Дух: онто-гносеологическая интерпретация созидательных и разрушительных тенденций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шабалин, Иван Витальевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шабалин, Иван Витальевич
Введение
Глава 1. Концептуализация категориального статуса духа и его представленности в социокультурном мире
1.1. Феномен духа в трех исторических типах мировоззрения: мифологии, религии и философии
1.2. Онтология духа и его социальное измерение
1.3. Созидательные тенденции духа и их отражение в социокультурных феноменах (народной сказке, житиях святых и национальной идее)
Глава 2. Онто-гносеологическая интерпретация разрушительных тенденций духа через понятие греха
2.1. Типологический анализ представлений о грехе в мифологии, религии и философии
2.2. Гносеологический потенциал учения о восьми смертных грехах в познании разрушительных тенденций духа
2.3. Детерминация духа онтологическим статусом греха в культуре 181 Заключение 197 Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Проблема теодицеи в религиозной философии С.Л. Франка и Н.О. Лосского2011 год, кандидат философских наук Валеева, Галина Викторовна
Метафизика культуры. Опыт систематизации идей русских религиозных мыслителей2008 год, доктор философских наук Бурлака, Дмитрий Кириллович
Гносеологические основания социальной философии И. А. Ильина2002 год, кандидат философских наук Бойко, Лариса Алексеевна
Роль интуиции в морали2005 год, кандидат философских наук Панова, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дух: онто-гносеологическая интерпретация созидательных и разрушительных тенденций»
Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Сегодня в условиях релятивизма и превращения многих ценностей в относительные, когда содержание духовного мира современного человека становится все более многообразным и одновременно чрезвычайно изменчивым, как никогда остро встает вопрос об осознании того, какие процессы в духе являются созидательными и служат его творческому развитию, а какие являются разрушительными и представляют наибольшую опасность в его становлении. Нахождение духовных ориентиров, способных дать точку опоры современному человеку и показать созидательное направление его развития, представляется весьма актуальным. Но не меньшей актуальностью обладает и философское исследование в направлении осознания тупиковых, разрушительных тенденций становления человеческого духа.
Социальная онтология человеческого бытия и общественного развития требует нахождения духовного измерения в социальных процессах и более четкого обозначения, что в сфере духа способствует созиданию социального, а что, напротив, приводит к его разрушению.
Конструктивные линии развития, вытекающие из онтологической сущности духа, открывают возможность осмысления универсальных созидательных начал духовного бытия и механизмов их реализации в социальном бытии. Созидательные тенденции духа, взятые в оппозиции к его разрушительным проявлениям, позволяют более глубоко понять сложную и неоднозначную природу духа. Необходимо заметить, что рассмотрение разрушительных аспектов духа несвойственно для западноевропейской философской традиции понимания духа. Однако религиозное сознание всегда держало проблему разрушительных тенденций духа в фокусе своего внимания, что заставляет обратиться к анализу религиозных онтологических концепций, где проблема деградации духа получила свою разработку в специфическом богословском контексте. Привлечение к анализу таких религиозных концепций является весьма продуктивным, так как дает определенное направление анализа, и одновременно ставит ряд гносеологических вопросов, которые в значительной степени обусловлены соотношением философского и религиозного познания.
Религиозная культура, фиксируя разрушительные и тупиковые направления в развитии духа, выражала это на свойственном своей эпохе языке, в образах и понятиях. Доминирование церкви в средние века практически исключало возможность высказывать мировоззренческие суждения, не облачив их в религиозную или богословскую форму. Поэтому «религиозная одежда» тех или иных идей не должна отталкивать нас от их рационального содержания. К комплексу религиозных идей, несущих в себе значительный рациональный потенциал относится учение о восьми смертных грехах, которое, как мы предполагаем, описывает развитие деструктивной стороны человеческой природы. Осмысление знания, зафиксированного в учении о восьми смертных грехах, интерпретированного в категориях и понятиях философии, позволяет применить его к анализу разрушительных тенденций духа в контексте современного социокультурного бытия. Таким образом, основная проблема исследования заключается в противоречивом взаимодействии онтологической основы духа с социальной тканью общества в кон тексте созидательных и разрушительных тенденции бытия духа.
Степень разработанности проблемы. Понятие «дух» фиксирует одну из сущностных характеристик бытия. Общая логика развития понимаиия духа в истории человеческой мысли шла от материального представления о духе как о чем-то осязаемом: дуновении, ветре, дыхании, с последующим его отождествлением с высшими проявлениями человека: разумом, свободой, творчеством, нравственностью. Далее дух понимался, как идеальная, смысловая первооснова мира. В истории философии дух представляет собой предельно широкое понятие. В этой связи можно выделить два основных направления в понимании сущности духа: как разумного начала и как жизненной, творческой силы.
Логос — одно из основных понятий греческой философии, а затем и христианства, которое отразило понимание духа в качестве мирового разума, мирового закона. Логос - это всеобъемлющая и порождающая сила природы, это и смысл мира и разум. У Гераклита Логос может трактоваться как «ум», «мировой разум», «объективный закон разума», «мировая душа», «закон движения», «всеобщий мировой порядок» (%оацо^). У Платона наблюдается переход к абсолютизации разумного начала у духа, которое у Аристотеля вылилось в учение «.о всеобъемлющем разуме как метафизическом начале мира.».1 В философии нового времени развитие рационалистического понимания духа усилилось. Так, Р. Декарт и Б. Спиноза понимают дух как мышление, разум. Г. В. Ф. Гегель, построив философию мирового духа как систему развивающихся логических категорий, абсолютизировал разумное начало духа.
Понимание духа как творческой жизненной силы, как созидательного импульса и этического начала свойственно для стоиков (пневма) и христианского понимания Духа (духа). Русская философия конца XIX - нач. XX вв. соединила в себе христианское и философское понимание духа, обозначив проблему бытия духа как одну из главных тем для философской рефлексии, что нашло свое отражение в произведениях Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, С. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, В. Ф. Эрна, С. Булгакова и многих других. В первую очередь в духе осмыслялись его этический, мистический и иррациональный аспекты. В подобном понимании духа все более четко проступает тенденция, направленная на осмысление факторов, приводящих дух к упадку. Хотя дух трактовался от философско-категориального определения до религиозно-мистического понимания, но все же дух в русской философии в большей степени понимался как христианский Логос.
В современных исследованиях дух не потерял своей актуальности и приковывает внимание многих исследователей. Онтологические основы духа Трубецкой С. Н. Учение о Логосе и его истории. М., 2000. С. 40. 5 получили свою разработку в трудах В. М. Петрова, Г. П. Меньчикова, А. Б. Невелева, В. У. Бабушкина, В. Е. Фомина.
Философско-методологическим основанием онто-гносеологической интерпретации созидательных тенденций духа является нахождение непосредственной связи духа с обществом, однако данная проблематика в истории философской мысли практически не была разработана. Как правило, исследования шли в направлении разработки проблемы «духа и материи», «духа и реальности» (Н. А. Бердяев, В. И. Плотников, И. Я. Лойфман, В. В. Орлов, P. JI. Лифшиц) и лишь небольшое количество работ посвящено выявлению связи духа и общества (Ш. Монтескье, М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). В работе Г. Г. Шпета уже имеется конкретное указание на то, в каком смысле дух может быть связан с обществом, что в значительной степени и послужило для нас методологическим основанием исследования.
Осознание разрушительных тенденций духа шло параллельно с конкретным пониманием духа. Так, для древнегреческой мысли характерно понимание духа как разумного, организующего начала. Соответственно и разрушительные тенденции осмыслялись через знание меры (Сократ). В стоицизме дух понимался как этическое начало. Соответственно разрушительные тенденции осмыслялись через нахождение связи между влиянием страстей и состоянием пневмы (Сенека). Можно сказать, что разрушительные тенденции духа могут быть поняты через осознание меры. Онтологическую глубину и специфическую проработку понятие «мера» получило в христианстве и было сконцентрировано в понятии греха." В христианстве были созданы целостные системы грехов (православная система восьми смертных грехов и католическая система семи смертных грехов). В религиозной литературе наблюдается тесная связь между грехами различного рода, которые предстают в виде определенной системы, и их конкретными индивидуальными и социальными последствиями. Поэтому гносеологический потенциал, заложенный в учении о смертных грехах, нами будет осмыслен как нарушение меры человеческим духом.
Несмотря на то, что грех в значительной степени является религиозным понятием, он достаточно широко использовался в философии. Для нас интерес представляет не любое упоминание греха, а описание целостных систем грехов как некой модели деструктивных тенденций духа. В философии систематизация грехов уже во многом опиралась на христианское понимание греха. Анализ системы грехов и их классификация имеется в работах Я. Беме, JL П. Карсавина, Н. О. Лосского, также К. Лоренц дает систему смертных грехов современного общества, и хотя речь идет не о богословской системе грехов, но сама идея смертного греха получила здесь свое актуальное воплощение. Описание природы греха, его внутренней структуры имеется в работах Вл. Н. Лосского, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого. Данные авторы интерпретировали и развивали представление о грехе в христианском русле.
В современной философской трактовке разрушительные тенденции духа как нарушение меры характерны для работ Р. Л. Лившица, где феномен псевдодуховности понимается как духовность, перешедшая свою меру. Так, В. У. Бабушкин описывает разрушительные тенденции духа через волю к тотальной власти и обращает внимание на деформированные проявления духа. Отдельно нужно отметить серию концептуальных работ, выпущенных Оксфордским университетом и посвященных интерпретации семи смертных грехов в духовном контексте современного общества (Дж. Эпштейн, С. Блэкберн, В. Вассерштейн). Степень разработанности проблемы греха показывает, что грех как понятие уходит на периферию философского анализа, а вслед за ним уходит возможность построения целостной модели разрушительных тенденций духа. Можно констатировать, что философия, утратив грех как категорию в анализе духа, не смогла заменить его каким-либо другим таким же емким и близким по смыслу понятием.
Объект диссертационного исследования - бытие духа в социокультурном мире.
Предмет исследования - онто-гносеологическая интерпретация созидательных и разрушительных тенденций духа.
Цель исследования — осмыслить глубинные основы духа через диалектику созидательных и разрушительных тенденций посредством онто-гносеологической интерпретации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) проанализировать понимание духа в мифологии, религии и философии;
2) раскрыть онтологию духа и его социальное измерение;
3) показать созидательные тенденции духа и их отражение в социокультурных феноменах;
4) обосновать грех в качестве репрезентанта разрушительных тенденций духа;
5) представить классификацию греха в мифологическом, религиозном и философском мировоззрениях;
6) показать гносеологический потенциал восьми смертных грехов как модели разрушительных тенденций;
7) выявить детерминацию духа социокультурным пониманием греха.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Теоретическими основаниями исследования выступили русская религиозная философия, отдельные положения экзистенциализма, психологическое направление в социологии конца XIX - начала XX вв. Исследование опирается на идеи А. Августина, Плотина, Б. Паскаля, Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана, Я. Беме, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, Г. П. Федотова, Вл. Лосского, Р. Л. Лившица, Э. Фромма, К. Лоренса, Г. Г. Шпета, В. И. Плотникова,
Н. С. Арсеньева, В. М. Петрова, А. Б. Невелева, Г. П. Меньчикова, В. Е. Фомина, В. А. Бабушкина, В. С. Барулина.
Для раскрытия сущности духа и его созидательных проявлений используется аспектный подход, центральная идея которого заключается в необходимости учета различных граней жизнедеятельности, в рамках которых возникают, функционируют и развиваются те или иные элементы духа. В трактовке и раскрытии разрушительных тенденций по средствам модели смертных грехов используется ряд положений экзистенциализма как философской рефлексии атомизации человека в современном обществе, разрыва в нем социокультурных связей и традиций.
Также применяются компаративистский метод при сопоставлении системы грехов в православии и католичестве, и герменевтический метод, используемый при осмыслении богословских и философских текстов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Найдены и рассмотрены общие черты духа, характеризующие его как вершину всего бытия, «цвет материи»; как центр и организующий принцип духовной жизни; как источник, дающий силу, смысловую связь, свободу, творчество и особенные, свойственные для каждого исторического типа мировоззрения. В мифологии духовное пространство неустойчиво и требует помощи человека, в нем наблюдается в большей степени кристаллизация социального, а не индивидуального духа, отсутствует объективация в тексте. В религии духовный мир полярно разделен на добрый и злой, а человек выступает как свободное существо. Здесь разворачивается диалог между Абсолютным и индивидуальным духом. В философии дух выступает как творческая, жизненная сила, как основа и смысл бытия, как разум, интеллект, как этическое начало, источник добродетели и нравственности.
2. Показано, что дух как объект онтологического анализа обладает своим внутренним смыслом, сложной многоаспектной природой и что в нем идет борьба различных сил, причем не только созидательных, но и разрушительных. Трихотомическая модель общества (тело, душа, дух), позволила раскрыть социальное измерение духа в социокультурном контексте.
3. Сохраняя преемственность с историческими типами мировоззрения, дух показан в таких социокультурных феноменах, как народная сказка, жития святых и национальная идея, которые отразили социальное измерение духа и свойственные русскому духу созидательные тенденции.
4. Интерпретация греха как нарушение социально и культурно обусловленной меры в духовной жизни позволяет использовать его как репрезентант разрушительных тенденций духа.
5. Показано историческое понимание греха, основанное на разделении его внутреннего смысла: грех как нарушение общепринятой нормы (то есть некое греховное действие или проступок) и грех как препятствие на пути духовного самосовершенствования.
6. Выявлены основные разрушительные тенденции духа в системном, иерархическом виде через соотнесение с христианской моделью восьми смертных грехов, что позволяет показать ее гносеологический потенциал.
7. Доказано, что если пороки в духовной жизни общества не получили статус смертного греха, то в обществе отсутствует «иммунитет» на соответствующие данным грехам состояния.
Положения, содержащие новизну и выносимые на защиту: 1. В каждом историческом типе мировоззрения (мифологии, религии и философии) дух сохраняет свои общие характеристики: дух как вершина всего бытия, «цвет материи», дух как центр и организующий принцип духовной жизни, дух как источник дающий силу, смысловую связь, свободу, творчество. Именно эти характеристики позволяют зафиксировать дух и сохранить его самотождественность, а также рассмотреть дух максимально широко, не сводя его к конкретному образу духа, выработанному в том или ином мировоззрении.
2. Сложная многоаспектаная природа духа позволила показать в духе не только созидательные, конструктивные начала, но и тенденции разрушительные, деструктивные, в основе которых лежит нарушение меры. Аспектный подход позволяет увидеть многогранную природу духа и выделить следующие аспекты духа: гносеологический, социологический, этический, эстетический, пракселогический, а также указать непосредственную связь духа с конкретным обществом и взаимовлияние индивидуального духа на дух социальный. Трихотомическая модель общества (тело, душа, дух) позволяет последовательно раскрывать социальное измерение духа, когда из телесной жизни выходит жизнь душевная, а на базе телесной и душевной жизни общества может вызревать жизнь духовная.
3. Объективация духа в таких социокультурных феноменах, как народная сказка, жития святых и национальная идея, позволили отразить общую картину становления национального духа и выявить основные конструктивные тенденции духа, такие как стремление к единению (центростремительная тенденция), тенденция одухотворения повседневной, трудовой жизни (которая, к сожалению, в дальнейшем не была закреплена в традиции). Нашли свое отражение тенденции жертвенности и мессианизма как осознание особой роли в мировой истории. Именно две последние тенденции можно отметить как наиболее устойчивые и свойственные для русского духа.
4. Взаимосвязь духа и греха осуществляется через осознание меры, соответствующей данному духу. Именно нарушение меры в духе ведет к тем или иным процессам его внутреннего разрушения.
Данный процесс в религиозной литературе обозначается через понятие «грех». В гуманитарных науках аналогичный процесс обозначался через ряд близких по смыслу понятий. Нарушение меры может применяться в отношении многих явлений мира, но именно через понятие греха мы можем выйти на нарушение меры в сфере человеческого духа. В этом заключается ценность гносеологического потенциала греха как репрезентанта разрушительных тенденций духа.
5. Представлено историческое понимание греха, основанное на разделении его внутреннего смысла. Грех различается как нарушение общепринятой нормы, то есть некое греховное действие или проступок и грех как препятствие на пути духовного самосовершенствования или препятствие на пути к Богу. Именно разделение греха по данным смыслам позволяет использовать грех в качестве показателя разрушительных тенденций духа.
6. Модель восьми смертных грехов, разработанная Иоанном Кассианом и включающая в себя следующие грехи: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню, позволяет объединить большинство деструктивных явлений в единую систему, а также рассмотреть основные разрушительные тенденции социального измерения духа в иерархическом виде. Гордыня как системообразующий грех позволяет увидеть сущность многих разрушительных процессов.
7. Православная и католическая системы смертных грехов содержат в себе существенные различия. В католической системе семи смертных грехов отсутствует тщеславие и печаль, а уныние заменено ленью. В православной системе восьми смертных грехов отсутствуют такие смертные грехи как лень и зависть. Именно данные пороки, которые не имели статуса смертных грехов в католичестве и православии, получили наибольшее распространение в духовной жизни общества, что позволяет сделать вывод об отсутствии «иммунитета» на соответствующие данным грехам состояния духа.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволили по новому осмыслить роль созидательных и разрушительных тенденций духа. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, культурологии, философской антропологии, социологии культуры.
В социологии духовной жизни теоретические наработки данного исследования могут быть полезны в конструировании социального духа как базового понятия.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социологии и социальной работы и на кафедре философии Курганского государственного университета. Многие аспекты работы нашли отражение в докладах на международных научно-практических конференциях «Экстремизм как социальный феномен» (Курган, 2005), «Сорокинские чтения: Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» (Москва, 2007), «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008). Автор принял участие в работе V Российского философского конгресса. «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009). Отдельные положения были изложены автором в двенадцати публикациях, в том числе в двух статьях, опубликованных в журналах, определенных перечнем ВАК.
Структура работы соответствует целям и задачам диссертационного исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы. Диссертация изложена на 217 страницах. Список литературы содержит 193 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Принцип целостности в русской философии и его развитие в социально-антропологической концепции С. Л. Франка2007 год, кандидат философских наук Потапчук, Владимир Иосифович
Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства2002 год, кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна
Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX - первая половина ХХ века)2012 год, доктор философских наук Алёхина, Евгения Викторовна
Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст2004 год, доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна
Онтологические и методологические основания современной философской этики2011 год, доктор философских наук Надточий, Игорь Олегович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шабалин, Иван Витальевич
Заключение
Согласно логике исследования, человек как существо наделенное духом, точнее существо способное выходить в сферу духа, должен иметь возможность создавать сообщества, основанные на духовной консолидации. Исследование онтологической основы духа позволило в контексте исторических типов мировоззрения позволило выделить его созидательные и разрушительные тенденции духа. Онто-гносеологический ракурс рассмотрения проблемы позволил вычленить и проанализировать ряд созидательных тенденций духа, которые были показаны на примере национального духа. Были выделены такие характерные для русского духа тенденции как стремление к единению, одухотворения повседневной, трудовой жизни, а также тенденции жертвенности и мессианизма, как осознание особой роли в мировой истории. Две последние тенденции можно особо отметить как свойственные национальному духу.
Особенно детально в работе проанализирована деструктивная, разрушительная сторона человеческого духа. Для рассмотрения разрушительных тенденций человеческого духа была использована христианская система восьми смертных грехов. Она позволила дать своеобразную модель искажений (болезней) человеческого духа, придала ей целостный вид, внутреннюю симметрию и законченность.
Дух и грех глубинно связаны друг с другом. Именно с осознания собственной греховности и порока начинается становление духа. В тоже время осознание духом своего исключительного совершенства зачастую приводит его к упадку и служит источником деградации. Прекращение рефлексии над собственной порочностью является предвестником близкой гибели духа. Можно констатировать, что в современной философии не существует термина обозначающего искажения и болезни человеческого духа. Констатация этого факта позволила перейти к всестороннему анализу понятия «грех», и показать, что грех не является только узко религиозным понятием, а содержит в себе значительный гносеологический потенциал и
197 может использоваться для анализа духовного состояния человеческого бытия.
В представленной работе удалось, во-первых, преодолеть ряд препятствий, которые существенно мешали более широкому осмыслению проблемы человеческого духа, в частности, выделение у духа разрушительных аспектов, во-вторых, обозначить более продуктивный подход к решению задач, связанных с проблемой созидательной и разрушительной стороны человеческого духа через анализ реальных социокультурных феноменов и использования модели восьми смертных грехов.
В исследовании были рассмотрены проблемы становление духа в России. Анализ показал, что на духовную динамику русской жизни могли существенно повлиять различие в представлении о грехе, что и было рассмотрено через сравнительный анализ католической системы семи смертных грехов и православной системы восьми смертных грехов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шабалин, Иван Витальевич, 2010 год
1. Августин, А. Исповедь текст./ Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общ. ред. и статья А. Л. Столярова. М.: Конон +, ОИ «Реабилитация», 2000. 464 с. (Классическая философская мысль).
2. Авдеев, Д. А., Невярович, В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психиатрии текст. / Авдеев, Д. А., Невярович, В.К. — М.: «Русский хронограф»1991, 2005. 512 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии текст./ А. Адлер. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
4. Азимов, А. Слова и мифы текст./ Пер. с англ. и коммент. М. Томашевской. М.: Б.С. Г- ПРЕСС, 2002. - 250 с.
5. Апокрифические Евангелия текст. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.-251 [5] с. (Философия. Психология).
6. Архимандрит Кирилл (Павлов) Ищите прежде Царствия Небесного текст. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергеевой лавры, 2000. - 448с.
7. Ахиезер, А. С. Самобытность России как научная проблема текст. / А. С. Ахиезер // Отечественная история. 1994. № 4-5. - С. 3 - 25.
8. Байрон, Дж. Стихотворения, поэмы, драматургия текст. / Пер. с англ. (Коммент. О. Дорофеева). М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 832 с.
9. Барулин, В. С. Социальная философия текст. / В. С. Барулин Учебник. 2-е изд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.
10. Батый Жорж. Теория религии. Литература и Зло текст. / Пер. с фр. Ж.Гайковой, Г. Михалковича. Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с. (Классическая философская мысль).
11. Белый Андрей. Душа самосознающая текст. / Сост. и статья Э.И. Чистяковой. М.: Канон+, 1999. - 560 с. (История философии в памятниках).
12. Беме, Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении текст. / Пер. с нем. А. Петровского. СПб.: Изд-во «Азбука»; 2000.-412 с.
13. Бергман, С. Дух, освобождающий природу: Монография текст. / Пер. с нем. научн. ред. Е.И. Аринин. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1999. - 538 с.
14. Бергсон, А. Творческая эволюция текст. / Пер. с фр. В. Флеровой; Вступ. статья И. Блауберг. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 384 с. (Канон философии).
15. Бердяев, Н. А. Дух и реальность текст. / Н.А. Бердяев; Вступ. статья и сост. В.Н. Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2003. - 679, [9] с. (Philosophy).
16. Бердяев, Н. А. О русской философии текст. / Н.А. Бердяев; Сост., вступ. статься, и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Ч. 2. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та; 1991. 240 с.
17. Бердяев, Н. А. Судьба России текст. / Н.А. Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT»; -Харьков: Фолио, 2001. 336 [3] с. (Философия. Психология).
18. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа текст. / Н.А. Бердяев М.: Республика, 1994. - 467 с.
19. Бердяев, Н. А. Философия свободы текст. / Н.А. Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 333, [3] с. (Философия. Психология).
20. Берн, Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе для всех, кто интересуется текст. / Э. Берн. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. -368 с.
21. Блэкберн, Саймон. Похоть текст. / Саймон Блэкберн; Пер. с англ. В.В. Арсеневой. М.: ACT: Астрель, 2006. - 254, [2] е.: ил. (Семь смертных грехов).
22. Брянчанинов, И. (святитель). Аскетические опыты: В 2 т. Т.1. текст. / И. Брянчанинов. Мн.: Лучи Софии, 2001. - 496 с.
23. Бубер, М. Два образа веры, текст. / М. Бубер. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 592с. (Классическая философская мысль).
24. Булгаков, С. Н. Православие текст. / С. Н. Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-365, [3] с. (Философия. Психология).
25. Булгаков, С. П. Свет невечерний: Созерцания и умозрения текст. / С. Н. Булгагок/ Худож. оформ. Б. Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001. - 672с. («Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»). Библиотека.
26. Булгаков, С. Н. Утешитель, текст. / С. П. Булгаков. М.: 2003. - 464с.
27. Виндельбанд, В. О свободе воли текст. /В. Виндельбанд. Mil: Харвест; - М.: ACT, 2000. - 208с.
28. Вассершгейн, Вэнди. Лень текст./ Вэнди Вассерштейн; Пер. с англ. Н.А. Монаховой. М.: ACT: Астрель, 2006. - 191, 1. е.: ил. (Семь смертных грехов).
29. Винчи, Л. Суждения текст. / Л. Винчи. М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО -Пресс», 2000. - 416с. (Серия «Антология мудрости»).
30. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа текст. / Пер. с нем. Г. Шпета. -СПб.: Наука. С.-Петербургское отделение, 1992. -444с.
31. Гроф, С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания текст. / С. Гроф; Пер. с англ. С. Офертаса. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2001. - 476, [4] с.
32. Гулыга, А. В. Принципы эстетики, текст. / А. В. Гулыга. М.: Политиздат, 1987. - 286 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
33. Гулыга, А. В. Русская идея как постсовременная проблема текст. / А.
34. B. Гулыга // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей/Сост. Е.А. Васильев; Предисловие А.В. Гулыги. М.: Айотс-пресс, 2004. с. 5 - 24.
35. Гушанский, И. Л. Дух, душа, психиатрия 5 24. текст. / И. Л. Гушанский. (Библиотека истории и культуры)// Человек. - 2003. - № 4.1. C.136 148.
36. Данилевский, Н. Россия и Европа, текст. / Классика геополитики, XIX век: Сборник / Сост. К. Королев. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 718, [2]с. (Philosophy). С. 275-679.
37. Дворцов, А. Т. Гегель. Жизнь, творчество, учение, текст. / А.Т. Дворцов. М.: Изд-во «Наука»; 1972. -174с.
38. Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. текст. М.: Изд-во Сретенского монастыря,2004.-736с.
39. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли, текст. / Л. Н. Гумилев. -СПб.: Азбука-классика, 2002. 608с.
40. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта текст. / У. Джеймс / Пер. с англ. М.: Наука. 1993. - 432с.
41. Домострой. Русский семейный устав текст. М.: Изд-во «Эксмо»,2005. -464с. (Антология мудрости).
42. Досократики текст. Мн.: Харвест, 1999. -784 с. (Классическая философская мысль).
43. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: Роман, текст. / Ф. М. Достоевский. М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. - 800с.
44. Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия: Сочинения текст. / Пер. с лат. и древнегреч.; Худож. П. Сацкий. Харьков: Фолио; -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. 832с. (Библиотека античной литературы).
45. Зарин, С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Эгико-богословское исследование текст. / С. М. Зарин. М.: 1996. - 694 с.
46. Зеньковский, В. В. История русской философии текст. / В. В. Зеньковский. М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с. (Summa).
47. Ивин, А. А. Современная философия науки текст. / А. А. Ивин. М.: Высш.шк., 2005. - 592 с.
48. Иеромонах Амвросий (Ермаков). Святитель Иоанн Златоуст. Учение о спасении, текст. М.: Русский Хронограф1991, 2003. - 224 с.
49. Ильин, И. А. Духовный смысл сказки текст. / И. А. Ильин / Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. 2-е изд. М.: Лепта-Пресс, 2003. - 320с. (Испытание мудростью. Вып.З).
50. Ильин, И. А. Почему мы верим в Россию текст. / И. А. Ильин// Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисл. А. В. Гулыги. М.: Айотс-пресс, 2004. С. 442 - 448. (Библиотека истории и культуры).
51. Ильин, И. А. Путь духовного обновления текст. / И. А. Ильин. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 365, [3] с. (Философия. Психология).
52. Ильин, И. А. Сочинения: В 2х т. Т.1. текст. / И. А. Ильин. — М.: Московский философский фонд. Изд-во «Медиум», 1993. 512 с.
53. Ирвин А. А. Введение в философию истории: Учебное пособие, текст. / А. А. Ирвин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 288 с.
54. История теоретической социологии: В 4 т. Т.4 текст. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Изд-во «Канон+»; ОИ «Реабилитация», 2002. - 736 с.
55. Калшед, Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа текст. / Д. Калшед / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001. - 368с. («Концепция»).
56. Камю, А. Избранное: Сборникргекст. / А. Камю / Пер. с франц.; Сост. и Предисл. С. Великовского. М.: Радуга, 1988. - 464с. (Мастера современной прозы).
57. Каргель, И. В. Грех зло всех зол в этом мире текст. / И. В. Каргель/ Пер. с нем. - М.: Изд-во «Христианин» СЦ ЕХБ, 2000. - 56 с.
58. Карсавин, JI. П. Восток, Запад и русская идея текст. / Л. П. Карсавин // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисл. А.В. Гулыги. М.: Айотс-пресс, 2004. С. 318 - 351 (Библиотека истории и культуры).
59. Карсавин, Л. П. Saligia. Noctes Petropolitanae текст. /Л. П. Карсавин. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 237, [3] с. (Философия. Психология).
60. Карташев, А. В. Вселенские соборы, текст. / А. В. Карташев. Клин: АТЛАС-ПРЕСС «Христианская жизнь», 2002. - 686 с.
61. Кафка Ф. Малая проза. Драма текст. / Пер. с нем. и примеч. Г. Ноткина. СПб.: Амфора, 2001.-455 с.
62. Книга Екклесиаста текст. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 384 с.
63. Классика геополитики, XIX век: Сборник текст. / Сост. К. Королев. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 718, [2] с. (Philosophy).
64. Конт, О. Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении) текст./ О. Конт. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.
65. Кончаловский, А. Мусорный ветер текст. / А. Кончаловский // Аргументы и факты. 3.08.2006. - С. 10.
66. Кончаловский, А. С колен можно поднять только пинком текст. / А. Кончаловский // Аргументы и факты. 2004. - № 6. - С. 3.
67. Краткий философский словарь текст. / Под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, - М. 2001. - 496 с.
68. Кротов, Я. История классификации греха текст. / Я. Кротов // Электронная библиотека http: // www. krotov.info/
69. Крысько, В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник текст. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. 688 с. (Библиотека практической психологии).
70. Кьеркегор, С. Страх и трепет текст. / Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383 с. (Библиотека этической мысли).
71. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении текст. / Л. Леви-Брюль // Психология сознания. / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480 е.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С. 268-285.
72. Левкиевская, Е. Мифы русского народа текст. / Е. Левкиевская. М.: ООО «Издательство «Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2003. - 477, [3] е.: ил. (Классическая и современная проза).
73. Лествичник, Иоанн. Лествица. текст. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2002. - 368 с.
74. Леонтьев, А. Н. Первобытное сознание текст. / А. Н. Леонтьев // Психология сознания / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480 е.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С.286 -295.
75. Леонтьев, К. Н. Записки отшельника текст. / К.Н. Леонтьев. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. -237, [3] с. (Философия. Психология).
76. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности текст. / Р. Л. Лившиц. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152 с.
77. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества текст. / К. Лоренц // Знание сила. - 1991. - №1. - С. 1-11.
78. Лосский, В. Н. Боговидение текст. / В. Н. Лосский; Пер. с фр. В.А. Рещиковой; Сост. и вступ. статья А.С. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 759, [9] с. (Philosophy).
79. Лосский, Н. О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей текст. / Н. О. Лосский / Худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. -Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 864 с. (Библиотека «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»).
80. Мартынов, В. Ф. Философия красоты текст. Мн.: ТетраСистемс, 1999. -336 с.
81. Маслоу, А. Мотивация и личность текст. / А. Маслоу. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. - 352 с. (Серия «Мастера психологии»).
82. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы текст. / А. Маслоу / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
83. Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ) текст. / Г. П. Меньчиков. Казань: Грандан, 1999.-408 е.: ил.
84. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви, текст. -СПб.: М.: Интербук. 1991. 320 с.
85. Митькин, А. А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике текст. / А. А. Митькин // Психология сознания / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. -480 е.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С.358-374.
86. Мень, А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т.5: Вестники Царства Божиия; Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII IV до н. э.) текст. /А. Мень/ Худож. В.Г. Виноградов. -М.: СП «Слово», 1992.-431 е., ил.
87. Мережковский, Д. С. Лица святых от Иисуса к нам текст. / Д. С. Мережковский / Худож.-оформ. Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство
88. ACT»; Харьков: Фолио; 2000. - 496 с. (Библиотека «Р.Х. 2000». Серия «В силе духа»).
89. Мережковский, Д. С. Не мир, но меч текст. /Д. С. Мережковский/ Худож.-оформ. Б. Ф. Бублик. Харьков: Фолио; - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 720с. (Библиотека «Р.Х. 2000». Серия «В силе духа»).
90. Мудрость духовная в изречениях отцов Церкви текст. / Сост. И. Новожилов. М.: Лепта-Пресс, 2003. - 288 е.: илл.
91. Мысли Русских Патриархов от начала до наших дней, текст. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1999. — 560с.
92. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы, текст. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000.- 1040с.
93. Новгородцев, П. И. О путях и задачах русской интеллигенции текст. / П. И. Новгородцев// Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993.-336 с. С.225-240.
94. О России и русской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья текст. М.: «Наука», 1990. - 529с.
95. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: Сборник текст. / Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 509, [7] с. (Philosophy).
96. Павич, М. Семь смертных грехов: Рассказы текст. / Пер. с серб. Л. Савельевой. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 160с.
97. Памятники литературы Древней Руси. XIV середина XV века текст. / Вступ. статья Д.С. Лихачева; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. литер., 1981. - 606с.
98. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире текст. / А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496с.
99. Панарин, А. С. Философия политики: Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов, текст. / А. С. Панарин. М.: Новая школа, 1996. - 424с.
100. Паскаль, Б. Мысли: Афоризмы текст. / Б. Паскаль; Пер. с фр. Ю. Гинзбург. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: Фолио, 2003. - 236, [4] с. (Классическая и современная проза).
101. Паскаль, Б. Мысли о религии текст. / Б. Паскаль. Мн.: Харвест; - М.: ACT, 2001.-224с.
102. Петров, В. М. Власть духа, текст. / В. М. Петров. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. - 188с.
103. Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук текст. / В. М. Пивоев. М., 1993. - С. 35.
104. Пивоваров, Д. В. Дух, Душа и смысл жизни человека (Философия религии): Учеб. пособие текст. / Д. В. Пивоваров. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 1993.-91с.
105. Платон Диалоги текст. / Платон / Пер. с древнегреч. Худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио; 2001. -384 с. (Философия. Мастера).
106. Плотин Избранные трактаты текст. / Плотин. Мн.: Харвест; - М.: ACT, 2000. - 320 с.
107. Полосин, В. С. Миф. Религия. Государство текст. / В. С. Полосин. -М.: Ладомир, 1999. 440 с.
108. Преподобный Иоанн Лествичник Лествица текст. М.: Издательство Сретенского Монастыря, 2002. - 368 с.
109. Райх, В. Сексуальная революция текст. / Пер. с нем. В.А. Брун-Цехового /Общ. ред. и предисл. В.П. Наталенко. СПб.; - М.: Университетская книга; ACT, 1997. - 352 с.
110. Римлянин, Иоанн Кассиан Писания текст. М.: ACT, 2000. - 800 с. (Классическая философская мысль).
111. Розанов, В. В. Идея «Мессианизма». По поводу новой книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества» текст. / В. В. Розанов // Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. статья и прим. А.А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с. (Русский путь, Т. 1).
112. Розанов, В. В. Религия и культура текст. / В. В. Розанов / Худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT», - Харьков: Фолио, 2001. - 640 с. (Библиотека «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»),
113. Рожанский, И. Д. Алексагор текст. / И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1983.- 142 с.
114. Русская философия: Словарь текст. / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Республика, 1995.-655с.
115. Русские святые о покаянии, текст. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. 2005. - 509 с.
116. Русские философы (конец XIX середина XX вв.): Антология. Вып. 1 текст. / Сост.: A.JI. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1993. - 368 с.
117. Руссо Ж-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя текст. / Ж-Ж. Руссо / Пер. с фр. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 708с.
118. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, Душа и Тело текст. / Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев. 2002. -152 с.
119. Семенов, В. Е. Духовно-нравственные ценности главный фактор возрождения России текст. / В. Е. Семенов // Психология сознания / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480 е.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С.334-345.
120. Селиванов, Ю. Феноменология отчужденного духа: Учебное пособие, текст. / Ю. Селиванов. М.: ЭКОН, 1999. - 284с.
121. Силецкий, В. И. Терминология смертных грехов в культуре позднего средневековья и возрождения текст. / В. И. Силецкий // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - 137 с.
122. Смирнов, М. Добро как правда. Этическая концепция В. Соловьева текст. / М. Смирнов // Наука и религия. 1991. - № 2. С. 22 - 26.
123. Современная западная философия: Словарь текст. / Сост.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. -414с.
124. Соловьев, В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе текст. / Сост., вступ.ст., примеч. А. Б. Муратова СПб.: Худож.лит.,1994. - 528 с.
125. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат текст. / Б. Спиноза; Пер. с лат. Н. Лопаткина. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 381, [3] с. (Философия. Психология).
126. Спиноза, Б. Этика. Мн.: Харвест; - М.: ACT, 2001. - 336 с.
127. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов текст. / Т. Г. Стефаненко. 3-е изд., спр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
128. Степанова, И. Н. Шалютин, С. М. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания текст. / И. Н. Степанова, С. М. Шалютин. -Курган, 2004. 155 с.
129. Степун, Ф. А. Сочинения, текст. / Ф. А. Степун. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2000. - 1000 с.
130. Струве, П. Б. Интеллигенция и народное хозяйство текст. / П. Б. Струве // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. — 336 с. С. 204-208.
131. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда: Сборник текст. / Пер. с фр. П. Тейяра де Шардена. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 314, [6] е.: ил. (Философия. Психология).
132. Тихомиров, JI. А. Религиозно-философские основы истории текст. / Л. А. Тихомиров. 3-е изд. М.: Москва, 2000. - 592 с.
133. Третьяков, Н. Н. Образ в искусстве. Основные композиции, текст. — Свято-Введенская Оптина пустынь. 2001. 264 с.
134. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни текст. / Е. Н. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 396, [4] с. (Философия. Психология).
135. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке текст. / Е. Н. Трубецкой. 2-е изд. — М.: Лепта-Пресс, 2003. 320 с. (Испытание мудростью. Вып.З).
136. Уилбер, К. Око духа: интегральное видение для слегка свихнувшегося мира текст. / К. Уилбер; Пер. с англ. В. Самойлова; Под ред. А.f
137. Киселева. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2002. - 476, 4. с. (Тексты трансперсональной психологии).
138. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси текст. / Г. П. Федотов. СПб.: Изд-во «Сатисъ Держава», 2004. - 302 с.
139. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России текст. / Г. II. Федотов/ Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. / Сост., вступит, статья, примечания В.Ф. Бойкова. СПб.: София, 1991. -352 е.: портрет.
140. Философский словарь Владимира Соловьева, текст. Ростов н\Д: Изд-во «Феникс», 2000. - 464 с.
141. Филофей Послание о неблагоприятных днях и часах текст. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисловие А.В. Гулыги. М.: Айотс-пресс, 2004. С. 25 - 31. (Библиотека истории и культуры).
142. Фихте, И. Факты сознания. Назначения человека. Наукоучение текст. /И. Фихте/ Пер. с нем. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 784 с. (Классическая философская мысль).
143. Флоренский П.А. Имена. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001. 336 с. (Философия. Психология).
144. Флоренский, П. А. Иконостас текст. / П. А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 208 с. (Философия. Психология. Вып.4).
145. Флоренский, П. А. Столпы и утверждение истины: опыт православной теодицеи текст. / П.А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 640 с. (Philosophy).
146. Флоровский, Г. Восточные отцы церкви текст. / Г. Флоровский; Худож.- оформ. Б.Ф. Бублик, Ю.В. Лила. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 633, [7] с. (Philosophy).
147. Флоровский, Г. Пути русского богословия, текст. / Г. Флоровский. Вильнюс. 1991. 602 с.
148. Фомин, В. Е. Национальный дух: метафизическое основание русской религиозной философии: Монография текст. / В. Е. Фомин. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 169 с.
149. Франк, С. JI. Предмет знания. Душа человека текст. / С. JI. Франк. -Мн.: Харвесг, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 992 с. (Классическая философская мысль).
150. Франк, С. JI. С нами Бог текст. / С. J1. Франк; Сост. и предисл. А. С. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 750, [2] с. (Philosophy).
151. Франк, С. J1. Смысл жизни текст. / С. JI. Франк. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 157, [3] с. (Философия. Психология).
152. Франк, С. JI. Сочинения текст. / С. JI. Франк. М.: Изд-во «Правда», 1990.-608 с.
153. Фрейд, 3. Тотем и табу: Сборник текст. / 3. Фрейд. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 448 с.
154. Фромм, Э. Мужчина и женщина текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Издательство ACT», 1998. - 512 с. (Классики зарубежной психологии).
155. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек текст. / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 588, [4]. С. (Philosophy).
156. Хайдеггер, М. Бытие и время текст. / М. Хайдсггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. - 503, [9] с. (Philosophy).
157. Хамитов, Н. Философия и психология пола текст. / Н. Хамитов. -Киев: Ника-Центр, 2001. -224 с. (Серия «Проблемы Человека». Вып. 1).
158. Хараев, Ф. А. Философия духа текст. / Ф. А. Хараев. Нальчик: Издательский центр «ЭЛЬ-ФА», 1999. - 110 с.
159. Хомяков, А. С. О старом и новом текст. / А. С. Хомяков // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; Предисловие А.В. Гулыги. М.: Айотс-пресс, 2004. - С. 112 - 129. (Библиотека истории и культуры).
160. Христианство: Энциклопедический словарь. T.l. А-К. текст. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». 1993. - С. 430 — 433.
161. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени текст. / К. Хорни. СПб.: Питер, 2002. -224 с. (Серия «Психология-классика»).
162. Цветочки святого Франциска Ассизского текст. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 480 с. (Серия «Антология мудрости»).
163. Чаадаев, П. Философские письма текст. / П. Чаадаев / Классика геополитики, XIX век: Сб. / Сост. К. Королев. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 9-52, [2] (Philosophy).
164. Чагин, Б. А. Общественное сознание и сознание индивида текст. / Б. А. Чагин // Психология сознания / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. -СПб.: Питер, 2001. 480с.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С. 330-333.
165. Шестов, JI. И. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) текст. / JI. И. Шестов. М.: И.Захаров, 2000. - 176с.
166. Шестов, JI. И. На весах Иова текст. / JI. И. Шестов /Худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2001. -464с. (Библиотека «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»),
167. Шопенгауэр, А. Афоризмы и истины: Сочинения текст. / А. Шопенгауэр. М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - 736с. (Серия «Антология мысли»).
168. Шопенгауэр, А. Избранные произведения текст. / Сост., авторе, вступ. статья и примеч. И.С. Нарского. М.: Просвещение, 1993. -479 с.
169. Элиаде, М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское текст. / М. Элиаде / Пер. с фр. М.: Научно-издательский центр «Ладомир». 2000. - 414 с.
170. Эльцбахер, П. Сущность анархизма текст. / П. Эльцбахер. Мн.: Харвест; - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 272 с.
171. Эмерсон, Р. Нравственная философия текст. / Р. Эмерсон. Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 384с. (Классическая философская мысль).
172. Эпштейн, Джозеф. Зависть текст. / Джозеф Эпштейн; Пер. с англ. О. И.Сергеевой. М.: ООО «Издательство ACT», Астрель, 2006. - 191, [ 1] е.: ил. (Семь смертных грехов).
173. Эрн, В. Борьба за Логос. Сковорода, Г. Жизнь и учение текст. Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 592 с. (Классическая философская мысль).
174. Юм, Д. Трактат о человеческой природе текст. / Пер. с англ. С.И. Церетели; Под общ. ред., со вступ. статьей и примеч. И.С. Нарского; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 720 с.
175. Юнг, К. Г., фон Франц, М.-Л., Хендерсоп, Дж. Л., Якоби, И., Яффе, А. Человек и его символы текст. / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1997. - 368 е., илл.
176. Литература на иностранном языке:
177. Guliciuc, V., Guliciuc, R-E. What about the human diversity in the society of global information? // Человек в современных философских концепциях:
178. Материалы третьей Международной научной конференции. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: В 2 т. Т.1. С. 712-714. Волгоград: ПРИНТ, 2004. - 768 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.