Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Миронова, Евгения Николаевна

  • Миронова, Евгения Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Миронова, Евгения Николаевна. Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2009. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Миронова, Евгения Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЕГО ДУХОВНЫХ ОСНОВ

1.1. Профессионализм как целостное общественное явление: к вопросу обоснования

1.2.Духовные основания и императивы профессионализма

ГЛАВА П.ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ИМПЕРАТИВОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Ценностные смыслы духовных императивов профессионализма

2.2. Содержание и механизмы реализации духовных императивов в профессиональной подготовке педагогических кадров 98 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ход кардинального реформирования российского общества объективно вызывает структурные и функциональные изменения отношений в основных сферах жизнедеятельности человека и социума, оказывает неоднозначное влияние на статику и динамику проявления и функционирования, прежде всего, духовных основ профессиональной подготовки и деятельности человека. Это объясняется, в первую очередь, тем, что процессы модернизации оказывают как позитивное, так и негативное влияние на качество осуществления данного процесса: сегодня в общественном сознании, наряду с расширением чувства свободы, нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного и корпоративного, принципа «успех любой ценой». По сути, это ведет к деформации духовных ценностных ориентаций личности на труд как таковой, к «размыванию» смысла профессионализма и профессионального выбора, приоритетов должного (интересов общества)1.

В свете этого становятся все более необходимыми своевременное философское осмысление новых тенденций в процессах профессиональной подготовки кадров, выработка таких способов, средств и направлений, реализация которых будет способствовать формированию социально активных, творческих профессионалов, способных самостоятельно

В этом плане примечательными являются данные, полученные по результатам комплексного всероссийского социологического исследования, проведенного под руководством академика В. Жукова. Здесь, в частности, отмечается, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Но, если в советский период доминировали такие нормы, как приоритет интересов дела, работа на благо общества, готовность прийти на помочь другому, то в современной России в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше. При этом в 1,5 раза возросло число тех, кто готов прийти на помощь другим, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше. — См.: Жуков В. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз// Вестник высшей школы. - 2008. - №5. — С. 35. принимать решения, нести социальную и нравственную ответственность за их реализацию2.

Способы и средства повышения качества профессиональной подготовки и деятельности кадров различны по содержанию, средствам и технологиям осуществления - данная проблема имеет комплексный, многоплановый и многоуровневый характер, различные ее аспекты и стороны являются предметом изучения философии, социологии, культурологии, экономики, психологии, педагогики, этики. Однако, безусловно, особое место здесь отводится философскому осмыслению роли и места духовного начала, которое «не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления о человеческой деятельностью, ее командная рубка» . Вопрос заключается в том, кто и какие команды дает из «этой» рубки? Применительно к периодам общественных трансформаций (что подтверждает мировой и отечественный опыт), процесс формирования и развития профессионализма осуществляется эффективнее, если в нем задействуются духовные императивы.

В связи с вышесказанным, общий замысел диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе профессионализма как целостного общественного явления в детерминантах духовных ценностей труда и культуры, обоснование понимания существа духовных императивов, условий и направлений их реализации в формировании профессионализма4.

2 Именно на этой стороне современной подготовки национальных кадров акцентировал особое внимание президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года.

3 Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М.,1994. - С. 97.

4 В диссертационном исследовании основной акцент делается на процессы формирования профессионализма педагогических кадров в системе вузовской деятельности. При этом считаем правомерным понимание, что теория и практика осуществления профессионализма педагогических кадров несет в своих основаниях черты общего, особенного и отдельного, а в определенном смысле и всеобщего (мирового) уровней. Чтобы избежать тавтологии, понятия «кадры», специалисты», «профессионалы», «работники»« употребляем как тождественные.

Степень научной разработанности проблемы

По тематике диссертационного исследования отечественная и мировая наука располагают обширным фондом источников и литературы, научно-исследовательским материалом, в той или иной мере охватывающим фактически основные отрасли знаний и представлений об обществе и человеке. Для реализации основной цели работы базовым научным ресурсом послужили труды, где выявляются и анализируются сущностные характеристики профессионализма как социального явления, его взаимосвязи с духовным потенциалом общества, ценностями труда и культуры, раскрываются общественные условия, направления формирования и развития профессионализма личности. В зависимости от решаемой задачи в общем замысле исследования мы обращаемся к работам, где рассматривались философские основания идеи целостности, диалектика субъекта и объекта, мышления и познания деятельность и труд как атрибуты культуры человека и общества.

Истоки понимания профессионализма уходят в древнюю философию, к идеям мыслителей о предназначении человека в мире. Научные основы изучения профессионализма правомерно увязываются с традицией, заложенной К. Марксом, Э. Дюркгеймом и М. Вебером, с их теорией профессиональной деятельности. Сущность профессиональной деятельности здесь рассматривается в контексте ее обусловленности общественным разделением труда, как важнейший вид деятельности человека. Общественное разделение труда изучается как социальный процесс, который детерминирует появление новых профессий, а вместе с этим общественную потребность в специалистах, которые должны обладать «своими» профессиональными умениями и навыками.

Углубление и расширение дифференциации профессионального труда вызвало необходимость анализа диалектики сознания и деятельности. Исследуя ее, Б.Г Ананьев, B.C. Барулин, Л.П., Буева, B.C. Грехнев, П.К Гречко, М.В Демин, Д.И Дубровский, Э.В. Ильенков, В.А., Лекторский, А.Н.

Леонтьев, К.Х. Момджян расширили понимание профессиональной деятельности как одной из важнейших форм практически-преобразовательного отношения человека к действительности5.

В работах В.Е. Арутюнова, А.А. Баталова, Д.А. Белухина, М.А. Игнацкой, Т.Г. Калачевой, А.С. Капто, М.Н. Сулейманова, В.В Радаева, Р.Г. Яновского и др. рассмотрены вопросы философского, социально-экономического и социологического и культурологического анализа профессионализма. Здесь большое внимание уделялось определению сущности профессионализма, рассмотрению аспектов его социальной, экономической и нравственной обусловленности, роли и тенденций проявления в социокультурной динамике современного общества. Особый акцент ставился на необходимость расширения и углубления теоретико-методологических основ анализа профессионализма6.

В этом ряду следует особо выделить плодотворные исследования В.А Цвык . На фундаментальном уровне он предпринял первую творческую попытку философского анализа сущности и генезиса профессионализма как целостного, полиструктурного, многоаспектного социального явления, выступающего одной из высших характеристик профессионального развития

5 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968; Барулин B.C. социальная философия. 4.2. - М., 1993; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978; Грехнева B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. - М. 1985; Гречко П.К. Практика человека: Опыт социально-методологического анализа. - М., 1995; Демин М.В. Природа деятельности. - М., 1984; Дубровский Д.И. Проблемы идеального. - М., 1983; Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1985; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. 1975; Момджанян К.Х. Социум. Общество. История. - М., 1995.

6 См.: Арутюнов Н.Е. Профессионализм как социокультурное качество человеческих ресурсов и реформы образования // Материалы Российской конференции «Реализация президентского курса реформ». - М., 2002; Баталов А.А. Понятие профессионального мышления./Под ред. Г.В. Мокроусова - Томск: Изд-во ТУ, 1985; Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: Учеб пособие,- М., 2006; Голенкова З.Т., Игнацкая Е.Д. Трудовая занятость и социально-культурные процессы. Россия реформирующаяся. — М., 2002; Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подход к анализу проблемы - Нижний Новгород, 1998; Капто А.С. Профессиональная этика. - Ч. 1-2. -М., 1997; Радаев В.В., Шкаратян О.И. Социальная стратификация. - М., 1995; Сулейманов М.Н. Методологические и теоретические вопросы исследования профессионализма. - Свердловск, 1991; Яновский Р.Г. Человеческий фактор научно-технического прогресса. - М., 1986.

7 См.: Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. — М., 2004; он же: Профессионализм: социально-философский анализ: Автореф. дис.д-ра филос. наук. - М., 2004. личности, важным фактором общественных преобразований. Особое место он уделил изучению нравственных компонентов и регулятивов профессионализма, раскрытию их места и роли в профессиональном развитии личности.

В работах Е.В. Бешкинской, В.Г. Игнатова, В.В. Зыкова, О.Г. Красношлыковой, B.JI. Оссовского, Е.И. Холостовой и др. расширено понимание сущностных сторон профессионализма через исследование его социальных и культурологических основ, а также его функционирования в рамках отдельных специальностей. Эти авторы разрабатывали теоретико-практические аспекты профессионального воспитания и образовательной деятельности в вузах, формирования профессионального сознания и профессионального отношения кадров к избранной профессии8.

В последние годы активно ведутся исследования профессионализма в акмеологии, имеющие свое методологическое значение для исследования профессиональных явлений и процессов. В работах А.А Деркача, В.Г Зазыкина, JI.B. Кириченко, Е.А. Климова, JT.K. Марковой, А.П. Чернышева и др. проанализированы особенности системной организации сознания человека в процессе его профессионального развития, представлена

8 См.: Бешкинская Е.В. Предприниматель: содержание и профессионализм деятельности. -М. .Росс. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2006; Игнатов В.Г. Профессионализм административно-политических элит: (Философско-социолог. и акмеол. подходы): Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2002; Зыков В.В. Социальный институт профессионального образования и регион. В 2 ч. - Тюмень, 2001; Красношлыкова О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования: Автореф. дис.д-ра педаг. наук. - Кемерово, 2005; Осовский В.Л. Престиж профессии и проблема профориентации молодежи. — Киев, 1981; Профессионализм управленческих кадров: (Сб. ст.). - М., 1994 Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии: Монография /JI.H. Макарова и др. - М.-Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2005;; Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие. - М., 2007; Педагогический профессионализм в современном образовании. Ч. 1,2. — Ярославль, 2006; Профессионализм педагогического труда в вузе. - М.-Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006; Педагогический профессионализм в современном образовании/ Матер. III Межд. НПК (21-22 февраля 2007 г., г. Новосибирск). - Новосибирск, 2007; Петренко Е.А. Формирование профессионального самосознания в культурно-образовательной среде вуза: Автореф. дне.канд. филос. наук. - Ростов н/Д„ 2007; Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М., 2007; Черноусое И.В. Становление социальной и профессиональной компетентностей личности в современном образовательном пространстве: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Воронеж, 2007; и др. классификация профессий, характеристика ее элементов, осмысливались черты образа мира в сознании субъектов профессий9.

Философский анализ профессионализма как общественного явления показывает, что идея и практика его формирования отражает широчайший комплекс социальных явлений и процессов. В диссертационном исследовании мы «ограничиваемся» рассмотрением особенностей реализации в данном процессе духовных императивов10.

Вопросы реализации духовных императивов в формировании и развитии профессионализма в философии не нашли должного рассмотрения. На наш взгляд, это связано с тем, что, с одной стороны, современное общество не определилось в духовных доминантах развития, а, с другой стороны, понимание духовного остается в философской науке дискуссионным полем. «.В начале XXI века «духовностью» называют что угодно и применительно ко всему».11 Под ним понимается «сознание», «идеальное», «идеология», «культура», «дух», «душа», «духовность», «разум», «интеллект», «мышление», «высшее проявление интеллекта», «религиозность» и т.д. Понимание духовного во многом зависит от мировоззрения и общественной позиции автора, теоретико-методологической базы исследований. В логике реализации цели диссертационного исследования мы опираемся, прежде всего, на труды Б.Г Ананьева, К.А Абульхановой-Славской, Т.И. Адуло, С.Ф Анисимова, Л.П. Буевой, B.C. Барулина, П.С Гуревича., В.В Гречаного, JI.H Дороговой., Э.В. Ильенкова, М.С Кагана, Д.В. Колесова, А.Н. Леонтьева, В.А Лекторского, Р.Л. Лившица, Г.П Меньчикова, А.Ф Сержантова, П.В Симонова,

9 См.: Деркач А.А. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути постижения профессионализма. - М., 1993; Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993; Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (Теория, методология, технология). - М.,1999; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995; он же: О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психолог, взгляд): учеб. пос.- М., 2006; Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

10 На уровне предварительного анализа понятия «духовное» и «духовность» употребляются как тождественные.

11 См.: Философия в XXI веке: Межд. сб. научн. трудов / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Вып. 1, - Воронеж: ВГПУ, 2004. - С.З.

Б.В.Сафронова, С.Б. Токаревой, А.К. Уледова, В.Г Федотовой, З.В Фоминой., Т.В Холостовой., В.Д Шадрикова. и др. ученых, заложивших философские основы изучения духовного в его социальной и антропологической обусловленности. В процессе изучения духовного зарубежными и отечественными мыслителями и учеными были выделены и систематизированы исходные принципы и методологические основания его анализа, изучены ценностные значения данного феномена для жизнедеятельности человека, исследованы особенности функционирования духовного в различных аспектах духовно-практического и теоретического освоения действительности человеком, вопросы реализации нравственного потенциала духовного в социализации и формировании ценностных ориентаций духовного мира личности, духовном обновлении общества12.

Одним из важнейших результатов проведенной теоретической работы в исследовании духовного как социального феномена стал факт признания

12 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001; Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1992; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978; она же: Духовность и проблемы нравственной культуры /«Круглый стол» ученых «Духовность, художественное творчество, нравственность» //Вопросы философии. - 1996. - №2; Барулин B.C. Социгшьно-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М., 1994; он же: Социально-философская антропология: Человек и общественный мир как система. — М.,2007.; Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). - М.-Воронеж, 2007; Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997; Ильенков Э.В. Философия и культура,- М., 1991; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. - М.: РАН, 1992; Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа)// Вопросы философии. - 1085. - №9; Токарева С.Б. Сущность и эволюция духовности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 2005. - 31 е.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Лекторский В.А. Духовность и рациональность /Круглый стол» ученых «Духовность, художественное творчество, нравственность» //Вопросы философии. — 1996. - №2; Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1997; Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. - Казань, 1999; Научные и вненаучные формы в социальном познании (Теоретические и практическо-духовные формы освоения действительности). - М., 1987; Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. - Л., 1980; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М., 1989; Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. - М., 1975; Уледов А. К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. - М., 1980; он же: Духовное обновление общества. - М., 1990; Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М. 2001; Федотова В.Г. Душевное и духовное /Философские науки. - 1988. -№7; она же: Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991; Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. - Саратов: Изд-во СГУ, 1997; Холостова Т.В. Проблема духовности человека /Методологические проблемы изучения в марксистской литературе. — Л. 1979. на всех уровнях социума прямой взаимозависимости между характером развития общественных отношений в экономике, политике, праве, гражданской и профессиональной активности личности и духовным состоянием общества и человека. Поэтому закономерно, что предметом пристального внимания философской науки становится изучение вопросов реализации духовного потенциала общества в системах профессиональной подготовки личности. Несмотря на различие авторского понимания сущности духовного и особенностей его реализации в решении задач повышения формирования и развития профессионализма, сейчас здесь складывается ряд общезначимых тенденций.

Духовное рассматривается как неотъемлемый атрибут социальных качеств специалиста, его теоретической и практической деятельности13. При этом оно изучается как интеллектуальное средство, несущее в своем содержании интегральные значения и потому комплексно воздействующее на мир чувств и разум специалиста, его ценностные ориентации, профессиональное самоопределение14.

Традицией в изучении духовного, особенностей его реализации в решении задач формирования и развития профессионализма становится проведение научно-практических конференций различного уровня. В их

13 См.: Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития./Отв. ред. В.Г. Нестеров, Л.И. Иванько. - М., 1987; Становление специалиста // Крокинская O.K. и др. Под ред. Е.Э. Смирновой. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989; Духовность в системе профессионального становления. - М., 1997; Колпакова Г.М. Духовный механизм хозяйствования как система. - М., 2006.

11 См.: Духовные ценности и подготовка инженерных кадров в современных условиях: Сб. научн. тр. - Ташкент, 1990; Лозовой ,В.А. Ширшина Н.С. Социально-профессиональное самоопределение личности: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Н. Новгород, 1995; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. - Ставрополь, 1996; Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления. - М. 1997; Журавлев В.В. Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. - М., 2002; Волкова В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип субъектности человека: Автореф. дис.д-ра филос. наук. - М., 2006; Духовность. Нравственность. Правопорядок: Сб. ст. -Красноярск, 2003; Мартыненко Э.В. Управление формированием социально-профессиональных ориентации молодежи: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М., 2006; Мкртчан Г.М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис.канд. филос.наук. - М., 2006; Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс. -2007. - №4. - С.37-43; Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодежи. -Барнаул, 2008; Джемс Р. Практическая духовность: как использовать духовную силу для достижения практических результатов. — М.: София, 2008. материалах и рекомендациях выделяется диалектическая взаимосвязь между духовным и профессионализмом, отмечается, что в современных условиях роль духовного в профессиональной подготовке кадров постоянно возрастает, рассматриваются различные способы и направления осуществления данного процесса15.

Для рассмотрения роли и места, особенностей функционирования духовных императивов в формировании профессионализма особое значение имеет собственно ценностная тематика. Ценности, в своей основе, выступают в качестве всеобщего «измерителя» социальной значимости и направленности общественных явлений и процессов, их исследование ведется по многим направлениям. Особое место в понимании ценностей занимают исследования С.Ф. Анисимова, В.В Василенко, О.Г Дробницкого, А.Г Здравомыслова, П.В Копнина, М.С Кагана, JI.A Микешиной, И.С. Нарского, Н.С Розова, В.П Тугаринова, А.И. Титаренко. Они внесли большой вклад в разработку теоретико-методологической базы изучения ценностей как общественного феномена, особенностей их функционирования16. Для понимания характера проявления ценностей в духовном мире и профессиональной деятельности важное значение для нас

15 См., например: Духовность и рефлексивность в становлении профессионала: Матер, межд. научно-практ. сем., Москва, 17-20 июля 1997. - М., 1997; Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность: Матер, межвуз. научн.-практ. конф. (Москва, 23 апр. 2001) - М., 2001; Традиции. Духовность. Правопорядок/Матер, второй Всерос. научн. конф. 18-10 мая 2007 года. - Тюмень, 2007; Педагогический профессионализм в современном образовании /Матер. IV Междун. научно-практ. конф. (20-23 февраля 2008 г., г. Новосибирск. - Новосибирск, 2008.

16 Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - М., 1991; Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение. // Проблема ценностей в философии. - М. - Л. 1966; Дробницкий О.Г.: Мир оживших предметов. (Проблемы ценности в марксисткой философии).- М.,1967; он же: Ценность.// Философская энциклопедия. - М., 1970. -Т.5; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.,1986; Копнин П.В. О природе и особенностях человеческого знания.// Вопросы философии. - 1969. - № 4; Каган М.С.: О философском понимании ценности.// Вестник ЛГУ. - Сер.6 - 1987.- Вып.З.- С.44-50; Микешина Л.А. Ценностная предпосылка в структуре научного познания. - М., 1990; Нарский И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности. //ЛТО. Ценностный аспект отражения. - М.:1977,- Вып. 8. - С.74-82; Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1993.- 190 с.

Тугаринов В.П.: Теория ценностей в марксизме. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960; он же: Философия сознания. - М., 1971. имеют работы: Л.П Буевой, где она осмысливает ценности как продукт общества, как автономные источники смыслообразования по отношению к потребностям, раскрывает особенности проявления регулятивной функции ценностей'7; Ю.Л Качанова, А.Ю Огородникова, исследовавших вопросы социальной идентичности, процессы интериоризации, взаимопроникновения групповых и личностных ценностей18; А.А. Ручки, О.И Зотова, М.И Бобнева, осмысливающих проявление связи общества и ценностей через трансформацию потребностей в социально значимое поведение19; Л.Г Здравомыслова о взаимодействии ценностных ориентаций и мотивов поведения личности;20 Н.В Костенко, В.Л Оссовского, выделивших и обосновавших понимание ценностей профессиональной деятельности21

Однако, несмотря на существенные достижения в изучении проблемы профессионализма как общественного явления, в социальной философии остаются по данной проблеме дискуссионные поля. Одно из них обусловлено необходимостью дальнейшего изучения целостных оснований профессионализма, роли и места в его формировании духовного потенциала общества и духовных ценностных ориентаций. Нуждаются в философском осмыслении вопросы реализации духовных императивов в профессиональной подготовке педагогических кадров. Один из наиболее проблемных вопросов здесь: что надо «брать» из духовного для повышения качества подготовки профессионально мыслящих и действующих кадров в условиях модернизации общества и образования?

17 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216 е.; она же: Философия как отношение человека к миру//Философское сознание: драматизм обновления. — М., 1991.

18 Качанов Ю.Л. Эпистемология социальной науки. - Алетейя. 2007; Огородников А.Ю. Интериоризация ценностей в условиях трансформации современного российского общества (социально-философский анализ): Автреф. дис.к.филос. наук. — М., 2006.

19 Ручка А.А. Социальные ценности и нормы.- Киев, 1976; Зотов О.И. , Бобнев М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения// Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

20 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986.

21 Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев, 1986.

Таким образом, недостаточная изученность выделенной тематики предопределила объект и предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает профессионализм как целостное общественное явление, духовные основы его функционирования, а также совокупность идей, социальных условий и факторов, обусловливающих эффективное функционирование профессиональной подготовки кадров. Предметом исследования являются духовные императивы и вопросы их реализации в формировании и развитии профессионализма педагогических кадров в условиях модернизации вузовского образования.

Цель диссертационного исследования состоит в углублении социально-философского анализа профессионализма как целостного общественного явления, выявлении его духовных оснований, обобщении и выработке научных представлений о существе духовных императивов профессионализма, специфике и направлениях их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- основываясь на методологических положениях идеи целостности, проанализировать профессионализм как целостное общественное явление, раскрыть его место и роль в жизнедеятельности современного общества и личности;

- обосновать диалектику духовного и профессионализма и на этой основе выработать понимание духовных императивов профессионализма, дать их классификацию;

- выявить и раскрыть ценностные смыслы духовных императивов профессионализма, особенности их влияния на профессиональную деятельность педагогических кадров;

- исследовать специфику и основные направления реализации духовных императивов в формировании и развитии профессионализма педагогических кадров в условиях модернизации образования.

Теоретические выводы, полученные в ходе исследования духовных императивов профессионализма, имеют определенную научную новизну. Она заключается в следующем:

- реализованы методологические возможности идеи целостности, и на этой основе углублено понимание профессионализма как целостного общественного явления, расширено понимание его места и роли в жизнедеятельности современного общества и личности;

- углублено и расширено понимание диалектики духовного и профессионализма, выработано авторское понимание духовных императивов профессионализма, дана их классификация;

- выявлены и обоснованы ценностные смыслы духовных императивов профессионализма, проанализированы особенности их проявления в профессиональной деятельности педагогических кадров;

- исследована специфика и разработан вариант теоретико-практической реализации духовных императивов профессионализма в подготовке педагогов применительно к условиям современного процесса модернизации образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионализм представляет социальное явление определенной целостности. В нем проявляется совокупность мотивированных установок субъекта труда на профессиональную деятельность и ее результаты в соответствии с общественными ожиданиями. На общественном уровне в профессионализме выражаются отношение социума к профессиональной деятельности и профессионалам, состояние и направленность профессиональной подготовки кадров. На личностном уровне профессионализм проявляется в качестве технологической подготовки специалиста, характере и степени его мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, в содержании и направленности его духовных ориентаций на профессию, способы, средства и цели общественного самоутверждения и самореализации.

2. Духовные императивы профессионализма есть производная духовного. Оно представляет собой культурно-исторический феномен, по основному содержанию и форме выражающий систему смыслообразующих характеристик и проективных ориентаций индивидуального и общественного сознания. Духовные императивы профессионализма обусловлены потребностями социально-экономического, политического, правового и культурно-исторического развития общества и выражают систему актуальных духовных смыслов и ориентаций общества и человека на социальное предназначение профессионального труда, профессий. Основной функцией духовных императивов профессионализма является формирование устойчивой общественной мотивации личности на профессиональный выбор личности и его осуществление.

3. Всеобщим критерием позитивного содержания и направленности духовных императивов профессионализма являются ценности и ценностные смыслы. Трансформируемые во внутренний план культуры личности в ходе ее профессиональной подготовки, в ее духовный мир, они оказывают активное и действенное влияние на формирование системы ценностных ориентаций людей, на их отношение к профессиональному выбору, профессиональной деятельности, ее результатам. Основным социальным предназначением духовных императивов профессионализма педагогических кадров является формирование их духовных ценностных ориентаций на профессиональный долг и труд как смысл жизни.

4. Духовные императивы профессионализма педагогов востребованы общим характером современного этапа социально-экономического и культурно-исторического развития общества и образования, складывающейся духовной ситуацией в стране и мире. Применительно к профессиональной деятельности и подготовке педагогических кадров в вузах, основными духовными императивами являются высшие нравственные ценности - патриотизм, гуманизм, гражданский долг и моральная ответственность, отношение к труду (профессии) как высшей ценности, нравственная дисциплина, достоинство. Их реализация способствует формированию устойчивых духовных ориентаций профессионального мышления, нравственной воли, отношения к профессионализму как ценностному смыслу жизни. Реализация духовных императивов профессионализма в вузе требует комплексных усилий всех его звеньев и структур.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения отечественных и зарубежных авторов, исследовавших профессионализм и духовное как целостные общественные явления, их диалектику, особенности ее проявления в жизнедеятельности общества и человека. В работе мы также опираемся на монографии и научные исследования, теоретические статьи, где выявляются и обосновываются конструктивные походы и обобщения к изучению духовных и ценностных основ профессионализма, особенностей их проявления в подготовке кадров. Методологическую базу диссертационного исследования составляют диалектические принципы объективности, системности, единства теории и практики, всесторонности и конкретности, объект-субъектный и деятельностный подходы, а также фундаментальные положения, принципы, понятия и категории социальной философии. Исходным методологическим основанием исследования является идея целостного подхода к анализу общественных явлений и процессов. Ее использование в данном качестве позволило рассматривать процесс реализации духовных императивов в формировании и развитии профессионализма личности как определенное совокупное социальное явление из диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, «ключевым звеном» которого является сам человек как целостное существо. Для научной аргументации положений работы мы также обращались к материалам научно-практических конференций и семинаров различного уровня по актуальным вопросам изучения особенностей реализации духовного потенциала в формировании и развитии профессионализма кадров.

Эмпирическая база исследования основывается на опубликованных в научных журналах данных конкретно-социологических исследований о характере развития профессиональных отношений в российском социуме, в других странах, о духовно-нравственном состоянии молодежи и студентов, различных педагогических профессиональных сред. Отдельные положения работы аргументируются эмпирическими фактами и наблюдениями, материалами, опубликованными в СМИ, а также данными, полученными нами в ходе выполнения научно-исследовательской работы «Духовно-нравственное воспитание личности» на базе Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью на современном этапе обучения и воспитания личности в системах вузовского образования, необходимостью дальнейшей разработки условий и направлений теоретико-практической реализации духовного потенциала общества в профессиональной подготовке кадров. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в преподавательской деятельности в рамках чтения курсов по философии, социальной философии, антропологии, социологии личности: при подготовке учебных пособий, спецкурсов по вопросам профессионального воспитания специалистов средствами духовного; а также при разработке планов воспитательной работы в вузах; в системе культурно-просветительской работы и повышения квалификации работников образования.

Апробация исследования. Материалы работы апробировались: на Междун. научно-практ. конф. «Антропологические основы современного педагогического образования». - Ставрополь, 2007; Междун. научно-практ. конф. «Модернизация экономики и глобализация: итоги и перспективы». -Ставрополь, 2008; Междун. научн. конф. «Гуманитарная наука сегодня». -Караганды, 2009; IV Всерос. научно-практ. конф. «Непрерывное образование: стратегическое партнерство государства и бизнеса». — Екатеринбург, 2007; VI Межвуз. научно.-практ. конф. «Совершенствование техники, технологий, экономики в сервисе и методике обучения». — Ставрополь: СТИС (филиал) ЮРГУЭС, 2006; Межрег. научно-практ. конф. «Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2007; Регион, научн.-практ. семинар «Философские и теоретико-методологические проблемы современного социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2007; Межвуз. научно-практ. конф. «Развитие инновационных направлений в образовании, экономике, технике и технологиях»-Ставрополь: СТИГ (филиал) ЮРГУЭС, 2008; IV Регион, студ. конф. «Проблемы современного общества глазами молодежи». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. Результаты исследования использовались при разработке материалов по НИР «Духовно-нравственное воспитание личности студентов» (на базе ЮРГИС); в ходе преподавания культурологии, в публикациях общим объемом 14,95 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, использованной для реализации цели и задач исследования. Данная структура работы позволяет, по нашему мнению, адекватно отразить внутреннюю логику исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Миронова, Евгения Николаевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1 .Современное российское образование проходит сложный исторический этап трансформации. Одна из важнейших задач здесь состоит в подготовке профессионально мыслящих и социально ответственных за результаты своего труда специалистов на основе формирования устойчивых духовных ценностных мотиваций личности на свою профессию. Особая роль в этом процессе отводится духовным императивам.

2. Процесс реализации духовных императивов в особой мере актуализируется в системах профессиональной подготовки педагогов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в современных условиях возрастают требования к профессиональным качествам педагога, их духовной составляющей. Реализация духовных императивов в системе профессиональной подготовки педагогов требует от субъектов обучения и воспитания создания адекватных условий, позволяющих в наибольшей мере задействовать духовный потенциал вуза в подготовке профессионально мыслящих и действующих кадров.

3. В ходе управления профессиональной подготовкой педагогических кадров в системе вузовской деятельности необходимо опираться на востребованные временем духовные императивы. Применительно к современной ситуации базовым духовным императивом профессиональной подготовки педагогов должен стать патриотизм как принцип и высшая нравственная ценность, а вместе с этим и духовные императивы, способствующие его теоретико-практической реализации - гуманизм, гражданский долг и моральная ответственность, отношение к труду (профессии) как высшей ценности, нравственная дисциплина, достоинство.

124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы осмысления и реализации различных модификаций духовного в той или иной деятельности социума и человека всегда занимали одно из ведущих мест в философском познании общественной жизни в самых различных видах и формах ее проявления. В переломные эпохи тематика духовного закономерно приобретает обостренный характер: от выбора направлений и содержания духовных ценностных ориентаций общества и человека во многом зависит качество проводимых социальных модернизаций, а в определенной мере и будущее страны.

Современная Россия находится на этапе сложной социальной трансформации всех основных сфер ее жизни. В особой мере происходящие изменения в стране отражаются на духовной сфере, которая «наполняется» все более противоречивыми состояниями как на уровне деятельности социальных общностей и профессиональных групп, так и на личностном уровне.

В этих условиях, становится все более необходимым разработка основополагающих подходов, условий и направлений реализации ценностей духовного потенциала общества в целом и коллективов вузов в частности в деле формирования и развития профессионализма, в нашем случае, педагогических кадров.

В ходе исследования данного процесса необходимо учитывать целый комплекс разнообразных социальных обстоятельств экономического, политического, культурологического и собственно духовного порядка. В ряду важнейших из них: под воздействием реформирования общества происходит усложнение диалектики материального и духовного в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Это, в свою очередь, обязывает своевременно обобщать и углублять представления о сути изменений в каждой из сторон, характере их взаимодействия в динамике и статике реальной жизнедеятельности общества и личности.

В современных условиях важно научиться исследовать и определяться в возможностях вузов и общества в целом реально влиять на духовный мир педагога-профессионала на всех основных этапах его профессиональной подготовки и деятельности. Это невозможно реализовать в должной мере без выработки и выстраивания системы приоритетов нравственно должного и сущего - духовных императивов профессионализма.

Духовные императивы профессионализма есть производная духовных императивов всего общества. Мы их рассматриваем как систему высших нравственных ценностных смыслов и ориентаций общества и человека на социальное предназначение профессионального труда и профессионализма. Они обусловлены актуальными потребностями социально-экономического, политического и культурного развития общества на соответствующем историческом этапе. Их основной функцией в процессе профессиональной деятельности и подготовки кадров является формирование устойчивых духовно-нравственных ориентаций и мотиваций личности на ее профессиональный выбор и необходимость его осуществления в интересах общества.

Тем самым социальное предназначение духовных императивов проявляется, прежде всего, в том, что они призваны активно формировать устойчивые духовные ценностные ориентации личности на профессию, ее цели и общественное предназначение и тем самым побуждать волю и стремление педагогов к самоутверждению и саморазвитию в профессиональной деятельности с учетом социальных интересов.

В этом смысле содержание и направленность духовных императивов как бы совпадают с социальной ролью и предназначением деятельности педагога: он реализует управленческую общественную функцию в деле социализации будущих профессионалов и несет прямую социальную ответственность за качество не только обучения, но и воспитания будущих профессионалов. И потому его духовные ценностные ориентации должны совпадать с содержанием и направленностью требований духовных императивов.

Необходимость целенаправленной разработки условий и направлений реализации духовных императивов в формировании и развитии профессионализма педагога актуализируется также все возрастающим влиянием в системах ценностной профессиональной ориентации поведенческого принципа «успех любой ценой». Результаты воздействия названного «принципа» проявляются, прежде всего, в том, что большой процент педагогов-выпускников не стремится связывать свою судьбу с системой образования. В результате общество несет как экономические, так и нравственные потери.

В целом, процесс реализации духовных императивов в формировании профессионализма педагогов сам по себе представляет сложное общественное явление; его осуществление требует всестороннего учета и разработки теоретико-методологических, методических и организационных (управленческих) вопросов вузовской деятельности. Основываясь на результатах проведенного диссертационного исследования, в качестве основных выводов и предложений выделяем следующее:

1. Осмысление на уровне социально-философского анализа вопросов реализации духовных императивов в формировании и развитии профессионализма педагогов не может дать ожидаемых позитивных результатов без опоры на адекватные общему замыслу и содержанию исследования методологические основания. По сложившемуся в ходе исследования убеждению соискателя, наиболее плодотворной методологией здесь является идея целостности. Данное положение основывается на понимании, что в системах профессиональной деятельности педагога ее объектом и субъектом является человек. Но человек атрибутивно является целостным существом, он утверждается не иначе как в целостности, и свою деятельность он осуществляет по целостным основаниям. Реализуемая в русле социально-философского анализа идея целостности позволяет создать» достаточно непротиворечивую теоретическую основу формирования и развития, - в нашем случае профессионализма педагога в вузе, - в фокусе которой находится человек как целостность.

2. При изучении общественных процессов и явлений мы имеем дело с целостностями разных уровней сложности, масштабов, с неоднозначно выраженными связями и взаимодействиями. И чтобы всё «это» упорядочить, организовать (т.е. привести в целостное состояние) в соответствии с целями и задачами того или иного общественного развития, от субъектов социального управления требуется огромная по масштабу и напряжению работа по созданию условий для целостного развития и саморазвития личности. Таким образом, в нашем случае важным становится разработка таких условий и содержания профессиональной подготовки педагогов, реализация которых способствовала бы их целостному самоутверждению. В логике идеи целостности профессионализм педагога правомерно рассматривать как определенное социальное явление, несущее в себе целостные основания, и только в таком качестве становится возможным выявлять, исследовать и выделять объем, содержание, назначение элементов данной целостности. Содержание профессионализма здесь «несёт в себе» те или иные параметры сущностных сил человека. Профессионализм педагога функционирует как системное качественное образование интегральных (биологических, социальных и духовных) характеристик и свойств человека, на основе которых он утверждается в общественном призвании. По функциональному проявлению профессионализм педагога 1 можно рассматривать как совокупность его доминантных мотивированных установок как субъекта труда на профессиональную деятельность и ее результаты в соответствии с общественными ожиданиями. На личностном уровне профессионализм педагога выражает развернутую форму его личностных качеств и социальной активности в профессиональной деятельности.

3. Профессионализм педагога формируется и развивается под комплексным воздействием совокупных экономических, социальных, культурно-исторических и собственно духовных условий и факторов развивающегося социума. Вместе с тем, в данном сложном и неоднозначно проявляющемся процессе важно учитывать, что профессиональная деятельность педагога всегда предметна, через нее он реализует «конкретные» сущностные силы и утверждается в своем общественном предназначении и призвании в соответствии с его интересами, потребностями, целями.

Предметным выражением (результатом) профессионализма являются те или иные достижения социума в области создания или развития предметов, сторон материальной или духовной культуры, различных аспектов культурно-творческой деятельности и отношений.

Соответственно, воздействие духовных императивов на формирование и развитие профессионализма педагога должно быть по содержанию предметным и функционально способствовать развитию соответствующих профессионально-деятельностных качеств личности.

4. Общественной мерой профессионализма педагога как социального явления, его качественного состояния выступают ценности. Ценности есть отношение, ставшее результатом предметного субъект-объектного взаимодействия. Они являются своего рода барометром действительного самоутверждения личности и общества на данном конкретно-историческом этапе их развития. Объективно ценностное и субъективно ценностное не всегда суть одно и то же. Если первое выступает жизненно важной мерой всеобщего соответствия между человеком и действительным миром, а также мерой человеческого в человеке и человеческого в окружающем мире, то второе фактически подтверждает способности и возможности человека осваивать мир в соответствии с мерой объективно ценностного.

5. Через ценностное измерение можно рассматривать все виды духовно-практической деятельности людей - политику, экономику, религию, науку, мораль, труд, этическое и т.д. Сущностная сторона ценностей (как отношения) нисколько не утрачивается в процессе любого взаимодействия, в том числе и в ходе профессиональной деятельности педагогов. Ценности в духовном мире личности по сути можно рассматривать как духовные ценности: они «образуют» не только «свою» сферу, но и оказывают доминирующее влияние на другие сферы духовного мира человека. Особое место в иерархии духовных ценностей отводится нравственным ценностям высшего порядка - духовным императивам. Их социальное значение и особенности влияния на человека и общество определяются, прежде всего, тем, что в них совпадает общий и индивидуальный интерес, а, соответственно, функционально они выражают то или иное общественное императивное предписание, которое в определенной мере относится ко всем членам общества. В этом смысле духовные императивы формируют не просто устойчивую, а активную систему мотивации на необходимость действительного ценностного отношения к природе, обществу, другим людям, труду, профессии, любви, долгу, семье, Отечеству и т.д.

6.Формирование ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности в целом позволяет не только выявлять ее социальную значимость, но и формировать отношение к профессионализму по меркам высшего духовного порядка. Если деятельностные основы профессионализма появляются в процессе профессиональной подготовки, то «базовые» духовные ценностные ориентации на профессионализм «формируются» через систему воспитания в вузе, в рамках целенаправленно выстроенной системы профессионализации, её идей, форм и методов, технологий. Именно в вузе «закладывается предметность профессионального мышления, здесь индивид приобщается духовно к ценностному социокультурному контексту профессий, у него формируется соответствующая система ценностей и ориентаций, мотивов и потребностей «на профессию». Профессиональная подготовка функционирует как система организующих личность социальных процессов и технологий, как двуединый процесс обучения и воспитания в соответствии с общественными задачами и требованиями.

7. Современная ситуация в стране и мире со всей очевидностью доказывает необходимость вырабатывать и реализовывать духовные императивы во всех сферах жизнедеятельности, но, прежде всего, в системах профессиональной подготовки и деятельности. Применительно к любой профессии «базовой» высшей духовной ценностью определяется патриотизм, а вместе с этим и духовные императивы, способствующие его теоретико-практической реализации - гуманизм, гражданский долг и моральная ответственность, отношение к труду (профессии) как высшей ценности, нравственная дисциплина, достоинство.

Патриотизм определяется как интегральное состояние, духовное ценностное «образование», в основе которого чувство сопричастности к Отечеству, его триумфам и поражениям, гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к великой стране. Патриотизм является ключевым звеном в системе духовных императивов. В нем отражаются и проявляются эмоционально-чувственные и . идеологические состояния общественного сознания, но, в основе своей патриотизм есть высшее нравственное чувство, в нем преобладают гуманистическая вера и убеждение, что высшее для человека — это достоинство и высокий смысл его предназначения. Поэтому сегодня нужна такая программа патриотического воспитания в стране, которая бы в наибольшей мере выражала духовный менталитет (идеологию исторического духовного самосознания) гражданина России и одновременно закрепляла бы и развивала высшие духовные ценности и ориентации.

8. Качество профессиональной подготовки педагогов во многом зависит от способности и умений её субъектов выделить действительно ценное в духовном мире человека, а затем выбрать средства и методы собственно духовного воздействия на кадры. И уже на этой основе, в соответствии с требованиями времени, определить соответствующие механизмы реализации духовных императивов в данном процессе. Последнее по форме осуществления, разумеется, не может рассматриваться как «замена» чего-то на что-то. В процессе реализации духовных ценностей необходимо учитывать реалии времени, позволяющие ориентировать человека на всестороннюю жизнеутверждающую самореализацию в любых (избранных свободно) видах профессиональной деятельности. Педагоги-профессионалы — это, прежде всего, граждане своей страны, каждый из них стремится утверждаться в социальном бытие, в том числе и через осознание и усвоение духовных ценностных императивов, которые по своему содержанию и назначению выражают нравственно должное.

9. Реализация императивных духовных ценностей в процессе формирования и развития профессионализма педагогов является одним из важнейших условий качественного осуществления данного процесса; и потому субъекты воспитания всех уровней обязаны системно подходить к разработке программ обучения и воспитания. Здесь необходимо достаточно ясно понимать: где, что, какими средствами можно решить те или иные задачи духовно-нравственного воспитания кадров. Результативность повысится, если работа будет основываться на научных материалах и источниках, в которых убедительно отражены положения о существе и условиях реализации духовных императивов в той или иной профессиональной подготовке. Такой подход ориентирует субъектов воспитания на поиск и развитие позитивно духовного в человеке и в соответствии с этим требует находить адекватные средства именно духовного воздействия на людей. При этом управление процессом профессиональной подготовки в вузе должно быть способно к самообновлению и самовоспроизводству всего нового, как во внутреннем плане, так и в характере реализации духовного содержания учебно-воспитательного процесса.

10. В ходе управления процессом формирования и развития профессионализма педагогических кадров должен «избираться» наиболее оптимальный комплекс духовных ценностей, реализация которых позволит готовить духовно богатых, профессионально мыслящих и действующих специалистов как граждан своей страны и как профессионалов. Управлять процессом профессиональной подготовки специалистов в современных условиях — это, прежде всего, управлять процессом реализации духовных ценностей в системе обучения и воспитания специалистов.

Решение собственно теоретико-практических задач реализации духовных императивов в данном процессе, на наш взгляд, предполагает, прежде всего:

- разработку закона РФ (Концепции) о духовно-нравственном воспитании граждан России, что позволит более целенаправленно решать задачи реализации духовных императивов и в системах профессиональной подготовки педагогических кадров;

- в системах вузовской профессиональной подготовки педагогических кадров разработать концепции формирования и развития профессионализма, где должны быть достаточно ясно определены цели, содержание и средства осуществления данного процесса;

- формирование и утверждение идей о существе духовных императивов, разработку и моделирование оптимальных вариантов управления процессами их реализации в вузовской профессиональной подготовке педагогов;

- углубление и расширение содержательных основ концепции профессиональной подготовки педагогических кадров, где бы реально учитывались социальные приоритеты педагогической деятельности, роль и место в ней духовного фактора;

- расширение концептуальных представлений о характере обновления духовного мира личности педагога и «технологиях» реализации данного процесса в педагогической деятельности;

- выявление и «включение» в систему профессиональной подготовки собственно духовного потенциала учебно-воспитательного процесса вузов (с учетом специфики каждого из них) и учебно-воспитательной деятельности;

- разработку содержательных компонентов тематики «конкретных действий»: субъекты профессиональной подготовки должны достаточно знать, что из духовного можно и надо «брать» и как его «вносить» в процесс обучения и воспитания педагогов;

- учитывая сложность и вместе с тем теоретическую неоднозначность в понимании существа духовного и его императивных значений, в целях разработки теоретико-методологической и методической базы реализации духовных императивов в формировании и развития профессионализма педагогов представляется необходимым создание постоянно действующих семинаров (центров) при ведущих педагогических вузах страны;

- в современных условиях для повышения качества реализации духовного потенциала вузов в обучении и воспитании педагогов необходимо создать условия для целенаправленной работы по координации деятельности вузов, общественных организаций, учреждений культуры, деятелей литературы и искусства;

- в СМИ шире и предметнее отражать существо духовно-исторических традиций России, показывать место и роль в их формировании и развитии профессионализма педагогических кадров. В этих же целях целесообразно ввести постоянно действующие рубрики аналитического и публицистического характера. Например: «Время и духовный мир педагога», «Педагог и его ученики», «Письма к Учителю», и т.п.; целесообразно расширить тематику научно-практических конференций (НПЕС) на уровне вузов, регионов по вопросам реализации духовного потенциала образовательных педагогических учреждений. Это позволило бы своевременно обобщать наличный опыт, выработать подходы и рекомендации теоретико-методического плана;

- в ходе преподавания, прежде всего, дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, при организации и проведении научно-исследовательской работы обучаемых необходимо расширить духовно-нравственную тематику;

- учитывая, что Церковь обращается к духовно-нравственным мотивам человека, становится все более важным обоснование места и роли религии, ее реальных возможностей в системе повышения качества профессионального воспитания педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Миронова, Евгения Николаевна, 2009 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980. - 331с.; Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 е.;

2. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь / Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -1998. №12.

3. Агапов B.C. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно метод, пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2005. -384 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1989.- 253 е.; Введение в аксиологию: Учеб. пособие для изучающих философию. — М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.

6. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии М., 1964 — С.9-10; Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980.-368 е.;

7. Аксиология / Философия: Учебник. В 2 т.Т. 2 / В.В. Ильин. Ростов н/д: «Феникс», 2006. - С. 419-538.

8. Аксиология / Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. -М.: «Современные тетради», 2004. С. 545- 647.

9. Арустамова Г.Б. Гуманность как системное свойство субъекта //Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал. -2007. -№2.-С. 136-140.

10. Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека// Мир психологии. Научно-методический журнал. -2007. №1. м.: Воронеж, 2007. - С.31-64.11 .Аристотель. О душе. СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

11. Арутюнов Н.Е. Профессионализм как социокультурное качество человеческих ресурсов и реформы образования // Материалы Российской конференции «Реализация президентского курса реформ». М., 2002.

12. Баталов А.А. Понятие профессионального мышления./Под ред. Г.В. Мокроусова Томск: Изд-во ТУ, 1985.

13. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: Учеб пособие.- М., 2006.

14. Барулин B.C.: Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994,- 256 е.; Российский человек в XX веке: Потери и обретение себя /Монография. - СПб., 2000.

15. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика. Тюмень, 2001.

16. Баталов А.А.: Понятие профессионального мышления (Методологические и идеологические аспекты)/Под ред. Г.В. Мокроусова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985.- 228 с.

17. Батенин С.С. Человек и его история. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - С. 116.

18. Бердяев Н.А.: Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.480 с.

19. Блауберг И.В.: Проблема целостности в марксисткой философии. М.: Высшая школа, 1963.- 98 е.; Целостность и системность //Системные исследования. Ежегодник. 1977. - М.: Наука, 1977. - С.5-28.

20. Бондырева С.К., Колесов Д.В.Духовность (психология, социология, семантика). М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. - 144 с.

21. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности необходимые элементы структуры личности как субъекта управления./Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. — М., 1992. — С. 15.

22. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы развития личности / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1974. - С. 83-121.

23. Буева Л.П.: Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216 с.; Философия как отношение человека к миру//Философское сознание:драматизм обновления. М., 1991; Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. -№2. - С.4-5.

24. Булычов И.И. Человек как интегральная философская проблема: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М., 1993.- 35 с.

25. Василенко В.О. Ценность и ценностные отношения. //Проблема ценности в философии. Сб. статей. /Под ред. А.Г. Харчева. М.:Наука, 1968.- 261 с.

26. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. (Материалы междунар. конференции, Москва, 1993) //Вопросы философии. 1994. - № 1. - С.54-72.

27. Войтович С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. -Киев: Наукова думка, 1989. 132 с.

28. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования./ Отв. ред. С.С. Уткин. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1985.- 214 с.

29. Вопросы профессионализма: психология, методология, практика: Сб. ст.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 291 с.

30. Гаспарян Д.Е. Социальность как негативность. М.: КДУ, 2007. - 256 с.

31. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц./Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера. М.: Прогресс, 1990. - 495с.

32. Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. -М.: Юрист, 1995.

33. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. -Ч.З. Философия духа.

34. Горский В.А. Духовные основы нашего общества // Дополнительное образование. 2004. - №11. - С.22-27.

35. Гусейнов А.А. Что же мы такое?// Многомерный образ человека: на пути к создании единой науки / Под общ. ред. Б.Г. Юдина. М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 87-103.

36. Грузков В.Н.: Духовное и профессионализм (социально-философский, анализ). Ставрополь, 1996. -223 с.

37. Гуревич П.С.: Философская антропология: Учеб пособие. — М.: Вестник, 1997. 448 е.; Личностный рост как проблема молодежи //Вестник высшей школы. - 2008,- №2. - С.30-37.

38. Голенкова З.Т., Игнацкая Е.Д. Трудовая занятость и социально-культурные процессы. Россия реформирующаяся. М., 2002.

39. Демин М.В.: Проблема ценности и ценностные отношения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7; Философия, №4. М., 1974; Природа деятельности. - М.: МГУ, 1984.- 168с.

40. Дубровский Д.И. Проблемы идеального. М., 1983.

41. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. -М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модек», 2004. 752 с.

42. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М., 1990.

43. Дилигенский Г., Лекторский В. Проблемы целостного мира // Вопросы философии. 1990. - №12. - С.32-43.

44. Дробницкий О.Г.: Мир оживших предметов. (Проблемы ценности в марксисткой философии).- М.: Политиздат, 1967.- 351 е.; Ценность.// Философская энциклопедия. М., 1970. -Т.5. - С.462.

45. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: РАН, 1992. - 173 с.

46. Дырин А.И. , Дырин И.А. Патриотическая идея и военная доктрина для будущей России в литературе русского зарубежья первой половины XX века: Монография. М.: ИД «Мегапир», 2008. - С. 5-68.

47. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 6-31. 124130, 176-181,217-243.

48. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - С.204-273.

49. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.

50. Завалишина Д.Н. Модели профессионального развития человека//Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход/ Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», - 2004. - С.55-78.

51. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.

52. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Академический Проект, 2005.

53. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

54. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.-224с.

55. Золотухина-Аболина Е.В.: Рациональное и ценностное //Проблема регуляции сознания. Ростов-на-Дону, 1988. - 144 е.; Философская антропология: Учеб пособие. - М.: ИКЦ «Март Т»; Ростов н/Д; Издательский центр «Март Т», 2006. - 240 с.

56. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума //Соч.: В 6 т. М.: 1965. - Т.4. 4.1; Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. — С.445-504.

57. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

58. Канынин А.Н.: Российская цивилизация и ее поколения.- М.: Изд. дом «Мегапир», 2005; Духовные основы социального управления. Монография. — М.: «Граница», 2001.

59. Катунина Н.С. Природа духовности человека: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 2005.

60. Канапацкий А .Я. Онтологическая истинность духовности: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. Уфа, 2004. - 37 с.

61. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.- 256 с.

62. Каратеева Н.А. Духовная основа социализации студенческой молодежи: Автореф. дис.канд. филос. наук. — Екатеринбург, 2006. -24 с.

63. Келеман JI.A. Философия интеллигентности.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 227 с.

64. Ключевский В.О. Курс лекций. В 3-х Т. М.: Мысль, 1988. - Т.1. -С.310.

65. Кисилев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. -2006. №4.

66. Климов Е.А.: Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996; Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

67. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. — Нижний Новгород, 1998.

68. Казибекова Г.К. Трансформация духовно-нравственных ценностей современной молодежи: Автореф. дис.канд. филос. наук. -Махачкала, 2007.-21 с.

69. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев: Наукова думка, 1986.- 151 с.

70. Кочетов Г.М. Механизм процесса профессионализации. Томск: Изд-во гос. ун-та, 1975.

71. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дисс. д-ра псих. наук. М., 1997.- 39с.

72. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной . философии марксизма./Отв. ред. В.М. Межуев. М.: Наука, 1990. - 141с.

73. Крымский Сергей. Экспликация философских смыслов. Изд. доп. М.: Идея-Пресс, 2006. - С 37- 61.

74. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М.: Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2004. - 194 с.

75. Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре./УФилософия и её место в культуре. Сб. научных трудов. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990.-С. 75-88.

76. Кулыева А.А. Формирование духовной личности в современном российском обществе: Автореф. дис.канд. филос. наук. Уфа, 2005.

77. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подход к анализу проблемы Нижний Новгород, I99S.

78. Капто А.С. Профессиональная этика. Ч. 1-2. -М., 1997.

79. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд. доп. М.: Смысл, 2007. - 511 с.

80. Лекторский В.А.: Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980.- 360 е.; Духовность и рациональность. "Круглый стол» ученых «Духовность, художественное творчество, нравственность //Вопросы философии. -1996. - №2.84

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.