Этика запрета в исламе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Энеева, Елена Хусеевна

  • Энеева, Елена Хусеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 164
Энеева, Елена Хусеевна. Этика запрета в исламе: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 2000. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Энеева, Елена Хусеевна

Введение.

Глава 1. Сущность запрета в исламе.

§1 Универсальность табуистической морали.

§2 Генезис и эволюция запрета в исламе.

§3 Коранические запреты.

Глава 2. Этика ислама в пространстве культурно-исторического бытия (на примере Кабардино-Балкарии).

§ 1 Традиции и современность|мусульманской этики.

§2 Специфика запрета и наказания в религиозно-этической системе ислама.

§3 Репрезентация запрета в нравственном воспитании на примере Кабардино-Балкарии).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этика запрета в исламе»

Актуальность темы. Процессы демократизации российского общества связаны с установлением принципов свободы совести, равноправия конфессий, свободного выбора вероисповеданий. При этом смена социальных и духовных ценностей, поиск смыслов и целей существования вызвали мощную волну интереса к религиозным учениям.

Ислам - одна из самых влиятельных религий современности, возраст которой равен 14 векам, а численность последователей превышает 1/6 населения мира. Современный ислам становится предметом пристального внимания людей и потому нуждается в научном и прежде всего фшюсофско-этическом осмыслении. Системное исследование нравственных оснований ислама тем более актуально, что с ним связаны не только религиозные, но и военно-политические и социокультурные проблемы Северного Кавказа.

Важно учесть, что религиозные учения вообще, и ислам в частности, десятилетиями оставались в нашей стране запретными для философского анализа. И естественно, что сегодня, когда осуществляется реализация принципа свободы вероисповедания, возникли многообразные трактовки и интерпретации содержания религиозных учений. Эта ситуация особенно остра вокруг ислама, и пока он не будет достаточно фундаментально исследован именно в своих ценностных установках, многие положения Корана останутся предметом политических, экономических и идеологических спекуляций.

Многообразие неисследованных проблем ислама ставит сложную задачу определения лредметного поля для его научного анализа, В этой связи сама постановка проблемы «этика запрета в исламе» представляет научную и практическую актуальность. На определение предметного поля исследования повлияли: социокультурная потребность в научном анализе духовно-практических оснований одной из самых мощных мировых религий;

- современная направленность научного, философско-этического поиска на прояснение собственно этической концепции ислама, ее выделение из религиозно-правового контекста священной книги мусульман;

- практическая востребованность обоснований нравственных ценностей ислама, понимание их роли в мусульманской культуре и использование ценностных ориентиров в системе воспитания и образования в национальной школе.

Объектом диссертационного исследования стали: этические основания ислама и тексты Корана.

Предметом исследования является запрет в исламе как форма моральной регуляции. В такой постановке проблема запретительной морали может быть отнесена к сфере этики. Этика в этом смысле рассматривается нами не столько как наука о морали, а как «самопозншощий моральный опыт».1

Степень разработанности проблемы.

Наиболее полно как в отечественной, так и в зарубежной историографии ислам исследован как мировая религия.

Доказательством этому служит неоднократное обращение исследователей к самому тексту Корана. Текст Корана остается неизменным предметом интереса для теологов, историков, лингвистов, этнографов, философов, культурологов, религиоведов. Наиболее популярными в русском языке являются тексты Корана в переводах Саблукова Г.С.(1878г.), Крачковского Ю.И. (1928г.), Османова М. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995,- С.6.

Н.О. (1995,1999г.г.), Пороховой В. (1997г.) В диссертации анализируются тексты Корана в переводе Османова М.-Н.О.(1995г.)

Не менее обширно представлены историко-этнографический материал описаний культуры народов, населяющих Аравийский полуостров, а также литература по истории возникновения и распространения ислама. В этом направлении работали отечественные и зарубежные исследователи: Авксентьев А|В., Авксентьев В.А., Бабич И.Л., Бартольд ВВ., Вагабов М.В., Грюнебаум Г.Э. фон, Джуртубаев М.Ч., Еремеев Д.Е., Каценельсон М.Е., Ланда Р.Г., Мусукаев А.И., Массэ Аг Матар Н.И., Мафедзев С.Х., Мец А., Першид А.И., Пиотровркий М;Б., ТокаревС.А., Фрезер Д., Мухаммед ибн Джами Зинд и др.

На выбор направления диссертационного исследования и его методологии оказали влияние работы культурологов, занимавшихся проблемами религии,Еремеева А.Ф., Кагана М.С., Назеретяиа А.П., Шахновича М.И., Яковлева Е.Г. и др.

Психологический аспект религиозного сознания и вопросы происхождения религии освещены в работах: Зиглера Д., Карпова M.JVL, Порублева Н.В., Поршнева Б.Ф., Франкла В., Фрейда 3., Фромма Э., Хьела П. и др.

Историко-философский подход к пониманию этического н религиозного сознания представлен в трудах Андреева Г.А., Бондаренко Ю.А., Блюмкина В.А., Гелиха О .Я., Дробницкого О.Г., Зыбковца В.Ф., Кимелева Ю.А., Когана Л.Н., Маркова Л.А., Степанянца М.Г., Абу аль-Алла ал Маудудди, Минарда Е., а также в философско-религиозных трактовках ал Газали Абу Хамида, Ибн Рушда (Аверроэс), Ибн Сины (Авицена).

Этические проблемы ислама были предметом специального рассмотрения в работах: Амирьянца И.А., Антонова В.В., Гусейнова A.A., Иванова В.Г., Соловьева B.C.

Рассмотрение ислама в аспекте мусульманской правовой культуры посвящены работы: Керимова Г.М., Сюкияйнен JI.P., Фан ден Берга, «Хидая»- сборники комментариев мусульманского права, сборник «Изложение начал мусульманского законоведения» и др.

Однако анализ литературы, посвященной исламу, убеждает что вопрос о его этических основаниях остается слабо освещенным и в такой постановке, которую предлагает данное исследование: проблемы запретительной этики в контексте религиозного учения и в современной культуре.

Методология исследования. В существующих подходах к пониманию ислама и его священной книги Корана можно видеть несколько аспектов.

Во-первых, догматический, проповеднический, когда целью автора является не изучение текста, но утверждение незыблемости религиозно-этических установок вне зависимости от культуры, обычаев, традиций и современных проблем народа.(Мухаммед ибн Джами Зинд, Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими, Мурад Хофман).

Во-вторых, подход, который можно определить как теолого-гер м е н евти ч ее ки й; он предполагает истолкование, разъяснение, оправдание позитивных смыслов вероучения и его этико-правовых положений.

В-третьих, историко-культурологический, рассматривающий исторический аспект религии, где актуален поиск взаимосвязей ислама и культурной традиции народов, принявших эту религию.

Четвертый подход, который принят в данной работе, следует определить как комплексный, философско-этический и исторический анализ. Здесь в центре внимания - философское исследование этических оснований ислама, составляющих ценностно-ориентационный фундамент религиозного учения в их конкретном проявлении как в истории^ так и в современной поведенческой культуре. В таком аспекте исследования проясняются причины укорененности этики ислама в культуре мусульманских народов и его современной значимости.

В диссертационной работе на основе комплексного философско-этического и исторического анализа исследуется текст Корана в аспекте следующих нравственных проблем: феномен запрета как форма нравственной идентификации личности, отношение сущего и должного в морали, свобода воли и ответственности, соотношение индивидуального и группового (общественного) в морали.

Эта общая и многосложная задача конкретизируется: речь идет об одной стороне этики ислама - запретительной, поскольку именно запрет определяет, ограничивает, называет критерии соответствия поведения и веры. Особую сложность в решении исследовательских задач представляет проблема адекватного перевода терминов. Поэтому в целях смысловой ясности понятий автор приводит перевод внутри текста, а также прилагает глоссарий.

Цели и задачи исследования. Сложность задачи исследования

1 ■ этики ислама определил А.А.Гусейнов: «Человека, который захотел бы познакомиться с этикой Корана в компактном изложении, ждет разочарование. Однако отсутствие этики в привычно европейском смысле данного понятия (как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия в Коране этики вообще».1 Видимо, именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что этическая концепция ислама

1 Гусейнов А.А.Великие моралисты.М.:Республика,1995.-С.Г52. долгое время оставалась практически вне поля внимания европейской философской мысли.

Основная цель диссертационной работы — исследовать этику запрета в исламе как систему нравственных принципов, понять их роль в современном сознании и значимость в культуре. Достижение этой цели предполагает последовательность решения следующих задач:

- Дать философский анализ этики запрета, выявить ее охранительную функцию.

- Проследить эволюцию запретов на основе исследования различных школ и направлений в исламе.

- Описать систему коранических запретов и дать их этическую интерпретацию.

- Проанализировать ценностно-императивный смысл этики ислама в историко- культурном контексте.

Соотнести традиционное и современное представления о запретительной морали в культурной практике народов Северного Кавказа (да материале Кабардино-Балкарии).

- Проанализировать возможности использования регулятивной функции запрета в педагогической практике.

Научная новизна исследования.

1.В диссертации выявлены источники морально-религиозных запретов (доисламские нормы, Коран, сунна и т.д.), а также их эволюция.

2. Показано своеобразие практического функционирования запретительных норм в рамках ислама, во взаимодействии с местными обычаями.

3. Дана компаративная оценка общих принципов мусульманской и христианской этики запрета и выделена дидактико-гуманистическая направленность запретительных норм.

4. Разработаны модели практического воплощения материалов данного исследования в педагогике и нравственно-воспитательной деятельности на примере культуротворческой школ;ы и педагогической сфере научных исследований.

Постановка и обоснование проблемы. Применение комплексного философско-этического и исторического анализа к решению поставленных задач позволяет выделить специфические этические проблему ислама, которые стали предметом рассмотрения в диссертационной работе.

1. Проблема универсальности запрета в исламе как способа идентификации личности с группой (общиной).

В качестве основания, связанного с этикой ислама, в диссертации рассматривается понятие запрета.

Синонимы запрета могут быть представлены как религиозный закон, юридическая норма, моральный императив, эстетическая норма л т. д. Запрет среди них - понятие родовое, поскольку остальные означают запрет, освященный авторитетом пророка», «запрет на излишества» и т. 1 д.

В христианской традиции запрет связан с понятием греха. Запрет есть результат греха, ошибки. Благодать - указание пути исправления этой ошибки. Отношение к запрету - область моральной рефлексии. Размышления о смысле моральных законов и предписаний открывает путь к вере.

В исламе запрет изначально выполнял охранительную функцию. Нормы и законы Корана - это «руководство для богобоязненных». Коран не наставляет на путь веры, а учит тому, как правильно воплотить веру. Как справедливо замечает A.A. Гусейнов: «Вопрос, перед которым

1 См: Дзыгинский П.И. Запрет как форма социокультурной идентификации. Автореф. канд. дисс. СП6.ТУЭФ, 2000,- С.4 останавливается христианско-европейская этика — зачем быть моральным, в мусульманской этике снимается включением морали в веру».1 Коран дает детальную программу жизни, следование которой ограждает от ошибок и разочарования. Коль скоро соблюдение религиозных норм есть путь к раю, то запрет очерчивает границы верного цути% оберегая от ошибок. Закон указывает, что нельзя делать, и в этом рмысле этика запрета в исламе принципиально нормативна, имеет ярко выраженный правовой статус, она утверждает, отрицая.

Соблюдение запрета служит способом идентификации личности с общностью единоверцев. Запрещения (Б.Ф. Поршнев) являются основой высшей психологической деятельности, необходимым условием развития человеческой коммуникации, способом отождествления в отношениях между людьми. Идентификация через отношение к запрету выступает основанием идеи долга и служения.

Анализ эволюции запретов на протяжении всей истории ислама позволяет выдвинуть тезис, что охранительная функция запретов зависит от конкретной культурно-исторической среды и объясняется соотнесенностью содержания запретов с нравственными общечеловеческими ценностями. Своеобразие мусульманской культуры состоит в том, что ислам первоначально впитал, заимствовал, преломляя, античные представления и ценности, в том числе моральные и религиозные установи!. Однако в силу своей относительной молодости, и особенностей -социально-политической обстановки, в которой она возникла, эта религия не восприняла высших ценностей христианской морали - всепрощение и любовь к врагам.

2. Проблема противоречия сущего и должного в этике ислама. Дихотомия сущего и должного является основанием моральной рефлексии. Должное в морали выступает как в форме требования,

Хусейнов A.A. Великие моралисты. - С. 155. запрета, так и выполняет ценностно-ориентационную функцию. Последнее качество должного позволяет ему выступать как мотив для нравственного творчества, личного совершенствования. Чем совершеннее должное, тем ближе оно к общечеловеческим ценностям.

В диссертации актуализируется специфика противоречия сущего и должного в этике ислама и обосновывается вывод о том, что ограничение этического выбора принятием должного приводит к неразвитости такой формы моральной рефлексии, как еовесть.( И.Кант, т.4,ч.1, 267т. 1^618).

Согласно классической исламской концепции считается, что Мухаммед (VI в.) сообщал приверженцам новой религии обязательные для них дравила поведения. Его последователи в поисках таких правил обращались к Корану и сунне Пророка. Но если не находили там должны^ предписаний, то вводили новые практические нормы на основе общих целей шариата (шариат-араб.: «прямой путь», «божественный закон»).; Исламская традиция связывает понятие шариата в использовании данного термина в Коране для обозначения начертанною Аллахом пути, идя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Именно шариат, по мнению исследователя Л.Р.Сюкияйнена, является «своего рода пунктом встречи религии, нравственности, права. Его суть заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски^ не забывая при этом собственные интересы, потребности других людей и особенности той среды, в которой он живет».1

1 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: РАИ, 1997,-С.17-18.

Однако исламизация, начавшаяся с середины VII века, свела все формы долженствования к предписаниям Корана. В нем предусматривались точные правила поведения, корректировались моральные нормы и обычаи с учетом религиозных критериев и вводились в ранг правового закона (ал-фикха). Границы должного строго регламентировались запретом, утрачивалась его ценностно-ориентационная функция. Противоречие между многообразием сущего и единообразием запретительного должного определило специфику этического содержания ислама, поглотившего в правовом поле механизмы моральной регуляции. Это ослабляет развитие важнейшего моральн9го регулятора - совести, снижает степень рациональной i ответственности за ближайшие и отдаленные последствия персонального морального выбора и оставляет неразрешенным многие противоречия в самом религиозном тексте Корана.

3. Проблема свободы морального выбора и ответственности личности в исламе. С точки зрения этики свободный выбор означает индивидуальность и суверенность личного действия, возможность совершения поступков на основе свободной воли. Идея божественного предопределения и человеческой активности была предметом религиозно-политических и философских споров на протяжении всей истории ислама. В диссертации проведен анализ религиозно-философских течений, пытавшихся противопоставить абсолютной воле Аллаха разумную волю человека. На примере этического рационализма мутазилитов (ал-му'тазила — обособишиеся, отделившиеся, VII-IX в.в.), философских рассуждений о свободе воли человека в трудах Ибн-Сина(Авицена), Ибн-Рушд(Аверроэс), ал-Газали прослеживается мысль о том, что «прекрасное» (добро) и «безобразное» (зло) суть нечто, установленное не Богом, а человеческим разумом, что свидетельствует о превосходстве разума над верой.

Однако отсутствие в исламе последовательного учения о рациональной свободе человеческой воли, практически исключает из теоретического дискурса такие проблемы свободы морального выбора, как проблему личной ответственности, внутренней детерминации поведения, личных предпочтений.

Коран, утверждая абсолютную зависимость от Бога, освобождает человека от необходимости подняться на уровень предъявляемых ему требований. Бессмысленным оказывается в этом случае кантовский рациональный принцип морали: ты можешь так поступить, потому что должен поступать так. С точки зрения морали, чтобы выполнить свой долг, от человека может потребоваться стать иным. Коран освобождает человека от такой моральной необходимости: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». ( Коран.2:286)

Более того, как отмечает А.А.Гусейнов: «При более внимательном рассмотрении коранической концепции ответственности и санкций мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими утверждениями».1 С одной стороны, отношение людей к вере - это критерий отношения Аллаха к верующим (будут щедро награждены) и неверующим (будут жестоко наказаны). С другой стороны, по мысли Мухаммеда, само неверие предопределено Богом. Следовательно, он несет ответственность также и за отношение человека к вере.

А.Проблема индивидуального и группового (общего) в этике ислама.

В морали нормы и законы носят всеобщий характер в том смысле, что они обращены ко всем и в отличие от обычая не предусматривают какой-то конкретной формы поступка. Личная добродетель состоит в том, чтобы подняться до общепринятого, должного. Это есть требование

1 Гусейнов А.А. Великие моралисты,- С. 143. личного долга и каждый человек несет персональную ответственность за то, как он сделал то, что должен сделать. Чем выше степень духовной свободы ш уровень нравственного развития личности, тем многообразнее индивидуальные способы реализации должного, тем большую ответственность перед-собой и другими несет человек.

Как и нормы морали, так и запреты в исламе обращены ко всем людям. Однако особенностью запретов в исламе является то, что по механизмам регуляции они более близки к обычаям, т.е. регламентация запретов более конкретна, чем в нормах, а их исполнение во многом зависит от традиционной культуры народа.

В ислама главным регулятором нравственной жизни являются законы шариата, которые предписывают конкретные формы наказания и поощрения за конкретные действия.

В диссертации дается описание наиболее распространенных обычаев мусульманских народов; и прослеживается их связь с запретами. Анализируется связь обычаев, правовых запретов и норм морали; рассматривается важный вопрос теоретической этики: каким образом общий источник нормативов и запретов ислама (воля Аллаха) выступает в различных системах регуляции? Что или кто обеспечивает соблюдение требований должного?

Традиционная этика рассматривает в качестве основных механизмов регуляции поведения доморальную форму - страх, и собственно моральные регуляторы - стыд и совесть.

В мусульманском праве нормы воспринимаются верующим как выражение своих собственных представлений о должном и справедливом, что предопределяет готовность каждого подчинить свое поведение, данному правилу. Тесное взаимодействие права с религией определяет специфику его восприятия, эффективность действия как на групповом, так и индивидуальном уровне. Безусловным мотивом соблюдения правовых норм является и тот факт, что воля Аллаха здесь возведена в юридический закон и обеспечивается формами государственного принуждения.

В обычае основанием обязующей силы требования, предъявляемого человекуг является прежде всего «воля» общности, общественное мнение социокультурной группы. Авторитет общности, ее одобрение и осуждение оказывают актуальное влияние на поведение и сознание индивидов. Обязующая сила общины единоверцев столь велика, что ради сохранения ее интересов допускается внешнее отречение от веры.

Так, одним из руководящих принципов шиитского ислама является ат-такийа (такийа - благоразумие, осмотрительность), означающий «благоразумное скрывание своей веры» ради личной безопасности и во имя интересов общины единоверцев. Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, (16:106) дружбу с неверными (3:28), нарушение ритуальных предписаний, совершение запретного. Оправданием этому должно послужить мысленное отречение от всего, к чему человек принуждается, а также тайное проклятие врагов своей веры. В обычаях некоторых мусульманских народов принцип ат-такийа остается в силе и является одним из свидетельств нравственной противоречивости как обычаев, так и самого ислама. В оправдании общественным мнением лицемерия, отступление от правды обнаруживаются специфические особенности индивидуальной морали в исламе. Ислам - это религиозная групповая мораль.

На протяжении всей диссертации все выше сформулированные проблемы анализируются в контексте решения конкретно поставленных задач.

В последнем разделе внимание уделено связи данной проблематики ислама с задачами нравственного воспитания в мусульманской семье и школе. Обосновывается вывод, что последовательное и систематическое приобщение детей к моральному творчеству, поиску собственных смыслов добра, справедливости и формирования осознанной персональной ответственности за свои поступки может послужить позитивным условием непротиворечивого вхождения их в многообразный мир поликультурного пространства современного общества, а также будет способствовать развитию толерантности и пониманию других религий, обычаев, нравственных норм.

Научная новизна диссертации.

В работе предпринята попытка впервые исследовать нравственные основания и механизмы регуляции запретов в исламе. Предложенная методология комплексного философско-этического и исторического анализа позволяет проследить эволюцию запретительной морали и ее связи с конкретно-историческими -формами развития мусульр^анской культуры.

• Обоснование сформулированной в диссертации этической проблематики ислама может послужить стимулом к развитию теоретического дискурса и прояснению системы нравственных ценностей, обусловленных запретами Корана.

• Предложенная классификация запретов открывает перспективы их современной оценки в сравнении с нормами общечеловеческой морали и ценностями глобальной этики.

•Выявлено локальное своеобразие запретительных и ограничительных норм на примере мусульманской культуры Кабардино-Балкарии.

•Разработаны модели практического воплощения материалов данного исследования в педагогике и нравственном воспитании на примере культуротворческой школы.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

• Запреты в исламе содержат в себе нравственные противоречия. С одной стороны они обладают универсальной способностью быть формой идентификации человека с общиной единоверцев, с миром традиционной и ценной для него культуры. С другой стороны, предлагаемый исламом способ идентификации через признание авторитета абсолютной воли обладает относительной нравственной ценностью, если не является результатом личного выбора человека, проявлением его собственной разумной воли.

• Эволюция запретов, которая меняет их содержание, и механизмы регуляции поведения, не приводит к исчезновению ценности запретительной морали. Запрет освобождает для всего, что не запрещено. Нравственная проблема обнаруживается в сфере построения индивидуальной иерархии запретов. Способность ориентироваться на общечеловеческие ценности- право на жизнь, свободу, счастье, уважение достоинства других людей, зависит от степени развитости моральной рефлексии человека, его совести, как высшего судьи, перед которым он несет всю полноту ответственности.

• Этика запрета в исламе обладает локальным своеобразием, обусловленным культурно-историческим пространством ее бытия. Репрезентация запрета, проявление его побудительной или сдерживающей роли во многом зависят от востребованности его нравственного потенциала в системе педагогической и воспитательной деятельности. Нравственная проблема противоречия запрета и творчества снимается утверждением ценности самосовершенствования личности.

Научно-практическое значение исследования. Концептуальность теоретического исследования и выводы диссертации способны стимулировать дальнейшее осмысление нравственных оснований ислама, стимулировать разработку междисциплинарного подхода к изучению места и роли ислама в системе нравственных ценностей мусульманской культуры.

Исследование связи запретов с нормами морали, права, обычаями и религиозной верой позволяет выявить общую основу в многообразии человеческих ценностей и идеалов, служит взаимопониманию европейской и восточной ментальности. Материалы диссертации могут быть направлены на совершенствование системы нравственного воспитания в национальной школе, использованы при чтении лекций, проведении семинарских занятий, при разработке учебных курсов по философии и этике религии, культурологии, педагогике, философии права. Апробация работ ы.

Основные положения диссертации излагались автором в 4 публикациях и ходе трех научно-практических конференций:

1) Межвузовская научно-практическая конференция «Национально-прикладное искусство как элемент воспитания». Нальчик, 1996.

2) Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное образование в современной России». Пятигорск, ПЛГУ, 1997.

3) Межрегиональная научно-практическая конференция «Ислам на Северном Кавказе». Нальчик, КБГУГ1998.

Диссертация прошла обсуждение на кафедре эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена 30 мая 2000г. и была рекомендована к защите.

19

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения-библиографии и глоссария. Объем диссертации составляет 164 страницы машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Энеева, Елена Хусеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До 60-х годов XX века обыденное сознание большей части неисламского населения Земли относилось к исламу как к одной из мировых религий, без выделения тех или иных моральных или социально-политических оценок. Однако с начала арабо-израильских войн мусульманское самосознание переживает значительные изменения. Ученые справедливо говорят о своего рода втором мусульманском ренессансе. Причины его глубоки и многообразны. Не вдаваясь в их анализ, следует отметить наличие двух современных феноменов общественного сознания. С одной стороны, небывалый рост национального и регионального самосознания в мусульманских странах привел { особенно в зонах локальных вооруженных конфликтов ) к резкому усилению национального и регионального экстремизма на базе исламского фундаментализма. С другой стороны, экстремистская, а порой и просто террористическая деятельность под знаменем Джихад естественным образом вызывает у не мусульман отрицательные эмоции и нередко, неприязнь к исламу вообще. Подчеркнем еще раз, что речь именно об обыденном сознании большинства немусульманского мира. Современные политологи отмечают, что основная масса борцов за веру представления не имеет именно о фундаментальных понятиях ислама, исламской идеологии, фикха и шариата.

Основной массе тех, кто, например, показывает себя ваххабитами и творит кровавые злодеяния, абсолютно неведомо, что Мухаммед бен Абд ал-Ваххаб жил в начале 18 века и взывал прежде всего к возвращению понятия ат-Таухид, то есть единобожию и очищению веры, которая, как мы знаем, осуждает злодейство в любом виде.

Таким образом, исследование моральных аспектов ислама вообще и запретительных норм в частности имеет сейчас особую, двоякую актуальность.

Во-первых, для не мусульман раскрываются подлинные моральные ценности ислама как одной из ведущих мировых религий, которая наряду с другими религиями способствует определенным образом всеобщему моральному прогрессу.

Во-вторых, в регионах с преобладанием мусульманской конфессии раскрытие и углубленное изучение всего подлинно гуманистического и педагогически продуктивного в классической мусульманской теологии и морально-правовой системе (усул ал-фикх) несомненно должно принести положительные результаты.

Изучение традиций особенно актуально в настоящее время, когда в обществе с необычайной силой пробуждается интерес к национальным истокам, стремление найти опору в незыблемых нравственных ценностях, воплощенных в традиционных нормах и институтах. Вполне закономерно желание общества понять, на каких принципах основывались взаимоотношения между отдельными людьми и различными группами, какие нормы и установки обеспечивали устойчивость общественного организма в течение долгих веков. Достаточно актуален вопрос изменения норм и принципов, что явилось причиной изменения традиционных устоев, и какова дальнейшая перспектива их существования. И возможно ли существование современных принципов и традиционных устоев в обществе?

Традиции и обычаи - это феномен, который заставляет человека, общество жить по неписаным законам морали и нравственности. Каждому народу присущи свои обычаи и традиции. Традиции складываются веками и отображают духовную и материальную культуру народа. Культура народа состоит не только из традиций и обычаев, но и в переплетении религии и культуры. .Религия становится доминантой в жизни общества. Ислам1— ведущее религиозное учение народов Северного Кавказа. В современной Кабардино-Балкарии произошла переплетения религиозной и традиционной культуры с неизбежным вмешательством современных достижений науки и техники. Годами существовавшая идеология «коммунизма», отделение церкви от государства, духовный голод привели к нежелательным последствиям, религиозного учения - сектантству. На сегодняшний день учение возможно приняло достаточно уродливые формы, такие как, ведение священных войн, так называемая солидарность мусульман всего мира. Аллах даровал жизнь — самое драгоценное, что может быть даровано человеку всевышним. Современный мир показал человеку всю мощь и одновременно беспомощность человека перед самим собой и обществом. Каждый человек несет ответственность как перед собой, так и перед своим собратом. Самое совершенное существо, созданное природой ^человек- ежедневна придумывает огромное количество видов оружия самоуничтожения. Во имя сохранения мира на земле наращивается сверхмощное оружие, контролирующее мир во всем мире, каждодневная действительность показала, что человеку необходим возврат к традиционным истокам.

Традиционная культура кабардинцев и балкарцев основывается на взаимоуважении и терпимости членов семьи, общества, между соседями. С древности в кабардинском и балкарском обществах уважительное отношение к старости возводилось в ранг святости. Резко осуждалось пренебрежительное отношение, пререкание со старцем, независимо от половой принадлежности.

Взаимоотношения между отцом и сыном, мужчиной и женщиной, матерью и дочерью, свекрови и снохи определяли благополучие в селе. Строгое выполнение обычаев для кабардинцев и балкарцев было не только красивым обычаем, но и делом чести каждого члена общества. Отношение к сироте и одинокому старцу в селе показывало, насколько благополучна жизнь данного села. Существовал неписаный закон, по которому, прежде чем отдать невесту в другое село, выясняли, в каком положении находятся немощные и одинокие старцы, сироты, вдовы. Одним из правил было растить наравне с другими детьми детей сирот. Ни с чем не сравнимым позором было передать сироту в чужой род, по отношению к сиротству судили о благонадежности рода. «Род который не сумел вырастить сироту своего, не может вызывать доверия. Даже опасно породниться с таким родом», говорили в народе. Возрождение народной педагогики в настоящее время и есть один из выходов из черствости в современном обществе.

Научная новизна диссертации.

• В работе предпринята попытка впервые исследовать нравственные основания и механизмы регуляции запретов в исламе. Предложенная методология комплексного философско-этического и исторического анализа позволяет проследить эволюцию запретительной морали и ее связи с конкретно-историческими формами развития мусульманской культуры.

• Обоснование сформулированной в диссертации этической проблематики ислама может послужить стимулом к развитию теоретического дискурса и прояснению системы нравственных ценностей, обусловленных запретами Корана.

• Предложенная классификация запретов открывает перспективы их современной оценки в сравнении с нормами общечеловеческой морали и ценностями глобальной этики.

146

•Выявлено локальное своеобразие запретительных и ограничительных норм на примере мусульманской культуры Кабардино-Балкарии.

•Разработаны модели практического воплощения материалов данного исследования в педагогике и нравственном воспитании на примере культуротворческой школы.

Научно-практическое значение исследования.

Концептуальность теоретического исследования и выводы диссертации способны стимулировать дальнейшее осмысление нравственных оснований ислама, стимулировать разработку междисциплинарного подхода к изучению места и роли ислама в системе нравственных ценностей мусульманской культуры.

Исследование связи запретов с нормами морали, права, обычаями и религиозной верой позволяет выявить общую основу в многообразии человеческих ценностей и идеалов, служит взаимопониманию европейской и восточной ментальности. Материалы диссертации могут быть направлены на совершенствование системы нравственного воспитания в национальной шкоде, использованы при чтении лекций, проведении семинарских занятий, при разработке учебных курсов по философии и этике религии, культурологии, педагогике, философии права.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Энеева, Елена Хусеевна, 2000 год

1. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О. Османова, 2-е издание. -М.: Ладомир, 1995,- 926с .

2. Коран. Перевод с арабского акад. Крачковского И.Ю.- М.: Раритет, 1990. -528с.

3. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. -Ставрополь,1984,-287с.

4. Авксентьев A.B. Происхождение и сущность мусульманства.-Черкесск., I960,- 59с.

5. Авксентьев A.B. Переступая Коран. -Ставрополь., I960,- 72 с.

6. Авксентьев A.B. Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь 1993.-222с.

7. Актуальные проблемы современного ислама,- Баку.: Б.и , 1990 .-162с.

8. Александрова Р. И. Эволюционная этика. История, методология, принципы, идеологическая направленность. Автореф. док. дисс,- М.: МГУ. 1979.

9. Алиева Б.А. Вера или знание? Проблемы соотношения веры и разума в мусульманской философии. Махачкала., 1988- 126 с. Ю.Амироянц И.А. Самир ат-Тайяр. Иракский этикет // Этикет у народов

10. Передней Азии. М.: Наука, 1988.

11. П.Андреев И.П. Происхождение человека и общества. -М.: Мысль, 1988,-415с.

12. Андреев Г.Л. Христианство и проблемы свободы. -М.: Мысль, 1965

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.: Мысль, 1988. -253с.

14. Антонов В.В. Основы этики Ислама. -СПб., 1993,- 14с.

15. Арипов М.К. Социальный идеал Ислама: мифы и реальность. -Ташкент: Узбекистан, 1988.-117 с.

16. Аристотель. Никомахова этика. Собр. Соч. в 4Т. Т4,- М.: Мысль, 1984.-830с.

17. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур., автореф. док. дисс. -Л.:ЛГУ, 1967. -32с.

18. Асадов А.И. Семейное право.- Баку: АГЦ., 1959.18Атаев, Тойлы. Особенности религиозной психологии верующих мусульман и тенденции ее эволюции. -М.: МГУ., 1992,- 63с.

19. Амиров Н. Современный ислам и молодежь,- М.: Знание, 1972. -62с.

20. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту Кабардинцев,-М.:Б.И., 1995,- 129с.21 .Байрамсахатов Нурсахат. Новый быт и ислам.-М. : Политиздат, 1979,-64с.

21. Баратов Н. Основные принципы этики Фараби и их развитие в трудах передовых мыслителей. Автореф. канд. дисс. Ташкент, 1981

22. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства,- М.: МГУ, 1992.-141с.

23. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье.- М.: Наука, 1965.-280с.

24. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство.- М., 1957.

25. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей,- М.: Знание, 1981,- 64с.

26. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов,- М.: Знание, 1992 .- 62с.

27. Бубер М. Два образа веры. -М.: Республика, 1995,- 464с.

28. Вагабов М.В. Ислам и женщина,- М.: Мысль,1968,- 230с.

29. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. -Минск: Юнацтво,1994,-525с.

30. Взгляд на ИслахМ. ( Всемирная ассамблея исламской молодежи).-Дагестан, КООП Сатурн, 1992,- 340с.

31. Вольтер Ф. М. Магомет,- М.: Художественная литература, 1971.-719с.

32. Гаджиев С.М. Мир глазами науки и Корана.-Махачкала: Дагкнигоиздат,1966. -155с.36.ал-Газали, Абу Хдмид. Воскрешение наук о вере,- М.; Наука, 1980.-376с.

33. Гелих О.Я. Свобода как ценность и как проблема управления в открытом обществе.// «Ребенок в современном мире, Открытое общество и детство».- СПб., 1999,- 196с.

34. Гибб Х.А.Р. Арабская литература. -М.: Восточная литература ,1960,-187с.

35. Гольдциэр И. Ислам. -СПб., 1911.

36. Грекова Т.И Болезнь или смерть зло или благо? Взгляд науки и религии,- М: Политиздат,1983,- 93с.

37. Григулевич И.Р. История инквизиции,- М.: Наука, 1970,- 447с.

38. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры-. М.: Наука, 1981.- 227с.

39. Гуганов Р.У. Шаг за шагом, год за годом.// Живая старина 1992, № 3.

40. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли,- М.: Ди Дик,1994,- 637с.

41. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль,- М.: Политиздат,1985,- 192с.

42. Гусейнов A.A. Великие моралисты,- М.: Республика, 1995,- 351с.

43. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности,- М.: Молодая гвардия,1979,- 223с.

44. Гусейнов A.A. Этика.// Вопросы философии1999, ,№8.-С. 81-91

45. Демидов А.Г. Суфизм. -М., 1983.

46. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев.-Нальчик: Эльбрус, 1991.- 255с.

47. Додихудоев Х.Д. Очерки философии исмаилизма.- Душанбе: Доним, 1976.-144с.

48. Домусульманские верования и образы в Средней Азии. -М.: Наука, 1975,- 340 с.

49. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды,- М.: Граница, 1999,- 141с.

50. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления,- М.: Политиздат, 1990,- 286с.55Если хочешь быть свободным. -М.: Политиздат, 1992,- 379с.

51. Жданов Н.В. Игнатенко A.A. Ислам на пороге ХХ1в

52. М. .Политиздат, 1989,- 349с.

53. Жехак Л., Грюнберг А. Л. Некоторые черты традиционного мировоззрения,- М.: Политиздат, 1990.

54. Жульев В.К. Бог и человек. Основы этики,- М. : Б.Л., 1992,- 121с.

55. Журавский А.В Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога,- М.: Наука , 1990.- 126с.

56. Ибн Рушд (1126-1198) Опровержение опровержения,- Киев.,1999.-687с.

57. Иванов В.Г. История этики древнего мира,- Л., ЛГУ,1980,- 224с.

58. Иванов В.Г. История этики средних веков. -Л., ЛГУ,1984,- 279с.

59. Избранные речи святого Пророка Ислама: (Мир да почиет на нем).-Islamabad: Islam International Ltd.,1991.- 28c.

60. Изложение начал мусульманского законоведения,- Санкт-Петербург, 1850,-344с.

61. Иллюстрированная история религий. Собр. Соч. в2Т.-М.: Российский Фонд Мира, 1996. -1Т-411с. 2Т-525с.

62. Ионова А.И. Султангалиева А.К., Юсупов П.С. Современный ислам : человек и общество.- М.: Знание, 1991. -63с.

63. Ислам в странах ближнего и Среднего Востока,- М.: Наука, 1982.-238с.

64. Ислам: Вопросы истории, культуры и философии.// Новгород:, 1995.-20с.

65. Ислам: традиции и новации // -М.: Наука, 1991.- 120с.

66. Ислам: Теорет. Курс авторизованного изложения,- М.: МЭГУ, 1993.-160с.

67. Ислам и женщины востока (История и современность).- Ташкент: Фан,1991.-250с.

68. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука,1991. -311с.

69. Ислам и народная культура. -М.,1998,- 260с.

70. Каарийнен К., Фурман Д.Е. «Верующие атеисты и пр.» (Эволюция российской религиозности).//Вопросы философии, 1997, № 6,- 35с.

71. Кант И. Метафизика нравственности. Собр. Соч. в 6Т, Т4, ч!.-М.: Мысль, 196.-534с.

72. Кабус- Намэ. Восточная литература,- М.,1958.-295с.

73. Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.-416с.

74. Каган М.С. Философская теория ценности,- СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997,- 205с.

75. Клинин В.С. Природа нравственных убеждений. -Горький., 1990.-146с.

76. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций)- Л.: ЛГУ, 1975.-150с.

77. Карпов М.М. Смысл жизни человека.-Ростов-на-Дону.: РГУД994,-112с.

78. Каценельсон М.Е. Иерусалим город трех религий: Записки туриста.-СПб.: Библиополис, 1995,- 96с.

79. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока,- М.: Знание, 1982.-63с.

80. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман,- М.: Пеном, 1999.-304с.

81. Кимелев Ю.А. Философия религии.-M.: «NotaBene», 1998.-424с.

82. Киселев Г.С. Современный мир и «новое религиозное сознание». // Вопросы Философии, 2000, № 6.- 18-ЗЗс.

83. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность,- М.: Знание, 1990,- 64с.

84. Классический Ислам: традиционные науки и философия. -М.: ИНИОН., 1988.- 13с.

85. Коган Л.В. Триединство свободы. //Вопросы философии, 1997,№ 5,-80с.

86. КонИ.С. Введение в сексологию. -М.: Медицина, 1983 .-336с.

87. Конрад Н.И. Запад и Восток. -М.: Наука, 1972,- 496с.

88. Коран: Сказания, предания, притчи (цитаты с комментариями).-М: Милосердие, 1991.-57с.93 .Коран и современная наука (К.Мур,А.-М. Зиндани, М. Ахмед).Королевство Саудовская Аравия. -М., 1997,- 54с.

89. Крывелев И.А. История религий. -М.: Мысль, 1988.-1 Т 445с.,2Т -382с.

90. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии. // Вопросы Философии, 1999.-№12, 142-153с.

91. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1989,303 с.

92. Ланда Р.Г. Ислам в истории России.-М.: Восточная литература, 1995.-311с.

93. Леви-Строс К. Первобытное мышление,- М.: Республика, 1994,- 384с.

94. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. -М.: Наука, 1979.-198с.

95. ЮО.Локк Джон и др. Английское свободомыслие. -М.: Мысль, 1981.-301с.

96. Ю1.Макдиси Дж. Суннитское возрождение. -М., 1981.

97. Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе:опыт Ирана.- М.:Наука,1991,- 204с.103 .Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии.//

98. Вопросы философии, 1997, № 11.-73с.

99. Ю4.Матар Н.И. Знакомьтесь Ислам К.: София ,1997,- 208с.

100. Абу ал Аала ал- Маудуди. Принципы Ислама,- М., 1993,- 127с.

101. Маркова Л. А. Теология в эпоху посмодернизма.//Вопросы философии, 1999, №2 ,-109-127с.

102. Ю7.Массэ А. Ислам;очерк истории. -М.: Наука, 1982,- 191с.

103. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры,- Нальчик.: Эльбрус, 1979.-202с.

104. Ю9.Мирза Тахир Ахмад. Убийство во имя Аллаха?- Islaraabad:Islam International Publication, 1991.-196с.

105. З.Назарова О.Н. О смысле жизни. Его утрате и творении -.М.: Знание, 1989,- 64с.

106. Пб.Наубахти ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты,- М.: Наука,1973,-255с.

107. Осмысление духовной ценности.// Сборник статей. -Екатеринбург, 1992,- 304с.

108. Першиц А.И. ,Мусукаев А.И. Почитание старших.//Живая старина (по проблемам краеведения КБР), 1992. №2.

109. Пиотровский М.Б. Коранические сказания,- М.: Наука, 1991,- 217с.

110. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. -М.Д986.

111. Положение женщины в исламе,- IslamabacLIslarn International Publication, 1991,- 22с.

112. Порублев Н.В. Культуры и мировые религии,- М.: Благовестник, 1994,- 334с.

113. Платон. Государство. Собр. Соч. в ЗТ,- М.: Мысль, 1997.-687с.

114. Почта. Юрий М. Ислам: истоки и современность,- М.: МГУ, 1988.-83с.

115. Раликовский Е.Б. Науковедение и Восток. -М.: Наука, 1980,-190с.

116. Религия в изменяющемся мире,- М.: МГУ,1994,- 223с.

117. Самдбаев Т.С. Ислам и общество. -М.: Наука, 1978,- 25с.

118. Соловьев B.C. Мухаммед. Его жизнь и религиозное учение.//Звезда Востока, 1994, №4.

119. Справочник по исламу. -Саратов, 1998,- 64с.

120. Сунна пророка Мухаммеда. // Наука и религия,1998. № 7-11.

121. Степанянц A.M. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв). -М.: Наука, 1982.-248с.

122. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. -М.: РАН, 1997.-48с.

123. Таратунский Ф.С. Нравственная свобода и ответственность. -Минск.: Беларусь,1980,- 64с.

124. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. -Баку.: Абилова, Зейналова,1997.- 244с.

125. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.: Политиздат, 1992,- 536с. 13 5.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -М.: Политиздат,!976,- 575с.

126. Тхагапсоев А. О некоторых моральных поучениях Ислама. -Нальчик: Эльбрус, 1976,- 88с.

127. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -М.: Мысль, 1985.-270с.

128. Угринович Д.М. Мысли о религии,- М.: Политиздат, 1962,- 244с.

129. Учение. Пятикнижие Моисеево, (пер., введение и комментарии. Ш.Ш. Шифмана). -М.: Республика, 1993,- 335с.

130. Фан ден Берг. JI.B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению иммов Абу Ханифы и Шафии,- СПб, 1882.

131. Фейнберг ЕЛ. Наука, искусство и религия. // Вопросы философии,1997, № 7,- 54с.

132. Флоренский П. Культ, религия и культура. //Русская философия конец XIX- начало XX вв . Антология,- СПб, 1993.

133. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла,- М.: Прогресс, 1990,-366с.

134. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренесанс,1991.- 296с.

135. Фрейд 3. Тотем и Табу.- М.,1924.-170с.

136. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс,1990,- 269с.

137. Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992,- 430с.

138. Фромм Э. Человеческая ситуация. -М.: Смысл,1995.-239с.

139. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. -М.: Политиздат, 1983,- 703с.

140. Хадисы и термины. -М.: Рос. Фонд «Ибрагим Ван» , 1999.-127с.

141. Хидая: комментарии мусульманского права. Ташкент. Типолитография. С.И. Лихтива, 1893.1 Т.

142. Хофман М.В. Из дневника немца-мусульманина. -Кувейт-Москва: Институт исламской цивилизации, 1197,- 200с.

143. Хэллоуэлл Д.X. Моральные основы демократии. -М.: ППП, 1993-141с.

144. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб. : Питер Пресс, 1997.-608с.

145. Цавкилов Б.Х. В чем вред морали Ислама? -Нальчик., 1965,- 31с.

146. Цавкилов Б.Х. Мораль Ислама. -Нальчик, 1967,- 327с.

147. Шайдулина Л.И. Арабская женщина и современность.- М.: Наука, 1978,- 200с.

148. Шахнович М.И. Беседы с верующими о совести. -Ленинград,1963,-56с.163 .Шмидт. Э.А. Очерки истории Ислама, как религии. // Мир Ислама. СПб.,1912.

149. Шпажников Г.А. Религия стран Западной Азии. -М.: Наука, 1976.-326с.

150. Becker С.Н. Christianity and Islam. -London and N.Y.:Harper and Brothers. 1909

151. Bernard L. Islam and The West N.Y.: Oxford Univ. Press. 1993.

152. Boisard.L ' Humanism de Islam. -Paris. 1979

153. Gardet L. Islam, -Pans.1967.

154. Gibb H.A.R. Wh;Ther Islam. -London. 1973

155. Kitabci Z. Islamietinin yayilisi Istanbul baskisi 1995,- 573s.

156. Rahman Farlur. Islam. -London. 1967

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.