Духовные универсалии раннего немецкого романтизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Васинева, Полина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 135
Оглавление диссертации кандидат наук Васинева, Полина Александровна
Оглавление
Введение
Глава 1. Соотношение индивидуального и всеобщего
в романтической традиции
1.1. Романтический герой как «универсальная личность»
1.2. Воля как основание романтической гносеологии
1.3. Онтологический статус одиночества в раннем немецком романтизме
Глава 2. Роль мистического в системе духовных универсалий раннего немецкого романтизма
2.1. Концепция «магического идеализма» Новалиса
2.2. Пророческая роль поэта и творчество
2.3. Религиозная «реформа» Ф. Шлейермахера
Глава 3. Эстетическая онтология раннего немецкого романтизма
3.1. Концепты «миф» и «мифотворчество» в романтической теории
3.2. Онтологический и гносеологический статус игры
3.3. Романтический принцип эстетизации жизни
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы2011 год, кандидат наук Куличихина, Марина Алексеевна
Религиозно-философская рефлексия в творчестве Э.Т.А. Гофмана2016 год, кандидат наук Храмушина София Игоревна
Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма2007 год, кандидат философских наук Криволапова, Юлия Константиновна
Романтическая концепция мифа и ее отражение в малой прозе Фридриха де ла Мотт Фуке2004 год, кандидат филологических наук Прощина, Елена Геннадьевна
Художественный мир Новалиса: философско-мистические аспекты2024 год, кандидат наук Чернявский Иван Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные универсалии раннего немецкого романтизма»
Введение
Диссертационное исследование посвящено историко-философскому осмыслению идей раннего немецкого романтизма, выявлению духовных универсалий, которые составляют содержание аксиологии романтической теории.
Духовные универсалии представляют собой всеобщие понятия, которые характеризуют ценностный мир эпохи. Их универсальность означает, что они могут повторяться в любой временной период. Мировоззрение содержит, в числе прочего, уникальный набор ценностей, которые, в свою очередь, составляют сущность каждой духовной универсалии. Таким образом, духовные универсалии помогают описать ценностный мир, аксиосферу эпохи, в данном случае - эпохи романтизма.
Романтизм в предлагаемом исследовании рассматривается как особый тип мироотношения, сложившийся в немецкой философии и культуре конца XVIII - первой четверти XIX века, который характеризуется системой духовных универсалий, определяющих аксиологическую картину мира и вариативно воспроизводящихся в последующей истории европейской культуры и философии. Романтическое мироотношение конституируется, с точки зрения автора, такими универсалиями как индивидуальное, мистическое и эстетическое, поскольку в первой из них определяется позиция личности, во второй -онто-гносеологический подход к пониманию бытия, в третьей - способ конструирования художественного образа мира и человека в нем.
В качестве материала для исследования используются литературные и философские произведения Новалиса, Ф. Шлегеля, Ф. Шлейрмахера как основоположников теории раннего немецкого романтизма. Положения философии Ф. В. Й. Шеллинга, во многом соотнесенные с романтическим мироотношением, также анализируются с позиций духовных универсалий.
Актуальность темы обоснована в социокультурном, теоретическом и практическом аспектах, поскольку названные универсалии романтического мироотношспия оказываются сегодня чрезвычайно важными для понимания положения индивида перед лицом кризисной динамики аксиосферных процессов и методологического плюрализма историко-философского дискурса. Теоретический аспект актуальности связан с обоснованием включенности романтической теории в историко-философский процесс.
Философия немецкого романтизма совершает, по сути, мировоззренческий переворот, связанный с активным включением принципа субъектности в процессы бытия и познания, который не мог не отразиться на последующем развитии историко-философской мысли. Посредством наследия немецких романтиков к XIX веку намечается ситуация, когда история философии условно подразделяется на две ветви своего развития: первая - традиция классической философии, которая в лице Гегеля обрела свою полноту и историческую завершенность. Вторая - собственно и есть романтическая, из которой вырастает вся современная философия, в чем, представляется, и есть главная заслуга философии немецкого романтизма.
Романтизм предложил для осмысления вопросы, которые в XIX -XX столетиях обретают свою самостоятельность в различных философских направлениях: понятие диалога (Я с необходимостью предполагает наличие Другого) получает развитие в трудах М. М. Бахтина, М. Бубера; жизнь является главным содержательным ядром философии жизни и в творчестве Ф. Ницше, Г. Зиммеля, А. Бергсона; понятие смерти «оживает» в трудах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера; проблемы любви исследуются Э. Фроммом, М. Шелером, Н. А. Бердяевым, В. В. Розановым; феномен одиночества является одной из ведущих тем
экзистенциальной философии. Ряд авторов1 отмечает преемственность идей Ф. Шлегеля во многих направлениях психологии XX века, а также в философии жизни и в экзистенциализме.
Фундаментальная роль, которую сыграла романтическая мысль в развитии историко-философского процесса, стала гуманитарным воплощением многоаспектное™ задач, которые стояли перед романтиками. Романтическая теория актуализировала вопросы, ставшие предметом исследования различных философских течений и литературных направлений современности.
Социокультурный аспект актуальности исследования связан с тем, что современный мир навязывает человеку утилитаристскую модель бытия в культуре и обществе, где ценность личности оказывается вторичной по отношению к достижению благ цивилизации. Утилитарные ценности представляются более удобными, доступными и приспособленными к современности. Тем не менее, количественное преобладание утилитаризма никак не говорит о его качественном приоритете. Романтическое во многом оказывается сильнее за счет внутреннего стремления к Абсолюту, связи с ним. Интенция человека романтического мировоззрения духовна по существу. В этом и выражается актуальность рассматриваемого вопроса, когда в эпоху утраты духовности романтические ценности могут стать спасительными для человека, возвысить его над своей природностью через устремленность к идеалу.
Формирование романтического мировоззрения происходило вне временных рамок эпохи романтизма. Это свидетельствует о нетождественности понятий «романтического» и «романтизма». Иными словами, можно говорить о существовании романтического вне романтизма (напр. см. Хачатуров С. Романтизм вис романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 192 с.). Особое мировоззрение или
1 См. например: Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994.
мироощущение, которое в конце XVIII столетия обозначилось как «романтизм», не всецело, но в частных аспектах характерно для различных эпох, что дает исследователям возможность говорить о связи романтизма с античностью (напр. см. Степанова А. С. Философия Стой как проект античного романтизма. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 160 е.), со Средневековьем (Чавчанидзе Д. JI. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М.: Изд-во МГУ, 1997. 296 е.).
Подобные исторические параллели и сравнения не противоречат пониманию романтизма как явления в культуре конца XVIII - начала XIX вв., которое возникло, культивируя традиции и ценности античного и христианского миров, и ориентировалось на богатое наследие прошлого, о чем пишет П. П. Гайденко: «Появилось сознание, которое с одинаковой достоверностью переживает как реальность природной религии греков, так и реальность сверхприродной религии христиан <...> Именно романтики благодаря своей бесконечной точки зрения смогли вжиться в столь противоположные воззрения, пережить столь несовместимые возможности, что по праву можно применить к ним евангельское изречение - они «приобрели весь мир»»2.
Ранний немецкий романтизм сформировал новую тенденцию в духовной культуре и философии, которую принято именовать «неклассической». В современной философии прослеживается влияние романтизма, в доромантический период мы можем говорить всего лишь о стихийных проявлениях романтической идеи: «Многочисленные «измы» двадцатого века - символизм, сюрреализм, экспрессионизм и последующие, обнимаемые в нашей критике всеобщим и неуловимым понятием «модернизм», - это по прямой линии потомки романтизма. Их многие - и подчас самые главные - теоретические постулаты легко к нему
2 Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: О миросозерцании Серена Киркегора. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. С. 133-134.
возводимы: поскреби «модерниста» - обнаружишь доброго старого романтика»3.
Такого рода ретроспекция в исследовании по истории философии возможна лишь тогда, когда мы разделяем романтическое и романтизм. Данная тенденция разделения не является новой, но современные исследования проблем романтизма необходимо должны учитывать ее. Так немецкий автор R. Safranski разделяет свою книгу «Romantik. Eine deutsche Affäre», изданную в 2009 году, на две части: о романтизме и о романтическом: «Романтизм - это эпоха. Романтическое - содержание духа, которое не ограничивается эпохой»4.
Романтическое в диссертационном исследовании рассматривается как система ценностей, свойственная эпохе романтизма, которая частично и стихийно воспроизводится в культуре. Иными словами, романтическое справедливо обозначить также как «романтическая идея» (см. Пшиготижев И. Ш. К истокам и судьбам романтической идеи в немецкой культуре и философии. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001. 65 е.). Согласно данному определению, возможно и необходимо прослеживать истоки романтизма через генезис и трансформацию идеи романтического как системы ценностей, отличающей период конца XVIII - начала XIX вв. в духовной культуре Германии.
Одним из сущностных отличий каждой исторической эпохи является устойчивость структуры утверждаемых ценностей. Ярким примером служит общеизвестный лозунг Великой французской революции «Liberté, Egalité, Fraternité», ставший квинтэссенцией мысли и устремлений эпохи Просвещения, содержащий в себе основные просветительские ценности. В аксиологических константах эпохи имплицитно содержится информация о мировоззрении и направлении научной и социо-культурной деятельности,
3 Карельский А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.: Советский писатель, 1990. С. 22.
4 Safranski R. Romantik. Eine deutsche Affäre. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt am Main, 2009. S. 12. (Перевод здесь и далее П. А. Васиневой)
духовных устремлениях человека рассматриваемого периода. В связи с этим становится возможным исследование эпохи через систему доминирующих ценностей.
Наибольший интерес в исследовании эпохи романтизма с позиций истории философии связан с тем, что ценности романтического с ее завершением не потеряли своей актуальности, а, наоборот, получили свое развитие в истории философской мысли Х1Х-ХХ столетий и оказываются значимыми для современного человека. Прежде всего, имеются в виду такие направления, как экзистенциализм, философия жизни, философия творчества, философская герменевтика.
Немецких романтиков отличает от мыслителей предшествующих эпох невозможность обособленного от жизни, лишь теоретического существования их идей. Мысли романтика отражают его ценности, следуя которым он и живет. Жизнетворчество оказывается романтичным по сути, а романтизм потому и имеет глубокое антропологически значимое измерение. Данная особенность дает возможность предположить, что именно поэтому романтическое как таковое живет и после самого романтизма, а влияние его идей прослеживается в философских исканиях с XIX века до наших дней.
Смена эпох характеризуется уточнением существующей картины мира5 посредством научных открытий, изменения социокультурного контекста, вследствие чего происходит перестраиванис аксиологической парадигмы за счет смены доминантных ценностей. Это не означает, что происходит создание новых ценностей. Наоборот, конкретная эпоха обусловливает выбор приоритетных аксиологических ориентиров, по которым можно судить об аксиосфере6 определенного периода. Например,
5 Под картиной мира понимается историко-философский и онто-гносеологической концепт, описывающий понимание мира как сущего для познающего субъекта. Подробнее об этом см. М. Хайдеггер «Время картины мира».
6 См. об этом: Валицкая А. П. Аксиосфера, содержание понятия и его инструментальный статус // Аксиосфера современности, философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик. СПб: Астерион, 2012. С. 5-14.
стремление к мистике характерно как для романтизма, так и для Средневековья; творчество мыслилось антропологическим атрибутом не только романтиками, но и философами эпохи Возрождения. Потому конкретные ценности, сформированные и постулируемые романтической эпохой, не являются ей одной присущими.
В переходные периоды актуальным становится разговор о ценностях, которые могут выступить единым социокультурным основанием для гармоничного существования общества и человека в нем. Именно ценности могут стать объединяющим фактором для общества, так как они являются отражением связи поколений и человечества в целом. Потому в нестабильное время как для человека, так и для общества происходит переоценка ценностей.
Переходные периоды характеризуются подъемом романтических настроений в обществе. История знает много примеров того, когда смена картины мира (что в целом есть не что иное, как переоценка ценностей, смена ценностной парадигмы) влекла за собой актуализацию романтической идеи. Достаточно вспомнить переход от античной картины мира к христианской. Пограничным явлением на этом этапе выступил неоплатонизм, в идеях Плотина наиболее ярко выразивший идею романтического. Другим показательным примером можно считать переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели мира в науке. Каждый раз подобный переворот в мировоззрении сопровождается сменой ценностей, борьбой за идеалы, противостоянием действительности и проявлением силы духа - всем тем, что объединяет в себе романтическая идея.
Показательные примеры дают возможность предполагать, что романтическое с его системой ценностей присуще любой переходной эпохе. XX век также может считаться подтверждением данного тезиса: мировые войны, революции и, как следствие, подъем романтических настроений. Подобное свойство романтического было отмечено
М. Горьким, но все же не совсем точно названо им при этом романтизмом: «Романтизм, как настроение, суть сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи...»7. С исследовательской позиции правильнее все же различать романтическое и романтизм как более широкое и более узкое понятия соответственно.
Великая Французская революция оказалась для XVIII века катализатором романтической идеи, после чего она смогла окончательно утвердиться и оформиться в кругах молодой йенской интеллигенции (В. Г. Вакенродер, А. В. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Ф. Шейермахер, Ф. В. Й. Шеллинг) как романтическое движение.
Объект исследования - философия раннего немецкого романтизма.
Предмет исследовании — духовные универсалии раннего немецкого романтизма: индивидуальное, мистическое, эстетическое.
Степень разработанности проблемы исследования
Интерес к исследованию проблем романтизма в отечественной науке хоть и носил спорадический характер, никогда не угасал полностью. Рефлексия об истоках и значении романтизма начинается уже с мыслителей-современников русской романтической традиции, к которым можно отнести, к примеру, В. Г. Белинского. Отражение романтической проблематики также можно найти в работах русских эмигрантов 1922 года8.
Основательное исследование в отечественной традиции представил в начале XX века В. М. Жирмунский («Немецкий романтизм и современная
7 Горький М. История русской литературы. М., 1939. С. 42. Цит. по: Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. С. Б.
8 Например, см. статью Ф. А. Степуна Немецкий романтизм и русское славянофильство // Русская мысль. М.( 1910. Год тридцать первый, кн. III. С. 65-91; Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994; Франк С. Л. Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера // Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Пер. с нем. И пред. С. Л. Франка. СПб.: АО «АЛЕТЕЙЯ», 1994. С. 6-41.
мистика»9). Книга в советский период по цензурным соображениям была забыта и не переиздавалась. По той же причине изучение романтизма стало возможным лишь с филологических позиций, то есть в ракурсе рассмотрения романтизма как направления в национальных литературах. Сильная филолого-лингвистическая школа советского периода10 отчетливо актуализировала и строго структурировала немецкое романтическое наследие для германистики, в связи с чем в отечественной науке сформировалась односторонность, стереотипность в исследованиях данной темы, еще не полностью преодоленная в современном российском научном мире. Исследование жанров литературы романтизма, специфики его форм выразительности позволило выделить в отечественной науке еще один аспект для исследования проблем романтизма - эстетический. Эстетике романтизма посвящены работы В. В. Ванслова, Е. А. Маймина, М. Ф. Овсянникова, П. С. Попова, М. И. Бента, А. Б. Ботниковой, А. Жуссэна. В них представлен комплексный эстетический анализ романтического наследия. Культура жизни, культура мысли и наследие немецкого романтизма наиболее полно раскрыта в работе Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии».
Сложившийся классический подход в изучении романтизма нарушают работы Р. М. Габитовой, 10. Л. Аркана, О. Б. Вайнштейн, Н. II. Мисюрова, Е. Н. Корниловой, И. Ш. Пшиготижева, в которых, прежде всего, актуализируется философия романтизма. Концепт «романтической философии» получает, вслед за исследованием Б. Рассела", самостоятельный статус метода философствования в неклассический и постнеклассический периоды истории философии.
9 В 1914 году выходит знаменитая работа «Немецкий романтизм и современная мистика», в которой автор в философском ключе описывает романтическую картину мира и описывает ее с позиции мистического видения обозначенной проблематики.
10 Берковский Н. Я. «Романтизм в Германии», А. В. Михайлов, А. В, Карельский, А. С. Дмитриев, В И. Грешных, Н. А. Гуляев, С. В. Тураев, И. В. Карташова.
11 Б. Рассел в «Истории западной философии» выделяет рационалистический и романтический векторы развития философии в Х1Х-ХХ вв. История философии данного периода развивается, таким образом, как оппозиция рационального и романтического начал.
Необходимо иметь в виду, что особенность исследования романтизма как литературного направления характерна для отечественной филологической традиции, в то время как в Германии романтизм в исследованиях наделяется социальным и политическим акцентами12. Это можно объяснить тенденциями развития и распространения самой романтической традиции и ее влияния на различные формы духовной деятельности людей. Романтизм в Германии возникает как реакция на социально-политическую ситуацию периода после Великой французской революции. Немецкая романтическая литература становится способом, а также результатом духовной борьбы за национальную идею, что особенно отразилось в гейдельбергский период творчества романтиков.
Для русского романтизма подобные патриотические мотивы также являются актуальными, но не ключевыми. Русский романтизм выразил себя по большей части зрелостью литературной формы в творчестве Жуковского, Пушкина, Гоголя и т. д. - поэтов и писателей, ставших классиками отечественной литературы наравне с Гете и Шиллером в Германии. Таким образом, в истории немецкой мысли, в отличие от российской, период становления классической литературы пришелся исторически на период предромантизма, выраженного движением «Бури и натиска».
Зачастую противоречивое осмысление наследия немецких романтиков можно встретить в уже работах современников: Г. Гейне, Жермены де Сталь, Гегеля.
Фундаментальные исследования в Германии по проблемам немецкого романтизма принадлежат следующим авторам: Р. Гайм,
12 В 1919 году выходит в свет книга Карла Шмитта «Политический романтизм», прочно связавшая данный термин с именем автора. Safranski R. Romantik. Eine deutsche Affare. Frankfurt am Main: Fischer Verlag GmbH, 2009. Ziolkowski Theodore Dresdner Romantik. Politik und Harmonie Heidelberg Universitatsverlag Winter, 2010. Ponomarev Alexey Der Nihilismus und seine Erfahrung in der Romantik: das Problem des Nihilismus in der deutschen und russischen Romantik aus kultur-komparatistischer Perspektive. Marburg: Tectum, 2010.
M. Франк, Г. Шульц. А также авторам работ, иепереведенных на русский язык: Ricarda Huch, Paul Kluckhohn, Lothar Pikulik, Rüdiger Safranski.
К числу современных исследователей в Германии, чьи работы последнего десятилетия заслуживают научного интереса, можно отнести Michael Weitz, Albert Meier, Lars-Thade Ulrichs, Birgit Fröhler, Roland Schiffter.
Традиция преемственности идей немецкого романтизма и русской философии отражена в работе Т. И. Липич, которая структурирует исследование как выявление диалога романтизма с культурным и философским пространством России в первой половине XIX века. Из более ранних работ по данной проблематике заслуживают внимания Ф. А. Степун, С. Л. Франк, 3. А. Каменский. Историософское значение немецкого романтизма и его важность для исторической науки выявляют исследователи И. М. Савельева, А. В. Полетаев.
Социальный аспект философии немецкого романтизма исследует 10. Л. Аркан. Заслуживают внимание также работы современных авторов Ф. П. Федорова, Н. А. Вишневской, Е. IO. Сапрыкиной, И. В. Карташовой, Л. Е. Семенова, И. Н. Лагутиной, В. И. Грешных, А. Л. Вольского, А. С. Дмитриева, А. В. Карельского, С. В. Турасва, С. Хачатурова. Представляющим научный интерес является современное исследование Д. Л. Чавчанидзе, где автором предпринимается попытка осмыслить искусство и творчество раннего романтизма во взаимосвязи с понятием об искусстве в период высокого Средневековья.
П. П. Гайденко при анализе эстетики Кьеркегора в работе «Трагедия эстетизма: О миросозерцании Серена Киркегора» и А. П. Валицкая в книге «Русская эстетика XVIII века» также затрагивают проблематику романтизма в историко-философском ракурсе.
Типология исследовательской литературы показывает, что при различных научных подходах романтизм понимается по-разному. Можно
выделить основные трактовки понятия романтизм в зависимости от его содержания:
1. Романтизм как историческая эпоха.
В этом случае романтизм есть определенный период в истории культуры, выдержанный в хронологии основных периодов. Данная трактовка не способна исчерпать все многообразие романтического феномена, а потому сильно снижается значимость данного подхода в истории мысли. Невозможно выделить непрерывность романтизма в исторической хронологии, а потому говорить о нем как о цельном периоде может оказаться затруднительной исследовательской задачей. Современный немецкий автор Ludwig Stockinger по этому поводу пишет, что «романтизм должен пониматься не как понятие эпохи, а как понятие для обозначения направления внутри эпохи»13.
Романтизм дробится и по времени, и по содержанию в зависимости от национальной окрашенности даже в пределах одной страны. Подобным образом дело обстоит с немецким романтизмом, для которого характерно деление и соответственно содержательное различение его на три периода: йенский, гейдельбергский и берлинский. Однако часто исследователи разделяют немецкий романтизм на два периода: ранний и поздний.
2. Романтизм как определенная форма рефлексии мирового духа на влияние общественно-политической ситуации современности.
Буржуазные революции в Европе, и, в первую очередь, Великая французская 1789 года явились ярким следствием, проявлением переворота, произошедшего в сознании человека.
Иррациональное не значит неразумное, это не то, что противостоит разуму. Иррациональное - это тоже рациональное, только непризнающее за разумом тотального господства. Это необходимо учитывать, так как мы говорим о зарождении нового типа рациональности, что является важным
13 Ludwig Stockinger Die ganze Romantik oder partielle Romantiken? // Einheit der Romantik? zur Transformation frühromantischer Konzepte im 19. Jahrhundert. - Paderborn ; München [u.a.], Schöningh, 2009. 234 S.
нс только для исследования романтической мысли, по и для философии науки в целом: «Экспансия иррационального в романтической философской тенденции одновременно стала и одним из способов утверждения нового постклассического типа рациональности»14.
Романтизм как раз и представляет собой оборотную сторону ratio. Он исходит из стихийного понимания жизни, свободы, потому и выражает открыто свое критическое отношение к Просвещению как к стороннику тотального рационализма.
К. Манхейм в «Консервативной мысли» рассматривает романтизм как явление-реакцию на «идентичные обстоятельства и проблемы, связанные с рационализированным миром капитализма, отчасти же как результат вторичных идеологических влияний. Основная причина этого распространенного исторического явления, таким образом, общая и состоит в общем сходстве глобальной ситуации в различных странах Запада»15.
В исследовании Т. Л. Шумковой встречается трактовка романтизма как типа культурного сознания.
В рамках рассматриваемого истолкования можно вслед за Н. А. Гуляевым определить романтизм как миропонимание: «Романтизм есть не что иное, как определенное миропонимание, как концепция жизни, гуманистическая в своей основе <...> Подлинные романтики возвеличивают духовные, человеческие ценности, защищают их от поругания в условиях феодального и буржуазного общества, в котором все зиждется на материальном расчете и человек оценивается по титулу, богатству, а не по своим моральным, духовным качествам»16. 3. Романтизм как литературно-философская школа.
" Аркан Ю. Л. Очерки социальной философии романтизма. Из истории немецкой консервативно-романтической мысли. СПб., 2003. С. 78.
15 Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер с нем. и анг. М.: Юрист, 1994. С. 577-578.
16 Гуляев H.A. Системность в романтизме и ее основа // Миропонимание и творчество романтиков. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1986. С. 4.
«
Данный подход рассматривает романтизм исключительно как определенную академическую школу, с прекращением существования которой романтизм как явление культуры исчезает. Этот взгляд принадлежит ранним исследователям наследия романтиков: наиболее значительный пример подобного подхода - книга Рудольфа Гайма «Романтическая школа», написанная в 1870 году. Автор рассматривает романтизм лишь как краткое по времени конкретное образование в культуре Германии, которое ограничено деятельностью кружка йенских романтиков. Сходную точку зрения мы можем обнаружить у отечественного исследователя Н. Я. Берковского в книге «Романтизм в Германии».
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Зарождение и формирование теории романтизма в литературных изданиях Германии: 1791-1803 гг.2007 год, кандидат филологических наук Силецкая, Ольга Анатольевна
Учение о культуре в философии ранних немецких романтиков2018 год, кандидат наук Черничкина, Анна Андреевна
Пародия на втором этапе немецкого романтизма2004 год, кандидат филологических наук Стрельцова, Галина Вячеславовна
Романтическое в духовной культуре человека: экспликация философско-экзистенциальной сущности2010 год, кандидат философских наук Хабибулина, Лилия Фэатовна
Традиции немецкого романтизма в русской постмодернистской прозе: на материале произведений Саши Соколова и Виктора Пелевина2013 год, кандидат наук Дмитриенко, Иван Константинович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васинева, Полина Александровна, 2014 год
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Образ античности. - СПб.: Азбука-классика, 2004. -480 с.
2. Аристотель Поэтика // Сочинения в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. -830 с.
3. Аркан Ю. JI. Идеи романтизма как тенденция немецкой философии XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2005, вып. 2. С. 52-58.
4. Аркан Ю. JI. Очерки социальной философии романтизма. Из истории немецкой консервативно-романтической мысли. - СПб.: «Наука», 2003.-380 с.
5. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М.: Едиториал УРСС, 2004.-312 с.
6. Аствацатуров А. Г. Поэзия. Философия. Игра. - СПб.: Геликон Плюс, 2010.-496 с.
7. Банковская Н. П. Типология романтического мышления : Авторсф. дис. на соиск. учен. степ, д.филол.н. Спец. 10.01.08 /Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. - Киев, 1991. - 32 с.
8. Бент М. И. Гете и романтизм (проблема личности в «Фаусте» и драматургии Генриха Клейста). Учебное пособие по спецкурсу. -Челябинск: Челяб. гос. унив., 1986. - 71 с.
9. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 120 с.
10. Бердяев П. А. Философия свободного духа. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.-416 с.
11. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - СПб.: Азбука-классика, 2001.-511 с.
12. Берлин И. Апофеоз романтической воли (Восстание против мифа об идеальном мире) // Берлин И. Подлинная цель познания.
Избранные эссе / Пер. с англ. и комментарии В. В. Сапова. - М.: Канон+, 2002. - 800 с. С. 666-702.
13. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово: АЛЕФ, 1992.-96 с.
14. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 347 с.
15. Ботникова А. Б. Романтическая ирония и преодоление монологизма // Филологические записки Воронежского гос. ун-та. - Воронеж: Воронеж, ун-т, 2000. - Вып. 14. - С. 108-114.
16. Вайнштейи О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. - М.: [б. и.], 1994. - 80 с.
17. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. -263 с.
18. Валицкая А. П. Аксиосфера: содержание понятия и его инструментальный статус // Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик. - СПб.: Астерион, 2012. - С. 5-14.
19. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. - М.: Искусство, 1983.-238 с.
20. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М.: «Искусство», 1966. -404 с.
21. Варина В. Г. Проблемы философии языка в эпоху немецкого романтизма второй половины XVIII первой половины XIX вв. -М., 1987.-48 с.
22. Виндельбанд В. История повой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. - М.: Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. - Т. 2. От Канта до Ницше. - 512 с.
23. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. - М.: Юрист, 1995.-687 с.
24
25
26
27
28
29
30
31
32,
33,
34,
35,
36.
37,
Вольский A. JI. Герменевтика символа «голубой цветок» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 81,2008. С. 168-175.
Вольский A. JI. «Фрагменты» Новалиса: поэтическое познание универсума // Новалис. Фрагменты. - СПб.: «Владимир Даль», 2014.-319 е., с. 5-52.
Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлип, Шлейермахер. - М.: Наука, 1989. - 160 с.
Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). - М.: Наука, 1978. - 288 с.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. -367 с.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704 с. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: О миросозерцании Серена Киркегора. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 248 с. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979.-288 с.
Гайм Р. Романтическая школа: вклад в историю немецкого ума / Пер. с нем. В. Неведомского. - СПб.: Наука, 2006. - 893 с. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство. 1971. - Т. 3. -621 с.
Гейне Г. Романтическая школа // Собр. соч.: В 6т. - М., 1982. -Т. 4.-590 с.
Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 232 с. Гейне Г. Путевые картины // Собрание сочинений в 10-ти т. - М., 1957. - Т. 4.-523 с.
Гельдерлин И. X. Ф. Гиперион. Стихи. Письма. - М.: Наука, 1988. -717с.
38. Гельдерлин И. X. Ф. Сочинения. -М.: Худож. лит., 1969. - 543 с.
39. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.-703 с.
40. Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. -Калининград, 1995.- 91 с.
41. Грешных В. И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. - Калининград: Изд-во КГУ, 2001. - 406 с.
42. Грешных В. И. Немецкий романтизм: Структура художественного мышления: Учеб. пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 88 с.
43. Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 144 с.
44. Гринцер П. А. Образ Индии в немецком романтизме // Arbor mundi: Мировое древо. Вып. 3 - М.,1994. - 208 с, с. 98-132.
45. Гуляев Н. А. Системность в романтизме и ее основа // Миропонимание и творчество романтиков. Межвузовский тематический сборник научных трудов. - Калинин: Калининский гос. ун-т, 1986.- 155 е., с. 3-26.
46. Гуляев Н. А. Теория романтизма в эстетике Гегеля // Романтизм в русской и зарубежной литературе. Межвузовский тематический сборник. - Калинин: Калининский государственный университет, 1979,- 187 е., с. 3-12.
47. Дмитриев А. С. В.-Г. Вакенродер и немецкие романтики // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. -263 с.
48. Дмитриев А. С. Проблемы йенского романтизма. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. -263 с.
49. Дубровина И. M. Проблема романтики и ее освещение в советском литературоведении и критике. Пособие по спецкурсу. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977,- 112 с.
50. Жизнь и смерть в литературе романтизма: оппозиция или единство? / Рос. акад. паук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН; Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-432 с.
51. Жирмунская Н. А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - 464 с.
52. Жирмунский В. М. Гейне и романтизм // Русская мысль. № 5 -1914.
53. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / Предисловие и комментарии А. Г. Аствацатурова. - СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. - 232 с.
54. Жуссэн А. Романтизм и эволюция творчества. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 160 с.
55. Иванов В. И. О Новалисе // Arbor mundi: Мировое древо. Вып. 3 -М., 1994.-208 с, с. 169-190.
56. Исупов К. Г. Избранничество (из авторского словаря "Космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие. №1, 2008. С. 185-188.
57. Исупов К. Г. Космос русского самосознания. Я // Общество. Среда. Развитие. №2(27), 2013. С. 257-261.
58. Исупов К. Г. Одиночество (из авторского словаря "Космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие. №4, 2009. С. 187-189.
59. Исупов К. Г. Паломничество (из авторского словаря "Космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие. №4, 2009. С. 189-191.
60. Исупов К. Г. Универсалии культуры (из авторского словаря "Космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие. №2, 2012. С. 242-243.
61. Исупов К. Г. Эстетизм (из авторского словаря "Космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие. №4(25), 2012. С. 275-277.
62. Каменский 3. Л. Московский кружок любомудров. - М.: Наука, 1980.-327 с.
63. Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. - М.: Медиум, 1992.-336 с.
64. Карельский А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. — М.: Советский писатель, 1990. -400 с.
65. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы о истории западных литератур. Вып. 3: Немецкий Орфей / Сост. А. Б. Ботникова, О. Б. Вайнштейн. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007.-608 с.
66. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. -М.: Эксмо, 2008.-864 с.
67. Карлейль Т. Новалис: Литературный этюд // Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб.: Евразия, 1995.-С. 191 -239.
68. Карташова И. В. Этюды о романтизме. - Тверь: Тверской государственный университет, 2002. - 2-е изд., доп. - 189 с.
69. Кассирер Э. Философия Просвещения / Пер. с нем. - 2-е изд. - М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. -400 с.
70. Корнилова Е. Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.-447 с.
71. Корольков A.A. Антропоцентризм философии А. И. Герцена // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 156. - СПб., 2013. - С. 1419.
72. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 739 с.
73. Корольков А. А. Органика культуры. - Бийск: Издательский дом «Бия», 2011. -332 с.
74. Кострова О. А. Современный дискурс о немецком романтизме (преимущественно на материале России и Германии) // Предромантизм и романтизм в мировой культуре: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-лстию профессора Игоря Владимировича Вершинина: В 2 т. - Т. 1. -Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 210 е., с. 147-153.
75. Котляревский Н. А. Девятнадцатый век: Отражение его основных мыслей и настроений в словесном художественном творчестве на западе. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 304 с.
76. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. - СПб.: "Эйдос", 1992. - 160 с.
77. Культура и ценности. Сборник научных трудов. - Тверь: Тверской государственный университет, 1992. - 151 с.
78. Кьеркегор С. О понятии иронии / пер. А. Коськовой, С. Коськова // Логос. 1993. № 4. С. 176-198.
79. Лагутина И. Н. «...Пространством и временем полный...»: раннеромаптический художник в поисках идентичности (По роману Новалиса «Генрих фон Офтердинген») // Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - М.: Наука, 2005. -с. 36-50.
80. Лагутина И. Н. Философия смерти и «художественное учение о бессмертии» в раннем немецком романтизме: Новалис «Гимны к
ночи» // Жизнь и смерть в литературе романтизма: Оппозиция или единство? - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-432 с. С. 142-143.
81. Лазарев В. В., Pay И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. - М.: Наука, 1991. - 160 с.
82. Лазарев В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М.: Наука, 1990.- 173 с.
83. Липич Т. И., Липич В. В. Романтические традиции в контексте художественного мировоззрения славянофилов // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / [С. Э. Алескерова, Н. Б. Андренов, Т. А. Бахор и др.]; под общей ред. О. И. Кирикова. - Книга 16. - Воронеж: ВГПУ, 2008.-359 е., с. 100-110.
84. Липич Т. И. Философско-литературный диалог в культурном пространстве России и Германии I половины XIX века: монография / Т.Н. Липич. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. -256 с.
85. Лосев А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966. С. 54-84.
86. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб Республика, 1999. - 400 с.
87. Литературная теория немецкого романтизма. Под ред. Н. Я. Берковского. - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. -333 с.
88. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под. ред. А. С. Дмитриева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 639 с.
89. Лукач Г. О романтической философии жизни: Новалис// Душа и формы. Эссе. - М.: «Логос-Альтера» "Eccehomo", 2006. - 264 с.
90. Луков Вл. А. Предромантизм. - М.: Наука, 2006. - 683 с.
91. Маймин Е. А. О русском романтизме. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1975. - 240 с.
92. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. -М.: Юрист, 1994.-700 с.
93. Мегрон Л. Романтизм и нравы / предисловие И. Игнатова: пер. с фр. / Луи Мегрон ; предисл. И. Н. Игнатов. - Москва: Современные проблемы: Типография "Московское печатное п-во", 1914 - XI, 468 с.
94. Милюгина Е. Г. О мифотворчестве романтиков. К вопросу об универсализме романтического художественного мышления // Романтизм в литературном движении. Сборник научных трудов. -Тверь: Тверской государственный университет, 1997. - с. 33-44.
95. Мисюров Н. Н. Искушение кровью и почвой. Немецкий романтизм от литературной теории к идеологической доктрине постромантической эпохи: Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000.-394 с.
96. Мисюров Н. Н. «Истинная Церковь» немецких романтиков. Новая страница в истории романтической школы в Германии: Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 1998. - 136 с.
97. Мисюров Н. Н. Национальная идея - социально-философский итог самоопределения немецкого духа: Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 127 с.
98. Михайлова М. В. Классический текст как личное бытие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - СПб., 2011. -Т. 12-Вып. 1.-С. 257-271.
99. Михайлова М. В. Эстетика классического текста: Монография. -СПб.: Алетейя, 2012.-280 с.
100. Монастырская И. А. Ф. В. Й. Шеллинг и немецкие романтики в России (конец XVIII - первая половина XIX в.) // Немцы в России: российско-немецкий диалог. Сб. статей. Отв. ред. Г. И. Смагина. -СПб., 2001.-С. 220-240.
101. Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. -М: Наука, 1990. -208 с.
102. Новалис. Гейприх фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб.: Евразия, 1995. - 240 с.
103. Новалис. Гимны к ночи / Пер. с нем. - М.: Энигма, 1996. - 192 с.
104. Новалис. Ученики в Саисе: магические романы и философические фрагменты / Новалис; [пер. с нем. Г. Петников]. - СПб.: ООО «Издательский дом «Леонардо», 201 1. - 352 с.
105. Новалис. Фрагменты. - СПб.: «Владимир Даль», 2014. - 3 19 с.
106. Овсянников М. Ф. Искусство как игра // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 2. 1996. С. 84-88.
107. Овсянников М. Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм // Шеллинг Ф. В. Философия искусства. - М.: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1966.-496 с. С. 19-43.
108. Пёггелер О. Гегель и немецкий романтизм сегодня // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под. ред. Козловски П. и Соловьева Э. Ю.; Пер. с нем. А. В. Кричевского, П. П. Гайденко, Е. Л. Петренко. - М.: Республика, 2000. - 383 с. С. 322-334.
109. Пивоев В. М. Ирония как феномен культуры. - Петрозаводск: [б.и.], 2000. - 106 с.
110. Попов П. С. Состав и генезис «Философии искусства» Шеллинга // Шеллинг Ф. Философия искусства. М., «Мысль», 1966. - 496 с. С. 5-18.
111. Предромантизм и романтизм в мировой культуре: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию профессора Игоря Владимировича Вершинина: В 2 т. - Т. 1. -Самара: Изд-во СГПУ, 2008.-210 с.
112. Предромантизм и романтизм в мировой культуре: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию профессора Игоря Владимировича Вершинина: В 2 т, - Т. 2. -Самара: Изд-во СГПУ, 2008.-218 с.
113. Проблемы романтизма. Сборник статей. - М.: Издательство «Искусство», 1967. - 360 с.
114. Проблемы романтизма. Сборник статей. — М.: Издательство «Искусство», 1971. - 304 с.
115. Пшиготижев И. Ш. К истокам и судьбам романтической идеи в немецкой культуре и философии. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001. -65 с.
116. Рассел Б. История западной философии. - М.: ACT, 2010. - 831, [1]с.
117. Ратцингер И. (Бенедикт XVI) Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. - М.: Библсйско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 163 с.
118. Ретюнских JI.T. Игра как она есть или онтология игры. - М.: МПГУ; Липецк: Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 1997. -143 с.
119. Ретюнских Л. Т. Философия игры. - М., 2002. - 256 с.
120. Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина; Ип-т мировой литературы им. А. М. Горького. -М.: Наука, 2005.- 398 с.
121. Романтизм в литературном движении. Сборник научных трудов. -Тверь: Тверской государственный университет, 1997. - 156 с.
122. Романтизм в русской и зарубежной литературе. Межвузовский тематический сборник. - Калинин: Калининский государственный университет, 1979. - 187 с.
123. Романтизм: грани и судьбы: Учен. зап. НИУЛ КИПР ТвГУ. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 4. - 200 с.
124. Рорти Р. Универсализм, романтизм, гуманизм. / Пер. с англ. С. Д. Серебряного. - М.: РГГУ, 2004. - 56 с.
125. Рэнд А. Романтический манифест: Философия литературы / Айн Рэнд; Пер. с англ. -М.: Альпина Паблишер, 2011. - 199 с.
126. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и интуиция: наследие романтиков. Препринт WP/2003/06 - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 52 с.
127. Сапрыкина Е. Ю. Введение. У границы «безвестного края» // Жизнь и смерть в литературе романтизма: Оппозиция или единство?-М: ИМЛИ РАН, 2010.-432 с.
128. Сергеев В. В., Милюгина Е. Г. Система ценностей в романтической концепции человека // Культура и ценности. Сборник научных трудов. - Тверь: Тверской государственный университет, 1992. - 151 е., с. 67-76.
129. Соколов А. М. Горизонт романтизма в европейском самосознании // Credo New. 2002. - № 2. (http://credonew.ru/content/view/277/54/)
130. Соколов А. М. Истоки философского традиционализма // Психология и экономика. Т. 3. №1. - Саратов: Саратовский социально-экономический (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 2010. С. 66-73.
131. Соколов А. М. Национальная традиция: стиль и структура. - СПб.: Наука, 2010.-284 с.
132. Степанова А. С. Философия Стой как проект античного романтизма. - LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 160 с.
133. Степун Ф. А. Немецкий романтизм и русское славянофильство // Русская мысль. - М., 1910. - Год тридцать первый, кн. III. - с. 6591.
134. Столович Л. Н. Искусство и игра. - М.: Знание, 1987. - 64 с.
135. Столович JI. Н. Природа эстетической ценности. - М.: Политиздат, 1972.-271 с.
136. Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма: Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-240 с.
137. Темница и свобода в художественном мире романтизма: научное издание / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН; Отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. -351 с.
138. Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 408 с.
139. Тутаринова Н. И. Теория йенского романтизма в концепции трагического В. И. Иванова // Три века русской литературы. Выпуск 2. С. 72-92.
140. Турасв С. В. Гете и его современники. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. -238 с.
141. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. - М.: Наука, 1983. -255 с.
142. Тураев С. В. Революция во Франции и немецкая литература. - М.: «Наследие», 1997.-215 с.
143. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. - М.: МИК, 2004. - 368 с.
144. Федоров Ф. П. Человек в романтической литературе: учебное пособие / Ф. П. Федоров. - Рига: Латв. гос. ун-т, 1987. - 118 с.
145. ФилипповА. Политический романтизм Карла Шмитта // Социологическое обозрение. Т. 9. № 1, 2010. - С. 66-74.
146. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации / И. Г. Фихте; пер. А. А. Иваненко. - СПб.: Наука, 2009. - 349 с.
147. Флоренский П. Обратная перспектива // Избранные труды по искусству. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с.
148. Фокин И. JI. Philosophus teutonicus. Якоб Бёме: возвещение и путь немецкого идеализма. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2014.-640 с.
149. ФохтУ. Р. Некоторые вопросы теории романтизма // Проблемы романтизма: Сб. науч. тр. М., 1967. С. 91.
150. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М.: Наука, 1989.-576 с.
151. Франк С. Л. Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера // Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Пер. с нем. И пред. С. Л. Франка. -СПб.: АО «АЛЕТЕЙЯ», 1994.-432 е., с. 6-41.
152. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии/ Перевод и примечания А. В. Чусова // Логос. - 1991. - № 1. - С. 37-47.
153. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики (параграф 2: Определение философии из нее самой по путеводной нити изречения Новалиса) // Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем.; Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. -СПб.: Наука, 2007.-621 с.
154. Хачатуров С. Романтизм вне романтизма. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.-192 с.
155. Хейзинга Й. Homo ludens / Человек играющий / Пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.-384 с.
156. Хренов Н. А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры// Общественные пауки и современность. 2001. №2. С. 167-180.
157. Хренов Н. А. "Человек играющий" в русской культуре. - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.
158. Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. - Уфа: изд-во Башкирского ун-та, 1985. - 80 с.
159. Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. - Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1984.- 171 с.
160. Чавчанидзе Д. Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. - М.: Изд-во МГУ, 1997.-296 с.
161. Чиндин И. В. Даниил Андреев: эволюция романтической мистики // Философия человека: Сборник научных трудов / Научн. Ред.: П. С. Гуревич, Н. К. Поздняков,- Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. -654 е., с. 574-590.
162. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1987. - 637 с.
163. Шеллинг Ф. В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах; Бруно, или О божественном и естественном начале вещей. Разговор: Пер. с нем. / Предисл. П. И. Новгородцева. Изд. 2-е. - М.: Кешжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 176 с.
164. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. -496 с.
165. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании// Собр. соч. в 7 томах. Т. 6. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 791 с.
166. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. / Вступ. статья, пер. с нем. Ю. И. Попова; Примеч. Ал. В. Михайлова и Ю. И. Попова. - М.: Искусство, 1983. - 479 с.
167. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 2. / Вступ. статья, пер. с нем. 10. Н. Попова; Примеч. Ал. В. Михайлова и Ю. Н. Попова. -М.: Искусство, 1983.-448 с.
168. Шлейермахер Ф. Герменевтика / Перевод с нем. А. Л. Вольского. Научный редактор Н. О. Гучинская. - СПб.: «Европейский Дом», 2004.-242 с.
169. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - М. - К.: «REFL-Ьоок» - «ИСА», 1994. - 432 с.
170. Шумкова Т. JI. Романтизм в Германии и России: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2001. - 174 с.
171. Эстетика немецких романтиков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-575 с.
172. Янчевская А. Ю. О религиозности ранних йенских романтиков // Романтизм в литературном движении. Сборник научных трудов. -Тверь: Тверской государственный университет, 1997. - с. 44-50.
173. Adler Hans Autonomie versus Anthropologie: Schiller und Herder // Monatshefte, Vol. 97, No. 3, Begegnungen Mit Schiller / Encounters with Schiller (Fall, 2005), University of Wisconsin Press, pp. 408-416.
174. Ästhetik des Charakteristischen. Quellentexte zu Kunstkritik und Streitkultur in Klassizismus und Romantik. - Göttingen [u.a.], V & R Unipress [u.a.], 2008.-255 S.
175. Bauer Manuel Schlegel und Schleiermacher. Frühromantische Kunstkritik und Hermeneutik. - Paderborn; München [u.a.]: Schöningh, 2011. -378 S.
176. Benjamin Walter Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik II Benjamin Walter Gesammelte Schriften, Band 1. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991.-1275 S„ S. 7-123.
177. Berning Vincent Die Idee der Person in der Philosophie: ihre Bedeutung für die geschöpfliche Vernunft und die analoge Urgrunderkenntnis von Mensch, Welt und Gott ; philosophische Grundlegung einer personalen Anthropologie. - Paderborn; München [u.a.]: Schöningh, 2007. - 576 S.
178. Das neue Licht der Frühromantik. Innovation und Aktualität frühromantischer Philosophie. - Paderborn; München [u.a.]: Schöningh, 2009.-228 S.
179. Emotionen in der Romantik. Repräsentation, Ästhetik, Inszenierung ; Salzburger Kolloquium der Internationalen Arnim-Gesellschaft. -Berlin [u.a.], de Gruyter, 2012. - 275 S.
180. Die Lesbarkeit der Romantik: Material, Medium, Diskurs. - Berlin de Gruyter, 2009. - 343 S.
181. Einheit der Romantik? Zur Transformation frühromantischer Konzepte im 19. Jahrhundert. - Paderborn; München [u.a.]: Schöningh, 2009. -234 S.
182. Frank Manfred Auswege aus dem deutschen Idealismus. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2007.-480 S.
183. Frank Manfred "Unendliche Annäherung": die Anfänge der philosophischen Frühromantik. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997. -959 S.
184. Fröhler Birgit Seelenspiegel und Schatten-Ich. Doppelgängermotiv und Anthropologie in der Literatur der deutschen Romantik. - Marburg: Tectum-Verl., 2004. - 368 S.
185. Guarda Sylvain Hölderlins Kinderspiel "Hyperion": Ideologiekritik oder Wahnvorstellung? // Monatshefte, Vol. 99, No. 1 (Spring, 2007), University of Wisconsin Press, pp. 63-77.
186. Halmi Nicholas The Genealogy of the Romantic Symbol. - Oxford: Oxford University Press, 2007. -216 p.
187. Hecht W. Deutsche Frühromantiker. - Leipzig: VEB Bibliografisches Institut, 1983. - 140 S.
188. Hojfmeister Gerhart Deutsche und europäische Romantik. - Stuttgart: Metzler, 1990.-242 S.
189. Horwitz Hugo Das Ich-Problem der Romantik. Die historische Stellung Friedrich Schlegels innerhalb der modernen Geistesgeschichte. -München, Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1925. - 111 S.
190. Kultur-Schreiben als romantisches Projekt. Romantische Ethnographie im Spannungsfeld zwischen Imagination und Wissenschaft. -Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012. - 300 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.