Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Куличихина, Марина Алексеевна

  • Куличихина, Марина Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 225
Куличихина, Марина Алексеевна. Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Саратов. 2011. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куличихина, Марина Алексеевна

Оглавление

Введение

Глава I. Тело-машина: искусственное тело

Механистическое тело у Декарта и Ламетри 20 Тело-машина и тема искусственного человека. Автоматы -

реальные и художественные

Части тела

Тело-машина в немецком романтизме

Глава II. Тело как знак. Романтическая физиогномика

Физиогномика

Тело-знак в немецком романтизме

Глава III. Тело как организм

Тело-микрокосм

Месмерическое тело: на пороге психосоматики

Заключение

Библиография

Приложения

1. Современные подходы к проблеме тела и телесности в литературоведении

2. Тело художника в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»

3. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы»

ВВЕДЕНИЕ

Культура романтической эпохи переосмысляла все традиционные представления европейской цивилизации и открывала новые пути для развития человечества. Ее центральная проблема - человек, абсолютные смыслы и истины его жизни, восхищение его безграничным потенциалом и боль за умаление человека в современном мире, пролагание новых путей существования человека, общества, искусства и науки.

Романтическая эстетика, сформулированная Ф.Шеллингом в полемике с И.Г. Фихте и развитая на почве литературы Ф.Шлегелем, исходит из реальности абсолютного, божественного начала, которое вмещает в себя бесконечность всего сущего. Абсолют является человеческому восприятию во всех феноменах реального мира, который изменчиво, динамично воплощает абсолютный разум: «разум непосредственно объективируется лишь через организм»,1 - утверждает Шеллинг. Представление о мире как о едином сложном организме, в котором все взаимосвязано, пронизано жизнью, в первую очередь отличает романтиков от их предшественников-просветителей с их уподоблением мироздания сложному механизму. О сложности философского понимания организма Шеллинг в «Философии искусства» (1802-1805) пишет: это «нечто неразличимое, где сущность и форма совпадают: сущность неотделима от формы и форма от сущности. Таков организм, ибо его сущность как организма неотделима от устойчивости формы, а кроме того, бытие в нем абсолютно равно деятельности, а утвержденное - утверждающему».2 Аналогично через понятие неразличимости он конструирует концепцию человека: «Неразличимость же организма и разума или единое, в котором

1 Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966. С.82.

2 Там же. С.77-78.

абсолютное объективируется в равной мере реально и идеально, есть человек. Итак, бог, поскольку он имеет отношение к человеку через идею, или вечное понятие, или, иначе говоря, вечное понятие самого человека, пребывающее в боге, есть то, что созидает произведение искусства. А идея человека есть не что иное, как сущность или по-себе-бытие самого человека, которое объективируется в душе и теле и, следовательно, непосредственно соединяется с душой».3

Романтическая антропология устремляется в сторону размышлений об органической природе человека, о неразрывном единстве и взаимообусловленности тела и души, о способах проявления духа в жизни тела.

Язык романтической философии заимствует понятия из языка бурно развивающейся медицины, из языка естественных наук, как это видно в «Афоризмах об искусстве» (1801) Йозефа Гёрреса. Сторонник эмпирического познания, он понимал человека как точку опосредования между миром неорганической природы и миром Ума (духа), как конструирование химического в духовном: «человек - это межевой знак на границе двух миров [внешнего и внутреннего], он сообщается с тем и иным миром, он соединяет тот и другой».4 Гёррес создает свою оригинальную теорию работы органов чувств, любви как способа достижения прекрасного равновесия для всех трех сторон человека - тела, души и духа.3 Его эстетика выстраивается, исходя из принципа универсальных аналогий, пронизывающих бытие, как неизбежное проявление тех же законов жизни человеческого организма в сфере искусства.

Показательным для романтического мышления о природе и организме стал трактат Г.Г. Шуберта «Воззрения на ночную сторону естествознания»

3 Там же. С. 160.

4 Гёррес, Й. Афоризмы об искусстве. / Пер. с нем. А.В.Михайлова. // Эстетика немецких романтиков. М.,1987. С.74.

5 Распространению трёхчастной концепции человека (тело-душа-дух) в немецкоязычном пространстве способствовало учение Парацельса, см.об этом Paracelsus. Mikrokosmos und Makrokosmos: okkulte Schriften. München, 1989, подробнее мы обратимся к этой теме в разделе «Тело-микрокосм».

(1808)6 с его пафосом отрицания рациональной, «дневной» стороны существования современного человека и призывом к возврату к целостности природного космоса. В попытке вернуть гармонию человека с природой Шуберт отчасти приближается к современным концепциям сознания и бессознательного, особенно когда рассуждает о «ночной» стороне человеческой жизни, в том числе о жизни тела, но в отличие от Гёрреса, Шуберт не дает своим рассуждениям значимых эстетических выходов, так же как нет их в сочинениях чистого «естественника» И.В.Риттера,7 чье имя также часто возникает в современных историях трансформаций телесности в начале девятнадцатого века.

Беспредельность, трансцендентность романтической эстетики определила неканонический облик романтической поэтики. Дух свободного поиска, синтез философствования с художнической интуицией проявились, в частности, в романтической концепции человека, которая во множестве вариантов переосмысляет традиционную христианскую дихотомию «душа - тело».

Многочисленные историки немецкого романтизма по-разному оценивали и осмысляли образы тела в литературе эпохи.

Начнем с богатой отечественной традиции, из которой мы заимствуем общие положения о характере и периодизации немецкого романтизма, представления о специфике творчества его крупнейших представителей.

Исследование немецкого романтизма было одним из важнейших направлений в огромной сфере научных интересов В.М. Жирмунского. В

6 О Шуберте по-русски см.: Бент М.И. «Последняя глава всемирной истории»: натурмистицизм Г.Г.Шуберта и становление позднеромантического сознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

//hiti")://'wwwJib.csu.ru/vch/2/1999.......02/018.pdf; Лахман P. Дискурсы фантастического. М., 2009. С.

248-250.

7 О связях Риттера с романтической философией см.: Wetzels, Walter D. Johann Wilhelm Ritter: Romantic Physics in Germany // Romanticism and the Sciences. Eds. Andrew Cunningham and Nicholas Jardine. Cambridge University Press, 1990. Pp. 199-212; Deeney. Noel. The Romantic Science of J. W. Ritter//The Maynooth Review Vol. 8, (May, 1983). Pp. 43-59. Stable URL: http://www.jstor.org/stable/20556963

g

ранней монографии «Немецкий романтизм и современная мистика» (1914) преимущественно на материале йенского романтизма В.М. Жирмунский ведет психологическое исследование основы романтизма - мистического чувства, которое он определяет как «живое чувство присутствия бесконечного в конечном».9 О теле и плоти у романтиков соответственно речь идет только в плане понимания ими мира как «божественной плоти, божественного организма».10 По поводу философии Шеллинга исследователь замечает, что у него «мир развивается в Боге, как божественное тело, от бессознательного существования к человеческому сознанию».11 Говоря о полноте чувственного восприятия жизни у ранних романтиков и о романтической любви как воплощении этой полноты, Жирмунский противопоставляет им «аскетизм», недоверие к чувственно-материальному поздних романтиков, в частности, Гофмана.

Н.Я. Берковский в «Романтизме в Германии» (1973)12 показывает путь романтизма от индивидуальности до обезличивания, потери идентичности. Его интереснейшие замечания о репрезентации тела у Клейста, Гофмана и Арнима, отчасти на материалах тех произведений, которые не будут затронуты в нашем исследовании, носят, однако несистемный характер. Так, например, исследователь замечает относительно образа толстой женщины из романа «Хранители короны»: «Как всем поздним романтикам, Арниму была известна тоска о плотском, о материальном, плотски и вещественно предъявленном.

13

Отсюда его неожиданная доброта к этому комизму тела...». О пластичности трагедий Клейста «Роберт Гискар» и «Пентесилея» Берковский пишет: «Сцена переполнена движущимися, напряженно живущими телами, у Клейста телесные изображения впечатляют какой-то им одним свойственной, зловещей

8 Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1914.

9 Там же. С.9.

10 Там же. С.22.

11 Там же. С.113.

12 Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии. СПб, 2001.

13 Там же, с. 304.

навязчивостью. ... Клейстом тело трактуется в качестве органа слепой необходимости, в качестве прямого проводника всех злых и пагубных сил человеческой действительности».14 Но эти наблюдения не становятся у Берковского почвой для постановки самостоятельной проблемы тела.

Пересмотр в 1960-х годах вульгарно-марксистских концепций романтизма, связанный с работами В.В. Ванслова,13 A.A. Аникста16 и И.А.

17 18

Тертерян, дал серию работ о йенском романтизме А.С.Дмитриева,

диссертацию о Новалисе К.Г. Ханмурзаева,19 труды А.Б. Ботниковой о

Гофмане,20 где углубленно исследовалась эстетическая проблематика и

художественное своеобразие произведений великих романтиков. Эти книги

воссоздают общий историко-литературный контекст немецкого романтизма, а

также служат нам базой для анализа конкретных произведений

соответствующих авторов. Вниманием к идеологии и эстетике немецкого

21

романтизма отмечены работы P.M. Габитовой; для нас важна первая часть ее двухтомного труда о немецком романтизме, освещающая взаимосвязи идей йенских романтиков с философией Фихте и Шеллинга. Значительным событием в отечественном исследовании романтизма с историко-литературных

чТам же. С.387.

13 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

16 Аникст A.A. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха романтизма.

М., 1980.

17 Тертярян И.А. Введение. // История всемирной литературы в 9-ти т. Т.6. М., 1989. - С.

15-27.

18 Дмитриев A.C. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. М., 1974; Дмитриев A.C. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

19 Ханмурзаев, К.Г. Художественная проза Новалиса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 1974.

20 Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (Первая половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. М., 2005.

21 Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. (Ф.Шлегель. Новалис). М., 1978; Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Гельдерлин. Шлейермахер). М., 1989.

и эстетических позиций стала публикация «Литературных манифестов западноевропейских романтиков»22 (1980) под редакцией A.C. Дмитриева.

Начиная с рубежа 1980-х - 1990-х гг. происходит новый поворот в

23 24

отечественном исследовании романтизма (М.И.Бент, В.Грешных ): проблематика телесности начинает появляться в исследованиях романтического психологизма и характерологии. Так, A.B. Карельский рассматривает становление литературного психологизма в западноевропейской литературе XIX-XX веков от Клейста до Г. Грасса;23 в его анализе «Пентесилеи» Клейста речь заходит о наиболее шокирующем в немецком романтизме проявлении телесной проблематики.26 В монографии О.Б. Вайнштейн «Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля»27 анализируется софшософия двух важнейших представителей раннего литературного романтизма, их стремление «остаться с вещами, смыслами, произведениями искусства «один на один», доверительно, без посредников»28, и рассматривается культурно-философский контекст эпохи, оказавший значительное влияние на мировоззрение романтиков.

Д.Л. Чавчанидзе, показывая трансформацию в романтическом искусстве «образов, которые начертала куртуазная поэзия, таких, как Художник или Женщина»,29 затрагивает телесную проблематику при анализе отличий образа художника у Гофмана от образов гениев в раннем романтизме и в экскурсе о

22 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. A.C. Дмитриева. М., 1980.

2j Бейт, М.И. Гете и романтизм. Челябинск, 1986.

24 Грешных, В. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. JL, 1991; Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.

25 Карельский А. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. - М.:, 1990.

26Карельский A.B. О творчестве Генриха фон Клейста (1777-1811) // Клейст Генрих фон. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М., 1977. С.12.

27 Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994.

28 Указ.соч. С.9.

29 Чавчанидзе Д.Л. Указ.соч. С.253

взаимосвязи женских образов романтиков с образом Девы Марии в его средневековой трактовке.

Цикл работ Ф.П.Федорова о немецком романтизме30 посвящен проблемам организации художественного пространства и времени и человеку в романтизме. По сравнению с предшественниками, у Федорова в трактовке тела положен больший акцент на плоть, на материю конечного в позднем романтизме; исследователь вводит интересную мысль о «демонизации конечного»31 в произведениях Арнима и Гофмана.

А.В.Михайлов, предваряя публикацию тома эстетики немецких романтиков, ближе всех в отечественной германистике подходит к нашей постановке проблемы телесности. «Афоризмы об искусстве» Й. Гёрреса становятся поводом для акцентирования важности идеи организма в романтической эстетике: «...эстетика романтизма есть, в самом общем виде, эстетика организма, эстетика натурфилософски понятого организма».32 Исследователь указывает на становление идеи органического на протяжении всего XVIII в. и называет ученых-естественников (А. фон Галлер, Ш.Бонне, особенно англичанин Дж. Броун) и философов, на которых опирались романтики. Органицизм немецкой классики (Гете), которая подчеркивала «пластическую замкнутость всего сущего в себе», разводится с романтическим пониманием органического, в котором «много чисто экспериментальных

33

моментов, гипотез... Акцент - на развитии и росте...... Видя в Гёрресе

наследника натурфилософии Шеллинга, покончившей с застылостью форм в царстве природы, и объясняя последовательность его сочинений - от «Афоризмов об искусстве» к «Афоризмам об органомии» (1802),34 -

30. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. 2004

31 Там же. С.101, 112-115, 119, 157.

32 Михайлов A.B.Эстетические идеи немецкого романтизма. // Эстетика немецких романтиков. М.,1987. С. 16.

33 Там же. С. 17.

34 «Органомия» - термин Гёрреса для обозначения науки об органическом; в науке и философии рубежа XVIII-XIX вв. чаще употреблялся термин «органономия». Этот не прижившийся термин отражает потребность в обозначении нового направления знаний о

А.В.Михайлов пишет: «искусство настолько тесно связано с органикой человеческого существа, что, говоря об искусстве, нельзя одновременно не говорить о теле, о трех уровнях человеческого существа (тело - душа - дух) и не разъяснять их физиологическую, материальную основу, - как и укорененность человека в сфере идеи. ... Искусство подытоживает у Гёрреса

35

всю человеческую органику...».

Особенно важны для нас комментарии А.В.Михайлова к переводу трудов Гёрреса, где подчеркивается его опора на язык современной ему медицины, его увлеченность теориями гальванического и животного электричества и его понимание человеческого организма как психофизиологического целого: «речь повсюду идет у Гёрреса о тех основополагающих для жизни индивидуального организма событиях, которые разворачиваются на «границе» тела и окружающей его среды... «[Н]апечатление» (Eindruck) нужно разуметь грубо-материально, - оно производит в организме раздражение и тем самым служит фундаментом отношений организма и мира: «раздражение» проходит затем через все три уровня человеческого организма, через сферы тела, чувства и ума. Запечатление, то есть натиск и отпор, есть у Гёрреса первый элемент

36

кибернетической системы «организм - среда»». В подготовленном А.В.Михайловым томе «Эстетики немецких романтиков» содержатся, кроме того, свидетельства романтических дебатов вокруг физиогномики (письма художника Ф.О.Рунге),37 отвращения романтиков к искусственным симуляциям

38 ^

человеческого тела (живописец К.Д.Фридрих), но в отличие от органической концепции тела, эти последние составителем не откомментированы.

природе в эпоху упадка традиционной натурфилософии, на руинах которой возникают естественные науки (об истории английского термина 'science' см.: Yeo, Richard. Natural Philosophy (Science) // An Oxford Companion to the Romantic Age. Gen. editor Iain McCalman. OUP, 1999. P.320-328). Зэ Михайлов A.B. Указ. соч. С. 31-32.

36 Там же. С.581.

37 Там же. С. 478.

38 Там же. С. 516.

Несколько иную постановку вопроса на материале немецкой литературы XVII века находим в более ранней статье А.В.Михайлова «Вещественное и

39

духовное в стилях немецкой литературы» (1976). В этой работе исследователь возводит немецкий романтизм к барокко и противопоставляет дуалистическую романтическую картину мира цельной классицистической: «Философская ориентация немецкой литературы, выразившаяся в ее постоянном тяготении к разъятию реальности на материальное и духовное, - свойство, корнями своими уходящее в XVII в., в стиль барокко (...): если классический стиль (Гете) противостоит дисгармонии барокко, то в стилистическом мире современника Гете - Жан-Поля классическая гармония вновь оказывается нарушенной и единство мира, создаваемое классической мерой, разделяется на антиномичные стихии вещественного и духовного»40. Истоки этого дуализма, по Михайлову, лежат в XVII веке; на примерах из произведений Грифиуса, Гриммельсхаузена и Беера исследователь характеризует особое отношение к материальному в барочной традиции, дает интересный анализ «заколдованного» тела у Гриммельсхаузена. На наш взгляд, наблюдения А.В.Михайлова о расколе материального и духовного верны в большей степени для позднего романтизма.

Таким образом, отдельные аспекты изучения телесности применительно к текстам немецких романтиков намечены в трудах русских критиков.

Аналогично в классических немецких исследованиях романтизма XIX -начала XX вв., как правило, ставятся задачи осмысления немецкого романтизма в целом, его периодизации, выявления творческого своеобразия отдельных авторов.41 В первой четверти XX в. выходит множество общих работ по романтизму, в которых обрисовывается романтический канон, анализируются

Михайлов A.B. Вещественное и духовное в стилях немецкой литературы/УТипология стилевого развития Нового времени. М., 1976. С.446-472.

40Михайлов A.B. Вещественное и духовное в стилях немецкой литературы//Языки культуры. М., 1997. С. 269.

41 Heine Heinrich. Die Romantische Schule. 1833, Гейне Г. Романтическая школа.// Собр.соч. в 10 тт., т.6. М.1958; Haym Rudolf. Die romantische Schule. 1870. Гайм Рудольф. Романтическая школа. М., 1981; Huch, Ricarda. Die Romantik. Erster Band: Blütezeit der Romantik. Leipzig, 1899. Die Romantik. Zweiter Band: Ausbreitung und Verfall der Romantik. - Leipzig,!902.

основные черты романтизма и романтического мировоззрения.42 Во время нацистского режима романтизм был поставлен на службу идеологическим задачам, и германисты занималась, в основном, национальной проблематикой немецкого романтизма.43 Одним из немногих исключений была монография Вильгельмины Краусс, в которой полно и глубоко анализируется проблема

44

двоиничества в романтизме.

После Второй мировой войны оживление романтических исследований происходит как в академическом литературоведении, так и в литературно-критической продукции ряда писателей. Криста Вольф создает современный ответ на роман Гофмана - «Житейские воззрения кота в новом варианте» (1972).4э В 2000 г. выходит монография Петера Хакса «О романтизме»,46 в которой знаменитый драматург в эссеистическо-критической форме исследует культурно-исторические контексты романтизма: влияние английской литературы, медицинскую практику употребления опиума, место Г.Г.Шуберта и И.В.Риттера в романтической мысли. Для нашего исследования важно обращение Хакса к естественнонаучным интересам романтиков.

Современная немецкоязычная критическая литература по романтизму труднообозрима; из работ общего порядка упомянем авторитетнейшие книги Детлефа Кремера,47 книгу Р.Зафрански,48 в которой романтическая эпоха в

42 Gschwind Hermann. Die ethischen Neuerungen der Früh-Romantik. Bern, 1903; Scheidweiler Paula. Der Roman der deutschen Romantik. Leipzig, Berlin, 1916; Walzel Oskar. Deutsche Romantik. Welt- und Kunstanschauung. Leipzig, 1918. Deutsche Romantik. Die Dichtung. Leipzig, 1918; Stockmann Alois. Die deutsche Romantik. Ihre Wesenszüge und ihre ersten Vertreter. Freiburg, 1921; Mehlis Georg. Die deutsche Romantik. München, 1922; Stefansky Georg. Das Wesen der deutschen Romantik. Kritische Studien zu ihrer Geschichte. Stuttgart, 1923; Kluckhohn Paul. Die deutsche Romantik. Bielefeld, Leipzig, 1924.

43 О рецепции романтизма в национал-социализме см. монографию: Klausnitzer Ralf. Blaue Blume unterm Hakenkreuz. Die Rezeption der deutschen literarischen Romantik im Dritten Reich. Paderborn, 1999.

44 Krauss Wilhelmine. Das Doppelgängermotiv in der Romantik. Studien zum romantischen Idealismus. Germanische Studien, Heft 99. Berlin 1930, Nachdruck 1967.

4э Вольф Криста. Избранное. - M., 1979.

46 Hacks Peter. Zur Romantik. Hamburg, 2008.

47 Kremer Detlef. Prosa der Romantik. Stuttgart; Weimar, 1996; E.T.A. Hoffmann. Erzählungen und Romane. Berlin, 1999. E.T.A. Hoffmann: Leben, Werk, Wirkung. Berlin, 2009.

48 Safranski Rüdiger. Romantik. Eine deutsche Affäre. München, 2007.

Германии и ее влияние на последующую литературную и культурную традиции исследуются в политическом, социальном, религиозном и философском контекстах. Мы также будем опираться на работы, посвященные творчеству отдельных романтиков, такие, как биография Э.Т.А. Гофмана П.Брауна,49 комплексное исследование «Песочного человека» Гофмана П.Тепе, Ю.Раутера и Т.Землов,30 сборник статей общества Арнима,31 и др.

Новые дискурсы телесности, возникающие в рамках критической теории начиная с 1960-х гг., о которых подробно см. Приложение 1, полнее всего разработаны на материалах английского и американского романтизма, среди которых особое место принадлежит «Франкенштейну» М.Шелли. В этих работах был выработан впервые в отечественном литературоведении апробированный А.П.Ураковой52 метод анализа репрезентаций тела и проявлений телесности в художественном тексте. В немецкой же истории литературы в течение последних тридцати лет сложилась особая традиция анализа произведений немецких романтиков в свете тех или иных аспектов теории телесности.

Ф.Хоффманн, анализируя творчество Арнима, выделяет тендерный аспект в создании искусственного человека: творцы искусственного тела и тела в искусстве - как правило, мужчины.33 Сборник «Люди-машины», включающий доклады конференции германистов в Триесте, содержит ряд статей, поосвященных образам андроидов у различных писателей.34 П.Гендолла в монографии «Анатомия куклы» проводит сравнительное исследование

49 Braun Peter. Е.Т.А. Hoffmann. Dichter, Zeichner, Musiker. Biographie. Düsseldorf, Zürich, 2004. 30 Tepe, Peter. Rauter, Jürgen. Semlow, Tanja. Interpretationskonflikte am Beispiel von E.T.A.

Hoffmans Der Sandmann. Kognitive Hermeneutik in der praktischen Anwendung. Würzburg, 2009.

51 Arnim und die Berliner Romantik: Kunst, Literatur und Politik: Berliner Kolloquium der

Internationalen Arnim-Gesellschaft/hrsg.von Walter Paper. Tübingen, 2001. э2 Уракова А.П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По. М., 2009; подробно см. Приложение1.

53 Hoffmann, Volker. Künstliche Zeugung und Zeugung von Kunst im Erzählwerk Achim von Arnims//Aurora 46 (1986), S. 158-167.

54 Maschinenmenschen. Referate der Triestiner Tagung/ Horst Albert Glaser, Wolfgang Kaempfer (Hg.). - Frankfurt am Main; Bern; New York; Paris, 1988.

андроидов в произведениях Жан Поля, Гофмана, Вилье де Лиль Адана и Ханса Беллмера.55 В статье Г.Гримма «Электронный мозг» представлены различные этапы создания андроидов в литературе, отражающие развитие науки и техники.56 Магическое создание андроида (голема) исследуется в сборнике «Каббала и литература романтизма».37

Начиная с 2000-х гг. наблюдается повышенный интерес к теме машинного тела как объекта литературной рефлексии, так как романтическая литература предвосхитила этические проблемы, актуальные сегодня и вызывающие многочисленные дебаты (клонирование, расшифровка генома человека, создание искусственного интеллекта). Монография Ф.Заразина воссоздает историю тела, культурно кодируемого как машина, с середины XVIII по начало XX века.38 Ценно его наблюдение о новом этапе восприятия тела в культуре и литературе с конца XVIII в. - тела уже не просто как механизма, а в качестве прообраза компьютера, взаимодействующего с окружающей средой. В сборнике под редакцией Барбары Орланд39 обсуждаются проблемы схождения тела и техники, истончения границы между телом природным и искусственным, в том числе, на материале немецкого романтизма. Раздел «Пареллели между человеком и автоматом» включает статьи Джессики Рискин и Адельхайд Фоскуль, посвященные истории и рецепции музыкальных автоматов. В эссе «Клоны и двойники»60 гейдельбергского профессора Томаса Фукса, чьи междисциплинарные

55 Gendolla Peter. Anatomien der Puppe. Zur Geschichte des MaschinenMenschen bei Jean Paul, E.T.A. Hoffmann, Villiers de l'Isle-Adam und Hans Bellmer. Heidelberg, 1992.

56 Grimm, Günter. „Elektronische Hirne". Zur literarischen Genese des Androiden. 1998. [Электронный ресурс] Режим

flQCTyna:http://wwfw.gocthezeitportai. i. Jb ч* >'p • и \ i i

57 Kabbala und die Literatur der Romantik : zwischen Magie und Trope. Herausg.von Eveline Goodman-Thau; Gert Mattenklott; Christoph Schulte. Tübingen, 1999.

58 Sarasin Philipp. Reizbare Maschinen. Eine Geschichte des Körpers 1765 - 1914. Frankfurt am Main, 2001.

59 Orland Barbara (Hg.). Artifizielle Körper - Lebendige Technik. Technische Modellierungen des Körpers in historischer Perspektive. Zürich, 2005.

60 Fuchs Thomas. Klone und Doppelgänger. Über die Duplikatur des Menschen//Fuchs Thomas. Zeit-Diagnosen. Philosophisch-psychiatrische Essays. Kusterdingen, 2002.

исследования включают в себя психиатрическую, философскую и культурно-антропологическую тематику, анализируется феноменологическое значение возможности человеческого клонирования; современные этические проблемы создания искусственного человека и его «копий» исследователь сопоставляет с мотивом двойников и андроидов в немецкой романтической литературе.

Важным этапом осмысления отражения телесной проблематики в литературе стал сборник «ТехгтазсЫпепкбгрег»61, вводящий сложное понятие «машинное тело в (литературном) тексте» и исследующий это явление на обширном материале от классических текстов до компьютерных игр. Таким образом, сегодня в критике наиболее актуальна концепция тела-машины в романтизме, чем и объясняется пропорция нашего внимания к ней. Однако романтическое представление о теле этим не ограничивалось.

Лафатерианская физиогномика оказала огромное влияние на культурное и литературное восприятие тела в западноевропейской культуре. Этому феномену посвящены монографии Г.Тайтлера,62 Р.Грея,63 М.Портера,64 а также некоторые сборники.65 Большинство этих работ рассматривает влияние физиогномики на литературное портретирование в реалистическом романе XIX в., где оно наиболее очевидно. Применительно к романтизму таких работ немного: преломление физиогномической теории у отдельных романтических авторов изучают У.Штадлер66 (Новалис) и Шт.Пабст67 (Жан Поль, Гофман).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куличихина, Марина Алексеевна, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Г.Источники Художественные

1. Arnim, Ludwig Achim von. Erzählungen und Romanen. Erster Band. („Hollins Liebeleben'', „der Wintergarten", „Die Novellensammlung von 1812", „Frau von Saverne" u.a.). Leipzig, 1981.

2. Arnim, Ludwig Achim von. Erzählungen und Romanen. Zweiter Band. („Die Majoratsherren", „Raffael und seine Nachbarinnen", „Landhausleben"). Leipzig, 1981.

3. Arnim, Ludwig Achim von. Werke und Briefwechsel Naturwissenschaftliche Schriften I. Herausgegeben von Roswitha Burwick. Teil 1: Text. Teil 2: Kommentar, (in 2 Bänden). Tübingen, 2007

4. De Quincey, Thomas. Confessions of an English Opium-Eater. Berkshire, 1997.

5. Durreil Lawrence. Nunquam. London, 1970.

6. Hoffmann, E.T.A. Werke. Zweiter Band. Nachtstücke. Klein Zaches genannt Zinnober. Die Serapionsbrüder. Frankfurt am Main, 1967.

7.HotTmann. E.T.A- Der Mcmneiiseur......|_'3;rei mi ни j i сжим доступа:

hJ-^J"*:/Vs^u.tenberti.sj^ie^el^^e^idff^S&xici^^Je.^küj^i— ' 11 Ii <(

8. Hoffmann, E.T.A. Die Serapions-Brüder. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://autenberg.spiegel.de/?id=5&xid=:607&kapitel=1#t>b fourid

9. Kleist, Heinrich von. Das Kätchen von Heilbronn. Stuttgart,. 2007.

10. Kleist, Heinrich von. Prinz Friedrich von Homburg. [Электронный ресурс] Режим доступа:

hmK//gutenberg.spiegel.de/?id=5&xid=1472&kapitcl=l#bb..........fo und

11. Klingemann, August. Nachtwachen von Bonaventura. Hsg.von J.Schillemeit. Frankfurt am Main, 1974.

12. Novalis. Heinrich von Ofterdingen. Frankfurt am Main, 2007.

13. Richter, Jean Paul. Menschen sind Maschinen der Engel. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.salmoxisbote.de/Bote01/Paul.htm

14. Richter, Jean Paul. Der Maschinenmann. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gutenberg.spiegel.de/?id=5&xid=1327&kapitel=l#gb_found

15. Schlegel, Friedrich. Lucinde. Frankfurt am Main, 1964.

16. Shelley, Mary. Frankenstein. Edit.by Johanna M. Smith. Boston, New York, 2000.

17. Tieck, Ludwig. Der blonde Eckbert; der Runenberg; die Elfen : Märchen. Stuttgart, 1952.

18. Tieck, Ludwig. Die Gemälde. [Электронный ресурс] Режим доступа:

httD:^Vjlcobcrg.spieael.de/?id=5&xid=-'5054&kapitcl^l#M.b.........¡mind

19. Арним, Ахим фон. Майорат//Волга. Саратов, 1996. - №1. С. 133-155.

20. Арним, JI.A. фон. Рафаэль и его соседки. Перевод и предисл.М.Куличихиной// Волга XXI век. №9-10, 2007. С.213-240.

21. Бальзак, Оноре де. Собрание сочинений: в 10 т. Человеческая комедия. Под общ. ред. Н. Балашова. М., 1982.

22. Бонавентура. Ночные бдения. М, 1990.

23. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М.1977.

24. Вилье де Лиль-Адан О. Избранное. Л., 1988.

25. Гейне Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1980-1983.

26. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Новеллы. Сказки. - М., 2007.

27. Гофман Э.Т.А. Новеллы/Сост.Н.А. Жирмунская. - Л., 1990.

28. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья: Сочинения: В 2-х т. Т.1. Мн., 1994.

29. Де Квинси, Томас. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. СПб., 2004. Диккенс

30. Избранная проза немецких романтиков. В 2-х томах. М.: Худож. лит., 1979 г.

31. Клейст, Генрих фон. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М., 1977.

32. Клейст, Генрих фон. Обручение на Сан-Доминго. СПб., 2000.

33. Клейст, Генрих. Пьесы. М., 1962.

34. Немецкая романтическая повесть. В 2-х тт. Вступ. ст. и коммент. Н. Берковского. М. -Л., 1935.

35. Новалис. Гимны к ночи. Пер.с нем.В.Микушевича М., 1996.

36. По, Э.А. Убийства на улице Морг: Новеллы. СПб., 2007.

37. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. М., 1987.

Философские и эстетические

38. Burke, Edmund. A philosophical Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful. Edit...with an introduction and notes by James T.Boulton. London, 1968.

3 9. L'ävaier.Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe. Stuttgart, 1984.

40. Lavater. Von der Physiognomik. [Электронный ресурс] Режим доступа:

htlp://uutenberu.spiegel.de/?id=5&xid=l 579&kapiteM#^;b íotimi5

41. Lichtenberg Georg Christoph. Schriften und Briefe. Band 3, München ,1967. S. 256-295.

42. Lichtenberg Georg Cristoph. Fragment von Schwänzen: Ein Beitrag zu den physiognomischen Fragmenten. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gutenberg.spiegel.de/?id=5&xid= 1631 &kapitel= 1 #gb_found

43. Paracelsus. Mikrokosmos und Makrokosmos: okkulte Schriften. München, 1989.

44. Schubert Gotthilf Heinrich. Ansichten von der Nachtseite der Naturwissenschaft. Dresden, 1808.

45. Novalis. Aphorismen. [Электронный ресурс] Режим доступа:

biíp^/'uHcnben-.spiegci,.de/?id"r5&xid=481 »tu J ib U,¿,,J

46. Августин Аврелий. Исповедь/Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1992.

47. Августин Блаженный. Творения. Т.З. О граде Божьем. Кн. I - XIII. СПб.-Киев, 1998.

48. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

49. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. T.III. М., 1970.

50. Гёррес, Й. Афоризмы об искусстве. / Пер. с нем. А.В.Михайлова. // Эстетика немецких романтиков. М.,1987.

51. Т. Гоббс. Левиафан. В: Т. Гоббс. Избр. произв. в 2-х т.т. Т. 2. М.: Мысль, 1964.

52. Декарт, Рене. Избранные произведения. Гос.изд.полит. лит, 1950.

53. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981.

54. Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1976.

55. Литературная теория немецкого романтизма. Документы. Л. 1934.

56. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. A.C. Дмитриева. М., 1980.

57. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1966.

58. Шлегель Фридрих. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М., 1983.

59. Эстетика немецких романтиков. М.,1987

60. Эстетика немецких романтиков. - СПб., 2006.

II. Литература справочно-энциклопедического характера, теория литературы

61. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

62. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т.4. М., 1980.

63. Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. М., 2006.

64. История всемирной литературы в 9-ти т. Т. :6. М., 1989.

65. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

66. Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2003.

67. Новейший философский словарь. Мн., 2003.

68. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1991

69. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. М., 2003.

70. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Саратов, 1990.

71. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.

72. Символы. Знаки. Эмблемы. Энциклопедия. М., 2005.

73. Словарь современного литературного русского языка. Т. 15. М.-Л., 1963.

74. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н.Ушакова. В 4-х тт. М., 1996.Т. 3.

75. An Oxford Companion to the Romantic Age. British Culture 1776-1832. Oxford, 2001.

76. Borries, Erika und Ernst. Deutsche Literaturgeschichte in 12 Bd. Band 5. Romantik.München, 1997.

77. Brockhaus Enzyklopädie in 18 Bänden. Leipzig, Mannheim, 2002.

78. Castle, Gregory. The Blackwell Guide to Literary Theory. Oxford, 2007.

79. Deutsche Literaturgeschichte: Von den Anfängen bis zur Gegenwart/von Wolfgang Beutin. Stuttgart, Weimar, 1994.

80. Duden - Das große Wörterbuch der deutschen Sprache//[Электронный ресурс] Электронный словарь Abbyy Lingvo ХЗ.

81. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Gegenwart. Band 7. Schulz, Gerhard. Die deutsche Literatur zwischen französischer Revolution und Restauration. Erster Teil. Das Zeitalter der französischen Revolution 1789-1806. München 1983.

82. Hansers Sozialgeschichte der deutschen Literatur. Herausgegeben von Rolf Grimminger .In 12 Bänden. Band 4. Klassik und Romantik. Deutsche Literatur im Zeitalter der Französischen Revolution 1789-1815/Von Gert Ueding. München, Wien, 1987.

83. Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur. In 6 Bänden. Band 3. Von der Klassik bis zur Romantik. Köln, 1999.

84. Langenscheidt. Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache. M., 1998.

85. Meid, Volker. Metzler-Literatur-Chronik: Werke deutschsprachiger Autoren. Stuttgart; Weimar, 1993.

86. Metzler-Autoren-Lexikon: deutschsprachige Schiftsteiler vom Mittelalter bis zur Gegenwart/hrsg. von Bernd Lutz. - Stuttgart; Weimar, 1994.

87. Oxford Dictionary of English, Revised Edition. Oxford, 2005//[Электронный ресурс] Электронный словарь Abbyy Lingvo ХЗ.

III. Литература по теории тела, сексуальности, телу в литературе, искусственному человеку, физиогномике, месмеризму, микрокосму, литературному портрету

88. Арутюнян М. Н. Принцип органицизма в классической и современной социальной философии : дис.... канд. филос. наук : 09.00.11 Пятигорск, 2006 149 с. РГБ ОД, 61:07-9/255

89. Батай, Жорж. История эротизма. М., 2007.

90. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

91. Башкеева В.В. Русский словесный портрет. Лирика и проза конца XVIII -первой трети XIX века: Автореф. дис.... д-ра фил. наук. М., 2000.

92. Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М., 1989.

93. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2005.

94. Введение в тендерные исследования. Харьков - СПб, 2001.

95. Галанов Б.Е. Искусство портрета. М., 1967.

96. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

97. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Пер. A.B. Михайлова. М., 1999.

98. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций // Ступени, СПб., 1991, №3; 1992, №2.

99. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. Д.В. Скляднева. СПб., 1998.

100. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирский. — М. - Екатеринбург, 1998.

101. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д.Кралечкина, науч. ред. В.Кузнецов. Екатеринбург, 2007.

102. Жорникова М.Н. Поэтика портрета в русской романтической повести 1830-х гг. : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Улан-Удэ, 2004;

103. Забабурова Н. В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1982.

104. Кулыгина А.Г. Поэтика портрета в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Н.Новгород, 2008.

105. Лакан. Семинары. М., 1998-2008.

106. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. М., 2008.

107. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

108. Мерло-Понти М., Око и дух. М., 1992.

109. Нахов И.М. Физиогномика как способ типизации в античной литературе // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, вып. IX. М., 1987, с. 69-89.

110. Ницше Фридрих. Сочинения в двух томах. М., 1990

111. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

112. Портрет в художественной прозе. Сыктывкар, 1987.

113. Портрет в художественной прозе. Сыктывкар, 1990.

114. Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сборник статей/Под ред.К. Богданова, Ю.Мурашова, Р.Николози. М., 2006.

115. Тело в русской культуре. Сборник статей /Сост.Г.Кабакова и Ф.Конт. - М., 2005.

116. Тернер, Брайан. Современные направления развития теории тела/'/'Thcsis, 1994, вып.6.

117. Уракова А.П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По. М., 2009.

118. Уртминцева М. Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01,- Нижний Новгород, 2005.

119. Ушакин С.А. Поле пола. Вильнюс, 2007.

120. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 2006.

121. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Киев, 1998.

122. Фуко М. Рождение клиники. М., 1993.

123. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

124. Ямпольский, М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

125. Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996.

126. Aga 77Í Elena. Der fragile Körper : zwischen Fragmentierung und Ganzheitsanspruch. Göttingen, 2005.

127. Allard James Robert. Romanticism, Medicine, and the Poet's Body. Burlington, 2007.

128. Armstrong Tim. Modernism, Technology and the Body. A Cultural Study. Cambridge, 1998.

129. Barkan Leonard. Nature's Work of Art: the Human body as Image of the World. New Haven. 1975.

130. Barkhoff Jürgen. Magnetische Fiktionen: Literarisierung des Mesmerismus in der Romantik. Stuttgart; Weimar, 1995.

131. Barton Tamsyn. Power and knowledge: astrology, physiognomy, and medicine under the Roman Empire. University of Michigan Press, 2003

132. Bittel Johannes. Narziß, zwischen Traum und Rausch zerrissen. Frankfurt am Main, 2002.

133. Böhme Hartmut. Natur und Subjekt. Frankfurt am Main, 1988.

134. Brooks Peter. Body Work: Objects of Desire in Modern Narrative. Cambridge, 1993.

135. Bruhm Steven. Gothic Bodes: the Politics of Pain in Romantic Fiction. Philadelphia, 1994.

136. Dickson Sheila. The Body-Some Body-Any Body: Achim von Arnim and the Romantic Chameleonll The German Quarterly, Vol. 74, No. 3 (Summer, 2001), pp. 296-307.

137. Dumont Martine. Le succes mondain d'une fausse science, la physionomie de Johann Caspar Lavater //Actes de la recherche en sciences sociales, N 54 (1984). P. 2-30.

138. Dworkin, A. Pornography. Men Possessing Women. New York, 1981.

139. Evans 'E.C. Physiognomies in the Ancient World // Transactions of the American Philosophical Society, V.59, N5 (1969):

140. Finckh, Ruth. Minor Mundus Homo. Studien zur Mikrokosmos-Idee in der mittelalrerlichen Literatur. Göttingen, 1999.

141. Foucault, Michel. The History of Sexuality. New York, 1978- 1986.

142. Franz Anton Mesmer und der Mesmerismus. Wissenschaft, Scharlatanerie, Poesie. Hrsg.von Gereon Wolters. Konstanz, 1988.

143. Freud Sigmund. Das Unheimliche. [Электронный ресурс] Режим доступа:

1 " • ' IЛ NI' > Ю e це 1.. d e / ? i d ^ .5 &x i d=" 5 4 5 2& k. ap i i с i" - i 1 & с r 1 a sh h iS i 4! 737 3 e! ui n 0! _i) ^j.»b.....[ ] ?; m d

144. Fuchs Thomas. Being a psycho-machine. Zur Phänomenologie der Beeinflussungsmaschinen / On the phenomenology of the influencing machine. In: T. Röske, С. Brand-Claussen (Hrsg.) Air Loom. Der Luftwebstuhl und andere gefährliche Beeinflussungsmaschinen / The air loom and other dangerous influencing machines. Wunderhorn, Heidelberg, 2006. S. 24-41.

145. Fuchs Thomas. Das Gehirn - ein Beziehungsorgan. Eine phänomenologisch-ökologische Konzeption. Stuttgart, 2010.

146. Fuchs Thomas. Klone und Doppelgänger. Über die Duplikatur des Menschen//Fuchs Thomas. Zeit-Diagnosen. Philosophisch-psychiatrische Essays. Kusterdingen, 2002.

147. Fuchs Thomas. Körper haben oder Leib sein.// Scheidewege. Jahresschrift für skeptisches Denken" Bd. 41/2011.

148. Fuchs Thomas. Leib und Lebenswelt. Neue philosophisch-psychiatrische Essays. Kusterdingen, 2008.

149. Gendolla Peter. Anatomien der Puppe. Zur Geschichte des MaschinenMenschen bei Jean Paul, E.T.A. Hoffmann, Villiers de l'Isle-Adam und Hans Bellmer. Heidelberg, 1992.

150. Gnam, Andrea. Die Rede über den Körper. Zum Körperdiskurs in Kleists Texten „Die Marquise von O..." und „ Über das Marionettentheater"/'/ Text und Kritik. Sonderband Heinrich von Kleist. Hg. H.L.Arnold in Zusammenarbeit mit R.Reuss und P.Staengele, München, 1993. -S. 170-176.

151. Gray Richard T. About Face: German Physiognomie Thought from Lavater to AusschM'itz. Detroit, 2004.

152. Grimm, Günter. „Elektronische Hirne". [Электронный ресурс] Режим доступа: Zur literarischen Genese des Androiden.

iittp://\\^v.aoethezei^ortol.de/db/wiss/epoche/grimn\_hirne.pdl-"

153. Grosz E. Volatile Bodies. Toward a Corporeal Feminism. Bloomington and Indianapolis,

1994.

154. Hangstrum Jean H. The Romantic Body: Love and sexuality in Keats, Wordsworth, and Blake. Knoxville, 1985.

155. Hillman David. The Body in Parts: Fantasies of Corporeality in Early Modern Europe. New York, London, 1997.

156. Irigaray Luce. This Sex Which Is Not One. Ithaca, New York, 1993.

157. Jackson, Noel. Science and Sensation in British Romantic Poetry. Cambridge, UK; New York, 2008.

158. Jauch Ursula Pia. Jenseits der Maschine. Philosophie, Ironie und Ästhetik bei Julien Offray de la Mettrie. München, Wien, 1998.

159. Kipp Julie. Romanticism, Maternity, and the Body Politic. Cambridge, England; New York, 2003.

160. Kollak Ingrid. Literatur und Hypnose. Der Mesmerismus und sein Einfluß auf die Literatur des 19. Jahrhunderts. Frankfurt am Main, 1997.

161. Köchy Kristian. Das Ganze der Natur. Alexander von Humboldt und das romantische Forschungsprogramm//Humboldt im Netz. Internationale Zeitschrift für Humboldt-Studien. III, 5. 2002.

162. Leib-Zeichen. Körperbilder, Rhetorik und Anthropologie im 18. Jahrhundert. / Hrsg.Rudolf Behrens und Roland Galle. Würzburg, 1993.

163. Maschinenmenschen. Referate der Triestiner Tagung! Horst Albert Glaser, Wolfgang Kaempfer (Hg.). - Frankfurt am Main; Bern; New York; Paris, 1988.

164. Matala de Mazza Ethel. Der verfaßte Körper. Zum Projekt einer organischen Gemeinschaft in der Politischen Romantik. Freiburg in Breisgau. 1999.

165. Mattenklott Gert. Der übersinnliche Leib. Beiträge zur Metaphysik des Körpers. Hamburg. 1983.

166. Modiano Raimonda. Coleridge's Views on Touch and Other Semes//Bulletin of Research in the Humanities. Volume 81, Number 1, Spring 1978.

167. Nagle Christopher C. Sexuality and the Culture of Sensibility in the British Romantic Era. New York: Palgrave Macmillan, 2007.

16. Neveldine Robert Burns. Bodies at Risk: Unsafe Limits in Romanticism and Postmodernism. A81bany, New York, 1998.

169. Orland Barbara (Hg.). Artifizielle Körper - Lebendige Technik Technische Modellierungen des Körpers in historischer Perspektive. Zürich, 2005.

170. Pabst Stephan. Fiktionen des inneren Menschen. Die literarische Umwertung der Physiognomik bei Jean Paul und E. T. A. Hoffmann. Heidelberg, 2007.

171. Paglia Camille. Sexual Personae: Art and Decadence from Nefertiti to Emily Dickinson. New Haven, 1990.

172. Pattie Frank A. Mesmer and Animal Magnetism: a Chapter in the History of Medicine. Hamilton, 1994.

173. Physiognomy in Profile: Lavater's Impact on European Culture / Edited by Melissa Percival and Graeme Tytler. Newark, 2005.

174. Porter M. Windows of the soul: physiognomy in European culture, 1470-1780. Oxford, 2005.

175. Punday Daniel. Narrative Bodies: Toward a Corporeal Narratology. New York, 2003.

176. Richardson, Alan. British Romanticism and the Science of the Mind. Cambridge; New York, 2001.

177. Richardson A. Romanticism and the Body. Blackwell Literature Compass—Romanticism (Summer 2004).

178. Sarasin Philipp. Reizbare Maschinen. Eine Geschichte des Körpers 1765 - 1914. Frankfurt am Main, 2001.

179. Schweizer, Stefan. Anthropologie der Romantik. Körper, Seele und Geist. Anthropologische Gottes-, Welt- und Menschenbilder der wissenschaftlichen Romantik. Padeborn, München, Wien, Zürich, 2008.

180. Stadler Ulrich. Novalis und Lavater. Hardenbergs „ höhere Physiognomie " im Heinrich von Ofterdingen// Physiognomie und Pathognomic. Zur literarischen Darstellung der Individualität. Berlin, 1994.

181. Stafford B.M. Body criticism: imaging the unseen in Enlightenment art and medicine. MIT Press, 1993.

182. Standage Tom. Der Türke. Die Geschichte des ersten Schachautomaten und seiner abenteuerlichen Reise um die Welt. Frankfurt/New York, 2002.

183. Steiner Wendy. The Trouble with Beauty. London, 2001.

184. Textmaschinenkörper. Genderorientierte Lektüren des Androiden. Herausg.von Eva Kormann, Anke Gilleir und Angelika Schlimmer. Amsterdam - New York, NY 2006.

185. The body and the text. Comparative essays in literature and medicine. Texas, Lubbock, 1990.

186. The Body. Social Process and Cultural Theory/Edited by Mike Featherstone Nottingham Trent University,Mike Hepworth University of Aberdeenand Bryan S Turner. University of

Cambridge, 1991.

187. Tytler, Graeme. Physiognomy in the European Novel. Faces and Fortunes. Princeton, 1982.

188. Youngquist, Paul. Monstrosities: Bodies and British Romanticism. Minneapolis, 2003.

IV. Литература по истории немецкого романтизма и культуре романтизма.

189. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха романтизма. М., 1980.

190. Белобратов А.В., Березина А.Г., Полубояринова Л.Н. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария. М., 2003.

191. Бент М.И. Гете и романтизм. Челябинск, 1986.

192. Бент М.И. «Последняя глава всемирной истории»: натурмистицизм Г.Г.Шуберта и становление позднеромантического сознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

193. Беньямин В. Теория искусства ранних романтиков и Гёте // Логос. 1993. № 4.

194. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб., 2002.

195. Берковский Н.Я. Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.

196. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

197. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. М., 2005.

198. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (Первая половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977.

199. Брандес Г. Собрание сочинений, 2 изд., тт. 1-20. СПб, 1906-1914.

200. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994.

201. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

202. Васкиневич А.И. Образ-символ в эстетике гейдельбергских романтиков // Гётевские чтения. 1999. М., 1999.

203. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма (Фр.Шлегель, Новалис). М., 1978.

204. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлейермахер). М., 1989.

205. Гайм, Р. Романтическая школа. М., 1981.

206. Гейне Г. Романтическая школа.// Собр.соч. в 10 тт., т.6. М.1958.

207. Грешных В. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

208. Грешных, В. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.

209. Дмитриев A.C. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

210. Дмитриев A.C. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. М„ 1974.

211. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. M. 1981.

212. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

213. Жирмунский В.М Религиозное отречение в истории романтизма. Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков. М, 1919.

214. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

215. Зиновьева А.Ю. Творчество Джона Китса и философия романтической поэзии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филол.н.: М., 2001.

216. История зарубежной литературы XIX века: Учеб.пособие/Под ред. Я.Н. Засурского, C.B. Тураева. -М., 1982.

217. Карельский A.B. О творчестве Генриха фон Клейста (1777-1811) // Клейст Генрих фон. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М., 1977. С.12.

218. Карельский А. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

219. Каширская Т.Г. "Зимний сад" Л. А. фон Арнима как романтический новеллистический сборник : автореферат дис. кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2002.

220. Куличихина М.А. Галатеи немецкого романтизма // Филологические этюды. Вып. 12, части I-II. Саратов, 2009. С.26-30.

221. Куличихина М.А. Тело-машина в немецком романтизме: истоки образа.//Сборник материалов научного семинара стипендиатов программ "Михаил Ломоносов II"

и "Иммануил Кант II" 2009/2010 г. Бонн, Москва, 2010. С.255-258.

222. Куличихина М.А. Части тела: механизмы и монстры в позднем немецком романтизме // Известия СГУ. Новая серия. Филология. Журналистика. Саратов, 2009. Вып. 2. С. 72-76.

223. Лаптева И.В. Культурологическое прочтение Э.Т.А. Гофмана на рубеже XX-XXI вв. : онтологизм фантастического : автореферат дис. доктора философских наук. Саранск, 2008.

224. Лахман Р. Дискурсы фантастического. М., 2009.

225. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. A.C. Дмитриева. М., Изд-во Моск.ун-та, 1980. - 639 с.

226. Лукач Георг фон. Душа и формы. Эссе. Пер.с нем.С.Земляного. М., 2006.

227. Михайлин В.Ю. Переведи меня через made in: несколько замечаний о художественном переводе и о поисках канонов //Новое литературное обозрение, № 53, 2002.С. 319—339.

228. Михайлин В.Ю. Стеклышко к витражному портрету А.фон Арнима. //Волга. Саратов, 1996.-№1. С.156-158.

229. Михайлов A.B. Вещественное и духовное в стилях немецкой литературы//Языки культуры. М., 1997. С. 269-294

230. Михайлов A.B.Эстетические идеи немецкого романтизма. // Эстетика немецких романтиков. М.,1987.

231. Романтизм. Открытия и традиции. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калинин, 1988.

232. Романтизм в литературном движении. Сборник научных статей и трудов. Тверь, 1997.

233. Тертярян И.А. Введение. // История всемирной литературы в 9-ти т. Т. :6. М., 1989. -С. 15-27.

234. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

235. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. - М., 2004.

236. Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998.

237. Ханмурзаев К.Г. Художественная проза Новалиса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.М., 1974.

238. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982.

239. Чавчанидзе, Д.Л. Романтический канон и его разрушение // Вестник Литературного института, 2002, №3.

240. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997.

241. Шумкова Т.Л. Позднеромантическая ирония как ирония отрицания в романе Бонавентуры «Ночные бдения»// Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 3 (47). Серия:

Гуманитарные науки (Филология). С.65-69.

242. Arnim und die Berliner Romantik: Kunst, Literatur und Politik: Berliner Kolloquium der Internationalen Arnim-Gesellschaft/hrsg.von Walter Paper. Tübingen, 2001.

243. Berlin, The Roots of Romanticism. Princeton. 1999.

244. Burwik, Frederick. The Haunted Eye: Perception and the Grotesque in British and German Romanticism. Heidelberg, 1987.

245. Deeney, Noel. The Romantic Science of J. W. Ritter//The Maynooth Review Vol. 8, (May, 1983). Pp. 43-59. Stable URL: http://www.jstor.org/stable/20556963

246. Eichner, Hans. The Rise of Modern Science and the Genesis of Romanticism. [Электронный ресурс] Режим доступа: http .7/wwvy. i s tor. с >r»/sl abl e/_462 2 3 V

247. Fleig, Horst. Literarischer Vampirismus: Klingemanns „Nachtwachen von Bonaventura". Tübingen, 1985.

248. Gschwind Hermann. Die ethischen Neuerungen der Früh-Romantik. Bern, 1903

249. Haag, Ruth. Noch einmal. Der Verfasser der „Nachtwachen von Bonaventura", 1804. In: Eunheriofh Bd. 81 (1987)

250. Helfer, Martha. The Male Muses of Romanticism: The Poetics of Gender in Novalis, E.T.A. Hoffmann, and Eichendorff. German Quarterly, 07-01-2005.

251. Hoffman, Volker. Künstliche Zeugung und Zeugung von Kunst im Er zahlwerk Achim von Arnims!I Aurora 46 (1986), S. 158-167.

252. Huch, Ricarda. Die Romantik. Erster Band: Blütezeit der Romantik. - Leipzig, 1911.

253. Huch Ricarda. Die Romantik. Zweiter Band: Ausbreitung und Verfall der Romantik. -Leipzig, 1908.

254. Kabbala und die Literatur der Romantik : zwischen Magie und Trope. Herausg.von Eveline Goodman-Thau; Gert Mattenklott; Christoph Schulte. Tübingen, 1999.

255. Klausnitzer Ralf. Blaue Blume unterm Hakenkreuz. Die Rezeption der deutschen literarischen Romantik im Dritten Reich. Paderborn, 1999.

256. Kluckhohn Paul. Die deutsche Romantik Bielefeld, Leipzig, 1924.

257. Krauss Wilhelmine. Das Doppelgängermotiv in der Romantik. Studien zum romantischen Idealismus. Germanische Studien, Heft 99. Berlin 1930, Nachdruck 1967.

258. Kremer Detlef. E.T.A. Hoffmann. Erzählungen und Romane. Berlin, 1999.

259. Kremer Detlef. Prosa der Romantik. Stuttgart; Weimar, 1996.

260. Kremer Detlef. E.T.A. Hoffmann: Leben, Werk, Wirkung. Berlin, 2009.

261. Lindner Henriett. Schnöde Kunststücke gefallener Geister" E. T. A. Hoffmanns Werk im Kontext der zeitgenössischen Seelenkunde. Würzburg, 2001.

262. Lohmann Gustav. Jean Paul: Entwicklung zum Dichter. Würzburg, 1999.

263. Maynard John R. The Bildungsroman. II A Companion to the Victorian novel ed. Patrick Brantlinger; William B Thesing. Blackwell 2005.

264. Mehlis Georg. Die deutsche Romantik. München, 1922.

265. Mellor, A. K. Romanticism and Gender. New York, 1993.

266. Preuß Karin. The Question of Madness in the Works of E.T.A. Hoffmann and Mary Shelley. Frankfurt am Main, 2003.

267. Richardson, A. From Emile to Frankenstein: The Education of Monsters. European Romantic Review 1 (1991).

268. Romantische Identitätskonstruktionen : Nation, Geschichte und (Auto- )Biographie : Glasgower Kolloquium der Internationalen Arnim-Gesellschaft. Herausg.von Sheila Dickson; Walter Pape. Tübingen, 2003.

269. Ruoff Gene W. The Romantics and Us: Essays on Romantic and Modern Literature and Culture. Brunswick, 1990.

270. Saul Nicholas. Poetisirung des Korpers: Der Poesiebegriff Friedrich von Hardenbergs (Novalis) und die anthropologisiche Tradition//Novalis: Poesie und Poetik. Tübingen, 2004.

271. Scheidweiler Paula. Der Roman der deutschen Romantik. Leipzig, Berlin, 1916;

272. Schillemeit, J. Bonaventura. Der Verfasser der "Nachtwachen". München, 1973.

273. Stefansky Georg. Das Wesen der deutschen Romantik. Kritische Studien zu ihrer Geschichte. Stuttgart, 1923.

274. Stockmann Alois. Die deutsche Romantik. Ihre Wesenszüge und ihre ersten Vertreter. Freiburg, 1921.

275. Tepe, Peter. Rauter, Jürgen. Semlow, Tanja. Interpretationskonflikte am Beispiel von E.T.A. Hoffmans Der Sandmann. Kognitive Hermeneutik in der praktischen Anwendung. Würzburg,* 2009.

276. Walzel Oskar. Deutsche Romantik. Welt- und Kunstanschauung. Leipzig, 1918. Deutsche Romantik. Die Dichtung. Leipzig, 1918.

277. Wetz, F.J. Friedrich W.J. Schelling zur Einführung. Hamburg, 1996.

278. Wetzeis, Walter D. Johann Wilhelm Ritter: Romantic Physics in Germany 11 Romanticism and the Sciences. Eds. Andrew Cunningham and Nicholas Jardine. Cambridge University Press, 1990. Pp. 199-212.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.