Экологическая этика как фактор коэволюции общества и природы: на примере Байкальского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна

  • Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна. Экологическая этика как фактор коэволюции общества и природы: на примере Байкальского региона: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2009. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

1.1. Предпосылки экологического императива

1.2. Основные теоретические источники экологической этики.

1.3. Экологическая этика и коэволюционная стратегия.

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В МИРОВОЗЗРЕНИИ НАРОДОВ

БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА.

2.1.Экологическая этика и экологическое мировоззрение народов Байкальского региона.

2.2. Экологическая ситуация в Байкальском регионе в свете парадигмы коэволюции

2.3. Парадигма коэволюции как концептуальная основа устойчивого развития Байкальского региона.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая этика как фактор коэволюции общества и природы: на примере Байкальского региона»

Актуальность темы исследования. Байкальский регион имеет исключительно важное значение для сохранения глобального гомеостаза планеты. С одной стороны, здесь сохранились относительно мало нарушенные антропогенным воздействием территории, с другой - находятся крупнейшие месторождения полезных ископаемых, значение которых возрастает в связи с истощением ресурсов в более доступных регионах.

На данной территории сохранилась уникальная традиционная культура коренных этносов, наиболее соответствующая природным условиям, обеспечивавшая гармоничное сосуществование человека и природы в течение многих столетий. Общечеловеческое значение этих культур особо актуально в связи с необходимостью поиска альтернативы техногенной цивилизации, способ бытия которой противоречит глобальным биосферным закономерностям. "Экологический потенциал мировоззренческих ценностей и ориентиров народов Байкальского региона, практический опыт адаптации к экстремальным природным условиям может существенно обогатить общечеловеческую экологическую культуру.

Мировая общественность заинтересована в сохранении всемирного природного наследия - озера Байкал. В настоящее время в результате недальновидного индустриального освоения, не соответствующего особенностям биосферы, территория Байкальского региона неуклонно превращается в зону экологического бедствия (загрязняются водная акватория, атмосферный воздух, отмечаются снижение плодородия почв и их деградация, уменьшаются площади лесных угодий). Утрачивается самобытная культура малочисленных этносов, возникает угроза самому их существованию. В связи с этим необходима разработка дальнейшего пути развития с учетом,национально-региональных особенностей.

На наш взгляд, наиболее приемлемой является концепция коэволюции природы и общества, при которой необходимо изменение отношения общества к природе как ресурсу производства, как средству удовлетворения растущих потребностей. Необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями природы и разработать особую стратегию, основывающуюся на ценностных ориентирах всего человечества. Мировое сообщество сможет сохранить себя только в том случае, если оно осознает, что благополучие всего мира в целом является необходимым условием благополучия отдельных его частей.

Степень разработанности проблемы. Идеи, которые сегодня обозначают понятием «экологическая этика», являлись составной частью традиционного мировоззрения пародов Байкальского региона и выступали регулятивом жизни традиционного общества, этикой солидарности общества и природы.

Первые экологические идеи появились в нашей стране в XIX веке, когда было создано Российское общество покровительства животным и движение в защиту памятников природы. Яркими представителями его были такие ученые, как И.П. Бородин, Д.Н. Кайгородов, Г.А. Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский. Идеи единства человека и природы разрабатывались и представителями русского космизма - В. Вернадским, В. Соловьевым, Н. Федоровым, К. Циолковским, А. Чижевским.

Первые работы, посвященные экологической этике, вышли в 20-40 гг. прошлого века. Это были работы американского эколога и природоохранника О. Леопольда («Календарь песчаного графства») и немецкого врача и философа А. Швейцера («Культура и этика»). Эти первые работы - попытка переосмысления места человека в системе взаимоотношений «общество и природа». После серии статей, посвященных разработке основ экологической этики (Д. Б. Кобб-младший, В. Блэкстоун, Р. Рутли), в 1972 г. была организована первая конференция «Философия и экологический кризис». В 1975 г. X. Ролстон III в журнале «Этика» опубликовал статью «Это ли экологическая этика?» Большой вклад в развитие экологической этики внесли работы таких авторов, как Д. Кайфер («Биоэтика»), К. Шрейдер-Фречет («Экологическая этика»), Д. Шофер и Т. Аттиг («Этика и окружающая среда»), Р. Атфилд («Этика и экологическая забота»), Р. Эллиот и А. Гейер («Экологическая философия»), Т. Риган («Граница Земли: новые эссе по экологической этике»), П. Сингер («Освобождение животных»), Э. Линзи («Права животных»), П. Тейлор («Уважение к природе»), Д. Пасмор («Человеческое уважение к природе»), Р. Нэш («Права природы»), Л. Грэбер («Дикая природа как священное пространство»), другие [19].

В 1977 г. состоялась Сеульская международная конференция, на которой была принята Декларация по экологической этике. В ней отмечалось, что без признания экологической этики никакого устойчивого развития биосферы быть не может. И основная деятельность людей должна быть направлена не на экстенсивное развитие цивилизации, а на сохранение естественной биоты. Эта Декларация связала этические принципы взаимодействия человека с природой, с социальными принципами жизни людей. В Декларации говорится, что сохранить нашу планету сможет лишь сообщество истинно равноправных стран, строящих свое взаимодействие с Землей и взаимоотношения между собой по законам природы и справедливости, сообщество, нацеленное на сохранение и совершенствование человечества [106].

В 80-х гг. XX в. первый президент Римского клуба А. Печчеи в работе «Человеческие качества» (1985) назвал идеи экологической этики идеями нового гуманизма, способного обеспечить трансформацию человека, совершенствование его человеческих качеств, возвышение, одухотворение внутреннего мира [95].

В 1990 г. под руководством Л. Вестры и X. Ролстона III создаются Интернациональное общество экологической этики и Интернациональная ассоциация природоохранной философии (во главе с Б.В. Фольцем и Р. Фродманом). На сегодняшний день экологическая этика на Западе имеет более десятка различных направлений - освобождение животных, экоцентризм, экофеминизм, глубинная экология и т.д.

В 60-80-х гг. XX в. в нашей стране были опубликованы книги А. Швейцера, О. Леопольда и Г. Торо, которые дали импульс развитию идей экологической этики. В эти годы на страницах популярных журналов («Литературная газета», «Человек и закон», «Сибирские огни», «Природа») выходят дискуссионные статьи, в которых обсуждаются экологические проблемы и ответственность человека за состояние окружающей среды.

Отдельные вопросы экологической этики рассматривались в работах А.А. Гусейнова, В.В: Дёжкина, В.И. Коренева, А.А. Никольского, А.И. Стручкова, А.Н. Тетиор, Л.В. Поповой и т.д. Значительное внимание проблемам формирования экологической этики уделял Н.Н. Моисеев. В нашей стране экологическая этика как наука делает первые шаги. Как писал И.К. Лисеев, «феномен экологической этики как феномен инновационный еще недостаточно освоен даже специалистами, не говоря уже о широкой общественности» [61].

Одной из первых фундаментальных работ, посвященных экологической этике, является двухтомная монография В.В. Мантатова «Стратегия Разума: экологическая этйка и устойчивое развитие» [67]. Им разработан принципиально новый подход к философии хозяйствования на основе принципов экологической этики, сформулированы ценностно-нормативные установки экологической этики. Философским основаниям и основным положениям экологической этики буддизма посвящены кандидатские диссертации О.В. Доржигушаевой («Философские основания экологической этики (на примере буддийских традиций)», 1996) и Р.С. Протасова («Философско-аксиологические основы экологической этики», 2004).

Вопросам связи экологической этики и образования в области окружающей среды посвящена работа В.Б. Калинина, в которой он рассматривает экологические, этические и философские воззрения О. Леопольда и А. Швейцера [62, 133]. В.Е. Ермолаева в своих работах рассматривает понятие экологической этики в связи со становлением и формированием глубинной экологии [44]. Р. А. Перелет перечисляет принципы экологической этики, ориентирующей на биосферосовместимое потребление [99].

В работах украинского ученого В.Е. Борейко значительное внимание уделяется истории развития эколого-этических взглядов в России и за рубежом, обзору различных направлений в экологической этике, рассмотрению ее связи с религией, эстетикой и заповедным делом («Введение в природоохранную эстетику», 1999; «Святилища дикой природы», 1999; «Современная идея дикой природы», 2001; «Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов», 1996; «Эссе о дикой природе», 2000). Экологическая этика, по мнению автора, опирается на идеальные ценности, заставляющие человека строить свои отношения с природой этически правильно, а не экономически выгодно.

М.В. Шмаль в работе «Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя» впервые разработала методические материалы по экологической этике с целыо внедрения в общую систему вузовской подготовки. По ее мнению, введение экологической этики в программу обучения будет способствовать повышению духовной и нравственной культуры учащихся (Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук / М.В. Шмаль; Московский гос. открытый педагогический университет им. Н.А. Шолохова. - М., 2003.)

Н.С. Корнилецкая справедливо полагает, что в нашей стране экологической этике уделяется недостаточное внимание. В диссертации «Американская экологическая этика: традиции и современность» (2007) автор подчеркивает актуальность изучения теоретического и педагогического опыта американской философии (Корнилецкая Н.С. Американская экологическая этика: традиции и современность: автореф. дис. .канд. филос. наук / Н.С. Корнилецкая; Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2007).

Необходимо отметить работу Киевского эколого-культурного центра по развитию и пропаганде идей экологической этики. Среди основных задач этого центра - анализ мирового опыта пропаганды экобиоцентрических идей, осмысление природоохраны как духовного опыта человечества, развитие и распространение экологической этики. Киевский эколого-культурный центр создал первый в СНГ сайт по экологической этике и гуманитарной экологии (www. ecoethics.ru), стал выпускать «Гуманитарный экологический журнал», а также издал большое количество отечественной и переводной литературы.

Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования показал, что на современном этапе идет накопление, систематизируются научные материалы по экологической этике. Однако существует необходимость дальнейшего изучения экологической этики с точки зрения коэволюции природы и общества на основе национально-региональных особенностей.

Цель н задачи исследования. Целью исследования является определение мировоззренческих оснований экологической этики народов Байкальского региона в контексте коэволюции природы и общества. Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

- теоретико-методологическое исследование эколого-этических проблем взаимодействия общества и природы; обоснование экологической этики как концептуальной основы коэволюции человека и природы;

- экспликация мировоззренческих ценностей и ориентиров народов Байкальского региона, способствовавших гармоничному сосуществованию человека и природы в практической деятельности;

- разработка ценностных ориентиров коэволюции общества и природы применительно к специфическим условиям Байкальского региона.

Объектом исследования является коэволюция общества и природы.

Предметом исследования выступает экологическая этика как стратегия коэволюционного развития общества и природы.

Гипотеза исследования: основополагающим фактором гармонизации отношений общества и природы в Байкальском регионе является развитие экологической этики на основе экологического мировоззрения народов, проживающих на данной территории.

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экологической этики. Прежде всего, это классические работы X. Ролстона, А. Швейцера, О. Леопольда, Н.Н.Моисеева. В числе методологических оснований нашего исследования — философские принципы развития и целостности, теоретические положения социальной философии, учение о ноосфере и биосфере, концепция устойчивого развития. Кроме того, важное методологическое значение имеет диалектико-материалистический подход к проблеме взаимодействия общества и природы.

Научная новизна исследования состоит в том, что дано философское обоснование экологической этики как важнейшего фактора коэволюции общества и природы. Впервые обоснован и проведен философский анализ экологических проблем Байкальского региона в контексте концепции коэволюции общества и природы. Предложен национально-региональный вариант реализации стратегии коэволюции природы и общества, где доминирующая роль отводится экологической этике, формируемой традиционным экологическим мировоззрением народов Байкальского региона.

Практическая значимость исследования. Изучение экологической этики как фактора коэволюции общества и природы представляет практический интерес в силу нескольких причин. Во-первых, значимость работы обусловлена самим фактом приоритетности экологических проблем для Байкальского региона. Во-вторых, материалы диссертации могут быть использованы в качестве средства формирования новой системы образования для устойчивого развития Байкальского региона. В-третьих, в качестве практического внедрения коэволюционных идей предлагается программа спецкурса по экологической этике, в основе которой - изучение истоков, особенностей развития экологической этики, потенциала экологической этики Востока и западной научной мысли, выработка определенных экологических знаний специалистов нового столетия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Признание самоценности природы является концептуальной основой экологической этики.

2. Элементы экологической этики являются составной частью традиционного мировоззрения народов Байкальского региона.

3. Стратегия перехода к режиму коэволюции общества и природы предполагает утверждение и развитие экологической этики с учетом национальных традиций и культуры народов Байкальского региона.

4. Система экологического образования должна быть ориентирована на формирование экологической этики как основного фактора коэволюции природы и общества.

Апробация работы. Итоги промежуточных этапов, выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на региональной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития науки в Агинском Бурятском автономном округе» (п. Могойтуй, 2002); всероссийской электронной конференции на сайте «Зеленая планета» (М.,

2005); IV Международной научно-практической конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2004); VII научно-практической конференции Красноярского государственного педагогического университета «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2006); ежегодной конференции преподавателей, научных работников и аспирантов ВСГТУ (Улан-Удэ, 2006); Байкальской международной конференции ЮНЕСКО «Экологическая этика и образование для устойчивого развития» (Улан-Удэ,

2006); II Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации» (Улан-Удэ, 2007); научнопрактической конференции преподавателей «Моделирование экологического образования в ССУЗе в контексте устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2008); международном Байкальском философском форуме «Этика будущего: аксиология устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2008).

Структура диссертации. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна

123 Заключение

На основе вышеизложенного автор приходит к выводу, что экологическая этика является единственной возможностью гармоничного существования человеческого и природного сообществ Байкальского региона. В целом экологическая этика и коэволюционная теория отечественных ученых конгениальны. Они выражают не только стремление найти правильный путь дальнейшего развития человечества, но и практические методы ее реализации.

Коэволюция является единственно приемлемой концепцией взаимодействия общества и природы в условиях Байкальского региона. Ее методологическими основаниями становятся экологическая этика, мировоззренческие ценности и ориентиры, практический опыт традиционных культур в их отношении к природе и научно обоснованный экологический императив. Кроме того, существует необходимость следования эколого-этическим принципам, выработанным в экологической этике, которые должны определить пути и формы человеческой деятельности по отношению к природе.

Важной проблемой является решение задачи, как сделать принципы экологической этики достоянием общественного сознания, которые сохранялись бы и передавались из поколения в поколение. Существует настоятельная необходимость создания единой системы образования для устойчивого развития. На базе принципов экологической этики должны быть созданы целостная философско-педагогическая концепция образования для устойчивого развития, а также эффективные методы формирования экологической культуры личности, включающей экологическую нравственность в качестве своей главной составляющей. Начиная с низших ступеней образования (дошкольного) и далее до высшей (университетского) должно происходить приобщение учащихся в доступных для них формах к новой постнеклассической парадигме, усвоение главной идеи о том, что современные присваивающие цивилизации исчерпали свои возможности и принципы экологической этики есть условие выживания человека на этой планете.

Средства массовой информации способны оказать особенно большое влияние на формирование мировоззрения человека путем показа красоты окружающей природы и культивирования любви к ней через обращение к лучшим образцам литературы, искусства. Необходимо согласиться с социальными идеями разработки новых структур общественных отношений в едином планетарном сообществе, о котором говорилось на международной конференции по устойчивому развитию мира в Рио-де -Жанейро на уровне глав правительств. В докладе "За пределами роста" говорится: "Создание такого общества - вопрос гражданской ответственности, прозорливости, этики. Все это свойства не высших технологий, рынков, правительств, корпораций или компьютерных моделей, а человеческой души и •„ человеческого сердца". В таком обществе принципы экологической этики будут доминировать в сознании людей, их реализация станет формой * существования отдельной личности, человеческих коллективов, государственных систем. В современной ситуации, когда большая часть' человечества осознала трагизм эпохи экологической катастрофы, можно сделать многое для того, чтобы принципы экологической этики стали потребностью души и сердца. Для этого необходимо единство действий всех представителей культуры, науки, образования, их повсеместное включение в процесс экологического воспитания и образования, их мужество и целеустремленность ради будущих поколений. Кроме того, существует потребность в создании грамотной системы юридических норм, регулирующих взаимодействие человека и природы.

Дальнейшее развитие региона представляется как сочетание традиционных систем хозяйства и наиболее экологичных форм научно-технического и социального прогресса. Приоритетное развитие должны получить традиционные отрасли хозяйства коренных народов, т.к. наилучшее использование природных ресурсов означает развитие именно тех отраслей, которые невозможны в других природных условиях. В пользу этих отраслей свидетельствует и тот факт, что они связаны с наименьшим нарушением природной среды. Современные технологии позволяют получать ценные, биологически активные препараты из продукции традиционных отраслей. Использование исторического опыта традиционного животноводства не означает полного возврата к прошлому, а является одним из важных направлений в региональной экологии, обеспечивая сохранение биологического разнообразия сельскохозяйственных животный, получение экологически чистой и конкурентноспособной продукции, рациональное использование природных ресурсов. Номадное животноводство представляет важное направление в деле сохранения биоразнообразия сельскохозяйственных животных, в получении экологически чистой и конкурентноспособной продукции, решении некоторых задач рационального использования пастбищных ресурсов Байкальского региона. Существует необходимость «возделывать те культуры, разводить те виды животных и в ■ таком сочетании, которые в данных природных и социально-экономических условиях позволяют получить необходимую продукцию при минимальных затратах труда и средств» [25, с. 285].

Развитие промышленности в условиях Байкальского региона предполагает обязательное соблюдение экологического императива. В настоящее время научными учреждениями региона накоплен значительный объем знаний, которые в совокупности могут исключить действия, ведущие к нарушению гомеостаза биосферы. Приоритетом в развитей Республики Бурятия должно быть качество природной среды, представленное совокупностью важнейших экологических показателей, основанных на, уже действующих критериях и нормативах. Главными целями развития должны быть оптимизация взаимоотношений между обществом и природой, которая заключается в повышении эффективности воспроизводства природных ресурсов, улучшении состояния окружающей среды и необходимых для устойчивого развития региона типов экономического роста, а также дальнейший поиск и совершенствование методов неистощительной эксплуатации возобновляемых ресурсов биосферы на основе изложенных ранее принципов, с минимальным ущербом для состояния и воспроизводства природных систем и с максимальным применением щадящих гуманных методов.

В первую очередь необходимо определение допустимого уровня антропогенных нагрузок на среду, экологической емкости территории, экономии невозобновляющихся природных энергоресурсов; стимулирование энергосбережения и повышение эффективности использования энергоресурсов в экономике и социальной сфере; дальнейшая экологизация АПК, развитие традиционных отраслей производства; преобразование ценностной парадигмы на основе принципов экологической этики, коэволюции человека и природы, признание самоценности природы; нравственное самоограничение и воспитание, переход к разумному потреблению; переход к производственным процессам, основанным/ преимущественно на использовании возобновляемых и экобезопасных источников энергии (солнца, ветра), эффективный способ ресурсосбережения, использование безотходных технологий; возрождение традиционного для народов Байкальского региона благоговейного отношения к природе. Важное значение имеют разрабатываемые наукой концепции природопользования и экологической политики, которые предполагают коренное изменение мировоззренческих ценностей и приоритетов общественного развития, разработка и соблюдение эколого-этических принципов и ценностей в процессе жизненной практики.

Эколого-этический подход к природопользованию должен предусматривать по возможности более полный учет жизненных интересов всех организмов, исключение методов, причиняющих вред природному комплексу и его важнейшим компонентам. Целесообразно установление эколого-этических ограничений в сельском хозяйстве, рыбном, охотничьем хозяйствах, заповедниках, ООПТ. Эколого-этический подход должен стать особой идеологией, философией природопользования, разработанной на основе различных эколого-этических принципов этнических культур, научных открытий и достижений. При всем многообразии культур необходимо установить общие правила во взаимоотношениях человека и природы. Этот подход предполагает высокое оценивание нематериальных ценностей дикой природы. Он должен стать альтернативой утилитарно-хозяйственному использованию природных ресурсов, признающему лишь хозяйственно-экономические ценности дикой природы. Эколого-этический подход должен оказывать определенное влияние на практику воспитания и образования, природоохранное право и природопользование. В перспективе мы видим разработку и внедрение экологической этики в программу начальной общеобразовательной подготовки в рамках регионального компонента.

128

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дашинимаева, Саяна Мункожаргаловна, 2009 год

1. Абаев Н. В. Чаиь - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск, 1983.

2. Абаев Н.В. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Н.В. Абаев, К.М. Герасимова, А.И. Желеринова и др.-Новосибирск, 1992.

3. Абаев Н.В. Влияние этноконфессиональпых традиций на формирование экологической культуры бурят / Н.В. Абаев, Л.Л. Абаева // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А. Варламова.-М., 2000.

4. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия: Некоторые теоретические вопросы /В.II. Алексеев. М., 1985.

5. Анучин В.А. Основы природопользования: Теоретический аспект / В.А. Анучин -М., 1978.

6. Арутюнов С.А. Культурологические исследования и глобальная экология / С.А. Арутюнов // Вестник АН СССР.- 1980.- №12.

7. Атфилд Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд //Глобальные и общечеловеческие ценности. М., 1990.

8. Баньковская С.П. Инвайроментальная социология / С.П. Баньковская. -Рига, 1991.

9. Барабашина Э.Р. Методологические проблемы системного исследования экологического сознания / Э.Р. Барабашина // Системные исследования в современной науке.- Новосибирск, 1982.

10. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI в./B.C. Библер.-М., 1991.

11. Болдонова И.С. Опыт герменевтического понимания устойчивого развития / И.С. Болдонова // Устойчивое развитие: сб.науч.тр. Улан-Удэ, 1999.

12. Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В.Е. Борейко. — Киев, 1999.

13. Борейко В.Е. Святилища дикой природы / В.Е. Борейко. Киев, 1999.

14. Борейко В.Е. Современная идея дикой природы /В.Е. Борейко. Киев, 2001.

15. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов /В.Е. Борейко Киев, 1996.

16. Борейко В.Е. Эссе о дикой природе /В.Е. Борейко. Киев, 2000.

17. Борейко В.Е. История охраны природы Украины (X век 1980 г.) /В.Е. Борейко,- Киев, 1997.-Т.1.

18. Борейко В.Е. Белые пятна истории природоохраны. СССР, Россия, Украина /В.Е. Борейко.- Киев, 1996.-Т.2.

19. Борейко В.Е. Зарубежные философы дикой природы /В.Е. Борейко, Е.В. Поминова Киев, 2000.

20. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия) /Ц.Б. Будаева.-Улан-Удэ, 1999.

21. Бурятия: Природные ресурсы /отв. ред. К.Ш. Шагжиев, Б.Б. Ральдин, Б.Л. Раднаев и др. Улан-Удэ, 1997.

22. Бэкон Ф. Соч.: в 2 т./ Ф.Бэкон.-2-е изд., испр. и доп.- М., 1978.

23. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики / Л.И. Василенко //Вопросы философии. № 2.-1986.

24. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста /В.И. Вернадский.-М., 1988.

25. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. М., 1988.

26. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят / Г.Р. Галданова. — Новосибирск, 1987.

27. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук / Г.В. Гегель. — М., 1975.-Т.1.

28. Гибнущие леса. Последствия обезлесения для человека: доклад для независимой комиссии по международным гум. вопросам. М.,1990.

29. Гиляров А. Человек и животное: этика отношений / А. Гиляров //Наука и жизнь. №12.-1976.

30. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц. -М., 1990.

31. Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы. М., 1986.

32. Горшков В.Г. Глобальные экологические перспективы /В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев // Вестник РАН.-1992.-№5.

33. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций /Г.С. Гудожник //Вопросы философии.-1988.-№4.

34. Гудожник Г.С. Цивилизация: развитие и современность / Г.С. Гудожник //Вопросы философии.-1986.-№3.

35. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. Л., 1989.

36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М., 1984.

37. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука / А.Я. Гуревич // Вопросы философии.-1990.-№4.

38. Гусейнов А.А. Отношение к природе как нравственная проблема / А.А. Гусейнов //Научные доклады высшей школы. Философские науки. -№ 5.-1975.

39. Дёжкин В.В. Экологическая этика и биологическое природопользование / В.В. Дёжкин, Л.В. Попова //Электронный журнал BioDat.

40. Джураев А.Х. Методологические аспекты изучения культуры: автореф. дис. канд. филос. наук / А.Х. Джураев. Душанбе, 1990.

41. Додин Д.А. Нам говорят правду и лгут: Радиационная обстановка в Арктике / Д.А. Додин // Северные просторы .-1991.-№ 4, 6.

42. Дренгсон А.Р. Преодоление экологического кризиса: от технократа к планетарной личности / Р.А. Дренгсон. М., 1991.

43. Его Святейшество Далай-лама XIY. Этика для нового тысячелетия.-СПб.,2001.

44. Ермолаева В.Е. Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология /В.Е. Ермолаева //Гуманитарный экологический журнал. -Т. 4. Вып. 2.-2002.

45. Зайцева И.В. Экологические традиции народов севера Баргузинской долины / И.В. Зайцева, Т.П. Иптигринова, И.В. Протопопова. Улан-Удэ, 1999.

46. Зеленков A.M. Динамика биосферы и социокультурные традиции /A.M. Зеленков, П.А. Водопьянов,- Минск, 1987.

47. Зеленое движение и гражданское общество // Экое. №3.-2003.

48. Золотарев A.M. Пережитки тотемизма у народов Сибири / A.M. Золотарев. Л., 1934.

49. Из истории хозяйства и материальной культуры тюркомонгольских народов. Новосибирск, 1993.

50. Калашников И. Расследование: повесть /,И. Калашников.- Улан-Удэ, 1980.

51. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: Пропедевтика / Б.Калликотт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

52. Калинин В.Б. Экологическая этика / В.Б. Калинин //Вестник АсЭко,-2000 -№3,4.

53. Комаров В.Д. Социальная экология: Философский аспект /В.Д. Комаров.-Л., 1990.

54. Кожевников Г.А. О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы / Г.А. Кожевников // Этико-эстетический• подход в охране дикой природы и заповедном деле. Киев, 1997.

55. Козлов В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии / В.И. Козлов // Этнографическое обозрение. 1994.

56. Конституции РФ и федеральные законы "Об охране окружающей среды" (ст.58,59), "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 15).

57. Коренев В.И. Экология и религия: сб. / В.И. Коренев.- М., 1994.

58. Культура. Человек. Философия: к проблеме информации и развития //Вопросы философии.-1982.-№1.

59. Кууси П. Этот человеческий мир: пер. с англ. / П. Кууси.- М., 1988.

60. Лебединский Ю.П. Ресурсосбережение и экология /Ю.П. Лебединский, Ю.В. Склянкин, П.М. Попов. Киев, 1990.

61. Лисеев И.К. Системная познавательная модель и современнаянаука / И.К. Лисеев // Системный подход в современной науке. — М., 2004.

62. Леопольд О. Календарь песчаного графства / О. Леопольд.- М., 1983. "

63. Лиходеевский А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы: автореф. дис.канд. филос. наук / А.Ф. Лиходеевский. Минск, 1988.

64. Лосский И.О. Мир как органическое целое / Н.О. Лосский //Избранное.-М., 1991.

65. Мангасарян В.И. Традиции в развитии экологической культуры общества: автореф. дис. канд. филос. наук-СПб., 1992.

66. Мангатаева Д.Д. Коренные народы Севера Бурятии / Д.Д. Мангатаева. -Улан-Удэ, 1997.

67. Мантатов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие: в 2 т. / В.В. Мантатов. Улан-Удэ, 1998, 2000.

68. Мантатов В.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В. Мантатов, О.В. Доржигушаева Улан-Удэ, 1997.

69. Мантатов В.В. Ценностные предпосылки эколого-экономической политики в условиях рынка /В.В. Мантатов // Человек у Байкала и среда его обитания,- Улан-Удэ, 1991.

70. Мантатов В.В. Экологическая этика буддизма / В.В. Мантатов //Мир буддийской культуры,- Чита, 2001.

71. Мантатов В.В. Устойчивое развитие: духовно-нравственные ориентиры / В.В. Мантатов, JI.B. Мантатова // Вестник Бурятского университета. Сер. 5.-Улап-Удэ,1998.- Вып. 2.

72. Мантатов В.В. Буддийская духовность и устойчивое развитие /В.В. Мантатов, J1.B. Мантатова //Устойчивое развитие: экология и человеческий дух.- Улан-Удэ, 1998.

73. Мантатов В.В. Устойчивое развитие это революция в ценностях / В.В. Мантатов; под ред. В.Е. Сактоева - Улан-Удэ, 2001.

74. Мантатова JI.B. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества/ J1.B. Мантатова. Улан-Удэ, 2002.

75. Маркарян Э.С. Локальные исторические особенности культуры и процессы экологической адаптации / Э.С. Маркарян // Вестник АН СССР.-1981.-№1.

76. Марков Ю.Г. Социальная экология / Ю.Г. Марков. Новосибирск, 1986.

77. Миронов С.М. Экологическая безопасность и качество жизни / С.М. Миронов // Экология и жизнь. 2005.- №6.

78. Межуев В.М. Культура и история: Проблемы культуры в философии истории. Теория марксизма / В.М. Межуев.- М., 1977.

79. Мельник А.В. Динамика антропогенных ландшафтов Западного Забайкалья (историко-географический аспект) / А.В. Мельник.- М., 1999.

80. Методологические и методические вопросы экологического образования и воспитания. Брянск, 1987.

81. Мир философии: учеб. пособие.- М., 1991.

82. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят / Т.М. Михайлов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.- JL, 1976.

83. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции / Т.М. Михайлов. Новосибирск, 1987.

84. Моисеев Н.Н. Гуманитарные проблемы системного анализа большой экологии / Н.Н. Моисеев // Вестник АН СССР.-1980.-№ 10.

85. Моисеев Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века / Н.Н. Моисеев //Общество. Науки и современность. -1994,- №6.

86. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза /Н.Н. Моисеев. М., 1999.

87. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика / Н.Н. Моисеев. -//Вопросы философии. -1989.-№5.

88. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев.- М., 1990.

89. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? / Н.Н. Моисеев.- М., 1999.

90. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. -1988. -№8.

91. Никольский А.А. Этика благоговения перед жизнью как концепция заповедного дела / А.А. Никольский // Охрана дикой природы: бюллетень. М., 1996.

92. Павлова Н.С. Коэволюция человека и природы в условиях севера / Н.С. Павлова. Якутск, 1993.

93. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе / Т.Н. Павлова.- Киев, 1997.

94. Палий В.Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы / В.Ф. Палий, В.Ф. Щербина-Л., 1980.

95. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. М.,1986.

96. Пианка Э. Эволюционная экология: пер. с англ. / Э. Пианка. М., 1981.

97. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера,- Л., 1976.

98. Проблемы экологии и культуры: По работам зарубежных ученых.- М., 1980.

99. Перелет Р.А. Человеческая размерность экологической безопасности / Р.А. Перелет // Сборник трудов ВНИИСИ.-1991 .-№ 11.

100. Петрухин А.И. Человек подошел к пределу / А.И. Петрухин //Свободная мысль.-2005.-№5.

101. Платонов Г.В. Эколого-гуманистические регулятивы, сохранения биотического разнообразия / Г.В. Платонов, М.М. Тяптирянов // Вестник МГУ,- Сер. 7. Философия.-2003,- №5.

102. Протасов Р.С. Философско-аксиологические основы экологической этики: дис. канд. филос. наук / Р.С Протасов.- Улан-Удэ, 2004.- 131с.

103. Родин С.Н. Идея коэволюции / С.Н. Родин. Новосибирск, 1991.

104. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.,1973.

105. Сеитова М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема: автореф. дис.канд.филос. наук / М.У. Сеитова. М., 1991.

106. Сеульская декларация по экологической этике // Зеленый мир.-1998.-№8.

107. Состояние окружающей природной среды и природоохранная деятельность в Республике Бурятия в 2003 / Комитет природных ресурсов по РБ. Улан-Удэ, 2003.

108. Степин B.C. Философская антропология и философские науки / B.C. Степин.-М., 1992.

109. Стручков А. Истоки экологической этики в Советском Союзе / А. Стручков //Трибуна.-1997.-№6.

110. Суравегина И.Т. Экологии-учить! / И.Т. Суравегина //Экология и жизнь.-№1(36).- 2004.

111. Тарасенко Н.Ф. Диалектика культуры и освоения природы: автореф. дис.канд. филос. наук-Киев, 1986.

112. Тайшин В.А. Взаимосвязь эволюции и экологии развития сельскохозяйственного производства Байкальского региона / В.А. Тайшин, А.К. Тулохонов и др. //Инженерная экология.-1997.-№4.

113. Тайшин В.А. Возрождение и развитие номадного животноводства / В.А. Тайшин, А.К. Тулохонов, Б.Б. Лхасаранов // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. JI.B. Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А. Варламова. М., 2000.

114. Тимошкин О.А. Биоразнообразие фауны Байкала /О.А. Тимошкин //Атлас и определитель пелагобионтов Байкала.- Новосибирск, 1995.

115. Тетиор А.Н. Множество этик окружающей среды. Этика эмпатии / А.Н. Тетитор. М., 2000.

116. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992.

117. Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий: материалы всесоюз. науч. конф.- Улан-Удэ, 1990.

118. Урбанаева И.Д. Человек у Байкала и мир Центральной Азии /И.Д. Урбанасва.-Улан-Удэ, 1993.

119. Философский словарь. М., 1992.'

120. Философские проблемы социальной экологии: тез. к III ежегод. совещанию кафедры философии / АН СССР (20-21 ноября 1989).

121. Фирсов Б. Этнос и экологическая культура / Б. Фирсов // Общественные науки.-1988.-№3.

122. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Экология и жизнь.-№2.-2004.

123. Хапгалов М.Н. Материалы по шаманству / М.Н. Хангалов // Государственный архив Иркутской области. Ф.293, on. 1, д.№733, тетр.4, л. 105-106.

124. Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии. Улан-Удэ, 1988.

125. Ролстон X. III. В защиту идеи дикой природы / X. Ролстон // Ответ на статью Б. Калликотта, опубликованного в ГЭЖ № 2(17). Т. 7. 2005; сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: The environmental professional, 1991.— V. 13.— P. 370-377.

126. Храменков Г.Н. Экологическая культура общества и личности: автореф. дис.канд. филос. наук/Г.Н. Храменков. Пермь, 1984.

127. Человек у Байкала и среда его обитания.- Улан-Удэ, 1989.

128. Шаргаев М.А. Экологическая этика и культура / М.А. Шаргаев.-Улан-Удэ, 1993.

129. Шаргаев М.А. Принципы и элементы экологической этики / М.А. Шаргаев // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллинн, 1980.-Ч. 1.

130. Шаргаев М.А. Охрана природы и экологическая этика / М.А. Шаргаев // Охрана природы Бурятии. Улан-Удэ, 1986.

131. Шаргаев М.А.Экология: этика и культура. Политсобеседник / М.А. Шаргаев. Улан-Удэ, 1989.- №1.

132. Шаргаев М.А. Экологическая этика: сущность и необходимость ее формирования / М.А. Шаргаев // Проблемы охраны, сохранения и научно обоснованного использования природных ресурсов бассейна оз. Байкал: тез. докл. конф.- Улан-Удэ, 1978.

133. Швейцер А. Культура и этика/ А. Швейцер.- М., 1973.

134. Штаерман Е.М. Категория культуры в западной социологии / Е.М. Штаерман // Вопросы философии. -1967. №1.

135. Экологическая обстановка в Республике Бурятия: аналитическая записка №06-02-07 / Федеральная служба гос. статистики'. Терр. орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Бурятия. Улан-Удэ, 2007.

136. Экологические проблемы Байкала и Республики Бурятия: Материалы к заседанию Круглого стола «Байкал памятник мирового природного наследия» в рамках Дней Бурятии в Москве / Ред. В.Е. Гулгонов, Н.Г. Рыбальский. - М., 1996.

137. Яншин A.J1. Уроки экологических просчетов / А.Л. Яншин, А.И. Мелуа. -М., 1991.

138. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. СПб., 1999.

139. Altman, Chemers М. Culture and environment. Monterey Books Coll publ. Co., 1980. -14- P.337.

140. Baumgartner H. M. Probleme einer okologischen Ethik // Umweltkrise.-Darmstadt, 1991.- P.201-215.

141. Birabacher D. Rechte des Menschen oder Rechte der Natur?.//Personliche Freiheit. -Bern, Stuttgart, 1990.- P.61 -80.

142. Holms Rolston III. Conserving Natural Value. New York, 1994.- P. 204.

143. Holms Rolston III. Environmental ethics. New-York: Columbia University Press, 1994.

144. Irrgang B. Hat die Natur ein Eigenrecht auf Existenz //Philos/Jb.-97, H.2.-P.327-339.

145. Birabacher D. New foundations for environmental ethics // Dialectics and Humanism. 1990. -Vol. 17-№1-P.88-101.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.