Духовность: Социально-философские аспекты исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Семенов, Александр Иванович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Семенов, Александр Иванович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
ГЛАВА
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОСТИ.
ГЛАВА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовность человека в контексте экологической культуры2006 год, кандидат философских наук Черникова, Наталья Алексеевна
Онтология духовности: Сущность и понимание2000 год, доктор философских наук Бородина, Наталья Константиновна
Феномен духовности, бытие и ценность2002 год, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна
Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития2007 год, кандидат философских наук Штумпф, Светлана Петровна
Онтологическая истинность духовности2004 год, доктор философских наук Канапацкий, Александр Яковлевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность: Социально-философские аспекты исследования»
Актуальность темы исследования. Характерной особенностью развития современной социальной философии, ряда ее школ и направлений является повышенный интерес к изучению феномена духовности, ее сущности и истоков, формам проявления на индивидуальном и надындивидуальном уровнях, тенденциям в эволюции в связи с изменениями устоев социального бытия и ценностных ориентиров человека в мире повседневности. Двадцатый век обнаружил наибольшую динамику развития материальных и социальных процессов, что, однако, не нашло адекватного отражения в духовной жизни индивидов и общества, в динамике их интеллектуального и нравственно-психологического потенциала. Негативные процессы в духовной сфере особенно настойчиво заявляют о себе в период мощных и глубинных потрясений в социально- экономической и политической сферах общества. В этих условиях возрастает рационально-рассудочный компонент духовности в ущерб нравственному, "возвышенно духовному", о чем свидетельствуют такие явления, как-то: эгоизм, равнодушие, жестокость, предательство, бездуховность. Все это приводит к трудно объяснимым формам проявления плюрализма в суждениях и оценках истинной природы духовности, ее места и роли в определении жизненной позиции человека, его мировоззренческих ориентиров, к размыванию духовно-ценностных систем. Проблема духовности приобретает особую значимость для российского общества, переживающего глубокий системный кризис, который охватывает и духовные основы жизнедеятельности человека. Всеобщая девальвация духовных ценностей ставит под вопрос существование самого человеческого сознания в его содержательном, ценностном измерении. Эти и некоторые другие, объективные и субъективные факторы выдвигают задачу дальнейшего исследования проблем духовности, особенно тех ее аспектов, которые созвучны со сложившейся ситуацией, решение которых в практике реальных действий будет содействовать возрождению общества, его духовной культуры, возвышению человеческого достоинства.
Насущной проблемой, в свете сказанного, является настоятельная потребность в целостном социально - философском анализе сущностных оснований духовности, особенностей ее проявления и функционирования на тех или иных этапах развития человеческой цивилизации, ее значимости в формировании общественных и личностно- значимых мировоззренческих ориентиров и ценностей.
Степень разработанности проблемы. Изучением различных аспектов проблемы духовности занимаются многие отечественные ученые. Наибольший интерес вызывает общетеоретический анализ содержания самого понятия "духовность", раскрытие онтологических, гносеологических и аксиологических оснований данного феномена, основных "ипостасей" его бытия, форм проявления и актуализации.
Идея духовности, ее смысловое и функциональное содержание, имеет своим истоком достаточно мощную интеллектуальную традицию, уходящую корнями в античную эпоху. С этого периода начинают исследоваться уровни и формы ценностного состояния сознания, проблема человеческого духа в контексте "земного и небесного", светского и религиозного, индивидуального и надындивидуального. Нравственно-эстетические ценности духовности сравнительно четко представлены в изречениях и работах Сократа, Платона, Аристотеля; религиозные аспекты духовности отражаются в учении А. Блаженного, Ф. Аквинского; мотивы гуманизма звучат у Салютати, М. Монтеня и ряда других мыслителей эпохи Возрождения. Рациональное понимание духовности обнаруживается в трудах Б. Спинозы и Р. Декарта; теоретические основания - в работах И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте и др.; антропологическое направление представлено О. Шпенглером, Э. Фроммом; экзистенциальные стороны духовного освещаются в работах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А. Камю, Э. Мунье. Обретение духовности у В. Франкла связано с поиском человеком смысла своего существования. Ряд исследователей, например, русские религиозные философы В. Соловьев, С. Франк, И. Ильин, Н. Бердяев, рассматривают истоки и сущность иррационального в духовных процессах.
В современной отечественной социально - философской литературе при всем разнообразии подходов к исследованию проблем духовности нет единой и целостной картины концепции духовного, хотя многие частные аспекты общей проблемы находят свое отражение во многих работах. Наиболее успешно проблема духовности разрабатывается и получает соответствующую экспликацию в контексте раскрытия основных содержательных сторон категории "сознание" ( исследования В. Зинченко, А. Иванова, И. Кона, А. Леонтьева, О. Рубинштейна, Л. Скворцова и др.). Рядом философов исследуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (В. Лекторский, В. Федотова, Б. Юдин), как вера и убеждение (В. Андрющенко, И. Дубинин, П. Копнин), как ценностные аспекты (С. Анисимов, Н. Бородина, О. Дробницкий, Н. Кузнецов, Л. Максимов, Л. Столович и др.). Типы духовности являются предметом рассмотрения А. Арабаджана, В. Гаражди, Г. Платонова, А. Косичева и др.
Заслуживают внимания те исследования, в которых раскрываются онтологические основания духовности и тем самым актуализируются те проблемы, изучение которых позволяет выявить истоки духовности, ее "статус" как явления в определенных рамках автономного, подчиняющегося своим внутренним законам жизни, законам становления, оформления и развертывания "во мне" (Н. Бородина, И. Дугин, М. Каган, Л. Коган, С. Крымский, М. Мамардашвили, С. Пролеев, В. Федотова и др.).
В указанных трудах содержится анализ исследуемой проблемы, дающий материал для теоретических обобщений. Заложены соответствующие основания для единой социально - философской концепции духовности. Свой вклад в формирование данной концепции стремится внести автор данной работы.
Цель и задачи исследования. Направление анализа проблемы и степень ее разработанности определяют цель и задачи исследования. Цель заключается в том, чтобы исследовать в историческом плане сущностные параметры и основные характеристики духовности в категориальном поле социальной философии. Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать логику накопления исторически формировавшихся представлений о духовности.
2. Проанализировать основные подходы в толковании содержания понятия "духовность" в социально - философских концепциях, обосновать целесообразность выделения термина "духовность" в качестве социально - философского понятия.
3. Исследовать структуру и особенности функционирования духовности в контексте социально - философских идей, выделить основные типы духовности как концентрированное выражение мировоззренческих ориентиров и ценностей человека.
4. Определить основные тенденции в дальнейшем исследовании проблем духовности и сформулировать некоторые прогностические положения.
Предметом настоящего исследования является анализ основных исторических концепций в исследовании содержательных аспектов понятия "духовность", перспективы дальнейшего изучения сущностных основ и механизмов реализации духовности как интегративного образования в самостроительстве, самореализации личности.
Методологической основой исследования являются труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально - философские проблемы человека. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах, применялись также методы структурно - функционального и системного анализа и другие.
Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В рамках социально - философского анализа делается одна из первых попыток исследовать феномен духовности в онтолого-аксиологическом измерении, что позволяет выявить особенности организации духовности, уровни и формы ее отражения в теоретических концепциях, наметить основные пути дальнейшего исследования поставленных проблем.
Основные положения, выносимые на защиту:
- социально - философские аспекты общей теории духовности закладываются в эпоху античности и находят свое отражение, прежде всего, в интен-циональности онтологических, гносеологических и аксиологических конституэнтов содержательных параметров духовности;
- духовность как феномен, как ценностное состояние сознания, как интеллектуальный и нравственно - психологический потенциал человека, находящий свою актуализацию в специфических формах его самоопределения, фиксируется в идентичном понятии, которое занимает свое соответствующее место в системе философских понятий;
- типовые особенности содержания духовности, формы ее проявления в основных теоретических установках и концепциях трактуются в традиционных логических схемах и эксплицируются, как правило, в контексте общих мировоззренческих ориентиров и ценностей человека и общества;
- негативные тенденции в духовном развитии современной цивилизации, особенно в развитии российского общества, обусловливают выдвижение новых парадигм исследования феномена духовности, связанных с приоритетной разработкой индивидуальных форм его трансформации и раскрытием основных тенденций в формировании и реализации высших уровней духовности как основного фактора стабильности социальных систем.
Теоретическое и практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические посылки при изучении феномена духовности в философии, культурологии, социологии, психологии, исторической науке. Материалы диссертационного исследования могут представить интерес для специалистов при чтении нормативных курсов по социальной философии, философии истории, истории и теории культуры и т. д., так и для широкой аудитории.
Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждались на ряде научных и научно-практических конференциях различного уровня, где автором были сделаны сообщения в 1997-2000 гг.: на межрегиональной научно - практической конференции "Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России" (ноябрь 19^8 г., г. Волгоград); на всероссийской научно - практической конференции ^Реализация молодежной политики 1 как условие социализации молодежи (декабрь 1999 г., г. Волгоград); на международной научной конференции "Человеку культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий (октябрь 2000 г., г. Волгоград). Материалы исследования нашли отражение в семи научных публикациях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Социально-философские аспекты исследования духовности2006 год, кандидат философских наук Баскова, Маргарита Николаевна
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности2006 год, кандидат философских наук Бокачев, Сергей Иванович
Философский анализ истинности человеческой духовности: онтологический аспект2009 год, кандидат философских наук Канапацкий, Никита Александрович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Семенов, Александр Иванович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование духовности, ее содержания и закономерностей функционирования должно помочь научным, научно-педагогическим работникам, всем, кто проявляет интерес к данной проблеме, глубже понять состояние духовной сферы личности, общества на современном этапе: условия, пути и способы ее развития в соответствии с потребностями нового времени.
Понятие духовности в составе социально-философской теории ориентирует исследователей исторического процесса на раскрытие внутренней взаимосвязи материального и духовного начала в человеке, на анализ духовности как исторически возникшей специфически человеческой формы и продукта совокупной деятельности индивидов. И в этом плане она хорошо передает свою зависимость от совокупности общественных изменений, эволюции и исторических условий и обстоятельств.
Идея духовности выполняет тем самым важную методологическую роль, способствуя научному истолкованию сложных понятий, характеризующих внутренний мир человека. В структуре духовности по-своему отражается реальная система социальных связей, отношений между индивидами. Структура духовности способна играть посредническую роль в осмыслении взаимодействия материального и духовного начал в человеке.
Важной особенностью понятия духовности является то, что духовные формы и процесс духовной жизни общества есть продукт общественно исторической практики людей, и их следует рассматривать в качестве особых общественных образований и отношений. Духовность при таком подходе выступает как реальность особого рода, развитие и функционирование которой определенным образом организовано и институционализировано в масштабах общества.
Вопрос о том, каким образом индивид включается в эту реальность особого рода и как происходит процесс формирования духовности личности, требует обстоятельного рассмотрения. В рамках постановки проблемы обратим внимание на следующее.
Речь не идет о создании какой-то специальной теории духовности. Безусловно, признание относительной самостоятельности духовной сферы предполагает и даже диктует необходимость специальной разработки входящей в компетенцию этой сферы проблематики (интерес ученых и общественности к тому, что принято называть социологией науки, искусства или права, заметно выявившийся в последнее время, - явление само по себе прогрессивное и нуждается в поддержке). Вопрос в целесообразности и правомерности область духовной проблематики не идут, как правило, дальше чисто эмпирической информации и отрывочных социологических исследованиях. И почти полностью отсутствует сколько-нибудь заметный интерес к изучению организационной институциональной сферы, охватывающей весьма разветвленную сферу творческой деятельности.
Собственно, речь идет о том, чтобы учесть как можно полнее результаты проделанной современными философами исследовательской работы по изучению социальной природы и внутренней структуры духовности, для познания сущности и особенностей духовности, для понимания ее социальной природы и функций.
Понятие духовности, ныне широко применяемое в художественной литературе в эстетике, искусствоведении, еще не получило право гражданство в науковедческой литературе. Давно назрела потребность в серьезных исследованиях в области социальной философии.
В настоящее время проблематика духовного складывается в относительно самостоятельную, обладающую собственной структурой область человеческой жизнедеятельности. Поэтому на духовность могут быть распространены те определения и категории, которых характеризуют духовную сферу. Использование таких понятий, как "дух", "душа", "духовное", при анализе духовности раскрывает ее истоки, смысл, функции.
Настаивая на более внимательном отношении к понятию духовности и более активном использовании ее познании других областей общественной жизни (культура, психология, этика, эстетика), мы вполне осознавали опасность и такой крайности, как "растягивание идеи" (выражение Л.С.Выготского). Та или иная идея или понятие сохраняют силу объяснительного принципа до тех пор, пока они могут выйти за собственные границы и при этом что-то существенное сказать о предмете изучения. Ясно, что, когда понятие замкнуто на само себя, оно мало что способно объяснить. Но столь же непродуктивным является искусственное распространение идеи или понятия на сферы и стороны жизнедеятельности людей, где они не "работают" и лишь создают видимость какого-то объяснения. Мы стремились избежать обеих крайностей в обращении с понятием духовности, представленном в трудах современных философов.
В современной научной, публицистической литературе понятие "духовность" употребляется довольно часто и в различных контекстах ("духовная жизнь", "духовное производство", "духовные свойства личности" и т.п.). Несмотря на такое достаточно широкое использование понятия духовности, оно не получило той степени теоретической проработанности, которая бы соответствовала бы познавательной и мировоззренческой значимости этой категории.
Все изложенное в диссертационном исследовании, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что попытка социально-философского анализа и, в частности, раскрытие содержания духовности, позволяет обозначить ее роль в сложном духовном мире личности, выявить значение духовно-нравственных и интелектуально-психологических изменений в жизнедеятельности социума.
Итак, в данной работе мы представили свое понимание духовности. Мы исходили из того, что духовность не является чем-то сверхъестественным, мистическим: она реальна, персонифицирована, принадлежит человеку.
В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальные проблемы: их существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в сфере процесса «одухотворения миропорядка». Но в эмпирически фиксируемом факте существования различных уровней духовного освоения действительности отражается проблема независимо творимой духовности.
Духовность основывается не столько на всеобщем, сколько на индивидуально-уникальном. Именно поэтому духовность может быть определена как фактор стабилизации системы.
С каких бы позиций ни рассуждать о духовном и духовности, нельзя не признать, что многие тайны духа кроются в человеческой индивидуальности. Кроме того, ведя речь о духовном ренессансе социокультурного пространства России, где давно потеряно то, что Герцен и Розанов называли «идеей» и «духовной вершиной», можно с убежденностью сказать: как бы ни пытаться возвысить духовность над грешной землей и придать ей статус «высочайшего», духовность сопряжена с разорванностью человеческого существования, а ее детерминантами являются экзистенциальные архетипы, представленные личности как идеальные формы (смыслы, идеальные интенции, память, ценности). Ясная, гуманная, нравственная духовность нужна людям и миру, но человечество еще должно противостоять стадной, мертвой, злой духовности (Федотов). Возможно, человеческий дух имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной духовной палитре, но предпочитает строить свой мир притязаний и оценок.
Существует так называемая норма духовности, стремление человека вернуться к ощущению собственной неповторимости. Человек защищает «внутреннего человека», являющегося интериорно полифункциональным феноменом.
Эссенцией духовности является свобода, поэтому духовность не может оцениваться исходя только из критериев реальной практической деятельности. Будучи сущностной и актуализированной чертой духовности, свобода пред-ставима и уловима в духовности в той же мере, в какой сама духовность освобождает человека от всего наносного и ненужного. Духовность сопряжена с неадаптивной активностью, ибо переживающее сознание постоянно пребывает в априорно-дуализированном пространстве смыслов и онтологически продуцирует отчуждение и естественно связанную с ним антиномичность существования.
Уникально-единый мир духовного создает социокультурное поле личности, зависимое от выбора аксиологической доминанты, представленной как результат познавательно-поисковой и ориентационно-рефлексивной активности.
350 лет длится «декартовское иго», сводящее дух человека к структуре и сущности лишь сознания. Одно из крупнейших открытий 20 века состоит в переломном изменении взглядов на духовную сущность человека. Духовная сущность человека - это новое неоклассическое осмысление духа человеческого существа и его категориального статуса. Неоклассический образ духовности вобрал все ценное и отсеял радикалистское в классическом и неклассическом видении духа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семенов, Александр Иванович, 2001 год
1. Абульханова К. А., Славская А. Н. К истории союза психологии и философии// Вопросы философии. 1996.-№ 5.-С. 163-170.
2. Авгусин А. Исповедь. М: Ренессанс, 1991,- 448 с.
3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М: Наука, 1988. -287 с.
4. Адлер А. Смысл жизни// Вопросы философии. 1998,- № I,- С. 15- 26.
5. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология. Сб. ст. Иванов.гос. ун-т,- Иванове. 1997.-154 с.
6. Александер Ф., Селестник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание и до наших дней. М: Прогресс. 1995.-608 с.
7. Андрюшина З.Г. Духовный мир личности как социально- философская проблема. Автореф. Дисс. канд. философ.наук. МГЛУ. М., 1992.-16 с.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М: Мысль.-1988.-253 с.
9. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // проблемы культуры и искусства: традиции и современность. Тез. Межвуз. Конф. Казань. КГАКИ, 1994.-С. 18-20.
10. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль. 1988,- 127 с.
11. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек.-1996.-№ 4.-С. 60-74.
12. Аралова Е.В. Социально-философский аспект проблемы духовности. М., 1992.-125 с.19.
13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1976 1984.
14. Ассаджоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Гроф С. Духовный кризис.- М., 1995,- С. 40-61.
15. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования. Взгляд из России // Вопросы философии, 1995,- № 12,- С. 3-20.
16. Ахунлов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры //Вопросы философии, 1992,- № 12,- С. 42-53.
17. Бажутина Т.О. Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития // Известия СО РАН, Серия: история, филология, философия. Новосибирск, 1993, вып.2. С. 32-48.
18. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.:Политиздат. 1977.-143с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979,- 424 с.
20. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986,- 218 с.
21. Белоус В.Г. Русский менталитет // Вопросы философии, 1996. № 5.- С. 189190.
22. Бсргсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон. 1994.-384 с.
23. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992.Т. 1,336 с.
24. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Мысль. 1990.-206 с.
25. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика. 1990.-480 с.
26. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание. 1990.52 с.
27. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание, Волгоград, 1999.-29 с.
28. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход// Вопросы психологии. 1992.№ 3-4, -С. 24-34.
29. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462 с.
30. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность». Вопросы философии, 1996.№ 2, С. 3-9.
31. Бурбулис Г.Э.,Кемеров В.Е.Духовность и рациональность.М.:Знание.1986-59 с.
32. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1950.
33. ВазинаК.Я. Человек и духовное развитие. Н.Новгород: ВИЛИ, 1997.-114с.
34. Ванштейн Э.С. Дух: (стержень спирали, кн. 2.). М.: Ключ, 1997.-259 с.
35. Велихов Е.П. Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии, 1998. № 11.- С. 3-31.
36. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.:Наука, 1965. -374 с.
37. Вернадский В.И. Биосфера. М-: Мысль, 1967. -376 с.
38. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988.-519 с.
39. Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1995,- 203 с.
40. Вилков A.A. Понятие "менталитет" в российской политической науке //Проблемы политологии и политической истории.Саратов,1996.Вып.7.-С.9-14.
41. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М.: Юристъ, 1995,- 687 с.
42. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия.Новосибирск. Наука, 1990.-246 с.
43. Власова Т. В. Теоретико методологические основы и практика воспита-ниядуховности современных школьников. Автореф. дисс. док. пед. наук. Ростов -на-Дону. 1999.-44с.
44. Волков А.Н. Проблемы духовной философии М.Агентство «Дон», 1995.203 с.
45. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во МГУ. 1992,- 117с.
46. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М,: АПН РСФСР, 1960.-500с.
47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988, -704 с.
48. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-376 с.
49. Гартман Э. Спиритизм. Санкт-Петербург, 1987.-160 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений в 4 т. М.: Искусство, 1968 -1973.
51. Герцен А.И. С того берега// Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль,1986, С. 3-117.
52. Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МГН, 1995,- 256с
53. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М.: Высшая школа. 1988.-188 с.
54. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М.: РУДН, 1997. -225 с.
55. Гусейнов А. Золотое правило нравственности.М.Молодая Гвардия, 1988,269 с.
56. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. -357 с.
57. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая Гвардия, 1989.-286с.
58. Даниленко О.И. Психологический потенциал духовной культуры. Санкт-Петербург., 1993.-243 с.
59. Декарт Р. Рассуждение о методе. Страсти души. // Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950,- С. 257-318, 593-700.
60. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970,- 424 с.
61. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. -17 с.
62. Донченко Е. Концепция социальной психики общества: статья первая. Структура и свойства социальной психики // Философская и социологическая мысль. Киев, 1994, Т. 1-2,- С.34-42.
63. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ 1989.-191с.
64. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.-228 с.
65. Дуденок В.И. Духовность как показатель мировоззрения и культуры // Роль мировоззрения и активация человеческого фактора. Тез. всесоюзной конф. М., Чебоксары, 1990,4.2, -С. 34-35.
66. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. Спб.: Логос,1992.-276 с.82.
67. Духовная жизнь развитого социалистического общества. JL: Изд-во ЛГУ1985.-120с.
68. Духовное обустройство России. Сб. ст. Курск: ГУИПП, 1996.- 217 с.
69. Духовное становление личности. Волгоград: Перемена, 1998.- 108 с.
70. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола// Вопросы философии, 1996, №2 ,- С. 6- 40.
71. Евстратов В.Д. Феномен сознания: приоритеты современной интерпретации // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. Матер, респ. конф.Казань, 1997.-С. 15-17.
72. Евстратов В.Д. Сознание как гносеологическая проблема. Саратов: ГУ,1984.-178 с.
73. Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987.-207 с.
74. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,1986.-223 с.
75. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Трансперсональный институт, 1996,-400с.
76. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.М.: Тривола, 1994.-304 с.
77. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
78. Ильин И. А. Собрание сочинений: BIO т. М., 1993.
79. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315с.
80. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии, 1985, №9,-С. 91-102.
81. Какурин A.A. Теория духовности. Санкт- Петербург, 1997.-40 с.
82. Калашников М. Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. М., 1996. Вып.5. -С.79-84.
83. Калитин В.Ф. Духовность и ее гносеологические функции. Н. Новгород, 1992,- 143 с.
84. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990, -415с.
85. Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1964-1968.
86. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 256 с.
87. Ковалев П.И. Ключ к духовности 21 века// Россия накануне 21 века. Выпуск 2. М., 1995.-С. 100-106.
88. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. М., Тамбов, 1997. -64 с.
89. Коган JI.H. Цель и смысл жизничеловека.М.: Мысль, 1984. 252 с.
90. Крутова О.Н. Человек как творец морали. М.: Знание, 1985.-64 с.
91. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии, 1992, №12.- С. 21-28.
92. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки, 1991, № 12, С. -41-52.
93. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии, 1998,№8. С. 167-170.
94. Кулэ Майя. Духовность, смысл и политизм.// Человек и духовность. Рига, 1990,- 103 с.
95. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань, 1991.-97с.
96. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии, 1996,№2.-С.31-35.
97. Лившиц Р. Л.Духовность и бездуховность личности.Екатеринбург. 1999,-152с.
98. Лосев А.Ф. Дух // Философская энциклопедия Т. 2. М. 1962,- С. 82-85.
99. Лосский H.A. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.-367с.
100. Лукьянов A.B. Идея духовного В философии И. Г. Фихте. Автореф. дисс. док. филос наук. Уфа, 1994.-38 с.
101. Майленова Ф.Г. Духовность и интеллект: синтез и взаимоотторже-ние//Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века.Курск, 1997. -С.71-74.
102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415с.
103. Михеева И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребно-стей.М.: Знание, 1985.-64 с.
104. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле// Вопросы филосо-фии.1990, № 6,- С. 32-45.
105. Мораль, сознание, поведение. М.: Наука, 1986.-207 с.
106. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.-326 с.
107. Мурашов В. И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни // Школа духовности, 1999, №6.-С. 21-35.
108. Наука и ценности. Сб. Новосибирск: Наука, 1987.-241 с.
109. Нижников С.А. Проблема духовного в Западной и Восточной философии и культуре. М., 1992.-156 с.
110. Никитин Е.П. Духовный мир: ограниченный космос или разбегающаяся Вселенная. // Вопросы философии, 1991, № 8.-С. 3-12.
111. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт., М.: Мысль, 1990.
112. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни: Автореф. Дис. доктора социолог, наук. Алматы,1994. -40 с.
113. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984.-64 с.
114. Панченко И.С. Духовность и социальная реальность// Россия накануне 21 века. Выпуск 2. М., 1995. -С. 110-130.
115. Петерсоне Байба. Этическая духовность.// Человек и духовность. Рига, 1990.-С. 43-44.
116. Питирим, Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть. // О человеческом в человеке. М., 1991,- С.78-81.
117. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993.
118. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы обра-зова-ния.Волгоград: Перемена, 1995. -168 с.
119. Проблема сознания в современной западной философии.М.:Наука,1989.-250 с.
120. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-544 с.
121. Проблемы духовной культуры. Сб. Свердловск, 1974.-102 с.
122. Пролеев C.B. Онтологические основания человеческой духовности. Киев, 1990.-201с.
123. Ремизов В. А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки, 1997,№2. -С. 158-161.
124. Рубинштейн С. Л. Избранные философско- психологические труды: основы онтологии, логики, философии. М.: Наука, 1997.-463 с.
125. Рябчун Н. П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации. Автореф. дисс. канд. филос. наук.М.: МГУ, 1994-21 с.
126. Сафиуллин Л.К. Направленность личности как мера ее духовности. Автореф. канд. дис. филос. наук. Казань, 1994. 20с.
127. Семенова O.A. Гносеология духовного.Автореф. дисс. канд. филос. наук. Иванове, 1996. -29 с.
128. Силуянова И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990, № 12,- С. 100-105.
129. Симонов П.В., Ершов П.М.,Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.,1989.-352с.
130. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа// Человек. 1994. № 5,-С. 21-38.
131. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.
132. Сорокин П. Социокультурная динамика.// Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
133. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т.М.: Госполитиздат,1957.Т. 1.631 с.
134. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
135. Стефанов И. Измерение духовного кризиса // Философские науки , 1990, № 12. -С. 105-109.
136. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического ма-териа-лизма.//Вопросы философии, 1978, № 2.
137. ТоффлерА. Футурология. Санкт-Петербург, 1997.-461 с.
138. УайтхедА.Н. Приключения идей. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-718 с.
139. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990,- 334 с.
140. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии, 1987, №3,- С. 11-28.
141. Федотова В.Г.Душевное и духовное // Философские науки, 1988,№ 7.С.50- 58.
142. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М,: Наука, 1991. -136с.
143. Феноменология духовного. Владимир, 1995.-241 с.
144. Фихте И.Г. Избранное. М.: Мысль,1987.-270 с.
145. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: СГУ, 1997.-251с.
146. Франк С. Духовные основы общества. М.:Республика, 1992,- 510 с.
147. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
148. Фромм Э. Душа человека М. Республика, 1992.-429 с.
149. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.-269 с.
150. Фромм Э. Иметь или быть. М.:Прогресс, 1986.-238 с.
151. Хайдеггер М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.-464 с.
152. Хетчер У. С. Понятие духовности. Киев: МП Феникс, 1992.-145 с.
153. Холостова Т.В. Проблема духовности человека // Методологическиепроблемы изучения человека в марксистской философии. Л.:ЛГУ, 1979. -С. 82-94.
154. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия.// Вопросы философии, 1991, № 9.
155. Человек и духовность. Сб. Рига, 1990,- 203 с.
156. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблемы человека в западной философии. М., 1988,- С. 67-74.
157. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.-343 с.
158. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.-490 с.
159. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т.М.: Мысль, 1987 Т.1.- 637 с.
160. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. -479 с.
161. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.-663 с.
162. Шпет Г.Г. Сочинения.М.: Правда, 1989. 601 с.
163. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. -336 с.
164. Яновский Р.Г., Серебрянников В.В. Возрождение духовности// Россия накануне 21 века. М., 1995. -С. 140-146.
165. Янок В.Ф. Философия гармонии. СПб, 1993.
166. Ясперс К. Смысл и назначение истории.; Политиздат, 1991.- 527 с.
167. Bartess R. Imagination and Text. Cambridge. N.Y., 1993,- 231 pp.
168. Berger P.L. Luckman Th. The Social Construction of Reality. L., 1976,- 230 pp.
169. Campbell J. The Mask of God. V. 1-4. N.Y., 1969-1970,- 158 pp.
170. Eccles J.C. How The Self Controls Its Brain. Berlin, 1994. 310 pp.
171. Neuman E. The Origins and History of Consiousness. Oxford, 205 pp.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.