Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Блохин, Андрей Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Блохин, Андрей Сергеевич
Специальность 09.00.11 -социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
РАЗДЕЛ 1. Методология социально-философского анализа духовного мира личности российского офицера. 17
РАЗДЕЛ 2. Содержание духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России и его влияние на военно-профессиональную деятельность.59
РАЗДЕЛ 3. Факторы совершенствования духовного мира офицера Российских Вооруженных Сил.106
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Противоречия духовного мира офицера современной Российской армии: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Кучеров, Евгений Владимирович
Безопасность духовного мира офицерского состава Российской Армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования2004 год, кандидат философских наук Макушкин, Анатолий Борисович
Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Богович, Григорий Григорьевич
Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и взаимодействие: Социально-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Кортунов, Вячеслав Николаевич
Противоречия формирования духовной культуры офицера современной Российской армии: Социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Балябкин, Евгений Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Социально-философский анализ»
Современный этап развития российского общества и Вооруженных Сил характеризуется сложностью и неоднозначностью протекания социальных процессов, непоследовательностью осуществления преобразований в военной сфере. Это накладывает свой отпечаток на духовный мир российского офицера и генерирует целый ряд противоречий различного уровня и характера. Жизнедеятельность офицера, его служебная и внеслужебная деятельность, поведение и общение включены в существующую систему противоречий общества и государства. Острота и глубина многих противоречий, длительное их существование оказывают весьма негативное воздействие на формирование и развитие духовного мира российского офицера, следствием которых является кардинальная смена мировоззренческих ориентаций, переосмыслением собственного социального статуса, переоценка военно-профессиональных ценностей.
Сохраняющаяся неопределенность духовной ситуации в российском обществе и Вооруженных Силах происходит на фоне относительно нестабильного международного положения Российской Федерации. Военно-экономическая мощь ряда западных государств является основой для навязывания другим странам, в том числе и России стандартов нового мирового порядка, своего образа жизни и системы ценностей. Данными странами все больше игнорируются нормы международного права, сложившиеся десятилетиями принципы межгосударственных взаимоотношений в рамках ООН, а также ментальность и культура народов России.
Сложные, противоречивые состояния духовного мира офицерского состава во многом обусловлены снижением престижности военной службы, отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Все это заметно ухудшает морально-психологическое состояние офицерского состава, снижает его военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению обязанностей воинской службы.
Актуальность социально-философского анализа содержания, условий и факторов совершенствования духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, сегодня Российское государство и Вооруженные Силы испытывают острую потребность в четких и устойчивых духовных ориентирах, общепризнанных и общепринятых критериях подлинной духовности. В этих условиях действительно философски актуальной становится проблема сохранения стабильности сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, определения характера и направленности их влияния на военно-профессиональную деятельность и обеспечение военной безопасности государства.
Для духовного мира офицера современной России крайне необходимо состояние оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности. В то же время практически каждый офицер вынужден сегодня осуществлять значительные усилия, чтобы сохранять свою духовность в относительно устойчивом состоянии из-за негативного воздействия внешних, не всегда связанных с непосредственной деятельностью, факторов. Представляется, что духовно-психические и физические усилия российского офицера, связанные с поддержанием в норме своей духовности, не должны быть доминантными в соотношении с усилиями, направленными на исполнение служебных обязанностей. Наличие негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении офицеров - наиболее опасный признак, непосредственный показатель деструктивных процессов в их духовном мире.
Во-вторых, социально-экономическое неблагополучие офицерского состава формирует комплексную причину, которая оказывает негативное воздействие на состояние и функционирование его духовного мира. Бытие российского офицера, отягощенное бедностью и неудовлетворенностью, порождает искаженный тип духовности и человеческого общения, вызывает все более массовые деформации их сознания и поведения, снижает уровень духовных возможностей по обеспечению военной безопасности государства.
В-третьих, в условиях продолжающегося обесценивания общезначимых приоритетов военной службы все больше нарастают процессы внутриличностного отчуждения значительной части офицерского состава от принадлежности к армии и флоту, поиска других способов и форм жизнедеятельности. Социально-философский смысл таких изменений состоит в том, что в духовном мире современного российского офицера общегражданские идеи и ценностные ориентации становятся ведущими по сравнению с военно-профессиональными. Значительная часть офицерского состава находит в гражданской жизни намного больше вариантов осуществления своих интересов, касающихся, прежде всего, значительного повышения уровня и качества их жизни.
В-четвертых, формирование оптимистичного содержания и направленности сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава связывается сегодня с проведением такой государственной военной политики, которая нацелена на создание духовного комфорта в армии и на флоте, социальной защищенности всех категорий военнослужащих. Следует признать, что позитивное содержание духовного мира офицерского состава сегодня во многом оказалось в непосредственной зависимости от социально-экономических возможностей общества и государства, их способности обеспечить необходимые условия для военно-профессиональной деятельности. В современных условиях очень важно исключить факторы, отвлекающие от исполнения служебных обязанностей и негативно воздействующие на духовный мир офицерского состава. /
Сказанное свидетельствует о высокой значимости духовного мира офицеров российской армии в общей системе факторов обеспечения военной безопасности государства.
Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние степени научной разработанности проблемы содержания и развития духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России, следует отметить, что анализ социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения данной проблемы.
Первую группу составляют работы отечественных ученых, посвященные исследованию социально-философских проблем духовной жизни личности и общества, в которых глубоко и обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовности, ее вполне самостоятельного статуса, закономерностей ее формирования и развития, места и роли духовных ценностей в жизни человека и общества.1 Анализ
1 См.: Акопов M.JI. Духовный мир советского человека - Киев, 1988; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. -1996. - № 2; Духовные аспекты бытия: Сб. науч. трудов //Под ред. П.Е.Матвеева. -Владимир, 2000; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления //Редкол.: В.М. Утенков (отв. ред.) и др.- М.,1992; Духовное обустройство России: Сб. статей //Науч. ред. Б.Н.Королев. - Курск, 1996; Гырдев Д. • Проблемы общественного сознания. - М., 1982; Ильенков Э.В. Проблема "идеального" //Вопросы философии. - 1979. - № 6,7; Каган М.С. О духовном //Вопросы философии. - 1985. - № 9; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. - М., 1999; Канапицкий А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека //Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №2; Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. - Тамбов, 1997; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. - 1991. - № 12; Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. - 1996. - № 2; Миголатьев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. - 1998. - № 3; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. - 1992. - № 12; Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности //Философия и общество. - 2005. - №2; Франк С.Л. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. - М., 1992; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. - Томск: Издательство ТГУ, 2000. данных работ показывает, что в них содержится немало плодотворных идей и положений, которые обогащают современные знания о духовности личности и социальных общностей, ее смысле, содержании, назначении и возможностях.
Вторую группу составили работы, авторы которых предметом своего исследования избрали конкретные актуальные проблемы духовного мира офицерского состава советской и российской армии, военно-профессиональной культуры. В целом данное направление явилось достаточно позитивным по целому ряду аспектов: а) оно позволило более глубоко проанализировать структурные и содержательные компоненты сознания офицерского состава; б) выявить содержание, место и роль познавательной, ценностной и социально-активной (деятельной) подсистем мировоззрения российского офицера; в) исследовать специфику воздействия духовных качеств на военно-профессиональную деятельность офицерского состава, обеспечение национальной безопасности государства.1
1 См.: Важенин JI.B. Принцип единства материального и духовного в деятельности офицерских кадров: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 1992; Воронянский И.Е. Диалектика знания, веры и убеждения в процессе становления сознания советского офицера: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1991; Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. - СПб.: Воен.-мед. акад., 2000; Землин А.И. Правовая культура личности офицера российской армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1996; Макушкин А.Б. Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования. - М.: Погран. акад ФСБ России, 2004; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Монино, 1996; Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1995; Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицера Российской армии: Автореф. дис.д-ра социолог, наук. - Саратов, 1999; Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицера Вооруженных Сил: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1992; Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Шевченко О.В. Духовные традиции Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2004.
Третью группу составили работы, авторы которых осуществили значительное приращение знаний в исследовании проблемы духовности российского офицера, уделив при этом достаточное внимание анализу специфике духовных противоречий, формирования и развития духовно-нравственных основ военно-профессиональной деятельности военных кадров и их ценностным ориентациям, престижа военной службы, взаимосвязи духовных ценностей российского общества и армии в современных условиях.1
Четвертую группу составляют работы представителей отечественной военно-философской мысли, которые всегда держали в поле своего зрения проблемы войны и мира, войны и армии, воинского долга, духовных сил и морального фактора в войне. Значительное внимание в них уделено изучению места и роли духовного фактора, нравственных сил и морального духа армии, воинского долга, морально-психологической подготовки личного состава.2
1 См.: Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: ВА имени Ф.Э. Дзержинского, 1996; Безруков Р.А. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи армии (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2000; Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии и их разрешение: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы (философско-политологический анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: ГА ВС, 199; Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Дис.канд. филос. наук.- М.: Воен. ун-т.- 1994; Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. - Ставрополь, 1997; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1995; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. - М.: Воен. ун-т. - 2001; Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность: Автореф. дис.канд. филос. наук. - Краснодар, 2000; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. — М.: Воен. ун-т, 2000;
См.: Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. - 1999. -№ 3; Безруков Р.А. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи
Пятую группу составляют работы, которые посвящены исследованию проблем становления, условий и путей развития духовного мира офицерского состава в зависимости от ценностных ориентиров и культуры общества. Духовное обновление армии напрямую связывается большинством авторов с обновлением основных сфер жизни российского общества и институциональных культур как необходимым условием продвижения страны по пути демократического развития.1
Вместе с тем, следует отметить, что проблема духовного мира офицерского состава российской армии всегда актуальна и требует новых исследований. Современное состояние духовно-нравственных отношений в российском обществе и Вооруженных Сила инициирует подготовку новых научных работ в данной сфере. армии (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 2000; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. - М., 1997; Рахимов О.-Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Дис.д-ра филос. наук. - М.: Воен. ун-т, 1995; Родин В.А., Ефремов О.Ю. Духовные основы воинского воспитания //Военная мысль. - 2003. - №8; Чебан В.В. Духовный фактор в войнах будущего: проблемы формирования //Военная мысль. - 2003. -№7; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). - Монино, 1998; Щеголев И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: ВУ, 1999.
1 См.: Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. - М.: Воен. ун-т, 2002; Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований. - М.: Воен. ун-т, 1996; Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.: Воен. ун-т, 2000; Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис. д-ра социол. наук. - М.: Воен. ун-т, 2001; Рахимов О.-Х.-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.: Воен. ун-т, 2000; Соловьев С. Динамика менталитета российского офицерства (1985 - 1995 гг.) //Власть. - 1995. - № 8; Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицера Российской армии: Автореф. дис.д-ра социолог, наук. - Саратов, 1999.
Значительные усилия следует предпринять по всестороннему и /4 глубокому изучению проблемы современного содержания и совершенствования сознания, мировоззрения и духовных качеств основных категорий офицерского состава, определению системы факторов, оказывающих позитивное влияние на формирование духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что в настоящий момент сложилось реальное противоречие между все более возрастающей потребностью изучения сущности, содержания и основных противоречий духовного мира офицера, его вклада в решение задач обеспечения военной безопасности России и отсутствием научного исследования, представляющего решение данной социально-философской задачи, имеющей важное теоретическое и практической значение. Осознание этого противоречия и явилось одним из главных мотивов исследования.
Объектом диссертационного исследования выступает духовный мир офицера Вооруженных Сил как сложное, интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное образование.
Предметом исследования является содержание и состояние духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России, а также факторы совершенствования основных элементов духовного мира: сознания, мировоззрения и духовных качеств.
Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить содержание и состояние духовного мира российского офицера, обосновать систему факторов позитивного формирования и развития его сознания, мировоззрения и духовных качеств.
Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа состояний основных элементов содержания и динамики совершенствования духовного мира офицерского состава в контексте его военно-профессиональной деятельности, а, обеспечении военной безопасности государства в современных условиях, в обосновании основных факторов его оптимизации.
Замысел и цель исследования обусловливают его задачи:
- исследовать сущность духовного мира личности;
- осуществить структурно-содержательный анализ основных элементов духовного мира личности российского офицера;
- проанализировать содержание взаимодействия духовного мира офицерского состава и их военно-профессиональной деятельности;
- раскрыть основные факторы позитивного совершенствования и развития сознания, мировоззрения и духовных качеств офицера Вооруженных Сил России.
Научная новизна диссертации состоит в обосновании и осуществлении социально-философского анализа духовного мира современного российского офицера и его влияния на качественные характеристики военно/ профессиональной деятельности, которая применительно к современному этапу развития российских Вооруженных Сил является недостаточно исследованной. Более конкретно научная новизна исследования выражается:
- в раскрытии сущности и современного содержания понятия «духовный мир офицера Вооруженных Сил современной России»;
- в определении критериев современного состояния и особенностей функционирования духовного мира российского офицера;
-в анализе основных групп противоречий, негативно влияющих на содержание сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава армии и флота;
- в обосновании основных факторов, непосредственно определяющих процесс совершенствования позитивного содержания духовного мира офицера в современных условиях.
На защиту выносятся положения:
1. Определение духовного мира личности российского офицера, который представляет собой интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное образование форм сознания, мировоззрения и духовных качеств, оцениваемых им желательными и необходимыми для самостоятельного функционирования, соотнесенных с реальным социальным статусом, смыслообразующими идеалами, нормами и принципами жизнедеятельности, обеспечивающими военно-профессиональную активность в условиях Вооруженных Сил, а также включенность в общественную жизнь.
2. Духовное развитие офицера понимается как сложный, многосторонний и многоуровневый процесс целенаправленного и последовательного разрешения противоречий сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерских кадров, который характеризуется преемственными и необратимыми количественно-качественными изменениями, приводящими к возникновению новых свойств и состояний содержания духовности.
3. Позитивные основы содержания духовного мира офицера Вооруженных Сил сегодня раскрываются через состояния и динамику взаимодействия имеющихся знаний, эмоционально-чувственных и волевых уI элементов сознания, характера ценностных ориентаций и направленности мировоззрения, а также духовных качеств.
4. Основными факторами, непосредственно определяющими процесс совершенствования позитивного содержания духовного мира офицера в современных условиях можно считать разработку и внедрение в сознание и мировоззрение общенациональной идеи; проведение последовательной и реалистичной государственной военно-кадровой политики по социально-экономической поддержке качества и уровня жизни офицеров; совершенствование целей и задач воинского воспитания; укрепление заинтересованного сотрудничества Вооруженных Сил с Русской
Православной Церковью, с другими наиболее распространенными в Российской Федерации конфессиями.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения о сознании, мировоззрении и духовности общества, его субъектов, содержащиеся в трудах мыслителей прошлого, работах представителей русской философии, исследованиях других отечественных и зарубежных ученых, а также публикациях авторов, анализирующих современный этап развития российских Вооруженных Сил. В работе нашли отражение итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.
Непосредственную методологическую основу диссертации составили основные принципы социально-философской методологии анализа духовных проблем российского общества и Вооруженных Сил, на основе которых осуществлен содержательный анализ основных структурных элементов и признаков духовного мира личности российского офицера. В диссертации используются также идеи и положения социально-философской. науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: логико-гносеологический, аксиологический, структурно-содержательный, функционально-деятельностный подходы, принцип социального детерминизма и т.п.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа основных документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению эффективного функционирования духовной сферы жизни российского общества и Вооруженных Сил; статистическую информацию о военной безопасности Российской Федерации, опубликованную в периодической печати; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам формирования и развития духовности основных категорий российских военнослужащих; данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации.
Практическая значимость исследования содержания и факторов совершенствования духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России состоит в том, что рекомендации, результаты и выводы проведенного научного анализа могут быть использованы в целях совершенствования деятельности законодательных и исполнительных органов власти, непосредственно отвечающих за реализацию вопросов духовного обновления России и ее Вооруженных Сил; в деятельности управлений Генерального штаба, Главного управления Воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации; в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Военном университете и ряде других военно-учебных заведений Российской Федерации; при организации общественно-государственной подготовки личного состава армии и флота.
Структура и основное содержание диссертации
Логика достижения целей исследования определяет структуру диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, осуществляется анализ ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, ее общий теоретический замысел, теоретико-методологическая и эмпирическая база, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, практическая значимость диссертации.
В первом разделе «Методология социально-философского анализа духовного мира личности российского офицера» выявляется сущность понятия «духовный мир личности российского офицера», определяется его место и роль как одного из важнейших элементов в системе военной безопасности государства.
Во втором разделе «Содержание духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России и его влияние на военно-профессиональную деятельность» анализируется содержание основных структурных элементов духовного мира офицерского состава, позитивные и негативные составляющие формирования и развития сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, их влияние на реализацию задач военно-профессиональной деятельности.
В третьем разделе «Факторы совершенствования духовного мира офицера современной России» анализируется совокупность наиболее актуальных объективных факторов, во многом определяющих современное состояние и функционирование духовного мира основных категорий офицерского состава. В совокупности основных факторов, непосредственно определяющих процесс совершенствования духовного мира офицера в современных условиях, важное место отводится разработке и внедрению в сознание и мировоззрение общенациональной идеи; проведению целенаправленной, последовательной и реалистичной государственной военно-кадровой политики по социально-экономической поддержке качества и уровня жизни офицеров; совершенствование целей и задач воинского воспитания в соответствии с новыми социально-политическими условиями; укрепление заинтересованного сотрудничества Вооруженных Сил с обществом, с Русской Православной Церковью, с другими наиболее распространенными в Российской Федерации конфессиями.
В заключении обобщаются теоретические выводы и результаты исследования, составляющие социально-философскую концепцию содержания и развития духовного мира офицера современной России, формулируются практические рекомендации и предложения по дальнейшему укреплению духовности военнослужащих армии и флота.
Общий объем диссертации составляет 165 страниц.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. Некоторые положения исследования апробированы в ходе выступлений на межкафедральных семинарах, проводимых на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного университета, а также участия в системе занятий по общественно-государственной и командирской подготовке в органах Министерства Внутренних Дел.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Содержание духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России и его влияние на военно-профессиональную деятельность. - М.: Воен. ун-т, 2005. - 3,25 п.л.
2. Факторы совершенствования позитивного содержания духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России //Тезисы доклада. — 2005. -0,25 п.л.
Общий объем публикаций по теме исследования - 3,5 п.л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Шевченко, Ольга Викторовна
Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Смирнов, Евгений Валерьевич
Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: Социально-философский аспект2003 год, кандидат философских наук Григорьев, Николай Юрьевич
Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил Российской Федерации: социологический анализ2011 год, кандидат социологических наук Крутилин, Дмитрий Сергеевич
Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства2000 год, доктор философских наук Чижик, Петр Иванович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Блохин, Андрей Сергеевич
Результаты исследования, предложения и рекомендации могут быть также использованы: в теоретико-практическом обеспечении проведения реформирования Вооруженных Сил; в переводе духовного потенциала офицерского состава в фактор военной безопасности государства, формировании устойчивого морально-психологического состояния личного состава армии и флота, в системе общественно-государственной подготовки; в подготовке спецкурсов, конференций и теоретических семинаров.
Вторая группа рекомендаций - практические предложения, непосредственно направленные на реализацию представленных в диссертации задач исследования. В целях укрепления позитивных основ содержания духовного мира российского офицера представляются наиболее целесообразными следующие меры практического характера:
- Министерству обороны Российской Федерации совместно с военными учеными Военного университета разработать комплексную концепцию формирования духовного потенциала Вооруженных Сил, в основу которой положить национальную идею, совокупность базовых государственных интересов и ценностных ориентаций военнослужащих;
- в целях повышения эффективности политического, военно-профессионального, правового и нравственного воспитания офицеров, особенно молодых, к середине 2006 года завершить разработку «Кодекса чести офицера»;
-ввести в практику проведение Всеармейских научно-теоретических, научно-практических конференций и семинаров на уровне видов Вооруженных Сил, военных округов и военно-учебных заведений МО РФ по проблемам обновления и совершенствования духовного потенциала Российских Вооруженных Сил, духовного обеспечения военного строительства армии и флота;
- органам законодательной и исполнительной власти в ходе проведения открытых парламентских слушаний по бюджету страны, осуществить необходимую его корректировку в сторону увеличения расходов на военное образование, науку и культуру;
- редакциям общественно-политических, военно-научных и художественно-публицистических изданий шире и объективнее отражать вопросы чести, долга и ответственности российских офицеров, при этом, существенно повысить качество публикуемых материалов;
- в субъектах Федерации целесообразно создать центры духовной реабилитации для офицеров Российских Вооруженных Сил, принимавших участие и пострадавших в ходе выполнения контртеррористической операции на Северном Кавказе;
-Главному управлению воспитательной работы МО РФ целесообразно разработать и выпустить методологические рекомендации по организации самообразования и самовоспитания современного офицера, с учетом тех изменений, которые произошли в мире, стране и Вооруженных Силах;
- ввести в практику регулярное проведение конкретных военно-социологических исследований состояния и тенденций развития духовного мира основных категорий офицерского состава на уровне полка, соединения, военно-учебного заведения, округа с их последующим обобщением;
- в военных СМИ полнее отражать героическую историю Вооруженных Сил, современные проблемы армии и флота, уделять больше внимания повышению престижа офицерской службы, активно пропагандировать образцы героизма, мужества и отваги российских офицеров. Целесообразно ввести постоянно действующую специальную рубрику «Духовность российского офицера: опыт изучения, формирования и укрепления»;
-Воениздату и военно-учебным заведениям реализовать программу по увеличению выпуска учебной и учебно-методической литературы по проблемам формирования позитивных основ содержания сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, межличностных отношений, устойчивого морально-психологического состояния личного состава армии и флота;
-Министерству обороны РФ совершенствовать систему профессионального отбора абитуриентов в военные институты, академии и университеты на основе новых методик и программ. В качестве базового критерия пригодности к офицерской службе должен быть уровень развития и направленности их сознания, мировоззрения и духовных качеств.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. Некоторые положения исследования апробированы в ходе выступлений на межкафедральных семинарах, проводимых на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного университета, а также участия в системе занятий по общественно-государственной и командирской подготовке в органах Министерства Внутренних Дел.
Заключение
Осуществленный диссертантом социально-философский анализ формирования и развития духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России позволяет констатировать, что духовный облик Вооруженных Сил современной России зависит прежде всего оГобщей и военной культуры офицерского состава, от его выучки, собранности, дисциплины, верности воинскому долгу и чести.
1. В качестве обобщающих выводов по первому разделу исследования могут служить следующие положения:
Во-первых, духовный мир личности российского офицера представляет собой интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное образование, результат взаимодействия форм сознания, мировоззрения и духовных качеств, оцениваемых личностью желательными и необходимыми для самостоятельного развития, соотнесенных с ее социальным статусом, смыслообразующими идеалами, нормами и принципами жизнедеятельности, обеспечивающими высокий уровень военно-профессиональной активности в условиях Вооруженных Сил, а также включение личности в общественную жизнь.
Во-вторых, понятие «духовность» имеет конкретный научный статус, что позволило автору определить ее содержание. Оно не может быть отождествлено с другими однопорядковыми категориями, такими как идеальное, идеологическое, рациональное. Человек обретает духовность только и исключительно в ходе приобщения к исторически сложившимся ценностям общественной жизни, культуре всего социума. Человек духовный - это гармонично развитая личность гуманистических и гуманитарных знаний, убеждений и идеалов, сущность которой проявляется и раскрывается в стремлении к самоутверждению, в красоте поступков, служении людям, самоотверженном выполнении своего гражданского долга. Духовное - есть такое качественное состояние содержания общественного индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств, отражающих установленный в обществе тип смыслообразующих ценностей и интересов и тем самым обеспечивающее включение индивида, социальной группы, общности в общественную жизнь и их социальную активность.
В-третьих, духовный мир российского офицера представляет собой сложное духовное образование, определяемое качественными характеристиками индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств, которые представляют ценность для нее, обеспечивают самостоятельность и относительную независимость ее духовности. Индивидуальное духовное всегда сопряжено не только с общественными ценностями и идеалами, но и с тем социальным статусом, занимаемым личностью в обществе, государстве и Вооруженных Силах.
В-четвертых, содержание духовного мира российского офицера характе-ризуется тем, что в нем существует некоторая совокупность устойчивого (определенные ценностные ориентации, смысложизненные идеалы, принципы, верования), которая во многом задана социокультурным и жизненным опытом человека. Оно вполне сознательно им сохраняется в течении многих лет или всей жизни, определяя основополагающую линию поведения и деятельности практически в неизменном виде. Причем, в своей основе она может иметь как положительную, так и негативную направленность. Вместе с тем, в духовном мире личности существует и то, что является динамичным и наиболее изменчивым, а отсюда достаточно легко восприимчивым к различного рода внешним воздействиям (положительным и негативным). Прежде всего, это относится знаниям, эмоционально-чувственным и волевым состояниям сознания, нормам и принципам жизни, убеждениям и верованиям, ценностному содержанию и направленности мировоззрения, интеллектуальным способностям и социальным качествам.
В-пятых, содержание духовного мира личности современного российского офицера детерминируется многообразными ее потребностями и интересами, социально-экономическими и политическими условиями их жизни и быта. В то же время, стабильность и устойчивость духовного мира российского офицера в современных условиях, свободное духовное развитие непосредственно связано с реализацией права свободного (сознательного) выбора конкретного содержания сознания, и направленности мировоззрения, а также духовных качеств, отражающий установленный в обществе тип смыслообразующих ценностей и интересов, оцениваемых личностью желательными и необходимыми для самостоятельного развития и проявления.
В-шестых, духовное может нести в себе как позитивное, так и негативное содержание. Духовность понимается как, безусловно положительное, как первенство высших духовных интересов, ценностей и целей над материальными, как стремление к возвышенному, высоким идеалам и помыслам, определяющим мотивацию поведения и направленность всей человеческой деятельности. Вместе с тем духовность может иметь и более низкий свой уровень, характеризуемый как бездуховность. К бездуховному относится все то (в идеях, знаниях, идеалах, ценностных ориентациях), что деформирует, дезорганизует, дегуманизирует условия и факторы целостного развития человека и его духовного мира. Бездуховность понимается сегодня как отсутствие высших целей и ценностей, истинного стремления к самоовершенствованию на благо служения другим людям, гуманистических убеждений и идеалов, самоотверженного стремления к выполнения своего гражданского долга в обществе.
2. В качестве обобщающих выводов по второму разделу исследования могут служить следующие положения:
Во-первых. военно-профессиональная компетентность современного российского офицера немыслима без опоры на достаточно широкие мировоззренческие знания, общую культуру. Общеобразовательный и общекультурный уровень подготовленности — составляют фундамент духовного мира офицера, которые позволяют ему верно ориентироваться в обществе и Вооруженных Силах, развивать глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. На их основе формируются соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния сознания, ценностные ориентации. Благодаря своему рельефно выраженному ценностному содержанию духовность воздействует на способность офицерского состава добровольно и сознательно осуществлять выбор линии своего поведения и поступков, отношение к военной службе.
Во-вторых, духовный мир значительной части офицерского состава российской армии представляет собой реально выраженное сочетание элементов негативной и позитивной направленности при явном доминировании негативного. Преобладание негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении военнослужащих - наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала российской армии. Подобное состояние сознания, мировоззрения и духовных качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту (оборону) страны, представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом.
В-третьих, в современных условиях духовные возможности офицеров по качественному выполнению поставленных служебных задач продолжают снижаться. Каждый офицер вынужден затрачивать значительные духовно-психические и физические усилия, чтобы сохранять свою духовность в относительно устойчивом и стабильном состоянии. Оптимальное состояние духовности российского офицера будет наличествовать при условии, если носитель функционален, то есть он способен сохранять в норме основные характеристики своего духовного мира. Наиболее оптимальной для духовного мира офицерского состава представляется такая ситуация, при которой затраты на поддержание в норме своей духовности должны не увеличиваться, а иметь устойчивую тенденцию к снижению. В то же время офицерский состав сохраняет внутреннюю готовность и возможность к саморегуляции и самоотчуждению по отношению к действиям различного рода дестабилизирующих факторов в отношении их духовности.
В-четвертых, духовный мир значительной части офицерского состава испытывает на себе воздействие целого ряда объективных негативных факторов, которые во многом определяют содержание и направленность функционирования их духовности. К данным факторам можно отнести: а) углубляющуюся рассогласованность сознания и мировоззрения с задачами, направленностью и эффективностью духовного функционирования общества, государства и военно-профессиональной деятельностью самих офицеров; б) процесс переосмысления собственного социального статуса, переоценки базисных военно-профессиональных ценностей; в) дальнейшее углубление разрыва связей военно-политического сознания офицерского состава с российской государственной военной политикой; г) возрастание в духовном мире офицерского состава удельного веса общегражданских идей, взглядов и ориентаций по сравнению с военно-профессиональными; д) дальнейшее снижение социальной значимости моральных и правовых норм в сознании и мировоззрении значительной части офицеров; е) рассогласование духовных ориентаций офицерского состава и других категорий военнослужащих.
В-пятых, духовный мир офицерского состава характеризуется не только негативной направленностью. Позитивные составляющие в духовном мире занимают важное место и продолжают сохранять стабилизирующую роль, хотя проявляются они не так наглядно, как негативные факторы. К ним можно отнести: патриотизм, верность воинскому долгу, честь и достоинство, войсковое товарищество, самопожертвование во имя Отечества; профессионализм значительной части офицерского состава, его компетентность, авторитет, наличие широких военно-профессиональных знаний, умений и навыков, организаторских способностей; образованность и воспитанность офицерского состава; относительно высокий уровень правовой и нравственной культуры; устойчивость и зрелость политического сознания российского офицера, главной доминантой которого является ориентация на общественно-политическую стабильность в стране и Вооруженных силах, гражданский мир на основе общенационального согласия различных групп и слоев населения.
Позитивные социальноориентированные потребности и интересы, твердая вера в добро и справедливость, в свое высокое предназначение, видение перспективы и смысла жизни - все это предпосылки стабильной жизнедеятельности российского офицера, основа его нравственного, физического и психического благополучия, позволяющая преодолевать трудности и невзгоды военной службы, совершенствовать необходимые военно-профессиональные качества.
3. В качестве обобщающих выводов по третьему разделу исследования могут служить следующие положения:
Во-первых, сегодня все острее проявляется стремление каждого офицера сохранить военно-профессиональную специфику, индивидуально-личностную и социально-ценностную позитивную и оптимистическую направленность своего духовного мира. Вместе с тем, духовный мир российского офицера испытывает на себе воздействие многообразных позитивных и негативных факторов международного, регионального, внутригосударственного и иного характера, следствием которых является целая группа противоречий, затрагивающая сферу сознания, мировоззрения и духовных качеств. Кризисные явления в жизни российского общества, ошибки и просчеты в руководстве военным строительством и обеспечении национальной безопасности, деформации в воинских отношениях во многом определяют характер и остроту противоречивости духовного развития офицеров, всех военнослужащих армии и флота.
Во-вторых, формирование и развитие позитивных составляющих духовного мира офицерского состава напрямую зависит от своевременного разрешения внутренних противоречий. Необходимо признать, что характер и способы разрешения духовных противоречий зависят не только от субъективных возможностей личности офицера, но и от тех объективных условий и отношений, в которые включена данная личность. В этом плане достаточно важным и актуальным сегодня является дальнейшее расширение сферы влияния позитивных факторов на духовный мир офицерского состава, которые значительно повышают уровень его духовной готовности качественно и в полном объеме выполнять военно-профессиональные обязанности. Такой подход позволяет создать необходимые благоприятные условия для укрепления в целом духовных основ воинской службы, военной безопасности государства, а также придания российскому обществу стабильности и устойчивости.
В-третьих, по своей природе армия всегда нуждается в четких, устойчивых и принятых в обществе нормах и ценностях духовной жизни. Отсюда в системе факторов формирования и развития позитивного содержания духовного мира офицерского состава российских Вооруженных Сил в современных условиях особое место занимает процесс выработки единых приоритетов и ценностей духовной жизни российского общества и Вооруженных Сил, общепризнанных и общепринятых критериев подлинной духовности. Формирование и развитие духовности российского офицера предполагает выстраивание такой системы духовных ценностей, которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности армии и флота, а с другой - служила основой для обучения и воспитания военнослужащих, давала четкие ориентиры для военно-профессиональной деятельности командиров и начальников всех уровней и степеней.
В-четвертых, в системе основных факторов, непосредственно определяющих процесс формирования и развития позитивного содержания духовного мира офицера в современных условиях важное место отводится разработке и внедрению в сознание общенациональной идеи, способной во многом помочь найти ответы на смысложизненные вопросы; проведению целенаправленной, последовательной и реалистичной государственной военно-кадровой политики; реализации целей и задач воинского воспитания, которое должно быть органически связано с утверждением подлинной нравственности и законности, общесоциальных и коллективистских основ в воинских отношениях; укрепление заинтересованного сотрудничества Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью, с другими наиболее распространенными в Российской Федерации конфессиями. Представляется, что такое содержание сознания, мировоззрения и духовных качеств офицерского состава, которому государство доверило оружие, защиту (оборону) страны, наиболее полно и адекватно будет соответствовать задачам и перспективам развития российского общества, государства и Вооруженных Сил.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа содержания и совершенствования духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и цели исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие основные группы.
Первая группа рекомендаций теоретико-методологического плана. Методологические положения и принципы могут найти широкое применение в дальнейшем изучении духовного мира различных категорий военнослужащих как целостного социокультурного феномена, исследовании роли духовного фактора в становлении профессиональной армии, обеспечении военной безопасности государства.
Опираясь на разработанные в диссертации положения, раскрывающие сущность, содержание и структуру духовного мира офицерского состава российской армии, представляется целесообразным более полно и системно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:
- современная модель формирования духовно-профессиональных качеств российского офицера;
-духовность российского офицера в современном социокультурном и цивилизационном измерении;
- противоречия духовного мира офицера современной России: состояние, динамика развития и способы разрешения;
- духовная культура личности офицера Вооруженных Сил: состояние и тенденции функционирования:
- методология и методика оценки духовного состояния офицерского состава Вооруженных Сил современной России;
- взаимодействие общегражданских и военно-профессиональных ценностей в духовном мире офицерского состава российской армии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Блохин, Андрей Сергеевич, 2005 год
1. Абрамович С.С. Взаимосвязь нравственного и эстетического сознания в духовной жизни российских воинов: Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. унт, 2000.- 177с.
2. Азаров В.М. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемы и решения //Военная мысль. 2003. -№1. - С. 56-65.
3. Акбашева А.К. О понятии «ценность» //Вопросы философии. 2002.-№3. - С. 139-146.
4. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера (материалы методологического семинара). М.: Воен. ун-т, 2000. - 74с.
5. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации //Красная звезда.- 2003.- 11 октября.
6. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000. 84с.
7. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Сидах Российской Федерации: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: ВА имени Ф.Э. Дзержинского, 1996. - 20с.
8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.:Проспект, 1996. - 504с
9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Политиздат, 1988. 253с.
10. Аристотель. Соч. в 4-х Т.- Т. 4.- М.: Мысль, 1975. 830с.
11. Армия России: состояние и перспективы //Под ред. Яновского Р.Г., Дерюгина Ю.И. М.: ИСПИ РАН, 1999. - 286с.
12. Бакланова Г.Ю. и др. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346с.
13. Балуевский Ю.Н. У российской армии есть возможность разогнуть спину //Известия. 2005. - 1 марта.
14. Безруков Р.А. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи армии (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2000. - 185с.
15. Бельков О.А. Как отвечать на новые вызовы //Власть. 2000. - № 2. - С. 92 - 99.
16. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Изд-во "Международные отношения", 1998. - 256с.
17. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии и их разрешение: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2001.- 20с.
18. Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. СПб.: Воен.-мед. акад., 2000.- 195с.
19. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Духовность, творчество, нравственность) //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3 - 9.
20. Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы (философско-политологический анализ): Дис.канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. -199с.
21. Военная доктрина Российской Федерации //Независимая газета. 2000. — 22 апреля.
22. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. 1994. - № 3-6. - С. 16-32.
23. Галкин М. Новый путь современного офицера. М., 1906. - 144с.
24. Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Дис.канд. филос. наук.- М.: Воен. ун-т.-1994.-214с.
25. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: Воен. Ун-т, 1997.-324с.
26. Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. -1999.-№3.-С. 106-114.
27. Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии //Материалы научно-теоретической конференции. М.: Воен. ун-т, 1998.-179с.
28. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). М.: Воен. ун-т, 1999.-164с.
29. Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. -Ставрополь, 1997.-52с.
30. Грузков В.Н. Духовное и профессионализм (социально-философский анализ). Ставрополь, 1996. - 224с.
31. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил //Отв. ред. Рахимов О.Х.- А., Филипповых Д.Н. -М.: Воен. ун-т, 1997. 140с.
32. Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российская армия (Очерки истории военного духовенства). М.: Изд-во "Корнилий", 1995. - 65с.
33. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. Т. 1. -Русский язык, 1978. 564с.
34. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1997. 187с.
35. Денисенко П.А. Роль русской православной церкви в формировании духовности военнослужащих (история и современность) //Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. С. 29-37.
36. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990.- №3.- С. 31-45.
37. Драгомиров М.И. Учебник тактики. Спб., 1979. - 256с.
38. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. 1988. -№ 1.- С. 84-94.
39. Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. М.: Воен. ун-т, 2002. - 96с.
40. Духовное наследие российской армии: история и современность //Материалы научно-практической конференции.- М.: Воен. ун-т, 2000. 98с.
41. Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российских вооруженных сил. М.: Воен. ун-т, 1997. - 620с.
42. Закон Российской Федерации "О свободе совести и религиозных организациях" //Российская газета. 1997. - 19 сентября.
43. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащего" //Российская газета. 2004. -31 августа.
44. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.-224с.
45. Землин А.И. Правовая культура личности офицера российской армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1996. 21с.
46. Зубков Р. Есть ли у России вероятный противник? //Независимое военное обозрение. 1999. - 9 - 15 июля.
47. Зуев Ю.Ф. Сознательное и подсознательное в деятельности воина: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: ГА ВС, 1992. 19с.
48. Ефремов И.И. Авторитет начальника как социальное явление //Военная мысль. 2004. - №10. - С. 48-55.
49. Ефремов И.И. Авторитет как феномен общественной жизни и его проявление в Вооруженных Силах (социально-философский анализ): Автореф. дис.д-ра филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2005. 51с.
50. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Наука, 1994. - 234с.
51. Иванов А.И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности (философско-методологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1996. 21с.
52. Иванов В. Вашингтон спланировал войны на 2005 год //Независимое военное обозрение. 2004. - 6-12 февраля.
53. Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований. -М.: Воен. ун-т, 1996.- 96с.
54. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М.: ВПА, 1988.- 208с.
55. Каверин Б.И., Чижик П.И. Политика и Вооруженные силы: философские аспекты. -М.: Воен. ун-т, 1995. 60с.
56. Каверин Б.И., Чижик П.И. Духовная безопасность общества и личности воина Вооруженных Сил: содержание и соотношение. М.: Воен. ун-т. -2000. - 56с.
57. Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 24 - 34.
58. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. - № 9. - С. 93 - 95.
59. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999.- 158с.
60. Киршин Ю.Я. Забытые сферы военного реформирования //Независимое военное обозрение. 2004. - 23-29 апреля.
61. Киршин Ю.Я. Армия XXI века и гражданский контроль //Независимое военное обозрение. 2004. - 26 ноября- 2 декабря.
62. Ключарев Н.Н. Религия в духовной жизни российского офицера. Социологические исследования //Военная мысль. 1994. - №1. — С. 52 - 58.
63. Ключарев Н.Н. Современная российская армия и религия //Власть. -1995.-№ 10.-С. 52-55.
64. Клягин С.В. Пути к духовному //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. -М.: Воен. ун-т, 2000.- С. 32-38.
65. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.-64с.
66. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета. 2000. - 18 января.
67. Кортунов В.Н. Правое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и перспективы развития (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2003. 20с.
68. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1995.-20с.
69. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. 1992. - № 12.- С. 21 - 28.
70. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991.-№ 12.-С. 41-52.
71. Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской Армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1997.-21с.
72. Кулешов В.Е. Смысл жизни и долг: диалектика взаимосвязи (социально-философский анализ). Санкт-Петербург, 1998. - 78с.
73. Кульгачев И.П. Морально-психологический потенциал государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2000. 188с.
74. Культура как фактор гуманизации воинской деятельности //Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил (Отв. ред. Рахимов О.Х.-А., Филипповых Д.Н. М.: Воен. ун-т, 1997. - С. 151 - 163.
75. Лагуткин Н.В. Противоречия морально-психологического состояния воинских коллективов и их разрешение (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2000. - 179с.
76. Лебедев О. За други своя: духовенство в годы первой мировой войны //НГ сценарий. - 1997. - 26 июня.
77. Лекторский В. А. Духовность и рациональность (духовность, художественное творчество, нравственность) //Вопросы философии. 1996. -№2.-С.31 -35.
78. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
79. Лоза Г.Г. Социальная защита военнослужащих в условиях формирования гражданского общества: Дис.д-ра. полит, наук М.: Воен. унт, 1999.-367с.
80. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2 кн. Посев, 1997. - 245с.
81. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах //Военная мысль. 1999. - № 4. - С. 62 - 70.
82. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М., 1997. - 224с.
83. Макушкин А.Б.Безопасность духовного мира офицерского состава российской армии в современных условиях: состояние и тенденции функционирования. -М.: Погран. акад.ФСБ России, 2004. 180с.
84. Марченков В.И. Научные и прикладные основы повышения эффективности образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воен. ун-т, 2004. -187с.
85. Маслюк С.Г. Военно-гражданские отношения: отечественный и зарубежный опыт //Армия и общество. 1999. - № 2. - С. 31 - 47.
86. Миголатьев А.А. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С. 40 - 57.
87. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. - 1998. - 305с.
88. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-222с.
89. Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Монино, 1996.- 18с.
90. Меснер Е. Дух офицера в материалистическую эпоху //Душа армии: Российский военный сборник. М.: Воен. ун-т, 1997. - Вып. 13. - 564с.
91. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм //Вопросы философии. -1991. № 3. - С. 3 -28.
92. Моисеев Н.Н. Россия опоры и перспективы //Свободная мысль. -1995.-№ 1.-С. 38-46.
93. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. - 244с.
94. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России.- М.: Граница, 2003.-432с.
95. Музяков С.И. Ценностные основания сознания военнослужащих Российской армии (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 2002. - 23с.
96. Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М.: Воен. ун-т, 1997. - 160с.
97. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М.: Воен. ун-т, 2000. - 140с.
98. Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе военной безопасности России //Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. С. 63-71.
99. О долге и чести воинской в российской армии //Собрание материалов, документов, статей под ред. В.Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. - 342с.
100. Озеров В.А. Оборонная реформа только начинается //Независимое военное обозрение. 2003. - 5-18 декабря.
101. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998. - 392с.
102. Певень Л.В О престиже военной службы по контракту //Военно-социологические исследования (сборник статей). М.: Социологический центр ВС РФ, 2004. - С.4-14.
103. Певень Л.В., Груздев В.М. Во что верят солдаты? Особенности развития религиозной ситуации в Вооруженных Силах Росийской Федерации (1996 -1999 гг.) //Независимая газета. 2000. - 25 февраля.
104. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии: содержание и специфика формирования. М.: Воен. ун-т, 1998.-63с.
105. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. Монография. М.: Воен. ун-т. - 2001. - 214с.
106. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник МГУ. Серия Философия. - 1998.- № 2,3.
107. Плугарев И. Кадровый кризис в армии //Независимое военное обозрение.-2003.-28 ноября 4 декабря.
108. Поляков Г. Военное духовенство России. М.: Творческий информационно-издательский цент, 2002. - 536с.
109. Порохин С.А. Модель личности офицера как средство исследования его сущностных качеств: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992. -18с.
110. Прилепский В.Ю. Информация как фактор формирования политического сознания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. дис. канд. полит, наук. М.: Воен. ун-т, 2001. - 20с.
111. Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис. д-ра социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2001.-46с.
112. Протасов А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1995.-172с.
113. Разумов А. Человеческий потенциал и национальная безопасность //Свободная мысль. 1996. - № 2. - С 3 - 14.
114. Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Дис.докт. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1995. - 342с.
115. Рахимов О.-Х.-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности 'офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 18-24.
116. Рахимов О.-Х.-А. Сущность государственно-патриотической идеологии //Армия и общество. 2000. - № 1. - С. 21 - 27.
117. Родин В.А., Ефремов О.Ю. Духовные основы воинского воспитания //Военная мысль. 2003. - №8. - С. 26-30.
118. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год //Русская идея. М.: Республика, 1992.-260с.
119. Ромашов А.Н. Третьему тысячелетию единое мировоззрение. - М.: Квадратум. - 1999. - 68с.
120. Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность: Автореф. дис.канд. филос. наук. — Краснодар, 2000.- 19с.
121. Российский военный сборник: К познанию России. М., ГА ВС, 1994.1. Вып. 7.- С. 156, 197
122. Российский военный сборник: Военное законодательство Российской империи. -М.: Военный университет, 1996. Вып. 10. С. 68, 335.
123. Российский военный сборник: Христолюбивое воинство. М., 1997. Вып. 12. С. 66-67.
124. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Ч. 2. М., 1927. - С. 96 - 103. Рыков СЛ. Место и роль традиций российской армии в формировании духовных ценностей воинов //Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 86-89.
125. Рябчун Н.П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации: Дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т,1997.- 167с.
126. Рябчук В.Д. Воинская дисциплина и военная безопасность //Военная мысль. 2004. №1. - С. 60-65.
127. Рябчук В.Д. Военная доктрина и система приоритетов в теории и практике военной безопасности //Военная мысль. 2004. - №11.- С. 60-65.
128. Самойленко В.Ф. Преобразования в военной сфере и духовное состояние российского офицерского корпуса //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - 38 -41.
129. Синайский А.С. Духовное наследие и реформирование российской армии //Духовное наследие российской армии: история и современность: М.: Воен. ун-т, 2000. С. 5-16.
130. Серебрянников В.В. Социальный облик Российской армии //Власть.1998.-№5.-С. 55-59.
131. Серебрянников В.В. О понятии «война». — М.: Военная мысль. 2004. -№10.-С. 61-65.
132. Скородумов А.И. Боевая подготовка войск (сил): актуальные проблемы и пути решения //Военная мысль. 2003. - №10. - С. 36-44.
133. Скородумов А.И. Единая система боевой подготовки и воспитания военнослужащих //Военная мысль. 2004. - №2. - С. 34-38.
134. Смугин Ф.С. Организация воспитательной работы в ВМФ: проблемы и пути решения //Военная мысль. 2004. - №3. - С. 42-48.
135. Соловьев С. Динамика менталитета российского офицерства (1985 -1995 гг.) //Власть. 1995. - № 8. - С. 52 - 56.
136. Соловьев В. О чем умолчала "Белая книга" военного ведомства //Независимое военное обозрение 2003.- 19-25 декабря.
137. Стрельников В.А. Патриотизм источник морального духа российского воина //Ориентир. - 2002. - №7. - С. 55-59.
138. Струговец Д. Военный курсант стал прагматиком //Независимое военное обозрение. 2004. - 23-29 января (№2).
139. Суворов А.В. Письма. М.: Наука, 1986. - 254с.
140. Тимошев P.M., Каныпин А.Н. Проблема управления духовным миром офицера: возможности и ограничения //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: Воен. ун-т, 2000. - С. 63 - 66.
141. Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности //Философия и общество. 2005.- №2. - С. 80-100.
142. Токвиль Алексис. Демократия в Америке: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1992.-С. 467-480.
143. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-837с.
144. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Политиздат, 1990 -221с.
145. Устрялов Н.Г. О системе прагматической русской истории. СПб., 1936. -212с.
146. Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицера Российской армии: Автореф. дис.д-ра социолог, наук. — Саратов, 1999. -49с.
147. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки //Вопросы философии. 1987. - №3. - С. 10-17.
148. Франк C.JI. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. М., 1992.- С. 60-64.
149. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - С. 191196.
150. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. -312с.
151. Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицера Вооруженных Сил: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1992.- 19с.
152. Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформирования Вооруженных Сил России: Автореф. дис.канд. филос. наук. СПб, 1998. - 20с.
153. Чебан В.В. Духовный фактор в войнах будущего: проблемы формирования //Военная мысль. 2003. - №7. - С. 34-37.
154. Чебан В.В. Военное образование: бюрократический и государственный подходы //Военная мысль. 2004. №1. - С. 44-47.
155. Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 2001.- 19с.
156. Чижик П.И. Система угроз духовному миру российских военнослужащих в современных условиях //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. М.: Воен. ун-т, 1998. -С. 130-134.
157. Чижик П.И. Состояние и тенденции функционирования духовного мира военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. 1999. № 3. -С. 138-144.
158. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. -М.: Воен. ун-т, 2000. 180с.
159. Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998. - 245с.
160. Шаваев А. Национальная безопасность и национальные интересы //Власть.-2004. -№3. С.39-45.
161. Шахов А.Н. Военная организация переходного периода: демократические параметры развития //Власть. 2000. - № 7. - С. 32 - 35.
162. Шахов М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество. 1999. - № 2. - С. 78 - 84.
163. Шведков O.K. О реформировании Вооруженных Сил современной России //Власть. 2005. - №10. - С. 42-45.
164. Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 2004. -163с.
165. Щеголев И.М. Моральный дух российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях: Дис.канд. филос. наук. -М.: Воен. ун-т, 1999. 197с.
166. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности //Вопросы философии. -1996.- № 2. -С. 25-27.
167. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: РАН, 1999. - 206с.
168. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. -1995.-№ 12.-С. 39-47.
169. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990. - 361с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.