойстве, отражении «духа народа». Исследователь делает вывод о том, что Сомов в итоге достаточно близко подошел к пушкинскому пониманию народности. По мере развития эстетических взглядов Сомова понятие о народности обогащается новым содержанием. Принцип народности стоял у истоков зарождения реализма, черты которого предугадываются в поздних произведениях Сомова.

В советском литературоведении активно изучалась не только проза, но и лирика русского романтика, в частности, его баллада «Соложёное тесто». По утверждению В.Э. Вацуро, «оно представляет собою пародию на «Овсяный кисель» Жуковского (1816, напечатано в 1818 г.) - произведение, подвергавшееся осуждению даже в ближайшем кругу Жуковского как «грубое» и внеэстетическое». По мнению исследователя, «Сомов близко следует за текстом Жуковского, осмеивая с позиций нормативной эстетики «простонародную» тематику и лексику оригинала, сгущая её до вульгарной и натуралистической» [Вацуро, 1969: 221].

Значительный вклад в изучение поэтики творчества Сомова внесло фундаментальное коллективное исследование «Русская литература и фольклор», охватившее историю взаимоотношений отечественной словесности и народно-поэтического творчества. В разделе «Литература второй половины 1820 - 30-х годов и фольклор» Иезуитова останавливается на анализе эстетической позиции Сомова в области теории фольклора. Так, исследователь отмечает его участие в разработке классификации русских народных песен: «Подобно С.П. Шевыреву, О.М. Сомов различает песни лирические и эпические, «повествовательные» [Иезуитова, 1973: 98]. Иезуитова осветила психологизм произведений русского романтика, раскрыла вклад Сомова в развитие жанра «русской песни»: «О.М. Сомов выступает с позиций новой литературной эпохи, выражает принципы,

сложившиеся в науке и критике 30-х годов, т.е. оценивает песни Мерзлякова с исторической точки зрения» [Иезуитова, 1973: 111].

В статье Б.А. Трубецкого «Первый манифест русского романтизма» (1978) подчеркнут новаторский характер трактата Сомова «О романтической поэзии», выявлена его связь с эстетическим контекстом западноевропейского и русского романтизма. Данная статья является свидетельством того, что творчество Сомова в отечественной науке начинает осмысляться в контексте становления и развития русской философской эстетики, ориентированной на постижение национальной самобытности русской литературы.

Существенный вклад в изучение жанра повести в творчестве Сомова был сделан H.H. Петруниной, которая раскрыла новаторство русского романтика в области прозаических жанров в целом и жанра повести в частности. Автор отмечает: «Говоря о своеобразии классической и романтической словесности, критик подверг анализу самое понятие романтической поэзии, различая в романтизме разные тенденции» [Петрунина, 1984: 11]. По мнению Петруниной, Сомов видит путь к самобытной русской литературе через обращение к национальному прошлому, к фольклору, к обычаям народа.

Крупнейшим исследователем творчества Сомова в литературоведении советского периода является З.В. Кирилюк. Данному автору удалось существенно расширить представления об эстетической позиции, методе и стиле Сомова, дополнить новыми эпизодами его творческую биографию, ввести в научный оборот ряд его произведений, систематизировать литературное наследие и доказать принадлежность Сомову некоторых анонимных статей. Важное место в концепции исследователя уделено изучению литературно-критических взглядов и мировоззренческой позиции Сомова, которые во многом определили и художественное творчество писателя. Так, эволюция литературно-критических взглядов связывается исследователем с влиянием декабризма и с воздействием Пушкина. Для развития художественного творчества Сомова и Пушкина, по мысли ученого,

в равной степени характерен путь от романтизма к реализму. З.В. Кирилюк раскрыла историко-литературные связи Сомова с предшествующими традициями, прежде всего с сентиментализмом. Она отмечает, что «в литературной борьбе начала 1820-х годов Сомов известен как активный сторонник романтизма и один из первых теоретиков» [Кирилюк, 1991: 8]. Значительный интерес представляет предпринятое 3. Кирилюк изучение связей творчества Сомова с фольклорными традициями: «На новом этапе творческого развития писателя фольклор не просто используется им как иллюстрация отдельных особенностей мировосприятия народа, богатства ее фантазии, а служит средством отражения его понимания и оценок различных жизненных явлений и ситуаций» [Кирилюк, 1991: 14]. В дальнейшем, по определению исследователя, данная стилизация уступила место эстетической теории прогрессивного романтизма, а в последние годы творчества Сомова принцип народности явился проявлением художественного мировидения, близкого реалистическому. Следует подчеркнуть, что в отличие от большинства советских литературоведов 3. Кирилюк рассмотрела Сомова не только как литератора декабристского направления, но и как писателя пушкинского круга.

В конце 1980-х гг. творчество Сомова начинает изучаться не только в контексте его фольклоризма, но и в связи с возросшим интересом к осмыслению имманентной мифопоэтики и религиозности, о чем свидетельствует статья В. Мусий «Мифологические персонажи в повестях О. Сомова и украинский фольклор» (1989). По мнению учёного, существенная роль в истолковании произведений и в трактовке его героев, персонажей отводится христианству. Л.А. Ходанен в монографии «Миф в творчестве русских романтиков» (Томск, 2000) раскрывает особенности индивидуального мифотворчества Сомова. В частности, исследователь отмечает: «В использовании сказки для Сомова главным оказалась не фантастика как способ постижения действительности, в которой открывается второй, ирреальный миф, а народоведческий подход» [Ходанен, 2000: 259].

Исследованию критического наследия Сомова посвящена кандидатская диссертация Ю. Матвеевой «Орест Михайлович Сомов - литературный критик» (2007). В данной работе выявлены ведущие эстетические принципы, особенности стиля Сомова-критика. Рассмотрению прозы Сомова в ее отношении к фольклору посвящена кандидатская диссертация М. Журиной «Творческая эволюция О.М. Сомова и проблемы фольклоризма» (2007). Положения данной диссертации отражены в коллективном учебном пособии «О поэзии и прозе Пушкинской эпохи» (Чебоксары, 2009), одним из авторов которого является М. Журина [Журина, 2009: 6-71]. В разделе данного пособия «О.М. Сомов» дана биографическая справка, систематизированы критические отзывы о русском романтике и осмыслены особенности рецепции Сомовым народнопоэтических мотивов и образов.

Как мы видим, хотя отдельные аспекты творчества Сомова были объектом изучения, до сих пор нет историко-литературных работ, в которых осмыслялась эстетическая и художественная эволюция Сомова-романтика на материале его эстетических работ, критических статей, лирики и прозы в их взаимосвязи. Без выявления роли Сомова в развитии русского романтизма и в становлении реалистического метода невозможно целостно понять основные направления литературного процесса в России в 1820-е - 1830-е гг. Актуальным является изучение эстетической позиции Сомова, которая при всей общности с концепциями других русских романтиков имеет бесспорную индивидуальность. Сомов не только теоретически обосновал принципы народности и историзма в искусстве, но и развил их в своем художественном творчестве. Актуальным является изучение жанрового своеобразия творчества Сомова, развитие в его лирике форм художественной полемики и автокомментария, вклад в становление публицистической и художественной прозы.

Объектом изучения в диссертации является эстетика, литературная критика и художественное творчество Сомова в соотнесении с эстетическим контекстом эпохи, развитием русского романтизма.

Предметом диссертационного исследования является формирование и развитие эстетических принципов романтизма и их художественное воплощение в творчестве Сомова.

Материалом для диссертации послужил корпус следующих литературных источников:

1. Работы Сомова по эстетике («О романтической поэзии», 1823; «О романах», 1825), критические статьи («Разбор поэмы: Шильонский узник, соч. Лорда Байрона, пер. с английского В. Жуковским», 1822; «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого», 1825; «Обзор российской словесности за 1827 год», 1828; «Обзор российской словесности за 1828 год», 1829; «Обозрение российской словесности за первую половину 1829 г.», 1829 и др.), прозаические тексты («Вывеска», 1827; «Оборотень», «Русалка», «Почтовый замок в Шато-Тьерри», 1829; «Сватовство», 1831; «Киевские ведьмы», 1833»), различные его оригинальные лирические тексты («Кораблекрушение», 1818; «История, 1819; «Соложеное тесто», 1820; «Песенка», 1821; «Греки и римляне», 1823; «Сатира на современных поэтов», 1823) и переводы («Отрывок из трагедии "Жанна Д'Арк в Руане", соч. Г. Даврильи», 1822; «Мрак», 1822).

2. Статьи, эстетические манифесты, обзоры A.A. Бестужева-Марлинского, H.A. Полевого, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского.

3. Лирические, лироэпические и прозаические произведения таких русских классиков, как Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, A.C. Пушкин, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, С.П. Шевырев, М.Ю. Лермонтов.

Цель диссертации состоит в раскрытии эстетической и художественной позиции Сомова в контексте генезиса и эволюции русского романтизма. Данная цель обусловила следующие задачи:

1. Осмыслить программные эстетические положения Сомова, связанные с его пониманием идеала, назначения искусства, вдохновения, принципов

индивидуальной стилевой манеры писателя, историзма, народности, а также универсализма романтической поэзии.

2. Выявить программные положения литературной критики Сомова, связанные с его пониманием литературного процесса в России в контексте эстетической полемики 1820-х - 1830-х гг., ведущие стилевые черты литературной критики русского романтика.

3. Рассмотреть эстетическую проблематику лирики Сомова в контексте его литературной полемики, ее жанровые и образные особенности.

4. Раскрыть основные направления рецепции Сомовым традиций сентименталистской прозы.

5. Выявить художественное своеобразие философской, этнографической и бытописательской прозы Сомова.

6. Прояснить значимость сказовой манеры повествования в прозе Сомова.

Научная новизна исследования заключается в системном анализе

наследия Сомова, в выявлении взаимопроникновения и взаимовлияния эстетики, литературной критики и художественного творчества Сомова. Раскрыта роль Сомова в эволюции русского романтизма и в создании эстетических, художественных основ реализма. В работе рассмотрены основные художественные формы межкультурного диалога в творчестве Сомова. В диссертации выявлены основные направления рецепции Сомовым классицистической эстетики, предромантических течений и сентиментализма. В художественной прозе русского романтика рассмотрено проявление черт, присущих романтической прозе и ранней реалистической литературе. Новизна работы заключается в том, что в ней на материале лирики и прозы Сомова рассмотрено формирование приемов психологического портретирования личности, образной концепции внутренней историчности личности, которые станут доминирующими в русской классической литературе. В работе впервые рассматриваются художественные функции сказовой манеры повествования в прозе Сомова, а также стилевое своеобразие эстетических и критических статей русского

романтика. Впервые в работе проанализированы переводы Сомова «Мрак» (из сочинений Лорда Байрона, «Жанна Д'Арк в Руане», а также философский этюд Сомова «Живой в обители блаженства вечного», рассказы «Вывеска», «Сватовство».

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зайцева, Татьяна Юрьевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Источники работы

1. Батюшков, КН. Сочинения [Текст] / К. Н. Батюшков. - М., Л. : Academia, 1934.-746 с.

2. Баратынский, Е.А. Поли. собр. стих. [Текст] / Е. А. Баратынский. - Л. : Советский писатель, 1957. - 352 с.

3. Буало, Н. Поэтическое искусство [Текст] / Н. Буало. - М. : Художественная литература, 1937. - 104 с.

4. Булгарин, Ф.В. Воспоминания [Текст] / Ф. В. Булгарин. - М. : Захаров, 2000. - 784 с.

5. В.А. Жуковский в воспоминаниях современников [Текст] / сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. О.Б. Лебедевой и A.C. Янушкевича. - М. : Наука; Школа «Языки русской культуры», 1999. - 726 с.

6. Веневитинов, Д.В. Стихотворения. Проза [Текст] / Д. В. Веневитинов. - М. : Наука, 1980.-608 с.

7. Данилов, К. Древния российския стихотворения, собранныя Киршею Даниловым и вторично изданныя, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева [Текст] / К. Данилов. - М. : Типография Семена Селиванова, 1818.- 423 с.

8. Декабристы: Поэзия, драматургия, проза, публицистика, литературная критика [Текст] / сост. Вл. Орлов. - М.-Л. : Гос. изд-во художественной литературы, 1951. - 688 с .

9. Дельвиг, A.A. Мои воспоминания [Текст] / А. А. Дельвиг. - М. : Издание Императорского Московского Румянцевского Музея, 1913. - 456 с.

10 .Дельвиг, A.A. Неизданные стихотворения [Текст] / под ред. M.JI. Гофмана. СПб. : Картонный домик, 1922. - 152 с.

11. Жуковский, В.А. Сочинения: В 3 т. [Текст] / сост. И. М. Семеко. - М. : Художественная литература, 1980.

12. Жуковский, В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. [Текст] / ред. коллегия: И.А. Айзикова, Э.М. Жилякова, Ф.З. Канунова, О.Б. Лебедева, И.А. Поплавская, Н.Е. Разумова, Н.Б. Реморова, Н.В. Серебренников, A.C. Янушкевич (гл. ред.). - М. : Языки славянской культуры, 1999. - Т. I. Стихотворения 1797 - 1814 гг. - 760 с.

13. Жуковский, В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. [Текст] / ред. коллегия: И.А. Айзикова, Н.Ж. Ветшева, Э.М. Жилякова, Ф.З. Канунова, О.Б. Лебедева, И.А. Поплавская, Н.Е. Разумова, Н.Б. Реморова, Н.В. Серебренников,

A.C. Янушкевич (гл. ред.). - М. : Языки русской культуры, 2000. - Т. И. Стихотворения 1815 - 1852 гг. - 840 с.

14. Жуковский, В.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. [Текст] / ред. коллегия: И.А. Айзикова, Н.Ж. Ветшева, Э.М. Жилякова, Ф.З. Канунова, О.Б. Лебедева, И.А. Поплавская, Н.Б. Реморова, A.C. Янушкевич (гл. ред.). - М. : Языки славянской культуры, 2004. - Т. XIII. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804 - 1833 гг. - 608 с.

15. Киреевский, И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. [Текст] / И. В. Киреевский. - М. : Типография Императорского Московского ун-та, 1911.

16 .Кюхельбекер, В.К. Избранные произведения: В 2 т. [Текст] /

B. К. Кюхельбекер. - М.-Л. : Советский писатель, 1967.

17. Лермонтов, М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. [Текст] / М. Ю. Лермонтов. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1958.

18. «Литературная газета» A.C. Пушкина и A.A. Дельвига, 1830 г., № 1-13 [Текст] / ред. В.Н. Касаткиной, подгот. текста и коммент. Т.К. Батуровой. -М. : Советская Россия, 1988. - 253 с.

19. Письма к B.B. Измайлову. Письма, сохранившиеся в бумагах Вл. Вс. Измайлова (Письма Ореста Сомова) [Текст] // Московское обозрение. - 1877. -№ 23-24.

20. Письма О.М. Сомова к К.Ф. Рылееву [Текст] // Рылеев К.Ф. Собрание сочинений и переписка / под ред. П.А. Ефремова. - СПб. : 1874. - С. 307-310. 21 .Погодин, М.П. Русские книги. Северные Цветы на 1828 год [Текст] / М. Н. Погодин // Московский вестник. - 1828. - № 2. - С. 185-201.

22. Полевой, П.И. Листки из архива «Литературной газеты» [Текст] / П. Н. Полевой // Исторический вестник. - 1886, Ноябрь. - С. 369-382.

23. Поэзия и письма декабристов [Текст] / сост., вступ. ст. и примеч. С.А. Фомичева. - Горький : Волго-Вятское изд-во, 1984. - 336 с.

24. Поэты 1820-х - 1830-х годов: В 2 т. [Текст] / общ. ред. Л.Я. Гинзбург. -Л. : Советский писатель, 1972.

25.Пушкин, A.C. Поли. собр. соч.: В 17 т. [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : Воскресенье, 1994-1998.

26. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. [Текст] / ред. коллегия: М.Ф. Овсянников и [др.]. - М. : Искусство, 1974.

27. Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки [Текст] / сост. В.П. Аникин. - М. : Художественная литература, 1985. - 368 с.

28. Северные Цветы на 1832 год [Текст] / изд. подг. Л.Г. Фризман. - М. : Наука, 1980.-400 с.

29. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, собранные И.П. Сахаровым [Текст]. - М. : Художественная литература, 1989. - Ч. 1. -240 с.

30. Сомов, О.М. Были и небылицы [Текст] / О. М. Сомов. - М. : Сов. Россия, 1984.-365 с.

31. Сомов, О.М. Господину В, в ответ на два его ко мне послания, помещенные в № 12 и 16 «Сына Отечества» [Текст] / О. М. Сомов // Сын Отечества. - 1825. - Ч. 103. - № 20. - С. 469-478.

32.Сомов, О.М. Купалов вечер: Избр. произведения [Текст] / О. М. Сомов. -Киев : Дншро, 1991.-557 с.

33. Сомов, О.М. Обозрение российской словесности за вторую половину 1829 и первую 1830 г. [Текст] / О. М. Сомов // Северные Цветы на 1831 год. - СПб. : Типография департ. просвещ., 1830. - С. 8-82.

34. Сомов, О.М. Письмо к редактору вестника Европы [Текст] / О. М. Сомов // Вестник Европы. - 1821. -№ 7. - С. 286-308.

35. Сомов, О.М. От жителя Галерной гавани. Изъявление благодарности [Текст] / О. М. Сомов // Вестник Европы. - 1821. - № 8. - С. 148-155.

36. Сомов, О.М. Ответ (на ответ г-на О.Б... жителю Галерной гавани, помещенный в 9-й книжке Сына Отечества 1821 г.) [Текст] / О. М. Сомов // Вестник Европы. - 1821.-№ 5.-С. 17-26.

37. Сомов, О.М. Разбор поэмы «Шильонский узник, соч. лорда Байрона, пер. с английского В. Жуковским» [Текст] / О. М. Сомов // Сын Отечества. - 1822. - № XXIX. - С. 97-118.

38. Сомов, О.М. О нынешнем состоянии наук и просвещения у греков [Текст] / О. М. Сомов // Сын отечества. - 1822. - № XXXIV. - С. 215-221.

39. Сомов, О.М. Мрак (из сочинений Лорда Байрона) [Текст] / О. М. Сомов // Благонамеренный. - 1822. - Ч. 17 -№ 3. - С. 122-126.

40. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч.: В 12 т. [Текст] / И. С. Тургенев. - М. : Художественная литература, 1976-1979.

И. Справочные издания

41. Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон / под ред. проф. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. - СПб. : Тип. Императорской Академии Наук, 1907. - Т. 60. - С. 852-853.

42. Виноградова, Л.Н. Оборотничество [Текст] / Л. Н. Виноградова // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М. : Межд. отношения, 2003. — С. 332-333.

43. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Гос. изд-во Иностранных и национальных словарей, 1955.

44. Иванов, В.В. Лес [Текст] / В. В. Иванов // Мифы народов мира: В 2 т. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 49-50.

45. Иванов, В.В. Русалки [Текст] / В. В. Иванов // Мифы народов мира: В 2 т. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 390.

46. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. [Текст] / М. : Сов. энциклопедия, 1962-1978.

47. Левкиевская, Е.Е. Колдун [Текст] / Е. Е. Левкиевская // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М. : Межд. отношения, 2003. -С. 233-234.

48. Лермонтовская энциклопедия [Текст] / гл. ред. В.А. Мануйлов. - М. : Сов. Энциклопедия, 1981. - 746 с.

49. Неклюдов, СВ. Оборотничество [Текст] / С. В. Неклюдов // Мифы народов мира: В 2 т. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 235.

50. Русские писатели. Библиографический словарь: В 2 т. [Текст] / под ред. П.А. Николаева - М. : Просвещение, 1990. - Т. 2. - 448 с.

51. Славянская мифология: Словарь-справочник [Текст] / сост. Л.М. Вагурина. - М. : Линор, 2004. - 504 с.

52. Славянская мифология: Энциклопедический словарь: А-Я [Текст] / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения; редкол.: С.М. Толстая и др. - М. : Междунар. отношения, 2002. - 510 с.

III. Литературная критика

53. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей [Текст] / Ю. Айхенвальд. -М. : Республика, 1994. - 591 с.

54. Аксаков, КС., Аксаков, И.С. Литературная критика [Текст] / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. - М. : Современник, 1981.-383 с.

55. Белинский, В.Г. Литературные мечтания [Текст] / В. Г. Белинский // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М. : Изд-во АН СССР, 1953. - Т. I. -С. 20-104.

56. Бестужев-Марлинский, A.A. Взгляд на старую и новую словесность в России [Текст] / А. А. Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский A.A. Собр. стих. - Л. : Сов. писатель, 1948. - С. 151-170.

57. Добролюбов, H.A. Собр. соч.: В 9 т. [Текст] / Н. А. Добролюбов. - М.-Л. : Гос. изд. худ. лит., 1962.

58.Дружинин, A.B. Литературная критика [Текст] / А. В. Дружинин. - М. : Сов. Россия, 1983.-384 с.

59. Надеждин, Н.И. Литературная критика. Эстетика [Текст] / Н. И. Надеждин. - М. : Художественная литература, 1972. - 576 с.

60. Одоевский, В.Ф. О литературе и искусстве [Текст] / В. Ф. Одоевский. - М. : Современник, 1982. - 223 с.

61. Пушкин в прижизненной критике. 1828 - 1830 [Текст] / под ред. и вступ. ст. Е.О. Ларионовой. - СПб. : Гос. Пушкинский театральный центр, 2001. -575 с.

IV. Труды по эстетике, теории и истории литературы

62. Автухович, Т.Е. Сатира и риторика (традиции сатиры XVIII века в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина) [Текст] / Т. Е. Автухович // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII - XX веков. - М. : Наследие, 1998.-С. 34-51.

63. Альми, И.Л. О поэзии и прозе [Текст] / И. Л. Альми. - СПб. : Издательство «Семантика-С» совместно с издательством «Скифия», 2002. -528 с.

64. Аронсон, М. Литературные кружки и салоны [Текст] / М. Аронсон. -СПб. : Акад. проект, 2001. - 398 с.

65. Атарова, КН. Лоренс Стерн и его роман «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» [Текст] / К.Н. Атарова. - М. : Высшая школа, 1988. -95 с.

66. Афанасьев, А.Н. Древо жизни [Текст] / А. Н. Афанасьев. - М. : Современник, 1982. - 464 с.

67. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. [Текст] / А. Н. Афанасьев. -М. : Индрик, 1994.

68. Афанасьев, А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии [Текст] / А. Н. Афанасьев. - М. : Изд-во «Индрик», 1996. - 764 с.

69. Базанов, В.Г. Очерки декабристской литературы [Текст] / В. Г. Базанов. -М.-Л. : Издательство АН СССР, 1959. - 528 с.

70. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты. Статьи. Эссе. - М. : Изд-во Московского университета, 1987. - С. 196-238.

71. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. -М. : Искусство, 1986. - 444 с.

72. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Азбука, 2000. - 336 с.

73. Березина, В. Т. Русская журналистика первой четверти XIX века [Текст] / В. Т. Березина. - Л. : Изд-во Ленигр. ун-та, 1965. - 90 с.

74. Берковский, Н.Я. О русской литературе [Текст] / Н. Я. Берковский. - Л. : Художественная литература, 1985. - 546 с.

75. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии [Текст] / Н. Я. Берковский. - Л. : Художественная литература, 1973. - 567 с.

76. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П. Г. Богатырев. - М. : Искусство, 1971. - 544 с.

77. Бочаров, С.Г. О художественных мирах [Текст] / С. Г. Бочаров. - М. : Советская Россия, 1985. - 296 с.

78. Брянчанинов, И. Слово о смерти [Текст] / И. Брянчанинов. - М. : «P.S.», 1991.-320 с.

79. Вайнштейн, О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля [Текст] / О. Вайнштейн // Чтения по истории и теории культуры. Историческая поэтика. - М. : Российский государственный гуманитарный ун-т, 1994. - Вып. 6. - 80 с.

80. Вацуро, В.Э. Антон Дельвиг - литератор [Текст] / В. Э. Вацуро // Дельвиг A.A. Сочинения. - Л. : Наука, 1986. - С. 3-20.

81. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: Элегическая школа [Текст] / В. Э. Вацуро. - СПб. : Наука, 1994. - 240 с.

82. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX веков [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 1982. - 529 с.

83. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский. - Л. : ГИХЛ, 1940.-408 с.

84. Гаспаров, M.JI. Избранные труды: В 2 т. [Текст] / М. Л. Гаспаров. - М. : Языки русской культуры, 1997.

85. Гачев, Г. Образ в русской художественной культуре [Текст] / Г. Гачев. -М. : Искусство, 1981. - 241 с.

86. Гей, Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль [Текст] / Н. Гей. -М. : Наука, 1975. -471 с.

87. Гинзбург, Л.Я. О лирике [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - М.-Л. : Советский писатель, 1974. - 407 с.

88. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Советский писатель, 1979. - 224 с.

89. Гинзбург, Л.Я. Русская поэзия 1820 - 1830-х годов [Текст] / Л. Я. Гинзбург // Поэты 1820 - 1830-х годов: В 2 т. - Л. : Советский писатель, 1972.-T. 1.-С. 5-71.

90. Гиршман, М.М. Литературное произведение и его автор как живое противоречие целостности мира и цельности текста [Текст] / M. М. Гиршман // Проблема автора в художественной литературе. - Ижевск, 1990. - С. 5-6.

91 .Гиршман, М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа [Текст] / М. М. Гиршман. - М. : Высшая школа, 1991. - 160 с.

92. Гроссман, Л.П. Цех пера: Эстетика [Текст] / Л. П. Гроссман. - М. : Аграф, 2000.-558 с.

93. Головко, В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра [Текст] / В. Головко. - М. : Московский гос. открытый пед. ун-т, 1995,- 438 с.

94. Гудошников, Я.И. Очерки истории русской литературной мысли XVIII -XIX вв [Текст] / Я. И. Гудошников. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1972,- 170 с.

95. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики [Текст] / Г. А. Гуковский. -М. : Художественная литература, 1965. - 356 с.0

96. Дьяконова, Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма [Текст] / Н.Я. Дьяконова. - Л. : Изд. ЛГУ, 1970. - 232 с.

97. Елистратова, A.A. Байрон [Текст] / А. А. Елистратова. - М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1956. - 170 с.

98. Еремеев, А.Э. Русская философская проза [Текст] / А. Э. Еремеев. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1989. - 192 с.

99. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии [Текст] / В.М. Жирмунский. - СПб. : Азбука-классика, 2001. - 496 с.

100. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст] / В. М. Жирмунский. - Л. : Наука, 1977. - 407 с.

101. Зелинский, Ф.Ф. О заговорах. История развития заговора и его формальные черты [Текст] / Ф. Ф. Зелинский. - Харьков : Сборник Харьковского историко-филологического общества, 1897. - С. 52-53.

102. Измайлов, Н. Фантастическая повесть [Текст] / Н. Измайлов // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / под ред. Б. С. Мейлаха. -Л. : Наука, 1972. - С. 134-169.

103. История эстетической мысли: В 6 т. [Текст] / Ин-т философии АН СССР; Сектор эстетики. — М. : Искусство, 1985-1988.

104. Канунова, Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского (на материале библиотеки поэта) [Текст] / Ф.З. Канунова. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1990. - С. 107.

105. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра [Текст] / В. В. Кожинов. - М. : Современник, 1978. - 303 с.

106. Косяков, Г. В. Художественная онтология бессмертия в русской романтической лирике [Текст] / Г. В. Косяков. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007.

- 180 с.

107. Купреянова E.H., Макогоненко Г.П., Национальное своеобразие русской литературы [Текст] / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко - Л. : Наука, 1976.

- 416 с.

108. Лившиц, М.А. Русская классическая критика [Текст] / М. А. Лившиц. -М. : Изобразительное искусство, 1988. - Т. 3. - С. 4-58.

109. Литературные манифесты западноевропейских романтиков [Текст]. -М. : Изд-во Московского ун-та, 1980. - 638 с.

110. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Наука, 1979. - 352 с.

111. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре [Текст] / Ю. М. Лотман. -СПб. : Искусство, 2008. - 412 с.

112. Лотман, Ю.М. Карамзин. Стихотворения Карамзина [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1997. - 832 с.

113. Лотман, Ю.М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 2000. - 704 с.

114. Маймин, Е.А. О русском романтизме [Текст] / Е. А. Маймин - М. : Просвещение, 1975. - 240 с.

115. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма [Текст] / Ю. В. Манн. - М. : Наука, 1976.-375 с.

116. Манн, Ю.В. Русская философская эстетика (1820 - 1830-е годы) [Текст] / Ю. В. Манн. - М. : Искусство, 1969. - 304 с.

117. Мордовченко, Н.И. Русская критика первой четверти XIX века [Текст] / Н. И. Мордовченко. - М. : Просвещение, 1959. - 356 с.

118. Морозов, В Д. «Московский вестник» и его роль в развитии русской критики [Текст] / В. Д. Морозов. - Новосибирск : Изд-во Новосибирского унта, 1990.-268 с.

119. Москвина, В.А. Русские заговоры в Западной Сибири XIX - нач. XXI вв. [Текст] / В. А. Москвина. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 469 с.

120. Муравьева, И.А. Салоны пушкинской поры: очерки литературной и светской жизни [Текст] / И. А. Муравьева. - СПб. : Крига, 2008. - 543 с.

121 .Нестерова, Т.П. Национальное самосознание в русской поэзии первой трети XIX века [Текст] / Т. П. Нестерова. -М. : Высшая школа, 2007. - 318 с.

122. Новикова, A.M. Русская поэзия XVIII - первой половины XIX в. и народная песня [Текст] / А. М. Новикова. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.

123. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре [Текст] / Э. В. Померанцева. -М. : Наука, 1975. - 191 с.

124. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.

125.Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Наука, 1969.- 168 с.

126. Пулъхритудова, Е.М. Романтическое и осветительское декабристкой литературе 20-х годов XIX века [Текст] / Е.М. Пульхритудова // К истории русского романтизма. - М. : Наука, 1973. - С. 39-123.

127.Сайкина, Н.В. Московский литературный салон княгини 3. Волконской [Текст] / Н. В. Сайкина. - М. : Наука, 2005. - 295 с.

128. Сакулин, П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель: В 2 т. [Текст] / П. Н. Сакулин. - М. : Издание М. и С. Сабашниковых, 1913.-Т. 1.-Ч. 1. - 616 с.

129. Сахаров, В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили: Очерки [Текст] / В. И. Сахаров. - М. : ИМЛИ РАН, 2004. - 256 с.

130 .Смирнов, A.A. Романтическая лирика A.C. Пушкина [Текст] / А. А. Смирнов - М. : Изд-во Московского ун-та, 1994. - 188 с.

131 .Семенов, JI.E. О природе романтической метаморфозы [Текст] / Л. Е. Семенов // Романтизм в литературном движении: Сб. тр. - Тверь, 1997. - С. 12-22.

132. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б. В. Томашевский. -М. : Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.

133. Топорков, А.Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV - XIX вв.: История, символика, поэтика [Текст] / А. Л. Топорков. - М. : Апрес, 2005. -С. 80-94.

134. Топорков, А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян [Текст] / А. Л. Топорков // Этнические стереотипы поведения. - Л. : Наука, 1985.-С. 223-243.

135. Топоров, В.Н. Пространство и текст [Текст] / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М. : Наука, 1983. - С. 227-284.

136. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное [Текст] / В. Н. Топоров. - М. : Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

137. Трубецкой, E.H. Смысл жизни [Текст] / Е. Н. Трубецкой. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 656 с.

138. Трубицын, H.H. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX века [Текст] / H. Н. Трубицын // Записки историко-филологического факультета имп. С.-Петербургского университета, - 1912,- Ч. 110.-С. 108-237.

139. Тынянов, ЮН. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 575 с.

140. Тынянов, Ю.Н. Пушкин и его современники [Текст] / Ю. Н. Тынянов. -М. : Наука, 1969.-424 с.

141. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время [Текст] / Ф. П. Федоров. - Рига : Зинатне, 1988. - 456 с.

142. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова [Текст] / Л. Г. Фризман. - М. : Наука, 1973. - 168 с.

143. Фризман, Л.Г. A.C. Пушкин и «Северные Цветы» [Текст] / Л. Г. Фризман // Северные Цветы на 1832 год [Текст] / изд. подг. Л.Г. Фризман. - М. : Наука, 1980.-С. 295-337.

144. Фохт, У. Р. Некоторые вопросы теории романтизма (замечания и гипотезы) [Текст] / У. Р. Фохт // Проблемы романтизма. - М. : Искусство, 1967.-С. 77-92.

145.Харитонова, В.И. Заговорно-заклинательный текст: композиционные основы, воздействие на пациента и заклинателя [Текст] / В. И. Харитонова // Филологические науки. - 1991. - № 5. - С. 45-52.

146.Ходанен, Л.А. Миф в творчестве русских романтиков [Текст] / Л. А. Ходанен. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2000. - 318 с.

147.Ходанен, Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики [Текст] / Л. А. Ходанен. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 1995. - 93 с.

148. Шеллинг, Ф.-В. Сочинения: В 2 т. [Текст] / Ф. В. Шеллинг. - М. : Мысль, 1987.

149. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии [Текст] / Б. М. Эйхенбаум. - Л. : Советский писатель, 1969. - 552 с.

150. Якобсон, P.O. О художественном реализме [Текст] / Р. О. Якобсон // Работы по поэтике. - М. : Прогресс, 1987. - С. 387-390.

151 .Янушкевич, A.C. В мире Жуковского [Текст] / А. С. Янушкевич. - М. : 2006. - 524 с.

V. Литература о творчестве О.М. Сомова

152. Азадовский, М. Декабристская фольклористика [Текст] / М. Азадовский // Вестник Ленинградского университета. - 1948. - № 1. - С. 74-91.

153. Брайловский, С.Н. Пушкин и О.М. Сомов [Текст] / С. Н. Брайловский // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. - СПб., 1909. -Вып. 11.-С. 95-100.

154. Брайловский, С.Н. Мелкие литературные величины «Пушкинской плеяды». Орест Михайлович Сомов [Текст] / С. Н. Браиловский // Русский филологический вестник. - 1908. - № 4. - С. 410^120.

155. Вацуро, В.Э. К истории пушкинских изданий. (Письма О.М. Сомова к К.С. Сербиновичу) [Текст] / В. Э. Вацуро // Пушкин. Исследования и материалы. - Л. : Наука, 1969. - Т. 6. - С. 28-297.

156. Гребнева, М. О роли языческих и христианских представлений в повести О.М. Сомова «Киевские ведьмы» [Текст] / М. Гребнева // Культура и текст - 99. Пушкинский сборник / под ред. Г. П. Козубовской. - Барнаул : Изд-во Барнаульского гос. пед. ун-та, 2000. - С. 93-96.

157. Грен, А.О. Сомов [Текст] / А. Грен // Северный цветок. - 1858. - № 4. -С. 78-82.

158.Данилов, В.В. О.М. Сомов, сотрудник Дельвига и Пушкина. [Текст] /

B. В. Данилов // Литературные материалы и очерки. - Варшава, 1908. - С. 129.

159.Жаткин, Д.Н. Осмысление общественно-политической жизни России рубежа 1820 - 1830-х гг. в «Литературной газете» A.A. Дельвига и О.М. Сомова [Текст] / Д. Н. Жаткин // Русь, Россия: Полит, аспекты истории: Материалы 24 Всерос. заоч. науч. конф. - СПб., 2002. - С. 51-54.

160. Журина М.И. О.М. Сомов [Текст] / М. И. Журина // Абашеева Д.В., Журина М.И., Иванова Т.Ф. О поэзии и прозе Пушкинской эпохи. -Чебоксары : Чувашский гос. пед. ун-т, 2009. - С. 6-71.

161. Кирилюк, З.В. О. Сомов (Из истории литературной борьбы 20-х годов XIX века) [Текст] / 3. В. Кирилюк // Русская литература. - 1960. - № 1. -

C. 105-112.

162. Кирилюк, З.В. Фольклор в творчестве Ореста Сомова [Текст] / 3. В. Кирилюк // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. -1964,-№4.-С. 3-19.

163.Кирилюк, З.В. На пути к реализму: Орест Сомов и его роль в литературном движении начала XIX века [Текст] / 3. В. Кирилюк // О. Сомов Купалов вечер: Избр. произведения. - Киев, 1991. - С. 3-15.

164. Коровашко, A.B. Словесная магия в произведениях О. Сомова [Текст] / А. В. Коровашко // Заговоры и заклинания в русской литературе XIX - XX веков. - М. : Изд-во Кулагиной Intra, 2009. - С. 7-13.

165 .Костылева, О. Гротеск как средство моделирования художественного мира Ореста Сомова [Текст] / О. Костылева, А. Петренко // Эпический текст: проблемы и перспективы изучения. - Пятигорск : ПГЛУ, 2008. - С. 91-94. 166.Маслов, В.И. К биографии О.М. Сомова [Текст] / В. И. Маслов // Чтения в Историческом обществе Нестора летописца. - Кн. 24. - Вып. 1. - Киев, 1913.-С. 12-20.

ХЫ.Мусий, В.Б. Мифологические персонажи в повестях О. Сомова и украинский фольклор [Текст] / В. Б. Мусий // Вопросы литературы народов СССР: Республик, межвед. научн. сборник / под ред. И.В. Черненко. - Киев-Одесса, 1989.-Вып. 15.-С. 101-110.

168 .Островская, Н.К. Историческая повесть «Гайдамак» [Текст] / Н. К. Островская // Труды Одесского гос. ун-та, 1958. - Т. 148. - Вып. 2. - С. 43-54.

169.Петрунина, H.H. Орест Сомов и его проза [Текст] / Н. Н. Петрунина // О.М. Сомов. Были и небылицы. - М. : Советская Россия, 1984. - С. 3-20.

170. Трубецкой, Б. Первый манифест русского романтизма [Текст] / Б. Трубецкой // Трубецкой Б. Связь времен. - Кишинев, 1978. - С. 154-165.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.