Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Назариев, Рамазон

  • Назариев, Рамазон
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 156
Назариев, Рамазон. Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2000. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Назариев, Рамазон

Введение.3

Глава I. Основы философско-теологического учения исмаилизма.

§ 1. Понятийно-структурный аппарат доктрины исмаилизма.13

§ 2. Представление исмаилитов о трансцендентно-духовном мире и его элементах.30

§ 3. Теория о "неподражаемости" и "несотворенности" Корана.53

§ 4. Шариат и проблема совершенствования души человека.68

Глава II. Учение о пророчестве и имамате.

§ 1. Пророчество: его "духовная" и реальная сущность.86

§ 2. Имамат: взаимоотношения имама и пророка.99

§ 3. Эсхатологическая концепция исмаилитов.120

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме»

Актуальность темы исследования. Без познания прошлого невозможно понять и оценить с позиции современности суть и значения традиционных социокультурных комплексов Востока, складывающихся в течение многих веков, в основе которых особое место занимает религиозно-философские мысли.

В этом смысле всесторонний анализ исмаилизма и его философско-теологического учения в историко-философском плане представляет интерес тем, что он как одна из наиболее влиятельных сект шиизма сохраняет в своей доктрине синтезированные взгляды разных философских и религиозных школ: идеалистическое учение древнегреческих философов, которая вошла в плот и ткань нарождающейся ирано-арабской философии VI-X вв.; натуралистическое учение древних народов, зороастризма, иудаизма, христианства и т.д., видевших психическое начало не только в органическом мире, но и в духовно-трансцендентном мире.

Отсюда, философско- теологические концепции исмаилизма, несомненно, следует рассматривать в качестве общечеловеческого наследия, в котором сфокусировались религиозно-философские традиции доисламской и исламской культуры Востока.

С другой стороны, философия, с точки зрения восточных мыслителей, это любовь не столько к мудрости, сколько к истине, истине духовного мира. Здесь прослеживается налаживание контакта между философией и религией, которое присуще исмаилитским ученым - мудрецам. Определение степени близости или отдаленности между философией и религией в исмаилитском учении имеет актуальное значение не только для данного исследования, но и для историко-философской науки.

При этом нужно подчеркнуть, что сложное учение исмаилитов, несмотря на большие успехи, достигнутые исследователями исмаилизма на протяжении более века, в плане одновременного, комплексного анализа и синтеза теолого-религиозного и философского миропонимания сторонников этой секты изучено недостаточно. Поэтому без глубокого и комлексного изучения философско-теологических проблем трудно понять и прогнозировать духовно-идеологические и социально-политические процессы современного исмаилизма. Необходимость изучения теолого-философских взглядов исмаилитов с позиции научного анализа, как никогда актуальна и своевременна.

Актуальность исследования темы обусловлена и задачами выявления закономерностей, специфики процесса формирования и развития философской позиции исмаилитов в процессе решения религиозных вопросах на фоне исторического развития исмаилизма позднефатимидского периода.

Следует отметить и то обстоятельство, что социально-политические процессы в странах мусульманского Востока сопровождаются острыми идейно-религиозными спорами между различными сторонниками того или иного религиозного направления или секты. В русле таких противостояний и разногласий исмаилизм в силу своей рационалистической направленности не склонен придерживаться всецело старых догм в решении насущных вопросов. Исмаилизму характерно во все времена адаптироваться к реалиям современного мира. Другими словами, философско-теологическое учение исмаилизма представляется не как изжившее себя мировоззрение, а как живой феномен человеческого мышления, из которого следует актуальность изучаемой темы.

Исмаилизм вплоть до наших дней является той сектой, важнейшей особенностью которой является неотъемлемая слитность религии и мировосприятия. Со своим философско-теологическим учением исмаилизм охватывает не только религиозное учение и религиозную практику, но и метафорически обозначенные политико-правовые и этические представления и нормы. Другими словами, эта секта не ограничивается задачей определить отношение человека и Творца. Она нечто большее, т.к. проникает во все сферы человеческой деятельности, налагает свою печать на склад мышления и отражается на психологии людей разных регионов,охатывая их жизнь во всех его проявлениях, в том числе духовно-религиозном.

Другим, более важным фактором, определяющим актуальность исследования является то, что исмаилизм оставил глубокий след в философии, литературе, искусстве. Кроме того он отразился в образе жизни, ритуалах и традициях исмаилитов Бадахшана. Поэтому исследование философско-теологических концепций исмаилизма на фоне растущего интереса к духовной культуре народов, приобретает существенный характер для нашего развивающегося общества.

Степень разработанности проблемы. Интерес к изучению и исследованию исмаилизма начинается в условиях раннего этапа развития ислама, когда исмаилизм наравне с суфизмом, каламом и мутазилизмом выступают с новыми учениями, считавшимися в некоторых кругах исламского фанатизма нововедением («бидъат»), в основе которого лежит метафоро-аллегорический способ комментария вопросов исламской доктрины.

Исходя из этого, конечно же, нельзя не предугадать негативные отношения средневековых восточных авторов по отношению к исмаилитским взглядам, и в особенности, к метафорическим разъяснениям теологических вопросов. К таким авторам можно отнести Ибн Шаддада (66), Абул Фида (4), Рашиддудина Фазлуллах (56), Низомулмулка (39-40), Газали (17) и др., в произведениях которых большее внимание уделяется анализу исмаилитского учения на основе защиты своих убеждений в пользу того или иного течения или секты ислама и поэтому нельзя рассматривать их как источники, имеющие непредвзятое отношение к исмаилизму.

Более объективные исследовательские оценки общих проблем, и в частности, теолого-философских вопросов содержатся в произведениях ал-Мукризи (37), ал-Аигьари (6), Абул Мансура Багдади (16), аш-Шахристани (14), ан-Навбахти (8), ал-Кашши (31), Ибн Халдуна (209), Ибн Хаукаля (63) и очень многих других,где косвенно затрагиваются проблемы философско теологического характера исмаилизма в плане изучения истории, культуры и религиозных традиций данной секты и которые тем самым внесли большой вклад в развитии процесса исследования исмаилизма.

Среди средневековых европейских ученых можно выделить исследовательские труды испанского раввина и путешественника Бенйамина Туделя (202), архиепископа Вильяма Туре (215), историка Лубека (201), епископа Джейма Гетри(210), которые в ходе крестового похода европейцев на территории Сирии и Палестины собрали первейшие информации об исмаилитских общинах и их историко-культурного наследия, где содержатся также сведения о религиозных воззрениях исмаилитов. Относительно более подробную информацию о религиозных воззрениях исмаилитов можно почерпнуть из научных материалов дипломата Луиса IX, известного как Священный Луис (209), историка Джейна де Джойнвилла (208), венецианского путешественника Марко Поло (211) и др.

Начиная со середины XIX века западные исследователи проявляют особый интерес к более комплексному изучению исмаилизма, в том числе его философско-теологических проблем. К таким работам относятся труды Бартолемея де Гейрблота (205), Сильвестера де Сасси (214), П.Казанова (203), Е.Грифини (204) и др. Но следует отметить, что эти исследования еще не были в состоянии дать обобщающие ответы на важнейшие философско-теологические проблемы исмаилизма.

В дальнейшем изучение и исследование исмаилизма получает широкое распространение среди русских, советских и других зарубежных ученых. Ученые Гордон (101), Бидделф (91), Граури (102), А.В.Бобринсий (92) и др. в своих работах в целом освещают проблемы истории и этнографии исмаилитов Бадахшана и в меньшей степени придают значение теолого- философским вопросам. В работах ученых начало и середины XX столетия А.Е. Снесарева (171), А.А. Семенова (164-167), П.М. Майского (138), И.Гольдциера (100), М. С. Андреева (78) и др. рассматриваются в основном, проблемы исмаилизма, которые имеют историко-информационный, в лучшем случае, религиозно-информационный характер и в сравнительно-аналитическом плане не затрагиваютсяфилософско-теологические вопросы.

Целенаправленное освещение философско- теологических проблем исмаилизма началось с середины XX века, когда появляются многочисленные исследования в виде статей, брошюр и книг. В этом отношении особые заслуги принадлежат В. А. Иванову, который смог собрать, всесторонне проанализировать и систематизировать достаточно огромную литературу об исмаилизме (117-118). Ему не присуща тенденциозность в обьяснении вопросов теологии, смешанных с философией. К примеру, по сравнению с другими исследователями, которые не признают за исмаилитами знание и выполнение мусульманских законов, он пишет: "./исмаилитские авторы/ без исключения были настоящими знатоками в таких вопросах, как обычная мусулманская молитва со всеми ее сложными деталями, ортодоксальное правоведение (фикх)-юриспруденция, особенно предания (хадисы) и толкования Корана." (89.78)

Однако, исследования В.А. Иванова не посвящены специальным и отдельным темам теолого-философских вопросов и охватывают только сведения библиографического и энциклопедического характера, поэтому не освещенным остается отношение исмаилитов к основным философско-религиозным проблемам, включая аллегорическое толкование Корана, шариат, тавхид, эсхатологическую концепцию и т.п.

Некоторым аспектам проблемы телогии исмаилизма посвящены труды Анри Корбэна в виде отдельных статей (129), в которых объективно анализируются проблемы тавхида ("единобожия"), нацеленные на поиск идейной сближенности христианства и исмаилизма, концепции имама и его духовного происхождения и т.п., где автор опирается на произведения западных исмаилитских богословов и мыслителей, которые развивали принципы строения бытия, сформулированных в космогоническом учении исмаилитского даъи из "обоих Ираков"- ал-Кирмани (ум.в 1021). Она, по своей структуре, отличается от космологической теории позднефатимидского периода, которая разрабатывалась в сторону философского углубления и обоснования, лежащей в основе нашего научного исследования.

А. Корбэн анализирует эти проблемы в своих трудах в "голом" виде, он не старается соединить философию с исмаилитской теологией, основывающиеся на заимствованных исмаилитами идей неоплатонизма, ареопагетиков, пифагорийцев, муътазилизма, суфизма и т.п.

Среди ученых Таджикистана проблемам исмаилизма посвящены многие работы академика Б. Г. Гафурова (95;96). Относительно представителей этой исламской секты Б.Г.Гафуров в книге "Таджики", пишет: "Мужество исмаилитских проповедников достойно уважения. Они распространяли свое "знание", в том числе рационалистическое, точные науки, несмотря на страшные преследование." (97).

В силу зависимости форм сознания от социальной жизни своего времени тенденциозно и деформированно интерпретируется суть духовных проблем исмаилизма в трудах советских ученых А. С. Эдельмана (199) и Г. Байбурди (70).

Большая заслуга в изучении и исследовании проблем теологии принадлежит видному ученому А. Бертельсу (89). Он в своей монографии, основное содержание которой представляет собой анализ исторических вопросов исмаилизма, затрагивает некоторые аспекты теолого-религиозных проблем, таких как Коран, шариат, представление о надлунном и подлунном миров и т.д., которые интерпретированы с позиции относительной объективности. Исключительное значение для изучения философских и теологических концепций исмаилизма имеет другая книга А.Бертельса -«Пять философских трактатов на тему «Афак и анфус», где содержится критическо-аналитический анализ некоторых философских и теологических взглядов исмаилитов Бадахшана. По сравнению с предыдущими авторами, А. Е. Бертельсу в указанных работах удается более объективно интерпретировать многие вопросы философии и теологии исмаилизма. Но в отличии от этих авторов он не рассматривает каждую из этих проблем в отдельности.

Рассмотрению и всестороннему анализу творчества Носири Хусрава в философском аспекте впервые была посвящена работа Г.А.Ашурова (84). Хотя его исследование было выполнено лишь на основе одного произведения мыслителя исмаилизма, тем не менее автору удалось выявить и проанализировть большой круг вопросов философско-теологического характера: отношение исмаилитов к Богу, природе души и ее соотношения с телом, проблема профетологии (учение о пророчестве). Частично были рассмотрены проблемы имамата, духовной иерархии исмаилитов и т.д.

X. Додихудоев является ведущим специалистом в области исследования исмаилизма. Особенности исследовательских работ Х.Додихудоева (108-110) заключается в том, что он рассматривает проблемы философии и теологии исмаилизма в более широком плане с анализом взглядов многих ученых и мыслителей исмаилизма, тем самым проложив путь для фундаментального изучения практически всех проблем философии и теологии исмаилизма.

Отдельные аспекты теологических вопросов отражены в кандидатских диссертациях (84), Т. Муродовой (143) и А. Шохуморова (196). Указанные авторы занимались исследованием идейного наследия только Носири Хусрава исключительно в философском плане. Эти работы в основном охватывают проблемы онтологии и гносеологии-отношение бога и природы, единство субстанции и акциденции, отношение единичного, сущности движения и времени, соотношение микро- и макрокосма, соотношения души и тела и т.д. в философии Носири Хусрава и в меньшей спепени затрагивали проблемы теолого-религиозного характера.

Объективному рассмотрению и всестороннему анализу некоторых вопросов теологии Носири Хусрава, как тавхид (единобожие), пророчество и имамат, его отношение к Корану и т.д. посвящена работа Н. Арабзода (79,81). Впервые в истории изучения исмаилизма этому автору удалось непредвзято проанализировать философско-теологоческие взгляды Носири Хусрава в более широком масштабе с новыми концептуальными темами данной секты.

Из современных и зарубежных исследователей исмаилизма можно выделить работу ученых А. Тамира (162) и Ф. Дафтари (91), посвященные истории исмаилизма, а также, в некоторой части вопросам исмаилитской теологии. К сожалению, из-за недоступности большого количества исследованных ими работ, мы не можем дать общую характеристику степени и направления деятельности этих авторов по изучению исмаилизма, в общем, и философско-теологических проблем, в частности.

Более подробное освещение теологических вопросов можно обнаружить в книге доктора П. Е. Уолкера (187), которая посвящена исследованию взглядов известного даъия исмаилизма - Абу Яъкуба Сиджистани. В отличии от нашего исследования, автор в большей степени придает значение анализу вопросов в религиозном направлении.

Таким образом, можно сказать, что философско- теологическая проблематика исмаилизма недостаточно изучена специалистами как в нашей стране, так и зарубежом. Поэтому изучение теологии и философских проблем исмаилизма весьма актуальна и своевременна.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертации является выявление содержания и оценка исмаилитских философско-теологических проблем в их традиционном и аллегорическом смысле.

В соответствии с главной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

- анализ основных философско-теологических проблем исмаилизма в их историческом и социальном контексте;

- определение состояния материального и духовного в ракурсе концепции тождественности микро и макромиров , принципов двойственности, а также основных принципов учения исмаилизма;

- определение соотношения веры и разума в ракурсе средневековой истории философии ;

- освещение сущности Бога и других элементов "надлунного" мира согласно исмаилитского понимания этих прблем;

- определение места человека космической иерархии и других соприкасающихся с ней проблем; определеие отношение исмаилитов к проблеме души под углом зрения соотношения души и тела, роль знания в совершенствовании души; Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в историко-философской литературе рассматриваются основные проблемы философии и теологии исмаилизма. Новизна данного исследования в этом плане заключается в:

- новой интерпретации феноменов тавхида, отношения Бога к миру, сотворения мира, а также решении исмаилитского спора о субстанции и акциденции бытия;

- освещаются новые гипотезы относительно происхождения Корана и его двойственного понимания;

- анализируются проблемы пророчества и имамата, их роль в обществе, в

II ft II «-> религии, концепция массы и элиты , роли знания в определении людей по санам и достоинству;

- вводится в научный оборот новая проблематика - "Эсхатологическая концепция исмаилизма", которая выпадала с поля зрения основной группы исследователей исмаилизма; Методологической основы работы являются сформулированные в работах ведущих философов классического периода и современности основополагающие принципы исследования истории, социально-философской мысли, а именно, научная объективность, доказательность, преемственность идей, проблемное исследование, сравнительный анализ и т.д. Учитывая разную степень изученности проблемы в каждом случае, мы отдавали предподчтение тому или иному методу, вместе с тем придерживаясь единства исторического и логического методов. Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы работы могут быть использованы для объективного освещения истории философии и создания обобщающих работ при дальнейшем изучении философско-теологических проблем исмаилизма, материалы диссертации дают возможность по новому взглянуть на сущность указанных проблем.

Некоторые положения диссертации содержат фактический материал, предоставляющий большую ценность, которые впервые вводятся в научный оборот, а часть выводов могут быть использованы при преподавании истории философии, религии, культуроведения и человековедения при чтении курсов по истории восточной философии и религии.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии культуры Таджикского Госпедуниверситета им.

К.Джураева 3 марта 1999 г. и отдела истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан 3 декабря 1999 г. и рекомендована к защите. Основные положения работы изложены в статьях, опубликованных на страницах журналов и научных сборников.Также полученные в ходе исследования результаты были доложены на ежегодных научных конференциях, проходивших в ТГПУ им. К.Джураева в 1995 и 1999 гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Назариев, Рамазон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ основных вопросов теологии в исмаилитской аллегорической интерпретации и исследование мировоззренческих проблем, разработанных в творчестве исмаилитских теоретиков, приводит к следующим выводам:

1 .Признавая Бога как трансцендентное существо, исмаилизм приближается к неоплатоновскому учению о боге, где предельная иррационализация и истолкование всевышнего существа на фоне апофатической теологии выражает исконную агностизирующую функцию Бога. Таким образом исключается возможность анализа сущности Бога в философско-научном плане.

2.Трансформируя неоплатоновскую идею эманации как вневременного порождения Первоосновами-Всеобщим Разумом и Всеобщей Душой духовных ипостасей бытия, а также порождения бесконечной множественности телесных м конкретных вещей с возникновением времени, исмаилизм учит цикличному движению от Первооснов к телесному миру и обратного возвращения бытия к тем же Первоосновам. Отсюда начинается философствование проблем духовной и телесной субстанции, где основное место занимает проблема человека, причем акцент делается на взаимосвязи человека (микро) с-макрокосмом.

3.Антропологическая проблематика исмаилизма сформулирована в теологической форме. Она в этом плане посвящается проблеме совершенствования души человека как частицы Всеобщей Души. По-исмаилитски, человеческая душа-это разумная душа, но она по разумности стоит ниже Всеобщего Разума, поэтому человеческая душа во взаимодействии с материальным телом человека стремится к достижению уровня знания Всеобщего Разума. История цикличного обращения Души резюмирует судьбы всего человечества, далее - олицетворяет и космические процессы.

4. Онтология исмаилизма при всей ее теологической основы обнаруживает ту роль, которую в его системе играет проблема человека. Именно судьба человека оказывается решающей для судеб всего космоса.

Поэтому в исмаилизме при философствовании проблемы конкретных существ теоцентризма заменяется антропоцентризмом, исключающий возможность фатализма в его учения. Антропоцентризм также вытекает из геоцентрического представления исмаилитов, которые считают центром Вселенной не космос, а Землю, где находится человек в составе души и тела.

5.Переплетение теологических вопросов с философской интерпретацией особено ярко проявляется в идеи совершенствования человеческой души, точнее-самопознания человека, которое мыслится как условие познания мира. Хотя в исмаилизме познание начинается благодаря деятельности внешних чувств, разум человека в принципе направлен на высшую, божественную природу, которая, однако не познаваемая, или подлежит познанию разума отдельных личностей. Эти личности, наравне с Корана и шариата, служат как бы посредниками и средствами для достижения совершенства несовершенных душ по отношению к Всеобщему Разуму.

6.Гармония микро и макрокосма, веры и разума, религии и философии достигается через принципа двойственности явлений и событий. Этот принцип в отличии от дуализма не сформирован на основе равноправности и противоположности двух сил. В исмаилизме пытаются "смирить" эти силы в фокусе раздвоения абсолютно неразличимого единого, взаимоотношения субъекта и объекта в познании, в порядке их сосуществования. Такое раздвоение касается и Корана, которая в представлении исмаилитов интерпретируется как Слово Бога (сравните с библейским Словом-Логосом) и Слово (речь) пророка. Раздвоение шариата проявляется не в его сути, а в определении цели и задачи, т.е. необходимости организации и необходимости отмены действия шариата среди людей и т.п.

7.Суфийский пантеизм, зороастрийская триада (Зрвана карена, Ахурамазда и Ахриман), христианская троица (Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух) для исмаилизма является только идейной формой, а трактовка и общая суть указанных проблем не имеют ничего схожего с этими идеями. Дело в том, что исмаилизм представляет собой хорошо разработанную систему теолого-философских взглядов, включившую в себя многие положения и образы античных, восточных, западных философских и религиозно-мифологических учений и преданий.

8.Религиозные мировоззрения западных исмаилитов наравне с их философскими взглядами сохраняют в большей мере влияние идей ортодоксально-традиционалисткого ислама, в то время как у восточных исмаилитов преобладает влияние мифологии и суфийских идей (за исключением взглядов Носири Хусрава).

9.В общеисмаилитской литературе проблема "божественности" пророка и имама сведены до минимума. Но, будучи богословами-идеологами исмаилизма, в рамках ислама они не могли не обосновывать необходимость иерархической структуры общественного организма, во главе которой стоят пророки и имамы. Эта иерархия-несовершенное отражение соответствующих элементов небесного, духовного мира во главе с Богом, следовательно, пророк и имам в духовном плане являются и определяются "высшим" назначением власти.

Периодичность миссии пророков и имамов обусловливается потребностью самой жизни для обновления и изменения общественых законов, порядков, правил и т.д., ведущие к эволюции и прогрессу истории и общества в целом. Этим также определяется их роль как личности в развитии истории общества.

Для философско-исторической концепции исмаилизма весьма существенно то, что они не придают специального значения периодизации человеческой истории по отдельным крупным государствам или монархиям, идея которая в настоящее время популяризируется на Западе.

Ю.Эсхатологический замысел божественного повеления, осуществляемым в человеческой истории, имеет чисто теологический характер. При всей своей фантастичности, эсхатология исмаилизма интересно своей философско-исторической концепции, заключающейся в аллегорической интерпретации прогресса человеческой истории на фоне религиозных представлений о мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Назариев, Рамазон, 2000 год

1. Абдо М. Рисалат-ут-тавхид. Каир,б/г.316 стр.

2. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Т. I. Душанбе, 1980, 420 стр.

3. Абу Али ибн Сина. Фунуни само-ут-табии ва осмону чахон ва кавнуфасод. Тегеран, 1319 хиджры (на перс. яз.).787 стр.

4. Абул Фида. Мухтасар таърихи-л башарТ.1 б\г. стр. 1-165

5. Антология мировой философии. Т. I. Кн. 2. М., «Мысль». 1969, 577 стр.

6. Аль-Ашари. Макалат-ул-исламин ва ихтилаф-ул-мусалиин. Каир, 1950-54на араб, яз.), 284 стр.

7. Аль-Кирмани Хамид ад-Дин. Успокоение Разума. В кн. «Восточная философия». М., 1997,503 стр.

8. Ан-Навбахти. Шиитские секты. Перевод с араб., исследов. и коммент.1. С.М. Прозорова. М., 1973.

9. Аристотель. О возникновении и уничтожении. Соч. Т. III. М. «Мысль»1981,613 стр.

10. Аристотель. О душе. Соч. T.I. М., «Мысль». 1976, 550 стр.

11. Аристотель. Метафизика. Соч.Т.1. М.,»Мысль» 1976, 550 стр.

12. Астарободи Али Хусайн. Таъвил-ул-айати-з-захира. Тегеран, 1409хиджры, 156 стр.

13. Афакнама. В кн.: "Пять философских трактатов на тему "Афак и анфус".

14. Крит.текст, указатели и введ. А.Е.Бертельса. М.»Наука».1970 (на перс.яз), стр. 34

15. Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах. (Китаб ал-милал ва-нихал).

16. М., «Наука». 1984, 270 стр.

17. Багдади Ибрахим. Тафсири Куръон. Глава "Ат-таъвил фи маъани-иттанзил". T.I. 752 хиджры.532 стр.

18. Багдади Абу Мансур Абулкахир. Таърихи мазохиби ислом. Ё тарджимаи

19. Ал-фарк байн-ал-фирак". Тегеран, 1956 (на перс.яз).

20. Газали Мухаммад.Мизан-ул-амал. б/г. Каир, 175 стр. (на араб, яз.)18.3убдат-ул-хакоик.В кн. «Пять философских трактатов на тему « Афак ва анфус». Крит, текст, указатели и введ. А.Е.Бертельса. М., «Наука». 1970,стр.93-205

21. ИбнСина.Даниш-наме.Перев. А.М.Богоутдинова.Сталинабад, 1957,287стр.

22. Ибн Сина. Книга о душе. В кн. Ибн Сина. Избр. Философскиепроизведения. М., «Книга», 1980,333 стр.

23. Ибн Сино. Мабдаъ ва маод. В кн. Абу Али ибн Сино. Осори мунтахаб.

24. Т.2. Душанбе, 1980, 319 стр.

25. Ибн Сино. Рисолаи нафс.-Абу Али ибн Сино. Осори мунтахаб.Душанбе1980, стр. 184-237

26. Ибн Таймийа. Усул-ун-нубувва. Каир. Мунирийа (на араб, яз), 1928

27. Ихван-ус-сафа. Т.1. Бейрут, 1991. (на араб, яз), 463 стр.

28. Ихван-ус-сафа. Т.2. Бейрут. 1991, 486 стр.

29. Ихван-ус-сафа. Т.З. Бейрут. 1991, 544 стр.

30. Ихван-ус-сафа. Т.4. Бейрут. 1991, 469 стр.

31. Ихван-ус-сафа ва хулан-ул-вафа. В кн. : "Таърихи улуми акли дартамаддуни исломи". Тегеран. 1356 хиджри (на перс.яз), стр. 481

32. Кази Нуъман. Ар-рисалат-ул-мазхаба.-В.кн.: "Хамс-расаил-улисмаилийа". Крит, текст и введен. Арифа Тамира. Саламия. 1956 (на араб, яз), стр. 26-78

33. Кайс ибн Мансур. Рисалат-ул-асабиъ. В кн.: "Хамс-расаил-улисмаилийа". Крит, текст и введен. Арифа Тамира. Саламия, 1956 (на араб, яз), стр. 156-179

34. Аль-Кашши Абуамр. Ихтийар-маърифат-ир-риджал. Машхад, 1348 х.

35. Коран (Калами Шариф). Перевод с арабского Г.С. Саблукова. Казань,1907, 1169 стр.

36. Коран.Перевод и коммент.И.Ю.Крачковского.М.,Наука».1990, 727 стр.

37. Коран. Бомбей, 1347 хиджры, 848 стр.

38. Аль-Матуриди. Китаб-ут-тавхид. Бейрут, 1970 (на араб, яз), 43 стр.

39. Миръат-ул-мухаккикин. В кн: "Пять философских трактатов натему "Афак и анфус". Крит, текст, указатели и введен. А.Е.Бертельса.

40. М., «Наука». 1970 (на перс, яз), стр.37-89

41. Мукризи Такиуддин. Иттиъаз-ул-хунафа би ахбар-ил-аимат-ил-фатимиин-ил-хулафа. Лейпциг, 1909

42. Мухаммад ибн Саъд ибн Дауд. Ар-Рисалат-ул-кафийа. В кн.:"Хамерасаил-ул-исмаилийа". Критич. текст и введен. Арифа Тамира. Саламия, 1956 (на араб, яз.), стр.88-99

43. Низомулмулк. Сиесатнома. Душанбе, 1989. 200 стр

44. Низомулмулк. Сийар-ул-мулук (Сийасатнома). Тегеран, 1347 хиджры

45. Носири Хусрав. Джомеъ-ул-хикматайн. Предисловие и комментарии

46. А.Корбэна и М.Муъина. Тегеран, 1953 (на франц.и перс, яз.),362 стр.

47. Носири Хусрав. Джомеъ-ул-хикматайн. В кн.: Носири Хусрав. Куллиет1. Т. I. Душанбе, 1991

48. Носири Хусрав. Девони ашъор.Тегеран,1348 хиджри (на перс. яз),694 стр.

49. Носири Хусрав. Зод-ул-мусофир. Тегеран, 1338 (на перс.яз), 360 стр.

50. Носири Хусрав. Зод-ул-мусофирин. Тегеран, 1341 (на перс, яз), 518 стр.

51. Носири Хусрав. Кушоиш ва рахоиш. В кн.: Носири Хусрав. Куллиет. T.I1. Душанбе, 1991, 636 стр.

52. Носири Хусрав. Понздах касида. Тегеран, 1341 (на перс, яз), 86 стр.

53. Носири Хусрав. Сафарнома. Тегеран, 1338 (на перс, яз), 142 стр.

54. Носири Хусрав. Сафарнома. Душанбе, 1970, 118 стр.

55. Носири Хусрав. Девони ашъор ба инзимоми маснавихои Сафарнома ва

56. Рушноинома. Тегеран, 1340 (на перс, яз), 694 стр.

57. Носири Хусрав. Ваджхи дин. Тегеран, 1348 (на перс.яз), 304 стр.

58. Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. В кн.: Носири Хусрав. Куллиет. Т. I.1. Душанбе, 1991, 636 стр.

59. Платон. Законы. Соч.Т. III. 4.2 . М., «Мысль». 1972, 669 стр.

60. Платон. Федон. Соч.Т. II. 4.2. М., «Мысль». 1971, 678 стр.

61. Плотин. Три ипостаси и учение об эманации. В кн.: "Антология мировойфилософии" Т. I. М., «Мысль». 1969, 577 стр

62. Рашидуддин Фазлуллах. Джамеъ-ут-таварих: кисмати исмоилиен,фотимиен, низориен ва рафикон. Тегеран, 1338 хиджры

63. Рисола дар акоиди исмоилия. Рукопись Ленинградского филиала

64. Института Востоковедения АН СССР, № 2490

65. Сиджистани Абу Яъкуб. Кашф-ул-махджуб. В кн.: А.Корбэн. Таърихифалсафаи исломи. Тегеран., 1358 (на перс яз), 115стр.

66. Сиджистани Абу Яъкуб. Китаб исбат-ин-нубуаат. Бейрут-Лондон, 1966на араб, яз), 201 стр.

67. Сиджистани Абу Яъкуб. Тухфат-ул-мустаджибин. В трактате "Хаме расаил исмаъилия". Крит, текст и введен А.Тамира. Саламия, 1956 (на араб яз.)

68. Тафсир-ул-джалалайн. Бейрут., б/г (на араб, яз), 682 стр.

69. Ал-Фараби.Философские трактаты.Пер.с араб.яз. Алма-Ата, 1972,429 стр.

70. Ибн Хаукал Абулкасим. Китаб сурат-ул-арз. 2-ое изд. Лейден, 1938-39

71. Ибн Хазм Абумухаммад. Китаб-ул-фисал фи-л-милал. Каир, 1317-1321 х.

72. Хатам ибн Умран. Ал-усул ва-л-ахкам. В трактате "Хаме расаилисмаъилия".Крит.текст и введен. А.Тамира.Саламия,1956. (на араб яз)

73. Ибн Шаддад Иззуддин. Таърих-ул-малики-з-захир.Висбаден,1983

74. И. ИССЛЕДОВАНИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

75. Аббас Шуштари. Готхо. Сурудхои Зартушт. Тегеран,. 1354. хиджры.(наперс яз), 304 стр.

76. Абдуллозода Ш. Мукаддима ба исломшиноси. Душанбе, 1990. 172 стр.

77. Абдуллозода Ш. Тавхидная теология (Ислам, социально-политический аспект). В журн. "Памир" № 4. 1992

78. Авеста (перевод И.М.Стеблин-Каминского) Душанбе, 1990, 172 стр.

79. Алии Дашти. Даме бо Хайем. Тегеран, 1346 хиджры, (на перс, яз.)

80. Авраамова М.А. Учение Аристотеля о сущности. М., МГУ, 1970. 68 стр.

81. Адам Мец. Мусульманский ренессанс. М., «Наука». 1966, 458 стр.

82. Айзуки М. Мазхаб-ул-исмаъилин. Дамаск, 1993 (на араб яз), 48 стр.

83. Айни К.С. Носири Хусрави Кабодиёни. В кн. Носири Хусрав. Гулчине аз девони ашъор. Сталининабад, 1957, 179 стр.

84. Али Мухаккик.Шароеъйи ислом.Тегеран,1346 хиджри(на перс яз),260стр.

85. Амоуддин Хусайни Исфахони. Шариъати ислом, имом ва илми имом.

86. Тегеран, 1363 хиджры .(на перс яз), 329 стр.

87. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Вып.1. Сталинабад, 1953, 524 стр.

88. Арабзода Н. Фахруддини Рози. Душанбе, 1993, 88 стр.

89. Арабзода Н. Носири Хусрав. Душанбе, 1994, 176 стр.

90. Арабзода Н. Исмаилитская философия Носири Хусрава. Душанбе, 1997,307 стр.

91. Араб-оглы Э.А.Концепция исторического круговорота-В кн: исторический материализм и социальная философия современной буржуазии" М., 1960, 467 стр.

92. Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм.М.-Jl., Соцэкгиз,1933, 272 стр.

93. Ашуров Г.Философские взгляды Носири Хусрава. Душанбе, 1965,113 стр.

94. Байбурди И.Г. Жизнь и творчество Низари-персидского поэта XIII-XIV вв. М., «Наука», 1966, 272 стр.

95. Бартольд В.В. К истории религиозных движений X в. Петроград,

96. Известия РАН, 1918, 14 стр.

97. Беляев Г.А. Мусульманское сектанство. М., «Наука», 1957, 100 стр.

98. Бернард Луис. Фидоиёни исмоили. Тегеран, 1970 (на перс яз),250 стр.

99. Бертельс А.Е.Носири Хусрав и исмаилизм.М., Изд.вост.лит. 1959,289 стр.

100. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература.В кн. Избранные труды.

101. Т.З. М., «Наука», 1965, 524 стр.

102. Бидделф. Народы, населяющие Гиндукуш. Асхабад, 1884

103. Бобринский А.А. Секта исмаилья в русских и Бухарских пределах

104. Ср.Азии. М., 1902, 18 стр.

105. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961,332 стр.

106. Бойс Мэри.Зороастрийцы.Верования и обычаи. М.,«Наука».1987, 301 стр

107. Гафуров Б. Ага-Хан. -В журн. "Безбожник". №№11-12, М., 1940

108. Гафуров Б. Антирелигиозная пропаганда в Таджикистане.-В газ. "Правда" от 31.05.1941

109. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.,1972, 664 стр.

110. Гегель. Философия религии. T.I. М., «Мысль». 1975, 532 стр.

111. Гольдциер И. Идеалы старо-арабские ("морувве"-доблесть) и идеалы

112. Мухаммеда ("дин"-веры).-В кн.: "История мусульманства" А. Крымского. М., 1904, 90 стр.

113. Гольдциер И. Культ святых в исламе. (Мухамеданские эскизы). М., 1938, 180 стр.

114. Гордон. Путешествие на Памир. Спб., 1877

115. Граури И.Ислам и его влияние на жизнь его последователей.Ташкент,1893 ЮЗ.Давлатбеков И. Доисламские верования населенияЗападногоПамира.

116. Душанбе, 1995, 77 стр. Ю4.Дафтари Ф. Ал-исмаъилиюн: таърихухум ва акаидухум. Т. I-III. Дамаск, 1995 (на араб яз.), 712 стр.

117. Де Хайе М. Карматиени Бахрайн ва фотимиен. Пер. с араб, на перс, язык Мухаммеда Бакира Амирхони. Тегеран, 1971, 188 стр.

118. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985, 255 стр.

119. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.Душанбе,1968, 157 стр.

120. Додихудоев X. Мазхаби исмоилия ва мохияти ичтимоии он. Душанбе, 1967, 48 стр.

121. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987, 430 стр.

122. Додихудоев X. Исмоилия ва озодандешии Шарк.Душанбе, 1989,288 стр.

123. Дози Р.П. Очерки по истории ислама.Перевод В.И. Каминского.Санкт-Петербург, 1904

124. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., «Наука». 1985,229 стр.113. Ёдномаи Носири Хусрав. Мешхед, 1976 (на перс, яз.), 672 стр.

125. Жуковский В.А. Секта "Людей истины" в Персии. Петербург, 1897

126. Забехулло Сафо. Таърихи улуми акли дар тамаддуни исломи (то авосити карни панчум). Тегеран, 1336 хиджры (на перс.яз.).451 стр.

127. Закуев А.К. Философия "Братьев чистоты". Баку, 1961 , 122 стр.

128. Иванов В.А. Исмаилитские рукописи Азиатского музея (собрание И.И.

129. Зарубина, 1916). Известия АН. VI серия. Т. XI. 1917. стр.359-386

130. Иванов В.А. Исмаилитская литература. Библиографическое обозрение.

131. Изд. 2-ое. Тегеран, 1963. (на перс, яз.)

132. Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука», 1991, 321 стр.

133. Ислам в истории народов Востока. М., «Наука». 1981, 197 стр.

134. Касымжанов А.Х. Аль-Фараби. М., «Мысль». 1982, 198 стр.

135. Касымжанов А.Х. Проблема Разума и мировоззрения аль-Фараби.В кн.

136. Рационалистическая традиция и современность.М.,»Наука».1990,277стр

137. Климович Л.И. Ислам. Изд. 2-е. М., «Наука». 1965, 334 стр.

138. Климович Л.И. Куръон, пайдоиш ва асотири он. Душанбе, 1990, 240 стр.

139. Ковиш Н.П. Дидгохи Носири Хусрав дар масъалаи чабр ва ихтиер. Пули

140. Хумри. 1371 х.иджры (на яз. дари). 124 стр.

141. Комил Мустафо аш-Шейби. Ташаййуъ ва тасаввуф. Тегеран, 1370хиджры.(на перс, яз.)

142. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., «Наука» .1972. 496 стр.

143. Коран: сказание, предания, притчи (авт. составитель Х.Йсмаилов). М.,

144. Ред.-изд. комплекс. «Милосердия». 1991, 57 стр.

145. Корбэн А. Таърихи фалсафаи исломи. Тегеран, 1358 (на перс, яз), 415 стр.

146. Корлисс Ламонт.Иллюзия бесмертия. М.,Издат. полит, лит. 1984.285 стр.

147. Кочетов А.Н. Буддизм. М., «Наука». 1983, 177 стр.

148. Крымский А.Е. Мусульманство и его будущность. М.,«Книжноедело». 1899, 120 стр.

149. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1904, 90 стр.

150. Лей. Г.Очерк истории средневекового материализма (пер.с нем.).М.,Изд.иност. лит. 1970, 587 стр.

151. Ленин В.И. Социализм и религия. В кн: Полн. собран. соч.Т.12. М.,

152. Политиздат. 1967, 520 стр.

153. Ленин В.И. Философские тетради.-В кн: Полн. собран, соч. Т.24. М.,1. Политиздат, 198, 752 стр.

154. Литвинский Б.А. Памирская космология (опыт реконструкции)-Вкн.: "Страны и народы Востока" вып.XVI. М.,«Наука». 1975, 303 стр.

155. Майский П.М. Следы древних верований в памирском исмаилизме.1. СЭ.№3, 1935

156. Маркарян Э.С.О концепции локальных цивилизации. Ереван, 1962,179 стр.

157. Маркс К. Нищета философии.-В кн: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение 2-еиздание .Т.20.М., Политизд. 1947, 488 стр.

158. Маркс К. Тезисы о Фейберхе. В кн: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение 2-еиздание Т.З. Политизд. 1955, 630 стр.

159. Массэ А. Ислам: очерк истории. 3-е изд-е. М., «Наука». 1982, 230 стр.

160. Муродова Т. "Джамеъ-ул-хикматайн" Носири Хисрава как философскийтруд. Автореф. диссерт. канд.философ.наук Алма-Ата ,1985. 18 стр.

161. Муродова Т. Румузи олам дар фалсафаи Носири Хисрав. В. Известии

162. АНТадж. ССР.Отд.обществ.наук. №2, 1986, стр.69-73

163. Муродова Т. О некоторых аспектах теории эманации с точки зрения Авиценны и Носири Хисрава.В кн:"Торжество разума".Душанбе, 1988

164. Мухаммадходжаев А. Идеология накшбандизма.Душанбе, 1991, 230 стр.

165. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990, 112 стр.

166. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фариддидина Аттора. Душанбе,1974, 116 стр.

167. Мухаккик Махди. Тахлили ашъори Носири Хусрав. Тегеран, 1344 (наперс, яз.)

168. Наумкин В.В. К вопросу о хасса и амма (традиционная концепцияэлиты" и "массы" в мусульманстве)-В сб: "Ислам в истории народов Востока. М., «Наука». 1981, 197 стр.

169. Отдел пропаганды и агитации КП (б) Таджикистана. Об исмаилизме.

170. Сталининабад., 1943, стр. 43

171. Одилов Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. Душанбе, 1974, 111 стр.

172. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе, 1973, 136 стр.

173. Петрушевский И.П.Ислам в Иране в VII-X вв. Д., Изд. ЛГУ. 1966, 400 стр

174. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., «Наука». 1991, 220 стр.

175. Пури Довуд. Готхо. Сурудхои Зартушт. Тегеран, 1354 хиджры (на персяз.), 219 стр.

176. Радгонов А.К. По Восточной Бухаре и Памиру. Тагцкент, 1910

177. Рахматуллаев Н. Философские взгляды Ибн Сино в книге «Указания инаставления». Душанбе, 1980, 91 стр.

178. Религия народностей СССР. T.I. М., 1931

179. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., «Наука». 1978, 372 стр.

180. Сагадеев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии ирелигии и его истоки в трудах аль-Фараби.-В кн.: Аль-Фараби. Научное творчество. М., «Наука». 1975, 183 стр.

181. Сироджев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сины. В кн.:

182. Ибн Сино и средневековая философия". Душанбе, 1981

183. Семенов А.А. к догматике памирского исмаилизма (IX глава "Лица веры"

184. Носири Хосрава). Ташкент, 1926, 52 стр.

185. Семенов А.А. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия

186. Бога. Издат. АН. СССР. М., 1927. стр. 1-24

187. Семенов А.А. Взгляды на Коран в восточном исмаилизме. В сб. "Иран"1. Т. I. Л., 1927, стр.59-72

188. Семенов А.А. Рецензия на берлинское издание «Сафарнамэ». В сб.

189. Иран" T.I. Л., 1927, стр.224-231

190. Семенов А.А. Исмаилитский панегирик обожествленному Алию Федаи

191. Хоросанского. Издат. АН. СССР. Л., 1929, стр.51-70

192. Семенов Ю.Н. Социальная философия Тойнби. М.,«Наука». 1980, 200стр.

193. Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта.М.,»Наука». 1974,264 стр.

194. Сергеев Л. Империя Агахана IV (О мусульманской-секте исмаилитов)-Вжурн. "Азия и Африка сегодня" №9, 1965

195. Снесарев А.Е. Религия и обычаи горцев Западного Памира. ТВ, №89103, 1904

196. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма.М.,Вост. лит. 1993, 327 стр.

197. Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. Отв. ред.

198. М.Т.Степанянц. М., Вост. лит. РАН, 1998, 527 стр.

199. Строева Л.В .Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв.М., 1978,274 стр

200. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997,503 стр.

201. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. Душанбе,1993, 133 стр.

202. Султанов М. Усулхои асосии чараени ташаккули маънави ва камолотиахлоки дар заминаи осори Носири Хусрав. В Известии АН РТ. Серия: философия и правоведение. Душанбе, 1997, стр. 117-129

203. Тамир А. Таърих-ул-исмаъилия: ад-даъват ва акида. I-IV. Кипр-Лондон,1991 (на араб яз), 1008 стр.

204. Тамир А. Газали байн-ал-фалсафа ва-д-дин. Лондон, 1987 (наараб яз.), 86 стр.

205. Турсунов А. Ислам и наука.-В журн. "Наука и религия", №7 1989

206. Турсунов А. Основания космологии. М., «Мысль». 1979, 237 стр.

207. Турсунов А.Философская современная космология.М.,«Мысль»,1977,20ст

208. Турсунов А. От мифа к науке. М., Политиздат, 1973, 152 стр.

209. Турсунов А. Горизонты космологического знания.М.,»Знание», 1969,48ст

210. Толстов С.П. Исмаилизм.-В кн: "Религия народностей СССР". T.I. М.,1931,460 стр.

211. Умаров И.Философские и этические взгляды Айнулкузота.Душанбе,1984

212. Уолкер П.Е. Абу Яъкуб Сиджистани: мутафаккир ва доъии исмоили.

213. Тегеран, 1377 хиджры (на перс, яз), 193 стр.

214. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу.М, «Наука», 1976, 128ст

215. Фидаии Хурасани. Китаб би хидайат-ил-муъминин-ит-талибин.

216. История исмаилизма"). Изд., предисл. и примеч. А.А. Семенова. М., 1959 . (на перс, яз.), 201 стр.

217. Философский энциклопедический словарь. М.,Советская энциклопедия.1983,839 стр.

218. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988, 128 стр.

219. Хасан Ибрахим Хасан. Таърих-уд-давлати-л-фатимийа фи-л-Магриб ва

220. Миср ва Сурия ва билад-ил-араб. Каир, 1958 (на араб, яз), 264 стр.

221. Харюков Л. Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии иисмаилизм. М., Изд. МГУ, 1995, 232 стр.

222. Хейнц X. Фотимиен ва суннатхои таълими ва илмии онон (пер. с немец.на перс. Фарндуна Бадраи). Тегеран, 1377 хиджры (на перс. яз),148 стр

223. Шамолов А. Машхади Ризо. Душанбе, 1999, 149 стр.

224. Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. Диссерт. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Душанбе, 1990

225. Шохуморов А. Памир-страна ариев. Душанбе, 1997, 168 стр.

226. Шпенглер О. Закат Европы. -В кн.: Г.Д. Чеснокова "Критика буржуазныхкультурологических теорий циклического развития". М.,1973, 64 стр.

227. Эдельман А.С. Носири Хисрау и его мировоззрение. Автореф. канд.диссерт. Сталининабад, 1955, 24 стр. 200.Эльчибеков К. Иерархия духовенства в исмаилизме и ее политическая роль. М., 1977

228. Arnold of Lubeck.Monumento Germaniae Historica.Hanover, 1869, Vol.21, p.240

229. Benjamin of Tudela, The Itinerary. London, 1907, 167 p. 203 Casanova Paul. Les Derniers Fatimides, Paris, 1893

230. Griffini E.Die jungste ambrosianische Sammlund arabisher Handschriften. ZDMG, 1915205. d' Herbelot de Molainville Barthelemy. Bibliothequeorientale, ou dictionnaire uni versel. Paris, 1697

231. Ibn Khalikan. Biographical Dictionary. Paris 1842-1871

232. Ibn Khaldun. Historie des Berberes. Paris 1968-1969

233. J. de Joinville, Histore de Sainte Louis, Paris, 1874, p. 88,160

234. Lewis Bernard. The Assasins. A Radical sect in Islam. London, 1967

235. L'Estorire de Eracles,.pp.216 and 230, p 240

236. Marco Polo, The book of ser Marco Polo, London, 1903, Voll, pp. 139-146

237. Molainville B.H. Bibliotheque Orientale, Paris, 1697 universel. Paris, 1697

238. Revue Numismatique, 3 serie, II, 1893, pp. 343-352214. de Sasy Silvestre. Expose de la religion des druzes. Paris, 1838, 2 vols

239. William of Ture. A histori of Deeds done beyond the sea. New York, 1943,1. Vol.2, pp.390-392гг>ооекйскл51. Л il/6 -J ■ Г'/f

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.