Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, доктор политических наук Беспаленко, Павел Николаевич

  • Беспаленко, Павел Николаевич
  • доктор политических наукдоктор политических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 260
Беспаленко, Павел Николаевич. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: дис. доктор политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2009. 260 с.

Оглавление диссертации доктор политических наук Беспаленко, Павел Николаевич

Введение.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТОЛОГИИ.

1.1. Понятие и структура духовной безопасности: политологические аспекты.

1.2. Роль духовных факторов в поддержании национальной безопасности.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.

2.1. Деидеологизация общественного сознания и кризис социального проекта.

2.2. Влияние нетрадиционных религиозных организаций.

2.3. Угроза религиозного фундаментализма.

2.4. Деструктивная роль части СМИ и массовой культуры

ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ.

3.1. Проблема формирования общенациональной идеологии.

3.2. Укрепление традиционных религиозных институтов.

ГЛАВА 4. ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ:

АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ.

4.1. Стратегии укрепления информационной безопасности России: возможности ограничения рисков.

4.2. Укрепление традиций патриотизма в контексте проблем духовной безопасности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения»

Актуальность темы исследования. Длительный марксистский период отечественного обществознания способствовал закреплению в общественном сознании отношения к духовным факторам и связанным с ними проблемам как к чему-то второстепенному, малозначимому и обусловленному экономическими и производственными процессами. Вероятно, именно поэтому сами по себе духовные факторы социальной и политической жизни долго не привлекали к себе внимания политологов. Однако в последние годы, когда стали очевидными негативные для общества последствия посттрансформационного кризиса духовности и культуры, а надежды на всесилие «невидимой руки рынка» как «универсального гармониза-тора» значительно ослабели, интерес к духовным факторам существенно возрос.

В первую очередь, это касается духовной безопасности общества как составляющей всего комплекса национальной безопасности. Само это понятие еще находится в процессе формирования и концептуализации. Его введение в научный оборот обусловлено, главным образом, потребностью реформированного российского общества в стабилизации и самосохранении не только в экономико-производственном плане, но и в плане поддержания и развития национальной, культурной, социальной макроидентичности. Российская политическая элита постепенно приходит к осознанию важности духовных факторов как конститутива идентичности перед лицом вызовов глобализации и угроз, связанных с посттрансформационным кризисом и негативными последствиями деидеологизации общества.

В целом, как отмечал У. Бек, рост внимания общества к проблемам сохранения безопасности и имеющимся рискам означает переход его в, фазу, которую можно назвать «обществом риска». Переход в «общество риска» с точки зрения социальной рискологии представляет собой закономерность цивилизационного развития обществ западного типа, то есть социальной и политической модернизации. Становление концепции социальной и, в частности, духовной безопасности отражает, таким образом, тенденции модернизации российского общества, относительный рост его рефлексивности. В той мере, в какой это происходит, современное российское общество в лице своей элиты более внимательно начинает относиться к проблемам самосохранения и самовоспроизводства, что констатировал В. Кузнецов, обосновывая введение понятия «культуры безопасности» для обозначения адекватного задачам современности типа социального мышления. Представляется, что духовная безопасность может рассматриваться как один из элементов системы «культуры безопасности».

Далее, понятие духовной безопасности напрямую связано с глобали-зационным контекстом, а следовательно, с проблемой геополитического статуса России как перекрестка западной и восточной цивилизаций, локуса пересечения разнородных политических систем и традиций. Запоздалое, после десятилетий «железного занавеса», включение в мировое пространство культуры привело к тому, что на Россию сразу обрушился информационный шквал, к которому большинство россиян оказались неподготовленными. Глобализационные тенденции в культуре, религиозный экуменизм, новые для России транснациональные конфессии, - все это создает угрозу идентичности россиянина, которая, вопреки ожиданиям, достаточно традиционна.

Наконец, уже упоминавшаяся выше, деидеологизация российского общества, являющаяся, бесспорно, элементом его либерализации, породила ряд новых угроз его духовной безопасности. Вышли во взрослую жизнь поколения, воспитанные в ситуации «идеологического вакуума», не знающие иных ценностей и идеалов, кроме индивидуального благополучия и потребительского достатка, слабо идентифицирующие себя с Россией и ее культурой, а свои интересы - с общенациональными. В такой духовной атмосфере достаточно сложно решать проблемы социальной стабилизации, достижения устойчивого развития и сохранения национальной идентичности.

Таким образом, осознание обществом и элитой проблем духовной безопасности можно рассматривать как обязательную составляющую сохранения Россией национального суверенитета и культурной идентичности, преодоления посттрансформационного социокультурного кризиса, дальнейшего движения по пути социальной и политической модернизации.

Наличие всех упомянутых выше категорий угроз и рисков обусловливает актуальность обращения к проблеме сохранения духовной безопасности. Однако в рамках предметной области политологии проблема поддержания духовной безопасности российского общества конкретизируется как проблема ее институционализации, то есть реализации на уровне политических институтов общества. Сложность этой проблемы нам видится в том, что концепция и традиция либерализма предполагают неограниченное и спонтанное саморегулирование духовной жизни общества, отсутствие каких-либо институциональных ограничений последней. В этом смысле тенденции и влияния, которые несет с собой для России глобализация и которые вне всякого сомнения составляют угрозу ее национальной идентичности, также являются элементом духовной свободы и культурного взаимообмена. И проблема заключается в нахождении разумного и продуктивного компромисса — такой модели институционализации духовной безопасности российского общества, которая бы оптимально соответствовала представлениям о свободе духовной самореализации и межкультурного взаимодействия. Эта задача коррелирует с методологическими установками неоинституционального подхода, в частности, с концепцией «институциональной матрицы», согласно которой духовные процессы в обществе находятся в единстве с институциональными процессами, а конкретный тип институциональной организации связан с соответствующим типом идеологии и общественного мировоззрения. Российское общество до сих пор «ищет себя», свой оптимум институциональной организации на уровне экономики и хозяйствования, и соответственно этому, оно ищет себя и в духовно-идеологической сфере. Состояние безопасности -это, с точки зрения институциональной теории, состояние найденного оптимума.

Введение в научный оборот политологии понятия духовной безопасности в его институциональном аспекте представляет собой ответ на вызовы современности и обусловлено необходимостью выработки национальной политической концепции России на новом этапе ее исторического бытия. Этим определяется социальная и политическая актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Ее научная актуальность связана с необходимостью теоретического осмысления средствами политологии проблемы роли духовных факторов в достижении политического и социального благосостояния общества, проблемы минимизации рисков духовно-мировоззренческого- плана в контексте глобализации культуры, проблемы поиска оптимальной для России институциональной модели. Весь этот комплекс проблем недостаточно разработан и нуждается в дальнейшей глубокой теоретической разработке.

Степень научной разработанности проблемы. Культурная и духовная самобытность России, специфика ее исторического пути во взаимодействиях с западной и восточной цивилизациями, проблемы сохранения ее неповторимого типа духовности всегда составляли сердцевину интересов отечественных политических мыслителей, философов, социологов. Это нашло широкое отражение в работах как классиков русской социальной и философской- мысли — H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.О. Фло-ровского, так и современных российских специалистов в области философии, культурологии, социологии, политологии. Уже в начале XX века работы классиков содержали идеи связи безопасности российского общества с сохранением его духовной и культурной самобытности, а утрата этого бесценного наследия ассоциировалась с национальной катастрофой.

В последние годы роль долговременных этносоциокультурных, ментальных, религиозных факторов в формировании и воспроизводстве самобытной российской духовности затрагивается и специально анализируется рядом современных российских культурологов, историков, социологов — С.С. Аверинцевым, A.C. Ахиезером, A.A. Горским, Н.И. Губановым, Н.П. Косларской, М.М. Кромом, Б.Б. Мезенцевой, Г.С. Померанцем, А.Ф. Филипповым, А .Я. Флиером, Р.Г. Яновским и др.

Современные события внесли в этот традиционный для российской мысли контекст свои коррективы. Проблемы безопасности функционирования общества во всех аспектах его жизнедеятельности, сознательного управления рисками вышли на первый план в исследованиях крупных западных социальных мыслителей, в совокупности представляющих направление, известное1 как «теория общества риска», — таких как 3. Бауман, У. Бек, Н. Луман, Э. Гидденс, П. Штомпка, а также в работах М. Дуглас, и

A. Вилдавски. Актуальность и плодотворность подобных исследований была оценена и российскими специалистами; на разработанной ими теоретико-методологической основе в минувшие несколько лет в российской науке конституировалась «социология безопасности» - отдельное исследовательское направление, ставящее своей целью системный анализ проблем безопасности российского общества.

В формирование этого направления в отечественной общественной науке внесли свой вклад такие исследователи, как В. Добреньков, Г. Осипов, Ж. Тощенко, Р. Яновский, В. Иванов, А. Хлопьев, В. Левашов, Ю. Дерюгин, М. Екимова, В. Зубков, А. Городничева, А. Капто, Л. Сергеева,

B. Серебрянников, Г. Силласте, Н. Ефимов, А. Мозговая, В. Ковалев, В. Тепечин, Ю. Косарев, Ю. Спицын, Е. Шлыкова, О. Яницкий. Решение проблем безопасности общества, в том числе и духовной, согласно ключевой концепции социологии безопасности, неразрывно связано с разработкой «высоких гуманитарных технологий», под которыми понимается «сочетание социального, общенационального идеала и реальной истории»1.

В целом, в последнее время наблюдается значительное повышение интереса исследователей к проблемам обеспечения национальной безопасности России. Среди авторов, продуктивно пишущих на эту тему, следует отметить А.И. Буркина, A.B. Возженикова, Н.В. Синеок, В.И. Кушлина и др.

Условия обеспечения духовной безопасности исследуются в работах А.Г. Дугина, A.C. Запесоцкого, В. Зоркальцева, В.Н. Кузнецова, В.Н. Меньковской. В частности, аксиологические составляющие духовной безопасности анализируются Б.Л. Губманом, П.С. Гуревичем, Н. Заглади-ным, Б. Мартыновым, Г. Мусихиным и др.

В контексте поисков оптимальной стратегии национального развития и в связи с институциональной перестройкой проблемы социальной и духовной безопасности рассматривались А. Агапоновым, О. Бессоновой, Н. Блиновым, О. Бурьяновым, Н. Ващекиным, А. Городецким, М. Дзлие-вым, В. Игнатовым, С. Кислицыным, В. Кузнецовым, В. Кулинченко, Н. Моисеевым, В. Райгородским, А. Сухаревым, А. Урсулом, Р. Яновским.

Проблемы поддержания национальной безопасности на юге России, в особенности, сдерживания угрозы исламского религиозного фундаментализма и экстремизма, исследуются в работах Р. Абдулатипова, Н. Авду-лова, Р. Алиева, В. Дегоева, Г. Денисовой, И Добаева, С. Кургиняна, Д. Малышева, В. Смирновой, Л. Хоперской, В. Черноуса и др. Конфликты частногрупповых интересов и связанный с ними рост социальной напряженности как факторы, деструктивно влияющие на уровень духовной безопасности российского общества, рассматриваются в работах С.А. Абакумова, А. Возженикова, Г. Осипова, А. Подберезкина, В. Макарова.

Исследуемая тема предполагает глубокое рассмотрение феномена духовных рисков и угроз, а также генерирующих подобные риски и угрозы факторов современной российской действительности. Так, кризис социальных ценностей в ракурсе порождаемых им угроз и рисков для духовного состояния общества, процессы развития социальной и психологической аномии как угроза духовной безопасности анализируются в работах С.И. Артановского, Е.И. Башкировой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, В.В. Локосова, Г.В. Осипова, А.О. Панфилова, В. Петренко, A.B. Филиппова, А. Эфендиева и др.

Угрозы, связанные с деидеологизацией и депатриотизацией российского общества, кризисом национальной идентичности россиян, освещаются в исследованиях А.А.Зиновьева, C.B. Кортунова, А. Красикова, В.Н. Кузнецова, Г.В'. Осипова, A.B. Понеделкова, В.В. Рудого, A.M. Старостина, Ж.Т. Тощенко, A.B. Филиппова, В.А. Юрченкова.

Условия и возможности формирования общенациональной идеологии в контексте институционализации духовной безопасности исследуются

A.П. Бутенко, Л.Н. Кочетковой, О. Крыштановской, В.Н. Кудрявцевым,

B.Н. Кузнецовым, H.A. Нарочницкой, A.B. Рубцовым, P.A. Рахимовым,

A.Г. Хабибулиным, В.Н. Шиловым.

Негативные и потенциально рискогенные тенденции в сфере массового сознания активно исследуются такими авторами, как Т. Заславская, Р. Капелюшников, А. Олейник, Г. Осадчая, Л. Косалс, О. Яницкий и др. Деструктивные аспекты влияния СМИ и массовой культуры на духовную сферу общества и личности анализируют Ж. Бодрийяр, И.Л. Викентьев,

B.З. Коган, К. Лоренц, Ортега-и-Гассет, И.Н. Панарин, А. Парфрей, Е.В. Улыбина.

В работах JI.A. Баширова, В.М. Губанова, А. Дворкина, Ю.П. Зуева, Г.М. Керимова, В.В Кравчука, Т.А. Кудриной, P.A. Лопаткиной, JIM. Митрохина, М.И. Одинцова, A.A. Радугина, А.И. Хвыля-Олинтера исследуются социальные, политические, мировоззренческие факторы распространения в современном российском обществе нетрадиционных форм религиозности.

Проблемы обеспечения духовной безопасности россиян в связи с рисками, возникающими в сфере массовой религиозности, исследуют М. Воробьева, Ю. Гаврилов, К. Каариайнен, М. Мчедлов, Е. Кофанова, Д.Е. Фурман, А. Шевченко.

Распространение религиозного фундаментализма как угрозы духовной безопасности России анализируют И. Добаев, В.Е. Донцов, К.Н. Кос-тюк, А. Левкович, Д. Макаров, А. Малашенко, К.И. Поляков, С. Филатов, Д.Функе, Дж. Хэдден, А. Шупе, A.A. Ярлыкапов.

Проблема взаимоотношений государства с традиционными и нетрадиционными религиозными организациями и культами рассматривается в работах С.С. Бурьянова, В. Жбанкова, А. Журавского, К. Каневского, А. Красикова, А. Пчелинцева, В. Ряховского, И.В. Симонова, А. Чуева и др.

Информационные аспекты обеспечения духовной безопасности изучают Н.А.Брусницын, А.И. Буркин, A.B. Возжеников, С. Гриняев, С. Кор-тунов, Б. Онорский, М. Павлютенкова, В.А. Рубанов, Н.В. Синеок,

A.Н. Сухов.

Трудности и перспективы восстановления традиций российского патриотизма, воспитания в- патриотическом духе современной российской молодежи анализируются- в работах H.A. Ануфриева, Ю.А. Зубок,

B.А. Кольцовой, A.B. Мудрика, В.А. Соснина, В.И. Чупрова и др.

Таким образом, проблематика, связанная с обеспечением духовной безопасности российского пореформенного общества и ее институционализации в его политическом пространстве, в последние годы стала популярной и находит достаточно широкое освещение в научной литературе. Однако, несмотря на социальную востребованность исследований разнообразных, в том числе институциональных, факторов и условий обеспечения духовной безопасности, проблема институционализации последней в российском обществе не обрела еще адекватного рассмотрения. Предлагаемая диссертация являет собой попытку восполнить этот пробел.

Объектом настоящего исследования является анализ динамики духовного и культурного состояния современного российского общества, порождаемые ею угрозы и риски для национальной безопасности.

Предмет исследования составляют институциональные факторы и условия обеспечения духовной безопасности как элемента системы национальной безопасности современного российского общества.

Цель исследования заключается в осуществлении политологического анализа институциональных факторов и условий обеспечения духовной безопасности в системном контексте национальной безопасности России.

Поставленная цель требует постановки и решения следующих конкретизирующих ее промежуточных исследовательских задач: очертить смысловые границы понятия духовной безопасности, обосновать использование этого понятия в политологическом дискурсе; показать место и роль духовных факторов в обеспечении национальной безопасности России;

- проанализировать как факторы угрозы духовной безопасности российского общества его деидеологизацию и кризис социального проекта будущего; '

- исследовать в аспекте генезиса угроз духовной безопасности влияние нетрадиционных религиозных организаций на менталитет и мировоззрение россиян;

- рассмотреть в качестве угрозы духовной безопасности России влияние религиозного фундаментализма;

- выявить угрозы духовной безопасности, содержащиеся в деятельности СМИ и расширяющемся влиянии массовой культуры;

- исследовать возможности формирования и проанализировать модели российской общенациональной идеологии как формы политической институционализации духовной безопасности общества;

- обосновать роль укрепления традиционных религиозных институтов как фактора поддержания духовной безопасности в российском институциональном контексте;

- проанализировать возможные стратегии ограничения информационных рисков как фактор укрепления духовной безопасности российского общества;

- выяснить возможности и перспективы использования укрепления патриотических традиций в качестве фактора поддержания духовной безопасности России.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется задачами, требующими совмещения политологических и социологических методологий. Проблема поддержания духовной безопасности средствами институциональных механизмов, а также проблема формирования самих соответствующих институциональных механизмов не могут быть разрешены без привлечения концепций, обосновывающих взаимосвязь и взаимозависимость институциональной структуры общества и складывающегося в нем духовно-культурного контекста.

В то же время, поскольку речь идет об институциональном оформлении такого сложного и-трудно концептуализируемого феномена, как духовная безопасность, и о ее месте в системе национальной безопасности России, задачи настоящего исследования невозможно было решать без обращения к системному и структурно-функциональному подходам. Применение последних дало возможность рассматривать духовную безопасность в широком контексте ее системных связей и обусловленностей, как неотъемлемый элемент и условие нормального функционирования системы национальной безопасности в целом.

Наиболее важным для данного исследования методологическим принципом системного подхода является требование учета того, что духовная сфера представляет собой одну из подсистем, образующих вместе единую социетальную систему с нелинейным, в высшей степени неопределенным характером функционирования. Отсюда вытекает понимание непредсказуемости и комплексной взаимозависимости процессов духовной сферы.

Исследование специфических угроз и рисков, возникающих в духовной сфере и требующих укрепления духовной безопасности, нуждается и в применении подходов и методологий, специально предназначенных для изучения явлений культуры и духовности, в том числе и динамики долгосрочных исторических изменений последних. Так, при решении этой задачи мы придерживались социокультурного и цивилизационного подходов, стремясь анализировать риски и угрозы духовной безопасности России с учетом специфики ее геополитического статуса, цивилизационных особенностей, социокультурных факторов, исторически определивших характер российской культуры, значение для нее вызовов модернизации и глобализации. Роль методологического ориентира здесь сыграли работы классиков отечественной философии, обосновывающих межцивилизационную специфику и самобытность российской духовности.

Центральное понятие данного исследования — духовная безопасность - стоит в ряду понятий, принадлежащих к предметной области социальной рискологии и социологии безопасности. Этим обусловлена необходимость учета и использования соответствующих методологий и подходов, развитых в рамках теорий «общества риска» (3. Бауман, У. Бек, Н. Луман и др.) и находящейся в становлении российской рискологии (В. Зубков, А. Мозговая, О. Яницкий), а также в рамках социологии безопасности (Н. Блинов, В. Кузнецов, Р. Яновский).

Согласно В. Кузнецову, в частности, духовные факторы - состоятельность общества в отношении единства и жизнеспособности целей и ценностей - являются важнейшей составляющей системы его безопасности, и духовные риски и угрозы представляют значительную опасность для самосохранения всей социетальной системы.

С точки зрения О. Яницкого, разработавшего теорию «общества риска» применительно к российской специфике, российское общество переживает кризис нормативных идеалов и социального проекта будущего, чем определяется характер идущих в нем процессов и доминирование тенденции политической и социальной демодернизации.

Опираясь на эти положения, мы рассматриваем духовную безопасность как условие продолжения модернизационных изменений в российском обществе при одновременном поддержании его идентичности.

В ходе исследования были получены определенные результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

- концептуализировано на сущностном уровне понятие духовной безопасности, выяснена структура последней, выявлены ее политические и институциональные аспекты, обосновано их включение в предметное поле политологии;

- показано, что духовная безопасность является значимым элементом системы национальной безопасности, обоснована роль духовных факторов в осуществлении безопасной жизнедеятельности общества;

- установлено, что программная деидеологизация российского общества в ходе его трансформации, а также посттрансформационный кризис социального проекта объективно способствовали конституированию рисков и угроз его духовной безопасности; выявлен и исследован рискогенный, с точки зрения духовной безопасности российского общества, потенциал распространения влияния нетрадиционных для России религиозных организаций; оценено и проанализировано негативное влияние религиозного фундаментализма, как потенциальной угрозы духовной безопасности российского общества; проанализированы угрозы для духовной безопасности России, содержащиеся в расширяющемся влиянии СМИ и массовой культуры на мировоззрение и менталитет россиян, констатирована необходимость восстановления позитивного образа государства, а также гражданского общества в массовом сознании; обосновано, что институционализация духовной безопасности в российском политическом пространстве возможна как восстановление института национальной идеологии, исследованы условия и ограничения процесса ее формирования в России, очерчены ее потенциальные характеристики; доказано, что важной составляющей институционализации духовной безопасности России является укрепление традиционных религиозных конфессий при недопущении деструктивного сращения религиозных институтов с государственными структурами; установлено, что ограничение информационных рисков является составляющей институционализации духовной безопасности современной России, очерчена оптимальная стратегия коррекции рисков в информационной сфере; исследованы духовные риски, связанные со взаимным отчуждением государства и общества, депатриотизацией и политической резигнацией населения, обоснована необходимость восстановления традиций патриотизма как одного из звеньев процесса институционализации духовной безопасности.

Данные элементы новизны конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Системная трактовка национальной безопасности как имеющего конкретные характеристики и параметры состояния всех сфер жизнедеятельности общества предполагает введение понятия «духовная безопасность», референтом которого является оптимальное, с точки зрения поддержания социальной и политической стабильности, достижение устойчивого и гармоничного социального, экономического, политического развития и состояния духовной сферы жизнедеятельности общества. Тем самым, духовная безопасность выступает качественной характеристикой состояния общества в аспекте его духовно-нравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и социетальных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры. Наличие политико-институциональных, и идеологических составляющих духовной безопасности обусловливает необходимость исследования проблем ее обеспечения в рамках политологического дискурса и в предметном поле политологии.

2. Рассматриваемая как одна из подсистем единой системы национальной безопасности, духовная безопасность представляет собой динамический комплекс факторов и следствий в духовной сфере, находящийся в непрерывном функциональном взаимодействии с другими подсистемами. Духовные факторы жизнедеятельности общества функционируют в структуре-формирования идейных и-нравственных мотиваций социального действия, интеграции и мобилизации, участвуют в. конституировании социального проекта будущего, выступают основными содержательными детерминантами национальной идентичности, сохранение и воспроизводство которой является смысловым ядром национальной безопасности.

3. Разрушение идеологического монизма в ходе трансформирования постсоветского общества, исторически необходимое в контексте преодоления цивилизационного разрыва и сближения Запада и Востока на основе единства общечеловеческих ценностей, сопровождалось — в качестве обоснования - концепцией полной деидеологизации общества и культуры. Утопичность этой концепции обусловлена тем, что идеология составляет необходимый институт в системе культуры и в политической системе общества. Результатом деидеологизации на практике стал плюрализм заимствованных или реставрированных идеологий, организационный и инте-гративный потенциал которых в условиях современной России невысок, и идеологический вакуум, препятствующий выработке жизнеспособного социального проекта и осознанию единства национальных интересов. Деи-деологизация являет собой оптимальный контекст для атомизации общества, доминирования частногрупповых интересов над национальными, обесцениваниям традиционных национальных ценностей, и тем самым представляет угрозу духовной, безопасности российского общества:

4. В условиях посттрансформационного идеологического вакуума интенсифицируется распространение влияния нетрадиционных религиозных организаций и культов, рискогенный потенциал которых с точки зрения духовной безопасности российского общества обусловлен применением разрушительных, глубоко вторгающихся в индивидуальную психику, методов воздействия; широким вовлечением молодежи и детей, ориентацией на отторжение культистов от семьи и общества' и разрыв социальных связей; развитием у них социально деструктивной позиции, фанатизма, примитивизацией и деградацией религиозных чувств и верований, искажением и синкретизацией в этих культах содержания традиционных религиозных доктрин; активным стремлением к подрыву авторитета последних в общественном мнении; игрой на реальных недостатках в деятельности традиционных церквей и на массовом историческом отчуждении от них населения. Плюрализм нетрадиционных культов способствует углублению дезинтеграции общества и дисгармонизации интересов индивидов и групп, тогда как традиционные для России религии исторически и духовно ориентированы на поддержание национального единства и общности, культурной самобытности россиян.

5. Рост религиозного фундаментализма, являющийся реакцией на ускорение модернизационных и глобализационных процессов, составляет значительную угрозу для духовной безопасности России, способствуя идейной и психологической дестабилизации, развитию фанатизма и нетерпимости к другим конфессиям, негативному наложению ощущения этнической и религиозной депривации у представителей национальных меньшинств, интенсификации тенденций этнического и конфессионального сепаратизма. Стимулируя религиозный и политический экстремизм, фундаментализм всех конфессий является также источником многочисленных политических угроз и рисков. Основная опасность, связанная с религиозным фундаментализмом, состоит в присущей ему тенденции противопоставления религиозного авторитета и государственности, верующих данной конфессии и иноверцев, а также атеистов, что является фактором дезинтеграции и фрагментации общества, ослабления духовного единства нации.

6. Распространение влияния СМИ на духовную жизнь россиян, при всех позитивных моментах роста гласности и открытости в освещении политических событий, содержит деструктивный и угрожающий компонент, связанный с политической ангажированностью их деятельности, высоким потенциалом манипулирования общественным мнением и мифологизации массового сознания, воздействием технологий «черного пиара». Аналогичным образом угрожающий компонент присутствует в распространении вестернизированной массовой культуры, пропагандирующей индивидуалистические, потребительские модели поведения, вытесняющие традиционные для менталитета россиян стереотипы и ценности коллективизма, социального соучастия, служения общенациональным интересам и целям. Для поддержания духовной безопасности российского общества необходимо возрождение позитивного образа государства и его морального авторитета средствами СМИ, прекращение искусственного стимулирования комплекса национальной неполноценности россиян, стимулирование интереса к высокой культуре, особенно национальной, и содержащимся в ней образцам.

7. Институционализация духовной безопасности в политическом пространстве современного российского общества возможна как восстановление института государственной идеологии, содержание которой должно соответствовать требованиям времени и отражать геополитический статус России, ее специфику как полиэтничной и поликонфессиональной страны, духовно-культурную самобытность при учете значимости общечеловеческих ценностей и реализации индивидуальности как фактора успешного общественного развития. Характер и содержание государственной идеологии должны исключать сведение ее к конфессиональной-мо-дели («православная идеология»), которая бы неизбежно превратилась в стимул дезинтеграции общества по конфесиональному признаку; к этнокультурной модели («идеология, основанная на этнических отличиях»), которая стимулировала бы межэтнические противостояния; доминирование государственной идеологии не должно превращаться в идеологический монизм и монополию, оно должно базироваться не на давлении административного ресурса, а на свободном предпочтении населения ее в качестве национальной идеологии, для чего последняя должна обладать реальной привлекательностью своих ценностей и социального проекта.

8. Ввиду распространения нетрадиционных религиозных культов, отсутствия у большинства населения элементарного религиозного образования и культуры духовной жизни, усиления межконфессиональных противоречий и опасности развития на этой почве религиозного экстремизма важным аспектом институционализации духовной безопасности России в системе национальной безопасности является поддержка традиционных религиозных организаций, выстраивание адекватных принципам демократии и правового государства отношений между государством и конфессиями, укрепление социально-интегративных функций института религии и создание условий для их реализации при недопущении развития деструктивных для общества форм как институционального, так и теневого сращения и симбиоза государственных и церковных структур в целях контроля над сознанием и поведением граждан.

9. В условиях глобализации культуры и нарастания коммуникативного, информационного характера общества, важнейшей составляющей духовной безопасности становится ограничение рисков информационной природы, а выработка эффективных стратегий такого ограничения представляет собой насущную проблему для общества и государства. Диапазон информационных рисков простирается от информационной депривации граждан, лишения их правдивой жизненно необходимой информации и замены ее заведомой дезинформацией до нарушения принципов неразглашения личных и государственных тайн, торговли секретами. Наибольшая информационная угроза национальной безопасности заключается в дискредитации СМИ государства, его политических целей и средств их реализации. Стратегия ограничения информационных рисков предполагает жесткое правовое регулирование деятельности СМИ и создание для этой цели оптимальной правовой базы; развитие социальной рефлексии по отношению к принципам гласности, границам и механизмам их соблюдения; принятие мер по защите личности и ее приватной сферы от информационного насилия.

10. Духовное состояние современного российского общества, следует рассматривать как рискогенное в силу наличия таких факторов, как взаимное отчуждение населения и государства, массовая политическая индифферентность и депатриотизация, атомизация общества, существенное ослабление социальной солидарности, разочарование граждан в мотивах деятельности всех имеющихся политических сил. Обеспечение духовной безопасности российского общества требует направленной стратегии восстановления патриотических чувств и поведенческих ориентаций населения, доверия к государству и правящей элите, преодоления комплекса национальной неполноценности и отчуждения между государственными структурами и обществом.

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена острой актуальностью проблем обеспечения духовной безопасности России, необходимостью концептуализации самого понятия духовной безопасности и выработки стратегии противостояния рискам и угрозам духовно-информационной природы. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в управленческой практике федерального и регионального уровней, в воспитательной практике: и выработке конкретных программ по коррелированию деятельности СМИ' с задачами государственной политики, а также при чтении общих и специальных курсов по политологии, политической социологии, теории журналистики, управленческим дисциплинам.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях. По теме диссертации опубликованы 10 монографий, научные статьи и доклады, в том числе 8 - в ведущих журналах из списка ВАК, общим объемом свыше' 174 п.л. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы.

Структура диссертации определяется логикой-последовательного решения основных задач исследования- и включает в себя: введение, 4 главы, состоящие из 10 параграфов, заключение (общий объем текста 239 страниц), список литературы из 238 источников, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Беспаленко, Павел Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформулируем итоговые выводы диссертационного исследования.

Сама логика процесса глубинной трансформации, претерпеваемого современным российским обществом, привела к осознанию правящей элитой и научным сообществом необходимости фундаментального осмысления проблем сохранения национальной идентичности россиян, воспроизводства в дальнейших поколениях культурной и духовной самобытности России, защиты россиян от многократно умножившихся рисков и угроз духовному здоровью нации, связанных с резким переходом от советской политики информационной изоляции к полноте информационной свободы. Концептуализация понятия духовной безопасности — это только первый шаг к разработке собственно концепции духовной безопасности России как основы практической политики в этой сфере.

Долгий пореформенный период помимо ряда неоценимых позитивных результатов принес также и негативные, обусловленные ошибочным, упрощенным представлением о возможностях и сроках глубинных преобразований, недооценкой социокультурных различий между западным и российским обществами, доминированием в политической элите тех лет представителей радикального западничества, откровенными злоупотреблениями.

Однако позже выяснилось, что прямой институциональной рецепции западных политических форм недостаточно для того, чтобы социальная и политическая практикам России качественно изменилась в столь короткие сроки.

Необходимо учитывать и действие духовных факторов, которые прежде по марксистской традиции недооценивались, рассматриваясь всего лишь как вторичные, производные от экономики явления общественной жизни.

В этой связи можно и нужно ставить вопрос о специфических рисках и угрозах духовной сферы, возникших в результате деидеологизации общества; тотальной критики традиционных ценностей, в том числе и порожденных трудовым этосом советского периода, ставшей обоснованием переориентации индивидов на частноэгоистические интересы и мотивации; посттрансформационного хаоса и аномии в области духовной жизни и мировоззрения, наложившихся на застарелое, переходившее из поколения в поколение отсутствие религиозного образования и воспитания, на обширную диффузию в Россию идей и практик нетрадиционных для нее религиозных культов, на неизжитые межконфессиональные и межэтнические противоречия, и т.д.

Особое значение имеет углубление социокультурного раскола, ослабление преемственности поколений в плане трансляции! базовых соци-' альных ценностей, неспособность как инициаторов реформ, так и других политических деятелей и партий предложить народу реальный жизнеспособный и привлекательный социальный проект будущего, цели и ценности, которые могли бы стать залогом нового единства нации.

Общество, не отразившее себя в идеях и ценностях, не имеющее четкого представления о собственном будущем, сознающее необходимость изменений, но не рефлексирующее над реальностью поставленных целей, общество, в котором существует конфликт ценностей как на уровне страт и социальных групп, так и на уровне поколений «отцов» и «детей», наконец, общество, депатриотизированное и испытывающее чувство неполноценности в связи с собственной историей, — такое общество находится- под серьезной угрозой.

Именно поэтому в нашей работе мы рассматриваем духовную безопасность как подсистему национальной безопасности: духовное неблагополучие и разложение, перевес потребления над созиданием, политическая и идейная индифферентность, некритически воспринимаемые информационные влияния угрожают самому существованию и воспроизводству общества, его устойчивому развитию, сохранению и передаче новым поколениям во всем объеме его традиционной — народной и высокой - культуры, угрожают самой национальной идентичности россиян.

Оценивая конкретные факторы риска, существующие в духовной сфере современного российского общества, мы пришли к выводу, что одним из основных таких факторов стала программная деидеологизация, заявленная инициаторами реформ.

При всей исторической изжитости марксистского идеологического монизма, при всех негативных явлениях, к которым привело длительное господство идеологической догматики и вынужденной подгонки под нее оценки всех событий, отказ от отжившей формы идеологии не требует для своего обоснования отказа от идеологии как таковой.

Выработка единой национальной идеологии представляет собой необходимое условие выживания российского общества в контексте глобализации, значительного технико-технологического отставания от развитых стран, геополитических изменений. Она необходима и для восстановления национального самоуважения россиян, укрепления государственности, в качестве основы патриотического воспитания молодых поколений.

Возникший идеологический вакуум стал быстро заполняться сомнительными и зачастую таящими скрытую угрозу для общества идеями и верованиями. В этом смысле одну из существенных угроз духовной безопасности составляет усилившееся влияние и распространение на территории России-нетрадиционных религиозных культов и сект, многие из которых обладают деструктивным потенциалом, разрушая психику культистов, зомбируя их, внушая ненависть к семье, обществу и государству, стремление изолироваться от них.

Помимо этих негативных последствий суть угрозы составляют пропагандируемые и навязываемые такими организациями примитивизиро-ванные концепции веры, агрессивная критика с их стороны традиционных конфессий и их культовых практик.

В то же время значительно усилилась угроза распространения религиозного фундаментализма. Фундаменталистские тенденции, проявляемые в рамках любой религии, а не только ислама, в котором фундаментализм наиболее развит и опасен, угрожают тем, что с точки зрения фундаментализма ненависти и сопротивления заслуживает любое светское (нетеократическое) государство и все другие конфессии. Тем самым распространение идей религиозного фундаментализма чревато ростом изоляционизма, отчуждения, экстремистских проявлений нетерпимости по отношению к государству, не говоря уже о терроризме на почве религиозной розни.

Еще одна обширная группа угроз и рисков духовного характера связана с деятельностью СМИ, правовая база регулирования' которой на сегодняшний день остается весьма зыбкой. Манипулятивный потенциал современных СМИ, фактическая бесконтрольность их деятельности, незащищенность населения от целенаправленного дезинформирующего воздействия в целях политического пиара, с другой стороны, инспирированная рядом зарубежных организаций гипертрофированная критика политики государства, - все это в совокупности генерирует множественные информационные риски. Обеспечение духовной безопасности России требует ограничения этих рисков, укрепления правового контроля за деятельностью СМИ.

Осуществленный нами в диссертации анализ угроз духовной безопасности свидетельствует о том, что их взаимное наложение, имеющее место в современном российском обществе, создает значительные затруднения для нормального функционирования его политических институтов, способствует дестабилизации общественных отношений.

Отмечаемый исследователями недостаточный уровень социальной рефлексии, свойственный российской политической элите, долгое время проявлялся и в отсутствии должного внимания к угрозам духовной сферы. Концептуализация понятия духовной безопасности отражает осознание обществом этих угроз, рост понимания необходимости ограждать и поддерживать российскую национальную идентичность. Однако это только первый шаг; необходима институционализация духовной безопасности в российском политическом пространстве.

Мы далеки от идеи создания специальных политических институтов, контролирующих духовную жизнь общества с помощью привлечения административного ресурса - это означало бы ограничение реальной свободы слова и вероисповедания и сокращение демократии. Нам представляется, что институционализация духовной безопасности должна осуществляться на уровне создания и развития национальной идеологии как необходимого института политической системы при допущении, тем не менее,. идеологического плюрализма, который составляет неотъемлемый элемент свободы. Национальная идеология должна стать доминантой идейной жизни в стране не благодаря насаждению «сверху», а в силу наибольшей привлекательности для населения ее принципов и целей, ее проекта будущего.

Укрепление и поддержка традиционных религиозных организаций является неизбежным и необходимым шагом, диктуемым потребностью в противостоянии распространению влияния новых для России, зачастую имеющих скрытые далеко идущие политические и экономические цели, культов, организаций и сект, многие из которых представляют собой мощные, хорошо организованные сети1 транснационального масштаба, тоталитарные или полутоталитарные по духу.

Защищая национальную, в том числе религиозную и духовную самобытность от угрозы растворения и поглощения этими массовыми организациями с огромными финансовыми возможностями, необходимо при этом учитывать и наличие угрозы противоположного характера - угрозы религиозного фундаментализма, который по своей природе враждебен любому типу государства кроме теократического. Являются неприемлемыми модели взаимодействия государственных структур и религиозных организаций, предполагающие тесный симбиоз государства с «основной» для России традиционной религией, то есть православием, представленным РПЦ.

Несмотря на исторически сложные отношения между государством и РПЦ, их взаимодействие в политическом пространстве России должно происходить в границах, определяемых принципами свободы вероисповедания и отделенности государства от церкви.

Духовное здоровье нации, ее духовное единство необходимы для того, чтобы у нее было будущее. Поэтому проблемы обеспечения духовной безопасности являются важнейшими для современной России, а пути и модели их решения должны стать предметом глубокого и всестороннего анализа со стороны представителей всех гуманитарных и общественных наук. В этом смысле дальнейшие перспективы исследований проблематики, связанной с духовной безопасностью, представляются очевидными.

Список литературы диссертационного исследования доктор политических наук Беспаленко, Павел Николаевич, 2009 год

1. Абдурахманов M.F1., Бариитолец В.А., Манилов В.Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России / Рос. акад. естеств. наук. Секция геополитики и безопасности М.: Друза, 1998.

2. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛА-ДОС, 1994.

3. Аверинцев С. Русское православие переменных времен. Интервью // Церковно-общественный вест. 1996. № 3. 14 нояб.

4. Аверьянов В. О политических итогах Серафимовских торжеств // apn.ru

5. Акимов В., Гыске А. Методологические аспекты экономической безопасности России // Управление риском. 1999. № 3.

6. Андреев Э.М., Кузнецова A.B. Культура патриотизма и консолидация общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.

7. Ануфриев Е., Лесная Л. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3.

8. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

9. Афонин А.И. Политические основы патриотизма //Безопасность Евразии: журнал личной, национальной и коллективной безопасности. 2004. N3.

10. Ахиезер А. С. Специфика российского общества, культуры, менталь-ности как теоретическая и практическая проблема / Обновление

11. России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения РНИ-СиНП. Выпуск 9. //http://www.riisnp.ru/frame0/library/readings900.htm

12. Ахиезер А. Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность, 1996, № 6.

13. Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Ответ, ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

14. Балашов, прот. Николай. На пути к литургическому возрождению. М, 2001.

15. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

16. Бауман 3. Индивидуализированное общество. / Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М.: "Логос", 2002.

17. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. Полис, 2000, № 6.

18. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

19. Биктимирова 3.3. Безопасность в концепции развития человека //Общественные науки и современность, 2002, №6.

20. Бодриайр Ж. Америка. СПб., 2000.

21. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995.

22. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000.

23. Бочков С.О., Журавель В.П., Журавель И.В. В. Путин о борьбе с терроризмом // Право и безопасность. 2003. № 1-2.

24. Брусницын H.A. Информационная война и безопасность. М., 2001.

25. Бурдъе П. Социальное пространство и символическая власть. Тезис. Весна 1993. Т. 1, Вып. 2.

26. Буркин А.И., Возжеников A.B., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: Издательство РАГС, 2005.

27. Бурьянов С.А. Государственная религиозная политика: новая концепция старые подходы // Закон и право. №4. 2003.

28. Бурьянов С.А. За свободу совести, против коррупции в государственно-конфессиональных отношениях. Ответ на письмо Коула Ду-рэма в "Московских новостях" // Портал кредо.Ру. 29 ноября 2004 http ://www.portal-credo .ru/site/?act=fresh&id=269

29. Бурьянов С.А. Концепция государственной религиозной политики как зеркало российских государственно-конфессиональных отношений в понимании кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ // Портал кредо.Ру. 8 апреля 2004.

30. Бурьянов С.А. Уполномоченный уполномочен заявить. Защитит ли новый российский омбудсмен свободу совести? // Портал кредо.Ру. 8 июля 2004.

31. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. №12. 2001.

32. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Предпочтения власти. "Традиционные религиозные организации" и правовое поле. Независимая газета. 27 февраля 2002.

33. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Против вероисповедной вертикали // Московские новости. № 46. 3 декабря 2004.

34. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями? // НГ-Религии. 24 октября 2001.

35. Бутенко А.П., Кочеткова H.H. Идеология в России: проблемы, и перспективы// Социально-политический журнал. 1998. №4.

36. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 2000.

37. Вахрамеев А.В., Кулешов С.Г. Национальная безопасность Росссии. Декларации и реальность. М, 2003.

38. Верховский А. Дилемма Кирилла и Мефодия // Русская мысль. 2001. 29 марта.

39. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб., 1995.

40. Возженнков А.В. Национальная безопасность России. М., 2002.

41. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., 1998.

42. Возжеников А.В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М.: Изд-во РАГС, 1998.

43. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.

44. Возжеников А.В., Лондон Я.Р. Конструирование социальных проблем // Наука Культура - Общество. 2005. № 1.

45. Возъмителъ А.А. Альтернативные способы и стили жизни в постсоветской России // Право и безопасность, 2002, №4.

46. Возмителъ А.А. Национальная безопасность России в контексте глобализации // Безопасность Евразии, 2003, №3.

47. Волоилинов В.Б., Литвинов Е.Н., Перевалов В.Ф., ШершневЛ.И. Безопасность человека: (Учеб.-метод. пос.) Фонд нац. и межд. безопасности. М., 1994.

48. Воробьева М. На пути к диалогу: религиозный выбор России // Религия и право, 2003, № 2.

49. Ворсобин В. Как духовные отцы поделили Россию //«Комсомольская правда», 18 января 2005 г.

50. Всероссийская научно-практическая конференция « Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития». — Москва, 2004.

51. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

52. Государственная служба за рубежом. Секты. Реферативный бюллетень №2(52) 2004. М., 2004.

53. Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и современное состояние). М.,1996.

54. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. - № 1 - 2.

55. Губанов В.М. Нетрадиционные религиозные культы и секты в современной России/Религиоведение; Учебное пособие.

56. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

57. Дахин В.Н. Гуманитарная безопасность. Подход к проблеме // Гуманитарная безопасность. М.: Прогресс, 1990.59. 25 лет Московской Хельсинкской группе. М. 2001.

58. Дворкин А. Сектоведение. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя князя Александра Невского, 2000.

59. Джемалъ Г. Освобождение ислама. М.: Умма, 2004.

60. Добаев И. Блокирование исламского радикализма в условиях Северного Кавказа //«Отечественные записки». 2003, №5.

61. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д., 2000.

62. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов н/Д., 2001.

63. Добаев И.П. Исламский радикализм: социальнофилософский анализ. Ростов н/Д., 2002.

64. Доклад Института свободы совести // http://www.hro.org

65. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

66. Донцов В. Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник 1997. М., 1997.

67. Дурем К. За усиление терпимости // Московские новости. № 43. 12 ноября 2004.70. «Духовная безопасность России. Пути возрождения отечества». Научно-практическая конференция (Кемерово, 2002 г.). Кемерово, 2002.

68. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.: Информационно- миссионерский центр «Сектор», 1997.

69. Еленский В. Новые религиозные движения — зоны обеспокоенности //Религия и СМИ // http://www.religare.ru/articlel738.htm.

70. Священник Александр Ельчанинов "Записи". М., 1996.

71. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

72. Закон Российской Федерации «О безопасности» //Российская газета. 1992. 9 марта.

73. Запесоцкий A.C. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. - No 1.

74. Заславская* Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.

75. Заявление Института свободы совести Свобода совести и антиклерикализм не одно и то же! Портал-Credo.Ru, 24 января 2005.

76. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

77. Зиновьев А. Запад: Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1994."

78. Зиновьев A.A. Посткоммунистическая Россия. М., 1996.

79. Иванова С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества // design.azov.ru

80. Информационная безопасность. Под ред.Уфимцева Ю.С., Ерофеева Е.А., М., «Экзамен», 2003.

81. Информационная безопасность Российской Федерации. Аналитический вестник. №14 (266). Совет Федерации Федерального Собрания России. М., 2005.

82. Ислам в жизни населения Узбекистана. Ташкент, 2003.

83. Ислам и средства массовой информации. Материалы круглого стола. Казань, 2004.

84. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет РИСИ / Под. общ. ред. Е. М. Кожокина. М., 1995.

85. История религий в России. Под общ, ред. H.A. Трофимчука М.: Изд-во РАГС, 2001.

86. Итоги пятой экспертной встречи «Терроризм и СМИ» // www.ifpc.ru

87. Каган М. С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. № 13.

88. Калашников C.B. Предпосылки развития гражданского общества в России// Материалы научно-практической конференции 15 16 февраля 2001 года. -М., 2001.

89. Каневский К. Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования // Право и жизнь. 2005. № 5.

90. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

91. Кастелъс М. Становление общества сетевых структур // Новая индустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

92. Квирквелия О. Политические партии борются за религиозный электорат // НГ-Религии, 2 июля 2003.

93. Керимов Т.Х. Симулакрум. // Современный философский словарь. Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.

94. Коган В.З. Качество информации и мир инфологем (фрагменты теории). Проблемы информационного взаимодействия. Новосибирск, 1993.

95. Коноплин Ю.С., Красина О.В. Проблемы индивида как актора мировой политики в условиях развития процессов глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. №3. С. 111-123.

96. Конституция РФ. Научно-практический комментарий/ Под ред. Акад. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристь, 1997.

97. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия./ Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство СТ», 2002.

98. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003.

99. Коршунов C.B. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003.

100. Костюк КН. Православный фундаментализм //Политические исследования. 2000, №5.

101. Кошкин Д. Церковь становится государственной или государство — церковным?//Версия, 2003. № 12.

102. Красиков А. Становление новой российской идентичности в контексте геостратегии (религиозный аспект).// Проблемы идентичности. Человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.

103. Красиков А. Три источника и три составные части религиозного национал-глобализма //Религия и право, 2004, № 3.

104. Кривелъская Н.В. Секта угроза и поиск защиты. - М.: Фонд «Благовест», 1999.

105. Кризисный социум: наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1997.

106. Крыштановская О. Вертикальная страна (беседа с Виталием Яро-шевским) // Новая газета. 2004. № 74, 07.10 10.10.

107. Кудрявцев В.Н. Нужна ли России государственная идеология. -Обозреватель, 1998. № 1.

108. Кузнецов В. Идеология. Социологический аспект. Учебник. М., 2005.

109. Кузнецов В.Н. Общенациональная цель как фундаментальная проблема социологии // Социологические исследования. 2005 г. №4. •

110. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. М., 2004.

111. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М., 2002.

112. Кузнецов В.Н Социология безопасности: Учебник. М., 2003.

113. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса//Безопасность Евразии, 2002, №3.

114. Кузнецова A.B., Кублнцкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. М.: ИСПИ РАН, 2005!

115. Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфрея. Екатеринбург, 2005.

116. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО "Алатейя", 1998.

117. Кушлин В.И. Введение //Экономическая безопасность хозяйственных систем. М., 2001.

118. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.

119. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность //Социологические исследования. 2002. №3.

120. Левкович А. Идеология фундаментализма // "Народная Воля" № 128 от 2004-07-15.

121. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

122. Логинов A.B. Идеология // Социальная философия. Словарь. Под общ. ред. Кемерова В.Е., Керимова Т.Х. М., 2003.

123. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

124. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000.

125. Макаров Д. Веру силой не навязать. Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия П//Аргументы и факты, № 1-2. 2002.

126. Макаров Д. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2001.

127. Макарова Н.И. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики. -Минск: Литература, 1997.

128. Материалы круглого стола. Школа взаимодействия молодежного сообщества Республики Бурятия, посвященного вопросам сотрудничества с религиозными организациями. 9 апреля 2002 г. Составитель Н.В. Цыремпилов. Улан-Удэ, 2002.

129. Мельков С.А. Исламский фактор в современной России. М., 1998*

130. Меньковская В.Н. Русский язык для студента и президента. НИ «Закон и Порядок», 2004.

131. Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе Российской государственности // Русская линия. 2001.15 дек.

132. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1999.

133. Мчедлов М. Приоритет традиции или права? //Религия и право, 2003, № 2.

134. Мчедлов М., Гавршов Ю., Кофанова Е., Шевченко А. Вероисповедные различия в социальных ориентациях // Религия и право, 2005, № 1-2.

135. Нарочницкая Н.А. Современная Россия: православие и либерализм// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 4. М.: РНИСиНП, 1996.

136. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород, 2002.

137. Нойман Э. Происхождение и развитие психики. М., 1998.

138. О безопасности. Закон Российской Федерации, в редакции от 25.07.2002.

139. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002.

140. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история взаимоотношения с государством и обществом. Центральный Дом духовного наследия общества "Знание" России. -М.: ЦИНО, 2002.

141. Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М., 2003.

142. Осипов Г., Мартыненко В. Десять лет, которые потрясли Россию. М., 2000.

143. Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационных идентичностей современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность, 2004, №1.

144. Панфилова А.О. Базовые ценности в контексте влияния социальной аномии // Социс, 2004, №10.

145. Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. М., 2005.

146. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское,общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М., 2004.

147. Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства//Безопасность, 1994, №5.

148. Покровский Н.Е. Роль поколений в процессе глобализации современной России //Россия в глобальном контексте. М., 2002.

149. Политическая теология // Известия, 2003, 28 января.

150. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. М., 1996.

151. Полосин В. Богородица не велит /НГ, 1997, 30 января.

152. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М.: УРСС, 2001.

153. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) «Миссионерское служение Русской Православной Церкви на современном этапе». //Миссионерское обозрение 2004 г., №4.

154. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июля 1998 года № 565 (СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2560).

155. Потрубач H.H., Максутов Р.К. Общественная система безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 2.

156. Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов о положении с правами человека в РФ за 1999 год. В четырех томах М. 2000.

157. Пропп В.Я. Морфология сказки. JL, 1928.

158. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JL, 1946.

159. Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия "Symposium". Выпуск 33. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

160. Пчелинцев А., Ряховский В. Законная охота на ведьм // "Независимая газета" от 04.08.2004 г.

161. Развитие патриотизма в России XXI века. Уч. методическое пособие. - М., 2004.

162. Рачков П.А. О смерти и бессмертии идеологии// Вестник Московского Университета. Серия 7. 1999. №2.

163. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика): Монография /Под общ. ред. A.B. Воз-женникова. М.: Изд-во РАГС, 2006.

164. Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик. Мн.: Современный литератор, 2003.

165. Религии народов современной России: Словарь. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Республика, 2002.

166. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Мала-шенко и С.Филатова; Моск. Центр Карнеги. М.: Неостром, 2005.

167. Российкая Федерация сегодня, 2005. №7.

168. РПЦ претендует на создание православного медиахолдинга и 70% эфира на ТВ // Лента.Ру. 2002. 29 янв. http://lenta.ru/most.

169. Рубанов В.А. О национальной идее и будущем России// Международная жизнь. 1999. - № 3.

170. Рубцов A.B. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных тенденций в современной России)// Полис. 1995. №6.

171. Рудаков A.B., Стрелъченко В.В. Проблемы внешней и внутренней безопасности: теория и практика: Монография /Под общ. ред. A.B. Возженникова. М.: Изд-во РАГС, 2005.

172. Русская национальная идея и государство. Составитель д.ф.н, академик Е. Троицкий. М.: Издательский дом «Граница». 2002.

173. Сампиев И.М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в СевероКавказском регионе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2001.

174. Сергеева Л.И. К вопросу о социологии и политологии общего дела //Третья научная сессия: Человек и реформы в российском обществе. М., 1995.

175. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996.

176. Симонов И.В. Религиозные традиции России и проблема модели государственно-религиозных отношений на современном этапе. (1997 г.) //http://isimonov.narod.ra/tekst-s/model.htm

177. Синицына Н. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М.: Индрик, 1998.

178. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА - М, 2004.

179. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии X Международных Рождественских образовательных чтений // Сообщение ОВЦС. 2002. 28 янв.:// www.rassian-orthodox-church.org.ru.

180. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т 1,2. / Отв. ред. М. Бурдо, СБ. Филатов. М.: Логос, 2003.

181. Солдатов A.B. В катакомбы здесь не водят // Московские новости. №39. 15 октября 2004.

182. Сообщение ОВЦС // www.russian-orthodox-church.org.ru.

183. Соснин В.А. Психология религии: американский опыт // Психол. журн. 2002. N 2.

184. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001.

185. Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

186. Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. ред. О.В. Старкова. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

187. Статус "традиционных религий"//http://sova-center.ru.

188. Сурэюко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты // Народное образование. 2005. № 4.

189. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

190. Сюжет ТВЦ «Крестьянская застава» 2005, 7 августа.

191. Теракопов A.A. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М.: Изд. - во МНЭПУ, 1998.

192. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998.

193. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

194. Туроу Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск, 1999.

195. Уилбер К. Никаких границ. М., 1998.

196. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001.

197. Успенский БЛ. Избранные труды. Т. 1. М., 1994.

198. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности.// Общественные науки и современность. № 3.

199. Формирование новой Российской идеологии// Свободная мысль-XXI. 2000. №3.

200. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

201. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России.// Свободная мысль-XXI, № 7, 2003.

202. Хабибулин А.Г., Рахимов P.A. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории// Государство и право. 1999. №3.

203. Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к Газавату». 1999.

204. Хеыля-Олинтер А.И. Деструктивные религиозные секты России //Журнал «Профессионал» МВД РФ, №2-3, 1999 г.

205. Хеыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и абсолютная система критериев сравнительной оценки вероучений. Миссионерское обозрение, №2, Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2003.

206. Хеыля-Олинтер А.И. Религиозные культы зла как источник пре-ступности//Материалы pogib 00.htm

207. Хеыля-Олинтер А.И., Лукьянов С А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.

208. Чудннова И.М. Идеология и политика// Социально-гуманитарные знания. 1999. №4.

209. Шилов В.И. Национальная идея России: методологические аспекты// Социально-гуманитарные знания. 2001. №3.

210. Штомпка П. Социальные изменения как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001, №1.

211. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) //Социологические исследования. 2001.

212. Яницкий О.И. Социология риска: ключевые идеи //Мир России. 2003. N1. С. 3-35.

213. Яновский Р.Т. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М.: Academia, 1999.

214. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. - № 12.

215. Яновский Р.Г. Информационные ресурсы как фактор национальной безопасности // Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке. Москва: Министерство иностранных дел -ЗАО «Эдасиак», 2001.

216. Яновский Р.Г. Культура патриотизма в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. - № 4.

217. Яновский Р.Г. Мировоззрение XXI века как фундаментальная научная проблема // Навитут, 2005, №2.

218. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М.: 2004.

219. Яновский Р.Г. Социальная безопасность России в период стабилизации. Москва: РНЦ РАК, 2003.

220. Ярлыкапов А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Институт этнологии и антропологии РАН. М., 2000.

221. Baudrillard J. Selected Writings, Oxford: Polity Press, 1988.

222. Baudrillard J. Simulations. N.Y., 1983.

223. Bell D. The End of Ideology. N.Y., 1960.

224. EastonD. Systems Analysis of Political Life. Chicago, 1979.

225. Fiske J. Television and Postmodernism, in Curran, J. and Gurevitch, M. (eds) Mass Media and Society. London: Edward Arnold, 1991.

226. Funke D. Das halbierte Selbst: Psychische Aspekte des Fundamentalismus Kozhanek H. (Hrsg), Fundamentalismus in den Kirchen. Freiburg, 1991.

227. Hobsbawm Eric. Age of Extremes: The Short Twentieth Centure 19141991. London: Abacus, 1995.

228. Hobsbawm E.J. Ethniciti and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today, 1992, Vol.8, N 1.

229. Ibn Khaldoun. Prolegomens d'lbn Khaldoun. Nexte arabe publ. Par E. Quatremere. Paris, 1958.

230. LippmannW. Public Opinion. N.Y., 1960.

231. RothschildE. What is Security? //Daedalus. Summer 1995.

232. Sorokin P.A. Crisis of Our Age. N.Y., 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.