Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов: на примере художественных галерей и музеев Республики Абхазия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Лабахуа, Елена Макбетовна

  • Лабахуа, Елена Макбетовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 171
Лабахуа, Елена Макбетовна. Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов: на примере художественных галерей и музеев Республики Абхазия: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2014. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лабахуа, Елена Макбетовна

ВВЕДЕНИЕ

I. ЭКСПОЗЩИОННО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Основные компоненты и способы взаимодействия экспозиционно-выставочного комплекса

1.2 Образовательные особенности экспозиционно-выставочного комплекса в музее, определяемые характером его деятельности

1.3 Воспитательные функции экспозиционно-выставочного комплекса при организации и проведении различных выставок

II. ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА И ИХ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Воспитательные и образовательные функции экспозиционно-выставочного комплекса и их возможности в решении педагогических задач по нравственному воспитанию и образованию

2.2 Функции эстетического воспитания и художественного образования экспозиционно-выставочного комплекса в развитии творческих способностей

2.3 Апробация педагогического эксперимента по спецкурсу «Экспозиционно-выставочная деятельность» как часть воспитательно-образовательного процесса при профессиональной подготовке педагога

III.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСТАВОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НРАВСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

3.1 Истоки формирования и развития экспозиционно - выставочной деятельности в Абхазии

3.2 Воспитательные и образовательные возможности экспозиций исторических реплик. Особенности создания подобных экспозиций и их

значение

З.ЗСоздание различных тематических экспозиций и их возможности в

процессе воспитания и образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов: на примере художественных галерей и музеев Республики Абхазия»

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, выставленный в пространстве выставочного зала, перестает быть предметом из окружающего мира, он становится предметом для созерцания и обретает особые черты. Ведь материальный предмет - это продукт человеческой культуры, несущий в себе много знаний и представлений, он несет информацию о прошлом и настоящем, представление о красоте, о традициях, нормах поведения, об образе жизни. Он дает цельный образ мира. Ценность таких предметов как носителей духовной культуры человечества поняли давно - они стали предметом для частных коллекций, которые потом стали основой музейных экспозиций.

Выставки, экспозиции имеют давнюю историю своего существования. Экспозиция как форма презентации предметов материальной культуры и предметов искусства и ремесла известна с древних времен. Во многих странах существовала традиция представлять различные предметы на ярмарках. Наиболее важным периодом в становлении ярмарочно - выставочного вида деятельности является первая половина XII в., когда ярмарки получили широкое распространение. Эта традиция получила дальнейшее развитие в период промышленной революции, когда осуществлялся переход от мануфактурного производства к промышленному. Рост торговли, возникновение общенационального рынка, способствовали возрастанию интереса к достижениям в области промышленного производства, развивали стремление показать новые товары и новые технологии, что было осуществлено на всемирных промышленных выставках. Первая Всемирная промышленная выставка прошла в Лондоне в 1851 году. После выставки в Лондоне промышленные выставки прошли во многих столицах мира. Одновременно с Всемирными выставками проходили и выставки в различных странах. Так, например, в России прошла Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году. Она стала началом целого ряда различных промышленных выставок, которые проходили не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России.

С 1882 года на Всероссийских выставках наряду с промышленными товарами стали представлять и произведения искусства, и они стали называться

художественно-промышленными. Одной из таких крупнейших выставок была выставка 1896 года в Нижнем Новгороде, которая стала продолжением традиционных ярмарок, проводимых здесь с XVII века.

Другой формой презентации предметов являются экспозиции в исторических и художественных музеях. На протяжении истории человечества произведения искусства, ценные предметы материальной культуры составляли предметы частных собраний правителей и богатых людей, хранились они в храмах и дворцах. Развитие общества, рост промышленного производства привели к тому, что музеи и выставки стали доступны не только избранной публике, но и для широких масс. Со второй половины XVIII в. повсеместно создаются и открываются новые музеи, основная деятельность которых направлена на популяризацию искусства, истории и культуры, пропаганде достижений научно-технического прогресса.

Создание в 1714 году первого русского музея - Петербургской кунсткамеры - стало началом в развитии музейного дела в России. Со второй половины XIX века происходит рост и развитие музеев, которые создаются как специально, так и за счет различных частных коллекций, так и на основе материалов, представленных на Всероссийских выставках. Так, например, по материалам первой Всероссийской этнографической выставки (1867) создается Русский этнографический музей, а материалы Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1860) стали основой для создания Императорского сельскохозяйственного музея. Также два крупнейших московских музея, Политехнический и Исторический, возникли по материалам Политехнической выставки 1872 года. [137, с. 27]

В конце XIX в. художественные выставки становятся основными средствами популяризации искусства. При этом сами художники стремились сделать их доступными широким массам, создавая передвижные выставки. Одновременно создаются музеи изобразительного искусства в Москве. Это и Государственный музей изобразительных искусств, и Государственная

Третьяковская галерея. В Санкт-Петербурге - это Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей.

Основной формой презентации коллекций в музеях и на выставках стал экспозиционно-выставочный комплекс, представляющий зрителю предметы экспозиции, в особым образом организованном выставочном пространстве.

XX век характеризуется ростом музеев, проведением различных выставок, имеющих всемирное значение. Музей становится показателем успехов в развитии промышленности, показателем уровня культуры и образования в обществе. Со временем "востребованность музея обществом — показатель осознания человечеством места культуры и искусства в своей жизни, а также необходимости ориентироваться на высшие духовные цели в процессе социально-экономической деятельности."[222, с. 9]

Со второй половины XX века происходит переосмысление роли музея в мире, что нашло отражение в новых представлениях о его роли и месте в обществе, в создании новых концепций, когда музей стали рассматривать как культурный, образовательный и игровой центр.

И сегодня в обществе развивается интерес к феномену экспозиционно-выставочной деятельности, к особенностям экспозиционно-выставочного комплекса, проявляющегося как в форме выставки, так и в форме музейной экспозиции, изучается его роль в социальной и культурной жизни общества.

Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий, появлением новых разновидностей социальной коммуникации. Вместе с тем развивается и сам экспозиционно-выставочный комплекс, который продолжает играть активную роль в обществе, оставаясь одним из видов социальной коммуникации, участником информационно-коммуникационных процессов, он создает условия для актуализации и стимулирования инновационного образования, становится существенным фактором нравственно-эстетического воспитания личности.

При этом возникает противоречие, поскольку с одной стороны, в обществе возрастает интерес и потребность в современных экспозициях, при организации

которых, с помощью современных технологии создается цельный художественный образ, в то же время не всегда эти возможности реализуются, поскольку не учитываются факторы, влияющие на формирование экспозиционно-выставочного комплекса.

Экспозиционно-выставочная деятельность в ряде исследований рассматривается как важный фактор в системе нравственного воспитания и образования личности. При этом ученые считают, что экспозиционно-выставочная деятельность имеет свои специфические черты и особенности, проявляющиеся в процессе художественного восприятия и развития художественно-образного мышления, в формировании эстетических эмоций, развитии эстетического сознания и формировании художественно-образного мышления. В работе использованы исследования ученых: Р. Арнхейма, Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, посвященные особенностям психологического художественного восприятия и творческого мышления.

Методологической основой исследования стали работы по теории и методике преподавания таких ученых, как А. Д. Алехин, Р. Ч. Барциц, В. А. Барадулин, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Н. В. Воронов, С. Е. Игнатьев, Ю. В. Коробко, В. В. Корешков, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, М. А. Некрасова, Н. Н.Ростовцев, М. Н. Скаткин, А. Б. Салтыков, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов.

Использовалась методологическая система художественного образования и эстетического воспитания, разработанная В. С. Кузиным, Н. Н.Ростовцевым, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.

Научным обоснованием исследуемой проблемы являлись работы следующих ученых в области педагогики и психологии - С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, А. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, А. Н.Леонтьева, Б. Ф. Ломова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, С. Л. Рубинштейна.

Использованы работы ученых по общей теории профессионального образования - Б. А. Карева, Ю. Ф. Катхановой, Е. И. Корзиновой, A.A. Прищепы, К. А. Скворцова, В.И. Якунина и др.

Работы по организации и совершенствованию учебного процесса при обучении студентов художественно-творческих специальностей, разработанные в исследованиях Р. Ч. Барцица, Н. С. Боголюбова, Ф. Ф. Бандуристого, И. Б. Ветровой, В. С. Кузина, В. И. Козлова, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачёва, С. П. Ломова, А. А. Прищепы, И. М. Рязанцева, Н. Н. Ростовцева, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Таранова, Б. М. Теплова.

Большую роль сыграли работы тех ученых, в которых рассматривается процесс формирования личности с использованием потенциала эстетической педагогики воспитания и художественного образования, а именно: И. В. Алексеевой, С. А. Аманжолова, В. С. Бадаева, Н. Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, С. Е. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, Б. Т.Лихачева, Л. Г. Савенковой, Н. М. Сокольниковой, В. Н.Шацкой, Т. Я. Шпикаловой и др.

В современном обществе экспозиционно-выставочный комплекс стал органичной частью социокультурного пространства. Проводимая в его рамках выставочная деятельность активно развивается, сегодня выставки проходят не только в музеях и галереях, но и в различных культурных центрах и общественных учреждениях. В мегаполисах появилась практика создания экспозиций в вагонах метро, в ресторанах и кафе, в различных общественных помещениях, и даже стены домов и места для традиционной рекламы стали рассматриваться как выставочное пространство. Сегодня выставки используются и в экономической сфере - для маркетингового продвижения товаров, демонстрации различных технических и научных достижений. Изучением сущности экспозиционно-выставочного комплекса, его роли и значения занимаются различные науки, такие, как философия, социология, психология, педагогика и ряд других наук.

Сложность в исследовании данной сферы определяется тем фактом, что выставка - это пространство, сформированное человеком с целью презентации

идей, предметов, вещей, созданных другими людьми, для их представления зрителям. Поскольку организация самого выставочного пространства, как и выбор выставляемых предметов, осуществляется в соответствии с идеями, задачами и целями экспозиции, то можно сказать, что выставка - это субъективный образ объективного мира, материализованное представление его некой идеи. В пространстве выставочного зала отдельные предметы, экспонаты, предстают в единой композиции, где они группируются определенным образом и выступают как части целого, обладающего собственной идеей и смыслом. И все эти заданные идеи и образы встречаются в пространстве выставочного зала с субъективными представлениями зрителя. Поэтому при создании экспозиции ее создатели всегда ориентируются на существующий в данное историческое время тип зрительского восприятия, учитывая главенствующие в обществе идеи и представления.

Это хорошо видно на примерах из истории развития выставок и экспозиций и тех задач, которые они призваны были решать в разные исторические периоды.

Тенденции современной выставочной деятельности определяются тем фактом, что человек, живя в обществе, насыщенном информацией, изменяется, и главным для него становится информация, идея, концепция; он приходит в зрительный зал, где экспонаты-символы слагаются в предложения-смыслы, образуя цельную композицию - экспозицию. Но современный мегаполис "производит" множество выставочных мероприятий и событий, разнообразных по жанру и тематике, что позволяет искусствоведам сравнивать их с современным фастфудом.

Выставочная деятельность определяется и тем фактом, что сегодняшние мировые процессы характеризуются столкновением и противостоянием двух основных тенденций: глобализации с одной стороны, и с другой - стремлением отдельных государств сохранить традиционную культуру.

Именно через выставки, через музейные экспозиции происходит приобщение зрителя к художественной культуре, к произведениям духовной и материальной культуры, а все это является условием сохранения духовной

культуры народа, ибо "искусство есть независимая моральная ценность народа" [99, с. 6]. Выставка стала основным местом, где произведения художников, предметы культуры, исторические памятники становятся доступны зрителям, т.е. она стала местом их первоначальной презентации и представления зрителям. Тем более, что выставка, экспозиция как явление культуры очень демократична, она обращается к посетителям разного возраста и образования, говорит с ними образным, наглядным языком.

Уже в 20-х годах, на первом Всероссийском музейном съезде говорилось, что музей обладает специфическим музейным языком, и этот специфический язык, это экспозиция - "метод наглядных представлений, вызывающих определенный строй понятий" [235, с. 69].

В современной культуре отмечается особый интерес к экспозиционно-выставочному комплексу как к форме представления культурных и исторических предметов, демонстрации произведений искусства и объектов культурного наследия. Представляя предметы в образе экспозиции, он концентрирует в пространстве выставочного зала явления культуры, истории и искусства, способствует развитию ценностей в обществе. "Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания" [75, с. 23].

Вместе с тем, современные исследователи отмечают, что экспозиционно-выставочный комплекс обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, который используется в воспитательно-образовательном процессе. Возможности экспозиционно-выставочного комплекса используются и при подготовке профессиональных педагогических кадров, для которых знание и понимание законов построения различных экспозиций способствует развитию способности передавать и создавать информационные сообщения с помощью визуальной коммуникации в ходе создания различных экспозиций. В результате такая деятельность становится важным звеном в системе воспитания личности,

развития ее творческих способностей, способствует ее воспитанию на традиционных культурных и исторических ценностях. Она помогает использовать в образовательной деятельности огромный воспитательный потенциал, заложенный в экспозиционно-выставочных комплексах.

Экспозиционно-выставочная деятельность занимает определенное место и в культурной жизни Республики Абхазия. В 1993 году Абхазия вышла из грузино-абхазской войны. Экономика страны была разрушена, экономические связи разорваны. Привычная жизнь резко изменилась. Большая часть населения страны, прошедшая через войну, понесла человеческие и духовно-нравственные потери. У многих погибли близкие и родные. Страна нуждалась в возрождении, как в экономическом, так и в духовном. Победа в войне способствовала консолидации общества и стремлению к возрождению культурных и исторических ценностей. Во время войны серьезный урон был нанесен культурным и историческим памятникам и ценностям. Сожжены Абхазский Государственный архив, Абхазский институт языка и литературы со всеми накопленными историческими и научными материалами, разграблен Абхазский Государственный музей.

И сразу же после окончания боевых действий страна с разрушенным народным хозяйством была поставлена в условия экономической и культурной блокады, в тяжелые условия выживания. Вместе с тем у нас впервые за многие годы появилась возможность свободно обратиться к своей истории, культуре, к ее самобытным образцам.

В первые послевоенные годы возобновляет свою деятельность выставочный зал Союза художников, создается новое творческое объединение Союз свободных художников, возобновляется работа Абхазского государственного музея, открываются этнографические и мемориальные музеи в г.Гудаута, Гагра, Ткварчал, Новый Афон. Создается музей в Министерстве обороны. Открываются выставочные залы в г.Гудаута и частная галерея "Агава" в г. Сухум.

Основной формой работы музеев и выставочных залов стали различные выставки и постоянные экспозиции.

Современная форма галереи как основного места для проведения выставок сложилась относительно недавно, хотя археологические материалы свидетельствует о том, что произведения изобразительного искусства возникли в Абхазии с древнейших времен. Произведения народного искусства абхазов представлены в изделиях из камня, металла, рога, кости, дерева, ткани. В народе сохранилась традиция показывать свои изделия из кожи, дерева, ткани, в специально построенных павильонах, во время народных праздников в исторических местах Лыхнаште и Мыкаште.

И сегодня выставка стала неотъемлемой частью культурной и общественной жизни. А в таком небольшом по численности населения регионе, каким является наша республика, выставки получают большой общественный резонанс. Тем более что выставка как явление культуры очень демократична, она обращается к посетителям разного возраста и образования, говорит с ними образным, наглядным языком.

Являясь заметным явлением культурной жизни в Абхазии, художественные выставки и музейные экспозиции играют заметную роль в нравственно-эстетическом воспитании личности. Именно через выставки, через музейные экспозиции происходит приобщение зрителя к произведениям духовной и материальной культуры, к прошлому и настоящему, а все это является условием сохранения духовной культуры народа .

Сегодня выставка стала одним из самых интересных явлений современной культуры. Художественная выставка, представляя предметы средствами экспозиции, концентрирует в пространстве выставочного зала явления истории, искусства, культуры, способствует развитию культурно-эстетических ценностей в обществе. В современной культуре отмечается особый интерес к художественной выставке как к форме представления культурных и исторических предметов, демонстрации произведений искусства и объектов культурного наследия.

Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования позволил выделить проблему, которая характеризуется противоречием, возникающим при возрастающем интересе общества к выставке, которые не всегда реализуются по

требованиям экспозиционного искусства. Поэтому возникают задачи по изучению основных закономерностей и особенностей формирования и взаимодействия компонентов экспозиционно-выставочного комплекса.

Таким образом, являясь заметным явлением культурной жизни в Абхазии, экспозиционно-выставочный комплекс, имея давнюю историю своего существования, представляет собой чрезвычайно интересный феномен, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Проблема исследования: выявление условий реализации эстетического и нравственного воспитания личности методами экспозиционно-выставочного комплекса и его роль в формировании профессиональных качеств у студентов художественно-творческих специальностей.

Цель исследования: выявить и научно доказать факторы влияния экспозиционно-выставочного комплекса на нравственно-эстетическое развитие личности и условия их развития.

Объект исследовании: экспозиционно-выставочный комплекс как фактор нравственно-эстетического воспитания. Особенности работы галерей и музеев с разными целевыми аудиториями в современных условиях инновационного развития.

Предмет исследования: особенности современного экспозиционно-выставочного комплекса и их роль в нравственно-эстетическом образовании.

Гипотеза исследования: экспозиционно-выставочный комплекс в художественной галерее и музее может выступать эффективным средством эстетического и нравственного воспитания при выполнении следующих условий:

1. при создании экспозиции учитывается художественно-эстетическая ценность произведений и предметов выставки;

2. обосновывается содержание экспозиции как сложной образовательной системы взаимосвязанных компонентов, представляющих собой интеграцию различных видов искусств;

3. используется культурно - историческая значимость произведений изобразительного искусства в художественном образовании как

эффективный метод эстетического воспитания и профессионального становления личности.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ и систематизацию существующих точек зрения на экспозиционно-выставочный комплекс в философии, эстетике, культурологии.

2. Выявить механизм действия и значение экспозиционно-выставочного комплекса в инновационных процессах современной образовательной системы.

3. Определить, какие особенности экспозиционно-выставочного комплекса и принципы его организации могут стать фактором нравственно-эстетического воспитания личности, его роль в пропаганде культурного и исторического наследия.

4. Раскрыть особенности эстетического воспитания при комплексном воздействии на зрителя методом экспозиции предметов художественной и этнохудожественной культуры, предметов, представляющих культурную и историческую ценность. Показать, что тематика экспозиций и их актуальность способны стать предметом эстетического воспитания и развития художественного образования в обществе, способствовать развитию ценностного отношения к произведениям культуры, историческим и культурным памятникам, к собственной истории.

5. Обосновать необходимость участия студентов в организации и проведении выставок, в создании экспозиции, формировании выставочного пространства как фактора эффективного развития творческих способностей, повышения уровня их эстетического и нравственного воспитания.

Методами исследования являются: теоретический анализ искусствоведческой, культурологической, психолого-педагогической,

музееведческой, философской литературы; формирование эмоционально-ценностного отношения к художественной культуре; изучение и обобщение

массового и индивидуального опыта выставочно-экспозиционной работы музеев, галерей, выставочных залов; выявление лучших экспозиционно-выставочных проектов, обобщение опыта выставочной режиссуры; выявление передового опыта художественно-эстетического воспитания средствами организации выставочной деятельности, создания тематических экспозиций.

Теоретическую и методологическую базу проведенного исследования составили труды ученных и специалистов в области выставочной деятельности, изучающих особенности функционирования экспозиционно-выставочного комплекса и его роль в процессе воспитания и формирования личности. Использованы работы ученых Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В.Шорохова, Р. Ч. Барцица, В. К.Лебедко, в которых осмысливается педагогический аспект формирования художественной культуры и эстетического воспитания в процессе обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, их значение в эстетическом и нравственном развитии.

Проблемы ценностного отношения к культурному наследию, эстетическому воспитанию средствами экспозиции рассматривали А. Н. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, Н. Ф. Ломова, Б. А. Столяров, В. Д. Черный, Д. И. Фельдштейн.

Проблемы выставочной деятельности и организации выставочного пространства находятся в центре внимания исследователей со второй половины XX века. Наибольший интерес представляют работы М. Т. Майстровской, посвященные вопросам создания экспозиции и экспозиционного дизайна. В работах Е. О. Троповой рассматривается экспозиция как система со сложной структурой и зависимостью составляющих ее компонентов. Вопросы семантики экспонатов-знаков отражены в публикациях Н. А.Никишина, деятельности музеев в системе воспитания, развития музейной педагогики - в работах Б. А. Столярова.

В трудах М. Б. Гнедовского, Н. А.Никишина, Т. П.Полякова музей рассматривается как своеобразный ценностный ориентир, когда в ходе образно-воспитательной деятельности решаются задачи эстетического воспитания и переживания

Проблемы развития познавательной активности, приемы и средства ее формирования исследованы в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Л. П. Аристовой, П. Я. Гальперина.

В настоящее время вопросы художественного и эстетического воспитания и образования отражены в работах А. И. Донцова, А. А. Деркача, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова.

Научная новизна исследования: исследование экспозиционно-выставочного комплекса в работе галереи, выставочного зала, музея и др. как эффективного фактора повышения нравственно-эстетического воспитания и образования весьма значимо для немногочисленного региона, попавшего в условия культурной и экономической изоляции. В связи с этим удалось рассмотреть экспозиционно-выставочный комплекс несколько иначе, под новым углом зрения - как единство смыслового, эстетического и материального, организованного в экспозиционном пространстве, способствующее гуманитарному воздействию на личность и развитию культуры и культурной традиции.

Практическая значимость. Данное исследование можете служить:

• как научно-методическое пособие для организации художественных и выставочных проектов, связанных с историко-культурными традициями;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лабахуа, Елена Макбетовна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абхазское искусство. Авторы и составители: Аджинджал Б. М., Иваненко Ю.М. - СПб. 2004г. - 136 е.: ил.

2. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX вв.). Книга I. сост.: Агуажба Р. X., Ачугба Т. А. - Сухум. 2005 - 652 с.

3. Алексеева И. В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности. Диссерт. д. пед. наук. - М., 2005. -500 с.

4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Аманжолов С. А. Изобразительное искусство в школе: книга для учителей / С.А. Аманжолов.- Жезказган, 2002. - 126 с.

6. Аргун Ю. Г. О феномене культа кузни и металлов у абхазов. В сборнике "Абхазоведение. История. Археология. Этнология". Сухум: ГПП "Дом печати", 2007 г. - 7 с.

7. Аргун А. X. Художественная культура абхазов. Учебное пособие для общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. -Сухум: Министерство образования РА, 2006. - 336 с.

8. Аргун А. Искусство Абхазии. Тб.: "Хеловнеба", 1977. - 147 с.

9. Аргун А. Абхазский театр и фольклор. Тб.: "Хеловнеба", 1986. - 293 с.

10. Аргун А. X. Художественная культура абхазов. Учебное пособие для общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. -Сухум: Министерство образования РА, 2006. - 336 с.

11. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции //Музееведение. На пути к музею XXI века / НИИ культуры. М., 1989.- с.35-

• 49

12. Аристова Л. П. Активность учения школьников. - М.: Просвещение, 1968. -138 с.

13. Арнольд Д. История искусства: Очень краткое введение /Дана Арнольд: пер. с англ. Е.А. Дегтяревой. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 192 е.: ил.

14. Арнхейм М. П. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1977. -392 с.

15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.352 с.

16. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С .И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. -368 с.

17. Ачугба Т. А. Этнические и демографические факторы грузино-абхазского конфликта. Абхазоведение: история, археология, этнология. Сб. научных статей АбИГИ AHA. - Сухум, 2004.

18. Бабаева Т. Б. Интеграция искусства в пространстве музея (художественно-педагогическая практика). Журнал Искусство и образование №6(68), 2010. -с.69 - 75.

19. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1998.- 558 с.

20. Бабенчиков М. В. Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера. М: Гос. архитект. изд., 1948 г. - 174 с.

21. Бадаев В. С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России. Диссерт. д. пед. наук. М., 2005. - 399 с.

22. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

23. Бандуристый Ф. Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах, университетах. Диссерт. д. пед. наук. М., 2004. - 448 с.

24. Барадулин В. А. Танкус О.В. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин, О.В. Танкус. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

25. Барциц Р. Ч. Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах (теория и практика). - В помощь преподавателям школ, училищ и вузов, старшеклассникам, абитуриентам, любителям художественной графики. - М.: Изд-во «Прометей», 1999. - 103 е.: ил.

26. Барциц Р. Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников-педагогов средствами художественной и печатной графики-эстампа. Теория и практика. Монография - М.: Прометей, 2003 г. - 320 с.

27. Барциц Р. Ч. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Диссерт. д. пед. наук. М.2001 -543 е.: ил.

28. Бгажба О. X. Очерки по ремеслу средневековой Абхазии ( VIII - XIV вв.). Издательство Алашара, Сухуми, 1977. - 52 е., 24 с. таб.

29. Бгажба О. Х.По следам кузнеца Айнара. — Сухуми: Алашара, 1982. — 82 с.

30. Бгажба О. X., Лакоба С.З. История Абхазии. С древнейших времен до наших дней. - Сухум, 2007 г. - 392 с.

31. Беззубова О. В. Коммуникация и образование. Сб. статей. - Под ред. С.И.Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,

2004, с. 418 — 427.

32. Блок А. Об искусстве. - М.: 1980. - 126 с.

33. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учётом индивидуального подхода. Диссерт. д. пед. наук. М., 1993. - 390 с.

34. Богородский С. В. Художественная выставка в условиях современной культуры. Автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб. 2007. - 25 с.

35. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: "Советская энциклопедия", 1978. т.30 Экслибрис - Я я. 1978. - 632 е.: илл. 30 л.: илл., 9 л. карт.

36. БоревЮ. В. Эстетика: / Юрий Борев . - М.: Русь -Олимп: ACT: Астрель,

2005. - 829, [3] с.

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

БройдоА. И. Непокорный умирает стоя. Война 1992-1993 годов и

этнопсихология абхазов. Сухум. 2010. - 89 с.

Вагнер Л. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

Бакаев В. А. Этнопедагогика русской нации: Социально-философский

анализ. Диссерт. канд. философских наук,- Барнаул, 2002.- 182 с.

Ванслов В. В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988. -

327 с.

Ванслова Е. Г. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1989.- 168 с.

Васеха Л. И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности. Диссерт. канд. пед. наук. М.,2004. - 266 с. Василенко В. М. Народное искусство / В.М. Василенко // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ в.в. -М.: Советский художник, 1974. — 294 с. Веселицкий О. В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций. // Вопросы музеологии - 2012 - № 1 - с. 121 -125 Ветрова И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству / И.Б. Ветрова. - М.: Ижица, 2004. - 176 с.

Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.

Волков И. В. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1983.-264 с.

Волков И. В. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1978. - 264 с.

Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.

Волкова Е. В. Зритель и музей (понимание и объяснение, сопереживание и

созерцание). - М.:3нание, 1989. - 64 с.

Волынкин В. И. Художественная потребность: методология, теория, практика [Текст]: монография/ В.И. Волынкин. - Астрахань: Астраханский

государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2010. - 275 с.

52. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: избр. труды / B.C. Воронов. -М.: Сов. художник, 1972. -176 с

53. Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна / Н.В. Воронов. - М.: ГрантЪ, 2002. - 24 с.

54. Воронов Ю.Н., Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. — Сухуми: Алашара, 1986. — 96 с

55. Выготский JI. С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -573 с.

56. Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы. Материалы и документы. М.: Галарт, 2006. - 467 с.

57. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов; новые условия, участники, проблемы взаимодействия.- М.: Лилия ЛТД, 1998.-176 с.

58. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П.Я. Гальперин. - Москва, 1985 - 45 с.

59. Гегель Г. В. Эстетика, в 4-х т. - М.: Искусство, 1968. - T.I. - 312 с.

60. ГинсбургИ. Чистяков П. П. и его педагогическая система. - Л. - М.: Искусство, 1940. - 203 е.: илл.

61. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры.- М., 1989.-е. 16-34

62. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

63. Гордон Б., Гордон М. Графический дизайн. Мастер-класс. /"Мастер - класс". Издание в четырех томах. Том 1. "Графический дизайн": И.Д. РИП -холдинг, 2012. - 256 е.: илл.

64. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.-214 с.

65. Грачева Е. С. Музей как поле социокультурной коммуникации. Автореф. диссер. канд. социологических наук. М., 2010. - 20 с.

66. Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М.: Просвещение, 1986.

- 249 с.

67. Гулия Д. И. Божество охоты и охотничий язык у абхазов. — Сухум: Изд. Наркомпроса Абхазии, 1926. — 20 с.

68. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Ин-тор, 1996.-544 с.

69. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан).Диссерт. канд. пед. наук. - Махачкала, 2004. - 204 с.

70. Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Искусство, 1984. - 238 е.: илл.

71. Даниэль С. М. Искусство видеть. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

72. Дбар С. А. Обычаи и обряды детского цикла у абхазов (вторая половина XIX

- начало XX вв.). Сухум: Издательство "Алашара", 2000. - 133 с.

73. Дзикевич С. А. Эстетика рекламы: Учебное пособие. - М.: Гардирки, 2004. -232 с.

74. Дола к Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация. // Вопросы музеелогии, -2010-№1 - с. 106-117

75. Дружинин Н. М. Методы историко-революционной экспозиции // Музей революции. Сборник 1. М.: 1927. - с.3-30

76. Ефремов О. Ю. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010.-352 е.: ил.

77. Закс А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев 1917 - 1936 / Труды НИИ музееведения. Вып.22. М.: 1970. - с. 128 - 165

78. Закс Л. А. Культурфилософская вселенная М. С. Кагана: основания, территории, границы. К 90-летию выдающегося философа, http://www.cr-iournal.ru/rus/iournals/91 .ЫтпЩ ¡с!=8

79. Зонина С. Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. Диссерт. канд.пед.наук. Москва, 1999 г. - 204 с.

80. Зыков И. Я. О некоторых искривлениях в экспозициях технико-экономических выставок. - // "Советский музей". -1933.- №2 - с. 46

81. Игнатьев Е. И. Психология рисунка и живописи.// Вопросы психологии исследования формирования образа. - М.: Просвещение, 1954. - 224 с.

82. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 32 с

83. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

84. Инал-ипа Ш. Д. Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Издатальство "Алашара", Сухуми, 1973. - 96 с.

85. Инал-ипа Ш. Д. Памятники абхазского фольклора. Нарты. Ацаны. (Сборник статей и материалов). Сухми: Издательство "Алашара", 1977. - 199 с.

86. Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений. Сборник научных трудов №112. Ответственный редактор А. Д. Тимрот. М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1982.- 120 с.

87. Использование экспозиции этнографического музея в идеологической и воспитательной работе с различными категориями учащейся молодежи. Методические рекомендации. Ленинград: Министерство культуры, государственный ордена дружбы народов Музей этнографии народов СССР, 1986.-9 с.

88. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.] под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. -432 с.

89. Каган М. С. Филососфи культуры. СПб., 1996. - 415 с.

90. Каган М. С. Музей в системе культуры// Вопросы искусствознания -1994 -№ 4 - с.445 -460

91. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования" / Т.Г. Казакова - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

92. Камминг Роберт. Искусство. Полная энциклопедия. Живопись. Скульптура. Художники. Стили. Школы. Москва ACT; Астрель, 2007. - 512 с.

93. Кантор А. В. Выставка в музее. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов; новые условия, участники, проблемы взаимодействия.-М.: Лилия ЛТД, 1998.-176 с.

94. Карнаухова Н. Ю. Философская составляющая художественного образования. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Художественное образование: проблемы и перспективы" / Составитель Нигматулина Л.С. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ , 2010.-с.З-4

95. Карев Б. А. Взаимосвязь систем при обучении студентов как гарантия качества вузовского образования. Вестник Тихоокеанского государственного университета - 2005 - № 1. - с. 227-244.

96. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Диссерт. д. пед. наук. - М.: 1994.-381 с.

97. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. - М.: Искусство, 1971. - 160 с.

98. Клике Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая шк.,1978.- 368 с.

99. Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Статьи об искусстве. Отрывки из писем и записных книжек / Сост. Б. Аджинджал. Изд-во Разумовой H.A., СПб. 1998- 120 с.

100. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. - К.: Высшая шк. головное изд-во, 1989. - 143 с.:90 ил., табл. - библиогр.: 77 назв.

101. Козлов В. И. Подготовка в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «Изобразительное искусство». Монография / В. И. Козлов. - М.: Прометей, 2003. - 470 с.

102. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. М.: Синтез, 2006. - 192 с.

103. Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке (промышленные и научно-промышленные выставки). Автореф. дис. канд . историч. наук.- Екатеринбург, 2005. - 27 с.

104. Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке: Промышленные и научно-промышленные выставки. Диссерт. канд. историч. наук. - Екатеринбург, 2005. - 335 с.

105. Корешков В. В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Диссерт. д. пед. наук. М. 1994. - 311 с

106. Корзинова Е. И. Развитие педагогических и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов. Диссер.д. пед. наук.-М., 2005. - 448 с.

107. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.

108. Ковалев А. Г. Личность и пути ее формирования. - М.: Знание, 1971. - 31 с.

109. Коробко Ю. В. Методы и приемы живописного восприятия цвета: история формирования / Ю. В. Коробко. -Краснодар, 2004. - 176 е., ил.

110. Кубеев М. Н. Сто великих музеев мира / Михаил Кубеев. - М.: Вече, 2011. -256 с. : ил. - (Иллюстрированная коллекция).

111. Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. -4-е изд., испр. М.: ООО Издательский дом ОНИКС XXI век, 2005. - 304 е., ил.

112. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1998. - 336 е., ил.

113. Культовый предмет в современном музее: Хранение, презентация, актуализация. Научно-методический сборник. - СПб.: 2011. - 218 с.

114. Культура - искусство - образование: единство теории и практики. Материалы XXXI научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии / ЧГАКИ. - Челябинск, 2010. - 440 с.

115. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. / В.Ф. Мартынов. -Минск: АСАР, 2008. - 848 с.

116. ЛабахуаЕ. М. Воспитательные возможности выставок на примере выставки "Вооружение абхазских воинов" // Преподаватель XXI век. - 2013,- №1.-с.139-143

117. ЛабахуаЕ. М. Экспозиция художественной выставки как способ воспитания и художественного образования, на примере выставок в Республике Абхазия.// Наука и школа. - 2013 - №1 - с. 106-109

118. Лабахуа Е. М. Выставка как способ сохранения и развития традиционной культуры./ЛПроблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013 - №3(29), том 6 - с. 140-143

119. ЛакобаС. 3. "Крылились дни в Сухум-Кале...": историко-культурные очерки./ Станислав Лакоба - Абгосиздат. Сухум, 2011. - 264 с.

120. Лебедко В. К. Развитие пространственного представления на занятиях рисунком, (методические рекомендации для студентов первого курса художественно-графического факультета). М.: 1985. -43 с.

121. Лебедко В. К. Пространственное представление в творческом развитии художника-педагога. Диссерт. д. пед. наук.- М., 1994. - 410 с.

122. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. / А.Н. Леонтьев. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 269 с.

123. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. -185 с

124. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции: Монография, РУДИЗАИН, 2005 г. - 352 стр. с иллюстрациями.

125. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. - СПб.: Просвещение, 1979. - 168 с.

126. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

127. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: 1996. - с. 157

128. Ломов С. П. Живопись. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1999. -232 е., ил.

129. Ломов С. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства: Кн. для учителя. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 58 с.

130. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: монография/ С.П. Ломов - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. - 104 с.

131. Ломов Б. Ф., Кудин П. А. Психология восприятия и искусство плаката / Б.Ф. Ломов, П.А. Кудин. М.: Плакат, 1987. - 208 е., ил.

132. Ломова Н. Ф. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства. Диссерт. канд. пед. наук. М., 2002 -168 с.

133. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Том I. - М. : "Прогресс". - 335 с.

134. Ляшко А. В. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни // Триумф музея? — СПб: Осипов, 2005. - с.226-244

135. Ляшко А. В. Выставочный фастфуд: осмысляя аппетиты современной выставочной жизни. // Журнал Общество - Среда - Развитие. Научно-теоретический журнал. - 2007 - №2 (3)- с. 37-45

136. Мазный Н. В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев. Автореф. дис. канд. историч. наук. М., 1997.- 29 с.

137. Мазный Н. В., Поляков Т. П. ДБулепова Э. А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. - М., 1997. - 211 с.

138. Майстровская М. Т. Аспект выставочного дизайна в экспозициях искусств. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов; новые условия, участники, проблемы взаимодействия.- М.: Лилия ЛТД, 1998.-176 с.

139. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1977. - Т.1 - 400 е., Т. II - 320 с.

140. Макарова И. И. Российский художественный музей в современном социолкуьтурном пространстве: стратегия коммуникации. Автореф. дис. канд. культурологии. М., 2011. - 20 с.

141. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека/ Пер. с англ. В.Николаева; загл. ст. М.Вавилова. - М.; Жуковский: "КАНОН -пресс-Ц", "Кучково поле", 2003. - 464 с.

142. Малик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 95 е..

143. Малия Е. М., Акаба Л. X. Одежда и жилище абхазов. (Материалы для историко-этнографического атласа Грузии) - Тб.: Мецниеребе, 1982. - 212 с.

144. Малия Е. М. Народное изобразительное искусство Абхазии (ткани и вышивки) - Тб.: Мецниереба, 1970. - 134 е.: 28 таб.

145. Малия Е. М. Украшение одежды у абхазов. — Сухуми: Алашара, 1985. — 54 с. : 39 табл.

146. Медведев Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография / Л. Г. Медведев. — СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 152 с.

147. Мезенцева Ю. И. Формирование нравственно - этических и духовных потребностей у подростков. Сборник научно-методических трудов преподавателей факультета Изобразительного искусства и народных художественных ремесел. М.: Издательство МГОУ, 2010. - ст.15 - 19

148. Михайловская А. И. Музейная экспозиция (организация и техника)/Под ред. проф. Ф.Н. Петрова и проф. К.Г.Митяева. М.: 1964. - 519 с.

149. Михайловская А. И. Из истории промышленных выставок в России первой половины XIX века (первые всероссийские промышленные выставки) // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 3. М.: 1961. с. 79-154.

150. Минц Н. В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях. М.: 1968. - 44 с.

151. Музейная экспозиция как средство коммуникации. Сводный реферат сер. Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. Н.р.с. вып.7, М.: 1983 - 50 с.

152. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 -музеология / JI. Г. Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной; Владим. гос.ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.

153. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М.: 1996. -368 е., 40 с. илл. ( Сб. науч. тр./РИК).

154. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. — М.-Самара, 1998. — 138 с.

155. Музейное дело и художественное образование: Материалы III, IV, V Боголюбовских чтений. - Саратов: Издательство "Слово", 2000. - 180 с.

156. Мысливцева Г. Ю. Два подхода к проектированию экспозиций. Пространство или время? Выставочный аспект художественной жизни российских регионов; новые условия, участники, проблемы взаимодействия.- М.: Лилия ЛТД, 1998.- с. 131-137

157. Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. науч. тр. (Под ред. Н.В. Черкасовой. - М. :НИИХП, 1991.- 178 с.:ил.

158. Народное искусство в воспитании детей. ( Под ред. Т.С. Комаровой) . - М., 2000. - 208 с.

159. Насырова М. Б. Этнопедагогика и этнопсихология: курс лекций/ М.Б. Насырова; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург, гос. пед. ун-т. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 188 с.

160. Нездемковская Г. В. Этнопедагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. - 225 с.

161. Недосекина А. Г. История и теория художественного воспитания: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2006 - 120 с.

162. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 е.: ил.

163. Некрасова М. А. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций / М.А. Некрасова, К.А. Макарова. - М.: НИИ теор. и ист. изобраз. иск-ва, 1991. - 378 с

164. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -М.:, 1972.-65 с.

165. Неменский Б. М. Познание искусством. - М.: УРАО, 2000. - 192 с.

166. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2008.- 209 е.: ил.

167. Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие / И.П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М.: Издательство "Омега-Л", 2010. - 559 с.

168. Никифоров О. И. Исследования по психологии художественного творчества. - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 155 е., ил.

169. Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. -М.:1997.

170. Николаева Н. Музейная экспозиция как художественная структура/Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977 - №45. - с. 65-94.

171. Педагогика искусства: история, теория и практика [Текст]: Сборник научных трудов/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 150 с.

172. Педагогическая культурология и проблемы культурного взаимодействия: Сборник научных трудов / Ред. Д.П.Поль, В.Б. Трофимова, И.Л. Масандилова. - М.: ИХО РАО, 2008. - 196 с.

173. Платонова О. В. Искусство взаимоотношений. Основные принципы построения продуктивных отношений с детьми в рамках студийно -экспозиционной работы в музее. - СПб.: 2007. - 60 с. ил.

174. Поляков Т. П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции //Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М.: 1989.- с. 45-60

175. Поляков Т П. Мифология музейного проектирования. М.: РИК, 2003. - 456 с.

176. Поляков Т. П. «Дом Булата Окуджавы" на Арбате: сценарная концепция системы экспозиций культурного центра (Арбат, Плотников переулок, дом 21)// Вестник РГГУ. 2009 - № 15.- с. 316 - 332

177. Поляков Т. П. История и мифология в музейной экспозиции (на примере сценарной концепции экспозиции Калининградского областного историко-художественного музея) //Музейная экспозиция. Теория и практика. Сборник научных трудов. М.: 1997. - с. 131-142.

178. Прищепа А. А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст.) Диссер. д. лед. наук. Ростов-н/Д., 2003. - 463 с.

179. Проблемы и перспективы художественного и профессионально-педагогического образования: Статьи и тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции ( с международным участием). 20 декабря 2010 г. - Самара, ПГСГА, 2010 - 222 с.

180. Психология формирования и развития личности. Ответственный редактор Л. И. Анциферов. -М.: Наука, 1981.-368 с.

181. Разгон А. М. Этнографические музеи в России. (1861 - 1917) // Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. М.: 1961.-е. 231-268

182. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. - М.: Мысль, 1980. - 190 с.

183. Разумный В. А. Эстетическое воспитание: взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений культуры// Социолог, исследования. - 1984.-N2

184. Рождественский К. И. Ансамбль и экспозиция. Л.: 1970.

185. Розенблюм Е. А.. Искусство экспозиции // Музейное дело в СССР. Сб. научных трудов ЦМР СССР. М.: 1983 - с.23-28

186. Розенблюм Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции.// Музейная экспозиция. // Музейная экспозиция: На пути к музею XXI века: Сб.науч.тр. М., 1997.-с. 177-197.

187. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне: Опыт работы. М.: Искусство, 1974.174 с.

188. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1980.-Кн.1,-311 с.

189. Романов H. М. Принципы показа этнографических материалов в экспозициях краеведческих музеев. 2-е изд., испр. и доп. - СПб: "ГАМАС", 2010. - 192 с.

190. Ростовцев H. Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Владос,1995. -239 с.

191. Ростовцев H. Н. Очерки по истории преподавания рисунка. Учебное пособие для высших художественных учебных заведений. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 287 е., ил.

192. Ростовцев H. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. -176 е., ил.

193. Рубан Н. И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности. (Учебное пособие). Издание 3-е. Хабаровск: 2007. - 149 с.

194. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007.-713 с.

195. Русский графический дизайн. 1880-1917. Автор текста: Елена Черневич, составители: Михаил Аникст и Нина Бабурина. Дизайнер: Михаил Аникст М.: Внешсигма, 1997. - 158 с.

196. Рязанцева И. М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета. Диссер. д. пед. наук. М., 2003.-405 с.

197. Савенкова Л. Г. Интегрированная программа «Искусство и среда»: природа-пространство-архитектура, для 1-11 классов» // Комплект развивающих интегрированных программ дополнительного гуманитарно-художественного образования учащихся. М., 2009. - 48 с.

198. Савостьянов Е. И. Единство познания и творчества в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 312 с.

199. Салтанова М. В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея. // Вопросы музеологии. - 2010. -№1- с.133-140

200. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство / А.Б. Салтыков.- М.: Просвещение, 1986.- 296 с.

201. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

202. Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., Спб., 1213.04.07. - СПб: 2007 - с. 6-17

203. Сапажа О. С. Методология теоретического музееведения [Текст]: монография / О.С. Сапажа. - СПб.: 2008 - 108 с.

204. Сборник научно-методических трудов преподавателей факультета Изобразительного искусства и народных художественных ремесел. Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. М., Издательство МГОУ, 2010.-219 с.

205. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Художественное образование: проблемы и перспективы" / Составитель Нигматулина Л.С. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ , 2010. - 120 е., илл.

206. Свецимский Е. Модернизация музейных экспозиций: методические рекомендации / Сост. и пер. М. Б. Гнедовский. М., 1989. - 83 с.

207. Симонов П. В. Информационная теория эмоций и психология искусства.// искусствознание и психология художественного творчества. - М.: Наука, 1988.-с.50.

208. Система эстетического воспитания школьников/ Под. ред. С.А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

209. Скатерщиков В. П. Об эстетическом вкусе. - М.: Знание, 1974. - 96 с.

161

210. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 95с.

211. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

212. Скоробогатов Д. В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан). Диссер. канд.пед. наук. Махачкала, 2003 - 140 с.

213. Словарь актуальных музейных терминов. // "Музей" - 2009-№ 5- с.47 - 68

214. Смирнова Н. Б. Теория и методология проектирования системы непрерывного художественного образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства. Монография - М.: МПГУ, 2006. - 160 с.

215. Современные концепции эстетического воспитания: - М.: 1998. - 313 с.

216. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф., 18-20 апреля 2011 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак. - Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. -156 с.

217. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова.-М.: Республика, 1996.- 608с.

218. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Н.М.Сокольникова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с. : ил., [24] л. цв. вкл.

219. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Диссер. д. пед. наук. М., 1997.-472 с

220. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX вв Текст. / Г.Ю. Стернин . — М. : Советский художник, 1984. — 296 с. : ил.

221. Столяров Б. А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования [Текст] / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб.: 1998. - с. 3-24.

222. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/ Б.А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - 216 с.

223. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов. / Б. А. Столяров; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Спец Лит, 1999.-222 с.

224. Сувовров Н. Н. Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 201 с.

225. Суворов Н. Н. Галерейное дело. Введение в АРТ-бизнес: Учеб. Пособие/Н.Н. Сувовров; - СПб.: СПбГУКИ, 2001. - 72 с.

226. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1990. - 320 с.

227. Таранов Н. Н. Теория и методика обучения шрифтам в системе развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов. Диссер.д. пед. паук.- М., 2002 - 370 с.

228. Татунц С. А. Национальное государство: этничность и границы в глобализационных процессах. // Социология. - 2004-№1 - с.85-88

229. Тезисы докладов научно-практической конференции "Музей и этнографические проблемы современности" Министерство культуры, Государственный музей этнографии народов СССР, Ленинград, 1984.

230. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: 1977. - 243с.

231. Тимофеева Л. А. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы (на материале народного декоративно-прикладного искусства). Диссер. кандид. пед. наук. - М.: 2004. - 247 с.

232. Толпыкин В. Е. Культурология: учебник для вузов / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010.- 432 с. - (Гуманитарный

учебник). Труды. Т.4. Материалы по археологии современной Абхазии. Сухуми. 1975. -258 с.

233. ТроповаЕ. О. Художественная выставка: Методы организации экспозиции. -СПб.: Издательство "МартИнфо", 2003. - 44 с.

234. Тропова Е. О. Выставка произведений декоративно прикладного искусства: история и специфика экспонирования. Диссер. канд.искусствоведения. - СПб. 2003. - 198 с.

235. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. М.-Л.: Учгиз Наркомпроса РСФСР, 1931.-т.1- 164 с.

236. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с. - Т.2. - 440 с.

237. Фаерштейн Р. С. Экспозиция. Проектирование и практика. (Библиотечка "Школа художника-оформителя")- М.: Панорама, 1990. - 32с., ил.

238. Федоров Н. В. Выставка 1889 г. // Федоров. Сочинения. М.: 1982. с.442-473

239. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Он же. Сочинения. Философское наследие. М.: 1982.-Т. 5.- с. 574 - 605.

240. Федоров - Давыдов А. А. Советский художественный музей. М.: 1933 - 90 с.

241. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.

242. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

243. Хворостов А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве / А. С. Хворостов // Учёные записки Орловского государственного университета,- Орёл, 2009, №3 (33) - с. 308 - 311

244. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV - VII века). М., 2002. - 500 с.

245. Художественное воспитание/ Под редакцией Б. С. Мейлаха. - М.: Наука, 1971.-387 с.

246. Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической

конференции, г.Волгоград, 3-5 июня 2010 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. - 326 с.

247. Художественное общее и дополнительное образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15-16 апреля 2009 г./ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 191 с.

248. Художественная культура. Понятия. Термины / Сост. А. Н. Дорогова. - М.: Знание, 1978.-205 с.

249. Художественная педагогика XXI века: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. ст. по материалам международ, науч.-практической конф., посвящ. 50-летию худож.-графич. факультета Курск, гос. ун-та. 14-15 окт. 2010 г./ под ред. Н. К. Шабанова, Т. Д. Прониной; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2010. - 335 с.

250. Художник и зрелище. - М.: Советский художник, 1990. - 339 е., с илл.

251. Чернышов О. В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. - Минск: Харвест, 1999. - 312 с.

252. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. - М.: Искусство, 1953 .-591 е., ил.

253. Чудина Е. Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе. Автореф. диссер. канд. пед. наук. Волгоград, 2002 - 21 с.

254. Чуклина Т. И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции. Диссер. канд. культурологии. СПб, 2011. - 182 с.

255. Шабанов Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе. Диссер. д. пед. наук. М., 1995.- 338 с

256. Шаляпин О. В. Педагогика портретного искусства: монография/ О.В. Шаляпин. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 160 с.

257. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Педагогика, 1974. - 210 с.

258. Шацкий С. Т. Избранные педагогические соч. : в 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. Т.1 -304 е.; Т.2-416 с.

259. Шеннон К. Математическая теория связи./ Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. - 830 с.

260. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1975. - 272 с.

261. Шервашидзе JI. А. Некоторые средневековые стенные росписи на территории Абхазии. Тб.: Хеловнеба, 1971. - 188 с.

262. Шервашидзе J1. А. Средневековая монументальная живопись в Абхазии. Тб.: Мецниереба, 1980. — 252 е.: илл.

263. Шестков В. П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. - М.: 1983. - 358 с.

264. Шляхтина JI. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие / J1.M.Шляхтина. - М.: Высш. шк., 2005. - 183 е.: ил. - (Образование через искусство).

265. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е., ил.

266. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программа общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова.- М.: Мозаика-синтез, 1997. - 94 с.

267. Эстетика: / Юрий Борев. - М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. - 829 с.

268. Эстетика: Учебное пособие для вузов /Научный редактор A.A. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 240 с.

269. Эстетика, искусство, человек/ Отв. ред. М. Ф. Овсянников и др. - М.: Наука, 1977. - 334 с.

270. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода/ Под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

271. Эстетическое развитие и воспитание молодежи/ Под ред. О. В. Лармина. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 325 с.

272. Эстетическое воспитание/ Под ред. В. И. Толстых. - М.: Высшая школа, 1979.

- 384 с.

273. Эффективность музейных экспозиций (выставок) и методика ее измерения: Методическое пособие. — М.: 1994 - 20 с.

274. Юон К. Ф. Об искусстве: в 2-х томах. - М.: Советский художник. - Т. 1. -1959.-348 е.; Т.2, 1959.-285 с.

275. ЮреневаТ. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева.

- М.: Академический проект, 2004. - 548 с.

276. Юсов Б. П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников: Материалы науч. семинара. М.: Сов. художник, 1973. - с. 65-111.

277. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич - М.: 2010 - 137 с.

278. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.-86 с.

279. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971. -48 с.

280. Яньшин И. М. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: СамГПУ, 2000. - 200 с.

281. Ясинская И. М. Советские ткани 1920-1930-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1977.-277 с.

282. Яфальян А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения у человеку в процессе самовыражения/ А.Ф. Яфальян. - М.: Искусство и образование, 2011.-276 с.

Дидактические средства - наглядный материал, по формированию экспозиционно-выставочных комплексов (художник Батал Джапуа). Холодное оружие экспонировалось на выставках "Вооружение абхазских воинов", "Абджар - крест мужчины", "Ожившая история"(авторы Б.Джапуа, Т.Дзидзария).

Дидактические средства - наглядный материал, по формированию экспозиционно-выставочных комплексов (художник Батал Джапуа). Холодное оружие экспонировалось на выставках "Вооружение абхазских воинов", "Абджар - крест мужчины", "Ожившая история"(авторы Б.Джапуа, Т.Дзидзария).

Дидактические средства - наглядный материал, по формированию экспозиционно-выставочных комплексов (художник Батал Джапуа). Холодное оружие экспонировалось на выставках "Вооружение абхазских воинов", "Абджар - крест мужчины", "Ожившая история"(авторы Б.Джапуа, Т.Дзидзария).

Дидактические средства - наглядный материал, по формированию экспозиционно-выставочных комплексов (художник Батал Джапуа). По материалам выставки "Философия быта".

Дидактические средства - наглядный материал, по формированию экспозиционно-выставочных комплексов (художник Батал Джапуа). По материалам выставки "Философия быта".

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.