Экспериментальная флейта в музыке XX века: на примере произведений зарубежных композиторов для флейты соло тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Мутузкин, Иван Александрович

  • Мутузкин, Иван Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 176
Мутузкин, Иван Александрович. Экспериментальная флейта в музыке XX века: на примере произведений зарубежных композиторов для флейты соло: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2009. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мутузкин, Иван Александрович

Введение.

ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТРУКЦИИ ИНСТРУМЕНТА: ОТ СТАРОНЕМЕЦКОЙ

ФЛЕЙТЫ К БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНОЙ ФЛЕЙТЕ.

§ 1 .Старонемецкая флейта.

§2. Флейта системы Теобальда Бема.

§3. Новые модели «послебемовских» флейт.

ГЛАВА II. НОВАТОРСКИЕ ПОИСКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ СОЛО XX

ВЕКА.

Раздел 1. К проблеме самоопределения флейты как сольно-концертного инструмента

Раздел 2. Экспериментальная флейта в музыке первой половины XX века.

§1. Эдгар Варез.

§2. Андре Жоливе.

Раздел 3. Середина столетия: флейта на волне второго авангарда.

§1. Отто Люнинг.

§2. Лучано Берио.

§3. Чарлз Уоринен.

Раздел 4. Японские авангардисты.

§1. Кацуо Фукусима.

§2. Дзёдзи Юаса.

§3. Тору Такемицу.

Раздел 5. Поставангардный период XX века.

§1. Роберт Дик.

§2. Дональд Мартино.

§3. Эллиот Картер.

§4. Хайнц Холлигер.

ГЛАВА III. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

МУЗЫКИ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспериментальная флейта в музыке XX века: на примере произведений зарубежных композиторов для флейты соло»

Анализируя состояние современного музыкального искусства, можно наблюдать процесс активного поиска в области форм, композиционных структур, гармоний, мелодических линий, ритма, который привел на рубеже XX-XXI веков к накоплению новых языковых и композиционных элементов. Необычная трактовка звучания инструментов стала одним из важных путей в этом направлении, коснувшихся и области флейтового музицирования. При этом композиторы сконцентрировались на усложнении традиционных способов игры на флейте и на внедрении принципиально новых способов звукоизвлечения. Следствием активного развития инструмента можно считать востребованный среди, композиторов жанр произведения для флейты соло. Причем в разных национальных композиторских школах наблюдается различная степень интенсивности этих процессов. Тем более важным является изучение целостной картины экспериментальной флейтовой музыки.

Следует отметить, что отечественные музыканты зачастую не владеют тем объемом информации, который необходим для профессионального соприкосновения с областью современного флейтового музицирования. Объем так называемой «новой музыки» только для флейты, не говоря об остальном инструментарии, настолько велик, что требует постоянного изучения и осмысления. В то же время изучение актуального состояния проблемы невозможно без постижения логики возникновения и развития флейтового искусства.

Несомненно, внимание к истории развития инструмента даст композитору и исполнителю более глубокое понимание природы и возможностей инструмента, к которому обращен их интерес. Знание истоков становления инструмента сделает возможным более полноценное видение процессов, происходящих в наши дни. Особенно это актуально при обращении исполнителей к новым приемам игры на флейте, поскольку понимание и использование возможностей флейты неразрывно связано с пониманием ее устройства.

Путь усовершенствования и преображения инструмента, начавшийся в XVII веке, породивший множество споров и продолжающийся до сих пор естественным образом тесно связан с появлением произведений для флейты в разных жанрах.

Названные процессы требуют специального осмысления. В центре внимания в диссертации - феномен «экспериментальной флейты». В этом комплексном понятии, вынесенном в заглавие работы, на наш взгляд, определен столь актуальный в современной музыкальной культуре ракурс исследования: попытка представить широкую панораму новаторских тенденций во флейтовом искусстве XX века в конструктивном, выразительном, стилевом и исполнительском аспектах.

В отечественной научной литературе вопросам становления и развития конструктивных особенностей флейты, а также раскрытию ее выразительных возможностей посвящены специальные главы в трудах Н.Римского-Корсакова, Н.Зряковского, Ю.Усова, Д.Рогаль-Левицкого, В.Березина. В них, как правило, дается краткая характеристика развития инструмента, при этом авторы не уделяют специального внимания исследованию всех новаторских решений в конструкции флейты, указывая лишь на этапные моменты в ее эволюции. Значительно более подробно проблемы конструкции инструмента, в том числе и с позиций исторической перспективы, освещены в работах зарубежных исследователей, таких как Г.Берлиоз, Н.Тофф, Ж.Оттетер, А.Карс, Л.Граном, Х.Висхам, Т.Бем, П.Гиро. Одной из побудительных причин появления настоящего исследования стало стремление компенсировать явный дисбаланс в соотношении русских и иноязычных источников. При этом в работе многоаспектно представлена панорама эволюции флейты и ее выразительных возможностей с позиции самоопределения инструмента как сольного и концертного.

Обращаясь к музыкальному искусству XX века, современный исследователь имеет возможность опереться на целый корпус работ, посвященных разным аспектам его изучения. Не ставя перед собой глобальной задачи охватить в обзоре литературы все труды, посвященные музыке XX века, обозначим лишь наиболее значимые, а также те, которые оказались в зоне, непосредственно примыкающей к проблемам флейтового искусства.

В числе базовых для определения методологии исследования музыки XX века трудов необходимо назвать коллективные монографии и сборники статей о зарубежной музыке XX века, о теории современной композиции, о гармонии в музыке XX века, о музыке в эпоху постмодернизма, о музыкальной культуре США XX века, а также авторские монографии М.Друскина, Ц.Когоутека, Г.Шнеерсона. Значительные обобщения относительно эстетических основ нового искусства содержит замечательная монография В.Холоповой и Ю.Холопова об А.Веберне. Ценными в плане методологии анализа являются также статьи Л.Акопяна об Э.Варезе, А.Маклыгина о фактурных формах сонорной музыки, Т.Золозовой о фазовых структурах Первой симфонии А.Жоливе, диссертация О.Пузько о дармштадтских международных летних курсах новой музыки.

Гораздо меньше исследований посвящено собственно флейтовому искусству XX века. Среди наиболее показательных - кандидатская диссертация В.Давыдовой «Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века (на примере жанров концерта и сонаты)». Восполнить этот досадный пробел призвана вторая глава настоящей диссертации, содержащая очерки о творчестве зарубежных композиторов, новаторские установки которых относительно флейты наиболее явно ощутимы.

Особого внимания заслуживают исследования, посвященные проблемам современного состояния флейтового исполнительства. Это, прежде всего, статьи Джона К.Хейсса, где впервые представлены варианты многозвучных комплексов для флейты, а также книга Бруно Бартолоцци «Новые звуки для деревянных духовых». Если указанные авторы впервые затрагивают вопрос о новых выразительных возможностях флейты, то заслугой Роберта Дика можно считать более последовательное и обстоятельное освещение проблемы. В его труде «Другая флейта» представлены (и по необходимости, исправлены) примеры, данные Хейссом и Бартолоцци, а также развиты те идеи, которые у его предшественников были только сформулированы.

Завершая обзор литературы по проблемам современного флейтового исполнительства, необходимо упомянуть книгу «Новая флейта» Харви Соллбергера и работу немецкой флейтистки Карин Ливайн «Современная техника игры на флейте». В числе российских исследований назовем диссертацию И.В.Висковой «Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века».

Целью настоящей диссертации является обоснование связи экспериментальной музыки для флейты с модернизацией конструкции инструмента. Объектом изучения стали наиболее показательные сочинения для флейты композиторов-авангардистов XX века: «Плотность 21.5» (1936) Э.Вареза, «Пять заклинаний» (1936) А.Жоливе, «Секвенция» (1958) Л.Берио; «Пять сюит для флейты соло» (1960) О.Люнинга, «Вариации» (1961) У.Мамлок, «Mei» (1962) К.Фукусимы, «Вариации» (1963) Ч.Уоринена, «Голос» (1971) Т.Такемицу, «Воспоминание» (1973) Р.Дика, «Оболочка единства» (1975-76) Б.Фернейхоу, «Сфера» (1978) Д.Юаса, «Quodlibets II» (1982) Д.Мартино, «Piese t(air)e» (1980-83) и «Sonata (in)solit(are) (1995-96) Х.Холлигера, «Пишу на ветре» (1991) Э.Картера.

Предмет изучения — возникновение новых эстетических и технических явлений в музыке указанных авторов. Задачи исследования — осветить путь становления конструкции инструмента, проанализировать наиболее показательные в свете данного процесса сочинения композиторов XX века, выявить особенности интерпретации этих сочинений в современной исполнительской практике, выявить новаторские приемы исполнительства на флейте, раскрыть их суть и исполнительские трудности.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из Введения, трех глав, заключения и Приложения.

Первая глава названа «Эволюция конструкции инструмента: от старонемецкой к большой концертной флейте». В ней сделана попытка наиболее полной репрезентации всех нововведений, осуществленных разными мастерами на протяжении нескольких столетий. Глава состоит из трех параграфов, посвященных соответственно старонемецкой флейте, флейте системы Бема и концертным флейтам, появившимся уже в XX веке. Несмотря на то, что процесс совершенствования флейты продолжается и в наши дни, можно констатировать, что инструмент прошел огромный путь эволюции и обладает такими возможностями, которые до конца еще не освоены даже в ультрасовременной модернистической практике искусства XX века. На сегодняшний день потенциал флейты далеко не исчерпан.

Вторая глава, посвященная собственно экспериментальной флейте двадцатого столетия, состоит из пяти разделов. Разделение обусловлено историческим принципом, а периодизация соответствует сложившемуся в практике отечественного музыковедения обозначению этапов развития западноевропейского музыкального искусства. В отдельные периоды выделены музыкальная культура рубежа XIX — XX веков, показательная в плане наиболее интенсивного самоопределения инструмента как сольно-концертного, музыка первой половины XX века, середина столетия (второй авангард) и поставангардный период.

В рамках второй волны авангарда особое внимание уделено японским композиторам. Их творчеству посвящен специальный раздел, что обосновано необходимостью обращения не только к европейской, но и восточной музыкальной культуре (здесь исторический подход сочетается с культурно-типологическим), где в этот период наиболее явно выделяется момент пересечения с ведущими тенденциями западного искусства.

Специальной оговорки требует и периодическое обращение в ходе этой главы к опытам русских композиторов (Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Лядов, Н.Н.Черепнин, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев и др.). Органично включаясь в общеевропейскую волну самоопределения флейты, творчество этих композиторов отразило общие тенденции времени. Таким образом, перспектива высветить особенности западноевропейской музыки путем сопоставления с иными культурами, показалась достаточно плодотворной.

Пять названных разделов главы, в свою очередь, состоят из монографических очерков, посвященных творчеству тех композиторов, которые, так или иначе, внесли свою лепту в развитие экспериментальной флейты. В задачи диссертации не входило подробное рассмотрение всех сочинений для флейты этих композиторов, некоторые из них лишь упомянуты. Однако привлечение этого материала представляется оправданным с позиции основной задачи диссертации — представления широкой панорамы «нового» флейтового искусства в XX веке.

Третья глава называется «Некоторые проблемы интерпретации экспериментальной музыки для флейты». Особое внимание в главе уделено новым приемам звукоизвлечения. В качестве основы для размышлений на эту тему привлечено уже упомянутое исследование Роберта Дика «Другая флейта» (1989), в котором представлена классификация этих приемов по способу звукоизвлечения (обертоны, фруллато, реактивный свист, шепот) и по типу звуковысотной организации (микроинтервалика, мультифоны).

Примечательно отношение Дика к сонорным аспектам звучания флейты (тембровые возможности, микроинтервалика, многозвучные комплексы и др.), которые он считает не просто «специальными эффектами», но скорее ценным музыкальным материалом, способным вдохновить композиторов на сочинение новой музыки. В ситуации повышенного внимания музыкантов XX века к проблеме звучания инструмента Дик выявляет и осмысливает привычные, но обычно используемые флейтистами интуитивно, звуковысотные и колористические возможности инструмента.

Как известно, флейта не все звуки способна сыграть равноценно.

Необходимо приспособиться, чтобы правильно сыграть мелодию, состоящую л ^ л л л -1 « из таких нот, как Cis", D , Е~, Fa , G , GlS , В и С . Именно поэтому многие известные флейтисты уделяли особое внимание разработке своих методов извлечения из флейты особых звучаний. Дик предлагает новую аппликатуру и приемы игры. Очень важна практическая направленность его работы: музыкант предлагает нотацию этой звучности, обоснованную с логической и акустической точек зрения. Данная нотация, использованная для записи обертонового звукоряда, микротонов, тонов шепота, остаточных тонов, реактивного свиста и ударных звуков, представляется более практичной и удобной, чем традиционная нотация. Интересно то, что, по мнению Дика, флейтисты могут воспользоваться новыми идеями относительно приемов игры и качества звучания инструмента, даже если они будут исполнять традиционную музыку. Очевидно, что практика в области новой звучности послужит развитию силы и податливости амбушюра.

После ознакомления с замечательным трудом английского музыканта естественным становится стремление приложить введенные им в научный обиход практические сведения к сфере интересующего нас музыкального материала. Поэтому в третьей главе диссертации обозначенные Диком новые аспекты флейтового звучания вводятся в контекст работы и осмысливаются применительно к произведениям для флейты, анализ которых был осуществлен во второй главе. Кроме того, в главе предложен и авторский взгляд на интерпретацию этих сочинений.

В Приложении содержатся аппликатурные таблицы Роберта Дика, которые представляют несомненную практическую ценность как для исполнителей, так и для композиторов и являются хорошим подспорьем для дальнейших творческих поисков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Мутузкин, Иван Александрович

Заключение

Со времени активного внедрения в профессиональную сферу флейта претерпела ряд значительных изменений, которые коснулись ее конструкции и материалов изготовления. Результатом долгого пути совершенствования инструмента стал значительный накопленный флейтовый репертуар, немалую долю из которого представляют сочинения XX века для флейты соло. В русле поставленного вопроса в работе показаны наиболее существенные изменения инструмента, которые привели к расширению технических и выразительных возможностей инструмента. Результаты исследования дают полное основание утверждать, что становление конструкции флейты тесно связано с накоплением флейтовой литературы, отражающей все преобразования и усовершенствования инструмента. Очевидным становится и то, что, несмотря на универсальность конструкции флейты Бема, этот процесс продолжается и в наши дни. Его иллюстрацией являются новейшие флейты, создающиеся по заказу специально для исполнения современной музыки XX- начала XXI веков.

Флейтовый сольный репертуар этого периода несравнимо обширен и многообразен на фоне предшествующего XIX столетия. Произведения для флейты соло, проанализированные в работе, выбраны как основной показатель внедрения новейших исполнительских приемов на флейте в индивидуальные композиторские стили с использованием ведущих композиционных техник XX века, таких как серийная техника, алеаторика, сонористика и др. Эти произведения входят в лидирующее число наиболее исполняемых пьес на всевозможных концертах и международных фестивалях современной флейтовой музыки. Ограничение анализа рамками этих пьес, с одной стороны, сделано с опорой на учебные планы музыкальных учебных заведений США, Канады, Франции, Германии, где они составляют часть обязательной программы обучения студентов, с другой стороны - эти произведения являются наиболее ярким примером синтеза новых композиционных техник XX века и новейших приемов исполнительства на флейте. В ходе исследования стало понятно, что основные исходные наработки в этом направлении уже сделаны и сейчас идет активный процесс их воплощения в жизнь: расширенная трактовка инструмента находит новую форму и содержание в творческих идеях современных композиторов конца

XX - начала XXI веков.

Итогом комплексного исследования экспериментальных пьес для флейты соло зарубежных авторов второй половины XX столетия становится неоспоримость того факта, что новые исполнительские техники становятся неотъемлемой частью новой музыки и современной композиторской техники. В результате предпринятого теоретического анализа произведений для флейты соло, автор приходит к выводу, что в новой флейтовой музыке тембральные характеристики играют такую же важную роль, как и другие составляющие композиции - ритм, мелодика, гармония, и становятся одним из формообразующих элементов. Подтверждением этому является не просто активное их внедрение в структуру музыкального материала, но и то, что они предстают как главная составляющая экспериментальных произведений, которые часто написаны полностью на основе расширенной трактовки инструмента с применением традиционных приемов в качестве исключения. Можно сказать, что в настоящий период времени этот процесс достиг своего рода кульминации и в ближайшее время не намечает спада.

Это логично, поскольку экспериментальная музыка является своеобразным знаком времени, который отражает динамику развития общества и искусства в целом. Музыкальное искусство конца XX - начала

XXI века выходит на новый уровень - оно включается в процесс тотального обновления художественных исканий. Все приемы используются композиторами не просто в качестве эффектных звучностей, но логически подчиняясь идее автора. Каждое новое произведение, созданное в русле эксперимента, стремится превзойти предшествующие, что является знаком развития современного искусства. Письмо Вареза, ставшее когда-то новаторским, теперь уже взято за основу нашими современниками, усилия которых направлены на поиски нового ради нового.

Характерной отправной точкой в освоении флейты на новом уровне и раскрытии ее богатого потенциала становится для композиторов 1936 год. Единственное сочинение Эдгара Вареза для флейты соло послужило для его последователей образцом творческих поисков. Основной заслугой Вареза стало то, что, придерживаясь европейской традиции, он осуществляет важные открытия в области флейтового тембра. Его поиски подготовили сонорное направление, подхваченное Андре Жоливе, и предвосхитили последующие сонорные опыты композиторов в области флейтовой музыки. Освоение самоценного звука, преобладание фонической, красочной стороны, обусловленной специфическими звуковысотными соотношениями, а также значительно возросшей координирующей ролью тембро-артикуляционных и динамических средств, стало основным стремлением французских композиторов Э.Вареза и А.Жоливе. Впервые использованный Варезом прием удара по клапанам стал началом накопления новых музыкально-выразительных средств на флейте. Наряду с традиционными приемами звукоизвлечения Жоливе уже использует такие приемы, как обертоновая окраска звука, разные виды фруллато, осцилляция, «трубная атака».

Вклад Люнинга в развитие флейтового искусства касается в первую очередь внедрения новаторских интонационных находок на основе традиционного стиля. Новаторская сторона его творчества наиболее ярко выражена в его электронных опусах, анализ которой не входил в задачи данного исследования. Люнинг стал творческой фигурой в музыкальном мире США, оказавшей большое влияние на общее развитие американской музыки. В том числе его дружба с Робертом Диком и Харви Соллбергером обеспечила преемственность традиций среди американских композиторов-флейтистов, писавших флейтовую музыку.

Новой ступенью в развитии сольного флейтового исполнительства стало творчество Лучано Берио. Он впервые продемонстрировал, что флейта может выйти за рамки прежних границ диапазона, красок и тембров и что на этом традиционно гомофонном инструменте возможно исполнение многозвучных аккордов. Первая из его «Секвенций» стала подтверждением того, что динамические и виртуозные возможности флейты гораздо более широки, чем это традиционно считалось.

Продолжением развития флейтовой музыки на основе серийно-сериальных композиционных принципов стала деятельность М.Бэббита и А.Форта и их последователей. Творчество таких композиторов как Дональд Мартино, Питер Уэстергард, Чарльз Уоринен, Урсула Мамлок дало мощный толчок для интенсивного освоения двенадцатитоновой интонационной сферы с использованием расширенных исполнительских техник. В 60-е годы XX века композиторы активно внедряют в музыкальный язык своих сочинений быстрые смены регистров, крайние динамические градации, достаточно свободную ритмическую организацию, допускающую значительную исполнительскую свободу, привнося, таким образом, элемент импровизационности. Расширенная техника представляется разными видами фруллато и другими техниками языка, ударами по клапанам, клапанными тремоло, мультифонией, флажолетами, вибрато и его разновидностями, которые впервые были обозначены Ч.Уориненом.

Особая заслуга в освоении флейтового музыкального пространства принадлежит композиторам японской школы. Творчество японских композиторов представляет собой взаимопроникновение восточной и западной традиций. Особую гармоничность флейтовым опусам придают традиционный колорит японского театра и особенности национальной мелодики, далекие от западноевропейских традиций. Именно благодаря этому среди прочих заслуг японских композиторов особенно выделяется традиционная для японской культуры экмелика, которая предстает в разновидностях микротоновых глиссандирований. Также обращают на себя внимание характерные для игры на японских национальных флейтах способы звукоизвлечения, связанные с шумным дыханием и направлением струи воздушного потока. Неоценимым вкладом в накоплении экспериментальных композиторских опытов, несомненно, является «флейтовый театр» Такемицу, где голос исполнителя предстает в постоянном партнерстве с флейтовым звуком.

Экспериментальные опусы для флейты соло Р.Дика, Д.Мартино, Э.Картера, Х.Холлигера, Б.Фернейхоу весьма обогатили тембро-артикуляционный арсенал инструмента, используя «многоголосие», глиссандирование, тремоло, пение во время игры, микроинтервалику. Как правило, нотация и сама суть этих приемов настолько нова и необычна, что композиторы снабжают свои сочинения методическими комментариями, в том числе подробными и наглядными аппликатурными указаниями, стремясь избавить флейтиста от необходимости разыскивать или изобретать аппликатуру самому.

Помимо новых приемов звукоизвлечения необходимо отметить общее усложнение стилистики изучаемых сочинений (атональная инструментальная интонационность, порой облечённая в пуантилистическую интервальную рассредоточенность, осложнённая глиссандированием, барочная «скрытая полифония», новые способы ритмического развития, в частности, «метрическая модуляция» и т.д., жанровое своеобразие).

Сейчас, оглядывая прошлый век, мы можем осознать новаторские способы трактовки музыкального материала и инструмента, что видно из музыковедческого анализа произведений, большинство которых в свое время было не понято и не востребовано.

В ходе исследования стало очевидно насколько ограничена информация относительно композиторов XX века и их творческого наследия. Многие из композиторов, чьи произведения послужили материалом для анализа в данной диссертации, продолжают активную деятельность на поприще музыкального искусства. К сожалению, можно констатировать тот факт, что информация о них и их творчестве накапливается в минимальных объемах в основном в процессе общения, через интервью, либо через единичные публикации о новых сочинениях. Некоторые музыканты и композиторы, имеющие свои сайты, как правило, ограничиваются на них информацией о предстоящих концертах и премьерах.

Несомненно, можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины XX века - это неосвоенное пространство музыкального искусства, которое ждет активного изучения. Стоит подчеркнуть, что этот пласт музыкальной культуры заслуживает пристального внимания, особенно потому, что он становится основой дальнейших поисков, отражающих динамику социальных, исторических и культурных изменений, происходящих в наши дни. Помимо репертуара для поперечной флейты, интерес могут представлять также произведения для других инструментов семейства флейт, активно используемых композиторами на этом поприще. Также это множество ансамблевой литературы с участием флейты. Большой интерес могут представлять и джазовые наработки в этом направлении. Говоря о семействе флейт, нельзя не упомянуть и о том, что вся группа деревянных духовых инструментов заслуживает внимания исследователей в обозначенном ракурсе.

К сожалению, активному интересу и любви к современной музыке для флейты в западноевропейских странах можно противопоставить предубеждение многих отечественных музыкантов. В связи с этим одна из задач написания этой работы считается достигнутой. Информация, собранная в ходе исследования, направлена на обогащение знаний отечественных композиторов, особенно молодых, поскольку зачастую они не владеют сутью экспериментальных исполнительских приемов на флейте. Из аналитической работы исследования видно, что теперь расширенная трактовка инструмента представляет неотъемлемую часть композиторского творчества. Таким образом, данная диссертация предлагает материал, направленный на наибольшее понимание и осознание характерных тенденций флейтовой музыки нашего времени. Стоит, однако, заметить, что подобная тенденция, менее характерная для столичной музыкальной жизни, проявляется в других городах России, что заметно отражается на композиторском наследии.

Музыка для флейты с использованием расширенных исполнительских техник мало популярна как среди отечественных концертирующих флейтистов, так и в ходе учебного процесса. В ходе исследования выявлены такие приемы расширенного звукоизвлечения, как многозвучные комплексы (мультифоны), реактивный свист, обертоны, звуки шепота, разновидности вибрато, пение и произнесение слогов или слов одновременно с игрой, микроинтервалы, фруллато, удары по клапанам и др. Становится очевидным, что эти приемы, как и их многочисленные комбинации исполнения, составляют музыку для подготовленного исполнителя и слушателя. Внедрение исполнительской практики современной флейтовой музыки напрямую связано с техническим владением инструментом, которое должно быть безукоризненным. Представляется, что часть данного исследования может стать практическим пособием, значительно облегчающим исполнителю овладение экспериментальными приемами звукоизвлечения.

В заключение нужно сказать, что динамичное развитие инструмента и накопление флейтовой литературы дают обширный материал для познания особенностей современного музыкального мышления и сложных художественных процессов, происходящих в музыкальном искусстве. Совершенно очевидно, что проблемы, обозначенные в диссертации, должны стать предметом постоянного внимания не только исследователей-теоретиков, но и музыкантов-практиков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мутузкин, Иван Александрович, 2009 год

1. Акопян, J1. Памяти Тору Такемицу Текст. / J1. Акопян // Музыкальная Академия. - 1997 - № 3.

2. Акопян, JI. Эдгар Варез Текст. / JI. Акопян // Музыкальная культура США: Учеб. пособие. М.:, 2007. - 480 с.

3. Акутагава, Рюноскэ. Мысли пигмея // Акутагава, Рюноскэ. Избранное Текст. / Рюноскэ Акутагава. М.: CORVUS, 1987.

4. Алексеева, JL, Григорьев В. Зарубежная музыка XX века Текст. / JI. Алексеева, В. Григорьев. -М.: Знание, 1986. 188с.

5. Белинков, А. Иллюзии и разочарования Екклесиаста Текст. / А. Белинков // Новое литературное обозрение. 1996. - № 18. - С.72-88.

6. Берио, JI. Фрагменты из интервью и статей Текст. / Л. Берио // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы М., 1995. - Вып. 2. - С.114-132.

7. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке Текст. / Г. Берлиоз. М.: Музыка, 1972.

8. Вдов, А. Валторна в музыке композиторов венской классической школы Текст. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Рукопись / А. Вдов. М., 2005.- 192с.

9. Веберн, А. Лекции о музыке. Избранные письма Текст. / А. Веберн. М.: Музыка, 1975.- 143 с.

10. Ю.Волков, Н.В. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах Текст.: Монография / Н.В. Волков.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. —- 399 с.

11. И.Вискова, И. Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века Текст. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Рукопись / И. Вискова. М., 2009.-569 с.

12. Вискова, И. Новая терминология в исполнительской практике на деревянных духовых инструментах Текст. / И. Вискова // Музыкальная академия. 2009. -№ 1. - С. 154-158.

13. Давыдова, В. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века (на примере жанров концерта и сонаты). Текст. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Рукопись / В.Давыдова. Ростов-на-Дону, 2007.

14. Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники Текст. / Э. Денисов. М.: Советский композитор, 1986. - 207 с.

15. Должиков, Ю.Н. Артикуляция и штрихи при игре на флейте Текст. / Ю.Н. Должиков // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991.- Вып. 10.-С. 29-41.

16. Должиков, Ю.Н. Техника дыхания флейтиста Текст. / Ю.Н. Должиков // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1983. - Вып. 4. - С. 6-18.

17. Друскин, М. О западноевропейской музыке XX века Текст. / М. Друскин.- М.: Советский композитор, 1973. 270 с.

18. Дьячкова, JI.C. Неомодальность / Дьячкова, JI.C. Гармония в музыке XX века Текст.: Учебное пособие / J1.C. Дьячкова. М.: Музыка, 2004. - 296с.

19. Ерохин, В. Фономонтаж, прагматроника, логография Текст. / В. Ерохин // Музыкальная Академия. 1997. - № 2. - С. 123-133.

20. Есипова, М. Дзэн-буддизм и драма Но Текст. / М. Есипова // Музыкальная Академия. 2002. - №2.

21. Завадская, Е. Японское искусство книги (VII-XIX века) Текст. / Е.

22. Иванов, В. Борозды и межи. Опыты эстетической и критической мысли Текст. / В. Иванов. М.: Мусагет, 1916. - 351с.

23. Игорь Стравинский публицист и собеседник / Ред.-сост. В.П. Варунц. — М.: Советский композитор, 1988. - 502 с.

24. Искусство XX века Текст.: диалог эпох и поколений. Сб. статей. T.I / Нижегор. гос. консерватория им. М.И.Глинки; Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). Н.Новгород, 1999.- 258 с.

25. Искусство XX века Текст.: диалог эпох и поколений. Сб. статей. T.II / Нижегор. гос. консерватория им. М.И.Глинки; Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). Н.Новгород, 1999.- 229 с.

26. Катунян, И. Новый звук и нотация Текст. / И. Катунян // Теория современной композиции. М.: Музыка, 2005. - С. 50-70.

27. Кванц, И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте Текст. / И. Кванц // Дирижерское исполнительство: Сб. ст. / Пер. И.Шрайбер и Н.Кравец. М.: Музыка, 1975. - С. 10-63.

28. Квашнин, К.А. Сонористика и исполнительство на духовых инструментах Текст. / К.А. Квашнин. Самара: СГАКИ, 2004. - 69 с.

29. Кириллина, JI. Лючано Берио Текст. / Л. Кириллина // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. М.: Музыка, 1995. - Вып. 2. - С.74-109.

30. Классическая проза Дальнего Востока Текст. М.: Художественная литература, 1975. - 895с.

31. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века Текст. /Ц. Когоутек: М.: Музыка, 1976. - 368с.

32. Кочмарчик, В.П. Бем исполнитель и реформатор флейты Текст. / В.П. Кочмарчик // Музыкальные инструменты. - 2005. - №8 (Зима-2005). - С. 10-15.

33. Кудряшов, Ю.В. Сонорно-функциональная основа музыкального мышления Текст. / Ю.В. Кудряшов // Музыка. Традиция. Язык. Сер. Проблемы музыкознания. Л.: ЛГИТМК, 1990. - №5. - С. 60-67.

34. Культурология. История мировой культуры Текст.: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Вознесенской. М.: Юнити-Дана, Единство, 2003. — 759 с.

35. Культурология Текст.: Учебное пособие /В.А. Глуздов, И.И, Лукичева, А.А. Касьян и др.; под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. — М.: Высшая школа, 2003. 303 с.

36. Кузнецов, Л.А. Акустика музыкальных инструментов Текст. / Л.А. Кузнецов. М., Легпромбытиздат, 1989. - 387 с.

37. Левин, С.Я. Духовые инструменты в истории музыки Текст. / С.Я. Левин.- Л.: Музыка, 1973. 4.1. - 263 с.

38. Левин, С.Я. Духовые инструменты в истории музыки Текст. / С.Я. Левин.- Л.: Музыка, 1983. 4.2. - 190 с.

39. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: Текст. Теоретический очерк / Л.А. Мазель. М.: Музыка, 1983. - 72 с.

40. Мазель Л.А. О путях развития современной музыки Текст. / Л.А. Мазель // Советская музыка. 1965. - №6. - С. 15-26

41. Мазель, JI.A. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки Текст. / Л.А. Мазель // Интонация и музыкальный образ: Сб. ст. / Под ред. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - С. 225-263.

42. Мазель, Л.А. Эстетика и анализ: Текст. / Мазель, Л.А. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель. М.: Советский композитор, 1983. - 56 с.

43. Маклыгин, А. Фактурные формы сонорной музыки Текст. / А. Маклыгин // Laudamus: Сб. статей. М.: Музыка,1992. - С.130-137.

44. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. /В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

45. Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики: материалы международной научной конференции Текст. М.: НИЦ МК, 2005. -104 с.

46. Музыкальная культура США XX века Текст. М.: НИЦ МК, 2007 -480 с.

47. Музыкальные пейзажи Америки. Вып. 1. Музыка США: вопросы истории и теории Текст. М.: НИЦ МК, 2008. - 304 с.

48. Назайкинский, Е.В., Pare, Ю.Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука Текст. / Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Pare // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. М.: Музыка, 1964. - С. 79-100.

49. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский -М.: Музыка, 1988. 254 с.

50. Новые приёмы игры на флейте. Хрестоматия Текст. — М.: НИЦ МК, 2005.-69 с.

51. Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой Текст. М.: НИЦ МК, 2002. - 427 с.57,Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова Текст. М.: НИЦ МК, 2009. - 272 с.

52. Платонов, Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах Текст. / Н.И. Платонов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. М.: Музыка, 1964. -Вып.1. - С. 12-54

53. Платонов, Н.И. Пути развития исполнительского мастерства на флейте Текст. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Н.И. Платонов. М., 1954. 56 с.

54. Римский-Корсаков, Н. Основы оркестровки Текст. / Н. Римский-Корсаков // Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений. Т. 3: Литературные произведения и переписка. — М.,1959.

55. Сисаури, В. Гагаку музыка древней Японии Текст. / В. Сисаури // Музыка народов Азии и Африки. - М.: Советский композитор, 1984. -Вып. 4.

56. Словарь музыки Гроува Текст. / Пер. с англ. Л.О.Акопяна. М.: Практика, 2001.

57. Смирнов, Дм. Преодолевая границы Текст. / Д. Смирнов // Музыкальная Академия. 1996. - № 2.

58. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры Текст. / О.В. Соколов. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1994.- 220с.

59. Способин, И.В. Музыкальная форма Текст. / И.В. Способин. М.:Гос. муз. изд-во, 1962. - 400 с.

60. Столпянский, П. Музыка и музицирование в старом Петербурге Текст. / П. Столпянский. Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1989 .— 223 с.

61. Стравинский, И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии Текст. / И. Стравинский. Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1971. - 414с.

62. Теория современной композиции Текст.: Учебное пособие / Отв. редактор В. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

63. Тризно, Б.В. Флейта Текст. / Б.В. Тризно. М.: Музыка, 1964. - 50 с.

64. Усов, Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах Текст. / Ю.А. Усов. М.: Музыка, 1978. - 184 с.

65. Усов, Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах: Учебное пособие. 2-е, перераб. и доп. изд. Текст. / Ю. Усов. -М.: Музыка, 1986. - 191с.

66. Фринд, Я. Открытая Вселенная Текст. / Я. Фринд // Музыка в эпоху постмодернизма: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Пермь, 2005.

67. Хемминг, Я. В звуковых лабиринтах Текст. / Я.Хемминг // Музыкальная Академия. 1996. - № 2.

68. Холопова В., Холопов Ю. А. Веберн Текст. / В. Холопова, Ю. Холопов. -М.: Советский композитор, 1984.

69. Холопов, Ю.Н. Введение в музыкальную форму Текст. / Ю.Н. Холопов. -М.: Изд-во МГК им П.И.Чайковского, 2006. 430 с.

70. Холопов, Ю.Н. Гармония. Теоретический курс: Текст. Учебник для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов / Ю.Н. Холопов. М.: Музыка, 1988. - 511 с.

71. Холопов, Ю.Н. Гармония. Практический курс Текст. Часть 2: Гармония XX века / Ю.Н. Холопов. М.: Композитор, 2003. - 623 с.

72. ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. — М.,2000. Вып. 3.

73. Цыбин, В.Н. Основы техники игры на флейте Текст. / В.Н. Цыбин. М.: Музыка, 1988.-248 с.

74. Шёнберг, А. Основы музыкальной композиции Текст. / А.Шёнберг. М.: ПРЕСТ, 2000.-231 с.

75. Шнеерсон, Г. Французская музыка XX века Текст. / Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1970.

76. Шнитке, А.Г. Полистилистические тенденции современной музыки Текст. / А.Г. Шнитке // Шнитке А.Г. Статьи о музыке / А.Г. Шнитке. М.: Композитор, 2004. - С. 97-101.

77. Шульгин, Д. Признание Эдисона Денисова Текст. / Д. Шульгин. М.: Композитор, 1998. - 372с.

78. Ягудин, Ю.Г. О развитии выразительности звука // Методика обучении игре на духовых инструментах. Очерки. М.: Музыка, 1971. - Вып.З. - С. 193-203.

79. Artaud, P.-Y., Geay, G.Present day Flutes: treatise of contemporary techniques of transverse flutes for the use of composers and performers Text. / P.-Y.Artaud, G.Geay. Paris: Editions Joberts and Musicales Transatlantiques, 1980.- 131 p.

80. Backus, J. Multiphonics Tones in the Woodwind Instruments Text. / J. Backus // Journal of the Acoustical Society of America. 1978. - Vol. XIII. - P.591-599.

81. Baines, A.C. Woodwind Instruments and their History Text. / A.C. Baines. -New York: Dover Publications, 1991. 384 p.

82. Bate P.A.T. The Flute: a Study of its History, Development and Construction Text. / P.A.T. Bate. New York: W.W.Norton and Co, 1969. - 268 p.

83. Benade, A.H. Fundamentals of Musical Acoustics Text. / A.H. Benade. New York: Dover Publications, 1990. - 608 p.

84. Boehm, T. An Essey on the Construction of Flutes Text. / T. Boehm. -London: Rudall, Carte & Co., 1882.

85. Bruno, Bartolozzi. New Sounds for Woodwinds Text. / Bruno Bartolozzi / translated and edited by Reginald Smith Brinle. London: Oxford University Press, 1967.

86. Carse, A. Musical Wind Instruments Text. / A.Carse. New York: Da Capo Press, 1965.

87. Cooper, A. The Flute Text. / A. Cooper. London: Albert Cooper, 1984. - 65 P

88. Dick, R. Circular Breathing for the Flutist. Text. / R. Dick. New York: Multiple Breath Music Company, 1987.

89. Dick, R. The other flute. A Performance Manual Contemporary Techniques Text. / R. Dick. New York: Multiple Breath Music Company, 1989. - 144 p.

90. Dick, R. Tone Development Though Extended Techniques Text. / R. Dick. -New York: Multiple Breath Music Company, 1986.

91. Giroux, Paul Henry. The History of the Flute and Its Music in the United States. M.A. thesis Text. / Paul Henry Giroux. Washington: School of Music, University of Washington, 1952.

92. Granom, Lew Plain and Easy Instructions for Playing on the German-Flute Text. / Lew Granom. London: T. Bennet, 1766.

93. Ferneyhough, B. Form,figure,style an intermediate assessement Text. / B. Ferneyhough // Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik - 1984. - Vol. 19.

94. Flute Talk. 2007. - Vol. 26. - No.9 (May/June). - P.6-11

95. Heiss, John C. Multiple Stops for flute Text. / John C. Heiss // Perspectives of New Music. 1966. - Vol.5, №1.

96. Holliger, H. Pro Musica Nova, Studies for Playing Avant-garde Music Text. / H. Holliger. Weisbaden: Breitkopf and Hartel, 1972.

97. Hotteterre le Romain, Jacques. Principles of the flute, Recorder and Oboe Text. / Jacques Hotteterre le Romain. New York: Praeger Publishers, 1968.

98. Howell,T. The avant-garde flute Text. / T. Howell. Berkeley: University of California, 1974. - 290 p.

99. James, W.N. Essay on Fingering Text. / W.N. James // Flutionikon. 1846 -Vol.13 (Feb.). - P.3-4.

100. Jolivet, A. Varese Text. / A. Jolivet. Paris: Hachette, 1973.

101. Macaulay Fitzgibbon, H. The Story of the Flute Text. / H. Macaulay Fitzgibbon. London: William Reeves Bookseller; New York: Charles Scribner's Sons, 1928.

102. Mitropoulos-Bott, Levine, Carin, and Christina. The Techniques of Flute Playing/ Die Spieltechnik der Flote Text. / Levine, Carin, and Christina Mitropoulos-Bott. Kassel: Barenreiter, 2002.

103. Powell, A. The Flute Text. / A. Powell. New Haven: Yale University Press, 2002. - 347 p.

104. Read, G. Contemporary Instrumental Techniques Text. / G. Read. New York: Schirmer Books, 1976. - 259 p.

105. Rudich, Rachel. A schoole of Selected Repertoir for Solo Flute in the Twenties Century Text. / Rachel Rudich. Manchattan, 1986.

106. Salzman, E. Twentieth-Century Music: an Introduction Text. / E. Salzman. N.J.: Prentice-Hall, 1967.

107. Shepard Rockstro, Richard. A Treatise on the Constructions the History and the Practice of the Flute Text. / Richard Shepard Rockstro. London: Musica Rara, 1967.

108. Stuckenschmidt, H.H. Twentieth Century Music Text. / H.H. Stuckenschmidt. New York: McGraw Hill, 1969.

109. Toff, N. The Flute Book. A Complete Guide for Students and Performers Text. / N. Toff. New York: Oxford University Press, 1996.

110. Voorhees J. The Classification of Flute Fingering Systems of the Nineteenth and Twentieth Centuries Text. / J. Voorhees. Buren: Frits Knuf, 1980. - 99 p.

111. Wysham, Henry Clay. The Evolution of the Boehm Flute Text. / Henry Clay Wysham. New York: C.G. Conn, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.