Экспликация фундаментальных философских проблем в современной космологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат наук Нестерук, Алексей Всеволодович

  • Нестерук, Алексей Всеволодович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 333
Нестерук, Алексей Всеволодович. Экспликация фундаментальных философских проблем в современной космологии: дис. кандидат наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Санкт-Петербург. 2018. 333 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нестерук, Алексей Всеволодович

Цели и задачи исследования........................................................................ 15

Теоретико-методологические основы исследования................................................. 16

Научная новизна диссертационного исследования............................................. 17

ГЛАВА 1

Вселенная и человек: космология и антропология как две части книги бытия

§ 1. Философские проблемы космологии в эпоху постмодерна........................... 20

§ 2. Космология и феноменология: экспликация человеческого............................27

§ 3. Предмет философского анализа космологии...............................................34

§ 4. Специальный статус космологии как естественнонаучной дисциплины.............40

§ 5. Космология как трансцендентальный анализ условий познания вселенной.........46

ГЛАВА 2

Космология и экзистенциальная феноменология: изучение вселенной на пересечении естественных и гуманитарных наук

§ 1. Космология через призму человеческого и исторического: существование и

объективность вселенной................................................................... 59

§ 2. Положение человека во вселенной и парадокс субъективности....................... 70

§ 3. Дилемма между объектно-ноэматическим и субъектно-ноэтическим взглядом на

космологию................................................................................. 83

§ 4. Экспликация взаимосвязи элементов естественных и гуманитарных наук в

космологии................................................................................... 93

ГЛАВА 3

Конституирование «идентичности вселенной» , трансцендентальные ограничители и когерентная методология обоснования в космологии

§ 1. Познаваемость вселенной и ее эксплицируемость...................................... 107

§ 2. От космологического принципа как трансцендентального ограничителя в познании

вселенной к апофатической космологии.............................................. 117

§ 3. Конституирование вселенной: общий анализ............................................. 124

§ 4. От космологического принципа к конструкту начальных условий вселенной..... 137

§ 5. Рациональность конструкта вселенной и эпистемологические верования......... 154

§ 6. Когерентность эпистемологического обоснования в космологии..................... 165

§ 7. Когерентность обоснования и математизация в космологии..................... 173

ГЛАВА 4

Космология и телеология: проблема происхождения вселенной через призму телеологической способности суждения и метаморфозы кантовских антиномий

§ 1. О телеологии в науке..........................................................................................................................................178

§ 2. Космологический принцип и эксплицируемость вселенной..............................................182

§ 3. Целесообразность научного исследования и космология..................................................185

§ 4. «Вселенная в целом» как телос космологического объяснения....................................193

§ 5. Эксплицируемость вселенной как ее телос......................................................................................198

§ 6. Концепция «Большого взрыва» как пример формальной

целесообразности в космологии»........................................................................................................207

§ 7. Сотворение мира в греческой философии и патристике........................................................212

§ 8. В каком смысле космология «может» говорить о творении мира:

эволюция или начальные условия......................................................................................................216

§ 9. Физико-математическое оформление трансцендентального требования

по построению начального условия вселенной пространственного типа..........225

§ 10. От дуализма в структуре мира к трансформации кантовских антиномий ... 233

§ 11. Модель Хокинга в свете телеологической способности суждения........................240

§ 12. От антиномии телеологической способности суждения в отношении основания

вселенной к антропологии...................247

ГЛАВА 5

Феноменологические параллели в происхождении вселенной и событии рождения: от физической вселенной к вселенной как насыщенному феномену

§ 1. Проблема случайной фактичности вселенной и современная космология................251

§ 2. Основание темпоральности вселенной и сознание........................................................................258

§ 3. Феноменология рождения....................................................................................................................................262

§ 4. От феноменологии рождения к «Большому Взрыву» как телосу

космологического объяснения..................266

§ 5. Феноменологический параллелизм между событием рождения человека и происхождением вселенной в противоположность принципу

генетического подобия....................................................................................................................................270

§ 6. Случайная фактичность вселенной и сотворение мира в богословии..........................273

§ 7. Сотворение в естественной установке сознания или как не следует рассуждать

о твари и тварности....................................................................................................................................................278

§ 8. Вселенная как насыщенный феномен........................................................................................................283

§ 9. Вселенная в феноменальности событий................................................................................................288

§ 10. Удержание представления о сотворении в рубриках тварного и аналогии

опыта .............................293

§ 11. Вселенная как насыщенный феномен и сознание........................................................................295

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 304

Список литературы...............................................................................309

В В Е Д Е Н И Е

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспликация фундаментальных философских проблем в современной космологии»

Постановка проблемы и актуальность темы исследования

Космологические идеи были предметом размышления на всем протяжении человеческой истории. В употреблении термина «космология», происходит преднамеренная демаркация области научного познания астрономической вселенной (т.е. конкретно научного) и предмета философского вопрошания о вселенной как о целостном мире, или бытии вообще (т.е. философского). Этот момент важен, ибо часто происходит смешение предмета космологии (вселенной в целом) с предметом астрономии или астрофизики, имеющими дело с локальными и конкретными объектами в пространстве в времени. Именно поэтому, говоря о космологии, применять к ней определение «научная» нужно с осторожностью, ибо заранее не ясно может ли ее «предмет» (т.е. мир в целом) быть подвергнут научному исследованию вообще. Обратим внимание, что именно в силу этого обстоятельства сама возможность научного подхода ко вселенной в целом подвергалась сомнению вплоть до начала ХХ-го века. Даже в наше время некоторые физики скептически относятся к космологии как научной дисциплине, характеризуя ее скорее либо как метафизическое расширение науки, либо как «прикладную метафизику». В силу сказанного неудивительно, что когда методология науки пытается эксплицировать структуры познания в космологии, она испытывает трудности в самом начале, не понимая точно в каком смысле можно проводить методологический анализ того, что выходит за рамки строго научного исследования. Поскольку «космо-логия», как это понималось еще в древней Греции, являлась размышлением о бытии вообще, в котором приставка «космо-» была призвана очертить гармонию и порядок в этом бытии, по своему статусу она была неразделима с философским модусом отношения к миру, укорененном в человеческом состоянии. Поэтому когда говорят о физической космологии как научной дисциплине, то вычленяют из космологии то, что может быть осознано и представлено в рамках научного метода, который не универсален, а конкретно-историчен, оставляя за своими пределами, например, представление о вселенной как эстетической идее, как способе этического отношения человека к бытию, как архетипического переживания единства с вселенной, которым человек обладает по факту своего рождения в ней. В этом смысле космология, понимаемая философски, остается «вечной» проблемой последней, исходное содержание которой мало изменяется под действием науки. Греческие философы осознавали, что невозможно сформулировать причинный принцип мира в целом. На современном языке это означает, что невозможно установить причину случайной фактичности вселенной. Современная наука, детально описывая процессы во вселенной, по-прежнему не может ответить на вопрос об этой фактичности. Вопрос о вечности мира в целом или его происхождении во времени также не претерпел существенных корректив, несмотря на представление о «Большом взрыве» как начале наблюдаемой вселенной во времени. Это означает, что фундаментальные проблемы космологии в античном смысле слова не потеряли своей актуальности и современные

научные теории переформулируют старые проблемы на языке современной математической физики. То, что изменилось, относится не столько к космологии, сколько к астрономии, то есть «космологии» наблюдаемой вселенной, состоящей из объектов в протяженном пространстве и времени. При этом исторический переход к современной фазе космологии, т.е. собственно физической космологии, возникшей в начале ХХ-го века сопровождался незаметным расширением сферы собственно астрономического исследования на мир в целом, так что вечные проблемы философии, касающиеся природы вселенной как мира в целом, трансформировались как бы в научные проблемы и возникла убежденность, что современная научная космология может, если и не решить эти философские проблемы, то по крайней мере устранить их из узко природного описания мира. Но именно в этой неявной редукции философских космологических проблем к их научной интерпретации и состоит проблема. Иллюзия того, что философские проблемы могут получить естественнонаучное разрешение, по сути изгоняет из физической космологии скрытое философское содержание, оставляя космологию на произвол методологии науки, которая имеет лишь косвенное отношение к собственно философским проблемам. Забвение этого момента приводит к ошибкам философского толка, когда скрытые верования, лежащие в основании научных теорий не подвергаются анализу, принимаются как сами собой данные, а также не принимаются во внимание ограничения, вытекающие из познавательных способностей человека. Другими словами, переводя космологию в плоскость чистой науки, остается без ответа главный вопрос: а в чем состоит основание возможности этой науки, случайной фактичности самой физической космологии? Если для греков такой вопрос был эквивалентен вопросу о причинном принципе мира и на него нельзя было дать позитивный ответ, так что основание фактичности вселенной и сознания о ней по сути составляли одну и ту же проблему, то для современного исследователя в области философии космологии главным оказывается вопрос не о возможности этой космологии, а вопрос о правилах космологического поиска в условиях уже данного сознания вселенной. Иными словами, физическая космология и ее методология не обладают философской нагруженностью, ибо в них нет места вопросу о том, почему физическая действительность имеет место быть вообще. Физическая космология как научная дисциплина функционирует в условиях фактически данного мира, основание законов которого соотносится с граничными условиями вселенной в целом. И считается, что вопрошание о фактической данности таких условий не есть дело физиков. Философия, понимая, что ответить на вопрос о происхождении физических законов вселенной невозможно, по крайней мере сохраняет память об этой проблеме, указывая на принципиальные ограничения познавательных возможностей физической космологии, тем самым, проясняя фактическую возможность космологии как разновидности человеческой деятельности по познанию и освоению мира.

Именно в свете артикулируемого различия между философией космологии и физической космологией кажется разумным и актуальным проведение исследования не как философской интерпретации современных космологических теорий, а использование современных космологических теорий для новой экспликации вечных проблем философии. В силу этого четко выраженное разделение в проводимом

исследовании на конкретно-научное и философское проблематично, поскольку само научное выступает нарративом, уточняющим и развивающим философские проблемы. Предмет и методы научного исследования космологии не подвергаются какой-либо критической оценке, что касается подразумеваемых фактов, т.е. опытных данных. Вопрос об онтологической значимости современных космологических построений не ставится, ибо космологический нарратив представляет интерес как эксплицирующий непреходящую философскую озабоченность проблемами бытия и познающего его человека. Поскольку новизна этой экспликации проистекает из процесса развития науки, которая доставляет новое фактическое содержание во взглядах на мир, включая научный метод и его приложения в наблюдательных и экспериментальных техниках в процессе исторического изменения субъекта научного познания, то есть человека, то нетрудно предположить, что новизна экспликации вечных проблем философской космологии должна проистекать из тех типов философствования, которые эффективней всего отражают изменение положения человека в мире. Расширяются границы познания и становятся все более сложными его методы. Однако на фоне этих изменений человеческое физико-биологическое состояние изменяется крайне медленно. Это приводит к парадоксу быстрого интеллектуального расширения картины мира человеком при условии практически неизменного положения человека как физико-биологического существа. И если масштаб этой парадоксальности был предметом рефлексии немногих философов в прошлом, то в наши дни несоизмеримость практически бесконечной мысли человека с его ранимым физическим состоянием на Земле становится драматической, когда человек осознает внутреннее несоответствие между своей потенциальной интеллектуальной бесконечностью и все более усугубляющейся зависимостью от нестабильных природных аспектов существования. Современная космология углубляет ощущение диссонанса между величием человеческого разума и ограниченностью его воплощенного в теле существования. Космология подробно разъясняет современному человеку, что масштаб «молчащей громады темных небес», которые пугали Паскаля, настолько велик и практически несоизмерим с миром человека, что его надежда на освоение космоса и понимание своего смысла в нем умирает в тот самый момент, когда он задумывается над этим. Однако в силу социальной динамики современной науки это обстоятельство не только не останавливает научное исследование, но наоборот, стимулирует его и придает ему еще большую экзистенциальную остроту. Смысл бытия мира становится еще более сопряженным со смыслом бытия человека и раскрытие одного приводит к раскрытию смысла другого. Но отсюда следует, что динамика раскрытия смысла мироздания, его интенсивность и растущий объем новых знаний, зависит от исторической динамики человеческого сообщества. То есть развитие объема и глубины физической космологии зависит от темпов исторического прогресса человечности, содержащего имплицитно космологию как одну из своих «бесконечных задач». Смысл мира раскрывается по мере углубляющегося понимания смысла человечности на Земле, так что объем знаний о вселенной, если так можно выразиться, само-осознание вселенной через человека, является де факто производной от прогресса человека как социально-антропологического типа бытия. Соответственно, с философской точки зрения углубляющееся познание вселенной, уточняющее по-новому и акцентирующее

с большей ясностью вечные философские вопросы о смысле мира и самого человека, есть углубляющееся познание человеком самого себя. В таком ракурсе новая экспликация вечных философских проблем с помощью современной космологии является дальнейшей экспликацией человеческого состояния в мире и принимаемый философский метод такой экспликации должен помещать космологический дискурс в контекст антропологического, то есть в условия, когда любое новое представление о вселенной оценивается с точки зрения его экзистенциального смысла и значения. А это означает, что предлагаемое исследование не будет пассивной рефлексией над научными методами и его результатами, а будет рассматривать космологию как развитие сферы внутреннего понимания человеком своего смысла в мироздании, что и составляет вечную проблему философии. Такая экспликация человеческого с помощью космологических теорий может быть осуществлена по аналогии с тенденциями в философской антропологии ХХ века, связанными с феноменологией и ее синтезом с экзистенциализмом.

Начало современного этапа развития космологии связывают с созданием в начале XX века общей теории относительности (релятивистской теории гравитации) и применением ее к гипотетически полагаемой вселенной в целом. Наряду с представлением о вселенной как целостном физическом объекте, вселенной был придан динамический характер расширяющегося образования, имеющего в прошлом некое единое начало, впоследствии названное «Большим взрывом» или сингулярностью. Развитие квантовой теории и ядерной физики сделало возможным создание первых теорий космогенеза, то есть образования вещества и тепловой эволюции вселенной, приведшей ее к современной стадии, в которой возможно свободное распространение света и, тем самым, наблюдение вселенной на больших масштабах. Прогресс в развитии космологии связывают как с развитием экспериментальных астрономических методов с помощью техники космических полетов, так и с развитием физики элементарных частиц. Как принято говорить, космология находится на переднем крае науки и бурно переживает эпоху открытий, смены теорий и вносит вклад в изменение научной картины мира. Развитие наблюдательного базиса космологии, обязанное развитию точных технологий и космических аппаратов, а также возможностями компьютерного моделирования приводит к интуициям и открытиям, которые изменяют привычные представления о масштабах и временных пределах вселенной, а также положения человека в ней. За последнее столетие принципиально изменился класс объектов, входящих в сферу наблюдательной космологии (астрономии). Вселенная представляет собой не только совокупность, того, что видимо и наблюдаемо, но и потенциально умопостигаемое целое, о невидимых частях которого говорят либо на основе экстраполяции видимого, либо на основе применения математического моделирования того, что невидимо. Здесь возникают философские вопросы о том является ли множество всех видимых объектов, дополненное невидимой частью вселенной, чем-то единым целым, о котором можно непротиворечиво рассуждать в категориях либо научного либо философского мышления. Принцип единства мира приобретает особую окраску, ибо приходится рассуждать не только о единстве того, по отношению к чему человек обладает единой

сущностью, но и того, что физически не наблюдаемо или отделено пространственно-временной бездной. Присутствующий с самого начала космологического исследования вопрос о смысле понятия «вселенная в целом» приобретает новое качество, когда собственно физическое и умопостигаемое дополняют друг друга в целостном образе вселенной. Градации последних составляют проблемы философского осмысления и обосновывают актуальность настоящего исследования.

Более конкретно, исследование имеет дело во следующей проблематикой. Несмотря на принятую в стандартной космологической модели гипотезу о временном начале наблюдаемой вселенной («Большом взрыве»), с философской точки зрения остается проблема фактической случайности самого этого исходного состояния, в котором были установлены физические законы и конкретные количественные значения физических констант. Другими словами, вечная философская проблема о причинном принципе мира переносится современной космологией в сферу генезиса нынешнего образа вселенной из предшествующего недифференцированного состояния материи в прошлом вселенной. Современная космология пытается приблизиться к экспликации причинного принципа мира, уточняя его содержание в физико-математических терминах. Степень эффективности такого уточнения представляет несомненный философский интерес.

В контексте космологии решающими оказываются структуры субъективности человека, присущие его воплощенному, телесному существованию. Предмет космологии - вселенная в целом - несоизмерим с практически бесконечно-малым положением человека в космосе. Это приводит к «слабой объективности» физических референтов космологических теорий, когда реальности невозможно придать смысл вне пути познания, в рамках которого эта реальность конституируется. Исследование статуса космологических конструктов представляет собой интерес для современной эпистемологии науки.

Для того аспекта современной эпистемологии, который имеет дело с социокультурной детерминацией познания, случай космологии играет особую роль, ибо в ней явным образом вскрываются экзистенциальные мотивы космологического поиска, относящиеся как к жизни отдельного индивида, так и общества в целом. В космологии явно эксплицируются мировоззренческие установки, требующие углубленного философского осмысления и следующие из факта включенности человека с его ценностями, идеалами и целями, в содержание современного космологического знания как знания о вселенной, содержащей этого человека. Человек включен во вселенную не только по факту его физической принадлежности к ней, но также по факту того, что вселенная включает множество знаний о ней. Соответственно, классическая методология науки, основанная на принципе соответствия между теоретическими понятиями и эмпирическими наблюдениями получает свое изменение и расширение, требующее философского анализа.

Космология, как поиск оснований мировой действительности, обладает целесообразностью и ее конституируемой целью является прошлое вселенной, в то время как сам процесс этого конституирования направлен в будущее. Парадоксальность подобной ситуации требует философского осмысления с привлечением как классического анализа формальной целесообразности научного исследования в стиле «Критики способности суждения» Канта, так и анализа феноменологии события рождения в стиле современной французской философии. Невозможность позиционирования вселенной в целом как внешнего объекта описания приводит к изменению классического отношения между субъектом и объектом. Здесь происходит отход от классической установки на возможность онтологического представления вселенной (в феноменальности объектов) и самой трансцендентальной установки, что требует дальнейшей философской разработки.

Степень разработанности проблемы: краткий обзор

С первых шагов релятивистской космологии в начале ХХ века, исследование вселенной методами теоретической физики сопровождалось философским осмыслением как предмета исследования космологии, так и самого метода этого исследования. Присутствие философских элементов в космологических дискуссиях отражало общее настроение среди физиков, стоящих у основания как теории относительности, так и квантовой механики, черпающих свои идеи из современных им философских течений. Достаточно указать, что сам Эйнштейн руководствовался в своих взглядах на природу вселенной философскими принципами. Поскольку новая физика произвела «революцию» в осмыслении картины мира, многие известные физики, такие как А. Эддингтон, Дж. Джинс, Э. Уитеккер, Э. Милн, рефлектировали над первыми шагами космологических теорий философским образом. С тех пор космология представляет широкий круг философских проблем и им посвящены многочисленные дебаты. Достаточно упомянуть об историческом периоде дискуссий об эволюции вселенной в противовес модели стационарной вселенной. В настоящее время по-прежнему остро стоит вопрос о единственности нашей вселенной, которой противопоставляется модель мультивселенной. Статус последней остается плохо определенным и сами космологи занимают разные позиции в отношении онтологической трактовки этой модели. Философские проблемы космологии находятся в центре дискуссий и являются предметом обширных публикаций в западной научной литературе. Среди наиболее известных авторов необходимо упомянуть М. Мюнитца, Дж. Лесли, Дж. Эллиса, Э. Мак-Мюллина, Б. Карра, Дж. Примака, П. Брокелмана, К. Айшема, Ж. Баттерфилда, М. Хеллера, Дж. Барроу, Дж. Эллиса, Дж. Силка и др. Необходимо указать на отечественные философские разработки в отношении космологии, ставшие популярными с конца 1950х годов и нашедшими свое продолжение вплоть до настоящего времени. Среди тем, ставших предметом философских дискуссий были проблема целостности вселенной, проблема ее пространственной конечности или бесконечности (А. Л. Зельманов, Г. И. Наан, Э. М. Чудинов, А. Турсунов, А. С. Кармин, А. М. Мостепаненко, А. В. Солдатов и др. ), проблема ее познаваемости (В. В. Казютинский, А. М. Мостепаненко, А. Турсунов, А. Э. Назиров и др.), место человека

во вселенной и связь ее крупномасштабных параметров с фактом существования разумной жизни (антропный принцип) (В. В. Казютинский, Ю. В. Балашов, А. Н. Павленко, А. А. Гриб и др.), проблема многомирового описания вселенной (А. М. Мостепаненко, В. П. Визгин и др.). Во всех таких исследованиях к космологии подходили как естественнонаучной дисциплине, предмет которой допускал четкое разграничение между объектом и субъектом исследования. Даже при обсуждении антропного космологического принципа связь между человеком и вселенной рассматривалась только на физико-биологическом уровне, оставляя в стороне вопросы, связанные с ограничениями на возможность познания вселенной, следующими из телесно-оформленных познавательных способностей человека. Исследование философских вопросов космологии предполагало бесконечную рациональность субъекта познания, могущую в принципе построить всеобъемлющее знание о вселенной. Методология познания вселенной полагалась следующей стандартной схеме построения теории, основанной на принципе соответствия даже в тех случаях, когда последний принципиально не мог быть применен. Исключением из этого могут служить работы А. Н. Павленко, в которых развивалась точка зрения, что в космологии ненаблюдаемой вселенной может эффективно применяться другая методология, предполагающая критерии истинности теории на основе группового соглашения.

Однако, необходимо констатировать, однако, что практически все исследования по философским проблемам космологии исходят из естественной установки сознания, придавая космологическим конструктам онтологический статус и не подвергая критике философскую позицию по отношению к математическим сущностям, с помощью которых вселенная описывается. Другими словами, методология космологии развивалась в отрыве не только от философии математики, но и от тех разделов современной эпистемологии, которые развивают альтернативные точки зрения на природу реальности в теоретической физике и математике. В добавок к этому необходимо отметить, что сам метод философствования иногда имел спонтанный и произвольный характер, не базируясь на какой-то определенной эпистемологии, связанной с развитыми философскими направлениями, в том числе разработанными в ХХ веке. Обратим внимание, что крупные западные исследования по философии космологии следовали тому же пути, не формулируя четко философской позиции в отношении статуса математических конструктов космологии и не принимая во внимание специфику чисто человеческого взгляда на вселенную. Особенностью зарождающейся в начале ХХ века физики было то, что подход к структуре реальности стал неразделимым с тем структурным путем познания, на котором эта реальность конституируется. Зависимость физически наблюдаемых реальностей от условий наблюдения в теории относительности и квантовой механике привела к ситуации, когда разделение между субъектом и объектом классической науки перестало быть условием возможности познания. Именно поэтому главным философским планом в осмыслении физики ХХ века стало понимание путей и условий возможности конституирования физических объектов. Другими словами, сам взгляд на структуру реальности предполагал включенность субъекта в ее конституирование. Драматизм подобной включенности выявлялся в тех случаях, когда представление реальности в

феноменальности объектов оказывается проблематичным. По сути речь идет о том, что конституция объекта исследования предполагает прояснение не столько методологических процедур, связанных с этой конституцией, сколько ответ на вопрос об основании ее возможности как таковой. Методологический анализ трансформируется в трансцендентальный анализ возможности познания вселенной. Для его успешного осуществления нужна систематическая платформа, базирующаяся либо на достижениях собственно трансцендентальной философии (учении Канта, например) или феноменологии.

Понимание космологии как разновидности человеческой деятельности и смысла реальности через призму философской феноменологии приобретает свою актуальность, когда исследование космологии не останавливается на методологическом анализе процедур, используемых наукой, а идет глубже к пониманию возможности и обоснования этих процедур. Подвергая логическому анализу научные процедуры, приводящие к установлению и оправданию теоретических положений, остаются непроясненными условия, при которых эти положения возможны. К этим условиям можно подойти двояко. С одной стороны они могут быть поняты «объективно» как условия возможности существования объектов, подпадающих в данный исторический период под рубрики научного исследования. С другой стороны эти условия связаны с условиями функционирования субъектов научного познания, включающими конкретный исторический период или географический ареал, источники финансирования исследования, личные и психологические качества исследователей. Феноменология, по аналогии с кантовской философией, пытается вскрыть «предельные» условия возможности объективного опыта вообще, включая научный опыт. Надежда на возможность экспликации таких условий происходит из факта их реализации в структуре человеческого разума, наличность которого указывает на объективный характер таких условий. Научная деятельность не может не только провести экспликацию этих условий, она не в силах осознать их наличие как условий, ибо наука функционирует в уже сформированных условиях своей возможности без интереса к прояснению последних. Феноменология квалифицирует это как функционирование науки в рамках естественной установки, когда предмет знания полагается существующим безотносительно к вопросу о возможности и смысле такого полагания. Тот факт, что «субъективные» условия познания оказываются тем не менее объективными, показывает, что они проистекают не из конкретного эмпирического субъекта и его познавательной способности (который случаен и конечен), а из своего рода «трансцендентальной субъективности», аналогичной той, о которой говорил Кант и суть которой можно выразить как реализацию объективного познания в индивидуальных ментальных процессах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нестерук, Алексей Всеволодович, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверинцев, С. С., Поэтика ранневизантийской литературы. М.: CODA, 1999.

Арон, P., Ведение в философию истории//Избранное. Введение в философию истории, М., СПб.: Университетская книга, 2000, с. 215-524.

Бахтин, М., Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. Бердяев, Н. А., О рабстве и свободе человека. Париж: YMKA-Press, 1939. Бердяев, Н. А., Я и мир объектов//Дух и реальность. М.: АСТ, 2003, с. 25-156.

Бердяев, Н. А., Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация//Дух и реальность. М.: АСТ, 2003, с. 381-564.

Бердяев, Н. А., Царство Духа и царство Кесаря//Дух и реальность. М.: АСТ, 2003, с. 565-671.

Бибихин, В. В., Мир. СПб.: Наука, 2007.

Бондаренко, С. Б., Космология и культура. М.: URSS, 2008.

Бранский, В. П., Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

Булгаков, С. Н., Философия хозяйства. Соч. в двух томах., т. 1. М.: Наука, 1993.

Вейль, Г., Единство знания//Математическое мышление. М.: Наука, 1989, с. 70-78.

Вайнберг, С., Первые три минуты. М.: Атомиздат, 1981.

Василий Великий, In hexaemeron: Беседы на Шестоднев. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.

Вейнберг, С., Гравитация и космология. М.: Мир, 1975.

Вернадский, В. И., Биосфера. М.: Мысль, 1967.

Вигнер, Е., Непостижимая эффективность математики в естественных науках//Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971, с. 182-98.

Гриб, А. А., Основные представления современной космологии. М.: Физматлит, 2008.

Гутнер, Г. Б., Эсхатологический аспект этики и эпистемологии//Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология. М.: Изд-во ББИ, 2008, с. 210-20.

Гутнер, Г. Б., Идея человечности. Эпистемологический и этический аспекты// Методология науки и антропология. М.: ИФРАН, 2012, с. 170-92.

Гуссерль, Э., Кризис Европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Гуссерль, Э., Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Декарт, Р., Начала философии, ч. 1, 26//Антология мировой философии, т. 2. М.: Мысль, 1970.

Декарт, Р., Правила для руководства ума, Собр. соч. в 2 т., т. 1. М.: Мысль, 1989.

Ф. М. Достоевский, Приговор. Дневник писателя за 1876 г. Собрание сочинений в 15 т., т. 13. М.: Наука, 1988.

Зельдович, Я. Б., Новиков, И. Д., Строение и эволюция вселенной. М. : Наука, 1973.

Иванов, В. Г., Солдатов, А. В. Проблема мироздания в науке и культуре. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Казютинский, В. В., Миры культуры и мир науки: эпистемологический статус космологии// Социально-культурный контекст науки. М.: ИФРАН, 1998, с. 101-18.

Казютинский, В. В., Традиции и революция в современной астрономии (докторская диссертация). М.: ИФРАН, 1999.

Казютинский, В. В., Нет, космология наука физическая, а не гуманитарная! Ответ В. М. Розину//Эпистемология и философия науки, т. XI, N 2, 2007, с. 125-29.

Казютинский, В. В., Предисловие: физическая космология и культура// Космология, физика, культура. М.: ИФРАН, 2011, с. 3-15.

Кант, И., Основы метафизики нравственности, Сочинения в шести томах т. 4, ч. 1. М: Мысль, 1965.

Кант, И., Критика практического разума. Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965.

Кант, И., Логика. Пособие к лекциям 1800 // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980, с. 319-44.

Кант, И., Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

Кант, И., Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.

Кант, И., Критика способности суждения, в «Сочинения», т. IV (ред. Н. Мотрошилолвой, Т. Длугач, Б. Тушлинга, У. Фогеля). М.: Москва, 2001.

Кант, И., Первое введение в «Критику способности суждения», в «Сочинения», т. IV

(ред. Н. Мотрошилолвой, Т. Длугач, Б. Тушлинга, У. Фогеля). М.: Москва, 2001.

Кант, И., Критика способности суждения. М.: СПб.: Наука, 2006.

Климент Александрийский, Stromata: Строматы, в 3х т. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

Койре, А., От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М.: Логос, 2001.

Кричивец, А. Н., Априори, способность суждения и эстетика// Вестник Московского Университета., сер. 7, Философия, 1996, N 3, с. 41-50.

Кюнг, Г., Начало всех вещей. Естествознание и религия. М.: Изд-во ББИ, 2007.

Левинас, Э., Время и другой. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. [Пер. с французского: Levinas, Le temps et l'autre (Paris: Presses Universitaires de France, 1983)].

Лошаков, Р. А., Кантовское a priori как эсхатологическая реальность//Вестник РХГА, т. 10, вып. 2, 2009, с. 91-105.

Максим Исповедник, Cap. de Charitate: Главы о любви. Творения Преподобного Максима Исповедника. Книга 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993.

Максим Исповедник, Cap. Theologicorum: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Творения Преподобного Максима Исповедника. Книга 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993.

Мамардашвили, М., Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.

Мамардашвили, М., Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000.

Мамчур, Е., Сачков, Ю. (ред.), Причинность и телеономизм в современной парадигме естественных наук. М.: Наука, 2002.

Марион, Ж.-Л., Насыщенный феномен// С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская (сост.), (Пост) Феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, 2014, с. 63-99. [Пер. с французского: J.-L. Marion, "Le Phénomène Saturé", en Phénoménologie et Théologie, J.-F. Courtine (ed.) (Paris: Criterion, 1992), pp. 79-128].

Марсель, Г., Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994.

[Пер. с французского G. Marcel, Etre et avoir (Paris: Editions Universitaire, 1991)]. Г. Марсель, Метафизический дневник. СПб.: Наука, 2005.

[Пер. с французского: Marcel, G., JournalMetaphysique (Paris: Gallimard, 1935)].

Марсель, Г., Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004.

[Пер. с французского Marcel, G., Du Refus a l'Invocation (Paris: Galllimard, 1940)].

Мерло-Понти, М., Око и дух. М.: Искусство, 1992.

Мерло-Понти, М., Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999. [Пер. с французского M. Mereleau-Ponty, Phänomenologie de la perception (Paris: Gallimard, 1945)].

Мерло-Понти, М., Видимое и невидимое. Минск: И. Логвинов, 2006.

[Пер. с французского M. Merleau-Ponty, Le visible et l'invisible (Paris: Gallimard, 1964)].

Мизнер, Ч., Торн, К., Уилер, Дж. А., Гравитация, т. 2. М.: Мир, 1977.

Мольтман, Ю., Наука и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М.: Изд-во ББИ, 2005.

Несмелов В. И., Наука о человеке. Казань: Центральная типография, 1905.

Нестерук, А., Финалистский антропный принцип, его философско-этический смысл// Астрономия и современная картина мира (под ред. В. В. Казютинского). М.: Наука, 1996, с. 120-26.

Нестерук, А., Логос и космос. Богословие, наука и православное предание. М.: Изд-во ББИ, 2006.

Нестерук, А., Вселенная как насыщенный феномен: христианская концепция творения в свете современной философии и науки//Вера и знание: взгляд с Востока. М.: Изд-во ББИ, 2014.

Павленко, А., Н.. Европейская космология: между «рождением» и «творением» //Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение и эсхатология. М.: Изд-во ББИ, 2008, с. 122-30.

Павленко, А. Н., Место хаоса в новом мировом порядке//Вопросы философии, N 9, 2003, с. 39-53. (См. перепечатку этой статьи в его же: Философские проблемы космологии. Вселенная из «ничего» или вселенная из «небытия»? М.: Книжный дом «Либроком», 2012, с. 66-87).

Павленко, А. Н., Философские проблемы космологии. Вселенная из «ничего» или вселенная из «небытия»? М.: Книжный дом «Либроком», 2012.

Павленко, А. Н., Принцип наблюдаемости: почему невозможна теория бесконечной вселенной? // А. Н. Павленко, Философские проблемы космологии. Вселенная из «ничего» или вселенная из «небытия»?, М.: Книжный дом «Либроком», 2012, с. 131-42.

Панов, А. Д., Природа математики, космология и структура реальности: объективность мира математических форм // Космология, физика, культура (под ред. В. В. Казютинского). М.: ИФРАН, 2011, с. 191-219.

Панов, А. Д., Методологические проблемы космологии и квантовой гравитации// Современная космология: философские горизонты (под ред. В. В. Казютинского). М.: Канон, 2011, с. 185-215.

Панов, А. Д., Природа математики, космология и структура реальности: физические основания математики // Метавселенная, пространство, время (под ред. В. В. Казютинского). М.: ИФРАН, 2013, с. 74-103.

Паскаль, Б., Мыли. СПб.: Азбука, 1999.

Платон, Тимей. Собр. соч. в 4х т., т. 3. М.: Мысль, 1994.

Разеев, Д. Н., Телеология Иммануила Канта. СПб.: Наука, 2010.

Розин, В. М., Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Розин, В. М., К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также куда мы должны отнести космологию//Эпистемология и философия науки, т. XI, N 1, 2007, с. 111-28.

Романо, К., Авантюра времени, М.: Рипол классик, 2017.

Солдатов, А. В. (ред.), Ведение в философию: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Лань, 2007.

Соловьев, В. С., Чтения о Богочеловечестве, Соч. в двух томах, т. 2. М.: Правда, 1989. Торранс, Т., Пространство, время и воплощение. М.: Изд-во ББИ, 2010. Турсунов, А., От мифа к науке. М.: Изд-во политической литературы, 1973. Турсунов, А., Основания космологии. М.: Мысль, 1979.

Уилер, Дж., Квант и вселенная//Астрофизика, кванты и теория относительности. М.: Мир, 1982, с. 535-58.

Фесенкова, Л. В. (ред.), Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М.: ИФРАН, 1994.

Флоренский, П., Макрокосм и микрокосм//Оправдание космоса. СПб.: Изд-во РХГИ, 1994, с. 184-97.

Флоровский Г. В., Тварь и тварность//Православная мысль (Труды Православного Богословского Института в Париже), N 1, 1928, с. 312-346. (Недавнее переиздание в: Г. Флоровский. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Изд-во РХГА, 2005, с. 280-315).

Флоровский Г. В., Идея творения в христианской философии// Г. Флоровский. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: Изд-во РХГА, 2005, с. 316-42.

Франк, С., Реальность и человек. СПб: Изд-во РХГИ, 1997.

Фрейд, З., Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: Алетея, 1998.

Хайдеггер, М., Письмо о гуманизме// Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

Хайдеггер, М., Бытие и время. СПб.: Наука, 2002.

Хайдеггер, М., Время картины мира//Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Изд-во «Республика», 1993, с. 41-62.

Хайдеггер, М., Европейский нигилизм//Ницше, т. 2. СПб: «Владимир Даль», 2007, с. 27-224.

Шелер, М., Положение человека в космосе// Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994, с. 129-93.

Шолохова, С. А., А. В. Ямпольская (сост.), (Пост) Феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, 2014.

Шрёдингер, Э., Разум и материя. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.

Шрёдингер, Э., Природа и греки. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.

Шрёдингер, Э., Наука и гуманизм. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.

Эйнштейн, А., Мотивы научного исследования// Собрание научных трудов, т. IV. М.: Наука, 1967, с. 39-41.

Эйнштейн, А., О методе теоретической физики. Собрание научных трудов, т. IV. М.: Наука, 1967, с. 181-86.

Эйнштейн, А., Рецензия на книгу Р. Толмена «Относительность, термодинамика и космология»// Собрание научных трудов. т. IV, М.: Наука, 1967, с. 196-97.

Эйнштейн, А., Физика и реальность//Собрание научных трудов. т. IV, М.: Наука, 1967, с. 200-27.

Юм, Д., Трактат о человеческой природе//Сочинения в двух томах, т. 1. М: Мысль, 1996.

Яннарас, Х., Избранное: Личность и эрос. М.: РОССПЭН, 2005.

Ясперс, К., Всемирная история философии. Введение. СПб.: Наука, 2000.

Abrams, N. E., Primack. J., The New Universe and the Human Future. How a Shared Cosmology Could Transform the World (New Haven and London: Yale University Press, 2011).

Albrecht, A., "Cosmic Inflation and the Arrow of Time", in Science and Ultimate Reality: From Quantum to Cosmos, J. D. Barrow, P. C. W. Davies and C. Harper (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), pp. 363-401.

Alfven, H., "Cosmology: Myth or Science?", in Cosmology, History and Theology, W. Yourgrau, A. D. Breck (eds.) (New York: Plenum, 1977), pp. 1-14.

Allen, P., Ernan McMullin and Critical Realism in the Science-Theology Dialogue (Farnham: Ashgate, 2006).

Aron, R., Introduction a laphilosophie de I'histoire (Paris, Gallimard, 1938). Audi, R., Epistemology (London: Routledge, 1998).

Bailly, F., "Remarks about the Program for a Formalized Epistemology", in Quantum Mechanics, Mathematics, Cognition and Action. Proposals for a Formalized Epistemology. M. M. Mugur-Schachter, A. van der Merwe (eds.) (Dordrecht: Kluwer, 2002), pp. 3-8.

Bailly, F., "About the Emergence of Invariances in Physics: from 'Substantial' conservation to Formal Invariance", in Quantum Mechanics, Mathematics, Cognition and Action. Proposals for a Formalized Epistemology, M. M. Mugur-Schachter, A. van der Merwe (eds.) (Dordrecht: Kluwer, 2002), pp. 369-88.

Balaguer, M., Platonism andAnti-Platonism in Mathematics (Oxford: Oxford University Press, 1998).

Balashov, Yu., "On the Evolution of Natural Laws", The British Journal for the Philosophy of Science 43, no. 3 (1992), pp. 343-70.

Balashov, Yu., "Uniformitarianism in Cosmology: Background and Philosophical Implications of the Steady-State Theory," Studies in History and Philosophy of Science 25B, (1994), pp. 933-58.

Balashov, Yu., "Two Theories of the Universe. Essay Review", Studies in History and Philosophy of Modern Physics 29, no. 1 (1998), pp. 141-49.

Balashov, Yu. V., "A Cognizable Universe: Transcendental Arguments in Physical Cosmology", in Constituting Objectivity. Transcendental Perspectives on Modern Physics, M. Bitbol, P. Kerszberg, J. Petitot (eds.) (Springer, 2009), pp. 269-77.

Barrow, J. D., Tipler, F. The CosmologicalAnthropic Principle (Oxford: Oxford University Press, 1986).

Barrow, J. D., Bhavsar, S. P. "Filaments: what the Astronomer's Eye tells the Astronomer's Brain", Quarterly Journal of Royal Astronomical Society 28 (1987), pp. 109-28.

Barrow, J. D., "Patterns of Explanation in Cosmology", in The Anthropic Principle, F. Bertola, V. Curi (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 1989), pp. 1-15.

Barrow, J., Morris, S., Freeland, S., Harper, Ch. (eds.) Fitness of the Cosmos for Life. Biochemistry andFine-Tuninng (Cambridge: Cambridge University Press, 2008).

Barth, K., Church Dogmatics (Edinburgh: T&T Clark, 1936-1977).

Becker, O., "Uber der sogenanten "Anthropologismus" in die Philosophie der Mathematik", Phil. Anz. Jg. III (1928), pp. 369-87.

Bishop, R. L., "What We Bring We Find", Journal of Royal Astronomical Society of Canada 80, no. 5 (1986), pp. 224-29.

Bitbol, M., "From the Anthropic Principle to the Subject Principle", The Anthropic Principle, F. Bertola, U. Curi (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 1993), pp. 91-100.

Bitbol, M., Kerszberg, P., Petitot, J. (eds.), Constituting Objectivity. Transcendental Perspectives on Modern Physics (Springer, 2009).

Bohm, D., Peat, D., Science, Order, and Creativity (New York: Bantam, 1987).

Bondi, H., Gold, T., "The Steady-State Theory of the Expanding Universe," Monthly Notices of the Royal Astronomical Society 108 (1948), pp. 252-70.

Brisson, L., Meyerstein, F. W., Inventing the Universe. Plato's Timaeus, The Big Bang, And the Problem of Scientific Knowledge (Albany: State University of New York Press, 1995).

Brockelman, P., Cosmology and Creation. The Spiritual Significance of Contemporary Cosmology (Oxford: Oxford University Press, 1999).

Butterfield, J., Isham, C., "On the Emergence of Time in Quantum Gravity", in The Arguments of Time, J. Butterfield (ed.) (Oxford: Oxford University Press, 1999), pp. 111-68.

Butts, R. E., "Kant's Philosophy of Science: the Transition from Metaphysics to Science", Philosophy of Science Association 2 (1984), pp. 685-705.

Butts, R. E., Kant and the Double Government Methodology. Supersensibility and Method in Kant's Philosophy of Science (Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1986).

Butts, R. E., "Teleology and Scientific Method in Kant's Critique of Judgment", NOUS 24, no.1 (1990), pp. 1-16.

Carr, B. J., "On the Origin, Evolution and Purpose of the Physical Universe", in Modern Cosmology and Philosophy, J. Leslie (ed.) (New York: Prometheus, 1998), pp. 152-57.

Carr, B. J., Universe or Multiverse (Cambridge: Cambridge University Press, 2007).

Carr, D., Paradox of Subjectivity (Oxford: Oxford University Press, 1999).

Cassirer, E., An Essay on Man. An Introduction to a Philosophy of Human Culture (New York: Doubleday Anchor Books, 1953).

Chamcham, K., Silk, J., Barrow, J. D., Saunders, S. (eds.), The Philosophy of Cosmology, (Cambridge: Cambriodge University Press, 2017).

Chrétien, J.-L., L'inoubliable et l'inespére (Paris: Desclée de Brouwer, 1991).

Clayton, Ph., Peacocke, A. (eds.), In Whom We Live and Move and Have Our Being: Reflections on Panentheism in a Scientific Age (Grand Rapids, MI: W. B. Eerdmans, 2004).

Clément, O., On Human Being: A Spiritual Anthropology (London: New City, 2000).

Collins, R., "The multiverse hypothesis: a theistic perspective", in Universe or Multiverse, B. J. Carr (ed.) (Cambridge: Cambridge University Press, 2007), pp. 459-80.

Comte-Sponville, A., L'être-temps. Quelques réflexions sur le temps de la conscience (Paris: Presses Universitaires de France, 1999).

Compton, J. J., "Natural Science and the Experience of Nature", in Phenomenology in America. Studies in the Philosophy of Experience, J. M. Edie (ed.) (Chicago: Quadrangle Books, 1967), pp. 80-95.

Cornwell, J., "Hawking's quest: a search without end", The Tablet (27 March 2004), pp. 4-5.

Coule, D., "Quantum Creation and Inflationary Universes: A Critical Appraisal", Physical Review D 62 (2000), pp. 124010-17.

Courtine, J.-F., Phénoménologie et Théologie (Paris: Criterion, 1992).

Craig, W. L., "What Place, Then, for a Creator?" Hawking on God and Creation", in W. L. Craig and Q. Smith, Theism, Atheism and Big Bang Cosmology (Oxford: Clarendon, 1993), pp. 279-300.

Dancy, J., Introduction to Contemporary Epistemology (Oxford: Basil Blackwell, 1989). Davies, P. C. W., The Physics of Time Asymmetry (London: Surrey University Press, 1974).

Denton, M., Nature's Destiny. How the laws of biology reveal purpose in the universe (New York: Free Press, 1998).

De Duve, C., Vital Dust. Life as a Cosmic Imperative (New York: Basic Books, 1995).

De Laguna, G., On Existence and the Human World (New Haven and London: Yale University Press, 1966).

De Waelhens, A., "Science, Phenomenology, Ontology", Cross Currents 17 (1957), pp. 167 -74.

Disney, M. J., "The Case Against Cosmology", General Relativity and Gravitation 32, (2000), pp. 11215-34.

Dondeyne, A., Contemporary European Thought and Christian Faith (Pittsburgh: Duquesne University, 1958).

Drees, W., Beyond the Big Bang (La Salle, 111.: Open Court, 1991).

Ellis, G. F. R., "Issues in the Philosophy of Cosmology", in Handbook of the Philosophy of Science, Philosophy of Physics. Part B, J. Butterfield, J. Earman (eds.) (Amsterdam et al: Elsevier, 2007), pp. 1183-283.

Ellis, G. F. R., "Does the Multiverse Really Exist?", Scientific American (August 2011), pp. 38-43.

Ellis, G. F. R., Maartens, R., MacCallum, M. A. H., Relativistic Cosmology (Cambridge: Cambridge University Press, 2012).

Ellis, G., Silk, J., "Defend the Integrity of Physics", Nature 516 (18/25 December 2014), pp. 321-323.

Farber, M., "First Philosophy and the Problem of the World", Philosophy and PhenomenologicalResearch 23, no. 3 (1963), pp. 315-34.

Feinberg, G., "Physics and the Thales Problem", The Journal of Philosophy LXIII, no. 1 (1966), pp. 5-17.

Fricke, C., "Explaining the Inexplicable. The Hypothesis of the Faculty of Reflective Judgement in Kant's Third Critique", NOÛS 24, no. 1 (1992), pp. 45-62.

Friedman, Y., "Scientific Theory as One of the Fine Arts", Leonardo 26, no. 4 (1993), pp. 359-63.

Fromm, E., Man for Himself. An Enquiry into the Psychology of Ethics (London, Routledge and Kegan Paul, 1967).

Gale, G., Shanks, N., "Methodology and the Birth of Modern Cosmological Inquiry", Studies in History and Philosophy of Modern Physics 27, no. 3 (1996), pp. 279-96.

Gunzig, E., Maartens, R., Nesteruk, A., "Inflation and Thermodynamics." Classical and Quantum Gravity 15 (1998), pp. 923-32.

Gunzig, E., Nesteruk, A., M. Stokley, M., "Inflationary Cosmology with Two-Component Fluid and Thermodynamics", General Relativity and Gravitation 32 (2000), pp. 329-46.

Gunzig, E., Que fasiez-vous avant le Big Bang? (Paris: Odile Jacob, 2011).

Gurwitsch, A., Studies in Phenomenology and Psychology (Evanston: Northwestern University Press, 1966).

Gurwitsch, A., "Galilean Physics in the Light of Husserl's Phenomenology", in Galileo. Man of Science, E. McMullin (ed.) (New-York: Basic Books, 1967), pp. 388-401.

Gurwitsch, A., Phenomenology and the Theory of Science (Evanston: Northwestern University Press, 1974).

Gurwitsch, A., "Comments on Henry Margenau's 'Phenomenology and Phyiscs' ", in, Phenomenology of Natural Science, L. Hardy, L. Embree (eds.) (Dordrecht: Kluwer, 1992), pp. 35-44.

Gurwisch, A., The Field of Consciousness, The Collected Works of Aron Gurwitsch, vol. III (Springer, 2010).

Halvorson, H., Kragh, H., "Theism and Physical Cosmology", in, The Routledge Companion to Theism, S. Goetz et al. (eds.) (London: Routledge, 2012), pp. 241-55.

Harrison, E. R., Cosmology: The Science of the Universe (Cambridge: Cambridge University Press, 1986).

Hartle, J. B., Hawking, S. W., "Wave Function of the Universe", Physical Review D 28 (1983), pp. 2960-65.

Harvey, C. W., "Natural Science is Human Science. Human Science is Natural Science: Never the Twain Shall Meet", in Continental and Postmodern Perspectives in the Philosophy of Science, B. E. Babich, D. B. Bergoffen, S. V. Glynn (eds.) (Aldershot: Avebury, 1995), pp. 121-36.

Harwit, M., Cosmic Discovery (Brighton: The Harvester, 1981).

Harwit, M., In Search of the True Universe. The Tools, Shaping, Cost of Cosmological Thought (New York: Cambridge University Press, 2013).

Hawking, S., A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes (London: Bantam, 1988).

Hawking, S., Penrose, R., The Nature of Space and Time (Princeton: Princeton University Press, 1996).

Heelan, P. A., "Nature and its Transformations", Theological Studies 1 (1972), pp. 486- 502.

Heelan, P. A., "Experiment and Theory: Constitution and Reality", The Journal of Philosophy 85, no. 10 (1988), pp. 515-24.

Heelan, P. A., "An Anti-Epistemological or Ontological Interpretation of the Quantum Theory and Theories Like It", in Continental and Postmodern Perspectives in the Philosophy of Science , B. E. Babich, D. B. Bergoffen, S. V. Glynn (eds.) (Aldershot: Avebury, 1995), pp. 55-68.

Heisenberg, W., The Physicist's Conception of Nature (London: Hutchinson Scientific and Technical, 1958).

Heisenberg, W., Physics and Philosophy (London, Penguin Books, 1989).

Henry, M., De la phénoménologie. Tome I. Phénoménologie de la vie (Paris: Presses Universitaires de France, 2003).

Hoyle, F., "A New Model for the Expanding Universe," Monthly Notices of the Royal Astronomical Society 108 (1948), pp. 372-82.

Hoyle, F., The Nature of the Universe (Oxford: Basil Blackwell, 1952). Hoyle, F., Man in the Universe (New-York, Columbia University Press, 1966). Hoyle, F., Origin of the Universe and Origin of Religion (Moyer Bell Ltd., 1993). Husserl, E., Erste Philosophie (The Hague: Nijhoff, 1959).

Husserl, E., The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology (Evanston: Northwestern University Press, 1970).

Husserl, E., Experience and Judgement. Investigations in a Genealogy of Logic (London: Routledge & Kegan Paul, 1973).

Husserl, E., Phenomenological Psychology: Lectures, Summer Semester, 1925 (The Hague, Nijhoff, 1977).

Husserl, E., "Foundational Investigations of the Phenomenological Origin of the Spatiality of Nature", in Husserl Shorter Works, P. McCormick, F. A. Elliston (eds.) (Indiana: University of Notre Dame Press, 1981), pp. 222-33.

Husserl, E., On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (Dordrecht: Kluwer, 1991).

Ingarden, R., Man and Value (Washington, D. C.: Catholic University of America Press, 1983).

Isham, C. J. "Creation of the Universe as a Quantum Process", in Physics, Philosophy and Theology: A Common Quest for Understanding, R. J. Russell et al. (eds.) (Vatican City State: Vatican Observatory, 1988), pp. 375-408.

Isham, C. J., and J. C. Polkinghorne. "The Debate over the Block Universe", in Quantum Cosmology and the Laws of Nature, R. J. Russell, N. Murphy, and C. J. Isham (eds.) (Berkeley, CA: CTNS, 1996), pp. 139-47.

Jaki, S. L., Is There a Universe? (Liverpool: Liverpool University Press, 1993).

Janicaud, D., Le tournant théologique de la phénoménologie française (Combas: Éditions de l'éclat, 1990).

Jeans, J., The Mysterious Universe (Cambridge: Cambridge University Press, 1930).

Jeans, J., Physics and Philosophy (Cambridge: Cambridge University Press, 1945).

Kepler, J., Mysterium cosmographicum (The Secret of the Universe), A. M. Duncan (transl.) (New York: Abaris Books, 1981).

Kersten, F., "The Constancy Hypothesis in the Social Sciences", in L. Embree (ed.) Life-World and Consciousness. Essays for Aron Gurwitsch (Evanston: Northwestern University Press, 1972), pp. 521-63.

Kerszberg, P., "The Phenomenological Analysis of the Earth's Motion", Philosophy and Phenomenological Research 48, no. 2 (1987), pp. 177-208.

Kerszberg, P., Critique and Totality (Albany: State University of New York Press, 1997).

Kerszberg, P., "From the Lifeworld to the Exact Sciences and Back", in Husserl and the Sciences. Selected Perspectives, R. Feist (ed.) (Ottawa: University of Ottawa Press, 2003), pp. 189-212.

Kierkegaard, S., Repetition and Philosophical Crumbs (Oxford: Oxford University Press, 2009).

Kline, M., Mathematics in Western Culture (New York: Penguin Books, 1977).

Köhler, H, "The Relation between Man and the World", in Astronomy and Civilisation in the New Enlightenment. Passions of the Skies, A.-T. Tymieniecka (ed.), Analecta Husserliana, CVII (Springer, 2011), pp. 37-46.

Kockelmans, J., Phenomenology and Physical Science (Pittsburgh: Duquesne University Press, 1966).

Kockelmans, J., "The Mathematisation of Nature in Husserl's Last Publication, Krisis", in Phenomenology and the Natural Sciences, T. J. Kiesel, J. Kockelmans (eds.) (Evanston: Northwestern University Press, 1970), pp. 45-67.

Kragh, H., Cosmology and Controversy. The Historical Development of Two Theories of the Universe (Princeton: Princeton University Press, 1996).

Krauss, L. M., A Universe from Nothing (New York: Free Press, 2012).

Kuiper, B. J., "Cosmogony and Conception: A Query", in Ancient Indian Cosmology (New Delhi: Vikas Publ. House Pvt Ltd, 1983).

Ladrière, J., "Physical Reality. A Phenomenological Approach", Dialectica 43, no. 1-2 (1989), pp. 125-39.

Ladrière, J., "Mathematics in a Philosophy of the Sciences", in Phenomenology and the Natural Sciences, T. J. Kiesel and J. Kockelmans (eds.) (Evanston: Northwestern University Press, 1970), pp. 443-65.

Ladrière, J., Language and Belief (Dublin, Gill and Macmillan, 1972).

Landgrebe, L., "The World as a Phenomenological Problem", Philosophy and Phenomenological Research 1, no. 1 (1940), pp. 38-58.

LePoidevin, R., "Creation in a Closed Universe or, Have Physicist Disproved the Existence of God?" Religious Studies 27 (1991), pp. 39-44.

Leslie, J., Universes (London: Routledge, 1989).

Levinas, E., Éthique comme philosophie première (Paris: Éditions Payot & Rivages, 1998).

Liddle, A., An Introduction to Modern Cosmology (Chichester: John Wiley & Sons, 1999).

Longo, G., "The Mathematical Continuum: from Intuition to Logic", in Naturalising Phenomenology. Issues in Contemporary Phenomenology and Cognitive Science, J. Petito, F. J. Varela, B. Pachoud, J.-M. Roy (eds.) (Stanford, CA: Stanford University Press, 1999), pp. 401-25.

Longo, G., "The Constructed Objectivity of Mathematics and The Cognitive Subject", in Quantum Mechanics, Mathematics, Cognition and Action. Proposals for a Formalized Epistemology, M. Mugur-Schachter, A. van der Merwe (eds.) (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2002), pp. 433-62.

Lovin, R. W., F. E. Reynolds (eds.), Cosmogony and Ethical Order (Chicago and London: The University of Chicago Press, 1985).

Lyotard, J.-F., Postmodern Fables (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997).

Lyre, H., "Structural Realism and Abductive-Transcendental Arguments", in Constituting Objectivity. Transcendental Perspectives on Modern Physics, M. Bitbol, P. Kerszberg, J. Petitot (eds.) (Springer, 2009), pp. 491-501.

Margenau, H., "Phenomenology and Physics", Philosophy and Phenomenological Research 5, no. 2 (1944), pp. 269-80.

Margenau, H., "Physical versus Historical Reality", Philosophy of Science 19, no. 3 (1952), pp.193-213.

Margenau, H., "Physics and Ontology", Philosophy of Science 19, no. 4 (1952), pp. 342-45.

Margenau, H., The Nature of Physical Reality: A Philosophy of Modern Physics (Woodbridge, Conn.: Ox Bow Press, 1977).

Marion, J.-L., Étant donné. Essai d'une phénoménologie de la donation (Paris: Presses Universitaire de France, 1997).

Marion, J.-L., De Surcroît. Études sur les phénomènes saturés (Paris: Presses Universitaires de France, 2001).

Marion, J.-L., Le phénomène érotique (Paris: Grasset, 2003).

Marion, J.-L., "The Event, the Phenomenon and the Revealed", in Transcendence in Philosophy and Religion, ed. J. F. Faulconer, (Bloomington and Indianapolis, Indiana University Press, 2003), pp. 87-105.

Marion, J.-L., Certitudes négatives (Paris: Bernard Grasset, 2010). Mathews, F., The Ecological Self (London: Routledge, 1991).

May, G., Creation Ex Nihilo: The Doctrine of 'Creation out of Nothing' in Early Christian Thought (Edinburgh: T & T Clark, 1994).

McCabe, G., "The Structure and Interpretation of Cosmology", Studies in History and Philosophy of Modern Physics, part 1: v. 35 (2004), pp. 549-95; part 2.: v. 36 (2005), pp. 67102.

McLaughlin, W. I. "Kantian Epistemology as an Alternative to Heroic Astronomy", Vistas in Astronomy 28 (1985), pp. 611-39.

McMullin, E., "Indifference Principle and Anthropic Principle in Cosmology", Studies in History and Philosophy of Science 24, no. 3 (1993), pp. 359-89.

McMullin, E., "Long Ago and Far Away: Cosmology and Extrapolation", in, Bang: The Evolving Cosmos, R. Fuller (ed.) (Saint Peter, MI: Gustavus Adolphus College, 1994), pp.

10545.

McMullin, E., "Is Philosophy Relevant to Cosmology?", in. J. Leslie (ed.), Modern Cosmology and Philosophy (New York: Prometheus, 1998), pp. 35-56.

McMullin, E. "Tuning fine-tuning", in J. Barrow et al. (eds.), Fitness of the Cosmos for Life. Biochemistry andFine-Tuninng (Cambridge: Cambridge University Press, 2008), pp. 70-94.

Meillassoux, Q., After Finitude. An Essay on the Necessity of Contingency (London: Bloomsbury Academic, 2009).

Mensch, J. R., Postfoundational Phenomenology. Husserlian Reflections on Presence and Embodiment (University Park: The Pennsylvania State University Press, 2001).

Merleau-Ponty, M, Résumés de cours. Collège de France, 1952-1960 (Paris: Gallimard, 1968).

Merleau-Ponty, M, Résumés de cours. Collège de France, 1952-1960 (Paris: Gallimard, 1968).

Merleau-Ponty, M., L'institution. La passivité. Notes de cours au Collège de France, 19541955 (Paris: Belin, 2003).

Merleau-Ponty, M., Sens et Non-Sens (Paris: Les Éditions Nagel, 1965).

Milne, E. A., Relativity, Gravitation and World Structure (Oxford: Clarendon Press, 1935).

Milne, E. A., Modern Cosmology and the Christian Idea of God (Oxford: Clarendon Press, 1950).

Minkowski, H. "Space and Time", in H. A. Lorentz, A. Einstein, H. Minkowski, H. Weyl, The Principle of Relativity: A Collection of Original Memoirs on the Special and General Theory of Relativity (New York: Dover, 1952), pp. 73-91.

Minkowski, E., "Prose and Poetry (Astronomy and Cosmology)", in Phenomenology and the Natural Sciences, T. J. Kiesel, J. Kockelmans (eds.) (Pittsburgh: Duquesne University Press, 1966), pp. 239-47.

Moore, A. W., "Human Finitude, Ineffability, Idealism, Contingency", NOÛS 26, no. 4 (1992), pp. 427-46.

Moore, A. W., The Infinite (London: Routledge, 2001). Morin, E., Science avec conscience (Paris, Fayard, 1982).

Munitz, M. K., "Kantian Dialectic and Modern Scientific Cosmology", The Journal of Philosophy 48, no. 10 (1951), pp. 325-38.

Munitz, M. K., Space, Time and Creation. Philosophical Aspects of Scientific Cosmology. (Glencoe, Ill.: The Free Press, 1957).

Munitz, M. K., "Approaches to Existence", Philosophy East and West 25, no. 3 (1975), pp. 335-46.

Munitz, M. K., Question of Reality (Princeton: Princeton University Press, 1990).

Nesteruk, A. V., "The Idea of Eternal Life in modern Cosmology: its Ultimate Reality and Metaethical Meaning", Journal of Ultimate Reality and Meaning 17 (1993), pp. 221-33.

Nesteruk, A. V., "The Metaethical Alternative to the Idea of Eternal Life in Modern Cosmology", DIOTIMA 21 (1993), pp. 70-74.

Nesteruk, A. V., The Final Anthropic Cosmology as Seen by Transcendental Philosophy: its underlying theology and ethical contradiction. Studies in Science and Theology 5, part. I, (1997), pp. 43-54.

Nesteruk, A. V., "Is a wave Function Collapse a Real Event in Physical Space and Time?", in M. C. Duffy, M. Wegener (eds.) Recent Advances in Relativity Theory 2 (Hadronic Press, 2001), pp. 169-79.

Nesteruk, A. V., "Theology of Human Co-Creation and Modern Physics", Mémoire du XXIe Siécle, numéro 3-4. Cahiers transdisciplinaires. Création et transcréation (Paris: Editions du Rocher, 2001), pp. 163 - 75.

Nesteruk, A. V., Design in the Universe and the Logos of Creation (Patristic Synthesis and Modern Cosmology), in N. Gregersen, U. Gorman (eds. ) Design and Disorder (London: Continuum International Publishing Group, 2002, pp. 171-202).

Nesteruk, A. V., "Human Image: World Image. Patristic Insight into Cosmological Anthropology)" Studies in Science and Theology 9 (2004), pp. 3-26.

Nesteruk, A., The Universe as Communion. Towards a Neo-Patristic Synthesis of Theology and Science (London: T&T Clark, 2008).

Nesteruk, A. V., "From the Unknowbility of the Universe to the Teleology of Reason: A Phenomenological Insight into Apophatic Cosmology", in Knowing the Unknowable: Science and Religion on God and the Universe, J. Bowker (ed.) (London: I. B. Tauris, 2009), pp. 6386.

Nesteruk, A. V., "Transcendence-in-Immanence in Theology and Cosmology: a New Phenomenological Turn in the Debate", Studies in Science and Theology 12 (2010), pp. 17998.

Nesteruk, A. V., "Theological Commitment in Modern Cosmology and the Demarcation between the Natural and Human Sciences in the Knowledge of the Universe", Transdisciplinary Studies, no. 1, 2011, pp. 55-74.

Nesteruk, A. V., "Cosmology at the Crossroads of Natural and Human Sciences: is Demarcation Possible?" Part 1, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4, no. 4 (2011), pp. 560-76,

Nesteruk, A. V., "Ecclesial dimension in the Eastern Orthodox appropriation of modern science." In Eucharistirion Patriarhului Daniel al Romaniei (Bucure§ti: Editura Basilica a Patriarhiei Române, 2011), pp. 682-95.

Nesteruk, A. V., "Cosmology at the Crossroads of Natural and Human Sciences: is Demarcation Possible?" Part 2, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4, no. 5 (2011), pp. 644 -66.

Nesteruk, A. V., "The Origin of the Universe and Event of Birth: Phenomenological Parallels", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 2, (2012), pp. 172-205.

Nesteruk, A. V., "The Quest for Transcendence in Theology and Science", in The Blackwell Companion to Science and Christianity (Chichester: Wiley-Blackwell, 2012), pp. 554-64.

Nesteruk, A. V., "Towards Constituting the Identity of the Universe: Apophaticism and Transcendental Delimiters in Cosmology" Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 3 (2012), pp. 358-94.

Nesteruk, A. V., "Cosmology and Teleology: Purposiveness in the Study of the Universe through the Reading of Kant's Third Critique, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 9 (2012), pp. 1304-35.

Nesteruk, A. V., "A 'Participatory Universe' of J. A. Wheeler as an Intentional Correlate of Embodied Subjects and an Example of Purposiveness in Physics", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6, no. 3 (2013), pp. 415-37.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Construct: Epistemic Beliefs and Coherence of Justification in Modern Cosmology", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7, no. 6 (2013), pp. 957-1001.

Nesteruk, A. V., "Coherence of Epistemic Justification versus the Principle of correspondence in Modern Cosmology", Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences (St. Petersburg, Russia) no. 156 (2013), pp. 59-67.

Nesteruk, A. V., "The Ecclesial Dimension in the Dialogue between Theology and Science", International Journal for the Study of the Christian Church 13, no. 3 (2013), pp. 1-19.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Saturated Phenomenon: The Concept of Creation of the World in View of Modern Cosmology and Philosophy", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7, no. 5 (2013), pp. 865-904.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Saturated Phenomenon: The Christian Concept of Creation in View of Modern Philosophical and Scientific Developments", Theology and Science 12, no. 3 (2014), pp. 236-59.

Nieman, A., "Welcome to the Neighbourhood: Belonging to the Universe", Leonardo 38, no. 5 (2005), pp. 383-88.

O'Murchadha, F., "Nature as Other: Hermeneutical Approach to Science", in Continental and Postmodern Perspectives in the Philosophy of Science, B. E. Babich, D. B. Bergoffen, S. V. Glynn (eds.) (Aldershot: Avebury, 1995), pp. 189-203.

Pannenberg, W., Toward a Theology of Nature: Essays on Science and Faith (Louisville, Ky.: Westminster/John Knox Press, 1993).

Pannenberg, W., The Historicity of Nature. Essays on Science and Theology (West Conshohocken, Penn.: Templeton Foundation Press, 2008).

Papin, L., "This is not a Universe: Metaphor, Language, and Representation", Proceedings Modern Language Association 107, no. 5 (1992), pp. 1253-65.

Pascal, B., Pensées. Louis Lafuma (tr.), (Paris: Éditions du Seul, 1962).

C. M. Patton, J. A. Wheeler, "Is physics legislated by cosmogony?", in Encyclopaedia of Ignorance, R. Duncan, M. Weston-Smith (eds.) (Oxford: Pergamon, 1977), pp. 19-35.

Pavlenko, A. N., "Universalism and Cosmic Harmony: A Principle of Genetic Similarity", Skepsis XV, no. 1 (2004), pp. 389-401.

Penrose, R. "Singularities and Time-Asymmetry." In General Relativity: An Einstein Centenary Survey, S. W. Hawking, W. Israel (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 1979), pp. 581-638. (См. русский перевод: Р. Пенроуз, Сингулярности и асимметрия во времени//Общая теория относительности, М.: Мир, 1983).

Penrose, R., The Emperor's New Mind (Oxford University Press, 1989).

Penrose, R., The Road to Reality (London: Vintage Books 2005).

Penrose, R., Cycles of Time. An Extraordinary New View of the Universe (London: The Bodley Head, 2010).

Plass, P. C., "Timeless Time in Neoplatonism", Modern Schoolman 55 (November 1977), pp. 1-19.

Primack, J., Abrams, N. E., The View from the Centre of the Universe. Discovering our Extraordinary Place in the Cosmos (London: Fourth Estate, 2006).

Rees, M., "Our Complex Cosmos and its Future", in, The Future of Theoretical Physics and Cosmology. Celebrating Stephen's Hawking's 60th Birthday, G. W. Gibbons, E. P. S. Shellard, S. J. Rankin (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), pp. 17-37.

Rescher, N., The Coherence Theoty of Truth (New York: University Press of America, 1989).

Resnik, M., Mathematics as a Science of Patterns (Oxford: Clarendon Press, 2005).

Ricoeur, P., Husserl. An Analysis of His Phenomenology (Evanston: Northwestern University Press, 1967).

Rizzacasa, A., "The Epistemology of the Sciences of Nature in Relation to the Teleology of Research in the Thought of the Later Husserl", in A.-T. Tymieniecka (ed.), The Teleologies in Husserlian Phenomenology, Analecta Husserliana 16 (Dordrecht: Reidel, 1979), pp. 7384.

Romano, C., L'événement et le monde (Paris: Presses Universitaire de France, 1998).

Romano, C., L'aventure temporelle. Trois essais pour introduire à l'herméneutique événementiale (Paris: Presses Universitaire de France, 2010).

Rothman, A., Ellis, G. F. R., "Lost Horizons", American Journal of Physics 61 (1993), pp. 883-93.

Roush, Sh., "Copernicus, Kant, and the Anthropic Cosmological Principles", Studies in History and Philosophy of Modern Physics 34 (2003), pp. 5-35.

Sambursky, S., Pines, S., The Concept of Time in Late Neo-Platonism (Jerusalem: Israel Academy of Sciences and Humanities, 1971).

Schrodinger, E., What is Life? The Physical Aspect of the Living Cell with Mind and Matter & Autobiographical Sketches (Cambridge: Cambridge University Press, 1992).

Shapiro, S., Thinking about Mathematics. The Philosophy of Mathematics (Oxford: Oxford University Press, 2000).

Smith, N., The Rationality of Science (London: Routledge, 1996).

Sokolowski, R., HusserlianMeditations (Evanston: Northwestern University Press, 1974).

Sokolowski, R., Introduction to Phenomenology (Cambridge: Cambridge University Press, 2000).

Sorabji, R., Time, Creation and the Continuum: Theories in Antiquity and the Early Middle Ages (London: Duckworth, 1983).

Steinbock, A. J. Home and Beyond. Generative Phenomenology after Husserl (Evanston: Northwestern University Press, 1995).

Stoeger, W. R., Ellis, G. F. R., "A Response to Tipler's Omega-Point Theory", Science and Christian Belief 7 (1995), pp. 163-72

Stoeger, W., "Astronomy's Integrating Impact on Culture: a Ladrierean Hypothesis", Leonardo 29, no. 2 (1996), pp. 151-54.

Stoeger, W. R., "Are Anthropic Arguments, Involving Multiverses and Beyond, Legitimate?", in Universe or Multiverse, B. J. Carr (ed.) (Cambridge: Cambridge University Press, 2007), pp. 445-57.

Stroker, E., Investigations in Philosophy of Space (Athens, Ohio: Ohio University Press, 1965).

Swimme, B., The Hidden Heart of the Cosmos. Humanity and the New Story (New York: Orbis Books, 1996).

Temple, D. "The New Design Argument: What Does It Prove?" In Science, Technology, and Religious Ideas, M. H. Shale and G. W. Shields (eds.) (Lanham, Md.: University Press of America, 1994), pp. 127-39.

Tegmark, M., "Parallel Universes", in Science and Ultimate Reality: From Quantum to Cosmos, J. D. Barrow, P. C. W. Davies, C. Harper (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press 2003), pp. 459-91.

M. Tegmark, Our Mathematical Universe (London: Allen Lane, 2014).

Thunberg, L., Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Chicago: Open Court, 1995).

Tipler, F. J., The Physics of Immortality: Modern Cosmology, God and the Resurrection of the Dead (London: Macmillan, 1995).

Tieszen, R., Phenomenology, Logic, and the Philosophy of Mathematics (Cambridge: Cambridge University Press, 2005).

Tieszen, R., "Mathematical Realism and Transcendental Philosophical Ideallism", in Phenomenology and Mathematics, M. Hartimo (ed.) (Dordrecht: Springer, 2010), pp. 1-22.

Torrance, T. F., "Ultimate and Penultimate Beliefs in Science", in Facets of Faith & Science, vol. 1, Historiography and Modes of Interaction, J. M. van der Meer (ed.) (Lanham, Maryland: University Press of America, 1996), pp.151-76.

Torrance, T. F., Theological Science (Edinburgh: T & T Clark, 1996).

Torrance, T. F., Divine and Contingent Order (Edinburgh: T & T Clark, 1998).

Torrance, T. F., The Grammar and Ground of Theology: Consonance between Theology and Science (Edinburgh: T&T Clark, 2001).

Tryon, E. P., "Is the Universe a Vacuum Fluctuation?", in Modern Cosmology and Philosophy, J. Leslie (ed.) (New York: Prometheus, 1998), pp. 222-25.

Walker, R. C. S., The Coherence Theory of Truth. Realism, Anti-realism, Idealism (London: Routledge, 1988).

Weinberg, S., Cosmology (Oxford: Oxford University Press, 2008).

Weyl, H., Mind and Nature: Selected Writings on Philosophy, Mathematics and Physics (Princeton: Princeton University Press, 2009).

Weyl, H., Philosophy of Mathematics and Natural Science (Princeton: Princeton University Press, 2009).

Wheeler, J. A., At Home in the Universe (New York: American Institute of Physics, 1994).

Wheeler, J. A., "From Relativity to Mutability", in Physicist's Conception of Nature J. Mehra (ed.) (Dordrecht: Reidel, 1973), pp. 202-47.

Wheeler, J. A., "How Come the Quantum?" In New Techniques and Ideas in Quantum Measurement Theory, D. M. Greenberger (ed.) (New York: New York Academy of Sciences, 1987), pp. 304-16.

Wheeler, J. A., "World as a System Self-Synthesized by Quantum Networking", IBM Journal of Research and Development 32 (1988), pp. 4-15.

Wheeler, J. A., "Time Today", in Physical Origins of Time Asymmetry, J. J. Haliwell, J. Pérez-Mercader, W. H. Zurek (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 1994), pp. 1-29.

White, A. R., "Coherence Theory of Truth", in The Encyclopedia of Philosophy, vol. 2, P. Edwards (ed.) (New York: Macmillan, 1967), pp. 130-33.

Whittaker, E., "Some Disputed Questions in the Philosophy of the Physical Sciences", Proceedings of the Royal Society of Edinburgh 61 (1941), pp. 160-75.

Worthing, M., God, Creation, and Contemporary Physics (Minneapolis: Fortress Press, 1995).

Yannaras, C., Postmodern Metaphysics (Brookline, MS: Holy Cross Orthodox Press, 2004).

Список публикаций автора, имеющих отношение к теме диссертации:

Нестерук, А., Проблемы глобального эволюционизма и антропный принцип в космологии//Глобальный эволюционизм. Философский анализ (под. ред. Л. В. Фесенковой). М.: ИФРАН, 1994, с. 150-70.

Нестерук, А., Финалистский антропный принцип, его философско-этический смысл// Астрономия и современная картина мира (под ред. В. В. Казютинского). М.: Наука, 1996, с. 120-26.

Нестерук, А., Логос и космос. Богословие, наука и православное предание. М.: Изд-во ББИ, 2006.

Нестерук, А., От непознаваемости вселенной к телеологии человеческого духа// Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология. М.: Изд-во ББИ, 2008, с. 101-21.

Нестерук, А., «Трансценденция-в-имманентности»: новый феноменологический поворот диалога богословия и космологии // Научные и богословские эпистемологические парадигмы: историческая динамика и универсальные основании. М.: Изд-во ББИ, 2009, с. 35-62.

Нестерук, А., Пространство, воплощение и человек. Послесловие к богословию Томаса Торранса//Т. Торранс, Пространство, время и воплощение. М.: Изд-во ББИ, 2010, с. 154-178.

Нестерук, А., Сотворение и трансценденция в богословии и космологии: философское понимание. Богословие творения. М.: Изд-во ББИ, 2013, с. 37-70.

Нестерук, А., Вселенная как насыщенный феномен: христианская концепция творения в свете современной философии и науки//Вера и знание: взгляд с Востока. М.: Изд-во ББИ, 2014.

Нестерук, А., Космология в перспективе богословия //Научное и религиозное познание мира: единство и отличия, Труды Всероссийской научной конференции (Москва, 11 октября 2013 г.), Москва: Научный эксперт, 2014, с. 30-40.

Нестерук, А., Космос мира и космос Церкви: преп. Максим Исповедник и богословское завершение космологии//Метапарадигма, вып. 10, с. 90-123.

Nesteruk, A. V., "The Idea of Eternal Life in modern Cosmology: its Ultimate Reality and Metaethical Meaning", Journal of Ultimate Reality and Meaning 17 (1993), pp. 221-33.

Nesteruk, A. V., "The Metaethical Alternative to the Idea of Eternal Life in Modern Cosmology", DIOTIMA 21 (1993), pp. 70-74.

Nesteruk, A. V., The Final Anthropic Cosmology as Seen by Transcendental Philosophy: its underlying theology and ethical contradiction. Studies in Science and Theology 5, part. I, (1997), pp. 43-54.

Nesteruk, A. V., "Is a wave Function Collapse a Real Event in Physical Space and Time?", in M. C. Duffy, M. Wegener (eds.) Recent Advances in Relativity Theory 2 (Hadronic Press, 2001), pp. 169-79.

Nesteruk, A. V., "Theology of Human Co-Creation and Modern Physics", Mémoire du XXIe Siécle, numéro 3-4. Cahiers transdisciplinaires. Création et transcréation (Paris: Editions du Rocher, 2001), pp. 163 - 75.

Nesteruk, A. V., Design in the Universe and the Logos of Creation (Patristic Synthesis and Modern Cosmology), in N. Gregersen, U. Gorman (eds. ) Design and Disorder (London: Continuum International Publishing Group, 2002, pp. 171-202).

Nesteruk, A. V., Light from the East: Theology, Science and the Eastern Orthodox Tradition (Minneapolis: Fortress Press, 2003).

Nesteruk, A. V., "Human Image: World Image. Patristic Insight into Cosmological Anthropology)" Studies in Science and Theology 9 (2004), pp. 3-26.

Nesteruk, A. V., "The Universe as Hypostatic Inherence in the Logos of God. Panentheism in the Eastern Orthodox Perspective", in Whom We Live and Move and Have Our Being: Reflections on Panentheism in a Scientific Age, Ph. Clayton, A. Peacocke (eds.) (Grand Rapids, MI: W. B. Eerdmans, 2004), pp.169-83.

Nesteruk, A., The Universe as Communion. Towards a Neo-Patristic Synthesis of Theology and Science (London: T&T Clark, 2008).

Nesteruk, A. V., "From the Unknowbility of the Universe to the Teleology of Reason: A Phenomenological Insight into Apophatic Cosmology", in Knowing the Unknowable: Science and Religion on God and the Universe, J. Bowker (ed.) (London: I. B. Tauris, 2009), pp. 6386.

Nesteruk, A. V., "Transcendence-in-Immanence in Theology and Cosmology: a New Phenomenological Turn in the Debate", Studies in Science and Theology 12 (2010), pp. 17998.

Nesteruk, A. V., "Cosmology at the Crossroads of Natural and Human Sciences: is Demarcation Possible?" Part 1, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4, no. 4 (2011), pp. 560-76,

Nesteruk, A. V., "Cosmology at the Crossroads of Natural and Human Sciences: is Demarcation Possible?" Part 2, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4, no. 5 (2011), pp. 644 -66.

Nesteruk, A. V., "The Origin of the Universe and Event of Birth: Phenomenological Parallels", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 2, (2012), pp. 172-205.

Nesteruk, A. V., "The Quest for Transcendence in Theology and Science", in The Blackwell Companion to Science and Christianity (Chichester: Wiley-Blackwell, 2012), pp. 554-64.

Nesteruk, A. V., "Towards Constituting the Identity of the Universe: Apophaticism and Transcendental Delimiters in Cosmology" Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 3 (2012), pp. 358-94.

Nesteruk, A. V., "Cosmology and Teleology: Purposiveness in the Study of the Universe through the Reading of Kant's Third Critique, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5, no. 9 (2012), pp. 1304-35.

Nesteruk, A. V., "A 'Participatory Universe' of J. A. Wheeler as an Intentional Correlate of Embodied Subjects and an Example of Purposiveness in Physics", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6, no. 3 (2013), pp. 415-37.

Nesteruk, A. V., "The Cosmos of the World and the Cosmos of the Church: St Maximus the Confessor, Modern Cosmology and the Sense of the Universe", in Knowing the Purpose of Creation Through the Resurrection, Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor, Belgrade, October 18-21, 2012, Bishop Maxim (Vasiljevic) (ed.) (Alhambra CA: Sebastian Press, 2013), pp. 297-333.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Construct: Epistemic Beliefs and Coherence of Justification in Modern Cosmology", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7, no. 6 (2013), pp. 957-1001.

Nesteruk, A. V., "Coherence of Epistemic Justification versus the Principle of correspondence in Modern Cosmology", Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences (St. Petersburg, Russia) no. 156 (2013), pp. 59-67.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Saturated Phenomenon: The Concept of Creation of the World in View of Modern Cosmology and Philosophy", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7, no. 5 (2013), pp. 865-904.

Nesteruk, A. V., "The Universe as a Saturated Phenomenon: The Christian Concept of Creation in View of Modern Philosophical and Scientific Developments", Theology and Science 12, no. 3 (2014), pp. 236-59.

Nesteruk, A. V., "Man and the Universe in Patristic Thought: the teaching of Maximus the Confessor and Modern Cosmology", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7, no. 6 (2014), pp. 1059-1084.

Nesteruk, A. V., "Universe, Incarnation and Humanity: Thomas Torrance, Modern Cosmology and Beyond", in M. Baker and T. Speidell (eds.), T. F. Torrance and Eastern Orthodoxy. Theology in Reconciliation (Eugene, OR: Wipf & Stock, 2015), pp. 218-46.

Nesteruk, A. V., The Sense of the Universe. Philosophical Explication of Theological Commitment in Cosmology (Minneapolis: Fortress Press, 2015).

Nesteruk, A. V., The Sense of the Universe: towards a New Phenomenological Turn in the Dialogue between Cosmology and Theology, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1, no. 8 (2015), pp. 4-39.

Nesteruk, A. V., Man and the Universe: Humanity in the Centre of the Faith and Knowledge debate in Russian Religious Philosophy, Faith and Reason in Russian Thought (Krakow: Copernicus Center Press, 2015), pp. 41-51.

Nesteruk, A. V., From Solitude to Freedom: Human Person and the Universe in Russian Religious Philosophy, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences

8, no. 8 (2015), pp. 1683-709.

Nesteruk, A. V., "The Sense of the Universe: St. Maximus the Confessor and Theological Consummation of Modern Cosmology". In A. Levy et al. (eds.), The Architecture of the Cosmos. St. Maximus the Confessor. New Perspectives (Helsinki: Luther-Agricola-Society, 2015), pp. 298-345.

Nesteruk, A. V., "Universe, Incarnation and Humanity: Theology of Thomas Torrance, and Modern Cosmology", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences

9, no. 2 (2016), pp. 438.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.