Элегия и элегичность в русской музыке XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Маричева, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Маричева, Ирина Владимировна
Введение.
Глава
Из истории жанра
1.1 Элегия в западно-европейском искусстве.
1.2 У истоков русской элегии.
Глава
Эволюция русской элегии в XIX веке
2.1 Элегия первой половины XIX века.
2.2.Элегия второй половины XIX века.
Глава
Модус русской элегичности и топика русской элегии
3.1 Модус русской элегичности.
3.2 Литературная топика русской элегии.
3.3 Музыкальная топика русской элегии.
Глава
Творчество П.Чайковского в свете элегичности
4.1 О личности композитора, элегичности и элегической топике как компонентах индивидуального стиля П.Чайковского.
4.2 Элегичность - доминирующий модус в произведениях П.Чайковского.
4.3 Элегичность - составляющая эмоционального наполнения произведений П.И.Чайковского.
4.4.0 роли элегического модуса и элегической топики в творчестве Чайковского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Вокальное творчество С.В. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля2010 год, кандидат искусствоведения Пак Су Чжин
Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX вв.: Историко-стилевые аспекты2002 год, доктор искусствоведения Дурандина, Елена Евгеньевна
А. С. Пушкин и русский романс 30-х годов ХХ века2012 год, кандидат искусствоведения Сунь, Цзяянь -
Камерные ансамбли П.И. Чайковского2006 год, кандидат искусствоведения Моисеев, Григорий Анатольевич
Интекст как компонент стилевой системы П. И. Чайковского2000 год, кандидат искусствоведения Спорыхина, Ольга Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Элегия и элегичность в русской музыке XIX века»
В искусстве, воссоздавшем широкую и богатую палитру человеческих чувств, многообразие душевных движений, заметная роль отводится элегическому началу. Его воплощают художники в разные времена, в разных странах, в разных видах искусства. Элегическим настроением проникнута поэзия Овидия, музыка Г.Перселла, Дж.Перголези, В.Моцарта, Ф.Шуберта, П.Чайковского.
Особое место занимает элегичность в русской культуре. В этом убеждают произведения поэтов В.Жуковского, К.Батюшкова, А.Фета, писателей А.Чехова, И.Бунина, художников В:Боровиковского, В.Поленова, И.Левитана, В.Борисова-Мусатова, К.Сомова. Но наиболее ярко и разносторонне элегическое начало воплощено в русской музыке. Вспомним «Вальс-фантазию» М.Глинки, «Осеннюю песнь» П.Чайковского, «Вокализ» С.Рахманинова, 21 симфонию Н.Мясковского и многое другое. Элегическое начало - неотъемлемая составляющая «образов-символов» русской оперной и балетной классики - Татьяны, Ленского, Одетты.
Концентрированное выражение элегическое начало нашло в жанре элегии - литературной и музыкальной. Элегию по праву можно назвать интернациональным жанром-долгожителем: зародившись в древней Греции, она прошла долгий путь эволюции длиной в два тысячелетия. Была и остается актуальной в пространстве мировой культуры до настоящего времени. Но в русской культуре и в XX веке представлена значительно полнее. Русские авторы в это время создают элегии почти во всех видах искусства. Назовем поэтические элегии Д.Самойлова, Н.Рубцова, Ю.Левитанского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, вокальные и инструментальные элегии И.Стравинского, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, Н.Сидельникова, В.Сильвестрова, Р.Леденева, Вяч.Артёмова, В. Кобекина и др. У русского режиссера А.Сокурова появляется уникальный жанр киноэлегии\ фильм «Элегия», посвященный Ф.Шаляпину, «Московская элегия», «Петербургская элегия», «Советская элегия», «Простая элегия», «Элегия по России», «Восточная элегия» и «Элегия дороги».
Думается, элегическое начало - один из ракурсов, в которых русский художник видит мир, а жанр элегии - оптимальная форма выражения этого видения. Возникает вопрос: не становится ли элегическое начало и жанр элегии, как его концентрированное воплощение, отраэюением некоторых специфических особенностей русского мировосприятия?
Поставленная в виде вопроса проблема актуальна, ибо является частью другой весьма значимой сегодня проблемы русской ментальности. Последняя активно обсуждается в художественном и научном сообществе России, причем нередко высказываются взаимоисключающие мнения и суждения. Чтобы получить существенные для решения названной проблемы объективные данные, следует изучать конкретный художественный материал, каким, в частности представляется жанр элегии в русской музыке и её сочинения, проникнутые элегическим настроением.
Иными словами, установить связь русской ментальности и мира элегических чувств, запечатленных русскими композиторами можно, выявив комплекс средств, способствующих выражению элегических эмоций и созданию элегической образности как в рамках жанра элегии, так и вне его.
В музыке до середины XIX века элегия ассоциируется с вокальными жанрами, как бы сохраняя воспоминания о своём синкретическом прошлом, позже «освобождается» от власти слова, функционирует и как инструментальная пьеса, и как одна из частей камерно-инструментального цикла (Чайковский '«Трио памяти великого художника», Рахманинов «Элегические трио», Одиннадцатый и Пятнадцатый квартеты Д.Шостаковича). На этом пути она претерпевает образные трансформации, окрашиваясь в драматические и трагические тона. Наконец, в XX в. элегия становится призмой, сквозь которую преломляется картина мира, воссоздаваемая в концерте («Концерт-элегия» Р.Леденева) или симфонии
Симфония элегий» Вяч.Артемова).
Характер поставленных взаимосвязанных проблем, описанные трансформации и «перевоплощения» элегии ставят исследователя перед необходимостью охватить все разновидности элегий в русской музыке (вокальной и инструментальной), все проявления элегичности, и изучить их в связях с различными искусствами.
Трудность исследования усугубляется тем обстоятельством, что ни в музыковедении, ни в литературоведении не существует солидных трудов, специально посвященных элегии. Нет и такого определения жанра, которое отражало бы суть феномена и давало возможность составить достаточно полное о нём представление.
Совокупность сведений определенного объема содержат словари -литературоведческие и музыковедческие. В них элегия предстает феноменом, функционирующим в литературе и музыке - вокальной и инструментальной, имеющей некоторые типичные признаки, принадлежащей к сфере лирики и претерпевшей различные метаморфозы.
Литературная элегия, согласно «Новому энциклопедическому словарю», - «жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания, позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты:, интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, бренности земного бытия, определенную риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма»1. о
Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев видят в элегии одну из форм лирики, а имя жанра связывают либо с тростником и тростниковой флейтой, либо с
1 Новый энциклопедический словарь/ Ред. А.Махов, Л.Петровская, В.Смолкин, В.Шолле. - М.: Рипол классик, 2006. - С. 13 92
2 Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 466. двустишием, состоящим из гекзаметра и пентаметра». Элегия в последнем случае — «произведение, написанное такими двустишиями». о
По И.А.Елисееву, Л.Г.Поляковой название жанра происходит от греческого «жалоба». Элегия - «одна из жанровых форм лирики, <.> которая определилась в Древней Греции в 7 в. до н.э. как стихотворение, написанное, независимо от содержания, элегическими двустишиями, т.е. двустишиями, состоящими из гекзаметра и пентаметра»4. В элегии александрийского и римского периодов античности круг тем сужается, «преобладают мотивы личных переживаний: одиночество, тоска отвергнутой любви, разочарование, боль, страдание»5. В европейской литературе элегия «теряет четкость формы, но приобретает определенность содержания, становится выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби»6.
Музыкальный словарь Гроува дает следующие пояснения: «Элегия (греч. гк&угт - «стихотворение, написанное двустишиями», от еХеуеод -«жалобная песнь»). В первоначальном значении - траурное музыкально-поэтическое произведение. В музыке Х1Х-ХХ вв. — инструментальная или вокальная пьеса печального, меланхолического характера»7.
В энциклопедическом словаре «Музыка» читаем: «Элегия - в античной Греции песнь траурного или какого-либо иного содержания в сопровождении авлоса8, состоящая из так называемых элегических дистихов. В дальнейшем в Древней Греции и. Риме элегия - лирическая песнь размышление с преобладанием оттенка печали. Как самостоятельный музыкальный жанр известна с 17 в. В кон. 18 - нач. 20 вв. в русской музыке
3 Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. И.А.Елисеев, Л.Г.Полякова. - М., 2002.-С.378.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. -М.: Практика, 2001. - С. 1042.
8 Авлос - духовой инструмент, представлявший собой две трубки из тростника, дерева, кости или металла. распространена вокальная элегия, связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски. С сер. 19 в. развивается инструментальная элегия, обращение к которой становится характерным для русских композиторов»9.
В музыкальной энциклопедии отмечается «изначальная синкретичность жанра», называются черты, присущие поэтической элегии римского периода, сентиментализма и романтизма, а также некоторые особенности русской вокальной элегии: «Русский элегический романс, как правило, представляет собой вокальный монолог с характерным-соединением в мелодике песенно-романсных и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фортепианной фактурой»10.
Предпринятый обзор показывает, что словари содержат ценную для исследователя информацию ориентирующего характера. Примечательно, однако, что авторы не дают точного определения^ жанра. Почему? Элегия на своем пути претерпела ряд трансформаций, участвовала в процессах межжанровых взаимодействий, и- потому дать однозначное определение, отграничивающее её от- других жанров лирики, на данном этапе нельзя. И не случайно, С.Н.Бройтман полагает, что элегия - свободный жанр11. Такая атрибуция отнюдь не исключает возможности в той или иной степени раскрыть её сущность и выявить характерные особенности.
В отечественном музыкознании элегия обычно рассматривается в русском композиторском исполнении. Чаще она фигурирует в трудах различного содержания и направленности, наряду с вокальными
9 Музыка. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.В.Келдыш. - М.: НИ «Большая Рос. энциклопедия». - М.:1998. - С. 652.
10 Музыкальная энциклопедия/ Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - Т.6. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.-С.546.
11 Теория литературы. В 2т.: Уч. пособие/ под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Academia, 2004. - Т.2 - С.Н.Бройтман Историческая поэтика. - С. 199. сочинениями других, жанров. Б.Асафьев12, Т.Ливанова13, Ю.Келдыш14, О.Левашева15, Е.Ручьевская16, И.Степанова17 привлекают внимание к истокам элегии в России, к тем или иным конкретным произведениям, на их примере демонстрируя особенности мелодики, формы, фортепианного сопровождения, связи музыки и слова. В работах «Русский классический романс XIX века» и «Мастера советского романса» В.А.Васина-Гроссман трактует образцы русских и советских элегий как отдельные точки на пути развития жанра18.
В последние десятилетия появились специальные работы, посвященные жанру элегии. Это глава «Русская вокальная элегия, её строй и философия» в исследовании Е.Е.Дурандиной «Камерные вокальные жанры в русской музыке Х1Х-ХХ веков: Историко-стилевые аспекты»19 и статьи Н.Пилипенко «О чуде русской элегичности»20, О.В.Сальниковой «О некоторых особенностях музыкального языка русской элегии первой
21 22 половины XIX века» и О.Хвоиной «Элегия в творчестве А.Алябьева» .
В музыковедении специальных работ, соотносящих элегичность с
10
См. Асафьев Б. Русский романс// Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начало XX века).
Л.: Музыка, 1968.- С. 55 - 99.
13 Ливанова Т.В. Русская музыкальная культура в её связях с литературой, театром и бытом. - Т.2 - М., 1953.
14 Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. — М., 1965.
15 Левашева O.E. Романс и песня// Очерки по истории русской музыки 1790-1825/ Под. ред М. Друскина и Ю. Келдыша. - М., 1956.
16 Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960.
17 Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. - М., 1999.
I Я
Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. — М., 1956.
19 Дурандина Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX — XX веков. Историко-стилевые аспекты: Исследование/ РАМ им. Гнесиных. - М., 2005.
ОП
Пилипенко Н. О чуде русской элегичности/ Н. Пилипенко// Музыкальная академия. -2000. -№1. - С.170-177.
91
Сальникова О. В. О некоторых особенностях музыкального языка русской элегии первой половины XIX века// Актуальные проблемы современного музыкознания глазами молодых музыковедов: Сб-к ст. аспирантов Уральской государственной консерватории/ Ред.-сост. Н. А. Вольпер, канд.иск-я, профессор. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. консерватории, 2000. - С.'99-127.
22 Хвоина О. Элегия в творчестве А.Алябьева// О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. Науч. тр. Сб. 3. -М., 1993. - С. 5-24. особенностями русского менталитета, не существует. Приближается к этой проблеме лишь Н.Пилипенко, указывая на востребованность элегии и элегичности русской музыкой и русской культурой. Элегичность, например, она видит «качеством русского тематизма», предпринимает попытку выявить стереотипы жанра. Вопрос о связи элегичности с русским менталитетом остается открытым.
Е.Е.Дурандина, прибегая к понятию «элегическое начало», привлекает как произведения названные элегиями, так и романсы «элегического круга». Прослеживая историю жанра в русской литературе и музыке, Е.Е.Дурандина выделяет круг характерных, с её точки зрения, средств музыкальной выразительности - «стилевых признаков». К основным она относит «типическую фактуру с повторяемыми (нередко триольными) фигурами», «сентиментальную чувствительность и драматизм интонаций» (нисходящие секунды и задержания, опевания тоники)23. Данные средства, однако, представлены не только в элегиях, но и в других романсах с лирической тематикой. Следовательно, они не могут быть единственными признаками элегической разновидности жанра. Вероятно, поэтому исследователь к отличительным приметам жанра относит определенные содержательные моменты и поэтические мотивы стихотворных текстов. Тем самым подчеркивается преобладающее значение внемузыкальных средств в распознавании жанра. Остается неясным - какие же средства «обеспечивают» существование инструментальной элегии.
О.В.Сальникова стремится выявить особенности русской элегии первой половины XIX века24 и устанавливает ряд средств, ранее выделенных у Е.Дурандиной. Однако достигнутый результат не убедителен, поскольку даже в элегиях А.Алябьева, согласно выводам, сделанным в статье
23 Дурандина Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX - XX веков. Историко-стилевые аспекты: Исследование/ РАМ им. Гнесиных. - С.32.
24 Сальникова О.В. О некоторых особенностях музыкального языка русской элегии первой половины XIX века.
О.Хвоиной «Элегия в творчестве А.Алябьева» ~ , перечисленные средства отсутствуют.
Предпринятый обзор музыковедческой литературы явно свидетельствует о вспыхнувшем интересе ученых к элегии и элегичности. Но он и убеждает: существующие наработки являют собой по-преимуществу набор фактов, признаков, а также соображений по поводу вокальной элегии. Будучи ценными для науки, они, однако, не представляют жанр с той или иной степенью полноты, в том или ином аспекте, не осмысливают явление элегичности и не объясняют его значительное влияние на русскую музыку, да и художественное искусство в целом. Сказанное означает, что актуальная тема «Элегия и элегичность в русской музыке XIX века» не только не исчерпана музыкознанием, но в том объеме и ракурсе, какие соответствуют её значению в русской культуре, еще и не разрабатывалась.
В настоящей диссертации учитываются вышеприведенные обстоятельства и сообразно им ставится цель: исследовать взаимозависимые феномены - функционирующий в русской музыке XIX века жанр элегии с точки зрения его топики и модус элегичности, раскрыв его сущность и роль в русском музыкальном искусстве.
Цель предписывает решить следующие задачи:
• обнаружить истоки элегии, крупным планом показать генезис, а также процесс формирования её музыкальной разновидности;
• проследить предысторию и историю жанра элегии в России второй половины XVIII - XIX веков;
• раскрыть сущность элегичности на примере русской культуры и позиционировать понятие «элегия» и «элегичность» по отношению друг к другу; установить существует ли связь между элегическим началом и русской ментальностью;
• выявить элегическую топику в вокальных и инструментальных сочинениях русских композиторов;
25 Хвоина О. Элегия в творчестве А.Алябьева.
• рассмотреть творчество П.И.Чайковского в свете элегии и элегичности и выявить, как соотносятся элегическое и национальное в творчестве композитора.
Теоретико-методологические основания исследования. Научная позиция автора диссертации оформилась под влиянием разработок отечественных и зарубежных ученых. Существенной была роль интонационной теории Б.Асафьева, обогащенной его последователями М.А.Арановским, В.В.Медушевским, Л.Н.Шаймухаметовой.
Представления о жанре складывались прежде всего благодаря трудам «Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы» А.Н.Сохора, «Стиль и жанр в музыке» Е.В.Назайкинского и «Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра» А.Г.Коробовой.
А.Г.Коробова в дазванном фундаментальном труде изучала пастораль, в чем-то соприкасающуюся с элегией, используя диахронный и синхронный подходы, и на этой основе создала целостную концепцию функционирования жанра. Апробированные на родственном материале принципы были взяты на вооружение автором настоящей работы и реализованы им в соответствии с масштабами кандидатской диссертации и спецификой её целей и задач. Продуктивным по результатам оказалось и привлечение категорий «модус»и «топос», эффективно «работавших» в исследовании А.Г.Коробовой.
Понятием «модус» оперируют разные науки: литературоведение, искусствоведение, музыкознание. В музыке оно получило многозначную трактовку: в широком смысле - это эмоциональное состояние, в узком — категория ладового мышления, ритмическая или интонационная модель. Е.В.Назайкинский, первым разрабатывавший в отечественной музыкальной науке теорию модуса и модальности, понимал модус достаточно широко: и как «образную тональность»" , и «определенное эмоционально окрашенное состояние музыки в каждый данный момент ее развертывания»27, и характеристику, которая отражает сиюминутное состояние предмета, находящегося в движении». При исследовании элегичности в музыке представляется целесообразным использовать понятие «модус» дляобозначения эмоционального состояния, настроения, состояния души.
Наиболее точно характеризующим сущность термина «топос» (от греч. «место»), корни которого уходят в античную риторику, представляется значение, введенное в литературоведение Э.Р. Курциусом: «твердые клише или схемы мысли и выражения», «запечатленные формулы, фразы, обороты, цитаты, стереотипные образы, эмблемы, унаследованные мотивы, технические способы упорядочения и исполнения для определенных задач и требований в типичных ситуациях (например, прощание, похвала, 28 утешение)» . В отечественном музыковедении «топос» и «топика»
ТО совокупность топосов) уподобляются Л.Кириллиной понятиям "характерный тематизм", "типичные обороты", "интонации", "образы", "сферы". Топика на уровне содержания включает в себя особенности образности, сюжетных и тематических линий, свойственных какому-то автору, произведению или стилю, на уровне музыкальных средств -тематизм, интонационность, жанровость, тональную семантику, оркестровку, фактуру. Следуя по пути исследовавшей топику пасторали А.Г.Коробовой, автор данной работы выделяет и литературные, и музыкальные топосы элегии.
Ключ к постижению сути элегичности - её роли в-русской культуре и связи с русским национальным характером предлагает литературоведение, и
Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - С. 11.
27 Там же. - С. 193.
28
Цит. по: Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С.468.
29 Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. -М.: Московская консерватория, 1996. это неудивительно, поскольку в России жанр оформился сначала в литературе. Еще в XIX веке В.Кюхельбекер наметил основные направления исследования элегии: отметил факт её востребованности и предпринял попытку выделить литературные модусы и топосы. В XX веке первую линию, намеченную Кюхельбекером, продолжают В.Э.Вацуро31 и А.И.Осипов32, вторую - Е.Рогова в диссертационном исследовании «Элегический модус художественности в литературном произведении» (М., 2005).
Весьма перспективен для данной диссертации подход С.Н.Бройтмана33. Рассматривая элегию как «свободный жанр», исследователь связывает его специфический жанровый показатель с категориями времени и пространства. Точнее - с соотношением кругового и векторного времени и определенных пространственных характеристик. Ориентируясь на заданные координаты, опорные для картины мира, можно приблизиться к решению проблемы отношений «элегичность и национальное восприятие мира (русский менталитет)».
Историко-теоретическую концепцию и связанную с нею реконструкцию менталитета на базе музыкальных произведений предлагает Н.В. Чахвадзе в монографии «Россия и Восток: ментальность, отраженная в искусстве» 34. Базисные положения теории координируются с параметрами времени и пространства. В данной диссертации автор использует и полученные Н.В.Чахвадзе результаты, и разработанную ею методику.
Кюхельбекер В. К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие// В. К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. - JL, "Наука", 1979. -С.3-16.
31 Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». - СПб.: Наука, 1994.
32 Осипов А.И. Элегический модус лирики первого послевоенного поколения (середина 1960-х годов): Автореф.;.канд. филол. наук. - Тюмень, 2004.
33 Теория литературы. В 2т.: уч. пособие/ под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Academia, 2004. - Т.2 - С.Н.Бройтман Историческая поэтика. , .
34 Чахвадзе Н. Россия и Восток: ментальность, отраженная в искусстве/Магнит, гос. консерватория. - Магнитогорск, 2009.
Последняя используется для решения проблемы определения связи элегичности с русским мировосприятием.
Тема диссертации и поставленная цель обусловили комплексный подход, сочетающий в диссертации взаимосвязанные приемы анализа, сравнения, описания, обобщения с принципом историзма и элементами системного метода.
Сравнение использовалось в качестве основополагающего приема на разных стадиях работы: на этапе, когда отбирался материал, показательный для освещения связанных с жанром диахронных процессов в западноевропейской и русской музыке, и на стадии, когда отобранные и проанализированные произведения сравнивались с целью установить литературную и музыкальную топику жанра.
Анализ сначала выполняется в целях отбора произведений с теми или иными показательными чертами. И уже в виде аналитических описаний произведения экспонируются в разных главах диссертации. Описание же вместе со сравнением позволяет обобщить аналитические данные.
Принцип историзма привлекается во всех главах работы. Благодаря его применению элегия репрезентируется как жанр, обнаруживающий качественные изменения на разных этапах своей истории в западноевропейской и русской музыке. С учетом данного принципа удалось, например, интерпретировать специфику появления жанра элегии в русской музыке: как жанр она рождается в лоне русской лирической песни, которая испытывает воздействие литературной элегии, одновременно перерабатывая на свой, русский лад европейские влияния.
Под элементами системного метода, действующими в диссертации практически на всем протяжении, понимается исследование элегии в контексте литературы и искусства. Именно этот контекст привлекает внимание к элегическому модусу как одному из начал, объединяющих русское искусство и обусловливающих его своеобразие.
Источниковую базу диссертации составили:
• работы ученых музыковедов Т.Гайдамович, Д.Житомирского, И.Земцовского, К.Зенкина, Ю.Келдыша, О.Левашовой, Т.Левой, В.Конен, Т.Ливановой, М.Лобановой, Л.Мазеля, Е.Ручьевской, Н.Спектор, И.Степановой, В.Цуккермана, О.Шелудяковой, Б.Яворского и литературоведов М.Бахтина, В.Вацуро, К.Григорьян, Ю.Лотмана, Л.Гинзбург, О.Фрейденберг, Л.Фризмана, включающие тот фактологический материал, который был необходим для воссоздания пути, пройденного жанром элегии в западноевропейском и русском искусстве;
• различные по жанру исследования - монографии, учебники и учебные пособия, посвященные русской вокальной лирике (эта литература уже рассматривалась во Введении); о С
• труды историков, литературоведов, философов В.Ключевского , in -JQ ДА
И.Ильина , Н.Бердяева , Д.Лихачева , Г.Гачева , Ж. Нива , в которых содержатся наблюдения и заключения об особенностях русского национального характера.
Материалом диссертации стали литературные и музыкальные элегии - вокальные и инструментальные, представляющие западноевропейскую и русскую традиции. Изучались, кроме того, те сочинения русских композиторов, которые не имели соответствующего жанрового подзаголовка, но были отобраны автором на основании собственного ощущения их принадлежности к элегическому модусу и эмоциональных впечатлений музыкантов' (в основном музыковедов), в разной форме
35 Ключевский В.О. Курс русской истории. -М., 2003.
36 Ильин И. С. Русская идея// Вестник Новгородского государственного университета, 2004.-№27-С. 78-82.
37 Бердяев H.A. Самопознание. - Харьков: «Эксмо-пресс», 1998. ^
38 Лихачев Д. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. - Т. 2. -Л.: Худож. лит., 1987.
Гачев Г. Национальные образы мира. — М.: Сов. Писатель, 1988.
40 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.- М.: Издательство "Высшая школа", 1999. публикации, письма' и др.) реагировавших на произведения русских композиторов.
Научная новизна работы. Диссертация содержит результаты, ранее не фигурировавшие в музыкальной науке. Впервые:
• выявлен архетип элегии - похоронный ритуал;
• элегия репрезентирована как исторически изменчивый феномен;
• конкретизировано понятие «модус элегичности» и определена специфика его русской разновидности;
• выделен комплекс элегической топики с его стабильными и мобильными компонентами;
• соотнесены понятия «элегическое» и «национальное» в творчестве П.И.Чайковского.
Практическое значение работы заключается в возможности использовать её материалы в вузовских курсах истории отечественной и зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, а также в исследованиях, посвящаемых судьбе и роли элегии в XX веке, её связям с различными жанрами музыки и другими видами искусств.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав и Заключения. В первой главе выявлены истоки элегии и дана историческая ретроспектива жанра. Во второй главе прослеживается эволюция элегии в XIX веке. В третьей исследованы модус русской элегичности и топика русской элегии. В четвертой главе представлено творчество П.И.Чайковского, рассматриваемое в связях с элегией и элегичностью. В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения жанра.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века2009 год, доктор филологических наук Боровская, Анна Александровна
Камерно-вокальное творчество С.В. Рахманинова2006 год, кандидат искусствоведения Русанова, Нэля Абдулхаковна
Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко2006 год, кандидат искусствоведения Куреляк, Анна Александровна
Формирование творческого метода в ранних симфониях А.К. Глазунова2004 год, кандидат искусствоведения Владимирова, Ольга Александровна
Хоры a cappella Сергея Слонимского2009 год, кандидат искусствоведения Равикович, Лидия Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Маричева, Ирина Владимировна
Заключение
Рассмотрев элегии и произведения, воплощающие элегический модус в русской музыке XIX века, мы можем сделать ряд выводов. Элегия, сложившись как жанр в западной Европе, была усвоена русской культурой в пору, когда она активно впитывала европейские влияния. Но в русском искусстве жанр получил претворение в соответствии с особенностями национального мышления. В результате «переинтонирования» он органично включился в контекст русской музыки, прочно утвердился на отечественной почве в XIX столетии. Доказательством этого служат поразительные по силе эмоционального воздействия примеры в музыке, литературе, живописи.
Элегия и элегическое начало не случайно привлекли к себе внимание русских. композиторов. Жанр сохранил память о своем прошлом, что проявилось в воссоздании идущих от похоронного ритуала образов двух миров, ситуации «пребывания» на грани между ними. К семантическим составляющим элегии и элегического модуса относятся топос «элегического времени», эстетизация чувства, рефлексия, созерцательность. Их комплекс позволил художникам разных эпох и стилевых направлений выразить специфически русское переживание обусловленного географическими реалиями России хронотопа. Думается, что естественное вхождение элегии в русскую музыку объясняется и другими причинами: значимая роль в комплексе музыкально-выразительных средств жанра интонационной топики, характерное для элегии широкое мелодическое развитие отвечало мелопейной (термин В.Холоповой) природе русской музыки. Жанр отличался «гибкостью», обладал известной степенью свободы в выборе средств, что позволяло многим авторам именно в нем проявить свою индивидуальность (фортепианные элегии С.Рахманинова и А.Аренского), ответить на запросы времени (элегии памяти известных деятелей во второй половине XIX века), сообразоваться с теми или иными стилевыми установками (проявление черт неоклассицизма, «изображенного жанра» в романсе С.И.Танеева «Когда кружась осенние листы»).
В западной Европе литературная элегия первой выделилась из синкретической целостности, свойственной жанрам древности. Она опережала в своей эволюции музыкальную, служила для нее ориентиром в плане содержательных топосов (мотивы одиночества, утраты идиллии, сожаления, сна, воплощение амбивалентности чувств). В России появлению музыкальной элегии также предшествовала литературная, наиболее ярко представленная в творчестве А.Сумарокова, В.Жуковского, А.Пушкина и других. Но далее, особенно во второй половине XIX столетия происходило взаимовлияние музыки, литературы и живописи, способствующее динамичному развитию жанра. Элегический взгляд на мир утвердился как один из характерных ракурсов его национального видения. Вероятно, именно этим объясняется особая любовь русского человека к музыке П.Чайковского, С.Рахманинова, полотнам И.Левитана, В.Борисова-Мусатова, прозе А.Чехова.
В первой половине XIX столетия основной сферой для элегии и элегичности был романс. В вокальной музыке воспринятая элегическая топика (литературная и музыкальная) трансформировалась на русский лад, произошло её обогащение интонациями «российской песни» и фольклора.
Во второй половине столетия усиливается влияние элегии и элегичности на камерно-инструментальное творчество (трио Чайковского, Рахманинова, Аренского), симфоническую музыку («Элегия» из «Серенады для струнного оркестра» и симфонии Чайковского) и оперу («Евгений Онегин»); проникает это влияние и в балет («Лебединое озеро»). К сочинениям Чайковского, Аренского, Рахманинова и других авторов протягивается нить, связавшая их с произведениями Глинки («Патетическое трио»), - так рождается традиция, устремленная в XX век.
В XX столетии при сохранении основных топосов элегии степень индивидуализации в её претворении увеличивается, что проявляется на уровне образов, драматургии, технико-стилевых и тембровых решений. Так, об одиночестве, уходе в небытие целой эпохи «рассказывает» в своих симфонических опусах и романсах Н.Мясковский. «Обыгрывает» жанровую модель элегии И.Стравинский, создавая в опере «Мавра» образ гусара. Он же в Элегии для альта соло аккумулирует интеллектуальное и эмоциональное начала. Показательно, что последнее ассоциируется с выявленным в исследовании жанровым архетипом элегии - плачем-причетом. В «Элегии памяти Дж.Ф.Кеннеди» Стравинский использует необычный тембровый состав (баритон и три кларнета) и додекафонную технику. Для Д.Шостаковича в поздний период творчества элегия становится символом, воплощающим представления человека о жизни и смерти в их неразделимости. Неоромантические тенденции как ответная реакция на увлечения авангардизмом проявились в Концерте-элегии для виолончели с оркестром Р.Леденёва.
Перспективы дальнейшего изучения элегии и элегичности видятся в рассмотрении ряда аспектов, пунктиром намеченных в данном исследовании. Несомненно, предметом специальных исследований станет судьба русской элегии и элегичности в XX веке, поводом к чему служат созданные во второй половине столетия "Симфония элегий" для двух скрипок, струнного оркестра и ударных Вяч. Артемова, цикл «Сычуаньские элегии» Н. Сидельникова, цикл «Екатеринбургские элегии» В. Кобекина.
Музыкальная наука должна продолжить изучение феноменов элегии и элегичности и в других направлениях. Заслуживают внимания такие проблемы жанра как индивидуальное авторское претворение музыкального языка элегии, вопрос иерархии музыкальной топики. Интересным было бы представить элегию в стилевом контексте музыки XX века, а также в связях с другими жанрами, эпическим и драматическим родами искусств. Отдельным ракурсом может стать рассмотрение преемственности элегии с русской плачевой культурой и взгляд на неё свете контактов с русским крестьянским и городским фольклором.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Маричева, Ирина Владимировна, 2010 год
1. Альшванг, А. А. Опыт анализа творчества П.И. Чайковского (1864— 1978) Текст./ А. А. Альшванг. М.;Л.: Музгиз, 1951.-256 с.
2. Анализ вокальных произведений: Учеб.пособие Текст. / Под ред. О.Кол овского- Л.: Музыка, 1988. - 349 с.
3. Античная литература. Учебник для педвузов Текст. / Под ред. А. А. Тахо-Годи. Изд. 4-е, пересмотренное. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
4. Античность и современность Текст./ Ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Изд-во Наука, 1972. - 504 с.
5. Античное наследие в культуре России/ Под. ред. Г. С. Кнабе М.,1996. -260 с.
6. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998.-342 с.
7. Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советсткой музыке 1960-1975 годов: исследовательские очерки Текст. / М. Г. Арановский. — Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
8. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке/ М. Г. Арановский// Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-45.
9. Артемьева, Т. В. История метафизики в России XVIII века Текст. / Т. В. Артемьева. СПб.: Алтейя, 1996. - 320 с.
10. Ю.Асафьев, Б. М.И.Глинка Текст. /Б. Асафьев Л.: Музыка, 1978. - 311 с. П.Асафьев, Б. «Евгений Онегин»: Лирические сцены П.И. Чайковского: Опыт интонационного анализа стиля и муз. драматургии [Текст] / Б. Асафьев. - М.: Музгиз, 1944. - 89 с.
11. Асафьев, Б. Композиторы первой половины XIX века Текст. / Б. Асафьев // Избранные труды. М., 1955. - Т.4. - С. 39-59.
12. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация Текст. //Асафьев Б. Избранные труды. М., 1957. - Т. 5 - 388 с.
13. Асафьев, Б. О музыке П.И.Чайковского. Избранное Текст. / Б.Асафьев.- Л.: Музыка, 1972. 376 с.
14. Асафьев, Б. О русской песенности Текст. // Асафьев Б. Избранные труды.-М., 1955. Т.4. - С.75 - 84.
15. Асафьев, Б. «Пиковая дама» Текст. / Б.Асафьев// Симфонические этюды/ Общ. ред. и вступит, ст. Е.Орловой. Л.: Музыка, 1970. - С.158-193.
16. Асафьев, Б. Русская музыка (XIX и начала XX века) Текст. / Б.Асафьев.- Л.: Музыка, 1968,- 324 с.
17. Ауэрбах, Л. Д. Трио Чайковского «Памяти великого художника»: Путеводитель Текст. / Л.Д. Ауэрбах. -М.: Музыка, 1977. 60 с.
18. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов Текст. / А.К.Байбурин.- СПб., Наука, 1993. 340 с.
19. Балабанович, Е. Чехов и Чайковский Текст. / Е 3. Балабанович. М.:1978.- 186 с.
20. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет Текст. / М.Бахтин.-М.: Худ. лит., 1975. 502 с.
21. Бахтин, М. Эстетика словесного творчестваТекст. / М. Бахтин М.,1979.-424 с.
22. Бердяев, H.A. Самопознание Текст. / Н.А.Бердяев. Харьков: Эксмо-пресс, 1998.-620 с.
23. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры Текст. / Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова.- М.: ВЛАДОС, 2002. 4.2. - 400 с.
24. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов Текст. / Ю.Б. Борев. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 575 с.
25. Буало, Н. Поэтическое искусство Текст. / Пер. с фр. Э.ЛЛинецкой. Ред. А. Смирнова.-М., 1957.-231 с.
26. Васина-Гроссман, В.А. Вокальные формы Текст. / В.А.Васина
27. Гроссман М., 1960. - 39 с.
28. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово Текст.: В 3 ч/ В.А.Васина-Гроссман. -М.: Музгиз, 1972-1978.
29. Ч. 1. Ритмика. -М., 1972. 152 с.
30. Ч. 2. Интонация.,4. 3. Композиция. 1978. - 368 с.
31. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века Текст. / В. А. Васина-Гроссман. М., 1956. - 352 с.
32. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа» Текст. / В.Э.Вацуро. СПб., 1994. - 238 с.
33. Виппер, Б. Введение в историческое изучение искусства Текст. / Б. Виппер. М., 2004. - 580 с.
34. Волошин, М. Лики творчества Текст. / М.Волошин. Л., 1988. - 234 с.
35. Воробьева, И. А. Психосемантический анализ переживания тоски Текст.: Автореферат . .канд. психол наук. Хабаровск, 2006. - 25 с.
36. Воронцова, И.В. М.И.Глинка: к истокам певческого строя русской музыки Текст. // М.И.Глинка. Личность. Музыка. История: Мат. Всерос. конф. Смоленск, 2005. - Вып. 1. - С. 63-72.
37. Воспоминания о Чайковском Текст. / Сост.: Е. Бортникова, К. Давыдова, Г. Прибегина. М., 1962. - 457 с.
38. Гайдамович, Т. Русское фортепианное трио Текст. / Т. Гайдамович. -М., 1994-263 с.
39. Гаспаров, М.Л. Очерк истории европейского стиха Текст. / М.Л.Гарпаров. -М.: Наука, 1989.-304 с.
40. Гачев, Г. Национальные образы мира Текст. / Г. Гачев- М.: Сов. писатель, 1988.-398 с.
41. Гачев, Г. Ускоренное развитие литературы (на примере болгарской литературы первой половины XIX века) Текст. / Г.Гачев. М.: Наука, 1964. -311 с.
42. Головинский, Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX -XXвеков: Очерки Текст. / Г. Головинский. -М.: Музыка, 1981. 279 с.
43. Гинзбург, Л. О лирике Текст. / Л.Гинзбург Л., 1974. - 408 с.
44. Григорьян, К. М. Пушкинская элегия: (национальные истоки, предшественники, эволюция) Текст. / К. М. Григорьян; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1990. - 255, [2] с.
45. Григорьян, К. Н. Ультраромантический род поэзии (К истории русской элегии) Текст. / К. Н. Григорьян // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. -С.79-117.
46. Гуковский, Г. А. К вопросу о творческом методе Блока Текст. // Гуковский Г.А. Литературное наследство. М., 1980. -Т.92, 4.1. - С.80-81.
47. Грубер, Р. История музыкальной культуры Текст. / Р. Грубер- М.;Л.: Музгиз, 1941. Том Г: С древнейших времен до конца XVI века. Часть 2. -514 с.
48. Грубер, Р. История музыкальной культуры Текст. / Р.Грубер.- М.: Музгиз, 1953,- Том II, Ч. 1. 414 с.
49. Грубер, Р. История музыкальной культуры Текст. / Р.Грубер. Том II, Ч.2.- М.: Музгиз, 1959. - 492 с.
50. Дневники П.И.Чайковского, 1873-1891 Текст. / П.И.Чайковский; Репринт, воспроизведение. СПб.: ЭГО: Сев. олень, 1993. - 294 с.
51. Дуков, Е. Концерт в истории западноевропейской культуры Текст. / Е.Дуков. М.: Классика—XXI: 2003. - 256 с.
52. Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского Текст. / Е. Е. Дурандина. М. : Музыка, 1985. - 198,[2] с.
53. Дурандина, Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX -XX веков. Историко-стилевые аспекты: Исследование Текст. / Е. Е. Дурандина / РАМ им. Гнесиных. М., 2005. - 240 с.
54. Елисеев, И. А., Полякова, Л. Г. Словарь литературоведческих терминов Текст. / И.А.Елисеев, Л.Г.Полякова. Ростов н/Дону, 2002. - 320 с.
55. Доброхотов, Б.В. А.Алябьев. Творческий путь Текст. / Б.В.Доброхотов.-М., 1966.-319 с.
56. Евлампиев, И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблемы бессмертия Текст. / И.И Евлампиев // Вопросы философии. — 1998. -№3. С. 18-34.
57. Жирмунский, В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / Отв. ред. Е.М.Левин, Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1977 - 407 с.
58. Житомирский, Д. Балеты Чайковского Текст. / Д. Житомирский. М.: Музгиз, 1950. - 156 с.
59. Захарова, О. Музыкальная риторика XVII первой половины XVIII века Текст. / О.Захарова// Проблемы музыкальной науки: Сб.Статей. - М.: Сов. композитор, 1975. -Вып.З. - С. 345^106.
60. Ильин, И. С. Русская идея Текст. / И.Ильин // Вестник Новгородского государственного университета, 2004. № 27. — С. 78-82.
61. История русской музыки: В 10 т. М.: Музыка, 1984. - Т.2., XVIII век / Авт.тома Ю.В.Келдыш, О.Е.Левашова. -336 с.
62. История русской музыки в нотных образцах/ Под. ред. С.Л.Гинзбурга. -М., 1968.-Т. 1.-480 с.
63. Казанцева, Л. Автор в музыкальном содержании: Монография Текст. / Л.Казанцева. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1998. - 248 с.
64. Казанцева, Л. Образ автора в музыке: психологический аспект Текст. / Л.Казанцева // Вопросы музыкального содержания: сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1996. - Вып. 136. - С.57- 80.
65. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество: Уч. Пособие Текст. / А.Ф.Камаев, Т.Ю.Камаева. М.: Изд. центр «Академия» , 2005. - 304 с.
66. Кандинский, В. О-духовном в искусстве Текст. / В. Кандинский. М., 1992.- 109 с.
67. Кириллина, Л. Метаморфозы менуэта Текст. / Л. Кириллина// Муз. академия. 1992. - №4. - С.83-94.
68. Климовицкий, А.И. Заметки о Шестой симфонии Чайковского. К проблеме: Чайковский на пороге XX века Текст. / А.И.Климовицкий// Проблемы музыкального романтизма. Л., 1987. - С. 109-129.
69. Климовицкий, А.И. Отзвуки русского сентиментализма в пушкинских операх Чайковского Текст. / А.И.Климовицкий//Муз. академия. 1995. -№1. - СЛ 67—178.
70. Ключевский, В.О. Курс русской истории Текст. / В.О.Ключевский. -М., 2003.-487 с.
71. Кочик, О.Я. Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова Текст. / О.Я.Кочик. М. Искусство, 1980. - 234 с.
72. Козубовская, Г.П. Поэзия А. Фета и мифология Текст. / Г.П.Козубовская. -Барнаул-Москва, 1991.-218 с.
73. Конен, В. Театр и симфония Текст. / В.Конен. М., 1975 - 376 с.
74. Конен, В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX векаТекст. / В.Конен. М.: Музыка, 1994. - 160 с.
75. Конен, В. Этюды о зарубежной музыке Текст. / В.Конен. М.: Музыка, 1975.-480 с.
76. Коробова, А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность Текст. / А.Г.Коробова. — М.: Моск. гос. консерватория, 2007. 173 с.
77. Коробова, А.Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра Текст. / А.Г. Коробова. — Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М.П.Мусоргского, 2007. 656 с.
78. Коробова, А. Рождение пастурели трубадуров из духа средневековой куртуазии (опыт жанрового анализа) Текст. / А.Коробова // Старинная музыка. -2005. -№3,4. С.8-16.
79. Кюхельбекер, В. К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие Текст. // В. К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., "Наука", 1979. - С.3-16.
80. Левашева, O.E. Романс и песня Текст. // Очерки по истории русской музыки 1790-1825/ Под. ред М. Друскина и Ю. Келдыша. М., 1956. - С. 90131.
81. Левая, Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т.Левая. М.: Музыка, 1991. - 294 с.
82. Ливанова, Т.В. Западноевропейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств: Исследование Текст. / Т. В. Ливанова. -М.:Музыка, 1977. - 528 с.
83. Ливанова Т.В. История зарубежной музыки до 1789 года /Т.В.Ливанова. -М. 1983.-Т. 2.-696 с.
84. Ливанова, Т.В. Русская музыкальная культура в её связях с литературой, театром и бытом Текст. / Т.В.Ливанова. Т.2 - М.: Музгиз,1953. - 475 с.
85. Липин, С.А. Загадки русской души Текст. / С.А.Липин // Русская культура и мир: Тез. докл. науч. конф. Ч. 1. - Н. Новгород , 1994. - С.83— 87.
86. Лихачев, Д. С. Заметки о русском Текст. // Лихачев Д. С. Избранныеработы в трех томах. Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 2. — С. 418-494.
87. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы X XVII вв Текст. / Д.С.Лихачев. -М., 1973.-253 с.
88. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность Текст. / М.Н. Лобанова. М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.
89. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре Текст. / Ю. Лотман. СПб., 1994.-399 с.
90. Лотман, Ю.М. Пушкин. Статьи и заметки. 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарий Текст. / Ю.М.Лотман. СПб. 1995. - С. 266-280.
91. Львов-Прач, И. Собрание народных русских песен с их голосами Ноты./ Под ред. и со вст. словом В.Беляева. М.: Музгиз, 1955. - 350 с.
92. Мальчукова, Т. Г. Античные традиции в русской поэзии: Учебное пособие по спецкурсу Текст. / Т. Г.Мальчукова. Петрозаводск, 1990. - 105 с.
93. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики Текст. / Л.Мазель. -М.: Сов. Композитор, 1978. -368 с.
94. Мазель, Л. Заметки о мелодике романсов М. И. Глинки Текст. / Л.Мазель //Памяти М. И. Глинки 1857-1951тг. Исследования и материалы. -М., 1955.-С. 80-114.
95. Мазель, Л. О мелодии Текст. / Л.Мазель М. : Музгиз, 1952. - 300 с.
96. Мазель, Л. Роль секстовости в лирической мелодике Текст. // Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982.-С. 55-79.
97. Медушевский, В. Как устроены художественные средства музыки? Текст. / В.Медушевский // Эстетические очерки: Сб. ст.-М., 1977. Вып. 4 -С. 79-114.
98. Медушевский, В. О музыкальных универсалиях Текст. / В. Медушевский // С.С. Скребков: статьи и воспоминания / [сост. Д. А.
99. Арутюнов. — М.: Сов. композитор, 1979. С. 176 — 213.
100. Медушевский, В. О закономерностях и средствах воздействия музыки Текст. / В.Медушевский. -М.: Музыка, 1976. -254 с.
101. Медушевский, В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия Текст. / В.Медушевский // Сергиевские чтения 1. О русской музыке. Науч. тр. МГК. -М., 1993. - Сб. 4. - С. 14-22.
102. Михайлов, М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты Текст. / Сост., ред. и примеч. А. Вульфсона; Вступит, ст. М. Арановского. JL: Музыка, 1990.-288 с.
103. Мифологический словарь Текст. / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1991. - 736 с.
104. Мишурова, JI.A. Русский бытовой романс XVIII-XIX веков Текст. / JI. А. Мишурова // Русская музыка в контексте мировой музыкальной культуры: к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. Магнитогорск, 2005. - С.134—136
105. Моисеев, Г.А. Трио П.И. Чайковского «Памяти великого художника»: опыт анализа художественной концепции Текст. / Г.А.Моисеев. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2005. - 124 с.
106. Музыкальный Петербург. XVIII век: Энциклопедический словарь Текст. / Рос. ин-т истории искусств; Отв. ред. A.JT. Порфирьева. СПб.: Композитор, 2000. - Посвящ . 300-летию Санкт-Петербурга. — Т. 1, кн. 3: Р-Я. - 326 с.
107. Музыкальный словарь Гроува Текст. Пер. с англ.// Ред. и доп. А.О.Акопяна. -М.:Практика, 2001 1095 с.
108. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.
109. Назайкинский,. Е.В. Русское в русской музыке Текст. / Е.В.Назайкинский // Сергиевские чтения -1.0 русской музыке. Науч. тр. МГК. М., 1993. - Сб. 4. - С.9-13.
110. Назайкинский, E.B. Стиль и жанр в музыке Текст. / Е.В.Назайкинский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -. 248 с
111. Народное музыкальное творчество: Учебник/ Отв. Ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. — 316 с.
112. Наумов, A.B. Двести лет траурного марша Текст. / A.B. Наумов -М., 2001.- 192 с.
113. Немировская, И. Выразительное значение жанровых сплавов и трансформаций в симфониях Текст. / И. Немировская // П.И.Чайковский: вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения): Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. -Вып.108. - С. 151-162.
114. Нива, Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе Текст. / Ж. Нива.-М.: Издательство «Высшая школа», 1999. 304 с.
115. Овидий, Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии Текст. / Пер.с латин. С.В.Шервинского; Вступ. ст. С.Ошерова; Коммент. М.Томашевской, Послесл. В.Левика. -М., 1983. 511 с.
116. Овчинников, М.А. Творцы русского романса Текст. / М.А.Овчинников-М.: Музыка, 1992. Вып. 2. - 190 с.
117. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки Текст. / Е. Орлова. — М., 1977.-383 с.
118. Орлова, Е. Романсы Чайковского Текст. / Е. Орлова. -М.;Л.: Музгиз, 1948.- 164 с.
119. Осипов, А.И. Элегический модус лирики первого послевоенного поколения (середина 1960-х годов) Текст.: Автореф.,.канд. филол. наук. — Тюмень, 2004. 22 с.
120. Островский, Г. Рассказ о русской живописи Текст. / Г.Островский. — М.: Изобр. искусство, 1989. 357, [2] с.
121. Очерки по истории русской музыки (1790-1825) Текст. / Под ред. М.С.Друскина и Ю.В.Келдыша. Л., 1956. - 457 с.
122. Памятники русской музыкальной культуры Текст. М., 1972. - Вып.
123. Русская вокальная лирика XVIII века/ Сост., публ., исслед. и коммент. О.Е.Левашевой. -386 с.
124. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков Текст. / Сост. Е. Поляков. — М., 1972. 532 с.
125. Пилипенко, Н. О чуде русской элегичности Текст. / Н. Пилипенко// Муз. академия. 2000. - №1. - С. 170-177.
126. П.И. Чайковский и русская литература Текст.: Сборник / Предисл. М.Э. Риттих. Ижевск: Удмуртия, 1980. - 230 с.
127. Пожидаев, Г.В. Калинников. Симфония жизни в четырех частях Текст. / Г.В.Пожидаев. М., 1992. - 228 с.
128. Проскурин, O.A. Две модели литературной эволюции: Ю.Н. Тынянов и В,Э. Вацуро Текст. / O.A. Проскурин // Новое литературное обозрение. -2000. -№ 42 С. 63-77.
129. Протопопов, Вл., Туманина, Н. Оперное творчество Чайковского Текст. / Вл.Протопопов, Н.Туманина. М., 1957.- 372 с.
130. Раку, М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: Опыт интертекстуального анализа Текст. / М.Раку// Муз. академия. 1999. -№2. - С.9-21.
131. Радионова, Т. Внутренняя организация трагедийного произведения Текст. / Т.Радионова // Эстетические очерки. М., 1977. - Вып. 4. - С. 191— 203.
132. Растворова, Н. В. В.Кобекин: Творчество, стиль, метод Текст.: Автореф. дис.канд. искусствоведения: 17.00.02. Муз. Искусство /РАМ им. Гнесиных./ Н. В. Растворова М., 1999. - 25 с.
133. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. /Б.В. Раушенбах-М.: «Интерпракс», 1994. —240 с.
134. Рогова, E.H. Элегический модус художественности в литературном произведении Текст.: Дис. . канд. филол. наук : 10.01.08. / E.H. Рогова -Москва, 2005. 178 с.
135. Розанова, Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского Текст. / Ю.Розанова. М.: «Музыка», 1976. - 184 с.
136. Розеншильд, К.К. Музыка во Франции XVII начала XVIII века Текст. / К.К.Розеншильд. - М.: «Музыка», 1979. - 412 с.
137. Русская музыка и XX век Текст. / Ред.-сост. М.Арановский. М., 1998.-874 с.
138. Русская элегия XVIII начала XX века/ Сборник Текст. / Вст. ст., сост., подгот. текста, примеч. и биограф, справочник авторов JI. Г. Фризмана - Л.: Сов. писатель. - JL, 1991. - 640 с.
139. Русский романс Текст. / Слово к читателю И.С. Козловского; Сост., вступ. ст. и ком. В. Рабиновича. М.: Правда, 1987. - 640 с.
140. Ручьевская, Е.А. Слово и музыка Текст. / Е.Ручьевская. JL, 1960. -56 с.
141. Ручьевская, Е. Функции музыкальной темы Текст. / Е.Ручьевская. -Л., 1977.-166 с.
142. Словарь литературоведческих терминов Текст. / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
143. Сохор, А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы
144. Текст. / А.Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М., 1971.-С. 292-310.
145. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке Текст. / А.Н.Сохор. М.: Музыка, 1968.-102 с.
146. Спектор, H.A. Фортепианная прелюдия в России: Конец XIX — начало XX века Текст. / Н.А.Спектор. М.: Музыка, 1991. - 78 с.
147. Степанова, И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей Текст. /И.В. Степанова. -М., 1999.-288 с.151. «Страсти по Матфею» И. С. Баха: Либретто Текст. /Пер. и вступ. статья Е. Рубахи. Екатеринбург: Уральская консерватория, 1992. - 63 с.
148. Теория литературы Текст. В 2т.: уч. пособие/ Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Academia, 2004. - Т.2. - С.Н.Бройтман. Историческая поэтика. -368 с.
149. Судакова, В.Л. Элегия в позднем творчестве Д.Шостаковича. Дипломная работа Текст./ В.Л. Судакова./ Науч.рук. Л.А. Серебрякова. -Екатеринбург, 1999. — 90с.
150. Тронский, И.М. История античной литературы Текст. / И.М.Тронский. -М., 1-983. 464 с.
151. Туманина, Н. В. Чайковский. Великий мастер. 1878-1893 Текст. / Н.В. Туманина; АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. -М.: Наука, 1968.-487 с.
152. Туманина, Н. В. Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877 Текст. / Н.В. Туманина; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 559 с.
153. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю.Н.Тынянов. -М.: Наука, 1977. 574 с.
154. Тюпа, В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии Текст. / В.И.Тюпа. Красноярск, 1987. - 224 с.
155. Фрайман, Т. Творческая стратегия и поэтика В.А.Жуковского (1800-е- начало 1820-х годов) Текст. / Т.Фрайман. — Тарту, 2002. 162 с.
156. Французская элегия XVIII-XIX веков в переходах поэтов пушкинской поры. М., 1989.-688 с.
157. Фрейденберг, О.М. Образ и понятие Текст. // О.М.Фрейденберг. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. - М.,1998. - 800 с.
158. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанраТекст. / О.М.Фрейденберг М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. - 568 с.
159. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова Текст. / Л.Г.Фризман. — М., 1973. 167 с.
160. Фризман, Л. Г. Эволюция русской романтической элегии Текст. //К истории русского романтизма/ Ред. Ю. В. Манн, И. Г. Неупокоева, У. Р. Фохт. -М, Наука, 1973. С. 73 - 107.
161. Харченко, В.К., Хорошко, Е.Ю. Язык и жанр русского романса Текст. / В.К.Харченко, Е.Ю.Хорошко. М., 2008. - 184 с.
162. Хвоина, О. Элегия в творчестве А.Алябьева Текст. / О.Хвоина // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов /Московская консерватория НТЦ «Консерватория». М., 1993. - Сб. 3. — С. 5-24.
163. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст. / В.Н.Холопова. -М., 1979.-228 с.
164. Хохлов, Ю. Оркестровые сюиты П.И. Чайковского Текст. / Ю.Хохлов. М.: Музгиз, 1961. - 92 с.
165. Царева, Е. «Манфред» Байрона у Шумана и Чайковского (к проблеме музыки и слова) Текст. / Е.Царева //П. И. Чайковский. К 150-летию со дня рождения. Вопросы истории, теории и исполнительства. Сб.ст. М.,1990 -С. 77-93.
166. Цуккерман, В. Выразительные средства лирики П.И. Чайковского Текст. / В.Цуккерман. М., 1971. - 244 с.
167. Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальныхформ/В.Цуккерман. М.: Музыка, 1964. - 159 с.
168. Чайковский П.И. К 150-летию со дня рождения. Вопросы истории, теории и исполнительства Текст. Сб.ст. — М.,1990. 184 с.
169. Чайковский, П.И. Полное собрание сочинений Текст. / П.И.Чайковский. М., 1961. - Т.6. - 662 с.
170. Чайковский, П.И. Полное собрание сочинений Текст. / П.И.Чайковский. -М., 1962 -Т.7. 568 с.
171. Чайковский, П. И. Полное собрание сочинений Текст. / П.И.Чайковский. М., 1974 - Т. 14. - 670 с.
172. Чахвадзе, Н. В. Облик пространства в творчестве русских композиторов Текст. / Н.В. Чахвадзе // Проблемы музыкальной науки. -2009.-№1 (4). -С.111-116.
173. Чахвадзе, Н. В. Особенности русского менталитета в свете проблемы «Запад Восток» Текст. / Н. В. Чахвадзе// Вестник МаГК. -2004. - № 1-2. -С. 2-11.
174. Чахвадзе, Н. Россия и Восток: ментальность, отраженная в искусстве./ Н. Чахвадзе/Магнит. гос. консерватория. Магнитогорск, 2009. - 216 с.
175. Чередниченко, Т.В. Русская музыкальная геопоэтика Текст. // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа, (к 70-летию со дня рождения): Сборник статей/ Ред.-сост. В.С.Ценова. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2003. - С. 170-179.
176. Чехов, А. Избранные произведения Текст. / А. Чехов. М., 1966. -389 с.
177. Чигарева, Е. Ощущение бесконечно продолжающейся жизни.Текст. / Е. Чигарева// Сов. музыка. 1991. -№9.- С. 13-19.
178. Шаймухаметова, JI. Н. Семантический анализ музыкальной темы Текст. / Л.Н.Шаймухаметова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.
179. Шелудякова, О. Е. Поэтика позднеромантической мелодики: Монография Текст. / О.Е.Шелудякова / Уральская гос. консерватория им.
180. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2006. - 356 с.
181. Шилов, КВ. В. Борисов-Мусатов Текст. / К.В.Шилов. М.: Мол. гвардия, 2000. - 406 с.
182. Эсаулова, Т. Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая СидельниковаТекст.: Дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02/ Т. Эсаулова. М, 2005. - 237 с. .
183. Эскина, Н. Геометрия судьбы: (О 6-й симфонии П.И. Чайковского) Текст. //Муз. жизнь. 1990. -№20. - С. 19-20.
184. Яворский, Б. Сюиты Баха для кдавира Текст. / Б.Яворский. М., 2002.- 156 с.
185. Ярустовский, Б.М. Оперная драматургия Чайковского Текст. / Б.М.Ярустовский. M.-JL, 1947. - 242 с.
186. Alexiou, М. The ritual lament in greek tradition Текст./ M. Alexiou. -Camb., 1974.-229 p.
187. Finkelstein, S. Composer and nation: the folk herritage in musik. 2nd edinion Текст. / S. Finkelstein. New York.: International Publishers, 1989. -342 p.
188. Harding, J. Massenet Текст./ J. Harding. New York, 1971. - 166 p.
189. Ратт, S. Russian metaphysical romantism. The poetry of Tiutchev and Boratenskii Текст./ S. Patt. Stanford, 1985. - 253p.
190. Potts, A. Elegical mode, poetic forms in Wodsworth and other elegist Текст./ A. Potts. Ithaca., New York, 1976. - 106 p.
191. Rydel, Ch. Questions of Genre in Tiutchev's lyrics Текст./ Ch. Rydel// . Canadian-AmericanSlavic Studies. 1995. - Vol.29. - №3-45. - P.331-352.
192. Sharp, M.T. Elegy unto epitaph: Print culture and commenorative practice in Gray's "elegy written in a country churchyard" Текст. / M.T. Sharp // Language and Literature.- Winter 2002. P. 200-201.
193. The pastoral elegy: Antology Текст./ trans. H. Leon. Austin: Univ. of Texas Press, 1939.-312 p.
194. Toft, R. Music of sister to Poetries: Rhetorical artificial in the passionate airs of John Dowland // Early Music. 1984. - V.12. - №2. - P. 191-199.
195. Wells, D. Akhmatova and Pushkin: The genres of elegy and ballad Текст./ D. Weels. Slavonica: East Europ. Review, 1993. - Vol. 71. - P. 631-645.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.