Философско-антропологические концепты глубинной психологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Богуславская, Юлия Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат философских наук Богуславская, Юлия Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. Философско-методологические аспекты классической глубинной психологии
1.1 Глубинная психология: открытие новых горизонтов психики
1.2 У истоков глубинной психологии: обозначение перспектив и тенденций исследования психики человека в концепции Джеймса
1.3 Революционный прорыв в психологии: открытие Фрейдом бессознательного. «Натуралистический» философско-антропологический концепт
1.4 Аналитическая психология Юнга: от индивидуального бессознательного к коллективному. «Мистический» философско-антропо-логический концепт
ГЛАВА II. Трансперсональная психология как одно из направлений современной глубинной психологии. «Трансперсональный» философско-антропологический концепт
2.1 Измененные состояния сознания. Трансперсональный подход к психике
2.2 Принцип «позитивности» по отношению к здоровью личности
2.3 Проблема самотрансценденции в рамках трансперсональной психологии. Личность как многоуровневая структура
2.4 Эпистемология трансперсональной психологии
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания2001 год, кандидат философских наук Карельский, Герман Борисович
Модель личности в философско-антропологической концепции К.Г. Юнга2010 год, кандидат философских наук Бойко, Ольга Александровна
Архетип как понятие философской антропологии1998 год, кандидат философских наук Мариносян, Тигран Эмильевич
Духовно-практический потенциал трансперсонализма XX века2009 год, кандидат философских наук Махевская, Елена Васильевна
Проблема смерти в классическом психоанализе: На примере работ З. Фрейда2005 год, кандидат философских наук Малыгина, Анна Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические концепты глубинной психологии»
Актуальность исследования
Прошлое человечества богато разнообразными историческими событиями: с одной стороны, войны, катастрофы, неразрешенные проблемы глобального характера; а с другой - достижения в различных сферах: выход в космос, овладение энергией атома и невиданное проникновение в глубинные тайны тела и психики человека. Однако приходится констатировать факт, что вечные загадки и основные вопросы сферы человеческого духа еще далеки от разрешения.
Поэтому актуальность изучения человеческого сознания и психики в современном мире такова, что требует повышенного внимания со стороны науки.
Человеку сегодня, как никогда, необходимо осознать свое место в постоянно меняющемся пространстве Универсума, определить уровень самоидентичности, познать законы и особенности функционирования внутренних психических процессов.
Глубинная психология ориентирована на понимание человека и на построение антропологической модели на базе рассмотрения психической стороны жизни индивида. Различные мыслители, а также философские, психологические школы, изучающие антропологическую проблематику, исходят из различных предпосылок в рассмотрении феномена человека. К примеру, это могут быть социальные, культурные, философские, психологические, биологические, другие аспекты существования человека в мире, а также их совокупность.
Глубинная психология представляет собой такую отрасль знания, где исходным пунктом постижения человека являются его глубинные сущностные характеристики, сердцевина его внутреннего мира. Однако, возможно, именно на этом и заканчивается сходство глубинно-психологических концепций человека.
На наш взгляд, абсолютно правомерно утверждать антропологичность глубинной психологии, в связи с тем, что теоретическая ее часть направлена на постижение психики человека, а практическая устремлена на решение психотерапевтических задач, что также имеет непосредственное к человеку отношение. Каждая глубинно-психологическая концепция необходимо содержит в себе антропологический элемент или целую совокупность таких элементов.
Проблема человека - самая насущная философская проблема. А философская антропология, занимающаяся данной проблематикой, является междисциплинарной областью философского знания. Как известно, она использует в своих концептуальных построениях достижения различных наук, в том числе и психологии. В связи с этим, нам представляется, что данное исследование является определенным вкладом в развитие теоретических знаний о человеке.
Рассматривая глубинно-психологические концепции, автор пришел к заключению, что каждая из них содержит в себе специфический, неповторимый мир и уникальную реальность, в которой человек занимает определенное место, соотносится тем или иным способом с универсумом и имеет определенную душевную структуру.
Можно сказать, что в рамках глубинной психологии существует определенная антропологическая модель. Однако она не является чем-то однородным, монолитным и не подвижным, напротив, это многогранное, динамичное и в тоже время, целостное образование. В связи с этим, было бы ошибкой полагать, что в глубинной психологии существует один единственный антропологический подход. В данной работе мы попытались выделить основные общие черты, свойственные глубинно-психологическому направлению, как в методологии, так и в ценностно-мировоззренческих характеристиках. Однако, на наш взгляд, справедливо утверждение, что разнообразные концепции в рамках глубинной психологии представляют собой нечто, включающее в себя различные, порой противоположные взгляды на человека.
Наш вывод заключается в том, что не существует единого философско-антропологического подхода в глубинной психологии, но существует глубинно-психологическое понимание человека, которое не является однородным и однозначным по своей сущности концептом. Однако это не умоляет значимости данного подхода. Это скорее, даже не подход, а тенденция или принцип решения антропологической проблематики на основе понимания психической структуры индивида, его функционирования как существа, наделенного внутренним миром. Следует отметить, что относительно научного статуса глубинной психологии существуют различные позиции и мнения. Однако, на наш взгляд, в данном случае не стоит применять обобщающих характеристик в отношении всего глубинно психологического направления, так как оно состоит из значительного числа концепций, рознящихся как по форме, так и по содержанию. Если Фрейд претендовал на научность, то для Юнга это было не столь важно. Гроф полагает, что его система взглядов является не просто научной, а более того, представляющей новое направление в научном знании, новую парадигму. На наш взгляд, это поисковое направление, пытающееся совместить научно-теоретические знания с духовно-практическими составляющими человеческого бытия. Здесь помимо сугубо научных, рациональных методов, применяются также вненаучные и внерациональные способы познания, что с одной стороны, открывает новые рубежи в исследованиях, а с другой, ставит под вопрос научность данного направления в психологии. Также в этой системе взглядов, в теоретической ее части, можно выделить достаточно много концептуальных пробелов, различного рода компиляций. В эмпирической же части отсутствует стабильная статистическая база эмпирических данных, и возникают определенные сомнения по отношению к результативности методов и способов познания. В связи с этим, необходимо объективное и беспристрастное изучение, а также философско-методологическое осмысление данной теоретической системы и ее эпистемологии, что требует определенной доли критичности в исследованиях, но в то же время, следует избегать предвзятого и пренебрежительного отношения к данному направлению современной мысли, ставя под сомнение его право на существование.
В рамках глубинной психологии предпринимается попытка решить ряд риторических вопросов: постичь природу, сущность человека, и, попытаться разрешить его психологические проблемы на практике. Следует заметить, что порой, вопрос о человеческой сущности и природе часто не выделяется как основной, однако различные его аспекты можно увидеть в методологических подходах к человеку и в ценностных характеристиках психотерапии.
Поэтому мы сочли важным и необходимым рассмотрение философско-антропологических концептов в рамках глубинной психологии, или другими словами, анализ теоретических построений представителей глубинной психологии по поводу понимания феномена человека, его психики и внутреннего мира. Концепты это схематические представления, получающие организацию в результате дискурсивной деятельности. Понимание и интерпретация тех или иных терминов и явлений, нацелены не на построение («конструкцию») концепта, а на его реконструкцию, как чего-то существующего самого по себе. Мы выделили три основных философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К. Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.
Научная разработанность
Проблема способов рассмотрения внутреннего мира человека, его сознания, психики в рамках глубинной психологии, в той или иной степени, затрагивается во многих работах, посвященных тематике сознания и бессознательного, а также в историко-философских и историко-психологических исследованиях.
В целом же, проблема рассмотрения образа человека и его внутреннего мира в рамках глубинно психологического направления представляется, на наш взгляд, недостаточно разработанной.
В нашей стране данную проблематику, в разных ее аспектах, разрабатывали Л.С. Выготский, В.В. Налимов, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Какабадзе, Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили, В.М. Лейбин.
Основным источником исследований глубинно психологической парадигмы: ее категориального аппарата, ценностных установок и методологической специфики стали работы 3. Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, А. Маслоу, К. Уилбера.
Так как специфика данной работы предполагает особое внимание к проблемам сознания и бессознательного, то автор диссертации счел необходимым обзор и вовлечение литературы, в той или иной степени, граничащей с предметом данного исследования.
Литература по теории психоанализа представлена, естественно, самим основателем данного направления - 3. Фрейдом, а также О. Ранком, К. А. Абрахамом, Э. Джонсом, М. Эйтингтоном, Ш. Ференци.
Концептуальные исследования по истории психоанализа были отражены в работах следующих авторов: Ф. Ботторн, Р. Вольхайм, Д. Бэрес, Л. Вэй, И. Джозеф, М. Гротьян, А. Каротенуто, Й. Кремериус, Ж.
Лозан, Ж. Массерман, В. Бион, С. Розенцвейг, Э. Сэмуэлс, Р. де Соссюр, М. Треви, JI. Шерток, X. Элленбергер.
Исследовательское поле историков психоанализа традиционно представляет собой рассмотрение биографических данных, личных отношений первых последователей психоанализа, условия и обстоятельства формирования основных идей движения, а также зарождение и развитие идейных разногласий. Как правило, большое внимание уделяется личности основателя психоанализа и аспектам его творческой эволюции.
Отражение становления и формирования аналитической психологии Юнга, а также переработка и развитие его основных идей нашли свое воплощение в трудах следующих авторов: Дж. Хиллман, Ф. Фордхэм, А. Сэмюэлс, А.Стевенс, М. Наги и др.
История гуманистической психологии, ее концептуальные постулаты, повлиявшие на развитие глубинной психологии, нашли свое выражение в работах К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мейливера, М. Фридмана.
В рамках различных тенденций изучения такого феномена в психологической мысли, как глубинная психология присутствует и обсуждается проблема ее практического выражения - психотерапии, а именно ее научного статуса. Это можно найти в работах А. Грюнбаума, Э.Нагеля, К. Поппера, Х.-Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, П. Рикера и др.
Исследования в сфере глубинной психологии в рамках данной диссертации предполагают обращение к теоретическим основам трансперсонального направления. В связи с относительной молодостью данного направления, и с тем, что оно долгое время не находило никакого отражения в отечественной литературе, материала по его критическому освящению крайне мало. То немногое, что написано, принадлежит, в основном, таким авторам, как В.В. Козлов, В.А. Майков, Ю.М. Сердюков. В своих работах они акцентировали внимание на исторических предпосылках возникновения трансперсональной психологии, на ее концептуальных и методологических аспектах. Кроме того, интересными и полезными для исследования явились работы теоретиков и практиков трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, Ч. Тарт, К.Уилбер, Р. Уолш, Ф. Воон, Д. Голмэн, С. Лаберж, Минделл, Дж. Энглер, Э. Сутич, М. Мерфи, К. Ринг, Р.А. Макдермотт, П. Рассел, Д.Элджин, С. Криппнер и др.
Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются также работы Л.Б. Баженова, И.И. Ильина, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, А.И. Ракитова, В.С, Швырева и др., касающиеся методологических проблем науки.
Таким образом, очевидно, что имеется большое количество проведенных исследований, в интересуемых нас аспектах. В данных работах затрагиваются различные стороны становления, формирования и развития глубинно психологической парадигмы, а также освящаются ее основные концептуальные и практические проблемы . Особый интерес для цели диссертации представляет работа В.Л. Какабадзе «Теоретические проблемы глубинной психологии», в которой автор проанализировал теоретические и методологические аспекты классической глубинной психологии. Однако мы решили немного расширить исследовательское поле в контексте данной проблематики и проанализировать основные черты и характеристики глубинно психологической парадигмы, затронув не только ее классику, но и современность; а также рассмотреть основные способы понимания психики человека и выделить философско-антропологические концепты в рамках данного направления современной мысли.
Теоретико-методологические основы исследования
Современные философско-методологические подходы и концепции в сфере изучения человека и его психики отличаются своим трансдисциплинарным характером. В связи с этим, исследования в сфере философско-методологических оснований глубинной психологии предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. В силу своей специфики диссертационная работа опирается на материалы глубинной психологии, включая и трансперсональное направление. В том числе, здесь используются данные различных дисциплин: философии, истории философии и психологии, философской антропологии. Методологические основания междисциплинарного подхода отражены в исследованиях JT. фон Берталанфи [Общая теория систем. // «Исследования по общей теории систем. М., 1969], Ю. Волкова [Волков, Поликарпов Интегральная природа человека. Р.н/Д., 1992], Э. Мирского [Междисциплинарные исследования в современной науке. М.,1978], Фролова И.Т. [На пути к единой науке о человеке // Природа, 1985, №8].
Именно междисциплинарный анализ предоставляет возможность наиболее детально и полно рассмотреть те взаимосвязи, явления, проблемы, которые затрагиваются в рамках концептуальных построений исследуемого объекта. Однако было бы заблуждением считать, что данный подход является всеохватывающим и подразумевающим всесторонний анализ. Исследование предмета, так или иначе, остается аспектным, так как предполагает рассмотрение либо в когнитивном, объективно - научном ракурсе, либо в ценностно-смысловом поле.
В данном случае поставлен акцент на анализе ценностно-смысловых оснований теоретических конструкций парадигмы глубинной психологии и на рассмотрении ее философско-антропологических концептов, несмотря на то, что сами построения выдержаны в рационалистическом духе. С точки зрения ценностно-смыслового подхода, мы предприняли попытку систематизации различных позиций, относительно исследований в сфере глубинной психологии, и, соотнесения их между собой в рамках некоторой единой, более широкой картины.
Цель и задачи исследования
Основная цель диссертации заключается в рассмотрении основных способов постижения внутреннего мира человека, его психики в рамках такого направления современной психологической мысли, как глубинная психология. На этой основе также предполагается выделение философско-антропологических концептов, способов понимания человека в рамках данного направления. Концептуальным базисом изучения философско-антропологического осмысления человека явились теоретические построения таких выдающихся мыслителей, как У. Джеймс, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Определить предмет, основные характеристики и специфику глубинно психологического направления. Выделить основные тенденции ее развития в прошлом и настоящем.
2. Проанализировать теоретико-методологические основания философско-антропологической проблематики в современной и глубинной психологии, прежде всего в классической ее части, которая представлена концепциями Фрейда и Юнга.
3. Выделить концептуально-методологические конструкты рассмотрения образа человека в глубинно психологическом направлении, включая трансперсональную психологию.
4. Рассмотреть одну из исторических модификаций глубинной психологии - трансперсональную психологию.
5. Сформулировать и охарактеризовать базисные идеи трансперсонального направления.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - история, становление, и формирование теоретических воззрений на явления психики в глубинной психологии двадцатого века.
Предмет исследования - теоретико-методологические и ценностно-смысловые основания философско-антропологических представлений в глубинной психологии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Обозначена специфика концепций Фрейда и Юнга с точки зрения философской антропологии; проанализированы их сходства и различия. Определена значимость и важность их творчества в целом для последующего развития глубинной психологии.
2. Определены и рассмотрены философско-антропологические концепты, явившиеся результатом теоретизирования и осмысления представлений о человеке данных мыслителей.
3. Выделены основные характеристики трансперсональной психологии, проанализирован ее концептуальный аппарат и специфика способов постижения внутреннего мира человека.
4. Проанализированы теоретические воззрения на психику человека и ее структуру таких мыслителей, как К. Уилбер, Ч. Тарт, введены в научный оборот их оригинальные тексты и критика их творчества.
5. Рассмотрено методологическое содержание и эмпирические данные СКО (системы конденсированного опыта) - одного из основных понятий трансперсональной психологии, открывшего возможность более глубоко проникнуть в глубинные содержания сферы бессознательного, и позволяющее выявить причины психических проблем, преследующих индивида на протяжении всей его жизни.
6. В ходе исследования была выявлена и проанализирована v философско-антропологическая модель, представленная в трансперсональной психологии, базирующаяся на «холистическом» подходе к человеку и специфическом рассмотрении его психики.
7. Анализ концепции «спектральной психологии» К. Уилбера, позволил определить данное теоретизирование как интегральную, синтетическую модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и приобрести адекватные выводы относительно уровня развития личности, социума, а также возможных путях их дальнейшего развития и терапии.
8. Выявлено, что если концепция С. Грофа относительно человеческой психики имеет больше дескриптивный характер, то система взглядов К. Уилбера являет собой попытку систематизации внутреннего пространства личности. При рассмотрении концептуальных построений К. Уилбера, было выяснено, что автор включает в единый континуум личностного развития духовное, мистическое измерения, как неотъемлемые и высшие стадии такого развития.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Выделяются три философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К.Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и ДР
2. «Натуралистический» философско-антропологический концепт представляет человека механистически, допуская определенный редукционизм в концептуализации личности. Общим в понимании психики Фрейдом и Юнгом являются такие моменты, как рассмотрение психики в виде структурной динамической и целостной системы, а также учет ее таких качеств, как непрерывность и комплементарность.
3. С точки зрения «мистического» философско-антропологического концепта человек рассматривается с позиции целостности его психики, а его бессознательное трактуется как самостоятельная продуктивная деятельность. Развитие личности -динамический, эволюционный процесс, целью которого является обретение собственного пути и как результат актуализация Самости.
4. Трансперсональное понимание человека базируется на рассмотрении личности как многоуровневого и многомерного образования. Человек изначально является целостностью и микрокосмом. Одна из основных характеристик человека - это способность к самотрансценденции. Однако персональность здесь не является абсолютной ценностью. Человеческое бытие имеет два модуса: хилотропный и холотропный, диссонанс которых приводит к душевным заболеваниям.
5. В трансперсональном философско-антропологическом концепте, как и в мистическом, значительное внимание уделяется личностному росту, который понимается как эволюционно необходимый процесс и естественная предпосылка психологического и духовного здоровья.
6. Общим положением для глубинно психологических концепций является утверждение, что бессознательная психика имеет динамико-энергетическую природу и понимается как сложная многоуровневая самоорганизующаяся динамическая система. В связи с этим, ее адекватным описанием может быть лишь процессуальное описание. Существенным моментом глубинно-психологической теории является тесная связь теории и практики.
7. Одним из основоположений, характеризующих методологическую парадигму глубинной психологии, является принцип целостности. Рассмотрение человека и его психики в рамках глубинной психологии базируется на понятии единства сознательных и бессознательных процессов. Психика непрерывна, сознание и бессознательное - взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Поэтому познание бессознательной сферы является обязательным условием постижения целостной и единой природы психики.
8. Теоретические заслуги глубинной психологии определяются попыткой понимания и обоснования внутренней природы бессознательного, а также стремлением дать ответ на вопрос о человеческой природе.
Глубинно-психологическое мышление представляет собой способ мышления, учитывающий особенности динамико-генетических процессов психики и, вместе с тем, предпринимающее попытку решать терапевтические задачи определенным способом. Теоретические разработки З.Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, К. Уилбера представляют существенный вклад не только в современную психологию, но и в философскую антропологию.
Научно-практическая значимость исследования
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в области философии, психологии, философской антропологии, а также найти применение в преподавании основных и специальных курсов по этим дисциплинам.
Кроме того, обозначая определенные проблемы в концептуальных конструкциях данного направления, материалы, результаты и выводы диссертации очерчивают направление и перспективы дальнейшего развития избранной темы.
Апробация работы
Основные положения диссертации докладывались с 2000 по 2003 год на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов факультета философии и культурологии РГУ. Также диссертационные тезисы были представлены на Третьем Всероссийском Философском Конгрессе в секции «Эпистемология» и на круглом столе «Наука и паранаука» в октябре 2002 года.
To see the world in a grain of sand, And heaven in a wild flower;
Hold infinity in the palm of your hand, And eternity in an hour".
William Blake, "Auguries of Innocence").
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К. Г. Юнга2002 год, кандидат философских наук Фишбейн, Наталья Валерьевна
Интегральная медицина: социально-философский анализ сущности, концептуальных оснований и перспектив2012 год, доктор философских наук Дарибазарон, Энхэ Чимитдоржиевич
Сознание и бессознательное: онтологические аспекты2000 год, кандидат философских наук Бузаджи, Виктория Владимировна
Бессознательное в культуре и мотивации человека2002 год, кандидат культурологии Кладько, Нонна Антоновна
Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа1999 год, кандидат философских наук Смирнова, Елена Тимофеевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Богуславская, Юлия Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И Фрейда, и Юнга, и Грофа можно отнести к наиболее -выдающимся мыслителям двадцатого столетия, оказавшим колоссальное влияние: на направление развития современной мысли в целом, и психологии в частности; на поиск новых методов психотерапии; на особенности понимания психологии в сфере гуманитарных наук, включая философию.
Основной круг проблем и направлений исследований этих трех мыслителей явился тем центром, вокруг которого сконцентрировалось большинство значительных современных психологических концепций. Можно сказать, что эти три мыслителя создали определенную магистральную линию развития психологии, психотерапии. Проблема человека - исконная и всегда актуальная философская проблема. Представители глубинной психологи стремились ответить на вопросы, касающиеся человеческой природы, раскрыть и обосновать содержание бессознательного, представить человеческую психику как единое целое, в неразрывном сочетании сознания и бессознательного, рационального и иррационального.
Глубинная психология, созданная Фрейдом и Юнгом, явилась сложным и многогранным феноменом, впитавшим в себя достижения различных отраслей наук как точных, так и гуманитарных, вобрав в себя разные стороны человеческого опыта. Можно с определенностью сказать о ее связи с искусством, религией и внутренними реальностями, качественными состояниями и имеющими субъективную значимость явлениями. Но помимо этого, для нее характерно стремление к эмпирической строгости, рациональной упорядоченности, к практическому и обладающему терапевтической действенностью знанию, получаемому в обстановке коллективных научных исследований.
Наш вывод однозначен, что фрейдистско-юнговская традиция внесла огромный вклад в терапевтические исследования и интеллектуальную жизнь двадцатого века, который с каждым десятилетием приобретал все больший вес.
Гроф также затронул некоторые принципиально важные моменты, общие для многих духовных путей и разных психотерапевтических школ. Акцент на перинатальной матрице и на том, что первичные впечатления закладываются в ходе внутриутробного развития, в момент родов и в самые первые мгновения жизни. Они формируют нас и создают определенного рода характерности, направленность личности. Хотя эти идеи высказывались и до Грофа, но они не получали развернутого и глубокого анализа.
Однако, мы полагаем, основной момент, который внес Гроф, состоял даже не в экспериментальной проверке того, что есть нечто, что можно назвать перинатальным опытом. Его роль намного важнее. Гроф, наряду с Юнгом и Фрейдом; принадлежит к трем величайшим новаторам. Он предложил новое альтернативное рассмотрение, с позиций психологии и философии, проблемы человека, базирующееся на трансперсональном подходе к психике.
Анализируя каждый из выделенных концептов натуралистический», «мистический», «трансперсональный»), мы предприняли попытку выделить их философско-антропологическое содержание, сравнив их между собой. Исходя из этого, очевиден значительный вклад авторов, создавших рассматриваемые концепции в современное знание о внутреннем мире человека, его сложной природе и сущности.
Несмотря на огромный вклад Зигмунда Фрейда в развитие глубинной психологии и современной мысли в целом, мы констатируем факт рассмотрения им человека через призму натурализма и определенный редукционизм в концептуализации личности. Его понимание человека как существа, имеющего влечения («сердцевину нашего существа образует темное «оно»), по большому счету, стирает грани различия между человеком и животным. Фрейду, действительно, наряду с Коперником и Дарвином выпала революционная роль в разоблачении величия человека и в определении его места, как в историческом процессе, так и в Универсуме в целом. Человек не является венцом творения, господином природы и центром Вселенной. Да и как все это может олицетворять существо, не способное толком разобраться в собственном мире мыслей и эмоций; сутью которого является не разум, а неизведанные глубины бессознательного, порой обуревающие и захватывающие тот небольшой островок сознательности своей спонтанностью, сумбурностью и иррациональностью.
Если Фрейд в рассмотрении психики человека больше внимания уделял ее структуре и функционированию, то Юнг расставляет акценты иным способом. В юнговской концепции преобладают ценностные характеристики внутреннего мира человека, определение его цели и жизненного пути. Он представляет развитие личности как динамический, эволюционный процесс, длящийся на протяжении всей жизни индивида. Существование человека -творческий процесс, в ходе которого индивид постоянно самореализуется, приобретая все новые и новые умения, навыки, ставя перед собой и достигая определенные цели. Однако главной задачей человеческого существования, по Юнгу, является обретение Самости, которая представляет собой результат стремлений различных компонентов личности к единству. Конечная жизненная цель представляет собой полную реализацию «я», что является становлением единого, неповторимого и целостного индивида.
Исходя из позиции трансперсональной психологии, образ человека, вписанный в традиционную научную картину мира ограничивается физическими характеристиками и является недостаточно полным. Более целостная и адекватная модель, по мнению представителей трансперсональной психологии, рисует человека как существо с парадоксальной природой, включающей два взаимодополняющих аспекта: ньютоновский объект и биологическая машина или бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей. В соответствии с холотропными представлениями каждый человек, в конечном счете, соизмерим со всей целостностью бытия, поскольку абсолютных границ между ними не существует.
Человек в трансперсонализме понимается как микрокосм, целостность. Его сознание безгранично и способно к постоянному расширению.
Трансперсональная психология, по нашему мнению, открывает новые рубежи познания психики и человека, предлагая альтернативную науке картину мира.
Современная глубинная психология представлена концепциями, которые объединены общей проблемой внутреннего мира человека и его поведения и включает в себя многочисленные школы и направления последователей и учеников выше названных классиков, равно как и независимых исследователей. Автор диссертации разделяет концепцию, согласно которой глубинная психология стремится к изучению глубин и потайных уголков человеческой психики. То есть она исходит не из поверхностного, простого и прагматичного знания человеческой души, а пытается проникнуть в ее глубинные измерения.
В целом, для глубинной психологии характерно понимание природы психики как целостности и совокупности проявлений сознательных и бессознательных процессов, рассмотрение области бессознательного посредством измененных состояний сознания, проблема выхода за пределы эго и сознания и проживания множественных моделей бытия.
Глубинная психология невозможна вне сущностной глубинной жизни внутреннего мира личности. Происходит движение вглубь психических измерений индивида, анализ и рассмотрение таких феноменов душевной жизни человека, которые невозможно охватить лишь одним рассудком и рациональным подходом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Богуславская, Юлия Александровна, 2004 год
1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996
2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1996
3. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека.//Бессознательное. Новочеркасск, 1994
4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.,1992
5. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. М.:Фолио,2001
6. Ахмеров Н.У Сумеречная реальность. Казань, 1992
7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
8. Бейтсон Г. Экология разума. М.,2000
9. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1992
10. Бескова И.А. «О природе трансперсонального» // журнал «Вопросы философии», №2, 1994
11. Бессознательное: многообразие видения. Н.,1994
12. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. М., 1998
13. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996
14. Братусь Б.С. Смысл вертикали сознания личности. // «Вопросы философии» М.1999, №11
15. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдтсты. М.; Киев, 1997
16. Брунер дж. Психология познания: за пределами нпосредственной информации. М., 1977
17. Вер Г. Юнг К.Г сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Ч.,1998
18. Волков А. Подсознание и мистика: секреты вашей психики. Рн/Д:Феникс, 1997
19. Гринсон Р. Техникам практика психоанализа. М., 1994
20. Гроф С., Уилбер К., Маслоу А. И др. Внутреннее пространство. Холотропное дыхание: глубинная психотерапия и путь духовной трансформации. М.,199621 .Гроф С. Духовный кризис М.,1995
21. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. Изд-во Института психотерапии. М., 2001
22. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 199628 .Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. Минск, Москва.2000
23. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993
24. Дмитриенко, Воробьев Современные аспекты аналитической психологии. М.: ИПУ РАН, 1998
25. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.,2002
26. Есионова Е.Ю. К вопросу о коллективном бессознательном в работах Юнга.// «Гуманитарные и социально-экономические науки». 2000 №233 .Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и специально-научный аспекты. М.,1987
27. Изон К. Блуждая по закоулкам сознания. М.,199935 .История современной зарубежной философии. Компаративистский подход.С-Пб.: Лань, 1998
28. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси, 1982
29. Касаткин В.Н. Теория сновидений. Л., 1983
30. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. М., 1994
31. Куттер П. Современный психоанализ. Спб, 1997
32. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.,1996
33. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990
34. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. М.,2001
35. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.,1977
36. Лобковиц Н.К. К вопросу о внутреннем мире. // Разум и экзистенция. С-Пб., 1999
37. Майков В.В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции: Методическое руководство. М., 1989
38. Маккена Т. Пища богов. М.,1995
39. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб.,2000
40. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996
41. Марков Б.В. Философская антропология. С-Пб., 1997
42. Маслова Е.Б. Онтология сознания: философская и богословская концепции.// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н.Новгород, 1998
43. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик- переживания. М.:Эксмо-пресс, 2002
44. Мерфи Дж. Сила вашего подсознательного. Рязань,200055 .Методы психологии. /Под ред. Ермакова. М., 1997
45. Минделл А. Психотерапия как духовная практика. М., 1997
46. Миракян А. Контуры трансцендентальной психологии. М.,1999
47. Молодцова Е. Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996
48. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.,1993
49. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.,1989
50. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.,1995
51. Науки о сознании и мозге на рубеже 2000 года. М.,1999
52. Немировский J1.H. Мистическая практика как способ познания. М.,1993
53. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.; Киев, 199865.0вчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994бб.Патнэм X. Философия сознания. М.,199967 .Поликарпов. Феномен человека сегодня и завтра. Р.н/Д.:Феникс, 1996
54. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования в философии 19-20 веков. Иваново, 199469 .Прель К. Философия мистики. М., 1995
55. Прибрам К. Языки мозга. М.,1975
56. Психические состояния. /Ред. Куликова. С-Пб., 2000
57. Психоанализ и науки о человеке./ Под ред. Н.С. Автономовой. М., 199573 .Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1990
58. Психология личности. Хрестоматия. М., 1999
59. Психология сознания. Хрестоматия. ( под ред. Куликова), С-Пб.,2001
60. Психотерапия и духовные практики: подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск, 1998
61. Психотерапия и психоанализ. Хрестоматия, М., 1998
62. Пути за пределы Эго. Под ред. Р. Уолша и Ф.Воона. М.: Издательство трансперсонального интститута, 199679 .Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.,1994
63. Райков B.JI. Общая теория сознания. М.,2000
64. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Спб., 1997
65. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997
66. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. Р.н/д.:РГУ, 2002
67. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 томах. М., 1989
68. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997
69. Сергеев К.К. Философская психология. Тольятти, 1999
70. Сердюков Ю.М. Критический очерк психофизического дуализма. (Монография). Хабаровск.,2003
71. Соломатин В.Ф. Квантовая механика и реальность. Психическое и физическое. С-Пб.,1998
72. Старикова И.В. Роль мысленных экспериментов в понимании природы сознания.// Философия науки. Новосибирск 1999, №2
73. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р н/: Феникс, 1995
74. Сэмьэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. М.,1994
75. Тарнас Р. История западного мышления. М. Крон-пресс, 1995
76. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.,1998
77. Томэ X. Современный психоанализ. Теория и практика. М., 1996
78. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. С-Пб.,1998
79. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М., Изательство Трансперсонального Института, 1999
80. Уилсон Р. Квантовая психология. Киев, 1998
81. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М., 1968
82. Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания: Краткий путеводитель по внутренним мирам. М., 1993
83. ЮО.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
84. Франц А., Шелтон С. Человек и его душа: познание и врачевание. М.,1996
85. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тб.,1991
86. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. С-Пб., 2001
87. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991
88. Фрейд 3. О психоанализе. 5 лекций. Методика и техника психоанализа. С-Пб.: Алетейа, 1999
89. Юб.Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1989
90. Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск, 1997
91. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997
92. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993
93. Хиллман Дж. Архетипическая психология. С-Пб., 1996 111 .Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1997
94. Ч. Тарт Состояния сознания. // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.,1992
95. ПЗ.Штуден Л.Л. Кризис сознания как феномен культуры // Новосибирская Гос. Академия экономики и управления. Новосибирск, 1999
96. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. М. Интерна, 1998
97. Юнг К.Г. Практика психотерапии. М., С-Пб., 1998
98. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2001
99. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.,1997
100. Юнг К.Г. Собрание сочинений. М.: Канон, 1996
101. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.,1995
102. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М.:Мартис, 1995
103. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991
104. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М.,1998
105. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М.,1998
106. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. С-Пб., 1994
107. Юнг К.Г. Один современный миф о вещах, наблюдаемых в небе. М.,1993
108. Юнг К.Г. Символы трансформации. М.,2000
109. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С-П6-М.Д997
110. Abrams S. The psychoanalytic unconsciousness. In: The Unconscious Today. N.Y. University Press, 1981
111. Bimodal Consciousness"// Archives of General Psichiatry 1971, Vol. 25, #6
112. Bion W.R. Elements of Psychoanalysis. London: W.Heinmann, 1963
113. Carl Gustav Jung: Critical Assesments. V.l. L: N.Y., 1992
114. Dean S.R. "Beyond the Unconscious: The Ultraconscious"// American Journal of Psychiatry? Vol.122, # 4
115. Ellenberger H. F. The discovery of the Unconscious. N.Y.,1970
116. Fordham F. An introduction to Jung's psychology. Penguin Book 1964
117. Fox, W. Toward a transpersonal ecology. Boston: New Science Library Sharnbhala, 1990.
118. Frager, R., and Fadiman, J. Personality and personal growth, ed. New York: Harper &Row, 1984 (3rd edition forthcoming).
119. Gedo J., Goldberg Models of the Mind. Chicago, 1973
120. Grunbaum A. The foundation of Psychoanalysis: a philosophical critique. Berkley 1983 Joseph E.D. Structure and function in psychoanalysis. Psych Anal. Inq.3
121. Kabat-Zinn, J. Full catastrophe-living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. New York: Delacourte, 1990
122. Kohut H. The analyses of the Self. N.Y. University Press, 1971 Lawrence D.H. Fantasia of the unconscious and psychoanalysis and the unconscious. Penguin book, 1986
123. Lukoff, D., Zanger, R., and Lu, F. Psychoactive substances and transpersonal states. Journal of Transpersonal Psychology Ferrucci, P. What we may be. Los Angeles: Tarcher, 1982
124. Nagy M. Philosophical issues of psychology of C.G. Jung. N.Y., 1991 143.0rnstein R.E. The psychology of consciousness. Freeman: San Francisco, 1972
125. Singer, J. Boundaries of the soul. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1972.
126. Smith, H. Beyond the postmodern mind, and ed. Wheaton, III.: Quest, 1989.
127. Stace, W. Mysticism and philosophy. Los Angeles: Tarcher, 1987 147.Stevens A. Archetype. London,1982.
128. Tart Ch. Altered States of consciousness. Willey: N/Y 1969
129. Tart, C. States of consciousness. El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983.
130. Taylor E. "William James and Sigmund Freud: "The future of psychology Belongs to your work"// Psychological science vol.10, # 6, November ,1999
131. Wilber, K. No Boundary. Boston: New Science Library/Shambhala, 1981
132. Wilber, K. The Atman project. Wheaton, III.: Quest, 1980
133. Wilber, K., Engler, J., and Brown, D., eds. Transformations of consciousness: Conventional and contemplative perspectives on development. Boston: New Science Library/Shambhala, 1986.
134. Wilber, K. Eye to eye: The quest for the new paradigm. Garden City, N.Y.: Anchor/Doubleday, 1983
135. Winson J. Brain and Psyche. N.Y. Anchor Press, 1985
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.