Духовные аспекты национальной безопасности современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Харсеева, Алёна Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат философских наук Харсеева, Алёна Вячеславовна
Введение.
Глава 1. Взаимозависимость духовности и безопасности общества как социально-философская проблема.
1.1. Интерпретации понятия «духовность» в философии.
1.2. Духовная жизнедеятельность общества в контексте посттрансформационного культурного кризиса.
1.3. Национальная безопасность как системное состояние общества: факторы и угрозы духовного порядка.
Глава 2. Духовное и культурное самосохранение российской нации в контексте угрозы глобальной культурной унификации.
2.1. Национальное, этническое и глобальное в аспекте безопасности общества: поиски оптимального соотношения.
2.2. Деидеологизация как угроза национальной безопасности
2.3. Пути и стратегии укрепления традиционных духовных ценностей российской культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения2009 год, доктор политических наук Беспаленко, Павел Николаевич
Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ2007 год, доктор социологических наук Руденко, Валентина Анатольевна
Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления2009 год, кандидат социологических наук Федоряк, Николай Александрович
Культурная политика как фактор национальной безопасности в условиях глобализации2008 год, кандидат культурологии Сулименко, Елена Геннадиевна
Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества2003 год, кандидат философских наук Рёдель, Алина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные аспекты национальной безопасности современной России»
Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию явлений духовного порядка как самостоятельных факторов влияния на состояние общества нехарактерно для отечественной социально-философской традиции, которая исторически складывалась в условиях идеологических ограничений. Историко-материалистический подход к пониманию общественной жизни предписывал рассматривать духовную сферу как вторичную по отношению к уровню технико-технологического развития общества и характеру организации производства. В этой парадигме духовное не определяет, а большей частью определяемо.
В области социальной практики это предубеждение проявлялось в повышенном внимании к структурным, институциональным факторам социального развития. С модернизацией институциональной структуры связывались надежды на обновление российского общества. Однако десятилетия, прошедшие после реформ, показали, что эффективность институциоцальных преобразований во многом зависит от качества человеческого потенциала, от состояния общественного сознания, от направленности духовной жизнедеятельности общества. Развившиеся в пореформенном российском обществе негативные явления - социальная апатия масс, правовой нигилизм, широко распространившаяся коррупция, цинизм и безнравственность - связаны именно с деформацией духовной сферы. Именно в ней кроются наиболее значимые на сегодняшний день, за исключением кризиса рождаемости, угрозы национальной безопасности России. Соответственно этому возрос исследовательский интерес к пррблемам минимизации этих угроз, к духовным составляющим национальной безопасности, ее духовным аспектам.
Актуальность обращения к изучению духовных аспектов национальной безопасности в настоящее время обусловлена выходом на первый план социальных проблем и потребностей, связанных с формированием и сохранением новой российской идентичности в контексте идущих полным ходом процессов глобализации и унификации культуры. Духовные аспекты национальной безопасности - это, во-первых, способность нации сохранять и транслировать через поколения свою духовную и культурную самобытность. Во-вторых, это способность нации к духовной интеграции, поддержанию единства и гармонии групповых, индивидуальных и социетальных интересов, преодолению ценностного раскола и посттрансформационного мировоззренческого кризиса, нигилизма и аномии.
Духовная атмосфера, сложившаяся в настоящее время в российском обществе, в целом может быть охарактеризована как угрожающая национальной безопасности. Результатом культурной травмы, связанной с радикальной перестройкой всех общественных отношений, отказом от старых ценностей, внедрением в социальную практику новых ценностных ориентаций, стали существенные сбои идентификации, деидеологизация и депатриотизация общественной жизни, конфликт личных и общественных интересов. С другой стороны, глобализационный контекст предоставляет индивидам возможность уйти от этих проблем, разорвав идентификационные связи.
Роль духовных аспектов в системе национальной безопасности России - это социально-философская по глубине и объему проблема, органически связанная с важнейшими глобальными проблемами и вызовами современности. Исследование этой проблемы обладает не только социальной, но и научно-теоретической актуальностью, острота которой определяется новизной и слабой разработанностью соответствующей тематики в современной отечественной философской литературе. Помимо этого значимость диссертационного исследования обусловлена наличием в нем выходов на наиболее общие социальные и историософские проблемы, поднятые еще классиками русской мысли, проблемы специфики исторического пути России и перспектив ее будущего. Степень научной разработанности темы исследования. Как было сказано выше, духовные аспекты национальной безопасности России в • качестве самостоятельной темы привлекли внимание исследователей только недавно. Однако в целом фундаментальная связь между духовностью нации и ее самосохранением, выполнением ею своей миссии в истории издавна признавалась русскими философами. Духовная жизнедеятельность общества, такие явления, как «народная душа», «национальный характер» рассматривались в работах классиков русской социальной и философской мысли - Н.А. Бердяева, ПЛ. Данилевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, К.Н. Леонтьева, Л.П. Лосского, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и др. Понятие «духовность» фигурировало и в трудах отечественных философов советского периода. Здесь следует назвать таких авторов как B.C. Барулин, А.А. Брудный, Л.П. Буева, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.Ж. Келле, О.А. Митрощенков, А.Г. Спиркин, К.А. Уледов. Специфика российского типа духовности анализируется и рядом современных российских культурологов, историков, социологов - С.С. Аверинцевым, А.С. Ахиезером, А.А. Горским, Н.И. Губановым, М.М. Кромом, Д.С. Лихачевым, Б.Б. Мезенцевой, Г.С. Померанцем, А.Ф. Филипповым, А.Я. Флиером и др.
Специфика темы требует также обзора научной литературы, посвященной проблемам национальной безопасности. В системный анализ проблем национальной безопасности российского общества внесли свой вклад А.И. Буркин, А.В. Возжеников, А.Г. Дугин, А.С. Запесоцкий, В. Зоркальцев, В.И. Кушлин, В.Н. Кузнецов, В.Н. Меньковская, Н.В. Синеок. Аксиологические и духовные составляющие национальной безопасности анализируются Б.Л. Губманом, П.С. Гуревичем, Н. Загладиным, Б. Мартыновым, Г. Мусихиным и др.
Исследуемая тема предполагает анализ угроз духовного порядка. Так, кризис культуры, раскол ценностей, социальная аномия порождают угрозы и риски для национальной безопасности в сфере духовной жизнедеятельности общества. Эти процессы анализируются в работах С.И. Артановского, Е.И. Башкировой, А.В. Воронцова, П.С. Гуревича, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.И. Лапина, В.В. Локосова, Г.В. Осипова, А.О. Панфилова, В. Петренко, В.Г. Федотовой, А.В. Филиппова, А. Эфендиева и др.
Угрозы, связанные с деидеологизацией российского общества, кризисом национальной идентичности россиян, освещаются в исследованиях М.К. Горшкова, А.А.Зиновьева, В. Кортунова, А. Красикова, В.Н. Кузнецова, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, А.В. Филиппова, В.А. Юрченкова, Р.Г. Яновского и др.
Деструктивные аспекты влияния СМИ и массовой культуры на духовную сферу общества и личности анализируют Ж. Бодрийяр, И.Л. Викентьев, А.А. Возьмитель, В.З. Коган, К. Лоренц, Ортега-и-Гассет, А.Н. Панарин, А. Парфрей, Е.В.Улыбина.
Проблемы обеспечения национальной безопасности россиян в связи с угрозами, возникающими в сфере массовой религиозности, исследуют М. Воробьева, Ю. Гаврилов, В.И. Гараджа, К. Каариайнен, Е. Кофанова, М. Мчедлов, А. Шевченко, Д.Е. Фурман.
Проблемы формирования общенациональной идеологии в контексте укрепления национальной безопасности исследуют А.П. Бутенко, Л.Н. Кочеткова, О. Крыштановская,. В.Н. Кудрявцев, В.Н. Кузнецов, Н.А. Нарочницкая, А.В. Рубцов, В.Н. Шилов.
Угрозы духовного и культурного порядка для национальной безопасности России, связанные с процессом глобализации, анализируются в работах Э.А. Азарянца, В.П. Даниленко, Г.Г. Дилигенского, Н.А. Нарочницкой, А.И. Неклессы, А.С. Панарина, А.А. Радугина, М.А. Чешкова.
Из приведенного обзора очевидно, что духовные аспекты национальной безопасности России в последние годы рассматриваются по отдельности в достаточно большом количестве работ. И тем не менее остается необходимым такое исследование, которое одновременно было бы и комплексным, затрагивая все упомянутые аспекты в совокупности, и социально-философским по глубине и степени обобщения. Такую задачу автор ставит перед собой в настоящей диссертации.
Цель исследования заключается в социально-философском изучении влияния характера духовной жизнедеятельности современного российского общества на состояние национальной безопасности России.
Поставленная цель требует постановки и решения следующих конкретизирующих ее промежуточных исследовательских задач:
- проанализировать содержание основных интерпретаций понятия «духовность» в философии;
- исследовать специфику духовной жизнедеятельности общества в период посттрансформационного кризиса;
- выявить и рассмотреть основные факторы и угрозы духовного порядка, затрагивающие национальную безопасность;
- очертить оптимальное, с точки зрения национальной безопасности России, соотношение этнического, национального и глобального уровней духовной и культурной идентификации;
- исследовать деидеологизацию российского общества как угрозу национальной безопасности в аспекте формирования новой российской идентичности;
- наметить пути и стратегии укрепления традиционных духовных ценностей российской культуры.
Объектом настоящего исследования являются процессы духовной жизнедеятельности современного российского общества в их связи с состоянием Национальной безопасности России.
Предмет исследования составляет влияние характера духовной жизнедеятельности современного российского общества на состояние национальной безопасности России.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный " подход, обеспечивающий рассмотрение национальной безопасности как системы, штатное состояние и нормальное функционирование которой неразрывно связано с нормальным состоянием ее элементов. Благодаря этому состояние духовной жизнедеятельности общества предстает одним из системных факторов национальной безопасности, а деформации и дисфункции в духовной сфере порождают угрозы для системы в целом.
Наряду ■ с этим в работе использовались методы и подходы, традиционно используемые в социально-философских исследованиях, в особенности" при изучении явлений' духовной сферы и культуры в долгосрочной динамике: речь идет о социокультурном и цивилизационном подходах, которые дают возможность рассматривать духовные аспекты национальной безопасности России сквозь призму ее социокультурных и цивилизационных особенностей, специфики культурного менталитета россиян, учитывая при этом глобализационные унифицирующие тенденции в мировой культуре. При этом следует отметить, что послужившие концептуальной базой работы идеи, позволяющие связать в одно целое национальную безопасность и самосохранение российской нации,' ее самобытную духовность и культурное лицо, в значительной степени восходят к трудам классиков русской философии.
В работе использованы также общенаучные методы: метод сравнительного анализа, исторический метод и др.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: выяснено, что под «духовностью» в контексте социально-философского дискурса понимается сознательная ориентация индивида и общества на наиболее высокие ценности и соответствующее выстраивание поведенческих стратегий и социальных проектов будущего;
- установлено, что духовная жизнедеятельность пореформенного российского общества находится в состоянии затяжного кризиса, связанного с деидеологизацией и посттрансформационной культурной травмой, порождающими ряд угроз для воспроизводства национальной культурной идентичности;
- обосновано, что состояние духовной сферы, жизнеспособность базовых общественных целей, ценностей и проектов является значимым элементом системы национальной безопасности, а деформации в этой сфере выступают угрозами последней; показано, что оптимизация соотношения глобального, национального и этнического компонентов в российской культурной идентичности является необходимым условием обеспечения национальной безопасности; выяснено, что деидеологизация российского общества как стратегическая линия реформ нанесла существенный ущерб его духовной жизнедеятельности и составляет угрозу национальной безопасности;
- очерчены пути и стратегии укрепления традиционных духовных ценностей россиян в контексте формирования опирающейся на них новой национальнойидеологии.
Данные результаты исследования конкретизируются в следующих положениях', выносимых на защиту:
1. Духовность как концепт социально-философского дискурса подразумевает единство индивидуально-идентификационного и социально-практического измерений. Под духовной жизнедеятельностью общества понимается совокупность всех форм деятельности, связанных с воспроизводством идентичности , последнего и выстраиванием поведенческих стратегий на основе базовых духовных и культурных ценностей, целей и проектов.
2. Состояние духовной жизнедеятельности современного российского общества может быть охарактеризовано как продолжительный кризис, обусловленный целенаправленной деидеологизацией в ходе реформ, утратой конкурентоспособных адекватных вызовам времени социальных целей и проектов, обесцениванием старого комплекса ценностей, обеспечивавших социальную, интеграцию и мобилизационный потенциал общества, созданием идеологического вакуума и усилением ценностного раскола.
3. По отношению к национальной безопасности России, рассматриваемой как единая система, состояние духовной сферы и характер духовной жизнедеятельности общества составляет значимый элемент, определяющий качество идентификационных связей, мотиваций социального действия, степень интеграции и другие жизненно важные параметры социального воспроизводства. Функциональные нарушения и деформации духовной жизнедеятельности как элемента системы неизбежно .влекут за собой дезадаптацию системы национальной безопасности в целом, выступая по отношению к ней в качестве духовных угроз и рисков.
4. Процесс глобализации культуры в условиях российского общества, находящегося в периоде становления национальной культурной идентичности и полиэтничного по составу, способствует генерированию духовных угроз национальной безопасности, таких как идентификационный хаос, некритическое принятие унифицированных и вестернизированных культурных ценностей и моделей, реактивная актуализация локальных этнических идентичностей, вступающих в конфликт с идентичностью национальной. Сохранение национальной духовной и культурной самобытности выступает одной из основных составляющих обеспечения национальной безопасности и - в силу безальтернативное™ глобализации в целом - требует оптимизации соотношения глобального, национального и этнического аспектов культурной идентичности.
5. Реализация заявленного в ходе реформ проекта деидеологизации российского общества и культуры способствовала возникновению ряда духовных угроз национальной безопасности, связанных с переоценкой традиционного для России коллективистского комплекса ценностей, культивированием индивидуалистического этоса. Деидеологизация затрудняет процесс становления социальной и культурной идентичности российской нации в силу того, что создает предпосылки для духовной и культурной унификации, отчуждения от национальной высокой культуры и самобытного типа духовности.
6. Обеспечение национальной безопасности России в качестве своей духовной составляющей включает выработку адекватной эпохе глобализации идеологии, совмещающей в себе принятие в качестве аксиологической базы традиционных духовных ценностей россиян и соответствующую запросам современности по уровню рациональности концепцию национальной культурной идентичности. Научно-практическая значимость диссертации обусловлена актуальностью в настоящее время проблем обеспечения национальной безопасности России, в том числе в части ее духовных составляющих, а также проблемы становления новой национальной идентичности. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться в воспитательной практике в образовательных учреждениях, в деятельности управленческих структур всех уровней, при разработке конкретных стратегических направлений государственной политики. Их можно также использовать при чтении общих и специальных курсов по социальной философии, культурологии, общей социологии и социологии культуры.
Апробация работы. По теме диссертации опубликованы научные статьи и доклады общим объемом 1,3 п. л. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и политологии Краснодарского университета культуры и искусств. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях.
Структура диссертации определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы. Текст работы занимает 171 страницу.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Тонконогов, Александр Викторович
Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России2006 год, кандидат политических наук Русакова, Наталия Александровна
Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности2006 год, кандидат социологических наук Колябина, Татьяна Сергеевна
Патриотизм в культуре современной России2004 год, доктор философских наук Иванова, Светлана Юрьевна
Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности2000 год, доктор культурол. наук Марков, Александр Петрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Харсеева, Алёна Вячеславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логика процесса глубинной трансформации, претерпеваемого современным российским обществом, привела к осознанию правящей элитой и ученым сообществом необходимости более фундаментального осмысления проблем сохранения национальной идентичности россиян. В то же время,-„их положительное решение невозможно без воспроизводства в дальнейших поколениях культурной и духовной самобытности России, что, в свою очередь, позволит защитить россиян от многократно умножившихся рисков и угроз духовному здоровью нации, связанных с резким переходом от советской политики информационной изоляции к полноте информационной свободы.
Долгий пореформенный период помимо неоценимого с точки зрения становления демократической России опыта принес также и негативные результаты. В их числе упрощенные представления о возможностях и сроках глубинных,, преобразований, игнорирование социокультурных различий между западным и российским обществами, доминированием в политической элите тех лет представителей радикального западничества, откровенными злоупотреблениями. Однако позже выяснилось, что прямой институциональной рецепции западных политических форм недостаточно для того, чтобы социальная и политическая практика в России качественно изменилась в столь короткие сроки. Необходимо учитывать и действие духовных факторов, которые, согласно марксистской традиции, рассматривались прежде лишь как вторичные, производные от экономики явления общественной жизни.
В связи с этим можно и нужно ставить вопрос о специфических рисках и угрозах духовной сферы, возникших в результате деидеологизации общества; тотальной критики традиционных ценностей (в том числе и порожденных трудовым этосом советского периода), что привело к приоритету . частноэгоистических интересов; посттрансформационного хаоса и аномии в области духовной жизни, которые накладывались на застарелое, переходившее из поколения в поколение отсутствие религиозного образования и воспитания, на обширную диффузию в Россию идей и практик нетрадиционных для нее религиозных культов, на неизжитые межконфессиональные и межэтнические противоречия. Особое значение в данном контексте приобретает и углубление социокультурного раскола, ослабление преемственности поколений в плане трансляции базовых социальных ценностей, неспособность как инициаторов реформ, так и других политических деятелей и партий предложить народу не только реальный жизнеспособный и привлекательный социальный проект будущего, цели и ценности, которые могли бы стать залогом нового единства нации.
Общество, не имеющее четкого представления о собственном будущем, сознающее необходимость изменений, но не рефлексирующее над реальностью поставленных цёлей; общество, в котором существует конфликт ценностей как на уровне страт и социальных групп, так и на уровне поколений «отцов» • и «детей»; наконец, общество, депатриотизированное и испытывающее чувство неполноценности в связи с собственной историей, - такое общество находится под серьезной угрозой. Именно поэтому в нашей работе мы рассматриваем явления духовного порядка с позиции самостоятельных факторов влияния на национальную безопасность России. Духовное неблагополучие и разложение, перевес потребления над созиданием, политическая и идейная индифферентность, ' некритически воспринимаемые информационные влияния угрожают, на наш взгляд, самому существованию и воспроизводству общества, его устойчивому развитию, сохранению и передаче новым поколениям во всем объеме его традиционной - народной и высокой - культуры, угрожают самой национальной идентичности россиян.
Оценивая конкретные факторы риска, существующие в духовной сфере современного российского общества, мы пришли к выводу, что одним из основных таких факторов стала программная деидеологизация, заявленная инициаторами реформ. При всей исторической изжитости марксистского идеологического монизма, при всех негативных явлениях, к которым привело длительное господство идеологической догматики и вынужденной подгонки под нее оценки всех событий, отказ от отжившей формы идеологии не требует для своего обоснования отказа от идеологии как таковой. Выработка единой Национальной идеологии представляет собой необходимое условие выживания российского общества в контексте глобализации,, значительного технико-технологического отставания от развитых стран, геополитических изменений. Она необходима и для восстановления национального самоуважения россиян, укрепления государственности, выступая в качестве основы патриотического воспитания молодых поколений. При этом, национальная идеология должна стать доминантой идейной жизни в стране не благодаря насаждению «сверху», а в силу наибольшей привлекательности для населения ее принципов и целей, ее проекта будущего.
Еще одна обширная группа угроз и рисков духовного характера связана с деятельностью СМИ, правовая база регулирования которой на сегодняшний день остается весьма зыбкой. Манипулятивный потенциал современных СМИ, фактическая бесконтрольность их деятельности, незащищенность населения от целенаправленного дезинформирующего воздействия в целях политического пиара, с одной стороны, и инспирированная рядом зарубежных организаций гипертрофированная критика политики государства, с другой, - все это в совокупности генерирует множественные информационные риски. Обеспечение национальной безопасности России требует ограничения этих рисков, укрепления правового контроля за деятельностью СМИ.
Осуществленный нами в диссертации анализ угроз национальной безопасности свидетельствует о том, что их взаимное наложение, имеющее место в современном российском обществе, создает значительные затруднения для нормального функционирования его политических, институтов, приводя к дестабилизации общественных отношений. В то же время, отмечаемый исследователями недостаточный уровень социальной рефлексии, свойственный российской политической элите, которая не способна настроиться на «неслышный зов бытия» (М. Хайдеггер) во многом, на наш взгляд, является следствием отсутствия должного внимания к духовной сфере, в том числе к представителям российского образования.
Тот факт, согласно которому современное общество крайне индивидуалистично, что создает дополнительные угрозы как социально-политическому существованию' государства, так и человека, вновь возвращает нас к опыту отечественных мыслителей. В данном случае речь идет о B.C.* Соловьеве, который во время торжества субъективизма в Европе и в интеллектуальных кругах России, к ней повернутых, призывал к «жертве эгоизма». Поскольку же возврат к коллективизму, который привнесла с собой Октябрьская революция, сегодня не возможен, ответом на громогласное ячество, названное А.Ф. Лосевым «мировой хлестоковщиной», может стать; на наш взгляд, только диалог, актуализируемый посредством философии образования. Диалог культур, диалог настоящего, прошлого и будущего - тот диалог, который дает возможность выхода живого слова за разделяющее всех нас физическое пространство в идеологическое пространство вселенского диалога, связанного с реальным общественным делом - разрешением кризиса сознания. Как сказал Э. Фромм, благосостояние общества - это не столько экономическая проблема, сколько проблема нравственная.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Харсеева, Алёна Вячеславовна, 2006 год
1. Аванесоеа Г.А. Культура как самоорганизующаяся система // Синергетика, философия, культура. М., 2001.
2. Аверьянов В., Кобяков А. Русская доктрина // Главная тема. 2005. Ноябрь. АИФ Москва. 2004. № 1.
3. Азарянц Э.А. Глобализация как процесс // Материалы постоянно действующего междйсциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 7. 2001.I
4. Аксаков К. С. О внутреннем состоянии России // Русь. 1881. №27.
5. Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004.
6. Аттали Ж. Линия горизонта. М., 1995.
7. Ахиезер А. Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
8. Бади Б., Бирнбаум П. Переосмысление социологииIгосударства // Международный журнал социальных наук. 1994. № 4.
9. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы // М.М. Бахтин. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
10. Бахтин М.М. К философии поступка // М.М. Бахтин. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
11. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999.
12. Биктимирова 3.3. Безопасность в концепции развития человека // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
13. Богатые и бедные й современной России. Аналитический доклад ИКСИ РАН. М., 2003.
14. Богомолов О.Т. Вызов мировому порядку // Независимая газета. М., 2000. С. 5. 3 февр.
15. Бокачее И. А. Духовность в контексте социально-философского-анализа. М., 2000.'
16. БрудныйА.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
17. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.
18. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS, весна 1993, т. 1, вып. 2.
19. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М., 2005.
20. Бутенко А.П., Кочеткова JI.H. Идеология в России: проблемы и перспективы // Социально-политический журнал. 1998. № 4.
21. Бызов JI. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъектности // Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.
22. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. М., 1987.
23. Вахрамеев А.В., Кулешов СТ. Национальная безопасность Росссии. Декларации и реальность. М., 2003.
24. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
25. Возжеников А.В. Национальная безопасность России. М., 2002. ' '
26. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
27. Возъмитель А.А. Национальная безопасность России в контексте глобализации // Безопасность Евразии. 2003. № 3.
28. Возъмитель А.А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. 2006. Т. XV. №2.
29. Волкова П.С. Риторические модели как предмет философско-методологического анализа. Дис. д-ра филос. наук. М., 2002.
30. Воронцов А.В. Духовная деградация народа как результат антинациональных либеральных реформ // www.kprf.ru
31. Гараджа В.И. Мораль и религия. // Вопросы философии. 1996. №2.
32. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
33. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Агрессивность бездуховности. // «Дайте планете шанс!» М., 1995.
34. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.
35. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
36. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
37. Дайджест материалов экспертного обсуждения темы «духовно-нравственное состояние современного российского общества» // www.imageland.ru.
38. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.
39. Даниленко В.П. Глобалистская картина мира. М., 2000.
40. Делигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1999. № 3.
41. Джемаль Г. Освобождение ислама. М.: Умма, 2004.
42. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов н/Д., 2002.
43. Дударев В. В. Перспектива интегрирования формулы «глобализм-антиглобализм» в теорию международных отношений. М., 2003.44. «Духовная безопасность России. Пути возрождения отечества». Научно-практическая конференция (Кемерово, 2002 г.). Кемерово, 2002.
44. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.
45. Зиновьев А. Запад: Феномен западнизма. М., 1994.
46. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996.
47. Информационная безопасность Российской Федерации. Аналитический вестник. № 14 (266). Совет Федерации Федерального Собрания России. М., 2005.
48. Ислам в жизни населения Узбекистана. Ташкент, 2003.
49. Исламское возрождение в современной России // Независимая газета, 1998. 6 октября.
50. Кабрин В.И. Психологический универсум человека ноэтического // Психологический универсум познания человека ноэтического. Томск, 1999.
51. Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.
52. Каган М.С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. № 13.
53. Казакова Л.И. Эволюция понятий дух и душа в истории философии и психологии // Философский век / Альманах. 1998. № 7. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998.
54. Калашников С. В. Предпосылки развития гражданского общества в России // Материалы научно-практической конференции 15 -16 февраля 2001 года. М., 2001.
55. Келле В.Ж. Духовность и интелектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. Вып. 4. СПб., 2001.
56. Конституция Р.Ф. Научно-практический комментарий. М.,1997.
57. Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
58. Коршунов С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. М., 2003.
59. Кошкин Д. Церковь становится государственной или государство церковным? // Версия. 2003. № 12.
60. Красиков А. Становление новой российской идентичности в контексте геостратегии (религиозный аспект) // Проблемы идентичности. Человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.
61. Крыштановская О. Вертикальная страна (беседа с Виталием Ярошевским) // Новая газета. 200.4. № 74, 07.10-10.10.
62. Кудрявцев В.Н. Нужна ли России государственная идеология // Обозреватель. 1998. № 1.
63. Кузнецов В. Идеология. Социологический аспект. М., 2005.
64. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. М., 2005.
65. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2003.
66. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм -основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.
67. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. СПб.,1998.
68. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. № 3.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
70. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. №7.
71. Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. М., 1993.
72. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
73. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и траисцендеиция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово, 2002.
74. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885. Т. 1.
75. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
76. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.
77. Логинов А.В. Идеология // Социальная философия. Словарь. М., 2003.
78. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М., 1995.
79. Микешина Л.А. Фундаментальная роль языка в познавательной деятельности и построения знания // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 1999. № 4.
80. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1999.
81. Митрошенков О. Духовная культура современного российского общества: социологический анализ // Газета «Культура», № 10 (7469) 17 23 марта 2005 г.
82. Митрошенков О.А: Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. 2005. №11.
83. Михайлов Ф.Т. Вместо заключения // Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.
84. Мчедлов М., Гаврилов Ю., Кофанова Е., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право. 2005. № 1 2.
85. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
86. Нарочницкая Н.А. Национальный фактор в эпоху глобализации // Актуальные проблемы Европы. 2000. № 4.
87. Нарочницкая Н.А. Современная Россия: православие и либерализм // Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 4. М., 1996.
88. Нёклесса А.И. Конец цивилизации, или Конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.
89. О безопасности. Закон Российской Федерации в редакции от 25.07.2002.
90. Общая теория национальной безопасности. М., 2002.
91. Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М.,2003.
92. Панарж А.С. «Имперская республика» на пути к мировому господству // Общественные науки и современность. 1999. № 4. ,г
93. ПанаринА.С. Философия политики. М., 1996.
94. Панфилова А. О. Базовые ценности в контексте влияния социальной аномии // Социологические исследования. 2004. № 10.
95. Подберезкин А. II Независимая газета. 2001.16 мая.
96. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М., 2004.
97. Политическая теология // Известия. 2003. 28 января.
98. Полосин В. Богородица не велит / Независимая газета, 1997, 30 января.
99. Попов Г. X. О модели будущего России // Наука и жизнь. 1997. №7,8.
100. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992.
101. Процессы глобализации: экономический, социальный и культурные аспекты // Актуальные проблемы Европы. 2000. № 4.
102. Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность // Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Вып. 33. СПб., 2004.
103. Радугин А.А. История России. Россия в мировой цивилизации. М, 1998.
104. Рагузин В.Н. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное // www.bashedu.ru
105. Рачков П.А. О смерти и бессмертии идеологии // Вестник Московского Университета. Серия 7. 1999. № 2.
106. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика). М., 2006.
107. Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005.
108. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.
109. Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. Сб. науч. статей. М., 1996.
110. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.
111. Рубанов В.А. О национальной идее и будущем России // Международная жизнь. 1999. № 3.
112. Рубцов А.В. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных тенденций в современной России) // Полис. 1995. № 6.
113. Рудаков А.В., Стрельченко В.В. Проблемы внешней и внутренней безопасности: теория и практика. М., 2005.
114. Священник Александр Ельчанинов. «Записи». М., 1996.
115. Синицына Н. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
116. Словарь философских терминов. М., 2004.
117. Довременная религиозная жизнь России. Опыт1. 'систематического описания. Т 1,2. М., 2003.
118. Соловьев B.C. Собр. Соч. в двух томах. М., 1988. Т. 1.
119. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы. 1999.
120. Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб., 2002.
121. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.к *
122. Сюжет ТВЦ «Крестьянская застава» 2005, 7 августа.
123. Тарасов КС. Закат нации-государства: (Тезисы о проблемах афроазиатского региона). М., 1999.
124. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М., 2001.
125. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.
126. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
127. Филиппов А.Ф. Теория общества: Фундаментальные проблемы. М., 1999.
128. Философия образования в России: опасности становления и тенденции мирового развития // Alma Mater. 1993. № 1.
129. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
130. Формирование новой Российской идеологии // Свободная мысль-XXI. 2000. №3.
131. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
132. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
133. Фукуяма Ф. Главенство культуры // Вопросы философии. 1995. № 5.
134. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1989. № 3.
135. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек // Вопросы философии. 1992. № 2.
136. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль XXI. № 7. 2003.
137. Хабибулин А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3.
138. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 1988.
139. Чернавский М.Ю. К вопросу об идеологии, ее истинности и роли в обществе // www.conservatism.narod.ru.
140. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М., 1998.
141. Чудинова И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.
142. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3.
143. Шердаков В.Н. О. познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. 1996. № 2.
144. Шилов В.Н. Национальная идея России: методологические аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
145. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта. Иваново, 1999.
146. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания // Декор, искусство. 1996. №3.
147. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. 2001. .151. Эммонс Р. Психология высших устремлений. М., 2004.
148. Энтин JI.M. XXI век и судьба суверенного государства. М.,1999.
149. Эпштейн М.Н. Знакпробела: о будущем гуманитарных наук. М., 2004.
150. Юнг КГ. Синхронистичность. К.:М., 1997.
151. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. № 1.
152. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. № 12.
153. Яновский Р.Г. Мировоззрение XXI века как фундаментальная научная проблема // Навитут, 2005, № 2.
154. Яновский Р.Г. Социальная безопасность России в период стабилизации. Москва: РНЦ РАК, 2003.159. www.rbc.ru
155. Baudrillard J. L'esprit du terrorisme // Le Monde. 06.11.2001.
156. Bell D. The End of Ideology. N.Y., 1960.
157. Crystal D. Language Death. Cambridge University Press, 2000.
158. Frankl V. Psychotherapy and existentialism. New York, .1967.
159. Giddens A. The consequences of modernity. Cambridge, 1990.
160. Gray J. The delusions of global capitalism. L., 1998.
161. Held D. Democracy and globalization // Global governance. Boulder, 1997. № 3.
162. Hirst P., Thompson G. Globalization in question. Cambridge,1996.
163. Hobsbawm Eric. Age of Extremes: The Short Twentieth Centure 1914-1991. London, 1995.
164. Lukas E. Lehrbuch der Logotherapie: Menschenbild und Methoden. Munchen, 2002.
165. Mc Graw A. Globalization, Conceptualizing a moving target.1. Stockholm, 1998. i171. dmahe K. The end of the nation state. N.Y., 1995.
166. Strange S. The retreat of the state. Cambridge, 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.