Онтология духовности: Сущность и понимание тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Бородина, Наталья Константиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 290
Оглавление диссертации доктор философских наук Бородина, Наталья Константиновна
Введение
Глава I. Духовность в системе философского знания. Подходы. Оценки
Глава II. Истоки и сущность духовности.
Уровни идентификации
§ 1. Смысловое и функциональное содержание духовности
§ 2. Человек духовный: поиски и утраты
Глава III. Духовность в аксиологическом измерении
§ 1. Ценностные конституанты духовности
§ 2. Медитация духовности в пространственно-временном контексте
Глава IV. Духовность и социокультурное поле личности
§ 1. Нравственно-психологические аспекты самореализации индивидуального. Основные проекции
§ 2. Поведенческие проекты и проблема девиантных ценностей
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Антропологизация духовных ценностей в современной культуре2004 год, кандидат философских наук Кобина, Юлия Евгеньевна
Духовность: Социально-философские аспекты исследования2001 год, кандидат философских наук Семенов, Александр Иванович
Философский анализ истинности человеческой духовности: онтологический аспект2009 год, кандидат философских наук Канапацкий, Никита Александрович
Онтология музыкальной духовности2008 год, кандидат философских наук Сутормина, Нинель Владимировна
Онтологическая истинность духовности2004 год, доктор философских наук Канапацкий, Александр Яковлевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология духовности: Сущность и понимание»
Актуальность темы исследования. Духовность издавна является предметом внимания, интереса, изучения. Очевидно, это объясняется тем, что каким бы не было общество, каковы бы не были его формально-нормативные и идеально-ценностные характеристики, в механизме его социальной динамики было нечто такое, что связано не с внешними «материально-вещественными» силами, а с действием (или бездействием) каких-то невидимых, внутренних интенций, которые являются опорой для развития человеческой сущности. Причем, было совершенно ясно, что эти интенции могут быть и синхронны замыслам общества, и противоречить им. Особенно это ощущалось в эпохи общественных потрясений, в условиях деструктивных, когда общество не могло предложить ценности, способные стать фактором его стабилизации. Все это усложняло диалог общества и личности, драматизировало процессы ее социализации и индивидуализации.
В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальная проблема: ее существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в процессе «одухотворения миропорядка». Но в эмпирически фиксируемом факте существования различных уровней духовного освоения действительности все-таки отражается проблема независимо творимой духовности, ведь духовность основывается не столько на «всеобщем», сколько на индивидуально-уникальном. Именно поэтому духовность может являться фактором стабилизации системы.
Для современного периода развития российского общества, переживающего во временном и пространственном отношении глобальную девальвацию духовных ценностей, проблема духовности особенно значима. Величайшей ошибкой российских реформаторов 1991-1992 годов явилась их установка на возможность проведения социально-экономических преобразований безотносительно к тому, имеют ли они опору в виде общественной нравственности и дееспособного государства, опирающегося на соответствующий духовный потенциал человека. Ведь человеческая жизнь представляет собой не только приобщение к миру, но и отстаивание своего «Я» в диалоге с миром. Вечный смысл жизни возможен там, где есть не только назначение, миссия, великая роль, но где они являются назначением свободно определяющей себя личности, где сохраняется ее самоценность и неповторимость.
Очевидно, что проблема духовности, по крайней мере, через лабиринты опосредованных связей связана с проблемой осмысления мира и его порядка, а процессы осмысления строятся на определенной системе ценностей.
Возможно, человеческий дух имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной духовной палитре, но предпочитает строить свой мир притязаний и оценок.
На наш взгляд, в историческом плане актуальность духовности можно рассматривать как средство компенсации ушедшей или уходящей в прошлое классической системы ценностей. В индивидуальном же плане духовность необходима в качестве интенции к преодолению обособленности и разорванности человеческого существования, партикулярности и отчужденности бытия. Как надежда, упование на это преодоление, духовность обнаруживает себя как смысловая позиция, смыслотворчество, направленное на обнаружение антитезы должного и сущего.
Трудно разобраться в сегодняшней действительности без проникновения в знание многих слагаемых наличного бытия, без исследования соответствующих параметров внутреннего мира человека. Необходимо найти ответы на многие вопросы: как меняется человек, система его ориентиров в сложившей ситуации; как изменения в духовном настрое человека воздействует на динамику общественных процессов; насколько расходятся идеи властных структур по реформированию общества с идеями повседневной практической жизни человека; что может потерять общество, если духовные изменения личности не будут синхронны тенденциям его развития. Исследование духовности помогает это сделать.
Вместе с тем, многие проблемы духовности еще не выяснены. Каковы законы управления духовными процессами? Что есть духовность в своих онтологических основаниях? Существуют ли пределы в духовном постижении мира? Можно ли говорить о духовном характере бытия вообще? Эти и другие, производные от них, аспекты исследования крайне важны для осмысления реальной действительности. Мы рассматриваем нашу работу как попытку решения части этой общей задачи.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты духовности исследуются со времен античности. Так, в работах Платона, Аристотеля представлена «этически ориентированная» духовность. Плотин, связывая душу с «единым и многим» выделил ее покладистость и неуступчивость, определил, что душа, желая встречи с единым один на один, бежит не от «всего», а от не-всего, но не ко всему, а к «тому», чье все. Позже религиозные основания и ценности духовности находят свое отражение в трудах Августина, Ф. Аквинского и др. Философия эпохи Просвещения оттеняет этическую сторону духовности. Рациональное понимание духовности имеет место в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Гегеля, которые затрагивают теоретические аспекты духовности. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и их исследователи к проблеме духовности подходят со стороны волевых актов человека. 3. Фрейд, К. Юнг, В. Франкл и др. исследуют феномен духовности в контексте индивидуального и коллективного бессознательного, поднимают некоторые аспекты проблемы сублимации. В ряде работ качественное содержание и формы реализации духовности ориентированы значимыми для конкретного анализа аспектами. Гуманитарно-антропологическое направление представлено, например, У. Джеймсом, В. Дильтеем, М. Шелером, Э. Фроммом и др. Экзистенциальные конституанты духовности рассматриваются С. Кьеркегором, Г. Марселем, А. Бергсоном, Э. Мунье, М. Хайдеггером, К. Ясперсом. Идеи Э. Гуссерля о конституирующей роли сознания способствует пониманию творческого потенциала человеческого духа. Положение о субстанциональности индивидуального человеческого бытия А. Камю, Ж.-П. Сартра оказало влияние на разработку феноменологии «внутренней жизни», индивидуального бытия духа.
С начала 80-х годов XX века усилился интерес к наследию русской религиозно-философской мысли Х1Х-ХХ веков. Глубокому анализу подвергается философская традиция с целью восстановления целостности и идентичности в исследовании проблем духовности. Своеобразие русской духовности, методологические принципы ее исследования раскрываются в трудах И. Ильина, Н. Лосского, В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка, В. Эрна, С. Трубецкого, В. Розанова, Л. Шестова, Г. Шпета, Н. Федорова и других представителей русской религиозной философии. Восстановление философской традиции в разработке проблем духовности оказывает плодотворное воздействие на поиск новых аспектов в раскрытии многогранного содержания духовности. Основным в этом поиске является более точное, «адекватное самому себе» определение смысловой нагрузки понятия «духовность». Именно такое определение, интегральное в своей основе, создает то «силовое поле» проблемной напряженности, которое неизбежно возникает вокруг данного понятия. Только в этом случае исследование духовности как уникального свойства человеческой организации может быть естественно вплетено в общий проблемный узел современной философии. Сказанное, конечно, не исключает своеобразия подходов к изучению социально обусловленной психики человека, ее энергетического потенциала, рассмотрение в качестве «составляющих» эмоционально-чувственных и интеллектуально-понятийных форм актуализации этого потенциала. Соответствующий подход предполагает и нахождение тех или иных методологий исследования. Выдвижение основной парадигмы, ее теоретическое обоснование позволяет постепенно обрисовать ту логическую цепочку в изучении проблем духовности, вокруг которой возможно выстроить и узловые точки в раскрытии своеобразия того или иного аспекта данного феномена. Своеобразие русской православной духовности русские религиозные мыслители видели, например, в ее особом (соборном) типе коллективизма, который не противостоял личностному началу, а выступал как первичное, неразложимое единство людей, из которого произрастает «я».
В современной отечественной философии диапазон исследования проблемы духовности довольно широк и разнообразен. Имеется ряд интересных и содержательных работ. Общетеоретические аспекты духовности рассматриваются в работах Л. П. Буевой, Ю.П.
Вяземского, В. И. Ксенофонтова, И. В. Силуяновой, В. Г. Федотовой, Т.В. Холостовой и др. Вопросы происхождения и генезиса духовности анализируются П.М. Ершовым, Ю.П. Вяземским, П. В. Симоновым. В работах М.М. Бахтина, Г. Г. Дилигенского, М.К. Мамардашвили и ряде других духовность прослеживается в контексте индивидуальности и неповторимости человека. Духовность как противостояние человека бытию, как характеристика сознания, выходящего за свои границы и направленного к сфере трансцендентного, исследуются в работах В.И. Красикова, С. Б. Крымского, З.В. Фоминой. Значительную роль в постижении истоков духовности сыграла разработка проблемы бессознательного, позволившая обнаружить латентные пласты индивидуального внутреннего мира, постоянно развертывающегося «во вне» по своим специфическим законам (работы Н.С. Автономовой, Э.С. Ванштейна, А.Н. Волкова, В. П. Зинченко и др.). Ряд исследований посвящен внутреннему миру личности, который рассматривается как самостоятельная сфера бытия (работы И.В. Ватина, Л.П. Киященко, Б.М. Полосухина, В. И. Слободчикова) Особым образом подчеркиваем работы Королькова A.A., посвященные русской духовной философии.
С позиций неклассической науки феномен духовности анализируется, в частности, A.A. Лекторским, В. А. Лефевром, H.H. Моисеевым, B.C. Степиным. Гуманитарная культурология, представленная в работах С. А. Аверинцева, М.М. Бахтина, Д. С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Мусхелишвили и др., демонстрирует заслуживающий внимания ценностно-понимающий подход к исследованию феномена духовности в рамках духовной культуры.
Отмечая многоплановость и значительные достижения в изучении проблем духовности, вместе с тем нельзя не констатировать практическое отсутствие целостной методологической модели в исследовании духовности как феномена концептуального в своем логическом построении. Философский методологический анализ духовности, прежде всего, связан с изучением ее структурных исходных образований, с дальнейшей экспликацией содержательных аспектов данного понятия, с раскрытием качественной определенности и социальной направленности ■ нравственно-психологического «пред-бытия» человека, его потенциала, находящего свое специфическое оформление в социокультурном поле личности.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является концептуальный методологический анализ сущности духовности, ее истоков и оснований. Данное исследование можно рассматривать как определенный этап в формировании целостной философской теории духовности. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
• проанализировать содержание понятия «духовность» в сопряжении с основными параметрами развертывания духовных процессов;
• выделить онтологические и аксиологические основания духовности как индивидуально-личностного образования;
• раскрыть истоки духовности в корреляции с диапазоном и характером конфликта между идеалом внутренним и внешним;
• исследовать основные стороны интеракции сознательного и бессознательного в мире духовного, роль нравственно-психологических медитаций в процессах сублимации, нацеленной на определение доминанты в духовных поисках;
• выявить природу и содержательные границы социокультурного поля как специфической формы бытия духовности;
• обосновать тезис о том, что духовность как нечто процессуальное детерминирует поведенческие проекты и систему человеческих ценностей;
• высказать некоторые идеи о перспективах дальнейшего исследования проблем духовности.
Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода, компаративного анализа, абстрагирования и обобщения. Особенный интерес для исследования представлял трансцендентный и индивидуализирующий методы исследования. Термин «гносеология» в данном исследовании используется нетрадиционно: по мнению диссертанта, исследование онтологии духовности требует новой трактовки гносеологии, предполагающей большую динамику диалога абстрактного и «индивидуального». Общим мировоззренческим ориентиром является традиция гуманистической философии и науки.
Научная новизна диссертации. Поскольку философия духовности находится в процессе становления, то вопросы ее исходных принципов и соответствующих оснований должны быть поставлены во главу исследований. Научная новизна связана с самой постановкой и решением проблемы. В работе предпринимается одна из первых в отечественной философии попыток комплексного методологического анализа сущности духовности как индивидуально-личностного образования, её смыслового и функционального содержания, ее онтологических и аксиологических оснований. Данный анализ можно рассматривать как необходимую предпосылку не столько в дальнейшем, чисто дедуктивном развертывании структуры теоретических положений, сколько в формировании целостной концептуальной модели философского исследования сложного, многогранного, во многом противоречивого феномена, каким является духовность. Научная новизна раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:
• осуществлен анализ духовности как относительно независимой от реальности внутренней сферы самоопределения человека. Относительная независимость предполагает неадаптивную активность, истоки которой заложены в «вечном» конфликте между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня»;
• раскрыты базисные составляющие содержательной структуры духовности. Сущее в духовности выступает как «возможное», возможное - как «сущее». Интеракция данных компонентов определяет онтологическую насыщенность процесса духовного самоопределения, который в значительной степени является итогом выбора вероятностных моделей бытия;
• впервые в поле исследования духовности введено понятие «параллельное сознание», в содержании которого фиксируется двойственный характер духовности: она является сущностной «реальностью» человеческой субъективности и, в то же время, не связана с системой жизненных потребностей человека; «параллельное сознание» отражает возможности вариантов исхода этой антиномичности;
• выявлено, что духовная деятельность как определенный вид сосредоточенности на своих внутренних смыслотворческих каузальных связях постоянно реализуется в качественной определенности поведенческих проектов и серией общепринятых и девиантных ценностей;
• разработана концепция социокультурного поля как меры актуализации духовного потенциала человека, релевантности притязаний и идеалов. В работе показано, что детерминантой формирования социокультурного поля является постижение мира (сущего и возможного) без первичной оценки в системе экзистенциальных архетипов и моральных субстанций;
• определена онтологическая доминанта духовности или ее «норма». Она представляет собой имманентно данное стремление человека вернуться «к себе», к собственной неповторимости и самоценности;
• представлены формы бытия духовности: интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Это позволило определить структуру духовности в виде «онтологического круга», который замыкается на осознании человеком своей индивидуальности.
• обосновано положение о первичной субстанциональной и функциональной самодостаточности духовности как исходной метаоппозиции внешнему миру.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения и выводы дают новую концептуальную основу для выработки общей философской теории духовности. В содержательной структуре философии духовности можно условно, в порядке предварительного суждения, выделить три блока проблем: мировоззренческий, методологический и практический. Мировоззренческий блок акцентирует внимание на актуальности разработки проблем духовности.
Современный мир встал перед проблемой утраты духовных идеалов и ценностей. Возникает насущная потребность в новом осмыслении самоценности человека через призму исследования его внутренних духовных сил, его творческого потенциала на индивидном и над-индивидном уровнях. Методологический блок характеризуется закономерно возросшим вниманием к концептуальной разработке содержательных аспектов духовности в категориальном поле философии, ее методологических принципов исследования. Практический блок связан с реализацией основной идеи - дать теоретическое обоснование тем мероприятиям, которые способствовал бы духовному обновлению общества.
Основные положения диссертационной работы, ее идеи могут быть использованы в спецкурсах, в процессе преподавания философии, культурологии, психологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на ряде конференций и конгрессах. В частности, на республиканской научно-практической конференции «Духовное обновление общества» (Волгоград, 1991); региональной ' научной конференции «Русский вопрос и национально-государственное самоопределение России
Волгоград,1997); Международном научном конгрессе «Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия (Волгоград, 1999); II Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия (Волгоград, 2000). Материалы диссертации нашли свое отражение в монографии, брошюрах, в научных статьях и докладах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Духовность как предмет философско-культурологического анализа2008 год, кандидат философских наук Коневских, Любовь Анатольевна
Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума: Коэволюционный подход2002 год, доктор философских наук Некрасов, Сергей Иванович
Философия любви: основания самореализации человека2007 год, доктор философских наук Сабекия, Раушана Бейсеновна
Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни1999 год, кандидат философских наук Пятилетова, Людмила Владимировна
Феномен духовности, бытие и ценность2002 год, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Бородина, Наталья Константиновна
Заключение
В данной работе мы представили концепцию духовности в ее индивидуальной трансформации. Мы исходили из того,, что духовность не является чем-то сверхъестественным, мистическим: она реальна, персонифицирована, принадлежит человеку.
В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальные проблемы: их существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в сфере процесса «одухотворения миропорядка». Но в эмпирически фиксируемом факте существования различных уровней духовного освоения действительности отражается проблема независимо творимой духовности.
Духовность основывается не столько на всеобщем, сколько на индивидуально-уникальном. Именно поэтому духовность может быть определена как фактор стабилизации системы.
С каких бы позиций ни рассуждать о духовном и духовности, нельзя не признать, что многие тайны духа кроются в человеческой индивидуальности. Кроме того, ведя речь о духовном ренессансе социокультурного пространства России, где давно потеряно то, что Герцен и Розанов называли «идеей» и «духовной вершиной», можно с убежденностью сказать: как бы ни пытаться возвысить духовность над грешной землей и придать ей статус «высочайшего», духовность сопряжена с разорванностью человеческого существования, а ее детерминантами являются экзистенциальные архетипы, представленные личности как идеальные формы (смыслы, идеальные интенции, память, ценности). Ясная, гуманная, нравственная духовность нужна людям и миру, но человечество еще должно противостоять стадной, мертвой, злой духовности (Федотов). Возможно, человеческий дух имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной духовной палитре, но предпочитает строить свой мир притязаний и оценок.
Существует так называемая норма духовности, стремление человека вернуться к ощущению собственной неповторимости. Человек защищает «внутреннего человека», являющегося интериорно полифункциональным феноменом.
Эссенцией духовности является свобода, поэтому духовность не может оцениваться исходя только из критериев реальной практической деятельности. Будучи сущностной и актуализированной чертой духовности, свобода представима и уловима в духовности в той же мере, в какой сама духовность освобождает человека от всего наносного и ненужного. Духовность сопряжена с неадаптивной активостью, ибо переживающее сознание постоянно пребывает в априорно-дуализированном пространстве смыслов и онтологически продуцирует отчуждение и естественно связанную с ним антиномичность существования.
Уникально-единый мир духовного создает социокультурное поле личности, зависимое от выбора аксиологической доминанты, представленной как результат познавательно-поисковой и ориентационно-рефлексивной активности. Анализ этой активности через предварительное системное исследование сущности духовности как индивидуально-личностного образования, ее истоков, структурной организации, ее природы как относительно самодостаточной системы, основных тенденций в «вечном конфликте» между идеалом внутренним и идеалом внешним, - эти и другие аспекты содержательного наполнения духовности и составляют качественную определенность и методологическую направленность концептуальной модели исследования данного феномена. Данное направление исследования имеет принципиальное значение, ибо позволяет вычленить и должным образом обосновать то основное и базовое, на основе которого может прочно стоять и развиваться концептуальная теория духовности.
В своем исследовании мы опирались на достижения отечественных и зарубежных ученых в изучении проблемы духовности, прежде всего на те интересные и плодотворные идеи, которые составляют определенные основания концептуального подхода к изучению проблем духовного. Мы также в ходе своей работы стремились внести определенные коррективы в некоторые положения и рассуждения, фрагменты теоретических положений, в том числе и в трактовку самого понятия духовности. Все это представляется нам исключительно важным, ибо с данным понятием связаны проблемы, которые не возникают в ремиксах других понятий.
Рассмотрение индивидуально-личностного аспекта духовности определяет основной круг проблем-аспектов, логически связанных в единую содержательную цепочку. В схематичном виде она может быть представлена следующим образом: определение духовности, ее сущности и истоков через качественное состояние нравственнопсихологического и интеллектуального потенциала человека; раскрытие онтологических и аксиологических оснований духовности в контексте неадаптивной активности; анализ социокультурного поля как способа бытия духовности. Мы полагаем, что на стыке этих основных направлений могут возникнуть новые и интересные идеи и открытия.
Одной из этих возможных идей несомненно может быть идея духовного самоопределения человека, под которым мы понимаем свободный выбор аксиологической доминанты, представленной как результат познавательно-поисковой и ориентационно-рефлексивной активности субъекта духовности в ее качественном выражении. Человек более духовен тогда, когда размышляет о том, что такое добро и зло, красота и уродство, что есть вечность, и менее духовен, когда дает себе право считать, что ответы на вопросы уже найдены. Поэтому' мы рассматриваем духовность как вечное и трудное движение человека к истине, к открытию себя в истине. Этот процесс, как нам представляется, и должен быть осевым в исследовании сущности духовности. Должен быть осевым потому, что поиск истины нужен не только для того, чтобы творить добро. Движение к истине необходимо и
266 для того, чтобы что-то отвергнуть, что-то утвердить, совершить переоценку ценностей.
Встречающееся утверждение о дихотомии истины и добра, по всей видимости, неприемлемо для нашего русского самосознания. Ему ближе представление о том, что истина, не связанная с добром, есть истина ущербная. Духовное самоопределение, иначе говоря, как явление индивидуальное, оттеняет и «социальную органику», которая трансформирует внешние социальные факторы в жизненно привлекательные перспективные формы бытия человека. Проблема духовности как проблема теоретическая предстает перед нами и как проблема практическая, выражая себя в задачах и реальных действиях по духовному возрождению общества. Концептуальная модель исследования проблем духовности, которая предлагается автором, не претендует на бесспорность всех высказанных положений и оценок. И, тем не менее, основные концептуальные положения, теоретико-методологические принципы исследования проблем могут быть основой дальнейшего изучений тайн внутреннего мира человека.
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Бородина, Наталья Константиновна, 2000 год
1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Августин Блаженный Аврелий. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991. 448с.
3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1998. 287с.
4. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 24-35.
5. Адо Пьер. Плотин, или Простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шигалина, 1991. 144с.
6. Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Филос. науки. 1991. № 1. С. 120-136.
7. Акопян А.З. Онтология П.А. Флоренского и проблема генезиса духовности. СПб., 1993.
8. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология // Сборник статей Ивановского Государственного университета. Иваново,1997. 154с.
9. Александер Ф., Селестник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание с древности и до наших дней. М. : Прогресс, 1995.608с.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253с.
11. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек. 1996. № 4. С. 60-74.
12. Аралова Е.А. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. 134с.
13. Аристотель. Сочинения: В 4т. Т.1. М. : Мысль, 1975. 550с.
14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, (пер. с франц.). М.: Прогресс, 1989. 615с.
15. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. 256с.
16. Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология / Ежегодник, 1984-1985. 47с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М. : Искусство, 1979. 424с.
18. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М. : Республика, 1994. 525с.
19. Бергсон А. Два источника морали и религии. М. : Канон, 1994. 384с.
20. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 163168.
21. Бергсон А. Материя и память // Собрание сочинений в четырех томах. Т.1 М.: Московский клуб, 1992. С. 160-317.
22. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1992.
23. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914.
24. Бердяев H.A. Дух и реальность. Париж, 1937. -246с.
25. Бердяев H.A. О назначении человека. М. : Республика. 1993. 383с.
26. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиграфии. М.: Мысль, 1991. 318с.
27. Бердяев H.A. Философия неравенства. М. : ИМА-Пресс, 1990. 285с.
28. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1990. 480с.
29. Бердяев H.A. Царство духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383с.
30. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. 52с.
31. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М. : Политиздат, 1991. 412с.
32. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3, 4. С. 2434.
33. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462с.
34. Бубер М. Избранные произведения. М.: Библиотека Алия,1989. 345с.
35. Бубер М. Проблема человека // Я и Ты. М. : Высшая школа, 1993. 175с.
36. Бубер М. Философия человека. М., 1992.
37. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность». Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-9с.
38. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. 216с.
39. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. 59с.
40. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология. М.,1995. С. 124-155.
41. Бэкон Ф. О мудрости древних //Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1978. С. 231-300.
42. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1950.
43. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Нижний Новгород: ВиПИ, 1997. 114с.4 4.Ванштейн Э.С. Дух: стержень спирали. Книга вторая. М.: Ключ, 1997. 259с.
44. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д: Издательство РГУ, 1984. 290с.
45. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философия, эссеистика, эстетика Алъбера Камю. М.: Искусство, 1974. 240с.
46. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В. Л. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / / Вопросы философии. 1998. № 11. С. 3-31.
47. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М. : Юрист, 1995. 687с.
48. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 354с.
49. Волков А.Н. В поисках смысла. М. : Прометей, 1993. 153с.
50. Волков А.Н. Проблемы духовной философии М.: Агентство «Дон», 1995. 164с.
51. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 368с.
52. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. СПб.,1998. 188с.
53. Гадамер Х.-Г. Философские основания XX в. //Актуальность прекрасного. М.,1991 243с.
54. Гегель. Сочинения: В 14 т. М., 1929-1959.
55. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 томах. Т.З. Феноменология духа. М. : Мысль, 1977. 471с.
56. Герцен А.И. С того берега // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль,1986. С. 3-117.
57. Гжегорчик А. Духовная коммуниация в сфере идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992.№ 3. С. 54-65.
58. Глюксман А. Новейшие похождения двуногого без перьев (фрагменты) // Философские науки. 1990. № 4. -С. 80-89.
59. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М. : Республика, 1987. 463с.
60. Голосовкер Я.Э. Миф моей жизни (Автобиография) // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 110-115.
61. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 432с.
62. Грани духовного: Сб. Владимир, 1993. 170с.
63. Григорьян Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982. 188с.
64. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982. 288с.
65. Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. 222с.
66. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М.: ФАИР-Пресс, 1999. 234.
67. Гурджиев Г. Г. Вестник грядущего добра. СПб.,1993. -256с.
68. Гуревич П. Человек как микрокосм //Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 17 9-188.
69. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. № 8. - С. 92-102.
70. Гуревич П.С., Нарский И.С. Философская антропология французских «новых философов» // Философские науки. 1990. № 4. С. 76-7 9.
71. Гуревич П.С., Степин B.C. Философская антропология (Программа курса) // Философские науки.1994. № 1-3. - С. 112-135.
72. Гусейнов A.A. Введение в этику. М. : Изд-во МГУ, 1985. 208с.
73. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: Т.1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интелл.кн., 1999. -333с.
74. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии. М.: Наука, 1994. 269 с.7 6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. 357с.
75. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1977. 448с.
76. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. 184с.
77. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М. : Мол. гвардия, 1982. 287с.
78. Даниленко О.И. Психологический потенциал духовной культуры. СПб., 1993. 243с.
79. Декарт Р. Страсти души // Избранные произведния. М.: Госполитиздат, 1950. С. 593-700.
80. Демин М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). М.: МГУ, 1977. 240с.
81. Джеймс У. Философские очерки. СПб., 1997. -367с.
82. Добкина H.H. Нравственное содержание духовности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1995. 17с.
83. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках "истины" (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М.: Мысль, 1974. 144с.
84. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990. 398с.
85. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1987. - 176с.
86. Дрола X., Хеделер В. Конференция по проблеме отчуждения в Берлине // Философские науки. 1984. № 6. - С. 132-134.
87. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг: Монография. М.: Высшая школа, 1980. - 286с.
88. Дубровский Д.И. Проблема идеального М. : Мысль, 1983. 228с.
89. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. СПб.: Логос,1992. 276с.
90. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1998. 152с.
91. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 6-40.
92. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 399с.
93. Евстратов В. Д. Сознание как гносеологическая проблема. Саратов: СГУ, 1984. 178с.
94. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитание личности. М.: Мысль, 1969. 175с.
95. Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987. -207с.
96. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М. Политиздат, 1990. 4 61с.99.3еличенко А.И. Психология духовности. М. : Трансперсональный институт, 1996. 400с.
97. ЮО.Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Сочинения в 2 т. / Т.1. М.: Юрист, 1995. 671с.101.3иммель Г. Теорема жизни и знания. Л., 1992. -463с.102.3иммель К. Трагедия культуры. Б. м. : «Пер-Рояль», 1994.
98. ЮЗ.Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М. : Тривола, 1994. 304 с.
99. Золотухина-Оболина E.B. Рациональное и ценностное (проблемы регуляции сознания). Ростов н/Д, 1988. 207с.
100. Зыкова A.B. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета (критический очерк). М. : Наука, 1978. 160с.
101. Иванов A.B. Сознание и мышление. М.: МГУ, 1994. 130с.
102. Из переписки Р.-М. Рильке, М. Цветаевой и Б. Пастернака // Дружба народов. 1987. № 8. С. 53 -72.
103. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы филосоии. 197 9. № 7. С. 145-158.
104. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. 464 с.
105. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Лондон, 1975. 123с.
106. Ш.Ильин И.А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. 431с.
107. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993.
108. Индивид и культура // Вопросы Философии. 1990. № 5. С. 34-41.
109. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 91-102.
110. Какурин A.A. Теория духовности. СПб, 1997.40с.
111. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Вып. 5. М., 1996. -С. 79-84.
112. Калитин В.Ф. Духовность и её гносеологические функции. Нижний Новгород, 1992. 143с.
113. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415с.
114. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
115. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Сочинения: В б т. Т. 4, ч.1. М.: Мысль,1965. С. 67-219.
116. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4, ч.1. М., 1963.
117. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.
118. КемеровВ.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М. : Политиздат, 1977. 256с.
119. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П .Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11. С. 171-188.
120. Клейнст Г. Жизнь духа. СПб,1990. 169с.
121. Ключевский В.О. Материалы разных лет. М. : Мысль, 1990. 525с.
122. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М. : Политиздат, 1983. 256с.
123. Ковалев С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М.: Политиздат, 1980. 303с.
124. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. М.,1997. 64с.
125. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
126. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.
127. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.,1998. 240с.
128. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980. 360с.
129. Крутов H.H. Мораль в действии (о закономерностях влияния морали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. - 255с.
130. Крымский Ф.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.
131. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Филодрфские науки. 1991. № 12. С. 41-52.
132. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 167-170.
133. Кузнецова Г. В., Максимов JI.B. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. Нижний Новгород, 1991. 210с.
134. Культурология XX век: Антология. М. : Юрист, 1995. 703с.
135. Кулэ Майя. Духовность, смысл и политизм // Человек и духовность. Рига, 1990. 103с.
136. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: Борьба миров. Нижний Новгород, 1994. 200с.
137. Кьеркегор С. Страх и трепет. М. : Республика, 1993. 383с.
138. Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. -624с.
139. Лебедев A.B. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань, 1991. 99с.
140. Леонтьев К. Избранное. СПб.: Логос, 1998 -365с.
141. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Там же. 1990. № 7.
142. Лефевр В. А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс,1991. 107с.
143. Лифшиц Мих. Об идеальном и реальном. // Вопросы философии 1984, № 10. С. 120-145.
144. Лифшиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1999. 152с.
145. Лихачев Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М.: Новости. 526с.
146. Лопатин Л.М. Избранное. СПб.: Логос,1997. 245с.
147. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. : Политиздат, 1988. 364с.
148. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. № 10. С. 66-76.
149. Лосский H.A. условия абсолютного добра. М. : Политиздат, 1991. 367с.
150. Лосский Н.О. Свобода воли: Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. С. 484-598.
151. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. : Гнозис; Издательская группа «Прогресс»,1992. 272с.
152. Майленова Ф.Г. Духовность и интеллект: синтез и взаимоотторжение // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 71-74.
153. Мамардашвили М., Пятигорский А. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997. -254с.
154. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Иерусалим, 1982. 478с.
155. Мамардашвили М.К. «Мысль изреченная .», М., 1991. 354с.
156. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М. : Издательская группа «Прогресс», 1992. 415с.
157. Мардов И.Б. Общая душа. М. : Гендальф, 1993 -288с.
158. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. 160с.
159. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы. М. : Издательство «Гуманитарная литература», 1995. 215с.
160. Михайловский Н.К. Сочинения. СПб.: Логос. -198с.
161. Михеева И.Н. Амбивалентная личность: морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991. 125с.
162. Михеев М.Ю. Платоновская душа: к восстановлению смысла так и не доведенной до конца утопии // Философские науки. 1999. №№ 1-2. с.83-114.
163. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 32-45.
164. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. Философско-литературный журнал.(1) 1992 № 3. М. С. 7-37.
165. Мунье Э. Персонализм. М. : Искусство, 1992. -143с.
166. Мурашов В. И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни // Школа духовности. 1999. № 6. С. 21-35.
167. Мусхелишвили Н.Л. Психология отношения к нуменальному: Автореф. дис. . д-ра. психол. наук. М., 1994. 39с.
168. Мусхелишвили Н.Л.,Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникации //Вопросы философии. 1997. № 10. С.45-58.17 6.Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. 190с.
169. Назаретян А. Беспределен ли человек? (Еще разо гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992. № 5. - С. 17 6-183.
170. Назаретян А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные партии и современность. 1991. № 6. - С. 74-80.
171. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений. Ереван, 1984. 300с.
172. Нарский И.С. Категория отчуждения и идеологическая борьба // Философские науки. 1986. № 6. С. 15-24.
173. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. СПб., 1995. 38с.
174. Несмелов В. Лики добра. СПб., 1998. 284с.
175. Нижников С.А. Генезис понятия духовности. М., 1991. Деп. в ИНИОН РАН 27.11.91. № 45630.
176. Нижников С.А. Проблема духовного в Западной и Восточной философии и культуре. М., 1992. 156с.
177. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 3-13.
178. Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы) // Вопросы философии. 1995. № 8. -С. 73-91.
179. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
180. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. Б. м. : «REFL book», 1994.
181. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 231-431.
182. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни: Автореф. дис. . д-ра социолог, наук. Алматы, 1994. 40с.
183. Омельченко H.B. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997. 196с.
184. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.
185. Парсонс Г. Человек в современном мире. М. : Прогресс, 1985. 428с.
186. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 376с.
187. Переписка Николая Владимировича Станкевича. М., 1914. 201с.
188. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224с.
189. Платон. Государство. СПб.: Логос, 1998. -230с.
190. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1987. 598с.
191. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528с.
192. Платонов Г.В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник МГУ, серия 7. Философия, 1998. № 3. С. 1633.
193. Плешакова Л.Я. Концепция жизни в духовной культуре личности. М., 1990. 170с.
194. Плотин. О благе и едином // Логос. Философско-литературный журнал.(1) 1992. № 3. М. С. 213-228.
195. Пролеев C.B. Онтологические основания человеческой духовности. Киев, 1990. 201с.
196. Рембо А. Произведения. М. : Радуга, 1988. 544с.
197. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. 1997. № 2.1. С. 158-161.
198. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 41-50.
199. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911. 256с.
200. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М.: Республика, 1996. 703с.
201. Розанов В.В. Русский Нил // Новый мир. 1989. № 7. С.38-56.
202. Розанов В.В. Уединенное. М. : Современник, 1991. 108с.
203. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. РАН М.: Наука, 1997. - 463с.
204. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 275с.
205. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. 366с.
206. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3. С. 89-100.
207. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 319-345.
208. Сафиулин Л.К. Направленность личности как мера её духовности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Казань, 1994. 20с.
209. Сверчкова Jl.П. Субъект духовного производства: Методологический анализ. Л.: ЛГУ, 1988. 127с.
210. Свобода и покинутость. Методологический анализ //Вопросы философии. 1997. № 1. С. 56-68.
211. Семенова O.A. Гносеология духовного. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Иваново, 1996. 2 9с.
212. Сент-Экзюпери Антуан де. Военные записки. 1939-1944. М.: Прогресс, 1986. 272 с.
213. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990. 359с.
214. Силуянова И. Духовность как способ жизнедеятельности // Филос. науки. 1991. № 12. С. 100-105.
215. Симонов П.В., Ершов П.В., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989. 352с.
216. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21-38.
217. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384с.
218. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания //Сочинения В 2 т. Т 2. М. : Мысль, 1988. С. 139-289с.
219. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество М. : Плитиздат, 1992. 543с.
220. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т. М. : Госполитиздат, 1957. Т. 1. 631с.
221. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. : Политиздат, 1972. 303с.
222. Стефанов И. Измерение духовного кризиса // Философские науки. 1990. № 12. С. 105-110.
223. Стриндберг А. Романы. М.:Правда, 1989. 640с.
224. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности: когнитивное чувство добра: (К теории познания духовности) : Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Тюмень, 1995. 39с.
225. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 240с.
226. Томас У. Психология социальных ситуаций // Вопр. философии. 1997. № 1. С. 24-41.
227. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. 718с.
228. Унамуно М. Избранное. СПб.: Логос. 1997. -156с.
229. Федоров Н.Ф. Избранное. М. : Мысль, 1990. -243с.
230. Федотов Г. П. Ессе homo. О некоторых гонимых «измах» //Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. 349с.
231. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии 1987. №3. С. 11-28.
232. Федотова В. Г. Душевное и духовное // Филос. науки. 1988. № 7. С. 50-58.
233. Фейнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера //Вопросы философии. 1991. № 8. -с.13-25.
234. Феномен Человек: Антология. М. : Высшая школа, 1993. 349с.
235. Феноменология духовности: Сб. Владимир, 1995. 241с.
236. Фихте И.Г. Избранное. М.: Мысль, 1987. 270с.
237. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М. : НИЦ «Ладомир», 1995. 656 с.24 6.Фомина З.П. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 251 с.
238. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. 510с.
239. Франк С.Л. Непостижимое. М. : Правда, 1990. -608с.
240. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
241. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М. : Ренессанс, 1991. 296с.
242. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 -430с.
243. Фуко Мишель. Герменевтика субъекта // Социологос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. С. 284-315.
244. Цветаева М.И. Об искусстве. М. : Искусство,1991. -479с.
245. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447с.
246. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 454с.
247. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высшая школа, 1991. 192с.
248. Хетчер У.С. Понятие духовности. Киев: Феникс,1992. 145с.
249. Холостова T.B. Проблемы духовности человека // Методологические проблемы изучения человека в марксисткой философии. Л.: Издательство ЛГУ, 1979. -С. 82-94.
250. Хомяков A.C. Сочинения в 2 т.М.: Мысль, 1995. Т.1. 589с.
251. Хоруц Л.Е. Объективный дух и информационное общество // Первый Российский философский конгресс. М., 1998. С. 308-314.
252. Человек и духовность. Рига, 1990. 203с.
253. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. 542с.
254. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 576с.
255. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.- 512с.
256. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. 490с.
257. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1996. С. 31-95.
258. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. М. : Мысль, 1987. Т.1. 637с.
259. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л. Издательство ЛГУ, 1991. -213с.
260. Шестов Л. На весах Иова (Странствия по душам) //Сочинения в 2 т. М.: Наука, 1993.Т.1. 558с.
261. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 288с.
262. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. М. : Республика, 1992. 448с.
263. Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. СПб., 1906. 502с.
264. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.: Правда, 1989. 518с.
265. Шпет Г.Г. К вопросу о гегельянстве Белинского: Этюд // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 111-17 6.
266. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник // Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. с.20-117.
267. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 601с.
268. Шпет Г.Г. Философские этюды. М. : Прогресс,1994. 376с.
269. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. 4.1. М., 1922. 223с.
270. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (1910-1930гг.). Период открытого кризиса. М.: МГУ, 1992. С. 347-361.
271. Штейнер Р. Антропософия: корни духовного познания и плоды жизни // Человек и социокультурная среда. М., 1992.
272. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998. 278с.
273. Эрн В.Ф. Меч и крест // Сочинения. М.: Правда, 1991. С.297-371.
274. Этинген Л.Е. Человек будущего: облик, структура, форма. М.: Сов. Россия, 1976. 173с.
275. Юнг К.Г. Проблема души .нашего времени- М. : Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 336с.
276. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.
277. Янок. В.Ф. Философия гармонии. СПб., 1993.
278. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527с.
279. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. Киев. Наукова думка, 1977. 275с.289.'Barthes R. Imagination and Text. Cambridge. N. Y., 1993. 231 pp.2 90.Berger P.L., Luckman Th. The Social Construction of Reality. London, 1976. 230 pp.
280. Buber M. Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948. 273 s.2 92. Campbell J. The Masks of God. V.l-4. N.Y., 1969-1970. 158 pp.
281. Eccles J.C. How The Self Controls Its Brain. Berlin, 1994. 310 pp.
282. Eliade M. Images et Symbols. Paris, 1990.
283. Frey С.Т. Grundlagen der Ontologie N. Hartmanns.Tubingen, 1955. 211 s.
284. Jaspers K. Vernunft und Existens. Groningun, 1935. S. 33 67.
285. Life-world and consciouness: Essays for Aron Gurwitch // Evanston, 1972. Pp 34-67.
286. Neumann E. The Origins and History of Consiousness. Oxford, 1973.299.0rtega-y-Gasset. Man und crisis. N. Y., 1958.290
287. Plotinus / With an English Translation by A.H.Armstrong. Cambridge. London, 1988. Vol. 7. p. 3467.
288. Winter G. Elements for a social ethic. N. Y., 1986. 452 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.