Экологическая культура как основание образовательной парадигмы: философско-культурный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Симоненко, Наталья Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат наук Симоненко, Наталья Ивановна
Введение 3
1 Экологическая культура как предмет философско - культурологичекого исследования
1.1 Экологические концепции взаимодействия человека и природы 16 (философско-культурный аспект)
1.2 Аксиологические и гуманистические аспекты концептуального 43 основания экологической культуры
1.3 Экологическая этика в основании экологической культуры: 76 философско-культурное осмысление экологической парадигмы
2 Динамика экологической культуры в структуре образовательной парадигмы
2.1 Воздействие ценностных экологических установок на 95 образовательную парадигму современного университета
2.2 Экологическое университетское образование в воспроизводстве 114 экологической культуры
2.3 Потенциал экологической культуры в конституировании 127 образовательной парадигмы современного университета
Заключение 148
Список использованной литературы
159
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
На правах ру кописи
Симоненко Наталья Ивановна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
09.00.13 - философская антропология, философия культуры
(философские науки)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор А. Б. Невелев
Челябинск-2012
Введение
1 Экологическая культура как предмет философско - культурологичекого исследования
1.1 Экологические концепции взаимодействия человека и природы 16 (философско-культурный аспект)
1.2 Аксиологические и гуманистические аспекты концептуального 43 основания экологической культуры
1.3 Экологическая этика в основании экологической культуры: 76 философско-кулмурное осмысление экологической парадигмы
2 Динамика экологической культуры в структуре образовательной парадигмы
2.1 Воздействие ценностных экологических установок на 95 образовательную парадигму современного университета
2.2 Экологическое университетское образование в воспроизводстве 114 экологической культуры
2.3 Потенциал экологической культуры в конституировании 127 образовательной парадигмы современного университета
Заключение , . „
148
Список использованной литературы 1 со
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике2006 год, доктор педагогических наук Шульженко, Александра Кузьминична
Философско-аксиологические основы экологической этики2004 год, кандидат философских наук Протасов, Руслан Станиславович
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая2011 год, кандидат философских наук Ци Минянь
Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры: Аксиологический аспект2004 год, кандидат философских наук Архипова, Ольга Валерьевна
Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы2003 год, доктор философских наук Сандакова, Людмила Гармаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура как основание образовательной парадигмы: философско-культурный аспект»
Актуальность темы исследования.
Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей, требующих немедленной защиты, главнейшей выступает сама жизнь. Всю совокупность негативных изменений в природной среде, происходящих под воздействием человеческой деятельности, оправданно называют экологическим кризисом. Тревожная статистика подтверждает тезис о радикальном нарушении меры вмешательства человека в природные процессы, о качественно новом уровне обострения противоречий между развитием человеческого общества и естественным ходом жизни нашей планеты.
Экологический кризис отражает коллизии во внутренней культуре, в мироощущении человека, неспособность его в современных условиях гонки цивилизованного общества за сиюминутными благами следовать разумным, фундаментальным принципам сосуществования общества и природы, духовное освоение и деятельная реализация которых проявляется в недавно возникшем и бурно развивающемся феномене экологической культуры. Глобальный размах угрожающей миру экологической катастрофы принуждает задуматься о мировоззренческих, ценностно-гуманистических предпосылках, условиях формирования и развития экологической культуры, ориентирующей человека на коэволюционное развитие со своим природным окружением.
Кризисная ситуация требует новых подходов в решении сложной проблемы выработки оптимальных форм взаимодействия общества и природы. Нужны жизнеутверждающие идеи и разработки, базирующиеся на комплексных современных концепциях взаимодействия человека и природы - экоразвития, устойчивого развития и др.
Сложность и противоречивость проявлений экологической культуры, её изменчивость под влиянием внешних социокультурных факторов
обусловили необходимость в концептуальной устойчивости, в философском и научно - теоретическом осмыслении данного феномена на новом уровне с учётом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной философской науке. Чем более текучей и противоречивой является жизнь, тем больше востребованным становится укоренение, стабилизация человека в мысли. Именно философская мысль, по нашему мнению, является экологически спасительной.
Освоение новых аксиологически выверенных ценностных отношений, позволяет преодолеть отчуждение человека от природы, разработать экологическую этику и экологические императивы, строго выдерживающие меру воздействия общества на природу. Необходимо философское обновление ведущих установок в современной культуре, определяющих мировоззренческие приоритеты в развитии человеческой жизни, в частности, необходима философская расстановка приоритетов в парадигме современного университетского образования. По нашему мнению, ключевое значение в этой парадигме принадлежит экологической культуре, а экологическое образование как воспроизводство экологической культуры предусматривает экологизацию образовательного процесса, реализацию экологически ориентированных межпредметных связей, введения метапредметных дисциплин и использование разнообразных форм обучения с особым акцентом на экологически ориентированную практическую деятельность обучающихся.
Речь идёт о необходимости формирования человека XXI века с «мероцентричным» планетарным мышлением, ответственного профессионала, в образе жизни и поведении которого неотъемлемыми чертами являются философски опережающее понимание отношения «человек - природа» и концептуально выверенный предупреждающий подход к возможным экологическим катастрофам.
Таким образом, актуальность работы обусловлена следующим:
1. Необходимостью философско-культурологического анализа
концепций взаимодействия человека и природы как различных попыток философской стабилизации феномена экологической культуры;
2. Значимостью выявления философских, культурологических, аксиологических и гуманистических аспектов объективного основания экологической культуры;
3. Важностью рассмотрения экологической этики как философской формы взаимосвязи экологической культуры и образования;
4. Необходимостью современной конкретизации важнейших общечеловеческих ценностных установок экологической культуры и форм воздействия их на образовательную парадигму современного университета;
5. Приоритетным местом мировоззренчески интегрирующей экологической культуры в разработке образовательной парадигмы современного университета;
6. Важностью определения роли экологического университетского образования как источника трансляции и воспроизводства экологической культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Теоретической основой исследования послужили труды основоположников европейской классической философской мысли Платона, Аристотеля, Лейбница-Вольфа, Леонардо да Винчи, Ж.-Б. Дюбо, И. Канта, Г. Ф. Гегеля, И. Гердера, П. Тейяр де Шардена, А. Швейцера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера и др.; мыслителей русской философии Н. А. Бердяева, Н. Я. Данилевского, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина; представителей русского космизма Н. Ф. Федорова, Н. Г. Холодного, А. Л. Чижевского, работы зарубежных и российских исследователей глубинной экологии А. Нейса, А. Дивала, Ж. Лавлока, Дж. Сешенса, В. Е. Ермолаевой, Т. Кнефира, Н. Н. Моисеева, Д. Пирса и др.
Осмыслению экологических проблем в последние годы посвящено большое количество работ таких авторов, как Ф. И. Гиренок, Э. В. Гирусов, В. С. Голубев, В. И. Данилов-Данильян, В. Д. Комаров, В. А. Коптюг, В. А.
Лось, Ю. Г. Марков, Н. М. Мамедов, Е. В. Никанорова, Ю. В. Олейников, И. Р. Пригожин, А. Д. Урсул, В. Хесле, А. С. Шилов и др.
Мировоззренческим и теоретико-методологическим аспектам становления и развития экологической культуры посвящены исследования Б. А. Вороновича, Г. С. Гудожника, А. Н. Кочергина, Г. А. Кузнецова, И. Д. Лаптева, И. Б. Новика, В. С. Цукермана.
Различные аспекты взаимодействия природы и культуры, а также экологии и гуманизма отражены в работах С. А. Арутюнова, Б. Н. Бессонова, А. С. Библера, В. М. Вильчека, Н. Ф. Реймерса, Ю. Б. Бромлея, Н. Б. Игнатовской, Н. С. Злобина, В. Ф. Левичевой, А. Леопольда, Э. С. Маркаряна, В. В. Казначеева, В. М. Межуева, А. Печчеи, Э. Фромма, А. В. Яблокова и др.
Теоретические разработки по отдельным проблемам глобальной экологии и глобально-экологического мышления в современной философии исследовали Н. Г. Агафонова, Н. Г. Апухтина, Л. Б. Баженов, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Зотов, Ф. Капра, Б. И. Козлов, И. В. Круть, Э. Ласло, И. В. Петров-Соколов, А. П. Назаретян, А. И. Субетто, В. И. Толстых, К. И. Шилин, А. Я. Яншин и др.
Понятие ценностей, их современная интерпретация даётся в работах В. А. Василенко, В. В. Гречаного, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, Д. А. Леонтьева, Н. С. Розова, А. А. Ручки, В. П. Тугаринова, И. Т. Фролова и др. Проблема генезиса ценностей рассматривается в исследованиях Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана, Ф. В. Знанецкого и др. Б. П. Вышеславцев развитие ценностного мира человека рассматривает как смену систем ценностей. В. И. Плотников развитие ценностного мира человека ставит в зависимость от освоения им культурных средств. А. Б. Невелев группы культурных средств рассматривает как основания выделения человеком предметностей мира, соотносимых с предметными качествами ценностей. Основой экологической культуры является аксиологический подход, проанализированный в трудах Н. М. Бахтина, Хосе Ортеги-и-
Гассета, А. А. Ивина, Н. И. Лапина, В. Н. Мангасаряна, психологов Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейна, К. Роджерса и др.
С точки зрения А. А. Горелова, В. А. Кутырёва экологическая культура неразрывно связана с экологическим образованием и представляет экологический социокультурный синтез, как способ целостной личности познавать природу и свои взаимоотношения с ней, являясь существенным моментом саморазвития и обретения социальной гармонии. Среди учёных, интересы которых связаны с проблемами экологического образования и формирования новой экологической ориентации личности, можно назвать А. М. Буровского, И. А. Круглову, И. А. Сосулову. И. Т. Суравегину и др.
Проблема настоящего исследования заключается в противоречиях между: накопленным человечеством потенциалом знаний о законах развития природы и «не мероцентристскими» экодевиантными действиями при реализации этих знаний на практике; попыткой рефлексии социоприродной деятельности и трудностями в овладении обществом экологической культурой как внутренней детерминантой деятельности, гармонизирующей отношения между человеком и природой; между высоким образовательным цензом общества и нарушающими меру антиприродными установками при разработке алгоритмов принятия социально значимых решений; между исходной концептуальной схемой экогуманитарной образовательной парадигмы и её полноценной реализацией в области проектирования технологий формирования экологически компетентной личности профессионала.
Учитывая значимость выявленных противоречий, недостаточность практической и теоретической их разработки автором была сформулирована тема исследования. «Экологическая культура как основание образовательной парадигмы: философско-культурный аспект».
Объект исследования - экологическая культура и формы её воздействия на сферу образования.
Предмет исследования - экологическая культура как основание образовательной парадигмы (философско-культурный аспект).
Цель исследования - разработать философско-культурную концепцию экологической культуры как основания образовательной парадигмы.
Реализация данной цели обусловила необходимость последовательного решения следующих задач:
1. рассмотреть основные экологические концепции и выявить элементы объективного концептуального единства в их многообразии;
2. концептуально осмыслить специфику и «мероцентристскую» сущность экологической культуры;
3. обосновать конституирующую роль экологической этики в экологической парадигме;
4. проанализировать формы воздействия экологической культуры на образовательную парадигму современного университета;
5. выявить место и роль экологического университетского образования в воспроизводстве экологической культуры;
6. наметить основные перспективы развития экологической культуры и её влияния на образовательную парадигму современного университета.
Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена особенностями темы исследования и опирается на комплекс подходов и методов, применяемых в описании структуры, функционирования экологической культуры, её свойств в исторической и современной динамике.
Методологические основания общефилософского характера - подходы: онтологический (позволяющий выявить сущностные, категориальные основания экологической культуры), аксиологический (способствующий ценностно-смысловому определению экологической культуры), антропологический (выявляющий место человека как активного субъекта эколого-культурного процесса), герменевтический (направляющий движение исследовательской мысли от части к целому и от целого к частям),
культурологический (понимание образовательной парадигмы как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, всё компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире ценностей).
Подходы и методы общенаучного характера - системный подход, методы моделирования, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации.
Методы междисциплинарного (отраслевого) характера социокультурный подход и принцип историзма, методы элуо^анализа, контент-анализа при обработке текстов документов, монографий и статей.
Методы конкретно-дисциплинарного уровня стали важнейшими для изучения заявленной проблемы - семиотический, нарративный, интерпретационный, экспертной оценки, - как наиболее отвечающие исследованию роли экологической культуры в конституировании образовательной парадигмы современного университета.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- выявлены элементы концептуального единства в многообразии взглядов на взаимоотношения культуры и природы, заключенные в:
а) констатации момента отрицающего воздействия культуры на направление природных процессов при возникновении искусственной среды;
б) определении меры отрицающего воздействия, за пределами которой оно может стать необратимым;
в) определении культуры как систематического воспроизводства человечески значимой формы;
г) отсутствии природной гарантированности культуры и необходимости систематических трудовых усилий человека по ее поддержанию (сохранению, воспроизводству, обновлению старых и производству новых форм);
д) констатации взаимообусловленности внешней и внутренней культуры человека, при которой человек в его внутренней культуре рассматривается как исторический результат его собственных трудовых усилий;
ж) определении образования как сферы формирования внутренней культуры человека;
з) всемерном подчеркивании принципиальной значимости именно внутренней культуры человека в качестве гаранта в преодолении современного экологического кризиса;
- акцент на внутреннюю культуру определен как основная предпосылка научной рецепции и развития стихийно сложившихся представлений об экологической культуре, формирования ее научной концепции;
- в рамках концепции экологической культуры выделены её аксиологические и гуманистические основания, в том числе, обоснован принцип универсальной субъектности как главного основания экологической этики;
- определены этические регулятивы поведения, направленные на формирование экологической культуры;
- проанализированы детерминанты и перспективы новой парадигмы университетского образования, основанной на аксиологических составляющих экологической культуры: гуманизации, фундаментализации, смене технико - ориентированных ценностей на социальные и гуманистические ценности;
- выявлено, что культурно-гуманистические функции образования выступают средством трансляции культуры, овладевая которой человек адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, исследованы экокультурные детерминанты формирования новой образовательной парадигмы в университете;
- разработаны критерии эффективности реализации экологизации образовательной среды в современном университете, включающие личностные и профессиональные параметры.
Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:
1. Предпосылкой возникновения экологической культуры является приоритетное выделение внутренней культуры человека по отношению к внешней. Внутренняя культура становится экологически значимой (экологической) когда она базируется на идее соблюдения меры отрицающего воздействия человека на естественное направление развития природных процессов. Идея меры раскрывается через аксиологический, гуманистический и нравственный круг проблем. Она касается необходимости нравственной переоценки, с опорой на идею меры, отношения к природной среде каждого человека и всего общества.
2. Спецификой экологической культуры на современном этапе является её планетарный, глобально цивилизационный характер. Сущностно-необходимым фактором формирования экологической культуры и природопаритетного поведения является наличие связи между экологическим знанием (внутреннее бытие меры) и социальным действием (внешнее бытие меры). Обратная связь между рефлексией экологического кризиса и приростом экологического знания, из-за акцента преимущественно на внешнюю культуру, позволяет лишь задним числом бороться с последствиями, а не предупреждать негативное воздействие человечества на биосферу в принципе.
3. Все эколого-ориентированные направления этики - экологическая этика, биоэтика, этика природопользования - формируют выдержанное в духе необходимости соблюдения меры новое мировоззрение выпускника современного университета. Оно соответствует ориентации на продуктивное устойчивое развитие. Экологическая этика в образовательном пространстве современного университета является ядром формирования экологической образовательной парадигмы. Она - теоретическое руководство для практической реализации развития разумности потребностей, ответственности, нравственности, благожелательного отношения к своей
жизни и жизни других живых организмов. В целом - теоретическое руководство развития экологического самосознания, способности к осмысливанию последствий собственных действий, понимания и уважения культурно-исторических сберегающих природу ценностей прошлого.
4. Основой новой парадигмы образования является коэволюционная стратегия образования, базирующаяся на идее меры. Она нацеливает на выполнение следующих постулатов. Во-первых, принятие включенности человека в универсальную социоприродную систему. Во-вторых, это признание факта, что в сложном динамическом мире, насыщенном социальными и экологическими угрозами, часто приходится сталкиваться с задачами-коллизиями. В-третьих, это осознание необходимости коррекции человеческих потребностей в соответствии с наличными ресурсами, предоставленными человечеству потенциалом планеты и императивами устойчивого развития. Таким образом, в основе коэволюционной стратегии лежат составляющие экологической культуры: интегрирующая идея меры, которая раскрывается через гуманизацию и фундаментализацию бытия человека, преодоление техницизма. Это в целом, определяет значимость и доминантность экологической культуры в построении новой образовательной парадигмы.
5. Отбор содержания экологического образования, обусловлен необходимостью развития внутренней культуры, базовой культуры личности, включающей философски выверенную (идея меры) культуру жизненного самоопределения; духовную культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без такой системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современных цивилизационных процессов. Реализация
«мероцентирстского» философского и культурологического подхода, с одной стороны, способствует сохранению и развитию культуры, а с другой -создает благоприятные возможности для творческого экологически ориентированного овладения той или иной областью знаний.
6. Выявлены перспективы воздействия «мероцентристской» экологической парадигмы университетского образования; предложено соответственное уточнение содержания компетентностного подхода при реализации новой экологической «мероцентристской» образовательной парадигмы современного университета; разработаны критерии эффективности процесса экологизации образовательной среды в современном университете, включающие личностные и профессиональные параметры.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы исследования могут быть использованы в развитии теоретических представлений об особенностях экологической культуры, для дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи экологической культуры и коэволюционного развития общества и природы. Они помогут расширить предметное поле философии культуры, антропологии, могут использоваться для разработки концептуальных и теоретико-методологических положений экологической культуры.
Предложенные в исследовании теоретико-методологические подходы, выводы о «мероцентристской» сущности экологической культуры, аксиологические и гуманистические аспекты этого концептуального основания экологической культуры способны стать философским ядром в создании образовательной парадигмы современного университета в условиях вхождения в европейское образовательное пространство.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов нового поколения, специальных и факультативных курсов по «Экологической культуре», «Экологическому менеджменту», «Социальной культурологии», «Социальной экологии», «Философии и экологии», «Основам антропоэкологии» и др.
Исследованные в работе императивы экологической культуры и экологической этики могут стать основанием разработки межпредметных модулей, метапредметных дисциплин, комплексных учебно-воспитательных
программ как для студентов образовательных учреждений, так и для работников сферы производства, направленные на формирование жизненных установок предупреждения экологических кризисов, на глубокое усвоение проблем экологической культуры, на формирование чувства ответственности перед природой.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», на кафедре социально-гуманитарных дисциплин НОУ ВПО Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета». Выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались автором на научных симпозиумах, конгрессах, конференциях, международного, всероссийского и регионального уровней, в том числе: международном симпозиуме «Надежность и качество» (Пенза, 2009, 2011), международной научно-практической конференции «Перспективы развития информационных технологий» (Протвино, 2009, 2010), международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (Серпухов, 2009, 2010, 2011), V Всероссийской научно-практической конференции (в рамках VIII Международной экологической акции «Спасти и сохранить», Международной экологической акции «Марш парков», Международного года биоразнообразия, Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития) (Нижневартовск, 2010), конференции «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (Инфо-2009)» (Сочи, 2009, 2010, 2011).
Результаты диссертационного исследования нашли своё отражение в организации системы воспитательной работы и внедрены в учебный процесс в НОУ ВПО Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» и филиале ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Сургуте.
Основные результаты исследования и базовые положения диссертации нашли отражение в 16 публикациях, общим объёмом 3 п. л., в том числе в 3 статьях реестра ВАК.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 313 наименований, в том числе 41 на иностранных языках. Общий объём диссертации составляет 179 страниц.
1 Экологическая культура как предмет философско-культурологического исследования
1.1 Экологические концепции взаимодействия человека и природы (философско-культурный аспект)
Формы взаимодействия человека и природы во все времена была темой исследований различных философов. Жизнь в согласии с природой - один из главных принципов жизни на Земле. Развитие философско-культурологической мысли о взаимоотношениях человека, природы, и общества прошло длительный путь от исследований философов Античности до начала XXI века. Практически все авторы определяют двойственную структуру культуры человека: внешнюю и внутреннюю, и делают акцент на развитие внутренней мероцентристской культуры, на преодоление культуры «крайностей», разрушительную как для природы, так и для человека. Можно определить несколько групп проблем, которые чаще всего исследуется в обозначенной проблематике: онтологический - осознание фундаментального диалектического единства между человеком и природой; праксеологический - проблемы деятельности человека; аксиологический - ценности, определенные нравственным, этико-эстетическим отношением к природной среде; гносеологический - вопросы познания, взаимодействия человека и природы, рассматриваемыми в плане субъект-объектных отношений; антропологический - понимание природы и сущности самого человека. На наш взгляд, традиционный подход в научной литературе к рассмотрению экологической проблематики в отрыве от культурологических вопросов, социоантропологических теорий является одной из причин её неэффективности.
Изучение экологии и современных экологических проблем основано на целостном рассмотрении сложных систем, на принципе холизма (от греч. холос - целое). В биосфере каждое событие это одновременно и причина возникновения других событий. Вся живая природа представляет собой единую сеть вещественных, энергетических и информационных взаимодействий, организованных в виде замкнутых авторегуляторных циклов. В недрах этой системы сравнительно недавно возникла и стремительно разрослась техносфера - порождение человеческой цивилизации. Техносфера нарушила замкнутость природных круговоротов. Люди разомкнули круг жизни в биосфере, создав бесчисленные циклы и линейные цепи искусственных событий. В результате назрели главные современные проблемы: нарушение окружающей природной среды превысило предел выносливости биосферы, и человек оказался в ловушке противоречий между своей биологической сущностью и нарастающим отчуждением от природы - это доказательство преобладание логики крайностей в деятельности человека по отношении к природе. И аварии, и катастрофы возникают внезапно и хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут распространяться на большие расстояния и захватывать большие площади. При этом наибольшую опасность имеют катастрофы на радиационных объектах (АЭС, предприятия по переработке ядерного топлива и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, морском и железнодорожном транспорте, плотинах водохранилищ и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций2001 год, доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна
Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ2007 год, доктор философских наук Кудишина, Анна Алексеевна
Ценностная аксиоматика образовательного пространства2018 год, кандидат наук Касаткин, Петр Игоревич
Социокультурные условия формирования новой модели современного университета2019 год, доктор наук Брылина Ирина Владимировна
Сущностные основания становления парадигмы коэволюции2013 год, кандидат наук Серёжкина, Анна Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Симоненко, Наталья Ивановна, 2012 год
Список использованной литературы
1. Агапова О. А. Проектно-созидательная модель образования. - М.: Просвещение, 1997. -212 с.
2. Азимов Айзбек. Кризис Основания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rU/FOUNDATION/foun:dat4.txt. Дата обращения: 06. 04. 2012.
3. Акимов А. В. Мировое наследие: взгляд в будущее. - М., 1992. - 167
с.
4. Алексеева М. С., Бодиева Н. Ф., Бодиев А. Б. Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе. -Новосибирск: Изд. НГИ, 2005. - С. 238-247.
5. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. - М.: Флинта, 2010. - 224 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания,- М.: Наука, 2000. -351 с.
7. Антипина О. Н., Иноземцев Б. Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы. -М., 1996. - С. 162-173.
8. Апухтина Н. Г. Достижения отечественных философов ХХвека как основания современной глобально-экологической парадигмы мышления: Материалы спецкурса для аспирантов. - Челябинск: ЧГАКиИ, 2000. - 48 с.
9. Апухтина Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления. Монография. - Челябинск, 2006. - 196 с.
10. Арнольд В. И. Теория катастроф. - М., 2005.
11. Аршинов В. И. Синергетическое познание. - М.: Флинта, 2002. -316 с.
12. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. - М.: Прогресс, 1990.-328 с.
13. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. - 2003. -№ 1. - С. 37-42.
14. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»), - М.: Наука, 1988. - 208 с.
15.Багин Д. В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госун-та, 2003 - Ч. I - С. 225231.
16. Баньковская С. П. Инвайроментальная социология. - Рига: Зинатне, 1991.- 128 с.
17. Бахтин Н. М. Из жизни идей. - М.: «Лабиринт», 1995. - 551 с.
18. Бек У. От индустриального общества к обществу риска/ZTHESIS. -М: Медиум, 1995.-324 с.
19. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. -М.: Медиум, 1999.-318 с.
20. Белкин А. Ещё одна парадигма образования // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 66-68.
21. Белоцерковский О. М. В сочетании с университетской фундаментальностью // Вест. Высшей школы. - 1985. - № 5. - С. 25-29.
22. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Медиум, 1995.-324 с.
23. Бердяев Н. А. Собрание сочинений. - В 4 т. - Paris, 1989.
24. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда. - 1989.-607 с.
25. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М.: Владос. -1998.-352 с.
26. Бигон М. Экология. Особи, популяции и сообщества: в 2 т. [Текст] / М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд; Пер. с англ. под ред. А. М. Гилярова. Москва: Мир, 1989. - 667 с. С. 10.
27. Бодиева Н. Ф., Бодиев А. Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества. - Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. гос. технол.ун-та, 2003 - С. 379386.
28. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака [Текст] / пер. с фр. Д. Кралечкин. - М.: Академический проект, 2007. - 335 с.
29. Бодрийяр Ж. Эстетика утраты иллюзий. - М.: Библион - Русская книга, 2003. - 272 с.
30. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, 2006. - 269 с.
31. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход: Управление международного образования и сотрудничества; ред. В. И. Байденко. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки спец-тов, 2009.-С. 535.
32. Борейко В. Е. Современная идея дикой природы. - Киевский эколого-культурный центр, 2003. - 135 с.
33. Борейко В. Е., 1999. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2004. - 128 с.
34. Булгаков С. Н. Догматические основания культуры /Соч. 2 т. - М.: Мысль.-С. 394-397.
35. Вайтгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой. [Текст] // Вопросы философии. - 1996. - № 5. - С. 94.
36. Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к экологическому персонализму [Текст] // Вопросы философии. - 2003. - № 4.-С. 36-43.
37. Василькова В. В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - СПб: Лань, 1999. - 804 с.
38. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
39. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 258 с.
40. Вернадский В. И. Биосфера. Избр. соч. т. 5.-М., 1960.
41. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994. -672 с.
42. Вернадский В. И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А. П. Виноградова. - М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. - Т. 1 - 5.
43. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление // Сост. А. Ф. Яншина. -М.: Наука, 1991.-272 с.
44. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере //В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
45. Вернадский В. И. О науке. - Дубна: Феликс, 1997.
46. Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. - Вып. 2. - М.: Изд-во АН СССР, 1939.
47. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.
48. Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. - 1991. - № 1.
49. Вышеславцев Б. П. Экология в образовании. - М., 1999. - 80 с.
50. Галеева А. М. Курок Н. П. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы. -М.: Наука, 2001. - 144 с.
51.Гачев Г. П. Национальные образы мира. - М.: Академия, 1998. -300 с.
52. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. - М.: Наука. - Т. 8. - 320 с.
53. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 14 т. - М., 1999.
54. Гершунский Б. С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции). - М.: Совершенство, 1998. - С. 608.
55. Гессен С. И. Проблемы социальной экологии. - М.: МГУ. - 2002. -166 с.
56. Гетманов И. П. Принципы коэволюции: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.08 / И. П. Гетманов. - Ростов-на-Дону, 2005. - 48 с. С. 45.
57. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь мир», 2004.
58. Гиляров А. М. Популяционная экология. - М., 1990.
59. ГиренокР. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1998.
60. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.
61. Гирусов Э. В. Система «общество - природа»: Проблемы социальной экологии. - М., 1976,- 167 с.
62. Гирусов Э. В., Ширнов И. Е. Экология и культура. - М.: Наука, 1989. -189с.
63. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. - М., 1997.
64. Глазачев С. Н., Перфилова" О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008.-С. 128.
65. Глазычев С. Н. Экологическая культура и образование в стратегии устойчивого развития России: Сборник статей. - М.: Аванта Плюс, 1999. -С. 56-59.
66. Глазьев С. Ю. Вступительная статья к сб. Этика природопользования и институциональная экономика - 2008: XVI Междунар. образоват. Рождественские чтения: мат-лы секции. М.: ГУУ, 2008 .
67. Глинская Н. П. Роль творчества в экологическом образовании [Текст] // Инженерная экология, 1999. - № 2. - С. 48 - 56.
68. Гор Э. Экология и человеческий дух. - М., 1993. - 190 с.
69. Гордон В. А., Поландов Ю. X. Фундаментализация образования. -М.- 1998.- 176 с.
70. Горелов А. А. Человек гармония - природа. - М., 1990. - 80 с.
71. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2005.-223 с.
72. Горшков В. Г. Глобальные экологические перспективы // Вестник РАН.-1992.-№5,-С. 35-48'.
73. Горшков В. И., Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Глобальные экологические перспективы // Мир науки. - 1992. - № 4.
74. Гулыга А. В. Русская идея и её творцы: философские портреты мыслителей от Ф. М. Достоевского до А. Ф. Лосева. - М., 1995.
75. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М., 1993.
76. Данилевский Н. Л. Россия и Европа. -М, 1991.
77. Данилов - Данильян В. И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. - Вып. 10. - 1995.
78. Данилов - Данильян В. И., Лосев В. А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания. - М.: Прогресс-Традиция. - 2000. - 416 с.
79. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. т М., 1989.
80. Дергачева Е. А., Попкова, Н. В. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации. - М., 2009. - 232 с.
81. Дергачева Е. А., Попкова, Н. В. Философия техногенного общества. -М., 2011.-216 с.
82. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д, 1999.-351 с.
83.Джекобсон X., Прайс М. Система исследований человеческих измерений глобальных экологических изменений / Пер. с англ. - М., 1992. -70 с. ^
84. Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. - Красноярск: КГУ, 1989. - 182 с.
85. Дорст Ж. Нарушение естественного равновесия современного мира. //http://www.igшnov.ш/vin/vchk-vin-discipl/ecology/books/vchk-vm-discipl-ecol-dorst-wed.html.
86. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. - М., 1997.
87. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //Западноевропейская социология XIX - нач. XX веков. - М., 1996. - С. 256 - 309.
88. Залыгин С. Экология и культура // Новый мир, 1992. - № 9, - С. 3 -
89. Захлебный А. Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования [Текст] // Ж-л «Современные проблемы науки и образования», № 2, 2006 год. - С. 89-90.
90. Зеньковский В. В. История русской философии. - Т. 2, ч. 2. Ленинград: ЭГО, - 1991. - 270 с.
91. Зимняя И. А. Гуманизация образования. - М.: Наука, 2000. - с. 159.
92. Ивин А. А. Ценности современного мира. - М.: Гардарика, 1999. -279 с.
93. Игнатов С. Б. Экологическая компетентность населения: опыт социологического исследования. / Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач. Мат-лы общ. слушаний Комиссии по эколог, без-ти и охране окр. среды Общ. палаты РФ. Сб. материалов. - М., 2007. - С. 35 - 37.
94. Игнатов С. Б., Игнатова В". А. Эколого-правовая компетентность учащихся: пути и средства её формирования. Тюмень: Вектор Бук, 2006. - С. 144 .
95. Игнатов екая Н. Б. Природа как ценность культуры. - М.: Наука, 1987.- 153 с.
96. Ильин В. Н. Классика - неклассика - неоклассика: три эпохи в развитии науки [Текст] // Вест. С. - Пб. Университета, 1996. - Вып. 2. - С. 3-8.
97. Каган М. С. Философия культуры. - М.: Мысль, 1996. - 592 с.
98. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика [Текст] / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1998. - С. 308 - 328.
99. Канаев Н. М. Зоны стабильности. - М: Мысль, 2001. - 211 с.
100. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591с.
101. Кант И. Сочинения. В 6т.-М., 1994.
102. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 352 с
103. Карпинская Р. С. Философия природы: ко-эволюционная стратегия. -М, 1995.-95 с.
104. Картамышева Н. В., Рынков А. К. Проблемы экологического образования // Философия и экологическая проблема. - М., 1990.
105. Кассирер Э. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.
106. Касьян А. А. Контекст образования: Наука и мировоззрение. -Нижний Новгород, 1996. - 183 с.
107. Касьянов Г. А. Ценности экологической культуры в борьбе с обывательским прагматизмом. - М.: «Современные тетради», 2005.
108.Каширин В. И. Очерки философии планетарного самосознания. -Ставрополь, 1996.
109. Квитсковская Т. А. Заявление общественного комитета по правам человека http://www.newhuшanity.ш/nas_kritikuyut/kritika/
110. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. - М.: Прогресс, 1991.-е. 49.
Ш.Кинелев В. Г. О едином образовательном пространстве государств - участников Содружества независимых государств [Текст] //Междун. сотр-во. - М.: Владос, 1996. - №3. - С. 43 - 48.
112. Киселев Н. Н. Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. - Киев: Наукова думка, 1981. - 444 с.
ПЗ.Клифф Янк Ценности устойчивого развития в воспитательном процессе // V Междун. симпозиум «Наука и образование в интересах устойчивого развития», Москва-Зеленоград, 2006.
114.Когай Е. А. Экологическая парадигма культуры и образования [Текст] // Социально-гуманитарные знания, 2000. -№ 4. - С. 28 -42.
115. Козлова М. С. Экологический смысл эволюции человека // Человек, 1999,-№4,-С. 5-15.
116. Коммонер Б. Законы экологии. - М.: Прогресс, 1992. - С. 269.
117. Константинов Е. Н., Михайловская Н. В. Системное мышление и экология // Зеленый крест. - 1994. - № 3.
118. Концепция ноосферной школы // Зеленый мир, 1999. - № 3. - С. 29 -36.
119. Королев М. Г. Проблемы формирования социально-экологической культуры [Текст] // Университет в канун третьего тысячелетия. - СПб: Нева, 2000. - № 3. - С. 61 - 64.
120. Костин А. К. Тенденции и принципы формирования культуры педагога [Текст] / В сб. Проблемы и практика инженерного образования. Труды IV Междун. науч.-практ. конф-ции. - Томск: ТПУ, 2000. - 45 с.
Ш.Кочалов Н. А. Макаренко А. А. Различные формы поведения в образовательном поле вуза ' как показатель эффективности гуманистической педагогики [Текст] // В сб. Проблемы и практика инженерного образования. - Томск: ТПУ, 2000. - 38 с.
122.Кочергин А. Н. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. - Новосибирск, 1987.
123.Кочергин А. Н. Экологическое образование: особенности формирования. - Новосибирск, 1989.
124. Кочергин А. Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования. - 1999. -№ 2.
125. Кочергин А. Н. Экология и техносфера: Спецкурс /Ун-т Рос. Акад. образования. - М., 1995. - 122 с.
126. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г. Формирование социо-экологического знания: Проблемы методологической науки. - Новосибирск, 1985. - 212 с.
127. Кравченко И. И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. - М.: Наука, 1982. - 214 с.
128. Краснов В. А. Метаэкология: закономерности эволюции природных и духовных систем. - М., 1998. - 140 с.
129. Краснов В. А. Метаэколотия: основные понятия // Экология и жизнь, 1998. - № 4 (8). - С. 26 - 34.
130. Краснов Е. В. Кривошеев, В. В. Социальная экология: от науки к реальности [Текст] // Социс, 2006 - с. 29.
131. Кривошеев А. А. Гуманизация экологического образования. - М.: Наука, 2001.- 190 с.
132. Кузнецова А. Я. Экологический аспект гуманизации естественнонаучного образования [Текст] // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. Под ред. Казначеева С. В., Наливайко Н. В. - Нвс, 2000. - С. 39 - 46.
133. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977.-е. 11.
134. Кутырёв В. А. Культура в объятиях культурологии // Человек. 1999. - №4, - С. 22-34.
135. Кутырёв В. А. Культура и технология. - М.: Прогресс - традиция, 2002.-237 с.
136. Кутырёв В. А. Культура и технология: борьба миров. Продолжение книги «Естественное и искусственное: борьба миров». - Н. Новгород, 1994.
137.Куценков П. А. Психология первобытного и традиционного искусства. Серия: Теория истории искусств. - Прогресс-Традиция, 2007.
138. Лагутин А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: Автореф. дисс. канд. культурол. - Краснодар, 2001.
139. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян. М.: Владос. - 1999.-217 с.
140.Лаудан Л. Наука и ценности//Современная философия науки. -Хрестоматия. М., 1994.
141. Ле Шателье-Браун. Культура и социум. - М.: Прогресс, 1987. -317 с.
142. Левашов В. К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегии. - М.: Academia, 2001.
143. Левин В. А. История и психология формирования экологической культуры. / В. А.Ясвин; Отв. ред. В. М. Захаров Центр экологический политики России. - М.: Наука, 1999.
144. Лейбниц Готфрид Вильгельм. Новые опыты о человеческом разуме. - М.: Мысль. - 1936. - 216 с.
145. Леопольд О. Круговая река. - М.: Прогресс, 1995. - 270 с.
146.Лисеев И. К., Карпинская Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995. - 351 с.
147. Логунов А. А., Соколов И. А., Шилов И. А. Современные проблемы экологического образования [Текст] // Вестник АН СССР, 1988. - № 11.-С. 32-39.
148. Лосев А. В. Социальная экология: история и современность. - М.: Владею, 1998.-312 с.
149.Лосский И. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. - М.: Прогресс, 1992.-208 с.
150. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1994.-460 с.
151. Лось В. А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологической проблемы. - М.: Политиздат, 1978. - 224 с.
152. Лось В. А. Экологическое образование: стратегия, методика, опыт// Вестн. РАН. - М„ 1993. - Т. 63, № 8.
153.Лотман Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман - том III. Александра, 1992.
154. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М:, 1992.
155. Мальтус Т. Культура и время. - М.: Прогресс, 1997. - 318 с.
156. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс. 2002.-414 с.
157. Мамардашвили М. Классические и неклассические варианты рациональности. - Тбилиси, 1984.
158. Мамедов H. М. Культура, экология, образование. - М., 1996.
159. Мангасарян, В. Н. Экологическая культура общества [Текст] / В. Н. Мангасарян; Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2009. - 112 с.
160. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983.-С. 284.
161.Минакова С. Ф. Экологическое образование. - М.: Прогресс. 1999. - 187 с.
162. Мичурин И. В., Бахарев А. Н. «Замечательная жизнь и работа И. В. Мичурина» // «Итоги шестидесятилетних работ» (1855 - 1935). - М.: ОГИЗ СЕЛЬХОЗГИЗ, 1936.
163. Моисеев Н. Н. Законы природы и цивилизация наступающего века//Зеленый мир, 1992. - № 27. - С. 12 - 19.
164. Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. - М.: МНЭПУ, 1995. - 53 с.
165. Моисеев Н. Н. Новая планета. / Мировое сообщество и судьба России. - М.: МНЭПУ, 1997. - С. 272.
166. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. -1995. -№1. - С. 3-30.
167. Моисеев Н. Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы // Общественные науки и современность. -1994. - № 3. - С. 17 -28.
168. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 200 с.
169. Морен Эдгар. Метод. Природа Природы. / Перевод с французского Е. Н. Князевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.
170. Мягков С. М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. - М.: НИиПИ экологии города, 2001.
171. Наливайко Н. В. Экологическое образование в образовательном пространстве [Текст] // Новые технологии науки и образования на пороге
третьего тысячелетия. Под ред. Казначеева С. В., Наливайко Н. В. - Нвс.: Каф. ЮНЕСКО. - С. 294 - 302.
172. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое. - М.: Высшая школа, 2003.-319 с.
173. Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. - М.,
1990.
174. Ойзермаи Т. И. Проблемы экологии: генезис идей и современность. -Социс, 2002.-с. 9-10.
175. Олейников Ю. В., Оносов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции, -г М., 1999.
176. Ортега-и-Гассета Хосе. Философия культуры. - М.: Академия, 2002.- 119 с.
177. Павленко А. Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема. -2002.-с. 67.
178. Павлова Т. Н. Биоэтика в высшей школе. Информ. ресурсы сайта www.vita.org.ru.
179. Парахонский А. П. Глобальные изменения ноосферы - угроза человечеству [Текст] // Успехи современного естествознания, 2009. - № 5. -С. 73.
180.Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. - М.:
Высшая школа, 1965. - 290 с.
Ш.Парсонс Т. Структура экологических ценностей. - М.: Прогресс,
1985.-471 с.
182. Пелепенко А. А. Яковенко И. Г. Культура как система. - М.: Языки русской культуры, 1995.-376с.
183. Петросян В. К. Понятие и сущность ноократического общества //Вопросы философии, 2003. -№ 6. - С. 82 - 86.
184. Печчеи А. Пределы роста. - М., 1998. - 46 с.
185. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1986.
186.Полищук Д. Д. Образование в техническом университете. - М.: Академа, 2000. - 197 с.
187. Попкова Н. В. Оценка взаимосвязи техносферы и ноосферы [Текст] // Успехи современного естествознания. 2007. - № 9. - С. 21 - 23.
188. Попкова Н. В. Философия техносферы. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - 344 с.
189. Попкова Н. В. Философская экология. - М., 2010. - 352 с.
190. Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. - М., 1985.
191.Пригожин И. Р. Природа, наука и новая рациональность [Текст] //Философия и жизнь. 1991. - № 7. - С. 58 - 81.
192. Пригожин И. Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 431с.
193. Пригожин И. Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.
194. Прохоров Б. Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. -М.: МНЭПУ, 1999. -457с.
195. Разлогов К. Э. Культура и культурная политика в России / Моск. науч. об-ществ. фонд; - М., 2000. - 240 с.
196. Разумовский А. Введение в социальную экологию. - М.: Международные отношения, 1995. - 80 с.
197.Раскин В. Философско-методологические аспекты исследования и разрешения проблем антропогенной экологической среды. - Томск: ТГУ, 1987.-60 с.
198. Реймерс Н. Ф. На грани исторических эпох // Социальная теория и современность. -М., 1992.
199. Реймерс Н. Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы, гипотезы. - М: Просвещение, 1994. - 364 с.
200. Ремизов И. Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. - Краснодар, 1998.
201. Роджерс К. Гуманистическая психология. - М.: Прогресс. - 2001. -319с.
202. Розов H. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. -Новосибирск: Новосибирский университет, 1998. -292 с.
203. Ролстон III. X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. - С. 258289.
204. Ромашов В. А. Становление нового экологического сознания: философский анализ. - М., 1989.
205. Рубанова Т. А. Экология образования. - М., 1995. - 316 с.
206. Рубинштейн С. Л. Бытие и познание. -М., 1975. - с. 91.
207. Руткевич M. Н. Философское значение концепции устойчивого развития [Текст] / M. Н. Руткевич // Вопросы философии, 2002. - № 11. - С. 24-36.
208. Рядинских Л. В. Формы и приемы коэволюции культур: автореферат дис. ... канд. философ, наук: .09.00.13 / Л. В. Рядинских. -Ростов-на-Д., 2006. - 26 с.
209. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. - Ч. 1. - СПб, 1997. - 224 с.
210. Самсонов А. Л. Человек и биосфера - проблема информационных оценок // ВФ, 2003, № 6. - с. 123.
211. Сеченов И. М. Элементы мысли. Спб, 2001.
212. Синченко Г. В., Николаенко Н., Шкарупа В. От технитизма к экоразуму. // Aima mater. - № 1,1991.
213. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М.: Академа, 2000.-280 с.
214. Смирнов Т. С. Экологизация сознания и её роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. - Иваново, 1984.
215. Сократ, Платон, Аристотель, Юм, Шопенгауэр: Биографические повествования. - Челябинск, 1995.
216. Соловьев В. И. Стратегия экологизации. - М.: Флинта, 1998. - 169
с.
217. Соловьев В. С. Сочинения. - М., 1994.
218. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
219. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: ЗХГИ, 2000.
220. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
221. Сосунова И. А. Социальная экология. - М., 1996.
222. Сосунова И. А. Социально-экологическая напряженность: методология и методика оценки [Текст] // Социс, 2005. - с. 95-96.
223.Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. Главная редакция изданий для зарубежных стран: издательство Наука, - М.: 1987.
224. Титаренко А. И. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования // Вопросы философии. - М., 1982. - № 2.
225. Тойнби Дж. Постижение истории. - М., 1991.
226. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - Главы 1 - 5, с. 5 - 73, 84-87.
227. Трейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
228. Узнадзе Д. Психология ценностей. - М.: Наука, 1994. - 98 с.
229. Урсул А. Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в 21 веке [Текст] // - Зелёный кресс т. - 1995. - № 4. - С. 35-36.
230. Успенский К. В. Лекции по экологической этике. - Воронеж: 2002, Изд-во ВГПУ. -68 с.
231. Ушаков А. А. Проектно-созидательная модель образования. - М. 1996. - 176 с.
232. Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 2000.
233. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. - М., 1982.
234. Федотов А. П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций А. П. Федотов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
235. Философия культуры // Под редакцией М. С. Кагана. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
236. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
237. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. - М.: Академический проспект, 2000. - 496 с.
238. Флоренская В. В. Человек и природа в традиционном обществе. -М., 1998.-с. 59.
239. Форрестер Д. Мировая динамика: Пер. с англ. / Д. Форрестер. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб: Terra Fantastica, 2003. - 379 с.
240. Франк С. Л. Реальность и человек. - М, 1997.
241. Фролов И. Т. Гуманизация экологического образования. - М.: Академа, 1999.-319 с.
242. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 2000.
243.Хазова Л. М. Проективность - основа образования. - М.: Наука, 1999.-с. 165.
244. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - 445 с.
245. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
246. Хакен Г. Синергетика. Пер с англ. - М.: Мир, 1980. - 406 с.
247. Халий И. А. Экологические ценности (о некоторых процесса экологизации сознания и поведения населения промышленного города // Судьбы современного города. - М.: Ин-т социологии РАН, 1990. - С. 85 -94.
248. Хесле В. Философия и экология. - М.: Наука, 1993. - 202 с.
249. Худякова Н. Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования. - Челябинск: ЧГУ. Ч.1.. - 2002. - 146 с.
250. Циолковский К. Э. Космическая философия. - М., 2001.
251. Цукерман В. С. Из работ прошлых лет: сб. ст. - В. С. Цукерман. -Челябинск, 2007. - 181 с. - (Академия культуры и искусств: из творческого наследия).
252. Чернов А. В. Среда обитания человека как социокультурный феломен: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Челябинск, 2009.
253. Шагалова Н. И. Экологическое образование в высшем техническом образовании. -М.: Наука, 1987. - 207 с.
254. Шальнев В. А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. - Изд.-полиграф, компл. Ставр-го гос. ун-та. - Ставрополь, 2006.-110 с.
255. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения [Текст] // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс. 1990. - С. 328-351.
256. Швейцер А. Культура и этика. - М., 2003.
257. Шеллинг Ф. В. Сочинения. - Т. 2. - М.: Наука, 1998. - 430 с.
258.Шилин К. И. Понятие экологической культуры // Экология и культура: методологические аспекты. - Ставрополь, 1982.
259. Шмидхейни С. Смена курса / пер. с англ. М.: Международный ун-т, 1994.
260. Шпенглер О. Причинность и судьба Закат Европы. - М.: Проспект, 2002. - 370 с.
261. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект. Пресс. 1996. 412 с.
262. Экологический словарь. Составители Делятицкий С. и др. - М.: Конкорд ЛТД - Экопром, 1993. - 202 с.
263. Юнг К. Г. Один современный миф. - М., 1993. - с. 89.
264. Юнг. К. Г. Приближаясь к бессознательному. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
265. Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Плюснина Т. А., Моргун Д. В. Формирование ключевых образовательных компетентностей в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие». - М.: МИОО, 2009. - С. 448.
266.Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - 441 с.
267.Яницкий О. Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социс, 2006. - С. 12.
268. Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная. Научные и человеческие следствия возникающей парадигмы эволюции [Текст] //Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Реферативный сборник. -М., 1983.-С. 280-289.
269. Яншин A. JI. Глобальные экологические ситуации: опасности действительные и мнимые [Текст] // Общественные науки, 1989. - № 6. -С. 42-50.
270. Яровикова Д. Д. Качество образования в техническом вузе. - М.: Наука, 1998. - 190 с.
271. Ясвин В. А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе [Текст] // Психологический журнал. - Т. 16. - 1995. -№3,-С. 70-73.
272. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
273. Baily К. D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.
274. Busch, J. A., & Busch, G. M. Mind wars: A holistic view of problems in the information society. - 2000. - Unpublished manuscript.
275. Capra, F. The web of life. - 1996. - New York: Bantam.
276. Carlson A. Appreciation and the natural environment. - Environmental ethics. Boston - London: Jones andBartlett Publishers. -1994. - Pp. 142-147.
277.Davey, W. Welsh in the workplace. - 1998. Paper presented at the meeting of the International Association on Cross-Cultural Communication, Tempe, AZ.
278. Devall В., Sessions G. Op. cit.
279. Ewen, S. Captains of consciousness. - 1977. New York: McGraw-Hill.
280. Fishman, J. Maintaining languages: What works? What doesnOt? In G. Cantoni (Ed.), Stabilizing Indigenous languages. - 1996. - pp. 186 - 198.
281. Grover Foley. - 1992. - Deep Ecology and Subiectivity. Society and Nature 2 (September - december): 91.
282. Hampden-Turner, C., & Tempenaars, A. The seven cultures of capitalism: Value systems for creating wealth in the United States, Japan, Germany, France, Britain, Sweden, and the Netherlands. - 1992. - London: Currency/Doubleday.
283. Ishii, H., & St. Clair, R. N. Understanding1 the business of advertising. -1996. Jeffersonville, IN: Social systems Press.
284. Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. - New York, 1963. - p. 430.
285. Koo, J. H., & St. Clair, R. N. Conflicts and coping strategies across cultures: Problems in Japanese, Korean, and Chinese bilingualism. In J. Koo & R. St. Clair (Eds.), Bilingual education for Asian-Americans: Problems and strategies. - 1992. - Hiroshima, Japan: BunkaHyoron.
286. Koo, J. H., & St. Clair, R. N. The private and public worlds of Asian-Americans. In J. Koo & R. St. Clair (Eds.), The Asian-American bicultural experience. - 1992. - Rosslyn, VA: National. .Clearinghouse for Bilingual Education.
287. Languages. - 1992. Flagstaff, AZ: Northern Arizona University.
288. Latane B. Dynamic social impact: The creation of culture by communication// J Of communication. - 1996. - Vol. 46. - № 4.
289. Lenski, G., & Lenski, J. Human societies: An introduction to Littlebear, R. E. Preface. In G. Cantoni (Ed.), Stabilizing Indigenous macrosociology. - 1974. New York: McGraw-Hill.
290. Mastny, L. Coming to terms with the Arctic. - 2000. - World Watch, January.
291. Milbiath L.W. Envisioning a Sustainable Society. - Albany, 1989.
292. Mol, A. P. J., and Spaargaren, G. - 1993. - Environment, Modernity and the Risk-society. - The Apocalyptic Horizon of Environmental Reforms. -International Sociology 4. pp. 431-459,293. Naess A. The Shallow and The Deep Long-Range Ecology Movements. A. Summary. «Inquire» Oslo, 1973. -№ 16.
294. Nash R., 1988. The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.
295. Our Common future. Oxford, 1987.
296. Pepper, D. 1984. The Roots of Modern Environmentalism. Croom Helm Australia.
297.Porras I.M. The Rio Declaration: A New Basis for International Cooperation // Greening International Law. Earthscan, London. - 1993.
298. Press Release, Johannesburg Summit 2002, 5 February.
299. Sszerszynsky, B. 1996. On Knowing what to do: Environmentalism and Modern Problematic. In Lash, S., Szerszynsk, B., Wynne, B. (eds.), Risk, Environment and Modernity. London: Sage / TCS.
300. St. Clair, R. N. Language planning among the Yakima. - 1992. In R. Wood.
301. St. Clair, R. N. The invisible doors between cultures. - 1997. In J. Reyhner.
302. St. Clair, R. N., & Leap, W. (Eds.). Language renewal among Native American Indian Tribes: Problems, issues, and prospects. - 1981. Rossyln, VA: National Clearinghouse for Bilingual Education.
303. T. S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions. - Chicago, 1975.
304. Taylor P., 1984a. The ethics of respect for nature // People, penguins and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmont, California, Wodsworth Publishing Company, pp. 169-183.
305. Taylor P., 1993. Respect for nature // Environmental ethics: divergence and convergence, ed. S. Camp, Boston-London, pp. 354-367.
306. Taylor P., 1994. Biocentric egalitarianism // Environmental ethics, ed. L. Pojman, Jones and Bartlett Publishers, Boston-London, pp. 71-84.
179
307. The Need for an Ecological Cultural Community. Robert N. St. Clair, John A. Busch.
308. Toffler, A. Future shock. 1970. New York: Random House.
309. Toffler, A. The third wave. 1980. New York: William Morrow.
310.Tuan Ji-Fu. Passing strange and wonderful. - Aesthetics, nature and culture. Covelo, California: Island press - Shearwater books. 1993. 1-289.
311. Van der Straaten, J. 1992. The Dutch National Environmental Policy Plan: To Choose or to Lose. Environmental Politics, v. 1, N 1 Spring: 45-71.
312. Verbürg R. & Wiegel V. On the Compatibility of Sustainability and Economic Growth // Environmental Ethics. Voi.19. - 1997. - № 3.
313. Weizsäcker E.U. von Erdpolitik: Ökologische Realpoitik an der Schwelle zum Jahrhundert der Umwelt. Darmstadt: Wiss. Buchges. - 1990. XIII. S.9.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.