Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Копыл, Дмитрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Копыл, Дмитрий Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.1
Раздел 1. Кризисные явления в социально-экономической и политической сферах и их влияние на духовно-нравственное состояние российского общества в 1990-е гг.23
Раздел 2. Основные тенденции эволюции духовно-нравственного состояния общества и изменения в системе социальных ценностей россиян в 1990-е годы.75
Раздел 3. Развитие асоциальных девиаций и криминализация российского общества в 1990-е годы.126
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества2003 год, кандидат философских наук Рёдель, Алина Ивановна
Моральное сознание как феномен духовной жизни современного российского общества2008 год, кандидат философских наук Дурново, Сергей Игоревич
Социально-политические реформы и борьба с преступностью в Российской Федерации (1988 - 1999 гг.)2007 год, кандидат исторических наук Марковский, Евгений Николаевич
Механизмы борьбы с правонарушениями в рамках обеспечения национально-государственных интересов России в современном мире: нормативно-ценностный подход2011 год, кандидат политических наук Баранов, Максим Вячеславович
Государственная семейная политика в Российской Федерации: Тенденции формирования и реализация в 90-х гг. ХХ в.2001 год, доктор исторических наук Плотников, Александр Дмитриевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное состояние российского общества в контексте реформ 1990-х гг.»
Актуальность исследования. В настоящий момент существования российского общества и государства особенно остро стоят проблемы духовно-нравственного состояния населения России, страны, которая находится на этапе своего реформирования и перехода к модернизационному развитию. В данной связи, особый интерес для исторического исследования представляет недавний переходный период российского общества от советской общественно-политической системы к новой государственной и общественной модели, строительство которой началось в новой России, возникшей после распада СССР. Во многом именно в данный период уходят своими истоками те проблемы духовного, нравственного состояния российского общества, которые характерны для современного периода ее истории.
Действительно, именно в 1990-х гг. в результате крушения социалистического общества и государства в стране произошло разрушение сложившихся на протяжении всей советской истории системы социальных связей, коренным образом изменились ориентиры общественного развития, система ценностей, духовный и нравственный облик россиян. В этот период, во многом, в стране были утрачены прежние духовные и нравственные ценности общественного бытия, а новые находились в стадии своего формирования, которая не завершилась и по сей день.
На наш взгляд, применительно к данному периоду, можно вполне говорить о духовно-нравственном кризисе российского общества, который сопровождался разрушением и существовавшей в то время морали и этики. После системных разрушений и реформ 1990-х гг. духовность и нравственность в российском социуме существенно девальвировалась, и, на смену устоявшимся идеалам пришли новые ценности, связанные с рыночным, капиталистическим укладом. Зачастую, не имея опыта существования в таких общественных условиях, российское общество оказалось в состоянии духовно-нравственной аномии, утраты основных, стержневых основ своего социокультурного бытия. Не случайно сейчас, в современной России, -возрождение духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных задач государственной политики, которая должна способствовать обретению российским социумом потерянных ориентиров своего развития и служить делу возрождения патриотизма и духовности в новой России.
Исходя из этого, духовность и нравственность должны стать основополагающими основами существования современного российского общества. Не все существующие в нем общественные проблемы могут решаться только экономическими, политическими методами, важнейшую роль 1 в процессе перемен имеет духовная и нравственная атмосфера общественной жизни, именно она делает существование в том или ином обществе осмысленным и предоставляет ему историческую перспективу развития.
На современном этапе развития мировой цивилизации невозможно представить себе передовое общество и государство, в котором разрушена система основных духовно-нравственных норм и ценностей. В таком обществе не могут быть решены имеющиеся политические и социальные проблемы, в нем невозможно нормальное поступательное движение к новым этапам общественного бытия, а осуществление политических, социальных и экономических реформ обречено на неудачу. Исходя из этого, учет и анализ тех перемен, которые произошли в 1990-х гг. в духовно-нравственной сфере российского общества, под влиянием основополагающих социально-экономических и политических реформ, имеет огромное значение, особенно в контексте тех системных преобразований, которые происходят сейчас в современной России.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии проблемы изменения духовно-нравственного состояния российского общества в ходе осуществления реформ 1990-х гг. часто незаслуженно обходились вниманием историков. Предметом исследования, как правило, являлись вопросы политической жизни, экономического развития, различного рода социальные процессы, происходящие в данный период. Изучение глубинных перемен в духовно-нравственной сфере российского общества стало приобретать популярность лишь на рубеже 1990-2000-х гг., что было связано с качественными переменами в развитии гуманитарного знания, поиском новых подходов к исследованию традиционных вопросов.
На более раннем этапе, на рубеже 1980-1990-х гг. при исследовании происходящих в российском обществе в период реформ, социально-политических изменений много внимания историки уделяли эволюции государственной идеологии, альтернативным проектам политического и экономического развития страны, деятельности только появившихся политических партий и объединений.' На волне провозглашенной свободы слова появились работы, посвященные взаимодействию правящей элиты и общества, стали публиковаться данные социологических опросов, различные мониторинга общественного мнения, характеризующие, в том числе и положение общества в духовно-нравственной сфере.
Вскоре после распада СССР в отечественной историографии выделился блок исследований, посвященных демократизации духовной жизни и особенностям социального развития советского и российского социума в период л масштабных перемен, происходящих в 1985-1991-х гг. Особый интерес с точки зрения избранной темы представляют исследования духовного обновления в жизни общества, происходящие под влиянием социально-политических изменений.
Социальная сфера. Преобразование условий труда и быта, М., 1988; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? М., 1989; «Круглый стол» по актуальным задачам изучения рабочего класса // Вопросы истории. 1988. №1; Неформальная Россия М., 1990; Политическая Москва. М., 1993; Капустин Б.Г., Клямкин ИМ. Либеральные ценности в сознании россиян II Полис. 1994. № 2; Основы демократии и власти. M., Союз. 1993; Еськов ГС. Твои права, человек. М., 1993; Бачнадзе ГА. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992; Согрин B.H. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994 и др.
2 Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7; Левада Ю.А. Элита и «масса» в общественном мнении: проблемы социальной элиты // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 6 и др.
3 Якушина Е.И. Демократизация духовной жизни советского общества. 1985-1991. Воронеж, 1993; Кузеванова Л.М. Отечественная центральная периодическая печать СССР 1985-1991 гг. (Проблемы общественной мысли). Ярославль, 1999 и др.
Публикации данного направления приобрели особую актуальность в 1990-х гг., когда начали заметно проявляться последствия экономических реформ в различных сферах общественной жизни, в том числе и духовно-нравственной.4 При этом исследователи отмечали серьезное влияние накопившихся социально-экономических проблем на духовно-нравственную атмосферу российского общества данного периода.5
В 1990-е гг. период реформ вызывал повышенный интерес историков к процессам изменения в духовной и нравственной атмосфере общественной жизни, проявившимся в процессе перехода российского социума к новой государственной и общественной организации.6 В это время, появился комплекс работ, в которых анализировалось влияние системных экономических реформ на общественное сознание, мораль и нравственность российского общества в целом, и его отдельных социальных групп.7
Еще один блок исследований составляли труды, показывающие истоки перемен в духовно-нравственной сфере общественной жизни, их объективную обусловленность происходящими реформационными процессами. Они также содержали интересные данные о наиболее заметных переломных моментах в процессе осуществления социально-экономических преобразований, непосредственно отражавшихся на картине нравственного переустройства о российского общества. Несмотря на наличие определенных идеологических политических пристрастий авторов, работы данного плана дают богатый материал, свидетельствующий о значительных переменах в духовно-нравственных
4 Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник. 1998/99. М., 1999; Социальная сфера России. Ст. сб. М., 1996; Экономика и общество. Сб. Научных трудов. Пермь, 1998 и др.
5 Демографическое развитие России и его социально-экономические последствия. Материалы международной конференции. М., 1995; Попова М.Б. Социальная дифференциация и бедность населения. Петрозаводск, 1998 и др.
6 Социальные ориентиры обновления: общество и человек/ Под ред. Т.Н. Заславской. М., 1990; Зубкова ЕЛО. Общество и реформы. М., 1993.
7 Игнатовский П.А. Экономика, человек и государство. М., 1998; Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. М., 1996 и др.
8 Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994; Стратегия развития регионов. Теория и практика. Пермь, 1998 и др. представлениях россиян, складывании в тот период в российском обществе новой картины мира, основанной на ценностях уже иной исторической эпохи.9
В 1990-х гг. подавляющее число публикаций, посвященных социуму реформируемой «новой России», строилось на основе изучения характера социальных связей внутри него. В рамках данных исследований авторы разделяли россиян по таким социальным признакам, непосредственно влияющим на общественную духовность, мораль и нравственность, как уровень дохода, образ жизни, стандарты потребления, включенность во власть и пр.10 При этом, впервые объектом пристального внимания ученых стало изучение духовно-нравственного состояния маргинальных люмпенизированных групп населения (безработных, беженцев, бездомных, нищих, беспризорных).11
На рубеже 1990-2000-х гг. вышло в свет ряд фундаментальных работ, посвященных процессам деградации общественной структуры и связанных с ними, трансформации всей системы духовно-нравственных ценностей. Так, например, в выпущенной Институтом мировой экономики и международных отношений РАН работе В.А. Красилыцикова «Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций» (М., 1998) в специальной главе «Антимодернизация в России», посвященной развитию страны в 1990-е годы, автор доказывал, что процессы социальной деградации
9 Тяжельникова Во «Картина мира» советского человека и ее эволюция // Сборник учебно-методических материалов. Вып. 1. М., 2000 Соколов А.К. Социальная история России XX в. Человек в историческомизмерении // Сборник учебно-методических материалов. Вып. 1. М., 2000 и др.
10 Голенкова 3.T. Трансформация российского общества. М., 1996; Игитханян Е.Д. Процессы социального расслоения в современном обществе. М., 1993; Социальные и экономические перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996; Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2 и др.
11 Зубова Л., Ковалева Н., ХахулинаЛ. Бедность в новых экономических условиях // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1994. № 4; Зубова Л. Социальное расслоение: положение полярных групп населения // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 1; Зубова Л. Представления о бедности и богатстве. Критерии и масштабы бедности // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 4; Голенкова 3. Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации// Социологический журнал. 1996. № 8; Голенкова 3.T., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности социального бытия // социологический журнал. 2001. № 5; Гордон Л. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. 1994; Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М., 2003 и др. затронули все сферы общественной жизни. Обосновывая это, В. А. Красильщиков писал, что за эти годы реформ была подорвана основа социальной структуры общества, сократилось число квалифицированных рабочих и инженеров, увеличилась армия рабочих-отходников, месяцами не получавших зарплату на своих предприятиях и обеспечивавших пропитание семей отхожими промыслами. В России, в 1990-е гг., считал он, не было какой-либо продуктивной мобилизации ни общества, ни элиты на модернизацию страны, происходил распад многих общественных структур и архаизация всех сторон жизни.12
Вывод о социальной деградации российского общества в 1990-е годы, который повлек за собой крушение всей системы духовно-нравственных ориентиров и опорных символов сознания, содержался и в работах известного советолога, профессора русских исследований и истории Нью-Йоркского университета Стивена Коэна. С. Коэн считал, что в России в 1991-е годы обществу со стороны власти «была нанесена серия экстраординарных болезненных ударов сверху». Исследователь подробно перечислял шоковые политические и экономические меры семилетней истории России. Основной вывод, сделанный американским историком, сводился к следующему: в
России социальная катастрофа оказалась настолько разрушительной и 1 масштабной, что ее еще не знала история XX в.
Схожие оценки находим в публикациях известных российских историков. В.В. Журавлев, характеризуя период реформ 1990-х гг., считал, что в основе неэффективности проводимых реформ лежало неумение верхов строить диалог с обществом и системно решать проблемы модернизации, в результате чего произошла подмена реформ «социальным
14 экспериментированием» власти за счет «низов». А.К. Соколов отмечал, что
12 Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком, Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998. Гл. 7. Завершая век двадцатый. (Антимодернизация в России).
13 Коэн С. Изучение России без России // Свободная мысль. 1998. № 9-12.
14 Журавлев В.В. Исторические корни современных российских реформ// Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации. М., 2003. С. 303-309. колоссальные разрушительные последствия поворота к капитализму привели к «системной деградации» российского общества, невиданному ранее упадку его духовно-нравственной сферы.15
Данную концепцию разделял также А.С. Сенявский. Он писал: «Объективно перед страной стояла задача нового модернизационного рывка в постиндустриальное общество. На деле произошел «рывок» в обратном направлении».16 Российская трансформация второй половины 1980-х - 1990-х гг. определялась исследователем как «цивилизационная катастрофа», означавшая «радикальную смену модели общественного развития, направленную не только на слом собственно «коммунистических» общественных институтов, но и глубинных форм российской цивилизации». Проанализировав доступный ему эмпирический материал, автор сделал вывод: экономическая, демографическая, социальная и культурная деградация страны в 90-е годы привела к разрушению всего комплекса духовно-нравственных ценностей российского общества, ломке глубинных цивилизационных основ народной жизни, резко ухудшила среду существования россиян.17
В историографии конца 1990-х - начала 2000 гг. появились более углубленные исследования духовно-нравственного состояния российского общества в годы реформ, исследователи подробно освещали эволюцию картины мира россиян в 1990 гг.18
В данный период, Российский независимый институт социальных и
15 Соколов А.К. Конец советской истории // Россия на рубеже XXI века; оглядываясь на век минувший. М., 2000. С. 259-269.
16 Сенявский А.С. «Урбанизационный переход» России в XX веке как составляющая модернизационного процесса: условия, реализация, результаты // Россия на рубеже XXI века. М., 2001; С. 232.
17 Сенявский А.С. Цивилизационный подход к российской истории: теоретико-методологические аспекты // История России. Теоретические проблемы. М., 2002. Вып. 1; Россия на рубеже XXI века: оглядываясь на век минувший. М., 2000 и др.
18 Алексеев С.В. Идеологические ориентиры России: основы новой общероссийской национальной идеологии. В 2-х томах. М., 1998; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000; Вызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. 2002. № 10 и др. национальных проблем издавал серию коллективных трудов Института «Обновление России: трудный поиск решений», в рамках которой в числе прочих проблем трансформационного периода, исследовалась и проблема духовно-нравственного обновления российского общества.19 Она также исследовалась в коллективных монографических изданиях: «Россия: трансформирующееся общество» (М., 2001), «Россия реформирующаяся» (М., 2002), которые выпустил в свет Институт социологии РАН."
На страницах данных изданий, авторы тщательно и скрупулезно анализировали те факторы, которые имели определяющее влияние на систему духовно-нравственных норм и ценностей российского социума. Рассмотрев наиболее опасные из них, сделали вывод, что в России сформировалось «общество всеобщего риска». Они обосновали этот вывод, выделив ряд так называемых рискогенных характеристик, присущих российскому обществу 1990-х гг.
В обществе, как отмечали авторы, отсутствовало согласие относительно базовых духовно-нравственных ценностей и целей; существовал всеобщий дефицит доверия; одни выживали за счет других, а все - за счет природы и проедания богатства, созданного трудом предшествующих поколений и сверхэксплуатацией человеческого потенциала. Среда обитания Российского общества 1990-х гг. как природная, так и социальная, - считали исследователи, - постоянно воспроизводила ситуации, связанные с риском повседневной жизни людей. Главным ориентиром деятельности общества, в том числе и в духовно-нравственной сфере стала, по их мнению, стремление к достижению материального успеха любой ценой.
Вследствие этого теневые и криминальные сообщества все больше претендовали на участие в общественных процессах. Производство «рисков», доказывали ученые, являлось в 1990-е годы важным фактором существования
19 Серия коллективных трудов под общим названием «Обновление России: трудный поиск решений».
20 Россия: трансформирующееся общество. М., 2001; Россия реформирующаяся. М., 2002 и др. и социума. Социально взрывоопасным, «рискогенным» стало неприемлемое с точки зрения традиционной морали и нравственности, разделение населения
21
России на сверхбогатое меньшинство и обнищавшее большинство. Исследователи считали, что ключевой характеристикой российского социально-политического и экономического развития в период реформ стал сдвиг общества к таким социальным ориентирам, когда «производство рисков» вытесняло производство общественного блага, будь-то здоровье населения, его интеллектуальный потенциал, духовно-нравственные ценности.22
Весьма интересными, в контексте нашего исследования, публикациями являлись также тематические сборники Интерцентра (Междисциплинарного академического центра социальных наук), издаваемые совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук под общим названием «Куда идет Россия?» (редактор академик Т.И. Заславская),*" а также публикации историко-политологического семинара «Россия в условиях трансформаций».24 Значительным вклад в исследовании проблемы в рамках данного научного подхода стала вышедшая под эгидой Института комплексных социальных исследований РАН работа М.К. Горшкова: «Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ)» (М., 2000),2э подводящая итоги многолетним социологическим наблюдениям.
В данной связи, необходимо отметить, что основная масса исследований по избранной нами тематике, помимо перечисленных выше, была представлена публикациями историков, политологов и социологов. Нередко, это были сборники статей или статьи в ведущих общественно-политических журналах,
21 Россия: трансформирующееся общество. М., 2001. С. 21-44.
22 Россия: трансформирующееся общество. М., 2001. С.ЗЗ.
23 Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1994, 1995. Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996; Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998; Куда идет Россия?. Власть, общество, личность. М., 2000; Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002; Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. М., 2003 и др.
24 Россия в условиях трансформаций историко-политологический семинар. Вып. 1-23. М: ФРПЦ, 2000-2002.
25 Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000. таких как «Полис», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Свободная мысль», «Социально-гуманитарные знания», «Век XX и мир», «Новая и новейшая история», «Отечественная история» и др."
Если говорить о главных направлениях анализа проблемы, то, на наш взгляд, наиболее отчетливо выделялись следующие линии исследований. Это, во-первых, работы, посвященные общему анализу качественных изменений, произошедших в духовно-нравственной сфере российского общества в
27 годы реформ. Во-вторых, это рассмотрение новых явлений в данной сфере общественной жизни. В целом ряде работ с позиций политологического, социологического и социально-психологического анализа рассматривались также проблемы развития духовно-нравственной сферы и массового сознания россиян, исследовался менталитет российского населения в переходный период.29
Тем не менее, несмотря на обилие имеющихся публикаций, научное осмысление духовно-нравственных проблем постсоветской России находится на начальном этапе своего становления. Проведенный нами анализ
26 Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994; Россия - преодоление национальной катастрофы. М., 1999; Реформирование России: от мифов к реальности: В 2 тт. М., 2001; Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003 и др.
27 Бестужев-Лада И.В. Перспективы трансформации России. М., 1998; Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и в России: итоги и уроки // МЭ и МО. 2000. № 5; Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии. М., 1997; Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации. М., 2003; Осипов Г.В. Реформирование России: итоги и перспективы. Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1999; Плимак Е.Г., Паншин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000; Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994; Реформирование России: от мифов к реальности: В 2 тт. М., 2001; Современное российское общество: переходный период. М., 1998; Шевцова Л.Ф. Посткоммунистическая Россия: логика развития и перспективы. М., 1995 и др.
28 Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003; Она же. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М., 2004; Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996; Рывкина Р. Драма перемен. М., 2001 и др.
29 Динамика ценностей населения в реформируемой России / Под ред. Н.И. Лапина. М., 1996; Доненко Е.Л. Психология манипуляции. M., 1994; Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения). М., 1997; Кара-Мурза СГ. Манипуляция сознанием. M., 2000; Кара-Мурза Л.Л., Панарин А.С, Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4; Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000; Петухов В. В. Трансформационные процессы и их отражение в массовом сознании // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1998; Судас Л.Г. Массовое сознание. В поисках новой парадигмы. М., 1996; Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. № 4; Тощенко Ж.Т. О парадоксах общественного сознания // Социологические исследования. 1995. №11. историографии проблемы, также свидетельствует о крайне фрагментарном ее изучении. Исходя из этого, ее исследование в современный период исторического времени представляется полностью оправданным и обоснованным.
Исходя из этого, объектом данного диссертационного исследования является духовно-нравственная сфера существования российского общества.
В данной связи целью работы является комплексное изучение изменений в духовно-нравственном состоянии российского общества под влиянием системных реформ 1990-х годов.
Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы в работе поставлены следующие задачи:
- показать общую обусловленность состояния духовно-нравственной сферы российского общества характером радикальных реформ 1990-х гг.;
- осмыслить доминирующие тенденции эволюции духовно-нравственного состояния общества, изменения в системе социальных ценностей россиян; проанализировать процессы развития асоциальных девиаций и криминализации российского общества в 1990-е годы.
Хронологические рамки исследования охватывают относительно самостоятельный, оригинальный и судьбоносный этап в истории страны с начала распада СССР в декабре 1991 г. до конца 1990-х гг. и прихода к власти нового политического руководства во главе с В.В. Путиным. При этом основной целью проводимых в 1990-х гг. реформ было провозглашено создание правового, либерального государства, демократизация существующего политического режима. Необходимость проведения данных преобразований была вызвана глубоким кризисом прежней советской общественно-политической модели, и необходимостью ее перехода к новой, основанной на демократических ценностях и правом устройстве общества и государства. В этот сравнительно небольшой по хронологии период в жизни страны произошли кардинальные изменения, затронувшие основы государственного строя, общественных отношений, экономических принципов. Эти грандиозные по масштабам и значимости изменения происходили при самом непосредственном участии огромных масс населения страны и существенным образом сказались на духовно-нравственном состоянии российского общества.
Территориальные рамки исследования включают в себя складывающееся в 1990-х гг. административно-территориальное деление Российской Федерации, нового общественного и государственного образования, правопреемника СССР. В ходе данного процесса произошла трансформация духовно-нравственного состояния российского общества, возникли новые ориентиры его политического и социально-экономического развития.
Источниковая база диссертации формировалась на основе использования как опубликованных, так и архивных документов и материалов. В данной связи необходимо отметить, что исследование исторического процесса в 1990-е гг. имеет свою специфику с точки зрения источниковых возможностей. С одной стороны, многие факты и события общеизвестны и еще недавно циркулировали в обществе главным образом в средствах массовой информации.
С другой стороны, исследователю новейшей истории доступны не все источники, так как многие документы, хранящиеся в текущих архивах, до сих пор остаются вне досягаемости. Особенно это касается многих официальных документов 1990-х гг., то есть именно тех, которые интересуют диссертанта в хронологическом и содержательном плане. Документы деятельности Администрации президента, справки, докладные записки Президенту РФ, стенограммы совещаний и т.п. документы хранятся в Архиве президента РФ, куда имеет доступ узкий круг лиц. Недоступны для исследователя материалы заседаний Правительства РФ и наиболее значимая документация министерств и ведомств. Прочие архивные материалы по избранной теме, несмотря на, казалось бы, свой внушительный объем, почти не систематизированы, а в ряде случаев, также малодоступны широкому кругу исследователей.
Тем не менее, основная часть доступных и используемых нами материалов отложилась в центральных архивах. Автор использовал документы из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ, Ф. 17) в котором содержались материалы, отражающие духовно-нравственное состояние общества начала 1990-х гг. и относящиеся к периоду завершения исторического существования Советского Союза и перехода к новой государственной и общественной модели — Российской Федерации. Нами также изучались документы, отложившиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ Ф. А-259, Р-5451, 1562), относящиеся уже к различным сферам деятельности органов власти и государственного управления в сфере культуры и духовной жизни нового государства Российской Федерации.
В рамках данного диссертационного исследования подробно изучались фонды Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ, Ф. 5, 89), которые содержали в себе материалы, отражавшие характер и основные направления кризисных процессов в социально-политической сфере общественной жизни в 1990-е гг., а также специфику изменений морально-нравственных ориентиров россиян. В последнем архиве особый интерес представляет коллекция рассекреченных материалов, относящихся к советскому периоду и периоду формирования общественных структур новой России, собранных в 89 фонде.
В силу определенных, указанных выше обстоятельств, диссертант вынужден был компенсировать недостаток архивных материалов широтой и разнообразием источников разных видов. Первую и очень значимую группу источников составляли официальные документы и материалы. Важнейшими законодательными документами являлись Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.;30 Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, опубликованные в «Собрании актов Президента РФ и Правительства РФ», «Собрании законодательства Российской Федерации».31 К этой группе источников относятся также послания Президента Российской Федерации. Среди источников официального характера выделим также опубликованные материалы заседаний Госдумы в 1999 г.32
В рамках проведенного исследования нами изучались и региональные нормативно-правовые документы. К группе официальных документов относятся также проанализированные в диссертации доклады: МВД РФ Президенту РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией». 17 января 1997 г.; доклад Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова в Совет Федерации «О состоянии законности и правопорядка в РФ и работе органов прокуратуры в 1996 г.». 13 февраля 1997
34 г. Исследование данных документов позволило выявить особенности политико-правовых и социально-политических отношений после приятия Конституции 1993 г. и роль различных ветвей и органов власти, в процессе изменения духовно-нравственного состояния российского общества в период 1990-х гг.
Ко второй отдельной группе источников можно отнести различные аналитические документы, подготовленные в партийно-правительственных кругах, аналитические материалы Государственной Думы РФ, МВД РФ,
30 Конституция Российской Федерации. М., 2000.
31 Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ.
32 Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ: Сборник документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по оценке соблюдения процедур и правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ, и их рассмотрения в Государственной Думе 13-15 мая 1999 г, / Под общ. ред. В.Д. Филимонова. М., 1999 и др.
33 Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. М., 1997.
34 Доклад МВД Президенту РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией» 17 января 1997 // Независимая газета. 1997. 17 января; Доклад Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова в Совет Федерации «О состоянии законности и правопорядка в РФ и работе органов прокуратуры в 1996 г. 13 февраля 1997 г. // Независимая газета. 1997. 19 февраля и др. документы ведущих политологических и экономических центров страны, бизнес-корпораций, отражавших общий характер социально-экономической и
35 политической ситуации в стране в рассматриваемый период. Обширный новый материал о специфике криминогенной ситуации в 1990-е гг. и пробелах в деятельности органов правопорядка был извлечен из Аналитического документа МВД РФ «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях» (1997 г.).
Третьей самостоятельной группой источников являлись официальные статистические издания. Это сборники Госкомстата РФ, «Социально-экономическое положение России», «Уровень жизни населения России», «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», «Труд и занятость в России» и др. Статистическая информация, извлеченная из официальных сборников Госкомстата РФ, стала основой для анализа состояния социально-трудовой сферы в 1990-е гг. и изменений в социальном положении населения. К числу важнейших данных социальной статистики, которые изучались в ходе работы над проблемой, относились данные о численности работающих по отраслям экономики; показатели уровня занятости и безработицы, состава безработных. Очень важны были данные динамики оплаты труда, задолженностей по зарплате в 1990-е гг., динамики
35 Статистические характеристики законодательной деятельности Государственной Думы второго созыва (19961999). Материалы Аналитического управления аппарата Госдумы РФ. М., 2000; Доклад Фонда развития парламентаризма в России «Парламентаризм в России: опыт и перспективы. 1994 г.». М., 1995; Доклад Фонда развития парламентаризма в России «Парламентаризм в России. Федеральное Собрание, 1993-1995 гг.». M., 1996; Доклад Фонда развития парламентаризма в России «Парламентаризм в России. Федеральное Собрание, 1996-1999 гг.». M., 2000; Аналитические записки 1997-1999 гг. Центра политических рисков и Центра политических технологий «Политическое положение России»; Доклад Центра политических технологий (И. Бунин, А. Зудин, Б. Макаренко, К. Рославлев) «Сценарии развития ситуации в России». Август-сентябрь 1998. // Независимая газета. 1996. 10 октября; 1997. 25 февраля; 1998. 25 июня, 18 августа; НГ-Сценарии. 1998. № 4, 6, 7, 10; 1999. № 3, 5, 6, 7; Аналитические .материалы МВД РФ «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях». М., 1997; «Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы». Совместный доклад Отделения экономики РАН и Международного фонда «Реформа». Январь 1994 г. M., 1994; Аналитическая справка Федеральной службы занятости «Об основных направлениях процессов высвобождения работников по отраслям народного хозяйства//Человек и труд. 1994. №1идр.
36 Российский статистический ежегодник. М., 1994-2001; Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. M., 2000; Труд и занятость в России: Статистический сборник. M., 1999; Уровень жизни населения России: Статистический сборник. М., 1996; Экономическое положение России: Статистический сборник. M., 2000; Госкомстат России. Регионы России: Официальное издание. Т. 1,2. M., 1998 и др. забастовочного и протестного движения, непосредственно влияющие на духовно-нравственную атмосферу в обществе. Исключительно ценной были немногочисленные показатели официальной госстатистики, которые характеризовали неравенство в доходах и потреблении разных групп населения, что позволило проследить важнейшие тенденции духовно-нравственного развития российского общества в 1990-е гг. Кроме того для решения поставленных в диссертации задач привлекались обобщенные результаты нескольких фундаментальных и высоко-репрезентативных социологических опросов.37 Здесь была использована информация о динамике удовлетворенности россиян уровнем своей материальной обеспеченности, об иерархии проблем повседневной жизни, с которыми они сталкивались, и об отношении к общественным преобразованиям 1990-х годов, представленная в этих исследованиях.
Четвертой важнейшей группой источников, учитывая специфику данного исследования, являются опубликованные документы и материалы, отражающие особенности внутреннего духовно-нравственного состояния личности в переходный период. В первую очередь это мемуарная литература того времени дающая представление о специфике политических и личностных отношений в высшем правящем слое, об морально-нравственной атмосфере в его среде и внутренних механизмах осуществления власти. К настоящему времени своими впечатлениями о пребывании во власти поделились многие политики и чиновники высшего ранга. Это Президент Б. Ельцин, его политический противник, председатель Верховного Совета РФ Р. Хасбулатов, бывшие премьеры Е. Примаков, Е. Гайдар, министры Б. Федоров, А. Куликов, В. Ковалев, бывший Генеральный прокурор РФ Ю. Скуратов, высшие чиновники Администрации и Службы охраны президента
37 Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации; мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002. М., 2003; Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. 19931997 гг.; Мониторинг социальных и политических индикаторов «Российское общество и радикальные реформы» / Под ред. В.К. Левашова. M., 2001 и др. и др.38 Определенную информацию о ходе приватизации можно извлечь из книги «Приватизация по-российски», подготовленной под редакцией А. Чубайса руководителями Госкомимущества РФ, и книги Ю. Болдырева,
39 бывшего заместителя председателя Счетной палаты РФ. Исключительно ценной с точки зрения передачи атмосферы и характера действий ближайшего президентского окружения является работа, подготовленная группой помощников президента (Ю.М. Батурин, А.А. Ильин, В.Ф. Кадацкий. В.В. Костиков, М.А. Краснов, А.Я. Лившиц, К.В. Никифоров, Л.Г. Пихоя, Г.А. • Сатаров) «Эпоха Ельцина».40 Рассматривая мемуарную литературу, исследователь получал хотя бы противоречивый, но обширный и весьма ценный материал, дающий возможность составить сбалансированную картину фундаментальных изменений, происходящих на определенном фоне политических взаимоотношений в период 1990-х гг. в духовно-нравственной сфере российского общества.
Весьма ценным источником в рамках данной группы являются также документы, содержащие в себе сведения о религиозной и внутренней духовной жизни россиян в 1990-е гг. 41 Как известно в данный период российское общество в силу кризисных обстоятельств своего существования, переживало духовный, религиозный подъем, во время которого многие становились приверженцами как «официальных», традиционных религиозных доктрин и вероучений, так и различных религиозных сект и объединений.
38 Ельцин Б. Записки президента. М., 1994; Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2000; Хасбулатов Р. Великая российская трансформация: В 2 кн. М., 2004; Он же. Взорванная жизнь. М., 2002; Примаков Е. Восемь месяцев плюс. М., 2002; Гайдар Е. Дни поражений и побед. М., 1996; Федоров Б. 10 безумных лет. Почему в России не состоялись реформы. М., 1999; Федоров Б. Пытаясь понять Россию. СПб., 2000; Куликов А. Тяжелые звезды. М., 2000; Ковалев В. Версия министра юстиции. М., 2002; Скуратов Ю. Вариант дракона. М., 2002; Коржаков Л. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997; Костиков В. Роман с президентом. М., 1997; Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000 и др.
39 Приватизация по-российски / Под ред. Л. Чубайса. М., 1999; Болдырев Ю. О бочках меда и ложках дегтя. М., 2003.
40 Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.
41 Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. М., 1992; Решение Хорошевского Межмуниципального народного суда от 21 мая 1997 г. // Секты против Церкви; Огненный столп покаянный. М., 1991; Свидетельства и документы Церкви. М., 1999; Учение «Белого братства» излагается по листовкам, газетам и другим публикациям секты, имеющимся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Ионского; Листовки «Белого Братства». Б. м., б. г.
Материалы об этом духовно-нравственном искании российского населения также входя составной частью в структуру нашего исследования.
Шестой группой источников, являлась периодическая печать. Автором использовались материалы ведущих газетных изданий.42 Особенно ценным в контексте данного исследования являлось то, что в периодической печати давались различные репортажи с места событий. Приводились письма и обращения граждан, прекрасно характеризовавших морально-нравственный климат в российском обществе периода реформ. Степень привлечения периодической печати как источника в нашем исследовании весьма высока. Автор диссертации исходил из того, что периодическая печать несет особую информационную насыщенность и может дать обстоятельное представление об изменениях в духовно-нравственной сфере в 1990-е гг.
В целом, проведенный обзор показывает, что источниковая база для исследования темы диссертации уже весьма обширна. Каждая из охарактеризованных нами групп источников несет свою специфическую информацию, необходимую для обстоятельного анализа духовно-нравственного состояния российского общества в период проведения реформ 1990-х гг.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые на основе широкого круга источников проведено комплексное конкретно-историческое изучение духовно-нравственного состояния российского общества в контексте реформ 1990-х гг. в его противоречивой целостности.
Проведенным исследованием установлено, что порожденные курсом на решительное реформирование советской политической и социально-экономической системы общественные настроения, первоначально связанные с ожиданиями немедленных позитивных перемен, в 1990-е гг. вошли в глубокое противоречие с реалиями российской повседневности. При этом масштабы и
42 Газеты «Российские вести», «Российская газета», «Независимая газета», «Труд», «Известия», «Советская Россия», «Коммерсант». глубина кризиса, в который погрузилось общество, не только затруднили формирование новых позитивных духовно-нравственных ценностей, присущих развитым демократиям, но и обусловили серьезную деформацию традиционных общечеловеческих норм. В конечном счете, именно недооценка морально-нравственной составляющей реформ обусловила их результаты.
Изученные материалы доказывают, что одной из наиболее негативных черт периода стал радикальный разрыв не столько с коммунистической, сколько с российской социокультурной традицией. Он привел к очевидной деградации массового сознания, в частности, связанной с такими изменениями в иерархии жизненных ценностей как девальвация признанных норм общественной солидарности, взаимопомощи, толерантности, внедрение в общественное сознание искаженных представлений о смысле бытия, жизненном успехе, отношениях в обществе. Особенно опасно, что стремление к успеху любой ценой (к власти, наживе, удовольствиям и т.д.) активно поощрялось новой российской элитой, подконтрольными ей СМИ.
Исследованием установлено, что свое законченное выражение кризисные черты духовно-нравственного состояния российского общества нашли в стремительном развитии асоциальных девиаций и преступности, в 1990-е гг. поражавших все новые слои населения. Причем если для основной его массы данные искажения морали стали результатом реакции на растущую нищету, то для формирующихся элитных групп явились скорее следствием нового типа самоидентификации. В условиях резкого ослабления основ государственности, когда оказались попранными как нормы закона, так и нормы общественной морали, особенно тревожным стало развитие деструктивных тенденций в системе ценностей подрастающего поколения.
Методологическая основа. Методологическая задача диссертационного исследования заключалась в поисках оптимального сочетания эмпирического, конкретного изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, выявлении сущности и внутренней логики развития социально-политических процессов в указанный хронологический период. Несомненно, главенствующим является принцип историзма: все рассматриваемые вопросы исследовались нами в исторической последовательности их развития. Это определялось и самим характером взятого для исследования периода, имеющего достаточно четко очерченные этапы. При написании диссертации использовались сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы исследования, что позволило переосмыслить особенности развития духовно-нравственной сферы российского общества в 1990-х гг.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что собранные материалы, полученные результаты и научные выводы могут быть использованы в деятельности органов государственной власти, отвечающих за социальное и духовно-нравственное развитие российского общества. Материалы диссертации могут также использоваться для подготовки научных и учебно-методических трудов, привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях, занятых подготовкой историков, экономистов, социологов и работников государственного аппарата.
Апробация исследования. Результаты диссертации изложены в публикациях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе2006 год, кандидат философских наук Доржиева, Мария Лхамажаповна
Социокультурный анализ нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе2005 год, кандидат социологических наук Обаева, Елена Викторовна
Революция в средствах массовой информации и ее влияние на культурное развитие российского общества в 1990-е гг.2003 год, кандидат исторических наук Баринова, Ирина Константиновна
Социальная политика Российской Федерации в условиях системной трансформации: 1985-1999 гг.2007 год, кандидат исторических наук Найденов, Кирилл Александрович
Борьба с девиантным поведением и преступностью в молодежной политике Российской Федерации: 1991-1999 гг.2005 год, кандидат исторических наук Назарова, Екатерина Александровна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Копыл, Дмитрий Владимирович
285 Результаты исследования опубликованы: НГ-Сценарий. 1997. №6. для России ценностных систем. Ценности духовно-нравственного характера, преобладавшие в российском менталитете, начали активно вытесняться сугубо материальными, прагматическими. В отношении некоторых базовых жизненных ценностей знак их предпочтения сменился на прямо противоположный. Так, например, до середины 90-х годов еще две трети населения страны отдавали приоритет ценности свободы по сравнению с ценностью материального благополучия. К 1997 г., наоборот, две трети россиян ставили материальное благосостояние значительно выше ценности свободы. Причем коренные изменения в предпочтении этих двух базовых жизненных ориентиров произошли в сознании примерно 30% россиян. Аналогично поменялись местами ценность интересной, творческой, содержательной работы с ценностью величины ее оплаты. В количественном отношении смена приоритетов охватила почти ту же треть населения страны.
Под воздействием новой ситуации в 90-х годах произошел серьезный сдвиг в отношении к такой очень важной нравственной норме, как спокойная совесть. В течение ряда лет она занимала лидирующее место в иерархии предпочтений. Во второй половине 90-х годов эта норма утратила свое лидерство, уступив место таким ориентациям, как власть, успех, возможность влияния на других. При этом число людей, которые устремление к власти стали ценить выше сохранения спокойной совести, возросло за 1996 г. в три раза - с 6 до 18%.
Из статистических данных видно, что число лиц, назвавших себя гражданами России, не доходило даже до 60%, Наличие в стране почти половины населения, не способного или не желающего идентифицировать себя с государством, в котором они живут, свидетельствовало о серьезном размывании базисных социально-нравственных ориентации. Утрата духовных ориентиров повлекла за собой распространение в массовом сознании культа вседозволенности и насилия, идей экстремизма, ожидания дарованных, а не заработанных собственным трудом материальных благ, стремления к удовлетворению низменных потребностей. Характерным показателем серьезных деформаций состояния общественного правосознания и нравственности явился тот факт, что основная часть преступлений в 90-е годы была совершена ранее правопослушными гражданами. Например, в 1996 г. 73,2% преступлений совершали лица, ранее не имевшие проблем с правоохранительными органами. Только за 5 месяцев 1997 г. «новая» преступность составила 70,6%." Подобная социально-криминологическая особенность преступности в России свидетельствовала о надломе в духовной сфере личности. Подчеркнем, что девальвация духовно-нравственных норм и ценностей происходила на фоне значительного ущемления материальных прав и интересов населения, стремительной поляризации общества. Это обстоятельство усиливало процесс разрушения морали и поведения людей.
Таким образом, в 1990 г. начались процессы масштабной криминализации российского общества, которые оказали огромное воздействия на систему его духовных ценностей и морально — нравственных норм. Вышедший из длительного подполья отечественный криминал в значительной мере подчинил себе ресурсы и финансовую систему страны. В данный период, из страны уходили значительные финансовые средства, которые оседали на счетах зарубежных банков. Отток капитала из России в данный период приобрел не мыслимые ранее масштабы. В данной связи, особенно важной для преступного сообщества стала деятельность в банковской сфере. Нередко именно через банки отмывались преступные доходы бандитских группировок. В некоторых случая банки напрямую контролировались преступными сообществами, представители которых входили в состав их учредителей и директоров. Аферы в банковской сфере в 90-е гг. приобрели поистине грандиозные масштабы и нанесли огромный ущерб российской экономике.
Организованная преступность также в значительной степени контролировала
286
МВД РФ о состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях: Аналитические материалы. M., 1997. С. 6. и отечественную промышленность, активно участвуя в приватизации и скупая целые промышленные предприятия. Проникала она и в сельское хозяйство. Здесь она захватывала значительные земельные угодья и устанавливала монопольные цены на произведенную продукцию, диктуя сельхоз производителям свои условия. Фактически в сфере деятельности организованной преступности оказался и потребительский рынок. Во многих частях России общественные рынки полностью контролировались преступными группировками. Они же не редко устанавливали цены на продукты питания.
С течением времени благодаря всем эти видам деятельности отдельным представителям преступного сообщества удалось создать гигантские состояния, целые финансовые империи, которые диктовали свою волю уже и органам государственной власти. Наиболее известным примером в данной области служит формирование олигархической империи Бориса Березовского. Ее деятельность наблюдалась в самых различных сферах жизни общества. Кроме того, ее основатель добивался и высшей политической власти в стране. Несколько раз он был назначен на крупные государственные посты. Березовский был также близок к семье президента Б.Н. Ельцина и пользовался огромным политическим влиянием во властных структурах.
В ряде случаев оно само, своими действиями поощряло распространение преступных проявлений в стране. Именно бездеятельность органов государственной власти, ее структур стало и причиной кардинального изменения морально-нравственного климата в стране. В данный период коррупция в органах государственной власти достигла не виданных ранее размеров. Она поразила все органы власти и сделала их деятельность практически не возможной. Важным фактором в процессе криминализации общества также была и слабость новых государственных институтов ельцинской России, вседозволенность и бесконтрольность государственного аппарата.
Органы МВД, которые в данный период были призваны выполнять задачу борьбы с преступностью, в ряде случаев не только не противостояли криминалу, но и нередко действовали с ним за одно, что способствовало разрастанию в стране криминального хаоса. Почва для упадка морали и нравственности была в это период создана и в социальной сфере в результате проведения не продуманных социально-экономических преобразований. Так, существенно возросло количество социальных слоев и групп, из которых и рекрутировалось российская преступность. Огромное количество людей в это время находилась в местах заключения, и имело за плечами лагерный опыт. Выходя на свободу, они нередко вновь становились на преступный путь, пополняя ряды преступных группировок. В обществе распространялась своеобразная мораль и нравственность преступного мира. Специфическая субкультура и образ жизни переносился из лагерной реальности в общественную, которая все больше существовала не по писанным государственным законам, а по принятым в уголовной среде воровским понятиям.
В данный период распространение асоциальной морали в обществе и утрата духовных ориентиров явились важнейшими социально-психологическими факторами определявшими характер духовно-нравственных ценностей в 1990 г., в переходную эпоху социально-экономических реформ.
Заключение
В рассмотренный период 1990-х гг., на протяжении жизни всего лишь одного поколения в России, в результате проведения масштабных социально-экономических реформ, сменился весь уклад жизни российского населения, а также политическая система общества. В 1990-е гг. с одной стороны общество освобождалось от засилья коммунистической идеологии, давления государства на все сферы общественной жизни, а с другой стороны, оно утратило привычные социальные гарантии и стабильность социальных связей, внутреннее единство и безопасность. В стране стали развиваться самые различные политические, социальные, экономические процессы, которые меняли и духовно-нравственный облик российского социума, его систему ценностей и нравственных норм.
В политической сфере общественной жизни произошло избавление от однопартийной коммунистической системы, возник политический плюрализм, развивалась система многопартийности. Такие перемены были не виданы для. советского человека, привыкшего к гегемонии одной партии, чьи действия во внутренней и внешней политике считались абсолютно непогрешимыми. Важно отметить, что во многом развитие демократических институтов было позитивным процессом, который вел к раскрепощению общественного сознания, к отказу от стереотипов политического мышления, к свободомыслию и политическим свободам.
Вместе с тем снятие всех барьеров на пути политического развития страны привело к дезъориентированию сознания значительной части населения. Общество оказалось расколотым по политическому признаку, в нем наблюдалась резкая поляризация и идейно-теоретическое размежевание. Оно не было устоявшимся и определившимся в своих политических предпочтениях. Политические симпатии и антипатии населения переходили с одного полюса политического спектра на другой, от одной идеологической крайности социум стремился к противоположенной, метания целых слоев и социальных групп в политической сфере стали обычным делом.
Это приводило к тому, что на гребне политической волны оказывались, то одни, то другие политические силы, которые чаще всего использовали власть для решения своих узкогрупповых, эгоистических задач. Кроме того, постоянная смена курса и бесконечные политические преобразования вели к нестабильности политической системы, ее непрочности и приводили к возникновению подспудно зреющих политических и социальных конфликтов. Крупнейший из них проявился в октябре 1993 г. Он завершился расстрелом законно избранного парламента и уличной войной в Москве, а также принятием новой Конституции 1993 г.
Данные политические изменения оказали значительное влияние на всю систему духовно-нравственных норм в обществе. Прежде оно никогда не сталкивалось с подобными приемами политической борьбы, грязными политическими технологиями, с распространением политического нигилизма во властной вертикали за которым стояло лишь одно: желание использовать полученную государственную власть для своего личного обогащения. Все это оказало мощное разрушительное воздействие на духовно-нравственные ценности общественной жизни. Эту тенденцию усилило в дальнейшем не соблюдение властью ею же декларируемых политических норм и принципов. Открытое пренебрежение волей избирателей и нормами демократического народовластия.
Прежние нормы нравственности не предполагали применение таких способов и методов захвата политической власти, но теперь в новом российском обществе они стали реальностью. Важным фактором распада духовно-нравственных ценностей прошлого и изменения всей системы морально-нравственных координат стало распространение в 1990-е гг. межнациональных конфликтов и противоречий немыслимых во времена существования СССР не столько по причине силы государственной власти, сколько по причинам духовно-нравственного порядка. Советская система, при всех ее противоречиях, базировалась на основополагающем принципе, который предусматривал единение всех наций и народностей огромной страны в рамках единой социокультурной общности.
Теперь это единство было разрушено, и на смену ему пришла межнациональная конфронтация, которая охватила политическое пространство бывшего СССР. Особенно острым на территории постсоветской России был чеченский конфликт, который унес многие тысячи человеческих жизней и послужил водоразделом в процессе трансформации этических и духовно-нравственных норм российского социума. Использование неблаговидных политических приемов в политической сфере, привело также к конфликту ряда российских областей с федеральным центром, едва не перешедших в фазу острого гражданского противостояния.
Не меньшие изменения, влияющие на духовно-нравственную атмосферу в стране, наблюдались в социальной и экономической сфере общественной жизни. Вскоре после начала масштабных реформ практически полностью была разрушена прежняя система социального обеспечения, создаваемая новая не могла решить задачи социального плана, которые стояли перед российским обществом. Она не могла обеспечить социальные гарантии и достойное существование россиянам и фактически служила имитацией социальной защиты в стране.
Огромный удар по системе традиционных духовно-нравственных норм в российском обществе нанесла масштабная приватизация, проводившаяся в 1990-е гг. Осуществляемая в это время ельцинскими младореформаторами она носила хищнический, по существу грабительский характер. Она привела к тому, что огромные богатства, ранее принадлежавшие всему обществу, были за бесценок фактически розданы новоявленным нуворишам, которые стали хозяевами бывшего народного достояния. Размах приобретенных ими в 1990-е гг. неправедным путем богатств и ресурсов поражал воображение. В то же самое время большинство населения в результате действия различных приватизационных схем от приватизации не получило фактически ничего и осталось все в том же нищенском положении.
Несправедливость и не обоснованность раздела государственного имущества подорвала устои общественной жизни и нравственности некогда коллективистского, социально-ориентированного общества и стремительными темпами разрушала систему его исторически сложившихся ранее нравственных ценностей. Повсеместно распространялась психология индивидуализма, стремление к личному обогащению любыми путями не считаясь ни с какими общественными запретами и нравственными нормами. В 1990-е гг. россияне в одночасье оказались в новой экономической системе, в которой появилась частная собственность и в которой все предприятия, фабрики и заводы, а также сырьевые и земельные ресурсы принадлежали не государству, а частным владельцам. Все же остальное население оказалось в положении их наемных рабочих, призванных теперь трудиться на новых хозяев.
Переход гигантской государственной собственности в частные руки вовсе не привел к установлению гармоничных отношений в сфере труда или к повышению жизненного уровня работников. Напротив, в тот период, он привел к колоссальной деградации отечественной экономки, к развалу ряда ее отраслей и перспективных направлений развития. Он также способствовал массовому обнищанию населения. Реальное многократное падение заработной платы, снижение уровня жизни подавляющего числа населения привели к люмпенизации и маргинализации целых социальных слоев и общественных классов. Все это также способствовало их духовно-нравственному перерождению, возникновению в обществе новой морально-нравственной атмосферы, в которой традиционные ценности и нормы общественной жизни оказались попранными властьимущими. Атмосферу духовно-нравственного упадка российского общества периода очередного первоначального накопления капитала, характеризовало стремление к обогащению любой ценой, попрание любых моральных и нравственных норм и ценностей, девальвация стоимости человеческого труда и самой человеческой жизни.
Ярким примером этого стало регулярная невыплата зарплат в различных отраслях российской экономики и связанное с этим обнищание населения, которое было доведено до крайней черты общественного бытия. Целые социальные слои были отброшены на самое дно общественной жизни, теперь она представляла собой бесконечную борьбу за выживание. Для того чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью многие представители ранее благополучных социальных слоев населения должны были использовать ранее немыслимые способы и методы добывания пропитания. Об изменении морально-нравственных норм в таком обществе свидетельствовали многочисленные обращения трудящихся в газеты и к органам власти.
Постепенно недовольство значительного числа населения своим положением и образом жизни вылилось в многочисленные антиправительственные выступления и забастовки. Теперь, с точки зрения новой морали и нравственности такие выступления стали не просто оправданными с нравственной точки зрения, а просто необходимыми для элементарного выживания данных общественных слоев. С прежними представлениями о рабочей этике, морали и общественной нравственности было покончено. Теперь нравственным было все, что давало возможность выжить в сложившихся условиях всеобъемлющего социально-экономического кризиса.
В 1990 г. вышедший из длительного подполья отечественный криминал в значительной мере подчинил себе ресурсы и финансовую систему страны. В данный период, из страны уходили значительные финансовые средства, которые оседали на счетах зарубежных банков. Отток капитала из России в 1990-х гг. приобрел немыслимые ранее масштабы. В данной связи, особенно важной для преступного сообщества стала деятельность в банковской сфере. Нередко именно через банки отмывались преступные доходы бандитских группировок. В некоторых случая банки напрямую контролировались преступными сообществами, представители которых входили в состав их учредителей и директоров. Аферы в банковской сфере в 90-е гг. приобрели поистине грандиозные масштабы и нанесли огромный ущерб российской экономике.
Организованная преступность также в значительной степени контролировала и отечественную промышленность, активно участвуя в приватизации и скупая целые промышленные предприятия. Проникала она и в сельское хозяйство. Здесь она захватывала значительные земельные угодья и устанавливала монопольные цены на произведенную продукцию, диктуя сельхозпроизводителям свои условия. Фактически в сфере деятельности организованной преступности оказался и потребительский рынок. Во многих частях России общественные рынки полностью контролировались преступными группировками. Они же нередко устанавливали цены на продукты питания.
С течением времени благодаря всем эти видам деятельности отдельным представителям преступного сообщества удалось создать гигантские состояния, целые финансовые империи, которые диктовали свою волю уже и органам государственной власти. Наиболее известным примером в данной области служит формирование олигархической империи Бориса Березовского. Ее деятельность наблюдалась в самых различных сферах жизни общества. Кроме того, ее основатель добивался и высшей политической власти в стране. Несколько раз он был назначен на крупные государственные посты. Березовский был также близок к семье президента Б.Н. Ельцина и пользовался огромным политическим влиянием во властных структурах.
В ряде случаев российское государство само, своими действиями поощряло распространение преступных проявлений в стране. Именно бездеятельность органов государственной власти, ее структур стало одной из важнейших причин кардинального изменения морально-нравственного климата в стране. В данный период, коррупция в органах государственной власти достигла невиданных ранее размеров. Она поразила все органы власти и сделала их деятельность практически невозможной. Важным фактором в процессе криминализации общества также была и слабость новых государственных институтов ельцинской России, вседозволенность и бесконтрольность государственного аппарата.
Органы МВД, которые в данный период были призваны выполнять задачу борьбы с преступностью, в ряде случаев не только не противостояли криминалу, но и нередко действовали с ним за одно, что способствовало разрастанию в стране криминального хаоса. Почва для упадка морали и нравственности была в этот период создана и в социальной сфере в результате проведения непродуманных социально-экономических преобразований. Так, существенно возросло количество социальных слоев и групп, из которых и рекрутировалось российская преступность. Огромное количество людей в это время находилось в местах заключения, и имело за плечами лагерный опыт. Выходя на свободу, они нередко вновь становились на преступный путь, пополняя ряды преступных группировок. В обществе распространялась своеобразная мораль и нравственность преступного мира. Специфическая субкультура и образ жизни переносился из лагерной реальности в общественную, которая все больше существовала не по писанным государственным законам, а по принятым в уголовной среде воровским понятиям.
В данный период распространение асоциальной морали в обществе и утрата духовных ориентиров явились важнейшими социально-психологическими факторами, определявшими характер социальных отношений. Вследствие развития данных процессов произошло разрушение идейной основы общества. При всей жесткости советской системы, которая основывалась на силе политического и административного аппарата власти, этот аппарат пытался укрепить в сознании советских людей моральные ценности, привить им понятие законности (хотя и социалистической) и правопорядка.
Вместе с такими ориентирами, как строительство социализма, коммунистическое отношение к труду, единство партии и народа, коллективизм, дружба народов, внедрялись понятия о чести, совести, взаимопомощи, уважении к труду и другие важнейшие нравственные нормы, необходимые для существования в любом обществе каким бы оно не являлось по своему социально-экономическому строю. В государственной пропаганде того времени делался акцент на моральной стороне личности, и это играло определенную положительную роль, определяя повседневную жизнь целых общественных слоев и классов. Декларированные морально-нравственные ценности поддерживались и нормами поведения людей. К тому же идейные принципы эпохи социализма базировались на государственных и партийных запретах. С распадом Советского Союза образовался идеологический вакуум; произошло быстрое разрушение традиционной советской системы моральных и нравственных ориентиров, новая же «общечеловеческая» мораль и нравственность только формировалась.
В кризисный период реформ 1990-х гг. произошло обвальное по своему характеру размывание ранее устойчивых и традиционных для России ценностных систем. Ценности духовно-нравственного плана, преобладавшие в российском менталитете, начали активно вытесняться сугубо материальными, прагматическими. Важно отметить, что коренные изменения в предпочтении базовых жизненных ориентиров произошли в сознании большинства россиян, причем в относительно короткий промежуток исторического времени. Идентично поменялись местами ценность интересной, творческой, содержательной работы с ценностью величины ее оплаты, теперь уровень оплаты труда находился на первом месте. Исходя из этого, в количественном отношении смена приоритетов охватила почти треть населения страны, в которой всегда преобладали нематериальные ценности.
По мере развития процессов криминализации в обществе в 90-х годах произошел серьезный сдвиг в отношении к таким очень важным нравственным нормам, как спокойная совесть, честная, беспорочная общественная репутация. В предшествующие десятилетия данные нормы занимали лидирующее место в иерархии духовно-нравственных предпочтений населения страны. Начиная с 1990 г., эта норма постепенно утрачивала свое лидерство, уступив место таким ориентациям, как власть, успех, возможность влияния на других, накопление материальных ценностей.
Показательным был и тот факт, что по данным социологических опросов число лиц, назвавших себя гражданами России, не доходило даже до половины собственно российского населения. Присутствие в стране почти половины населения, неспособного или нежелающего идентифицировать себя с государством, в котором они живут, свидетельствовало о серьезном размывании базисных социально-нравственных и духовных ориентации, о кризисе все системы ценностей российского социума. Одним из важнейших показателей серьезных деформаций состояния общественного правосознания и нравственности явился тот факт, что основная часть преступлений в 90-е годы была совершена ранее законопослушными гражданами, никогда незамеченными ранее в какой-либо криминальной деятельности. Эта социально-криминологическая особенность преступности в России свидетельствовала о надломе в духовной сфере личности, о потери ею любых морально-нравственных ориентиров. Это обстоятельство усиливало развитие деструктивных процессов в стране, а, следовательно, и процессов разрушения «традиционной» духовности и морали в российском социуме. Вместо прежней системы духовно-нравственных ценностей уже формировались новая, отражающая кризисные направления социокультурного и исторического развития российского общества в переходный период.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Копыл, Дмитрий Владимирович, 2010 год
1. XIX Всесоюзная конференция КПСС. 28 июня 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. Т.1. М.,1988.
2. Аналитические материалы МВД РФ «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях». М, 1997.
3. Бюллетень Центральной избирательной комиссии. 1994. № 1 (12). Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990-1993. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990-1993.
4. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 19901993.
5. ВЛКСМ от съезда к съезду: XIX XX. М., 1987.
6. Второй съезд Коммунистической партии Российской Федерации (материалы и документы). М., 1993.
7. Госкомстат России. Регионы России: Официальное издание. Т. 1,2. М., 1998. Гражданский кодекс РФ. М., 1997.
8. Декларация принципов международного культурного сотрудничества // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.
9. Доклад МВД Президенту РФ «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией» 17 января 1997 // Независимая газета. 1997. - 17 января.
10. Доклад Фонда развития парламентаризма в России «Парламентаризм в России. Федеральное Собрание, 1993-1995 гг.». М., 1996.
11. Доклад Фонда развития парламентаризма в России «Парламентаризм в России. Федеральное Собрание, 1996-1999 гг.». М., 2000.
12. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». М., 1993.
13. Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // Российская газета. .1996. 25 июня. Конституция Российской Федерации. М., 2000.
14. Наш дом Россия». 99 ответов на 100 вопросов. М., 1995.
15. Новые законы и нормативные акты. М.: Российская газета, 1997.79 с.
16. Общие итоги выборов депутатов Государственной Думы // Российская газета.1999. 31 декабря.
17. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск Министерства культуры РФ № 7. М., 1993. 52 с.
18. Основные положения предвыборной платформы избирательного объединения «Общественное объединение «Яблоко». М., 1995.
19. Решение Хорошевского Межмуниципального народного суда от 21 мая 1997 г. // Секты против Церкви: Огненный столп покаянный. М., 1991. Российский статистический ежегодник. М., 1994-2001.
20. Болдырев Ю. О бочках меда и ложках дегтя. М., 2003.
21. Гайдар Е. Дни поражений и побед. М., 1996.
22. Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: «Огонек», 1994. 415 с.
23. Ельцин Б.Н. Место и роль России в период формирующегося многополярногомира// Дипломатический вестник. 1998. № 6.
24. Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания,впечатления. М.: ACT, 2000. 426 с.
25. Ельцин Б. Записки президента. М., 1994.
26. Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2000.
27. Ковалев В. Версия министра юстиции. М., 2002.
28. Коржаков А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997.
29. Костиков В. Роман с президентом. М., 1997.
30. Приватизация по-российски / Под ред. А. Чубайса. М., 1999.
31. Примаков Е. Восемь месяцев плюс. М., 2002.
32. Путин В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16.
33. Скуратов Ю. Вариант дракона. М., 2002.
34. Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000.
35. Хасбулатов Р. Великая российская трансформация: В 2 кн. М., 2004.
36. Хасбулатов Р. Взорванная жизнь. М., 2002.
37. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.1. Архивные материалы
38. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
39. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)1. Периодическая печать1. Известия. Коммерсант.
40. Независимая газета. 1997. Неформальная Россия М., 1990.
41. Политическая Москва. М., 1993.
42. Политическое образование. 1988.1. Российские вести.1. Российская газета.
43. Советская интеллигенция. М., 1987.1. Советская Россия.1. Труд.
44. Исследовательская литература Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997.
45. Абрамов А. Период полураспада: Доживет ли культура в России до 2005 года? // Рос. Федерация. 1996. № 13.
46. Гальперин И.М. Предпринимательство, правонарушения, уголовная ответственность// Вестник Верховного Суда СССР. М., 1991. № 8. Гаухман Л.Д. Хозяйственные преступления. М., 1995.
47. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы / Законность. 2002. № 2.
48. Гильбо Е., Кутенев А. Выбор России и его последствия. М., 1994.
49. Глазьев С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. Статьи, выступления,интервью. М.: Гнозис, 1994. 416 с.
50. Голенкова З.Т. Трансформация российского общества. М., 1996. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.
51. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.
52. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации; мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002. М., 2003. Горюнов И. Дорого доверие // Поиск. № 43-44.1998.
53. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РАГС, 1998. ГрушинБ. Смена цивилизаций. 1991. № 18.
54. Гуляев А. Силовые структуры и коммерческие организации // Закон. 2001. №9. Гундорова М. Где не справляется полиция, поможет голография // Московский комсомолец. 1998.15-22 февраля.
55. Данилов А.А. История инакомыслия в России: советский период (1917-1991 гг.). Уфа, 1995.
56. Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998.
57. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М., 1995.
58. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. М., 1995.
59. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.,2003.
60. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества// Общественные науки и современность. 1997. № 2. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. М., 1993. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
61. Завершая век двадцатый. (Антимодернизация в России).
62. Криворученко В.К. Историческое исследование в современных условиях:I
63. Методология и методика исследования. М., 1991.
64. Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1994, 1995. Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996.
65. Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.
66. Куда идет Россия?. Власть, общество, личность. М., 2000. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии. М., 1997. Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002.
67. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. М., 2003. Кучерена А.Г. Бал беззакония; Диагноз адвоката. М.: Политбюро, 1999.351 с. Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997.
68. Ларичев В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М., 1996. Лебедь А.И. За державу обидно. М., 1998.
69. Левада Ю.А. Элита и «масса» в общественном мнении: проблемы социальной элиты//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. №6.
70. Медведев Р.А. Чубайс и ваучер: Из истории российской приватизации. М.: ИМПЭКО, 1997.23 с.
71. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения). М., 1997.
72. Микова Т.М. Проблемы развития демократии в 80-е. годы. М., 1992. Млечин Л.М. Формула власти: От Ельцина к Путину. М., 2000. Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты)/ РАУ-корпорация. М.: Обозреватель, 1994.494 с.
73. Осипов Г.В. Реформирование России: итоги и перспективы. Социальнаятраектория реформируемой России. Новосибирск, 1999.
74. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
75. Постоленко M.JI. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации: Управление. Организация. Регулирование и контроль. М., 1994.
76. Современное российское общество: переходный период. М., 1998. Соколинский В.М. Государство и экономика. М., 1996.
77. Соколов А.К. Конец советской истории // Россия на рубеже XXI века: оглядываясь на век минувший. М., 2000.
78. Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемыметодологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник.1998/99. М.:РОССПЭН, 1999.
79. Социальная работа с семьей. М., 1995.
80. Социальная сфера через призму прогноза. М., 1995.
81. Социальная сфера. Преобразование условий труда и быта. М., 1988.
82. Социальная сфера России. Ст. сб. М., 1996.
83. Социальные и духовные процессы. XX век / Историография проблемы. М., 1999. Социальные ориентиры обновления: общество и человек/Под ред. Т.Н. Заславской. М., 1990.
84. Социокультурное пространство: структуры и процессы. М., 1996.
85. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М., 2003.
86. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в
87. России // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
88. Тощенко Ж.Т. О парадоксах общественного сознания // Социологическиеисследования. 1995. № 11.
89. Толь Ф.Г. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний. Т.2.СПб., 1864.
90. Удоденко А.А. Социология Северокавказского региона показатели и критерии. Краснодар, 1992.
91. Федоров Б. 10 безумных лет. Почему в России не состоялись реформы. М., 1999.
92. Федоров Б. Пытаясь понять Россию. СПб., 2000.
93. Флиер А .Я. Культура как фактор национальной безопасности. Общественные науки и современность. 1998.
94. Фортов В.Е. Состояние и проблемы российской науки // Российская наука: состояние и проблемы развития. Обнинск, 1997.
95. Шевцова Л.Ф. Посткоммунистическая Россия: логика развития и перспективы. М., 1995.
96. Шрейдер Ю. Сознание и его имитация // Новый мир. 1989. №11.
97. Яковец Ю.В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия,перспективы перестройки. М., 1990.
98. Якушина Е.И. Демократизация духовной жизни советского общества. 19851991. Воронеж, 1993.
99. Ямпольский М. Россия: Культура и субкультуры/Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-х -90-х годов. М., 1994.1. Диссертации
100. Васильева Т.А. Оптимизация деятельности органов социальной защиты населения. Дисс. канд. ист. наук. М., 1997.
101. Горобец В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1992.
102. Сухоруков М.М. Системно-функциональный подход к моделированию социальной деятельности в России. Дисс. канд. ист.наук. М., 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.