Победа и поражение: Экзистенциально-онтологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Липовая, Людмила Петровна

  • Липовая, Людмила Петровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 195
Липовая, Людмила Петровна. Победа и поражение: Экзистенциально-онтологический анализ: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 195 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Липовая, Людмила Петровна

Введение

Глава 1. Притяжение победы

§ 1. Мера победы

§ 2. О комплексе победителя

§ 3. Ожидание победы

Глава II. Мифология и история победы

§ 1. Победные мифы

§ 2. От победы до беды

§ 3. Поединок: один против другого

Глава III. Метафизика поражения и пораженчества

§ 1. Время: иметь или не иметь?

§ 2. Страх небытия

§ 3. Болезнь бытия

Глава IV. Непобедимость

§ 1. Испытание далью

§ 2. Победить время

§ 3. Победить себя

§ 4. Воля к любви

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Победа и поражение: Экзистенциально-онтологический анализ»

Актуальность темы исследования. Исследование феноменов победы и поражения связано с потребностью осмыслить направленность человеческого бытия и перспективы индивидуального развития в связи с ситуацией утраты бытия и переживания индивидом оставленности. Анализ процессуальности бытия в контексте основополагающей онтологической установки: «продвижение вперед» выявляет потенциал победы вновь заявить о бытии. Интерпретация оснований сущего, социодинамики как единства побед и поражений необходима в связи с девальвацией ценностей эпохи модерна и нарастанием неопределенности в объективной реальности.

Рассеяние жизни и духа, проявляющиеся как в апокалиптических предчувствиях и идеях катастрофизма, так и в концептуализации понятий смыслового континуума и полицентричности реальности, требуют определения статуса стойкости победы независимо от исхода борьбы и состязания. Стойкость, скрытая в победе, - это метафизическая проблема качества бытия, индивидуальной и коллективной воли к бытию, но и личное переживание в связи с ослаблением победных чувств, воли к жизни. Поскольку современное мироотношение выявляет значение субъективности как сущностной определенности человека - победителя, то важно установить истоки идей краха антропоцентризма и кризиса креативных возможностей индивида.

Инобытийность признаков победного духа раскрывается как действие принципов борьбы и индивидуации, значение которых важно в понимании пораженческих тенденций, власти небытия в современном мире. Способ человека справиться с ситуацией предоставленности самому себе (свободой воли, своеволием, произволом) раскрывался в единстве антропологических и экзистенциально-онтологических параметров. Способность индивида делать свою жизнь, жить побеждая исследована на основе идеи бытия как фундамента существования и методологической предпосылки философствования. Статус понятия бытия, его становления личностной ценности необходим в связи с утверждениями об утрате им своего значения, как и о лишении «конститутивной тождественности» (Х.Ортега-и-Гассет), предписанной определенному бытию. Поэтому устанавливалась нерасторжимость победы и бытия, идеи жизни и ее бытийной определенности, победного чувства (потребность в самоутверждении) и способности стать самим собой, видя суть вещей, первозданность мира и собственного существа.

Проблема победы бытия, как собранность человека жизнью, является разработкой идей фундаментальной онтологии, позволяющей проследить схождение линий моноцентризма и полицентризма. Социальная ценность этого аспекта исследования состоит в проблематизации идей достижения, успеха, славы и иных форм самоутверждения. Поэтому в исследовании разведены социально-культурный и бытийный планы активности как успех и победа, а истинность «Я» устанавливалась при осмыслении трансформации победного чувства в чувство победителя, свидетельствующего о личной уверенности человека, его способности к ответственному действию, осознанному выбору, единственно верному решению.

Степень разработанности проблемы. Истоки идеи о том, что победа и поражение органичны человеческому миру, конституирующемуся принципами борьбы и состязательности, содержатся в античной философии. У Платона победа, как успех, сопутствует вражде в мире, распре между людьми и войнам, разрешающим споры, а не свидетельствующим о справедливости. Победа приобретает небытийный оттенок, знаменуя богоборческие тенденции человека и его тщеславие. Поэтому смысл победы выявляется в контексте фундаментальных философских категорий: бытия, небытия, единого, движения, времени и их нравственного значения в свете идеи блага. Этот аспект проблемы выявлен в философском наследии Аристотеля, согласно которому победа и успех оказываются за границами подлинного бытия, совершенной цели и относятся к явлениям случайным, отличным от подлинной добродетели, подвластной человеку и его сознательному выбору.

Идеи Августина Блаженного, ставшие существенной составляющей христианской антропологии и персоналистической философии, позволили выявить истоки ценности личной победы, как душевной способности человека преодолевать границы собственной самости и открыться просветленной душой навстречу трансцендентному началу, безусловной полноте Бога.

В истории мировой философской мысли комплекс идей о бытийном статусе человека, его силе и слабости, падении и возвышении содержатся в трудах С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, В.С.Соловьева, А.Бергсона, Н.А.Бердяева, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, Х.Ортеги-и-Гассета и других мыслителей. Значение причинно-следственного ряда оснований, ограничивающих духовный рост человека, препятствующих его победе над собой, рассматривается на анализе идей С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, произведений

Ф.М.Достоевского. Осмысление их идей позволяет заключить, что причинно-следственная обусловленность индивидуального действия приводит к тупику самореализации, определяемому в диссертационном исследовании как комплекс победителя. Существенна постановка А.Шопенгауэром вопроса о ничто, индивидуальном существовании как пребывании между миром реальным и иным. Положение Шопенгауэра о необходимости выбора в пользу отрицания воли к бытию учтено при сопоставлении феноменов победы и поражения в личном бытии. Установка «вперед» рассмотрена как преодоление реальности и доступ к бытию в единстве процессов самоутверждения и самоотрицания.

Бытийная ценность победы как личной непобедимости исследовалась при работе с текстами В.С.Соловьева. В контексте теории всеединства прослежена смысловая соотнесенность личной победы, творчества и деятельной любви. Способность индивида к личной инициативе, приобретению чувства победителя определена в созвучии с идеями Соловьева о «достойном бытии» и уверенности индивида в «собственном бытии как этого лица». Объективные предпосылки стремления человека становиться выше и лучше выявлялись в качестве моментов положительного осуществления бытия. Опыт противостояния и противодействия является механизмом исторического прогресса, но общественная ценность нравственности соответствует стремлению к безусловному добру, назначению человека «хранить пределы вечные». Для прояснения взаимосвязи категорий бытие и жизнь, их ценности в истолковании организующейся реальности важно понятие Соловьевым «живого» и человека как воплощения «центра жизни».

Экзистенциально-персоналистические аспекты победы и поражения выявлены в идеях А.Бергсона, Н.А.Бердяева, М.Хайдеггера, М.Шелера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, Э.Мунье, Г.Марселя и других мыслителей XX века. Истоки победного чувства, творческой инициативы в личном совершенствовании содержатся в концепции А.Бергсона о творческой эволюции и интуитивистском видении жизни как «жизненного порыва». Таким образом, анализ идей Бергсона позволил определить трансформацию победного чувства в чувство победителя как формы живой активности.

Ценность и возможность личной победы органичны идеям Н.А.Бердяева о персонализации мира и творчестве как сущности индивидуальной свободы. Освобождение от диктата самости, как и от диктата победы, рассмотрены как возможность приобретения индивидом имени «Победитель».

Существенными стали идеи российских философов А.Ф.Лосева, Э.В.Ильенкова, Я.Э.Голосовкера, М.М.Бахтина, П.П.Гайденко, А.Н.Чанышева при исследовании победных мифов, личностной ценности героики и подвижничества, онтологического статуса небытия и времени. Осмысление личности как социокультурного феномена было продолжением исследований, проводимых мыслителями Петербургской и Ростовской школ философии: К.С.Пигровым, В.Е.Давидовичем, Т.П.Матяш, И.В.Ватиным и др. Знакомство с работами этих ученых, как и непосредственное обсуждение с ними идей исследования, позволили уточнить понятия социальной реальности, творческой инициативы, субъективности, индивидуальной воли и личного идеала. Продолжение этих исследований видится в отыскании смысла и направленности самореализации в соотнесенности с победой индивида над собой, но и достижением контроля личности над развитием социальной ситуации.

Идеи победы как правды бытия и чувства победителя как личной правдивости выверяются в исследовании обращением к мифоэпическому и фольклорному наследию русского и других народов. Выявлены истоки победных чувств и интуиция победы на основе философской интерпретации творческой инициативы коллективного субъекта. Впервые дана оценка народного творчества как по сути явления победы бытия. Значительными в этом плане стали две уникальные, в своем роде, работы: Б.П.Вышеславцева о русском национальном характере и Е.Н.Трубецкого об искателях иного царства в русской народной сказке. Но если победное чувство онтологично и соответствует жизнеутверждающему началу человеческой активности, то «смущение победой» неотделимо от беды (небытия). Поскольку победы народа соответствуют беде, перемещаемой на другой народ, то не победа и удача, а дух непобедимости органичен стойкости общности и индивида в их противодействии враждебным началам.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическая ценность исследования объяснима пониманием автором метафизического значения эпистемологических изысканий. А именно, признавать ли методологически значимым тот ход размышления, в котором одно, искомое понятие, вписывается в известный понятийно-категориальный комплекс? И станет ли подобная логическая процедура определением понятия и социокультурного факта в их противоположности и тождестве? Поскольку смысл исследования состоял в личностном объяснении изменений жизненного мира, то и метод становится, в определенном смысле, представлением личности, то есть проблематизацией как реальности, так и ее понимания.

Определенный факт: социокультурная данность, событие, пробуждение сознания собственного «Я» в процедурах его интерпретации служит расширению бытийных границ мира (внешнего и внутреннего).

Именно этими исходными посылками обусловлен диалог с Платоном, его понятием истинного бытия; Аристотелем, его трактовкой временной меры бытия; Августином,его совмещением времен и вечности внутренним усилием ищущей души; В.С.Соловьевым, его представлением о связи субъекта с истинно-сущим, безусловным бытием предмета; М.Хайдеггером, его озаряющим видением «Я» в перспективе междумирия; А.Бергсоном, его любовным призывом, соответствующим творческой эмоции всего живого; А.Ф.Лосевым, его диалектикой мифа. Онтологический статус победы, ее экзистенциальный смысл и переживание пораженчества родственны духу концепций этих авторов о мире, человеке, бытии и поэтому соизмеримы личности (личности автора исследования, его оппонентов и потенциальных читателей). Этим выбором автор выражает приверженность идеям об уязвимости понимающего сознания, его зависимости не только от познавательной установки гносеологического субъекта, но и от эффектов событийной вовлеченности в объективную реальность. В такой ситуации автор исследования поставлен перед необходимостью осуществить свое право на радикальное философствование. Логика исследования является единством мысли и образа, рационального и иррационального и выражается в игровом строе текста: победа-беда; сила утраты -стойкость лишнего; могу не быть - не могу быть; страх небытия - болезнь бытия и т.д.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла в выявлении бытийного статуса победы и поражения и экзистенциального содержания этих феноменов.

Достижение этой цели потребовало объяснения ряда теоретических позиций:

- значение победы в конституировании и развитии жизненного мира человека;

- логико-понятийная соотнесенность победы и поражения с фундаментальными философскими категориями: бытие и небытие, пространство и время, возможность и действительность, необходимость и случайность и др.;

- онтологическая ценность и истоки победного чувства, его трансформации в чувство победителя или комплекс победителя;

- антропологическое и личностное значение победы как идентификационного признака становления индивидуальности;

- границы действия принципов борьбы и состязательности в формировании этнических, социокультурных общностей и свободной личности;

- проявление интуиции победы, ее ожидания и уверенности в ней как существенных моментов внутреннего мира человека и его духовной меры;

- смысловая и функциональная ценность культуры состязательности и различных поединков, их роль в конституировании и динамике упорядоченной социальной реальности;

- социокультурные параметры и экзистенциально-онтологическое значение поражения и пораженчества, их соответствие пессимистической и оптимистической мироустановкам;

- экзистенциальное содержание светлой надежды («будет!») и страха небытия, их возможность и уместность в победной установке;

- потенциал победы в собирании общности и личности, единстве бытия, в развитии способности индивида стать самим собой (быть!) и достижении личного идеала.

Предметом исследования стали феномены победы и поражения в историческом и личном планах бытия. В качестве источников использовались социокультурные факты, мифы, эпос и фольклор русского и других народов; произведения классиков мировой литературы и философии.

Концепция исследования. Бытийность коллективного и единичного субъектов деятельности может быть по существу представлена как единство победы и поражения. Победа - наиболее адекватное понятие для объяснения способа бытия общностей и индивидов в период обретения ими самотождественности, перехода к новым формам существования. Определение духовной и социальной зрелости, точек подъема в развитии индивидов как возможности удовлетворения победных чувств, являющихся доминантой жизненной силы. Понятие победы (победной установки, победных чувств, воли, действия) выступает связующим при определении предметной сферы взаимопересечения жизни и бытия. Индивидуальное бытие, его структура конституируется жизнью индивида, приобретающего развитое чувство победителя. Соответственно экзистенциальный опыт личности, содержащий ее пребывание в пограничных ситуациях, раскрывается как переживание собственной ценности, а принцип индивидуации - быть причиной самого себя — объясняется в контексте идеи первенства.

Научная новизна исследования содержится в следующих теоретических положениях:

1. Проблемы личностно-бытийной меры жизненного мира и национального самоопределения исследовались в границах понятийно-концептуальной связи: небытие - победа - бытие. Онтологический срез исторического процесса и индивидуального развития представлен в качестве проявления энергии победного духа, сублимирующей агональный инстинкт.

2. Социальное бытие (порядок, иерархия, власть) в плане бытия победы анализировалась как определенная форма агона: война, борьба, соперничество, поединки. Соответственно основанием упорядочения стихии активности и институционализации ее итогов выступает вырабатываемая в античном обществе культура состязательности.

3. В исследовании впервые на основе мифоэпического и фольклорного наследия выявлены феноменологические признаки победы и поражения. В качестве доминанты инстинкта самоутверждения выступают победные чувства, а основанием собирания человеческой массы в этническую общность признается победная установка: интуиция победы и воля к ней, проявляющаяся в действии по одолению противника. Анализ интуиции победы в народном творчестве, проявлениях массового сознания и идеи победоносности бытия в философской мысли позволил изменить ракурс видения социального и индивидуального развития и определить значение социальных игр в связи с принципами борьбы и индивидуации. Воля к бытию представлена в особенной форме человеческой жизни, как соперничество и состязание.

4. Значение личной активности, содержание и итоги индивидуального действия устанавливались в точке схождения бытия и небытия, победы и поражения. Стремление к самоутверждению, ведущий антропологический признак разумных существ, конкретизировано как преобразование победных чувств в чувство победителя. Личностное значение победного чувства рассмотрено в крайних направлениях социализации итога действия и совершенствования: стать первым среди других или быть первым по сути.

5. Сущность стремлений человека к идеалу и совершенству определялась на основе их сопоставления с признаками победного духа. Установка «вперед», жажда действия и итога, упорство индивидуальной воли соотнесены с различными типами индивидуального действия (прямого, про-тестного, отклоняющегося, героического, подвижнического).

Основанием личного бытия признается личная победа, состоящая в преодолении индивидом комплекса победителя, рассеяния собственной жизни и дезинтеграции социального действия. Самообоснование существования достигается в личной победе, подтверждающей несводимость человеческой единичности к другому, противнику, врагу или другу.

6. Устанавливается зависимость содержания индивидуального бытия, самобытия от степени развития чувства победителя, претерпевающего метаморфозы в трансформирующихся мирах, пространстве социума и пер-соналистическом мире. Доминанта онтологического чувства в составе индивидуального бытия выявляется в становлении у индивида чувства победителя, способности принимать решение о самом себе.

7. Смысл стремлений к превосходству и первенству устанавливается в связи с потребностью индивида к самопреодолению и самообладанию. Сущностная ценность действительно первого и обозначающий статус «Первого», «Начинается» выявляются как способность победить самого себя.

8. Кризис существования, деиндивидуализация деятельности, противостояние, утрата опор (от депрессии до отказа быть) рассматриваются как феномены поражения. Основопологающие экзистенциалы личного бытия: страх, неуверенность, смятение, неукорененность, отчаяние определяются в качестве симптоматики духа пораженчества.

9. При анализе победы, поражения, пораженчества, успеха, удачи, неудачи, комплекса победителя достигнуто понимание перспектив развития потребности индивида самоосуществиться, преодолевая тягу к власти над другим, возможностей снятия ситуации противостояния и ее угнетающего воздействия на личность.

10. Победные чувства, воля, действие и личная победа рассмотрены в качестве основных элементов личностной идентификации. Способы личной самотождественности интегрируются в понятии непобедимости, как пределе личной стойкости. Возможности индивидов обладать бытием рассмотрены в ситуации противостоя, вне ее и в условиях утраты опор.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мера победы органична единству бытия и небытия, утверждения и отрицания, она выражает фундаментальные основания конституирования жизненного мира человека и механизм трансформации социальной реальности. Понятийная ценность единства победы и поражения состоит в возможности объяснить индивидуальную и коллективную деятельность трех важнейших в аспектах преодоления реальности, утраты бытийности и полноты бытия.

Понятие «бытие победы» выражает существование общностей и индивидов как их возможное совершенствование. В сопоставлении с понятием «становление» бытие победы раскрывает сущность социального порядка и личной собранности индивида как проявляющиеся в атональном инстинкте, трансформирующемся в чувство победителя. Формирование победного национального самосознания зависит от степени представленности основополагающих архетипов в образах героев-победителей.

2. Историческое самобытие народов и основания самодостаточности индивидов конституируются принципами борьбы и индивидуации, пронизанными победным духом. Культура состязательности в атональных обществах, представляющая ценность игр господства, владения и властвования, становится важнейшим способом преобразования победных чувств как проявления естественного жизненного цикла в устойчивую онтологическую позицию: «быть победителем».

3* Интуиция победы доминирует в содержании мифоэпического и фольклорного наследия, в своей сути подтверждающем связь победы с первоосновами бытия и победных чувств с первоначальным человеческим чувством жизни. Народное творчество органично победному чувству жизни, спонтанному порыву души к свободе, имеющему основополагающее значение для становления личной воли, адекватной чувству победителя. Главные былинные и фольклорные герои бытийны по сути, так как неизбежно становятся победителями. В мифологической модели мироустройства в качестве обязательного элемента присутствует миродержец, олицетворяющий победу, онтологически соответствующей первичной социальной реальности. Поэтому культурное закрепление и интерпретация победных мифов составляют основания механизма преемственности навыков победоносности жизни.

4. Отождествление упорядочиваемого пространства как «нашего мира», победы и власти приводит к диктату победы, проявляющемуся в идеологизации победных мифов, социализации победных чувств и комплексе победителя. Связанность жизненного мира и победы, как итога, завершающего противостояние, приводит к отдалению человеческой единичности от истинного бытия. Это отдаление позволяет индивиду осознать свое существование как неподлинное, являющееся истоком и проявлением пораженческого настроения.

Комплекс победителя выражает отрицательное проявление индивидуальной воли и негативно определяет меру победы в качестве смысловой доминанты личного бытия. В понятии «комплекс победителя» содержится объяснение утраты индивидом способности трансформировать победные чувства в развитое чувство победителя; преобладания самоутверждения (стать первым среди других) над самоотрицанием (быть первым по сути); отчуждения личности от социально значимой инициативы и своей собственной сути. При комплексе победителя победные чувства являются реакцией их обладателя на установку противостояния, сопровождаемой случайностью удачи или диктатом необходимости.

5. Развитое чувство победителя, соответствующее доминанте онтологического чувства, позволяет человеческой единичности формировать, приближать и усиливать реальность существования, получающую понятийное выражение в терминах индивидуальное бытие. Этот план бытия получает экзистенциальную определенность в соответствии с личной победой, конституирующей сферу личного бытия в единстве процессов самоутверждения и самоотрицания. Личная победа свидетельствует о подлинном самообладании, как таком содержании личности, которое не может быть разрушено никакой победой более сильного соперника. В высшей, метафизической победе личности преодолевается двойственность личного существования: отклонение к небытию и искание бытия.

6. Победа бытия адекватна личностной мере действия и определена значением статуса победителя, того, кто становится первым благодаря верховенству в иерархии или, несмотря на проигрыш есть первый по сути. Определение «первый по сути» характеризует индивида, обладающего экзистенциальным временем своего бытия. Эта временная мера личности приобретена ею благодаря победе в пространстве «ничто», таящем причины страха небытия или болезни бытия.

7. Истина бытия, онтологическая правдивость адекватны началу победы (от победного чувства и воли к победе до метафизической победы) как пределу самоопределения. Действительное самообладание («Первый», «Единственный») выражает способность деятеля открываться к присутствию победным усилием, открывающим действительность как собственное решение быть и меру его осуществимости в жизненных актах.

8. Глобальная онтологическая неустроенность мира, утрата им бытийной опоры выражаются в поражении, как инобытии победы, ее беде, и в пораженческом настроении: чувство страха, неуверенность в будущем, неукорененность, изгнанничество. Победа, как одоление противостоящей стороны, отводит беду и обиду в сторону соперника и не может выступать абсолютной мерой социального и личного открытия, но свидетельствует о бедственности бытия.

9. Действительное самообладание достигается личностью, открытой для высшей победы, причастной к метафизическому утешению и не притязающей на награды. Личная победа адекватна подлинному самообладанию индивида и утрачивает ценность существенного основания институциона-лизации индивидуальной деятельности, в конечном итоге, освобождает деятеля и отдаляет его от притязаний социума на результаты победы. Высшим результатом индивидуальной победы является непобедимость, как качество стойкости индивида, достигшего степени исключительного самообладания, свидетельствующего о преодолении противостояния, в границах которого одоление соперника оказывается компенсацией за собственное поражение.

10. Основное теоретическое положение гласит: человеческое бытие есть победа (первопредка, бога, героя, народа, личности). Признание единства бытия и победы позволяет углубить философское толкование антропологической формулы человеческого существования о жизни как победе. Жизнь индивида бытийно - победна, если им найдены способы укрощения своих притязаний к другому и достижению желаемого предмета, не ограничивающего реальность своего бытия (и бытия другого) взаимоотрицанием. Таким образом, понятие победы наиболее адекватно выражает полноту бытия и индивидуальное совершенство. Действительность победы подтверждает право на существование того, что достойно бытия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Смысловые итоги диссертационной работы позволяют открыть новое направление в исследовании проблем фундаментальной онтологии, углубить понимание экзистенциального измерения мира и перспектив «борьбы за субъективность».

Понятия, введенные в традиционный логико-концептуальный корпус видения мира и человека, могут быть использованы философами, учеными (социологами, психологами, педагогами, политологами) в их специальных исследованиях. Отдельные разделы работы могут быть применены в преподавании философии и социологии в высших учебных заведениях, в воспитательной практике.

Апробация работы. Основные итоги исследования доводились до сознания философской общественности на международных конференциях «Космизм и новое мышление на западе и востоке» (Санкт-Петербург, 1999г.); «Циклы» (Ставрополь-Кисловодск, 2001г.); на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях «Философия преступления» (Санкт-Петербург, 1997г.); «Философия и цивилизация» (Санкт-Петербург, 1997г.); «Общество и человек: социологический анализ» (Аксай, 1999г.); «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия» (Ростов-на-Дону, 2000г.) и др.; на Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 2000г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 15 работ, из них 1 монография, 4 статьи, опубликованные в центральной печати, 10 докладов, опубликованных на международных, всероссийских и региональных конференциях. Из опубликованных работ одна выполнена в нераздельном соавторстве. Общий объем опубликованных работ составляет п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (из них три по три параграфа и одна глава - четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 194 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Липовая, Людмила Петровна

Заключение

Существование человека сопровождается личным чувством страха, но и свидетельствует о его причастности к глобальной утрате современным жизненным миром бытийной ценности. Поэтому было предпринято исследование феномена победы, соответствующей опорной точке в существовании и аккумулирующей бытийные планы внутренней собранности человека. В феномене поражения акцентировались аспекты напряженности внутреннего поединка и обладания индивида собственным существованием.

Поскольку очевидно преобладание в мироощущуении человека новейшей цивилизации духа пораженчества, то в исследовании выявилось знамение этого духа в «успешной» деятельности. Значение в структуре активности порыва в будущее и новых начинаний в индивидуальной деятельности установлено в связи с оттенком утраты идеалов и нравственных опор. Для этого проведено формально-логическое и смысловое различение экзистенциально-онтологических и социокультурных параметров победы и поражения.

Человек всегда самоопределялся, справляясь со стихией жизни, но тенденции развития множественности в современную эпоху ставят его в особенное положение. Экзистенциально-онтологические основания пути к собственной личности современного человека выявлялись в контексте неопределенности, усиливающей негативные тенденции в процессах борьбы, социализации и индивидуализации. Плюрализация и децентрализация активности придают непредсказуемое направление развитию индивидуальной воли, завершающейся в т.н. прямом действии, призыве, вызове, протесте и т.п. Человеку, стремящемуся собрать самого себя, стать центром личного бытия, приходится разгадывать главную загадку: какая же реальность может быть достаточным объектно-предметным условием обоснования индивидуальной активности. Поскольку прояснилось то, что мир раздвоен: он - предметная реальность, выступающая онтологическим коррелятом ситуации отчуждения личности от мира; и он же - бытие, утрачиваемое этой реальностью, соответствующей определенному жизненному миру, то человек стал определяться как точка, перемещающаяся сразу во многих направлениях. Так возникла экзистенциальная проблема. «Что делать с существованием?». Этим объясняются походы против фундаментальной онтологии и зигзаги «борьбы за субъективность».

Кризис субъективности связан не только с рационализацией духовного плана бытия, но и с атрофией победных чувств. Поэтому в исследовании личностно-бытийная мера жизненного мира определяется в связи с важнейшим аспектом философии жизни - сферой чувственной активности человека. Содержание этой сферы развернуто на анализе процессов трансформации победных чувств в чувство победителя и личную волю. Предчувствие победы имеет истоки в архетипе самости, но развитое чувство победителя закрепляет уверенность субъекта деятельности в своей бытийной ценности. Исследованием установлено, что потребность в удовлетворении победных чувств относится к наиболее устойчивым онтологическим позициям человека, что подтверждается наличием интуиции победы в эпосе и фольклоре, а также тематизацией проблем онтологической правдивости, онтологического чувства классиками мировой философии.

Действие человеческой единичности, его истоки, проявление, оформление, итоги рассматривалось в качестве завершения развитого чувства победителя. Действие человека нередко отделяет и отдаляет его от собственной личности, сводя ее меру к результату и внешнему выражению поступка. Развитое чувство победителя соответствует соотнесенности действия со всем составом личности и подтверждает самоценность деятеля. Поэтому ценность индивидуальной жизни выявлена в исследовании через противопоставление главных онтологических установок: «быть или не быть» и «просто жить». Развитое чувство победителя свидетельствует о способности индивида быть собой, иметь представление о собственной ценности и уверенность в правоте без одоления противника. Человек при этом чувстве может переживать радость существования от сознания собственной укорененности в целостность бытия.

Поскольку в победе (не играет роли выигран ли поединок) смыкаются силовые линии развития социальной реальности и индивида, то она является экзистенциально-онтологической границей существования и действия. Срединное положение победы между небытием и бытием определяет ее двойственность, проявляющуюся в особенном качестве усиления национального и личного существования. В национальном самоопределении существенное значение имеют победные мифы и победная идеология, в индивидуальном развитии - чувство победителя, питающее сознание ценности отдельной жизни.

Ограниченность критериального значения принципов превосходства и первенства, как и их применимости к оценке величины утраты или приобретения, отрицательно определяет культуру агона как господство и преобладание. Поэтому особое внимание в исследовании было уделено преодолению борьбы в процессе индивидуации, открывающему перспективу действительного существования, подтверждаемому самообладанием. В единстве победы и поражения было прослежено становление бытия как усиление и приближение реальности к деятелю, приобретающей ценность личного события и действительного обладания.

Чем измерять ценность человеческой деятельности? Успехом или победой? Этими вопросами открывается новая проблема: способность индивида начинать, оформлять и завершать действие, но и уметь распорядиться собственными достижениями от первого лица («Я» - первый как высшая мера самости). Для уверенности в собственной бытийной ценности («есть») необходимо обладание индивида потенциалом ожидания победы

Буду!»). Персоналистическая мера действия была проницательно схвачена Августином Блаженным, поставившим действие в зависимость от ожидания и памяти. Сила бытия и воли к победе питается способностью не только вспоминать (былые действия), но и хранить ожидание (т.е. задерживать инициативу и владеть страстью к обладанию). В ожидании индивид собирает свою личность во внутреннем поединке и тем самым снижает степень неопределенности будущего.

Таким образом, существенная проблема современной философии о ситуации человека в мире рассмотрена в аспектах победы и поражения как обладание субъекта деятельности временем, местом и самим собой. Активность человека, конкретизируемая в принципах борьбы и индивидуа-ции, раскрывалась через призму основных признаков победного духа: становление, а не бытие; вперед, в будущее (успеть); все подвластно упорству индивидуальной воли.

187

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Липовая, Людмила Петровна, 2003 год

1. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т.2., ч.И. М., 1989. С.989.

2. Ницше Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта. Соч. в 2 т. Т.2., М., 1996. С.526.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. С.267, 286.

4. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Соч. в 2 т. T.l. М., 1988. С.586.

5. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Соч. в 2 т. Т.П. М., 1989. С. 11,5.

6. Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 161-162.

7. Лесли А. Уайт. Энергия и эволюция культуры// Антология исследований культуры. СПб., 1997. T.l. С.461.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч. в 2 т. Т.1.М., 1996. С.94.

9. Платон. Законы. Соч. в 3 т. Т.З (2). М., 1972. С.86, 87. Ю.Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.284.

10. П.Рильке P.M. Победивший дракона// Рильке P.M. Записки Мальте Лау-риудса Бригге. М., 1988. С.186.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. Ук.изд. С. 160.

12. Хайдеггер М. Путь к языку// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.269.

13. Франк С.Л. Непостижимое. Соч. М., 1990. С. 190.

14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1.// Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. T.l. М., 1993. С.378.

15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра// Ницше Ф. Избр.произв. Кн.первая. М., 1991. С.91.

16. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое// Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1.М., 1996. С.235.18.Там же. С.234.

17. Ницше Ф. Веселая наука// Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.l. М., 1996. С.697.

18. Достоевский Ф.М. Записки из подполья// Достоевский Ф.М. Полн.Собр.Соч. в 30 т. Т.5. Л. 1973. С.113.

19. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994. С.42.

20. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Ук.изд. Т.6. С.321.23.Там же. С.400.

21. Рильке P.M. Из «Писем о Сезанне». Ук.изд. С.215.

22. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Ук.изд. С.186.

23. Пропп В.В. Русская сказка. С.272.27.Там же. С. 185, 192.

24. Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке// Литературная учеба. Кн.вторая. М., 1990. С. 102.

25. Хайдеггер М. Из разговора на проселочной дороге// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.128.

26. Русские народные сказки. T.l. М., 1987. С.29.

27. Соловьев B.C. Оправдание добра// Соловьев B.C. Соч. в 2 т. T.l. М., 1988. С.86.

28. Шопенгауэр А.Ук.изд. С.232.

29. Евангелие от Матфея. Гл.5, ст.8, 19.

30. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. С.109.

31. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. С.89.36.Там же. С.93.

32. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.396.1. К главе второй

33. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм// Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1.М., 1996. С.211.

34. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М., 1990. С.576.3. Лосев А.Ф. Там же. С.561.

35. Ницше Ф. Рождение трагедии. Ук.изд. С.95.

36. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993. С.281.

37. Ницше Ф. Рождение трагедии. Ук.изд. С. 174.

38. Ницше Ф. Рождение трагедии. Ук.изд. С. 173.

39. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. С.278-279.9. Евзлин М. Ук.изд. С.300.

40. Юнг К.Г. Терапевтическая ценность абреакции// Юнг К.Г. Практика психотерапии. СПб., 1998. С. 153.

41. Юнг К.Г. Психотерапия и мировоззрение// Ук.изд. С.95.

42. Кьеркегор С. Понятие страха//КьеркегорС. Страх и трепет. М., 1993. С.138.

43. Голосовкер Я.Э. Интересное. «Вопросы философии». М., 1989. № 2. С.123.21 .Голосовкер Я.Э. Миф моей жизни. Ук.изд. С. 111.

44. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Ук.изд. С.232.

45. Хайдеггер М. Из разговора на проселочной дороге// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.115.

46. Ницше Ф. Веселая наука. Ук.изд. С.497.

47. Повесть временных лет// Пер. Д.С.Лихачева. Петрозаводск, 1991. С.18.26.Там же. С.21,22.

48. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос. /Вопросы философии/. М., 1994. № 12. С.73.

49. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С.373.

50. Миллер Вс. Очерки русской народной словесности. Былины. М., 1897. С.390.

51. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. /Вопросы философии/. М., 1995. №6. С.113.

52. Былины. М., 1988. С.145-149.

53. Вышеславцев Б.П. Ук.изд. С.116.33.Там же. С. 121.34.Былины. Ук.изд. С. 146.35.Там же. С.108.

54. Из Тверской летописи. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986. С.137.

55. Бахтин М.М.Эпос и роман// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С.457.38.Там же. С.457, 462.39.Там же. С.466.40.Былины. Ук.изд. С.488.

56. Бахтин М.М. Эпос и роман// Ук.изд. С.477.

57. Афанасьева А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988. С.85.

58. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С.56.

59. Бахтин М.М. Эпос и роман. Ук.изд. С.460-461.

60. Кандаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994. С.322.

61. Цимбаев Н.И.Россия и русские (Национальный вопрос в Российской империи). Вестник Московского университета. Серия 8.История. 1993. № 5. С.31-32.

62. Бердяев Н.А.Философия неравенствам., 1990. С.33.

63. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С.376.

64. Исторические песни. Баллады. М., 1991. С.215, 216.

65. Народная проза. М., 1992. С.75.56.Там же. С.77.57.Там же. С.78.

66. Изборник: Повести Древней Руси. М., 1986. С.280.

67. Всевеликое войско Донское П.Н.Краснова// Трагедия казачества. М., 1994. С.129.60.Изборник. Ук.изд. С.283.

68. Артамонов В.Национальный характер и история. Радуга. Эстония. 1990. № 1.С.29.

69. Шлегель К. Новый порядок и насилие. Размышления о метаморфозе насилия. Вопросы философии. М., 1995. № 5. С.16.

70. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. С. 165.

71. Соловьев B.C. Из философии истории// Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1989. С.ЗЗЗ.65.Там же.

72. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Ук.изд. С. 159.

73. Из Тверской летописи. Ук.изд. С. 142.

74. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. 2., ч. II. М., 1989. С.989.

75. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1994. Т. 1. С.151.

76. Даль В.И. Ук.изд. Т. 3. С.139.71. Там же.

77. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993. С.8.

78. Ветхий завет. Книга Бытия. Гл. 32., ст.24.

79. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С.72.

80. Ветхий Завет. Книга Бытия. Гл. 32., ст.28.

81. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб. Издание В.И.Яковенко. 1908. С.55.77.Там же. С.63.78.Там же. С.73.79.Там же. С.75.80.Там же. С. 109.

82. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. Киев, Москва. 1998. С.96.

83. Кьеркегор С. Ук.изд. С.44.

84. Ильенков Э.В. Что же такое личность?// Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С.412.

85. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал// Ук.из. С.210

86. Арендт X. Ситуация человека. Вопросы философии. М., 1998. № 11. С.133.

87. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.271.

88. Достоевский Ф.М. Бесы// Достоевский Ф.М. Полн.Собр.Соч. в 30 т. Т.10. Л., 1974. С.471.

89. Кьеркегор С. Ук.изд. С.23.1. К главе третьей

90. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель.Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.59.2. Там же. С.67.3. Там же.4. Там же. С.58.5. Тамже.С.132, 134.

91. Фуко М. История сексуальности III.: Забота о себе.Киев. Москва. 1998. С.50.

92. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. М., 1994. С.514.

93. Срезневский И.И. Словарь Древнерусского языка. Т.З., ч.2. М., 1989. Стб. 1270, 1271,1272.

94. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. С. 10, 13, 16. Ю.Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.134.

95. П.Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М., 1995. С.89.12.3еньковский В.В. История русской философии. Т.1., ч.1. Ленинград,1991. С.40. 13.Там же. С.47.

96. И.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. С. 138.

97. Костомаров Н.И. Смутное время московского государства. М., 1994. С.781.

98. Сапронов П.А. Феномен героизма. Санкт-Петербург, 1997. С.303.

99. Миллер B.C. Очерки русской народной словесности. Былины. М., 1897. С.252.

100. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1938. С.263-264.

101. Исторические песни. Баллады. М., 1991. С.248.20.Былины. М., 1988. С.211.

102. Исторические песни. Ук.изд. С.389.22.Там же. С.424.23.Там же.24.Там же. С.423-425.

103. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.97.

104. Лихачев Д.С. Пути к новой русской литературе// Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971. С.95.

105. Лихачев Д.С. Древнерусская литература и современность// Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. Л., 1985. С. 166.

106. Лихачев Д.С. Пути к новой русской литературе// Ук.изд.С.95.

107. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения// Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. Л., 1986. С. 180.

108. Исторические песни. Ук.изд. С.279.

109. Бахтин М.М.Автор и герой в эстетической деятельности// Ук.изд.С.97.

110. Народная проза. М., 1992. С. 191.33.Там же. С. 181.34.Там же. С. 182.

111. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии// ХайдеггерМ. Время и бытие. М., 1993. С.364.

112. Платон. Евтидем// Платон. Собр.Соч. в 4 т. Т.1. М., 1990. С.173.

113. Платон. Кратил. Ук.изд. С.661.

114. Платон. Алкивиад I. Ук.изд. С.221.

115. Чанышев А.Н. Трактат о небытии.Вопросы философии. М., 1990. № 10. С.159.

116. Платон. Кратил. Ук.изд. С.647.

117. Платон. Государство// Платон.Соч. в 3 т. Т. 3(1). М., 1971. С.324.

118. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1.// Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. М., 1993. С.259.43.Там же. С.412.

119. Хайдеггер М. Время картины мира// ХайдеггерМ. Работы и размышления разных лет.М., 1993. С.161.

120. Чанышев А.Н. Ук.изд. С. 163. 46.Чанышев А.Н. Ук.изд. С.164.

121. Ницше Ф. Чем обязан древним//Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1996. С.629.

122. Ницше Ф. Сумерки идолов. Ук.изд. С.584.49.0ртега-и-Гассет X. Углубление в себя и обращенность вовне. Философские науки. М., 1991. № 5. С. 168. 50.0ртега-и-Гассет X. Ук.изд. С.169.

123. ЮнгК.Г. Один современный миф. М., 1993. С.54.

124. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.259.53.Там же.

125. Рильке P.M. Лу Андреас Саломе// Рильке P.M. Записки Мальте Лау-ридрсаБригге. М., 1988. С.216,221.

126. Шопенгауэр А. Ук.изд. С.502.

127. Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 160.57.Там же. С.167.5 8. Достоевский Ф.М. Записки из подполья// Достоевский Ф.М.

128. Полн.собр.соч. в 30 т., т.5. Л., 1973. С.100. 59.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.335.

129. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм// Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1.М., 1996. С.82.

130. Шопенгауэр А. Ук.изд. С.476.

131. Рильке P.M. Записки Мальте Лауридса Бригге. М., 1988. С. 32, 33.

132. Сартр Ж.-П. Слова// Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр.произв. М., 1994. С.215.1. К главе четвертой

133. Ницше Ф. Веселая наука// Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.l. М„ 1996. С.707.2. Там же. С. 640.

134. Ильин И.А. Я выглядываюсь в жизнь. Книга раздумий// Ильин И.А. Собр.соч. в 10 т. Т.З. М., 1994. С.140.4. Там же. С.141.

135. Бердяев Н.А. Философии неравенства. М., 1990.С.44-45.

136. Федоров Н.Ф. Из 1 тома «Философия общего дела»// Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С.335.

137. Федоров Н.Ф. Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ниц-ше//Федоров Н.Ф. Ук.изд. С.572.

138. Федоров Н.Ф. Из 1 тома «Философии общего дела»// Федоров Н.Ф. Ук.изд. С. 157.9. Там же. С.163.10.Там же. С.428.11.Там же. С.65.12.Там же. С.180.

139. З.Иванов Вяч. О русской идее// Русская идея. М., 1992. С.230.

140. Новгородцев П.И.Об общественном идеале. М., 1991. С. 146.

141. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.69. 16.Чижевский А.Л.На берегу Вселенной. М., 1995. С.415.

142. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной// Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. СПб. 1995. С.ЗО.

143. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. Вопросы философии. М., 1990. С.87,88.19.Там же. С.84.20.Там же. С.91.

144. Соловьев B.C. Теоретическая философия// Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1988. С.758, 790.

145. Соловьев B.C. Оправдание добра// Ук.изд. С.82.

146. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// Ук.изд. С.586.24.Там же. С.592.

147. Соловьев B.C. Личная нравственность и общее дело// Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1989.С.465.

148. Соловьев B.C. Русский национальный идеал// Ук.изд. С.295.

149. Соловьев B.C. Русская идея// Ук.изд. С.242.

150. Соловьев B.C. Владимир Святой и христианское государство// Ук.изд. С.251.

151. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России// Ук.изд. Соч. в 2 т. М., 1989. С.430, 431.30.Там же. С.284.31 .Успенский Г.И. Избр.соч. М., 1990. С.421.

152. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С.676.

153. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1.// Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. М., 1993. С.498.34.Там же.

154. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.351.

155. Ницше Ф. Злая мудрость// Ук.изд. С.736.

156. Шелер М.Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.94.38.0ртега-и-Гассет X. О «Дон Кихоте»//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.141.

157. Августин Аврелий. Исповедь.М., 1992. С.36.40.Там же. С.47.41.Там же. С. 176.

158. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Достоевский Ф.М. Полн.Собр.Соч. в 30 т. Т. XIV. Л., 1976. С.292.

159. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое// Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1.М., 1996. С.480,237.

160. Августин Аврелий. Ук.изд. С.66.45.Там же. С. 165.46.Там же. С.34.

161. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. Вопросы философии. М., 2000. № 6. С.135.

162. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.45.

163. Шопенгауэр А. Ук.изд. С.414.50.Там же. С.461.

164. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М., 1990. С. 162.

165. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом// Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1996. С. 621, 614.53.Там же. С.598.

166. Шопенгауэр А. Ук.изд С. 421.

167. Ницше Ф. Рождение трагедии. Ук.изд. Т.1. С.68.

168. Ортега-и-Гассет X. Жизнь это действие. Вопросы философии. М., 1996. С.98.57.Там же.

169. Гессе Г. Краткое жизнеописание// Соч. Т.З. СПб., 1994. С.425.59.Там же. С.431.

170. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 122.61.Там же. С.125.62.Там же. С.59

171. Соловьев B.C. Оправдание добра. Ук.изд. С.546.

172. Соловьев B.C. Вера, разум и опыт. Вопросы философии. М., 1994. № 4. С.118.65.Там же.66.Там же. С.119.

173. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Ук.изд. С.588.

174. Соловьев B.C. Оправдание добра. Ук.изд. С.283.69.Там же. С.485.

175. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева. Вопросы философии,., 1994. № 6. С.49.

176. Лосев А.Ф. Ук.изд. С.549, 544.

177. Соловьев B.C. Теоретическая философия. Ук.изд. С.822.

178. Мунье Э. Персонализм. М., 1992. С.38.74.Там же. С.59.

179. Соловьев B.C. Оправдание добра. Ук.изд. С.285.

180. Соловьев B.C. О причинах упадка средневекового миросозерцания// Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1989. С. 349.

181. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал.Ук.изд. С.715.

182. Соловьев B.C. Смысл любви// Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. С.154.79.Лосев А.Ф. Ук.изд. С.606.

183. Платон. Государство//Платон. Собр.Соч. в 4 т. Т.З. М., 1994. С.417.81.Там же. С.117.

184. Шопенгауэр А. Ук.изд. С.391.83.Там же. С.484.

185. Лосев А.Ф. Эллинистическая-римская эстетика 1-Й вв.н.э. М., 1979. С.55.

186. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Ук.изд. С.296.86.Там же.

187. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. С. 148.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.